Как рассчитывается скидка на осаго? что такое кбм? Где мои проценты? как получить скидку на осаго.

В России в полном объеме заработала единая база данных страховых историй водителей, который ведет Российский союз автостраховщиков (РСА). . На начальном этапе информационная система работала в тестовом режиме. Система ведет сбор данных обо всех водителях, приобретающие страховые полисы на всей территории России.

О купленных полисах обязательного страхования гражданской ответственности () с полными данными страхователей и лиц, допущенных к управлению транспортными средствами.

Так в период с января по декабрь 2013 года в систему были загружены данные о 37,800,000 .

Что дает автовладельцем единая система ОСАГО?

Благодаря автоматизированной информационной базе данных , позволяет при расчете стоимости полиса ОСАГО, рассчитывать более точной коэффициент бонус малус, что выгодно для аккуратных водителей, не попадающих в аварию, так как каждый год безаварийного управления ТС позволит водителю сэкономить значительные средства при покупке ОСАГО на новый год.

Что такое бонус-малус?


Бонус малус это система страховых скидок, применяемая в страховом бизнесе. Так на примере ОСАГО, данный коэффициент применяется для окончательного расчёта стоимости полиса обязательного страхования. Коэффициент рассчитывается в зависимости от истории страхователя и лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Соответственно, чем дольше водитель не попадает по своей вине в , тем больше будет скидка на .

Напомним, что при оформлении полиса обязательного страхования гражданской ответственности, коэффициент бонус-малус равен "1,0". Если водитель в течение действия полиса не попадал в аварию по своей вине, на следующий год коэффициент бонус малус будет равен уже "0,95", что соответственно снизит стоимость полиса на 5 процентов на следующий год. Далее система скидок действует также - каждый год управления автомобилем без ДТП, снижает на 5 процентов. Единственное, что на законодательном уровне установлено, что скидка на не может составлять более 50 процентов. К примеру, если Вы имеете стаж безаварийной истории управления ТС более 10-15 лет, то максимальный коэффициент бонус малус в итоге не будет ниже значения "0,5" (50 процентов).

Насколько вырастет стоимость полиса ОСАГО в случае ДТП?


Если собственник автомобиля, застрахованный по договору ОСАГО, по своей вине попал в ДТП, коэффициент бонус малус для следующего оформления ОСАГО (на новый период, после окончания действия текущего полиса) возрастет до значения "1,55". То есть если Вы стали виновником , при новом оформление ОСАГО стоимость полиса возрастет на 55 процентов.

Для того, чтобы стоимость полиса вернулась к нормальной стоимости водителю необходимо будет отъездить безаварийно в течение 3 лет. (по истечении 3 лет бонус малус вернется к значению "1,0".

Если автовладелец в течение 1 года действия по своей вине окажется виновником двух разных и более ДТП, по которым были сделаны выплаты страховой компанией, то при следующем оформление полиса ОСАГО на новый период, коэффициент бонус малус будет уже равен "2,45". То есть, стоимость полиса увеличится на 145 процентов. Для того, что водителю вернуть традиционную стоимость полиса с коэффициентом бонус малус "1,0" необходимо в течение 5 лет не попадать по своей вине в дорожно-транспортные происшествия, по которым будут произведены выплаты ущерба.


Введение единой базы историй автовладельце застрахованные по договорам ОСАГО, позволит рассчитывать более справедливые коэффициенты на основании бонус малус, что скажется на стоимости полиса. Особенно это выгодно аккуратным водителям, которые не становятся виновниками ДТП. При расчете окончательной стоимости полиса водители могут рассчитывать на определенную скидку, установленную законодательством. Отныне страховщик не вправе самовольно назначать цену полиса .

Напротив, для водителей, которые оказались виновниками аварии, по которым были сделаны выплаты, не смогут отныне скрыть подобную информацию от страховой компании, чтобы занизить стоимость полиса. Напомним, что ранее водители, попадая в аварию по своей вине, для того, чтобы в следующий год не переплачивать за из-за роста коэффициента бонус малуса, обращались в другую страховую компанию для оформления обязательной страховки, где ему присваивался первоначальный коэффициент "1,0", так как страховщик не располагал историей водителя. С введением единой информационной системы, в которую все страховые компании на территории РФ обязаны предоставлять данные обо всех договорах ОСАГО, выплатах и т.п., подобная хитрость, сэкономив на стоимости полиса, не пройдет.

Что делать если стоимость полиса ОСАГО не правильно рассчитали?


К сожалению, без ложки дегтя в бочке меда не обошлось. К примеру, за последние несколько месяцев в Российский союз автостраховщиков приходят многочисленные жалобы на необоснованный расчет стоимости полиса ОСАГО, после введения единой информационной базы данных.

Так многие водители, имеющие за долгую безаварийную езду низкий коэффициент бонус малус, в начале этого года столкнулись с тем, что страховые компании при новом оформление полиса определяют стоимость полиса из расчета коэффициента бонус малус, который равен значению "1,0". Большинство жалоб приходит на не крупные страховые компании. Но есть жалобы и на крупные брендовые страховые компании.

Подобные действия страховщик объясняет тем, что в единой информационной базе данных отсутствует информация об истории водителя, которая бы подтверждала бы безаварийную езду. Поэтому в соответствии с и действующем законодательством страховщик присваивает первоначальный коэффициент бонус малус, равный единице.


Многие водители не стали оспаривать не правильный расчет стоимости полиса и согласились с новым расчетом страховки. Тем не менее, любой водитель вправе оспорить не правильный расчет бонус малуса, который влияет на конечную стоимость полиса.

Для того, чтобы оспорить стоимость расчета полиса и не справедливому расчету бонус малуса необходимо направить официальную жалобу в РСА (Российский союз автостраховщиков). Также автовладелец может отправить жалобу в Центральный Банк РФ, который в связи с нововведением является надзорным органом регулятором страхового рынка.

В настоящий момент в РСА поступило более 1,500 жалоб от граждан, которые не согласились с расчётом стоимости полиса . В большинстве случаев жалобы подтвердились. Коэффициенты бонус малус были рассчитаны не правильно.

Таблица расчета коэффициента бонус-малуса

Класс присваемый при заключении договора ОСАГО

Коэффициент бонус-малус

Класс по окончании срока полиса ОСАГО

0 выплат

1 выплата

2 выплаты

3 выплаты

4+ выплат

2,45

1,55

0,95

0,90

0,85

0,80

0,75

0,70

0,65

0,60

0,55

0,50

Увы, значительная часть автомобилистов даже не пытается понять, как узнать коэффициент скидки по ОСАГО, принимая любую сумму, названную сотрудником компании-автостраховщика, за справедливую. Своё невежество они оправдывают сложностью процедуры проверки, а также необходимостью «подключать» компьютер и интернет, с которыми они на «вы». Узнать размер скидки по ОСАГО на самом деле можно и без использования современных технологий – путём ручных расчётов.

Кто получает скидку

Коэффициент бонус-малус (КБМ) – относительно новое понятие для отечественного страхового рынка. Страховщики принялись обращать на него внимание только с 2013 года, хотя в законодательстве этот термин стал фигурировать куда раньше – с начала «нулевых».

Фактически КБМ – это скидка, которую получает покупатель полиса в награду за то, что все предыдущие годы водил аккуратно. Обратите внимание, что применение снижающего коэффициента – не право, а обязанность страховщика.

Коэффициент может быть и повышающим – если водитель за предшествующие покупке полиса годы «коллекционировал» дорожные нарушения. Страховщик оценивает сотрудничество с таким автомобилистом как рискованное, а потому обязует его платить большую сумму, нежели его коллег с высокой дорожной культурой. В наихудшем случае КБМ повысит стоимость страхового полиса почти в 2.5 раза.

Начиная с 2008 года, КБМ закрепляется за водителем, а не за транспортным средством. В этом есть справедливость, ведь машина не виновата, что водителя плохо обучили в автошколе.

Проверка КБМ

Существуют несколько способов, как узнать коэффициент скидки на ОСАГО.

Чтобы правильно произвести ручные расчёты, водителю стоит припомнить, сколько лет он уже ездит без аварий, а также взять в руки такую табличку:

Начинающему автомобилисту присваивается 3-й класс. Каждый год безаварийной езды повышает его класс на единицу. Таким образом, за 10 лет водитель сможет преодолеть путь с 3 до 13 класса и претендовать на максимальную скидку по ОСАГО за безаварийную езду, которая составляет 50%.

В обратную сторону такой порядок расчёта не работает. Даже если с автомобилистом произойдёт всего один страховой случай, в результате которого страховщик будет вынужден выплачивать возмещение, класс водителя понизится весьма значительно. Здесь нужно обратить внимание на 4-ую колонку таблицы. Скажем, если начинающий водитель с 3-м классом спровоцирует ДТП, его класс понизится сразу до первого – а это значит, что придётся переплачивать за полис 55% от его стоимости. Чем выше «забрался» водитель, тем стремительнее падение: автомобилисту с 13-м классом ДТП обойдётся сразу в 6 позиций – он будет понижен до 7-го класса.

Воспользоваться сервисом от РСА

Автомобилисты, которые «в ладах» с интернетом, могут не ломать голову над табличкой и узнать скидку по ОСАГО у РСА (Российского Союза Автомобилистов) на официальном сайте. Сервис для расчета скидки по ОСАГО доступен по ссылке - http://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/kbm.htm . Автомобилисту придётся указать на сайте следующую информацию:

    Собственные ФИО и дату рождения.

    Реквизиты водительских прав.

    Является ли обладателем авто юридическое лицо?

    Ограничено ли по условиям страховки количество людей, имеющих право сесть за руль?

Указав обязательные данные, водитель должен ввести капчу и нажать «Поиск».

Процедура не затянется надолго - спустя всего несколько секунд сервис РСА выдаст вердикт, есть ли скидка на ОСАГО за безаварийную езду.

Обратите внимание: воспользоваться сервисом РСА смогут только граждане России.

Есть и другие сервисы, знающие, как проверить скидку по ОСАГО через РСА и в обход этой инстанции, однако за точность результатов, выданных ими, поручиться нельзя. Если же портал ещё и деньги «вымогает», автомобилисту следует немедленно покинуть его – проверка КБМ никогда не была платной и сейчас не является.

КБМ неправильно посчитан – что делать?

Вопросом, что делать, если пропала скидка по ОСАГО, задаётся каждый аккуратный и ответственный водитель, которого сотрудники страховой «огорошивают» стоимостью страховки при покупке, не учитывающей КБМ. Причиной инцидента может являться пресловутый человеческий фактор – ведь вся информация в базу РСА вносится исключительно вручную сотрудниками страховых фирм. Волноваться не стоит – справедливость будет восстановлена. Но не сразу.

Купить полис ОСАГО придётся по некорректной цене, просто потому что водить машину без страховки нельзя. Далее уже нужно задумываться о том, как вернуть скидку по ОСАГО и исправить сложившуюся ситуацию. Вместе с КБМ будут возвращены и «лишние» деньги, которые страховщик взял за полис. Алгоритм действий, как восстановить скидку по ОСАГО, таков.

    Сделайте копии или сканы действующего и предыдущего полисов ОСАГО, а также водительского удостоверения.

    Сканы отправьте на электронный почтовый ящик Союза Автостраховщиков - Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Копии можно послать заказным письмом на такой адрес: г. Москва, ул. Люсиновская, 27, строение 3, индекс 115093.

    Ждите ответа от РСА. Период ожидания может составить до 4 месяцев. Как только получите ответ, распечатайте письмо, поступившее от Союза Автостраховщиков и отправляйтесь с ним в страховую.

Страховщик будет вынужден вернуть часть суммы, которую он потребовал некорректно, и оформить новый договор.

Часто водители жалуются на то, что они поменяли права и скидка по ОСАГО пропала. Такие автомобилисты сами виноваты: сразу после замены ВУ следует обращаться к страховщику с заявлением о внесении корректив в базу данных. Только когда в базе будут верные сведения, можно приобретать полис.

Вот исчерпывающее руководство к действию, что делать при лишении скидки по ОСАГО, произошедшем неправомерно. Ни РСА, ни страховщик не смогут воспрепятствовать реализации права автомобилиста на льготную стоимость полиса, не имея на то «железных» оснований.

Кому ещё даётся скидка на страховку?

Однако на самом деле скидок пенсионерам на ОСАГО в 2017 году не будет, как и в 2016 их не было. Зато инвалиды вправе рассчитывать на довольно значимое снижение цены страховых полисов – аж на 50%! – при соответствии следующим условиям.

    Инвалид имеет ТС в собственности и пользуется им самостоятельно.

    В страховку автомобиля вписаны ещё максимум два человека, но не более.

Обратите внимание: если инвалидом является ребёнок, скидку на ОСАГО получает его законный представитель.

Как получить скидку по ОСАГО инвалиду? В офисе страховщика запрашивают полную стоимость полиса, и это нередко вызывает у льготников негодование и вполне обоснованный вопрос: «что же значит 50-процентная скидка на ОСАГО?». На самом деле волноваться не стоит: скидка предоставляется путём перевода компенсационных выплат.

Необходимо обратиться в местные органы соцзащиты со следующим пакетом документов.

    Копии паспорта (главная страница и страница с пропиской).

    Удостоверение инвалидности.

    Полис ОСАГО (только что купленный).

    Квитанция, подтверждающая оплату полиса.

    Медсправка, в которой говорится, что инвалид способен управлять транспортом.

Штраф за управление автомобилем без страховки относительно невысок – всего 800 рублей. Однако следует помнить, что платить его водителю придётся всякий раз, когда он «попадётся» инспектору. Поэтому куда выгоднее единожды заплатить за полис и не переживать по поводу возможных санкций, тем более что благодаря системе КБМ можно добиться существенного снижения стоимости страховки, просто соблюдая ПДД.

КБМ - коэффициент “Бонус-Малус” . Это значение используют страховые компании для расчета страховой премии по договору.

Из-за наличия или отсутствия аварий КБМ бывает понижающим или повышающим. Узнаем, как рассчитать КБМ по ОСАГО в 2019 году.

ОСАГО

Полис ОСАГО - документ, по которому страховая компания частично возмещает ущерб потерпевшей стороне после аварий, в которой виноват ее клиент. Такие же условия действуют в отношении водителей, вписанных в тот же страховой полис.

Стоимость страхового полиса ОСАГО зависит от следующих показателей:

  • возраста водителя;
  • стажа вождения;
  • показателя безаварийной езды, учитывает страховую историю (КБМ);
  • характеристики страхуемого автомобиля (КМ-коэффициент мощности двигателя);
  • региона эксплуатации (КТ-территориальный коэффициент);
  • коэффициента грубых нарушений (КН);
  • от общих условий договора;
  • наличия или отсутствия прицепа или ограничений.

Видео: Как рассчитать скидку за безаварийное вождение КБМ

Таблица и ее правильное применение

Класс автомобилиста КБМ Класс и страховые случаи, которые произошли во время действия полиса ОСАГО
Выплат не было 1 выплата 2 3 4 и более
М 2,45 0 М М М М
0 2,3 1
1 1,55 2
2 1,4 3 1
3 1 4 1
4 0,95 5 2 1
5 0,9 6 3 1
6 0,85 7 4 2
7 0,8 8 4 2
8 0,75 9 5 2
9 0,7 10 5 2 1
10 0,65 11 6 3 1
11 0,6 12 6 3 1
12 0,55 13 6 3 1
13 0,5 13 7 3 1
  1. В левом столбце указан класс автомобилиста. Для всех водителей, которые заключают договор ОСАГО впервые, характерен третий класс, класс КБМ будет равен 1.
  2. Затем определяют, какое количество страховых случаев было во время действия прошлых страховых договоров, в которых водитель был признан виновным. У новичков таких случаев нет, поэтому нужна цифра “0”.
  3. Столбец, в котором указано количество убытков, необходим, чтобы определить класс на следующий год. Для новичков класс 4.
  4. Классу четыре соответствует значение КБМ 0,95.

Примеры

Рассмотрим два примера . В первом автомобилист ездил год без аварий, во втором у водителя появились аварии. Начнем с первого примера.

Допустим, что на момент заключения страхового договора автомобилисту был присвоен 9 класс КБМ. Т.е. 30% скидки к основному тарифу по страховке. Значит, автомобилист уже пользовался услугами страховой компании, и каждый год получал на 5% скидки больше за безаварийную езду.

Через год тот же водитель занялся оформлением нового страхового договора. Аварий не было. От 9 класса двигаемся по столбцу вниз по таблице, страховой агент смотрит новый класс. Водитель получает класс 10, скидка составляет 35% (значение 0,65).

Рассмотрим другой пример, в котором у того же водителя (класс 9) случилось 3 аварии . От класса 9 двигаемся по таблице вправо, к значению, где указано 3 выплаты. И получаем класс 1, а повышающий коэффициент 1,55. Значит, водителю придется оплатить повышенную стоимость.

Для самостоятельного определения скидки:

  • нужно начать расчет со строки, которая содержит третий класс;
  • после каждого безаварийного года можно спускаться на строку ниже;
  • при каждом годе с авариями нужно переходить на строку, которая соответствует количеству страховых выплат;
  • если у автомобилиста не было страховки год, его класс равняется трем;
  • если полис открыт (неограниченное количество водителей), коэффициент изменяется только для владельца авто.

По ОСАГО максимальная скидка за безаварийную езду составляет 50%. Это соответствует значениям 0,5 и классу 13. Автомобилист получает самую большую скидку из возможных, если за 10 лет из-за него не проводилось страховых выплат.

Страховые выплаты производятся только тогда, когда пострадавший в аварии, спровоцированной Вами, обращается в страховую за выплатой. Если ущерб незначительный, автомобилисты разбираются на месте, и стоимость полиса не повышается.

Если есть ограничение по количеству водителей, коэффициент определяется на основании сведений по каждому из водителей:

  • сотрудники страховой компании определяют КБМ по автомобилисту с наихудшим классом;
  • скидка предоставляется человеку, а не транспортному средству;
  • коэффициент повышается только у водителя, виновного в ДТП.

  • транзитная страховка;
  • страхование ТС, зарегистрированного в другом государстве.

Таблица предоставляет теоретическое значение коэффициента. В реальности его значение может быть выше, так как страховщики не всегда вносят КБМ в базу данных РСА, на которую должны опираться все страховые компании.

Делается это для получения большего количества денег. И автомобилист, который плохо разбирается в страховых выплатах, легко попадается и платит больше, чем требуется.

Скидка довольно быстро проверяется самостоятельно через базу РСА . Это очень важно, так как страховые компании иногда не вносят коэффициент в базу данных РСА для получения большей прибыли за тот же страховой полис.

Российский Союз Автостраховщиков - некоммерческая корпоративная организация, которая представляет единое общероссийское профессиональное объединение.

Основывается на принципе обязательного членства страховщиков, которые занимаются обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев ТС. Статус объединения закрепляется законом. В состав входит 71 страховая компания .

Проверить коэффициент по базе РСА можно на официальном сайте: http://www.autoins.ru/ru/osago/polis .

Понадобятся следующие сведения:

  • дата рождения;
  • данные документа, удостоверяющего личность, или ФИО и дата рождения человека, который допущен к управлению автомобилем;
  • сведения о водительском удостоверении.

Галочкой подтверждается согласие на обработку персональных данных, проводится проверка.

Если итоговая цифра совпала со значением, рассчитанным Вами теоретически, так и должно быть. Если после проверки значения в РСА вышел неверный результат, КБМ следует восстанавливать.

База РСА предоставляет максимально полную информацию . Можно определить, откуда взялось значение коэффициента, какой номер полиса использовался при расчете.

При заключении договора ОСАГО страховая компания должна использовать сведения АИС о предыдущих периодах страхования для подтверждения обоснованности применения КБМ.

По базе можно также проверить обоснованность коэффициента, используемого компанией в отношении указанного в полисе водителя. В системе имеются данные о водителях с начала 2011 года.

Класс автомобилиста в системе РСА изменяют только представители страховой компании. Сотрудники базы не изменяют данные АИС. Любые корректировки вносят сотрудники страховой компании.

С 2014 года компании должны передавать сведения о договорах ОСАГО в базу в течение суток с минуты оформления договора.

Для начала нужно выяснить, когда была допущена ошибка в расчете КБМ . В самом полисе коэффициент не указывается, поэтому следует провести перерасчет предыдущих полисов.

Не стоит выбрасывать старые страховые полисы. Они понадобятся для перерасчета верного значения.

Страховые коэффициенты меняются каждый год . Цену страхового полиса нужно сверять каждый год. Если Вы и так делали это постоянно, вероятно, ошибка в предыдущем полисе.

Причины ошибки:

  • в базе не исправили сведения, присутствует запись с информацией по старому полису;
  • сотрудники допустили ошибку при вводе;
  • если компания стала банкротом или была ликвидирована, сотрудники могли не передать информацию о системе РСА.

Восстановить КБМ можно в страховой компании, которая допустила ошибку в расчете. Если факт ошибки подтвердится, изменения внесут за несколько дней.

Если ошиблась предыдущая страховая, нужно обратиться туда . Если она ликвидирована, коэффициент восстановить не получится, так как другие страховые не исправляют ошибки своих коллег.

Если рядовые сотрудники отказываются признавать свои ошибки, обратитесь в головной офис компании, оформите жалобу, направьте ее заказным письмом или лично. Если передаете лично, потребуйте, чтобы на копии жалобы поставили отметку о том, что ее приняли к рассмотрению.

В документе следует подробно расписать обстоятельства, подтверждающие неверное применение коэффициента. Укажите имя сотрудника, время, номер страхового полиса.

Вы имеете право потребовать письменный расчет . Также можно упомянуть, что Вы собираетесь направить жалобу на компанию в органы, осуществляющие контроль по финансовым расчетам. При отсутствии результатов обратитесь в ФСФР.

Если один из водителей, вписанный в страховку, изменил водительское удостоверение, необходимо сразу же сообщить об этом в страховую компанию . Это относится к изменению любой другой информации в документах.

Если по каким-то причинам страховая не получает сведений о ДТП, водители начинают хитрить и умалчивают о своих авариях. При расчете неточность сведений сразу обнаружат в базе РСА.

Страховая компания имеет право применить штрафные санкции за предоставление ложной иформации. Штраф составляет 1,5 коэффициента, стоимость страховки будет увеличена.

От санкций автомобилисту не укрыться даже тогда, когда он решит поменять страховщика.

Нюансы:

  • КПР не применяют для легковых автотранспортных средств;
  • КМ используют только для легковых ТС;
  • КП не применяют для авто, которые были зарегистрированы РФ.

Существуют еще и другие особенности . По этой причине всегда быстрее и легче воспользоваться любым из онлайн-калькуляторов расчета стоимости полиса на различных сайтах, если Вы не доверяете сотрудникам своей страховой компании.

Коэффициент «бонус-малус» существенно влияет на стоимость ОСАГО. КБМ меняется в зависимости от частоты аварий по вине страхователя, а данные по показателю годами накапливаются в единой электронной базе РСА. Однако случается, что страховая история теряется или искажается. Как восстановить справедливость в этом случае?

Убыточность автолюбителя по ОСАГО влияет на величину расчётного коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Значение этого коэффициента используется при определении стоимости полиса. Каждому из значений КБМ соответствует свой «класс»:

Таблица 1. Классы страхователя ОСАГО.

таблица скроллится вправо
Начальный
класс КБМ (по
предыдущему
договору)
Значение
КБМ
Класс КБМ по новому договору по окончанию срока страхования
предыдущего договора, после
0
страховых
выплат
1
страховой
выплаты
2
страховых
выплат
3
страховых
выплат
4 и более
страховых
выплат
  • При безубыточной езде класс увеличивается каждый год на один (становится четвёртым, пятым и так далее). Вместе с ним растёт и скидка – на пять процентов от базового расчёта за каждые двенадцать месяцев страхования. Максимальная скидка – 50%. Пример: водитель с тринадцатым классом КБМ платит за ОСАГО в два раза меньше, чем водитель с третьим классом.
  • Если по полису были убытки, класс уменьшается (вместе со скидкой). Например, если при оформлении договора актуален пятый класс (КБМ 0,9), то после страхового случая класс понизится до третьего (КБМ 1,0). То есть, скидки при пролонгации полиса уже не будет. Если же по такому полису было два убытка, класс снижается до первого. Коэффициент бонус-малус составит 1,55, что при пролонгации увеличит базовый ценник ОСАГО на 55%. Максимально возможное значение КБМ составляет 2,45.

Разумеется, случаи, когда страхователь при ДТП является потерпевшей стороной, не влияют на значение КБМ. Не влияют на него и размеры выплат. Поэтому клиенты с одним крупным убытком платят за полис меньше, чем автолюбители с множеством мелких возмещений «за плечами». Даже если последние в сумме оказываются финансово менее убыточными.

Объектом применения КБМ является:

  • Водитель , если договором ОСАГО предусмотрен ограниченный список лиц, допущенных к управлению авто. При этом расчёт стоимости страховки осуществляется исходя из худшего значения КБМ из всех водителей, «вписанных» в полис.
  • Собственник машины в «привязке» к транспортному средству, если полис не предусматривает ограничений по водителям. Таким образом, к примеру, автовладелец может иметь разный КБМ по двум своим машинам.

Следует понимать, что страховая история автолюбителя как собственника транспорта никак не связана с его же страховой историей в качестве водителя. Эти две величины учитываются параллельно и не влияют друг на друга.

Например, если водитель с максимальной скидкой застрахует по ОСАГО собственный автомобиль без ограничений по допущенным к управлению лицам – ему по такому договору будет присвоен третий класс с базовым КБМ.

Несложно догадаться, в каких случаях придётся доплатить при попытке вписать нового водителя в действующий полис. Так произойдёт, если КБМ нового водителя выше, чем у лиц, уже вписанных в страховку. Размер дополнительной премии определяется пропорционально оставшемуся сроку страхования. Аналогично, при исключении «дорогих» водителей из ОСАГО премия по страховке может быть уменьшена (и частично возвращена).

Важно понимать и особенности учёта коэффициента бонус-малус:

  • Скидка КБМ увеличивается только по результатам годового периода страхования. Если полис расторгается досрочно, при оформлении новой страховки безаварийность по нему учитываться не будет.
  • Страховая история водителя (при страховании с ограниченным списком водителей) учитывается по фамилии, имени и отчеству, дате рождения и номеру водительского удостоверения.
  • КБМ собственника (при страховке «без ограничений») привязывается к его фамилии, имени и отчеству, серии и номеру паспорта, а также VINу авто. При отсутствии последнего используется госномер, номер кузова или шасси. Юридические лица «опознаются» по ИНН.

Стоит отдельно обратить внимание, что запрашивать КБМ следует именно на дату начала действия будущего полиса. В противном случае результат может оказаться некорректным.

Недостатки системы

Данные о страховой истории всех водителей (автовладельцев) содержатся в единой автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА). Инструмент обеспечивает доступ к сведениям как страховщикам, так и страхователям. Тем не менее, ряд особенностей этой базы приводит к многочисленным случаям её некорректного использования.

«Обхитрить» электронный алгоритм

Известны способы избежать повышающего коэффициента за аварийную езду. Для этого при пролонгации полиса выполняются простые действия:

  1. Один из вариантов – использование вместо русских букв фамилии, имени или отчества латинских аналогов по написанию. К ним относятся, например, «а», «х», «с», «о» и другие. Программа воспринимает соответствующие знаки как разные символы. Достаточно лишь одной замены, чтобы система не нашла запрашиваемого водителя и «выдала» третий класс (КБМ=1). При этом в полисе всё будет выглядеть совершенно естественно. Конечно, для реализации здесь придётся договариваться с сотрудником страховой компании. Но порой продавцы готовы пойти навстречу в таких вопросах для удержания клиента.
  2. Другой способ доступен любому автолюбителю без обращения к иным лицам. Достаточно заявить очередной срок начала страхования на день более ранним, чем следующая дата после окончания «убыточной» страховки. То есть, на этот день сроки страхования двух полисов будут «пересекаться». АИС РСА при этом не учтёт страховые случаи по текущему договору, поскольку на момент начала нового он ещё не закончится.

Возможно, существуют и иные варианты подобных «подтасовок». Так или иначе, использовать их не рекомендуется: фактически речь идёт о недобросовестности со стороны клиента. К тому же, в результате происходит недобор премии по убыточным водителям (собственникам), что влияет на повышение тарифов.

Потерянные скидки по ОСАГО

Невозможно полностью исключить ошибки при внесении сведений по десяткам миллионов договоров, оформляемым ежегодно.

В базу попадают данные с многочисленными неточностями, которые впоследствии не позволяют идентифицировать автолюбителей.

Наиболее распространены следующие причины потери страховой истории:

  • Ошибки операторов при вводе данных. Здесь речь идёт о человеческом факторе. Перепутанные цифры даты рождения или номера паспорта сводят на нет будущие усилия по поиску автолюбителя в базе.
  • Смена фамилии, замена паспорта (для страхования «без ограничений») или водительского удостоверения. Часто страхователи не тратят время на внесение соответствующих корректировок в полис. Как правило, с ГИБДД в этих случаях не возникает проблем:
    • Несовпадение фамилии вполне объясняется копией документа о её замене.
    • В новом водительском удостоверении обычно указываются старые права.
    • Данные паспорта собственника авто в страховке вообще не фигурируют.

В то же время, такая ситуация ведёт к отсутствию новой информации в АИС РСА. При продлении по новым «характеристикам» автолюбителя накопленная скидка не будет найдена. Избежать этого можно, официально изменив соответствующие сведения на актуальные по текущему договору.

  • Непередача данных о КБМ страховыми компаниями. Наиболее часто встречается среди уходящих с рынка организаций. Впрочем, здесь всё зависит от добросовестности страховщика.

К перечисленному добавляются программные сбои, а также упущения на этапе передачи сведений страхователем. В результате многие тысячи автолюбителей сталкиваются с незаслуженно завышенной стоимостью «автогражданки».

Где искать потерянную страховую историю?

К сожалению, на сегодняшний день нет чёткого успешного алгоритма для восстановления данных о КБМ. Но существуют некоторые варианты действий, которые могут дать положительный результат:

  • Привлечение официальных надзорных органов. В первую очередь данным вопросом занимаются РСА и Центробанк. Необходимо чётко изложить суть проблемы и предоставить всю имеющуюся информацию, включая копии документов. Обратиться в данные организации можно письменно или электронно.
  • Официальное обращение в страховую компанию, в которой оформлялся последний договор ОСАГО. Добросовестный страховщик произведёт проверку на основании подобного заявления. Бывает, это приводит к возвращению заслуженной скидки. В крайнем случае, организация может выдать справку о КБМ установленного образца.
  • Неофициальное обращение в страховую компанию. Порой специалисты страховщика идут навстречу, помогая выяснить причину возникшей ситуации или даже исправить её.

и в Памятке Минфина для страхователей, определяет главные характеристики КБМ:

  • сведения о страховом случае, по которому произвели возмещение,
  • время совершения возмещения совпадает со сроком действия прошлого договора ОСАГО,
  • данные о выплате по страховке зафиксированы в АИС ОСАГО, которую курирует РСА.

При соблюдении все трех условий опыт водителя влияет на цену страхового полиса.

Где указывается в полисе

Законодательством не регламентировано фиксация КБМ в полисе ОСАГО. Типовая форма полиса, утвержденная Правительством, не содержит дополнительных полей для КБМ даже в разделе 3, где перечисляются лица, допущенные к вождению ТС.

Отсутствие КБМ в полисе вполне логично – иначе бы пришлось переписывать все коэффициенты, влияющие на расчет страховой премии. Некоторые страховые компании прописывают КБМ для всех водителей, ставя его в скобках после указания данных на лицо.

Первоначально заполняя заявление о заключении договора ОСАГО, страхователь вписывает все присвоенные в прошлые года коэффициенты в разделе 7. Этого достаточно для сверки с данными РСА.

Некоторые страховые компании все же предпочитают принцип гласности КБМ. И вписывают его либо напротив каждого водителя в раздел 3 полиса, либо в раздел 8 — «особые отметки».

От чего зависит

КБМ – коэффициент бонус-малус – понятие с буквальным переводом с латинского «хороший – плохой», «много – мало». КБМ – это одновременно система поощрения и наказания.

Если водитель управляет машиной аккуратно, не попадает в аварии, не причиняет материальный вред другим лицам – он экономит деньги страховой компании, потому что ей не приходится производить страховые выплаты. Соответственно его примерное правовое поведение надо поощрить, предоставив льготу (скидку, бонус) на оплату следующей страховки по программе ОСАГО.

Если же поведение водителя на дороге недобросовестное, противоправное, безразличное к жизни, здоровью и имуществу остальных участников дорожного движения – компания выполняет дополнительную работу и несет расходы на страховые возмещения по аварийным случаям. Цена страховки на следующий год возрастает соразмерно рискам выплат независимо от компании страховщика. Эта функция КБМ – карательно -воспитательная (малус).

На коэффициент кроме количества страховых выплат влияют:

  • Срок договора ОСАГО по закону КБМ рассчитывается только для договоров, заключенных на 1 год,
  • Число водителей, допущенных к вождению ТС. Договор ОСАГО с ограничениями означает, что машиной может управлять любой водитель из списка. Поэтому для расчета максимальный КБМ.

Таблица

Для корректного пользования таблицей КБМ необходимо знать:

  • количество страховых случаев с выплатами, в период действия предыдущего договора. При этом все выплаты по одному случаю суммируются.
  • класс, который был определен на начало предыдущего договора.

Применение КБМ

КБМ имеет привязку к водителю, а не к машине. Каждый последующий КБМ устанавливается на основании сведений о страховой истории водителя, взятых из документов либо из АИС ОСАГО.

При досрочном расторжении ОСАГО и заключении нового применяется КБМ, рассчитанный по прекращенному договору.

Расчет КБМ зависит так же от формы договора ОСАГО.

При ограниченном перечне водителей в полисе, КБМ прописывается (в договоре) для каждого из них. Но для формулы расчета страховой премии берется наихудший (наибольший) коэффициент. Если информация о классах вождения водителей неизвестна, то автоматически присваивается КБМ, равный 1.

Пример

В январе 2015 в полис вписывается 3 водителя. У двоих срок безаварийной езды 3 года. КБМ третьего на конец 2013 года – 0,95, а в 2014 зафиксировано 3 страховых случая с выплатой. Для расчета цены ОСАГО будет использован КБМ последнего водителя равный в 2015 — 1,55.

Если старый договор не ограничивал круг водителей, а новый да, то при условии, что

  • в прошлый период выплаты не производились,
  • страхователь – собственник,
  • страховая компания должна применить пониженный КБМ.

Если управлять автомобилем могут водители, круг которых неизвестен и не ограничен на момент заключения договора, то класс присваивается только владельцу ТС. Соответственно вся история выплат по страховым случаям «ложится» в полной мере на него. Выплаты по нарушениям других водителей испортят КБМ собственника на следующий год.

При заключении неограниченного ОСАГО КБМ присваивается по последнему договору. Если данных в АИС нет, то КБМ рассчитывается по классу 3 и равен – 1.

В случае если старый договор ограниченный, а новый нет, то КБМ присваивается по последнему классу страхователя ТС. Если класс выяснить невозможно, присваивается класс 3 и применяется полная тарификация по КБМ без скидок и надбавок равная 1.

Причина снижения КБМ

Важно

  1. Снижение КБМ – это применение льготных условий страхования, т.е. скидка по сравнению с прошлым периодом.
  2. Повышение КБМ – наоборот надбавка к последнему коэффициенту.

Сделать ОСАГО более выгодным можно в случаях:

  • Безаварийного вождения в течение года действия старого полиса. Скидка составит по 5 % за каждый год.
  • Заключения неограниченного договора, при котором у владельца ТС КБМ ниже, чем у водителя. Однако выгода ограничится только стоимостью полиса, данные в АИС ОСАГО.
  • Утери всей страховой истории ОСАГО, либо перерыве в вождении с 2011 года (с этого момента ведется централизованная фиксация в АИС ОСАГО), при условии КБМ выше 1.

Ситуаций, при которых при заключении нового договора страховщик может применить к водителю повышенный КБМ несколько:

  • При наличии страховых выплат по авариям за прошлый период,
  • При заключении договора на ограниченное число водителей, при этом пониженный КБМ – расчетный, т.е. применяется только при калькуляции цены полиса. Личный КМБ в этом случае не изменится.
  • При отсутствии данных в АИС ОСАГО о предыдущем классе водителя будет автоматом присвоен КБМ-1. Так что, если в предыдущий год КМБ был ниже и не было аварий, водитель потеряет скидку до 50% (при 12 классе).

Если КБМ неверный

С 2015 года упрощена процедура изменения КБМ в ОСАГО. Проверить страховую историю можно через сервисы на портале РСА. Если страхователь обнаружил, что расчетный КБМ неверен, то напрямую обращается в свою страховую компанию с заявлением об изменении коэффициента. Сотрудник проверяет сведения в системе и исправляет ошибку.

Стоит помнить, что РСА не обладает полномочиями по внесению данных в систему АИС ОСАГО, он только осуществляет техническую поддержку. Данные в системе актуальные: по закону страховщик обязан внести данные о заключении, продлении, изменении, прекращении и другие. Пропущенные данные так же вносятся, несмотря на давность. Утерянные не восстанавливаются.

Заявление на перерасчет

Заявление на перерасчет страховой премии подается непосредственно в страховую компанию (в офис продаж и копия с отметкой о принятии в головное отделение). Определенной формы нет, так что содержание свободное.

  • Необходимо отразить факт указания в полисе неверного КБМ,
  • приложить копию выписки из АИС ОСАГО с сайта РСА, где прописан верный КБМ.
  • Копию водительского удостоверения, СТС,
  • Указать паспортные данные и почтовый адрес.

Срок рассмотрения – 30 дней по закону о рассмотрении обращений. Если страховая отказывается пересчитывать премию и вносить изменение КБМ, следует обратиться в Центробанк.

Сколько действует КБМ

Установленный коэффициент бонус- малус действует

  • В течение срока действия договора ОСАГО, по которому присвоен очередной класс водителю,
  • При достижении 13 класса и условии безаварийной езды в дальнейшем – бессрочно.

Коэффициент бонус-малус — единственная возможность водителя правомерным поведением повлиять на стоимость ОСАГО. Возможно, в 2017 году по предложению РСА законодательная база и подзаконные акты изменятся в сторону улучшения для владельцев транспортных средств. Пока же этого не произошло, не нарушайте правила и отслеживайте свою страховую история через сервис АИС ОСАГО.

Случайные статьи

Вверх