В нафта не входит. Особенности и основные направления деятельности нафта

Наиболее развитой интеграционной группировкой на американском континенте является Североамериканская зона свободной торговли (“North American Free Trade Area” – НАФТА), образованная в январе 1994 года США, Канадой и Мексикой. НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну.

Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов: во-первых, географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик; во-вторых, тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием; в-третьих, растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США и, наконец, усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

О масштабах экономической взаимосвязи США, Канады и Мексики на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США в иностранных прямых инвестициях в Канаде – свыше 75% и Канады в США – 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз – Мексики.

Показатели социально-экономического развития стран – членов НАФТА в 1999 году

показатель

Население (млн. чел.)

Территория (тыс. кв. км)

ВВП (млрд. долл.)

ВВП на душу населения (млрд. долл.)

Золото-валютные резервы (млрд. долл.)

(млрд. долл.)

Импорт (млрд. долл.)

Сальдо (млрд. долл.)

Доля в мировом экспорте (%)

Экспорт услуг (млрд. долл.)

Импорт услуг (млрд. долл.)

Доля в мировом экспорте услуг (%)

Экспортная квота

(%)

Инвестиционный климат (доля иностранного капитала в общем объеме прямых инвестиций, %)

Соглашение о НАФТА можно считать принципиально новым этапом в процессе либерализации торговли товарами и услугами, а также инвестиций между США, Канадой и Мексикой. В отличие от Западной Европы в Северной Америке импульсы к созданию хозяйственного комплекса шли “снизу вверх” – от стремления к сотрудничеству между американскими и канадскими компаниями.

В течении XX в. постепенно размывались границы между США и Канадой путем относительно свободного движения товаров, капитала, рабочей силы. Качественное изменение экономических отношений между США и Канадой произошло в 1988 г., когда на межгосударственном уровне было заключено американо-канадское соглашение о свободной торговле. Оно предусматривало взаимные обязательства двух стран ликвидировать ограничения в торговле товарами и услугами (на транспорте, в телекоммуникациях, компьютерных, финансовых системах, в области туризма), отменить ограничения на иностранную собственность в кредитно-финансовой системе Канады и канадских банков в США и ряд других положений.

Одновременно в 80-е – начале 90-х годов шел процесс взаимопроникновения экономик США и Мексики. В 1992 г. Мексика подключается к американо-канадскому соглашению о свободной торговле. Интеграционные процессы в НАФТА, по замыслу его организаторов, будут идти по типу интеграции в ЕС: создание общего рынка товаров, капиталов, рабочей силы, технологий США, Канады, Мексики, в конечном итоге – сращивание процессов воспроизводства экономики государств-членов, формирование единого хозяйственного организма трех стран.

По численности населения, по объему совокупного валового продукта и ряду базовых экономических показателей североамериканская интеграционная группировка сопоставима с Европейским союзом. НАФТА обладает мощным (особенно благодаря США) экономическим потенциалом, например, ежегодный объем производства товаров и услуг США, Канады и Мексики равняется 5 триллионам долларов, а их доля в мировой торговле составляет почти 20%.

Структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции.

Главное отличие – асимметричность экономической зависимости США, Канады и Мексики. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.

Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим макропоказателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще заметно отстает от этих стран по основным базовым показателям.

Создание в 1994 г. НАФТА отражает новый подход в теории и практике интеграции. Впервые государство “третьего мира” добровольно объединилось с двумя высокоразвитыми странами. Разница в размерах ВВП на душу населения между Мексикой и США достигает 6,6 раза, а с Канадой – 4,1 раза. Столь существенный разрыв в уровнях экономического развития стран-членов затрудняет создание единого хозяйственного комплекса.

Соглашение о создании НАФТА содержит следующие положения, посвященные различным аспектам предпринимательской деятельности в пределах Северной Америки: доступ к рынкам; инвестиции; гарантии; услуги, права интеллектуальной собственности; государственные закупки; меры, связанные с соблюдением стандартов; временный въезд для бизнесменов; разрешение споров.

Ключевыми моментами соглашения о НАФТА, подробно регламентирующего многие аспекты экономических отношений между соседними странами, являются:

Отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада и Мексика, к 2010 году;

Поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и услугами;

Смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;

Либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке Мексики;

Защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;

Создание американо-канадской арбитражной комиссии.

Таким образом, соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны участницы сохранят национальные таможенные тарифы в торговле с третьими странами, и во взаимной торговле поле переходного периода в 10 лет (в некоторых случаях – 15 лет) в этой экономической зоне будет свободное обращение товаров. Оно распространяется на товары, которые квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в торговле. Кроме того, оно предусматривает улучшение торговли услугами, установление справедливых правил для взаимных инвестиций и осуществления государственных закупок, усиление защиты прав на интеллектуальную собственность, создание механизма урегулирования споров.

Устраняя тарифы и другие протекционистские барьеры, НАФТА устанавливает ограничительные правила торговли рядом товаров и инвестиций в некоторых секторах экономики, особенно “чувствительных” к иностранной конкуренции (это относится к сельскому хозяйству, энергетике, продукции автомобильной промышленности, текстильным изделиям). Помимо этого соглашение содержит оговорки, позволяющие временно восстановить защиту для отраслей промышленности, которым нанесен ущерб импортом соответствующей продукции.

В то же время НАФТА содержит некоторые исключения из режима свободных экономических отношений. Так, сохраняются право Мексики на запрет иностранной деятельности в нефтяном секторе, право Канады на защиту некоторых секторов информации, важных в культурном отношении (радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг), право США на поддержку внутренних цен и сохранение системы закупки сельскохозяйственных товаров.

В соглашении все товары разбиты на три большие группы – промышленные (без текстильных товаров), сельскохозяйственные и текстильные изделия, включая одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд промышленных товаров было предусмотрено и осуществлено немедленно снятие пошлин. Пошлины на остальные товары намечено отменить в течении 5, 10 и 15 лет. Различие графиков снижения пошлин на промышленные товары (с временным интервалом в пять лет) обусловлено “чувствительностью” соответствующих отраслей промышленности к импорту конкурирующих изделий.

Дифференцированные условия либерализации торговли предусмотрены и для отдельных стран – участниц соглашения. Например, мексиканские тарифы на импорт американских промышленных товаров будут устранены в течении 10 лет. При этом примерно половина мексиканских пошлин устраняется при вступлении соглашения в силу; в дальнейшем (в течении пяти лет) до 70% всех товаров из США будут ввозиться в Мексику беспошлинно. Со стороны США Мексика получает облегченный доступ к большой части североамериканского рынка; снятие пошлин в течении пяти лет распространяется почти на 90% промышленных изделий. В то же время тарифы на незначительное число изделий, “чувствительных” для американской промышленности, не будут ликвидированы практически до конца 15-летнего периода.

Тарифы в торговле между Мексикой и Канадой также постепенно устраняются в течении десяти лет.

Во взаимной торговле США и Канады существует договоренность не изменять графики снижения тарифов, ранее разработанные в рамках двустороннего соглашения между ними в 1989 году.

Поэтапное снижение таможенных тарифов в рамках НАФТА происходит исходя из базовых ставок, действовавших на 1 июля 1991 года. В отношении правил происхождения товаров НАФТА устанавливает следующие требования: товар должен быть полностью произведен в североамериканской зоне свободной торговли или существенно преобразован в новый товар и соответственно попадать под другую тарифную позицию Гармонизированной системы. Для некоторых товаров (автомобили, химические продукты, обувь), кроме того, требуется чтобы не менее 50-60% компонентов были произведены в странах – участницах соглашения.

Кроме того, в НАФТА устраняются другие барьеры в торговле, такие как требования по импортному лицензированию и сбору по таможенному оформлению товаров.

В НАФТА фактически устанавливается национальный режим в торговле, причем он распространяется не только на товары, но и на услуги, включая право инвестировать в сферу услуг и продавать услуги через границы. К примеру, в сфере финансовых услуг НАФТА дает возможность банкам США и фирмам, действующим на рынке ценных бумаг, учреждать в Мексике впервые за последние полвека представительства с полным набором функций.

Соглашение о создании НАФТА устанавливает 5 основных принципов защиты иностранных инвесторов и их инвестиций в зоне свободной торговли: недискриминационный режим; снятие особых требований к инвестициям или инвесторам (эти требования обычно относятся к видам деятельности, осуществляемым по распоряжению государства или одобренным им, в качестве условия учреждения или функционирования иностранных предприятий в конкретной стране); свободное перемещение финансовых средств, имеющих отношение к инвестициям; экспроприация только в соответствии с международным правом; право обращаться в международный суд в случае нарушения Соглашения.

Наконец, в рамках НАФТА учреждаются самые высокие в мире нормы защиты прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты и товарные знаки.

Отдавая должное важному значению НАФТА для развития регионального сотрудничества, американские эксперты отмечают, что соглашение приносит относительно скромные результаты экономикам США и Канады, поскольку между обеими странами и до соглашения были сравнительно небольшие ограничения в торговле и в области трансграничных инвестиций.

Однако оно принесет выгоды экономике Мексики. Одной из главных целей соглашения, с позиций интересов США, является обеспечение дельнейшего проведения экономических реформ в этой стране. Эти реформы, как ожидается, создадут более предсказуемый, стабильный предпринимательский климат для американских и канадских экспортеров и инвесторов. Мексика надеется, что с созданием благоприятного климата в области торговли и инвестиций можно ожидать притока капиталов и увеличения занятости. Помимо этого Мексика заинтересована в ослаблении протекционизма США и расширении экспорта в США и Канаду, а также в получении доступа к новым технологиям и природным ресурсам.

Канаде НАФТА может создать возможности для дальнейшего расширения экспорта, во-первых, гарантируя и усиливая уже достигнутые результаты соглашения о либерализации торговли, ранее заключенного с США, во вторых, улучшая доступ к рынку Мексики, и, в-третьих, увеличивая привлекательность Канады для инвесторов, прежде всего американских.

В целом реализация НАФТА, как считают эксперты, приведет к повышению темпов роста США и Канады максимум на 0,5 процентного пункта при условии одновременного выполнения всех его положений. Такой скромный эффект объясняется, с одной стороны, сравнительно низкими барьерами в торговле и активной инвестиционной деятельности между США и Канадой еще до заключения соглашения, что благоприятствовало взаимному перемещению товаров и услуг, а с другой – относительно небольшим размером экономики Мексики по сравнению с американской и канадской. Для Мексики выгода, по наиболее оптимистичному прогнозу, оценивается в 11% роста ВВП.

Таким образом, интеграционные процессы в НАФТА в сравнении с ЕС отличают доминирующее положение США в североамериканском экономическом регионе, слабая взаимозависимость экономик Канады и Мексики и связанная с этими процессами асимметричность экономического взаимодействия США, Канады и Мексики.

(Обзор подготовлен на основе исследования, выполненного ВНИКИ по заказу Министерства экономического развития РФ )

Термин «нафта»

Нафта – представляет собой смесь жидких углеводов, которую получают путем нефтепереработки. Из исходного сырья получают 15-18% готового продукта. По-другому нафту называют ещё и лигроин. Она выглядит как жидкость с желтым оттенком, которая не растворима в воде. Раньше нафта использовалась в качестве топлива для тракторов, но в связи с их переходом на дизель, утратила такое применение.

Впервые термин «Нафта» приписывается Плинию Старшему в первом веке нашей эры и применялся продукт исключительно алхимиками, которые так определяли жидкости с низкими температурами кипения. Карл Бенц применил нафту как топливо в своем первом путешествии на автомобиле. Кроме того, продукт продавался как чистящее средство в аптеках.

Нафта тяжелее чем бензин, но легче керосина. Разновидности нафты могут отличаться друг от друга следующими характеристиками: плотность, содержание олефинов, парафинов, нафтенов, изопарафинов, серы, ароматических веществ, давление насыщенных паров методом Рейна, количество добавок, которые содержат кислород, а также количество ртути.

Сейчас основное применение нафты происходит в качестве сырья в нефтехимической промышленности при производстве олефинов. Нафту применяют как добавку для производства бензина, а также как сырье для изготовления высокооктановых добавок. По сути, это составляющая бензина, реактивного топлива, осветительного керосина. Также идет как дизельное топливо, растворитель в лакокрасочной промышленности, как бензин для некоторых видов ламп, для удаления жирных пятен и карюрации воздуха. Экстракт лигроина идет как наполнитель для жидкостных приборов, таких как монометры.

Для авиационных керосинов и бензинов идет прямогонная нафта. Это прямогонный дистиллят из нефти, который не содержит олефинов и обладает температурой кипения от 170 до 240 градусов по Цельсию.

Выделяют следующие виды нафты при производстве:
- light naphtha – без олефинов;
- light virgin naphtha – это легкая прямогонная нафта;
- heavy naphtha – это тяжелая нафта;
- full range naphtha – это неочищенная нафта;
- naphtha open specification – характеристиками качества недостаточно определены.

Соглашение о североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА) в составе США, Канады и Мексики вступило в силу 1 января 1994 г., сохранив и подтвердив Соглашение о зоне свободной торговле между США и Канадой (1988). НАФТА представляет собой первое региональное торговое соглашение между двумя высокоразвитыми странами и развивающейся страной. Участники НАФТА не намерены трансформировать зону свободной торговли в таможенный союз, ибо около 70% американской внешней торговли приходится на страны за пределами НАФТА, и США хотят сохранить свободу своей внешнеэкономической политики.

Создание зоны свободной торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:

  • географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик;
  • тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием; растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и канадских ТНК в США;
  • усилением конкурентных позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

НАФТА обладает четкой организационной структурой; ее центральным институтом является Комиссия по свободной торговле, в которую входят представители на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие при сто интерпретации. С целью стимулирования торговли и инвестиций, обеспечения эффективного претворения в жизнь норм НАФТА было создано более 30 рабочих групп и комитетов, которые ежегодно представляют отчет Комиссии. Основные области, в которых велась работа по созданию норм, включали в себя происхождение товаров, субсидии и торговлю сельскохозяйственными товарами, стандартизацию товаров, государственные поставки и передвижение деловых людей через границы.

Рабочие группы и комитеты НАФТА, используя обсуждение проблем па ранней стадии их развития, помогают избежать процедур разрешения споров. Администрирование положений НАФТА, связанных с разрешением споров, возложено на канадскую, американскую и мексиканскую национальные секции Секретариата НАФТА. Основываясь на Канадско- американском соглашении о свободной торговле, НАФТА включает в себя уникальную систему рассмотрения экспертами, представляющими стран- участниц, национальных решений по вопросам антидемпинга и компенсационных пошлин, замещая тем самым юридическое рассмотрение в каждой из трех стран.

В отношении разрешения вопросов, связанных с инвестициями, НАФТА использует процедуры "смешанного" арбитража между инвестором, чьим интересам наносится ущерб, и заинтересованным правительством, основываясь на общих процедурах, установленных канадскими соглашениями о защите иностранных инвестиций и Мировым банковским центром урегулирования споров, связанных с инвестициями. На национальные секции НАФТА возложена ответственность и за разрешение споров по другим соглашениям о свободной торговле, заключенными этими странами вне НАФТА. Так, еще в 1997 г. на канадскую секцию Секретариата НАФТА была возложена ответственность за разрешение споров в рамках канадско- израильского и канадско-чилийского соглашений о свободной торговле.

НАФТА была создана для содействия экономическому росту путем усиления конкуренции на внутреннем рынке и поощрения инвестиций из внутренних и внешних источников. Структура НАФТА имеет свои особенности по сравнению с европейской моделью интеграции. В НАФТА есть только один центр экономической силы - это США, который в разы превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Моноцентричность североамериканской интеграции облегчает управление, и страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам, что создает среду потенциальных конфликтов.

Североамериканская интеграция характеризуется асимметричностью экономической зависимости США, Канады и Мексики. Экономики Канады и Мексики тесно связаны с экономикой США, но слабо взаимодействуют друг с другом. Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по глубине и масштабам канадо-американской и мексикано-американской интеграции. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском рынке товаров и рабочей силы и соперниками по привлечению капитала и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному процессу.

Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается в том, что ее участники находились в разных стартовых условиях. Если Канаде удалось несколько приблизиться по главным макроэкономическим показателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого государства с большой внешней задолженностью, с долговыми и валютно-финансовыми кризисами, заметно отстает от партнеров по всем базовым показателям.

К моменту создания НАФТА экономики стран-участниц были в значительной степени взаимосвязаны в результате широко развитой предпринимательской интеграции. В НАФТА процесс интеграции шел "снизу вверх": сначала высокого уровня достигали межкорпоративные связи, а затем на их основе принимались межгосударственные соглашения. Микроэкономическая интеграция сформировалась на основе встречных товарных потоков и переплетения американских и канадских капиталов, вывоза американских инвестиций в Мексику и расширения взаимной торговли североамериканской "тройки", которая достигала 30-40%.

На американский рынок поступало 75-80% канадского экспорта, доходы от которого составляли около 20% ВВП Канады. Американские инвестиции в экономику Канады достигали 3/4 в общем объеме иностранных инвестиций Канады; канадские инвестиции в США - десятую часть. 70% мексиканского экспорта осуществлялось в США, откуда поступало 65% импорта в Мексику.

НАФТА характеризуется абсолютным доминированием американской экономики. В 1992 г. США превосходили Канаду по уровню развития производительных сил (ВВП/на душу населения) на 12,2%, Мексику - в 6,7 раза. Доля США в совокупном населении НАФТА (372 млн чел.) составила 68,5%, Канады - 24, Мексики - 7,5%; в совокупном ВВП "тройки" (6743 млрд долл.) - 87,8%, Канады - 7,3, Мексики - 4,9%; в совокупном экспорте (834 млрд долл.) 76,8, 18 и 5,2%, в совокупном импорте (876 млрд долл.) - 76,4, 17,5 и 6,1% соответственно.

Страны - участницы НАФТА имели собственные политические амбиции, интересы и экономически обоснованные причины для участия в зоне свободной торговли. США рассчитывали на повышение конкурентоспособности в результате использования региональных сравнительных преимуществ на основе объединения высоких технологий и инвестиций с дешевой рабочей силой и природными ресурсами, а также снижения издержек производства посредством переноса в Мексику трудоемких, материалоемких и других экологически дорогостоящих производств.

Зона свободной торговли обеспечивает расширение экспорта американских товаров и услуг в сопредельные государства и новые рабочие места, свободный доступ для инвестиций, защиту прав интеллектуальной собственности. Экономика Канады издавна тесно связана с США; она крайне заинтересована в притоке американских инвестиций и технологий, в расширении экспорта товаров на американский рынок, в получении надежного доступа на мексиканский рынок, а в будущем - и на весь быстрорастущий латиноамериканский рынок. Анализ ожидаемых последствий вступления в НАФТА для канадских обрабатывающих и добывающих отраслей подтвердил вероятность повышения нормы прибыли и приобщения к выпуску наукоемкой продукции.

Вступая в НАФТА, Мексика рассчитывала ускорить темпы роста, провести реформы и в обозримом будущем приблизиться к развитым странам. Ожидался рост заработной платы, занятости и расширение экспорта в результате свободного доступа на крупнейший в мире американский рынок, а также на канадский рынок. Мексике был обеспечен поток инвестиций из стран-партнеров и в связи с либерализацией и улучшением инвестиционного климата - ожидаемый приток капиталов из третьих стран.

Официальные цели НАФТА согласно договору (ст. 102) заключались в следующем:

  • устранение барьеров в торговле и содействие свободному движению товаров и услуг между странами-участницами;
  • установление условий для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
  • значительное расширение возможностей для привлечения инвестиций в страны-члены;
  • обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности в каждой из стран;
  • создание действенных механизмов внедрения и использования соглашения для урегулирования споров;
  • установление рамок для будущего регионального многостороннего сотрудничества с целью расширения и усиления преимуществ данного соглашения.

Соглашение НАФТА направлено главным образом на либерализацию торговли (сокращение и последующую отмену тарифных и нетарифных барьеров), но оно охватывает также широкий круг сопутствующих вопросов. В НАФТА, в частности, приняты соглашения по экологическому и трудовому сотрудничеству - Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды и Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству.

В рамках НАФТА созданы условия для свободного движения товаров, услуг, капитанов, профессионально подготовленной рабочей силы. Устранение таможенных барьеров предусматривалось за 12-15 лет в четыре этапа; происходит постепенная ликвидация и других ограничений на обмен товарами, кроме продукции сельскохозяйственной, текстильной и некоторых других отраслей. На первом этапе часть тарифных ограничений была немедленно устранена; другая их часть подлежала устранению на втором этапе - в течение первых пяти лет, на третьем - в течение 10 лет; на четвертом этапе - 15 лет. Тарифные ограничения на автомобили и текстильные товары подлежали устранению в течение 10-12 лет.

Каждая страна получала свое детальное расписание введения нулевого тарифа и отмены всех ограничений в торговле с партнерами с учетом национальных особенностей. На первом этапе США и Канада устранили тарифные ограничения на 80% мексиканского экспорта, исключая нефть и нефтепродукты. В свою очередь Мексика ликвидировала 43% импортных ограничений на американские товары и 41% - на канадские товары, из которых 4/5 составили машины, оборудование, электронные детали, транспортные средства и химические товары.

На втором этапе США и Канада ликвидировали тарифные ограничения на товары, которые составляли 80% мексиканского экспорта (без нефти). Мексика устранила тарифные ограничения на 2500 видов товаров, доля которых в экспорте США и Канада составляла 18-19%. С 1 января 1999 г. 60% внутренней торговли должно было осуществляться беспошлинно, но эго произошло только в 2003 г.

Существующие на сегодняшний момент экономические отношения в регионе, охватывающем территорию государств Северной Америки (Канады, США, Мексики), осуществляются в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) (NAFTA - NorthAmericanFreeTradeAssociation).

Каждая страна-участница Соглашения имеет свои экономически обоснованные причины участия в НАФТА. Так, по мнению американских экспертов, увеличение экспорта приведет к увеличению числа рабочих мест и, кстати, эти расчеты уже оправдались, несмотря на сравнительно короткий промежуток времени. Большие надежды связываются с процессом перенесения на мексиканскую территорию трудоемких, материалоемких и других дорогостоящих производств, что должно существенным образом повлиять на снижение издержек и тем самым повысить конкурентоспособность американских товаров. Американские политологи, экономисты считают НАФТА своеобразным трамплином для более глубокого проникновения в экономику латиноамериканских стран на качественно новых условиях, например, партнера, а не "эксплуататора". Экономика Канады тесно связана с американской. Достаточно сказать, что доля США во внешнеторговом обороте Канады составляет примерно 10% и, наоборот, доля Канады - 20%. Вместе с тем, лишь в конце 80-х годов канадцы пришли к выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для углубления интеграционных процессов с США, имея в виду тот факт, что эффективность канадских фирм стала приближаться к аналогичному показателю для американских.Предварительно было скрупулезно подсчитана возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных барьеров, в частности, для обрабатывающей и добывающей промышленности. Канада считает, что участие в НАФТА позволит более тесно приобщиться к выпуску наукоемкой продукции, повысить прибыль, т.к. оплата труда в Канаде выше, чем у партнеров по группировке. Следует отметить, что в Канаде насчитывается и много противников углубления интеграционных процессов с США, в НАФТА, т.к. слишком уж агрессивны американские фирмы в Канаде, существуют определенные опасения относительно потери национального контроля над некоторыми отраслями. Опасения канадцев понятны еще и потому, что пока не созданы сильные юридические институты, призванные сопровождать экономические процессы.



Соглашение вступило в силу 1 января 1994 г., обозначив создание, по словам премьер-министра Каналы Б. Малруни, «одного из крупнейших в мире либерализованных рынков».

Мексика связывает с НАФТА большие надежды, рассчитывает резко ускорить темпы своего развития, внедрения реформ и уже через 10-15 лет приблизиться по уровню своего развития к промышленно развитым странам. Были предприняты решительные меры по либерализации движения капитала, начался его приток, вырос объем иностранных инвестиций. В то же самое время существуют опасения, что мексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор северных соседей, особенно в сельском хозяйстве, где возникнут сложные проблемы.

В соответствии с принципами, ставящими степень интеграции государств в зависимость от способности каждого элемента, каждой составной части к данным отношениям, закономерными становятся и характерные специфические особенности, которые в рамках организационных аспектов управления интеграционной деятельностью обозначили собственный международный режим, т. е. «четко выраженные, достигнутые в ходе переговоров многосторонние договоренности по какой-либо проблеме или в какой-либо сфере международных экономических отношений, основанные на взаимоприемлемых нормах для разработки правил и процедур».

В качестве стратегических были выбраны две цели, отражающие, с одной стороны, традиционный вектор развития страны, а с другой - жесткую необходимость на тот момент осуществления этих целей. Такими целями являются обеспечение экономического роста, макроэкономических показателей и выравнивание пропорций секторов экономики.

Стратегия для осуществления первой цели такова; чтобы ликвидировать отставание в экономическом развитии от передовых стран, выровнять производственный потенциал, необходимо устранить высокие пошлины, в торговле с ведущим партнером, при этом по возможности создав условия для заимствования экономической модели США путем унификации норм, правил, мобилизуя все свои ресурсы. Быстрее всего привести в исполнение данный план можно в сфере торговли и обращения. (Для этой цели движение к политической интеграции не Исключается.)

Стратегия для осуществления второй цели такова: сохранить свою политическую независимость, придерживаться прежнего курса, при этом пытаясь уменьшить влияние как внутренних сторонников интеграции, так и США. Обязательным условием также должно стать укрепление экономики. (Политическая интеграция исключается, но сохраняется возможность экономической интеграции.)

Результат пересечения этих двух стратегий - экономическая интеграция с США при изменении в благоприятную сторону экономической и в большей степени политической конъюнктуры в обеих странах. Разработанная модель трехсторонних экономических взаимоотношений между США, Канадой и Мексикой целиком отражена в Договоре НАФТА.

НАФТА - это комплексный договор, ставящий целью плавное сокращение торговых барьеров практически во всех отраслях экономики трех стран, обеспечение и облегчение доступа товаров и услуг одной страны на рынки остальных двух, приближение к созданию, таким образом, общего рынка.

НАФТА полностью вступает в действие в течение 15-летнего срока с момента подписания договора. Такая отсрочка предусмотрена с целью ослабления эффекта моментального возрастания конкуренции между так называемыми «чувствительными» (наименее конкурентоспособными) отраслями промышленности или сельского хозяйства трех стран. Указанным отраслям предоставляется отсрочка для оптимизации или смещения (ухода) в другие сектора экономики. В течение 15 лет должна произойти отмена торговых барьеров между тремя участниками. В канадско-американской торговле они устранены, поэтому необходима либерализация торговли этих стран с Мексикой.

Основной целью НАФТА является устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой. В то время как Европейский союз базируется на концепции федеральной политики с распределением власти между его органами - Советом, Комиссией, Парламентом и Судом Правосудия, с одной стороны и членами-государствами с другой, НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами. Взаимодействие в сфере торгового оборота в каждом из этих государств поддерживается автономными директивными органами в рамках, установленных НАФТА.

Цели НАФТА:

Устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;

Создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

Привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

Обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;

Создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

Создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;

Создание единого континентального рынка.

НАФТА обладает четкой организационной структурой. Комиссия по свободной торговле является центральным институтом НАФТА. Данный орган наблюдает за осуществлением и дальнейшей разработкой Соглашения и помогает разрешать споры, возникающие между странами. Она также следит за работой более чем 30 комитетов и рабочих групп НАФТА.

Министры торговли стран-участниц согласились, что Комиссии будет оказывать содействие Координирующий секретариат НАФТА (NCS), создание которого планировалось на конец 1997 года. Секретариат призван служить официальным архивом работы НАФТА и исполнять роль рабочего секретариата при Комиссии.

НАФТА предусматривает дальнейшую работу по оказанию помощи в достижении создания зоны свободной торговли. В соответствии с Соглашением, с целью способствования торговле и инвестициям, обеспечения эффективного выполнения норм НАФТА и их администрирования, было создано более 30 рабочих групп и комитетов. Основные области, в которых ведется работа по созданию норм, включают в себя происхождение товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными товарами и субсидии в эту область экономики, стандартизацию товаров, государственные поставки и передвижение деловых людей через границы. Эти рабочие группы и комитеты ежегодно представляют отчет Комиссии НАФТА.

Рабочие группы и комитеты НАФТА также помогают сделать процесс претворения соглашения в жизнь более гладким, обеспечить создание форума для изучения способов дальнейшего реформирования торговли между странами-участницами. Кроме этого, рабочие группы и комитеты НАФТА обсуждают спорные вопросы, возникшие между странами, на ранней стадии их развития, дабы избежать длительных процедур разрешения споров.

В настоящее время большая часть торговли, осуществляемой в Северной Америке, происходит в соответствии установленными нормами НАФТА и Всемирной организации торговли (ВТО). Но всё же в сфере торговли возникают спорные вопросы, при этом НАФТА выступает за дружеское разрешение споров государств, чьи интересы затронуты, с помощью комитетов и рабочих групп НАФТА или других органов. НАФТА предусматривает скорое и эффективное рассмотрение проблемы группой экспертов, если стороны не находят взаимовыгодного решения данной проблемы.

Разрешением споров, возложено на канадскую, американскую и мексиканскую национальные секции Секретариата НАФТА.

Для разрешения вопросов, связанных с инвестициями, НАФТА использует процедуры "смешанного" арбитража между инвестором, чьим интересам наносится ущерб, и заинтересованным правительством, основываясь на общих процедурах установленных канадскими соглашениями о защите иностранных инвестиций и Мировым банковским центром урегулирования споров, связанных с инвестициями.

Случайные статьи

Вверх