Национальные модели смешанной экономики. Смешанная экономика: основные признаки системы

Смешанная экономика - это экономика, которая включает как частную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства. Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах. В рамках смешанной экономики частные предприятия имеют право обладать средствами производства, свободно перемещать товары, осуществлять сделки по купле-продаже, нанимать и увольнять работников. Ряд услуг и элементов инфраструктуры финансируются за счёт налогов, субсидируются из бюджета либо принадлежат государству: юридические услуги, библиотеки, дороги, школы, больницы, силовые структуры, и т.д. Вводится ряд специальных налогов с целью возможности выплат: социальной помощи, пенсий, обязательного страхования, государственных субсидий.

Государство также осуществляет:

Регулирование - трудовое, антимонопольное, корпоративное, таможенное;

Защиту интеллектуальной собственности, прав потребителей, окружающей среды.

Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Эта модель основана на социально-культурных особенностях нации - массовой ориентации на достижение личного успеха.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции, повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. В целях поощрения предпринимательской активности не принимаются серьезные меры по контролю за имущественным расслоением.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Главным содержанием данной модели является сохранение основных средств производства в частном владении при отторжении от капитала права распоряжения доходами. Государство располагает всего четырьмя основными фондами, зато доля государственных расходов находится на уровне 107с ВВП.причем более половины из них направляется на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения.

Германская модель экономики исходит из того, что в центре преобразований находится человек с его интересами как свободная личность, сознающая свою ответственность перед обществом. Выполняя определенные функции, человек извлекает пользу для себя, для семьи и своей социальной группы. Функцией государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции.

21. Переходная экономика

Транзитология (экономика переходного периода) - экономическая научная дисциплина, предметом которой являются проблемы трансформации хозяйственных систем, а объектом - экономика страны иди стран, находящихся в процессе перехода от одного состояния социально-экономической системы к качественно иному состоянию.

Переходные экономические отношения характеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представляет собой преобразование всей системы экономических отношений, а не только реформирование их отдельных элементов. Переходная экономика - промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это переходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.

Экономика переходного периода обладает рядом специфических характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе.

Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих экономических систем - и уходящей и формирующейся.

Во-вторых, неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эволюции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. Поэтому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчива. Переходная экономика предполагает поиск новых более эффективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное движение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуацию.

В-третьих, альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики могут быть вариантны. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожиданий. Многие экономические преобразования либо не дали положительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяйственного уклада, которые представляют разные варианты развития, эволюции общества.

В-четвертых, особый характер противоречий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения).

В-пятых, историчность, т. е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы.

Длительность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро изменить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.). Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой.

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему: «Смешанная экономика»

Студентка: Пургина Марина Юрьевна

Факультет: Бухгалтерский учет и аудит

Москва

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА КАК СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ. 4

2. МОДЕЛИ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ.. 10

1. Американская модель. 10

2. Японская модель. 12

3. Шведская модель. 15

3. ГОСУДАРСТВО В СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

Основополагающие характеристики «капитализма» и «социализма» считались диаметрально противоположными, причем «мир капитала» изображался исключительно мрачными красками, а «мир труда» – напротив, только светлыми (рис. 1). Но и реальный «капитализм» и реальный «социализм» уже в 1970-х мало соответствовали тем признакам, которые считались определяющими для их характеристики. Поскольку концепция противостояния «капитализма» и «социализма» оказалась нежизненной, требовалась новая теория, которая помогла бы понять сущность мировых социально-экономических процессов конца 20 – начала 21 вв.

КАПИТАЛИЗМ СОЦИАЛИЗМ

Анархия, стихийность, регулирование, планомерность,

Частная собственность общественная собственность

Эксплуатация свободный труд

Рис.1 Полярность основных признаков капитализма и социализма

Такой новой концепцией стала теория смешанной экономики . Согласно этой теории, основным критерием классификации современных социально-экономических систем является механизм регулирования экономики. При таком подходе основные типы систем – это (табл. 1):

1) основанная на механизме «невидимой руки» классическая рыночная экономика,

2) основанная на директивном государственном планировании командная экономика,

3) смешанная экономика, синтезирующая наиболее эффективные черты двух других систем.

Классическая рыночная экономика (или чистый капитализм) есть пройденный этап развития общества: ее расцвет приходится на 19 в. Противоположностью рыночной экономике выступает экономика командного типа (военная экономика, фашистская экономика, экономика стран «реального социализма»). Для экономики командного типа характерно стремление государства полностью ликвидировать рыночную саморегуляцию, заменив ее правительственным всеобъемлющим регулированием. Командная экономика в условиях НТР столь же неэффективна, как и чисто рыночная.

Синтезом обеих этих взаимоотрицающих систем становится смешанная экономика. Смешанная экономика – это экономическая система, основанная на сочетании рыночной саморегуляции и централизованного государственно-корпоративного регулирования, призванная укрепить эффективные стороны механизма «невидимой руки» и сгладить его негативные последствия.

Таблица 5.

Основные характеристики экономических систем современной эпохи

Основные характеристики

рыночная экономика

командная экономика

смешанная экономика

Отношения собственности Частная собственность Государственная собственность Плюрализм отношений собственности при доминировании квазичастных форм
Субъекты экономики Множество мелких производителей Государство – единственный производитель Большое количество производителей различного масштаба при доминировании олигополистических структур
Хозяйственный механизм Рыночное саморегулирование Централизованное планирование Государственное и олигополистическое регулирование, дополняющее рыночную саморегуляцию

Зарождение элементов смешанной экономики относится еще к концу 19 в., а во второй половине 20 в. она стала основной концепцией развития во всех развитых странах. Противоборство сверхдержав, ожесточенное экономическое соперничество лидеров мирового хозяйства и развертывание НТР служили постоянными импульсами, стимулирующими государственное и корпоративное (внутрифирменное) регулирование рыночного хозяйства. В настоящее время хозяйственные системы практически всех развитых стран представляют собой различные модификации именно смешанной экономики. В то же время, несмотря на общие черты, хозяйства развитых стран представляют собой многообразие национальных моделей смешанной экономики, что объясняется в первую очередь различием национальных (региональных) экономико-культурных традиций.

Среди различных национальных моделей смешанной экономики выделяются три ее основные региональные разновидности, сложившиеся еще в 1970–1980-е: американская либеральная модель, для которой характерна минимизация государственного регулирования, которое базируется в основном на правовом регулировании хозяйственной жизни; западноевропейская социал-демократическая модель, акцентирующая внимание на социальной политике государства; японская патриархально-корпоративная модель, когда правительство занимается преимущественно стратегией экономического роста.

Смешанная экономика - это система, которая основана на соединении разных форм собственности и развитие которой регулируется рынком, национальными традициями и ограничениями государства.

На сегодняшний день смешанная экономика является самой прогрессивной, а страны, в которых установлен такой режим (Япония, Великобритания, Германия, Швеция, Италия и другие) являются наиболее развитыми и обеспечивают своему населению самый высокий уровень жизни.

Признаки смешанной экономики

Смешанная экономика (ее еще называют гибридной) включает в себе принципы рыночной, плановой и даже традиционной экономик. Так, например, основой японского «экономического чуда» является особый традиционный стиль ведения хозяйства, свойственный этой стране.

Для смешанной экономики характерно концентрирование основной части в частных руках, при этом государство имеет свои определенные привилегии и чаще всего обладает монополией на общественно важные ресурсы или экономические активы (коммунальные предприятия, и т. д.). Уровень вмешательства государства в экономику может быть как достаточно высоким (50% контролируемых экономических ресурсов) так и более низким (до 20%). За счет этого государство обеспечивает пополняет бюджет, создает резервы и выполняет другие свои функции. Смешанная экономика дополнительно характеризуется вмешательством государства в дело лицензирования и квотирования объемов производства, установлением твердых максимальных цен на некоторые социальные виды товаров (продукты первой необходимости, лекарства, детские и школьные товары, топливо, медицинское обслуживание и т.д.). Государство также может влиять на экономическую систему путем установления налоговой политики и перераспределения доходов, выравнивая таким образом жизненный уровень богатых и бедных.

Смешанная экономика - преимущества

В смешанной экономике государство, производители и потребители играют достаточно важную роль в решении главного вопроса экономики: "что, как, в каком количестве и для кого производить". Это позволяет сочетать с удовлетворением потребностей населения, что уменьшает социальное напряжение внутри государства. В такой системе все более-менее сбалансировано, отсутствует губительная для развития рынка монополия (кроме стратегически важных и социальных товаров) а также не допускается дефицит, который расшатывает государство изнутри.

Одним из подвидов смешанной экономики является «социально-ориентированная экономика», где сочетается сохранение конкуренции, рыночная свобода и государственная защита населения от недобросовестных участников рынка и негативных последствий рыночной экономики.

Смешанная экономика - недостатки

Тем не менее, на сегодняшний день именно смешанная экономика является наиболее социально приемлемой и в большей степени, нежели другие системы, обеспечивает

Смешанная экономика - это рыночная экономика, регулируемая государством. Смешанная экономика - это основанная на различных формах собственности экономическая система, в которой хозяйственное развитие регулируется свободными рынками, централизованными решениями государства и традициями. Современная экономика практически всех стран носит смешанный характер в том смысле, что не только рынок регулирует экономику, но и значительную роль в ее регулировании играет государство (правительство).

Государство в рыночной экономике выполняет следующие основные функции:

  • 1. Правовая. Она заключается в защите частной собственности и свободного предпринимательства. Сюда же относится и обеспечение выполнения контрактов, договоров между экономическими субъектами.
  • 2. Защита конкуренции. Современная экономика и сама конкуренция объективно ведут к концентрации производства, а следовательно, к вытеснению конкуренции. Поэтому конкуренция нуждается в защите и поддержке со стороны государства в виде антимонопольной политики.
  • 3. Перераспределение доходов. Опыт показал, что рынок в ходе конкуренции вырабатывает механизм эффективного производства, однако приносящий в жертву многих людей в виде неравенства и доходов. Через прогрессивные налоги и государственный бюджет государство должно сглаживать социальную несправедливость.
  • 4. Производство общественных благ. Каждое общество помимо индивидуальных потребностей имеет и общественные (коллективные), которые рынок или не способен удовлетворить или лишь частично способен удовлетворить. К этим коллективным потребностям относятся: образование, оборона, здравоохранение и т.д. Коллективные потребности в отличие от индивидуальных не знают принципа исключения, т.е. поскольку продукт коллективного пользования произведен, то все получают доступ к нему. Тогда как, чтобы использовать индивидуальное благо, надо купить, заплатить за него. Коллективное благо фактически, наделе исключает выбор предпочтений индивидов. И поскольку рынок не способен удовлетворить коллективные потребности, то государство берет на себя эту функцию.
  • 5. Стабилизации экономики. Рыночная экономика носит циклический характер, фазы подъема, процветания сменяются фазами спада и депрессии. А государство своей налоговой политикой, политикой своих расходов может или сдерживать чрезмерный экономический рост, вводя более высокое налогообложение, или стимулировать экономическую активность, снижая налоги.

Опыт показал, что на основе господства государственной собственности оказалось невозможным включить рынок как эффективный механизм регулирования экономики. Хотя рынок и существовал, тем не менее не удалось обеспечить оптимальное (эффективное) сочетание плана и рынка. На основе господства частной собственности индустриальным странам удается рационально сочетать взаимодействие рыночных сил и элементов государственного регулирования, в том числе и планирования. Сущность государственного регулирования состоит во вмешательстве государства в воспроизводственный процесс, когда правительство активно участвует в кругообороте материальных и денежных средств хозяйственной системы страны. Современное государство индустриальных стран является и довольно крупным собственником и особенно крупным потребителем ВНП (табл. 1.1). Смешанная экономика состоит из двух секторов - государственного и частного.

Таблица 1.1

Доля государственных расходов в ВВП за 1950-2015 гг., %

Германия

Франция

Велико

британия

Италия

Япония

СССР/РФ

Однако сочетание рыночного и государственного регулирования - это в общем и закономерность, и возможность, которой непросто умело воспользоваться. Опыт современной России это подтверждает.

В современных условиях социально ориентированная рыночная экономика является исходной, базовой моделью экономического развития. Экономические модели - это теоретические построения, которые используются для обобщения основных характеристик сложных явлений, упрощая их и делая доступными для анализа. Модели современных экономических систем содержат как общие, так и специфические черты. Общепризнанными моделями экономических систем являются: американская, японская, шведская и немецкая модели, а китайская модель представляет интерес как модель реформирования экономики любой страны.

Для американской модели характерны следующие особенности:

  • размеры государственной собственности невелики;
  • преобладают частный предпринимательский сектор и его поддержка;
  • правительство и государственный сектор обслуживают экономику, а не руководят ею;
  • высоко развит механизм конкуренции и рыночного ценообразования;
  • высоки различия в доходах населения.

Японскую модель отличает:

  • активная роль государства в модернизации экономики;
  • мощная поддержка государством предпринимательских структур;
  • значительная роль планирования в отдельных сферах экономики;
  • ориентация на сбережение, производство и экспорт при определенном отставании уровня жизни населения от роста производительности труда;
  • социальная ориентация фирм (пожизненный наем, партнерство, коллективная ответственность).

Шведская модель отражает:

  • развитый государственный сектор;
  • партнерство работников и предпринимателей при посредничестве государства;
  • преобладающую роль государственного бюджета в перераспределении доходов населения;
  • сужение рыночного ценообразования за счет вмешательства государства.

Немецкая модель определяется, как социальное рыночное хозяйство, отличающееся:

  • высокой степенью ответственности государства за обеспечение социальной стабильности;
  • значительной долей государственной собственности;
  • большими объемами государственных расходов в ВВП;
  • поддержкой мелких и средних предприятий, фермерских хозяйств;
  • активным влиянием государства на цены, пошлины и технические нормы.

Китайскую модель характеризует:

  • наличие двух противоположных секторов в экономике: рыночного и административного;
  • система свободных экономических зон;
  • значительная роль домашнего хозяйства;
  • слабая дифференциация в доходах;
  • высокая доля накопления и развития за счет иностранных инвесторов.

Перечисленные модели современных экономических систем и их содержание несут в себе лишь наиболее общие черты и не раскрывают всех тайн национального «чуда». По какому сценарию пойдет развитие мировой экономики? По мнению представителей мировой науки, XXI в. - это век экологии и психологии. Следовательно, эти две доминанты и будут формировать новые экономические модели.

Виды экономических систем можно выделить по различным основаниям, но наибольшее распространение получила классификация по форме собственности на ресурсе и способам обеспечения координации деятельности. По данному критерию выделяют 4 типа экономических систем - традиционную, рыночную, командную и смешанную экономику.

Традиционная экономика была распространена в древних и средневековых обществах, но и сохраняется и сегодня в ряде слаборазвитых государств. Ее отличительной чертой является господство обычаев и традиций при осуществлении хозяйственной деятельности.

Большинством предприятий командной экономики владеет государство. Решение о производстве продукции, его ассортименте, объемах производства принимается государственными органами. Именно поэтому такую экономику часто называют плановой. Государством регламентируются и такие аспекты, как зарплаты и направления инвестиционных затрат. Типовым примером командной экономики является СССР.

Ключевой принцип рыночной экономики - свободное , а также обеспечение многообразия форм собственности на средства производства. Рыночная экономика подразумевает рыночное ценообразование и ограниченное вмешательство государства в деятельность субъектов хозяйствования. В классической модели рыночной экономики государство не играет абсолютно никакой роли при распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами. Обычно в качестве примера такой системы приводят Гонконг.

Особенности смешанной рыночной экономики

Сегодня встретить можно чисто командную или рыночную экономическую систему, которая абсолютно исключает роль государства. Большинство стран сочетают рыночные принципы с государственным регулированием, что образует смешанную экономику.

В рамках смешанной экономики предприниматели могут принимать независимые решения относительно собственной финансовой деятельности, но их автономия в данных вопросах ограничена государством. При этом государство, наряду с частными компаниями могут осуществлять перемещение товаров, осуществлять сделки купли-продажи, нанимать работников и пр. Такая экономическая деятельность предоставляет государству отчасти обеспечивать свою финансовую самостоятельность и направлять полученные средства на функционирование его институтов. Другая часть доходов обеспечивается за счет действующих налогов и сборов.

Смешанная экономика считается сегодня наиболее эффективной экономической системой. Она позволяет решить такие важные задачи как борьба с безработицей и инфляцией, эффективное использование производственных мощностей, обеспечение роста зарплаты соразмерно с производительностью, а также равновесный платежный баланс.

Виды смешанной экономики

Условно различают три основные модели смешанной экономики:

Неоэтатистскую с развитым национализированным секторов, к примерам относят Японию, Англию, Италию и Францию;

Неолиберальную, в которой участие государства имеет целью исключительно защиту конкуренции (существует в США, Германии);

Модель согласованного действия или социально ориентированную модель экономики, в которой основные задачи государства направлены на выравнивание доходов (в числе примеров Швеция, Австрия, Бельгия).

Случайные статьи

Вверх