Развитие физиократической теории в экономических исследованиях и преобразованиях. Физиократия

Физиократия (с греч. - «власть природы») - направление классической политической экономии во Франции, которое центральную роль в экономике отводило сельскохозяйственному производству. Физиократы подвергали критике меркантилизм, считая, что внимание производства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на создание изобилия «произведений земли», в чем, по их мнению, заключается подлинное благоденствие нации.

Физиократизм выражал интересы крупного капиталистического фермерства. Центральные идеи теории физиократии таковы – экономические законы носят естественный характер (то есть понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства.

Источник богатства есть сфера производства материальных благ - земледелие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля.

Промышленность считалась физиократами сферой бесплодной, непроизводящей. Под чистым продуктом они понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта. Этот избыток (чистый продукт) - уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта. Бесплодной считалась и торговая деятельность.

Физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, различая «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы», представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед. «Первичные авансы» (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а «ежегодные авансы» (ежегодные затраты на сельскохозяй­ственное производство) - оборотному капиталу.

Деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиокра­тов не существовало понятия «денежного капитала», они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег - как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из «обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров.

Физиократы дали определение «первоначальным авансам» (основной капитал) - затраты на земледельческое оборудование и «ежегодным авансам» (оборотный капитал) - ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство.

Налогообложение физиократы сводили к трем принципам: · налогообложение является источником дохода; наличие соотношения между налогами и доходами; · издержки взимания налогов не должны обременять. Основоположник школы физиократов Франсуа Кенэ (1694- 1774) был придворным медиком Людовика XV, а проблемами экономики занялся в 60 лет.

Ф. Кенэ - автор «Экономической таблицы» , в котброй показано, как совокупный годовой продукт, создаваемый в сельском хозяйстве, распределяется между классами: производительным (лица, занятые в сельском хозяйстве, - фермеры и сельские наемные рабочие), бесплодным (лица, занятые в промышленности, а также купцы) и собственниками (лица, получающие ренту, - землевладельцы и король). В этом произведении Ф. Кенэ представил основные пути реализации общественного продукта в виде направленного графа с тремя вершинами (классами), объединив все акты обмена в массовое движение денег и товаров, но при этом исключив процесс накопления.

Само обращение годового продукта состоит из пяти актов:

1. класс землевладельцев покупает у класса фермеров средства питания на 1 миллиард ливров. Вследствие этого к классу фермеров возвращается один миллиард ливров и одна треть годового продукта выходит из обращения

2. класс землевладельцев на второй миллиард ливров полученной ренты покупает у «бесплодного» класса промышленные изделия;

3. класс «бесплодных» на полученный за свои товары миллиард ливров покупает у класса фермеров продукты питания. Следовательно, к клас­су фермеров возвращается второй миллиард ливров и две третьи части продукта выходят из обращения

4. класс фермеров покупает у «бесплодного» класса на миллиард ливров промышленные изделия, идущие на восстановление инструментов и материалов, стоимость которых вошла в стоимость произведенного годового продукта

5. класс «бесплодных» на этот миллиард ливров закупает сырье у класса ферме­ров. Таким образом, обращение годового продукта обеспечивает возмещение использованных фондов сельского хозяйства и промышленности как предпосылку возобновления производства.

Налоги, по мнению Ф. Кенэ, должны взиматься только с земельных собственников в размере 1/3 чистого продукта.

Ф. Кенэ разработал концепцию естественного порядка , в основе которой лежат моральные законы государства, то есть интересы отдельного лица не могут идти вразрез с общими интересами общества.

Он представил "Экономическую таблицу" королю Людовику и умолял его предпринять реформу экономической политики, чтобы таким образом уберечься от неминуемого бунта голодных крестьян. Ответ короля было легко предугадать. "Врач? Так лечи. И не лезь не в свое дело!" Неудивительно, что после этого Людовик XVI нашел бесславный конец на гильотине.

Тем не менее, есть еще одна причина, по которой Кенэ и его учение важны для нас сегодня. Именно Кенэ ввел в обиход термин, который стал лозунгом экономической науки. По мнению Кенэ, наилучшая экономическая политика определяется принципом laissez faire ("лэйзэ фэр"). В вольном переводе с французского это выражение означает "оставьте как есть" или "не мешайте". В экономической науке этот принцип принято понимать как невмешательство государства в коммерческую деятельность.

Итак, все было готово для появления классической политической экономии, включая лозунг. И классическая политэкономия появилась.

Все экономисты-классики внесли огромный вклад в развитие не только экономики, но и многих других наук.

Первым из экономистов-классиков принято считать Дэвида Юма. Юм был ипохондриком. Ему были свойственны частые перемены настроения. Иногда ему казалось, что он очень болен. В таких случаях он писал своему лучшему другу: "Приезжай повидать меня, я скоро умру". Иногда ему приходили в голову странные идеи, о которых он писал все тому же другу. В одном из писем Юм упомянул об одной очень странной идее. Ему показалось, что благосостояние состоит вовсе не в золоте, а в товарах и услугах.

Его друг поначалу не придал этому внимания, но потом, видя, что идея не проходит сама собой, решил переубедить Юма. Переубедить его оказалось не просто - потребовалось написать целую книгу.

Книга эта называлась "Исследование о природе и причинах богатства народов", а человека, который ее написал, звали Адам Смит. Однако в процессе написания книги Смит все яснее и яснее осознавал, что Юм прав - благосостояние и в самом деле состоит в товарах и услугах.

Задача руководства страной, таким образом, оказывалась отнюдь не в накоплении золота. Хороший правитель должен руководить страной так, чтобы ее граждане потребляли товары и услуги, а не продавали их за рубеж в обмен на золото, которое оседает мертвым грузом в подвалах Казначейства.

Как же этого добиться? Очень просто, говорил Смит. Не мешайте (laissez faire ). Люди сами разберутся, что им нужно для того, чтобы их жизнь стала лучше. Чем лучше жизнь каждого отдельного человека, тем лучше жизнь общества в целом:

Всякий человек стремится использовать капитал свой так, чтобы продукт его наивысшую ценность имел. Не намеревается он обычно содействовать интересу общественному, да и не знает, насколько ему содействует. Стремится он только к собственной обеспеченности, собственной выгоде. И ведет его в этом некая невидимая рука к результату, коего у него и в мыслях нет. В погоне за своим интересом часто содействует он интересу общественному более, чем если бы в самом деле намеревался ему содействовать.

Этот экономический закон, открытый Смитом, впоследствии стали называть принципом невидимой руки.

Правительству остается только защищать права частной собственности. Поддерживать закон, полицию и суд, чтобы преступник не смог безнаказанно отнять собственность у законного владельца. Содержать армию и флот, чтобы этого не смогли сделать чужеземные властители. Может быть, нанять пожарных, чтобы собственность не гибла в огне.

И никаких тарифов! Установление тарифов, говорил Смит, неминуемо вызовет бунты в колониях.

"Богатство народов" вышло в свет в 1776 году. Король Георг III, однако, оставил книгу без внимания. Пророчество Смита тем не менее не заставило себя ждать. В том же 1776 году североамериканские колонии начали войну за независимость и, выиграв ее, отделились от Британской империи. Поводом к войне, как теперь известно даже школьникам, послужило. установление тарифа на чай.

Итак, Смит полагал, что, если правительство оставит торговлю и промышленность в покое, они будут производить все возрастающие количества товаров и услуг. Как же это возможно? У Смита был ответ и на этот вопрос.

Однажды Смит зашел в мастерскую, где несколько рабочих делали булавки. И вот какой разговор случился у него с одним из них:

- Сколько булавок Вы один можете сделать за день?

Примерно двадцать пять, сэр.

- А сколько здесь работает людей?

Двенадцать, сэр.

- И сколько булавок вы делаете за день все вместе?

Четырнадцать тысяч, сэр.

Смит не мог поверить своим ушам. Помножьте двадцать пять на двенадцать, и получите триста, но никак не четырнадцать тысяч. Чудо, однако, объяснялось просто. Один рабочий резал проволоку, второй заострял один конец будущей булавки, третий выполнял головку на другом конце. Каждый умел делать всего одну операцию, но очень быстро. Смит назвал это явление разделением труда . По мнению Смита, разделение труда будет способствовать бесконечному экономическому росту - ведь специализироваться могут не только отдельные люди или фирмы, но и целые страны.

"Богатство народов" давало ответ на многие вопросы. Был, однако, один вопрос, на который Смит не мог дать ответа. Этот вопрос казался ему настолько важным, что он задал его будущим поколениям исследователей в последней главе своей книги:

И я думаю - почему получается так, что алмазы, не имеющие никакой очевидной полезности за исключением сверкающего блеска драгоценностей, заслуживают такой высокой цены, тогда как вода, необходимая для нашего существования, бесплатна?

Другими словами, Смит задал вопрос: "Что есть цена?"

Именно поэтому многие и называют Смита отцом классической экономической науки. Наконец-то после тысячелетий блуждания во тьме кто-то поставил правильный вопрос.

И напоследок, стоит упамянуть еще одного выдающегося экономиста того времени. Анн Робер Жак Тюрго. Он родился во Франции и согласно семейной традиции окончил теологический факультет Сорбонны, но увлекся экономикой.

Людовик ХV вступив на престол, назначил Тюрго генеральным контролером финансов (август 1774). Убежденный сторонник сильной монархической власти, Тюрго был уверен, что при поддержке короля сумеет провести свои идеи в жизнь. Он немедленно выпустил эдикт о свободе торговли зерном (13 сентября 1774), упразднявший ограничения в этой области. Тюрго настаивал на отмене монополии и привилегий в важной для Франции торговле вином. Он ликвидировал цеха, объединения ремесленников, сковывавшие развитие производства; одновременно запрещались и союзы подмастерьев и рабочих. Была создана система регулярной почтовой связи и перевозок. Он также реформировал налогообложение: дорожная барщина была заменена денежным сбором, раскладывавшимся на все сословия. Тюрго планировал ввести взамен старых налогов всеобщий поземельный налог. Для распределения налогов на местах он собирался создать систему выборных провинциальных собраний.

Однако новшества Тюрго затрагивали интересы всех сословий Франции. Их отвергли дворянство и духовенство (Тюрго покушался на их привилегии), а также беднота, пострадавшая от спекуляций и вздорожания хлеба.

Главный труд А. Тюрго - «Размышления о создании и распределении богатств», в этой книге вслед за Кенэ и другими физиократами он отстаивал принцип свободы экономической деятельности и разделял их взгляд на земледелие как единственный источник прибавочного продукта. Впервые выделил внутри «земледельческого класса» и «класса ремесленников» предпринимателей и наемных работников.

А. Р. Ж. Тюрго впервые сформулировал так называемый закон убывающего плодородия почвы , который гласит: «Каждое дополнительное вложение капитала и труда в землю дает меньший по сравнению с предыдущим вложением эффект, а после некоего предела всякий дополнительный эффект становится невозможным».

В целом учение А. Тюрго совпадает с учением физиократов, но при этом стоит отметить следующие идеи:

· доход от капитала делится на издержки для создания продуктов и прибыль на капитал (заработная плата владельца капитала, предпринимательский доход и земельная рента);

· обмен взаимовыгоден обоим товаровладельцам, и поэтому происходит уравнивание ценностей обмениваемых благ;

· уплата ссудного процента оправдывается потерей дохода заимодавца при предоставлении ссуды;

· текущие цены на рынке, с точки зрения А. Тюрго, формируются с учетом спроса и предложения, являясь критерием, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов.

Физиократов , именно постоянное воспроизводство богатства... Н. Кондратьев отмечал, что физиократы не проводили методологической грани... принципам экономического либерализма. Подобно физиократам , Тюрго утверждал, что...

Подчеркнув роль производительного труда , создал учение о доходах.  

Во-первых, Смит верит в универсальные законы, которые применимы повсеместно и во все времена напротив, исторический характер этих законов и важность институциональных факторов были подчеркнуты марксизмом, исторической школой , течением институционализма и кейнсианством. Далее, Смит видит источник богатства в рынке и сужает экономические отношения до обобщенного свободного обмена другие авторы, от физиократов до классической школы , в создание которой Смит внес свой вклад, настаивают прежде всего на специфичности отношений производства, а третьи, и до, и после Смита, признают незаменимую роль государства , даже в рыночной экономике . Наконец, Смит считает, что экономические величины, к которым прилагаются его законы, имеют реальное независимое от денег измерение определение ценности товаров , выраженной в единицах одного из них, становится отправной точкой экономического анализа анализ денег и денежных отношений, напротив, является сердцевиной более ранних (как меркантилизм) и более поздних (как теория Карла Маркса или Джона Мейнарда Кейнса) теорий.  

Хотя работы физиократов опираются на представление экономики, отмеченное чертами французского общества той эпохи, их вклад в формирование экономической науки является, однако, существенным. Он включает представление экономики как системы, структурированной одновременно на социальные классы и на сектора деятельности идентификацию, под названием "естественный порядок" экономические законы , управляющие отношениями между индивидами различие между капиталом (авансы) и прибылью (чистый продукт) концепцию обращения потоков затрат, обеспечивающего воспроизводство общества в целом, остановка которого приводит к экономическим кризисам противоречие между производительным и непроизводительным трудом . Через шотландца Адама Смита эти принципы анализа сильно повлияли на классическую школу и через нее - на современную экономическую науку.  

Тюрго (Turgot) Анн Робер Жак, барон де л Он (1727 -1781), французский государственный деятель, философ-просветитель, видный представитель школы физиократов классической политэкономии. С 1751 г. чиновник Парижского парламента. В 1761-74гг. интендант в Лиможе. В 1774г. Людовик XVI назначил Тюрго морским министром. На посту генерального контролера финансов в 1774 -76 гг. Известен как инициатор антифеодальных реформ. Главное экономическое сочинение Тюрго - "Размышления о создании и распределении богатств" (1776). Наибольшую известность приобрел его закон убывающего плодородия почвы.  

ФИЗИОКРАТЫ - представители классической буржуазной политической экономии во Франции в середине XVIII в. Глава школы физиократов - Ф. Кенэ. Их учение сложилось в обстановке нарастающего кризиса феодальной системы, экономического упадка Франции. Подвергнув критике меркантилизм, физиократы считали, что внимание правительства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на создание изобилия произведений земли, в чем, по их мнению, заклю-  

Формирование классической политической экономии было подготовлено развитием капитализма. Ее первыми представителями были Уильям Петти (1623-1687) в Англии и Пьер Буа-гильбер (1646-1714) во Франции. Оба они предприняли попытку свести стоимость к труду и тем сделали решающий шаг в сторону экономической теории , открывшей источник капиталистического богатства в сфере производства. Во Франции ведущей отраслью оставалось земледелие. Поэтому представители французской классической политической экономии - физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго и др.) - источник прироста капитала искали в земледелии, а чистый доход рассматривали как дар природы. Глава школы физиократов Франсуа Кенэ (1694- 1774) заложил основы теории воспроизводства общественного капитала, создав первую макроэкономическую модель . Ее основу составляло движение совокупного общественного продукта между тремя классами граждан нации производительным (к которому он относил земледельцев), классом земельных собственников и непроизводительным (к которому он относил всех лиц, не связанных с земледелием).  

Под влиянием Великой французской революции и технического прогресса возник новый этап научных воззрений на налоги, связанный со школой физиократов (Ф. Кенэ, О. Мирабо, А. Тюрго). Впервые были поставлены вопросы о справедливости обложения, о переложении налогов , об и другие проблемы теории налогов. Все это оказало благотворное влияние на формирование классической теории налогообложения.  

В блестящей когорте мыслителей XVIII в. почетное место занимают французские экономисты Франсуа Кенэ и Анн Тюрго - представители школы ФИЗИОКРАТОВ (термин "физиократы" дословно означает "власть природы"), которая стала французским вариантом классической политэкономии.  

Физиократы - представители классической политической экономии , возникшей во Франции в середине XVH1 в. как реакция на меркантилизм. Ф. считали, что поскольку природные ресурсы являются единственным источником богатства, для государства нет смысла стимулировать развитие промышленности. Основоположником школы физиократов является Ф. Кенэ, ав-  

Вариантом классической политической экономии является школа физиократов. Она сформировалась во Франции в середине XVIII в. Ее основателем был Франсуа Кенэ (1694-1774). Только в земледельческом труде и земледельческом продукте физиократы видели источник богатства.

Яркими представителями классической политической экономии стали Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823). В отличие от меркантилистов классики политической экономии рассматривали ее как науку о богатстве, искали источник капиталистического богатства в сфере производства.

Переход от политической экономии богатства к политической экономии труда предприняли Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Учение К. Маркса получило широкое распространение в России. Экономическое учение К.Маркса явилось вершиной классической политэкономии.

Физиокрамтия (фр. physiocrates, от др.-греч.цэуйт -- природа и ксЬфпт -- сила, власть, господство, то есть "господство природы") -- французская школаэкономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кенэ.

Термин "физиократы" вошел в употребление лишь в XIX в., при жизни Кенэ и его учеников они себя называли "экономистами", а свое учение -- "политической экономией" . Название "физиократия" дано Дюпон де Немуром -- первым издателем сочинений Кене -- ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу. Впрочем, это название могло бы характеризовать учение физиократов и в другом отношении, так как они были сторонниками "естественного порядка" (ordrenaturel) в хозяйственной жизни общества -- идеи, родственной понятиям естественного права или естественного закона в рационалистическом смысле философии XVIII в.

Статьи Кенэ, посвященные вопросам цен на хлеб и налогам, были помещены в энциклопедии Д. Дидро. Существенная заслуга физиократов, и прежде всего Кёне, по мнению К.Маркса, состояла в том, что "… они в пределах буржуазного кругозора дали анализ капитала. Эта-то заслуга и делает их настоящими отцами современной политической экономии".

Положения

Физиократы решали вопрос о том, как должны складываться экономические отношения между людьми при свободном действии естественного порядка и каковы будут принципы этих отношений. Подобно школе А. Смита и притом раньше неё, физиократы высказывали убеждение, что предоставление полной свободы действию естественных законов одно только способно осуществить общее благо. В связи с этим находятся и требование уничтожения старых узаконений и учреждений, задерживающих беспрепятственное проявление естественного порядка, и требование невмешательства государственной власти в экономические отношения -- желания, одинаково характеризующие и физиократов, и "классическую" школу. Наконец, в обоих случаях мы имеем дело с реакцией против меркантилизма, который (в своем французском варианте) односторонне покровительствовал только торговле и обрабатывающей промышленности; но физиократы впали в другую односторонность, которой избежала теория, созданная А. Смитом.

Физиократы противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности сельское хозяйство как единственное занятие, дающее излишек валового дохода над издержками производства, а потому и единственно производительное. Поэтому в их теории земля (почва, силы природы) является единственным фактором производства, тогда как А. Смит рядом с этим фактором поставил два других, труд и капитал -- понятия, играющие такую же важную роль во всем дальнейшем развитии политической экономии, как чистой науки. В этом последнем отношении физиократов скорее можно считать предшественниками, чем основателями политической экономии.

Термин "физиократия" употребляется в двояком смысле, а именно чаще всего в более узком значении известной экономической доктрины, реже -- в более широком смысле целой теории общества, с социальными и политическими выводами. Первый взгляд на физиократов господствует у иностранцев, второй свойственен французам. Нет сомнения, что главное значение физиократы имеют в истории политической экономии, но из-за этого не следует забывать их политические взгляды, делающие их наиболее видными представителями просвещённого абсолютизма во Франции.

Происхождение теории

Английские, а за ними немецкие и русские историки политической экономии считают обыкновенно родоначальником этой науки Адама Смита, но французские и ряд других историков видит её начало в учении физиократов, которые создали первую систематическую теорию политической экономии. В своей специальной работе "О Тюрго как экономисте" немецкий учёный Шеель считает физиократов истинными родоначальниками политической экономии, называя "смитианизм" лишь "английским видом физиократизма". Такого же мнения придерживается историк С. Каплан в своем труде о политике и политической экономии Франции эпохи Людовика XV: он фактически ставит знак равенства между физиократами и либеральными экономистами -- последователями А. Смита. Сам Адам Смит был вхож в кружок физиократов Франсуа Кёнэ и собирался посвятить последнему свою главную работу "Богатство народов", но изменил свое намерение после смерти французского политэконома, произошедшей незадолго до публикации. Это прямо указывает на связь основных положений А. Смита с учением Франсуа Кёнэ и физиократов.

Появлению физиократии предшествовал так называемый меркантилизм, который был скорее системой экономической политики, чем политико-экономической теорией: меркантилисты не дали цельной научной доктрины -- она в цельном виде сложилась в виде доктрины протекционизма лишь в XIX в. В этом смысле физиократы заслуживают предпочтения в том, чтобы считаться действительными основателями политической экономии, тем более, что они оказали большое влияние и на учение А. Смита. Они первые провозгласили тот принцип, что в хозяйственной жизни общества господствует известный естественный порядок и что наука может и должна его открыть и сформулировать. Стоит только, думали они, узнать, какие законы управляют явлениями экономической жизни -- и этого будет совершенно достаточно для создания полной теории производства и распределения богатств. Отсюда их дедуктивный метод, весьма сходный с методом А. Смита и других представителей "классической школы" политической экономии.

Основные положения

Все главные основания физиократической теории как политико-экономического учения были изложены уже основателем школы, а потому о них вполне достаточное понятие даёт учение Кенэ.

В главной работе Кёне "Экономическая таблица" (1758) проведён анализ общественного воспроизводства с позиции установления определённых балансовых пропорций между натуральными (вещественными) и стоимостными элементами общественного продукта. Фактически, сгруппировав всех хозяйствующих экономических субъектов Франции XVIII века на классы: земледельцев (фермеры и сельские наёмные рабочие), собственников (землевладельцы и король) и "бесплодный класс" (промышленники, купцы, ремесленники и наёмные рабочие в промышленности) -- Кёне составил первый вариант схемы-таблицы межотраслевого баланса "затрат-выпуска", являющейся прототипом для последующих моделей экономического баланса Л. Вальраса и В. Леонтьева.

В оценке их общественной роли историки не вполне сходятся между собой, неодинаково понимая их отношение к отдельным социальным классам. Несомненно, что физиократы враждебно относились к сословному строю общества, к привилегиям дворянства и к сеньориальным правам. Некоторые историки особенно подчеркивают народолюбие физиократов. Издатель сочинений физиократов в XIX в., Дэр, ставит им в заслугу, что они "формулировали великую проблему справедливого и несправедливого" в общественных отношениях и в этом смысле "основали школу социальной морали, которой раньше не существовало". Историк XIX века А. Лихтенбергер ("Lesocialismedu XVIII siиcle") говорит, что "в известном смысле физиократы играли роль, имеющую некоторую аналогию с ролью современных социалистов, так как они стремились эманципировать труд и защищали права социальной справедливости". Не так далеко идут в своих отзывах немецкие писатели (Кауц, Шеель, Кон и др.), но и они подчеркивают симпатию к трудящимся и обременённым. В сущности, однако, физиократы были, как полагал Луи Блан, бессознательными представителями интересов буржуазии; Маркс заметил, что "физиократическая система была первой систематической концепцией капиталистического производства".

Вместе с тем, никто из физиократов не принадлежал к французской буржуазии, почти все они были представителями крупной французской аристократии или высшего католического духовенства: Виктор Рикети маркиз де Мирабо, Пьер дюПон де Немур, Анн Робер Тюрго, Мерсьеде лаРивьер, аббат Бодо, аббат Рубо и т.д. Сам Франсуа Кенэ был личным врачом и доверенным лицом мадам де Помпадур, богатой аристократки и фаворитки короля Людовика XV, которая покровительствовала экономическому кружку Кёнэ в Версале и познакомила его с королём, который оказался под сильным влиянием либеральных идей физиократов.

Не случайно поэтому физиократы были проповедниками крупного хозяйства: уже Кёнэ считал наиболее нормальным, чтобы земли, обрабатываемые под посевы, соединялись в большие фермы, которые находились бы в руках богатых землевладельцев (richescultivateurs). Только богатые фермеры составляют, по его мнению, силу и могущество нации, только они могут дать занятие рабочим рукам и удержать в деревне жителей. При этом Кёнэ объяснял, что под словами "богатый фермер" не следует понимать работника, который сам пашет, а хозяина, имеющего наёмных рабочих. Все мелкие фермеры должны были превратиться в батраков, работающих на крупных фермеров, которые и суть "истинные земледельцы". По словам аббата Бодо, "в обществе, истинно благоустроенном на основах экономических принципов", должны существовать простые земледельческие рабочие, которые жили бы только своим трудом. Отождествляя нередко землю и землевладельца, интересы земледелия и интересы сельских хозяев, физиократы очень часто, когда говорят об интересах производительного класса, имеют в виду именно только фермеров. Отсюда недалеко было до особенной заботливости о последних -- и действительно, Кене советует правительству наградить фермеров всякими привилегиями, так как в противном случае благодаря своему богатству они могут приняться за другие занятия. Заботясь об увеличении национального дохода, заключавшемся, с точки зрения физиократов, в сумме доходов отдельных сельских хозяев, они признавали необходимость благосостояния рабочих едва ли не потому только, что в интересах нации продукты должны потребляться в возможно большем количестве.

Содействовать увеличению рабочей платы физиократы вовсе не были намерены: Кене советует для жатвы брать пришлых савойских рабочих, которые довольствуются меньшей платой, чем французские, ибо от этого уменьшаются расходы производства и увеличиваются доходы собственников и государя, а вместе с ними возрастает могущество нации и фонд рабочей платы (lerevenudisponible), который доставит рабочим возможность лучшего существования. Таким образом, физиократы не умели отделить накопление капиталов от обогащения землевладельцев и крупных фермеров: наблюдая вокруг себя одну бедность, желая поднять национальное богатство, они обращали внимание исключительно на количество предметов, находящихся в стране, без всякого отношения к их распределению. Необходимость капиталов на их языке переводилась в необходимость капиталистов. Крестьянин рисовался им либо в виде мелкого собственника, едва существующего доходами со своей землицы, либо в виде половника, вечно находящегося в долгу у помещика, либо в виде безземельного батрака, которому ни тот, ни другой не могут доставить работы. По мнению физиократов, крупное фермерство, обогащая государство, могло занять свободные руки безземельного крестьянства. В этом отношении физиократы сходились с весьма многими агрономическими писателями, указывавшими, что мелкое хозяйство крестьян-собственников и половников, невежественных и бедных, не в состоянии служить основой для тех улучшений в способах обработки земли, которые требуются для подъёма её производительности.

Между теорией физиократов, благоприятной для крупной буржуазии и аристократии, и их народолюбивыми чувствами было, таким образом, довольно значительное противоречие. Раньше всего оно было отмечено Луи Бланом, когда он, например, говорил о Тюрго: "он не всегда отличался последовательностью по отношению к своим принципам; не будем его за это упрекать, ибо в этом его слава".

Некоторые современные историки полагают, что попытки применить во Франции либеральные идеи, проповедуемые физиократами, привели к массовому голоду во Франции в 1770--1771 и 1788--1789 гг. и экономическому кризису 1786--1789 гг., приведшему к массовой безработице, что вызвало социальный взрыв, обостривший события и эксцессы первого этапа Великой Французской революции.

В политическом отношении физиократы стояли на точке зрения просвещённого абсолютизма. Уже Кене, мечтая о реализации своей экономической системы, считал необходимой такую силу, которая могла бы совершить эту реализацию. Он требовал поэтому полного единства и безусловного господства верховной власти, возвышающейся во имя общего блага над противоположными интересами частных лиц. Мерсьеде лаРивьер в главном своём сочинении развивал ту мысль, что "законный деспотизм" (despotismelйgal) один в состоянии осуществить общее благо, установить естественный общественный порядок, чем вызвал резкие возражения со стороны Мабли. Нападая на теорию разделения и равновесия властей или теорию политических противовесов, Мерсье рассуждал так: если основы хорошего правления очевидны для власти и она захочет поступать сообразно с ними на благо общества, то "контрафорсы" могут лишь помешать ей -- и наоборот, в таких противовесах нет надобности, раз основы хорошего правления остаются неизвестными власти. Напрасно из боязни, что правитель может быть невежественным, ему противопоставляют людей, едва умеющих управлять самими собой. Впрочем, роль абсолютной власти понималась скорее в смысле силы, которая должна устранить все, что мешает "естественному порядку", чем в смысле силы, которая должна созидать нечто новое.

В последнем отношении интересен разговор Екатерины II с Мерсьеде ла Ривьером, которого она пригласила в Петербург для совета с ним о законодательстве. "Каких правил, -- спросила она, -- следует держаться, чтобы дать наиболее подходящие законы для народа?" -- "Давать или создавать законы -- такая задача, государыня, которой Бог никому не предоставлял", -- отвечал Мерсьеде ла Ривьер, вызвав новый вопрос Екатерины о том, к чему же, в таком случае, он сводит науку правления. "Наука правления, -- сказал он, -- сводится к признанию и проявлению законов, начертанных Богом в организации людей; желать идти дальше было бы большим несчастьем и чересчур смелым предприятием". Учение физиократов оказало влияние на французскую революцию. "Из их среды, -- говорит Бланки в своей "Истории политической экономии", -- был дан сигнал ко всем общественным реформам, какие только были совершены или предприняты в Европе в течение 80 лет; можно даже сказать, что, за немногими исключениями, французская революция была не чем иным, как их теорией в действии". Луи Блан, видевший в физиократах представителей интересов буржуазии, хотевших заменить одну аристократию другой, и потому называвший их учение "ложным и опасным", тем не менее, прославлял их как проповедников новых идей, из которых вышли все преобразования революционной эпохи. "Экономисты, -- говорит о Ф. Токвиль в "Старом порядке и революции", -- играли в истории менее блестящую роль, чем философы; быть может, они и меньше, нежели последние, оказали влияния на возникновение революции -- и тем не менее я думаю, что истинный её характер лучше всего познается именно в их сочинениях. Одни высказывали то, что можно было себе вообразить; другие иногда указывали на то, что нужно было делать. Все учреждения, которые революция должна была безвозвратно уничтожить, были особенным предметом их нападок; ни одно не имело права на пощаду в их глазах. Наоборот, все те учреждения, которые могут рассматриваться как настоящие создания революции, были заранее возвещены физиократами и с жаром ими прославлены. С трудом можно было бы назвать хотя бы одно, зародыш которого уже не существовал бы в каких-либо их сочинениях; в них мы находим все, что было наиболее существенного в революции". В сочинениях Ф. Токвиль отмечает и будущий "революционный и демократический темперамент" деятелей конца XVIII в., и "безграничное презрение к прошлому", и веру во всемогущество государства в деле устранения всех зол.

Оценивая общее значение физиократов, один из самых последних исследователей их учения (Мархлевский) называет отдельные случаи влияния физиократов на жизнь "революционными бациллами физиократизма". Несколько иначе относится большинство историков к чисто научной стороне этого учения.

После появления "Богатства народов" А. Смита школа Кене пришла в полный упадок, хотя у неё были ещё сторонники даже в XIX в.: Дюпон де Немур -- до самой своей смерти (1817), в тридцатых годах -- Ж.М. Дютан и др. В классической школе полит. экономии установилось, в общем, самое отрицательное отношение к физиократам, не всегда справедливое. В своём "Капитале" Маркс довольно часто говорит о физиократах (в примечаниях) с сочувствием; одно количество цитат указывает на то, как высоко ставил он иногда этих предшественников классической школы.

В отдельных случаях он даже находил понимание тех или других вопросов более глубоким и более последовательным у физиократов, нежели у А. Смита.

Сам вопрос о зависимости последнего от физиократов был подвергнут внимательному пересмотру, результаты которого оказались благоприятными для физиократов Сочинения физиократов изданы Дэром в "Collectiondesprincipauxйconomistes"; "Друг людей" Мирабо переиздан Rouxel"ем в 1883 г., а сочинения Кене перепечатал Онкен.

Положения

Физиократы решали вопрос о том, как должны складываться экономические отношения между людьми при свободном действии естественного порядка и каковы будут принципы этих отношений. Подобно школе А. Смита и при том раньше неё, физиократы высказывали убеждение, что предоставление полной свободы действию естественных законов одно только способно осуществить общее благо. В связи с этим находятся и требование уничтожения старых узаконений и учреждений, задерживающих беспрепятственное проявление естественного порядка, и требование невмешательства государственной власти в экономические отношения - желания, одинаково характеризующие и физиократов, и «классическую» школу. Наконец, в обоих случаях мы имеем дело с реакцией против меркантилизма , который (в своем французском варианте) односторонне покровительствовал только торговле и обрабатывающей промышленности; но физиократы впали в другую односторонность, которой избежала теория, созданная А. Смитом.

Физиократы противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности сельское хозяйство как единственное занятие, дающее излишек валового дохода над издержками производства, а потому и единственно производительное. Поэтому в их теории земля (почва, силы природы) является единственным фактором производства, тогда как А. Смит рядом с этим фактором поставил два других, труд и капитал - понятия, играющие такую же важную роль во всем дальнейшем развитии политической экономии, как чистой науки. В этом последнем отношении физиократов скорее можно считать предшественниками, чем основателями политической экономии.

Термин «физиократия» употребляется в двояком смысле, а именно чаще всего в более узком значении известной экономической доктрины, реже - в более широком смысле целой теории общества, с социальными и политическими выводами. Первый взгляд на физиократов господствует у иностранцев, второй свойственен французам. Нет сомнения, что главное значение физиократы имеют в истории политической экономии, но из-за этого не следует забывать их политические взгляды, делающие их наиболее видными представителями просвещённого абсолютизма во Франции .

Происхождение теории

Английские, а за ними немецкие и русские историки политической экономии считают обыкновенно родоначальником этой науки Адама Смита , но французские и ряд других историков видит её начало в учении физиократов, которые создали первую систематическую теорию политической экономии. В своей специальной работе «О Тюрго как экономисте» немецкий учёный Шеель считает физиократов истинными родоначальниками политической экономии, называя «смитианизм» лишь «английским видом физиократизма». Такого же мнения придерживается историк С.Каплан в своем труде о политике и политической экономии Франции эпохи Людовика XV: он фактически ставит знак равенства между физиократами и либеральными экономистами - последователями А.Смита . Сам Адам Смит был вхож в кружок физиократов Франсуа Кёнэ и собирался посвятить последнему свою главную работу «Богатство народов », но изменил свое намерение после смерти французского политэконома, произошедшей незадолго до публикации . Это прямо указывает на связь основных положений А. Смита с учением Франсуа Кёнэ и физиократов.

Появлению физиократии предшествовал так называемый меркантилизм , который был скорее системой экономической политики, чем политико-экономической теорией: меркантилисты не дали цельной научной доктрины - она в цельном виде сложилась в виде доктрины протекционизма лишь в XIX в. В этом смысле физиократы заслуживают предпочтения в том, чтобы считаться действительными основателями политической экономии, тем более, что они оказали большое влияние и на учение А. Смита. Они первые провозгласили тот принцип, что в хозяйственной жизни общества господствует известный естественный порядок и что наука может и должна его открыть и сформулировать. Стоит только, думали они, узнать, какие законы управляют явлениями экономической жизни - и этого будет совершенно достаточно для создания полной теории производства и распределения богатств. Отсюда их дедуктивный метод, весьма сходный с методом А. Смита и других представителей «классической школы» политической экономии.

Предшественники

У физиократов были предшественники двоякого рода: одни уже давно выдвигали на первый план важное значение сельского хозяйства, другие высказывались за предоставление естественному течению экономической жизни большей свободы. Уже Сюлли , министр склонявшегося к меркантилизму Генриха IV, говорил, что «земледелие и скотоводство - два сосца, питающие Францию» и что эти два занятия - настоящие золотоносные жилы, превосходящие все сокровища Перу. На той же точке зрения стояли в начале XVIII века Буагильбер, автор сочинения «Le détail de la France sous Louis XIV», и маршал Вобан , к которым позднее примкнул Кантильон , оказавший большое влияние на физиократов через Виктора Мирабо , комментировавшего идеи этого английского экономиста в своём «Друге людей». С другой стороны, Локк положил основание всей школе естественного права XVIII в., под влиянием которой сложилась физиократическая идея естественного порядка, и высказывался за свободу торговли; на той же точке зрения стоял Кантильон, идеями которого пользовался и А. Смит. Непосредственной причиной возникновения новой экономической школы было материальное оскудение Франции, указывавшее на ошибочность всей прежней экономической политики. «В конце 1750 г., - говорит Вольтер, - нация, пресытившись стихами, комедиями, трагедиями, романами, моральными рассуждениями и богословскими диспутами, принялась, наконец, рассуждать о хлебе. Можно было предположить, выходя из театра комической оперы, что Франции предстояло продавать хлеб в небывалых размерах». Действительно, около этого времени французское общество обратило внимание на печальное положение сельского хозяйства, и даже образовалась своего рода «агрономическая мода».

К числу лиц, занявшихся ранее других экономическими вопросами в аграрном направлении, принадлежал Виктор Мирабо , который в своём «Друге людей», издававшемся с 1756 г., уже высказывал мысли о земледелии как единственном источнике благосостояния государств и об экономической свободе как лучшей правительственной политике. Отдельные положения Мирабо, касавшиеся этих вопросов, не отличались, однако, ясностью и не были приведены в систему. Впервые сам Мирабо постиг значение собственных идей, когда познакомился с теорией Кене, первое экономическое сочинение которого («Tableau économique») вышло в свет в 1758 г. Мирабо одним из первых примкнул к новому учению и стал ревностным его глашатаем в целом ряде сочинений. Одновременно возникли периодические издания, ставшие органами новой школы, «Gazette du Commerce», «Journal de l’agriculture, du commerce et des finances» Дюпон де Немура и «Ephémérides du citoyen», основанный им же вместе с аб. Бодо, автором «Введения в экономическую философию» (1771). Тот же Дюпон де Немур издал в 1767-68 гг. сочинения Кене под общим заглавием «Physiocratie», после чего последователи Кене и получили название «физиократы».

К ним примкнули и другие видные экономисты, как то: Мерсье де ла Ривьер и Тюрго . Первый из них, приняв сначала участие в «Журнале земледелия, торговли и финансов», издал в 1767 г. книгу «L’ordre naturel et essentiel des sociétés politiques», из которой впервые большая публика познакомилась с идеями Кене. В ней рассматривались не только экономические, но и политические вопросы с физиократической точки зрения. По учению Мерсье, государственный строй должен основываться на природе человека; вся его задача - в охране свободы и собственности людей, а это лучше всего может сделать абсолютная монархия, в которой совпадают интересы правителя с интересами всей страны. Эта политическая идея Мерсье де ла Ривьера была принята и другими физиократами. Тогда же вышла в свет книга Тюрго «Réflexions sur la formation et la distribution des richesses» (1766), представляющая собой уже систематическое изложение теории образования и распределения богатств с физиократической точки зрения. Особое значение Тюрго заключается в том, что в начале царствования Людовика XVI он в течение двадцати месяцев занимал пост первого (фактически) министра и сделал попытку - впрочем, не удавшуюся, - провести на практике физиократическую программу реформ. Менее важными сторонниками физиократов были Клико-Блерваш и Летрон. Главное сочинение последнего («De l’intérêt social par rapport а la valeur, а la circulation, а l’industrie et au commerce», 1777) считается одним из наиболее ясных и систематических изложений доктрины физиократов, во многих вопросах предвосхитившим положения новейшей науки. По частному вопросу о свободе хлебной торговли в ряды физиократов стал и аббат Морелле.

Сочувственно относились к физиократам или только отчасти разделяли их взгляды Кондильяк , Кондорсе , Мальзерб, Лавуазье . Из видных экономистов той эпохи лишь Неккер и Форбонне продолжали держаться принципов меркантилизма. Некоторые причисляют к физиократам и Гурне , который действительно пользовался большим уважением среди последователей школы; но он далеко не разделял мнения о непроизводительности торговли и обрабатывающей промышленности. С физиократами его роднит, главным образом, убеждение в благодетельности свободной конкуренции; ему принадлежит знаменитый «принцип невмешательства» - «laissez-faire ». Значение Гурне в истории школы физиократов заключается в том, что у него главным образом последователи Кене заимствовали аргументы в пользу экономической свободы. Иногда во всей физиократии видят не что иное, как слияние идей Гурне и Кене, но чаще в зависимость от Гурне ставят одного только Тюрго. Новейшие исследования (Oncken) показали, что гораздо раньше Гурне идею экономической свободы высказал маркиз д’Аржансон .

Основные положения

Все главные основания физиократической теории как политико-экономического учения были изложены уже основателем школы, а потому о них вполне достаточное понятие даёт учение Кене.

В главной работе Кёне «Экономическая таблица» (1758) проведён анализ общественного воспроизводства с позиции установления определённых балансовых пропорций между натуральными (вещественными) и стоимостными элементами общественного продукта. Фактически, сгруппировав всех хозяйствующих экономических субъектов Франции XVIII века на классы: земледельцев (фермеры и сельские наёмные рабочие), собственников (землевладельцы и король) и «бесплодный класс» (промышленники, купцы, ремесленники и наёмные рабочие в промышленности) - Кёне составил первый вариант схемы-таблицы межотраслевого баланса «затрат-выпуска», являющейся прототипом для последующих моделей экономического баланса Л.Вальраса и В.Леонтьева .

В оценке их общественной роли историки не вполне сходятся между собой, неодинаково понимая их отношение к отдельным социальным классам. Несомненно, что физиократы враждебно относились к сословному строю общества, к привилегиям дворянства и к сеньориальным правам. Некоторые историки особенно подчеркивают народолюбие физиократов. Издатель сочинений физиократов в XIX в., Дэр, ставит им в заслугу, что они «формулировали великую проблему справедливого и несправедливого» в общественных отношениях и в этом смысле «основали школу социальной морали, которой раньше не существовало». Новейший историк социализма (Lichtenberger, «Le socialisme du XVIII siècle») говорит, что «в известном смысле физиократы играли роль, имеющую некоторую аналогию с ролью современных социалистов, так как они стремились эманципировать труд и защищали права социальной справедливости». Не так далеко идут в своих отзывах немецкие писатели (Кауц, Шеель, Кон и др.), но и они подчеркивают симпатию к трудящимся и обременённым. В сущности, однако, физиократы были, как полагал Луи Блан, бессознательными представителями интересов буржуазии; Маркс заметил, что «физиократическая система была первой систематической концепцией капиталистического производства».

Вместе с тем, никто из физиократов не принадлежал к французской буржуазии, почти все они были представителями крупной французской аристократии или высшего католического духовенства: Виктор Рикети маркиз де Мирабо , Пьер дю Пон де Немур , Анн Робер Тюрго , Мерсье де ла Ривьер , аббат Бодо, аббат Рубо и т. д. Сам Франсуа Кенэ был личным врачом и доверенным лицом мадам де Помпадур , богатой аристократки и фаворитки короля Людовика XV , которая покровительствовала экономическому кружку Кёнэ в Версале и познакомила его с королём, который оказался под сильным влиянием либеральных идей физиократов .

Не случайно поэтому физиократы были проповедниками крупного хозяйства: уже Кёнэ считал наиболее нормальным, чтобы земли, обрабатываемые под посевы, соединялись в большие фермы, которые находились бы в руках богатых землевладельцев (riches cultivateurs). Только богатые фермеры составляют, по его мнению, силу и могущество нации, только они могут дать занятие рабочим рукам и удержать в деревне жителей. При этом Кёнэ объяснял, что под словами «богатый фермер» не следует понимать работника, который сам пашет, а хозяина, имеющего наёмных рабочих. Все мелкие фермеры должны были превратиться в батраков, работающих на крупных фермеров, которые и суть «истинные земледельцы». По словам аббата Бодо, «в обществе, истинно благоустроенном на основах экономических принципов», должны существовать простые земледельческие рабочие, которые жили бы только своим трудом. Отождествляя нередко землю и землевладельца, интересы земледелия и интересы сельских хозяев, физиократы очень часто, когда говорят об интересах производительного класса, имеют в виду именно только фермеров. Отсюда недалеко было до особенной заботливости о последних - и действительно, Кене советует правительству наградить фермеров всякими привилегиями, так как в противном случае благодаря своему богатству они могут приняться за другие занятия. Заботясь об увеличении национального дохода, заключавшемся, с точки зрения физиократов, в сумме доходов отдельных сельских хозяев, они признавали необходимость благосостояния рабочих едва ли не потому только, что в интересах нации продукты должны потребляться в возможно большем количестве.

Содействовать увеличению рабочей платы физиократы вовсе не были намерены: Кене советует для жатвы брать пришлых савойских рабочих, которые довольствуются меньшей платой, чем французские, ибо от этого уменьшаются расходы производства и увеличиваются доходы собственников и государя, а вместе с ними возрастает могущество нации и фонд рабочей платы (le revenu disponible), который доставит рабочим возможность лучшего существования. Таким образом, физиократы не умели отделить накопление капиталов от обогащения землевладельцев и крупных фермеров: наблюдая вокруг себя одну бедность, желая поднять национальное богатство, они обращали внимание исключительно на количество предметов, находящихся в стране, без всякого отношения к их распределению. Необходимость капиталов на их языке переводилась в необходимость капиталистов. Крестьянин рисовался им либо в виде мелкого собственника, едва существующего доходами со своей землицы, либо в виде половника , вечно находящегося в долгу у помещика, либо в виде безземельного батрака, которому ни тот, ни другой не могут доставить работы. По мнению физиократов, крупное фермерство, обогащая государство, могло занять свободные руки безземельного крестьянства. В этом отношении физиократы сходились с весьма многими агрономическими писателями, указывавшими, что мелкое хозяйство крестьян-собственников и половников, невежественных и бедных, не в состоянии служить основой для тех улучшений в способах обработки земли, которые требуются для подъёма её производительности.

Между теорией физиократов, благоприятной для крупной буржуазии и аристократии, и их народолюбивыми чувствами было, таким образом, довольно значительное противоречие. Раньше всего оно было отмечено Луи Бланом, когда он, например, говорил о Тюрго: «он не всегда отличался последовательностью по отношению к своим принципам; не будем его за это упрекать, ибо в этом его слава».

Некоторые современные историки полагают, что попытки применить во Франции либеральные идеи, проповедуемые физиократами, привели к массовому голоду во Франции в 1770-1771 и 1788-1789 гг. и экономическому кризису 1786-1789 гг., приведшему к массовой безработице, что вызвало социальный взрыв, обостривший события и эксцессы первого этапа Великой Французской революции

В политическом отношении физиократы стояли на точке зрения просвещённого абсолютизма. Уже Кене, мечтая о реализации своей экономической системы, считал необходимой такую силу, которая могла бы совершить эту реализацию. Он требовал поэтому полного единства и безусловного господства верховной власти, возвышающейся во имя общего блага над противоположными интересами частных лиц. Мерсье де ла Ривьер в главном своём сочинении развивал ту мысль, что «законный деспотизм» (despotisme légal) один в состоянии осуществить общее благо, установить естественный общественный порядок, чем вызвал резкие возражения со стороны Мабли. Нападая на теорию разделения и равновесия властей или теорию политических противовесов, Мерсье рассуждал так: если основы хорошего правления очевидны для власти и она захочет поступать сообразно с ними на благо общества, то «контрафорсы» могут лишь помешать ей - и наоборот, в таких противовесах нет надобности, раз основы хорошего правления остаются неизвестными власти. Напрасно из боязни, что правитель может быть невежественным, ему противопоставляют людей, едва умеющих управлять самими собой. Впрочем, роль абсолютной власти понималась скорее в смысле силы, которая должна устранить все, что мешает «естественному порядку», чем в смысле силы, которая должна созидать нечто новое.

В последнем отношении интересен разговор Екатерины II с Мерсье де ла Ривьером, которого она пригласила в Петербург для совета с ним о законодательстве «Каких правил, - спросила она, - следует держаться, чтобы дать наиболее подходящие законы для народа?» - «Давать или создавать законы - такая задача, государыня, которой Бог никому не предоставлял», - отвечал, Мерсье де ла Ривьер, вызвав новый вопрос Екатерины о том, к чему же, в таком случае, он сводит науку правления. «Наука правления, - сказал он, - сводится к признанию и проявлению законов, начертанных Богом в организации людей; желать идти дальше было бы большим несчастьем и чересчур смелым предприятием». Учение физиократов оказало влияние на французскую революцию . «Из их среды, - говорит Бланки в своей „Истории политической экономии“, - был дан сигнал ко всем общественным реформам, какие только были совершены или предприняты в Европе в течение 80 лет; можно даже сказать, что, за немногими исключениями, французская революция была не чем иным, как их теорией в действии». Луи Блан, видевший в физиократах представителей интересов буржуазии, хотевших заменить одну аристократию другой, и потому называвший их учение «ложным и опасным», тем не менее прославлял их как проповедников новых идей, из которых вышли все преобразования революционной эпохи. «Экономисты, - говорит о Ф. Токвиль в „Старом порядке и революции“, - играли в истории менее блестящую роль, чем философы; быть может, они и меньше, нежели последние, оказали влияния на возникновение революции - и тем не менее я думаю, что истинный её характер лучше всего познается именно в их сочинениях. Одни высказывали то, что можно было себе вообразить; другие иногда указывали на то, что нужно было делать. Все учреждения, которые революция должна была безвозвратно уничтожить, были особенным предметом их нападок; ни одно не имело права на пощаду в их глазах. Наоборот, все те учреждения, которые могут рассматриваться как настоящие создания революции, были заранее возвещены физиократами и с жаром ими прославлены. С трудом можно было бы назвать хотя бы одно, зародыш которого уже не существовал бы в каких-либо их сочинениях; в них мы находим все, что было наиболее существенного в революции». В сочинениях Ф. Токвиль отмечает и будущий «революционный и демократический темперамент» деятелей конца XVIII в., и «безграничное презрение к прошлому», и веру во всемогущество государства в деле устранения всех зол.

Оценивая общее значение физиократов, один из самых последних исследователей их учения (Мархлевский) называет отдельные случаи влияния физиократов на жизнь «революционными бациллами физиократизма». Несколько иначе относится большинство историков к чисто научной стороне этого учения.

После появления «Богатства народов» Ад. Смита школа Кене пришла в полный упадок, хотя у неё были ещё сторонники даже в XIX в.: Дюпон де Немур - до самой своей смерти (1817), в тридцатых годах - Ж. М. Дютан и др. В классической школе полит. экономии установилось, в общем, самое отрицательное отношение к физиократам, не всегда справедливое. В своём «Капитале » Маркс довольно часто говорит о физиократах (в примечаниях) с сочувствием; одно количество цитат указывает на то, как высоко ставил он иногда этих предшественников классической школы. В отдельных случаях он даже находил понимание тех или других вопросов более глубоким и более последовательным у физиократов, нежели у А. Смита. Сам вопрос о зависимости последнего от физиократов был подвергнут внимательному пересмотру, результаты которого оказались благоприятными для физиократов Сочинения физиократов изданы Дэром в «Collection des principaux économistes»; «Друг людей» Мирабо переиздан Rouxel’ем в 1883 г., а сочинения Кене перепечатал Онкен.

Физиократия вне Франции

Физиократы нашли многочисленных последователей за пределами Франции. Особенно много было их в Германии , в которой наиболее замечательными физиократами были Шлеттвейн, советник маркграфа баденского Карла-Фридриха Фюрстенау, Шпрингер, в особенности же Мовильон и швейцарец Изелин. Самым замечательным представителем немецкого физиократизма считается маркграф Карл-Фридрих, написавший «Abrégé de l’economie politique» () и сделавший попытку реформы налогов в духе системы: в нескольких деревнях он, вместо всех прежних налогов, ввёл «единый налог» (impôt unique) в виде 1 / 5 «чистого дохода» (produit net) от произведений почвы; но этого частного опыта, продолжавшегося более двадцати лет (1770-1792), он не обобщил. Как теоретики, немецкие физиократы ничего не прибавили к учению своих французских собратьев. В Германии ещё в XIX веке встречались сторонники физиократии: например, в г. Шмальц во втором издании своей «Энциклопедии камеральных наук» продолжает называть себя физиократом. Противниками физиократов среди немцев выступили Юстус Мёзер (который, как защитник старины, вооружился и против учения А. Смита), И. Мозер, Дом и Штрелин.

Физиократы в России

Чистых представителей физиократической теории в России не было, но влияние прикладных выводов их учения сказалось в первой половине царствования Екатерины II. Идеи физиократов распространялись у нас при помощи французской просветительной литературы: Екатерина могла познакомиться с ними из Вольтера и Энциклопедии. В Наказе отголоском этих идей является возвеличение земледелия над промышленностью и торговлей и взгляд на свободу торговли. Но и тут уже эти мнения обставлены оговорками и ограничениями. Тем не менее, с первых годов царствования Екатерины уничтожаются привилегии, данные фабрикам в прежнее время, уничтожаются монополии на заведение фабрик того или другого рода, в том числе и казенных, отменяются льготы от разных повинностей; наконец, манифестом 17-го марта 1775 г. устанавливается принцип свободной конкуренции, уничтожается концессионный порядок устройства промышленных заведений и система специальных сборов с фабрик и заводов. В тот же период издается сравнительно более льготный для ввоза тариф 1766 г. Наконец, интерес окружающих императрицу лиц к физиократическим учениям выражается в создании - по образцу европейских учреждений, основанных сторонниками физиократов, - Вольного экономического общества (1765). На вопрос, поставленный Обществом по желанию императрицы для соискания премии, - о собственности крестьян, прислано было несколько ответов, написанных в духе физиократов, и эти ответы были одобрены Обществом. При участии кн. Д. А. Голицына, русского посла в Париже, переписывавшегося в 60-х годах с Екатериной по крестьянскому вопросу, выписан был даже рекомендованный Дидро представитель школы физиократов, Мерсье де ла Ривьер, неприятно поразивший императрицу своим самомнением и слишком высоким представлением о той роли, которую он готовил себе в России в качестве законодателя. После 8-месячного пребывания в Петербурге (1767-68) он был отослан назад во Францию, и с этих пор начинается быстрое охлаждение Екатерины к физиократам. В своей частной переписке она жалуется (середина 70-х годов), что «экономисты» её осаждают навязчивыми советами, называет их «дурачьем» и «крикунами» и не упускает случая посмеяться над ними. «Я не сторонница запрещений, - говорит она теперь, - но полагаю, что некоторые из них введены с целью устранения неудобств и было бы неблагоразумно и опрометчиво до них касаться». Она возражает против полной свободы хлебной торговли и даже против отмены внутренних городских сборов, последовавшей при имп. Елизавете. В 80-х годах политика Екатерины относительно торговли и промышленности окончательно изменяется в духе, противоположном принципам физиократов. В русском обществе идеи физиократов как известное политико-экономическое учение не имели сколько-нибудь заметного влияния: занятое политическими и философскими идеями, оно мало обращало внимания на политическую экономию. Когда такой интерес явился в начале XIX в., в политической экономии уже господствовали идеи Адама Смита, которые и проникли в Россию.

В Европе подверглась существенным изменениям: начался активный теоретический поиск источников капиталистического богатства. Эту бурную эпоху справедливо считают периодом первоначального накопления капитала, периодом, в котором европейские государства начали торговую и политическую экспансию и т. д. В это время буржуазия отвоевывает позиции не только в политике, но и в экономике.

Тогда же и имел место переход к так называемому классическому учению во Франции, где возникла школа физиократов, основоположником которой был знаменитый Франсуа Кенэ.

Что такое физиократия и кто такие физиократы?

Понятие «физиократия» происходит от слияния греческих слов «physis», которое переводится как «природа», и «kratos», что означает власть, сила, господство. Физиократия - это название одного из наиболее популярных направлений так называемой а физиократы - это, соответственно, представители данного направления. Несмотря на то что сама школа возникла во Франции в середине XVIII века (в 1750 году, согласно большинству источников), когда в стране стремительно нарастал кризис феодальной системы, термин «физиократы» начал употребляться лишь в XIX веке. Он был введен в оборот Дюпоном де Немуром, который опубликовал сочинения основателя этой французской школы экономистов - Ф. Кене. Сами же представители направления предпочитали называть себя «экономистами», а теорию, которую они развивали и приверженцами которой являлись - «политической экономией». Физиократы - это сторонники «естественного порядка» в экономической жизни общества, которые рьяно отстаивали идею того, что природа, земля - это единственный самостоятельный фактор производства.

Происхождение теории физиократов

По мнению большинства английских, русских и немецких историков, основоположником политэкономии является Адам Смит. Однако французские ученые опровергают это мнение, утверждая, что появление этой науки - исключительная заслуга школы физиократов. Они аргументируют это тем, что сам А. Смит хотел посвятить свое главное произведение «Богатство народов» признанному лидеру физиократов - Франсуа Кенэ.

Физиократия пришла на смену так называемому меркантилизму, который являлся скорее системой, чем теорией. Кроме того, меркантилистам не удалось создать полноценную научную доктрину. Поэтому именно физиократы заслуживают того, чтобы их признали действительными основателями политэкономии. Они впервые в истории выдвинули принцип, согласно которому жизнь общества определяется естественным порядком. По их мнению, достаточно открыть законы, влияющие на экономическую жизнь, и можно будет создать теории воспроизводства и распределения благ среди членов общества. С их весьма схож метод А. Смита, а также других видных представителей «классической» политэкономии.

Учение физиократов: основные положения

Физиократы - это оппоненты меркантилизма, которым фактически удалось создать общеэкономическую науку. Они выражали интересы крупных фермеров, капиталистов, и утверждали, что земледельцы (фермеры) являются единственным существующем в обществе производительным классом.

Основные идеи физиократов сводятся к следующему:

  1. Законы экономики отличаются естественным характером, то есть их способен понять каждый человек. В случае малейшего отклонения от этих законов процесс производства неминуемо нарушается.
  2. Экономическое учение физиократов основывается на положении о том, что источником богатства является сфера производства, в частности земледелие.
  3. Промышленность рассматривалась как бесплодная, не производящая материальных благ сфера.
  4. К бесплодной сфере физиократы относили и торговую деятельность.
  5. Чистый продукт физиократы рассматривали как разницу между совокупностью произведенных благ в сельском хозяйстве и затратами, необходимыми для их производства.
  6. Проанализировав вещественные части капитала, физиократы (представители интересов земледельцев) отметили, что следует различать «ежегодные авансы» (оборотный капитал), «первичные авансы» (основной капитал) и годичные затраты, которые, по их мнению, представляют собой основной фонд организации хозяйств земледельцев.
  7. Денежные средства не входили ни в один из перечисленных видов авансов. Несмотря на то что «денежный капитал» является понятием, которым очень часто оперирует современная экономическая теория, физиократы, однако, не использовали его, аргументируя это тем, что деньги бесплодны, имеет значение лишь их функция Более того, считалось, что деньги копить нельзя, так как после изъятия их из обращения они лишаются своей единственной, приносящей пользу, функции - быть средством обмена товаров.
  8. Вопрос налогообложения учение физиократов сводила к трем основным принципам:

Налогообложение основывается на источнике доходов;

Налоги должны в обязательном порядке соответствовать доходам;

Издержки взимания налогов не должны быть чрезмерными.

Франсуа Кенэ и его экономическая таблица

Экономическая составляющая французского общества второй половины XVIII века была пронизана идеями, которые высказывали и распространяли в массы физиократы. Представители этого направления классической политэкономии решали вопросы относительно того, каким образом должны протекать экономические взаимоотношения людей в условиях естественного порядка, а также какими должны быть принципы данных отношений. Основоположником школы физиократов был Франсуа Кенэ, родившийся в пригороде Парижа в 1694 году. По профессии он не был экономистом, а служил врачом при дворе Людовика XV. Проблемами экономики он начал интересоваться, достигнув шестидесяти лет.

Главной заслугой Ф. Кенэ было создание известной «экономической таблицы». В своем труде он показал, каким образом совокупный продукт, который создается в сельском хозяйстве, делится между существующими в обществе классами. Кенэ выделял следующие классы:

Производительный (фермеры и рабочие сельского хозяйства);

Бесплодный (купцы и промышленники);

Собственники (землевладельцы, а также сам король).

Согласно Кенэ, движение годового совокупного продукта состоит из 5 основных шагов, или актов:

  1. Земледельцы покупают у фермеров продукты питания на сумму в 1 млрд ливров. В результате этого действия к фермерам возвращается 1 млрд ливров и 1/3 годового продукта исчезает из обращения.
  2. На миллиард, полученный классом собственников в качестве ренты, землевладельцы приобретают промышленные изделия, произведенные «бесплодным» классом.
  3. Промышленники на свой миллион покупают у фермеров (производительного класса) продукты питания. Таким образом, фермерам достается следующий миллиард и уже 2/3 годового продукта исчезают из обращения.
  4. Фермеры покупают у промышленников произведенные изделия. Стоимость приобретенных изделий входит в стоимость годового продукта.
  5. Промышленники на полученный миллиард закупают у фермеров сырье, необходимое им для производства изделий. Тем самым движение годового продукта способствует возмещению фондов, использованных в промышленности и, безусловно, в сельском хозяйстве, как главную предпосылку возобновления процесса производства.

Что касается налогов, Ф. Кенэ полагал, что их необходимо взимать исключительно с землевладельцев. Размер налога должен составлять, по его мнению, 1/3 от чистого продукта.

Ф. Кенэ была разработана концепция естественного порядка, основная идея которой заключается в том, что моральные законы, которым следует государство и каждый отдельный гражданин, не должны противоречить интересам общества в целом.

Главные идеи физиократа А. Тюрго

А. Тюрго родился в 1727 году во Франции и окончил Сорбонский факультет теологии. Параллельно этому он увлекался экономикой. На протяжении двух лет, с 1774 по 1776, А. Тюрго был генеральным контролером финансов. Труд, принесший известность физиократу, называется «Размышления о создании и распределении богатств», он был опубликован в 1770 году.

Как и другие физиократы, А. Тюрго настаивал на предоставлении полной свободы в экономической деятельности и утверждал, что единственным источником прибавочного продукта является земледелие. Он был первым, кто выделил из класса «земледельцев» и класса «ремесленников» работников, трудящихся по найму, а также предпринимателей.

А. Тюрго был сформулирован «Закон убывающего плодородия почвы», согласно которому каждое последующее вложение в землю, будь то труда или капитала, дает меньший эффект, чем предыдущее вложение, а в определенный момент наступает предел, когда дополнительного эффекта просто уже невозможно достичь.

Прочие видные представители физиократии

Роль, которую играли физиократы в экономике Франции, нельзя недооценивать. Их идеи нашли отражения в трудах таких известных личностей как, например, Пьер Лепезан де Буагильбер и Р. Кантильон.

Пьер де Буагильбер известен истории как человек, выдвинувший знаменитый принцип «Laisser faire, laisser passer», который позже стал главным принципом экономики. Он остро критиковал теорию меркантилистов, но в то же время поддерживал идеи, которые несла в массы школа физиократов. Представители меркантилизма, по мнению Буагильбера, должны пересмотреть свое видение в области экономики, которое не соответствует настоящим реалиям жизни.

Согласно Буагильберу, целесообразными являются исключительно те налоги, которые не идут в противоречие с естественным порядком, а способствуют развитию хозяйственной деятельности. Он высказывался против необоснованного вмешательства государства и короля в экономическую жизнь, а также требовал предоставить населению право свободно торговать. Кроме этого, он был одним из авторов трудовой утверждая, что настоящая стоимость товара должна определяться трудом, а мера стоимости - рабочим временем.

Р. Кантильон был уроженцем Ирландии, однако на протяжении очень долгих лет жил во Франции. В 1755 году был опубликован его главный труд «Опыт о природе и торговле». В своем сочинении он выявил ряд опасностей, которые грозят стране в случае, если она будет следовать тезису «купить дешевле, продать дороже». Р. Кантильон заметил, что между существующим рыночным спросом и предложением имеются расхождения, благодаря которым появляется возможность приобретать что-либо дешевле, а продавать, соответственно, дороже. Людей, использующих эту возможность в своих интересах, он назвал «предпринимателями».

Распространение теории физиократов за пределами Франции

Физиократы - это не только французы, которые основали школу физиократии и отстаивали ее идеи внутри страны. Физиократами также считали себя немцы Шлеттвейн, Шпрингер, Мовильон, итальянцы Бандини, Дельфико, Саркиани, швейцарцы Шеффер, Олаф Рунеберг, Хидениус, Брункман, Вестерман, поляки В. Стройновский, А. Поплавский и многие другие.

Идеи физиократов особенно много сторонников нашли в Германии. Наибольшую известность здесь получил Карл-Фридрих, который предпринять попытку реформировать систему налогообложения. Для этого, выбрав несколько небольших деревень, он отменил все прежние налоги и вместо них ввел единственный налог в размере 1/5 от «чистого дохода», полученного от произведений земли.

В Италии теория физиократов оказала огромное влияние на реформы, которые воплотил в жизнь Леопольд Тосканский.

В Швеции физиократия также отвоевывала позиции. Резко начал ослабевать меркантилизм, и физиократы не упустили своего шанса. Самым ярким их представителем был Хидениус, который рассуждал об источнике и причинах бедности государства. Кроме того, его увлекал вопрос эмиграции. Он попытался выявить причины возникновения этого феномена и выработать меры по его ликвидации.

Относительно Польши необходимо отметить, что в этой стране земледелие было приоритетным занятием населения еще с далекого XVI века. Именно поэтому здесь очень быстро нашли своих сторонников идеи, которые выдвинули французские физиократы. В экономике Польше произошли качественные изменения и уровень жизни средних слоев населения ощутимо повысился.

Отголоски физиократии в России

Хотя в России и не было чистых представителей физиократии, однако отдельные положения этого направления в определенной степени оказали влияние на царствование Екатерины II. Например, в первые годы своего господства императрица отменяет монополию фабрик на производство того или иного продукта, а 17 марта 1775 г. издает манифест, который провозгласил принцип свободной конкуренции. В 1765 г. было создано членами которого стали русские сторонники прикладной физиократии. Одним из них был агроном Андрей Болотов.

Был русским посланником в Париже и часто принимал участие в собраниях французских физиократов. Будучи вдохновленным их идеями, он порекомендовал Екатерине II выслать ученику Кенэ Пьеру де ла Ривьеру приглашение посетить Россию. Приехав в страну, Ривьер сделал неутешительный вывод о том, что крепостной строй противоречит «естественному порядку», высказывая свое мнение некорректно и, в конечном итоге, через 8 месяцев был отослан обратно во Францию.

Голицын, в свою очередь, выдвигал мысль о том, чтобы обеспечить крестьянам свободу личности и дать им право собственности на Землю предлагалось оставить в собственности помещиков, которые могли бы сдавать ее в аренду крестьянам.

Начиная с 70-х гг. XVIII века Екатерина II резко меняет свое мнение по поводу физиократов. Теперь она начинает жаловаться на то, что они надоели ей своими навязчивыми советами и при любой возможности называет их «крикунами» или «дурачьем».

Недостатки учения физиократов

И меркантилисты, и физиократы зачастую подвергались критике за свои идеи. Среди основных недостатков школы физиократов необходимо отметить следующие:

  1. Главный недостаток теории, выдвинутой физиократами, связан в первую очередь с ошибочным мнением о том, что сельское хозяйство является единственной сферой создания богатства.
  2. Стоимость труда они определяли исключительно в сельском хозяйстве.
  3. Физиократы утверждали, что единственной формой прибавочного продукта является земельная рента.
  4. Они распространяли ошибочное мнение относительно того, что наравне с трудом источником стоимости является также и земля.
  5. Им не удалось провести полный и комплексный анализ процесса воспроизводства, поскольку промышленное производство не рассматривалось ими как источник стоимости.

Сильные стороны учения физиократов

Среди положительных сторон теории физиократов следует выделить следующие:

  1. Одна из главных заслуг физиократов состоит в том, что им удалось перенести исследования в сферу производства. Их примеру последовала вся классическая политэкономия.
  2. Буржуазные формы производства рассматривались физиократами как физиологические, то есть естественные и независящие от человеческой воли или политического уклада общества. Это стало началом учения об объективности законов экономики.
  3. Отстаивали точку зрения, согласно которой богатство заключается в потребительной стоимости, а не в деньгах.
  4. Были первыми учеными, предложившими отличать производительный труд от непроизводительного.
  5. Они дали определение понятию «капитал».
  6. Обосновали деление общества на 3 основных класса.
  7. Ф. Кенэ в своей «экономической таблице» сделал попытку провести всесторонний анализ процесса воспроизводства.
  8. Подняв тему об эквивалентности обмена, физиократы нанесли сильнейший удар по учению меркантилистов и доказали, что обмен сам по себе не является источником богатства.

Так как физиократам принадлежала идея о создании богатства исключительно в сельском хозяйстве, они требовали от правительства аннулировать все налоги в промышленной сфере. В результате появились условия для нормального развития капитализма.

Случайные статьи

Вверх