Промышленность и сельское хозяйство франции. Структура и особенности экономики франции


Франция принадлежит к высокоразвитым постиндустриальным странам мира. Объем промышленного производства во второй половине XX ст. вырос почти в шесть раз, а производительность сельского хозяйства — больше, чем вдвое.

По объему промышленного производства и размеру ВНП (1500 млрд. долларов) Франция занимает четвертое место в мире после США, Японии и Германии.
В структуре ВНП удельный вес промышленной продукции значительно превышает часть продукции аграрного сектора, но уступает сфере услуг. Продукция промышленности доминирует и в экспорте страны.
Характерной особенностью современного развития промышленности Франции являются высокие темпы развития отраслей, которые определяют НТП. На мировом рынке получили признание такие отрасли промышленности, как аэрокосмическая и военная промышленность, общее машиностроение и металлообработка, автомобилестроение, цветная и черная металлургия, электронная и электротехническая промышленность, атомная энергетика, фармацевтика, парфюмерия, химическая промышленность. Франция все больше ориентируется на наукоемкие отрасли экономики, которые усиливают конкурентновозможность промышленной продукции.
Ведущие позиции Франция занимает в производстве робототехники, средств связи, биотехнологии, микроэлектронике и даже в энергетике.
Энергетика является развитой отраслью во Франции, которая опирается на использование как собственных, так и импортных, топливно-энергетических ресурсов: угля, нефти, природного газа, атомного топлива. Страна обеспечена собственными энергетическими ресурсами меньше, чем на половину. Более половины энергоносителей Франция импортирует.
Среди стран Европы и мира Франция выделяется высокой частью электроэнергии, которая производится на атомных электростанциях (75 %), за этим показателем страна уступает только США. АЭС работают преимущественно на собственном уране, который добывают в Центральном массиве. Среди других электростанций выделяются ТЭЦ, которые построены в промышленных районах и вокруг больших городов (7,3 %). Большие ГЭС находятся на р. Рона и ее альпийских притоках, много их также в Центральном массиве, Пиренеях, и на истоках Рейна. ГЭС производят 17 % электроэнергии страны.
Угольная промышленность страны переживает кризис. Уголь добывается в Центральном массиве и на севере страны. Главным районом добычи угля остается Лотарингия.
Незначительной является добыча нефти и природного газа, хотя заводы Франции перерабатывают свыше 75 млн. т сырой нефти. Нефть поступает преимущественно из стран юго-западной Азии и обрабатывается на нефтеперерабатывающих заводах Марселя, Гавра, Дюнкерка, Руана, Бордо, Страсбурга.
Природный газ импортируется из Алжира, Голландии, России.
Производство электроэнергии во Франции постоянно увеличивается, часть выработанной электроэнергии Франция экспортирует.
Во Франции хорошо развитая черная металлургия, По уровню развития она занимает пятое место в Европе после России, Германии, Италии и Украины.
Для производства черных металлов используется, главным образом, местное сырье. Франция входит в десяток наибольших производителей черных металлов в мире. Больше всего железной руды и металла производится в Лотарингии. Металлургические заводы полного цикла функционируют в Лотарингии, в городах Дюнкерк и Фос-сюр-Мэри (район Марселя), в Савойи.
Франция имеет развитую цветную металлургию, особенно алюминиевую, медную и свинцово-цинковую. По добыче бокситов страна входит в двадцатку самых больших мировых производителей, а за выплавкой алюминия уступает в Европе лишь Российской Федерации и Норвегии, входя в десяток наибольших мировых производителей. По производству свинца и цинка страна занимает соответственно седьмое и десятое места в мире. Во Франции добывают также медь, серебро, вольфрам, литий, горн. Франция является основным производителем золота в Западной Европе.
Машиностроение — главная отрасль промышленности Франции. Доля отрасли в общей стоимости продукции обрабатывающей промышленности страны составляет почти треть, несколько уступая за этим показателем США, Японии, Германии. Ведущей отраслью машиностроения является транспортное машиностроение, прежде всего автомобилестроение. Большинство автомобильных предприятий располагаются на окраинах столичного района Франции — в Нормандии, Эльзасе, Севере, Рона-Альпах. Наиболее известной автомобильной фирмой является «Пежо-Ситроен», которая обеспечивает свыше 30% выпуска автомобилей во Франции.
Важной отраслью машиностроения является авиаракетная. По производству самолетов Франция занимает первое место в мире, а за количеством занятых и объемом производства в мире она уступает только США. Центры авиационной промышленности — Париж, Тулуза, Бордо и Мариньяни. Авиаракетная промышленность во Франции, в отличие от других западноевропейских стран, принадлежит государству.
Судостроение развивается в Сен-Назаре, Нанти, Дюнкерке.
Франция является известным производителем железнодорожного оборудования, тепло- и электровозов. По производству скоростных поездов она занимает первое место в мире. Значительного развития достигла электротехника и электронная индустрия, которая, кроме бытовых товаров, выпускает изделия промышленного, научного и военного назначения, электронно-вычислительные машины. Весомая часть этой — за предприятиями Парижа.
Химическая промышленность занимается производством минеральных удобрений, резины, пластмасс, синтетического каучука, синтетических волокон, моющих средств, медикаментов и т.п. Химические заводы базируются преимущественно на дешевом сырье и энергии. Так, в Лотарингии на базе местного сырья развитые углехимия и производство соды, в Эльзасе — производство калийных удобрений, в Ландах — лесохимия, в Альпах и Пиренеях — электрохимия. Центры нефтехимической промышленности ориентируется на импортное сырье (Марсель, Нижняя Сена). В то же время строятся мелкие предприятия наукоемких подотраслей, особенно фармацевтики и парфюмерии в районах, которые хорошо обеспечены квалифицированной рабочей силой (Париж).
Производством синтетических волокон во Франции выделяется химический концерн «Рон-Пулен» — четвертый в мире по величине производитель химических волокон.
Важной отраслью легкой промышленности остается текстильная, которая занимает традиционные районы на севере страны, где развивается шерстяное, джутовое и хлопковое производство. Центрами трикотажной промышленности является Париж, Труа, Рубе. Париж и сегодня считается законодателем мод и наибольшим центром швейной промышленности не только во Франции.
Среди других отраслей промышленности важное значение имеет пищевая промышленность. Для нее свойственны небольшие предприятия, размещенные в малых городах и в сельской местности. Ведущими ее отраслями является мясная, молочная, мукомольная, консервная, хлебобулочная, производство алкогольных напитков, прежде всего марочных вин (бордосское, анжуйское, бургундское, кагор), коньяка и безалкогольных напитков. Предприятия первичной переработки сельскохозяйственной продукции сосредоточены в районах производства сырья, а также вблизи мест потребления. Самая большая концентрация предприятий пищевой промышленности — в Иль-де-Франс, Нор-Па-де-кале, Пикардии, Бретани, землях, вдоль Луары.
Франция является известной аграрной страной. По производству хлеба она занимает четвертое место в мире и первое в Европе, сахарной свеклы — первое в мире и в Европе, винограда — второе в мире и в Европе (после Италии), за количеством выращенных свиней — 9 место в мире и Европе, а за наличием КРС — 13 место в мире и второе в Европе (после Российской Федерации). Франция является известным экспортером сельскохозяйственной продукции.
Структура сельского хозяйства характеризуется большим разнообразием отраслей и приблизительно одинаковой значимостью растениеводства (47 %) и животноводства (53 %) в стоимости выработанной продукции. Во Франции интенсивно развивается молочно-мясное животноводство с использованием концентрированных кормов и пастбищного кормопроизводства.
Ориентация Франции на собственную кормовую базу, использование достижений селекции и современной индустриальной базы дает возможность наращивать производство животноводческой продукции даже при некотором сокращении поголовья. Франция считается основным производителем воловьего мяса и телятины в Европе. Для Франции характерно интенсивное свиноводство беконного полусального направления. Во Франции развивается также промышленное птицеводство. Оно приближено к потребителю — большим агломерациям и промышленным центрам.
В целом сельское хозяйство Франции остается наибольшим производителем продовольствия в Европе, продукция которого используется не только для собственных потребностей, но и для экспорта на европейский и мировой рынки. В растениеводстве наибольшую долю занимает зерновое хозяйство (30 %). Основные культуры — пшеница и кукуруза. Основными пшеничными районами являются Северо-французская и Аквитанская низменности. Главные посевы кукурузы сосредоточиваются на южном западе страны. Выращивают также ячмень, а на орошаемых землях в дельте Роны — рис.
Важное место в растениеводстве занимают виноградарство и овощеводство. Здесь собирают ежегодно 7-8 млн. т винограда. Средиземноморское побережье почти все покрыто виноградниками. Много виноградников в Шампане, где в длинных подземных галереях выдерживают всемирно известные шампанские вина. Основная часть винограда направляется на изготовление вин. По качеству и количеству выработанных виноградных вин, а их продуцируется почти 5,6 млн. т, Франция разделяет первое и второе места в мире с Италией.
Основной район виноделия — Лангедок. Марочные вина производятся в районе Бордо (Жиронда), в Шампане, Эльзасе, долине Луары.
Овощеводство больше всего развито в индустриальных районах и в предместьях больших населенных пунктов, в частности вблизи Парижа. Товарное овощеводство характерно также и для побережья Бретани, долины Луары, Гаронны, и Роны. Садоводство больше всего развито в умеренных широтах, где выращивают высокоурожайные сорта яблок, груш, персиков, а в Средиземноморье Франции — маслины.
По обороту внешней торговли (58 млрд. долларов) Франция занимает четвертое место в мире после США, Германии, Японии. Свыше 3/4 экспорта Франции — это готовая продукция и полуфабрикаты, а именно: сельскохозяйственные товары и продовольствие, оборудование, химические изделия, автомобили, потребительские товары, металлы и др. Большая часть товаров (63 %) отправляются в страны Европейского Союза.
В импорте Франции преобладают химические изделия, потребительские товары, автомобили и другие средства транспорта, продукты питания, топливно-энергетические ресурсы, промышленное сырье и другие товары. Главными импортерами являются страны ЕС, в частности Германия, Италия, страны Бенилюкса, Великобритания и др. Импортирует страна в основном электротехническое и электронное оборудование, минеральное сырье, химическую продукцию и текстиль, нефть, газ, цветные металлы.

главная

Хозяйство Франции

франция

Экономические районы Франции.

Парижский район

Ведущий район Франции.

Выделяется обрабатывающей промышленностью и интенсивным сельским хозяйством, густой сетью путей сообщения. Этот район дает более 27% доходов и является крупнейшим центром рабочих мест высокой квалификации и головных офисов компаний.

Северный район — старый индустриальный район с разнообразной структурой, 1-й район с текстильной промышленности и текстильного машиностроения, производства оборудования для горной промышленности, 2-й район по выплавке чугуна, стали и добыче угля (после Восточного района); национальное значение имеет производство локомотивов и вагонов, серной кислоты и ряда других химикатов, стройматериалов, бумаги, обувь, сахара, пива.

Развитое трикотажное и кружевное производство. Основная часть шахт, электростанций, металлургических, химических и машиностроительных заводов размещена на территории угольных бассейнов (центры — Валансьен, Дуэ, Денене). Возросло значение Дюнкерка — порта и промышленного центра (новые крупные металлургические, судостроительные и нефтеперерабатывающие заводы).

2. Восточный район

Главная металлургическая база Франции (Лотарингия). Тяжелая промышленность сформировалась на основе использования местного железняка, угля, калийной и каменной соли.

Металлургические заводы размещены в основном по берегам гг Мозель, Орн, Фенч, Шьер (гг Тионвиль, Лонгви, Айанж и другие). Вогезы и Эльзас — главные районы хлопчатобумажной промышленности (около 1/2 производства). Вогезы — крупный поставщик древесины и бумаги.

Крупнейший город района — Страсбург — столица Эльзаса, порт и промышленный центр на Рейне. В промышленности Франш-Конте — автомобилестроение (заводы «Пежо» в Сошо — Монбельяр), производство часов, изделий точной механики (Безансон).

3. Лионский район

Промышленный район, 3-й во Франции по количеству жителей и 2-й (после Парижского) по объемам промышленного производства.

Основные отрасли промышленности: гидроэнергетика, металлургия (качественные и специальные стали, алюминий — 1-е место во Франции), машиностроения, химия (особенно промышленность органического синтеза в окрестностях Лиона, резиновые заводы Клермон-Феррана), текстильная (1/2 национального производства тканей из химического волокна), пищевая, кожевенно-обувная, производство спортивного инвентаря.

Курорты на базе минеральных источников (Виши, Эвиан и другие) в Альпах — альпинизм и туризм, базы зимнего спорта. Западный район — промышленно-аграрный, с развитым животноводством. В долинах рек Луара и Шаранта много садов и виноградников (производство коньяков в районе г. Коньяк).

Добыча урановой железной. Рыболовство и переработка рыбы, устричный промысел. Промышленный потенциал района с конца 50-х гг заметно увеличился в результате государственно-монополистической политики децентрализации и подъема аграрных районов.

4. Юго-Западный район

Промышленно-аграрный район, занимает преимущественно Аквитанская низменность с прилегающими к ней склонами Пиренеев и юго-западной части Центрального массива.

Район имеет значительные сырьевые ресурсы, 1-е у Франции место по добыче газа (Лак) и нефти (Парантис), по лесозаготовкам (в Ландах). Развитая авиаракетная промышленность (Тулуза, Бордо), отдельные предприятия алюминиевой, химической и пищевой промышленности.

В Пиренеях, вблизи ГЭС, размещены энергоемкие отрасли металлургической и химической промышленности. В ряде департаментов основная часть жителей занята в сельском хозяйстве.

Средиземноморский район — промышленно-аграрный и курортный район. Интенсивное высокотоварное сельское хозяйство, специализирующееся на производстве винограда, овощей и фруктов, в горах — на овцеводстве. Развитая пищевая промышленность. Большое значение в экономике района имеют курорты (Французская Ривьера с центрами в Ницце и Каннах, новые курорты на берегах Лангедока) и портово-промышленный комплекс Марселя (города-спутники, порты — Бер, Лавера, Фоссюр и т. д.) с нефтеперерабатывающей, нефтехимической, металлургической (Фос), судоремонтной, авиационной, пищевой промышленностью.

См.. также

Источники

Горный энциклопедический словарь, т. 3. / Под ред. С. Белецкого. — Донецк: Восточный издательский дом, 2004. — 752 с. ISBN 966-7804-78-X

Промышленность Франции

Франция использовала важную промышленность — горнодобывающую, производящую уголь, соль, железо, уран и калий. Угольная промышленность в 2005 году была окончательно остановлена: большинство шахт в настоящее время прекратило свою работу. В настоящее время существует проблема управления этим преобразованием: согласно налоговым отчетам, добывающие организации на 30 % беднее, чем другие.

С другой стороны во Франции есть разнообразные обрабатывающие отрасли промышленности: самый важный сектор — станки и транспортный материал (автомобили), за которыми следуют продовольственные товары в связи с обширным сельскохозяйственным производством.

В 1999 году промышленная деятельность получила прибыль от снижения евро и роста продаж посреднических товаров и оборудования.

Динамизм и высокая конкурентоспособность воздухоплавательной, автомобильной и пищевой промышленности способствовали избытку торгового баланса.

В период с апреля 2000 года по апрель 2001 года группа Эр-Франс взяла 4500 новых людей, число, эквивалентное 7 % от их общей численности персонала. Последствие 35-часовой рабочей недели снизило рост деятельности компании, норма создания самолетов свыше 80 %.

Хозяйство Франции

Для аэробусов был превосходный 2000 год, с общей продажей 496 самолетов и 50 заказов на A 380. А 2001 год был результатным по созданию больших самолетов. Продавцам удалось продать 50 аэробусов меньше чем за 6 месяцев первым шести клиентам.

Бум в экономике позволил в полной мере извлечь выгоду в строительстве и автомобильной промышленности: за первые шесть месяцев 2000 года во Франции было продано 2,3 миллиона автомобилей, что явилось новым рекордом.

В строительстве и общественных работах вакансии увеличились на 32 %, сектор получал прибыль в предвыборный период (муниципальные выборы в 2001 году), который всегда важен в общественных работах. Все действия в этой сфере привели к ощутимому росту. Жилью помогли амортизация пособия, низкие процентные ставки, улучшение ситуации занятости и нагнавшее явление.

Обновление работ прибыльно из-за снижения НДС.

Производство в текстильных и швейных промышленностях снизилось. Избыток и переселения продолжаются. Крупномасштабное распределение групп пострадали меньше, с сильным потребительским спросом, они диверсифицируют свои дополнительные источники для получения более выгодных цен. В больших супермаркетах также зафиксировано увеличение, главным образом благодаря продажам не пищевых продуктов.

Большие магазины были главными бенефициариями в возвращении к состоянию процветания. Популярные магазины увеличиваются, им удалось понизить низкое качество товары от их деятельности.

Copyright: Васильева Екатерина, 2007-2016. Перепечатка материалов сайта запрещена

Ведущей отраслью экономики Франции является промышленность, на долю которой приходится около 27 % всех занятых, производится около 30 % ВВП. Она дает примерно 50 % стоимости экспорта. Главное место занимают энергетика, машиностроение и химическая промышленность. В связи с бедностью традиционными энергоресурсами после второй мировой войны особенно большое внимание уделялось развитию ядерной энергетики, которая опирается в основном на собственную научно-техническую и сырьевую базу, частично - на импорт урановой руды из Нигера, Габона и других стран Африки.

Ежегодно в Центральном массиве добывается 2-3 тыс.

т урановой руды. По масштабам ядерной энергетики Франция уступает только США. В стране работают более 50 энергоблоков АЭС, на которых ежегодно производится более 70 % всей электроэнергии.

В стране много уникальных центров ядерной энергетики. Так, в Трикастене (в долине Роны) - самый крупный в Западной Европе завод по обогащению урана, а на мысе Л’Аг находится крупнейший по мощности в регионе завод по регенерации стержней атомных электростанций. Атомная энергетика обеспечивает более 1/3 всего потребления энергии в стране. Однако там за год добывается около 10 млн. т угля, 3-4 млн.

т нефти и 3 млрд. м3 природного газа, отчего в целом самообеспеченность страны энергоресурсами не достигает и 50 %.

Зависимость страны от импорта нефти - "узкое место" в ее экономике. Планы развития энергетики ставят целью сокращение потребления энергии и уменьшения зависимости от ввоза энергоносителей за счет сокращения использования нефти, дальнейшего развития атомной энергетики и использования своих возобновляемых ресурсов (энергии солнца, ветра, морских приливов).

За последние 20-30 лет существенно изменилась обрабатывающая промышленность страны; уменьшились ее материале- и энергоемкость, усилились позиции машиностроения и химической промышленности, хотя и здесь отдельные производства эволюционировали по-разному.

Так, особенно быстро росло производство в электротехнике и электронике, но резко сократился выпуск металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования (КПО), тоннаж спускаемых со стапелей судов.

Среди химикатов почти удвоился выпуск пластмасс и синтетических смол, но уменьшилось производство многих продуктов базовых отраслей неорганической химии.

Налицо свертывание некоторых важных старых отраслей, на 1/3 уменьшилась выплавка стали (хотя это производство было сильно модернизировано). Теперь вся сталь получается в электропечах или кислородно-конверторным способом. Примерно на 1/4 сократился выпуск хлопчатобумажных и шерстяных тканей, мужской одежды и т.д.

В стране хорошо развиты черная металлургия и выплавка алюминия, хотя эти отрасли производства испытывают спад из-за конкуренции других стран.

Ежегодно выплавляется 13-14 млн. т чугуна и 18-19 млн. т стали. Причем около половины чугуна и 1 /4 стали производятся в Лотарингии, где заводы работают на местной железной руде и частично - на своем коксе. Велико значение двух крупных металлургических комбинатов, построенных у моря в Дюнкерке и Фосе (спутник Марселя), работающих на импортном сырье и топливе.

В горных районах - Савойе, Центральном массиве, Пиренеях - вблизи ГЭС развита электрометаллургия (производство ферросплавов, качественных сталей и цветных металлов).

На долю машиностроения приходится более 2/5 промышленных рабочих и стоимости промышленной продукции. Франция - одна из передовых стран в мире по производству и экспорту машин и промышленного оборудования. Главные статьи международной специализации - производство автомобилей, авиационной и космической техники, вооружения, оборудования для АЭС.

Ежегодно выпускается 3,5-4,0 млн. автомобилей. Причем свыше 90 % машин производят две компании - "Рено" (государственная) и "Пежо-Ситроен". Более 4/5 продукции составляют легковые автомобили, свы¬ше 1/2 из них экспортируется (но 1/3 покупаемых в стране автомобилей - импортируемые).

Головные заводы находятся в пригородах Парижа, Лиона и в Сошо-Монбельяр (Франш-Конте).

Авиаракетная промышленность Франции лидирует в Западной Европе. Конструируются разные виды гражданских и военных самолетов, вертолетов и ракет для многих стран. Французские ракеты "Ариан" используются многими странами ЕС для запуска спутников (основной космодром Франции - Куру во Французской Гвиане).

Главные авиационные заводы в Париже и Тулузе принадлежат государству. Другие важные центры этой промышленности - в Бордо, Бурж, Мариньян.

Развито производство электротехники и электроники, особенно изготовление производственного электрооборудования, но бытовых электроприборов страна больше закупает, чем продает. Значительная часть предприятий (например, по выпуску ЭВМ) принадлежит американскому капиталу.

Около 2/5 этого производства приходится на заводы столицы. Слабее позиции Франции в общем машиностроении, в частности в станкостроении и выпуске сельскохозяйственных машин. Во внешней торговле такой продукцией она обычно имеет пассив.

Главная особенность размещения машиностроения в целом - его высокая концентрация в Большом Париже (почти 1 /4 всех занятых). Велика также роль Лионского и Северного районов.

Франция входит в число первых пяти стран мира по производству и экспорту химикатов; специализация - производство минеральных удобрений (есть своя сырьевая база), синтетического каучука и пластмасс.

Крупные заводы есть почти во всех районах. На местном сырье получили развитие: в Лотарингии - углехимия и производство соды, в Эльзасе - производство калийных удобрений, в Ландах - лесохимия и т.д. На импортном сырье выросла крупная нефтехимия в промузлах Марселя и Нижней Сены, дешевая электроэнергия привлекла в Альпы и Пиренеи электрохимию, в Лионском районе текстильная промышленность стимулировала развитие смежных химических производств. В столице характерны тонкая химия (фармацевтика, парфюмерия и др.), а также производство шин.

Другие крупные заводы резиновых изделий в Клермон-Ферране и Понлюсоне, наоборот, были размещены в сельских районах в расчете на дешевизну рабочей силы. Развитие трубопроводного транспорта стимулировало строительство новых химических заводов в Лионе и Страсбурге.

Важнейшая отрасль легкой промышленности - текстильная - утратила свое былое значение во французской экономике, но по масштабам и качеству продукции она по-прежнему занимает видное место в мире.

Так, по производству тканей Франция наряду с Италией и Германией лидирует в Западной Европе, отличаясь от этих стран более высокой долей в потреблении хлопка и шерсти и меньшей - химических волокон. Из-за кризиса сбыта текстильных товаров на внешних и внутреннем рынках текстильное производство давно уже находится в упадке. Число занятых с середины 50-х гг. сократилось в 3 раза.

Текстильная промышленность сосредоточена в трех районах.

На севере (Рубе, Туркуэн, Армантьер, Камбре) сконцентрированы шерстяные, льняные, джутовые фабрики и значительная часть хлопкопрядения. Склоны Вогезов и Эльзас - главные районы хлопчатобумажной промышленности (центры Мюлуз, Эпиналь). Лион, прежде славившийся производством тканей из натурального шелка, теперь - центр главного ареала выделки химических волокон и тканей из них.

Важнейшие производители трикотажа - Труа, Париж и Рубе.

Большое значение имеет швейная промышленность. Ее изделия пользуются большим спросом и за пределами страны. Главный "законодатель мод" и центр по выпуску одежды и галантереи - Париж. Крупные масштабы имеет пищевая промышленность, особенно славятся французские вина, сыры, кондитерские изделия.

Уже из перечня основных центров отдельных производств видно, что промышленность размещена очень неравномерно.

1/5 часть продукции создается в Париже и его пригородах (Иль-де-Франс), еще столько же - в Лионском и Северном районах, вместе взятых (всего на 17 % территории страны). Уровень индустриализации на севере и востоке страны значительно выше, чем в Центральной, Западной и Южной Франции, где нет крупных промышленных районов, хотя имеются отдельные важные промышленные узлы (Марсель, Тулуза, Бордо, Нант, Клермон-Ферран).

Экономика Франции является смешанной системой.

Это означает, что федеральное правительство играет важную роль в регулировании общественных отношений при частной собственности на производственные ресурсы и производственные мощности. Французская экономика базируется на принципах прагматизма. Это означает, что все экономические теории должны реально работать. Свидетельством прагматизма французского народа является его деятельность по созданию и сохранению экономического строя, основанного на принципах свободного предпринимательства и государственного регулирования.

Экономическая жизнь Франции проходит в собственном мире, центром которого является именно Франция.

Французы поглощены своей историей и склонны верить, что их страна создала стандарты демократии, справедливости государственных и законодательных систем военной стратегии, философии, науки, сельского хозяйства, виноградарства, изысканной кухни и "умения жить".

К основным чертам современной экономической жизни Франции относятся:

1. При капиталистическом характере экономики боль¬шую роль в регулировании экономических процессов играет государство. Оно является собственником земли и лесного хозяйства.

2. Особенностью экономики является высокая степень развития государственно-монополистического капитализма. По уровню промышленного производства она занимает одно из ведущих мест среди западных стран Европы.

Франция - одна из "великой семерки" самых развитых стран мира, вторая держава в Западной Европе после Германии.

Валовой национальный продукт на душу населения - 24 990 дол. США. Основные отрасли промышленности: машиностроение, авиакосмическая (2-е место по экспорту среди стран Запада), химическая (4-е место в мировом экспорте), автомобилестроение (3-е место в мире по выпуску), пищевая (2-е место в мире по экспорту), радиоэлектроника, информатика, судостроение, металлургия (3-е место в Европе по производству стали), атомная энергетика, горнодобывающая.

Промышленность

Рефераты, курсовые и дипломные по географии / География Франции / Промышленность

Страница 1

Промышленность Франции в начале 90-х годов характеризовалась стагнацией производства. Причиной этого стало, во-первых, падение спроса на промышленную продукцию Франции со стороны иностранных покупателей, прежде всего Великобритании и США; во-вторых, сокращение спроса на промышленные товары со стороны домохозяйств, опасающихся нестабильной экономической ситуации в ближайшем будущем, что заставило их увеличить долю своих сбережений; в-третьих, существенное снижение уровня инвестиций в промышленное производство.

Однако 1996 г. стал переломным как для промышленности, так и в целом для экономики Франции. Увеличение экспортных поставок, обусловленное повышением спроса на французские товары, привело к долгожданному росту, высокий спрос был обусловлен выигрышным по сравнению с конкурентами соотношением качество/цена промышленной продукции, что явилось следствием падения курса национальной валюты к курсу доллара.

По уровню развития промышленности Франция занимает пятое место в мире. В этом секторе занято 25% экономически активного населения страны. Доля промышленных товаров составляет более 80% французского экспорта.

Однако доля промышленности в ВВП неуклонно снижается; в период с 1960 по 1995 г. ее уровень сократился с 40 до 19%. Также в последние годы четко наметилась тенденция к сокращению доли государственного сектора. На рынке господствуют средние и крупные предприятия. Франция — один из лидеров Западной Европы по числу действующих на ее территории иностранных компаний. Сегодня на их долю приходится 1/5 от числа всех занятых в промышленности, 1/4 общего объема инвестиций в этот сектор экономики и около 30% оборота промышленности.

Объяснением может служить выгодное географическое и стратегическое положение Франции, устойчивость ее политической и законодательной базы, стабильность национальной валюты.

К базовым отраслям промышленности Франции относятся электроэнергетика, металлургический комплекс, химическое производство.

Электроэнергетика

Одной из ключевых современных отраслей промышленности стала атомная энергетика. АЭС вырабатывают более 2/5 всей электроэнергии.

Ежегодно Франция потребляет 220 млн.

тонн различных видов топлива. При этом положительным моментом можно считать возросшую независимость Франции от внешних поставщиков. Ее уровень поднялся со времени мирового нефтяного кризиса 1973 года с 23 почти до 50%, в первую очередь за счет увеличения использования атомной энергии. Производство угля стабилизировалось на отметке в 11 млн. тонн при его потреблении в 40 млн. тонн. Основными регионами добычи угля являются Лотарингия (9 млн.

тонн) н угольные бассейны Центрального массива. Начиная с 1979 г. импорт угля превысил его добычу.

Промышленность Франции (кратко). Специализация промышленности Франции

В настоящее время наиболее крупные поставщики этого вида топлива - США, Австралия и Южная Африка. Важно отметить, что импорт угля, включая его перевозку, обходится дешевле добычи угля в самой стране. Добыча нефти превышает 3 млн. тонн, что обеспечивает лишь 5% ее годовой потребности. Основными потребителями нефти и нефтепродуктов являются транспорт (42%) и ТЭС (21%). Наполовину сократилось число нефтеперерабатывающих предприятий (с 24 в 1973 до 12 в 1995 году).

Рынок нефтепродуктов контролируется двумя компаниями - “ELF-Aquitane” и “Total”. Франция импортирует нефть из Саудовской Аравии, Ирана, Великобритании, Норвегии, России, Алжира и ряда других стран. Добыча газа не превышает 3 млрд. м3, что не удовлетворяет потребности страны. Одно из наиболее крупных месторождений газа Франции - Лак в Пиренеях — большей частью исчерпано.

Основные поставщики газа - Россия, Норвегия, Голландия и Алжир, причем “Газпром” уступает свои позиции Норвегии. Компания “Gaz de France” является монополистом в этой отрасли ТЭК.

За последние десятилетия структура производства электроэнергии во Франции существенно изменилась. Одновременно с ростом удельного веса атомных электростанций сократилась доля ее выработки на ГЭС и ТЭС.

Вся электросеть Франции подчинена государственной компании “Electricite de France”.

Металлургия

Черная металлургия Франции занимает девятое место в мире по объему производимой продукции.

В настоящее время эта отрасль переживает глубокий кризис. Число занятых сократилось за двадцать лет более чем в 2,5 раза со 160 тыс. человек в 1974 году до 62 тыс. человек в 1995 году. Производство чугуна и стали в 1995 году составило соответственно 14 и 19 млн. тонн. Предприятия черной металлургии сосредоточены в Лотариигии (27% от общего производства), на севере Франции (41%) и юго-востоке (завод “Fos-sur-Mer” — 26%).

Наиболее крупные компании в этой отрасли “Sollac”, “Unimetal”, “Ascometal”. До середины 70-х годов темпы роста производства и потребления цветных металлов во Франции были значительны. Однако в связи с мировым энергетическим кризисом ситуация резко изменилась, что объясняется большой энергоемкостью производства.

Для цветной металлургии Франции характерен ряд специфических черт. Во-первых, невысокая степень обеспеченности сырьем. Из года в год сокращается производство таких металлов, кок цинк, уран, золото. В 1991 году Франция была вынуждена закрыть шахты по добыче бокситов и олова.

Подобная тенденция увеличивает зависимость Франции от внешних поставщиков сырья. Во-вторых, в структуре производственного цикла преобладают завершающие стадии при меньшем значении нижних этажей производства (выплавка первичного, особенно чернового металла), которые все более перемещаются за пределы страны. В этом проявляется учет экологического фактора, т. к. данное производство является достаточно грязным. В-третьих, центры цветной металлургии ориентируются главным образом на источники дешевой электроэнергии, в меньшей степени - на транспорт и потребителя.

В связи с этим наиболее высокой концентрацией производства отличается регион Рона - Альпы, на долю которого приходится 1/3 всех занятых в этой отрасли. К числу наиболее крупных производителей цветных металлов относятся “Cogema”, “Metaleurope”, “Pechiney” и другие.

Страницы: 1 23

Смотрите также

Значение транспорта для хозяйства страны
Транспорт – особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль народного хозяйства.

С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между отраслями, внутри экономически …

Теоретические проблемы метагеографии
До сих пор мы рассматривали метатеоретические проблемы метагеографии. Теперь проанализируем уровень разработки теоретических проблем.

Но прежде необходимо охарактеризовать уровень развития общего н …

История Греции
История Греции берет свое начало в глубине веков. Мы рассмотрим ключевые моменты греческой истории, начиная с минойского Крита и заканчивая двадцатым веком.Наш рассказ будет охватывать самые …

Французские дизайнеры также работали над развитием автомобилей, но немцы, тем не менее, превзошли их.

Это первая французская автомобильная компания "Панхард и Левасор", он начал выпускать двигатели с помощью уже подготовленной технологии Daimler и представил две команды того же немецкого двигателя.

Компания изначально специализировалась на производстве деревообрабатывающего оборудования.

Однако при разработке транспортных средств дизайнеры могут дать миру больше инноваций.

Промышленность и сельское хозяйство Франции

Было принято решение установить двигатель в экипаже вертикально. Это сделало более стабильным автомобиль. Для переключения передач французы начали использовать специальные скользящие инструменты. Это правда, несмотря на все эти первые автомобили "Панхард и Левасор" они были слишком неполными.

В 1898 году компания представила новую систему управления транспортными средствами. Это рулевое колесо находится в контакте с системой рычагов, барами и петлями, что позволяет перемещать движение с рулевого колеса на колесо.

В 1903 году были машины "Panhard" уже хорошо работает, участвовал в гонке и развивал скорость 52 км / ч.

В то же время, есть еще одна компания во Франции — "Де Дион-Бутон", во главе с графом де Дионом и инженером Жоржем Бутоном.

Их заслугой является создание инновационного двигателя. Его специальность была немыслима для этого времени движения — от 1500 об / мин до 3000 об / мин. Мощный двигатель работал на бензине и был достаточно сильным, несмотря на небольшой объем — 0,5 км.


Альберт де Дион и Джордж Бутон

Двигатель «DeDion» стал заполнением для нового автомобиля "Renault" — идея изобретателя Луи Рено. Кредитом этого числа было создание автомобилей с прочной трубчатой ​​рамой и введение карданного вала в трансмиссионную систему.

Эта технология стала серьезным шагом вперед по сравнению с приводным ремнем.


Луи Рено

Крыша полностью заменила ремни и цепи в системе переключения передач.

Эта технология используется сегодня, особенно в производстве автомобилей с задним приводом.

Французские достижения в области автомобилестроения были более скромными, чем технические новшества Германии. Однако автомобили, созданные французами в начале 19-го века, были легкими и надежными, с двигателями, которые были сильными в то время.

Кроме того, это марка автомобиля "Renault" сегодня является брендом автомобильной промышленности во Франции.

В промышленности Франции, как и в других высокоразвитых странах отличается неравномерное развитие отраслей. В некоторых отраслях тяжелой индустрии, в особенности в производстве электроэнергии, в химической, нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности, производство поддерживаемое, в частности, за счет военных заказов, увеличивается. В то же время в металлургии производство сокращается, а в ряде отраслей, производящих предметы потребления, например, в текстильной, наблюдается застой.

Главные отрасли французской промышленности, где производится около 20% стоимости промышленной продукции – это машиностроение и металлообработка. Особенно большое значение имеют и электротехника.

За год в стране выпускается от 3 до 4 миллионов автомобилей (из них около 90% легковых). Легковые автомобили производятся в основном на заводах 2 компаний: госпредприятии «Рено» и частной фирмой «Пежо-Ситроен». Более половины автомобилей выпускается в Париже и его пригородах. Другие центры автомобилестроения это Лион, Гавр, Ле-Ман.

Значительны успехи Франции в самолетостроение и ракетной технике. Широко используются во всем мире французские вертолеты, гражданские реактивные самолеты «Каравелла» и «Конкорд», бомбардировщики «Мистер», истребители «Мираж».

Основную часть продукции авиационной отрасли выпускают Национальное общество авиакосмической промышленности и частная фирма «Доссо-Бреге». Главные авиационные заводы расположены в Париже и Тулузе.

Судостроение Франции, как и в других находится в упадке, если в 70-е годы 20 века ежегодно спускалось на воду судов тоннажем более 1 млн.бр.рег.т., то к сегодняшнему уровню этот показатель упал до 200 тыс.бр.рег.т.

Быстро развивается электротехника и электроника. Ежегодно в стране выпускаются миллионы телевизоров и радиоприемников. Французы вместе с советскими специалистами создали систему цветного телевидения СЕКАМ. Основную долю продукции отрасли дает Париж с пригородами.

Во Франции развиты и другие отрасли – производство станков и машин, и оптических приборов. В большом количестве производится оружие.

В наиболее важную роль играют концерны «Рон-Пуленк», «Сен-Гобен», «Мишлен».

Так на заводах «Рон-Пуленк» были впервые получены и внедрены целлофан, антибиотики, впервые в освоен выпуск нейлона и др. в целом крупные химические предприятия есть во всех районах Франции. В Лотарингии на углях и кокосовых газах работают заводы по производству аммиака, синтетических смол, соды, в Эльзасе производят калийные удобрения, в Лионском районе для нужд местной текстильной промышленности развито производство красителей и химических волокон.

Крупнейшие заводы по производству автошин и других резиновых изделий построены в Клермон-Ферране и Монлюсоне. Но самый важный центр это Париж и его города – спутники. Здесь особенно характерна тонкая химия – фармацевтика и парфюмерия.

Главная отрасль – текстильная. Она хотя и утратила былое ведущее значение, но по своим масштабам по-прежнему занимает одно из первых мест в мире. Производство пряжи и тканей сконцентрировано главным образом в трех районах. На севере – в Лилле и Армантьере работают шерстяные, льняные, джутовые фабрики и сосредоточена значительная часть хлопкопрядения. Долины рек в Вогезах и Эльзас – основной район хлопчато — бумажной промышленности. Лион – центр района выделки тканей из химического волокна.

Важное значение имеет швейная промышленность, где занято около 150 тысяч человек. Значительная часть из них работает в мелких мастерских и на дому. В Париже производится до 35% всей одежды и галантереи.

Очень разнообразны отрасли . Особенно важно виноделие (коньяки, ликеры, шампанские, бордосские и бургундские вина). Ежегодно производится более 600 миллионов литров спиртных напитков.

Французская промышленность и ее специфика

Промышленность Франции является основным источником развития экономической составляющей страны. На протяжении всего времени формирования промышленности Франции, происходили структурные изменения. Некоторые виды промышленности утратили свое существование, некоторые появлялись и завоевывали рынок. Это произошло из-за смещения рынка сбыта и конкуренции странами с низкими заработными платами или за счет поглощений или слияний с другими концернами.

Замечание 1

На протяжении всего развития промышленность Франции славилась производством автомобилей и их комплектующих. Не отставали в своем развитии и энергетика с электроникой. Достаточно сильно развита химическая промышленность, страна гордится производством пищевой продукции (молочные, кондитерские изделия, производство вина). Особое место занимает текстильная промышленность. Франция всегда была законодателем мод.

Крупнейшими производителями Франции являются:

  1. Total – является крупнейшей нефтедобывающей компанией четвертая в мире по объемам добычи нефти.
  2. GDF Suez – энергетическая и газовая компания
  3. Renault – автомобилестроительная корпорация
  4. Peugeot – один из основных французских производителей автомобилей. Является крупнейшим производителем на европейском рынке и занимает второе место по величине производства.
  5. L’Oréal – лидер мирового рынка парфюмерии и косметики.
  6. Christian Dior- дом моды, который основан в 1946году тестильщиком Марселем Буссаком, а в 1947 Диор представила свою первую коллекцию.
  7. Danone – известный производитель молочной продукции.

Основная промышленность, которую выпускает Франция делится на:

  • энергетика
  • нефтегазовая промышленность
  • пищевую промышленность,
  • металлургию-черная и цветная металлургия,
  • машиностроение
  • фармацефтическая промышленность
  • аэрокосмическая промышленность,
  • электротехническая промышленность,
  • электронная индустрия.
  • Строительное производство

Основные представители промышленности Франции

Основным производителем в энергетическом секторе является Électricité de France. Активы данной компании на сегодняшний день превысили 324 млрд.долл. Помимо этого на рыке энергетики Франции представлены дочерние предъприятия Германии, Италии и Швейцарии.

Électricité de France является крупным оператором электростанций и гидроэлектростанций. Одновременно с этим компания занимается поставками природного газа.

Основным конкурентом компании выступает Engie. Компания занимается поставками природного газа, оператором солнечных, угольных и газовых электростанций.

Представителем нефтегазовой промышленности является Total. Активы данной компании составляют порядком 230 млрд.долл. Еще одним представителем данной промышленности является Air Liquide. Данная компания занимается производством технического газа. Одним из самых известных и крупных производств шин в стране является Michelin.

Помимо этого на рынке нефтегазовой промышленности представлены иностранные компании. Так американская организация ExxonMobil контролирует завод по нефтепереработке в Мартиге.

Машиностроительная отрасль на рынке Франции представлена достаточно широко. Так компания Alstom, активы, которой превысили 42 млрд.долл занимается производством энергетического и железнодорожного оборудования.

Автомобильная промышленность Франции является одной из старейших во всем мире. На сегодняшний день Французские заводы выпускают около 2 миллионов транспортных средств в год. Среди мировой автомобильной промышленности Франция занимает 11 место по объемам производства.

Крупнейшими компаниями по производству автомобильной промышленности являются Renault и Peugeot-Citroën. Производством автомобильных запчастей занимается Valeo, активы которой на 2016 год составили 12 млр долл.

Крупнейшими компаниями в аэрокосмической промышленности являются Airbus Group, Safran и Thales.

Фармацефтическая промышленность Франции на сегодняшний день сократилась до 34, 16 млрд. К представителям данной компании относят Servier и Sanofi-Aventis. Разработкой медицинского оборудования занимается компания Essilor. Основным продуктом компании является производство линз.

К электронной промышленности относятся компании Schneider Electric и Alcatel-Lucent. Alcatel после ребрендинга компнии активы компании выросли до 26 млрд.долл

Крупнейшими представителями строительного производства Франции являются Vinci и Bouygues. Что касается производства строительных материалов, то по объемам производства и уровню активов Saint-Gobain является основным производителем. Конкуренцию ему составляет Lafarge с уровнем активов в 42 млрд долл.

Представителем легкой промышленности выступают мировой бред Christian Dior, который входит в группу LVMH, основными конкурентами, которых выступают группа компаний Kering, которой принадлежат Gucci, Yves Saint Laurent и другие мировые бренды

Производство косметики во Франции является одной из самых старейших отраслей и пользуется мировой славой, самыми известными представителями данного сегменты является L’Oréal.

Пищевая промышленность одна из гордостей Франции, крупнейшим представителем данной отрасли является Danone. Помимо этого Франция является крупнейшим производителем вина и владеет огромными плантациями виноградников.

Современное состояние промышленности Франции

За последние шесть месяцев Франция увеличила темпы роста промышленности на 1%. Данные цифры превзошли ожидания аналитиков. Так в последние годы происходил резкий спад. Промышленные предприятия наращивают объемы.

Промышленность Франции уступает в своих мощностях Германии, но при этом играет огромную роль в развитии и повышении благосостояния своего государства.

Замечание 2

Промышленность Франции отличается тем, что постоянно реструктуризируется, внедряются новые инновационные технологии, вводятся новые методики.

Промышленность Франции – это ведущая направление экономики страны. Она составляет одну треть ВВП и 50% экспорта. Более развиты машиностроение, энергетика, химическая, электротехническая и нефтеперерабатывающая отрасли. Однако металлургическая и, некогда занимавшая особую роль, текстильная промышленность сокращают производство. Отличительная особенность промышленности в данной стране — постоянная реструктуризация, внедрение инновационных технологий и неравномерное развитие сфер.


Машиностроение

Машиностроению во Франции принадлежит ключевая роль в промышленности. Продукцию концернов Renault, Peugeot-Citroen, Alstom знают с хорошей стороны во всём мире.Центры отрасли — Париж, Иль-де-Франц, Эльзас, Лотарингия, Рона-Альпы, области окружающие Нант и Тулузу. Здесь задействованы 40% промышленных рабочих.
Франция поставляет на мировой рынок:

автомобили, 4 млн. шт. в год сходит с конвейера, 90% легковые;

вооружения;

космическую и авиационную технику;

оборудование для АЭС.

Валовой внутренний продукт машиностроительной отрасли занимает 2 место среди стран Европы.

Автомобилестроение

Peugeot Citroen, основанная в 1974 г. стала одним из основных производителей французских автомобилей.

Renault, основанная в 1899 г. участвует в международных слияниях и поглощениях, сейчас компания возглавляет одну из линий мирового автомобилестроения.

Центрами машиностроения стали пригороды Парижа и Лиона, Сошо-Монбельяр. Половина производимых автомобилей идёт на экспорт.

Судостроение

Судостроение во Франции является значительным звеном военно-промышленного потенциала. Она остаётся одной из старейших отраслей, на данный момент из-за конкуренции с снизила объёмы производства. Состоит судостроение из научно-исследовательских учреждений и предприятий, которые:

разрабатывают;

проектируют;

производят;

ремонтируют и модернизируют суда и корабли.

Кораблестроительные верфи располагаются непосредственно вблизи моря или на судоходных каналах, реках, где поблизости имеются металлургические заводы, которые снабжают их комплектующим оборудованием и листовой сталью. В судостроении занято 20000 человек, центры в Сен-Назере, Гавре и Вандее.

Станкостроение

Станкостроение во Франции ориентировано на крупных заказчиков аэрокосмической и автомобильной промышленности.

Авиационная промышленность

Основой авиационной промышленности Франции служат 50 крупных предприятий, которые выпускают:

— самолёты;

— вертолёты;

— беспилотные летательные аппараты;

— авиационные двигатели и комплектующие.

На них занято порядка 40000 рабочих. Основными производителями военной летающей техники являются корпорации «Дассо авиасьон», «Эрбас груп» и «Сафран». Центры в Тулузе и Париже.

Электротехническая промышленность

Французская электротехническая промышленность представляется главным образом компанией «Коипани женерель дэлектрисите». Более половины продукции поставляется за границу государства.

Энергетика Франции

В связи с нехваткой природных ресурсов во Франции широко используется ядерная энергетика. Фундаментом для её развития служит научно-техническая и сырьевая база. Здесь добывается около 3000 тонн урановой руды в год, часть сырья ввозится из стран Африки. Порядка 70% электроэнергии производится на АЭС. Уровень развития ядерной энергетики позволяет Франции занять 2 место в мире, после США.

Наряду с использованием атомных энергоблоков, в стране разрабатывают альтернативные источники получения энергии:

Гидроэнергетика, преимущественно в Центральной части, Альпах и на реках Дюранс, Рона и Рейн.

Ветроэнергетика, правительством была поставлена цель к 2023 году увеличить в 2 раза производительность ветровых электростанций.

Мощность фотоэлектрической солнечной энергетики до 2030 года должна достигнуть 18200-20200МВт.

Также правительство страны поддержало политику сокращения потребления энергии.

Нефтегазовая промышленность

Основными представителями в данной сфере во Франции стали Total и Air Liquide. Французское правительство приняло решение о запрете добычи газа и нефти после 2040 года. Как только закон вступит в силу разведка и добыча нефти и газа станет нелегальной, разрешения на этот вид деятельности уже перестали выдавать. Основная часть продукции нефтегазовой промышленности добывается во Французской Гвиане и составляет 815000 тонн в год. Это составляет 1% от необходимого стране, остальные 99% импортируется.

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность во Франции занимает важную позицию, на её долю приходится 20% всей сельскохозяйственной продукции ЕС. В этой сфере трудится 585000 человек. Основными секторами производства являются:

Мясные и молочные продукты.

Напитки. Важнейшей отраслью является виноделие. Здесь Франция разделило первенство по производству вина с Италией. Центры находятся в Бургундии, Шампани и Бордо.

Корма для животных.

Хлебобулочные и кондитерские изделия.

Переработанные овощи и фрукты.

Масла и жиры.

Мука и крупы.

Переработанная рыба и морепродукты.

Соусы, приправы и вкусовые добавки.

Основу французской пищевой промышленности составляют малые и средние предприятия, на долю крупных фирм приходится 2%. Большая часть готовой продукции идёт на экспорт, лидирующими здесь являются спиртные напитки и сыры. Во Франции большое внимание уделяется подлинности продуктов.

Текстильная промышленность

Производство льняных и хлопковых тканей, джута и шерсти сосредоточилось в Лилие, Армантьере – традиционные центры текстильной отрасли. Хлопчато-бумажные ткани изготовляют в Эльзае и Вогезах. Центром производства хлопчатобумажного волокна остаётся Лион. Трикотажные изделия и полотна, отличающиеся качеством исполнения и дизайном, выпускают в Париже, Труа, Рубе.

Более 15000 человек заняты в швейной отрасли страны. Основу составляет работа на дому и мелкие мастерские. 35% от объёма швейных изделий приходится на швейную продукцию и галантерею. Несмотря на то, что текстильная промышленность Франции утратило ведущее положение в стране, всё же по качеству и объёму лидирует среди европейских стран.

Отличительная особенность текстильной промышленности Франции сегодня — небольшие объёмы производства, позволяющие быстро реагировать на запросы потребителей.

Фармацевтика

Крупная фармацевтическая компания Франции – это Sanofi. В этом сегменте работает ряд средних предприятий:

Servier в Сюрене;

Les Laboratoires Pierre Fabre обосновалась в Касторе;

BioMerieux -Марси-лЭтуаль;

Ipsen — в Париже;

Laboratoires Boiron — Мессими;

Laboratoire Urgo – в Шенове;

Arkopharma – в Карросе;

Guerbet – находится в Вильпенте.

Фармацевтическая промышленность занимает 4 место в мире среди производителей лекарственных препаратов. В этой отрасли занято 94,5 тыс. человек.

Парфюмерно-косметическая промышленность

Многовековые традиции изготовления парфюмерии и косметики гарантируют высокий уровень продукции. Франция обеспечивает информационную поддержку, имеет отработанные схемы дистрибуции и постоянно инвестируется в научные исследования отрасли. Яркие представители сферы — L’Oreal, с центрами в Гоши, Рамбуйе, Кодри, Оне-су-Буа, Ле-Тийе; Lancome, CHANEL, Estee-Lauder, Garnier. Доля парфюмерии на рынке косметики составляет две тритии сбыта.

Металлургическая промышленность

В связи с неконкурентоспособностью французская металлургическая промышленность переживает спад производства.

Черная металлургия

По объёму производства черная металлургия Франции занимает 9 место в мире. Предприятия данной отрасли сосредоточены в Лотарингии -27% общего производства, на севере страны – 41% продукции, на юго-востоке. Крупные представители черной металлургии: «Sollac», «Unimetal», «Ascometal».

Цветная металлургия

Отличительной особенностью цветной металлургии во Франции служит низкая обеспеченность сырьевой базы, из-за чего ежегодно сокращается производство кок цинка, урана, золота. Шахты по добычи бокситов, олова были закрыты. За пределы страны перемещаются работы по выплавке чернового металла. Крупные представители цветной металлургии: «Cogema», «Metaleurope», «Pechiney».

Перерабатывающая промышленность

В переработке заняты следующие предприятия:

Юзинор – переработка стали;

Пешинэ – алюминий;

Saint-Gobain – занимает 2 место по экспорту стекла в мире;

Plastic Omnium, Соммье Аллибер – лидеры по переработке пластмассы;

MICHELIN – лидер на мировом рынке по производству шин.

Химическая промышленность

Энергетический кризис, в котором Франция находилась последние двадцать лет, отрицательно отразился на химической индустрии. В стране снизили производство азотных удобрений, химических волокон. Менее эффективные заводы закрыли, заказы перенаправили в более рентабельные предприятия.
В настоящее время Французская химическая промышленность занимает 4 место, после США, Германии, Нидерландов, по экспорту продукции.

В данной отрасли задействовано 236,5 тыс. человек.

Транспорт Франции

Транспортные сети протянулись на 146 км. дороги. Железнодорожное полотно занимает 29901 км. по протяженности это 2 место в Европе.
Французская национальная железнодорожная компания SNCF осуществляет основную часть железнодорожных перевозок. В начале 80-х годов XX века сократились грузовые перевозки, сейчас транспортная сеть направлена на пассажирские перевозки.


Франция является одной из ведущих стран западных держав, занимая седьмое место среди всех стран мира - 4,7% совокупного ВВП при 1% населения.

По уровню экономического развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20%

сельскохозяйственного производства Западной Европы.

Машиностроение

Франция – одна из первых стран в мире по производству и экспорту машин и промышленного оборудования. За последние 20–30 лет ХХ в. изменилась структура обрабатывающей промышленности страны – уменьшились материалоемкие и энергоемкие производства, усилилась роль машиностроения. Однако в машиностроении не все подотрасли развивались одинаково. Особенно быстро росло производство в электротехнике и электронике, но резко сократился выпуск металлорежущих станков и КПО, тоннаж спускаемых судов.

Современное машиностроение Франции отражает уровень ее научно-технического прогресса и обороноспособности, определяет развитие других отраслей хозяйства. На долю машиностроения приходится более 40% стоимости промышленного производства, в нем занято около 40% всех работающих в промышленности. Главными отраслями международной специализации Франции является производство автомобилей, авиационной и космической техники, вооружений, оборудования для АЭС.

Автомобильная промышленность – крупнейшая подотрасль транспортного машиностроения, одна из самых монополизированных в мировой индустрии. Ведущими французскими автомобильными компаниями являются «Рено» (государственная) и «Пежо-Ситроен». Последняя дает 3,9% мирового производства автомобилей. Ежегодно во Франции выпускается более 4 млн автомобилей (4-е место в мире), более 80% продукции составляют легковые автомобили, свыше 50% из них экспортируются. Головные заводы находятся в пригородах Парижа и Лиона и в Сошо-Монбельяр (Франш-Конте). Однако 1/3 покупаемых в стране автомобилей – импортные.

Судостроение заметно снизило объем производства из-за конкуренции со стороны азиатских стран. Если в 70-е гг. эта отрасль была одной из ведущих, то сегодня ей отводится второстепенная роль. Некоторые судостроительные фирмы, расположенные в Сен-Назере и в Гавре, специализируются на строительстве крупных морских пассажирских судов и танкеров. Вместе с тем Франция является одним из основных изготовителей прогулочных яхт и катеров. Строятся они в Вандее.

Главная особенность машиностроения в целом – его высокая концентрация в Большом Париже (почти 25% всех занятых). Велика также роль Лионского и Северного районов.
Транспорт

Транспортная сеть Франции имеет радиальную конфигурацию с единым центром в Париже. К столице сходятся важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, многие трубопроводы, основные водные пути.

Во внешних связях исключительно важную роль играет морской флот и авиатранспорт. Морские перевозки составляют около 300 млн тонн в год. Следует отметить, что вес прибывающих грузов в три раза больше, чем отправляемых, потому что Франция экспортирует по морю более легкие и ценные товары, чем импортирует (более 2/5 ввоза – нефть). Около 75% морских перевозок идет через четыре порта: Марсель, Гавр, Дюнкерк и Руан, но самые главные – Марсель и Гавр. Марсель, грузооборот которого за год превышает 100 млн тонн, уступает в Западной Европе только Роттердаму. Он обслуживает связи со странами Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов. Гавр, грузооборот которого около 80 млн тонн, и Руан – морские аванпорты Парижа. Порт Дюнкерк – морские ворота Северного промышленного района. Западные районы Франции обслуживаются портами Бордо и Нант-Сен-Назер. До недавнего времени в пассажирских перевозках большое значение имели Булонь, Дьеш и Кале, обслуживающие сообщения с Англией. С 1994 г. для этих целей стал использоваться туннель под Па-де-Кале. Главные военно-морские базы – Брест и Тулон.

В авиационных перевозках основную роль играют государственная компания «Эр-Франс» и аэропорт Парижа.
Металлургия

Во Франции хорошо развита черная металлургия. Наиболее крупными производителями черных металлов в Западной Европе по-прежнему являются ФРГ, Италия, Франция и Великобритания. На первую «десятку» стран-производителей ныне приходится 2/3 мировой выплавки стали, а в 1950 г. было 90%. Ежегодно во Франции выплавляется 13–14 млн тонн чугуна и 18–19 млн тонн стали. По выплавке стали в 1990 г. Франция занимала 9-е место в мире, в настоящее время – 12-е. В ЕС ее опережают ФРГ, Италия и Великобритания. Во Франции сложилось три ареала черной металлургии. Около 50% чугуна и 25% стали производится в Лотарингии. С одной стороны, это старые заводы Лотарингии – реликт некогда крупного металлургического района, возникшего на больших запасах бедной железной руды (содержание железа до 40%). Построены два новых гигантских комбината в Дюнкерке и Марселе, где выплавляется 2/3 всей стали. Крупные металлургические заводы Лотарингии (в Гандранже, Сереманже, Тионвиле) работают на местной железной руде и частично на своем коксе.

В настоящее время велико значение двух новых крупных металлургических комбинатов, построенных близ Дюнкерка с выносом производственных площадей над морем в Фос (спутник Марселя), работающих на импортном сырье и топливе. Одним из крупнейших производителей стали в мире является французская ТНК «Юзинор Сасилор». В целом отрасль находится в тяжелом положении в связи с падением спроса на местную сталь и низкокачественную железную руду, конкуренцией со стороны других видов продукции, в частности, алюминия и пластмасс и появлением таких конкурентов, как Бразилия и Южная Корея.

Вплоть до второй мировой войны 3/5 всех бокситов добывалось в Европе. В 1913 г. – 60%, 1938 г. – 32%; наибольший удельный вес приходился на Францию. Однако уже в 1980 г. Франция оказалась отодвинутой по размерам добычи бокситов на 10-е место, а в 1991 г. их добыча в стране была полностью прекращена. В связи с этим алюминиевая промышленность переориентировалась на импортное сырье (на 3/4 из Гвинеи). Алюминиевая промышленность, первоначально размещавшаяся в Альпах и Пиренеях вблизи ГЭС, переместилась в портовые центры, оборудованные для приема импортного сырья. Крупнейшие алюминиевые заводы построены в Дюнкерке и вблизи АЭС. Производство алюминия осуществляется главным образом группой «Пешине», которой принадлежит несколько заводов в других странах – Австралии, США, Греции.

Ключевые позиции в мировом производстве рафинированного никеля принадлежат крупным ТНК, среди которых выделяется французская «Ле никель».

Франция – крупнейший импортер рафинированной меди.

Отдельную статью импорта на рынке цветных и редкоземельных металлов составляет импорт металлолома, необходимого для бесперебойной работы ряда французских предприятий. Переработка металлоотходов позволяет снизить стоимость импортной продукции и имеет низкую энергоемкость. Например, получение меди и цинка из отходов в 4–5 раз экономичнее по энергозатратам, чем при выплавке их из руды, а вторичное получение алюминия в 20 раз ниже первичных затрат на его производство.
Энергетика

По потреблению нефти Франция занимает 8-е место в мире, а по мощности нефтеперерабатывающих заводов – 9-е. На импортном сырье у Гавра и Руана выросли гигантские нефтеперерабатывающие заводы. В Северном районе выделяется Дюнкерк – важный порт и промышленный узел с крупным НПЗ, тоже работающим на импортном сырье.

В сфере международного газового бизнеса выделяется государственная корпорация «Газ де Франс». Первые международные шаги компании были направлены на обеспечение газоснабжением Франции, сейчас они интегрированы в деятельность по его разведке и добыче. Компания добывает газ в Германии, планирует добычу в Великобритании и Норвегии с поставками во Францию. Подписано соглашение с «Эльф-Акитэн» о совместной добыче природного газа в Северном море и его сбыте во Франции.

Благодаря географическому положению Франции в ближайшие годы «Газ де Франс» станет важнейшей компанией в Европе, осуществляющей транзит алжирского, норвежского, российского, нигерийского, возможно позднее, туркменского газа. С 1998 г. компания стала важным перевалочным пунктом для норвежского газа, экспортирующегося в Испанию. Транзитные магистрали проходят через Францию и Пиренеи. Подписано соглашение, рассчитанное на 25 лет, регулирующее транзит 6 млрд куб. м природного газа из Норвегии в Италию.

Показатель объема выработки электроэнергии в целом и в расчете на душу населения является одним из важнейших макроэкономических показателей наряду с объемом ВВП. Франция по производству электроэнергии занимает 7-е место в мире, но отстает от многих стран по производству ее на душу населения.
Лесное хозяйство
Леса занимают 16,3 миллионов га, или 30% территории Франции. Занимая третье место в Европейском Союзе, лесной массив во Франции вырос на 46% с 1945 г. и каждый год вырастает на 74 000 га. Национальный Оффис по лесам уполномечен управлять государственными лесами (1 760 000 га), а также лесами принадлежащими местным коллективам (1 810 000 га) .

11 700 000 га лесов принадлежат частным лицам числом 3,5 млн человек. Будучи биорезервом, украшением пейзажа, местом отдыха, француские леса также позволяют заготавливать 52 млн м3 древесины, а также способствуют развитию сельских регионов, снабжая сырьем многие отрасли производства и создавая рабочие места..

Леса помогают бороться с изменением климата: ежегодно французские леса поглощают 10 млн тонн атмосферного углерода.
АПК и рыбное хоз-во

Франция - крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции в Западной Европе. На долю сельского хозяйстваприходится примерно 4% ВВП и 6% самодеятельного населения страны, но оно дает 25% продукции в ЕС. Характерной чертой социально-экономической структурыявляются достаточно мелкие размеры хозяйств. Средняя площадь земельных угодий - 28 га, что превышает соответствующие показатели многих стран ЕС. Вземлевладении отмечается большая раздробленность. Более половины хозяйств существуют на собственной земле. Ведущей силой производства выступают крупныехозяйства. 52% сельскохозяйственных угодий приходятся на хозяйства размером свыше 50 га, которые составляют 16,8% от их общего числа. Они обеспечиваютсвыше 2/3 продукции, занимая господствующее положение в производстве практически всех отраслей сельского хозяйства.
В сельском хозяйстве получили распространение групповые формы ведения хозяйства. Важнейшее место среди них занимают кооперативы,в первую очередь, по использованию сельскохозяйственной техники. Кооперативы действуют во всех сферах производства. В виноделии они обеспечивают 50%продукции, дают 30% овощных консервов, свыше 25% торговли мясом, свыше 40% молочных продуктов. В середине 60-х гг. появились сельскохозяйственныепроизводственные объединения, которые возникли как выражение стремления мелких и средних производителей выстоять против наступления крупного капитала.

Управление сельским хозяйством осуществляется как через систему государственных специализированных органов, так и ряда смешанныхобществ, в основном отраслевого характера. Государственное регулирование осуществляется в основном путем экономического воздействия. Существуетспециализированный банк «Креди Агриколь» с отделениями на местах, Фонд экономического и социального развития. Большое влияние на выработку структурнойполитики оказывает Европейский фонд сельскохозяйственной ориентации. Стимулирующие методы государственного воздействия используются как для расширенияпроизводства отдельных культур, укрепления структуры хозяйств, так и сокращения перепроизводства.

Ведущей отраслью является животноводство, на долю которого приходится 2/3 стоимости аграрной продукции, Франция является первымсреди западных стран производителем ячменя и сахара, вторым - пшеницы, вина и мяса. Традиционно известны такие отрасли, как виноградарство, садоводство,устричный промысел.

Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает толькоНидерландам, ФРГ, Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны всельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу - свыше 100%.

Население многих районов на побережье Атлантического океана и Ла-Манша занимается рыболовством. Основные рыболовные порты - Булонь-сюр-Мер, Лорьян, Ла-Рошель. Налажено выращивание устриц, главным образом в Бретани. Международная конкуренция, ограничения на лов рыбы на шельфе у берегов Франции и высокие затраты негативно отразились на рыболовстве и рыбоперерабатывающей промышленности.

Случайные статьи

Вверх