Акт об отсутствии технической возможности. Как легально уйти от выполнения закона об энергосбережении и минимизировать платежи за коммунальные услуги

В МКД в квартирах граждане по техническим особенностям не могут установить индивидуальные приборы учета. Платят по нормативу ресурсовикам напрямую. С введением повышающего коэффициента на норматив для не «оприборенного» жилья существенно возросла плата граждан. Что нужно и в каком порядке сделать собственникам, чтобы официально был зафиксирован факт невозможности установить такой прибор, чтобы уйти от наказания повышающим коэффициентом?

Что делать?!

Согласно пп. к(3) п. 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года, потребитель коммунальных услуг вправе требовать от исполнителя составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета.

Такой акт будет являться основанием для неприменения повышающего коэффициента при расчете платы за коммунальные услуги в отсутствие приборов учета.

При составлении акта вправе присутствовать иные лица, в том числе лицо, которое несет ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме, члены совета многоквартирного дома,

Аналогичное правомочие в части определения технической возможности установки общедомового прибора учета предоставлено потребителю п. к(5) Правил.

Существенным отличием для составления актов, определяющих наличие технической возможности установить общедомовой прибор учета, от актов, касающихся индивидуальных приборов учета, является обязательное участие ресурсоснабжающей организации.

П. 81 Правил относит полномочие по утверждению критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форм ы акта обследования и порядка ее заполнения к компетенции Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. В редакции Правил предоставления коммунальных услугу, действовавшей до 26.02.2014 года это правомочие было предоставлено Министерству регионального развития региона России.

Критерии, форма акта обследования и порядок ее заполнения были утверждены Приказом Министерства регионального развития региона России от 29.12.2011 N 627. Ознакомиться с полным текстом приказа Вы можете на сайте НП «ЖКХ Контроль», перейдя .

Если принадлежащее собственнику помещение в многоквартирном доме, не оборудовано индивидуальными приборами учета, а равно отсутствуют общедомовые приборы учета, обязанность по инициированию процедуры составления акта об отсутствии технической возможности их установки возложена на собственников.

Начать необходимо с обращения к исполнителю, которым является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Исполнителем является организация (индивидуальный предприниматель) осуществляющая управление многоквартирным домом (УК, ТСЖ, ЖСК, иной потребительский кооператив).

Если собственниками реализовано непосредственное управление, то заявление должно быть адресовано ресурсоснабжающей организации.

Исполнителем должно быть организовано проведение обследования с составлением акта.

Приказом утверждены следующие критерии:

  1. установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);
  2. невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки;
  3. в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены;

Дополнительный критерий, применяемый при определении возможности установки индивидуальным приборов учета тепловой энергии, это наличие в доме вертикальной разводки инженерной системы отопления, обусловленное проектными характеристиками.

Достаточно наличия одного из приведенных оснований.

Возможность составления акта не предусмотрена для домов, введенных в эксплуатацию после вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные, поскольку п.6 ст. 11 указанного закона установлен прямой запрет на ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов. Факт наличия возможности установки приборов учета в таких домах считается доказанным.

Обращаем Ваше внимание, что необходимость составления акта обусловлена не только наличием повышающего коэффициента. В связи с внесенными постановлением Правительства РФ №1498 от 26.12.2016 года изменениями в Правила предоставления коммунальных услуг, условием перерасчета платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении является наличие акта об отсутствии технической возможности установки в таком помещении индивидуальных приборов учета.

После составления акта выставление платы с учетом повышающего коэффициента может рассматривать как нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшее его увеличение, что дает основание потребителю требовать во внесудебном порядке выплаты штрафа, предусмотренного п. 155 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года. Размер штрафа составляет 50% от величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить.


К.т.н. С.Н. Канев , доцент, генеральный директор Хабаровского центра энергоресурсосбережения, г. Хабаровск

Согласно российскому законодательству многоквартирные дома при определенных условиях должны быть оснащены индивидуальными приборами учета использованной тепловой энергии. Однако управляющие организации для снижения издержек прибегают ко всяческим юридическим уловкам и уклоняются от выполнения закона об энергосбережении № 261-ФЗ.

В соответствии с до 1 июля 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах (МКД), введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего закона, обязаны обеспечить оснащения таких домов приборами учета использованных воды, электрической и тепловой энергии.

Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 г. после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета использованной тепловой энергии , а МКД, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 г. после капитального ремонта должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки .

При этом требовании в части организаций учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г.

С 1 июля 2012 г. ресурсоснабжающие организации обязаны осуществлять деятельность по установке, замене и эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС), прокуратура и жилищная инспекция.

Порядок компенсации расходов на установку общедомовых приборов учета (ОДПУ) указан в . В данном письме указано, что собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомовых приборов учета на основании счетов и в размере, указанном в п. 38(1) , за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.

За несоблюдение обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов законом предусмотрены штрафные санкции.

Но как я уже неоднократно отмечал в своих статьях и докладах, например, , в использовании данного закона не заинтересована ни одна из сторон - участников: ни РСО, ни УО, ни собственники квартир в МКД.

Поэтому закон об энергоресурсосбережении в части обязательной установки приборов учета энергоресурсов в МКД «пробуксовывает». А если для этого существуют хоть какие-то легальные способы его обхода, то они используются заинтересованными сторонами. Об этом речь пойдет ниже.


Что говорит законодательство

В соответствии с :

9.1. «Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную, горячую воду, электрическую и тепловую энергию, потребленные при содержании общего имущества в МКД».

9.2. «Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной, горячей воды, электрической и тепловой энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего состояния общего домового имущества в МКД услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ».

Ст.157 (часть 1) «При расчете платы за КУ для собственников помещений в МКД, которые имеют установленную законодательством РФ обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых энергоресурсов и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и порядке, которые установлены Правительством РФ».

Итак, в соответствии с новым ЖК РФ расходы за общедомовые нужды по воде, теплу и электроэнергии включены теперь в расходы на содержание жилого помещения в МКД . Управляющая организация оплачивает эти расходы ресурсоснабжающим организациям из статьи «содержание и ремонт», т.е. чем больше эти платежи, тем это невыгоднее управляющей организации.

Нормативы потребления энергоресурсов, в т.ч. на общедомовые нужды (ОДН) устанавливает уполномоченный орган субъекта РФ на основании .

В соответствии с этими документами уполномоченный орган субъекта РФ устанавливает нормативы потребления КУ по воде (холодной и горячей), тепловой и электрической энергии, а также нормативы потребления этих услуг на общедомовые нужды.

При этом для того, чтобы стимулировать установку приборов учета энергоресурсов вводится повышающий коэффициент на все виды нормативов одинаковый :

  • 01 - 30.06.2015 - 1.1;
  • 07 - 31.12.2015 - 1.2;
  • 01- 30.06.2016 - 1.4;
  • 07 - 31.12.2016 - 1.5
  • C 2017 - 1.6.

А что на практике

Все вроде бы логично: повышение нормативов должно подтолкнуть собственников помещений в МКД к установке приборов учета энергоресурсов. Однако, все это красиво выглядит только в теории. На практике же все происходит как раз наоборот.

Для того чтобы установить общедомовые приборы учета тепла управляющая организация должна провести собрание собственников, которое должно принять решение об установке таких приборов.


Но управляющей организации установка ОДПУ невыгодна, так как потом придется обслуживать эти приборы учета из «собственных» средств. Расходы на эксплуатацию приборов учета энергоресурсов входят в состав расходов на содержание и ремонт, которые УО считает «собственными» средствами . Расходы по установке и эксплуатации ОДПУ уменьшают эти «собственные» средства УО.

Поэтому УО ищет различные лазейки, чтобы уйти от установки приборов учета энергоресурсов и помогают ей в этом РСО, которые не заинтересованы в исполнении закона №261. Для этой цели используется документ , который я считаю «зловредным», так как он позволяет уйти от исполнения закона №261.

Выпустив этот документ Правительство РФ хотело как лучше, а получилось как всегда.

Рассмотрим подробнее этот документ, так как именно его используют УО г. Хабаровска для того, чтобы обойти закон №261 и не устанавливать приборы учета энергоресурсов.

В дальнейшем будем касаться только установки приборов учета на тепловую энергию и горячую воду.

В приводятся критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых и индивидуальных приборов учета тепловой энергии.

В этом документе сказано:

  1. Критерии наличия технической возможности установки индивидуального и общедомового прибора учета энергоресурсов (воды, тепловой и электроэнергии) устанавливаются в целях определения возможности использования этих приборов при осуществлении расчетов за КУ.
  2. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в МКД за исключением МКД, приведенных в п.5 , отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
  • Установка прибора учета невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
  • При установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору, в т.ч. к месту и порядку его установки.
  • В месте, котором подлежит установка прибора учета, невозможно обеспечить условия эксплуатации, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в т.ч. из-за технического состояния и режима работы внутридомовых инженерных систем, температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопление помещений и невозможности обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета, его обслуживания и замены.
  1. Техническая возможность установки индивидуального прибора учета тепловой энергии отсутствует, если дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления, за исключением МКД, указанного в п. 5 данного документа .
  2. Техническая возможность установки прибора учета имеется, если в ходе обследования будет установлено отсутствие критериев, указанных в п.2 и п.3.
  3. В отношении МКД, для которых законом №261-ФЗ установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов имеется.
  4. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования, форма которого приведена в Приложении №2 к данному документу.

Прокомментируем данный документ, применительно к приборам учета тепловой энергии и ГВС:

  • П.2а Установка ОДПУ тепла и воды не требует реконструкций и капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем . Данный прибор при квалифицированной его установке не влияет на работу общедомовых систем отопления и ГВС.
  • П.2б. Практически в 95% случаев существует возможность обеспечения обязательных метрологических и технических требований к ОДПУ тепловой энергии и ГВС.
  • П.2в. Данный пункт позволяет УО не проводить работы по улучшению состояния тепловых пунктов МКД (устранять течь, порывы, затопление и т.д.), а составлять акты о технической невозможности и не устанавливать приборы учета. Хотя существует приборы учета специальной конструкции, которые позволяют обойти данный пункт. Эти приборы могут работать при 100% влажности, в затопленных помещениях и т.д.
  • П.3. В соответствии с этим пунктом невозможно установить индивидуальные приборы учета тепла и воды в жилых помещениях МКД, если такой дом имеет вертикальную разводку. В РФ и, в частности, в г. Хабаровске таких домов насчитывается более 95% от общего числа МКД. Однако отметим, что существуют индивидуальные приборы учета тепла и воды, которые позволяют учитывать тепло и воду даже при вертикальной разводке.
  • П.5. Это наиболее интересный пункт, который зачеркивает П.2,3 и 4. В данном пункте говорится, что техническая возможность установки приборов учета в МКД существует, если данный МКД подпадает под действие закона №261 . А это, примерно, 95% МКД, кроме ветхого и аварийного жилья и МКД, потребление которых менее 0,2 Гкал/ч.

Рассмотрим на примере г. Хабаровска, как используют управляющие организации, чтобы снизить свои издержки и не исполнять закон №261.

Они составляют акты обследований на предмет отсутствия технической возможности установки общедомовых приборов учета тепла и воды и передают эти акты в теплосетевую компанию. Теплосетевая компания выборочно (1-2%) проверяет эти акты, а затем они передаются в расчетный отдел, который корректирует нормативы потребления воды, тепла и ОДН для данного МКД. Таких актов поступило в ХТС уже более 100, и они продолжают поступать, так как работает «голубиная почта».



При этом УО ссылаются на тот факт, что в данном МКД капитальный ремонт не проводился и поэтому они подпадают под приказ .
Хотя ни в , ни в не говорится о том, что если в МКД не проведен капитальный ремонт, то данный дом подпадает под и поэтому можно не использовать . Юристы ХТС, как ни странно, не нашли никаких нарушений со стороны УО и поэтому ХТС корректирует нормативы в сторону уменьшения и тем самым снижает свои доходы от реализации.

Если учесть, что на сегодняшний день коэффициент возрастания нормативов составляет 1,4, то это значит, доходы ХТС от реализации тепла и воды уменьшаются на 40%.

Позиция УО понятна (она уменьшает свои расходы), а позиция ХТС непонятна с одной стороны (уменьшение доходов) и понятна с другой (есть легальная возможность уйти от исполнения закона №261).

А теперь рассмотрим форму акта обследования, приведенную в . В соответствии с этим документом, акт подписывают:

  • Представитель юридического лица, проводящего обследование
  • Представитель юридического лица, ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в МКД при установке ОДПУ.
  • Представитель собственника жилого помещения в МКД, в котором проводится обследование.

В акте указывают, что проведено обследование на предмет установления наличия технической возможности установки приборов учета тепла и указано каким образом проведено обследование (с применением инструментов или путем осмотра).

Все!!! Более ничего в данном акте нет. В не указано:

  • В какой орган должен передаваться этот акт?
  • Кто должен проверить правильность сведений, указанных в акте?
  • Кто должен откорректировать нормативы потребления, если действительно отсутствует техническая возможность установки приборов учета?
  • Кто несет ответственность за неисполнение закона №261 и к кому должны быть применены штрафные санкции?

Как видим, вопросов больше чем ответов. Но из не следует, что ХТС должна принимать эти акты от УО, проверять их и принимать решения о корректировке нормативов потребления.

Вообще-то ответ дан в : п.9 «Установление нормативов потребления КУ производится по инициативе уполномоченных органов, РСО и УО. В случае, если установление нормативов потребления КУ производится по инициативе РСО и УО, указанные организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов РФ».

По логике данного документа , УО , если она хочет откорректировать нормативы потребления для конкретного МКД должна представить необходимые документы в уполномоченный орган (для Хабаровска - это Правительство Хабаровского края). Этот орган должен рассмотреть эти документы и принять решения в каждом конкретном случае, для каждого МКД. Однако технически это невозможно сделать: данный орган не сможет проверить правильность составления актов, которых будет огромное количество и, следовательно, не сможет откорректировать нормативы для каждого МКД.

Понимая это, УО пошли другим путем: они передают акты в теплоснабжающую организацию, которая их принимает и выборочно проверяет. Хотя, еще раз оговорюсь, что в соответствии с существующим законодательством РФ она не обязана это делать .

Если она это делает, то это или юридическая неграмотность ХТС или она преследует другие цели, например, не исполнять закон №261.

Рассмотрим кому выгодна сложившаяся сегодня ситуация в данном вопросе на примере г. Хабаровска.

На сегодняшний день в г. Хабаровске существует два варианта расчетов за КУ между РСО и собственниками помещений в МКД:

Вариант 1 . Собственники жилых помещений оплачивают коммунальные услуги УО, а та рассчитывает за потребленные ресурсы с РСО, в т.ч. за ОДН.

Вариант 2 . Собственники жилых помещений оплачивают за потребленный ресурс напрямую РСО, а УО рассчитывается за ОДН с РСО.

Рассмотрим оба варианта для тех МКД, которые не оснащены ОДПУ. Речь пойдет только о приборах учета тепловой энергии и ГВС.

Вариант 1.

УО составляет акт о технической невозможности установки ОДПУ на данном МКД и передает его в Хабаровскую теплосетевую компанию, которая на основании этого акта корректирует нормативы потребления на общедомовые нужды по теплу и горячую воду для УО.

УО корректирует нормативы потребления для собственников на основании актов о технической невозможности установки индивидуальных приборов учета , которые составляются собственниками и передаются в УО. А поскольку проконтролировать наличие таких актов РСО не может, то УО может собрать с собственников средства за КУ с учетом повышающего коэффициента, а рассчитаться с ХТС по не откорректированным нормативам. Это, конечно, криминал, но такой вариант отбрасывать нельзя .

Или при отсутствии актов о технической невозможности установки индивидуальных приборов УО собирает с собственников по нормативам без учета повышающих коэффициентов и перечисляет эти средства вместе со средствами за ОДН в теплосетевую компанию.

В обоих случаях доходы теплосетевой компании не изменятся, а УО снизит свои издержки за ОДН.

Вариант 2.

УО составляет акт о технической невозможности установки ОДПУ на данный МКД и передает его в теплосетевую компанию. При этом автоматически понимается, что этот акт распространяется и на индивидуальные приборы учета . Теплосетевая компания корректирует нормативы по теплу и горячей воде как для собственников жилых помещений в МКД, так и по ОДН за тепло и воду для УО.

В этом случаи итог тот же, что и в первом варианте: доходы теплосетевой компании не изменятся, а УО снизит свои издержки за ОДН.

Хотя отметим, что в данном случае, для того чтобы откорректировать нормативы потребления с учетом технической невозможности установки индивидуальных приборов учета тепла и воды, каждый собственник жилого помещения в МКД должен составить соответствующий акт и передать в теплосетевую компанию. И только на основании этого документа теплосетевая компания имеет возможность (но не обязана) откорректировать нормативы потребления тепла и воды для собственника индивидуально. Понятно, что это возможно только теоретически, но невозможно осуществить на практике.

Выводы

Подытожив все вышесказанное можно сделать следующие выводы:

  1. Сложившаяся сегодня ситуация по установке ОДПУ тепла и воды не содействует исполнению закона №261 и не соответствует нормативно-правовой базе.
  2. Данная ситуация, как ни странно, устраивает все стороны:
  • Нормативы потребления для собственников помещений в МКД не увеличиваются ни по теплу, ни по горячей воде; они не должны тратить свои средства на установку и эксплуатацию ОДПУ, т.е. их платежи за тепло и воду остаются без увеличения, если не увеличиваются тарифы;
  • УО снижает свои издержки за ОДН по теплу и горячую воду, так как нормативы на ОДН не увеличиваются, т.е. повышающий коэффициент не применяется. При этом УО не несет никаких издержек по эксплуатации ОДПУ.
  • Теплосетевая компания может не исполнять закон №261 и не устанавливать ОДПУ, так как для нее это дополнительная «головная боль», хотя ее доходы за тепло и горячую воду существенно снижаются: так в 2016 г. это снижение составит около 40-45% с одного МКД, т.к. не будут использоваться повышенные нормативы.

Литература:

  1. Федеральный закон от 23.11.2009 г. №261 - ФЗ (ред. От 13.07.2015 г.) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  2. Письмо Минстроя РФ № 5793-МС/04 от 9.04.2014 г. «Порядок компенсации расходов на установку общедомовых приборов учета энергоресурсов».
  3. Постановление Правительства РФ № 491 от 13.08.2000 г. «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…».
  4. Канев С.Н. «Почему не работает закон об энергосбережении. Новости теплоснабжения», № 6, 2013 г.
  5. Федеральный закон № 176 -ФЗ от 29.06.2015 г. «Об внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации.»
  6. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (с изменениями и дополнениями).
  7. №1 (47) ,

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 декабря 2011 г. N 627

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ

(ОБЩЕДОМОВОГО) ПРИБОРОВ УЧЕТА, А ТАКЖЕ ФОРМЫ АКТА

ОБСЛЕДОВАНИЯ НА ПРЕДМЕТ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ)

ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВКИ ТАКИХ ПРИБОРОВ

УЧЕТА И ПОРЯДКА ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЯ

В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3168) приказываю:

1. Утвердить:

критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2012 г.

3. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации А.А. Попова.

И.о. Министра

В.А.ТОКАРЕВ

Приложение N 1

к приказу Министерства

регионального развития

Российской Федерации

от 29 декабря 2011 г. N 627

КРИТЕРИИ

НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ) ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВКИ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО, ОБЩЕГО (КВАРТИРНОГО), КОЛЛЕКТИВНОГО

(ОБЩЕДОМОВОГО) ПРИБОРОВ УЧЕТА

1. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее - прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.

2. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

3. Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

4. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.

5. В отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 19, ст. 2291, N 31, ст. 4160, ст. 4206; 2011, N 29, ст. 4288, ст. 4291, N 30, ст. 4590, N 49, ст. 7061, N 50, ст. 7344, 7359, N 51, ст. 7447) установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.

6. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Приложение N 2

к приказу Министерства

регионального развития

Российской Федерации

от 29 декабря 2011 г. N 627

ФОРМА АКТА

ОБСЛЕДОВАНИЯ НА ПРЕДМЕТ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ

(ОТСУТСТВИЯ) ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВКИ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО, ОБЩЕГО (КВАРТИРНОГО), КОЛЛЕКТИВНОГО

(ОБЩЕДОМОВОГО) ПРИБОРОВ УЧЕТА

г. _______________ "__" __________ 20__ г.

1. ________________________________________________________________________

проводящего обследование)

адрес (место нахождения): _________________________________________________

___________________________________________________________________________

контактный телефон: ______________________________________________________,

2. В лице _________________________________________________________________

__________________________________________________________________________,

(фамилия, имя, отчество лица - представителя юридического лица

(индивидуального предпринимателя), проводящего обследование)

действующего на основании _________________________________________________

___________________________________________________________________________

(реквизиты документа, подтверждающего полномочия лица

на проведение обследования)

3. В присутствии (указать, если присутствовали):

___________________________________________________________________________

(наименование юридического лица (индивидуального предпринимателя),

ответственного за содержание общего имущества собственников помещений

в многоквартирном доме и лица, представляющего его интересы в ходе

обследования)

___________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество собственника (представителя собственника)

помещения, жилого дома, в котором проводится обследование)

___________________________________________________________________________

(иные лица, участвующие в обследовании)

4. Проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия)

технической возможности установки _________________________________________

___________________________________________________________________________

(индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового)

прибора учета _____________________________________________________________

(холодной воды, горячей воды, электрической энергии,

природного газа, тепловой энергии)

5. По адресу: _____________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(указать адрес многоквартирного дома (жилого дома или помещения),

в котором проводится обследование)

6. Обследование проведено: ________________________________________________

(указать, каким образом проведено обследование:

___________________________________________________________________________

путем осмотра или с применением инструментов/средств измерений)

с использованием следующих инструментов ___________________________________

___________________________________________________________________________

(указать наименование инструмента, если он используется при проведении

обследования, а если используется средство измерения - указать его

метрологические характеристики и дату истечения очередного

межпроверочного интервала средства измерения)

7. В результате обследования установлено: _________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(указать на наличие или отсутствие технической возможности установки

прибора учета)

8. Техническая возможность установки прибора учета отсутствует ввиду

установления следующих критериев отсутствия такой возможности: ____________

___________________________________________________________________________

(указать конкретные критерии отсутствия технической возможности

установки прибора учета)

9. Особое мнение присутствующих лиц (при наличии): ________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

10. Настоящий Акт составлен в ____ экземплярах

Подписи лиц, принимавших участие в обследовании:

________________________ (_________________________)

________________________ (_________________________)

Приложение N 3

к приказу Министерства

регионального развития

Российской Федерации

от 29 декабря 2011 г. N 627

ЗАПОЛНЕНИЯ АКТА ОБСЛЕДОВАНИЯ НА ПРЕДМЕТ УСТАНОВЛЕНИЯ

НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ) ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВКИ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО, ОБЩЕГО (КВАРТИРНОГО), КОЛЛЕКТИВНОГО

(ОБЩЕДОМОВОГО) ПРИБОРОВ УЧЕТА

1. В пункте 1 акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - акт обследования) указываются полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество, паспортные данные индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также контактные данные такого юридического лица (индивидуального предпринимателя): адрес (место нахождения (постоянного места жительства)) и контактный телефон.

2. В пункте 2 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого лица - представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также реквизиты документа, подтверждающего полномочия данного лица на проведение обследования (доверенность, поручение, наряд и т.д.).

3. В пункте 3 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого присутствующего при проведении обследования лица, в том числе:

Представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также наименование такого юридического лица (фамилия, имя, отчество физического лица);

Собственника (представителя собственника) помещения, жилого дома, в отношении которого подана заявка на установку индивидуального, общего (квартирного) прибора учета;

Иных лиц, участвующих в обследовании.

4. В пункте 4 акта обследования указывается вид прибора учета, на предмет установки которого проводится обследование наличия (отсутствия) технической возможности его установки:

Индивидуальный или общий (квартирный) или коллективный (общедомовой);

Прибор учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии.

5. В пункте 5 акта обследования указывается адрес многоквартирного дома (жилого дома или помещения), в котором проводится обследование на предмет технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

6. В пункте 6 акта обследования указывается способ проведения обследования: путем осмотра или с применением инструментов/средств измерений.

В случае применения при проведении обследования инструмента указывается его наименование и характеристики.

В случае применения при проведении обследования средства измерения указываются его наименование, метрологические характеристики и дату истечения очередного межпроверочного интервала.

7. В пункте 7 акта обследования указываются результаты проведенного обследования, а именно наличие или отсутствие технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

8. Пункт 8 акта обследования заполняется в случае, если при проведении обследования будет установлено, что отсутствует техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида, с указанием конкретных выявленных в ходе обследования критериев отсутствия технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

9. Пункт 9 акта обследования заполняется в случае, если у кого-либо из присутствующих при проведении обследования лиц имеется особое мнение относительно хода проведения и результатов обследования.

В этом случае в пункте 9 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество присутствующего лица, имеющего особое мнение, а также содержание особого мнения.

10. В пункте 10 акта обследования указывается количество экземпляров составленного акта, которое должно соответствовать количеству присутствующих при проведении обследования лиц.

Составленные акты вручаются каждому из присутствующих при проведении обследования лиц.

У красноярца Валентина Ивановича счётчиков в квартире нет. Поэтому он, как и другие собственники, не установившие индивидуальные приборы учёта горячей и холодной воды, платит за ресурс по особым нормативам. Пенсионер слышал, что так называемые повышающие коэффициенты могут применяться только в том случае, если доказано, что установка приборов учёта в жилом помещение технически возможна. “Мою квартиру никто не проверял, — сетует мужчина. — Так на каком основании коммунальщики выставляют повышенные счета?”.

Как удалось выяснить, коммунальщики при начислении квартплаты применяют повышающие коэффициенты на вполне законных основаниях. Ещё в прошлом году краевое правительство приняло постановление, где содержится более десяти вариантов нормативов потребления горячей и холодной воды. Они зависят от степени благоустройства жилого помещения. В частности, учитываются такие факторы, как наличие ванны, душа, централизованного водоотведения. В этом же документе указаны и нормативы с так называющими повышающими коэффициентами. И расчёт за коммунальные услуги для владельцев квартир без счётчиков должен производиться строго по утверждённым краевыми властями нормативам.

При этом в министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края говорят: действительно, при отсутствии технической возможности установки прибора учёта в жилом помещении применяется “базовый норматив”. Но до тех пор, пока не доказано, что техвозможность установки счётчика в квартире отсутствует, применение повышающих коэффициентов законно.

Самое интересно, что в действующем законодательстве нет никаких упоминаний об обязательном обследовании всего жилого фонда на предмет возможности установки счётчиков. Вот и получается так, что повышающие коэффициенты применяют ко всем квартирам, необорудованным приборами учёта. А бремя доказывания технической невозможности их установки ложится на плечи жителей.

Провести экспертизу внитриквартирных сетей может любая специализированная компания. При этом во время проверки обязательно должны присутствовать представители исполнителя коммунальных услуг (управляющей или ресурсоснабжающей организации). Затем составляется акт, который и служит доказательством того, что в конкретной квартире установка счётчиков технически возможна или, напротив, их поставить нельзя. Если выяснится, что жилищники применяли неправильные нормативы, то они обязаны будут сделать перерасчёт.

Как показывает практика, бдительность граждан в деле контроля начисления платы за воду лишней не бывает. Так, жители одного из домов Кировского района практически весь прошлый год платили по следующим нормативам: 5,58 кубометра на человека за горячую, 7,92 — за холодную воду. Но, согласно закону, этот норматив установлен для помещений, оборудованных ванной длиной 1 650—1 700 миллиметров, в то время как в квартирах дома были установлены ванны длиной 1 500 миллиметров. А для такого случая постановлением правительства предусмотрены другие нормативы потребления — 5,36 и 7,75 кубометра за горячую и холодную воду соответственно. В управляющей компании сказали, что степень благоустройства дома определена неверно из-за ошибки в технической документации. И если бы жители не выявили это несоответствие, то не только не получили бы перерасчёт, но так и продолжали бы платить по завышенным нормативам.

Буква закона

Техническая возможность установки счётчика отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учёта невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и без создания новых.

б) в месте, в котором подлежит установке прибор учёта, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых законодательством РФ об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации счётчика, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учёта, его обслуживания, замены.

Онлайн-приемная

По данным статистики, к середине прошлого года приборами учета было обеспечено порядка 70 % российских квартир. При этом, согласно законодательству*, уже с начала этого года граждан, не исполнивших требования по установке счетчиков, с первыми платежками ждут неприятные сюрпризы - введены повышающие коэффициенты к нормативам. Однако мало кто знает, что уберечься от санкций можно: если получится доказать, что поставить приборы не получится по техническим причинам.

Газовая революция?

Прежде всего, мы напоминаем, что повышающие нормативы не затронут тех, кто не поставил счетчики на газ. Кроме того, уже сейчас есть планы Правительства внести изменения в закон об энергосбережении, предусматривающие отмену необходимости устанавливать квартирные газовые счетчики. При этом отдельные источники, в частности, Российское агентство правовой и судебной информации со ссылкой на РИА Новости сообщает, что еще в конце прошлого года Президент России Владимир Путин подписал закон, отменивший требования по установке. РАПСИ отмечает, что с 1 января приборы учета необходимы только для тех квартир, максимальный объем потребления природного газа в которых составляет более 2 кубометров в час. Таким образом, пользоваться счетчиками не обязательно тем, кому газ нужен исключительно для приготовления пищи.

Дорогое тепло

Между тем, собственники жилых помещений обязаны установить в своих квартирах счетчики воды, отопления и электричества, а также общедомовые счетчики**. Отказ следовать требованиям законодательных актов повлечет за собой дополнительные траты, связанные с повышением нормативов. Если конструктивные особенности дома, построенного в постсоветский период с вертикальными системами отопления, не позволяют установить квартирные счетчики, это не освобождает жильцов от санкций, потому что в таком случае должны стоять общедомовые приборы учета. Если их нет, законодательство предусматривает применение повышающих коэффициентов на отопление:
. с 1 января по 30 июня 2015 года до 1,1;
. с 1 июля по 31 декабря 2015 года до 1,2;
. с 1 января по 30 июня 2016 года до 1,4;
. с 1 июля по 31 декабря 2016 года до 1,5;
. с 2017 года до 1,6.

Тушите свет

Аналогичным образом изменятся коэффициенты на горячее и холодное водоснабжение и электроснабжение. С учетом того, что оплата коммунальных услуг складывается из двух составляющих: платы за услуги, израсходованные в квартирах, а также при пользовании общедомовым имуществом, повышающие коэффициенты при отсутствии счетчиков будут применяться к нормативам расхода и в квартирах, и на общедомовые нужды.

Не так страшен счет…

Однако следует учесть, что закон*** предусматривает освобождение потребителей от применения повышающих коэффициентов к нормативам. Основанием для этого является отсутствие технической возможности установить счетчик, и это распространяется как на квартирные, так и на общие приборы. Таким образом, счетчик установить невозможно, если:
. установка прибора учета по проектным характеристикам дома или квартиры невозможна без реконструкции, капитального ремонта внутридомовых инженерных систем или без создания новых инженерных систем;
. при установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к нему или месту установки, предъявляемых законодательством;
. в месте, где необходимо установить прибор учета (на любой энергоноситель), невозможно соблюсти требования законодательства об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании к условиям эксплуатации счетчика. К неудовлетворительным условиям относятся отклонение температурного режима, влажности, наличие электромагнитных помех, затопление помещений, невозможность обеспечения доступа для снятия показаний, обслуживания прибора, его замены.
Результаты обследования фиксируются актом ( ), копии которого вручаются каждому лицу, присутствующему при проведении анализа. При наличии такого документа повышающие коэффициенты не будут применяться.

* Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»
** Федеральный Закон от 23 ноября 2009 года № 261 «Об энергосбережении…»
*** Приказ Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 года № 627

Случайные статьи

Вверх