Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Одним из самых популярных, среди предприятий малого бизнеса, льготных режимов налогообложения является УСН. Он позволяет вести бухгалтерский учет в упрощенном виде и отчитываться по незначительному количеству налогов, размер которых ниже чем на . Как перейти на УСН строго определено в законе – для этого в установленном порядке подается заявление на УСН по форме 26.2-1
Законодательство устанавливает определенные сроки, в которые может осуществиться переход на УСН, как при организации нового хозяйствующего субъекта, так и при переходе с одного режима налогообложения на другой.
Переход может быть осуществлен следующим образом:
Добровольно изменить упрощенный режим на иной можно только по окончании года. Если в ходе работы будут превышены установленные показатели, то с месяца их превышения необходимо выполнить переход с УСН на ОСНО.
Заявление о переходе на УСН подается в электронном виде или лично представителем фирмы. Для его оформления используется утвержденная приказом ФНС форма 26.2-1.
Ее можно заполнить в специализированных программах, интернет-сервисах, или вручную, используя чернила черного цвета, прописные заглавные буквы. Сам бланк при этом можно приобрести в типографии, получить в налоговой инспекции или распечатать с интернета.
В верхней части заявления прописывается ИНН фирмы или индивидуального предпринимателя. Место для него содержит 12 клеток. Если документ подается от фирмы, номер которой состоит из 10 знаков, то лишние две клеточки подчеркиваются знаком «-». Поле КПП указывают только организации, а физические лица должны в каждой клеточке поставить знак прочерка.
Затем записывается код налоговой инспекции из 4 цифр, в которую отправляется заявление.
В поле «Признак налогоплательщика» указывается, в какой момент заполняется документ:
После этого в заявление вписывается полное название юридического лица, согласно официальным документам, или же полные Ф.И.О. предпринимателя в соответствии с паспортом или заменяющим его удостоверением личности. Наименование фирмы заполняется в одну строчку, личные данные - каждое слово с новой строчки. Все пустые клетки нужно прочеркнуть знаком «-».
Затем указывается с какого момента осуществляется переход на упрощенную систему:
В следующей строке выбирается объект налогообложения:
Следующие два поля заполняются только в том случае, если налогоплательщик производит переход на УСН с другого режима, т. е., если ранее в поле «Признак налогоплательщика» был указан код «3». Здесь необходимо вписать какой доход получен за 9 месяцев того года, в котором оформляется заявление, а также остаточную стоимость ОС.
Если документ подается представителем фирмы или предпринимателя через доверенное лицо, то ниже нужно указать количество прикладываемых бумаг, подтверждающих эти полномочия.
В самом низу заявление разделено на 2 части - заполнять нужно только левую. Здесь указывается кто подает документ в налоговую инспекцию:
Уведомление о переходе на УСН можно подать как при регистрации ООО, так и после. Бланк и образец заполнения заявления, срок подачи в ФНС.
В первые же дни после регистрации ООО надо определиться, на каком налоговом режиме будет работать организация. Ответственность за бухучет несет руководитель общества, поэтому этот выбор надо сделать своевременно, даже если бухгалтера еще нет. В большинстве случаев самым выгодным режимом для малого бизнеса оказывается упрощенная система налогообложения (УСН).
Упрощенная система – это льготный режим, налоговая ставка на котором ниже, чем на общей системе налогообложения (ОСНО). Если не подать уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения в течение 30 дней после регистрации ООО, то до конца года придется работать на ОСНО.
Общая система известна высокой ставкой налога на прибыль (в общем случае 20%) и необходимостью уплачивать самый сложный для расчета налог НДС (обычная ставка – 18% от выручки с возможностью зачесть входящий НДС).
Если предполагаемые доходы не превысят 150 миллионов рублей в год, то рекомендуем подать заявление о переходе на УСН для ООО. Кроме лимита доходов для применения упрощенной системы действуют и другие ограничения:
Полный список ограничений приведен в статье 346.12 НК РФ, но большинство только что созданных компаний вписываются под эти требования и могут применять УСН.
Если выгода упрощенной системы вам уже известна, то можно сразу подавать уведомление о применении УСН при регистрации ООО вместе с другими документами (Р11001, устав, решение и др.). В этом случае налоговый инспектор вернет вам второй экземпляр уведомления о переходе на УСН с 2018 года вместе с листом записи ЕГРЮЛ и свидетельством о постановке ООО на учет.
Правда, примут заявление на УСН при регистрации юридического лица не в каждой налоговой инспекции. Если ИФНС (регистрирующая и та, где организация будет стоять на учете) разные, то в приемке уведомления могут отказать. Формально налоговики правы, так как статья 346.13 HК РФ указывает, что вновь созданная организация должна уведомить о переходе на упрощенную систему именно ту инспекцию, где ООО поставлено на учет.
Например, в Москве все регистрационные действия осуществляет 46-ая инспекция, а в Питере – ИФНС № 15. А на учете организация будет стоять в инспекции по своему юридическому адресу, т.е. не там, где проходила регистрация. Тем не менее, на практике та же самая 46-ая ИФНС в Москве принимает заявление о переходе на УСН.
В любом случае, если заявитель уложится в 30-дневный срок, то будет считаться, что он применяет УСН с даты постановки на налоговый учет, а не с даты реальной подачи заявления. Например, вы зарегистрировали ООО 23-го мая, а сообщили о переходе на упрощенку только 5-го июня. Опоздания со сроками не было, поэтому ООО признается плательщиком УСН с 23.05.2017.
Итого, подать заявление о переходе на упрощенную систему можно (по выбору):
Последний вариант – для тех организаций, которые по незнанию или по другим причинам оказались на общей системе и хотят с нее перейти на УСН. Кроме того, подать заявление до 31 декабря должны и те компании, которые меняют объект налогообложения на УСН с Доходы на Доходы минус расходы и наоборот.
В остальном – если вы один раз сообщили о применении УСН в том году, когда ООО было зарегистрировано, то на следующий год повторно подтверждать переход не требуется. Вы будете числиться плательщиком упрощенной системы до тех пор, пока не заявите о прекращении применения этого режима или пока не нарушите его требования.
Бланк уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения с 2018 года утвержден Приказом ФНС России от 02.11.2012 N ММВ-7-3/829@ и называется формой 26.2-1. Образец заполнения формы вы найдете ниже.
Бланк единый для всех категорий налогоплательщиков (ИП и ООО, уже работающих или только созданных), поэтому наш пример заполнения уведомления о переходе на УСН можно брать за основу для любых ситуаций. Главное – правильно заполнять поля в соответствии с указаниями на самом бланке.
Это простой документ на одном листе, похожий на титульный лист налоговой декларации. Отдельной инструкции по заполнению уведомления нет, но внизу листа есть сноски, на которые надо обратить внимание.
Обычно специального подтверждения о том, что вы применяете УСН в 2018 году не требуется, достаточно второго экземпляра заявления с отметкой ИФНС. Однако в некоторых случаях об этом просят контрагенты или банки, тогда для них можно запросить специальное информационное письмо.
Для этого надо написать в свою инспекцию запрос с просьбой подтвердить, что вы применяете УСН с определенной даты. В течение 30 дней вам должны прислать ответ по форме № 26.2-7 (приложение № 7 к приказу ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@). Копия этого документа и будет являться подтверждением для заинтересованных лиц.
Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:
Исходя из предоставленной информации, считаем необходимым сообщить следующее.
Действующее налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает несколько налоговых режимов. Наряду с общим налоговым режимом, в рамках которого подлежат уплате налог на добавленную стоимость (НДС) и налог на прибыль, существуют и другие режимы. К специальным налоговым режимам относятся система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, патентная система налогообложения.
В соответствии со ст. 346.11. НК РФ организации и индивидуальные предприниматели , применяющие упрощенную систему налогообложения, НДС не уплачивают за исключением случаев, указанных в законе. Требования к налогоплательщикам и ограничения для налогоплательщиков установлены в статьях 346.12. и 346.13. НК РФ.
В соответствии со ст. 346.13. НК РФ переход на упрощенную систему налогообложения носит уведомительный характер, что означает, что для перехода на упрощенную систему налогообложения организация или индивидуальный предприниматель, изъявившие такое желание и удовлетворяющие требованиям для перехода на упрощенную систему налогообложения, должны в определенный срок уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя. Никакого разрешения на применение упрощенной системы налогообложения не требуется. Налоговая инспекция не может отказать налогоплательщику в переходе на упрощенную систему налогообложения, на что указал Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 09.08.2011 г. по делу № А12-23585/2010.
Рекомендуемая форма уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения утверждена приказом Федеральной налоговой службы России от 02.11.2012 г. № ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения». Указанным приказом также утверждена форма № 26.2-7 Информационное письмо, в котором налоговый орган в ответ на запрос налогоплательщика сообщает, подавал или нет налогоплательщик заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения или нет, предоставлял налогоплательщик декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, или нет. Налогоплательщик не обязан запрашивать, получать или иметь указанное письмо. Достаточным подтверждением того, что налогоплательщик находится на упрощенной системе налогообложения, является заявление налогоплательщика о переходе на упрощенную систему налогообложения с отметкой налогового органа в принятии или с приложением почтового документа об отправке уведомления в налоговую инспекцию. Информационное письмо – лишь дополнительное подтверждение факта направления налогоплательщиком уведомления в инспекцию. Возможно, Ваш контрагент имеет в виду эту «справку».
Налоговый орган также не прав, отказывая в даче разъяснений. Согласно ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение от налоговых органов бесплатной информации о действующем законодательстве о налогах и сборах, действующих подзаконных актах в указанной сфере, право на разъяснения в области своих прав и обязанностей и в области полномочий налоговых органов и должностных лиц. В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в т.ч. письменно) налогоплательщика о различных вопросах, относящихся к действующему законодательству о налогах и сборах, правах и обязанностях налогоплательщика, полномочиях налоговых органов. Согласно ст. 111 НК РФ выполнение организацией или индивидуальным предпринимателем письменных разъяснений налогового органа исключает ответственность налогоплательщика за налоговые правонарушения, явившиеся следствием исполнения разъяснений налогового органа. Право разъяснять налоговое законодательство предоставлено также Министерству финансов РФ.
Налоговый орган, безусловно, не прав, отказывая в консультации. Налоговый кодекс предоставляет налогоплательщикам право на получение бесплатных разъяснений налогового законодательства. Указанному праву коррелирует обязанность налоговых органов разъяснять налогоплательщикам (гражданам и организациям) положения законодательства о налогах и сборах, предоставлять формы деклараций и разъяснять порядок их заполнения.
В отношении документов, которые один контрагент должен предоставить другому, требования у разных участников хозяйственного оборота совершенно разные. Некоторые требуют предоставить минимум документов, другие составляют длинные перечни, в которые включают, в том числе, несуществующие документы. Побудить контрагента не требовать какой-либо документ и заключить договор и работать без указанного документа в подавляющем большинстве случаев невозможно. Таким образом, в отношениях с контрагентами возможны три пути. Первый – это предоставить все документы, которые затребовал контрагент, второй – это убедить контрагента сократить список требуемых документов, найдя консенсус, третий путь – отказаться от сотрудничества с таким контрагентом.
В рассматриваемом случае необходимо уточнить, что именно контрагент имеет в виду под «справкой». Если речь идет об информационном письме налогового органа, ссылка на форму которого дана выше, т.е. о таком письме, в котором налоговый орган подтверждает, что налогоплательщик предоставил в налоговый орган уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, то, возможно, имеет смысл подать в налоговую инспекцию запрос в свободной форме о выдаче такого информационного письма. Если же контрагент твердо настаивает на предъявлении уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения, то стоит учитывать, что налоговые инспекции ранее выдавали уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения № 26.2.- 2 на основании приказа Министерства РФ по налогам и сборам от 19.09.2002 г. № ВГ-3-22/495 «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения», который был отменен приказом Федеральной налоговой службы от 13.04.2010 г. № ММВ-7-3/182@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения» (в настоящее время не действует) и с момента принятия указанного последним приказа уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения налоговыми органами не выдаются, т.к. не предусмотрены действующими приказами.
Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Позвоните мне сейчас!
Итак. Раз вы попали на эту страницу, можно предположить, что выбор налогового режима сделан и это — Упрощённая система налогообложения.
Заявление о переходе на УСН по форме № 26.2-1 нужно подавать в налоговую инспекцию вместе с другими документами для открытия ИП или ООО. Если же вы этого не сделали — ничего страшного.
Закон позволяет донести это заявление в течение 30 дней после подачи основного пакета документов.
Пример на пальцах
:
15 октября 2016 года Валерий зарегистрировал ИП, но не знал про сайт Ассистентус.ру и поэтому выбрал неверный налоговый режим. 30 ноября 2016 друзья уговорили Валерия подать заявление о переходе на УСН в налоговую, что он и сделал. 1 января 2017 года Валерий становится полноправным ИП, применяющим упрощёнку.
Если вы переходите на УСН с другого налогового режима, то “включится” упрощёнка только с первого января того года, который идёт следующим за годом подачи заявления. Главное — это успеть подать документ с октября по декабрь текущего года.
Перво-наперво скачиваем пустой бланк.
Ниже будет представлен полный мануал по заполнению этого заявления.
ФАЙЛЫ
Кстати говоря! Когда говорят, что УСН заменяет всё налоговое бремя, возлагаемое на предпринимателя — врут. НДФЛ с зарплаты сотрудников, будьте добры оплачивать в срок согласно закону.
При переходе на упрощёнку, помните условия, при которых вам этого сделать не дадут!
Внимание: в последних двух пунктах суммы 45 и 60 нужно ещё дополнительно умножать на коэффициент-дефлятор, который меняется ежегодно.
Приступим к заполнению заявления по форме № 26.2-1. Кстати, она же по КНД 1150001.
Заявление у нас будет подавать новоиспечённый предприниматель Охтыво Константин Юсупович. Он решил перейти на упрощённый режим налогообложения сразу с момента регистарции ИП.
Поле ИНН
— тут всё понятно без лишних слов.
(код причины постановки на учёт) — его у ИП нет. Не стоит искать, всё равно не найдёте. Поле оставляем пустым.
Ниже видим код налогового органа. Откуда его взять? Всё просто: переходим на сервис налоговой службы (https://service.nalog.ru/addrno.do), вводим в поле свой адрес, и вам выдадут код налоговой, которая привязана к вашему месту регистрации. Вот его и нужно вписать в соответствующее поле формы.
С кодом разобрались.
Здесь нужно написать одну цифру — код признака налогоплательщика.
В следующий квадрат ставим 1, если выбираем платить 6% только с доходов, и ставим 2 в ситуации, когда выбор пал на “доходы за вычетом расходов”, где мы платим уже 15%.
Небольшой лёгкий пример:
Вы изготовили табурет, затратив на это 300 рублей. Затем его продали за 1500 рублей. Если выбрали платить с “дохода”, то оплатите 6% с 1500 рублей — 90 рублей. Если выбрали “с дохода за вычетом расходов”, то 15% с суммы (1500р. — 300р.) — 180 р.
В данном примере, выгодней выбирать “доходы”. А теперь представьте, что сумма расходов была бы не 300, а 1000, тогда бы 15% платили уже с 1200 руб., а с 500, а это уже 75 рублей. Против 90 на “доходах” смотрится привлекательнее.
Именно поэтому важно подходить расчётливо к выборе способа налоговых выплат по УСН.
Остался самый простой последний этап.
Год подачи уведомления
— вписываем текущий.
Получено доходов за девять месяцев
— ноль, поскольку мы только что регистрируемся. Почему введено это поле — написано выше — доходы тех, кто переходит на УСН за первые 3 квартала текущего года не должны превышать 45 млн.
С тем же посылом идёт и следующая строчка, которая называется “остаточная стоимость основных средств”. У нас их нет, ставим везде прочерки, у кого есть — ставят цифры.
Приложений к заявлению у нас не будет, поэтому три прочерка в каждой клетке.
Далее по образцу. Снова ФИО, как показано на изображении:
1
— если мы сдаём заявление самостоятельно и
2
— если за нас это делает третье лицо. Подпись, дата и печать, если вы работаете с печатью. Если нет — необходимость отпадает.
Поля ниже предназначены для документа лица — вашего представителя. Соответственно, если вы не прибегаете к услугам третьих лиц, поля эти заполнять не нужно.
Правая колонка заполняется сотрудником налогового органа.
Данную форму заявления обязательно печатаем в двух экземплярах! Один уходит в налоговую инспекцию, другой обязательно с их штампом — забираем себе! Помните: документ, подтверждающий, что вы находитесь на УСН, может понадобиться в дальнейшем.
Справка об общей системе налогообложения - образец ее, а также письма о применяемом режиме для представления контрагенту прикреплены к настоящей статье в виде файлов для скачивания. Рассмотрим ситуации, когда требуются подобные документы, и реквизиты, которые нужно в них отразить, а также другие возможности, риски и спорные моменты, связанные с этим.
Представленное контрагентом оформленное по предложенному ниже образцу письмо об общей системе налогообложения— простой способ удостовериться в том, что он уплачивает налог на добавленную стоимость (НДС).
Налогоплательщику на ОСНО (некоторые подробности об этом режиме можно узнать из статьи по ссылке: Налогообложение при ОСНО - виды налогов) для получения вычета по НДС необходим счет-фактура (ст. 169 Налогового кодекса РФ). Этот документ может быть выставлен:
Итак, при получении запроса контрагент может представить от собственного имени справку-письмо о системе налогообложения ОСНО по образцу, который в заполненном виде можно скачать по ссылке: Образец заполнения информационного письма-уведомления о применении ОСНО .
Для того чтобы письмо или справка действительно выполняли функцию подтверждения применения ОСНО и (или) других систем налогообложения, как показывает практика, необходимо выполнение ряда требований:
Справка — более формализованный документ по сравнению с письмом. Нередко справка составляется на бланке путем рукописного или печатного заполнения реквизитов. Целесообразно изготовление типового бланка такого рода при наличии большого числа контрагентов.
Примерный бланк подобной справки можно скачать по ссылке: Образец справки о применяемой системе налогообложения ОСНО .
На практике встречаются ситуации, когда при совершении операции на крупную сумму или вступлении в длительные отношения покупатель просит поставщика предъявить справку о применении ОСНО из налогового органа.
Запросы налогоплательщиков о предоставлении информации подпадают под несколько видов норм:
В общем плане рассмотрение обращений урегулировано законом № 59-ФЗ. В соответствии со ст. 7 закона № 59-ФЗ в подобном документе должны в обязательном порядке содержаться:
Обращение, содержащее просьбу о предоставлении сведений о том, что организация, от которой исходит запрос, применяет ОСНО, должно быть подписано. В противном случае невозможно установить, от кого оно исходит. Скреплять подпись должностного лица печатью, в том числе при ее наличии, необязательно, т. к. это не влияет на возможность установления заявителя.
Ответ на обращение должен быть дан в течение 30 дней (ст. 12 закона № 59-ФЗ).
Может ли такое письмо быть заменено копией уведомления налогового органа о том, что налогоплательщик прекратил применять спецрежим? Рассмотрим этот вариант подробнее.
Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, не исчисляют и не уплачивают НДС, за исключением некоторых специально оговоренных в НК РФ случаев (ввоз товаров в РФ и др.). При этом нужно принимать во внимание, что по всем направлениям работы не применяют ОСНО только организации на УСН, а пользователи ЕНВД, ЕСХН (единого сельскохозяйственного налога), ПСН (патентной системы налогообложения) вправе совмещать свою деятельность с ОСНО.
Если контрагент, применявший спецрежим, перешел на ОСНО, то оформление отказа от спецрежима производится следующим образом:
Отметим, что при представлении копии уведомления о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД невозможно сделать вывод о переходе на ОСНО. В случае если режим ЕНВД применялся наряду с УСН, при отказе от ЕНВД происходит возврат на УСН.
ВАЖНО! Бланк уведомления по форме 1-5-Учет не содержит указания, на какой режим налогообложения переходит лицо, заявившее о снятии с учета по ЕНВД.
Случается, что справка о применении ОСНО контрагентом необходима, а ответ на соответствующий запрос от него не поступает. Вместе с тем потребность в таком документе может быть острой, например, у бюджетных организаций, которые подконтрольны вышестоящим и контролирующим органам. Как поступить в таком случае? Можно ли получить информацию из налогового органа? Такими вопросами задаются налогоплательщики.
Существует вариант обращения в налоговый орган с целью выяснить, исполняет ли третье лицо обязанности налогоплательщика на ОСНО. ФНС РФ его не поддерживает, опасаясь массовой практики обращений.
При этом главный фискальный орган страны аргументирует свою позицию ссылкой на подп. 3 п. 17 административного регламента ФНС РФ, утв. приказом Минфина РФ от 02.07.2012 № 99н: сотрудники налоговых органов не вправе давать правовую оценку каких-либо обстоятельств и событий. Таким образом, возможность прямой формулировки вопроса о том, надлежащим ли образом выполняются обязанности по уплате налогов, исключается. Тем не менее существуют варианты запросов, на которые налоговые органы обязаны дать ответ.
Вероятность получения ответа по существу поставленных вопросов зависит от того, является ли соответствующая информация налоговой тайной. К этой категории относятся любые сведения, за некоторым исключением. В ст. 102 НК РФ в перечень изъятий включаются данные:
Таким образом, об этих 2 параметрах деятельности контрагента налоговый орган обязан сообщить в силу закона. По ответу на вопрос о спецрежимах можно будет сделать вывод о том, применяет ли контрагент ОСНО. При этом нужно учитывать, что только применение УСН полностью исключает возможность применения ОСНО.
Запрос необходимо оформить по тем же правилам, что указаны выше, четко изложив в нем вопросы. Кроме того, при его составлении следует учесть позицию Минфина РФ, который является вышестоящим органом по отношению к ФНС РФ.
Минфин РФ в своем письме от 20.08.2013 № 03-02-08/33970 со ссылкой на определение ВАС РФ от 01.12.2010 № ВАС-16124/10 указал, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной, поэтому запрос о применении ОСНО также не должен быть оставлен налоговым органом без ответа. При этом особо было отмечено, что подобного рода обращения заслуживают внимания, если они продиктованы осмотрительностью при определении контрагента.
Таким образом, по мнению ВАС РФ и Минфина РФ, запрос в налоговый орган можно направить по всем 3 параметрам:
Существует судебная практика и позиция Минфина РФ, подтверждающие правомерность подобного запроса и обязанность налоговых органов отвечать по существу поставленных запросов.
Итак, письмо или справка получены. Независимо от того, кем представлена справка — контрагентом или налоговым органом, неизбежно возникает вопрос: достаточно ли такого документа для того, чтобы полностью обезопасить себя от претензий со стороны проверяющих?
Формально для предоставления вычета по НДС достаточно документов, подтверждающих проведение хозяйственной операции, и счета-фактуры. На практике при налоговой проверке этих документов, а также справки о применении ОСНО может быть недостаточно. Если налогоплательщик предъявляет к вычету НДС, который не уплачен его контрагентом в бюджет, могут возникнуть серьезные проблемы, связанные с необходимостью подтверждения правомерности вычета, для чего потребуется доказывание 2 аспектов:
Получение справки о применении ОСНО является только одним из элементов первой группы действий. При этом в письмах ФНС РФ, посвященных данной проблематике, например от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@, от 24.06.2016 № ЕД-19-15/104, такой документ не упоминается. Главный фискальный орган страны предписывает налогоплательщикам в первую очередь проведение проверки реальности существования контрагента.
ВАЖНО! Непроведение проверки контрагента само по себе не повлечет доначисление налогов. Как отмечается в письме ФНС РФ от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@, налоговые органы должны отходить от формального подхода и обращать внимание на порядок выбора контрагента, признаки согласованности действий и т. п. Неуплата поставщиком налогов в бюджет сама по себе не влечет налоговой ответственности для покупателя, предъявившего НДС к вычету.
Итак, справка о применении ОСНО — документ, форма и обязанность представления которого не регламентированы законодательством. Такого рода письмо может быть представлено как налогоплательщиком, так и налоговым органом по запросу. Кроме такого письма, осмотрительному налогоплательщику может понадобиться большое количество других документов для проверки благонадежности контрагента и подтверждения собственной добросовестности.