Местное управление и налоги. Что относится к прямым налогам — перечень

Общая перепись 1646 г., поголовно укрепляя крестьян за владельцами без срока давности для розыска беглых, вместе с тем переводила прямое обложение с сошного письма на подворное обложение. Основанием подворного податного обложения служили переписные книги , составленные в ходе проведения повторнойподворной переписи 1678-1679 гг . Они описывали рабочие силы, которые платили подать: тяглые дворы и население. Таким образом, со времени закрепощения крестьян в сфере сельскохозяйственного производства налогом облагалась уже не земля, а рабочие руки с их инвентарем.

Для каждого податного округа назначался средний подворный оклад подати и высчитывалась общая сумма податных платежей по числу тяглых дворов, а сумму плательщики сами распределяли между отдельными дворами в зависимости от уровня достатка. Подворное обложение избавило казну от потерь, какие она терпела от перехода крестьян с больших участков на меньшие, с пахотных участков на пустошные.

Крепостное право разбило все тяглое население страны на два разряда: вольные городские и сельские жители платили подать целиком государству, а крепостные делили свой труд между казной и землевладельцем. Переход к подворному обложению помог казне найти новых налогоплательщиков: с подворной переписи 1678 г. началось зачисление холопов по их дворам в тягло наравне с крестьянами.

Согласно подворной переписи 1678 г., к последней четверти XVII в. в стране насчитывалось 888 тыс. городских и сельских тяглых дворов. Из них посадские и черные (вольные) крестьянские дворы составляли – 10,4%, церковные, архиерейские и монастырские – 13,3%, дворцовые – 9,3%, боярские – 10%, дворянские – 57%. 5 Переписными книгами 1678 г. правительство пользовалось при расчете податного обложения населения даже при Петре I.

Реформы Петра I

Начавшееся на рубеже XVI и XVII вв., юридическое прикрепление крестьян к земле продолжалось до начала XVIII в. и фактически завершилось при Петре I.

В 1718 г. Петр дал указание произвести ревизию – подушную перепись населения с тем, чтобы распределить «по душам» содержание армии, которую он сделал регулярной и всесословной. Работы эти продолжались вплоть до кончины Петра в 1725 г. и закончились значительными переменами в жизни государства.

Во-первых, был крайне упрощен общественный состав русского общества. Все промежуточные слои населения, в том числе и класс вольных людей, были ликвидированы путем переведения в два основных сельских состояния – государственных крестьян и крепостных людей. В тягловое состояние были переведены и холопы. Из этих же слоев происходила, в основном, и вербовка солдат в армию. В результате в крепостной неволе, близкой к состоянию полного холопства, оказалась большая часть населения страны.

Во-вторых, была введена подушная система налогообложения , заменившая подворную. К платежам было привлечено все трудоспособное население страны, что привело к заметному увеличению доходов государства. С введением подушной подати отпала необходимость в количественном и качественном учете конкретных угодий. Были прекращены кадастровые описания земель, ликвидирован Поместный приказ. Вотчинная коллегия, созданная на его базе, занималась только разбором дел и укреплением прав на недвижимое имущество, а межевания осуществлялись теперь только по указаниям учреждений или по просьбам частных лиц. Это привело к сокращению государственных расходов на сбор налогов и, вместе с тем, к путанице в земельных отношениях и возникновению новых земельных споров.

В-третьих, Петр юридически соединил черты вотчинного и поместного владений, создав новый вид землевладения – наследственного, неделимого, служилого. Было введено новое понятие «недвижимая собственность», или «имение».

Еще одним важным преобразованием Петра I стала секуляризация, или ограничение монастырского, церковного землевладения и изъятие части этих земель в пользу государства. Секуляризация земель продолжалась и в эпоху Екатерины II, когда в 1764 г. в казну было передано около 1 млн. душ мужского пола синодальных, монастырских и церковных крестьян. После этого указа крестьяне вместо повинностей в пользу синода, архиерейских кафедр и монастырей стали платить государственный оброк.

К числу важнейших мероприятий этой эпохи относятся также межевание прибалтийских земель и составление карты России.

В течение всего XVII в. развивалась система финансового управления, в основе своей возникшая в предыдущем столетии. Налоги поступали в многочисленные ведомства, и эта раздробленность управления сбором податей между разными приказами даже усилилась. Ряд областей управлялись особыми территориальными приказами, куда поступало большинство причитавшихся с них сборов. В отличие от четвертей эти приказы не были по преимуществу финансовыми органами, а занимались множеством других вопросов по управлению той или иной территорией. Крупнейшими из них были Казанский и Сибирский приказы. Правда, основная масса налогов, собиравшаяся в Сибири, там и расходовалась. В Сибирский приказ надлежало только предоставлять соответствующие отчеты. Большинство городов к югу от Москвы, которые имели большое значение для обороны страны от набегов со стороны степи и где находились многочисленные гарнизоны служилых людей, управлялись из Разряда, являвшегося в первую очередь военным ведомством. Но в Разряд поступали и многие налоги с этих городов. Наконец, самой Москвой управлял Земский приказ, сосредоточивший административную и полицейскую власть в столице. Он же занимался и сбором налогов с обширного московского посада.

Целый ряд центральных приказов занимался сбором налогов, связанных с их компетенцией. Так, в Стрелецкий приказ поступал стрелецкий хлеб и стрелецкие деньги, в Ямской - ямские деньги. Монастырский приказ получал налоги с земель, находившихся во владении монастырей и церковных иерархов. Конюшенному приказу доставались пошлины с продажи лошадей, которые шли на содержание дворцовых конюшен. Печатный приказ взимал пошлины за подтверждение разного рода жалованных грамот посредством прикладывания к ним государственной печати, которая хранилась в этом приказе. Ряд небольших приказов, ведавших по преимуществу судом в отношении некоторых групп населения (Московский судный, Холопий судный и др.), получали в свою пользу судебные пошлины. Таким образом, практически каждый приказ собирал какие-либо налоги или пошлины.

Вместе с тем наличествовало несколько центральных ведомств, по преимуществу финансового характера. Специализированным финансовым учреждением оставался Приказ Большого прихода, но его компетенция по сравнению с XVI в. значительно сузилась, основной его задачей стал сбор таможенных пошлин. Зато большого развития достигает система четвертных приказов или четвертей. В XVII в. их было пять: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская и Устюжская. Между ними были распределены почти все города и уезды центра, севера, северо-запада страны. Причем ни одна из четвертей в отличие от ранних четвертей, существовавших в XVI в., не управляла каким-либо сплошным регионом. Причисленные к любой из них города и уезды располагались чересполосно, находились в разных регионах страны. В четверти поступала большая часть налогов с подведомственной территории. Кроме того, в XVII в. время от времени возникали ведомства, занимавшиеся сбором определенного налога. Самый яркий пример - Приказ Новой четверти, которому был поручен сбор кабацких доходов 157 .

Оставался еще один собственно финансовый приказ - Большая казна. Как уже говорилось, его история восходит к великокняжескому казначейскому ведомству XV-XVI вв., от которого постепенно отпочковывались разного рода ведомства (Большой приход, четверти и пр.), в связи с чем этот приказ терял свои функции по организации сбора податей. В XVII в. роль Большой казны в этой сфере управления долгое время была незначительной. С другой стороны, этот приказ имел большое значение в организации государственных финансов, поскольку ведал обширным казенным хозяйством, заводами, промыслами, торгами, управлял денежными дворами. Таким образом, к концу XVII в. сложность и раздробленность финансового управления стала чрезмерной. Но на рубеже 70-х и 80-х гг. в управлении сбором налогов происходят определенные перемены.

Они связаны с целым рядом реформ, проведенных в сфере финансовой и налоговой политики в правление царя Федора Алексеевича, старшего брата Петра I. Сейчас его вспоминают нечасто, а если и вспоминают, то больше говорят о его слабом здоровье, увлечении лошадьми и одеждой по польской моде. Между тем в его правление предпринимаются усилия по централизации финансового управления, упорядочению сбора податей. В 1679-1681 гг. резко сокращается количество ведомств, собиравших налоги. Были упразднены четверти, причитавшиеся им налоги было велено направлять в Приказ Большой казны, сюда же стали поступать и таможенные пошлины, ранее собиравшиеся в Большой приход. В результате Приказ Большой казны стал одним из основных органов по управлению сбором податей и пошлин 158 . Но все же единого органа, ведавшего финансами страны или поступлением налогов в казну, тогда не возникло и не могло возникнуть, поскольку оставался в силе принцип специализации налогов. Единого бюджета не существовало. Многие налоги вводились для удовлетворения определенной потребности, в связи с чем их и поручали собирать соответствующему ведомству. Так, один из основных налогов - стрелецкие деньги, как и прежде, поступал в Стрелецкий приказ. Тем более, что в правление царевны Софьи происходит некоторая ревизия мероприятий Федора Алексеевича в сфере финансового управления. В 1683 г. восстанавливаются четверти, им поручается сбор стрелецких денег и разного рода оброков с подведомственных им городов 159 .

При Федоре Алексеевиче новый импульс получила тенденция слияния прямых налогов, начавшаяся сразу после Смуты, что также способствовало централизации сбора и упрощению его порядка. В 1679 г. отменялось взимание таких важных налогов, как данские деньги и ямские деньги. Ямские деньги объединялись с полоняничными. Вместо данских денег и других упраздненных налогов увеличивался сбор стрелецких денег, которые становятся главным и наиболее существенным из прямых налогов. Это явилось значительным шагом к установлению повсеместного и однородного налога 160 .

В правление Федора Алексеевича в целом завершается переход к подворному обложению, начатый еще в 40-х гг. XVII в. В 1678-1679 гг. проводится новое подворное описание 161 . Из тягла исключалось множество запустевших дворов, которые значились в прежних писцовых описаниях. В сентябре 1679 г. выходит указ о переводе всех основных прямых налогов на подворный принцип обложения 162 .

Введение новой единицы обложения позволило точнее учесть хозяйства и дворы купцов, ремесленников: прежнее сошное письмо больше было ориентировано на описание земледельческих угодий, а кузницы, лавки и т.п. полагались в соху из примерного расчета.

Переход к подворному принципу вовсе не означал, что отныне каждый дворохозяин платил в казну ту сумму, которая была установлена для отдельного двора. В полной мере сохранялась роль общины в распределении и взимании податей «по животам и промыслам», ее ответственность перед государством за своевременное и правильное поступление тягла, возложенного на нее. Другое дело, что общая сумма налога определялась теперь в зависимости от учтенных в составе каждой общины дворов («дворового числа»). Распределение налогов «по живущим четвертям», основанным на старинном сошном письме, постепенно уходит в прошлое. Так государство с его налоговым аппаратом все ближе подбирается к конкретному плательщику. Раньше множество плательщиков объединялось в масштабах обширной сохи, затем гораздо более узкая их группа в составе нескольких дворов выделялась в рамках «живущей четверти», теперь государство учитывает уже каждый двор. Остался еще один шаг - учесть каждого плательщика отдельно и распределять налоги в зависимости от количества конкретных «душ», положенных в тягло. Этот шаг будет сделан в правление Петра I.

Таким образом, в течение XVI-XVII вв. Российское государство эволюционировало в направлении усиления централизации, преодоления последних пережитков удельной старины. Туже эволюцию претерпевала и налоговая система. Наметились тенденции, которые в следующем столетии привели к формированию налоговой системы абсолютизма. В их числе следует прежде всего назвать централизацию управления сбором податей, стремление ввести такую единицу обложения, чтобы учесть как можно больше конкретных плательщиков. Продолжается процесс перевода натуральных повинностей на деньги. В этом нельзя не видеть результат дальнейшего развития товарно-денежных отношений в стране. В связи с этим предпринимаются попытки расширить казенные доходы за счет расширения косвенного обложения. Большое внимание уделяется системе таможенных пошлин, других сборов с торговли, происходит их существенное упрочение и унификация, что отвечало не только фискальным потребностям государства, но и интересам купечества. Государство само все более активно включается в товарно-денежное обращение, учреждаются казенные монополии, заводятся казенные производства, доходы от этих так называемых регалий становятся важной статьей поступлений в казну наряду с налогами. И вместе с тем в связи с дальнейшим развитием крепостнических начал во многих сферах экономики и социальной жизни усиливается прикрепление податного населения к тяглу. В результате в XVII в. достигает расцвета налоговая система допетровской эпохи, достаточно централизованная, но сохранившая еще немало архаичных черт прежних эпох.

Нерешенными оставались многие проблемы: отсутствовало единое ведомство, куда поступали бы все казенные доходы, не существовало специальных налоговых органов на местах, перечень податей был чрезмерно обширен, не вполне ясной была фискальная политика в отношении разных сословий, тем более что таких сословий или «чинов» было много, границы между ними были размытыми.

157 Лаппо-Данилевский А. Указ. соч. С. 475-476.
158 Демидова Н.Ф., Морозова Л.Е., Преображенский А.А. Первые Романовы на Российском престоле. М., 1966. С. 187.
159 Милюков П.Н. Государственное хозяйство... С. 64.
160 Богословский М.М. Указ. соч. Т. 2. С. 109.
161 Милюков П.Н. Спорные вопросы... С. 123-124.
162 Устюгов Н.В. К вопросу о раскладке повинностей по дворовому числу в конце XVII в. // Академику Борису Дмитриевичу Грекову ко дню семидесятилетия. М., 1952. С. 221.

Начиная с середины XVI столетия до крестьянской реформы 1861 г. в Московском государстве действовали в разное время три самостоятельные системы налогообложения:

посошное обложение (XVI-XVII вв.);

подворное обложение (1679-1724 гг.);

подушная подать (1724-1887 гг.).

Введению той или иной системы сбора податей предшествовала перепись податного населения. Результаты переписи заносились в книги: писцовые, крепостные книги, ревизии.

При введении посошного обложения правительство создало специальные комиссии, которые выезжали из Москвы на места и составляли хозяйственное описание владений - писцовые книги. Писцовые книги служили основанием для податного земельного обложения (размера налога). За единицу исчисления обложения бралась соха - определенное количество земли. При посошном обложении учитывались доходы, получаемые не только от земли, но и от других видов деятельности. Однако система посошного налогообложения не отличалась совершенством, что позволяло уклоняться от ее уплаты. Для этого нужно было не записываться в писцовую книгу, как это делали казаки и некоторые другие категории безземельных крестьян (например, бобыли), не имевших земельного надела. Если крестьянин видел, что налог слишком обременителен, он мог перейти в другую местность и не платить налог как бобыль. Кроме того, постепенно, по мере возрастания промыслово-торговой деятельности податного населения, посошное обложение стало терять поземельный характер, все более учитывая промыслово-торговую деятельность, что привело к замене посошного обложения подворным.

Подворное обложение вводило обложение населения России прямыми налогами, взимаемыми со двора (семейного хозяйства). После переписи населения в 1676-1678 гг. и составления крепостных книг правительство в 1679 г. ввело подворное обложение, что увеличило контингент налогооблагаемого населения. Правительство определяло общую сумму налога с общины, а крестьянская община имела право распределять налоги между дворами, членами общины, исходя из их состоятельности. При посошном обложении налоги взимались только с тех крестьян, которые были записаны в писцовых книгах. Подворное обложение уже не нуждалось в выяснении, сколько и каких людей живет "во дворе" и в каких экономических отношениях они находятся. Налог брался от дохода общины, а сама община решала, какую часть этого общего мыта (налога) брать с того или иного двора. Часть общего общинного налога, назначаемого какому-либо двору, называлась "выть", таким образом, выть - это часть мыта.



Подворное налогообложение освобождало правительство от постоянной заботы о сборе мыта, переложило эту работу на общину. Но в этой системе сбора налога появились проблемы, которые были связаны с льготами для различных разрядов крестьян. Кроме того, после введения подворной системы обложения в России стало массовым объединение нескольких дворов в один. Именно поэтому введение подушного способа обложения стало более привлекательным к 1724 году.

Петр I ввел в 1724 г. подушную подать, которой было отменено подворное обложение. Введению подушной подати предшествовала перепись населения - ревизия. Этот налог отменял какие-либо льготы, ранее существовавшие для отдельных разрядов крестьян. Подушное обложение является методом налогообложения, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога. Им в России по реформе Петра I облагалось все мужское население податных сословий (все разряды крестьян, посадские люди, купечество). Размер подушной подати всего государства определялся суммой, необходимой для содержания армии и флота. Первый размер налога составлял 80 копеек в год с одной ревизской души.

Налоговая реформа Петра I упростила налоговую систему: налог не стал зависеть ни от количества земли, ни от разряда крестьян, он взимался с любого податного человека мужского пола (ревизской души). Для того чтобы собранные налоги доходи ли до казны, нужно было не только законодательно установить порядок взимания податей, но и организовать систему контроля сбора этих податей. Эту задачу на Руси решали органы самоуправления. Крестьяне имели право выбирать из своей среды излюбленных голов (старост), а также так называемых лучших людей (целовальников или земских судей).

Вначале было "тягло"

В старинной Руси мирские люди по отношению к государству делились на служилых и неслужилых. Первые обязаны были государству службой воинской или гражданской (приказное); вторые - платежом налогов и отправлением повинностей. Обязанности этого рода назывались тяглом. Исполнявшие их "тянули", были тяглые люди (налогоплательщики).



Тягло - система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве начиная с XIV и до начала XVIII в. Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов, крестьяне и посадские люди исполняли другие тяглые повинности (нередко переводившиеся в деньги). В XVII в. наиболее тяжелыми налогами являлись так называемые "стрелецкий хлеб" или "стрелецкие деньги", ямские, данные и оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог - стрелецкую подать. Термин "тягло" после введения подушной подати был заменен словом "подать", но употреблялся как условная единица обложения в XVIII-XIX вв. После крестьянской реформы 1861 года термин "тягло" исчезает.


?Содержание

Введение

1.1 Экономическое становление
1.2 Рост производительных сил в сельском хозяйстве.Феодальная собственность на землю
1.3 Положение крестьян


2.1 Исторические тенденции



3.2 Посошное обложение
3.3 Подворное обложение
Заключение
Список использованной литературы

Введение

Налоги - результат развития человеческого общества и пред­ставляют собой способ формирования государственных доходов. Кроме обеспечения доходной части государственного бюджета фис­кальная политика оказывает регулирующее воздействие па эконо­мику. Фискальная политика воздействует на уровень деловой ак­тивности, следовательно, на уровень объема производства, на уро­вень цен посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Она используется так же против нежелательных изменений экономической конъюнктуры, связанных как с безрабо­тицей, так с инфляцией.
Налогообложение - более древний институт, чем деньги. Социально-экономическое содержание дани, подати, налога заключается в том, что податные слои общества отдают часть созданного ими продукта тем, кто живет за счет этого. Современные либеральные институционалисты разрабатывают поведенческие модели торга между налогоплательщиками и административными органами. Эти модели имеют абстрактный характер. Возможно, они полезны для их идеологов как инструменты оболванивания общества, но "торг здесь неуместен".
Современные либеральные налоговые "мыслители" выдают за ноу-хау обложение земли налогом с целью повысить эффективность землепользования. Не беремся описывать западный опыт, но на Руси посошный поземельный налог был установлен еще властями Золотой Орды. Однако ни при Золотой Орде, ни после свержения татаро-монгольского ига никакой связи между поземельным налогообложением и эффективностью использования земли не наблюдалось. Допустимо ли сравнивать либеральную идею поземельного налогообложения, рассчитанную на современных фермеров, с практикой взыскания податей с русских крестьян? Вполне допустимо. При переходе на "рыночные" отношения в современной России мы имеем сотни тысяч абсолютно свободных фермеров. Но лишь единицы из них эффективно используют землю. Значительная же часть фермерских земель заросла кустарниками и выбыла из сельскохозяйственного оборота, остальная часть обрабатывается с большим трудом. Помимо поземельного налога, в феодальной системе изымались и другие прямые и косвенные налоги. Особо выделялись правительственные регалии, то есть исключительное право верховной власти на получение доходов от казенной собственности и от государственных привилегий на денежную эмиссию и другие виды деятельности. В число правительственных регалий России входили горный доход, монетный, почтовый, винный и другие.
Всем вышесказанным обусловлена актуальность темы курсовой работы.
Целью работы является изучение структуры изменения податного налогообложения в эпоху становления русского централизованного государства.
Исходя из поставленной цели, были выдвинуты следующие задачи:
1) Анализ основных этапов становления русского централизованного государства в 15-16 веках;
2) Изучение основных налоговых процедур в указанный период;
3) Выявление причин и последствий модернизации посошного и подворного обложения.
Объектом курсовой работы являются процессы налогообложения в 15-16 веках..
Предмет исследования составляет модернизация поземельного обложения.

Глава 1. Становление русского централизованного государства

1.1 Экономическое становление

Формирование русского государства было объективным и закономерным процессом дальнейшего развития государственных форм на территории Восточно-Европейской равнины. На становление русской государственности важное воздействие оказало монголо-татарское нашествие, приведшее, в частности, к изменениям в органах власти: усилению монархических, единовластных начал в лице князей. Важными причинами зарождения и развития новой государственной формы – единого Русского государства явились экономические и социальные изменения, а также внешнеполитический фактор: необходимость постоянной обороны от врагов. Нередко отмечается хронологическая близость образования единого Русского государства и централизованных монархий в 3ападной Европе. Действительно, складывание единого государства на Руси, как и во Франции, Испании, приходится на вторую половину XV века. Однако в социально-экономическом отношении Русь находилась на более раннем этапе развития. В Западной Европе в XV веке господствовали сеньориальные отношения, ослаблялась личная зависимость крестьян. На Руси же еще преобладали государственно-феодальные формы, отношения личной зависимости крестьян от феодалов только формировались. В отличие от Западной Европы, где активную роль в политической жизни играли города, на Руси они находились в подчиненном положении по отношению к феодальной знати. Таким образом, на Руси отсутствовали достаточные социально-экономические предпосылки для складывания единого государства.
Формирование российского централизованного государства хронологически совпадает с образованием монархий в ряде стран Западной Европы. Однако содержание этого процесса имело свою специфику.
С начала XIV в. дробление русских земель прекращается, усту­пив место их объединению. Это было вызвано в первую очередь усилением экономических связей между русскими землями, что было следствием общего экономического развития страны.
В это время начинается интенсивное развитие сельского хо­зяйства. Но подъем был обусловлен не столько развитием орудий труда, сколько расширением посевных площадей за счет освоения новых и ранее заброшенных земель. Увеличение избыточного про­дукта в земледелии позволяет развивать животноводство, а также продавать хлеб на сторону. Все большая потребность в сельскохо­зяйственных орудиях обусловливает необходимое развитие ре­месла. В результате идет все глубже процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Он влечет за собой необходимость обмена между крестьянином и ремесленником, то есть между городом и деревней. Этот обмен происходит в форме торговли, которая в данный период соответственно усиливается и влечет за собой соз­дание местных рынков. Естественное разделение труда между от­дельными районами страны, обусловленное их природными осо­бенностями, образует экономические связи в масштабе всей Руси. Установление данных связей способствовало также развитию внешней торговли. Все это настоятельно требовало политического объединения русских земель, то есть создания централизованного государства.

1.2 Рост производительных сил в сельском хозяйстве. Феодальная собственность на землю

XIV-XVI века - это время роста производительных сил в сельском хозяйстве. Подсечная система земледелия сохранялась преимущественно на севере Руси. В центре и в южных районах страны применялась паровая двухпольная и трёхпольная система, получившая на протяжении XIV-XV вв. большое распространение и всё более вытеснявшая не только подсеку, но и перелог.
При общем низком уровне техники сельского хозяйства, характерном для периода феодализма, в XIV-XV вв. всё же расширялось применение плугов и сох с железными наконечниками («сошниками» и «лемехами») (рис.1), при помощи которых поднималась и взрыхлялась земля. Зерно мололи на водяных мельницах. Значительное место в сельском хозяйстве занимали огородничество и садоводство.
Важной отраслью сельского хозяйства было скотоводство. Пашенное земледелие требовало разведения скота, необходимого для сельскохозяйственных работ и унавоживания почвы. Из промыслов были распространены охота и рыболовство. Кроме бортничества - промысла по добыче мёда от диких пчёл, водившихся в лесах, в XIV-XV вв. развивалось и пасечное пчеловодство.

Рис 1. Сельскохозяйственные орудия: серп, плужный лемех и сошник двузубой сохи. XIII-XV вв.
В XIV-XV вв. огромные пространства земли находились в руках светских и церковных феодалов. Характерной чертой феодального хозяйства была раздробленность отдельных земельных владений и наличие чересполосицы внутри них. Феодальная вотчина (имение феодала, которое он имел право передавать по наследству и отчуждать) обычно состояла из ряда (иногда разбросанных в разных местах) сёл и деревень с прилегавшими к ним угодьями. В хозяйственные угодья входили пашенная земля, луга, леса, бортные промыслы, бобровые ловища, охотничьи и промысловые участки и т. д. В условиях господства оброчной системы эксплуатации крестьян основная часть земель раздавалась феодалами зависимым от них крестьянам и лишь меньшая часть земельной площади отводилась под господское хозяйство.
Наряду с вотчиной на Руси издавна существовал другой вид землевладения: часть земель князья передавали своим слугам - дворянам и детям боярским во временное владение под условием несения военной службы. К концу XV в. - времени образования Русского централизованного государства - практика раздачи условных владений военным слугам - дворянам развилась в целую систему (так называемую «поместную»). Фондом для раздачи поместий служили «чёрные» (государственные) и дворцовые земли, а также земли, конфискованные у бояр в присоединённых к Москве феодальных княжествах и боярских республиках.

1.3 Положение крестьян

В создании экономических предпосылок объединения страны и образования единого государства громадная роль принадлежала труду русских крестьян, которые вырубали леса, осваивали новые земли, культивировали новые злаки и совершенствовали свои производственные навыки. Но образование централизованного государства было в то же время связано с дальнейшим закрепощением крестьянства.
Русские крестьяне в XIV- XV вв. носили название «людей», «сирот» и «хрестиан». Новгородские крестьяне назывались древнерусским термином смерды, псковские - шорниками (пахари). Крестьяне, не попавшие ещё в зависимость от отдельных феодалов, составляли население «чёрных» земель. «Чёрные» крестьяне эксплуатировались непосредственно феодальным государством, платили дань (основной прямой налог, взимавшийся деньгами) и несли ряд натуральных повинностей в пользу князя. Среди этой части крестьянства была особенно сильна общинная организация, обычно охватывавшая ряд деревень. При переходе «чёрных» земель в собственность отдельных феодалов крестьянская общинная организация обычно не разрушалась, но феодалы подчиняли её своей власти и старались использовать в своих интересах. Крестьяне, жившие на территории волости-общины, имели в индивидуальном владении пашенные участки. А в ведении общины в целом оставались угодья (луга, леса, воды) и пустующие пахотные участки.
Общинные власти, избранные крестьянами (старосты, сотские, десятские), производили раскладку податей и сбор налогов, судили крестьян по ряду дел, подлежавших ведению этих властей, и раздавали свободные земельные участки новым поселенцам. Выборные представители общины выступали от её имени на суде, отстаивая захваченные феодалами «чёрные» земли.
Крестьяне, находившиеся в зависимости не от государства, а от отдельных феодалов, вели мелкое единоличное хозяйство на полученных от них участках земли. Крестьяне вносили своим владельцам натуральный оброк и выполняли барщинные работы. Натуральный оброк в XIV-XV вв. занимал, по-видимому, основное место среди крестьянских повинностей. Кроме того, крестьяне должны были давать «кормы» вотчинной администрации. В Новгородской земле распространённой формой расчёта крестьян с землевладельцами была определённая доля урожая («треть», «четверть», «половина»). В зависимости от величины этой доли крестьяне-издольщики носили название «третников», «половников» и т. д. Формы крестьянских повинностей определялись до конца XV в. обычаем - «стариной» и отдельными грамотами, выдаваемыми князьями. С конца XIV в. феодалы стали повышать оброк и увеличивать количество барщинных работ. Крестьяне же отстаивали те повинности, которые были установлены неписаным правом - «стариной» и «пошлиной».
С конца XV в. в связи с изменением общих хозяйственных условий и развитием товарно-денежных отношений наметились некоторый рост барщинного хозяйства (так как феодалы были заинтересованы в производстве хлеба на рынок) и усиление эксплуатации крестьян. В это же время получила, правда, пока ещё очень незначительное и далеко не повсеместное, распространение денежная рента (главным образом в Новгородской земле).
Наряду с феодальной рентой, шедшей земельному собственнику, крестьяне в XIV-XV вв. должны были нести различные повинности в пользу государства. Основным налогом для вотчинных крестьян, так же как и для «чёрных», являлась дань, которая шла в княжескую казну; часть этой дани передавалась князьями (до свержения татаро-монгольского ига) в Золотую Орду. Кроме того, крестьяне всех категорий должны были принимать участие в постройке и ремонте городских укреплений («городовое дело»), в организации связи и устройстве трактов («ямское дело»). На содержание княжеской администрации брались кормы. К числу тяжёлых повинностей, которые должны были выполнять крестьяне, принадлежала обязанность давать помещение, содержание и подводы княжеским сборщикам дани, писцам, приставам и т. д. Крестьяне, зависимые от светских и духовных феодалов, наряду с повинностями в пользу своих владельцев должны были выполнять работы в хозяйстве князя: строить княжеский двор и конюшни, косить сено на княжеских лугах, участвовать в «ватагах» княжеских рыболовов и т. д.
Крупные бояре-вотчинники и церковные землевладельцы освобождались (полностью или частично) от уплаты ряда налогов в княжескую казну, и доходы, взимаемые ими с феодально зависимого населения, целиком или в значительной части оставались в их собственности.

1.4 Финансовая система на Руси

Основным источником доходов княжеской казны была дань и сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князь или его дружины сами ездили за нею. Косвенные налоги существовали в виде различных торговых и судебных пошлин. Пошлина" мыт "взималась за провоз товаров через городские заставы," гостиная "- за право иметь склады," вес "и" мера "- за взвешивание товаров," вира "представляла собой штраф за убийство," продажа "-штраф за прочие преступления.
В годы татаро - монгольского ига основным налогом был" выход "- дань, которую русские князья платили Золотой Орде. Кроме этого, существовали такие повинности, как" ям "- обязанность поставлять подводы ордынским чиновникам и содержание посла Орды вместе с многочисленной свитой. Эти поборы лишали Русское государство возможности пополнять казну за счет прямых налогов, и главным источником внутренних доходов стали пошлины.
В 1480 г. Иван III прекратил уплату" выхода "и фактически заново начал создавать финансовую систему Руси. Главным прямым налогом стали данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Кроме того, существовали налоги ямские, пищальные (они шли на производство пушек), сборы на городовое и засечное дело и строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства.
При Иване Грозном была введена стрелецкая подать на создание регулярной армии и полоняничные деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и мирных жителей, угнанных в полон.

Глава 2. Налогообложение на Руси

2.1 Исторические тенденции

История налогообложения в России - сложное переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в большей или меньшей мере и для других стран. В значительной мере они сохранены и в современной России.
Первая тенденция - периодическое постепенное разрастание числа налоговых платежей и податей, заканчивающееся налоговой реформой, целью которой является упрощение податной системы и сокращение общего числа налогов. Спустя некоторое время после завершения реформы число налогов вновь начинает возрастать, давая начало следующему циклу реформирования.
Вторая тенденция - постоянное противопоставление прямых и косвенных налогов, попытки увеличить долю прямого обложения, которые, в конечном счете, приводили к обратному результату - росту косвенного обложения.
Третья тенденция - постоянные колебания от акцизного обложения алкогольной продукции и винно-водочных изделий к государственной монополии на эту группу товаров (винные откупа, казенная монополия). Еще одной, не столько тенденцией, сколько характерной чертой системы налогообложения на протяжении всего исторического развития можно считать существенные различия в режимах налогообложения, типах налогов и способах их исчисления на разных территориях нашего государства.
Достаточно сложно определить точку отсчета налоговой истории на территории России. Первым известным по письменным источникам фактом сбора налогов на Руси является описанный в «Повести временных лет» поход княгини Ольги против древлян в 945 году. В современном переводе эта часть документа звучит следующим образом: «И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги…».

2.2 Вехи истории налогообложения на Руси

26 апреля 1353 года, умирая, великий князь московский и владимирский Семен Гордый оставляет духовное завещание, согласно которому наместники получали в свою пользу лишь половину сборов с кормлений, остальную же часть податей они обязаны были передавать в великокняжескую казну.
На протяжении XIV-XV веков со свободного населения помимо ордынской дани взимается особая дань, которая прямо направляется в княжескую казну. В конце XV века часть натуральных сборов была заменена денежным оброком в связи с ростом великокняжеского хозяйства, а также изменениями в хозяйственном строе дворцовых слобод.
В результате реформы местного управления, проведенной в 1556 году Иваном Грозным, подати на каждого плательщика стали раскладывать совместно правительство и общество. Правительство решало вопросы о количестве тягловых (облагаемых) хозяйств, о способности платить налоги теми или иными разрядами плательщиков. Общество же распределяло подати между плательщиками сообразно хозяйственному благосостоянию каждого (раскладка податей).
В 1614 году был введен один из основных прямых налогов с тяглового населения России - «стрелецкий хлеб». Этот налог взимался, как следует из его названия, для содержания служилых людей. Население Поморья и посадские люди вносили этот налог деньгами, отсюда другое его название - «стрелецкие деньги».
Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья сами ездили за нею.
Кроме дани налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через заставы, пошлина «перевоз» взималась за перевоз через реку, «гостиная» пошлина платилась. Нa право иметь склады, «торговая» пошлина давала право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те времена довольно сложным делом.
Судебная пошлина - «вира» взималась за убийство, «продажа» - штраф за прочие преступления.
В период татаро-монгольского ига основным налогом стал «выход», взимавшийся уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота.
В 1480 г. Иван III отменяет уплату «выхода» и приступает к формированию фискальной системы Руси. В качестве главного прямого налога вводятся данные деньги с крестьян и посадских людей. А затем появляются налоги:
ямские;
пищальные - для производства пушек;
сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек-укреплений на южных границах Московского государства.
Иван Грозный ввел дополнительные налоги в виде стрелецкой подати (для создания регулярной армии) и полоняничные деньги (для выкупа людей, захваченных и угнанных в плен).
Для определения размера прямых налогов служило сошное письмо. Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе занятых дворами в городах. «Соха» измерялась в четвертях. или четях (около 0,5 десятины), се размер в различных местах был неодинаков. Но словам В. О. Ключевского, нормальными размерами промышленной, посадской или слободской «сохи» были «40 дворов лучших торговых людей, 80 средних и 160 молодших посадских людей, 320 слободских». Кроме нормальных тяглецов из торговых людей, были еще маломочные, называвшиеся бобылями. В соху входило втрое больше бобыльских дворов, чем дворов молодших торговых людей.
Сельская «соха» включала определенное количество пахотной земли и менялась в зависимости от качества земли, а также социального положения владельца. «Соха» как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения стал двор. Косвенные налоги взимались через систему Пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.
В начале царствования Алексея Михайловича была предпринята попытка увеличить налоговые сборы с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 коп. за пуд. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно. Но как оказалось, в наибольшей степени пострадало беднейшее население, так как оно питалось главным образом рыбой. После введения указанного акциза солить рыбу оказалось невыгодно. Рыба портилась, и возник дефицит основного продукта питания. После соляных бунтов этот налог был отменен и началась работа но упорядочению финансов и фискальной системы.
Отсутствие теории налогообложения, необдуманность введения новых налогов приводили к неудачной налоговой политике. Как пишет С. М. Соловьев, в фискальном отношении состояние городов Московского государства напоминает состояние городов Римской империи в период ее падения: чрезмерное налоговое бремя и уклонение от налогов. Первым средством уклонения от налогов был уход в северо-восточную часть Европы и северную Азию. Другим средством, для грамотных.людей - поступление в подьячие. Посадский, перешедший в подьячие, из человека, обязанного кормить других на свой счет, становился человеком, имеющим право кормиться на чужой счет. Третий способ уклонения от податей - закладничество - стремление.людей, имеющих собственное хозяйство, освободиться от тяжелых налоговых повинностей житъ за чужим хребтом, быть в захребетниках, в соседях и подсоседниках. Закладничество осуществлялось способом огораживания единым плетнем дворов родственников, включая также бедных чужих людей.

Глава 3. Модернизация поземельных налогов

3.1 Исторический опыт взимания поземельных налогов

Поземельные налоги - группа реальных налогов, по которым объектом налогообложения являются участки земли или доходы от владения или использования земли. Поземельные налоги были известны в Древнем Египте, Персии, Греции, Риме. Наибольшее значение для формирования доходов государства поземельные налоги имели в средние века. Первоначально выступали в виде натуральных сборов и взимались в зависимости от размера участка или его урожайности. Позднее при обложении поземельными налогами стала учитываться доходность земли, определяемая на основе кадастровой стоимости земельного участка, устанавливаемой при составлении государственного земельного кадастра. Система поземельных налогов окончательно сформировалась в XVII - первой половине XIX в.
Поземельные налоги наряду с подомовым налогом и промысловым налогом преобладали в сфере прямого обложения. В современных условиях фискальное значение поземельных налогов, как правило, незначительно. В основном они поступают в доходы местных бюджетов. В большинстве стран поземельные налоги вошли в состав подоходных налогов или поимущественных налогов. В ряде стран поземельные налоги сохранились в качестве самостоятельного платежа. В ФРГ поземельными налогами облагаются сельскохозяйственные и лесные предприятия, а также земельные участки. Во Франции поземельные налоги представлены налогом на землю под застройкой, взимаемым с недвижимой собственности на базе ее арендной стоимости, и налогом на незастроенные земельные участки, которым облагаются все земельные участки независимо от их использования. В России государственный поземельный налог был введен в 1875 г. в форме раскладочного налога. Величина поземельного налога устанавливалась для каждой губернии и распределялась земской управой между отдельными владельцами земли. В СССР на основании Указа Президиума ВС СССР от 26 января 1981 г. «О местных налогах и сборах» взимался земельный налог, заменивший ранее существовавший обязательный платеж - земельную ренту. В РФ по Закону об основах налоговой системы взимается налог на строения, помещения и сооружения. В соответствии с п. 1 ст. 15 НК предусмотрено взимание местного земельного налога. Налогоплательщиками поземельных налогов выступают собственники, а в ряде случаев арендаторы земельных участков (как резиденты, так и нерезиденты). При наличии соглашений об избежании двойного налогообложения суммы поземельных налогов, уплаченные в стране осуществления деятельности, вычитаются для целей определения налоговых обязательств по подоходным налогам в стране регистрации юридического лица (в стране постоянного пребывания физического лица).

3.2 Посошное обложение

После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов. В летописи мы находим об этом следующее сообщение: «Создах церковь св. Богородица десятинную и дах ей десятину по всей земле Русской: из княжения в Соборную церковь от всего княжа суда десятую векшю, а и с торгу десятую неделю, а и с домом на всяко лето от всякого стада и от всякого жита.» Первоначальная ставка налога составляет 10% от всех полученных доходов. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в.

Рис. 2. Взимание налога «с сохи»
Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала» . Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» - т. е. с плуга или сохи.
Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельству Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.

Рис. 3. Соха – основная мера посошного обложения
Итак можно заключить, что посошное обложение - государственный поземельный налог в России XVI-XVII вв., при исчислении которого за единицу обложения бралась соха. Главными формами посошного в XVI в. являлись ямские и "полоняничные деньги", в XVII в. - большие (новые) ямские деньги и стрелецкий хлеб. На протяжении XVI-XVII вв. посошное сильно возрастало, теряя поземельный характер и все более учитывая промыслово-торговую деятельность облагаемого населения. В 1679 посошное было заменено подворным обложением.
Введению той или иной системы сбора податей предшествовала перепись податного населения. Результаты переписи заносились в книги: писцовые книги, крепостные книги, ревизии.
При введении посошного обложения правительство создало специальные комиссии, которые выезжали из Москвы на места и составляли хозяйственное описание владений - писцовые книги. Писцовые книги служили основанием для податного земельного обложения (размера налога). За единицу исчисления обложения бралась соха - определённое количество земли. При посошном обложении учитывались доходы, получаемые не только от земли, но и от других видов деятельности. Постепенно, по мере возрастания промыслово-торговой деятельности податного населения, посошное обложение стало терять поземельный характер, всё более учитывая промыслово-торговую деятельность, что привело к отмене посошного и замене его подворным обложением.
Подворное обложение вводило обложение населения России прямыми налогами, взимаемыми со двора (семейного хозяйства). После переписи на селения в 1676–1678 гг. и составления крепостных книг правительство в 1679 г. ввело подворное обложение, что увеличило контингент налогооблагаемого населения. Правительство определяло общую сумму налога с общины, а крестьянская община имела право распределять налоги между двора ми, членами общины, исходя из их состоятельности. При посошном обложении налоги взимались только с тех крестьян, которые были записаны в писцовых книгах, в частности, налог не платили бобыли. Подворное обложение уже не нуждалось в выяснении, сколько и каких людей живёт «во дворе» и в каких экономических отношениях они находятся. Налог брался от дохода общины, а сама община решала, какую часть этого общего мыта (налога) брать с того или иного двора. Часть общего общинного налога, назначаемого какому-либо двору, называлась «выть», таким образом, выть - это часть мыта.
Правительство, вводя ту или иную систему обложения податного населения, стремилось всегда к одной цели - пополнить казну. Пополнять казну нужно таким образом (это понимает любое правительство), чтобы не слишком обременять население, чтобы оно было налогоплатёжным. С другой стороны, система налогообложения должна максимально исключать возможность ухода от уплаты налога.
Посошная подать позволяла уходить от уплаты налога. Для этого нужно было не записываться в писцовую книгу. Бобыли, казаки в писцовые книги не попадали, т. к. у них не было собственной земли (собственности). Если крестьянин видел, что налог слишком обременителен, он мог перейти в другую местность и не платить налог как бобыль.

3.3 Подворное обложение

Подворное обложение - в России XV - начале XVIII вв. система раскладки прямых налогов на податное население.
Сменило посошное обложение. Правительс тво определяло сумму налога, а городские и сельские общины распределяли ее на каждый двор. Заменено подушной податью. Единица сбора подати - двор. Власти оп ределяли сумму налога, а городские и сельские общины распределяли её на каждый двор. Правительство пыталось увеличивать доходную часть гос ударственного бюджета ещё одним способом - уменьшением своих расходов на "местные нужды". Как правило, это сопровождалось не только увеличением денежных сборов, в т.ч. и "чисто" на "местные нужды", но и введением новых сборов в рамках того или иного налога. Именно такой процесс происходил в отношении земских повинностей. Их общей характеристики в законодательстве России так и не было выработано. Начиная с периода формирования централизованного государства, наряду с общегосударственными сборами формировался и целый комплекс местных сборов и повинностей.
Подворное обложение – распределение прямых налогов по дворам податного населения, «чёрных людей». Было введено в городах Северо-Восточной Руси при установлении Ордынского ига и использовалось московскими князьями для сбора дани в пользу Золотой Орды. Не распространялось на подавляющую часть н
и т.д.................
Случайные статьи

Вверх