Налог на безработицу в беларуси. Так тунеядцам станет лучше или хуже? Наивные вопросы о новом декрете

Акции протеста «тунеядцев» прокатились по многим белорусским городам. Они прошли в Бресте, Бобруйске и Барановичах. В Витебске и вовсе был организован крупнейший «народный сход» в истории города. Выражали своё недовольство и минчане: акция в столице стала самой массовой со времён драматических событий 2010 года, когда граждане выступали против итогов президентских выборов.

Теперь белорусские «тунеядцы» готовятся к «горячему марту» — график мероприятий по всей стране расписан по дням; кульминацией должен стать День Воли 25 марта.

«С нами, простыми гражданами, уже никто не считается. Вот сбор за «тунеядство» — люди теряют рабочее место, а на них вводят налог. Это как так получается, а? Люди должны платить за то, что у них нет работы?» — возмущаются участники массовых акций. Впрочем, возможно, митинги уже и не понадобятся: всё указывает на то, что власти готовы приостановить действие злосчастного Декрета №3.

Белорусское «тунеядство» в цифрах

С того момента, как в конце минувшего года налоговые инспекции начали буквально пачками рассылать «письма счастья», требование государства заплатить «налог на тунеядство» стало, пожалуй, основной темой разговоров у белорусов. А ведь в самом начале — ещё в апреле 2015-го, когда Александр Лукашенко подписал Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества», — многие оценивали «декрет о тунеядцах» с иронией. Пока не стали получать извещения на уплату налога.

С ноября по январь белорусское налоговое ведомство разослало адресатам более 470 тыс. извещений о необходимости уплаты «сбора на финансирование государственных расходов». То есть такое «письмо счастья» получил примерно каждый 22-й белорус. Но если учитывать в общей статистике только трудоспособных граждан, работающих официально, исключив маленьких детей, школьников, студентов и пенсионеров, то получится, что «письмо счастья» пришло каждому десятому трудоспособному гражданину. Если же принять во внимание отсутствующих — тех, кто поехал на заработки в Россию, Польшу и другие соседние государства, то вообще каждому восьмому. Таким образом, «налог на тунеядцев» моментально стал социальным явлением.

Согласно Декрету №3 «О предупреждении социального иждивенчества», если гражданин Белоруссии не работает 183 дня в году и не регистрируется как безработный, то он должен выплатить специальный сбор — 360 белорусских рублей ($185). 20 февраля 2017-го истёк срок уплаты сбора.

При этом очень многие белорусы, даже оставшись без работы, не регистрируются в качестве безработных. Дело в том, что пособие по безработице в стране составляет примерно $20, получать его можно только полгода и при этом нужно выходить на общественные работы. К тому же и делать нечего, особенно в провинции, где много полумёртвых предприятий. Их руководители и не увольняют никого (запрещено, чтобы не портить статистику), и зарплату практически не платят. Люди оказываются в ловушке.

Для властей стало полной неожиданностью, что обычно послушные белорусы попросту отказались платить налог. Несмотря на возможные наказания, в том числе тюремное заключение, деньги внесли лишь 10% получивших извещения. Остальные начали кампанию гражданского неповиновения.

Власти недоглядели и в другом: в 2017 году граждане, получается, обязаны уплатить сбор сразу за два предшествующих налоговых периода — за 2015 год (до 20 февраля, сумма — 360 рублей) и за 2016 год (до 15 ноября, сумма — 420 рублей). В общей сложности это $400. Но среднемесячная зарплата в Белоруссии не дотягивает до этого показателя. А в провинции к тому же зарплаты намного ниже, чем в столице, тогда как устроиться на работу — в разы труднее. Именно это и объясняет тот резонанс в обществе, который вызвали уведомления от налоговой инспекции. Полученные извещения при полном отсутствии денег у людей стали причиной ряда самоубийств. СМИ сообщали о нескольких случаях, пока доподлинно установлены обстоятельства по двум: в Осиповичах и Рогачёве .

В ответ на «письма счастья» кто-то из белорусов отравляет существование сотрудникам налоговых органов и чиновникам исполкомов, заваливая их жалобами и устраивая скандалы.

  • Участники несанкционированной акции белорусской оппозиции «Марш рассерженных белорусов» против Декрета №3. Минск
  • РИА Новости

Но наиболее многочисленную группу составляют граждане, у которых просто нет денег, и эти люди вышли на акции протеста. Даже недавнее повышение пенсионного возраста не спровоцировало такого конфликта.

Нет работы? Плати

«Проблема так называемых тунеядцев имеет несколько аспектов. Первый — моральный. Тысячи людей, которые не могут работать ввиду сложных жизненных ситуаций, десятки тысяч тех, кто не работает по причине из рук вон плохого руководства (каждый год страна теряет 70 тысяч рабочих мест), — отмечает на сайте Europe Insight зампредседателя Объединённой гражданской партии экономист Лев Марголин. — Второй аспект — юридический. Конституция предусматривает право на труд, а не обязанность. Причём для многих слова «социальное государство» давно потеряли всякий смысл. Они учат детей за свои деньги, за деньги же сдают медицинские анализы и делают различные процедуры. По сути, единственные, кого они не «финансируют», — это чиновники и силовики, которые их же при случае бьют. Ну и третий аспект — экономический. Вряд ли деньги, которые удастся собрать с «тунеядцев» (по самым оптимистичным расчётам это $30—35 млн), перекроют затраты, связанные с получением этих средств. Это оплата труда работников налоговых и других государственных служб: милиции, суда, службы исполнения наказаний; тонны бумаги и чернил и т.д. и т.п. Классический случай, когда овчинка не стоит выделки. И это не считая издержек от потери репутации».

В декабре 2016-го Лукашенко официально признал неправильную реализацию налоговой меры, а в январе подписал Декрет №1, которым внёс изменения в свой изначальный «декрет о тунеядцах». Однако вместо того чтобы ликвидировать перегибы, новый документ дал обратный эффект: платить налог, в частности, обязали матерей, которые воспитывают малолетних детей. После этого люди и вышли на улицы.

Впрочем, вряд ли белорусские власти всерьёз испугались протестов. В своё время Лукашенко пережил и гораздо более масштабные выступления.

Однако практика показала, что «налог на тунеядство» оказался не прибыльным, а, наоборот, убыточным для казны. Даже если просто сложить все канцелярские расходы, затраты на создание специальных баз данных, рабочее время многочисленных чиновников и полностью парализованные на сегодняшний день налоговые инспекции, то окажется, что на реализацию «декрета о тунеядцах» ушло значительно больше средств, чем было получено по её итогам. Опрошенные RT эксперты соглашаются: властям не стоило вообще ничего затевать.

Разрабатывая Декрет №3, государство рассчитывало получить дополнительные средства в бюджет, предполагая, что люди, не занятые в «официальной» экономике и официально не зарегистрированные как безработные, работают в «тени» и не платят налоги. Но на практике оказалось, что граждане просто сидят без дела либо трудятся на предприятиях с занятостью 1-2 дня в неделю — таких в Белоруссии очень много.

В итоге случай каждого неплательщика приходится рассматривать индивидуально, а их полмиллиона. Теперь уже и органы здравоохранения должны собирать информацию, не переносил ли заподозренный в «тунеядстве» гражданин серьёзных заболеваний, которые могли помешать ему работать.

Получилась своего рода цепная реакция — массовые разбирательства с «тунеядцами» парализуют работу всё новых государственных структур. И это происходит на фоне невероятного роста социальной напряжённости.

Как вернуть всё назад

«Я уверен, что на самом верху уже отлично поняли, насколько промахнулись с преследованием «тунеядцев». И теперь главная забота властей — выйти из этой ситуации, сохранив лицо, — сказал RT белорусский экономист Леонид Злотников. — Мне, правда, непонятно другое. Неужели при подготовке этого декрета никто в Администрации президента не предвидел, что он обернётся большими затратами, чем объём полученных денег? Получается, там, на самом верху, решили, что белорусы просто и безропотно заплатят очередной сбор, причём такой крупный по белорусским меркам? В таком случае у руководства страны большие проблемы не с экономикой, а с социологией».

Переложить вину на чиновников по принципу «царь хороший — бояре плохие» не получится, считает Злотников.

«Думаю, вопрос «замирения» общества возложат на налоговые инспекции и на исполкомы, которые будут невероятно лояльны к гражданам, — говорит Леонид Злотников. — То есть будут принимать от людей абсолютно любые объяснения, почему они не работали, почему у них нет денег, какая жизненная ситуация и так далее. Просто чтобы сбить нынешнюю волну негодования. А ближе к осени действие декрета заморозят под благовидным предлогом. То есть его не отменят, а прекратят применять и сделают вид, что ничего особенного и не было».

Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» никто не собирался «спускать на тормозах». Напротив, готовится его новая редакция, предусматривающая гораздо более широкий контроль за занятостью и доходами населения, чем в первоначальном варианте. Эти вопросы обсуждались на совещании у Президента Беларуси 3 августа по итогам доклада о демографической ситуации и содействии занятости населения.

Власти осознают роль человеческого капитала и надеются сохранить и увеличить динамику прироста населения. Правда, пока она оставляет желать лучшего: на 1 июля 2017 г. в республике проживало всего 9495,5 тыс. человек - почти на 682 тыс. меньше, чем на начало 1996 г. Хотя в 2014-2016 гг. наблюдалось некоторое улуч-шение, в текущем году снова начался спад. Однако Президент уверен, что Беларусь может прокормить 20 млн. человек, а для начал нужно достичь 15 млн. населения. «Это экономическая безопасность нашей страны, мощь нашего государства, а она всегда в людях », - сказал Александр Лукашенко.

В этом вопросе государство обязано действовать на опережение, прогнозировать будущие процессы и вовремя на них реагировать. «Создание условий для стимулирования рождаемости, обеспечение людей работой, рост их благосостояния - основные правительст-венные задачи, задачи местных органов власти, которые надо решать. За решение этих социальных вопросов спрос жесточайший с любого чиновника», - заявил Президент.

Второй, не менее важный вопрос - содействие занятости населения. «Каждый, кто хочет работать, должен иметь такую возможность. Поэтому органам власти нужно оказывать помощь всем, кто в этом нуждается. Активно налаживать переобучение граждан, содействовать им в организации своего дела», - заявил глава государства. Основной тезис властей: «каждый, кто хочет работать, должен иметь работу, и он в нашей стране ее имеет».

Для реализации такой кон-цепции важным инструментом по-прежнему остается Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Новая его редакция должна быть готова к октябрю текущего года.

Волна протестов против декрета не заставила власти изменить свое мнение. «Об-щество должно знать, что никакой отмены декрета быть не может , - заявил Президент. - Я уже мотивировал этот вопрос: как минимум полмиллиона у нас неработающих людей. Из них 200 тыс. мы можем освободить: многодетных, больных, инвалидов, людей, которые, может, и хотят работать, но у них не получается в силу жизненных обстоятельств. Но 300 тыс. где? Поэтому Декрет № 3 - это 300 тыс. тех, кто дол-жен работать, но не работает. И мы их должны заставить работать. Вот и вся идеология ».

По мнению Президента, местные органы власти, которые непосредственно контролируют рынок труда и видят каждого человека, и исполнительные органы власти на мес-тах должны иметь все полномочия и рычаги воздействия на этих людей для решения дан-ной проблемы. Активное учас-тие в разработке новой редакции декрета, наряду с правительством, должны принять и депутаты. «Устраняться от этой проблемы депутату нельзя », - заявил глава государства.

Интересно, что до недавних пор, разработка и принятие указов и декретов обычно вполне обходились без участия парламентариев. Но, оказывается, это тоже «их хлеб» - наверное, на случай, если придется объясняться с населением.

Новым подходом по стимулированию занятости населения станет реализация норм новой редакции Декрета № 3 силами местных органов влас-ти. Правительство также пред-лагает реализовать принцип «не работаешь - платишь за услуги». Предполагается, что трудоспособные граждане, которые не заняты в экономике, будут оплачивать субсидируемые за счет госбюджета услуги по стоимости, обеспечивающей возмещение затрат на их оказание.

Теперь изучаются все варианты, по которым могла бы строиться работа в этом направлении. Также в правительстве разрабатывают перечень таких услуг. Для реализации новых подходов создается Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система. Министр труда и соцзащиты Ирина Костевич после совещания у главы государства пояснила, что к концу 2018 г. все граждане страны должны получить ID-карты, позволяющие определять, платит ли человек налоги и отчисления в ФСЗН. Трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут платить за те услуги, которые финансируются государством. Если человек не работает, «то государство будет уже совершенно по-другому предоставлять услуги», сообщила министр.

Поскольку Президент под-держал такую концепцию, остается доработать новую редакцию Декрета № 3, а также как можно быстрее разработать интегрированную сервисно--рас-четную систему, которая будет охватывать различные сферы жизни общества. При этом реализацию норм нового дек-рета предполагается передать в компетенцию местных органов власти. Именно им в недалеком будущем придется раз-бираться с недовольством населения, оценивать, кто и по какой причине оказался в «труд-ной жизненной ситуации» и можно ли ему чем-либо помочь.

Таким образом, власти отнюдь не намерены «спускать на тормозах» Декрет № 3, как надеялись иные граждане. Напротив, чиновники собираются извлечь кое-какие уроки из весенних событий и взыскивать с неработающего по раз-ным причинам населения деньги более эффективно на качественно новом уровне. Надо полагать, разработчики и авторы проекта заранее уверены, что их детище не будет противоречить нормам Конституции, гарантирующим белорусам право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 45), доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования (ст. 49). Правда, во многих странах имеются подобные системы, например, обязательное страхование здоровья в Литве. Но одновременно там имеется целый ряд других механизмов, например, пособие по безработице, на которое человек может прожить. К тому же в ЕС, США и постсоветских странах государство не объявляло себя «социальным» и не воспитывало в населении годами патерналистские на-строения. Так что теперь нам придется заплатить не столько за социальные услуги, сколько за избавление от иллюзий.

Обратим внимание еще на одну деталь. На совещании говорилось не только о демографии, занятости и оплате социальных услуг. Также поднимались темы декларирования доходов и имущества и уклонения от уплаты налогов. Принято решение уделить этим вопросам большее внимание. Это стоит сделать и гражданам, которые в азарте обсуждения «налога на тунеядцев» не обратили внимания на пункт 15 Декрета № 3. Между тем в нем предусмотрено, что в целях установления граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов или участвующих в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде, налоговые органы вправе осуществлять контроль за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан. Если налоговики установят, что кто-то живет не по легальным средствам, т.е. его расходы превышают доходы, сведения о которых имеются в распоряжении налоговых органов, либо факт получения дохода не подтверждается, то гражданину будет направлено письменное требование о даче пояснений об источниках доходов. Если пояснения не будут даны в установленный 30- дневный срок или их содержание окажется неубедительным, гражданину придется уплатить налог с суммы превышения расходов над доходами.

Инструкция о порядке осуществления контроля за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся в распоряжении налоговых органов сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан без истребования декларации о доходах и имуществе, утв. постановлением МНС от 31.08.2015 № 22, и новая редакция Закона «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов» открывают широкие воз-можности для выявления лиц, живущих не по средствам, и взыскания с них налогов. Это могло бы пополнить казну куда существеннее, чем пресловутый «налог на тунеядцев», если, конечно, контролирующие ор-ганы всерьез начнут использовать эти механизмы. Правда, тогда, скорее всего, окажутся затронутыми интересы не без-работных и домохозяек, а весьма важных, возможно, даже влиятельных особ. Но у них-то деньги на уплату налогов как раз имеются.


Подробнее на сайте Экономической газеты:

МИНСК, 26 янв — Sputnik. Декрет №1 о содействии занятости населения, который подписал 25 января белорусский лидер, заменит собой нашумевший декрет о "тунеядцах": он отменяет сбор с неработающих "на финансирование госрасходов", но тем, кто не работает, платить все-таки придется. Как это будет осуществляться и за что придется заплатить — в обзоре Sputnik.

Кто войдет в комиссии?

Новым декретом предусмотрено, что в регионах будут созданы комиссии по трудоустройству населения. Предполагается, что они будут создаваться при местных органах власти. В их состав должны будут входить депутаты всех уровней, специалисты, представители ЖКХ, МВД, есть возможность участвовать в них и у представителей общественных объединений. Власти надеются, что в таком составе комиссии смогут обеспечить индивидуальный подход к каждому, кто обратился за помощью либо попал в непростую ситуацию.

Основной их целью станет решение проблем занятости населения. Их работа будет организована с учетом специфики рынка труда в каждом регионе. Там, где ситуация с трудоустройством сложнее, людям будут предлагать помощь в открытии своего дела. В общем, предлагать все возможные варианты по трудоустройству или организации самозанятости.

Выйти из тени

Она из задач декрета — привлечь на "светлую сторону", тех, кто работает неофициально, занят в теневом бизнесе, не платит налогов, по словам разработчиков, для них создают ситуацию, когда легальное трудоустройство будет выгодно в любом случае.

"В республике есть определенная категория трудоспособных граждан, которые не работают и не заинтересованы в поиске работы. Возможно, часть из них — это граждане, занятые в теневом бизнесе. Поэтому необходимо формирование условий, при которых гражданин будет сам заинтересован в трудоустройстве", — прокомментировала министр труда и социальной защиты Ирине Костевич положения нового декрета.

Напомним, декретом предусмотрено, что трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут оплачивать услуги по ценам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание. Норма начнет действовать с 1 января 2019 года.

"Что касается непосредственно самих услуг, то их перечень и порядок расчета будет определен правительством до 1 апреля текущего года. Таким образом, у человека есть практически год, чтобы определить свой статус и, при желании, поменять его", — отметила Костевич.

Услуги, которые еще не определили

Которых так и не смогли трудоустроить комиссии или те, кто не захотел этого сделать по своим соображениям, будут возмещать затраты на некоторые потребленные услуги по экономически обоснованным тарифам. Точного перечня этих услуг еще не существует. Но педположить, каких именно сфер это коснется, уже можно. Один из участников рабочей группы, которая занималась выработкой изменений в декрет № 3, директор Института экономики НАН Валерий Бельский рассказал TUT.by , что в Беларуси не так и много сфер, которые могут быть задействованы в механизме полной оплаты потребленных услуг.

"Медицинское обслуживание у нас по Конституции бесплатное. Всем по потребности предоставляет медицинскую помощь — как занятым в экономике, так и незанятым. В сфере ЖКХ есть возможность ввести полную оплату услуг для неработающих граждан. Но в ближайшей перспективе останется только два вида услуг, которые будут субсидироваться государством и за потребление которых неработающие граждане могут платить по 100-процентному тарифу — отопление и обеспечение топливом. Стоимость этих услуг в значительной степени субсидируется государством", — отметил Бельский.

Прозванный в народе декретом "о тунеядцах", был принят в апреле 2015 года. Свое действие начал с 1 января 2016-го. В соответствии с ним граждане, которые не участвуют в финансировании госрасходов в течение более 183 дней в году, должны были оплатить сбор в размере 20 базовых величин.

Введение декрета вызвало . После этого власти заморозили декрет и объявили о разработке . В ходе вчерашнего совещания президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что новый документ должен быть более сбалансированным.

Демография и география

В шести областях Беларуси проживают в общей сложности 9,5 млн человек, из них горожан - 7,4 млн. Трудоспособное население - 5,5 млн, однако Белстат насчитал экономически активных граждан на миллион человек меньше. Более четверти белорусов - пенсионеры. Средняя продолжительность жизни у мужчин 67 лет, у женщин 79 лет.

Социальная поддержка за счет штрафов?

Из бюджета 2017 года более 900 млн долларов (11% расходной части) будет выделено на социальную поддержку населения - помощь семьям с детьми, содействие в обеспечении жильем, выплату пенсий и поддержку молодежи. Это больше, чем в прошлом году. Почти столько же - 13,7% от общего объема - запланировано направить в доходную часть бюджета за счет штрафов.

Как живется белорусам: цифры и факты

Зарплата в 500 долларов: "Украдите, найдите, откопайте!"

Средняя зарплата к 2017 году достигла 400 долларов, но ее покупательная способность упала за год на 4,5%. К февралю Александр Лукашенко пообещал жителям страны заработок в 500 долларов, пригрозив уволить министров за неисполнение его указания. Столько белорусы уже получали в 2014-м и в 2010-м годах перед президентскими выборами, но экономический кризис потом "съедал" треть долларового эквивалента.

Как живется белорусам: цифры и факты

Кто сколько зарабатывает

Самая высокая средняя зарплата у белорусов, занятых в сфере IT-технологий: до 1750 долларов. У работников воздушного транспорта, финансистов и депутатов парламента - до 1,3 тыс долларов. Работники здравоохранения и образования получают от 270 до 320 долларов. Меньше всех получают труженики села (около 250 долларов) и работники библиотек (220 долларов).

Как живется белорусам: цифры и факты

Бедность не порок?

Среднемесячный доход на душу населения в размере 300 долларов и выше имеют лишь 13% населения Беларуси. 6% жителей располагают доходами ниже бюджета прожиточного минимума, то есть, менее 87 долларов. К малообеспеченным относятся более 4% домашних хозяйств.

Как живется белорусам: цифры и факты

Новые рабочие места и безработица

В 2016 году в Беларуси было уволено на 100 тыс человек больше, чем принято на работу. На бирже труда зарегистрировано 45 тыс безработных - 1% экономически активного населения. Пособие по безработице составляет 13 долларов в эквиваленте. Власти обещают создать 50 тыс рабочих мест, но независимые экономисты считают эту задачу невыполнимой без проведения реформ и улучшения условий для бизнеса.

Как живется белорусам: цифры и факты

Как выживать пенсионерам

Самая социально незащищенная категория населения - пенсионеры. Средняя пенсия по возрасту - около 150 долларов. Однако большинство пожилых людей получает в месяц не более 120 долларов. Белорусские власти в 2016 году решили ежегодно на 6 месяцев увеличивать возраст выхода на пенсию. К 2022 году он постепенно вырастет с 55 до 58 лет для женщин и с 60 до 63 лет для мужчин.

Как живется белорусам: цифры и факты

Рост стоимости услуг ЖКХ

С 1 января стоимость коммунальных услуг для семьи из 3 человек, проживающей в двухомнатной квартире, достигла 40 долларов, исчерпав установленный властями годовой лимит повышения в 5 долларов. Рост тарифов ЖКХ является одним из условий МВФ для выдачи Минску кредита на 3 млрд долларов. К концу 2017-го белорусы будут возмещать 75% затрат на ЖКХ, а к концу 2018-го - 100%.

Как живется белорусам: цифры и факты

В лидерах по росту цен

Беларусь - на первом месте по росту цен на постсоветском пространстве в 2016 году. После деноминации, проведенной 1 июля и убравшей с белорусских рублей четыре нуля, цены на непродовольственные товары выросли в среднем на 10%, а на некоторые продукты питания и услуги - на 20-30%.


В выходные в Белоруссии прошли крупнейшие за последние годы акции протеста, которые власти не стали разгонять. Поводом послужил «декрет о тунеядцах», экономическая польза которого неочевидна, говорят экономисты

(Фото: Сергей Гудилин для РБК)

В понедельник, 20 февраля, в Белоруссии истекает срок уплаты сбора на финансирование госрасходов за 2015 год. Этот сбор в белорусских СМИ именуется «налогом на тунеядство». Он был установлен декретом № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», подписанным президентом Александром Лукашенко 2 апреля 2015 года. Основной целью декрета является стимулирование трудоспособного населения к труду и предупреждение социального иждивенчества, напоминает агентство БелТА .

Митинги против декрета

Извещения о необходимости уплатить сбор налоговая инспекция начала рассылать в январе 2017 года. Сделать это должен тот, кто в 2015 году проработал менее 183 календарных дней. Всего было отправлено 470 тыс. извещений, говорится в сообщении БелТА. Недовольство декретом вывело на улицу сотни граждан республики, сообщают белорусские оппозиционные СМИ .

Первый митинг против «декрета о тунеядстве» прошел в Минске 17 февраля, в нем приняли участие до 3 тыс. человек. Это был первый массовый митинг с декабря 2010 года, когда в белорусской столице прошла акция против итогов президентских выборов, победу на которых одержал Александр Лукашенко. Та акция была жестко разогнана властями. Спустя шесть лет шествие и митинг в Минске прошли без задержаний, хотя акции и не были согласованы с городскими властями. Шествие и митинг получили название «марш возмущенных белорусов». В них приняли участие два экс-кандидата в президенты — Владимир Некляев и Николай Статкевич, а также Анатолий Лебедько, лидер оппозиционной Объединенной гражданской партии, которая проводит сбор подписей за отмену декрета. Белорусский политолог Александр Класковский отмечает, что оппозиция грамотно использовала недовольство населения и сумела провести хорошую кампанию за отмену декрета.

В воскресенье, 19 февраля, митинги против декрета прошли в пяти областных центрах: Гомеле, Гродно, Витебске, Бресте и Могилеве. Заместитель председателя Объединенной гражданской партии Василий Поляков рассказал РБК, что в Гомеле в акции приняли участие от 2 тыс. до 4 тыс. человек. Он пояснил, что организаторы пытались получить официальное согласие на проведение акции, но им было отказано. Однако митинг все равно было решено провести, так как организаторы сочли отказ ограничением их права на свободу выражения мнения.

В Гомеле, как и в других городах, в марше приняли участие люди разного возраста и социального статуса, семьи с маленькими детьми, пенсионеры, молодежь, сообщил портал «Белорусский партизан». Оппозиционной атрибутики, традиционной для несанкционированных акций, почти не было видно. Люди держали плакаты «Я не тунеядец» и время от времени скандировали: «Нет тунеядскому декрету!» Проезжающие мимо машины поддерживали участников акции сигналами.

Как рассказали участники митингов «Радио Свобода», многие из них являются вынужденными тунеядцами, потому что не могут найти работу. Некоторым извещения пришли по ошибке.

Дилемма властей

Власти пока никак не прокомментировали выступления граждан. С тех пор как Белоруссия начала нормализацию отношений с Европой, здесь перешли от практики разгона митингов и задержаний к выписыванию штрафов за участие в несанкционированных митингах, отмечает Класковский. Однако политолог отметил, что на проходивших в минувшие выходные митингах штрафы не выписывались. Непривычную мягкость властей он объясняет как желанием Минска продолжать сближение с Евросоюзом, для чего необходимо улучшить имидж страны, так и тем, что на митинги вышли те, кого привыкли считать электоратом Лукашенко, — не привычные оппозиционные активисты, а средний класс и простые рабочие. Акции, по мнению Класковского, стали большой головной болью для высшего белорусского руководства.

«Власть сейчас выбирает между плохим и очень плохим. Если начнут разгонять митинги, то неизвестно, к каким последствиям это приведет», — полагает Поляков. По его мнению, белорусские власти хорошо помнят действия президента Виктора Януковича на Украине, когда разгон митингов спровоцировал более масштабные массовые выступления.

Как будет вести себя власть дальше, предсказать трудно, говорит Класковский: Александр Лукашенко был автором декрета, не однажды выступал в его защиту, отказаться от него он не может, иначе потеряет лицо. «Человек, могущий работать, не инвалид, он должен работать, зарабатывать на себя, на свою семью, на своих детей и приносить пользу своей стране, уплачивая налоги», — объяснял ранее необходимость ввести сбор президент Белоруссии.

Поляков из Объединенной гражданской партии предполагает, что декрет «не отменят, а похоронят». По его мнению, люди точно не получат извещения за 2016 год.

Однако активисты намерены продолжать акции протеста. Если декрет не будет отменен, новый митинг пройдет 25 марта.


Участники несанкционированной акции протеста в Минске (Фото: Sputnik / РИА Новости)

Сколько стоит «тунеядство»

Сбор за «тунеядство» (официально — сбор на финансирование государственных расходов) был введен декретом Александра Лукашенко в апреле 2015 года. Власти мотивировали этот шаг тем, что у трудоспособных граждан страны есть конституционная обязанность участвовать в финансировании госрасходов на здравоохранение, образование, ЖКХ, общественный транспорт и т.д. путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей. Белорусы, не участвующие в финансировании, впервые уплачивают сбор за 2015 год и должны сделать это до 20 февраля 2017 года .

Сумма платежа — 360 белорусских руб. (около $190 по текущему курсу); за 2016 год сбор составит уже 420 руб. За неуплату или неполную уплату предусмотрено наложение штрафа в размере от двух до четырех «базовых величин» (в 2017 году соответствует 46-92 белорусских руб. ) или административный арест с обязательным привлечением к выполнению общественно полезных работ.

Экономисты критикуют

Министерство по налогам и сборам Белоруссии направило в общей сложности около 470 тыс. извещений гражданам на оплату сбора. Получается, что максимально местные бюджеты (сбор зачисляется именно туда) могли бы собрать с «тунеядцев» 169 млн белорусских руб. ($90 млн). Это позволило бы профинансировать лишь около 1% расходов местных бюджетов Белоруссии в 2016 году, следует из данных Минфина республики. Но в реальности сборы с «тунеядцев» будут гораздо меньше: за неделю до крайнего срока лишь 10% плательщиков внесли сбор, сообщало 13 февраля Министерство по налогам и сборам. Кроме того, часть «тунеядцев» будут освобождены от уплаты: не обязаны платить сбор граждане, которые в 2015 году фактически находились на территории Белоруссии менее 183 дней. Многие белорусы проживают большую часть времени на территории России, но, поскольку пограничный контроль отсутствует, местные налоговики не могут отследить пересечение границы. Таким гражданам достаточно подтвердить свое отсутствие на территории Белоруссии сроком более полугода, чтобы не платить сбор, уверяют местные власти.

Белорусские экономисты сомневаются, что сбор вообще окупит затраты государства по его взиманию, пишет портал «Белорусские новости».

Экономической логики в сборе за «тунеядство» нет, уверен научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук. По его словам, сбор вводился, для того чтобы решить проблему неуплаты налогов в приграничных областях, в частности Брестской и Гродненской. В этих регионах «достаточно большое» количество людей занимались приграничной торговлей, оставаясь в теневом секторе, говорит он. На деле сбор затронул другие категории граждан, а большинство из тех, на кого он был рассчитан, нашли способ не платить его, указывает экономист. При этом непонятно, из каких ресурсов должны платить сбор по-настоящему безработные. $190 — немалая сумма в стране, где средняя номинальная зарплата составляет 800 руб. ($427) в столице или 683 руб. ($364) за пределами Минска и Минской области (данные Белстата за декабрь 2016 года).

Власти оценили количество «тунеядцев» в 470 тыс. человек. Это в десять с лишним раз больше, чем количество официально зарегистрированных безработных (43,3 тыс. на конец 2015 года, по последним доступным данным). При этом зарегистрированные безработные как раз не обязаны уплачивать сбор. Но в Белоруссии на учет в органах занятости встает мало народу: пособие по безработице «чисто символическое», однако на его получателя возлагаются довольно серьезные обязанности, объясняет Крук. Например, рано или поздно такой гражданин обязан согласиться на имеющуюся вакансию; кроме того, его могут отправить на общественные работы.

Случайные статьи

Вверх