О тематической проверке в доу. «Дошкольный возраст, Дошкольное воспитание

Принято Утверждаю

на педагогическом совете Заведующая МБДОУ-д/с № 9

"_17_"_09__2015г. ______________Н.В. Мазина

Протокол № 2 от 17.09.2015г «__18_»___09__2015 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕМАТИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ

В МБ ДОУ- детский сад №9» г. Орла

1. Общие положения

1.1.Настоящее положение разработано в МБ ДОУ-детский сад № 9 г Орла и регламентирует содержание и порядок проведения тематического контроля администрацией Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения- детского сада №9 комбинированного вида г. Орла (далее ДОУ).

1.2. Под тематическим контролем понимается проведение руководителем ДОУ и его заместителями проверок, наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции по отдельным проблемам деятельности ДОУ (одному направлению работы).

1.3. Тематический контроль в ДОУ проводится в целях:

Реализации принципов государственной политики и соблюдения законодательства РФ в области образования;

Определение деятельности ДОУ в отношении соответствия Федеральным государственным образовательным стандартам;

Изучения фактического состояния дел по конкретному вопросу;

Совершенствования уровня деятельности ДОУ,

Повышения педагогического мастерства воспитателей и специалистов, работающих в ДОУ;

Улучшения качества учебно-воспитательной работы как всего педагогического коллектива, так и каждого педагога в отдельности по одному конкретному вопросу;

Анализа и прогнозирования тенденций развития образовательного процесса в ДОУ.

1.4. Должностные лица ДОУ, осуществляющие тематический контроль, руководствуются Конституцией РФ, законодательством в области образования, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. нормативно-правовыми актами, изданными Министерством образования и науки РФ. органами местного самоуправления, отделом образования Администрации г.Орла, Уставом ДОУ, настоящим Положением, приказами о проведении проверок, квалификационными характеристиками.

2. ЗАДАЧИ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

2.1. Основными задачами тематического контроля являются:

Осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования по отдельным проблемам деятельности ДОУ;

Выявление положительных и отрицательных тенденций в организации оздоровительного и воспитательно-образовательного процесса, взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта или по устранению негативных моментов по отдельным проблемам;

Определение деятельности ДОУ на соответствие заявленным образовательным и оздоровительным программам по отдельным вопросам;

соответствие условий, обеспечивающих образовательный процесс и атмосферу положительного эмоционального микроклимата;

Исследование уровня развития детей по одному из разделов, заявленных образовательных программ;

Индивидуализация, дифференциация и коррекция оздоровительного и воспитательно­образовательного процесса в ДОУ по отдельной проблеме;

Устранение умственных и физических перегрузок воспитанников в соответствии с возрастными возможностями детей;

Внедрение в существующую практику здоровьесберегающих технологий, развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда, конкретных и альтернативных программ по физическому воспитанию;

Определение профессионального уровня педагогов.

3.1. Основной формой тематического контроля является контрольно-аналитическая деятельность по отдельным проблемам деятельности ДОУ (одному направлению деятельности).

Тематический контроль осуществляется руководителем ДОУ или по поручению заведующей заместителем заведующей, или создается группа из специалистов детского сада, творчески работающих педагогов под руководством одного из членов администрации, и согласно утверждённого плана контроля, с использованием методов документального контроля, обследования, наблюдения за организацией воспитательно­образовательного процесса, анкетирования, опроса участников воспитательно­образовательного процесса, данных освоения образовательных программ и иных правомерных методов, способствующих достижению цели контроля.

Направления работы ДОУ, которые могут являться предметом контроля:

Обследование уровня развития детей;

оценка профессиональных умений педагогов;

оценка создания условий для охраны жизни и здоровья детей, организации педагогического процесса;

Оценка планирования воспитательно-образовательного процесса;

Оценка взаимодействия и сотрудничества с родителями.

3.2. Тематический контроль может осуществляться в виде плановых проверок и мониторинговых исследований по конкретному вопросу на основании плана-задания.

Контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утверждённым планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок, доводится до членов педагогического коллектива перед началом учебного года.

Контроль в виде мониторинговых исследований предусматривает сбор, системный учёт, обработку и анализ информации по организации, результатам воспитательно­образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования по отдельно взятой проблеме (результаты обследования уровня развития детей по одному из разделов заявленной образовательной программы, оценки профессиональных умений педагогов, опросов или анкетирования родителей и т.д.).

3.3. При проведении тематического контроля могут использоваться методы:

Анкетирования;

Социального опроса;

Тестирования;

Анализа практической деятельности воспитателя;

посещения занятий, свободной игровой деятельности, режимных моментов, оздоровительных мероприятий, дополнительных образовательных услуг (в т.ч. платных);

Наблюдения;

Изучения документации;

Отслеживания результатов продуктивной деятельности детей;

Беседы с детьми;

Собеседования с педагогами;

Анализа наглядной информации для родителей.

4. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА КОНТРОЛЯ

4.1.Контроль осуществляет руководитель ДОУ или по его поручению заместитель руководителя, другие специалисты при получении полномочий от руководителя ДОУ.

Нормирование и тематика проверок (тематических) находится в исключительной компетенции заведующей Учреждения.

Основанием для проведения тематических проверок являются:

Заявление педагогического работника на аттестацию,

План работы детского сада на целый год,

Обращения физических и юридических лиц (педагогов, родителей и других участников образовательного процесса) по поводу нарушения в области образования (оперативная проверка).

4.2.В качестве экспертов к участию в контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты.

Руководитель ДОУ вправе обратиться в органы управления, научные и методические учреждения за помощью в организации и проведении контроля. Помощь может быть представлена в том числе в виде проведения проверок по отдельным направлениям деятельности, участия компетентных специалистов в проведении конкретных мероприятий по контролю, консультирования.

4.3. Руководитель ДОУ издает приказ о сроках проверки, назначении членов комиссии, определении темы проверки, разработке плана-задания контроля и установлении сроков представления итоговых материалов.

Привлеченные специалисты, осуществляющие контроль, должны обладать необходимой квалификацией.

4.4. Руководитель или заместитель руководителя разрабатывает план контроля и утверждает его у руководителя ДОУ не позднее, чем за пять дней до начала проверки.

План-задание устанавливает особенности конкретной проверки:

Цели и сроки контроля;

Объекты, подлежащие контролю;

Нормативно-правовые акты, которыми будут руководствоваться эксперты;

Вопросы, задания, материалы, требуемые для обеспечения достаточной информированности и сравнимости результатов контроля для подготовки итогового документа (справки) по отдельньм разделам деятельности ДОУ или должностного лица;

Список итоговых документов контроля.

Должностные лица после ознакомления с планом-заданием контроля должны поставить под ним подписи, удостоверяющие, что они ознакомлены с планом-заданием контроля.

4.5. Периодичность, виды и темы контроля определяются на основе проблемно­ориентированного анализа работы ДОУ по итогам учебного года, основных тенденций развития образования в ДОУ, регионе, стране.

4.6. Основаниями для проведения тематического контроля являются:

Годовой план работы ДОУ (раздел «Контроль»);

4.7. Продолжительность тематической проверки не должна превышать 5-10 дней с посещением проверяющим не более шести занятий и других мероприятий.

4.8. Педагоги должны быть ознакомлены с планом-заданием проверки заранее, согласно сроков, установленных приказом руководителя ДОУ.

4.9. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к вопросу проверки.

4.10. При обнаружении в ходе проверки нарушений законодательства РФ в области образования о них сообщается руководителю ДОУ.

5.1.Результаты тематического контроля оформляются в форме справки. Справка должна содержать: тему, цель, задачи, основание для проведения проверки (заявления педработника на аттестацию, годовой план работы, обращение физических и юридических лиц по поводу нарушения в области образования (№ приказа, методы контроля (наблюдение, тестирование, изучение диаграмм, диагностика, изучение документов), констатацию фактов и их анализ, выводы и, при необходимости, предложения.

5.2.Информация о результатах проведенного контроля доводится до работников ДОУ в течение семи дней с момента завершения проверки.

Должностные лица после ознакомления с результатами контроля должны поставить подписи под справкой о результатах контроля, удостоверяющие о том, что они ознакомлены с результатами контроля.

При этом они вправе сделать запись в справке о результатах контроля о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам. В случаях когда отсутствует возможность получить подпись проверяемого, запись об этом делает председатель комиссии, осуществляющий проверку, или руководитель ДОУ.

5.3.По итогам контроля в зависимости от его формы, целей и задач и с учетом реального положения дел:

Проводятся заседания педагогических или методических советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом;

Сделанные замечания и предложения проверяющих лиц фиксируются в документации согласно номенклатуре дел ДОУ;

Принимаются меры, направленные на совершенствование воспитательно­-образовательного процесса и повышения качества оздоровительных, профилактических, воспитательно-образовательных мероприятий, повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития детей дошкольного возраста;

Результаты контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических кадров.

5.4.Руководитель ДОУ по результатам тематического контроля принимает следующие решения:

Об издании соответствующего приказа;

Об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом;

О проведении повторного тематического контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);

О привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;

О поощрении работников;

Иные решения в пределах своей компетенции.

5.5.Итогом проведения тематического контроля является пакет документов, который включает в себя:

Приказ на проведение тематической проверки;

План-задание,

Справку о результатах проверки или обобщающий приказ;

Выписку из протокола педагогического совета или общего собрания коллектива, где заслушивались результаты проверки;

Справку по выполнению предложений.

Тематический контроль

«Выполнение программных требований по разделу

«Речевое развитие»

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение « Солнышко»

Цель : Выполнение годовой задачи:

Задачи :

  • Определение эффективности воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи и речевого общения детей
  • С помощью всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выяснить причины и факторы, определяющие качество, педагогической работы по развитию речи у детей в ДОУ.

Дата проведения : с 21.11.16 по 25.11.16 (5 кал. дн.)

Ответственные : А.Н.Лешукова - старший воспитатель

План проведения тематического контроля

Срок проведения: с 21.11.16 по 25.11.16 (5 кал. дн.)

Ответственные: А.Н.Лешукова - старший воспитатель

Направление работы

Сроки контроля по возрастным группам

Ответственные

возраста

2-ая мл.гр.№1

2-ая мл.гр.№2

Оценка профессионального мастерства воспитателя

(с точки зрения оценки деятельности воспитателя на занятии, используемые методы и приемы).

Лешукова А.Н..

-ст.воспитатель

Карта анализа НОД по развитию речи

(с точки зрения оценки знаний, умений и навыков дошкольников)

Лешукова А.Н..

-ст.воспитатель

Наблюдение за совместной и самостоятельной деятельностью вне занятий: ежедневное чтение, беседы, создание условий для работы детей с книгой (организация и руководство)

Лешукова А.Н..

-ст.воспитатель

Выявление уровня развития детей

Карта (таблица) обследования

речевого развития детей.

Лешукова А.Н..

-ст.воспитатель

Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей.

Лешукова А.Н..

-ст.воспитатель

Оценка создания условий в группе

Смотр-конкурс « Лучший речевой центр группы и лучшее пособие для развития мелкой моторики детей»-создание условий для повышения эффективности образовательного процесса по речевому развитию детей.

22.11-23.11 -все возрастные гр.

Лешукова А.Н..

-ст.воспитатель

Оценка планирования работы

Карта анализа планирования работы по развитию речи детей дошкольного возраста.

21.11-25.11-все возрастные гр.

Лешукова А.Н..

-ст.воспитатель

Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме

Карта анализа взаимодействия с родителями (планирование, наглядная информация, консультации)

22.11-25.11 -все возрастные группы

Лешукова А.Н..

-ст.воспитатель

Анкетирование по данной теме

(все возрастные гр.)

Подведение итогов

Обработка материалов проверки. Справка по итогам тематического контроля.

Вареник Н.А.-

заведующий

Лешукова А.Н..

-ст.воспитатель

Материалы тематического контроля:

  1. Карта изучения профессионального мастерства воспитателя.
  2. Карта анализа НОД по развитию речи

3.Карта анализа планирования работы по развитию речи.

  1. Карта (таблица) обследования речевого развития детей.
  2. Карта анализа взаимодействия с родителями.
  3. Положение о смотре-конкурсе « Лучший речевой центр группы и лучшее пособие для развития мелкой моторики детей».
  4. Анкета для родителей по теме.
  5. Анкета для воспитателей всех возрастных групп.

1.Карта изучения профессионального мастерства воспитателя.

Карта профессионального мастерства воспитателя

№ Группы ______________________________________

ФИО воспитателя

Знание программы по развитию речи, целей и задач для детей своей возрастной группы, всех направлений работы по развитию речи

Знание методики диагностирования развития речи у детей

Знание индивидуальных особенностей развития речи каждого ребенка своей группы

Точность и ясность выражения мысли

Культура речи воспитателя

Образность речи

Эмоциональность и интонационная выразительность речи

Доступность речи детей по форме и содержанию

Умение точно и доступно формулировать вопросы детям, использовать их как один из активизирующих приемов

Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты

Работа над нравственным аспектом развития речи: воспитание у детей бережного, любовного отношения к книге

Организация книжного уголка

Умение правильно организовать предметно-развивающую среду

Подбор иллюстративного материала

Подбор детской художественной литературы

Устройство выставок (Моя любимая книга, Писатели нашего детства и др.)

Умение привлечь детей и родителей к созданию библиотеки в группе

Умение привлечь детей к работе по «ремонту» и «оказание помощи» любимым книгам

Планирование и проведение досуга и развлечений

Взаимодействие с родителями

2.Анализ занятий по развитию речи

Возрастная группа ____________ воспитатель ____________________

Тема занятия

______________________________________________________________

______________________________________________________________

______________________________________________________________

Цель __

посещения

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Вопросы на контроле

дата проведения занятия кол-во детей

Подготовка воспитателя к занятию (наличие конспекта)

Соответствие темы, цели, задач программным требованиям

и возрастным особенностям

Организационный момент (мотивация детей на занятии и пробуждение интереса, эмоциональный компонент)

Комплексное решение трёх основных компонентов образовательного процесса: развивающего, обучающего, воспитывающего

Методы и приёмы повышения познавательной активности детей (анализ, сравнения, моделирования и конструирова

Ния ситуации, умозаключения)

Осуществление интегрированного подхода к реализации программного содержания.

Последовательность этапов занятия, их продолжительность

и эффективность

Дозировка материала (количество новых звуков, слов, словосочетаний, грамматических форм, диалогов)

Эффективность использования игры и игровых приёмов на каждом этапе занятия

Наглядность, дидактический материал, ТСО (размещение иллюстративного материала)

Речевая активность детей (содержание высказываний, словарный запас, грамматическая правильность)

Коррекция воспитателем речевых ошибок детей

Речь воспитателя, её значение на занятии: грамотность, интонационная выразительность, эмоциональность, дикция.

Уровень методического и педагогического мастерства

Приёмы, направ. на обобщение и систематизацию материала

Методы и приемы обучения детей умению последовательно излагать свои мысли, делать умозаключения

Эффективность использования вопросов, правильность их построения.

Владение воспитателем детским коллективом

Осуществление личностно ориентированного подхода к детям: активизация каждого ребёнка; возможности для самореализации

Продолжительность занятия

Рациональность использования времени, эффективность использования приёмов для предупреждения утомляемости

Соблюдение санитарно-гигиенических требований

Общая оценка эффективности занятия

3.Карта (таблица) обследования речевого развития детей.

4.Карта анализа взаимодействия с родителями

Наглядная информация для родителей (эстетика оформления, оправданность содержания)

Взаимодействие с родителями

Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями

Проведение тематических родительских собраний

Методическая работа, подготовка консультаций, открытых показов для педагогов, выступления на педсоветах или педчтениях

5.Положение о смотре-конкурсе « Лучший речевой центр группы и лучшее пособие для развития мелкой моторики детей».

1.Общие положения.

1.1.Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения конкурса «Лучший речевой центр группы и лучшее пособие для развития мелкой моторики»

1.2.Конкурс проводится на основании годового плана ДОУ.

1.3. Конкурс проводится в рамках тематической проверки «Комплексный подход в развитии речи дошкольников».

2.Цель конкурса: создание условий для повышения эффективности и качества образовательного процесса по речевому развитию дошкольников.

  1. Задачи Конкурса:
  • Выявление инновационных подходов к созданию речевой среды в ДОУ.
  • Содействие развитию самостоятельной речевой активности детей.
  • Побуждение воспитателей к творческой деятельности.
  • Содействие распространению передового педагогического опыта по созданию предметно-развивающей среды в ДОУ для речевого развития детей.
  • Подбор речевого материала для развития мелкой, артикуляционной моторики, дыхательной гимнастики.
  • Привлечение родителей к участию в организации речевой среды ДОУ

4.Участники Конкурса.

В конкурсе принимают участие педагоги всех возрастных групп ДОУ.

5.Состав жюри Конкурса:

Заведующий: Вареник Н.А.

Старший воспитатель: Лешукова А.Н.

Муз.руководитель: Голубенко С.В.

  1. Сроки проведения конкурса: 22 ноября2016 г.

Жюри подводит итоги.

7.Номинации Конкурса:

7.1.«Лучший речевой центр группы»

7.2.«Лучшее пособие для развития мелкой моторики»

  1. Требования и критерии оценки:

8.1.Требования к оформлению:

  • соответствие санитарно - гигиеническим требованиям и технике безопасности
  • соответствие возрасту, потребностям детей
  • соответствие требованиям программы «От рождения до школы»
  • доступность для детей.
  • разнообразие игрового материала
  • удобство хранения материала.
  • эстетичность оформления.
  • творческий подход в создании речевой среды.
  • умение воспитателя презентовать свой материал.
  • наличие картотеки дидактических игр по развитию речи

8.2. Наличие оборудования речевого уголка:

8.2.1. Библиотека

  • наличие художественной литературы, её грамотный подбор (несколько книг
  • иллюстрации по темам НОД по ознакомлению с окружающим миром и
  • тематические выставки;
  • сменяемость материала
  • детские энциклопедии
  • книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры.
  • пособия по краеведению: символика родного края, страны, карта, открытки.
  • портреты поэтов, писателей.
  • поделки (книжки - малышки, книжки - игрушки, книжки - самоделки), рисунки
  • мнемотаблицы для составления рассказов.
  • репродукция картин, иллюстрации.

8.2.2. Звукоград

  • Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков.
  • Цветовые сигналы для звукового анализа слов (подготовительная группа)
  • Материалы для звукового, слогового анализа слов, анализа предложений.
  • Светофоры для определения места звука в слове.
  • Дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков, звукового анализа

8.2.3.Дыхание:

8.2.4. Словарь:

  • Тематические альбомы
  • Предметные картинки
  • Игра «Назови одним словом»
  • Дидактические игры

8.2.5. Артикуляционная гимнастика:

8.2.6. Оборудование для театрализованной деятельности:

  • ширма;
  • различные виды театра;
  • элементы костюмов, маски, атрибуты для постановки сказок;
  • картотека театрализованных игр.

8.2.7. Оборудование для развития мелкой моторики пальцев рук:

  • маленькие зеркала для работы с детьми, массажёры для мелкой моторики.
  • картотеки игр;
  • игры и пособия;
  • картотека речевых пятиминуток по теме « Фонетическая ритмика»

8.2.8. Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту)

8.2.9. Методическая литература.

8.2.10.Пособия для НОД.

8.3. Параметры оцениваются по пятибалльной шкале

1 балл - недостаточно материала

2 балла - материал подобран, но эстетически не оформлен

3 балла - материал подобран,соответствует возрасту и эстетически и оформлен

4 балла - инновация, новизна. Оригинальность.

  1. Порядок проведения конкурса:

Воспитатели организовывают выставку пособий и игр в одном месте для удобного изучения комиссией (на столах).

Состав жюри проходит по группам изучает речевой и игровой материал.

  1. Подведение итогов конкурса и награждение победителей

Победители отмечаются дипломами 1, 2, 3 степени, участники - благодарственными письмами.

Наличие оборудования речевого уголка

Библиотека

· наличие художественной литературы, её грамотный подбор (несколько книг одного наименования и автора разных издательств,

в иллюстрациях разных художников);

· иллюстрации по темам НОД по ознакомлению с окружающим миром и

ознакомлению с художественной литературой;

· тематические выставки;

· сменяемость материала

· детские энциклопедии

· книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры.

альбомы или подборка иллюстраций по темам (домашние животные, птицы). .

· пособия по краеведению: символика родного края, страны, карта, открытки.

· портреты поэтов, писателей.

· поделки (книжки - малышки, книжки - игрушки, книжки - самоделки), рисунки

· мнемотаблицы для составления рассказов.

· репродукция картин, иллюстрации.

Звукоград

· Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

· Цветовые сигналы для звукового анализа слов (подготовительная группа)

· Материалы для звукового, слогового анализа слов, анализа предложений.

· Светофоры для определения места звука в слове.

· Дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков, звукового анализа

Дыхание:

  • Картотека упражнений на дыхание
  • Пособия (мыльные пузыри, свистки, воздушные шары, легкие шарфики, пушинки, снежинки; для игры «Шторм в стакане» соломинки и стаканчики).

Словарь:

  • Картотека игр на обогащение словаря
  • Тематические альбомы
  • Предметные картинки
  • Игра «Назови одним словом»
  • Дидактические игры

Артикуляционная гимнастика:

  • Картотека артикуляционных упражнений в виде картинок
  • Наглядный материал для артикуляционных упражнений.

Оборудование для театрализованной деятельности:

· различные виды театра;

· элементы костюмов, маски, атрибуты для постановки сказок;

· картотека театрализованных игр.

Оборудование для развития мелкой моторики пальцев рук:

· маленькие зеркала для работы с детьми, массажёры для мелкой моторики.

· картотеки игр;

· игры и пособия;

· картотека речевых пятиминуток по теме « Фонетическая ритмика»

Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту, оформление: название, цель и правила дидактической игры по развитию речи.

Методическая литература.

Пособия для НОД.

Поощрительный балл

6.Анкета для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника»

  1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию речи детей-дошкольников разного возраста? ___________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Как Вы считаете, какова основная цель развития речи детей в детском саду:

Научить детей полноценно общаться со взрослыми и сверстниками;

Научить детей вежливо задавать вопросы и отвечать на поставленные вопросы;

Подготовить детей к обучению в школе;

Развивать у детей психические функции мышления, внимания, памяти так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации;

  1. Какую оценку Вы даете уровню развития речи своего ребенка? Чему он научился за прошедший год? _____________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития речи детей?___

__________________________________________________________________________

  1. Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к речевым играм, чтению книг? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес? __________

__________________________________________________________________________

  1. Часто ли Вы читаете ребенку детские книги?_________________________________
  2. Можете ли Вы назвать любимую книгу Вашего ребенка? ______________________

__________________________________________________________________________

  1. Есть ли у Вас дома библиотечка детской литературы?_________________________
  2. Хотели бы Вы брать домой для чтения детям книги из библиотеки детского сада? Необходима ли Вам услуга детского сада, как возможность пользования его библиотечным фондом? __________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Выполняете ли Вы домашние задания по развитию речи, которые рекомендует Вам воспитатель?____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

  1. Как Вы считаете, получает ли Ваш ребенок в детском саду достаточное речевое развитие и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?_____________

__________________________________________________________________________

  1. Считаете ли Вы необходимым для Вашего ребенка посещать дополнительные занятия по развитию речи? Какие?_________________________________________
  2. В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию речи детей? Насколько она полезна для Вас?

Информация отсутствует;

Информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;

Информация есть, но крайне скудная;

Я не обращаю на нее внимания;

Информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

Информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;

Наглядная информация интересна и полезна для меня.

  1. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме развития речи Вашего ребенка? ___________________________________________________

__________________________________________________________________________

7.АНКЕТА для воспитателей

Методика развития речи

--________________________________________________________

  1. Какую программу по развитию речи у детей Вы используете в своей работе?
  1. Конспекты занятий Вы составляете самостоятельно или используете готовые, опубликованные в методических пособиях?
  1. Какова основная цель развития речи у детей в дошкольном возрасте?
  1. Каковы основные направления работы по развитию речи у детей в дошкольном образовательном учреждении?
  1. Сформулируйте задачи формирования грамматического строя речи в своей возрастной группе.
  1. Каковы задачи воспитания звуковой культуры речи у детей Вашей возрастной группы?
  1. Назовите основные задачи и особенности развития словаря у детей Вашей возрастной группы.
  1. Что включает в себя работа по развитию связной речи в дошкольном образовательном учреждении?
  1. Включается ли ознакомление с художественной литературой в круг задач по развитию речи в ДОУ или это отдельное направление работы?
  1. Сформулируйте основные средства развития речи в детском саду.
  1. Какое из перечисленных ниже средств развития речи Вы считаете самым значимым? Пронумеруйте их в порядке убывания значимости (один номер может быть присвоен двум и более средствам развития речи):

Общение взрослых и детей;

Культурная языковая среда, речь воспитателя;

Обучение родной речи и языку на занятиях;

Художественная литература;

Различные виды искусства (изобразительное, музыкальное, театр).

  1. Какие методы и приемы развития речи Вы используете на занятиях и в свободной деятельности детей?
  1. В чем заключается своеобразие занятий по развитию речи? Чем продиктована их необходимость? По Вашему мнению, достаточно ли будет для развития речи у детей дошкольного возраста ограничиться проведением развивающих игр, свободным общением со взрослыми?
  1. Какие основные направления работы по развитию речи Вы учитываете при составлении конспекта занятия?
  1. Знакомы ли родители Ваших воспитанников с проблемами развития речи своих детей? Каким образом Вы организуете взаимодействие с семьями детей в направлении развития речи?

Светлана Толстых
Справка по итогам тематического контроля

На основании годового плана МДОУ № 8 «Колосок» села Нины Советского района с 14.10.2016 г. по 26.10.2016 года была проведена тематическая проверка «Уровень работы по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста в ДОУ».

Цель :

1. Оценить знания педагогов по методике формирования ЭМП у детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать уровень планирования работы.

3. Оценить условия для ФЭМП у детей.

4. Проанализировать умение педагогов привлекать родителей к работе по данной теме.

5. Оценить и выявить положительные и отрицательные тенденции в работе по развитию ЭМП у детей. Сроки : с 14.10.2016 г. по 26.10.2016 года.

Возрастные группы : вторая младшая группа, «Ромашка» , средняя группа «Василёк» , старшая группа «Фиалка» , подготовительная группа. Состав комиссии : Оселедько М. И. заведующий МДОУ, Толстых С. П. старший воспитатель, Лактионова О. Г. музыкальный руководитель. В ходе проверки была проведена следующая работа :

Проверка документации педагогов,

Посещение занятий,

Просмотр НОД,

Оценка условий в группе и уголков для родителей.

Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы дошкольных образовательных учреждений предусматривают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом серьезное внимание обращается на обучение детей первоначальным математическим навыкам . Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей. Одним из задач данной образовательной области является : формирование элементарных математических представлений .

В ходе тематического контроля по получены следующие результаты.

1. Проверка документации педагогических работников. Анализ календарного планирования работы по ФЭМП свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят. В планах отражены дидактические игры, сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием , наблюдения, подводящие к теме занятия, чтение художественной литературы. В плане освещены обучающие, воспитательные и развивающие задачи по ФЭМП, материалы и оборудование для занятия. В планах по работе с семьями воспитанников спланированы индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке по развитию ЭМП у детей.

2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах. Обучение детей дошкольного возраста математике немыслимо без использования дидактических игр. Использование дидактических игр хорошо помогает восприятию материала и его закреплению. В связи с этим, в каждой возрастной группе имеется «Центр занимательной математики » , где находятся все материалы, игрушки, раздаточный материал, счетный материал, геометрические фигуры, дидактический материал : развивающие и дидактические игры, типографские и изготовленные самими воспитателями. Организация математических центров в группах отвечает возрастным требованиям программы. Воспитателями групп проведена большая работа по оформлению математических центров , подбору материала, изготовлению атрибутов, игр с математическим содержанием . Комиссия отметила достаточную наполняемость центров различными математическими пособиями , играми и игрушками. В группах математические центры размещены так, что каждый ребёнок имеет доступ к пособиям. Все предлагаемые детям игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. Атрибуты и игровое оборудование безопасно, эстетично, аккуратно хранится.

3. Оценка эффективности занятий по ФЭМП. Формирование элементарных математических представлений у дошкольника осуществляется в процессе всей разнообразной деятельности воспитателя, но одной из важных является непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП. Анализ НОД по ФЭМП показал хороший уровень ее проведения. Во второй младшей группе «Ромашка» , воспитатель Иченских О. Е. 18.10.2016 года был организован открытый показ НОД по теме «Солнышко зовёт в дорогу» . Занятие построено методически правильно, речь воспитателя чёткая, эмоциональная. Программное содержание соответствовало возрасту и знаниям детей. Занятие было направлено на развитие умения видеть общий признак предметов, различать понятия «много» , по одному», называть геометрический фигуры и их цвет. В ходе НОД формировались навыки внимательного, заботливого отношения к окружающим; умения прийти на помощь. Воспитателем была проведена предварительная работа, изготовлены наглядные пособия, как в виде демонстрационного материала, так и раздаточного. Дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя, проявляли интерес к деятельности. Ольга Евгеньевна использовала такие методы, как показ, объяснение, индивидуальная работа, использовались физкультминутка,

сюрпризные моменты, детям было очень интересно играя получать знания. Педагог продумала музыкальное оформление занятия, что поддерживало интерес детей на протяжении всего занятия. Активизации внимания детей способствовали элементы театрализации. Очевидна систематическая работа педагога с детьми.

Воспитателем средней группы «Василёк» Гайдуковой Натальей Павловной было подготовлено и проведено с детьми занятие на тему «Путешествие по островам» . Работа педагога с детьми видна, дети свободно считают до 5, называют геометрические фигуры, части суток и т. д. Путешествуя по островам, ребята преодолевали трудности и получали ключик знаний. Дети слушали и слышали педагога, Наталья Павловна чётко и ясно формулировала задания и задавала вопросы. Ребята с интересом играли в игры : «Живые цифры» , «Найди фигуру по описанию» , «Расскажи по схеме» , «Помоги медведям» . Воспитателем удачно подобраны атрибуты к занятию, все это способствовало мотивации детей к занятию. Всё занятие использовались атрибуты и раздаточный материал, дети часто используют художественное слово, чётко знают физминутку. Но, не смотря на положительные стороны НОД, отмечался переизбыток объема программного содержания, что привело к увеличению времени НОД.

Макеева Лидия Васильевна, воспитатель старшей группы «Фиалка» подготовила для детей занятие «Путешествие по сказке «Дюймовочка» . В ходе НОД решались следующие задачи : формировать умение считать в пределах 10 (порядковый счёт, формировать знания о составе чисел, умение ориентироваться на листе бумаги, составлять геометрические фигуры (работа с танграмом, логически мыслить, учить детей совершать добрые поступки.

Путешествуя по страницам сказки, ребята уточняли представления о частях суток, совершенствовали умение соотносить цифры с количеством предметов, сравнивали предметы, находили часть и целое, называли объёмные геометрические фигуры и др. Демонстрация слайдов презентации создавала интерес и формировала у детей желание помочь Дюймовочке. Все задания выполнялись с удовольствием, большую роль сыграл грамотно подобранный и красочный раздаточный и демонстрационный материал. НОД состояла из нескольких частей, каждая из которых раскрывала свои задачи. Отношения педагога с детьми построены на принципах сотрудничества, педагог доброжелательно и тактично общалась с детьми. В основном, дети на занятии были активны, следовали указаниям воспитателя. Они проявляли интерес к событиям, происходящим вокруг, и совместной деятельности. Дети справились с поставленными задачами. Видна систематическая работа педагога с детьми.

Воспитатель подготовительной к школе группы «Колокольчик» Иванова Ирина Владимировна с детьми своей группы показала НОД «Приключение в осеннем лесу» . Педагог умеет продумать ход занятия, целесообразно расположить демонстрационный и раздаточный материал. Ирина Владимировна умеет владеть детским коллективом, дети понимают педагога. Подержать хорошее настроение детей помогла релаксация «Солнышко проснулось» . Звуковые эффекты с применение ИКТ также поддерживали интерес детей на протяжении всего занятия. Ирина Владимировна включила в ход занятия прямой и обратный счёт, работу по схемам с блоками Дьенеша, работу с цифрами (совершенствование вычислительных навыков, решение примеров и логических задач, формирование знаний об объёмных геометрических фигурах, пространственные представления. Путешествие по карте, в ходе которого дети выручали из беды лесных жителей проходило в тёплой дружественной обстановке, ребята помогали друг другу сталкиваясь и трудностями (работа со схемами по блокам Дьенеша, решая примеры собирали в корзины грибы, но не собирали грибы ядовитые, в этом им помогли полученные ранее знания по познавательному развитию. Конечно, работа с объёмными геометрическими фигурами вызывает затруднения, но только начало года, результат будет виден в апреле, когда воспитатель будет готовить занятие для педагогов школы. Воспитатель иногда терялась, не чётко формулировала вопросы, но при этом воспитанники продемонстрировали хорошие знания и умения математического характера .

В ходе тематического контроля были просмотрены занятия педагогов, у которых ещё не накоплен опыт работы с детьми, Чепакова Екатерина Николаевна, Фатулаева Аксана Владимировна, Галкина Евгения Владимировна. Воспитатели слабо владеют методикой проведения образовательной деятельности. Екатерина Николаевна Чепакова воспитатель средней группы «Радуга» умеет составить конспект НОД, но не рационально располагает демонстрационный материал, из-за этого интерес детей к занятию теряется. Екатерине Николаевне изучить методику проведения НОД по формированию математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Галкина Евгения Владимировна, воспитатель старшей группы «Родничок» использовала много наглядного материала, но не рационально использовала время, что привело к увеличению времени НОД и способствовало понижению интереса к занятию, утомлению детей. Дети не были заинтересованы, ещё потому, что пришли в детский сад в 5-ти, 6-ти летнем возрасте, они не усидчивы и ещё не приучены к режиму ДОУ. Из этого следует, что предстоит кропотливая работа с родителями воспитанников старшей группы «Родничок» .

Воспитателем Фатулаевой Аксаной Владимировной было проведено занятие во второй младшей группе «Ягодка» . Все дети были охвачены вниманием, был подведен итог занятия воспитателем с детьми. Тон воспитателя был доброжелательным, соблюдались нормы педагогической этики и такта.

4. Работа с родителями по формированию ЭМП у детей дошкольного возраста.

В работе по формированию элементарных математических представлений у детей не остаются в стороне и родители. Сменяемость материала в родительских уголках позволяет педагогам доносить информацию до родителей. Педагоги используют картотеки игр, по сенсорному воспитанию предлагая родителям для игры с детьми. Консультации для родителей : «Первые шаги в математику » - Иченских Ольга Евгеньевна, «Развитие математических способностей » - Гайдукова Наталья Павловна, «Математика дома » - Иванова Ирина Владимировна, «Занимательная математика » - Макеева Лидия Васильевна, «Математика в повседневной жизни» - Чепакова Екатерина Николаевна, «Учить цвета легко и просто» -Макеева Людмила Алексеевна и т. д.

Родители принимают участие в проектах : «Учимся играя» - старшая группа «Фиалка» воспитатель Макеева Лидия Васильевна, презентациях : «Три весёлых друга – круг, квадрат и треугольник» - воспитатель Иченских Ольга Евгеньевна, «Дети и математика » - Макеева Лидия Васильевна.

5. Компетентность педагогов по методике формирования ЭМП у детей дошкольного возраста. Работа в детском саду по формированию элементарных математических представлений начинается с младшей группы и продолжается до конца пребывания ребенка в детском саду. Работа педагогов ДОУ по данному направлению ведется по всем требованиям ФГОС ДО, в соответствии с возрастом детей. Педагоги свою работу по познавательному развитию дошкольников строят на основе образовательной программы дошкольного образовательного учреждения МДОУ № 8 «Колосок» , составленной на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» . В ходе контроля было выявлено , что все педагоги ответственно относятся к своей работе, заранее готовят материал к образовательной деятельности (демонстрационный и раздаточный, используют рабочие тетради в соответствии с программой обучения. Анализ профессионального мастерства воспитателей, по организации работы в рамках формирования элементарных математических представлений у дошкольников показал, что практически все воспитатели :

Знают и понимают программу по ФЭМП в своей возрастной группе;

Владеют методикой проведения непосредственно организованной образовательной деятельности по ФЭМП в соответствии с ФГОС ДО;

Владеют методикой проведения диагностики детей; - учитывают индивидуальные и возрастные особенности своих воспитанников;

Активно используют здоровье сберегающие технологии. Педагоги в доступной для детей форме объясняют новый материал. Однако вопросы к детям не всегда формулируются точно и доступно. Культура речи педагогов характеризуется эмоциональностью, выразительностью. Воспитатели активно используют разнообразные приемы привлечения и сосредоточения внимания детей, формы организации детей. Дети на просмотренных занятиях были активны, сохраняли интерес на протяжении всего НОД. Воспитатели грамотно подбирают демонстрационный и раздаточный материал и рационально его размещают во время проведения занятия, проявляют творчество при самостоятельном изготовлении данного материала. Грамотно построена индивидуальная работа с детьми у педагогов. Воспитатели систематически организуют сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием («Магазин» , «Путешествие в лес» , «Школа» , «В гости к ёжику» и т. д.). Дидактические игры : «Найди свой домик» , «Подбери пару» , «Какую фигуру забыли нарисовать» , «больше – меньше» , «Цветные колпачки» , «Когда это бывает» , «Математическое лото » , «Назови и сосчитай» , «Раздели на части» , «Четвёртый лишний» , «День и ночь» и т. д. Физкультминутки, как необходимый элемент в процессе организованной образовательной деятельности, присутствуют во всех возрастных группах детского сада. Воспитатели понимают важность физкультминуток для здоровьесбережения воспитанников, умело используют речевой и двигательный материал. Кроме того регулярно используются зрительная, дыхательная, пальчиковые гимнастики. Таким образом, можно сделать вывод, что в детском саду работают профессионально подготовленные педагоги, способные осуществлять формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста на достаточно высоком уровне.

воспитателям возрастных групп : средняя «Радуга» - Чепаковой Е. Н., старшая «Родничок» - Галкиной Е. В.

Уточнить методику проведения и задачи программы по ФЭМП для каждой возрастной группы; срок до – 02.11.2016 г.

Использовать адекватные возрасту детей формы работ; срок - постоянно

воспитателям всех возрастных групп :

Четко и точно формулировать вопросы к детям; срок - постоянно

Соблюдать требование СанПИНа к продолжительности НОД; срок - постоянно

Рационально использовать время НОД; срок - постоянно

Воспитателям следить за рабочим состоянием уголка, а также составить картотеку математических игр ; срок- постоянно/

Планировать сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием , совместную деятельность в режимные моменты, а также индивидуальную работу по ФЭМП; срок - систематически

Использовать ИКТ; срок - не реже 3-х раз в месяц.

Контроль и руководство в ДОУ

План тематического контроля в старших и средних группах
на тему "Социальное развитие детей дошкольников"

Составила старший воспитатель I квалификационной категории
К(М) ДОУ «Д/сад компенсирующего вида №48 «Винни-Пух»
г. Набережные Челны, Республики Татарстан Борисова Л. Ю.

Цель: Определить эффективость воспитательнообразовательной работы в ст. и ср. группах ДОУ по социальному развитию детей; выявить уровень сформированности у детей социальных навыков; выяснить причины и факторы, определяющие качество работы по социальному развитию детей в ДОУ.

Методы организации контроля

1. Оценка планирования работы

2. Создание условий для социального развития детей.

Методическое обеспечение

С/р игры

Уголки дежурств

Уголки для мальчиков и девочек

Культура общения

Полоролевая социализация

Нац. Культура

Эмпатия к объектам природы, людям и т.д.

Наблюдения занятий, игр, беседы с детьми, результаты диагностики.

4. Оценка профессиональных умений воспитателя. Методы, приемы, формы работы, используемые воспитателем

5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме

План тематического контроля в старших и средних группах №1, 10, 13 на тему "Формирование коммуникативной культуры дошкольников"

Цель: Определить эффективость воспитательнообразовательной работы в ср. группах ДОУ по речевому развитию детей; выявить уровень сформированности у детей коммуникативной культуры; выяснить причины и факторы, определяющие качество работы по данному вопросу.

Методы организации контроля

1. Оценка планирования работы

Изучение перспективных и календарных планов.

2. Создание условий для формирования коммуникативной культуры детей.

Методическое обеспечение

Наличие разнообразных игр, пособий в, таблиц, схем, макетов, моделей и т. д.

Иллюстративного материала, фото альбомы

С/р игры

Наличие худ. и познавательной литературы, соответствующей возрасту детей.

Анализ метод обеспечения, имеющихся пособий, игр.

3. Обследование уровня развития детей. Знания, умения, навыки детей в соответствии с программными требованиями.

Культура общения

Развитие диалогической речи

Нормы и традиции в жизни группы

Наблюдения занятий, игр, беседы с детьми, результаты диагностика МКР.
4. Оценка профессиональных умений воспитателя. Методы, приемы, формы работы, используемые воспитателем Наблюдение занятий. реж. Моментов
5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме Анализ материалов род. уголка, планов.

План тематического контроля в старших группах №3, 8 на тему "Экологическое воспитание дошкольников"

Цель: Определить эффективость воспитательнообразовательной работы в старших группах ДОУ по экологическому воспитанию детей; выявить уровень сформированности у детей знаний по экологии.

Методы организации контроля

1. Оценка планирования работы

Изучение перспективных и календарных планов.

2. Создание условий по экологическому воспитанию детей.

Методическое обеспечение

Наличие разнообразных игр, пособий в, таблиц, схем, макетов, моделей и т. д.

Иллюстративного материала, фото альбомы, мини-музеи.

С/р игры

Наличие худ. и познавательной литературы, соответствующей возрасту детей.

Анализ метод обеспечения, имеющихся пособий, игр.

3. Обследование уровня развития детей. Знания, умения, навыки детей в соответствии с программными требованиями.

Поведение и отнощение к природе;

Развитие практических навыков по уходу за объектами живой природы

Знания о закономерностях и взаимосвязях в природе.

Наблюдения занятий, игр, беседы с детьми, результаты диагностики.

4. Оценка профессиональных умений воспитателя. Методы, приемы, формы работы, используемые воспитателем Наблюдение занятий. реж. Моментов
5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме Анализ материалов род. уголка, планов.

СПРАВКА по итогам тематического контроля.

На основании годового плана К(М) ДОУ №48 и приказа № 50 с 19 марта по 29 марта 2007 г. в ст. гр. №3, 8, была проведена тематическая проверка, с целью оценки состояния работы по экологическому воспитанию у старших дошкольников, комиссией в составе:

Борисова Л. Ю. – ст. воспитатель

Ганеева Л. С. – воспитатель 1 кв. категории

Сидорова Н. А. -воспитатель 1 кв. категории

В ходе тематического контроля были проверены перспекивные и календарные планы ст. групп. В гр. №3, 8 конкретное планирование с указанием целей работы по всем видам деятельности, выделены разделы в гр№ 3 «Экологическое воспитание», где отражены задачи на 3 месяца, элементарная. опытническая деятельностью, гр. № 8 «Познавательно-практическая деятельность», куда включены наблюдения на квартал, опыты.

Воспитателями 8 и 3 групп подробно расписаны в календарном плане наблюдения как на прогулке, так и утренний и вечерний отрезок времени: за таянием снега, сосульками, птицами, ручейками, ледоходом, кустарниками и деревьями, сезонными изменениями в природе связанными с увеличением светового дня, температурой воздуха. В целях прослеживается научный подход и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста – установление причинно-следственных связей, элементарных выводов, взаимосвязей в живой природе неживой природе.

Также планируются беседы, игры, работа в уголке природы, так в группе №3: беседа о приметах весны, животный и растительных мир Татарстана, о Красной книге; художественное слово, дежурство в уголке природы; индивидуальная работа - полить, взрыхлить цветы с Эльзой Ф., положить корм в кормушки с Юрой.

В группе №8 посадка и наблюдения за выходом семян помидоров, опыты с сосулькой, индивидуальная работа с Глебом, Эмилем по поливке цветов; игры «Золотая рябка», «Цветы».

В старших группах ДОУ №48 созданы условия для экологического воспитания. В группах имеется большое разнообразие дидактических игр, в группе №3 – «Живая планета», «Ледниковый период», «Береги живое», «Времена года», «Парочки животных и насекомых»; в группе №8 – «Экологическая тропа», «Птички на кормушках», «Подбери листик к дереву», «Тайны воздушного океана», «Земля и ее жители, «Загадки о животных» и т. д.

В книжном уголке имеется литература в соответствии с возрастом детей на данную тему: в 8 гр. – А. Тамбиев «Кто в кустарнике живет», Е. И. Чарушин «Моя первая зоология», В. Бианки «Лесные домики; в 3гр. – Грибачев «Кормушки», Скребицкий «Здравствуй, солнце красное», В. Бианки «Чей нос лучше», «Узоры года» и т. д.

В группах в достаточном количестве имеется разнообразное оборудование для опытов: лупы, пробирки, салфетки, фильтры и т. д. ; природный материал: шишки сосны, ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль и т. д.

В достаточном количестве и эстетично оформлены альбомы, демонстрационный и иллюстрированный материал. В 3 группе – альбом «Времена года», «Животные родного края, «Растения Татарстана; в 8 группе – набор открыток «Русский лес», «Цветы», схемы «Строение растений», «Развитие земноводных», плакаты о поведении в природе «Что можно, что нельзя!»

В группах в экологическом уголке целесообразно размещены разнообразные модели и макеты природных зон, поясов: в группе №8 – это «Сухой аквариум», «Домашний двор», «Пустыни и саванны».

В группе №3 – «Арктика», «Парк юрского периода», мини-музей «Насекомые», «Сухой аквариум», «Термометр», «Зоопарк», «Домашние животные» - эстетично и качественно оформлены. Также воспитателями этой группы сделана модель «Времена года», альбом «Птицы нашего края», где периодически пополняются или убираются перелетные птицы в зависимости от времени года. Здесь же организуется выставка лучших работ детей по изодеятельности на экологическую тематику. Сезонно в группах высаживается лук (3, 8) , помидоры (8) и веточки растений.

При организации и планировании работы по экологическому воспитанию воспитатели старших групп используют программы: «Воспитание и обучение в д/с» под ред. Васильевой, 8 группа - Л. П. Молодова «Экологические занятия с детьми», 3 группа – «Воспитание основ экологической культуры в д/с» Коломиной Н. В. и С. Н. Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

Из просмотренных занятий и режимных моментов следует, что работа по экологическому воспитанию и образованию детей ведется систематически, целенаправленно и планомерно.

Педагоги активно используют проектный метод, исследовательский, приемы поисково-позновательной деятельности. Так, воспитатель Петрова С. Е. на занятии по экологии «Путешествие в Африку» умело применяла игровые приемы: сюрприз-письмо, ковролёт, фотоаппарат с фотографиями; элементарные опыты с песком и водой, побуждая детей делать самостоятельные элементарные выводы: Почему длинные корни у растений пустыни?, Чем обусловлено строение ноги у верблюда? и т. д. , активно использовала схемы, модели «Строение растения», «Карта Африки», «Глобус», использование музыки создало настроение. Дети активно отвечали, устанавливали элементарные причинно -следственные связи.

Воспитатель группы №8 Иванова Г. В. используя экологический проект «Насекомые» способствовала систематизации и расширению знаний детей о них. Для реализации данного проекта активно использовались игровые, здоровьесберегающие технологии (театрализация и др.) , элементарная исследовательская деятельность детей (сбор информации о насекомых) , словесные методы: составление рассказа, проблемные вопросы; наглядные - схемы, модели. Отмечались полные ответы детей и системные знания по данному разделу.

В старших группах имеются консультации для родителей в 3 гр. – «Любите природу», «Осенняя прогулка», в 8 гр. – «Как вести себя в лесу», «Берегите природу», «Уход за растениями», но данные консультации не планируются ни календарно, ни перспективно. Воспитателями группы №3 был организован и проведен конкурс среди родителей на тему: «Птичий огород на деревьях».

ВЫВОД: Таким образом, работа по экологическому воспитанию и образованию в старших группах №3, 8 ведется планомерно и систематически. В группах созданы оптимальные условия, отмечается большое разнообразие игр, оборудования, пособий в группе №8, моделей, схем, мини-музея в группе №3. Педагоги данных групп грамотно и целесообразно используют инновационные технологии. Знания детей соответствуют возрасту и отвечают программным требованиям. Необходимо активизировать работу с родителями.

  1. Разнообразить формы и методы работы с родителями по воспитанию у детей экологической культуры.
  2. Ответственные: воспитатели групп №3,8

    Срок 4.04.07.

  3. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.
Случайные статьи

Вверх