Протекционизм определение в экономике. Что такое протекционизм в экономике

Для процветания государства и его экономики необходимо заботиться о том, чтобы были соответствующие условия развития. Они могут или возникать во время планомерного развития человечества, или создаваться отдельно. Вот последний аспект мы с вами и рассмотрим в рамках данной статьи.

Что такое протекционизм?

Так называют экономическое покровительство со стороны государства, направленное на производителя внутри страны. Он проявляется в ограждении хозяйственного сектора от конкуренции с иностранными товарами. Также проводится поощрение экспорта своей конкурентоспособной продукции на внешний рынок. Меры направлены на развитие национальной экономики и её защиту с помощью тарифного/нетарифного регулирования. Основной противостоящей философией является «свободный рынок».

Какой бывает протекционизм?

Существуют такие формы:

  1. Постоянная защита. Подразумевает поддержку стратегических отраслей (вроде сельского хозяйства), при слабости которых страна оказалась бы уязвимой в условиях войны.
  2. Временная защита. Используется, чтобы поддержать отрасли, которые были недавно созданы, и которым необходимо время, чтобы окрепнуть и конкурировать с мировыми аналогами.
  3. Ответные меры. Применяются, если торговые партнеры вводят определённые ограничения первыми.

Виды протекционизма

В зависимости от развития тенденций, выделяют такие типы:


Протекционистские меры в России и в остальном мире

Какие инструменты используются, чтобы защищать отечественные отрасли? Будут рассматриваться российские протекционистские меры, но следует отметить, что мировые очень близки к ним или даже одинаковы с ними (зависит от страны). Итак, применяется:


Следует заметить, что основное внимание в статье было уделено РФ. Но подобным образом действуют и другие государства мира.

Внешнеэкономическая политика может основываться на концепции протекционизма или свободной торговли. Протекционизм означает защиту национального производства за счет ограничения иностранной конкуренции. Идеи свободной торговли, или в современной терминологии - открытой экономики, предполагают, что хозяйственное поле страны не имеет запретов для иностранных товаров и капиталов.

Протекционизм и его рекомендации . Первые теории международной торговли, представленные школой меркантилистов, пытались ответить на вопрос: в чем же заключается национальный интерес во внешней торговле? Они указали, что внешняя торговля должна приумножить и сохранить богатство страны, которое они связывали с наличием драгоценных металлов, прежде всего с золотом и серебром. Государственные усилия должны содействовать притоку этих ценностей в страну. Поскольку экспорт товаров обеспечивал приток драгоценных металлов в страну, а импорт - их отток, то, естественно, меркантилисты рекомендовали поощрять экспорт и тормозить импорт.

Такая политика защищала национальное производство, ограничивая иностранную конкуренцию. Национальное производство должно было находиться под патронажем (протекцией) государства. Отсюда и ее название - протекционизм.

К типичным мерам сдерживания импорта относятся:

Тарифные пошлины на импортные товары (на единицу товара или на их декларируемую сумму);
нетарифные ограничения (квоты, требования лицензий и др.);
установление государственной монополии на право торговли отдельными товарами.

Современные формы поощрения экспорта включают:

Прямую дотацию (экспортную премию);
льготный кредит, льготные налоги на экспортное производство;
государственное страхование экспортной продукции;
государственные гарантии для вывоза товаров в страны с неустойчивыми политическими режимами;
изучение конъюнктуры мирового рынка, правовое обеспечение защиты интересов за рубежом;
прямое участие в инвестициях наукоемкого производства, облегчая бизнесу финансирование объемных проектов;
снижение курса национальной валюты в угоду интересам экспортных отраслей. Экспортер обменивает свою валютную выручку у себя в стране. При обесценении национальной валюты его доход, выраженный в национальных деньгах, возрастает.

Последствия протекционизма для участников международной торговли . Протекционистская политика носит явно конфликтный характер, так как ограничение импорта сдерживает развитие стран-экспортеров. Как только одна страна примет меры, ограничивающие импорт, страна-импортер примет ответные меры и введет такие же ограничения на импорт, ухудшая позиции зачинщика торговой войны. В результате в обеих странах не только упадут объемы импорта, но и сократятся их экспортные возможности.

Жизнь требовала расширения внешнеэкономических отношений, а система протекционизма вела к их сужению. Критики протекционизма, начиная с А. Смита, приводят доказательства выгодности внешней торговли для всех ее участников. Страна не может производить весь набор ассортимента товаров. Она производит то, что ей лучше удается, и продает излишки с выгодой для себя другим странам. Покупает же у импортеров продукцию, производство которой в стране было бы слишком дорого. Импортеры продают товары, исходя из тех же принципов.

Поскольку во внешней торговле достигается выгода для каждой стороны, то наиболее рациональна модель свободной торговли, а не протекционизм.

Открытая экономика и возможности ее совмещения с принципами протекционизма . Страны, придерживающиеся модели открытой экономики, не закрывают двери перед иностранной конкуренцией, не применяют жестких мер, ограничивающих импорт. Но своих экспортеров они могут стимулировать.

Тем не менее, в реальной жизни все страны используют идеи разумного протекционизма, но применяют их достаточно гибко. Протекционистские меры считаются уместными, особенно для защиты нарождающихся эффективных рыночных структур. Но по мере того как они встали на ноги, ограждать их от международной конкуренции нецелесообразно.

Современный протекционизм рассматривается как частный случай экономической политики. Он может распространяться на регулирование отдельных сфер хозяйствования, а также охватывать отдельный временной период.

Мотивами современного протекционизма выступают:

Защита молодых производств;
защита национального рынка от импортного демпинга с его заниженными ценами;
содействие диверсификации производства. Многоотраслевое производство делает экономику более устойчивой и уменьшает потребность в импорте;
стремление сохранить занятость;
защита военного производства.

Россия, имеющая большую долю малоэффективных предприятий, вынуждена опираться на методы протекционистской внешнеторговой политики. Об этом свидетельствует более высокий уровень таможенных пошлин на импорт по сравнению с развитыми странами. Средний таможенный тариф на импорт в России в начале 2002 г. составлял около 11 % при уровне тарифного обложения в ЕС 4,2 %, в США - 5,4 %. Вхождение России во Всемирную торговую организацию (ВТО) вынудит ее снизить таможенные барьеры.

После выхода из продолжительной экономической депрессии 1860-1870-х гг. в континентальной Европе начался повсеместный переход к протекционистской политике. Во всех странах, которые внедряли эту программу, стал отмечаться значительный промышленный рост.

Свободная торговля и протекционизм

Развивающаяся система хозяйствования требует защиты вновь сформированных и возникающих под воздействием НТП отраслей от деятельности крупных иностранных компаний, которые участвуют в обороте продукции достаточно давно. Методы протекционизма обладают достаточно выраженным социальным характером, особенно во времена структурных преобразований или создания национального промышленного сектора. В такие периоды государство должно обеспечивать защиту тем профессиональным категориям, которым необходима переквалификация вследствие банкротства или закрытия предприятий.

Свободная торговля и протекционизм – два взаимосвязанных явления. При достаточно интенсивном обороте продукции в период обострения отношений между странами или усиления напряженности в мире защитные меры внедряются с целью сохранения государственной безопасности. Этому способствует выпуск на собственной территории жизненно важных, необходимых товаров.

Критика

Политика протекционизма, несомненно, обладает определенными достоинствами. Однако далеко не во всех случаях ее внедрение в систему национального хозяйствования является целесообразным. Противники этой теории приводят ряд аргументов в защиту своей позиции. В частности, они выдвигают ряд тезисов.

  1. Протекционизм – это система, которой свойственна определенная нелогичность. Она проявляется в том, что, ставя целью обеспечить достижение в балансе положительного сальдо, программа значительно сдерживает операции импорта. Следствием этого выступает аналогичная реакция международных партнеров, которые снижают объем экспортных поставок. Такие действия приводят в результате к разбалансированности.
  2. Протекционизм – это программа, формирующая определенные барьеры в секторах национального хозяйства. Они, несомненно, обеспечивают защиту от активности иностранных фирм. Но вместе с этим барьеры снижают стимул к развитию отраслей, так как происходят сбои в механизме конкуренции. При этом монопольные привилегии и возможность сохранять высокую прибыльность уничтожают стремление к инновациям и прогрессу.
  3. Протекционизм – это система, формирующая определенный мультиплицирующий эффект. Он проявляется за счет межотраслевой технологической связи. Если определенные защитные меры введены для одних отраслей, то их потребуют и другие, связанные с ними секторы.
  4. Экономический протекционизм наносит значительный ущерб интересу потребителя. Отечественный покупатель платит больше и за импортную, облагаемую ввозными пошлинами продукцию, и за изделия, выпущенные на территории собственного государства.
  5. Протекционизм – это схема, в рамках которой невозможно полностью использовать достоинства международной специализации вследствие того, что более доступная импортная продукция не может попасть в страну из-за существующих ограничений.

Основные инструменты

Политика протекционизма предполагает формирование нетарифных и тарифных ограничений. Последние представляют собой таможенные пошлины на ввоз и вывоз продукции. Этот инструмент считается наиболее простым и достаточно эффективным. Однако сегодня значение пошлин постепенно снижается. Правительства государств все чаще отдают предпочтение нетарифным методам протекционизма. К ним, в частности, относят импортные (ограничение на количество ввозимых изделий) и экспортные квоты (пределы вывозимой продукции по требованию импортера). Тем не менее, исследование тарифных методов в настоящее время не теряет актуальности, поскольку они продолжают использоваться различными государствами.

Торговый протекционизм: пошлины

Тарифные барьеры начали внедряться достаточно давно. К примеру, в начале 19-го столетия Великобритания ввела импортные пошлины для защиты национального сельского хозяйства. К концу века США и Германия стали вводить тарифные барьеры для сохранения новых промышленных отраслей. В России пошлины защищают автомобильное производство.

Отечественные программы

Правительство устанавливает высокие тарифы не только на ввоз новых, но и подержанных импортных транспортных средств. В этом случае государство решает несколько задач. В первую очередь, отечественный производитель ограждается от конкуренции. Во-вторых, сформированы препятствия для заполнения внутреннего рынка подержанными импортными машинами, которые на родине уже выработали свой ресурс. Это, в свою очередь, положительным образом отражается на общем уровне безопасности на отечественных дорогах. Таким образом, российская политика протекционизма имеет и экономическую, и социальную направленность.

Результат введения тарифов

Установление пошлин повышает стоимость не только импортируемого товара, но и среднюю цену продукции на внутреннем рынке. Это выгодно национальному производителю. Достижение такого результата, как правило, выступает в качестве основной цели протекционизма. В рамках такой программы государство обеспечивает защиту отечественных производителей от низкой стоимости на продукцию, возникающей в условиях конкуренции со стороны зарубежных предприятий.

Реальный и расчетный уровень защиты

Следует отметить, что фактический результат введения пошлин может существенно отличаться от планируемого. Эффект тарифного метода может различаться на различных этапах производственного цикла. Рассмотрим пример. Допустим, в России предполагается начать сборку определенных автомобилей, а в США уже налаженные сборочные производства собираются развить выпуск комплектующих. Для поощрения отечественно автоиндустрии РФ вводит пошлину на ввозимые готовые ТС величиной 20%. Таким образом, российский производитель получает возможность поднять цену своей продукции с 10 до 12 тыс. долл. В этом случае несколько некорректно говорить о том, что отечественные предприятия получат только 20-процентную защиту. До установления пошлины российские производители могли работать только в том случае, если бы цена сборки составила бы не больше 2 тыс. долл. (сумма, появляющаяся при вычитании полной из стоимости готового изделия – 10 тыс. – суммы, затраченной на детали – 8 тыс.). После внедрения тарифа существование предприятий возможно и при 4 тыс. (разница между новой ценой в 12 000 и стоимостью деталей). В этом случае 20-процентная пошлина обеспечит отечественным производителям фактически полную защиту.

Другой вариант защиты

Предположим, что США с целью стимулирования внутреннего выпуска комплектующих вводит 10% пошлину на вывозимые в Россию детали. В этом случае стоимость комплектующих для отечественных сборщиков станет не 8, а 8,8 тыс. долл. Эта мера при стабильных тарифах на готовые ТС сделает производство машин на отечественных предприятиях менее прибыльной. До введения пошлины выпуск автомобилей считался рентабельным, если стоимость сборки составляет не больше 2 тыс., а после установления пошлины этот показатель должен быть не более 1,2 тыс. Таким образом, тарифная система сможет обеспечить защиту отечественному производителю, но уровень ее качества снизится.

Внешнеторговая политика представляет собой систему мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направлений товарных потоков. Существуют две основные модели внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля (либерализм). Различные стадии мирового экономического развития характеризовались превалированием одной из этих моделей внешнеторговой политики. Протекционизм - это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства. С другой - может привести к усилению монополистов, застою и снижению конкурентоспособности экономики. Осуществляется посредством введения комплекса прямых и косвенных ограничений импорта — таможенных тарифов, контингентирования, нетарифных барьеров, валютных ограничений, компенсационных пошлин, внутренних налогов и сборов, особого режима государственных закупок, «добровольных» ограничений экспорта и т.п. Важнейшими чертами импортного протекционизма развитых капиталистических стран в настоящее время являются повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер — защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим во всемирном хозяйстве сдвигам. Развитие интеграционных процессов привело к появлению «коллективного протекционизма» — образованию замкнутых группировок, практикующих защиту своих рынков от товаров стран, не входящих в данное интеграционное объединение. В экономической теории одним из главных аргументов протекционизма является критика теории внешней торговли с позиций защиты национального благосостояния, которая вытекает непосредственно из анализа выигрышей и потерь. Прибыль от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена налоговым и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако известен и такой случай, когда прибыль превышает потери. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины – наличие у страны рыночной власти, т.е. способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта.

2. Основные виды протекционизма

К типичным направлениям протекционистской деятельности относятся повышение рыночных цен на иностранные товары, снижение затрат отечественных производителей или ограничение доступа зарубежных производителей на отраслевой рынок товаров. К основным средствам протекционизма относятся пошлины, квоты, ограничения административного характера, субсидии и валютный контроль. Тарифы — это налоги, которыми облагаются товары, ввозимые в страну из-за рубежа. Наивысшей величины таможенные тарифы США достигли в XX в. после принятия в 1930 г. тарифов Смута-Холи. Квоты — количественные ограничения продаж для импортеров на внутреннем рынке в течение определенного периода времени. В последнее время обычной практикой стало заключение соглашений о торговле или добровольные ограничения экспорта. В качестве примера можно привести заключенное в 1980 г. соглашение между США и Страной восходящего солнца, касавшееся автомобилей. Административные ограничения часто включаются в Таможенный кодекс. Одной из форм таких ограничений является введение товарных стандартов. Предоставление субсидий иногда связывается с отраслью или экспортной активностью отрасли. Такие субсидии получала судостроительная промышленность США, они включали в себя программы кредитования, специальные налоговые стимулы и непосредственное субсидирование. Валютный контроль ограничивает доступ к инвалюте, необходимой для покупки зарубежных товаров. Валютный курс может регулироваться народным банком, осуществляющим покупку инвалюты на нац.

Основные виды протекционизма:

  1. Селективный протекционизм — защита от конкретного продукта, или против конкретного государства.
  2. Отраслевой протекционизм государства — защита конкретной отрасли.
  3. Коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран.
  4. Скрытый протекционизм — протекционизм при помощи нетаможенных методов.

В свою очередь государство может проводить два вида внешнеэкономической политики: или политику защиты отечественного производителя от иностранной конкуренции (протекционизм), или политику свободной торговли (фритредерство), при которой полностью отсутствуют какие–либо ограничения на торговлю с другими странами, а таможенные органы выполняют только регистрационные функции. Инструментами политики протекционизма являются тарифные и нетарифные ограничения (рис. 1).

Рис. 1 Инструменты протекционистской политики государства

Протекционизм возник в эпоху первоначального накопления капитала в Европе (XVI-XVIII вв.). Теоретические основы разработаны меркантилистами, связывающими благополучие государства исключительно с активным балансом внешней торговли. Впоследствии начал уступать место принципу свободной торговли. Обоснование дано в работах классиков политической экономии А. Смита и Д. Рикардо. В современных условиях доминирующей тенденцией является либерализация внешней торговли, хотя отдельные элементы протекционизма, особенно в области защиты сельского хозяйства, сохраняются до сих пор. Осуществляется с помощью торгово-политических барьеров, которые ограждают внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Протекционизм был широко распространён во Франции (протекционистские тарифы 1664 и 1667 Кольбера), Австрийской монархии, многих германских государствах, в России - впервые при Петре I. Таможенная охрана сыграла большую роль в развитии мануфактурной и фабричной промышленности. Под знаком Протекционизм наполеоновская Франция вела экономическую борьбу с Англией. Для эпохи домонополистского капитализма характерен «защитный» протекционизм в большинстве стран Западной Европы и США, направленный на охрану национальной промышленности от более развитой промышленности Англии, проводившей (с 40-x гг. 19 в.) политику «свободы торговли». Глубокий анализ протекционизма и свободной торговли дали в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс. Для периода перерастания капитализма в монополистическую стадию характерен «наступательный» протекционизм, который защищает от иностранной конкуренции не слабые отрасли промышленности, а наиболее развитые, высокомонополизированные. Его цель - завоевание внешних рынков. Получение монопольных доходов внутри страны даёт возможность реализации товаров на внешних рынках по низким, демпинговым ценам.

3. Современный протекционизм

Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов стран главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю. В Российской Федерации дискуссии о преимуществах и недостатках протекционизма и свободы торговли начались в начале 90-х годов. В пользу открытия внутреннего рынка для иностранных товаров говорит мировой опыт, свидетельствующий о том, что защита от конкуренции сама по себе часто ведет к развитию производств, не способных конкурировать на мировом рынке. Однако в нынешней ситуации, имеющей место в национальной экономике, этот тезис верен только отчасти. Ему можно противопоставить другое утверждение: целенаправленная промышленная политика государства приняла такие масштабы, что невозможно привести примеры, которые показали бы, что конкурентоспособные отрасли возникают исключительно по законам стихии рынка. Идея свободного государства исходит из необходимости ликвидации таможенных и экономического спадах барьеров на пути движения товаров между странами. Однако профессор Н.Н. Шапошников еще в 1924 году писал о том, что «свободная торговля – идеал будущего. В настоящее время она выгодна только для той страны, которая в своем экономическом развитии успела опередить другие страны.» Сущность этого высказывания полностью соответствует и нынешнему состоянию экономики Российской Федерации. В настоящее время устранить всякие протекционистские преграды для развития внешнеторговой деятельности не представляется возможным, в противном случае страна имеет перспективу превратиться в колонию стран с развитой рыночной экономикой. Поэтому аргументы на пользу свободы торговли не всегда оправданы и тем более не применимы для нашей экономической ситуации. В пользу сохранения в ближайшем будущем протекционистских мер можно привести следующие аргументы:

  1. Необходимость обеспечения экономической безопасности страны.
  2. Специфика отдельных регионов и необходимость для их поддержки протекционистских мероприятий со стороны государства.
  3. В условиях спада производства – сохранение необходимых рабочих мест.
  4. В условиях экономического кризиса протекционистские таможенные меры не допустят превращения страны в экономический придаток развитых стран мира.

Естественно, что перечисленные аргументы в защиту протекционизма в большей степени относятся к имеющейся у нас в стране экономической ситуации. Итак, протекционизм представляет собой политику государства, направленную на защиту внутреннего рынка от конкурентов, а зачастую и на захват внешних рынков. В противоположность этому политика либерализации (фритредерство) имеет целью открытость внутреннего рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внутреннем рынке. И протекционизм и либерализм отражают прежде всего реакцию тех или иных государств на изменения в международном разделении труда, на события, происходящие в международных экономических отношениях. История международных экономических отношений начиная с XIX в. свидетельствует, что для международной торговли было характерно чередование периодов либерализма и протекционизма. Так, период со второй половины XIX в. до войны 1914-1918 гг. характеризовался господством фритредерским доминированием Британии как великой промышленной и торговой нации на мировом рынке. Именно в этот период были отменены Навигационные акты и Закон о зерновых (1866), заключены торгово-дипломатические договоры Наполеона с Британией, в которые включена была статья «О режиме наибольшего благоприятствования» (1860). Межвоенный период (1920-1939) характеризовался усилением протекционизма во всем мире. Так, в 1921 г. в Великобритании принимается таможенный закон «О защите промышленности» и подписываются со странами Британского Содружества стран так называемые Оттавские соглашения, устанавливающие имперские преференции. Соединенные штаты Америки в 1922 г., а затем в 1930 г. повышают таможенные тарифы. Франция с 1931 г. придерживается политики контингентирования. Республика Германия все определение стала проводить политику поворота к автаркии.

4. Политика либерализации в мировой торговле

После завершения Второй мировой войны всемирная экономика постепенно встала на путь, ведущий к большей свободе торговли. В странах под эгидой ООН была создана организация ГАТТ, служащая институтом обсуждения проблем международной торговли и способствовавшая снижению и консолидации таможенных пошлин. Решению этих же задач способствовало создание в Западной Европе Экономического сообщества и появление в его рамках Таможенного союза, а также создание Европейской ассоциации свободной торговли. «Раунд Кеннеди» стал одним из самых всеобъемлющих многосторонних договоров в области торговли на международном уровне. Он завершился в 1967 г. заключением важных соглашений, устанавливающих снижение таможенных пошлин на 35-40 % в течение 5 лет. Последующие Токийский и Уругвайский раунды также способствовали либерализации торговли. В 80-90-е гг. в общем русле либерализации мировой торговли во внешнеторговой политике ведущих западных стран снова стали проявляться элементы протекционизма, связанные с обострением международной конкуренции. Несмотря на проделанную ГАТТ работу по либерализации мировой торговли, внешняя торговля остается одним из основных направлений государственного регулирования национальной экономики. Фритредерская модель по своей сути близка к политике монетаризма внутри той или иной отдельно взятой экономической системы. Она предполагает, что рынок (мировой рынок) сам по себе сумеет гораздо лучше, чем любая другая регулирующая сторона, решать проблемы обеспечения сбалансированности процесса взаимовыгодных торговых операций. Для сложноустроенной экономикой мировой рынок позволит обеспечить интеграцию их национальных хозяйств в мировое хозяйство и обеспечить использование мировых научно-технических достижений для эффективного развития своей национальной экономики. Действительно, свободная торговля способствует конкуренции на внутренних рынках, заставляет предприятиям страны новшества, обеспечивая более широкий выбор товаров для потребителей, и дает возможность фирмам полностью использовать сравнительные преимущества и добиваться экономии, обусловленной ростом масштабов производства. Более того, свободная торговля высвобождает динамичные силы, стремящиеся к долгосрочному подъему темпов роста экономики путем поощрения усовершенствований и нововведений, в то время как протекционизм все в большей и большей степени препятствует действию этих сил. В случае либерализации торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости из-за уменьшения стимулов к развитию государствообразующих отраслей, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но которые оказались затронутыми процессом либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не сможет немедленно компенсировать ее падение в других секторах. Предприятия экспортного сектора могут не успевать поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания осуществления новых инвестиций или медленной профессиональной переориентации и ограниченной мобильности трудовых ресурсов. Реализация фритредерской модели в чистом виде для переходных экономик затруднена в силу ряда обстоятельств. Прежде всего потому, что постсоциалистические страны вступают в конкуренцию на мировом рынке в заведомо неравных по отношению к развитым странам условиях, большинство секторов переходных экономик в той или иной степени отстают от уровня развития соответствующих секторов в высокоразвитых странах. Способными выжить здесь могут быть наиболее примитивные секторы - сельское хозяйство, добыча и первичная переработка сырья и энергоносителей. Развитые страны могли бы «задушить» и эти производства, но они либо не располагают соответствующими природными ресурсами и заинтересованы в их использовании, либо предпочитают не использовать » грязные технологии» на своих территориях. Опыт реализации этой модели в некоторых развивающихся странах показал, что результатом такой стратегии является сохранение зависимого положения национальных экономик, отток инвестиций и квалифицированных кадров. Безусловно, существует возможность сначала укрепить хотя бы некоторые отрасли производства, подтянув их до уровня мирового рынка. Но в процессе подтягивания потребовалось бы оградить их от более мощных на данный момент соперников, а это уже покушение на священные и незыблемые принципы свободной конкуренции и фритредерства. Опыт «Азиатских тигров» и чилийской экономики времен Пиночета не подтверждает реализацию фритредерской модели в чистом виде. Так, формальное фритредерство пиночетовской экономики на самом деле предполагало поддержку со стороны государства, прежде всего отраслей, связанных с научно-техническим прогрессом, а также политику бесконечных кредитов у западных кредиторов. В результате экономика Чили сделала шаг вперед в деле технического перевооружения государства. Что касается стран Тихоокеанского бассейна, сумевших сделать рывок в своем экономическом развитии, то здесь модель фритредерства существовала скорее как идеологическая вывеска. Фактически проводилось целенаправленное развитие экономики под защитой протекционистских мер. Меры поддержки распространялись на создание собственной промышленности и постиндустриальных сфер, таких как сфера образования, способных на равных конкурировать на мировом рынке. Вместе с тем ослабление протекционизма, выразившееся в этих странах в создании равных условий для импортеров и экспортеров, в сокращении ограничений внешней торговли и использовании механизма цен вместо произвольных решений бюрократического аппарата, неизбежно привело к повышению темпов роста ВВП, что явилось результатом перераспределения ресурсов в пользу более эффективных видов производства. Размер прироста ВВП в этом случае зависит как от самого характера проводимых реформ, так и от масштаба перераспределения ресурсов. Так, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона рост ВВП составил 5-6 %, а рост внешней торговли 9-10 % в год. При этом данные показатели были достигнуты после начала реформирования экономики стран этого региона, и одной из реформ явилась либерализация внешней торговли.

5. Основные выводы

Исходя из анализа информации о политике протекционизма и либерализации в мировой торговле. Можно сделать определенные выводы, что политику протекционизма и либерализма надо использовать сдержанно. Поскольку если не использовать протекционизм на территории страны, то можно будет потерять целые отросли экономики страны. Так же в свою очередь нельзя полностью изолироваться от либерализации внешнего рынка, поскольку это может привести к стогнации экономики как частично, так и полностью.

Список используемой литературы

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.
  2. Бровкова Е.Г., Продиус И.П. Внешнеэкономическая деятельность: Учеб. пособие. – М.: Сирин, 2002.
  3. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учеб./ Л.Е. Стровский и др.; под ред. Л. Е.Стровского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  4. Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: Учеб. пособие/ под ред. Е.П. Пузаковой. – М.: Экономистъ, 2005.
  5. Грачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и техника внешнеторговых операций: Учеб. пособие. – М.: Интел-Синтез, 2001.

Протекционизм

Протекциони́зм - политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.

В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли - фритредерству , спор между этими двумя доктринами продолжается со времён Адама Смита . Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

Основные виды протекционизма

  • Селективный протекционизм - защита от конкретного товара, или против конкретного государства;
  • Отраслевой протекционизм - защита конкретной отрасли;
  • Коллективный протекционизм - взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;
  • Скрытый протекционизм - протекционизм при помощи нетаможенных методов;
  • Местный протекционизм - протекционизм продукции и услуг местных компаний;
  • Зелёный протекционизм - протекционизм при помощи норм экологического права;
  • Коррупционный протекционизм - когда политические деятели действуют в интересах не массового избирателя, а организованных бюрократических и финансовых групп.

История протекционизма

Повсеместный переход к политике протекционизма начался в континентальной Европе в конце XIX в., после затяжной экономической депрессии 1870-1880-х гг . После этого депрессия закончилась, и во всех странах, проводивших эту политику, начался быстрый промышленный рост. В США политика протекционизма наиболее активно проводилась в период между концом Гражданской войны (1865 г.) и концом Второй мировой войны (1945 г.), но в неявной форме продолжалась до конца 1960-х гг. В Западной Европе повсеместный переход к жёсткой протекционистской политике произошел в начале Великой депрессии (1929-1930 гг.). Эта политика продолжалась до конца 1960-х гг., когда в соответствии с решениями т. н. «Кеннеди-раунда» США и западноевропейские страны осуществили скоординированную либерализацию своей внешней торговли .

Взгляды сторонников протекционизма и аргументы в его защиту

Протекционизм рассматривается как политика, стимулирующая экономический рост в целом, а также промышленный рост и рост благосостояния страны, проводящей такую политику. Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается: 1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений; 2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырьё; 3) при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30 %, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта); 4) при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы) .

Сторонники протекционизма утверждают, что страны Европы и Северной Америки смогли провести свою индустриализацию в XVIII-XIX вв. в основном благодаря протекционистской политике . Они указывают, что все периоды бурного промышленного роста этих стран совпадали с периодами протекционизма, включая новый рывок в экономическом развитии, произошедший в странах Запада в середине XX в. (создание «государств всеобщего благоденствия») . Кроме того, они утверждают, подобно меркантилистам XVII-XVIII вв., что протекционизм способствует более высокой рождаемости и более быстрому естественному росту населения .

Критика протекционизма

Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в Германии и России в конце XIX - начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.

Некоторые экономисты пытаются выработать нейтральный взгляд на протекционизм, фритредерство , рассматривая их влияние на рост национального благосостояния через анализ выигрышей и потерь. По их мнению, выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превышает потери от неё. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины - наличие у страны рыночной власти, то есть способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта .

Цитаты

Если же Англия лет 50 фритредерствует в наше время, то нельзя забыть, что лет 200 в ней действовал усиленный протекционизм, начало которому положено навигационным актом (1651), что она и поныне превосходит другие страны промышленно-торговым развитием, выросшим на почве протекционизма.

Начинатели всяких промышленных дел получают первые свои товары дороже, чем могут их продавать предприятия, уже укрепившиеся, приобретшие опыт и погасившие начальные затраты. Подобные окрепшие предприятия, владея капиталом и кредитом, легко прекращают начинания соперничества, возрождающегося в иных странах, сбавляя цены или даже продавая товары временно в убыток. Множество общеизвестных данных об этом свидетельствует.

Статьи

  • У. Столпер, П. Самуэльсон - «Протекционизм и реальная заработная плата»
  • Владимир Попов - «Китай: Технология экономического чуда»
  • Политика экономического протекционизма: плюсы и минусы
  • Аргументы «за» и «против» протекционизма на примере Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Протекционизм" в других словарях:

    Система покровительственных пошлин, имеющая целью поддержать внутреннее производство. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОТЕКЦИОНИЗМ система покровительств. пошлин, т. е. высокого обложения иностр.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Экономическая политика государства, заключающаяся в целенаправленном ограждении внутреннего рынка от поступления товаров иностранного производства. Осуществляется посредством введения комплексапрямых и косвенных ограничений импорта таможенных… … Финансовый словарь

    - (protectionism) Точка зрения, согласно которой ограничение международной торговли является желательной политикой. Ее целью может быть предотвращение безработицы или потери производственных мощностей в отраслях, которым угрожает импорт, содействие … Экономический словарь

    - (protectionism) Защита, покровительство (покровительственная система в торговле). Теория или практика ограничения торговли между странами в пользу отечественных производителей путем установления тарифов, квот или (чаще всего используемых в наше… … Политология. Словарь.

    протекционизм - (социально психологический аспект) (от лат. protectio прикрытие) корыстное покровительство, оказываемое кому либо лицом или группой лиц, обладающих властью. П. ведет к возникновению привилегированного круга лиц, культивированию конформизма,… … Большая психологическая энциклопедия

    1) экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта. Для… … Большой Энциклопедический словарь

    протекционизм - а, м. protectionnisme m. < лат. protectio защита, прикрытие. 1. Экономическая политика буржуазных стран, связанная с ограждением отечественной промышленности и сельского хозяйства от иностранной конкуренции и с захватом внешних рынков. Система … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Случайные статьи

Вверх