Кейнсианство как экономическая школа. Кейнсианство как направление экономической мысли (краткая характеристика)

Cтраница 1


Кейнсианская экономическая теория (Keynesian economics) - макроэкономические концепции, принятые теперь большинством экономистов (но не всеми), в соответствии с которыми капиталистическая экономика сама по себе не обеспечивает полное использование своих ресурсов, и для достижения их полной занятости можно применить фискальную и кредитно-денежную политику.  

Кейнсианская экономическая теория - макроэкономические концепции, основа которых - утверждение о том, что рыночная экономика сама по себе не может обеспечить полного использования всех своих ресурсов и для достижения этой цели государство может прибегать к средствам фискальной политики и денежно-кредитной политики. Сторонники кейнсианства считают, что: а) решающую роль в определении уровня реального производства играет совокупный спрос; б) рыночная экономика может долгое время функционировать в условиях высокой безработицы, не проявляя при этом естественной тенденции к ее сокращению; в) правительство может повлиять на уровень совокупного спроса для снижения безработицы прежде всего при помощи средств фискальной политики.  

Традиционно многие экономисты связывали кейнсианскую экономическую теорию с точкой зрения, что бюджетно-налоговая политика играет важную роль в макроэкономической стабилизации. Причиной тому служат записи и утверждения самого Дж.  

Кейнсианство (Keynesianism) - философские, идеологические и аналитические взгляды, представленные в кейнсианской экономической теории.  

Кейнс является родоначальником современной теории занятости, но многие другие экономисты продолжали совершенствовать и развивать его учение. Современная модель совокупных расходов отражает кейнсианскую экономическую теорию, а не просто теорию Кейнса. В соответствии с этой моделью макроэкономика нестабильна по определению; она подвержена периодическим спадам и инфляции. Кейнсианская теория гласит, что капитализм не является саморегулирующейся системой, способной к беспрерывному процветанию.  

Идеологии марксизма и свободы предпринимательства (laissezfaire) были полностью дискредитированы. Первой в результате Великой депрессии и появления кейнсианской экономической теории была отвергнута идеология laissezfaire.  

Кризис кейнсианства, а с ним и всего неоклассического синтеза и к честве официальной доктрины государственного регулирования ознам новался резким усилением критики этой теории не только со стороны тр диционныхее противников - неоклассиков, выступавших под флагом н оклассического возрождения. С середины 60 - х гг. в критике кейнсианст появилась и стала усиливаться новая позиция, связанная с пересмотре ортодоксальной версии кейнсианской экономической теории состоро. Это новое явление н экономическ (мысли получило название посткейнсианство.  

Его целью становится обеспечение более строгой основы кейнсианской экономической теории, а также детальная разработка логики макроэкономической и денежной теории. Именно за фундаментальные достижения в этих областях Тобин получил Нобелевскую премию. К таким достижениям относится разработанная Тобином теория портфеля.  

Во-первых, экономисты, применившие подобный подход к моделированию экономики, были первыми, кто использовал гипотезу рациональных ожиданий. Эта гипотеза, впервые разработанная экономистом Джоном Мутом (Muth) из университета штата Индиана в его статье, опубликованной в 1961 г., была использована такими исследователями макроэкономики, как Роберт Лукас (Lucas) из Чикагского университета, Томас Саджент (Sargent) из Стэ. Нил Уоллес (Wallace) из Миннесотского университета, для объяснения неспособности краткосрочной кривой Филлипса объяснить экономическую ситуацию в 1970 - е годы. Эти ученые и ряд других экономистов в конце 1970 - х - начале 1980 - х годов проложили путь новой классической революции, направленной против традиционной кейнсианской экономической теории. Так как именно представители новой классической школы впервые использовали гипотезу рациональных ожиданий, было бы разумно начинать именно с их теории.  

Они подчеркивали, что рыночные цены товаров и факторов производства связаны с их редкостью. Идея находящейся в равновесии экономики совершенной конкуренции, заслуга разработки которой в основном принадлежит Вальрасу, является центральной в неоклассической теории. Отличительной чертой неоклассической теории является также микроэкономический подход к описанию экономики. Другой чертой, отличающей этот подход как от классической (classical economics), так и от кейнсианской экономической теории (Keynesian economics), является выведение цены товаров из рационального максимизирующего поведения индивида.  

Страницы:      1

Теория Кейнса ознаменовала новый подход к вопросу о роли и месте государственных финансов в процессе воспроизводства. Важнейшим положением этой теории служит утверждение, что экономика не является саморегулирующейся самостоятельно развивающейся системой и для поступательного развития она нуждается в активном вмешательстве государства. Приверженцы кейнсианства доказывают, что при капитализме не существует механизма, способного обеспечить полную занятость, и полагают, что автоматическая взаимосвязь между ставкой кредитного процента, соотношением цен и заработной платы отсутствует.

В подтверждение своей позиции они приводят такой аргумент, как слабая взаимосвязь между уровнем сбережений населения и размером процентной ставки по депозитам, поскольку в домашнем хозяйстве решение о сбережении некоторых сумм принимается под влиянием таких мотивов, как сбережение денег на случай потери работы или совершения крупной покупки. Кроме того, решения о сбережениях и инвестициях принимаются разными людьми, и при принятии инвестиционного решения размер стоимости заемных средств является лишь одним, причем не определяющим фактором, поскольку для потенциального инвестора более весомыми аргументами являются норма чистой прибыли, наличие политической стабильности в стране-реципиенте, состояние фондовых рынков, наличие платежеспособного спроса, совокупность рисков и т.д. В результате, как отмечал Кейнс, размеры сбережений домохозяйств и инвестиций предпринимателей могут совпасть только случайно.

Дж. М. Кейнс сформулировал постулат о том, что рыночная система никогда не была конкурентной. На основе данного положения и анализа реалий экономики первой трети XX в., он сделал вывод о том, что существование производителей-монополистов препятствует практическому применению положений классической теории об эластичности цен и заработной платы. Кроме того, существование организованных профсоюзов, политические факторы и фактор выборности органов государственной власти не дадут практической возможности реализовать курс на широкомасштабное снижение заработной платы.

Приверженцы этой теории особо подчеркивали ошибку представителей классиков, считавших, что снижение цен и заработной платы не приведет к росту безработицы. Действительно, поскольку заработная плата является основным источником доходов населения, то ее снижение вызовет падение доходов подавляющей части населения и последующий обвал спроса на продукцию. В этих условиях предприниматели не только будут ограничивать численность новых работников, но и, скорее всего, проведут сокращение числа занятых на предприятии. Развивая свою теорию, Кейнс доказывал факт нестабильности совокупного спроса, необходимость общего воздействия на экономику посредством активной государственной экономической политики, особенно в области финансов и кредитно-денежного регулирования. Большое значение придавалось фискальной политике. По этому поводу Кейнс писал, что "государство должно будет осуществлять свое руководящее влияние на склонность к потреблению частью путем соответствующей системы налогов, частью фиксацией нормы процента и частью, может быть, еще и другими способами".

Как полагали кейнсианцы, количество произведенных товаров и услуг, т. е. объемы производства, а соответственно и совокупная занятость, находятся в прямой зависимости от величины совокупных расходов на приобретение вышеупомянутых произведенных товаров и услуг. Поэтому первоочередная задача государства - регулировать размер совокупных расходов с целью смягчения циклического характера развития экономики и стимулирования экономического роста.

В данной теории выделяются четыре элемента совокупных расходов: потребление, инвестиции, расходы на чистый экспорт (за вычетом импорта), государственные расходы.

Очевидно, что наибольшее значение для определения размера потребительских расходов, как и уровня сбережений населения, имеет величина чистого дохода субъекта экономики, т. е. дохода, остающегося после уплаты налогов (поскольку инвестиционные затраты находятся под действием налоговых ставок и ставки процента, которая во многом определяется политикой центрального банка, экспорт и импорт также зависят от уровня налогообложения и таможенных пошлин). Наконец, государственные расходы, представляющие собой значительную часть совокупного спроса и непосредственно воздействующие на производство, занятость и уровень цен, зависят от размера государственных доходов, которые обеспечиваются налоговыми поступлениями. Следовательно, делали вывод кейнсианцы, и государственные расходы также зависят от уровня налогообложения и размеров налоговых ставок.

Важнейшее место в системе государственного регулирования кейнсианская теория отводила государственным расходам. Финансировать их предполагалось за счет займов и эмиссии денег, сознательно допуская дефицит бюджета. Однако при финансировании государственных расходов за счет займов происходит рост государственного долга, что имеет целый ряд негативных последствий для экономики. Во-первых, рост государственного долга обусловливает и увеличение расходов, связанных с его обслуживанием. Следствием такой ситуации будет неизбежный рост налогового бремени, который может погашать стремление к инвестициям, предпринимательству в целом. Эта ситуация, в частности, демонстрирует, как существование большого государственного долга может подорвать экономический рост.

Конечно, государство может использовать методы рефинансирования и частично переложить реальное экономическое бремя своего долга на плечи будущего поколения. Однако в этом случае неизбежно будет иметь место значительный "эффект вытеснения", заключающийся в том, что выход государства на рынок ссудного капитала в качестве крупного заемщика неизбежно вызовет рост процентных ставок на рынке капитала. Такой рост ставок неизбежно сократит инвестиционный потенциал, поскольку рост процентных ставок сужает возможности частных фирм и населения по использованию заемного капитала. Соответственно, имеются все основания полагать, что повышение стоимости заимствований на рынке кредитных ресурсов приводит к сокращению объемов инвестиций и потому уменьшает размер фондов, остающихся следующим поколениям.

Воздействие государства на субъекты экономики, согласно теории Кейнса, подразделяется на фискальную политику, кредитно-денежную и комбинированную. Рассматривая значение финансов в государственном регулировании экономики, кейнсианцы обращали внимание на налоги не столько как на инструмент фиска, сколько как на элемент регулирования экономической политики, имеющий важное стабилизационное значение.

Кейнс впервые ввел понятие налоговых стабилизаторов и создал целую концепцию встроенных налоговых стабилизаторов экономики, которая получила весьма широкое распространение. Согласно данной концепции роль стабилизаторов призваны играть именно прогрессивная система налогообложения и социальные выплаты государства.

Задача государства состоит в том, чтобы сглаживать последствия экономических циклов и содействовать стабильности экономического положения, поскольку, как отмечал Кейнс, во время экономического подъема облагаемые доходы растут быстрее, чем налоговые поступления, а при кризисе налоговые поступления уменьшаются быстрее, чем падают доходы, и тем самым достигается относительное равновесие в обществе. Другими словами, объем налоговых доходов бюджета зависит не только от величины ставки налога, но и от изменения величины доходов, облагаемых по прогрессивной шкале налога. Колебания происходят автоматически и более значительны в уровне налоговых поступлений, нежели в уровне доходов. Сокращаясь (за счет изменения налоговой ставки, налоговых льгот), размер налогового бремени способствует росту доходов, что стимулирует и "склонность к потреблению", т. е. спрос. Кроме того, кейнсианцы полагали необходимым освобождение от подоходного налога малообеспеченных граждан параллельно с применением прогрессивного подоходного налогообложения для богатых слоев населения, обосновывая это не только доказательствами стимулирующей роли таких мер, но и тем, что подобная система является социально справедливой.

Следует отметить, что кейнсианская теория была "порождена" Великой депрессией. Сегодня, как реакция на современный мировой финансовый кризис, эта теория приобретает второе дыхание и, с определенными изъятиями, находит отражение в современной финансовой политике многих государств.

Послевоенное противоречие протекционизма и тенденций начинающейся глобализации мировой экономики, резкое ускорение научно-технического прогресса, распад Бреттон-Вудской валютной системы, растущая инфляция и общее падение уровня контроля национальных правительств над процессами, идущими в мировой экономике, вновь повысили актуальность поиска новой макроэкономической модели регулирования экономики.

Основы кейнсианского направления экономической мысли были заложены английским экономистом Дж.М.Кейнсом (1883-1946) в его книге "Общая теория занятости, процента и денег", опубликованной в 1936 г. Как и неоклассики, экономи сты этого направления являются сторонниками рыночной эко номики, т.е. экономики, жизнь которой организует, координи рует и направляет преимущественно рынок - механизм сво бодных цен, прибылей и убытков, равновесия спроса и предло жения. Однако оценка возможностей этого механизма у них другая. По этой причине отличается и точка зрения на место, цели, роль, функции государства в экономике. "Провалырынка". Кейнс и его последователи создали строй ную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством. Эту систему нередко называют кейнсианской смешанной экономикой. Концепция кейнсианцев включает следующие основные положения: а) оценка стихий ного рыночного механизма и причин государственного вмеша тельства в экономику; б) формирование целей такого вмеша тельства; в) определение направлений, форм и методов госу дарственного регулирования экономики. Оценивая плюсы рыночной системы, кейнсианцы, как и большинство экономистов других направлений, отмечают, что рынок - это один из самых удивительных общественных ин ститутов, созданных историей человеческого общества. Рыноч ная система чрезвычайно динамична, дает широкий простор изменениям, восприимчива к нововведениям, гибко приспо сабливается к новым потребностям. Однако, как убеждены кейнсианцы, это не означает, что рыночному механизму удает ся эффективно решать абсолютно все экономические пробле мы и что рыночная система не имеет минусов. Во-первых, рыночная экономика внутренне неустойчива. Для нее характерны циклический характер воспроизводства, когда бурный рост сменяется кризисным спадом, а также безработи ца, особенно увеличивающаяся в годы кризиса. Во-вторых, (и этот аспект кейнсианцы выделяют особо), рыночная система безразлична к социальному результату. В рыночной экономике царствуют богатство и доход. Только они дают доступ к товарам и услугам. Те, кто не имеет богатства и по тем или иным причи нам не может производить, не в состоянии получить доход при помощи, рыночного механизма. Но и у тех, кто имеет доход и способен производить, возникают проблемы. Унаследовавшие большие состояния имеют доступ к доходам, хотя сами ничего не произвели. Да и удачливость в рыночной экономике опреде ляет размер дохода в не меньшей степени, чем трудолюбие, ква-лификация или талант. Это значит, подчеркивают кейнсианцы, что распределение дохода, обусловленное действием рыночных сил, отнюдь не соответствует представлениям общества о соци альной справедливости. К тому же не все блага и услуги могут быть оценены рынком. К их числу относятся, прежде всего, так называемые обществен ные блага: национальная оборона, охрана общественного поряд ка, прогнозы погоды, уличное освещение, результаты фундамен тальных научных исследований и др. Рынок оказывается неэф фективным и в случае с так называемыми внешними эффектами, связанными прежде всего с загрязнением окружающей среды. Преодоление "провалов рынка" требует активного вмеша тельства государства, которому надлежит выполнять функцию "встроенного стабилизатора", ликвидируя (или нивелируя) не устойчивость - как экономическую, так и социальную. Оно призвано стать необходимым дополнением к рынку, заполняя бреши, решая вопросы, которые оказываются не по силам ры ночному регулированию. Известный американский экономист лауреат Нобелевской премии П.Самуэльсон считает, что в ре зультате создается смешанная экономика, которая фактически является гигантской системой общего страхования от наихуд ших бедствий экономической жизни. На основе общей концепции кейнсианцы разработали кон кретные формы и методы государственной экономической по литики в смешанной системе. Наибольшее признание в прак тике государственного регулирования экономики получили те ории антициклического (сейчас его чаше называют конъюнк турным) регулирования и экономического роста. Антициклическое (конъюнктурное) регулирование. Главное на-правление государственной антициклической политики, по мнению кейнсианцев, - это воздействие на инвестиции. Ос новными ее инструментами являются государственный бюд жет, налоговая политика, регулирование нормы процента. В условиях экономического спада предлагается стимулиро вать расширение инвестиций, во-первых, с помощью увеличе ния государственных расходов на закупки товаров и услуг в це лях компенсации недостающего частного спроса; во-вторых, путем влияния на норму банковского процента. В целях расши рения инвестиций она не должна быть слишком высокой. Это влияние, по мнению кейнсианцев, государство обеспечивает за счет выпуска в обращение дополнительных денег, в результате чего возможна умеренная инфляция. И, наконец, в-третьих, воздействие на инвестиционный процесс государство осуще ствляет, регулируя ставки налогообложения, с тем, чтобы повы сить как производственный, так и потребительский спрос Такова система государственных мер, стимулирующих рас ширение производства в условиях спада. В периоды же начина ющегося бума, грозящего кризисом перепроизводства, предла гаются государственные мероприятия, ограничивающие рост инвестиций, а, следовательно, и производства. Стимулирование экономического роста. Большой интерес на Западе вызвали концепции экономического роста. Именно бла годаря теориям роста кейнсианские рекомендации широко ис пользовались правительствами всех развитых капиталистичес ких стран в 50-60-х гг. XX века. Важнейшим фактором экономи ческого роста в рассматриваемых теориях считается объем инве стиций. Из методов регулирования решающее значение прида ется государственным расходам, расширение которых обеспе чивается в определенной степени дефицитным финансирова нием. Основная цель роста государственных расходов - увели чение эффективного спроса со стороны самого государства и создание благоприятных условий для частных капиталовложе ний. Важнейшие направления государственных расходов, со гласно этой концепции, - научные исследования, производст венная и социальная инфраструктура (образование, подготовка и переподготовка кадров, медицинское обслуживание). И теории роста, и антициклическое регулирование экономи ки отводят главную роль государственному воздействию на инве стиции. Кейнс и его последователи обосновывают свой подход принципом мультипликации. Согласно ему, инвестиции, осуще ствляемые правительством, благоприятно сказываются на ди намике национального дохода, занятости и потребления. Меха низм его действия следующий. Отрасли, получившие первона чальный толчок, способствуют расширению производства в сырьевых отраслях и в смежных производствах. Это в свою очередь приводит к росту занятости и повышению спроса на потребительские товары, что вызывает расширение производ ства в отраслях, производящих предметы потребления. Так воз никает цепная реакция, в результате которой происходит воз растание национального дохода, обеспечивается полная заня тость ресурсов труда и капитала. Использование кейнсианских концепций в практике госу-дарственного регулирования экономики США и большинства стран Западной Европы породило у многих западных общест воведов и политиков уверенность в том, что найдена почти иде альная модель смешанной экономики. В ней рыночные рычаги обеспечивают эффективность, а государство - дополняет, по правляет, заполняет ниши, оставленные частным предприни мательством и рынком, добиваясь экономической и социаль ной стабильности. Многие факты экономического развития свидетельствовали о том, что удалось в определенной степени сгладить цикл. Политика экономического роста стимулировала НТР и использование ее достижений в самых различных сфе рах экономики. Этому способствовали также государственные вложения в отрасли производственной инфраструктуры. Расхо ды правительства на образование, подготовку и переподготовку кадров сделали возможным формирование совокупного работ ника новой, обусловленной требованиями НТР квалификации. И все же на каком-то витке своенравные законы рыночной экономики вырвались из-под власти кейнсианства. Ярким сви-детельством тому был мировой экономический кризис середи ны 70-х гг. Стало очевидным, что выдвинутые кейнсианской те орией задачи - ликвидировать "вредные" для общества по следствия рыночной капиталистической экономики, сохранив ее положительные черты, - в длительной перспективе трудно разрешимы. За предпринимательскую инициативу и эффек тивность приходится расплачиваться и неустойчивостью, и без работицей, и неравенством, и другими нежелательными по следствиями. Но расплачиваться необходимо ради того, чтобы не потерять импульса к непрерывному движению, без которого капитал перестает быть капиталом. Так считают неоклассики. Для кейнсианцев же альтернатива "экономическая эффектив ность" или "социальная справедливость" скорее решается в пользу последней. Цели государственной экономической по литики, с их точки зрения, - это высокий уровень занятости рабочей силы, стабильность экономического развития, стиму лирование экономического роста, социальная политика, обес-печение социальной справедливости в распределении.

Еще по теме 2 Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая политика:

  1. 20.5. Спрос на деньги. Монетаристская и кейнсианская теории спроса. Кейнсианская теория предпочтения ликвидности. Психологические мотивы хранения сбережений в денежной форме

1. Введение………………………………………………………………….2

2. Основные идеи кейнсианства…………………………………………3-10

2.1 Кейнсианство и другие направления экономической мысли ……..3

2.2 Теория эффективного спроса…………………………………………4

2.3 Макроэкономические процессы в кейнсианстве…………………….6

2.4 Мультипликатор, его роль в кейнсианской теории …………………9

3.Заключение…………………………………………………………………11

4.Список используемой литературы………………………………………..12

1.Введение.

В конце 20-х начале 30-х годов ХХ века экономику США поразил глубокий кризис. Этот кризис охватил не только американскую экономику - европейские страны тоже были подвержены кризису, причем в Европе этот кризис начался даже раньше чем в США. Например, в Англии объем промышленного производства за 1929-1933 гг. сократился почти на четверть, производство чугуна упало в два раза, а судов - традиционной английской продукции - в восемь раз.

Существовала потребность в новой рыночной теории, которая бы убедительно объяснила существование таких явлений, как массовая безработица, длительный спад производства, существование неиспользованных производственных мощностей и т.д., и указала возможные пути выхода из кризисного состояния без уничтожения рыночных основ хозяйствования. Руководители и экономисты ведущих стран мира лихорадочно искали способы выхода из кризиса.

Если «сила» неоклассической теории распространялась главным образом на микроэкономический анализ, то в условиях нетипичного, можно сказать, кризиса, сопровождавшегося всеобщей безработицей, стал необходим и иной - макроэкономический анализ.

Существенная потребность в новой рыночной теории была удовлетворена выходом в свет работы Джона Мейнрада Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). После этого большинство молодых экономистов-рыночников стали последователями теории Кейнса.

Итак, мировой экономический кризис 1929-1933 гг. предопределил возникновение новых проблем научных исследователей, которые не утрачивают своей актуальности и в наши дни, ибо основное их содержание - это государственное регулирование экономики в рыночном хозяйстве. С тех пор берет свое начало нацеленное на решение этих проблем это теоретическое направление. Оно опирается на учение Дж. М. Кейнса, и его последователей и называется кейнсианским (кейнсианство).

Кейнсианство - экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования экономики посредством широкого использования государством фискальной, денежно-кредитной политики и других активных мер воздействия на рыночный механизм.

2. Основные идеи кейнсианства.

Выдающийся английский экономист Джон Кейнс создал новую парадигму (греч. Paradeigma - образец), т.е. теорию и модель постановки проблем, став-ших образцом решения макроэкономических задач. Это положило начало новому разделу экономической теории - макроэкономике и переходу к ее регулятору, способному обуздать стихийные разрушительные силы рынка.

2.1 Кейнсианство и другие направления экономической мысли

Кейнсианское учение являет собой по преимуществу продолжение основополагающих методологических принципов неоклассического направления экономической мысли, поскольку и сам Кейнс, и его последователи, следуя идее «чистой экономической теории», исходят из приоритетного значения в хозяйственной политике общества прежде всего экономических факторов, определяя выражающие их количественные показатели и связи между ними, на базе предельного и функционального анализа, экономико-математического моделирования. Но в то время как Маршалл рассматривал спрос, предложение, цены преимущественно на уровне отдельных фирм, потребителей, т.е. на микроуровне, Кейнс пришел к выводу, что, прежде всего, следует выявить функциональные связи на уровне национального хозяйства. Кейнс показал, что экономический рост зависит от структуры общественного продукта, что все рынки взаимосвязаны и их необходимо изучать как единую, цельную систему.

Кейнс также не отрицал влияния меркантилистов на созданную им концепцию государственного регулирования экономических процессов. Его общие с ними суждения очевидны и заключаются:1)в стремлении увеличения массы денег в стране (как средство их удешевления и соответственно снижения ставок ссудного процента и поощрения инвестиций в производство);2)в одобрении роста цен (как способ, стимулирующий расширение торговли и производства; 3) в признании того, что недостаток денег служит причиной безработицы;4)в понимании национального (государственного) характера экономической политики.

В кейнсианстве отмечаются методологические расхождения с классиками и неоклассиками. У Кейнса отчетливо прослеживается мысль о нецелесообразности чрезмерной бережливости и накопительства и, наоборот, возможной пользе всемерного расходования средств, поскольку, как полагал ученый, в первом случае средства, скорее всего, приобретут неэффективную ликвидную (денежную) форму, а во втором - могут быть направлены на увеличение спроса и занятости.

Кейнс показал несостоятельность так называемого закона Сэя, согласно которому производство само формирует доходы, обеспечивая равновесие спроса и предложения. Конечно, когда осуществляется производство, то одновременно формируются доходы. Но где гарантия, что деньги, полученные в форме доходов, будут тотчас же израсходованы на покупку других произведенных товаров?

Нет, размер спроса не следует автоматически за предложением. В обществе происходят не бартерные сделки, товары реализуются и «обмениваются через посредство денег. Спрос, определяемый уровнем доходов, отстает от их динамики. Если же спрос меньше производимого продукта (и предложения), то часть продукции не находит сбыта. Возникает общее перепроизводство.

Кейнс приходит к выводу: доходы не равнозначны спросу. В случае нарушений (спрос не поспевает за предложением) цены реагируют не сразу и не успевают уравновесить спрос и предложение.

Вопреки классикам Кейнс утверждал, что цены не являются достаточно гибкими регуляторами рыночного хозяйства. Они относительно консервативны. О ситуации, складывающейся на рынке, обычно судят не по динамике цен, а прежде всего, по наличию товарных запасов, по динамике потребительского спроса. Что касается рынка труда, то здесь цены (номинальная заработная плата) плохо выполняют роль регулятора спроса на рабочую силу. При падении указанного спроса они, как правило, не снижаются.В отличие от классиков Кейнс показал, что рост сбережений не равнозначен росту инвестиций. Более того, при известных условиях рост сбережений может вести не к росту, а к уменьшению объема инвестиций.

В результате рыночный «автоматизм» не срабатывает, равновесие не восстанавливается. Классики рассматривают процессы, протекающие в рыночной экономике, в несколько условном, абстрактном виде. Они не учитывают, что в условиях олигополии цены не изменяются автоматически, они не столь гибки, как это обычно изображается на схемах; что информация о положении на рынке оказывается неполной и порой недостоверной.

Кейнс говорит о том, что регулятором национальной экономики в целом является не рынок, а государство.

2.2 Теория эффективного спроса.

Главная и новая идея кейнсианцев состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономи-ческий рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.

Новаторство экономического учения Кейнса в части предмета изучения и в методологическом плане проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, и, во-вторых, в обосновании концепции так называемого «эффективного спроса», т.е. по-тенциально возможного и стимулируемого государством спроса. Кейнс пришел к выводу, что уровень занятости и производства национального дохода, его динамика определяются не факторами предложения (размерами применяемого труда, капитала, их производительностью), а факторами платежеспособного спроса. Чтобы пояснить, почему именно спрос является решающим фактором при определении занятости, Кейнс вводит понятия совокупного предложения и совокупного спроса.

Совокупное предложение определяется соотношением совокупных (для общества) издержек и занятости. В течение короткого периода времени это соотношение не изменяется. Совокупный спрос отражает соотношение ожидаемых доходов (в масштабах общества) и занятости. Это соотношение весьма подвижно. Поэтому динамика занятости в решающей степени попадает в зависимость от факторов спроса. Совокупный спрос характеризует зависимость между реальным объемом национального производства, который готовы купить потребители (домашние хозяйства, фирмы, правительство, зарубежные импортеры), и уровнем цен (при прочих равных условиях). Это реальная сумма товаров и услуг, которая обеспечена платежеспособным спросом. Зависимость между ценами и объемом производства национального продукта - обратная. Точка пересечения совокупного предложения и совокупного спроса характеризует объем занятости. Кейнс называет ее точкой эффективного спроса. Эффективный спрос - это совокупный платежеспособный спрос, определяющий уровень занятости.

Проблема в том, как стимулировать совокупный спрос? Какие факторы стоят за ним? Иначе говоря, каковы основные компоненты совокупного спроса? Ими являются потребление С и инвестиции I, т.е. У=С + I

Проблема совокупного спроса (и занятости) связана с проблемой потребительского спроса, который зависит от совокупного денежного дохода и от того, как расходуется этот доход. То есть, от прироста дохода и от пропорции, в которой доход распадается на потребление С и сбережения S.

Структура потребления населения меняется. Структура потребления наемных рабочих начинает напоминать структуру потребления собственников, основная функция которых заключается в накоплении денежных средств, умножении капитала.

Кейнс отмечает мотивы поведения людей, ведущие к известному сдерживанию расходов, направляемых на приобретение потребительских товаров. Среди них - скупость, предусмотрительность, расчетливость.В результате предельная склонность к потреблению в обществе падает. А именно с ней связан потребительский спрос. Расширяющийся объем сбережений не успевает поглощаться спросом на инвестиционные товары. Кейнс, в отличие от своих предшественников, утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы, а также о том, что потребление виду психологически обусловленной склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов.

По Кейнсу, психологическая склонность человека сберегать определенную часть дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит перманентное получение доходов Что касается предельной склонности человека к потреблению, то она, постоянна и может поэтому обусловливать устойчивое соотношение между увеличением инвестиций и уровнем дохода. Кейнс определил «Основной психологический закон». Суть этого «закона»: «Психология общества, такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход».

Сказанное свидетельствует о том, что в методологии исследования Кейнса учитывается немаловажное влияние на экономический рост и неэкономических факторов, как-то: государство (стимулирующее потребительский спрос на средства производства и новые инвестиции) и психология людей (предопределяющая степень осознанных взаимоотношений хозяйствующих субъектов).

2.3 Макроэкономические процессы в кейнсианстве.

Модель макроэкономики Кейнс представил как сложную систему взаимосвязи и взаимодействия всех сфер и секторов, где рыночный механизм находится под воздействием психологических факторов, кругооборот товаров органично связан с финансово-денежными потоками, развитие частной инициативы сочетается с воздействием макрорегулирования, процесс общественного воспроизводства является многоуровневой и многомерной системой.

Получатели доходов не обязаны и не торопятся расходовать их целиком на покупку товаров. В этом случае, по представлению «классиков», должны вмешаться цены. Если предложение товаров обогнало спрос, то цены должны снизиться, и запасы произведенных товаров будут реализованы. Однако этого не происходит. Цены не поспевают уравнивать спрос и предложение. Цены снижаются мгновенно только на графиках экономистов. В действи-тельности же при падении спроса цены «зависают» на прежнем уровне, т.е. остаются неизменными. А потому и производство сокращается не сразу. Процесс приспособления носит длительный характер.

Решающую роль Кейнс отводил инвестициям. Объем производства фактически формируется в соответствии с предпринимательскими ожиданиями: какой будет уровень эффективного (совокупного) спроса в предстоящем периоде. Эти ожидания соответствуют определению объема инвестиций. Инвестор сравнивает процентную ставку (стоимость наличных денег для инвестирования) с предельной эффективностью капитала.

Функция потребления обычно остается стабильной во времени, но, как выяснено, отстает от роста доходов. Компенсацией отставания потребительского спроса может служить только увеличение инвестиционного спроса. Иначе неизбежен рост безработицы и падение тем-пов роста национального дохода. Вот почему, прежде всего, необходимо стимулировать инвестиционную деятельность.

Росту совокупного спроса препятствуют два «тормоза»: «Психология потребителя и падение эффективности капиталовложений».Суть первого «тормоза» рассмотрена выше.Второй «тормоз» связан с тем, что ввиду значительных и постоянно растущих размеров накопленного капитала перспективы инвестирования становятся все менее благоприятными.

Раз сбережения обгоняют потребление (склонность к потреблению снижается, к сбережению - растет), надо возрастающие сбережения направить в инвестиционную сферу. Проблема инвестиций - проблема перевода сбережений в инвестиции. Как добиться того, чтобы сбережения без особых задержек трансформировались в инвестиции?

В отличие от классиков, для которых стремление к сбережению выступало в качестве позитивного фактора, Кейнс приходит к другому выводу: рост сбережений может не способствовать, а препятствовать экономическому росту. Аргументация Кейнса состоит в следующем. Динамика сбережений и инвестиций зависит от различных факторов. Сбережения растут по мере роста дохода. Инвестиции зависят от ожидаемой прибыльности капиталовложений и уровня процентной ставки.

Избыточные сбережения ведут к избыточному предложению. В итоге прибыльность инвестиций снижается. Денежные сбережения растут, но не направляются в виде реальных инвестиций в отрасли, обеспечивающие экономический рост. Величина сбережения изменяется в зависимости не от уровня процентной ставки, а от роста совокупного дохода С.

Размеры инвестиций, по Кейнсу, зависят от ожидаемого объема доходов от капиталовложений или от их предельной эффективности и от нормы процента. Предприниматели продолжают процесс инвестирования, пока предельная эффективность капиталовложений остается выше нормы процента. Если норма процента высока, то владельцы сбережений не станут вкладывать средства в инвестиции, в капиталовложения. Ведь можно без особых усилий получить достаточно надежные и относительно высокие доходы более легким способом. В тех случаях, когда уровень ожидаемой прибыльности от инвестиций снижается и приближается к норме процента, инвестиционная деятельность сворачивается, наступает депрессия. Норма процента определяет нижний предел прибыльности будущих инвестиций. Чем ниже она, тем оживленнее инвестиционный процесс. И наоборот.

Процент, по Кейнсу, представляет собой автономный «монетарный феномен». Процент - это не цена сбережений. Они делаются лишь тогда, когда потребности удовлетворены. Поэтому повышение процентной ставки не стимулирует роста сбережений. По мнению Кейнса, процент - это та цена, которую платят за отказ от ликвидности. Уровень процентной ставки определяется в зависимости от предложения и спроса на деньги или денежные остатки (сбережения в денежной форме).

Спрос на деньги регулируется законом предпочтения ликвидности. Желание иметь при себе наличность Кейнс называл «предпочтением ликвидности». То есть предпочтение ликвидности - это стремление сохранять сбережения в денежной форме как наиболее ликвидной, чтобы иметь возможность в удобный момент обратить их в выгодные инвестиции.Отказ от ликвидности рассматривается как жертва, требующая компенсации. За отказ от ликвидности владелец денег получает процент. Он выплачивается обладателю денежных средств, предоставляемых им взаймы. Ликвидность - психологический феномен.Неустойчивая конъюнктура усиливает склонность к ликвидности. Для ее преодоления требуется высокий процент, тогда деньги будут обращены в ценные бумаги, депозиты.Стабильность денежного рынка, напротив, понижает предпочтение ликвидности, а вместе с тем и процентную ставку.

Формирование нормы процента Кейнс рассматривает в качестве связующего звена, посредством которого денежная масса влияет на производство национального дохода. Итак, в центре концепции Кейнса два положения: 1) совокупный доход больше спроса и больше потребления; 2) норма прибыли и спрос на инвестиции зависят от нормы процента.

Процентная ставка держится на слишком высоком уровне, что ограничивает инвестиции. Недостаточность совокупного спроса объясняется недостаточностью потребительского спроса и дефицитом инвестиционного спроса. Как выйти из этого положения?

Поскольку основой экономического роста служит спрос, то его надо стимулировать. Если этого не сделать, то часть дохода застрянет в форме праздных сбережений, и это обострит проблему реализации произведенной продукции.Помочь может вмешательство государства. Оно должно повлиять на склонность к потреблению, на предельную эффективность капитала, на норму процента. А через них - на национальный доход и занятость.

Первое. Проводимая политика должна быть направлена на понижение процентной ставки посредством увеличения денежной массы. При неполной занятости это приведет к ее увеличению и росту производства и в меньшей степени скажется на росте цен. Пока существует безработица, увеличение денежной массы будет стимулировать спрос. Дешевый кредит активизирует капиталовложения, поднимет их эффективность. Но Кейнс признавал, что воздействие прироста денежной массы на инвестиции может тормозиться ростом цен и заработной платы до наступления полной занятости. Здесь есть опасность. Кейнс назвал ее «ловушкой ликвидности». Ее суть заключается в том, что денежная масса растет, но на каком-то этапе (очень низкий процент) понижение процентной ставки останавливается. «Накачивание» денег теряет смысл. Решающее значение Кейнс придавал не денежно-кредитной, а бюджетной политике.

Второе. Суть бюджетной политики, по Кейнсу, - организация инвестиций. Частные инвестиции растут недостаточно. Их надо компенсировать за счет государства. Отсюда рецепт - расширение государственных инвестиций, организация общественных работ, даже если они бесполезны. Не столь важно, куда пойдут бюджетные средства, важно, чтобы они через эффект мультипликатора привели к росту занятости и увеличению национального дохода. Бюджетные средства должны использовать частные инвесторы через систему государственных заказов и закупок.

Третье. Кейнс не исключал государственного воздействия на по-требительский спрос, но считал это делом второго ранга. Он выступал за более равномерное распределение национального дохода. Увеличение доходов и покупательной способности малообеспеченных слоев населения (через повышение пенсий, стипендий, льготное налогообложение) способствовало бы росту эффективного спроса на предметы потребления. Стимулирование потребления как канала подкачки эффективного спроса, по Кейнсу, носит подчиненный характер.

2.4 Мультипликатор, его роль в кейнсианской теории.

Важную роль в кейнсианской теории играет концепция мультипликатора (от лат. умножающий). Мультипликатор выражает количественную связь между приростом инвестиций и приростом дохода, усиливает (множит) воздействие инвестиционного спроса на увеличение доходов. В чем состоит мультипликационный эффект? В том, что увеличение инвестиционного спроса неизбежно сопровождается увеличением потребительского спроса, причем в большей степени, чем первого. Рост доходов работников, занятых в инвестиционном секторе, означает увеличение их спроса на потребительские товары. Следовательно, растут выпуск и доходы в отраслях, производящих предметы потребления. В свою очередь это вызывает расширение производства и доходов в «третичном» секторе. Первоначальный «толчок» к расширению производства будет нарастать по принципу цепной связи между отраслями. Увеличение (в связи с ростом доходов) потребительского спроса в отрасли, куда вложены дополнительные инвестиции, например, в дорожном строительстве, стимулирует выпуск продукции в отраслях, занятых производством предметов потребления для дорожников, т.е. дополнительный выпуск в пищевой, легкой промышленности. У работников этих отраслей также увеличиваются доходы в связи с расширением производства. Отсюда растет и их спрос на соответствующую продукцию. И так процесс подталкивания вторичного, третичного, четвертичного спроса развертывается дальше. Спрос передается из отрасли в отрасль, но не в нарастающей, а в убывающей прогрессии.

Эффект мультипликации зависит от первоначального «толчка» и доли дохода, выделяемого его получателями на потребление, т.е. от предельной склонности к потреблению. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем выше коэффициент мультипликации. Величина мультипликации - это не производственный эффект инвестиций, а результат прироста доходов и соответственно спроса в инвестиционных и сопряженных с ними отраслях. У Кейнса мультипликатор занятости равен мультипликатору инвестиций.

Мультипликатор и прирост потребления (предельная склонность к потреблению) находятся в прямой пропорциональной зависимости. Чем больше часть дохода, идущая на потребление, тем сильнее действует мультипликатор. Напротив, мультипликатор и прирост сбережений находятся в обратно пропорциональной зависимости. Мультипликатор - величина, обратная к предельной склонности к сбережению.

Совокупный эффект мультипликатора проявляет себя не мгновенно, а как бы «растягивается» на некоторый период. Эффекты мультипликатора могут наслаиваться и добавляться. В жизни действует многосложный мультипликатор. Мультипликатор проявляет себя при наличии неиспользованных производственных мощностей и незанятой рабочей силы. Эффект мультипликации обычно имеет место в условиях подъема, а не спада. Мультипликатор способен не только усиливать, но и сокращать (причем кумулятивно) национальный доход в случае, если инвестиции и инвестиционный спрос падают. Чем больше потребляемая часть прироста дохода, тем дольше действует мультипликационный эффект.

Рассматривая эффект мультипликации, Кейнс имел в виду в первую очередь расходы из государственного бюджета, в том числе на общественные работы. Он иронично замечал, что можно было бы организовать и бессмысленные работы, чтобы только занять безработных. Например, наполнять старые бутылки банкнотами и закапывать их в землю в бездействующих шахтах, предоставив возможность безработным выкапывать эти банкноты из земли. Это способствовало бы исчезновению безработицы и увеличению как реальных доходов общества, так и его капитального богатства.

Стимулирующий эффект мультипликатора зависит от многих факторов. Если увеличиваются налоги, то величина реального мультипликатора снижается. Если слишком значителен импорт, то часть новых доходов «уплывет» за границу, увеличится дефицитность платежного баланса.

Инвестиционная деятельность, как известно, наименее стабильна, она сильнее подвержена внешним воздействиям, чем, скажем, сфера потребления. На учете действия мультипликационных связей строится экономическая политика, принимаются решения по регулированию экономической жизни.

3.Заключение.

Подытоживая сказанное, важно отметить практические итоги кейнсианской революции. Принципы кейнсианской модели государственного регулирования легли в основу социально-экономической политики правительств США, Англии и других западных стран, которая проводилась с 50-х гг. и до середины 70-х гг. и получила название планируемого и регулируемого капитализма. Она дала обнадеживающие результаты: это был наибольший период бескризисного развития мировой капиталистической экономики за весь послевоенный период. Совершенно новыми были и ее социальные результаты.

До наступления Великой американской депрессии ученые всячески подчеркивали способность экономической системы приспосабливаться к изменению условий и всячески амортизировать всякого рода потрясения. Практически единодушно считалось, что периоды потрясений носят временный характер, причем восстановление экономики наступает автоматически.

Кейнс отрицал не только эффективное функционирование, но и само существование стабилизирующих механизмов, обеспечивающих плавное развитие экономики. Он настаивал на серьезном расширении роли правительства в процессе стабилизации экономики и предотвращении в будущем потрясений, подобных кризису 30-х годов.

Сущность "кейнсианской революции" заключалась в отказе от ряда аксиом, общепринятых в неоклассической школе:

· тезиса об автоматическом установлении равновесия спроса и предложения

· взгляда на национальный доход, как на постоянную величину при данном экономическом потенциале страны

· убеждения о нейтральном характере денег по отношению к экономическим процессам

Кейнс и его последователи - научная школа кейнсианцев - пришли к выводу, что на нынешнем этапе развития рыночной экономики государство должно играть куда более активную роль. Эта роль заключается в поощрении развития экономики и спроса, с использованием денежных инструментов.

Кейнс утверждал, что государство может справиться с экономическими кризисами. Кейнс рекомендовал активное вложение государственных средств в экономику для стимулирования ее развития через повышение “эффективного спроса”, причем без роста государственной собственности.

Важнейшим рычагом управления, Кейнс считал деньги, так как они, по его словам, “являются связующим звеном между настоящим и будущим “.

Постоянно, но умеренно растущие цены и доходы расширяют рамки рынка и позволяет наращивать объемы производства, а также сокращает безработицу.

Не все положения кейнсианцев выдержали проверку временем, однако в целом подходы к данной проблеме сохранили свое значение вплоть до настоящего времени.

4.Список используемой литературы:

1.Агапова И.И. «История экономической мысли» М.: «Тандем»,1998.

2.Бартенев С.А. «История экономических учений» Учебник. М.: Экономистъ, 2004.

3. История экономических учений/ под ред.Автономова В. Учебник.М.: ИНФРА-М,2000.

4.История экономических учений /под ред. Адвадзе В.С.. Учебник.М.:ЮНИТИ-ДАНА,2004.

5.Негиши Т. «История экономической теории». Учебник /Пер. с англ. - М., 1995.

6.Сурин А.И. «История экономики и экономических учений». Учебно-метод. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000.

7.Ядгаров Я.С.» История экономических учений». Учебник. М.: ИНФРА-М, 1999.

Наиболее распространенные направления в регулировании экономики государства – кейнсианство и монетаризм .

Кейнсианство вошло в жизнь в 30 г. г. 20 в., когда англичанин Дж. Кейнс в 1936 г.опубликовал книгу «Общая теория занятости, процента и денег ». Теория Кейнса вывела США из кризиса и возобновила экономический рост .

Кейнс исходил из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие . Дисбаланс между сбережениями и ожидаемыми инвестициями вызывает снижение деловой активности, что в свою очередь усиливает инфляционные процессы и влияет на уровень безработицы. Согласно этой теории изменение совокупных запасов потребительских и инвестиционных товаров в основном воздействует на уровень производства и занятости. Поэтому кейнсианство провозглашает активное вмешательство государства в экономику посредством фискальной политики (гибкого изменения налоговых ставок и государственных расходов).

· Основными постулаты концепций кейнсианской школы :

1. Необходимость вмешательства государства.

2. Занятость зависит от совокупного спроса.

3. Денежная масса нейтральна к производству.

4. Главная проблема – безработица.

5. Необходимость гибкой денежной политики.

6. Бюджетный дефицит – способ стимулирования спроса.

7. Кейнсианство – теория экономического роста .

Монетаристы считают, что рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия . Гибкость цен и ставок заработной платы гарантирует воздействие изменения совокупных расходов на цены товаров и ресурсов, а не на уровни производства и занятости. Суть монетарной политики – в регулировании объема предложения денег для стабилизации национального рынка.

Монетаристы объявляют государственное регулирование вредным для развития предпринимательской инициативы, дестабилизирующим экономику и изначально бюрократичным . Поэтому они призывают к минимизации вмешательства государства в экономику, допуская лишь проведение фискальной политики.

· Основными постулаты концепций монетаристской школы :

1. Рынок способен к саморегулированию.

2. Экономика сама установит уровень производства и занятости.

3. Денежная масса – причина роста цен и изменения конъюнктуры.

4. Главная проблема – инфляция .

5. Необходима стабильная денежная политика.

6. Дефицит бюджета – причина инфляции.

7. Монетаризм – теория экономического равновесия .

Вместе с тем было бы неправильно проводить резкую грань между этими двумя подходами к проблеме экономического регулирования. Обе теории построены применительно к условиям , прежде всего рыночной экономики . В известной мере они взаимодополняют друг друга, составляя теорию определения общего дохода. Кейнс обосновывает количественную зависимость доходов от расходов, Фридмен – зависимость доходов от денег . Вместе с тем между подходами Кейнса и Фридмена имеются немалые различия.

Каждый из этих методов имеет свои плюсы и минусы, поэтому конкретный выбор зависит от системы научно - методологических предпочтений, избираемых соответствующими правительствами. Универсального правила регулирования экономики не существует.

Американские кейнсианцы исходя из мультипликатора и акселератора разработали схему непрерывного роста экономики , отправным пунктом которого являются государственные капиталовложения . Они объявили государственный бюджет главным механизмом регулирования капиталистической экономики и назвали его встроенным стабилизатором , призванным автоматически реагировать на циклические колебания и смягчать их.

«Встроенные стабилизаторы » : подоходный налог , выплаты по социальному страхованию , пособия по безработице и т. д. По мнению Э. Хансена , общая сумма налогов возрастает во время подъема и уменьшается во время кризиса . Выплаты государства , наоборот, увеличиваются во время кризиса и уменьшаются во время подъема . Таким путем автоматически стабилизируются размеры эффективного спроса . Наряду со «встроенными стабилизаторами » американские кейнсианцы пропагандируют метод «компенсирующих контрмер », которые заключаются в регулировании частных капиталовложений и маневрировании государственными расходами .

6 Неокейнсианство, посткейнсианство и современное кейнсианство: разработка направлений и инструментов экономической политики государства.

· Американское неокейнсианство

Наиболее развернутое изложение американского варианта кейнсианства содержится у профессоров Гарвардского университета :

1. Э. Хансена (1887–1975) в трудах: «Экономические циклы и национальный доход », «Руководство к теории Кейнса »;

2. С. Харриса (1897–1974) в работе «Дж. Кейнс. Экономист и политический деятель ».

Их разработки получили название «неокейнсианство », а впоследствии «ортодоксальное кейнсианство ».

Американские кейнсианцы восприняли основные положения Кейнса: его объяснения причин безработицы и кризиса , выводы о решающей роли государственного регулирования капиталистической экономики, о мультипликаторе . Однако американское кейнсианство имеет ряд специфических черт , обусловленных особенностями государственно - монополистического капитализма в США.

Э. Хансен, в частности, дополнил объяснения Кейнсомпричин кризисов так называемой теорией стагнации , которая имела распространение в США в конце 1930 - х г. г. и в годы Второй мировой войны. Согласно этой теории снижение темпов развития капитализма объясняется ослаблением его движущих факторов :

1. Замедлением темпов прироста населения.

2. Отсутствием свободных земель.

3. Замедлением технического прогресса.

В качестве практических мер экономической политики американские кейнсианцы предлагают ввести государственные заказы , увеличение налогов с населения , увеличение государственных займов , умеренную инфляцию .

Идею мультипликатора Кейнса они дополнилипринципом акселерации . Э. Хансен пишет: «Числовой множитель , на который каждый доллар приращенного дохода увеличивает инвестиции, называется коэффициентом акселерации или просто акселератором ». Для обоснования этого вывода обычно ссылаются на длительность срока изготовления оборудования , в силу чего накапливается неудовлетворенный спрос на него, что стимулирует чрезмерное расширение производства оборудования . Если мультипликатор отражает увеличение роста занятости и доходов в результате капиталовложений, то акселератор означает воздействие роста доходов (по средствам увеличения спроса) на капиталовложения в сторону их повышения.

· Новая кейнсианская теория

Появилась в середине 1980 г. г. в ответ на критику кейнсианской теории со стороны новых классиков . Её представители: американские экономисты Дж. Акерлоф , О. Бланчард , Н. Мэнкью и др.

- НКТ отвергает многие принципы новой классической теории , но и пытается отойти от ряда уязвимых мест «старой» кейнсианской теории .

ü Сходства и различия в допущенияхновой кейнсианской и новой классической теорий.

- Новые кейнсианцы (новые классики) расходятся :

1. Рабочие не свободны (свободны) в выборе предложения труда при данном уровне % ставки и реальной з. п.

В экстремальной ситуации Э. застоя (спада) они не имеют возможности выбирать сколько времени работать. И вынуждены соглашаться , в т. ч. вопреки желанию.

2. Цены (товарные рынки) и особенно ставки з. п. (рынк труда) – жёсткие (гибкие) .

Факторы AD и AS медленно приходят в состояние равновесия, приспосабливаются .

3. Поэтому недогрузка производственных мощностей и безработица могут существовать длительный период ( исключительнокороткий период) .

- Новые кейнсианцы и новые классики согласны :

1. Использовать МИКРО Э. решения для объяснения МАКРО Э. циклов.

2. Использовать сложный Э. аппарат для выявления Э. закономерностей.

3. Э. агенты МАХ функцию полезности на МИКРОуровне, руководствуясь рациональными ожиданиями .

ü Сходства и различия в допущенияхновой и «старой » кейнсианской теорий .

- Новые кейнсианцы и «старые» кейнсианцы согласны :

1. Возможность длительного периода МАКРО Э. Не равновесия, т. к. цены медленно приспосабливаются к изменениям рынка.

2. Неполное использование факторов производства носит вынужденный характер .

- Новые кейнсианцы («старые» кейнсианцы) расходятся :

1. Негибкость цен необъясняется жёсткостью номинальной ставки з. п. (объясняется , т. к. ставка з. п. – значительная часть издержек производства).

2. Придаёт более (менее) серьёзное значение роли ожиданий в принятии решений.

3. Действенность инструментов стабилизационной политики зависит от причин МАКРО Э. НЕ равновесия (приоритет фискальным инструментам антициклического регулирования).

ПОСТКЕЙНСИАНСТВО


Похожая информация.


Случайные статьи

Вверх