Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:
Исходя из предоставленной информации, считаем необходимым сообщить следующее.
Действующее налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает несколько налоговых режимов. Наряду с общим налоговым режимом, в рамках которого подлежат уплате налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль, существуют и другие режимы. К специальным налоговым режимам относятся система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, патентная система налогообложения.
В соответствии со ст. 346.11. НК РФ организации и индивидуальные предприниматели , применяющие упрощенную систему налогообложения, НДС не уплачивают за исключением случаев, указанных в законе. Требования к налогоплательщикам и ограничения для налогоплательщиков установлены в статьях 346.12. и 346.13. НК РФ.
В соответствии со ст. 346.13. НК РФ переход на упрощенную систему налогообложения носит уведомительный характер, что означает, что для перехода на упрощенную систему налогообложения организация или индивидуальный предприниматель, изъявившие такое желание и удовлетворяющие требованиям для перехода на упрощенную систему налогообложения, должны в определенный срок уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя. Никакого разрешения на применение упрощенной системы налогообложения не требуется. Налоговая инспекция не может отказать налогоплательщику в переходе на упрощенную систему налогообложения, на что указал Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 09.08.2011 г. по делу № А12-23585/2010.
Рекомендуемая форма уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения утверждена приказом Федеральной налоговой службы России от 02.11.2012 г. № ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения». Указанным приказом также утверждена форма № 26.2-7 Информационное письмо, в котором налоговый орган в ответ на запрос налогоплательщика сообщает, подавал или нет налогоплательщик заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения или нет, предоставлял налогоплательщик декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, или нет. Налогоплательщик не обязан запрашивать, получать или иметь указанное письмо. Достаточным подтверждением того, что налогоплательщик находится на упрощенной системе налогообложения, является заявление налогоплательщика о переходе на упрощенную систему налогообложения с отметкой налогового органа в принятии или с приложением почтового документа об отправке уведомления в налоговую инспекцию. Информационное письмо – лишь дополнительное подтверждение факта направления налогоплательщиком уведомления в инспекцию. Возможно, Ваш контрагент имеет в виду эту «справку».
Налоговый орган также не прав, отказывая в даче разъяснений. Согласно ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение от налоговых органов бесплатной информации о действующем законодательстве о налогах и сборах, действующих подзаконных актах в указанной сфере, право на разъяснения в области своих прав и обязанностей и в области полномочий налоговых органов и должностных лиц. В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в т.ч. письменно) налогоплательщика о различных вопросах, относящихся к действующему законодательству о налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщика, полномочиях налоговых органов. Согласно ст. 111 НК РФ выполнение организацией или индивидуальным предпринимателем письменных разъяснений налогового органа исключает ответственность налогоплательщика за налоговые правонарушения, явившиеся следствием исполнения разъяснений налогового органа. Право разъяснять налоговое законодательство предоставлено также Министерству финансов РФ.
Налоговый орган, безусловно, не прав, отказывая в консультации. Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщикам право на получение бесплатных разъяснений налогового законодательства. Указанному праву коррелирует обязанность налоговых органов разъяснять налогоплательщикам (гражданам и организациям) положения законодательства о налогах и сборах, предоставлять формы деклараций и разъяснять порядок их заполнения.
В отношении документов, которые один контрагент должен предоставить другому, требования у разных участников хозяйственного оборота совершенно разные. Некоторые требуют предоставить минимум документов, другие составляют длинные перечни, в которые включают, в том числе, несуществующие документы. Побудить контрагента не требовать какой-либо документ и заключить договор и работать без указанного документа в подавляющем большинстве случаев невозможно. Таким образом, в отношениях с контрагентами возможны три пути. Первый – это предоставить все документы, которые затребовал контрагент, второй – это убедить контрагента сократить список требуемых документов, найдя консенсус, третий путь – отказаться от сотрудничества с таким контрагентом.
В рассматриваемом случае необходимо уточнить, что именно контрагент имеет в виду под «справкой». Если речь идет об информационном письме налогового органа, ссылка на форму которого дана выше, т.е. о таком письме, в котором налоговый орган подтверждает, что налогоплательщик предоставил в налоговый орган уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, то, возможно, имеет смысл подать в налоговую инспекцию запрос в свободной форме о выдаче такого информационного письма. Если же контрагент твердо настаивает на предъявлении уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения, то стоит учитывать, что налоговые инспекции ранее выдавали уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения № 26.2.- 2 на основании приказа Министерства РФ по налогам и сборам от 19.09.2002 г. № ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения», который был отменен приказом Федеральной налоговой службы от 13.04.2010 г. № ММВ-7-3/182@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения» (в настоящее время не действует) и с момента принятия указанного последним приказа уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения налоговыми органами не выдаются, т.к. не предусмотрены действующими приказами.
Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Позвоните мне сейчас!
В нашей стране коммерсантам на законодательном уровне дана возможность выбирать подходящую под ведение бизнеса систему налогообложения. В некоторых случаях при совершении сделок требуется знать, какую именно из существующих ее видов применяет контрагент. Рассмотрим этот вопрос подробнее, также попробуем разобраться, что такое справка об общей Образец её приведем в статье.
Налоговые правоотношения на территории нашей страны регулирует Налоговый кодекс. Однако понятия ОСНО в нем нет. Эта система не считается разновидностью режимов налогообложения, а означает лишь использование определенных налогов. Назначается она по умолчанию, если при регистрации предпринимателем не был выбран режим налогообложения. Следовательно, и заявление о переходе на ОСНО не заполняется.
Специалисты рекомендуют серьезно подходить к вопросу выбора режима налогообложения, поскольку сменить его можно только с началом календарного года. А у ОСНО с его положительными сторонами существуют довольно значительные минусы. Рассмотрим преимущества и недостатки общей системы налогообложения. К плюсам относят:
Минусы ОСНО:
Возникает этот вопрос из-за НДС. Компании, применяющие ОСНО, предпочитают работать с организациями на такой же системе, чтобы избежать проблем при предъявлении налога к вычету. Фирмы, осуществляющие деятельность на упрощенных режимах, освобождены от уплаты НДС. Поэтому, если после сделки компания получила документы с указанием «без НДС», то она имеет право затребовать справку или письмо с подтверждением права не выделять налог.
Образец справки о применении общей системы налогообложения, как и бланк, найти не то что затруднительно, а просто невозможно. При упрощенной системе, например, можно предъявить копию уведомления, выданную при переходе на этот режим. Для ОСНО ничего подобного не предусмотрено. В Налоговом кодексе нет ни формы письма, ни формы справки, которые могли бы уведомить контрагента об используемой системе налогообложения.
Встречаются случаи, когда налогоплательщики предлагают подтвердить свою систему уведомлением из ФНС о том, что предприниматель утратил возможность использовать один из спецрежимов и его перевели на общий. Это возможно, например, при превышении организацией предельно допустимого лимита на доход или при смене вида деятельности, который не предусмотрен специальными режимами. Именно в этих случаях налоговая инспекция высылает бумагу с требованием отказаться от действующего режима налогообложения и перейти на ОСНО. Это сообщение составляется по форме 26.2-4.
Составляется она в свободной форме. В справке обязательно нужно указать: наименование и реквизиты организации, данные о постановке на учет в ФНС (берутся из свидетельства о регистрации) и информацию о том, что организация согласно своей системе налогообложения перечисляет налог на добавленную стоимость. Для подтверждения достоверности данных можно приложить копию последней декларации по НДС и другие документы (копии), подтверждающие применяемую систему налогообложения и указывающие на перечисление налога в бюджет. Завершает справку подпись директора с расшифровкой и указанием должности.
Как показывает практика, для большей убедительности при составлении справки необходимо выполнить следующие требования:
Справка об общей системе налогообложения (пример заполнения представлен выше) считается формализованным документом. Составляется она рукописным или печатным путем. В случае большого числа контрагентов целесообразно изготовить бланк типовым способом.
В особых случаях (например, при совершениях крупных сделок) требуется справка, выданная ФНС. Такой запрос в налоговом органе попадает под действие нескольких норм. Это законы:
А также Налоговый кодекс, подп. 4 п. 1 статьи 32.
В общем случае 59-й Федеральный закон регулирует рассмотрение обращений в налоговый орган. То есть, перед тем как получить справку о применении общей системы налогообложения в ФНС, необходимо составить заявление, в котором обязательно указать:
Подписано обращение должно быть обязательно - это важно для идентификации просителя. Статья 12 Федерального закона №59 регламентирует срок рассмотрения поданного обращения тридцатью календарными днями.
Бытует мнение, что справку об общей системе налогообложения (образец представлен в статье) можно заменить о переходе на ОСНО. Так ли это?
Организации, работающие на специальных режимах, не уплачивают НДС. Исключения могут составлять особые случаи, оговоренные Налоговым кодексом (ввоз товаров в страну и пр.). При этом в том же кодексе указано, что при любом виде деятельности нельзя применять ОСНО только тем, у кого есть направление с использованием УСН, а остальные организации, использующие ЕСХН, ЕНВД и ПСН, имеют право на совмещение их с основным режимом.
Если контрагент, работающий на спецрежиме, по какой-либо причине переходит на основной, то происходит следующее:
Здесь необходимо заметить, что предоставление копии описанного уведомления не гарантирует переход контрагента на ОСНО. Если, например, ЕНВД использовался параллельно с УСН, то при отказе от ЕНВД организация возвращается на УСН. Да и в самом бланке 1-5-Учет нет указания, на какую систему переходит заявитель.
Если потребность в справке об общей системе налогообложения (образец размещен выше) довольно острая, как бывает, например, у бюджетных организаций с большим числом вышестоящего начальства, можно ли получить справку в ИФНС, не обращаясь к контрагенту? Вопрос спорный.
Вроде бы нет норм, запрещающих обратиться с таким запросом в Но налоговики не поддерживают эту идею, опасаясь возможной массовости обращений. Главный фискальный орган свою позицию аргументирует Административным регламентом ФНС №99 от 02.07.2012, пунктом 17. В нем говорится о том, что налоговики не имеют права оценивать с точки зрения права какие-либо обстоятельства или события. То есть прямой вопрос о том, надлежащем или ненадлежащем образом выполняются предпринимателем обязанности по уплате налогов, невозможен. Хотя и существуют формы обращения в ФНС, на которые они обязаны ответить.
Возможно, ответ на поставленный вопрос будет являться налоговой тайной. К ней относятся любые сведения, кроме нарушения налоговых норм и правил (ст. 102 НК РФ, ст. 1, подп. 3) и используемых организациями специальных режимов (ст. 102 НК РФ, ст. 1, подп. 7).
Следовательно, в силу закона налоговый орган обязан дать ответ контрагенту, предоставив необходимые сведения. И уже по полученному ответу можно сделать вывод о применении контрагентом общей системы налогообложения (ОСНО).
На определение ВАС России Минфин указал, что налоговой тайной не могут являться сведения об исполнении организациями и физическими лицами своих обязательств по уплате налоговых платежей. Следовательно, подобные запросы налоговые органы не должны оставлять без ответа.
Таким образом, в ФНС можно направлять запросы по трем параметрам:
Заказать справку
Вы пишите письмо в ИФНС, что просите предоставить вам информационное письмо на примении вами УСНО, а ИФНС согласно Приказа от 13 апреля 2010 г. N ММВ-7-3/182@ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ предоставляет вам Информационное письмо (ФОРМА N 26.2-7), (форма 26.2-7 "Информационное письмо" (Приложение 7 к Приказу N ММВ-7-3/182@). Это новая форма, которая пришла на смену уведомлению о возможности применения УСНО <3>. Еще в конце прошлого года ФНС в своих разъяснениях указала, что положения гл. 26.2 НК РФ не предусматривают принятие налоговым органом каких-либо решений по поданному налогоплательщиком заявлению. В этой связи у налогового органа нет оснований для направления налогоплательщику уведомлений о возможности или невозможности применения УСНО (Письмо ФНС России от 04.12.2009 N ШС-22-3/915@). Так что теперь в случае направления налогоплательщиком в налоговый орган запроса с просьбой подтвердить факт применения УСНО налоговики в ответ выдадут информационное письмо по форме 26.2-7, в котором будет указано, когда представлено заявление о переходе на данный спецрежим, а также факт представления или непредставления налогоплательщиком декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО.) Мы информационное пись получили из ИФНС в течение 30 дней
В наши дни многие предприниматели работают на упрощенной системе налогообложения. В этой связи при осуществлении коммерческой деятельности часто требуется справка о применении усн из ИФНС. К примеру, предприниматель выигрывает в качестве у государственной корпорации. Тогда при составлении контракта требуется приложить справку о применении УСН. Этот документ получается через ИНФС путем стандартного обращения через письмо. Однако не у каждого индивидуального предпринимателя есть время на составление такого письма по всем юридическим правилам. Наша компания готова оказать полную поддержку в получении данной справки без всякого участия клиента. Наши специалисты грамотно составят заявления и пройдут всю бюрократическую волокиту вместо вас. В результате клиент только получает готовую справку, экономя свое драгоценное время на составлении этих формальных обращений. В нашей компании работают исключительно квалифицированные специалисты, которые полностью владеют специальными знаниями о получении справок из налоговых служб. Наша компания гарантирует клиентам получение справки о применении усн из Федеральной Налоговой Службы в самые минимальные сроки, возможные в рамках закона.
Справка об общей системе налогообложения - образец ее, а также письма о применяемом режиме для представления контрагенту прикреплены к настоящей статье в виде файлов для скачивания. Рассмотрим ситуации, когда требуются подобные документы, и реквизиты, которые нужно в них отразить, а также другие возможности, риски и спорные моменты, связанные с этим.
Представленное контрагентом оформленное по предложенному ниже образцу письмо об общей системе налогообложения— простой способ удостовериться в том, что он уплачивает налог на добавленную стоимость (НДС).
Налогоплательщику на ОСНО (некоторые подробности об этом режиме можно узнать из статьи по ссылке: Налогообложение при ОСНО - виды налогов) для получения вычета по НДС необходим счет-фактура (ст. 169 Налогового кодекса РФ). Этот документ может быть выставлен:
Итак, при получении запроса контрагент может представить от собственного имени справку-письмо о системе налогообложения ОСНО по образцу, который в заполненном виде можно скачать по ссылке: Образец заполнения информационного письма-уведомления о применении ОСНО .
Для того чтобы письмо или справка действительно выполняли функцию подтверждения применения ОСНО и (или) других систем налогообложения, как показывает практика, необходимо выполнение ряда требований:
Справка — более формализованный документ по сравнению с письмом. Нередко справка составляется на бланке путем рукописного или печатного заполнения реквизитов. Целесообразно изготовление типового бланка такого рода при наличии большого числа контрагентов.
Примерный бланк подобной справки можно скачать по ссылке: Образец справки о применяемой системе налогообложения ОСНО .
На практике встречаются ситуации, когда при совершении операции на крупную сумму или вступлении в длительные отношения покупатель просит поставщика предъявить справку о применении ОСНО из налогового органа.
Запросы налогоплательщиков о предоставлении информации подпадают под несколько видов норм:
В общем плане рассмотрение обращений урегулировано законом № 59-ФЗ. В соответствии со ст. 7 закона № 59-ФЗ в подобном документе должны в обязательном порядке содержаться:
Обращение, содержащее просьбу о предоставлении сведений о том, что организация, от которой исходит запрос, применяет ОСНО, должно быть подписано. В противном случае невозможно установить, от кого оно исходит. Скреплять подпись должностного лица печатью, в том числе при ее наличии, необязательно, т. к. это не влияет на возможность установления заявителя.
Ответ на обращение должен быть дан в течение 30 дней (ст. 12 закона № 59-ФЗ).
Может ли такое письмо быть заменено копией уведомления налогового органа о том, что налогоплательщик прекратил применять спецрежим? Рассмотрим этот вариант подробнее.
Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, не исчисляют и не уплачивают НДС, за исключением некоторых специально оговоренных в НК РФ случаев (ввоз товаров в РФ и др.). При этом нужно принимать во внимание, что по всем направлениям работы не применяют ОСНО только организации на УСН, а пользователи ЕНВД, ЕСХН (единого сельскохозяйственного налога), ПСН (патентной системы налогообложения) вправе совмещать свою деятельность с ОСНО.
Если контрагент, применявший спецрежим, перешел на ОСНО, то оформление отказа от спецрежима производится следующим образом:
Отметим, что при представлении копии уведомления о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД невозможно сделать вывод о переходе на ОСНО. В случае если режим ЕНВД применялся наряду с УСН, при отказе от ЕНВД происходит возврат на УСН.
ВАЖНО! Бланк уведомления по форме 1-5-Учет не содержит указания, на какой режим налогообложения переходит лицо, заявившее о снятии с учета по ЕНВД.
Случается, что справка о применении ОСНО контрагентом необходима, а ответ на соответствующий запрос от него не поступает. Вместе с тем потребность в таком документе может быть острой, например, у бюджетных организаций, которые подконтрольны вышестоящим и контролирующим органам. Как поступить в таком случае? Можно ли получить информацию из налогового органа? Такими вопросами задаются налогоплательщики.
Существует вариант обращения в налоговый орган с целью выяснить, исполняет ли третье лицо обязанности налогоплательщика на ОСНО. ФНС РФ его не поддерживает, опасаясь массовой практики обращений.
При этом главный фискальный орган страны аргументирует свою позицию ссылкой на подп. 3 п. 17 административного регламента ФНС РФ, утв. приказом Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н: сотрудники налоговых органов не вправе давать правовую оценку каких-либо обстоятельств и событий. Таким образом, возможность прямой формулировки вопроса о том, надлежащим ли образом выполняются обязанности по уплате налогов, исключается. Тем не менее существуют варианты запросов, на которые налоговые органы обязаны дать ответ.
Вероятность получения ответа по существу поставленных вопросов зависит от того, является ли соответствующая информация налоговой тайной. К этой категории относятся любые сведения, за некоторым исключением. В ст. 102 НК РФ в перечень изъятий включаются данные:
Таким образом, об этих 2 параметрах деятельности контрагента налоговый орган обязан сообщить в силу закона. По ответу на вопрос о спецрежимах можно будет сделать вывод о том, применяет ли контрагент ОСНО. При этом нужно учитывать, что только применение УСН полностью исключает возможность применения ОСНО.
Запрос необходимо оформить по тем же правилам, что указаны выше, четко изложив в нем вопросы. Кроме того, при его составлении следует учесть позицию Минфина РФ, который является вышестоящим органом по отношению к ФНС РФ.
Минфин РФ в своем письме от 20.08.2013 № 03-02-08/33970 со ссылкой на определение ВАС РФ от 01.12.2010 № ВАС-16124/10 указал, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, поэтому запрос о применении ОСНО также не должен быть оставлен налоговым органом без ответа. При этом особо было отмечено, что подобного рода обращения заслуживают внимания, если они продиктованы осмотрительностью при определении контрагента.
Таким образом, по мнению ВАС РФ и Минфина РФ, запрос в налоговый орган можно направить по всем 3 параметрам:
Существует судебная практика и позиция Минфина РФ, подтверждающие правомерность подобного запроса и обязанность налоговых органов отвечать по существу поставленных запросов.
Итак, письмо или справка получены. Независимо от того, кем представлена справка — контрагентом или налоговым органом, неизбежно возникает вопрос: достаточно ли такого документа для того, чтобы полностью обезопасить себя от претензий со стороны проверяющих?
Формально для предоставления вычета по НДС достаточно документов, подтверждающих проведение хозяйственной операции, и счета-фактуры. На практике при налоговой проверке этих документов, а также справки о применении ОСНО может быть недостаточно. Если налогоплательщик предъявляет к вычету НДС, который не уплачен его контрагентом в бюджет, могут возникнуть серьезные проблемы, связанные с необходимостью подтверждения правомерности вычета, для чего потребуется доказывание 2 аспектов:
Получение справки о применении ОСНО является только одним из элементов первой группы действий. При этом в письмах ФНС РФ, посвященных данной проблематике, например от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@, от 24.06.2016 № ЕД-19-15/104, такой документ не упоминается. Главный фискальный орган страны предписывает налогоплательщикам в первую очередь проведение проверки реальности существования контрагента.
ВАЖНО! Непроведение проверки контрагента само по себе не повлечет доначисление налогов. Как отмечается в письме ФНС РФ от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@, налоговые органы должны отходить от формального подхода и обращать внимание на порядок выбора контрагента, признаки согласованности действий и т. п. Неуплата поставщиком налогов в бюджет сама по себе не влечет налоговой ответственности для покупателя, предъявившего НДС к вычету.
Итак, справка о применении ОСНО — документ, форма и обязанность представления которого не регламентированы законодательством. Такого рода письмо может быть представлено как налогоплательщиком, так и налоговым органом по запросу. Кроме такого письма, осмотрительному налогоплательщику может понадобиться большое количество других документов для проверки благонадежности контрагента и подтверждения собственной добросовестности.