Природные ресурсы мировой экономики.

Минеральные ресурсы распределены неравномерно - одни страны богаты самыми разнообразными ископаемыми, другие обладают лишь отдельными их видами. Во многом именно наличие минерального сырья оказывает влияние на экономическое благосостояние страны.

Россия унаследовала от СССР статус самого обеспеченного по минерально-сырьевым ресурсам государства на Земле. Российская доля в мировых запасах газа составляет газа - 32%, нефти 13%, угля - 11, свинца, кобальта, цинка, никеля, железа от 10 до 36% и так далее.

Мировые ресурсы минерального сырья и топлива

Минеральные ресурсы включают в себя:

  • нефть, природный газ, каменный уголь;
  • черные и цветные металлы;
  • прочие неметаллические ископаемые.

Запасы всех видов минерального сырья изучены в разной степени, до сих пор нет общей классификации этих полезных ископаемых.

Российская классификация предполагает четыре категории запасов по степени разведанности:

  • А - в этой категории запасы разведаны предельно точно, известны площади и границы месторождений;
  • В - в этой категории запасы изведаны приблизительно, границы не точно определены;
  • С1 - запасы в этой категории известны лишь отдаленно, расчет произведен на основе известных месторождений;
  • С2 - запасы в этой категории неизвестны, их объем лишь приблизительно определен.

В западных странах используется другая классификация:

  • известные доподлинно на основе геологоразведочных работ и находящиеся в разработке;
  • точно определенные и доступные для извлечения;
  • прогнозируемые, которые определены лишь гипотезами или научными данными.

В целом мировые запасы минеральных ресурсов оцениваются примерно в 12,5 триллионов тонн. Больше половины из них - уголь, еще треть - нефть и газ. Оставшуюся часть занимают металлы и неметаллические ископаемые.

Страны богатые ресурсами разнообразного минерального сырья

Среди стран, в которых обнаружены значительные залежи минеральных ресурсов, можно назвать:

  • Россия - добывается природный газ, нефть, уголь, железная руда и прочие (валовая ценность разведанных и предварительно оцененных запасов составляет около 28,5 трлн. долларов);
  • США - добывается уголь, нефть, газ;
  • Китай - нефть, уголь, руда;
  • Индия - уголь, руда;
  • Канада - природный газ;
  • Саудовская Аравия - нефть;
  • Норвегия - природный газ;
  • Бразилия - железная руда.

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья

Отдельные страны обладают более обширными запасами минерального сырья, чем другие. Так, самые крупные запасы каменного и бурого угля располагаются в США, Китае, России, Австралии, Канаде, ЮАР, Польше, Индии. При этом в европейских странах, таких как Великобритания или Германия, залежи угля уже по большей части израсходованы, а добыча на слишком большой глубине зачастую оказывается невыгодна. Наиболее рентабельной считается добыча угля в Сибири, Австралии и Южно-африканской республике.

По запасам нефти лидирует Саудовская Аравия. Здесь находится около четверти всех мировых залежей. На втором месте Ирак и ОАЭ - в каждой из этих стран около одной десятой мирового запаса. Далее, идет Венесуэла, Россия, США и Китай.

В области природного газа признанным мировым лидером является России. В нашей стране располагается около 40% запаса газа со всего мира. В странах Западной Азии приблизительно одна третья часть запасов. Остальные залежи располагаются в Северной Африке, Северной Америке, Европе и Южной Америке.

Залежи железной руды, хотя и не являются топливом, также имеют немалое значение. Самые большие залежи этого природного ресурса располагаются в Бразилии, Австралии, России, Индии, Канаде и Швеции. Цветные металлы добываются преимущественно в Австралии, Венесуэле, Бразилии, в Новой Гвинее и на Ямайке.

Ресурсы минерального сырья и топлива

Один из самых важных показателей для минерального сырья - это его ресурс. Чем он больше, тем дольше человечество сможет использовать этот ресурс. Так, запасы угля, известные на сегодня, составляют более пяти триллионов тонн. При нынешних темпах добычи этого хватит еще на четыре сотни лет использования.

Запасы нефти гораздо ограниченнее. Разведанные залежи составляют около 140 миллиардов тонн. При сохранении темпов добычи этого может хватить лишь на 45 лет. В США собственных ресурсов хватит всего лишь на 10-12 лет, России - примерно на 22 года, а Саудовской Аравии - на 90 лет.

Запасы природного газа составляют около 150 триллионов тонн. Регулярно открываются новые залежи. Но ресурс природного газа можно сопоставить с показателями, рассчитанными для нефти. Темпы потребления позволяют предположить, что природного газа хватит еще на 40-50 лет использования.

Известные запасы железной руды составляют примерно 260 миллиардов тонн. Этого должно хватить на два с половиной века. Такие же показатели и в отношении цветных металлов. Исключение составляет медь - ее, как и нефти, хватит приблизительно на 50 лет.

Наиме-нование

Полезные ископаемые

Время, на которое хватит ресурсов при ны­нешнем уровне добычи в год

Крупнейшие месторождения мира

Пронозные

Разведанные

Достоверные

1,8 трлн. т

Разведанных запасов хватит на 400 лет (добыча 4,5 млрд. т/г)

Разведан в 75 странах мира. США - 445 млрд. т; Китай – 272; Россия – 200; ЮАР – 130; Австралия – 90; Англия – 50; Канада – 50; Индия - 29

840 млрд. т

300 млрд. т

Разведанных запасов хватит на 45 лет (добыча 3 млрд. т/г)

Разведанные запасы нефти в мире распределяются следующим образом %: Саудовская Аравия - 25,4; Ирак - 11; ОАЭ - 9,4; Кувейт - 9,3; Иран - 9,1; Венесуэла - 6,8; Россия - 4,8; Китай - 2,4, США - 2,4

Природный газ

Нет информации

Нет информации

Запасов хватит на 71 год (добыча 2,2 трлн. м 3 /г)

Россия – 47600 млрд. м 3 , Иран – 21200, США - 4654, Алжир - 3424, Туркмения 2650, Норвегия - 3800, Казахстан - 1670, Нидерланды – 1668, Ливия - 1212, Великобритания – 574

Железная руда

Нет информации

Запас на 250 лет (добыча 1 млрд. т/г)

Бразилия, Австралия, Канада, Россия, Китай, США, Индия, Швеция

Бокситы (сырье для цветных металлов);

Нет информации

Запас на 250 лет (добыча 80 млн. т/г)

Австралия, Гвинея, Бразилия, Венесуэла, Ямайка

Медные руды

Нет информации

Нет информации

Запас на 55 лет (добыча 5 млн. т/г)

Индия, Зимбабве, Замбия, Конго, США, Россия, Канада

Природные ресурсы распределены между странами неравномерно. Только 20 стран располагают более 5% мировых запасов какого-либо одного вида минерального ресурса. Лишь несколько стран мира (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР и Австралия) обладают большинством его видов. В различных странах сложились различия между имеющимися минеральными ресурсами и объемами их потребления (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Имеющиеся минеральные ресурсы и их потребление в отдельных странах

Для темпов мирового потребления первичных энергоресурсов (ПЭР) за 1900-2000 гг. характерно следующее: за первые 40 лет этого столетия (1900-1940 гг.) потребление ПЭР увеличилось в 3,5 раза, за последующие 30 лет (1940-1970 гг.) − еще в 3,55 раза и в последние 30 лет (1970-2000 гг.) − в 1,8 раза. Если за первые 70 лет этого столетия ежегодные темпы прироста потребления энергии составили 3,2-3,55%, то с 1970 по 2000 г. отмечено снижение ежегодного прирос­та потребления энергии до 1,9 %, а за пятилетие 1995-2000 гг. до 1,15%.

Неуклонной тенденцией мирового потребления первичных энергоресурсов является изменение его структуры в сторону роста доли высокоэффективных источников энергии − нефти и газа при снижении доли угля.

Несмотря на значительный рост абсолютных объемов потребления угля с 661 млн. т в 1900 г. до 3670 млн. т в 2000 г., доля угля в структуре потребления ПЭР за этот период упала с 94,4 до 29,6 %. Однако в послед­ние 20 лет прошлого столетия эта тенденция изменилась. С 1980 по 2000 г. произошло увеличение доли угля в добыче и в потреблении пер­вичных энергоресурсов. Особенно велика роль угля в экономике СЩА и Китая. На перспективу вплоть до 2020 г. будет также происходить на­ращивание физических объемов потребления угля при одновремен­ном увеличении его доли в структуре потребления ПЭР. Электроэнер­гетика и металлургия, как и в прошлом, останутся основными его по­требителями.

В структуре потребления ПЭР нефть вплоть до конца 60-х годов за­нимала второе место после угля, однако в начале 70-х заняла лидирую­щее положение, оттеснив уголь на второе место.

Особенно быстрое наращивание потребления нефти происходило в 50-е и 60-е годы, когда ежегодные темпы прироста потребления до­стигли 7,3 и 8 %. Однако в последующие годы, особенно под воздейст­вием нефтяного кризиса 1973 и 1979 гг. произошел резкий спад темпов прироста потребления нефти. Ежегодный прирост потребления нефти за 1995-2000 гг. составил всего 0,5 %. Наращивание доли нефти в структуре потребления ПЭР происхо­дило вплоть до начала 80-х годов, когда оно достигло 43%. Однако по­сле 1980г. эта доля постепенно снижалась и в 2000 г. она составила уже только 34,1%. В перспективе до 2020 г. можно ожидать дальнейшее снижение доли нефти в структуре потребления ПЭР.

Из всех источников первичных энергоресурсов в XX столетии наиболее быстрыми темпами нарастало потребление газа, особенно в 1940-1970 гг., когда среднегодовые приросты его потребления соста­вили свыше 8%. Хотя в последующие годы темпы снизились, они со­храняются самыми высокими по сравнению с нефтью и углем. В 1990-2000 гг. среднегодовой темп прироста потребления газа составил 2,5%. Одновременно росла доля газа в структуре потребления ПЭР. В 2000 г. она приблизилась к доле угля и составила 26,5%.

Можно выделить следующие направления эффективного и рационального использования природных ресурсов :

    совершенствование технологии добычи полезных ископаемых;

    комплексная переработка всех компонентов добываемого сырья и постепенный переход к малоотходным и безотходным технологиям;

    снижение материалоемкости и энергоемкости используемых технологий;

    использование нетрадиционных источников энергии и новых материалов.

Земельные ресурсы

Земельные ресурсы - земная поверхность, пригодная для проживания и хозяйственной деятельности человека. Земельные ресурсы характеризуются величиной территории и ее качеством (рельефом, почвой).

На долю суши приходится 149 млн. км2 из общей площади поверхности Земли − 510 млн. км2. Остальное занимают моря и океаны. Площадь суши за вычетом ледяных пустынь Арктики и Антарктики, т. е. общая площадь мирового земельного фонда составляет 134 млн. км 2 .

Мировой земельный фонд в структуре:

1) 11% приходится на обрабатываемые земли (пашни, сады, виноградники);

2) 23% − на луга и пастбища;

3) 30% − на леса;

4) 3% − на антропогенные ландшафты (населенные пункты, промышленные зоны, транспортные линии);

5) 33% − на малопродуктивные земли (пустыни, болота и экстремальные территории с низкой температурой или в горах).

Сельскохозяйственные угодья − это земли, которые используются для производства продуктов питания, включающие пашни, многолетние насаждения (сады, плантации), естественные луга и пастбища.

В данный момент общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 48,1 млн. км 2 (4810 млн. га), в том числе пашни (обрабатываемые земли) − 1340 млн. га, луга и пастбища − 3365 млн. га. Наибольшими размерами пашни выделяются США (185 млн. га), Индия (160), Россия (134), Китай (95), Канада (46), Казахстан (36), Украина (34).

Доля обрабатываемых земель в общем земельном фонде составляет (%):

1) в Индии − 57,1;

2) в Польше − 46,9;

3) в Италии − 40,3;

4) во Франции − 35,3;

5) в Германии − 33,9;

6) в США − 19,6;

7) в Китае и в России − 7,8;

8) в Австралии − 6;

9) в Канаде − 4,9;

10) в Египте − 2,8.

В этих странах, как и в мире в целом, резервов для сельскохозяйственного освоения осталось очень мало: леса и малопродуктивные земли. Вдобавок во многих странах сельскохозяйственные угодья быстро сокращаются, так как отводятся под строительство и т. д. Можно отметить, что в последние десятилетия происходило и расширение сельскохозяйственных угодий за счет освоения целинных земель в России, Казахстане, Китае, Канаде.

В мире происходит ухудшение, или деградация, земель. Ежегодно около 6-7 млн. га выводится из-за эрозии. Заболачивание и засоление выбрасывают из землепользования еще 1,5 млн. га. Особенную угрозу земельному фонду в 60 странах мира доставляет опустынивание, прежде всего возделываемых земель, охвативших территорию в 9 млн. км. Это примерно соответствует площади таких стран, как США или КНР. Превращение земель в антропогенные ландшафты также вызывает деградацию.

Водные ресурсы. Общий резерв воды на Земле составляет 1386 млн. км 3 , 96,5% водных ресурсов планеты приходится на соленые воды Мирового океана, 1% − на соленые подземные воды. И всего 2,5 % общего объема гидросферы − на пресные воды. Если исключить из расчета полярные льды, которые еще практически не используются, то в распоряжении человечества остается лишь 0,3% общего количества воды на земле.

Главным источником пресной воды остаются реки, чьи годовые ресурсы составляют 47 тыс. км 3 , а реально использовать можно менее половины этого количества. Таким образом, объем мирового потребления воды приблизился к 1/4 водных ресурсов планеты, которые могут быть использованы. В США водопотребление достигает почти 30% среднегодового поверхностного стока рек (при этом 20% потребностей в воде покрывается за счет подземных вод), а в России − примерно 2,5% речного стока. Сельское хозяйство (69%) является главным потребителем воды в мировом хозяйстве. Затем идут промышленность (21%) и коммунальное хозяйство (6 %).

Общий водозабор ежегодно составляет более 4780 км 3 . Только в США ежегодно используется около 550 км 3 пресной воды, а в России − примерно 100 км 3 .

В России структура водопотребления заметно отличается от среднемировой. На первом месте стоит промышленность − 55% от общего потребления, на втором − сельское хозяйство, включая орошение − 20%, на третьем − коммунальное хозяйство − 19%. Отличия российской структуры водопотребления от среднемировой обуславливаются довольно значительным весом в российской промышленности отраслей, характеризующихся повышенным водопотреблением (металлургической, химической, целлюлозно-бумажной); относительно небольшой долей орошаемых земель; расточительным потреблением воды в быту.

В мировом сельском хозяйстве существенно прослеживается тенденция к повышению спроса на воду. Уровень использования водных ресурсов для нужд промышленности, сельского хозяйства и быта составляет от общего объема водных ресурсов (%):

1) в Египте − 97,1;

2) в Израиле − 84;

3) на Украине −40;

4) в Италии − 33,7;

5) в Германии − 27,1;

6) в Польше − 21,9;

7) в США − 18,9;

8) в Турции − 17,3;

9) в России − 2,7.

Основные резервы повышения эффективности использования водных ресурсов:

1) сокращение потребления воды прежде всего за счет внедрения водосберегающих технологий и оборотного водоснабжения (оборотным называется такое водоснабжение, когда вода, забираемая из природного источника, многократно используется без сброса в водоем или канализацию);

2) ликвидация потерь воды при ее транспортировке из-за протечек, испарений и т. д.;

3) устранение нерационального потребления воды в быту.

Урок 1 5 . Тема : География м инеральны х ресурс ов мира .

Ц ель : - актуализировать знания об основных закономерностях размещения месторождений определенных видов полезных ископаемых ; - обосновать роль и значение минеральных ресурсов для развития хозяйства ; - охарактеризовать размещение различных видов минеральных ресурсов мира; - развивать умение работать со статис ти ческими материалами, картами атласа, диаграммами.

Оборудование :политическая карта мира, учебник, справочники, атласы, таблицы, диаграмма.

Основные понятия : минерально-сырьевые ресурсы, топливн ое , рудн оё , нерудн ое сыоьё.

Тип урока : комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Вопрос ы:

Какие виды природных ресурсов вы знаете?

Какие из них являются наиболее важными для развития промышленности?

Что такое полезные ископаемые?

На какие группы делятся полезные ископаемые по хозяйственному назначению?

На какие группы делят полезные ископаемые по происхождению?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Еще в древние времена люди начали использовать минеральные ресурсы. Но в ые этапы их освоения даже отражены в названиях периодов исторического развит ия : каменный век, бронзовый век, железный век. В наши времена в хозяйстве используется более 200 различных видов минерального сырья. По образному

выражением академика А. Есть. Ферсмана, сейчас к ногам человечества возложена вся периодич еская таблица Менделеева. Однако земную кору нельзя рассматривать как волшебную скатерть-самобранку, которая по желанию людей станет поставлять им сокровищ а земных недр. Во-первых, почти все минеральные ресурсы относят к категории не возобновляемых , во-вторых, мировые запасы отдельных видов далеко неодинаковы, а в-третьих, «аппетиты»человечества ежегодно растут. Поэтому человечество должно использовать их рационально.

IV. Изучение нового материала

Тектоническое и геологическое строение земной коры обусловливает неравномерное размещение полезных ископаемых. Россия, Китай, Австралия, Канада и США имеют практически все виды минерально-сырьевых ресурсов и принадлежат к категории стран максимальной ресурсообеспечен ности . Другие страны обеспечены лишь несколькими видами полезных ископаемых.

1. Особенности размещения топливных, рудных и нерудных ресурсов мира

(работа по вариантам I –III, можно рядами, каждый вариант прорабатывает размещения определенной группы полезных ископаемых и составляет таблицу, см. раздел «Закрепление».)

2. Задание. Пользуясь картами атласа и диаграммами, определите регио-

ны, страны с:

I вариант - крупнейшими запасами топливных полезных ископаемых.

II вариант - крупнейшими запасами рудных полезных ископаемых.

III вариант - важнейшими месторождениями нерудных полезных ископаемых.

    Угольные бассейны мира (их около 3600) охватывают до 15 % площади су ши . Общие запасы - 15 трлн тонн, разведанные - 9 трлн тонн. Крупнейшие месторождения угля находятся в КНР, США, России, Украине, Казахстане, Польше, Австралії, ФРГ, Канаде .

    Общемировые запасы нефти - 350-450 млрд тонн). Ведущие страны по запасам: Саудовская Аравия, Россия, Кувейт, Иран, Ирак, США. Основные районы залегания: Персидский залив; Сибирь; Урало-Поволжье; шельф Мексиканского залива; Аляска; акватория Северного моря; север Южной Америки; Ґв и нейська залив, Северная Африка; Большие Зондские острова.

    Природный газ образуется с нефтью, поэтому их месторождения часто совпадают территориально. Запасы природного газа - 200-300 трлн куб. м (достоверные - к 100 трлн куб. м). Ведущие страны по запасам: Россия (43 %), Иран, США, Катар, Саудовская Аравия, Ирак, Алжир, Норвегия.

    Рудные полезные ископаемые представлены рудами черных и цветных, р едких , рассеянных, благородных металлов. Большие запасы железной руды (в мире - 800 млрд тонн, разведанные 200-250 млрд тонн) есть в России, Австралии, Бразилии, Украине, США, Канаде, Индии и др. Мировые запасы марганцевых руд составляют почти 17 млрд тонн. Более чем 90 % из них приходится на Ю А и Украину. За по-

пасами руд хрома выделяются Ю А, Зимбабве, Казахстан.

    Из руд цветных металлов наиболее распространенными являются руды алюминия (запас ы - более 70 млрд тонн). Крупнейшие месторождения алюминиевого сырья размещено в Гвинее, Бразилии, Австралии, Индии, Суринаме, России, Ямайке. Медные руды на и более распространены в Чили (90 % мировых), Замбии, ДРК, США, Канаде, Австралии.

Значительные запасы полиметаллических руд имеются в США, Канаде, Австралии, России, Казахстане, Ю А. Более 90 % оловянных руд находятся в «олов"яному поясе»: Ро с сия - Монголия - КНР - Вьетнам Таиланд - Малайзия - Индонезия - Австрал и я. На киноварь (ртутная сырье) богатые Россия, Украина, Словения, Алжир, Италия, Кыргызстан. Большинство мировых запасов золота и платины находятся

в ПА, США, Канаде, России, Австралии; урановых руд Австралии, Южной Аф-

рике, Канаде, Н и ґер ии , Бразилии, США.

    Нерудное горно-химическое сырье - апатиты, нефелины, каменная и калийная соли, сера, барий фосфориты. Значительные месторождения калийных солей в США и Канад е , Германии, России, Беларуси; апатитов - на полуостровах Лабрадор и Кольськом, фосфоритов - в Западной Африке (Марокко), на Аравийском полуострове, в США (Флорида).

    Наибольшие объемы добычи приходятся на строительные материалы , которые распространены повсюду. Запасы драгоценных и полудрагоценных камней имеют Индия, Ро с сия, Шри-Ланка, Канада и др. Значительные алмазоносні провинции расположены в Африке, России, Австралии.

2. Проблемы использования минеральных ресурсов

З .3 ада ние . Сформулируйте главные проблемы эксплуатации месторождений минеральных ресурсов. Предложите пути их решения.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Обобщить результаты работы вариантов.

Страны, которые имеют наибольшие запасы отдельных видов полезных ископаемых .

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание

Проработать §__.

Обозначить на контурной карте страны с крупнейшими запасами нефти, природного газа, угля, железных руд, алюминиевых руд, алмазов.

Объединиться в группы по 3-4 ученика и подготовить защиту проектов по темам:

«Земельные ресурсы мира», «Климатические ресурсы мира», «Водные ресурсы мира », «Ресурсы Мирового океана», «Лесные ресурсы мира», «Рекреационные ресурсы мира». Доклады желательно сопровождать наглядными материалами.

Уроки 15-17. Тема : География минеральных ресурсов, земельных, лесных, водных, рекреационных ресурсов и ресурсов Мирового океана.

Цели урока : - Формирование научного представления о богатстве, разнообразии и проблемах природных ресурсов.

Отработка приёмов публичного выступления;

Формирование умений и навыков отбора информации в Интернет-ресурсах.

Развитие у школьников творческих умений и навыков, формирование креативного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Ознакомление с использованием и проблемами мировых ресурсов.

Тип урока : урок формирования новых знаний с применением современных компьютерных технологий;

Технология: личностно-ориентированная, проблемно-исследовательская, инновационная направленность педагогической деятельности на уроках географии.

Форма урока : комбинированный.

Ценностный компонент урока : вся история человеческого общества – это история взаимодействия его с природой, с географической средой.

Оборудование : класс с интерактивным оборудованием, учебник, атласы.

Организация учебной деятельности на уроке

    Организационный этап.

    Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Учитель: С природными ресурсами и экологическими проблемами вы уже начали знакомиться в предыдущих курсах географии. Мы продолжим их изучение. Это особенно важно потому, что данная проблема – важнейшая, «дирижирующая» в современной географической науке. Она более всего связывает географию с практикой, с прогнозированием. В настоящее время в географической науке сформировались такие научные направления, как география природных ресурсов, геоэкология, медицинская, рекреационная география и др.

III .Актуализация опорных знаний

Учитель: прежде чем приступить к изучению данной темы, вспомните:

1 ) Что такое «географическая среда»? (Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития).

2) Что такое «окружающая среда»? ( Окружа́ющая среда́» - обобщённое понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и экологическое состояние данной местности. Как правило, применение термина относится к описанию природных условий на поверхности , состоянию её локальных и глобальных и их взаимодействие с человеком . В таком значении термин используется в международных соглашениях ).

Окружающая среда - обычно рассматривается как часть , непосредственно окружающей (отсюда и название) некоторую живую (человека, животного и т. д.) и состоящей из объектов живой и неживой природы.

Окружающая среда - и деятельности , весь окружающий человека мир, включая и , и антропогенную среду .

В современную эпоху человеческая деятельность охватила практически всю и её масштабы теперь сравнимы с действием глобальных природных процессов, что негативно сказывается на состоянии окружающей среды .

3 )Что такое природные ресурсы ? (Это тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности можно использовать для удовлетворения потребностей человеческого общества в форме непосредственного участия в материальной деятельности).

4.Учитель: В свою очередь сырьевые материалы, вовлечённые в общественное производство и многократно в нём преобразованные, превращаются уже в экономические ресурсы.

IV .Изучение нового материала

Учитель . Мировые природные ресурсы играют огромную роль в жизни человека; всё, что ему необходимо в жизни, он получает благодаря добыче и переработке природных ресурсов. Они являются связующим звеном в системе “природа-общество”. Давайте вспомним, какие виды природных ресурсов вам известны? (анализ рис.25 – стр.55) – Классификация природных ресурсов.

Ученик.

1. Минеральные ресурсы.

2. Земельные ресурсы.

3. Водные ресурсы.

4. Биологические ресурсы.

5. Ресурсы Мирового океана.

6. Рекреационные ресурсы.

Самостоятельная работа : используя текст учебника – стр. 55-56 и рис.25, составить логический конспект по теме: «Классификация природных ресурсов».

Учитель: В XXI веке во взаимодействии природы и общества наступил качественно новый этап. Превращение природных ландшафтов в антропогенные – городские, горнопромышленные, сельскохозяйственные, рекреационные и т.д. – чрезвычайно ускорилось, распространяясь на всё новые пространства. Общество стало изымать из природы всё больше ресурсов и одновременно возвращать в природу всё более многочисленные отходы своей деятельности. Так возникли две взаимосвязанные проблемы: 1)Рационального использования природных ресурсов и 2)Охрана окружающей среды от загрязнения.

6. Вспомните из курса географии 9 класса: Что такое «ресурсообеспеченность»? ( это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения).

7.Это интересно знать! Подборка материалов произведена группой учащихся. Например:

По расчетам учёных, мировые общегеологические запасы минерального топлива превышают 12,5 трлн.т. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить на 1000 лет.

В развивающихся странах находится 90% олова и кобальта, 75% бокситов, 60% меди, более 60% нефти и т.д.

(работы представлены в виде отдельных слайдов).

Учитель : Что такое «природопользование»? (Это совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению).

Границы природопользования очень подвижны. Они учитывают все воздействия на природу – как полезные, так и вредные для человека. Отсюда и разделение природопользования на рациональное и нерациональное.

Рациональное природопользование – система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учётом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.

Нерациональное природопользование – система деятельности, не обеспечивающая сохранения природно-ресурсного потенциала (например, неконтролируемая вырубка леса, хищнический подход к лову рыбы и т. Д.).

По этим видам темам учащиеся получили опережающее задание: подобрать материал на сайтах Интернета и подготовить презентацию для публичной защиты.

8. Презентация на тему: «Характеристика мировых природных ресурсов».

9.По ходу рассмотрения данной презентации учащиеся заполняют таблицу:

Сделайте анализ круговой диаграммы, начертите её в тетрадях. Выводы записать.

На изучение всех видов природных ресурсов достаточно двух уроков. По мере представления презентаций, учащихся класса составляют план-конспект (п.12-14), (таблицы, схемы, опорные конспекты или др.).

V . Характер творческих работ:

Минеральные ресурсы – достаточно ли их?

Земельные ресурсы: два противоположных процесса.

Водные ресурсы суши: проблема пресной воды.

Биологические ресурсы: предотвратить оскудение!

Ресурсы Мирового океана: кладовая богатств.

Климатические и космические ресурсы – ресурсы будущего.

Рекреационные ресурсы – основа отдыха и туризма.

Учащиеся представляют свою самостоятельную творческую работу, дают пояснения и отвечают на вопросы одноклассников. Обязательно вместе с учащимися оцениваем презентацию и её представление, таким образом, ребята приобретают навыки публичного представления своих работ.

VI . Заключительные презентации на темы : «Загрязнённость окружающей среды, охрана природной среды», «Экологические проблемы человечества», пути их решения».

Учитель : В развитых странах мира важное место в системе природопользования начинает занимать мониторин г – комплекс научных, технических, технологических, организационных и других мер по обеспечению систематического контроля за состоянием и тенденциями развития природных и техногенных процессов.

Дополнительный материал:

1. Земельные ресурсы

Земельные ресурсы - земли, которые используются или могут использоваться в различных отраслях хозяйства. Относятся к восстановительным и характеризуются определенной территорией, качеством почв, климатом, рельефом, г и дролог и ч еским режимом, растительностью и тому подобное. Земельный фонд (без Антарктиды) составляет 133,9 млн кв км2, или 26,3% общей площади земного шара, в том числе: пахотные

земли (пашня, сады, плантации) - 11 %, луга и пастбища - 24 %, леса и кустарники - 31 %, малопродуктивные земли (болота, пустыни, ледники) - 30 %, антропогенн ые застройки (города, заводы, транспорт) - 3 %. Одним из важнейших показателей в земельном фонде территории является част ь пахотных земель. На Евразию приходится 59 % мировой пашни, на Северную и Центральну ю Америку - 15 %, на Африку - 15 %, на Южную Америку - 8 %, на Австралию - 3 %. 80 % мировой пашни находится в засушливой зоне. Круп ная доля пастбищ - в странах Африки (24 %) и Азии (18 %). Структура земельного фонда планеты не остается неизменной. Ежегодное сокращение с е льско хозяйственных угодий составляет более 9 млн га.

2. Водные ресурсы

К водным ресурсам относят поверхностные и подземные воды, которые испольются или могут быть использованы в хозяйстве. Реально пригодными для освоение является прежде всего воды рек, пресных озер и подземных вод неглубокого залегания - это менее 1 % ресурсов пресной воды и лишь 0,03 % всех водн ы х запасов Земли. Запасы доступной пресной воды размещены очень нер а вном е рно. Треть земли уже сейчас испытывает нехватку воды. 700 млн человек, которыеживут в 43 странах мира, страдают от постоянного дефицита воды, а более 900 млн человек не имеют доступа к источникам чистой питьевой воды.

Проблема дефицита пресной воды обусловлена прежде всего бурным развитием хозяйства. Основными потребителями пресной воды является сельское хозяйство (63 %), промышленность (27 %), коммунальное хозяйство (7 %) и транспорт. Мировое потребление пресной воды превышает 3 800 млрд м3 в год. Главными

путями преодоления проблемы является уменьшение расхода вод, водоемкости производства, внедрение новейших технологий (опреснение морской воды, транспор тирование айсбергов, территориальное перераспределение речного стока и т. п).

3. Лесные ресурсы

Лесные ресурсы - это леса определенной территории, которые используются или могут использоваться для удовлетворения любых потребностей общества. Составляются из древесных, технических, пищевых, кормовых, лекарственных ресурсов. Леса исполняют также защитные, водоохранные, оздоровительные, заповедные функции. Лесной фонд мира составляет примерно 28 % суши. Большая часть лесов сконцентрова в двух лесных поясах - северном, с преобладанием хвойных пород (про ходит через Канаду, США, Скандинавию, Россию) и южном, с лиственными породами деревьев (территории Центральной и Южной Америки, Экваториальной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии). По запасам древесины ведущие места в мире принадлежат России, Канаде, Бразилии, США, Индонезии; из африканских стран ДРК.

Ежегодно площади лесов сокращаются на 125 тыс. км2. Только за последние двести лет лесистость земной суши уменьшилось вдвое. Чтобы преодолеть проблем сокращение лесных ресурсов, предлагаются такие меры, как лесопосадки , комплексное использование древесины, замена древесины на синтетические мате-

риалы.

4. Ресурсы Мирового океана

Минеральные (нефть, природный газ, каменный уголь, соль, железо марганце вые конкреции и т. п), энергетические (механическая и тепловая энергия вод) и био ресурсы (представители растительного и животного мира океана), рекреационные и транспортн ые ресурсы. Проблема экономного использования богатств Мирового океана является общей проблемой человечества. В последние годы распространилось р а зведения некоторых видов организмов на морских плантациях и фермах (аква - и марикультур ы ).

5. Климатические ресурсы

Климатические ресурсы - неисчерпаемые природные ресурсы, что содержат солнечную энергию, влагу и энергию ветра (энергетические, сельскохозяйственные и рекреац ионные ресурсы климата). Сочетание тепла, влаги, водного режима, почв определенной территории, используемые в сельском хозяйстве, называют агроклиматическими ресурсами.

6. Рекреационные ресурсы

Рекреационные ресурсы - совокупность природных и антропогенных объектов и явлений, которые можно использовать для отдыха, лечения и туризма. Два направления - природные и социально-экономические.

Природные - морские побережья, берега рек, озер, леса, парки, горные ра й оны подобное.

Социально-экономические - памятники истории, архитектуры, этнографические элементы.

VII .Домашнее задание:

-выучить п.11-12, 13-14 (на два урока);

-повторить все ключевые слова по данной теме; подготовиться к диспуту;

-закончить оформление всех таблиц, логических конспектов, схем.

Для любознательных: подготовить творческий проект на тему: «Экологическая политика на современном этапе».

Урок 18. Тема: Практическая работа № 2. Сравнительная оценка ресурсообеспеченности 2-х отдельных стран или регионов мира.

Обобщение по темам: «География населения мира» и «География мировых природных ресурсов».

Цели : -Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».

-Формирование умений рассчитывать ресурсообеспеченность на основе статистических данных, представлять результаты работы в различных формах (таблица, диаграмма), делать выводы на основе полученной информации.

-Развитие навыков работы с тематическими картами.

Тип урока : урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма урока : урок самостоятельной практической работы.

Ход урока:

    Организационный момент.

О порядке работы на уроке. Форма представления результатов работы.

    Практическая работа (выполняется в тетрадях для практической работы с печатной основой).

    Обобщение

Минеральные ресурсы мира - это все многообразие полезных ископаемых, которые дарит природа человечеству. Топливо, металлы, строительные материалы, химическое сырье, драгоценные сплавы и камни - всеми этими природными богатствами люди пользуются в течение многих лет. Несмотря на то, что минерально-сырьевые ресурсы планеты велики, они все же не безграничны, поэтому успешное развитие человечества невозможно без их рационального использования.

Классификация минеральных ресурсов

В зависимости от своего назначения и геологического происхождения минеральное сырье делят на 5 основных классов:

  • минеральное топливо;
  • металлы их железа и ферросплавов;
  • цветные металлы;
  • драгоценные металлы;
  • промышленные минералы.

Также минеральное сырье можно разделить на две большие группы:

  • условно возобновляемые - продукты органического происхождения (уголь, нефть, метан), для формирования которых необходимы специфические условия в природе и не одна тысяча лет;
  • не возобновляемые - минералы и металлы, чьи запасу уже никогда не будут восстановлены в природе.

Рис. 1. Уголь

Человечество неуклонно продолжает наращивать темпы использования ресурсов Земли. Только в первой половине ХХ столетия суммарное количество добытого минерального сырья в несколько раз превысило то, что человеческая раса использовало за все время своего существования. При этом потребность в ресурсах продолжает возрастать.

География минерального сырья

Распределение минеральных ресурсов на планете неравномерно: одни регионы богаты всевозможными минералами, другие - испытывают в них большую нужду. Размещение природного сырья во многом зависит от особенностей рельефа местности, ее расположения над уровнем Мирового океана, характера происхождения. Этими и многими другими вопросами, связанными с минеральным сырьем, занимается наука геология.

Крупные месторождения топливно-энергетических ресурсов находятся на территории России, США, Канады, Китая, Венесуэлы, в Персидском заливе. Наибольший объем занимают уголь и нефть.

Рис. 2. Добыча нефти

Рудные ископаемые, как правило, располагаются на древних платформах и складчатых областях. Нередко они образуют протяженные рудные пояса. Наиболее богаты всевозможными видами руд США, Россия, Индия, Китай. Наиболее распространенным на Земле металлом является алюминий.

Нерудные полезные ископаемые распространены по всему миру, как в областях складчатости, так и на платформах.

Рис. 3. Асбест

Таблица “Мировые запасы минеральных ресурсов”

Значение минеральных ресурсов

Ресурсообеспеченность стран - это соотношение между природными запасами полезных ископаемых и скоростью их потребления. Данное понятие, в первую очередь, является социально-экономическим, поскольку зависит не только от количества природных ресурсов, но и от того, насколько быстро их использует человечество.

Ресурсообеспеченность является важным, но не определяющим фактором улучшения экономики государства. Так, многие западноевропейские державы, Корея, Япония при незначительном потенциале природного сырья смогли достичь колоссальных успехов, используя иные инструменты формирования экономики: достижения НТР, международную интеграцию, финансовые и человеческие ресурсы.

Большое значение для развития мирового хозяйства играет территориальное сочетание природных ресурсов - совокупность минеральных ресурсов внутри конкретного региона, страны, необходимых для комплексной переработки сырья. Благодаря данному фактору управление и планирование социально-экономического развития происходит гораздо более эффективно.

Следует помнить, что минеральные ресурсы воды, земельные, минеральные и лесные ресурсы нужно использовать очень бережно, рационально. Природное сырье, за исключением отдельных видов, является невосполнимым, и рано или поздно наступит момент, когда запасы Земли будут исчерпаны. В настоящее время уже возникла угроза острого дефицита некоторых ресурсов, и с каждым годом ситуация будет только ухудшаться.

Чтобы не допустить глобальной катастрофы, человечеству следует искать альтернативные способы решения производственных и хозяйственных нужд.

Что мы узнали?

При рассмотрении темы «Минеральные ресурсы мира» по программе 8 класса мы узнали, каковы основные виды природного сырья и как они распределяются по планете. Также мы выяснили, что такое территориальное сочетание минерального сырья и в чем заключается рациональное использование ресурсов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 154.

28/04/2012

Сайт 24/7 Уолл-стрит провел детальный анализ 10 стран с самыми большими и ценными природными ресурсами на Земле. Используя оценки общих запасов в каждой стране и рыночную стоимость этих ресурсов, было определено 10 стран, которые имеют самые ценные запасы природных ресурсов.


Н екоторые из этих ресурсов, в том числе уран, серебро, фосфаты, не так ценны, как другие из-за низкого спроса или из-за их редкости. Тем не менее, в случае с нефтью, природным газом, лесом, углем - эти богатства природы могут стоить десятки триллионов долларов, потому что спрос на них высок и этих ресурсов относительно много.

1. Россия

Общая стоимость ресурсов: $ 75,7 триллионов.
Запасы нефти (стоимость): 60 млрд. баррелей ($ 7,08 млрд.)
Запасы природного газа (стоимость): 1,680 трлн. куб.футов (19 млрд. долларов)
Запасы древесины (стоимость): 1,95 млрд. акров ($ 28,4 трлн.)

Когда речь заходит о природных ресурсах, то Россия является богатейшей страной в мире. Она лидирует среди всех стран мира по количеству запасов природного газа и древесины. Огромные размеры страны является одновременно ее благословением и проклятием, так как построение трубопроводов для транспортировки газа, а так же железных дорог для перевозок древесины обходятся в баснословные суммы.

В дополнение к наличию такого большого запаса газа и древесины, Россия занимает второе место в мире по величине месторождений угля и третье по месторождениям золота. Кроме того, она находится на втором месте по величине месторождений редкоземельных минералов, хотя они в настоящее время не добываются.

2. Соединенные Штаты

Общая стоимость ресурсов: $ 45 триллионов
Запасы природного газа (стоимости): 272,5 куб. м ($ 3,1 триллиона)
Запасы древесины (стоимость): 750 миллионов акров ($ 10,9 трлн)

В США 31,2% доказанных мировых запасов угля. Их оценивают в 30 триллионов долларов. На сегодняшний день они является самым ценными запасами на земле. В стране около 750 миллионов акров лесных насаждений, которые стоят около $ 11 трлн. Древесина и угля, вместе взятые, стоят примерно 89% от общей стоимости природных ресурсов страны. США также входит в первую пятерку стран с глобальными запасами меди, золота и природного газа.

3. Саудовская Аравия

Общая стоимость ресурсов: $ 34,4 триллиона
Запасы нефти (стоимость): 266, 7 трлн. баррелей ($ 31,5 трлн)
Запасы природного газа (стоимость): 258.5 трлн. м куб ($ 2,9 триллиона)

Саудовская Аравия владеет около 20% нефти в мире - это наибольшая доля среди всех стран. Все значительные ресурсы страны заключаются в углеродах - нефти или газе. Королевство находится на пятом месте в мире по величине запасов природного газа. Поскольку эти ресурсы истощаются, Саудовская Аравии в конце концов потеряет высокое положение в этом списке. Тем не менее, это не произойдет еще в течение нескольких десятилетий.

4. Канада

Общая стоимость ресурсов: $ 33,2 триллиона
Запасы нефти (стоимость): 178, 1 млрд. баррелей ($ 21 трлн.)
Запасы древесины (стоимость): 775 миллионов акров ($ 11,3 трлн.)

До открытия залежей нефтеносных песков, суммарные запасы полезных ископаемых Канады, вероятно, не позволили бы ей попасть в этот список. Нефтеносные пески добавили около 150 миллиардов баррелей к суммарному количеству нефти Канаде в 2009 и 2010 годах. В стране также добывается приличное количество фосфатов, хотя месторождения фосфоритов не входят в число 10 лучших в мире. Кроме того, Канада имеет вторые по величине в мире доказанные запасы урана и третьи по величине запасы древесины.

5. Иран

Общая стоимость ресурса: $ 27,3 трлн.
Запасы нефти (стоимость): 136, 2 млрд. баррелей ($ 16,1 трлн.)
Запасы природного газа (стоимость): 991600000000000 куб. м ($ 11,2 трлн.)
Запасы древесины (стоимость): не в топ 10

Иран делит вместе с Катаром гигантское газовое месторождение в Персидском заливе Южный Парс/Северный купол. В стране находится около 16% мировых запасов природного газа. Иран обладает также третьим по величине доказанным количеством нефти в мире. Это больше 10% мировых запасов нефти. В данный момент страна переживает проблемы реализации своих ресурсов в связи с ее отчуждением от международных рынков.

6. Китай

Общая стоимость ресурсов: $ 23 трлн.
Запасы нефти (стоимость): не в топ 10
Запасы природного газа (стоимость): не в топ 10
Запасы древесины (стоимость): 450 миллионов акров (6,5 триллиона долларов)

Стоимость ресурсов Китая основывается в значительной степени на запасах угля и редкоземельных минералов. Китай имеет значительные запасы угля, которые составляют более 13% от общего количества в мире. Недавно здесь были обнаружены месторождения сланцевого газа. После их оценки, статус Китая, как лидера в области природных ресурсов, только улучшится.

7. Бразилия

Общая стоимость ресурсов: $ 21,8 трлн.
Запасы нефти (стоимость): не в топ 10
Запасы природного газа (стоимость): не в топ 10
Запасы древесины (стоимость): 1,2 млрд. акров ($ 17,5 трлн.)

Значительные запасы золота и урана большей мере способствовали получению места в этом списке. Бразилия также владеет 17% железной руды в мире. Наиболее ценным природным ресурсом, однако, является древесина. Страна владеет 12,3% запасов древесины в мире, которые оцениваются в $ 17.45 трлн. В целях обеспечения последовательности и точности исследования, в данный отчет не были включены недавно открытые запасы нефти в море. По предварительной оценке, на месторождении может содержаться 44 млрд. баррелей нефти.

8. Австралия

Общая стоимость ресурсов: $ 19,9 трлн.
Запасы нефти (стоимость): не в топ 10
Запасы природного газа (стоимости): не в топ 10
Запасы древесины (стоимость): 369 миллионов акров ($ 5,3 триллиона)

Природные богатства Австралии заключаются в ее огромном количестве леса, угля, меди и железа. Страна находится в первой тройке по общим запасам семи ресурсов в этом списке. Австралия обладает наибольшим запасом золота в мире - имеет 14,3% от мировых запасов. Она также поставляет 46% урана в мире. Кроме того, страна имеет значительные объемы природного газа на шельфе северо-западного побережья, которые она делит с Индонезией.

9. Ирак

Общая стоимость ресурсов: $ 15,9 трлн. З
Запасы нефти (стоимость): 115 млрд. баррелей ($ 13,6 трлн)
Запасы природного газа (стоимость): 111,9 трлн. куб. футов (1,3 триллиона долларов)
Запасы древесины (стоимость): не в топ 10

Самым большим богатством Ирака является нефть - 115 млрд. баррелей доказанных запасов. Это составляет почти 9% от общего количества нефти в мире. Несмотря на сравнительно легкую добычу, большая часть этих запасов остается неиспользованной из-за политических разногласий между центральным правительством и Курдистаном, относительно права собственности на нефть. Ирак также имеет один из наиболее серьезных запасов фосфоритов в мире, на сумму более $ 1,1 трлн. Тем не менее, эти месторождения полностью не разработаны.

10. Венесуэла

Общая стоимость ресурсов: $ 14,3 трлн.
Запасы нефти (стоимость): 99,4 млрд. баррелей ($ 11,7 трлн.)
Запасы природного газа (стоимость): 170,9 куб. футов (1,9 триллиона долларов)
Запасы древесины (стоимость): не в топ 10

Венесуэла является одним из 10 крупнейших держателей ресурсов по части железа, природного газа и нефти. Запасы природного газа в этой Южноамериканской стране занимают восьмое место в мире и составляют 179,9 куб. фунтов. Эти резервы составляют чуть более 2,7% от мировых запасов. В Венесуэле, по оценкам экспертов, находится 99 млрд. баррелей нефти, что составляет 7,4% общего числа запасов в мире.

Случайные статьи

Вверх