Экономико-географическая характеристика стран западной европы. Природные условия и общая характеристика зарубежной европы

Наш современный мир отличается большим разнообразием существующих стран. И каждая из них обладает собственным набором уникальных свойств и черт. Для удобства их анализа и сравнения используют такой инструмент, как "характеристика экономико-географического положения страны". Описывает он страны по определенному алгоритму, который мы рассмотрим далее.

Виды экономико-географического положения

Бывает потенциальным и настоящим (реализованным). Любое неосвоенное место является потенциальным ЭГП. Под реализованным ЭГП подразумевается историческая последовательность того, как использовалось ЭГП в различных временных социальных и экономических условиях.

Изменение ЭГП

Оценки экономико-географического положения могут со временем могут изменяться с совершенствованием и развитием мирового разделения труда и безостановочного научно-технического прогресса. Больше всего влияют транспортные, связующие, строительные изменения, а также поиск новых месторождений. Эпоха Великих географических открытий, освоение Америки, развитие ж/д и автотранспорта являются катализаторами одних из самых крупных мировых изменений.

Стандарты описания экономико-географического положения

Одна из идей, на которой строится использование плана характеристики ЭГП страны, это стремление показать разнообразие культур и миров. При современных процессах интеграции и глобализации важно видеть разницу между субъектами.

Типовой план характеристики ЭГП страны, региона состоит из следующих пунктов:

  1. Расположение относительно стран-соседей.
  2. Расположение относительно главных сухопутных и морских транспортных путей.
  3. Расположение относительно главных топливно-сырьевых баз, промышленных и сельскохозяйственных районов.
  4. Расположение относительно главных районов сбыта продукции.
  5. Изменение ЭГП во времени.
  6. Общие выводы об ЭГП и его влиянии на развитие хозяйства страны.

Самые часто рассматриваемые страны

Для того чтобы отследить модели экономического и политического развития, выявить взаимосвязи и взаимозависимости между странами мирами, а также выяснить закономерности развития общества, рассмотрим наиболее развитые европейские страны.

Чаще всего объектом исследования становятся такие страны, как Германия, Франция, Италия и Испания как представители всех частей Европы.

Германия

Рассмотрим первую характеристику ЭГП страны зарубежной Европы. По плану, указанному в одном из предыдущих абзацев, получим следующую ситуацию:

1) Германия обладает границами с 9 странами: север - Дания; восток - Польша, Чехия; юго-восток- Австрия; юг - Швейцария; юго-запад - Франция, Люксембург; запад - Бельгия.

2) Германия является транспортных потоков.

3) В Германии в Рурском регионе добывается каменный и бурый уголь, аналогичное место добычи находится рядом в Польше. Нефтяные месторождения находятся далеко. Рядом располагается добыча природного газа (Северное море).

4) Внутригерманское производство покрывает 60% спроса населения. К наиболее популярным товарам относятся хлебобулочные изделия, молочные продукты, яйца, самые разные овощи и фрукты, мясо и мясные продукты. Хорошо развито производство продуктов растительного происхождения - крупы, злаковые и др. Германия известна как крупнейшая -импортер натуральных продуктов питания. 38% всех натуральных продуктов - это немецкий импорт.

5) Положение Германии очень выгодно. Она является связующим звеном между государствами Центральной и Восточной Европы.

Вот так выглядит план характеристики ЭГП страны. Германия - важная экономическая и политическая единица Европы.

Франция

Эта страна - европейская надежда. Многие процессы, происходящие в Европе, связаны с ней. Рассмотрим ее план характеристики ЭГП страны. Франция обладает своими уникальными чертами и особенностями.

1) Франция может быть названа страной Атлантики и Средиземноморья, Прирейнья и Пиренейских гор. Морские границы длиннее сухопутных. На граничит с Великобританией по проливам Ла-Манш и Па-де-Кале. Сухопутные французские границы идут по различным природным рубежам, например, горам. На юго-востоке Франция граничит с Монако, на северо-востоке с Люксембургом и Бельгией.

2) Франция имеет большое естественное преимущество в виде центрального географического положения, вследствие чего имеет выход к главным западноевропейским коммерческим трассам: Средиземному морю, Ла-Маншу, Атлантике.

3) Франция известна добычей угла. Основные регионы, где он добывается, - это Лотарингия и Центральный массив. Французский импорт состоит из нефти и газа. «Газ де Франс» известна как одна из самых крупных газовых компаний Европы.

4) Франция считается высокоразвитой страной, и находится на одном из первых мест в объеме промышленного производства. Огромным спросом на мировых рынках пользуются французские изделия, такие как одежда, обувь, ювелирные изделия, парфюмерия и косметика, коньяки, сыры и др. Также Франция является крупным сельскохозяйственным игроком. Отдельно стоит рассмотреть такую отрасль во французском производстве, как виноделие. Каждая провинция выращивает свой сорт винограда и производит свое вино. Кроме вина, Франция известна такими напитками, как коньяк и кальвадос.

5) На данный момент Франция состоит во многих международных организаций, например, Европейский Союз, ООН, Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР), Международный Валютный Фонд (МВФ), НАТО и другие организации. ЭГП укрепляется с каждым годом. Франция старается извлекать из него все больше преимуществ для своего развития.

6) Франция обладает большим потенциалом, которые можно успешно реализовать за счет использования выгодных сторон ее географического положения.

Италия

В Европе есть еще одно государство, достойное рассмотрения плана характеристики ЭГП страны. Италия представляет Южную Европу со всеми ее особенностями.

1) Территориально Италия является южноевропейской страной, находящейся на Апеннинском полуострове. Имеет границы с Францией, Швейцарией, Австрией, Словенией, Сан-Марино и Ватиканом.

2) Италия имеет большое количество автомобильных дорог и железнодорожных путей в страны Европы. Развита морская портовая сеть.

3) По отношению к сырьевым мировым точкам, южнее Италии располагается Северная Африка, добывающая нефть и газ, на северо-востоке - Россия с добычей нефти, газа и угля, на востоке - Страны Персидского залива, богатые нефтью и газом, на севере - Германия и Польша с добычей угля.

4) Главным сбытовым районом для Италии являются страны Европейской торговой зоны, куда она сама и относится.

5) С течением времени на ЭГП Италии больше всего воздействия и влияния оказывают геополитические факторы.

6) В общем плане ЭГП Италии можно охарактеризовать как выгодное, так как она располагается в зоне одного из самых больших рынков (ЕС) и имеет выход к морским путям.

Испания

Это государство представляет юго-запад Европы. Вот так будет выглядеть его план характеристики ЭГП страны. Испания испытывает на данный момент свои сложности в развитии, но в целом имеет перспективы для дальнейшего успешного развития.

1) Испания расположилась на европейской юго-западной территории на Пиренейском полуострове. Имеет границы: на западе - Португалия, север - Франция и Андорра, с севера и запада Испанию омывают воды Атлантического океана, с юга и востока - Средиземное море.

2) Испанские дороги представляют собой централизованные шестиполосные шоссе, соединяющие Мадрид и Страну Басков, Каталонию, Валенсию, Андалусию, Эстремадура и Галицию. Скоростные шоссе также пролегают вдоль атлантического и средиземноморского побережий.

3) Одна из самых промышленных отраслей — горнодобывающая. Испания богата полезными ископаемыми, значится как один из мировых лидеров по добыче ртути и пирита, полиметаллических и урановых руд, а также серебра. Нефть и газ относятся к категории импорта.

4) Для Испании рынками сбыта являются Западная и Восточная Европа, а также понемногу страна выходит на Азиатский и Африканский рынки. Экспорт в основном составляют готовые изделия в виде машин, оборудования, тканей, а также фрукты. Самый большой товарооборот зафиксирован со Швейцарией и США.

5) ЭГП Испании меняется со временем под воздействием всех процессов, происходящих в Европе.

6) Испания имеет выгодное положение и обладает перспективами хорошего и устойчивого развития, что мы видим, исходя из приведенного плана характеристики ЭГП страны.

Развиваемые навыки и умения

Любое задание подразумевает под собой совершенствование каких-либо умений и навыков. Использование такого инструмента, как составление описания государства по плану характеристики ЭГП страны, позволяет развить умение к оценке влияния положения на развитие.

История того, как заселялась страна, национальные черты граждан и трудовых ресурсов помогают определить сферы, которые обладают потенциалом для развития. Другим умением, формирующемся при использовании плана характеристики ЭГП страны, является способность к определению и выделению сходств и различий и их интерпретация и прикладное применение. Прогнозирование будущих тенденций и перспектив развития - неотъемлемый аналитический инструмент.

Европа - самая маленькая и вместе с тем самая «тесная» часть света в мире. Её ближайший сосед - Азия, и вместе они образуют самый большой материк - Евразия. Но сегодня в центре внимания - Зарубежная Европа.

Общие сведения

Существуют различные подходы к делению Европы на регионы. До конца 80-х годов прошлого столетия в истории и географии под термином «Западная Европа» понималась совокупность независимых европейских государств, которые после окончания Второй Мировой войны продолжили капиталистическое развитие. Их насчитывалось 32, и противовесом им служили страны социалистического лагеря - Восточная Европа. В 1991 году после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств (СНГ) появилось новое понятие «Зарубежная Европа».

Оно объединяет 40 стран, расположенных на территории Европы, кроме тех, которые входят в состав СНГ.

Географическое положение Зарубежной Европы

Говоря о физико-географической положении Зарубежной Европы, следует сказать, что она занимает достаточно компактную в масштабе земного шара территорию: её общая площадь составляет 5,4 млн. кв. км. Остров Шпицберген является крайней точкой на севере, а остров Крит - на юге. Протяженность региона с севера на юг составляет 5000 км, а с запада на восток - 3000 км. Зарубежная Европа с трёх сторон омывается водами Атлантического и Северного Ледовитого океанов и их морями. Береговая линия очень изрезана. На большей части территории преобладают равнины, и только около 17 % занимают горы. Среди них основные - Альпы, Пиренеи, Апеннины, Карпаты, горы на Балканском и Скандинавском полуостровах. В данном регионе господствуют четыре климатических пояса, которые постепенно сменяют друг друга с севера на юг:

  • арктический (арктические острова Европы) : здесь «правит» морской арктический климат с очень морозной зимой и холодным летом;
  • субарктический (Исландия и северное побережье материковой Европы) : характеризуется преобладанием морского субарктического типа климата с холодной, местами мягкой зимой и прохладным летом с сильными западными ветрами;
  • умеренный (Британские острова, большая часть материковой Европы) : здесь выделяют два типа климата - морской умеренный и континентальный умеренный.
  • субтропический (южная средиземноморская часть Европы) : характерным для этих широт типом климата является средиземноморский с тёплой зимой и сухим, жарким летом.

Рис. 1 Регионы Зарубежной Европы

Региональное деление

Географически Зарубежная Европа делится на четыре региона по сторонам света: Северная, Южная, Западная и Восточная. Однако, в последнее время помимо Северной, Южной и Западной Европы в обиходе географов появились новые термины - Центрально-Восточная и Восточная Европа. К последней как раз и относятся Украина, Белоруссия, Молдова и Россия - страны, входящие в СНГ. Сколько государств, и к каким регионам Зарубежной Европы «зачисляются», кратко изложено в следующей таблице:

Северная Европа

Южная Европа


Западная Европа

Центрально-Восточная Европа

Финляндия

Исландия

Норвегия

Сан-Марино

Гибралтар

Португалия

Швейцария

Германия

Нидерланды

Великобритания

Ирландия

Лихтенштейн

Люксембург

Хорватия

Словения

Словакия

Сербия и Черногория

Македония

Болгария

Рис. 2 Современные лидеры стран «Большой семёрки»

Экономическое развитие

Зарубежная Европа принадлежит к числу наиболее экономически развитых районов в мире. Как в политическом плане, так и в отраслевой и территориальной структуре хозяйства региона наблюдается разнообразие и насыщенность. Если Зарубежную Европу представить в виде большого четырёхэтажного многоквартирного дома, то на самом нижнем окажутся страны с переходной экономикой: Польша, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Румыния, Словакия, Словения. На втором и на третьем - развитые страны с рыночной экономикой: Испания, Греция, Дания, Норвегия, Исландия и другие. Однако их уровень экономического и социального развития ещё не достиг высокой планки лидеров, к которым относятся «соседи» с верхнего этажа - Великобритания, Германия, Франция и Италия. Именно на них приходится около 70% совокупного объема ВВП. Они же и являются участниками «Группы семи» или «Большой семёрки» – объединения семи ведущих экономически развитых стран (США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Лидеры данных государств ежегодно собираются для обсуждения не только проблем Зарубежной Европы, а насущных вопросов, стоящих перед человечеством: политических, военных (всеобщая безопасность, терроризм, причины обострения локальных конфликтов), социальных (защита прав человека, поддержка и условия сотрудничества с развивающимися странами), экологических (глобальное потепление, изменение климата) и экономических (наука и финансы, рыночное регулирование, размеры импорта и экспорта).

Особенности

Среди множества особенностей Зарубежной Европы стоит отметить одно важное - наличие «Центральной оси развития». Под данным термином подразумевается западноевропейская часть протяженностью 1600 км, которая, по сути, является центром, сердцевиной Старого Света с наибольшим сосредоточением населения (300 человек на 1 км2)и основных отраслей хозяйства. Условная граница «оси» берет своё начало из Манчестера, далее «несётся» через Гамбург, Венецию, Марсель и вновь возвращается в Гамбург, образуя петлю по форме напоминающую банан. Она охватывает большой участок Европы, включающий следующие части: регионы Великобритании, западные земли Германии, север и юг Франции, Швейцарию и север Италии.

Если посмотреть на карту Европы, то можно увидеть что на территории «Центральной оси развития» расположены «мировые центры» – Лондон и Париж, в каждом из которых размещены около тридцати штаб-квартир самых крупных корпораций. Кроме того, она является местом концентрации более половины всего промышленного потенциала Европы: угольно-металлургические предприятия, общее машиностроение, автомобилестроение, предприятия химической промышленности, новейшие наукоемкие производства, портово-промышленные комплексы и многое другое.

Рис. 3 “Центральная ось развития” Европы

Что мы узнали?

Особенности Зарубежной Европы - под прицелом нашего внимания. После рассмотрения этой темы по географии за 10 класс и 11 класс приходим к следующему выводу: сравнительно небольшая по площади территория на огромном континенте является одной из самых успешных, развитых по качеству жизни населения, по структуре производства, по масштабам экономической деятельности и уровню технологического развития. Способствовало тому множество факторов: географическое положение, благоприятные природные условия, небольшие размеры стран и их близкое соседство, и многое другое.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 554.

Образовательное учреждение: МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа №3»

г.Пикалево

Учитель: Венидиктова Наталья Владимировна

Урок: география

Класс: 10

Тема урока: Экономико-географическое положение зарубежной Европы. Население.

Цель: углубить теоретические знания по теме.

Задачи урока :

Образовательные:

3. Формирование умений работать с различными источниками географической информации

Развивающие:

Воспитательные:

Оборудование: настенная карта: «Страны Зарубежной Европы, атлас 10 класс, интерактивная доска, ПК.

Ход урока:

    Оргмомент

    Изучение нового материала

Вступительное слово учителя.

Характеризуя хозяйство мира, мы выделяли крупные центры. Они относятся к различным регионам мира. От общей характеристики мира мы переходим к региональной. А с какого региона мы начнём, вы назовёте мне сами, побывав в картинной галерее.

Картинная галерея.

Перед вами предстанут шедевры художников из различных стран, написаны картины в разное время, но что-то их объединяет, попробуйте это выделить после знакомства с картинами.

- Что же объединяет?

(просмотр картин Похищение Европы)

Ответ: Объединяет сюжет картины, картины выполнены европейскими художниками .

Может кто-нибудь знает об этих картинах, название картин, по сюжету картины назвать регион? Разобраться в этом вопросе нам поможет эксперт.

Слово эксперту.

Мифы далекой древности - свидетельства научно-философских воззрений наших предков. Поэтому о первых великих географических открытиях приходится судить, опираясь на «преданья старины глубокой». В ту пору карт еще не было, научных трактатов никто не писал. А вот мифы передавали из поколения поколению. Один из мифов стал сюжетом для написания картин, представленных пред вами.

Предание древних греков повествует о похищении Европы. Некогда верховный бог Зевс влюбился в прекрасную царевну Европу. Она была дочерью царя Аченора, выходца из Египта, сына Ливии и Посейдона.

Европа любила гулять с подругами на берегу моря (Средиземного). Там и увидел ее Зевс. Он превратился в прекрасного белоснежного быка с жемчужными рогами, очень ласкового. Европа решила прокатиться на нем. Но как только она села на его широкую спину, бык вошел в море и поплыл. Впереди сопровождал их сам владыка морей Посейдон.

Зевс с Европой добрался до острова Крит. Такова легенда. Извлечь из нее рациональное зерно помогают, помимо всего прочего, археологические раскопки на Крите.

Итак, Европа перекочевала на остров, расположенный - согласно принятой ныне терминологии - между северо-восточной Африкой, западной Азией и юго-восточной Европой. Произошло это событие, по-видимому, в начале второго тысячелетия до н. э.

По всей вероятности, именно тогда, в конце 3 - начале 2 тысячелетия до н. э., появились названия Азия и Европа, относящиеся к двум частям света. Первое, вероятно, происходит от ассирийского «асу» - восход. Предполагается, что ассирийское слово «эреб» - закат - послужило основой для имени «Европа». Картины объединяет не только сюжет, а также название – Похищение Европы

Ну а теперь, я думаю, вы легко назовёте регион - Европа

(слайд: политическая карта Европы)

- А что бы вы хотели узнать об этом регионе?

Сравним с программным планом изучения региона по страницам учебника. Мы видим, что многие пункты плана совпадают с вашими потребностями.

С чего мы начинаем изучение региона, выберите из плана.

Ответ: Территория, границы, географическое положение.

В экономической географии вводится понятие - экономико-географическое положение (ЭКГ).

Положение к географическим объектам, имеющим важное экономическое значение (источникам сырья и энергии, населённым пунктам, транспортным сетям и пр.)

1. Экономико-географическое положение.

Определить ЭГП нам поможет журналист- международник, она пригласила в гости политолога-экономиста, который ответит на её вопросы.

- По интервью необходимо заполнить таблицу 1 и сделать вывод. Формы таблиц представлены в приложении к уроку.

Интервью.

- Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. Этот регион в наши дни занимает очень важное место в политике и экономике.

При изучении региона можно использовать различные методы получения информации, самым необходимым является картографический метод. При знакомстве с регионом мы будем использовать

различные карты.

Страны Зарубежной Европы делят на страны Северной Европы, Южной Европы, Западной Европы, Восточной Европы.

-Контурная карта, на которой обозначены федерации.

По форме территориального устройства в Европе унитарные государства и федеративные.

- Контурная карта, на которой обозначены монархии.

Учащиеся называют страны, по слайду в презентации проверяют

По форме правления – республики и монархии. В Европе сохранилось самое большое количество монархий.

Сообщение о монархии, рассказ сопровождается слайдами из презентации.

2.Население.

Этот вопрос нам помогут изучить карты. Пользуясь тематическим картами, заполнить таблицу №2 и выполнить задание. Задание выполняется в парах.

Зарубежная Европа центр древнейшей цивилизации.

Каждая страна имеет свои достопримечательности, некоторым из них посвящены музыкальные произведения. Проводится музыкальная пауза, с использованием музыки песни Беловежская пуща.

Для рассмотрения достопримечательностей стран Зарубежной Европы предлагается электронная игра с использованием ПК. К игре прилагается таблиц №3.

III . Подведение итогов урока

Итоги урока учащиеся подводят самостоятельно, оценивают свою деятельность не только на уроке, но и при подготовке к уроку. Данные заносят в индивидуальное портфолио. Вручаются сертификаты участника урока.

Зарубежная Европа – самый небольшой по территории регион мира, но роль его в мировом хозяйстве очень велика. Страны Зарубежной Европы производят 50% промышленной продукции мирового хозяйства. Регион занимает 1 место по машиностроению, 2 место по производству продукции химической промышленности. Зарубежная Европа была и остается основным регионом международного туризма. Первое место занимает Испания, которую ежегодно посещают более 50 млн. человек. Наиболее привлекательны для отдыхающих приморские районы Средиземноморья и горные курорты Альп, а также культурно- исторические памятники.

На уроке только начали знакомство с регионом, может кто-нибудь из вас пожелает получить образование в учебных заведениях Европы и вернуться служить России.

Приложение к уроку.

ТАБЛИЦА №1

Географическое положение Европы, благоприятные, неблагоприятные черты экономико-географического положения.

План географического

положения

Черты географического

положения Европы

Черты экономико-географического положения

благоприятные

неблагоприятные

1. Площадь Европы

2. Количество стран

3. Протяжённость с

севера на юг

4. Протяжённость с

запада на восток

5. Близость к океанам

6. Пограничные рубежи

7. Мировые транспортные

ТАБЛИЦА №2

Характеристика населения зарубежной Европы .

характеризующие

население Европы

Источ

ники

Страны

Северной

Европы

Страны

Южной

Европы

Страны

Западной

Европы

Страны

Восточной

Европы

Швеция

Португалия

Австрия

Польша

1.Численность населения

Визитная карточка

2.Плотность населения

Численность страны /площадь

3. Тип воспроизводства

Учебник с.63

4. Половой состав

Значительно Ж

5.Национальнай состав

Атлас с26

Шведы. Саами

португальцы

австрийцы

6.Религиозный состав

протестанты

католики

католики

католики

7.Уровень урбанизации

Учебник с.78

Очень высокоурба

низиронная

Выкоурба

низированная

Высокоурба

низированная

Высокоурба

низированная

8. Крупные агломерации

Учебник с.185

Стокгольм 1,6

Лиссабон 2.6

Варшава 2,2

9.Форма правления

Визитная карточка

Форма территориального устройства

Визитная карточка

Вывод: Выбери верные утверждения

    Для стран Зарубежной Европы характерен близкий к нулю естественный прирост населения.

    Зарубежная Европа с низкой долей пожилого населения

    Для народов Зарубежной Европы буддизм – религия большинства верующего населения

    Для Швеции характерны невысокие показатели плотности населения

    Для стран Зарубежной Европы характерен низкий уровень урбанизации

    В Зарубежной Европе большинство стран имеют республиканскую форму правления, 12 стран имеют монархическую форму правления

Ключ правильных ответов - верные: 1,4,6

ТАБЛИЦА №3

Итоги игры: «Достопримечательности стран Европы»

Если Вы заработали балл – «+», если нет – «-«. В конце игры, пожалуйста» подведите итоги.

Достопримечательности стран Европы

Ваши баллы

1.Акрополь

2.Биг Бен

3.Беловежская пуща

5.Лапландия

6.Венеция

7.Бранденбургские ворота

8.Коррида

9. Эйфелева башня

Бланк портфолио

Бланк портфолио

Портфолио-

ученик _______________

Портфолио-

ученик _______________

3. -2 б

4.Таблица1 -3б.

5.Таблица2 .-3б

Верные:1,4,6

6.Игра: 10б – 10б

Общий балл: макс.25баллов

Оценка: Молодец!

1Выступление на уроке перед классом - 5б

2.Работа с электронными программами- 2б

3. Работа на интерактивной доске -2 б

4.Таблица1 -3б.

Благоприятные: соседское, приморское положение

Неблагоприятные: близость к очагам напряжённости

5.Таблица2 .-3б

Верные:1,4,6

6.Игра: 10б – 10б

Общий балл: макс.25баллов

Оценка: Молодец!

Самоанализ урока географии

Анализ составила:

Венидиктова Н.В.,

учитель географии

МБОУ «СОШ №3»

город Пикалёво

Тема урока: Экономико-географическое положение зарубежной Европы. Население.

Цель: углубление теоретических знаний по теме.

Задачи урока :

Образовательные:

1. Формирование понятия ЭГП, выделение благоприятных, неблагоприятных черт ЭГП стран Зарубежной Европы.

2. Формирование представлений о политической карте Зарубежной Европы населении стран региона.

3.Формирование умений работать с различными источниками географической информации

Развивающие:

Развитие познавательной самостоятельности, творческих способностей.

Воспитательные:

Воспитание основ географической культуры и мировоззрения.

Урок проходил на базе 10 класса, класс сборный, в нем обучаются дети из трёх классов. Учащиеся класса начинают взаимодействовать между собой.

Урок вводный в большую тему: «Зарубежная Европа», относится к типу – изучение нового материала. На уроке запланировано рассмотреть два больших программных вопроса: экономико-географическое положение зарубежной Европы, население.

В начале урока был использован мотивационно-целевой компонент. Посетив картинную галерею, выслушав эксперта, учащиеся были заинтересованы в изучении региона, перед собой поставили цель расширить знания о зарубежной Европе. Целевые потребности учащихся совпали с программными.

Изучение нового материала состояло из двух этапов. При рассмотрении вопроса экономико-географического положения учащимся было предложено интервью, по ходу которого полученные знания должны быть систематизированы в таблицу. Эта форма способствует развитию коммуникативной компетентности - умение вступать в коммуникацию, непринуждённо общаться. При рассмотрении политической карты региона учитель опирался на понятия предыдущих тем: федеративная и унитарная формы территориального правления, республика и монархия. Для полного представления политической карты учащимся предложены тематические контурные карты. Для расширения знаний по этому вопросу учащиеся прослушали сообщение об одной из старейших монархий Зарубежной Европы. Сообщение являлось результатом исследовательской работы. Для зрительного восприятия учебного материала предлагается презентация: «Английская монархия». Используемая форма способствует развитию учебно-информационной компетенции.

Мой вопрос о целесообразности на политической карте стран с различными формами территориального устройства и формами правления даёт возможность перейти ко второму вопросу – население Зарубежной Европы. Этот прием позволяет сохранить целостность и логичность в изучении научного материала.

Изучение населения учащиеся осуществляют самостоятельно, работая в парах, пользуясь различными источниками информации (картами в атласе, страницами учебника). Полученные результаты заносятся в таблицу. Результаты практической работы позволяют учащимся охарактеризовать население по различным признакам и сравнить группы населения в разных странах Зарубежной Европы. В выводе предложены задания, которые готовят к ЕГЭ. Выполнение этого задания необходимо ограничить временем. Учащиеся могли дать характеристику населению одной из предложенных стран, при наличии времени, работу продолжить.

Этот этап урока развивает информационную компетентность - анализ тематических карт, работа со всеми видами информационных источников. Выполнение задания в парах позволило мне, как классному руководителю, сделать выводы о сформированности коммуникативной компетентности десятиклассников. Есть над чем работать. В ходе работы учащиеся были активны, самостоятельны. Те пары, в которых работа была слаженной, совместной, уложились в отведённое время. В ходе выполнения работы можно было бы использовать музыкальную релаксацию, а не отводить музыкальной паузе отдельное время. Музыка, используемая во время паузы, была подобрана неслучайно, она посвящена достопримечательности одной из европейских стран и позволила перейти к заключительному этапу – знакомству с достопримечательностями стран Европы. Для этого использовались ПК, детей эта деятельность активизировала. Учебная игра помогла успешно завершить урок. Подвели итог дети самостоятельно, заполнив персональное портфолио. Не один учащийся не набрал максимального количества баллов. Это свидетельствует о том, что учащиеся только начали изучать тему и многое предстоит узнать, чтобы удовлетворить свои потребности и получить знания по программе. По окончании урока каждому был выдан сертификат участника – это одна из альтернативных форм оценивания учащихся.

У меня после урока появилось много задумок, которые воплотятся в жизнь на уроках географии при изучении различных тем в разных классах. А поможет мне в этом 10 класс, у которого есть и желание, и способности.

В основе понятия «экономико - географическое положение» лежит категория «отношения». ЭГП - это совокупность пространственных отношений социально-экономических объектов к другим объектам этого вида. Если речь идет про страну, то это отношения к вне размещенным относительно ее элементам, которые имеют для нее то или иное экономическое значение, независимо от того, созданы они природой (моря, горы и другие) или руками человека (каналы, предприятия и другие). Главная идея всякого положения - это раскрыть территориальные отношения: в ЭГП - к экономически значимым объектам (транспортных магистралей, рынков сбыта и другие), в геополитическом положение - к политически значимым объектам (центров международной политики, военно-политических баз и других).

Экономико-географическое положение страны обозначает степень благоприятного развития экономических связей с другими странами, которая может стимулировать их, или, наоборот, ограничивать, благоприятствовать или препятствовать включению страны в международный обмен, облегчать или усложнять формирование ее специализации. Можно говорить про разные уровни экономико-географического положения :

  • · Макроположение - это положение страны на экономической карте мира в целом. Ведущим фактором при оценке макроположения выступает расположение государства по отношению к основным мировым торгово-транспортным артериям. Поскольку на мировом рынке ведущим транспортом является морской, то это возможность хорошего выхода в Мировой океан.
  • · Мезоположение - это ЭГП по отношению страны к соседним экономическим регионам, а также по отношению к странам - соседям второго порядка. В этом случае ведущими факторами становятся геополитическая обстановка и транспортные возможности.
  • · Микроположение страны - это положение страны по отношению к непосредственным соседям, т.е. странам, имеющим с этой страной общую границу. ЭГП в этом случае зависит от множества факторов, но главными являются:

ь Природные особенности расположения границы, т.е. существуют или нет серьезные природные барьеры на границе.

ь Геополитическая обстановка на границе. Может быть удобный в природном отношении участок границы с хорошими дорогами, но все это оказывается ненужным, если граница проходит между враждующими государствами;

ь Пути сообщения. Хорошо развитая транспортная система на границе облегчает любые контакты между странами и определяет стоимость доставки грузов, что конечно оборачивается благоприятным экономико-географическим микроположением.

Охарактеризуем экономико-географическое положение малых стран Западной Европы.

Королевство Бельгия - государство на северо-западе Европы. Общая площадь страны составляет 32.545 кв. км. На севере омывается Северным морем, длина морской границы 66 км. На суше граничит: на севере с Нидерландами, на востоке - с Германией и Люксембургом, на юге - с Францией. Общая протяженность границы - 1 385 км.

Таблица 2.1. Протяженность границ Бельгии с соседними государствами

По рекам и каналам обеспечивается связь со странами Центральной и Западной Европы, выход к Северному морю благоприятствует участию в международной торговле.

Королевство Нидерланды -- государство на северо-западе Европы. Общая площадь 41 548 км2 (площадь суши - 33 930 км2). С севера и запада Нидерланды омываются водами Северного моря. На севере граница Нидерландов проходит вдоль береговой линии пяти Западно-Фризских островов Северного моря (Влиланд, Терсхелинг, Тексел, Схирмонниког и Амиланд). Общая протяженность границы 1 027 км, длина береговой линии - 451 км. На юге граничит с Бельгией, на востоке - с Германией. Протяженность границ с соседними государствами представлена в таблице..

Таблица 2.2. Протяженность границ Нидерландов с соседними государствами

Благодаря своему расположению в середине Западной Европы Нидерланды имеют выгодную исходную позицию. Экономика Нидерландов ориентируется на зарубежные страны. Торговля и транспорт являются важными секторами экономики. Благодаря удачному расположению Нидерландов здесь обосновываются многие промышленные предприятия. Много крупных международных предприятий имеют в Нидерландах дистрибуционные центры для Европы. Помимо этого, в Нидерландах часто размещаются те предприятия, которые зависят от транспортировки крупных партий сырья морским путем (например: нефтехимическая промышленность).

Люксембург - государство в Западной Европе, площадью 2 587км. На западе и севере граничит с Бельгией, на юге - с Францией, на востоке - с Германией (138 км). Выхода к морю не имеет.

Протяженность границ с соседними государствами представлена в таблице.

Таблица 2.3. Протяженность границ Люксембурга с соседними государствами

Географическое положение Люксембурга позволяет ему благоприятно налаживать международные связи с соседями, такими как Бельгия, Германия и Франция.

Швейцария - государство в Центральной Европе. Общая площадь страны 41 288 км2 (площадь суши - 39 770 км2). На юге и юго-востоке граничит с Италией, с Францией страна граничит на западе, юго-западе и северо-западе, на севере - с Германией, на востоке - с Австрией и Лихтенштейном. Общая протяженность границы 1 852 км.

Протяженность границ с соседними государствами представлена в таблице.

Таблица 2.4. Протяженность границ Швейцарии с соседними государствами

В силу своего географического положения и исторического развития Швейцария имеет тесные интеграционные связи с Европейским союзом, который выступает её основным торговым партнером. Будучи со всех сторон окруженной ведущими в экономическом плане странами-членами ЕС, Швейцария является также важной транзитной страной, через которую проходит значительная часть грузовых потоков внутри ЕС.

Австрия - государство в Центральной Европе. Общая площадь страны 83 849 км2 (площадь суши - 82 730 км2). Выхода к морю не имеет. На юге граничит с Италией и Словенией, на юге и западе - со Швейцарией, на западе - с Германией и Лихтенштейном, на севере - с Чехией, на востоке - с Венгрией, на северо-востоке - со Словакией. Общая протяженность границы - 2 496 км.

Протяженность границ с соседними государствами представлена в таблице.

Таблица 2.5. Протяженность границ Австрии с соседними государствами

Австрия расположена в центре Европы, на перекрестке трансъевропейских путей из стран Скандинавии и стран Центральной Европы в Италию, и другие южные страны. Государственные границы в большей части совпадают со множеством естественных рубежей -- реками и горными хребтами. Лишь с Чехией, Словакией и Венгрией граница проходит по относительно ровной местности.

Экономико - географическое положение малых стран Западной Европы определяется двумя основными чертами:

  • · приморским положением (Бельгия, Нидерланды), способствующим развитию межконтинентальных связей, ввозу топливных и сырьевых ресурсов из развивающихся стран;
  • · соседским положением стран региона по отношению друг к другу, способствующим развитию интеграционных процессов.

Малые страны Западной Европы имеют стабильное политико - географическое положение:

  • · они не имеют претензий на мировую гегемонию;
  • · пользуются большим доверием у мирового сообщества, чем крупные страны.

Экономико-географическое и стабильное политико-географическое положение способствует развитию хозяйства и территории.

Транспортно-географическое положение является транзитным, является перекрёстком судоходных морских направлений, и в то же время это место пересечения крупных международных речных, железнодорожных, автомобильных, воздушных и трубопроводных магистралей.

Страны в силу своей маленькой территории не обладают крупным природно-ресурсным потенциалом, но в силу выгодного ЭГП имеют возможность использовать сырьевые базы мирового значения.

Соседское положение стран определяется глубокой интеграцией, межнациональными хозяйственными связями в составе ЕС. .

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Тема 11. Зарубежная Европа: ЭГП, состав, природные ресурсы, население и хозяйство Общая характеристика Европы Площадь около 10 млн. км² (из них на Зарубежную Европу, по отношению к странам СНГ, приходится 5,1 млн. км²) Численность населения 740 миллионов человек (10-11% населения Земли). Средняя высота около 300 м, максимальная м, гора Монблан. Более 40 суверенных государств. Большинство государств по форме правления республики, 12 монархий. По административно - территориальному устройству все страны (кроме Бельгии, Германии, Австрии и Швейцарии) унитарные. Крупнейшие страны по площади: Франция, Испания, Швеция, Германия, Финляндия. Крупнейшие страны по населению: Германия, Франция, Великобритания, Италия. Входят в Большую семерку: Франция, Германия, Италия, Великобритания. ЭГП Европы 1. Протяженность с севера на юг (от о. Шпицбергена до о. Крит) - 5 тыс. км, а с запада на восток - более чем 3 тыс. км. 2. Рельефная "мозаичность" ее территории: низменности и возвышенные территории. Среди гор Европы большинство средней высоты. 3. Высокая степень изрезанности береговой линии. 4. Приморское положение большинства стран. Средняя удаленность от моря км. В западной части региона нет места удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной на 600 км. 5. "Глубина" территории большинства стран невелика. Так в Болгарии и Венгрии нет места, которые бы были удалены от границ этих стран более чем на км. 6. Соседское положение благоприятное для интеграционных процессов. 7. Выгодное положение в плане контактов с остальным миром, т.к. находится на стыке с Азией и Африкой, далеко выдвинута в океан - "большой полуостров Евразии". 8. Разнообразие природных ресурсов, но некомплексное размещение по странам, многие месторождения в значительной степени выработаны. Субрегионы Европы На основании карты атласа «Субрегионы Европы» заполните таблицу: СУБРЕГИОН СТРАНЫ Северная Европа Исландия, Норвегия Природные ресурсы Европы Для мирового хозяйства наибольшее значение имеют следующие ресурсы, расположенные в пределах Зарубежной Европы: 1. Уголь 2. Цинк 3. Свинец 4. Медь 5. Нефть 6. Газ 7. Бокситы 8. Почвенные

2 Минеральный ресурс Каменный уголь Бурый уголь Нефть и природный газ Железная руда Медная руда Бокситы (алюминиевые руды) Урановые руды Калийные соли Сера Графит Страна/месторождение Германия (Рурский бассейн), Польша (Верхнесилезский бассейн) и Чехия (Остравско-Карвинский бассейн), Украина (Донецкий бассейн) Германия, Польша, Чехия, Венгрия, Румыния шельф Северного моря (Норвегия, Великобритания, Дания, Швеция) Франция (Эльзас), Украина (Криворожский басс.) Польша, Сербия Хорватия, Греция, Венгрия Франция Белоруссия, Германия, Франция Польша Чехия Страны первого типа воспроизводства (демографический кризис): преобладание женского населения, «старение населения», низкая доля детей. Германия 82 млн. чел. Трудовые миграции центр притяжения ЭАН. Преобладают представители индоевропейской языковой семьи. Уровень урбанизации 78% Религии Христианство: 1. Православие (примеры стран) 2. Католичество (примеры стран) 3. Протестантизм: лютеране, кальвинисты и др. (примеры стран) Отрасль хозяйства Отраслевая специализация стран Европы Страны ДЗ: учебник, с, 202; заполнить таблицу, повторить страны и столицы Европы. СР 10. Продолжить изучение географической номенклатуры (страны и столицы). СКАЧАТЬ СР 11. Отметить на контурной карте крупнейшие экономические центры Зарубежной Европы, пользуясь данными карт атласа: центры промышленности по ведущим отраслям (черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, лесная, легкая, пищевая).

3 Внутренние различия Зарубежной Европы. ФРГ и Польша Сравнительная экономико-географическая характеристика ФРГ (Германия) и Польши СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ФРГ ПОЛЬША Общие сведения о стране: 1) тип страны по уровню экономического развития 2) размер и состав территории 3) государственное устройство 4) столица 5) участие в международных экономических и военных организациях Географическое положение: 1) вид географического положения 2) местонахождение в регионе 3) с какими странами и где граничит 4) чем и где омывается 5) особенности политико- и экономикогеографического положения Природные условия и ресурсы: 1) климатические особенности 2) природные ресурсы Население: 1) численность 2) тип воспроизводства, рождаемость, смертность, естественный прирост 3) половой и возрастной состав 4) особенности размещения 5) национальный состав 6) религиозный состав 7) уровень урбанизации 8) крупнейшие города и агломерации 9) характерные черты внутренних и внешних миграций 10) количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов Отрасли специализации промышленности: крупнейшие промышленные районы и центры Отрасли специализации сельского хозяйства, главные сельскохозяйственные районы Вывод о развитии стран: Внимание! Типичной ошибкой при выполнении данной работы является написание двух параллельных характеристик, слабо связанных между собой. Обратите внимание на сравнение двух стран, выявляя черты их сходства и различия по всем пунктам плана.

4 Тема 12. Зарубежная Азия: ЭГП, состав, природные ресурсы, население и хозяйство Площадь З.А. 27,7 млн. км 2 Численность населения свыше 4 млрд. чел. Около 40 суверенных государств, есть монархии: АМ Сауд. Аравия, ОАЭ; КМ Япония, Бутан, Камбоджа и т.д. Страны-гиганты: Китай, Индия ЭГП: основные черты Соседское положение; Приморское положение большинства стран: выход к морям 3-х океанов; Глубинное положение некоторых стран: Монголия, Непал, Бутан. Наличие большого количества спорных территорий, «горячих точек». Задание: пользуясь атласом, учебником, справочной информацией, выписать природные ресурсы Зарубежной Азии: вид природного ресурса страны (нефть, газ, уголь, железные, медные, марганцевые, алюминиевые руды, фосфаты, калийные соли). Характеристика населения Численность свыше 4 млрд чел. «Демографический взрыв» во многих странах (особенно Юго-З. Азия: Йемен) Рождаемость Смертность Естественный прирост населения. Примеры стран с максимальными показателями ЕП: Доля детей. Примеры стран с высокой долей детей в структуре населения: Доля пожилых людей. Страны с высокой долей пожилых людей: Половой состав: мужчины численно преобладают в, женщины численно преобладают в. Национальный состав Крупнейшие народы зарубежной Азии по численности населения (более 100 млн чел.): 1. Китайцы. 2. Хиндустанцы. 3. Бенгальцы. 4. Японцы. Многонациональные страны: Индия, Индонезия. Религиозный состав Зарубежная Азия родина мировых религий. Христианство: Филиппины, Грузия, Армения, значительная доля христиан в Казахстане, Японии, Ливане. Буддизм: Таиланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам, Мьянма, Бутан, Монголия. Ислам: Юго-Западная Азия, Индонезия, Малайзия, Бангладеш. Национальные религии: конфуцианство (Китай), синтоизм (Япония), индуизм (Индия). Во многих странах межэтнические противоречия основаны именно на религиозной почве. Размещение и миграции населения Размещение неравномерное Плотность населения

5 Бангладеш: 1100 чел. на 1 кв. км В некоторых городах зарубежной Азии (Манила, Мумбай, Дели) свыше чел. на 1 кв. км Монголия: менее 2 чел. на 1 кв. км Миграции Центры иммиграции: страны Персидского залива, Сингапур, крупные города Китая. Центры эмиграции: Филиппины, Пакистан, Узбекистан. Городское и сельское население Уровень урбанизации 45% Крупнейшие города Зарубежной Азии по численности населения: Токио, Шанхай, Мумбай, Джакарта, Сеул, Манила, Дакка, Дели, Стамбул, Манила В зарубежной Азии по уровню развития экономики можно выделить 6 групп стран: 1. Высокоразвитые страны Япония, Израиль. 2. Китай и Индия Эти страны добились существенного прорыва. Китай и Индия являются второй и третьей экономикой мира соответственно, но подушевые показатели ВВП в этих странах незначительны. 3. Новые индустриальные страны Азии (НИС) К этой группе относят Республику Корею, Сингапур, Сянган (Гонконг), Тайвань, Малайзию, Таиланд. В настоящее время к этой группе относят также Индонезию и Филиппины. 4. Нефтедобывающие страны Иран, Ирак, Саудовскую Аравию, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Катар, Оман. В настоящее время в этих странах развиваются не только добыча нефти, газа, но и другие отрасли хозяйства (машиностроение, нефтехимия, туризм, металлургия). 5. Страны с преобладанием горнодобывающей и легкой промышленностей Шри-Ланка, Бангладеш, Монголия, Иордания, Вьетнам. 6. Наименее развитые страны Лаос, Камбоджа, Непал, Йемен, Бутан. В этих странах современное производство практически отсутствует. Сельское хозяйство РИС, ПШЕНИЦА, КУКУРУЗА: Китай, Индия Преобладает земледелие над животноводством. Техника и технология большей частью очень примитивные. Основные районы сельского хозяйства зарубежной Азии: 1. Муссонный сектор стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Рис Китай, Индия, Индонезия. Животноводство развито в меньшей степени. КРС: Индия; птица, овцы и свиньи Китай. 2. Район субтропического земледелия (побережье Средиземного моря). Выращивают пшеницу, просо, каучук, финики, миндаль, хлопок. Развито скотоводство и птицеводство. 3. Район пастбищного животноводства: Монголия, Юго-Западная Азия. Земледелие представлено в оазисах. ДЗ: учебник, с; повторить страны и столицы региона. СР 12. Отметить на контурной карте крупнейшие экономические центры Зарубежной Азии, пользуясь данными карт атласа: центры промышленности по ведущим отраслям (черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, лесная, легкая, пищевая).

6 Тема 13. Северная Америка: ЭГП, состав, природные ресурсы, население и хозяйство Экономико-географическое положение Третье место по площади территории (S = 24,2 млн. км²) Омывается водами трех океанов: Тихого, Атлантического, Северного Ледовитого Береговая линия сильно изрезана Вдоль западного побережья материка горная система Кордильеры (гора Мак-Кинли м) На востоке разрушенные горы Аппалачи Центр и восток материка равнинные территории Население ок. 475 млн. чел. Особенности ЭГП: 1. Значительное влияние США на ЭГП стран региона; 2. Выход к океану - развитие преимущественно морского транспорта. Природные условия и ресурсы Северная Америка расположена во всех климатических поясах, кроме экваториального. Крупные водные системы: р. Миссисипи, р. Колорадо, Великие озера. Богатство и разнообразие полезных ископаемых: в осадочных породах равнин - нефть, природный газ, уголь; северная часть равнин - железные, медные, марганцевые руды; Кордильеры - руды цветных и благородных металлов, нефть, уголь. Задание: пользуясь картами атласа, заполните таблицу Природные ресурсы Страны Месторождения Нефть Канада Эдмонтон США Ист-Тексас Сравнительная экономико-географическая характеристика США и Канады Особенности ЭГП СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ США КАНАДА Природно-ресурсный потенциал Население Особенности развития хозяйства Общий вывод о развитии стран и их роли в МГРТ ДЗ: учебник, с; повторить страны и столицы региона СР 13. Отметить на контурной карте крупнейшие экономические центры Северной Америки, пользуясь данными карт атласа: центры промышленности по ведущим отраслям (черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, лесная, легкая, пищевая).

7 Тема 14. Латинская Америка: ЭГП, состав, природные ресурсы, население и хозяйство Экономико-географическое положение 1. Близость к США. 2. Удаленность от других регионов мира. 3. Наличие Панамского канала. 4. Почти все страны (кроме Боливии и Парагвая) имеют выход к морю. Более 33 стран. По форме правления все страны региона республики. Входят в состав Содружества (например, Гайана, Доминика, Тринидад и Тобаго). Гвиана принадлежит Франции. Куба является социалистическим государством. По форме административно-территориального устройства преобладают унитарные государства. Федеративное устройство имеют следующие страны: Бразилия, Аргентина, Мексика, Венесуэла, Сент-Китс и Невис. Природные условия и ресурсы Богатство и разнообразие возобновляемых природных ресурсов региона связано в первую очередь с положением eгo преимущественно в экваториальном, тропическом и субтропическом климатических поясах. Огромное богатство Латинской Америки леса (более 1/2 всей территории региона). По обеспеченности лесными ресурсами из расчета на душу населения первое место в мире. Наиболее крупными лесными ресурсами обладают Бразилия (уступает только России), Венесуэла, Колумбия. На территории Латинской Америки имеются крупные запасы ниобия, лития, бериллия, молибдена, меди, серы, сурьмы, серебра, бокситов, нефти и пр. Рудные полезные ископаемые Анд: 1. Медные. 2. Оловянные. 3. Железные. 4. Свинцово-цинковые. 5. Вольфрамовые. 6. Сурьмяные. 7. Молибденовые. 8. Благородных металлов. В Латинской Америке протягивается медный пояс (Перу, Чили, Эквадор, Колумбия). Природные ресурсы Задание: пользуясь картами атласа, заполните таблицу Природные ресурсы Страны Месторождения Нефть ДЗ: учебник, с, опорный конспект п. 3 «Население»; повторить страны и столицы региона СР 14. Отметить на контурной карте крупнейшие экономические центры Латинской Америки, пользуясь данными карт атласа: центры промышленности по ведущим отраслям (черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, лесная, легкая, пищевая).

8 Тема 15. Африка: ЭГП, состав, природные ресурсы, население и хозяйство Площадь 30,3 млн. км² Население около 1 млрд. чел. 54 суверенных государства 15 стран не имеют выхода к морю (самые отсталые) 3 монархии (Марокко, Свазиленд, Лесото), остальные республики 4 федеративных государства (Нигерия, Эфиопия, ЮАР, Коморские острова) Заметное отставание в социальном и экономическом развитии Только 1 экономически развитая страна ЮАР Большое количество территориальных споров и пограничных конфликтов, внутриполитических противоречий. Задание 1. Укажите верные утверждения 1. Самая крупная страна Африки Судан, она в 4,5 раза больше самой крупной Европейской страны Великобритании 2. В регионе только два государства с монархической формой правления, остальные республики 3. На континенте самое большое количество стран, не имеющих выхода к морю По общей площади лесов Африка уступает только Западной Европе и Азии 5. В регионе добывается около 1/3 золота, алмазов, марганца от мировой добычи 6. Африка выделяется в мире высокими темпами естественного прироста 7. По уровню и темпам урбанизации Африка опережает все регионы 8. Тропическое и субтропическое земледелие стран Африки имеет ярко выраженную направленность на внутренний рынок 9. Нигерия относится к государствам с монокультурной экономикой, т.к. большая часть ее экспорта приходится на продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье Задание 2. Пользуясь материалами учебника, атласа, представленной картой и описанием, заполните таблицу (Приложение 1).

9 Субрегионы Африки Наиболее принята в отечественной науке пятичленная структура районирования Африки, выделяющая Северную, Западную, Центральную, Восточную и Южную Африку. Особенность Северной Африки заключается в том, что она, выходя к Средиземному морю, наиболее близка Европе. Регион располагается по большей части в субтропических и тропических широтах, что определяет сельскохозяйственную специализацию на выращивание хлопка, оливок, цитрусовых, винограда. Часто Северную Африку называют Магрибом, что все же не совсем точно, так как в собственно Магриб (от арабского слова «запад») Египет не входит. Западная Африка охватывает зоны тропических пустынь, саванн, влажных тропических лесов, расположенные между Сахарой и Гвинейским заливом. Этот регион обладает наиболее сложным этническим составом. Современное положение региона определяется как сельским хозяйством, которое представлено как производством и плантационных товарных, и потребительских культур, так и сравнительно развитой промышленностью, прежде всего горнодобывающей. Центральная Африка занимает срединную часть материка. Она расположена в зонах влажных тропических и экваториальных лесов и саванн, что во многом предопределило ее хозяйственное развитие. Это один из самых богатых разнообразными минеральными ресурсами район не только Африки, но и всего мира. В отличие от Западной Африки, Центральная имеет сравнительно однородный этнический состав населения. Около 90% всех жителей составляют народы банту. Восточная Африка расположена в субэкваториальной и тропической зонах. Она имеет выход к Индийскому океану и издавна поддерживала торговые связи с Индией и арабскими странами. Это второй, после Северной Африки, регион континента по степени исламизации. Минеральные богатства Восточной Африки менее значительны, но общее разнообразие природных ресурсов велико, что предопределяет и разнообразие типов их хозяйственного использования. Южная Африка, по сравнению с другими регионами, наиболее удалена от Европы, Америки и Азии. Экономическим ядром региона выступает ЮАР наиболее развитая страна всего континента. Южная Африка расположена в тропических и субтропических широтах южного полушария. Из широкого набора природных ресурсов, прежде всего, выделяются полезные ископаемые. Подавляющую часть населения региона составляют народы банту. Задание 3. Пользуясь атласом, нанесите на контурную карту Африки крупнейшие промышленные центры и укажите их специализацию по отраслям (СР 15). Задание 4. Кратко поясните значение следующих терминов. Бедуины - Ямс - Сахель - Метрополия - Монокультурная специализация - Апартеид - Задание 5. Пользуясь атласом, выучите 15 стран Африки со столицами. Подготовьтесь к устному ответу по «слепой» карте. ДЗ: учебник, с, выписать природные ресурсы Африки по схеме: ресурс страны (до 3 стран), Выучить страны и столицы Африки СР 15. Отметить на контурной карте крупнейшие экономические центры Африки, пользуясь данными карт атласа: центры промышленности по ведущим отраслям (черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, лесная, легкая, пищевая).

10 Приложение 1 Сравнительная характеристика субрегионов Африки Показатели Северная Африка Западная Африка Центральная Африка Восточная Африка Южная Африка 1. Состав 2. Особенности ЭГП 3. Характеристика населения (численность, воспроизводство, половой, возрастной, этнический, религиозный состав и т.п.) 4. Природные условия и ресурсы 5. Характеристика хозяйства (по отраслям) 6. Проблемы и перспективы

11 Тема 16. Общая экономико-географическая характеристика Австралии и Океании 1. Пользуясь учебником, атласом, записями в рабочей тетради, заполните таблицу Характеризуемые черты Австралия Площадь территории Особенности географического положения Климатические особенности Столица Форма правления Форма административнотерриториального устройства Тип страны по уровню социально-экономического развития Численность населения Тип воспроизводства населения Плотность населения Доля городского населения Крупнейшие города Соотношение мужчин и женщин в населении Соотношение разных возрастных групп в населении Численность трудовых ресурсов Уровень образования Государственный язык Тип структуры хозяйства Горнодобывающая промышленность Каменный уголь Ньюкасл, Промышленность Чёрная металлургия Ньюкасл, Мельбурн

12 Сельское хозяйство Животноводство Растениеводство Транспорт 2. На основании заполненной таблицы сравните сделайте общий вывод об уровне развития Австралии, её географических особенностях и роли в международном географическом разделении труда 3. Ответьте на вопросы: 1) Главой государства Австралии является 2) Коренное население Австралии 3) Самая крупная река Австралии 4) Главные статьи экспорта с/х продукции 5) Австралия не имеет границ 4. Заполните таблицу «Хозяйство Океании» Страна Столица Специализация (промышленность, с/х) 5. В чем, на Ваш взгляд, заключаются особенности географического положения и развития хозяйства стран Океании?

13 Задания 1. Подпишите названия 5 государств и их столиц. 2. Обозначьте крупнейшие месторождения полезных ископаемых. 3. Укажите и подпишите названия крупнейших городов Австралии. 4. Отразите условными значками специализацию крупных промышленных центров Австралии. Условные обозначения

14 Тема 17. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда Задание 1. На основании представленных данных постройте график, отражающий темпы роста ВВП в России в течение последних 10 лет. Письменно представьте анализ полученного графика и ответьте, какова, на Ваш взгляд, дальнейшая динамика роста ВВП? Темпы роста ВВП России, % Год Значение Задание 2. На основании данных таблицы постройте график, отражающий темпы роста объема промышленного производства в России в гг. Письменно представьте анализ полученного графика, объясните причины снижения объема производства. Темпы роста объема промышленного производства России, % Год Значение Задание 3. Проанализируйте (письменно) динамику показателей российского экспорта и импорта с 2003 по 2013 гг. Рассчитайте торговый баланс России за последние 10 лет. На основании полученных данных постройте график, отражающий изменение торгового баланса. Год Значение Значение экспорта импорта Торговый баланс

15 Тема 18. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем Глобальные проблемы современности это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Главные проблемы человечества: 1. Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны. 2. Экологическая. 3. Демографическая. 4. Энергетическая. 5. Сырьевая. 6. Продовольственная. 7. Использование Мирового океана. 8. Мирное освоение космоса. 9. Преодоление отсталости развивающихся стран. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ СР 10. Изучение географической номенклатуры (страны и столицы). СКАЧАТЬ Сдается в форме письменной тестовой работы 20 стран и столиц. СР 11. Отметить на контурной карте крупнейшие экономические центры Зарубежной Европы, пользуясь данными карт атласа: центры промышленности по ведущим отраслям (черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, лесная, легкая, пищевая). СР 12. Отметить на контурной карте крупнейшие экономические центры Зарубежной Азии, пользуясь данными карт атласа: центры промышленности по ведущим отраслям (черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, лесная, легкая, пищевая). СР 13. Отметить на контурной карте крупнейшие экономические центры Северной Америки, пользуясь данными карт атласа: центры промышленности по ведущим отраслям (черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, лесная, легкая, пищевая). СР 14. Отметить на контурной карте крупнейшие экономические центры Латинской Америки, пользуясь данными карт атласа: центры промышленности по ведущим отраслям (черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, лесная, легкая, пищевая). СР 15. Отметить на контурной карте крупнейшие экономические центры Африки, пользуясь данными карт атласа: центры промышленности по ведущим отраслям (черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, лесная, легкая, пищевая). СР 16. Подготовить презентацию (СКАЧАТЬ ШАБЛОН) в программе PowerPoint в формате виртуальной экскурсии по одной из стран мира (кроме РФ), отправить в эл.виде на электропочту План презентации: Титульный слайд (название, ФИО студента, группа) Общие сведения о стране Особенности экономико-географического положения (ЭГП) Население Промышленность Сельское хозяйство Непроизводственная сфера Факты, особенности, которые показались наиболее интересными (2-3 слайда) Использованные источники информации

16 СР 17. Реферат по разделу «Географические аспекты глобальных проблем человечества». СКАЧАТЬ ШАБЛОН РЕФЕРАТА Фамилия, имя Реферат «Глобальные проблемы человечества» Презентация Проблема предотвращения мировой войны, угрожающей Латвия Абрамов Сергей гибелью цивилизации и самому существованию жизни на планете Александров Максим Мировая продовольственная проблема Польша Алиев Роман Проблема рационального и экономического Чехия использования природно-сырьевых ресурсов Андрух Александр Демографическая проблема в современном мире Панама Бакай Иван Проблема оптимального хозяйственного освоения Китай необжитых территорий Волчков Максим Проблема защиты окружающей природной среды и Италия механизмов ее самовоспроизводства Григорьева Освоение богатств Мирового океана, освоение Испания Полина использование космоса в мирных целях прогресса Проблема предотвращения стихийных бедствий Япония Дегтярев Роман антропогенного или смешанного происхождения (эрозия почвы, опустынивание и т.п.) Денисова Анастасия Проблема искоренения эпидемических заболеваний, болезней цивилизации Ливия Зелепукин Кирилл Проблема ликвидации неграмотности и развития Нигерия образования Какичев Артем Проблема загрязнения атмосферы Гибралтар Каменцев Антон Проблема кислотных осадков Пакистан Колышкин Проблема загрязнения почвы Египет Даниил Конкин Егор Проблема загрязнения гидросферы Бразилия Курашова Ольга Проблемы озонового слоя Венгрия Лысенков Кирилл Проблема потепления климата на планете Мадагаскар Мацюк Марк Проблема перенаселения планеты Шри-Ланка Медведева Камилла Проблема СПИДа и наркомании Португалия Милованов Александр Глобальное потепление климата и меры, предпринимаемые международным сообществом (Киотский протокол) Германия Наумик Евгения Стратегия устойчивого развития Куба Никитина Проблемы нарушения экологического равновесия в Великобритания Екатерина гидросфере Николаев Петр Проблема кризиса культуры и нравственности Мексика Орлов Роман Проблема загрязнения морей и океанов Сербия Родина Анна Проблема воспитания экологической культуры Чад, Филиппины Харченко Наталья Роль педагога в формировании экологического Австралия мышления Толчёнов Андрей Проблема утилизации ТБО США Шаламов Михаил Проблемы урбанизации Таиланд Шатравка Ирина Проблема международных отношений Кения Авдалян Роберт Проблема охраны здоровья ЮАР

17 КОНТУРНЫЕ КАРТЫ Зарубежная Европа

18 Зарубежная Азия

19 Северная Америка

20 Латинская Америка

21 Африка


База вопросов по географии 11 класс 1. Главной причиной быстрого увеличения численности населения Земли является: 1)резкое увеличение рождаемости; 2)снижение смертности. 2. В большинстве стран мира рождаемость:

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет»

ОАО «ВНИИЗАРУБЕЖГЕОЛОГИЯ» В.И. Высоцкий, С.Л. Фельдман НЕФТЕГАЗОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ МИРА (Справочно-информационный обзор) 2014 г. 2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ... 4 1 НЕФТЬ... 6 1.1 Доказанные запасы нефти... 6

ТЕСТ: ХОЗЯЙСТВО МИРА Установить соответствие: Доля в мировой структуре производства первичной энергии Энергоресурс 1. 40% А. Уголь 2. 30% Б. Нефть 3. 20% В. Природный газ 4. 10% Г. Атомная и гидроэнергия

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 1. Источники географической информации. 1.1 План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы 1.1.1 Сравнение свойств географической

Демоверсия итоговой промежуточной аттестации по географии 10 класс Вариант 1 Часть А А1.Что такое республика? А) Форма государственного правления, при которой законодательная власть принадлежит выборному

СТАТЬЯ 5 Распределение частот в любительской спутниковой службе Раздел IV Таблица распределения частот 7 000 кгц 29,7 МГц 7 000 7 100 ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ 5.140 5.141 5.141A 14 000 14 250 ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ 18 068 18

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ ГЕОГРАФИЯ Новосибирск Введение Программа вступительных испытаний по предмету «География» составлена с учетом

Департамент здравоохранения Ивановской области Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кинешемский медицинский колледж» КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО

С 1 января 2006 года фактически утратил силу приказ Минфина России от 02.08.2004 64н в части установления размеров выплаты суточных в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.12.2005 N 812,

Контрольная работа по географии 1 Тема: Современная политическая карта мира 1.Вначале ХХ века на политической карте мира насчитывалось государств: А)193 Б) 300 В)260 Г)230 2.Какая международная организация

Серия «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» РОССИЯ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ: ь ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ а- я- Монография В двух книгах д- и- Под редакцией И.И. Меламеда Книга 2 Владивосток Издательство

ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)» Приемная комиссия Программа вступительных испытаний по дисциплине «География» Казань 2013 Издается по решению секции учебно-методического совета

Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет

УТВЕРЖДЕНО Приложение 1 к Приказу 57/15 от «22» июля 2015 г. и.о. Председателя Правления НКО АО «ЛИДЕР» К. В. Соловьев Тарифный справочник на переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия

Учащиеся должны знать: Планируемые результаты освоения учебного предмета - основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; - особенности размещения основных

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России

СПЕЦИФИКАЦИЯ диагностической работы по географии для 10-х классов (ФК ГОС 2004 г.) Диагностическая работа проводится в соответствии с Распоряжением Департамента образования города Москвы от 15 июля 2014

Муниципальное общеобразовательное учреждение Грибановская основная общеобразовательная школа Принято Утверждаю Школьным методическим Директор школы объединением Г.В. Родченкова 1 от 30. 08. 13г. Приказ

Блок «OnLine-консультант» по продаже туров в отель для региональных городов TopHotels сайт, на котором более 300 000 туристов ежедневно ищут, где им провести свой отдых. Станьте консультантом по продаже

Пояснительная записка Статус документа Рабочая программа по географии составлена на основе примерных программ для среднего (полного) общего образования по географии (письмо Департамента государственной

Пояснительная записка Нормативные документы, в соответствии с которыми разработана рабочая программа Закон РФ от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный компонент государственного

Реалии франчайзинга в России. ПОЧЕМУ FRYBEST А НЕ ЧТО-ТО ДРУГОЕ ПРОГРАММА ЛОЯЛЬНОСТИ Frybest by Neoflam ДЛЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ Апрель 2015 г Август, 2014 Глобальный бренд кухонной посуды Инновации и дизайн Neoflam

Пояснительная записка. Статус рабочей программы. Рабочая программа по географии разработана на основе: примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии

Страны АЗИИ -3.8 млрд. человек (60%) - 39 стран - Один из очагов Цивилизации - Родина земледелия - Искусственного Орошения - Родина мировых религий Страны Азии Страны гиганты Индия и Китай Микрогосударства

Административная контрольная работа за I полугодие Спецификатор контрольной работы по географии 7 класс. Цель: выявить остаточные знания учащихся по материалу, пройденному за I полугодие. Элементы минимума

1 of 10 11/21/2013 9:20 AM Меню Закрыть меню На главную Подробно Что такое Skype? Возможности Бизнес Расценки Тарифы Учетная запись premium Специальные предложения Магазин Загрузка Поддержка Моя учетная

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI VII классы)/, опубликованной в сборнике нормативных

АВСТРАЛИЯ 4-1 АВСТРИЯ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ СЕРТИФИКАТ 1 (32 стр.) 4-2 ОБЩЕГРАЖДАНСКИЙ ПАСПОРТ (бордовая обл., на стр. 2 не люм. «А») 4-3 ОБЩЕГРАЖДАНСКИЙ ПАСПОРТ (зеленая обл., размеры 95x156 мм) 4-4 ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ

Стратегические задачи Госкорпорации «Росатом» по подготовке кадров для стран-партнеров ГК «Росатом» в глобальной перспективе Лидерство и глобальное присутствие #1 в ключевых сегментах 5 континентов Более

Экономика Содружества и крупнейших региональных объединений стран мира в условиях мирового финансового кризиса Для мировой экономики 2009 год стал наиболее сложным за последние годы. Масштабный финансовый

ПЕРЕЧЕНЬ компетентных органов иностранных государств, уполномоченных выдавать подтверждения постоянного местонахождения (налогового резидентства) иностранных организаций Примечание Перечень, приведенный

Пояснительная записка Нормативными документами для составления рабочей программы являются: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФАКТОРИНГ преимущества без границ Москва, 2011 ПРОМСВЯЗЬБАНК СЕГОДНЯ Промсвязьбанк зарегистрирован ЦБ РФ 12 мая 1995 года, имеет лицензии на осуществление всех видов банковских операций,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1 Амурская область, город Зея, улица Ленина, дом 161; телефон 2-46-64; Е-mail: [email protected] СОГЛАСОВАНО

Российская академия образования Результаты международных исследований -2011 и TIMSS-2011: достижения и проблемы Москва, 5 февраля 2013 года Самые важные результаты Российские школьники демонстрируют высокие

РАЗДЕЛ 2. РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ Размещение население распределение жителей по территориям различного ранга. Может измеряться абсолютными показателями (численностью и долей населения)

ОМС «Управление образования города Каменска-Уральского» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 19» Рабочая программа по предмету: география 10-11 класс Каменск-Уральский Программа составлена на основе:

МАТЕРИАЛЫ по модулю 2 для сайта по географии 10 класс Учитель: Юлия Владимировна Остроухова ТЕМА Знать Уметь Мировое хозяйство Определения терминов: география и НТР мирового хозяйства, мировое хозяй- ство,

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» Педагогический институт имени В.Г. Белинского ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ Пенза,

БИОЛОГИЯ, 11 класс Вариант 1, Март 2012 Краевая диагностическая работа по БИОЛОГИИ ВАРИАНТ 1 При выполнении заданий А1 А5 в бланке ответов 1 под номером выполняемого задания поставьте знак «х» в клеточку,

Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 7 класса составлена на основе - учебного плана школы. - годового учебного календарного графика - ООП ООО, МБОУ «Лицей 9» Примерная программа, разработанная

География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 1 География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 2 1 В каком направлении следует двигаться от точки А до точки В? Диагностическая тематическая

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого Кафедра географии,

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя Образовательная Школа 121 «Согласовано» «Утверждено» 2013г. И.О.Директор ГБОУ СОШ 121 Сметлев В.С. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии 7 класса «География

ИССЛЕДОВАНИЕ SA #18/2013RU, 16 Декабря 2013 СПЕЦИФИКА БЕЛОРУССКОЙ ТОРГОВЛИ С РАЗВИВАЮЩИМИСЯ СТРАНАМИ Андрей Елисеев Резюме В последние годы Беларусь значительно активизировала отношения со странами Латинской

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Общеобразовательный лицей 6 «Перспектива» Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено Директор лицея 6 Зам. директора по УВР на заседании кафедры Приказ 141/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей 7 г. Химки «Утверждаю» Директор МБОУ Лицея 7 Самбур В. И. 2015год География (базовый уровень) для 10 класса Составитель: учитель географии Долгова

Департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новокузнецкое училище (техникум) олимпийского резерва» ГЕОГРАФИЯ

МИРОВОЙ АТОМНЫЙ РЕНЕССАНС И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ Материалы к докладу И.В.Конышева, Директора департамента по работе с общественными организациями и регионами Госкорпорации «Росатом» Международный Форум-Диалог

Аннотация к рабочим программам по географии 10-11 класс Рабочая программа по географии для 10-11 классов составлена на основе: - линии учебно-методических комплектов «Полярная звезда» под редакцией А.И.Алексеева,

Отдел образования Администрации Тальменского района Алтайского края Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Зайцевская средняя общеобразовательная школа» Согласовано: Утверждаю педагогический

Coface вроссии Июль 2013 Содержание: 1. Coface вмире 2. Coface вроссии 3. Этапы работы по договору страхования 4. Контактная информация 1 Coface вмире 1.1. История Coface Coface основан в 1946 году как

Рабочая программа по географии 10 класс 2016-2017 учебный год Всего часов на учебный год: 34 Количество часов в неделю: 1 Составлена в соответствии с: Программа по географии. Гладкий Ю.Н., Николина В.В.,

Тихий океан Население земли Соотношение мужчин и женщин Народы. Языки. Религии Оценка экологической ситуации Швейцария Краеведение 1 / 14 Вулканы. Гейзеры. Горячие источники Изображение на плане неровностей

Случайные статьи

Вверх