Промышленный переворот. Предпосылки, ход событий, последствия

К 70-м гг. XVIII в. складывавшаяся веками система ведения сельского хозяйства в Англии разрушилась. В деревню всё сильнее вторгался капитализм. Это выразилось в окончательном торжестве фермерского хозяйства над традиционным крестьянским, в почти полном исчезновении крестьян - мелких собственников.

Сосредоточение земли в руках крупных собственников, использование в сельском хозяйстве труда наёмных рабочих и исчезновение крестьянства, рост продуктивности сельского хозяйства - всё это получило название аграрная революция.

Началось освоение заброшенных ранее земель, применение удобрений. Появился передовой севооборот - вместо того чтобы оставлять землю под паром, её стали засевать кормовыми травами. Так создавались условия для увеличения производства зерна и мяса, а цены на зерно даже снизились.

Условия промышленного переворота.

К середине XVIII в. в Англии созрели условия для промышленного переворота. Во-первых , завершившаяся аграрная революция создала огромное количество свободных рабочих рук. Быстрыми темпами росло население. В 1700 г. оно составляло чуть больше 6 млн, а в 1790 г. - 8,2 млн человек. Всё «избыточное» население готово было работать в промышленности. Во-вторых , сложился рынок сбыта товаров. Росли города и городское население. В деревне богатые арендаторы нуждались в покупке инвентаря, удобрений. В-третьих , в результате земельных спекуляций внутри страны (перепродажи земель, изъятых у английской короны и ирландцев), ограбления колоний и работорговли у купцов и предпринимателей появились огромные средства, необходимые для строительства фабрик с применением машин.

Как произошел промышленный переворот.

Начался он с изобретения машин. Уже давно изобретатели мечтали заменить труд человека машиной. Английские ткани не могли соперничать по своему качеству с индийскими, недорогими, прочными, хорошо выдерживающими стирку. Ручное производство в Англии было дороже, чем в Индии, и организовать производство дешёвых тканей можно было только при помощи машин.

Механик Джон Кей усовершенствовал ткацкий станок изобретением «летучего челнока ». Прежде сам ткач вынужден был пропускать челнок между нитями основы. Теперь челнок перебрасывался нажатием педали. Это изобретение ускорило процесс ткачества, зато стало недоставать пряжи. В 1765 г. ткач Джеймс Харгривс изобрёл механическую прялку, в которой одновременно работали 15-18 веретён. Машина была недорогой, очень простой по устройству и распространилась по всему миру. В 1767 г. плотник Хейс создал прядильную машину, приводимую в движение водяным колесом и отличавшуюся высокой производительностью. Успехи в прядении вызвали появление механических ткацких станков. Новый станок Эдмунда Картрайта в 40 раз увеличил производительность труда. Создание универсальной паровой машины Джеймса Уатта (1784) позволило строить фабрики в любом удобном месте. В 1784 г. металлург Корб изобрёл прокатный стан, а Модели - токарный станок.

Положение рабочих.

Часто на фабрике трудились всей семьёй. Женщины работали прядильщицами, а детям поручалось связывать оборванные концы нитей или убирать мусор. Здесь же работали и мужчины - пряли или ремонтировали машины. Рабочие жили в очень тяжёлых условиях. Существовали многочисленные штрафы - за опоздание, за ругань, за неопрятность. Некоторые фабриканты использовали в качестве подмастерьев детей - дешёвую рабочую силу. Дети работали с 5-8 лет. На фабриках не существовало никакой охраны здоровья и труда рабочих.

Самой яркой отличительной чертой экономики Англии XVIII в. являлась торговля, при этом вывоз товаров преобладал над ввозом. Ливерпуль превращается в настоящий хлопковый порт. Но центром атлантической торговли становится Бристоль, важнейшим источником богатства которого была торговля рабами.

Многие предприимчивые купцы и предприниматели сколотили себе состояние благодаря так называемому «золотому треугольнику»: гружённый английскими промышленными изделиями корабль отправлялся в один из африканских портов, где они продавались, а на вырученные деньги у работорговцев приобретались похищенные африканские невольники; их перевозили в Америку или к берегам Вест-Индии, поскольку там за них давались хорошие деньги. После этого корабль возвращался в Англию с грузом сахара или табака, что опять приносило немалый доход.

Промышленный переворот: от мануфактуры к машинному производству

Промышленным переворотом или промышленной революцией называется период, когда человечество от мануфактурного производства перешло к машинному, или другими словами, совокупность технических, технологических, социальных, институциональных и иных перемен, связанных с заменой ручного труда машинным способом производства. Промышленная революция прошла три этапа.

Первый этап был связан с появлением рабочих машин в текстильном производстве. Изобретение и распространение машин создали возможности для расширения производства и его технического усовершенствования. Второй этап начался с изобретения универсального теплового двигателя, т.е. паровой машины. Третий этап промышленной революции был связан с созданием рабочих машин в машиностроении, т.е. с изобретением суппорта, или резцедержателя. Машиностроение, снабженное мощной энергетической базой и оснащенное рабочими машинами, позволило наладить бесперебойный массовый выпуск самых разнообразных машин и снабдить ими все отрасли производства. Применение машин в производстве привело к возникновению большого числа промышленных предприятий, образованию промышленных центров и скоплению в них населения. Эпоха промышленного переворота является, таким образом, временем возникновения и развития фабричного производства.

Первой страной, применившей новый способ, основанный на применении машин и индустриальных технологий в промышленном производстве, была Великобритания. Важнейшей предпосылкой промышленного переворота, являются либеральные социально-политические преобразования, утверждающие принципы гражданского равенства, экономической свободы, неприкосновенности личности и собственности. Не менее существенной предпосылкой промышленной революции считается высокая производительность сельского хозяйства вследствие, так называемой, аграрной революции. Аграрная революция заключалась в переходе от экстенсивных к интенсивным методам ведения сельского хозяйства, что обеспечивало его продуктивность и рентабельность. Географический и природно-климатический факторы также обеспечили Великобритании лидерство в промышленном перевороте. Запасы каменного угля способствовали быстрому переходу английской металлургии от древесного угля к каменному, что позволило ей к концу ХVIII в. выйти на первое место в мире.

Промышленные революции в разных отраслях следовали как цепная реакция. Переворот, начавшийся в легкой промышленности, выдвинул задачу увеличения массы машин, для удовлетворения этого спроса требовалось много металла, что вызвало переворот в металлургии и машиностроении; возросшая масса производимой продукции потребовала изменений на транспорте. Так, в 80-е гг. ХVIII в. был построен первый в мире пароход, в 1814 г. первый паровоз. К завершению промышленного переворота Великобритания стала ведущей экономической державой.

Промышленный переворот, начавшийся в XVIII в. в Англии, оказал влияние на последующее развитие всего мира. С теми или иными изменениями промышленный переворот совершился в XIX в. почти во всех странах Европы и Северной Америки.

Переворот в технике. Торговое процветание привело к обогащению английских купцов, к появлению избыточных капиталов, которые требовали помещения в дело. С другой стороны, в результате эмиграции в Америку Англия испытывала недостаток рабочей силы. Нехватку рабочей силы англичане попытались возместить введением машин. В 1733 г. ткач Джон Кей изобрел «летающий челнок», он подвергся преследованиям ткачей и был вынужден бежать во Францию. В 1765 г. ткач Харгривс создал механическую прялку, названную «Дженни»; эта прялка увеличивала производительность труда в 20 раз. В 1769 г. Ричард Аркрайт запатентовал прядильную машину, рассчитанную на водяной привод, - с этого момента машины стали использоваться на мануфактурах.

Первые машины создавались механиками-самоучками, они изготавливались из дерева и не требовали инженерных расчетов. После того, как сопротивление противников машин стало ослабевать, машины стали появляться одна за другой. В 1774-1779 гг. Самуэл Кромптон сконструировал прядильную мюль-машину, выпускавшую более качественную ткань, чем машина Аркрайта. В 1784 г. Эдмунд Картрайт создал ткацкий станок, который увеличил производительность ткачей в 40 раз.

Промышленная революция была сложным процессом, происходившим одновременно в различных отраслях промышленности. В горной промышленности одной из основных производственных проблем была откачка воды из шахт. В 1698 г. англичанин Севери создал машину, использовавшую для этой цели силу пара; в 1712 г. Томас Ньюкомен усовершенствовал эту машину, снабдив ее цилиндром и поршнем. В машине Ньюкомена находившийся в цилиндре пар конденсировался впрыскиванием воды, в цилиндре создавалось разряжение и поршень втягивался внутрь цилиндра под воздействием атмосферного давления. В разных странах делались попытки усовершенствовать эти машины, например, в России механик И. Ползунов построил двухцилиндровую машину аналогичного устройства. В 1763 г. усовершенствовать машину Ньюкомена взялся Джеймс Уатт. Уатт создал машину, принципиально новую: во-первых, поршень в машине двигало не атмосферное давление, а пар, впускавшийся из парового котла; во-вторых, после завершения хода поршня отработанный пар выводился в специальный конденсатор. В 1769 г. Уатт взял патент на свою машину. Уатту удалось привлечь к делу фабриканта Мэтью Болтона. В 1775 г. на заводе Болтона в Бирмингеме было налажено производство паровых машин. В 1784 г. Уатт запатентовал паровую машину двойного действия, в котором пар поочередно толкал поршень с двух сторон; в этой машине был применен центробежный регулятор, автоматически поддерживавший число оборотов. мануфактурный машинный революция промышленный

В первых двигателях Уатта давление в цилиндре лишь немного превышало атмосферное. В 1804 г. инженер А. Вулф запатентовал машину, работающую при давлении 3-4 атмосферы, повысив КПД более чем в 3 раза. Массовое производство паровых машин было невозможно без точных токарных станков; решающий шаг в этом направлении был сделан механиком Генри Модсли, который создал самоходный суппорт. С этого времени стало возможным изготовление деталей с допуском в доли миллиметра - это было начало современного машиностроения. Возникновение машин вызвало потребность в металле. Раньше чугун плавили на древесном угле, а лесов в Англии почти не осталось. В 1785 г. Генри Корт изобрел способ производства чугуна на каменном угле. Добыча угля стала одной из основных отраслей промышленности.

После появления паровой машины начались попытки создания пароходов. Роберт Фултон построил пароход «Клермонт»; машина для этого парохода была изготовлена на заводе Уатта. В 1807 г. «Клермонт» совершил первый рейс по Гудзону, но без пассажиров. Через четыре года Фултон и Ливингстон были уже владельцами пароходной компании, через девять лет в Америке было 300 пароходов, а в Англии 150. В 1819 г. американский пароход «Саванна» пересек Атлантический океан, а в 1830 г. начинает действовать первая регулярная трансатлантическая пароходная линия. На этой линии курсировал самый большой по тем временам пароход «Грейт Уэстерн», имевший водоизмещение 2 тыс. т. и паровую машину мощностью 400 л. с.

Одновременно со строительством пароходов делались попытки создания паровой повозки. На многих рудниках существовали рельсовые пути, по которым лошади тащили вагонетки с рудой. В 1803 г. механик Ричард Тревитик построил паровоз, заменивший лошадей на одной из рельсовых дорог в Уэльсе. Дж. Стефенсон, механик-самоучка, получил заказ на постройку локомотива для одной из шахт близ Ньюкасла. В 1815 г. Стефенсон построил свой первый паровоз, а затем руководил строительством железной дороги длиной более 50 км. В 1830 г. Стефенсон завершил строительство первой железной дороги между Манчестером и Ливерпулем; для этой дороги он сконструировал паровоз «Ракета». Позже Стефенсон строил железные дороги в Бельгии и в Испании. В 1832 г. была пущена железная дорога во Франции, позже - в Германии и США.

Появление станков, паровых машин, паровозов и пароходов коренным образом изменило жизнь людей. Появление фабрик, выпускающих огромное количество дешевых тканей, разорило ремесленников, которые работали на дому или на мануфактурах. В 1811 г. в Ноттингеме вспыхнуло восстание ремесленников, которые ломали машины на фабриках, - их называли «луддитами». Восстание было подавлено. Разоренные ремесленники были вынуждены уезжать в Америку или идти работать на фабрики. Население стекалось к фабрикам, и фабричные поселки вскоре превращались в огромные города; в 1844 г. в Лондоне было 2,5 млн. жителей. Рабочие составляли большую часть населения Англии; это было новое индустриальное общество.

Основной отраслью английской промышленности в первой пол. XIX в. было производство хлопчатых тканей. Новые машины позволяли получать 300 и более процентов прибыли в год и выпускать дешевые ткани, которые продавались по всему миру. Это был промышленный бум, производство тканей увеличилось в десятки раз. Однако для новых фабрик требовалось сырье; поначалу хлопок был дорог из-за того, что его очистка производилась вручную. В 1806 г. американец Эли Уитни создал хлопкоочистительную машину; после этого в южных штатах наступила «эра хлопка» создавались хлопковые плантации, на которых работали рабы-негры: расцвет рабства связан с промышленной революцией.

К 1840 г. Англия превратилась в «мастерскую мира», на ее долю приходилось более половины производства металла и х/б тканей, основная часть производства машин. Английские ткани заполнили мир и разорили ремесленников не только в Англии, но и во многих странах Европы и Азии.

В 1870-х гг. в развитии мировой экономики наступил перелом, связанный с расширением мирового рынка. Масштабное строительство железных дорог привело к включению в мировую торговлю континентальных областей; появление пароходов удешевило перевозки по морю. На рынки хлынула американская и русская пшеница - цены на нее упали в два раза. Эти события называют «мировым аграрным кризисом». Они привели к разорению многих помещиков в Европе, но вместе с тем обеспечили дешевым хлебом рабочих.

Промышленная революция дала Европе новое оружие - винтовки и стальные пушки. Давно было известно, что ружья с нарезами в канале ствола придают пуле вращение, отчего дальность увеличивается. В 1808 г. французский оружейник Поли создал казнозарядное ружье; в бумажном патроне помещался порох и затравка, взрываемая уколом игольчатого ударника. Но изготовление казенного затвора требовало ювелирной точности. Когда появился станок Модсли, немец Дрейзе сконструировал игольчатое ружье. Дальность выстрела составляла 800 метров, втрое больше, чем у других ружей. Одновременно произошла революция в военном деле, вызванная появлением стальных пушек. В 1850-х гг. английский предприниматель Генри Бессемер изобрел конвертер, а в 60-х гг. французский инженер Эмиль Мартен создал мартеновскую печь. Было налажено промышленное производство стальных пушек. Наибольших успехов в производстве артиллерийских орудий достиг немецкий промышленник Альфред Крупп, в 60-х годах он наладил массовое производство казнозарядных нарезных орудий. Винтовки Дрейзе и пушки Круппа обеспечили победы Пруссии в войнах с Австрией и Францией.

В Европе происходит быстрая модернизация по английскому образцу, на первой стадии она включает заимствование техники: станков, паровых машин, железных дорог. На второй стадии начинается политическая модернизация, Европу охватывает волна революций. В 60-х гг. культурная экспансия промышленной цивилизации сменяется военной экспансией. Начинается эпоха колониальных войн; в итоге весь мир оказывается поделенным между промышленными державами. Англия, создает огромную колониальную империю.

Промышленная революция из Англии распространилась на европейский континент и Северную Америку. Аграрная революция (началась в Англии в 1690-1700 гг., во Франции и США в 1750-1770 гг., в Германии в 1790-1800 гг.), во многом оказала немалое влияние на происхождение и развитие промышленной революции. Обычно на происходила без машин и химических удобрений, на базе улучшения систем ротации культур, использования селекционных семян, более продуктивных пород скота, широкого применения органических удобрений, усовершенствованных орудий труда.

Новые средства коммуникаций (железные дороги, паровые суда) стимулировали интенсификацию потоков готовых продуктов, сырья, труда и капитала. С началом железнодорожного сообщения открывались возможности в дальнейшей индустриализации. Тенденции в развитии промышленности требовали дальнейшей концентрации производства в виде крупных предприятий. Блага индустриализации попали в зависимость от путей сообщения, по которым сырье и готовая продукция доставлялись туда, куда нужно. Еще одним компонентом революции в коммуникациях стало применение электричества, выразившееся в изобретении телеграфа и телефона. В 1832 г. первый в мире электромагнитный телеграф был построен в Петербурге П.Л. Шиллингом, независимо от него в 1837 г. его изобрели американец С.Морзе и англичане Кук и Уитсон. В Англии протяженность телеграфных линий достигла в 1868 г. свыше 25000 км. Подводный кабель между Дувром и Кале был уложен в 1851 г. С открытием трансатлантического сообщения в 1866 г. телеграф стал средством международной связи. В 1876 г. А. Белл изобрел телефон, получивший практическое применение. Через несколько лет его телефон уже применялся во всех цивилизованных странах мира.

Позже всех европейских стран на путь капиталистического развития вступила Россия. Начало промышленного переворота в России относится к 30-м годам XIX в. Однако его развитие шло медленно, далеко отставая от передовых стран Европы. Решающую роль в становлении капитализма в России сыграла отмена крепостного права. Тем не менее, прогресс проникал в российскую промышленность. Особенно впечатляющие успехи были в текстильной промышленности, прежде всего в производстве хлопчатобумажных тканей. Причинами быстрого роста этой отрасли явились: неприменение крепостного труда; минимальное покровительство со стороны государственной казны; наличие условий конкуренции; широкий общественный спрос на продукцию.

Технический переворот на транспорте проходил успешнее, чем в промышленности, поскольку транспорт был сферой наемного труда. В России появились железные и шоссейные дороги, пароходное сообщение. В 1813 г. на заводе Берда в Петербурге был построен первый пароход. В 1815 г. было построено первое в Европе морское паровое судно «Елизавета», обеспечивавшее связь между Петербургом и Кронштадтом. В 60-е гг. по Волге и ее притокам ходило около 350 пароходов.

Первый опыт железнодорожного строительства был предпринят отцом и сыном Черепановыми на Нижнетагильском заводе. В 1833-34 гг. ими был создан первый в России паровоз. Чугунная рельсовая дорога соединяла завод с рудниками. В 1837 г. начала действовать первая железная дорога, соединившая Петербург с Царским Селом. Военные и стратегические соображения подтолкнули строительство железнодорожной магистрали Петербург-Москва (1851).

В 80-90 е гг. XIXв. Россия вступила в фазу индустриализации. Доля страны в мировом промышленном производстве к нач. ХХ в. выросла до 5%. Особенно высокие темпы прогрессы были в нефтедобывающей отрасли, железнодорожном строительстве и машиностроении. Быстрыми темпами шло техническое оснащение промышленности. Увеличилось число рабочих. Однако и после падения крепостного права многочисленные остатки феодально-крепостнических отношений в стране тормозили переход промышленности от ручного производства к машинному.

Итого: Социальные последствия промышленной революции значительны, так как она генерировала новую, научно-техническую цивилизацию. В эпоху промышленного переворота в развитых странах произошли кардинальные сдвиги в структурах производства и национального богатства, позволяющие говорить о становлении качественно нового типа хозяйственной эволюции. За период немногим более 100 лет их совокупный продукт вырос почти в 10 раз, в том числе на душу населения в 3,3-3,7 раза. Возникла и сформировалась индустриальная цивилизация. Прогресс был достигнут как на основе расширения и углубления внутренних конкурентных рынков, так и в результате интенсификации внешних взаимосвязей стран, создания мирового капиталистического хозяйства. Развитие индустриальной цивилизации привела к научной революции на рубеже ХIХ-ХХ вв.

Основные последствия промышленного переворота:

возникновение фабрично-заводского производства;

зарождение машиностроения;

снижение цен на товары широкого потребления;

перестройка рынка: не покупательский спрос формировал развитие производства, а производство подталкивало расширение рынков и формировало спрос;

увеличение капиталовложений и необходимость быстрого оборота привели к увеличению рабочего дня и сокращению заработной платы;

появление кризисов перепроизводства;

ухудшение положения рабочего класса и начало социальной борьбы;

ускорение процесса урбанизации, изменение соотношения между городским и сельским населением.

Промышленный переворот – общеисторическое явление, характеризующее определенный этап в развитии капитализма. Первоначально под промышленным переворотом понималась серия технических изобретений 1760-1830 гг., изменивших условия производства во многих отраслях промышленности. В 1884 г. английский ученый А. Тойнби ввел в научный оборот термин "промышленная революция", обозначая качественный скачок в развитии производительных сил. Он начинается в промышленном производстве и распространяется на все сферы труда и производства (в том числе сельскохозяйственного), вызывая рост городов и оказывая влияние на все стороны жизни и быта общества. Конечным результатом этого процесса явилось возникновение современной индустриальной цивилизации (табл. 8).

Промышленный переворот (промышленная техническая революция) – система экономических и социально-политических изменений на основе перехода от ручного труда к машинному.

Промышленный переворот, таким образом, означал коренное изменение в организационно-экономическом уровне структуры экономики развитых стран, т. к. был связан с переходом от мануфактуры к фабрике.

Фабрика – форма организации крупного производства, основанная на применении системы машин и сложной кооперации труда в условиях поузловой специализации частичных рабочих.

Таблица 8

Предпосылки, источники и последствия промышленного переворота

Окончание табл. 8

Источники

· использование паровой машины Дж. Уатта

· изобретение и внедрение паровоза Стефенсона и парохода Фултона в начале XIX в.

· эксплуатация колоний и полуколоний

· контрибуции и репарации с побежденных в войне государств

· займы, кредиты, пря-мые инвестиции иностранного капитала

Послед­ствия

· повышение техничес-кой вооруженности и производительности общественного труда

· индустриализация

· урбанизация

· концентрация промышленного пролетариата и рост его политического самосознания

· повышения качества и уровня жизни общества

В целом промышленный переворот затронул 1,5 цикла Кондратьева: 1790-1840/50 гг. – период становления собственно фабричного производства (цикл индустриальной промышленной революции Кондратьева); 1840/50-1890 гг. – “буржуазный цикл” Кондратьева. Это первые циклы эндогенного типа, ассоциированные с базовыми технологическими инновациями, успешное внедрение которых сопровождалось изменением других параметров хозяйственной системы. Снятие технологических ограничений ручного труда, а затем и устранение пределов производительности водяных и паровых двигателей углубляло процесс рационализации производства. Промышленный переворот стал исходным пунктом индустриализации.

Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства и, прежде всего, в промышленности.

В западной экономической теории принято выделять три главные модели индустриализации: традиционную, командную и рыночную. Традиционная модель соответствует укладу относительно неразвитых обществ, в основе которых лежат сельские структуры и которые отличаются замкнутостью, стабильностью обычаев и натуральным производством. Ее предпосылкой является не только неизбежная нехватка ресурсов, но и “нулевой прирост”, то есть в условиях, когда ресурсы ограничены, существует единственная возможность получения дохода – за счет других классов, отраслей или сфер хозяйства. Вследствие этого общинная или государственная власть берет на себя функции перераспределения. В отличие от нее командная модель может характеризоваться экономическим ростом, хотя и вынуждена считаться с нехваткой ресурсов. Она нацелена на решение приоритетных политических задач, которые ставит перед собой государство. Рыночная модель предполагает в качестве своей предпосылки “сверхнулевой прирост”. Она определяется минимальными перераспределительными функциями государства и рыночным регулированием системы цен для обеспечения стимулов производства, распределения, обмена и потребления. Каждая модель в конечном счете отражает различия в восприятии мира, обусловленные несходством человеческих возможностей, этических установок, социальных или политических приоритетов. В истории экономики разнообразные сочетания этих факторов определяли путь индустриализации разных государств.

Необходимые предпосылки успешной индустриализации:

· наличие предпринимателя и предпринимательской культуры;

· существование юридических и политических институтов, стимулирующих предпринимательство в условиях свободного рынка и частной собственности.

6.2. Особенности индустриализации западного мира

Англия – первая страна, которая начала и завершила промышленный переворот, став "мастерской мира". Этому содействовали благоприятные условия:

· длительное развитие товарно-денежных отношений привело к формированию промышленного спроса на готовые изделия и товары;

· значительная концентрация капитала в частных руках (к 1750 г. – доход с государственной ренты достигал лишь 3 %);

· завершенность аграрной революции, способствовавшей формированию рынка рабочей силы и концентрации земельных угодий;

· изменения в агрокультуре (трехполье заменено севооборотом (зерновые, репа и клевер), приведшие к увеличению урожайности;

· буржуазная революция середины ХVII в., стимулировавшая развитие капитализма;

· геополитический фактор, характеризуемый отсутствием иноземных вторжений;

· ресурсная база: малое количество лесов привело к попыткам замены дерева другими видами топлива.

Таблица 9

Этапы промышленного переворота в Англии

Хронологические рамки

1735 – сер. 1760 гг.

"Состояние развития" (Джон Неф): создание предпосылок для промышленной революции, развитие базовых производств (угольная, металлургическая отрасли); концентрация мануфактур; увеличение объема внешней торговли

сер. 1760 – 1785 гг.

Начало промышленного переворота в легкой промышленности (хлопчатобумажное производст-во). Благоприятные условия: отсутствие цехов; механизм "демон-стративного потребления" наличие сырья – хлопок из колоний

1785 – сер. XIX вв.

Внедрение паровой машины Уатта, открытие нового способа обработки металла – пудлингова-ние, развитие транспортной системы, создание отечественного машиностроения

Английская модель индустриализации, начавшаяся с промышленного переворота в легкой промышленности, распространившаяся затем в базовых отраслях и закончившаяся появлением собственно машинного производства, получила название модели “по направлению к устью”.

Развитие промышленного переворота и индустриализации привело к значительным изменениям в структуре английской экономики. В середине ХIХ в. импорт сельскохозяйственной продукции положил конец развитию сельского хозяйства страны. Особое развитие получает тяжелая промышленность, ориентированная на экспорт. Меняется демографическая структура: доля городского населения к концу ХIХ в. составляет 75 %. Однако после промышленного переворота английская экономика начинает развиваться циклично, все чаще испытывая кризисы, первые из которых были отмечены ещё в 1815-1816 и 1819 гг. (табл. 9).

Во Франции промышленный переворот развивался более медленными темпами. Первые машины появились в промышленности в конце ХVIII в., но промышленная революция наступила только в 1815-1830 гг., а завершилась в 50-60 гг. ХIХ в. Особенности промышленного переворота во Франции:

· неблагоприятные факторы;

· незавершённость аграрной революции, малая ёмкость внутреннего рынка: слабые финансовые стимулы, войны и революции;

· большая численность населения, развитая внешняя торговля;

· благоприятные факторы.

Таблица 10

Этапы промышленного переворота во Франции

Таким образом, промышленный переворот во Франции характеризуется начальным подъемом обрабатывающих производств, использующих трудозатратные методы, и последующим развитием базовых производств с их капиталоемкими технологиями. Такая модель получила название "по направлению к истоку" в отличие от английской. Важной особенностью французской индустриализации была ее дуалистичность: существование наряду с новыми крупными предприятиями, способными обеспечить массовое производство стандартной продукции, децентрализованной системы мелких и средних предприятий, специализировавшихся на выпуске штучной продукции. Кроме того, больше половины национального дохода создавалось в сельском хозяйстве, то есть Франция стала аграрно-индустриальной страной. Вместе с тем вывод о неэффективности французской модели индустриализации не подтверждается новейшими исследованиями. Система, основанная на обрабатывающей промышленности, потребляющей рабочую силу, и интеграции по направлению к истоку была хорошо приспособлена к возможностям страны. Это позволило Франции стать одним из своеобразных лидеров процесса индустриализации, который, как писал Ф. Карон, “не был ни полностью победоносным, ни полностью побежденным” (табл. 10).

Возникновение крупного машинного производства в Германии происходит только во второй половине XIX в. Основной причиной такого положения было сохранение политической раздробленности и феодального режима в сельском хозяйстве и ремесле. Предпосылки для процесса индустриализации были созданы французской революцией 1789-1794 гг., наполеоновскими войнами, приведшими к частичной отмене феодальных повинностей на захваченных территориях, и аграрными реформами начала XIX в., в результате которых возник особый прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве.

Прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве – процесс обезземеливания получившего личную свободу крестьянства и создания крупных юнкерских хозяйств.

Особое значение для промышленного переворота имело начало экономического объединения немецких княжеств в рамках Таможенного союза, укрепившего их внутренние связи и международные позиции.

Таблица 11

Этапы промышленного переворота в Германии

Хронологические

конец XVIII-сер. XIX вв.

Начальный подготовительный этап. Промышленный переворот в текстильной, хлопчатобумажной и шелковой отраслях. Развитие угледобычи, тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта

50-70-е гг. XIX в.

Развитие фабричной промышленности. Возникновение химической и электротехнической промышленности

70-80-е гг. XIX в.

Завершение промышленного переворота. Тесное переплетение фабричного производства и формирование монополий

Экономическая отсталость Германии в первой половине XIX в. привела к значительно более сильной роли государства.

Методы командной экономики в Германии:

· обеспечение защитных тарифов;

· предоставление госзаказов тяжёлой промышленности;

· поощрение инновационных банков для увеличение инвестиций;

· формирование двойной системы цен – низких экспортных и высоких внутренних.

Германия смогла воспользоваться и преимуществами позднего промышленного переворота. Используя технологическое оборудование из более развитых стран, немецкая промышленность имела возможности для более быстрого создания отечественного машиностроения (особенно в военной области). Изменение структуры производства позволило Германии выйти на ведущие позиции по многим промышленным показателям, включая концентрацию производства, рабочей силы и капитала (табл. 11).

Развитие промышленного переворота в США протекало в отличных от европейских стран условиях:

1) огромная малонаселенная территория (25 чел. на 1 кв. км, для сравнения: во Франции – 100 чел.);

2) быстрый рост населения (1790 – 4 млн.; 1840 – 17 млн.; 1850 – 50 млн.), что способствовало быстрому созданию новых рынков сбыта;

3) организационно-экономический уровень структуры экономики представлен ремесленным производством, преимущественно металлообработкой;

4) дешевая рабочая сила, связанная с сохранением рабовладения;

5) неэквивалентная торговля с Великобританией;

6) четко выраженная сельскохозяйственная ориентация экономики.

Особую роль в создании благоприятных предпосылок для промышленного переворота сыграло образование государства (1776 г.) Война за независимость ликвидировала, как тенденцию насаждения феодальных порядков со стороны метрополии, так и реальные элементы феодализма в области аграрных отношений. Окончательное формирование так называемого “американского пути” развития капитализма в сельском хозяйстве было закреплено Гомстед-актом в 1862 г.

Американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве – развитие хозяйства фермеров, получивших землю от государства и свободных от уплаты абсолютной земельной ренты.

революция уничтожила многочисленные препятствия для развития промышленности и торговли, введенные в свое время Англией (“железные”, “хлебные” и “денежный” законы), а контроль за природными ресурсами переходил от английского короля к частному предпринимателю. создание государства способствовало формированию единой транспортной и денежной систем, образованию внутреннего рынка и расширению внешнеэкономических связей. Вместе с тем последствия Войны за независимость 1775-1783 гг. коснулись преимущественно северных и центральных штатов. Изменение аграрной экономики юга США началось после Гражданской войны 1861-1865 гг. и отмены рабства аболиционизма .

Таблица 12

Этапы развития промышленного переворота в США

Хронологические

20-40-е гг. XIX в.

Подготовительный этап. Техническая революция в хлопчатобумажной промышленности. Создание предпосылок для автоматизации производства

40-50-е гг. XIX в.

Начало технического переворота в сельском хозяйстве, способствовавшего переходу от экстенсивным к интенсивным методам ведения хозяйства. Развитие угледобычи, металлургии и транспорта

60-70-е гг. XIX в.

Создание отечественного машиностроения. Развитие промышленности в южных штатах. Появление нефтяной и химической промышленности

Исключительно быстрые темпы роста промышленного производства в США сопровождались процессами его концентрации. Невиданными темпами возрастал и удельный вес страны в мировом производстве. Так, в 1860 г. США давали 17 % мировой промышленной продукции, в 1870 г. – 23 %, а в 1880 г. – уже 28 %, обогнав все страны мира и практически догнав Англию (табл. 12).

Япония еще в 60-х гг. XIX в. оставалась феодальной страной. Развитие промышленного переворота здесь начинается после революции Мейдзи исин – незавершенной буржуазной революции 1867-1868 гг. Учитывая слабую подготовленность к индустриализации страны, правительство встало на путь насаждения “государствен-ного капитализма”. Государство за счет бюджетных ассигнований с использованием зарубежного опыта создавало национальную промышленность. В 80-е гг. правительство решило переориентировать свою политику на всемерное развитие частнокапиталистической промышленности с проведением мер по разгосударствлению. Для этого государственные предприятия стали продаваться на льготных условиях или передаваться в аренду привилегированным представителям буржуазии и выходцам из высшего дворянства. Среди них были так называемые показательные предприятия – фирмы Мицуи, Мицубиси, Фурукава, Ясуда, Асодо, Кавасаки и др. Ускоренному промышленному развитию страны способствовали также приоритетные государственные ассигнования, 80% которых составлял поземельный налог, а также протекционистская политика, которая защищала внутренний рынок от наплыва дешевых зарубежных товаров. При этом правительство субсидировало прежде всего развитие предприятий, которые работали на армию и флот, а также на средства связи и транспорта. Среди основных отраслей японской промышленности первенствовала легкая, в первую очередь, текстильная. В промышленности преобладали мелкие предприятия. Отличительной чертой японской экономики было и существование особой системы дзайбацу, своего рода холдингов, действующих под контролем нескольких влиятельных семей. Последние являлись акционерами многочисленных компаний, которые давали работу большому числу подрядчиков. Такие отношения позволяли сохранять иерархию, унаследованную от феодальной системы. В начале XX в. протекционистская государственная политика вызвала структурную перестройку торгово-семейных компаний Мицуи и Мицубиси, которые постепенно эволюционизировали к модели концерна.

В 1905-1907 гг. в Японии завершается промышленный переворот, что отражается на структуре экономики.

Особенности структуры экономики в Японии в начале XX в.:

· металлургия, текстиль, судостроение, крупные предприятия с машинной техникой;

· кустарная и домашняя промышленность, ремесленные мастерские и мануфактуры.

6.3. Развитие финансовой системы

Эпоха промышленного переворота сопровождалась реорганизацией финансовой системы, обусловленной бурным развитием кредитных учреждений. Потребность в капитале, испытываемая как государством, так и частными предпринимателями, стимулировала развитие процесса централизации временно свободных денежных средств и спроса на них в банках. Их важнейшими функциями в это время стало посредничество в расчетах и предоставление кредитов, реализация которых привела к созданию специфических кредитных средств обращения: банкнот и чеков. Усложнение банковских функций в XIX в. сказалось на структуре банковской системы. Если с ХVII в. до середины ХIХ в. в каждой развитой стране существовало несколько эмиссионных институтов, получивших от государственной власти привилегированное право выпуска денег, то в 50-х гг. монопольным правом эмиссии наделяется один-единственный банк. Это определяется необходимостью сосредоточения в едином месте резервов золота, которые в то время обеспечивали покрытие эмиссии банкнот и использовались в международных платежах. Так, Английский банк (создан в 1694 году) получил монопольное право эмиссии в 1844 г. на основании закона Пиля. Французский банк (образован в январе 1800 г.) получает сроком на 15 лет привилегию осуществлять эмиссию только в Париже, затем после Реставрации это право распространяется на филиалы. В США, Германии, Италии, Японии подобные преобразования происходят значительно позже.

Первоначально функции эмиссионных банков совпадали с функциями депозитных банков: банковские билеты были сертификатами депонированных металлических денег. Однако в ХIХ-начале ХХ в. эмиссионные банки смогли выпускать бумажные деньги в трех случаях:

· банкноты выдавались в обмен на металл, поступающий от частных лиц;

· при переучете коммерческих векселей, ранее учтенных депозитными банками;

· при проведении операций открытого рынка (покупка и продажа ЦБ на денежном рынке).

Важнейшим итогом эпохи промышленного переворота было и возникновение во многих развитых странах общегосударственного фонда денежных средств – бюджета. В их доходной части главное место (от 80 до 90 %) занимали налоги.

Причины реорганизации налоговой системы в XVIII-XIX вв.:

· расширение сферы товарно-денежного обращения;

· политика стимулирования экономики;

· рост государственных расходов.

Главная часть существующих налогов – косвенные, входящие в цены потребительских товаров. Например, в конце ХVIII в. в Англии – единственной стране с обширной, но однородной системой налогообложения, прямой налог составлял 1/4 часть государственных доходов. Основными налогами были акциз и местные налоги на содержание бедных. Во Франции среди основных налогов выделялись акциз на предметы роскоши и напитки, а также прямой налог на крестьян (талья), традиционные повинности, включая постой солдат, соляной налог и налог на обработку серебра. В германских княжествах существовали акцизные сборы, взимаемые с ввозимых и вывозимых товаров по ставкам от 5 до 25 %. В расходах госбюджетов главное место (до 2/3) занимала армия. Значительными были и нужды государственного аппарата, например, в середине XIX в. на эти цели выделялось в бюджете Англии – 1,05 %, Франции – 2,01 %, Пруссии – 3, 9 %.

6.4. Страны-лидеры и их экономическая роль в мире

Благодаря созданию первой в истории человечества фабрично-заводской промышленности, Англия в последней четверти ХVIII в. заняла исключительное место в мировом хозяйстве и международной политике. Хотя темпы ее экономического роста были невелики и составляли около 0,5 % в год, этот показатель выше, чем у других европейских стран. В 1820-1870 г. темпы роста английской промышленности достигли уже 1,5 % в год. Англия добывала 2/3 всего угля, производила более половины металла и холста. К 1870 г. она располагала 31,9 % мирового промышленного потенциала (торговый оборот больше, чем у Франции, Германии, Италии, вместе взятых, в 3 раза выше, чем у США). Англия выступает не только как производитель, но и крупный потребитель сырья и пищевых продуктов. Это стимулирует развитие торговли и торгового флота, тоннаж которого составляет 10 млн. (Для сравнения – у Франции и Германии этот показатель достигал 1 млн., у Германии – 2 млн.). В силу особенностей своего развития Англия выступает и мировым кредитором, играя роль дирижера международного оркестра золотого стандарта.

Промышленно-торговой гегемонии способствовала экономическая политика государства. До 40-х гг. ХIХ в. она протекает в рамках протекционизма, сопровождаемого высокими таможенными пошлинами на иностранные товары. С укреплением господствующего положения, нуждаясь в рынках сбыта своей продукции, Англия переходит к политике фритредерства, проявившегося в том числе в отмене "Хлебных законов" (1846 г.) и Навигационного акта (1860). Ярким проявлением новых приоритетов внешнеэкономической деятельности предприятий стало развитие отношений с Францией. Так, по договору 1860 г. Англия отменила пошлины на французские шелка и продовольствие, а Франция – на английские машины, металлоизделия, уголь, шерсть. Подобные договоры не были равноправными, т. к. дешевизна английских товаров приводила к вытеснению национальных французских товаров с внутреннего рынка.

До середины 60-х г. ХIХ в. Англия имеет активный торговый баланс, затем торговый баланс становится пассивным, но общий расчетный баланс остается активным (пассивное сальдо компенсировалось "невидимым экспортом": транспортными услугами и движением капитала). Однако отсутствие конкуренции на внутреннем и колониальных рынках, а также стереотипы поведения страны-лидера повлекли к стагнации в развитии и, в конечном счете, потере Англией своего положения на мировом рынке, где с 80-х гг. первенство оспаривают США, Германия и Япония.

6.5. Хозяйственное развитие России в эпоху промышленного переворота

Своеобразие развития промышленного переворота в России определялось действием совокупности факторов:

1) бедностью и неграмотностью населения;

2) необходимостью больших первоначальных капиталовложений для организации производства;

3) сохранением крепостного права;

4) особой ролью государства (индустриализация протекает в рамках мобилизационного пути);

5) британской конкуренцией как на своем слабом рынке, так и на потенциальном внешнем.

Государство стремилось развивать промышленность, руководствуясь прежде всего военными целями, поэтому рост капиталовложений в тяжелую индустрию происходил за счет более распространенной легкой промышленности и сельского хозяйства, применявших трудозатратные методы. Россия оказалась единственной страной среди основных промышленных стран, которая предприняла индустриализацию, не располагая сильным аграрным сектором.

Этапы развития промышленного переворота в России

С 1804 по 1864 г. производительность труда в отечественной промышленности выросла почти в пять раз, несмотря на наличие крепостного труда. Однако преодоление технологической отсталости страны упиралось в отсталость социальную, что отразилось на особенностях протекания рассматриваемого процесса.

Особенности индустриализации в России:

· преобладание вольнонаемного труда в форме отходничества;

· незаинтересованность в использовании новых технологий;

· дешевизна крепостного труда;

· узость внутреннего и внешнего рынка;

· отсутствие необходимых капиталов в стране;

· продолжение процесса первоначального капитала;

· сильная роль государства в стимулировании развития производства.

Изменения в экономике оказали влияние на определение курса внешнеэкономической политики. С начала ХIХ в. Правительство неоднократно принимает меры для активизации промышленной и торговой деятельности, преследуя при этом цели пополнения казны и защиты российской промышленности. Государственная политика принимает ярко выраженный запретительно-протекционистский характер. Это подтверждается принятием ряда Таможенных тарифов 1810, 1816, 1819, 1850 и 1857 гг., в соответствии с которыми повышались таможенные пошлины на ввозимое и вывозимое сырье и поощрялся ввоз оборудования и вывоз готовой продукции. Но протекционистский характер таможенного законодательства не отвечал нуждам развивающегося государства, т. к. в отличие от развитых стран в России доходы от внешней торговли шли преимущественно на военные нужды и на непроизводительное потребление правящих кругов. Лишь в 60-е гг. начинается переориентация политики, характеризуемая расширением внутреннего рынка путем стимулирования инвестиций в промышленность и железнодорожное строительство, а также оказания помощи сельскому хозяйству. Экономическая поддержка сельского хозяйства осуществлялась в основном через фискальную политику (снижение налогов на производство за счет равномерного распределения бремени по всем сословиям). Таким образом, развитие национального внутреннего рынка тормозилось неразвитостью сельского хозяйства. Кроме того, все европейские страны решали задачу аграрного перенаселения как проблему малоземелья, в России же наличие свободных земель сохраняло базу для экстенсивного типа развития. К середине XIX в. в России объективно назрел общий структурный кризис феодально-крепостнической системы. Главным показателем этого стала Крымская война 1853-1856 гг. В конце 50-х годов Россия оказалась в состоянии фактически неплатежеспособного должника. Государственный долг достиг 1 млрд. рублей, а бюджетный дефицит возрос в шесть раз – с 52 до 307 млн. рублей. В сложном состоянии находилась и кредитная система. Еще в 1839 г. министр финансов Е. Канкрин провел денежную реформу. Было установлено, что 350 руб. бумажных денег равняются 100 руб. серебром, а это означало девальвацию ассигнаций. Они были совсем изъяты из обращения и заменены кредитными билетами, свободно обменивавшимися на серебро. Но в ходе Крымской войны правительство не раз прибегало к денежной эмиссии, курс кредитного рубля постоянно снижался, поэтому свободный обмен был отменен.

В таких условиях инициатором преобразований по-прежнему выступило государство, что отразилось на распространении экзогенного экономического цикла 50 – середины 90-х гг. Вместе с тем проводимые в этот период преобразования сыграли особую роль, т.к. впервые в условиях страны возникли условия для развития массового свободного хозяина и создания предпосылок для перехода от мобилизационного типа развития к инновационному, то есть процессу, аналогичному протекающему в это время в развитых странах.

Инновационный тип экономического роста представляет устойчивую, повторяющуюся тенденцию развития общества на основе непрерывного и целенаправленного процесса поиска, подготовки и реализации нововведений, позволяющих повысить эффективность функционирования общественного производства, увеличить степень реализации потребностей общества и его членов.

Однако переход к инновационному типу экономического роста протекал в условиях традиционной "революции сверху".

Важнейшим звеном реформы 60-70-х гг. стала отмена крепостного права. Содержание данной реформы, изложенное в Положении 19 февраля 1861 г., сводилось к следующему: крепостные крестьяне объявлялись лично свободными без всякого выкупа, они получали от помещика надел, за что продолжали отбывать барщину или оброк, то есть становились временно обязанными. Крестьяне могли выкупить не только усадьбу, но и по взаимному соглашению с помещиком и полевую землю, используя для этого казенную ссуду. По завершении выкупа прекращался вотчинный надзор помещика над крестьянами, заканчивалось их состояние временно обязанных, крестьяне переходили в положение свободных собственников. Отношения между помещиком и крестьянами опосредовались общиной, которая, в частности, коллективно оплачивала в течение 49 лет выкупную ссуду, предоставленную государством. Выходя из крепостной зависимости, крестьяне оставались в общине, получали известное самоуправление и сообща несли повинности перед государством. Иначе говоря, реформа основывалась на продлении и консервации полуфеодальных отношений. Выкуп был своеобразной формой феодальной ренты. Он даже формально исчислялся от суммы оброка: за надел нужно было платить такую сумму, которая будучи положена в банк дает помещику в виде процентов оброчный платеж. Поэтому в центральных районах России, где десятина стоила при обычной покупке 25 рублей, она обходилась крестьянину при выкупе в 60 рублей. Разница между рыночной стоимостью составляла феодальную (по существу) ренту. Наряду с выкупными платежами крестьяне платили налоги местным и центральным властям. Многочисленные отрезки от дореформенного надела вынуждали к аренде дополнительных участков земли. Финансовое бремя парализовывало возможность накопления, а частые общинные переделы земель – предприимчивость, особенно среди зажиточных крестьян.

В обуржуазивании аграрного сектора, которое стало главным следствием крестьянской реформы, часто отмечают схожесть с прусским путем развития сельского хозяйства. Сходство действительно было, однако существовали отличия.

Признаки

Германия

Сходство

Ликвидация крепостного права

Урезание земельных наделов крестьян

Передача крестьянам земли за выкуп

Создание крупных земельных хозяйств

Сохранение арендных отношений

Ликвидация полуфеодальных отношений зависимости

Сохранение общины

Ликвидация общинных отношений

Сохранение привилегий помещиков

Ликвидация привилегий помещиков

Начавшись с нововведений в решающей для аграрной России сфере государственной жизни, реформы, проводимые по единому замыслу, распространились на многие сферы общественной жизни, приняв комплексный характер. Особое значение для развития отечественной экономики имела земская реформа 1864 г., которая способствовала активизации деятельности основных производителей промышленных товаров для населения – крестьян-кустарей. Проведенные земством исследования показали, что к числу наиболее трудно разрешимых проблем кустарного промысла относились их снабжение сырьем, обеспечение кредитом и сбыт продукции, слабая техническая подготовка кустарей. Выход был найден сначала в организованных кустарными музеями мастерских и пунктах сбыта, затем в переходе к системе артелей, удовлетворяющих потребности в краткосрочном кредите в сети губернских и земских касс, а также за счет средств частного фонда им. С. Т. Морозова.

Большую роль сыграла и финансовая реформа. До 1861 г. кредитная система страны была представлена казенными дворянскими банками, предоставляющими кредит помещикам под залог имений, и частными банкирскими домами, кредитующими промышленность. В 1860 г. был создан Государственный банк, который вплоть до конца века не обладал правом самостоятельной эмиссии банкнот, а мог лишь заменять ветхие купюры на новые, принимать вклады и выдавать ссуды, осуществлять куплю-продажу золота, серебра, иностранной валюты и ценных бумаг. Это приводило к тому, что, образно говоря, банковская система страны выполняла роль автомобиля, запряженного лошадьми. После реформы 1861 г. произошло объединение казенных банков с Госбанком. В этот период начинается активная деятельность коммерческих банков. Первый акционерный коммерческий банк (Санкт-Петербургский) открылся 1 ноября 1864 г., затем в столице возник целый ряд коммерческих банковских контор, в 1870 г. был образован Волжско-Камский, а потом Азово-Донской банки. Помимо этого в экономике были проведены реформы более частного характера: отмена винных откупов и замена их единой системой акцизов и патентных сборов (1863), попытки восстановления ценности рубля денежными средствами (1862-1863) и другие.

Принципиальным отличием реформ 60-70 гг. от всех предшествующих стало создание юридических гарантий предпринимателям со стороны государства. Они были закреплены в "Положении о пошлинах за право торговли и других промыслах" от 8 января 1863 г., которое положило конец неравенству сословий в правах на занятия частнопредпринимательской деятельностью. Ограничения, просуществовавшие до 1917 г., устанавливались для евреев, государственных служащих, священников православной церкви, протестантских пастырей, их жен и несовершеннолетних детей. Военные, как солдаты, так и офицеры, могли заниматься коммерческой деятельностью только через уполномоченных. Положение оставило две купеческие гильдии, отменив разряд "торгующих крестьян". Серьезным шагом вперед стало введение экономического признака разделения промышленных заведений по техническому оборудованию и числу рабочих. Гильдейские свидетельства второго разряда брались владельцами промышленных заведений, в которых имелись машины с паровым или водяным двигателем или же насчитывалось более 16 рабочих, а также различными продавцами, действовавшими в пределах города или уезда. Гильдейские свидетельства первого разряда приобретали оптовые торговцы, работающие на всей территории России. Помимо этих гильдий имелся разряд "мелочный торг", а также "развозной", "разносный".

Все указанные преобразования не отличались последовательностью, но они оказались весьма значительными для экономики, т.к. ознаменовали начало стадии подъема рынка и нарушения прерывности в модели экономического развития страны. Освобождение от крепостной зависимости почти 2/5 населения страны дало серьезный толчок росту населения, которое с 1860 по 1897 гг. выросло на 52 млн. человек, главным образом, за счет естественного прироста. Постоянно увеличивался сбор основных сельскохозяйственных культур. Их урожайность повысилась в среднем на 50%, для сравнения в этот период в европейских странах она возросла в 2-4 раза. Происходящие в сельском хозяйстве изменения способствовали сдвигу в структуре экономики, характерному для стадии перехода традиционного аграрного общества к индустриальному типу развития и связанному с постепенным уменьшением доли аграрного сектора в общем объеме национального продукта. Отмена крепостного права привела, с одной стороны, к переходу промышленности на вольнонаемный труд, с другой – к формированию рынка рабочей силы. Это стало одной из причин временного спада, особенно в отраслях промышленности, использовавших труд крепостных. Ускорение промышленного роста происходило после 1875 г., а затем после некоторого перерыва в конце 80-х гг. XIX в. Вместе с тем судьба прогрессивных преобразований Александра II оказалась достаточно сложной. После его гибели 1 марта 1881 г. Александр III, опасаясь эскалации революционного движения, провел так называемые "реформы наизнанку".

Дополнительная литература

Абрамс Р.М. К вопросу об изучении истории индустриализации // Экономическая история: исследования, историография, полемика. – М.: Наука, 1992.

Амосов А. Экономический и эволюционный аспект национально-государственных интересов // Вопр. экономики. 1994. № 2.

Семенев Л.С. Таможенная политика России в 40-50 гг. ХIХ в. и промышленный переворот // Вопр. истории России ХIХ-начала

ХХ в. – Л.: ЛГУ, 1983.

В конце XVIII – начале XIX вв. самой важной тенденцией в развитии стран Запада становится ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ и завершение формирования индустриального общества.

Модернизация. Типы модернизации. Промышленный переворот как завершающая стадия модернизации.

Промышленная революция (промышленный переворот , Великая индустриальная революция ) - это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное.

Признаки промышленной революции:

Переход к машинному производству и к новой организации труда – фабрикам и заводам (вместо мануфактур и цехов)

Развитие транспорта и дорог: …

Завершение социальной транформации – формировании новых крупных социальных групп – классов … +

Новые формы организации промышленности, которые диктовались применением машин и возросшими объемами производства: на смену мануфактурам приходят фабрики и заводы.

В культурно-идеологической сфере промышленное общество порождает новую форму политической культуры – идеологии: консерватизм, либерализм, социал-демократию и другие (о них поговорим отдельно).

Промышленная революция начинается в Англии во второй половине XVIII в. Поэтому необходимо обратиться к английским условиям. Здесь уже начиная с XVI в., а особенно в XVII – начале XVIII вв. были созданы благоприятные условия для экономического развития.

1) политика протекционизма

2) борьба с монополиями и обеспечение реальной свободы предпринимательства

3) развитие торговли, благоприятные условия для торговли

4) формирование независимой и эффективной судебной системы, которая обеспечивала защиту частной собственности, предпринимательства, торговли

5) огораживания ----- освобождение рабочих рук, развитие наёмнического труда + новый тип хозяйствования, развития фермерского хозяйства, работа на рынок – уже с XVI в. в Англии начинает сельское хозяйство ориентироваться на рынок, хохяйства укрупняются, применяются нововведения.- последствия особых отношений в с х, не характерных для континентальной Европы.



6) развитие финансового рынка, низкий ссудный процент – способствовало развитию предпринимательства

7) Неэкономические причины: Английская революция середины XVII в., которая устранила препятствия для роста рыночных отношений и открыла путь мощному развитию производства в стране (отмена рыцарского держания, выход на арену «среднего класса», начало формирования гражданского общества, ликвидация остатков раздробленности и формирование общеанглийского рынка и английской нации)

Как следствие наблюдаем:

Быстрый рост английской промышленности в первой половине XVIII в.

Чулочно-вязальная, обработка шерсти и производство сукна, шелк и шелковые изделия -

В XVII-XVIII вв. мелкое товарное производство все более уступает свое место мануфактуре ; наибольших успехов рассеянная мануфактура достигла в изготовлении шерстяных, полотняных и шелковых тканей, но широко были распространены также централизованные железоделательные, писчебумажные, стекольные и другие мануфактуры.

Чем отличается рассеянная мануфактура от централизованной??

В середине XVIII в. растет значение и количество английских колоний . Внутренний рынок Англии не мог поглотить быстро растущую продукцию ее промышленности, и поэтому колонии начинали приобретать значение как рынок сбыта для английских товаров. Одновременно возрастало значение колоний как поставщика некоторых важных продуктов - сахара, табака и др. Перепродажа этих товаров на рынках Европы давала огромные прибыли. В середине XVIII в. Англия отвоевала у Франции Канаду и значительную часть её индийских владений. Следствие: стала крупнейшей колониальной державой.

Таким образом, в Англии, а потом и в континентальной Европе формируются признаки индустриального общества.

Индустриальное общество - это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции.

Как мы сказали, главный признак промышленного переворота и формирование индустриального общества – появление машин , т.е. производственных механизмов, которые заменяют ручной труд.

Первые машины. Развитие машинного производства.

Изобретения, преобразовавшие весь строй производства, начались с хлопчатобумажного производства (меньше всего регламентации ). Начиная с начала XVIII в . здесь было сделано несколько усовершенствований , которые значительно увеличили производительность труда.

В 1738 г. была создана машина Акрайта, прявшая нить без участия человеческих рук. Но Аркрайт не был изобретателем, он был предпринимателем и удачно применил изобретение в своем предприятии. В 1771 г. в Кромфорде близ Дерби начала работать прядильная фабрика Аркрайта; машины приводились в движение водяным колесом. В 1779 г. здесь работало уже 300 человек, а водяное колесо приводило в движение тысячу веретен. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а еще через 10 лет - 150 прядильных фабрик, созданных по образцу предприятий Аркрайта.

В дальнейшем технические изобретения и усовершенствования распространились и на другие отрасли промышленности - на производство шерстяных тканей, на обработку льна и т. д. Изобретения и усовершенствования быстро следовали одно за другим: они явились ответом на задачи, которые ставились растущим фабричным производством.

Однако многие исследователи по традиции связывают начало промышленного переворота с «прялкой Дженни» - механической прялкой. Названа в честь дочери прядильщика,благодаря которой было сделано изобретение.

Однажды дочь английского ткача Харгривса, Дженни, нечаянно опрокинула прялку, однако колесо ее продолжало вертеться, а веретено продолжало прясть пряжу, хотя находилось в вертикальном, а не в горизонтальном положении. Харгривс немедленно использовал это наблюдение и построил в 1764 году машину с восемью вертикальными веретенами и одним колесом. Машину он назвал "Дженни" по имени своей дочери. Она не принесла своему создателю не денег, ни счастья. Напротив, изобретение Харгривса вызвало бурю негодования у прядильщиков - они предвидели, что машина лишит их работы. Ватага возбужденных людей ворвалась однажды в дом Харгривса и разрушила машину. Сам изобретатель и его жена едва успели избежать расправы. Но это, конечно, не могло остановить распространения машинного прядения - буквально через несколько лет "Дженни" пользовались тысячи мастеров. Вытяжной пресс Харгривса, по существу, заменил руку рабочего, стало возможным обслуживание нескольких веретен одним рабочим. Машина Харгривса, несмотря на несовершенство конструкции, способствовала мощному подъему производства в Англии

В 1810 г. Наполеон Бонапарт, стремясь наладить во Франции производство льняных тканей, объявил конкурс на лучшее устройство льнопрядильных машин. Однако даже французские льнопрядильные машины, как и машины других конструкторов, с 1814 г. особенно широко распространяются в Англии, от конкуренции с которой Наполеон хотел оградить французскую промышленность».

На основе сделанных изобретений стало возможным открытие нового источника механической силы - паровой машины Джемса Уатта . Опять же в Англии, где созрели условия для фабричного производства, паровая машина вскоре нашла себе применение.

Появление паровой машины имело громадные последствия для развития фабричного производства, позволяя увеличить его масштабы. Кроме того, паровая машина устранила зависимость фабрики от энергии падающей воды, т. е. от рек, и таким образом обеспечила распространение фабрик по стране, огромный рост фабричных городов .

Хотя вообщн, первым применённым на производстве паровым двигателем была «пожарная установка», сконструированная английским военным инженером Томасом Севери в 1698 году. На своё устройство Севери в 1698 году получил патент. Так как это устройство можно было использовать как для вращения колёс водяной мельницы, так и для откачки воды из шахт изобретатель назвал его «другом рудокопа».

Затем английский кузнец Томас Ньюкомен в 1712 году продемонстрировал свой «атмосферный двигатель». Это был усовершенствованный паровой двигатель, в котором Ньюкомен существенно снизил рабочее давление пара. Первым применением двигателя Ньюкомена была откачка воды из глубокой шахты. Именно двигатель Ньюкомена стал первым паровым двигателем, получившим широкое практическое применение, и с ним тоже иногда связывают начало промышленной революции в Англии.

Вскоре паровые двигатели стали применятся и на транспорте, что стало основой настоящей «ТРАНСПОРТНОЙ РЕВОЛЮЦИИ»,

Паровоз

Первым, кто сумел сделать катящуюся по рельсам паровую повозку, стал талантливый английский инженер Ричард Тревитик, который уже к концу XVIII века был известным из-за создания лёгких, но мощных паровых котлов. Самый первый паровоз был создан им в конце 1803 года, однако официальным годом рождения паровоза считается 1804, когда Тревитик получил патент на изобретение. В 1808 году Тревитик создаёт новый паровоз, который начал использовать на кольцевой железной дороге-аттракционе «Поймай меня, кто сможет ».

В 1811 году предпринимается попытка применения паровоза для вождения вагонеток с углём (во время наполеоновских войн возросла стоимость лошадей, следственно, поиск новых видов тяги), но лёгкий паровоз не смог потянуть тяжёлый состав, а стал боксовать на месте. Посчитали, что сгладкими колесами не тянет и сделали сначала зубчатыми, однако уже в следующем году под создаётся паровоз «Пыхтящий Билли», который водил поезда лишь за счёт силы сцепления гладких колёс с гладкими рельсами, тем самым разрушая ложную теорию. Паровоз был неуклюж и медлителен, но многие инженеры усмотрели в нём серьёзную конкуренцию лошадям. Среди них был и мало кому тогда ещё известный машинный мастер Джордж Стефенсон, который уже в 1814 году построил свой первый паровоз, и именно он впоследствии станет известен прежде всего как паровозо­строитель и активный сторонник применения железных дорог.

27 сентября 1825 года в Великобритании открывается первая в мире общественная железная дорога.

Пароход

Паровой двигатель почти в те же годы стал применятся и на море. Создателем первого парохода считается Роберт Фултон. В 1807 году он построил корабль с гребным колесом «Клермонт», который совершал рейсы по реке Гудзон со скоростью 9 км/ч. В 1819 году американское судно с гребными колёсами "Саванна" впервые пересекло Атлантический океан, однако большую часть пути корабль прошёл под парусами, которые ещё долго сохранялись на пароходах в качестве вспомогательного движителя. Лишь в 1838 году английский пароход «Сириус» впервые пересёк Атлантический океан без использования парусов.

б) Как мы сказали в начале, промышленный переворот сопровождается оформлением новой социальной структуры, усилением мобильности (развитие наемнического труда, формирование промышленного пролетариата, вовлечение женщин и детей, благодаря применению машин, новая аристократия – денежная, незнатного происхождения, купившая земли и титулы, пришедшая к власти вместе с буржуа-предпринимателями в результате разных переворотов и революций и наконец начало формирование среднего класса благодаря развитию рыночных отношений, класса мелких и средних собственников, торговцев),

идет урбанизация --- рост промышленности --- рост городов, мобильность

Миграционные процессы. В поисках работы, лучших заработков, безопасности люди покидали родные места и уезжали в другие города и страны. Пожалуй, самый мощный поток переселенцев возник в XIX в., и основная их масса направлялась в США. Происходил процесс «отречения от Европы». В странах Старого Света, в далеких славянских и сицилийских деревнях люди рассказывали друг другу миф об Америке как о стране несказанных богатств, «где каждый ходит в кружевах по мостовым из чистого золота».Сначала уезжали из Англии, Германии и Скандинавских стран. В последней трети XIX в. поток эмигрантов двинулся из стран Южной и Восточной Европы. Ехали в Латинскую Америку, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, но большинство эмигрантов направлялись в США.

Конец XVIII века вошел в историю под знаменем промышленного переворота. Сначала Англия, а затем и другие европейские страны постепенно отказывались от привычного использования ручного труда, то есть мануфактурного производства. Появляются первые ткацкие станки, паровые машины и другие изобретения. Начинается эпоха промышленного переворота, перехода от мануфактур к фабрикам и заводам.

Предыс-то-рия

Во вто-рой по-ло-вине XVIII в. в Ан-глии про-ис-хо-дит аг-рар-ная ре-во-лю-ция. Пред-при-ни-ма-тель-ское фер-мер-ское хо-зяй-ство вы-тес-ня-ет тра-ди-ци-он-ное кре-стьян-ское. Это было свя-за-но с тем, что прак-ти-че-ски вся земля со-сре-до-то-чи-лась в руках круп-ных соб-ствен-ни-ков, ко-то-рые сда-ва-ли ее в арен-ду фер-ме-рам. Скла-ды-ва-лась си-сте-ма ка-пи-та-ли-сти-че-ских от-но-ше-ний между ленд-лор-да-ми (вла-дель-ца-ми земли), фер-ме-ра-ми-арен-да-то-ра-ми и на-ем-ны-ми ра-бот-ни-ка-ми (ба-тра-ка-ми). Это при-во-дит к улуч-ше-нию ка-че-ства об-ра-бот-ки земли, осво-е-нию за-бро-шен-ных участ-ков земли, по-се-ву кор-мо-вых куль-тур (для скота). После аг-рар-ной ре-во-лю-ции мно-гие люди в де-ревне оста-лись без ра-бо-ты и средств к су-ще-ство-ва-нию. Они по-да-лись в город, где ста-но-ви-лись на-ем-ны-ми ра-бот-ни-ка-ми на про-мыш-лен-ных пред-при-я-ти-ях.

Пред-по-сыл-ки про-мыш-лен-ной ре-во-лю-ции
. Скоп-ле-ние ка-пи-та-ла в руках пред-при-ни-ма-те-лей, тор-гов-цев и бан-ки-ров.
. Рост числа на-ем-ных ра-бо-чих (рост числа ра-бо-чих, в част-но-сти, был обу-слов-лен аг-рар-ной ре-во-лю-ци-ей).
. Раз-ви-тие тор-гов-ли и рост го-ро-дов.
. На-ли-чие рынка сбыта в ко-ло-ни-ях.

Непо-сред-ствен-ной при-чи-ной на-ча-ла про-мыш-лен-ной ре-во-лю-ции стало ра-зо-ре-ние ан-глий-ских тка-чей в связи с вво-зом в Ан-глию де-ше-вых тка-ней из Индии. Чтобы со-хра-нить свое про-из-вод-ство и кон-ку-ри-ро-вать с недо-ро-ги-ми ин-дий-ски-ми тка-ня-ми, им было необ-хо-ди-мо уве-ли-чить про-из-во-ди-тель-ность труда и умень-шить за-тра-ты. (см. )

Со-бы-тия

1733 г. - Джон Кей изоб-рел ме-ха-ни-че-ский (са-мо-лет-ный) ткац-кий ста-нок.

1735 г. - Аб-ра-хам Дер-би-сын внед-рил до-мен-ную вы-плав-ку чу-гу-на на коксе .

1784 г. - изоб-ре-тен то-кар-ный ста-нок Генри Модс-ли.

Рис. 2. Джеймс Харгривс ()

Рис. 3. Прялка «Дженни» Джеймса Харгривса ()

Рис. 4. Джеймс Ватт ()

Рис. 5. Паровая машина Джеймса Ватта ()

В конце XVIII века появляются токарные станки (рис. 6). Новая техника привела к новой организации промышленности. Мануфактуры уходят в прошлое, а на смену им приходят фабрики и заводы. Это стало настоящей революцией в промышленности , позволившей значительно увеличить рост производительных сил. Появление фабрик изменило жизнь рабочих. Впервые в истории человечества появилось расписание рабочего дня . С понедельника до субботы устанавливался суровый 12-часовой рабочий день. Это было для семьи рабочих очень плохо. Раньше они могли с помощью своих особых талантов и дополнительных усилий заработать лишние выходные и дополнительные деньги. Жили рабочие в весьма тяжелых условиях. Строились новые фабричные города рядом с угольными шахтами (рис. 7). В них рабочие могли арендовать лишь одну-две комнаты. Фабриканты, пользуясь своим положением, выжимали из своих подчиненных все, что только было можно. Они штрафовали рабочих за ругань, неопрятность, опоздания, использовали дешевый детский труд, отказывались оплачивать медицинское обслуживание. Все это вело к росту недовольства среди рабочих. Первые признаки подобного недовольства выразились в Луддитском движении (рис. 8). Участники этого движения называли себя луддитами по имени легендарного рабочего Неда Лудда (рис. 9), который, согласно преданию, первый разрушил собственный станок. Вслед за ним сотни людей по всей Англии начали сознательно портить ненавистные машины. Английские фабриканты были этим очень недовольны. Вскоре правительство издало закон, по которому за порчу станка полагалась смертная казнь.)

Вслед за Англией внедрение станков в производство пришло и в другие страны. Увеличился спрос на различных изобретателей и на их изобретения. Все больше технических новинок появлялось в Европе. Росло не только количество, но и качество производимых изделий. Цены на них постепенно снижались.

Подводя итоги, стоит отметить, что промышленная революция в Европе имела целый ряд позитивных факторов:

  • Улучшение санитарных условий.
  • Улучшение медицинского обслуживания.
  • Улучшение качества товаров.
  • Улучшение питания населения.

Стоит отметить, что все эти факторы проявились не сразу, потребовались годы для того, чтобы Европа оказалась на пороге качественно нового периода своей истории.

Список литературы

1. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Учебник по истории Нового времени, 7 класс. - М., 2013.

2. Дмитрий Травин. Отар Маргания. Европейская модернизация

3. Ерофеев Н.А. Промышленная революция в Англии. - М., 1963

4. Потёмкин Ф.В. Промышленная революция во Франции. Т. 1. От мануфактуры к фабрике. - М.: Наука, 1971.

5. Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789-1848. - Ростов: Изд-во «Феникс», 1999.

6. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. - М.: «Просвещение», 2012.

Домашнее задание

1. Как вы понимаете термины «аграрная революция» и «промышленный переворот? Когда и в какой стране они впервые произошли?

2. Что стало причиной промышленного переворота?

3. Расскажите о последствиях промышленного переворота в Англии.

4. Какие известные изобретения вы можете назвать? Перечислите выдающихся изобретателей того времени.

Случайные статьи

Вверх