Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Общая перепись 1646 г., поголовно укрепляя крестьян за владельцами без срока давности для розыска беглых, вместе с тем переводила прямое обложение с сошного письма на подворное обложение. Основанием подворного податного обложения служили переписные книги , составленные в ходе проведения повторнойподворной переписи 1678-1679 гг . Они описывали рабочие силы, которые платили подать: тяглые дворы и население. Таким образом, со времени закрепощения крестьян в сфере сельскохозяйственного производства налогом облагалась уже не земля, а рабочие руки с их инвентарем.
Для каждого податного округа назначался средний подворный оклад подати и высчитывалась общая сумма податных платежей по числу тяглых дворов, а сумму плательщики сами распределяли между отдельными дворами в зависимости от уровня достатка. Подворное обложение избавило казну от потерь, какие она терпела от перехода крестьян с больших участков на меньшие, с пахотных участков на пустошные.
Крепостное право разбило все тяглое население страны на два разряда: вольные городские и сельские жители платили подать целиком государству, а крепостные делили свой труд между казной и землевладельцем. Переход к подворному обложению помог казне найти новых налогоплательщиков: с подворной переписи 1678 г. началось зачисление холопов по их дворам в тягло наравне с крестьянами.
Согласно подворной переписи 1678 г., к последней четверти XVII в. в стране насчитывалось 888 тыс. городских и сельских тяглых дворов. Из них посадские и черные (вольные) крестьянские дворы составляли – 10,4%, церковные, архиерейские и монастырские – 13,3%, дворцовые – 9,3%, боярские – 10%, дворянские – 57%. 5 Переписными книгами 1678 г. правительство пользовалось при расчете податного обложения населения даже при Петре I.
Начавшееся на рубеже XVI и XVII вв., юридическое прикрепление крестьян к земле продолжалось до начала XVIII в. и фактически завершилось при Петре I.
В 1718 г. Петр дал указание произвести ревизию – подушную перепись населения с тем, чтобы распределить «по душам» содержание армии, которую он сделал регулярной и всесословной. Работы эти продолжались вплоть до кончины Петра в 1725 г. и закончились значительными переменами в жизни государства.
Во-первых, был крайне упрощен общественный состав русского общества. Все промежуточные слои населения, в том числе и класс вольных людей, были ликвидированы путем переведения в два основных сельских состояния – государственных крестьян и крепостных людей. В тягловое состояние были переведены и холопы. Из этих же слоев происходила, в основном, и вербовка солдат в армию. В результате в крепостной неволе, близкой к состоянию полного холопства, оказалась большая часть населения страны.
Во-вторых, была введена подушная система налогообложения , заменившая подворную. К платежам было привлечено все трудоспособное население страны, что привело к заметному увеличению доходов государства. С введением подушной подати отпала необходимость в количественном и качественном учете конкретных угодий. Были прекращены кадастровые описания земель, ликвидирован Поместный приказ. Вотчинная коллегия, созданная на его базе, занималась только разбором дел и укреплением прав на недвижимое имущество, а межевания осуществлялись теперь только по указаниям учреждений или по просьбам частных лиц. Это привело к сокращению государственных расходов на сбор налогов и, вместе с тем, к путанице в земельных отношениях и возникновению новых земельных споров.
В-третьих, Петр юридически соединил черты вотчинного и поместного владений, создав новый вид землевладения – наследственного, неделимого, служилого. Было введено новое понятие «недвижимая собственность», или «имение».
Еще одним важным преобразованием Петра I стала секуляризация, или ограничение монастырского, церковного землевладения и изъятие части этих земель в пользу государства. Секуляризация земель продолжалась и в эпоху Екатерины II, когда в 1764 г. в казну было передано около 1 млн. душ мужского пола синодальных, монастырских и церковных крестьян. После этого указа крестьяне вместо повинностей в пользу синода, архиерейских кафедр и монастырей стали платить государственный оброк.
К числу важнейших мероприятий этой эпохи относятся также межевание прибалтийских земель и составление карты России.
В течение всего XVII в. развивалась система финансового управления, в основе своей возникшая в предыдущем столетии. Налоги поступали в многочисленные ведомства, и эта раздробленность управления сбором податей между разными приказами даже усилилась. Ряд областей управлялись особыми территориальными приказами, куда поступало большинство причитавшихся с них сборов. В отличие от четвертей эти приказы не были по преимуществу финансовыми органами, а занимались множеством других вопросов по управлению той или иной территорией. Крупнейшими из них были Казанский и Сибирский приказы. Правда, основная масса налогов, собиравшаяся в Сибири, там и расходовалась. В Сибирский приказ надлежало только предоставлять соответствующие отчеты. Большинство городов к югу от Москвы, которые имели большое значение для обороны страны от набегов со стороны степи и где находились многочисленные гарнизоны служилых людей, управлялись из Разряда, являвшегося в первую очередь военным ведомством. Но в Разряд поступали и многие налоги с этих городов. Наконец, самой Москвой управлял Земский приказ, сосредоточивший административную и полицейскую власть в столице. Он же занимался и сбором налогов с обширного московского посада.
Целый ряд центральных приказов занимался сбором налогов, связанных с их компетенцией. Так, в Стрелецкий приказ поступал стрелецкий хлеб и стрелецкие деньги, в Ямской - ямские деньги. Монастырский приказ получал налоги с земель, находившихся во владении монастырей и церковных иерархов. Конюшенному приказу доставались пошлины с продажи лошадей, которые шли на содержание дворцовых конюшен. Печатный приказ взимал пошлины за подтверждение разного рода жалованных грамот посредством прикладывания к ним государственной печати, которая хранилась в этом приказе. Ряд небольших приказов, ведавших по преимуществу судом в отношении некоторых групп населения (Московский судный, Холопий судный и др.), получали в свою пользу судебные пошлины. Таким образом, практически каждый приказ собирал какие-либо налоги или пошлины.
Вместе с тем наличествовало несколько центральных ведомств, по преимуществу финансового характера. Специализированным финансовым учреждением оставался Приказ Большого прихода, но его компетенция по сравнению с XVI в. значительно сузилась, основной его задачей стал сбор таможенных пошлин. Зато большого развития достигает система четвертных приказов или четвертей. В XVII в. их было пять: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская и Устюжская. Между ними были распределены почти все города и уезды центра, севера, северо-запада страны. Причем ни одна из четвертей в отличие от ранних четвертей, существовавших в XVI в., не управляла каким-либо сплошным регионом. Причисленные к любой из них города и уезды располагались чересполосно, находились в разных регионах страны. В четверти поступала большая часть налогов с подведомственной территории. Кроме того, в XVII в. время от времени возникали ведомства, занимавшиеся сбором определенного налога. Самый яркий пример - Приказ Новой четверти, которому был поручен сбор кабацких доходов 157 .
Оставался еще один собственно финансовый приказ - Большая казна. Как уже говорилось, его история восходит к великокняжескому казначейскому ведомству XV-XVI вв., от которого постепенно отпочковывались разного рода ведомства (Большой приход, четверти и пр.), в связи с чем этот приказ терял свои функции по организации сбора податей. В XVII в. роль Большой казны в этой сфере управления долгое время была незначительной. С другой стороны, этот приказ имел большое значение в организации государственных финансов, поскольку ведал обширным казенным хозяйством, заводами, промыслами, торгами, управлял денежными дворами. Таким образом, к концу XVII в. сложность и раздробленность финансового управления стала чрезмерной. Но на рубеже 70-х и 80-х гг. в управлении сбором налогов происходят определенные перемены.
Они связаны с целым рядом реформ, проведенных в сфере финансовой и налоговой политики в правление царя Федора Алексеевича, старшего брата Петра I. Сейчас его вспоминают нечасто, а если и вспоминают, то больше говорят о его слабом здоровье, увлечении лошадьми и одеждой по польской моде. Между тем в его правление предпринимаются усилия по централизации финансового управления, упорядочению сбора податей. В 1679-1681 гг. резко сокращается количество ведомств, собиравших налоги. Были упразднены четверти, причитавшиеся им налоги было велено направлять в Приказ Большой казны, сюда же стали поступать и таможенные пошлины, ранее собиравшиеся в Большой приход. В результате Приказ Большой казны стал одним из основных органов по управлению сбором податей и пошлин 158 . Но все же единого органа, ведавшего финансами страны или поступлением налогов в казну, тогда не возникло и не могло возникнуть, поскольку оставался в силе принцип специализации налогов. Единого бюджета не существовало. Многие налоги вводились для удовлетворения определенной потребности, в связи с чем их и поручали собирать соответствующему ведомству. Так, один из основных налогов - стрелецкие деньги, как и прежде, поступал в Стрелецкий приказ. Тем более, что в правление царевны Софьи происходит некоторая ревизия мероприятий Федора Алексеевича в сфере финансового управления. В 1683 г. восстанавливаются четверти, им поручается сбор стрелецких денег и разного рода оброков с подведомственных им городов 159 .
При Федоре Алексеевиче новый импульс получила тенденция слияния прямых налогов, начавшаяся сразу после Смуты, что также способствовало централизации сбора и упрощению его порядка. В 1679 г. отменялось взимание таких важных налогов, как данские деньги и ямские деньги. Ямские деньги объединялись с полоняничными. Вместо данских денег и других упраздненных налогов увеличивался сбор стрелецких денег, которые становятся главным и наиболее существенным из прямых налогов. Это явилось значительным шагом к установлению повсеместного и однородного налога 160 .
В правление Федора Алексеевича в целом завершается переход к подворному обложению, начатый еще в 40-х гг. XVII в. В 1678-1679 гг. проводится новое подворное описание 161 . Из тягла исключалось множество запустевших дворов, которые значились в прежних писцовых описаниях. В сентябре 1679 г. выходит указ о переводе всех основных прямых налогов на подворный принцип обложения 162 .
Введение новой единицы обложения позволило точнее учесть хозяйства и дворы купцов, ремесленников: прежнее сошное письмо больше было ориентировано на описание земледельческих угодий, а кузницы, лавки и т.п. полагались в соху из примерного расчета.
Переход к подворному принципу вовсе не означал, что отныне каждый дворохозяин платил в казну ту сумму, которая была установлена для отдельного двора. В полной мере сохранялась роль общины в распределении и взимании податей «по животам и промыслам», ее ответственность перед государством за своевременное и правильное поступление тягла, возложенного на нее. Другое дело, что общая сумма налога определялась теперь в зависимости от учтенных в составе каждой общины дворов («дворового числа»). Распределение налогов «по живущим четвертям», основанным на старинном сошном письме, постепенно уходит в прошлое. Так государство с его налоговым аппаратом все ближе подбирается к конкретному плательщику. Раньше множество плательщиков объединялось в масштабах обширной сохи, затем гораздо более узкая их группа в составе нескольких дворов выделялась в рамках «живущей четверти», теперь государство учитывает уже каждый двор. Остался еще один шаг - учесть каждого плательщика отдельно и распределять налоги в зависимости от количества конкретных «душ», положенных в тягло. Этот шаг будет сделан в правление Петра I.
Таким образом, в течение XVI-XVII вв. Российское государство эволюционировало в направлении усиления централизации, преодоления последних пережитков удельной старины. Туже эволюцию претерпевала и налоговая система. Наметились тенденции, которые в следующем столетии привели к формированию налоговой системы абсолютизма. В их числе следует прежде всего назвать централизацию управления сбором податей, стремление ввести такую единицу обложения, чтобы учесть как можно больше конкретных плательщиков. Продолжается процесс перевода натуральных повинностей на деньги. В этом нельзя не видеть результат дальнейшего развития товарно-денежных отношений в стране. В связи с этим предпринимаются попытки расширить казенные доходы за счет расширения косвенного обложения. Большое внимание уделяется системе таможенных пошлин, других сборов с торговли, происходит их существенное упрочение и унификация, что отвечало не только фискальным потребностям государства, но и интересам купечества. Государство само все более активно включается в товарно-денежное обращение, учреждаются казенные монополии, заводятся казенные производства, доходы от этих так называемых регалий становятся важной статьей поступлений в казну наряду с налогами. И вместе с тем в связи с дальнейшим развитием крепостнических начал во многих сферах экономики и социальной жизни усиливается прикрепление податного населения к тяглу. В результате в XVII в. достигает расцвета налоговая система допетровской эпохи, достаточно централизованная, но сохранившая еще немало архаичных черт прежних эпох.
Нерешенными оставались многие проблемы: отсутствовало единое ведомство, куда поступали бы все казенные доходы, не существовало специальных налоговых органов на местах, перечень податей был чрезмерно обширен, не вполне ясной была фискальная политика в отношении разных сословий, тем более что таких сословий или «чинов» было много, границы между ними были размытыми.
157 Лаппо-Данилевский А. Указ. соч. С. 475-476.
158 Демидова Н.Ф., Морозова Л.Е., Преображенский А.А. Первые Романовы на Российском престоле. М., 1966. С. 187.
159 Милюков П.Н. Государственное хозяйство... С. 64.
160 Богословский М.М. Указ. соч. Т. 2. С. 109.
161 Милюков П.Н. Спорные вопросы... С. 123-124.
162 Устюгов Н.В. К вопросу о раскладке повинностей по дворовому числу в конце XVII в. // Академику Борису Дмитриевичу Грекову ко дню семидесятилетия. М., 1952. С. 221.
Начиная с середины XVI столетия до крестьянской реформы 1861 г. в Московском государстве действовали в разное время три самостоятельные системы налогообложения:
посошное обложение (XVI-XVII вв.);
подворное обложение (1679-1724 гг.);
подушная подать (1724-1887 гг.).
Введению той или иной системы сбора податей предшествовала перепись податного населения. Результаты переписи заносились в книги: писцовые, крепостные книги, ревизии.
При введении посошного обложения правительство создало специальные комиссии, которые выезжали из Москвы на места и составляли хозяйственное описание владений - писцовые книги. Писцовые книги служили основанием для податного земельного обложения (размера налога). За единицу исчисления обложения бралась соха - определенное количество земли. При посошном обложении учитывались доходы, получаемые не только от земли, но и от других видов деятельности. Однако система посошного налогообложения не отличалась совершенством, что позволяло уклоняться от ее уплаты. Для этого нужно было не записываться в писцовую книгу, как это делали казаки и некоторые другие категории безземельных крестьян (например, бобыли), не имевших земельного надела. Если крестьянин видел, что налог слишком обременителен, он мог перейти в другую местность и не платить налог как бобыль. Кроме того, постепенно, по мере возрастания промыслово-торговой деятельности податного населения, посошное обложение стало терять поземельный характер, все более учитывая промыслово-торговую деятельность, что привело к замене посошного обложения подворным.
Подворное обложение вводило обложение населения России прямыми налогами, взимаемыми со двора (семейного хозяйства). После переписи населения в 1676-1678 гг. и составления крепостных книг правительство в 1679 г. ввело подворное обложение, что увеличило контингент налогооблагаемого населения. Правительство определяло общую сумму налога с общины, а крестьянская община имела право распределять налоги между дворами, членами общины, исходя из их состоятельности. При посошном обложении налоги взимались только с тех крестьян, которые были записаны в писцовых книгах. Подворное обложение уже не нуждалось в выяснении, сколько и каких людей живет "во дворе" и в каких экономических отношениях они находятся. Налог брался от дохода общины, а сама община решала, какую часть этого общего мыта (налога) брать с того или иного двора. Часть общего общинного налога, назначаемого какому-либо двору, называлась "выть", таким образом, выть - это часть мыта.
Подворное налогообложение освобождало правительство от постоянной заботы о сборе мыта, переложило эту работу на общину. Но в этой системе сбора налога появились проблемы, которые были связаны с льготами для различных разрядов крестьян. Кроме того, после введения подворной системы обложения в России стало массовым объединение нескольких дворов в один. Именно поэтому введение подушного способа обложения стало более привлекательным к 1724 году.
Петр I ввел в 1724 г. подушную подать, которой было отменено подворное обложение. Введению подушной подати предшествовала перепись населения - ревизия. Этот налог отменял какие-либо льготы, ранее существовавшие для отдельных разрядов крестьян. Подушное обложение является методом налогообложения, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога. Им в России по реформе Петра I облагалось все мужское население податных сословий (все разряды крестьян, посадские люди, купечество). Размер подушной подати всего государства определялся суммой, необходимой для содержания армии и флота. Первый размер налога составлял 80 копеек в год с одной ревизской души.
Налоговая реформа Петра I упростила налоговую систему: налог не стал зависеть ни от количества земли, ни от разряда крестьян, он взимался с любого податного человека мужского пола (ревизской души). Для того чтобы собранные налоги доходи ли до казны, нужно было не только законодательно установить порядок взимания податей, но и организовать систему контроля сбора этих податей. Эту задачу на Руси решали органы самоуправления. Крестьяне имели право выбирать из своей среды излюбленных голов (старост), а также так называемых лучших людей (целовальников или земских судей).
Вначале было "тягло"
В старинной Руси мирские люди по отношению к государству делились на служилых и неслужилых. Первые обязаны были государству службой воинской или гражданской (приказное); вторые - платежом налогов и отправлением повинностей. Обязанности этого рода назывались тяглом. Исполнявшие их "тянули", были тяглые люди (налогоплательщики).
Тягло - система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве начиная с XIV и до начала XVIII в. Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов, крестьяне и посадские люди исполняли другие тяглые повинности (нередко переводившиеся в деньги). В XVII в. наиболее тяжелыми налогами являлись так называемые "стрелецкий хлеб" или "стрелецкие деньги", ямские, данные и оброчные деньги. В 1679 году система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог - стрелецкую подать. Термин "тягло" после введения подушной подати был заменен словом "подать", но употреблялся как условная единица обложения в XVIII-XIX вв. После крестьянской реформы 1861 года термин "тягло" исчезает.
Введение
1.1 Экономическое становление
1.2 Рост производительных сил в сельском хозяйстве.Феодальная собственность на землю
1.3 Положение крестьян
2.1 Исторические тенденции
3.2 Посошное обложение
3.3 Подворное обложение
Заключение
Список использованной литературы
Рис 1. Сельскохозяйственные орудия: серп, плужный лемех и сошник двузубой сохи. XIII-XV вв.
В XIV-XV вв. огромные пространства земли находились в руках светских и церковных феодалов. Характерной чертой феодального хозяйства была раздробленность отдельных земельных владений и наличие чересполосицы внутри них. Феодальная вотчина (имение феодала, которое он имел право передавать по наследству и отчуждать) обычно состояла из ряда (иногда разбросанных в разных местах) сёл и деревень с прилегавшими к ним угодьями. В хозяйственные угодья входили пашенная земля, луга, леса, бортные промыслы, бобровые ловища, охотничьи и промысловые участки и т. д. В условиях господства оброчной системы эксплуатации крестьян основная часть земель раздавалась феодалами зависимым от них крестьянам и лишь меньшая часть земельной площади отводилась под господское хозяйство.
Наряду с вотчиной на Руси издавна существовал другой вид землевладения: часть земель князья передавали своим слугам - дворянам и детям боярским во временное владение под условием несения военной службы. К концу XV в. - времени образования Русского централизованного государства - практика раздачи условных владений военным слугам - дворянам развилась в целую систему (так называемую «поместную»). Фондом для раздачи поместий служили «чёрные» (государственные) и дворцовые земли, а также земли, конфискованные у бояр в присоединённых к Москве феодальных княжествах и боярских республиках.
Рис. 2. Взимание налога «с сохи»
Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это по сути дела сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Князь Олег, утвердившись в Киеве, занялся установлением дани с подвластных племен. Как сообщает историк С.М. Соловьев, «некоторые платили мехами с дыма, или обитаемого жилища, некоторые по шлягу от рала» . Под шлягом, видимо, следует понимать иноземные, главным образом арабские, металлические монеты, обращавшиеся тогда на Руси. «От рала» - т. е. с плуга или сохи.
Дань взималась двумя способами: повозом, когда она привозилась в Киев, и полюдьем, когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Одна из таких поездок к древлянам печально закончилась для преемника Олега князя Игоря. По свидетельству Н.М. Карамзина, Игорь забыл, что умеренность есть добродетель власти, и обременил древлян тягостным налогом. А получив его, вернулся требовать новой дани. Древляне не стерпели «двойного налогообложения», и князь был убит.
Рис. 3. Соха – основная мера посошного обложения
Итак можно заключить, что посошное обложение - государственный поземельный налог в России XVI-XVII вв., при исчислении которого за единицу обложения бралась соха. Главными формами посошного в XVI в. являлись ямские и "полоняничные деньги", в XVII в. - большие (новые) ямские деньги и стрелецкий хлеб. На протяжении XVI-XVII вв. посошное сильно возрастало, теряя поземельный характер и все более учитывая промыслово-торговую деятельность облагаемого населения. В 1679 посошное было заменено подворным обложением.
Введению той или иной системы сбора податей предшествовала перепись податного населения. Результаты переписи заносились в книги: писцовые книги, крепостные книги, ревизии.
При введении посошного обложения правительство создало специальные комиссии, которые выезжали из Москвы на места и составляли хозяйственное описание владений - писцовые книги. Писцовые книги служили основанием для податного земельного обложения (размера налога). За единицу исчисления обложения бралась соха - определённое количество земли. При посошном обложении учитывались доходы, получаемые не только от земли, но и от других видов деятельности. Постепенно, по мере возрастания промыслово-торговой деятельности податного населения, посошное обложение стало терять поземельный характер, всё более учитывая промыслово-торговую деятельность, что привело к отмене посошного и замене его подворным обложением.
Подворное обложение вводило обложение населения России прямыми налогами, взимаемыми со двора (семейного хозяйства). После переписи на селения в 1676–1678 гг. и составления крепостных книг правительство в 1679 г. ввело подворное обложение, что увеличило контингент налогооблагаемого населения. Правительство определяло общую сумму налога с общины, а крестьянская община имела право распределять налоги между двора ми, членами общины, исходя из их состоятельности. При посошном обложении налоги взимались только с тех крестьян, которые были записаны в писцовых книгах, в частности, налог не платили бобыли. Подворное обложение уже не нуждалось в выяснении, сколько и каких людей живёт «во дворе» и в каких экономических отношениях они находятся. Налог брался от дохода общины, а сама община решала, какую часть этого общего мыта (налога) брать с того или иного двора. Часть общего общинного налога, назначаемого какому-либо двору, называлась «выть», таким образом, выть - это часть мыта.
Правительство, вводя ту или иную систему обложения податного населения, стремилось всегда к одной цели - пополнить казну. Пополнять казну нужно таким образом (это понимает любое правительство), чтобы не слишком обременять население, чтобы оно было налогоплатёжным. С другой стороны, система налогообложения должна максимально исключать возможность ухода от уплаты налога.
Посошная подать позволяла уходить от уплаты налога. Для этого нужно было не записываться в писцовую книгу. Бобыли, казаки в писцовые книги не попадали, т. к. у них не было собственной земли (собственности). Если крестьянин видел, что налог слишком обременителен, он мог перейти в другую местность и не платить налог как бобыль.