Закон о страховании гражданской ответственности автовладельцев. Новый федеральный закон о страховании осаго

Законодательство регулирует страхование гражданской ответственности отдельным регламентом. Федеральный закон под номером 40 был принят в апреле 2002 года, однако вступил в силу лишь через год. С момента его принятия закон претерпел ряд изменений, которые требуют отдельного рассмотрения.

ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” структурно состоит из шести основных глав. Разделение призвано сгруппировать статьи закона по основным вопросам:

  • установление общих понятий и положений ОСАГО, указание на принципы, которые легли в основу принятия ФЗ 40;
  • условия гражданского автострахования, порядок его осуществления;
  • выплаты компенсаций по страховке ОСАГО;
  • регулирование деятельности страховых фирм.

Назначение закона сводится к установлению обязательного автострахования и получения полиса ОСАГО. Цель ФЗ — защита прав пострадавших и выплата им возмещения нанесенного ущерба за счет страхования по ОСАГО.

Закон вступил в силу 1 июля 2003 года. Последние изменения приходятся на 28 марта 2017 года. Их принятие регламентируется ФЗ 49, вносящим изменения в Закон об ОСАГО. Большинство поправок вступило в силу 28 апреля, однако изменения пункта 12 статьи 1 актуальны лишь с 25 сентября 2017.

А вы знаете какие изменения претерпел ФЗ 28 о гражданской обороне? Последняя редакция

Последние изменения в Законе об ОСАГО

Последние изменения Закона об ОСАГО по ФЗ 49 призваны урегулировать следующие аспекты:

  • ранее страховщик обязывался провести анализ повреждений транспортного в течение 5 дней с момента предоставления его к экспертизе, последние изменения в законе оставили указанный срок, но установили его отсчет на момент подачи заявления о ДТП страховщику ОСАГО;
  • была упразднена возможность проведения независимой экспертизы, соответствующие документы потеряли юридическую силу;
  • был увеличен период, в течение которого по закону ФЗ 40 подаются претензии к страховщику по ОСАГО, теперь он составляет 10 дней;
  • с начала сентября 2017 период страхования по полису ОСАГО не может быть меньше одного года;
  • денежное возмещение ущерба не выплачивается пострадавшему, а перечисляется ремонтным компаниям, с которыми у страховщика заключен соответствующий договор;
  • до 100 тыс. рублей увеличен лимит страховой суммы по Европротоколу;
  • приобрести полис ОСАГО с 2017 года допускается через интернет;
  • вступает в силу право регрессии — если страховщик докажет умышленное нанесение вреда виновником ДТП, то с последнего по закону ФЗ 40 будет взыскана полная или частичная сумма страховки.

Последние изменения в ФЗ 40 по ОСАГО вызвали ряд вопросов по трактовке и регламентированию отдельных моментов:

  • низкий уровень ответственности страховых компаний в выплатах по полисам ОСАГО, отсутствие регулирования соответствующих механизмов воздействия;
  • определенные положения размыты в формулировках, допускают двоякую трактовку;
  • как следствие неточностей Закона об ОСАГО — отсутствие адекватных решений при судебном рассмотрении отдельных моментов;
  • не регулируется вопрос о поддельных полисах ОСАГО;
  • в отдельных ситуациях пострадавший, несмотря на наличие ОСАГО у виновника ДТП, вынужден доплачивать за ремонт транспортного средства.

Текущую редакцию ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” можно рассмотреть на примере отдельных статей.

Первая статья ФЗ 40 согласно последним поправкам претерпела ряд изменений:

  • в восьмом абзаце формулировка “(осуществить страховую выплату) ” была заменена на “(осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) ”;
  • в одиннадцатом, тринадцатом и четырнадцатом абзацах формулировки “страховые выплаты ” меняются на “страховые возмещения ”;
  • в шестнадцатом абзаце формулировка «на выбранной потерпевшим по согласованию со страховщиком станции технического обслуживания из числа станций технического обслуживания, с которыми страховщиком заключены договоры, устанавливающие обязанность станции технического обслуживания осуществить восстановительный ремонт транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страховой выплаты » сокращена до «на определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом станции технического обслуживания «;
  • добавлен дополнительный абзац — «договор на организацию восстановительного ремонта — договор, заключенный между страховщиком и станцией технического обслуживания и устанавливающий в том числе обязанность станции технического обслуживания провести восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страхового возмещения в соответствии с настоящим Федеральным законом. «.

Статья 2 ФЗ 40 регулирует систему обязательного автострахования в законодательстве РФ. Предписывается приоритетность положений международных соглашений. Изменения в данное положение не вносились с момента первоначальной редакции.

В статье 4 ФЗ 40 формулировка «страховой выплаты по обязательному страхованию » изменена на «страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, «.

В статье 12 ФЗ 40 также заменены формулировки “страховые выплаты ” на “страховые возмещения ”. Изменено название положения на «Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда «. 15-ый пункт дополнен тремя подпунктами, регулирующими страховое возмещение нанесенного вреда, требования о проведении ремонтных работ и возможность самостоятельного проведения ремонта потерпевшим с той компанией, с которой у страховщика имеется соответствующий договор.

Статья 17 ФЗ 40 регулирует компенсацию страховых премий по ОСАГО. На 2017 год изменений в данное положение не последовало. Последняя редакция данной статьи была приведена в актуальное состояние в 2008.

Скачать ФЗ

Для полного ознакомления с актуальной версией ФЗ 40 об ОСАГО с последними изменениями рекомендуется обратиться к самому документу. Ниже приведены ссылки на скачивание Федеральных законов 40 и 49. Второй документ является тем законом, который содержит список последних изменений в страхование по ОСАГО на 2017 год. Скачать последнюю редакцию “Закона об обязательном страховании” ФЗ 40 можно . ФЗ 49 с изменениями можно скачать .

Обязательное автострахование ответственности введено для обеспечения защиты прав пострадавших на возмещение ущерба, причиненного их здоровью, имуществу или жизни при эксплуатации транспортных средств другими лицами. В отечественной нормативной системе утвержден документ, которым определены его юридические, организационные, экономические основы. Рассмотрим далее Закон "Об ОСАГО" (с комментариями).

Общие положения

В них установлены основные понятия, которые используются в нормативном документе. Обязательное автострахование действует в транспортной сфере, поэтому в акте фигурируют такие категории, как:

  • Транспортное средство. Под ним понимают устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, оборудования или грузов. Использование ТС - это непосредственная его эксплуатация в ходе движения.
  • Владелец автомобиля. Им является собственник ТС. В качестве данного субъекта может выступать лицо, которое владеет машиной на правах оперативного управления или хозяйственного ведения (либо на иных юридических основаниях).
  • Водитель. Им является лицо, которое управляет ТС.
  • Потерпевший (пострадавший) - субъект, жизни, имуществу или здоровью которого был нанесен ущерб при эксплуатации транспортного средства другим лицом.
  • Договор ОСАГО - документ, в соответствии с которым организация обязуется при наступлении случая, в нем предусмотренного, возместить возникший ущерб потерпевшему.
  • Страховщик - организация, осуществляющая обязательное автострахование по лицензии.
  • Страхователь. Им является лицо, которое заключило договор с организацией.
  • Страховой тариф - ценовая ставка, установленная ФЗ и применяемая при исчислении суммы возмещения за ущерб по договору.
  • Компенсация - платеж, осуществляемый в пользу потерпевшего при нанесении вреда его здоровью, имуществу или жизни.
  • Представитель страховщика - обособленное подразделение организации в регионе РФ, реализующее ее полномочия в пределах, предусмотренных в гражданском законодательстве. Им может выступать и частное лицо, заключившее с компанией соответствующий договор.

Нормативная база

Она включает в себя:

  • ГК РФ.
  • ФЗ № 40 (Закон "Об ОСАГО").
  • Прочие нормативные документы, издаваемые в соответствии с ними.

В том случае, если в международных договорах РФ определены правила, отличные от тех, которые предусмотрены в ФЗ, применяются положения первых.

Принципы

Обязательное автострахование обеспечивает:

  1. Гарантию возмещения ущерба, причиненного жизни, имуществу или здоровью пострадавших, в пределах, установленных в ФЗ.
  2. Обязательность и всеобщность страхования автогражданской ответственности владельцами ТС.
  3. Недопустимость эксплуатации на территории РФ автомобилей субъектами, не исполнившими требования ФЗ.
  4. Экономическую заинтересованность владельцев ТС в повышении безопасности на дорогах.

Исключения

Действующий Закон "Об ОСАГО" устанавливает категории субъектов, на которых требования не распространяются. В качестве них выступают владельцы ТС:

  1. С максимальной конструктивной скоростью не больше 20 км/ч.
  2. На которых не распространяются установленные нормативными актами положения о допуске к эксплуатации на дорогах ввиду их технических характеристик.
  3. ВС РФ, кроме легковых автомобилей, с прицепами в том числе, автобусов и прочих средств, используемых при обеспечении хозяйственной деятельности армии.
  4. Зарегистрированные за рубежом, если гражданская ответственность застрахована в рамках международных договоров, участником которых выступает РФ.

Ключевые категории

Как и старый Закон ОСАГО, обновленный текст нормативного документа устанавливает, что в качестве объекта выступают имущественные интересы. Они связаны с риском ответственности владельца ТС при нанесении ущерба здоровью, материальным ценностям или жизни пострадавших. Вероятность наступления последствий оговаривается в договоре. В рамках 6-й статьи Закона "Об ОСАГО" установлены случаи, когда гражданская ответственность по рассматриваемому ФЗ не наступает:

  • Нанесение ущерба при эксплуатации иного ТС, отличного от того, которое указано в договоре.
  • Негативное воздействие на окружающую среду.
  • Нанесение ущерба при эксплуатации ТС во время испытаний, соревнований, учебной езды в местах, специально отведенных для этого.
  • Нанесение морального вреда или возникновение обязательств по компенсации упущенной выгоды и так далее.

Причиненный ущерб в случаях, указанных в ст. 6-й новой редакции Закона "Об ОСАГО", подлежит возмещению виновными согласно положениям соответствующих нормативных актов.

Выплата

Страховая сумма, которой возмещается ущерб, нанесенный жизни или здоровью пострадавших, была повышена до 500 тыс. руб. Компенсация за полученные травмы осуществляется в соответствии со специальной таблицей. Дополненный Федеральный Закон "Об ОСАГО" упрощает процедуру доказывания факта нанесения вреда здоровью и порядок, по которому осуществляется получение компенсации.

Госрегулирование тарифов

Закон "ОСАГО" (с последними изменениями) устанавливает срок действия ставок не менее 6 мес. Госрегулирование производится путем определения экономически обоснованных тарифов либо их предельного уровня, структуры и порядка их применения в ходе исчисления компенсации по договору. Указанные позиции утверждаются правительством РФ.

Базовые коэффициенты и ставки

Они формируют страховые тарифы. Расчет премий по договорам производится умножением ставок и коэффициентов. Закон "Об ОСАГО" устанавливает критерии, по которым определяются показатели. В частности, коэффициенты зависят от:

  • Территории, на которой преимущественно эксплуатируется ТС.
  • Отсутствия или наличия компенсационных выплат, произведенных обслуживающей организацией в предыдущие периоды.
  • Прочих обстоятельств, оказывающих существенное влияние на размер риска.

Дополнительные коэффициенты

Закон "Об ОСАГО" предусматривает ставки, применяемые при расчете выплат по договорам для владельцев ТС:

  1. Которые сообщили обслуживающей организации заведомо ложные сведения об обстоятельствах, влияющих на размер премии, если это повлекло выплату меньшей суммы, чем та, которая могла бы быть перечислена потерпевшим.
  2. Умышленно содействовавших возникновению несчастного случая либо увеличению убытков, заведомо исказивших факты и обстоятельства для повышения величины компенсации.
  3. Нанесших ущерб в условиях, выступающих основанием для предъявления регрессных требований.

Срок договора

Он составляет год. Исключением являются только те случаи, которые предусматривает рассматриваемый Закон "Об ОСАГО". Продление договора осуществляется, если владелец ТС не позже 2 месяцев до окончания его действия не известил обслуживающую организацию об отказе его пролонгации. Выплата премии на новый период осуществляется согласно тарифам, существовавшим на момент ее отчисления. Действие продленного соглашения не прекращается, если просрочка платежа по премии не превышает 30 дней.

Поведение участников несчастного случая

Закон "Об ОСАГО" устанавливает ряд требований и правил для владельцев ТС, ставших участниками ДТП. В частности они должны сообщить другим лицам, попавшим в происшествие, сведения о договоре по их запросу. Данная обязанность возложена и на водителя, который управляет ТС при отсутствии страхователя. О причинении ущерба последний должен сообщить обслуживающей организации в срок и способом, установленным договором. До удовлетворения требований потерпевшего о возмещении ущерба он обязан уведомить об этом страховщика и осуществлять дальнейшие действия по его указаниям. Если к владельцу ТС или водителю предъявлен иск, обслуживающая организация должна привлекаться к участию в процессе.

Порядок определения размера компенсации

Величина выплаты, которая полагается пострадавшему в связи с причинением вреда, рассчитывается согласно правилам гл. 59 ГК. Потерпевший должен предоставить страховщику, осуществляющему исчисление, все документы и сообщить сведения, подтверждающие вред, его характер и объем. В случае наступления имущественного вреда потерпевший должен предъявить испорченные материальные ценности либо их остатки для осмотра и выполнения независимой оценки (экспертизы). Если данное мероприятие невозможно, страховщик обязан осмотреть ТС виновного. При необходимости проводится экспертиза автомобиля. Осмотр ТС или его оценка осуществляется в пятидневный срок с даты обращения потерпевшего, если другой период не был согласован сторонами правоотношений. Если страховщик не исполнил указанных выше требований, пострадавший вправе самостоятельно привлечь экспертов к осмотру ТС.

Выплата компенсации

Пострадавший может предъявить требование непосредственно страховщику. Соответствующее заявление с приложенными документами направляется по месту расположения обслуживающей компании или ее представительства. Рассмотрение поступивших бумаг осуществляется в 15-дневный срок с даты получения. В этот период организация обязана произвести выплату или отправить заявителю мотивированный отказ. До полного определения подлежащей к возмещению суммы страховщик может осуществить часть платежа, если от пострадавшего поступила соответствующая просьба. По согласованию с потерпевшим обслуживающая организация может выполнить ремонт поврежденных материальных ценностей.

Закон "Об ОСАГО": неустойка

В ст. 16.1 данного ФЗ разъясняются особенности рассмотрения возникших споров по договорам. Права и интересы потерпевших или страхователей, связанные с ненадлежащим исполнением или уклонением от выполнения страховщиком своих обязательств по договору, должны быть защищены по Закону № 2300-1. В том случае, если исковое требование физлица, выступающего в качестве пострадавшего, будет удовлетворено, суд налагает на обслуживающую организацию штраф. Его величина составляет 50% от разницы общей суммы выплаты, установленной по судебному решению, и размера платежа, произведенного в добровольном порядке. В случае несоблюдения сроков возврата премии, определенных правилами о страховании, обслуживающая организация выплачивает неустойку. Она составляет 1% от указанной суммы в договоре за каждый день неуплаты. Страховщик может быть освобожден от данной обязанности, а также от необходимости выплатить штраф, если докажет, что просрочка наступила вследствие форс-мажорных обстоятельств.

Компенсация премий

Гражданам, являющимся инвалидами и получившим ТС через органы соцзащиты, возмещается 50% от выплаченной ими суммы по договору страхования. Эта компенсация полагается в случае использования автомобиля лицом, которое имеет на него право, и еще одним водителем. Выплаты производятся в порядке, установленном правительством РФ за счет средств соответствующего бюджета. Государственные или местные структуры власти могут в пределах полномочий устанавливать частичные или полные компенсации премий и для других категорий граждан.

Выплаты в счет возмещения ущерба жизни/здоровью

Такая компенсация начисляются в тех случаях, если она не может быть уплачена по договору страхования. Такая ситуация может возникнуть вследствие:

  1. Признания страховщика банкротом.
  2. Неизвестности человека, который ответственен за нанесение ущерба.
  3. Отсутствия соответствующего договора, по которому застрахована ответственность лица, нанесшего вред. Это имеет место в случаях неисполнения указанным субъектом обязанности, установленной рассматриваемым ФЗ. Компенсация выплачивается в том случае, если требования потерпевшего удовлетворены не были, несмотря на совершение им всех надлежащих действий для получения суммы. Пострадавший может предъявить исковые требования в течение 2 лет.

Осуществление выплат

По требованию потерпевшего компенсацию может предоставить профессиональное объединение страховщиков. Оно должно действовать в соответствии с учредительной документацией и согласно данному ФЗ. Рассмотрение заявления пострадавшего, его удовлетворение и взыскание в порядке регресса может осуществлять лицо, работающее по условиям договора, заключенного с профессиональным объединением страховщиков. К возникающим между обществом и заявителем правоотношениям применяются общие правила, аналогичные для отношений между выгодоприобретателем и обслуживающей организацией. Данные положения используются постольку, поскольку другое не предусматривается в ФЗ и не исходит из сути указанных взаимодействий. Компенсационная выплата уменьшается на сумму, которая равна платежу, произведенному страховщиком либо лицом, виновным в возникшем ущербе.

Законом об ОСАГО обозначены базовые характеристики страховой ответственности водителей, предназначенные для защиты прав пострадавших от ненадлежащей эксплуатации транспорта постороними лицами, на покрытие затрат по возмещению вреда здоровью, жизни или имуществу.

Последние годы внесены в закон ОСАГО поправки, ознакомиться с которыми обязан каждый автовладелец.

В Федеральном законе № 40 об ОСАГО применяются специализированные понятия.

Наиболее востребованные среди них:

  • Транспортное средство – механизм, изготовленный для транспортировки человека, установленных на ТС иных механизмов или перевозки грузов.
  • Использование ТС – применение устройств для транспортировки, связанное с их передвижением по дорогам и иным территориям. К ним относятся дворы жилых домов, автостоянки, СТО, АЗС и прочие. Применение установленных на ТС механизмов, не связанное напрямую с участием в автомобильном движении, не считается использованием ТС.
  • Владелец ТС – собственник механизма или лицо, владеющее им по юридическим основаниям (аренда, распоряжение компетентных органов, доверенность и прочее). Владельцем не может считаться лицо, использующее транспорт для исполнения должностных обязанностей.
  • Водитель – человек, управляющий ТС. В процессе обучения вождению иных лиц водителем является инструктор.
  • Потерпевший – гражданин, здоровью, имуществу или жизни которого причинен ущерб в результате происшествия с использованием ТС. Потерпевшим может быть пешеход, водитель ТС, пассажир ТС.
  • Договор ОСАГО – страховой документ, в котором указаны обязанности страховщика при наступлении описанных случаев. За определенную плату страховщик обязан возместить ущерб потерпевшим. Договор – публичный документ, заключенный согласно положениям ФЗ.
  • Страхователь – владелец ТС, заключивший договор с компанией, осуществляющей страховую деятельность.
  • Страховщик – юридическое лицо, имеющее право заключать договоры ОСАГО по лицензии.
  • Страховой случай – возникновение ответственности владельца ТС за нанесение ущерба имуществу, здоровью или жизни иных лиц.

В законе об обязательном страховании автогражданской ответственности 2016 применяется большое количество различных понятий, но знание наиболее употребляемых существенно облегчит понимание ФЗ.

Принципы страхования таковы:

  • ОСАГО гарантирует компенсацию ущерба, нанесенного имуществу, здоровью или жизни пострадавшего.
  • Обязательность и всеобщность ОСАГО.
  • Недопустимость применения в России ТС, владельцы коих проигнорировали второй принцип страхования и не заключили договора ОСАГО.
  • Материальная заинтересованность владельцев ТС в соблюдении ПДД и повышении безопасности на дорогах.

Знание основных понятий и принципов упростит понимание пунктов договора ОСАГО.

Что изменилось?

Ежегодно в силу вступают новые положения ОСАГО. Со стороны владельцев авто можно увидеть не только положительные стороны, но и явно отрицательные.

Достоинства обновлений

В первую очередь, уменьшился срок рассмотрения заявлений от потерпевших: теперь это происходит 20 дней. Такие перемены дают возможность быстрее получить страховые выплаты, что очень радует обоих участников происшествия.

Важным изменением является возможность выбора способа получения возмещения ущерба: в денежном выражении или в возможности совершить ремонт за счет средств страховщика.

Если же ущерб причинен имуществу, не относящемуся к ТС, возмещение возможно только в денежном выражении.

Так, если автомобиль повредил крыльцо здания, врезавшись в него, хозяин помещения получит деньги, но не сможет потребовать произвести ремонт.

Увеличена неустойка потерпевшему за задержку выплат. Сегодня это 1% за каждые сутки просрочки. Это дает возможность получить увеличенную сумму в ситуации с нарушением прав владельцев ТС.

Снизился уровень износа запчастей автомобиля, учитывающийся при расчете выплаты. Сегодня этот уровень достигает 50%. Если раньше страховщик мог компенсировать только 20% стоимости детали, изношенной на 80%, то сейчас он обязан возместить половину стоимости новой детали. Особенно важно это нововведение для владельцев машин, имеющих длительный срок эксплуатации.

Сумма ущерба, выплачиваемая без оформления ДТП сотрудниками ГИБДД, возросла до 50 000 рублей. Оформление производится при одновременном соответствии требованиям:

  1. ДТП произошло между ТС, оба из которых имеют страховые договора.
  2. Ущерб причинен только двум указанным ТС.
  3. С обстоятельствами происшествия, с перечнем повреждений согласны оба участника, что фиксируется в извещении о ДТП. Бланк выдается страховщиком в момент получения полиса ОСАГО. Заполнен он быть должен по всем правилам.

Данное изменение касается владельцев, получивших страховые полисы после 1.08.14 года. В иных случаях сохраняется лимит в 25 000 рублей.

Изменение, особенно радующее автовладельцев, касается суммы выплат. На сегодня максимальный размер возмещения – 400 000 рублей. Особенно важно, что эта сумма не делится между участниками страхового случая, а предназначена для каждой стороны.

Для возмещения здоровья и жизни человека предназначается сумма до 500 000 рублей.

Недостатки

Основной негатив направлен на повышение тарифов. Установлены минимальные и максимальные значения, что дает возможность лавирования.

Базовые ставки для ТС категории «Б», владельцами которых являются физические лица, составляют 2440-2575 рублей – это говорит об увеличении на 25%.

Второй «минус» изменений – риск для виновника ДТП, оформившего происшествие без участия представителей ГИБДД. Страховщик может требовать возмещения материальных затрат с виновника в случаях:

  • Если в извещение страховщику отправлено по истечение 5 дней после ДТП.
  • Если автомобиль не был осмотрен экспертами страховщика или не был отдан в ремонт в течение 15 дней после ДТП.

Если при ДТП решено не обращаться в ГИБДД, следует учитывать все сопутствующие нюансы.

Закон об ОСАГО – новая редакция 2016 года

Ежегодно в закон вносятся изменения, больше или меньше влияющие на стороны, участвующие в страховых случаях. Наиболее заметные изменения последних лет были к 2016 году и к 2017.

Поправки в закон 2016

В июле 2016 года была произведена одномоментная замена всех действующих полисов ОСАГО. Важно, что затраты по этой процедуре в полном объеме легли на плечи страховщиков.

В связи с изменением размера возмещения ущерба транспорта до 400 000 рублей, и пострадавшим лицам до 500 000 рублей, увеличились размеры страховых выплат. Кроме того, изменились данные, применяемые для расчета суммы. Так, на 2016 год важны:

  • регион проживания;
  • мощность ТС;
  • категория ТС;
  • наличие прицепа;
  • коэффициент аварийности и размер ущерба;
  • возраст и стаж водителя;
  • количество лиц, допущенных к управлению ТС;
  • возраст ТС и срок страховки.

С 2016 года расчет покрытия расходов возмещение вреда здоровья потерпевшим производится по таблице. Упрощен порядок подтверждения полученного вреда здоровью и получение выплат.

Перечень лиц, являющихся получателями страховки в случае смерти потерпевшей стороны, расширен.

Введены поправки по введению получения электронного полиса ОСАГО.

Введено безальтернативное ПВУ. Это означает, что потерпевший может обращаться за возмещением в ту компанию, в которой приобретал полис. При этом сама компания не может отказать в рассмотрении возмещения.

При этом важно, чтобы в ДТП не пострадало иное имущество, кроме двух ТС. При учете количества ТС прицеп не считается.

Поправки 2017 года

Рассмотрим, что представляет собой новый закон об ОСАГО с 2017 года. На 2017 год в закон об автостраховании ОСАГО внесены следующие поправки:

  • Сроки осмотра повреждений составляют 5 дней со дня извещения страховщика о ДТП.
  • Запрет независимой экспертизы, при которой существовала возможность «подгонки» результата, выгодного одной стороне. В 2017 году данные таких экспертиз не имеют юридической силы.
  • Срок рассмотрения претензий страховщиками увеличен до 10 дней.
  • Полис ОСАГО не может быть заключен на срок менее 12 месяцев.
  • Возможность приобретения полиса через интернет. Лицо, предоставившее недостоверные сведения при такой покупке несет ответственность. При выявлении таких нарушений виновник ДТП будет полностью оплачивать нанесенный ущерб. Кроме того, он обязан возместить страховщику разницу в полисах.

» - согласно этому нормативному акту в ФЗ №40 Закон «Об ОСАГО» были внесены значительные коррективы. Закон подвергся самому крупному преобразованию в истории, пусть и не все запланированные изменения произвели. В частности, повышающий коэффициент к злостным нарушителям ПДД в 2017 году применяться не будет, хотя этот пункт вызвал наибольший резонанс.

Какие же поправки в закон «Об ОСАГО» - 2016 были одобрены и чего автолюбителям ждать от 2017-го?

Скачать полный текст закона "Об ОСАГО" ФЗ№40

Правительство позаботилось о доступности ОСАГО

В России есть несколько регионов, которые признаны «токсичными» - в этих областях страховщики вынуждены выплачивать водителям компенсации по ОСАГО чаще и в значительно больших размерах, чем в среднем по России. В число токсичных регионов входят Волгоградская, Ростовская, Ивановская, Мурманская и Челябинская области, а также Краснодарский Край.

Высокая аварийность в этих субъектах РФ связана прежде всего с неудовлетворительным состоянием дорог – в южных регионах, например, с дорогами настоящая катастрофа.

Следствием «токсичности» регионов является то, что купить полис ОСАГО здесь очень проблематично даже опытным и ответственным водителям. А ведь вождение без автострахования запрещено! Автомобилист оказывается в непростой ситуации: у него просто нет возможности не нарушать закон!

Правительство не стало «закрывать глаза» на эту парадоксальную ситуацию – её разрешению должна поспособствовать поправка в ФЗ №40, не менее резонансная, чем введение «штрафного» коэффициента (несостоявшееся). С 1 января 2017 года каждая из страховых компаний должна приступить к реализации так называемых e -полисов – то есть к продаже страховок через интернет.

У самих автостраховщиков эта поправка вызвала бурное негодование. Они утверждают, что им понадобится вложить уйму денег для того, чтобы интегрировать стабильные онлайн-сервисы для продажи полисов, хотя на самом деле это аргумент «для дураков» - сейчас с такой работой способен справиться любой студент-программист.

Благодаря новой редакции закона «Об ОСАГО» 2017 года автовладельцу больше не нужно ездить по всему городу на общественном транспорте и искать, где ему согласятся продать полис. Достаточно зайти на сайт любого автостраховщика в городе любой «токсичности» и отправить заявку на ОСАГО, приложив сканы своих документов. Страховщик не сможет «открутиться» от продажи полиса «повышенного риска», даже если сошлётся на временную неработоспособность своего портала – согласно законодательству, именно страховая компания обязана заботиться о том, чтобы интернет-сервис был доступен 24 часа в сутки.

Недоступность портала страховщика – основание для жалобы автомобилиста, а жалоба на юрлицо грозит обернуться шестизначным штрафом.

Какие ещё нововведения?

В Федеральный Закон №40 «Об ОСАГО» были внесены и другие заметные коррективы:

    Право регресса. Это право получили страховщики в качестве своеобразной «компенсации» за появление у них обязанности продавать электронные полисы. Требование регресса страхователю может быть предъявлено, если при покупке ОСАГО через интернет (или обычным способом – через офис) автомобилист указал о себе неверные сведения. Регресс предполагает, что водитель, ставший виновником ДТП, будет вынужден частично или полностью компенсировать ущерб пострадавшему – даже будучи застрахованным.

    Обязательный осмотр авто страховщиком. Прежде страхователю, заведомо уверенному в том, что страховщик предложит мало, позволялось сразу везти машину на экспертизу независимому специалисту. Закон ОСАГО с последними изменениями обязует автомобилиста в течение 5 дней предоставить ТС на осмотр именно страховщику, выслушать предложение и уже следом решать, устраивает ли оно его. Новый закон ФЗ-40 «Об ОСАГО» потому и снискал славу «направленного против автоюристов», ведь именно юристы сбивают автолюбителей «с панталыку», убеждая, что поиск компромисса со страховщиком – дело, заведомо обречённое на неудачу.

    Фиксированный срок осмотра. Кроме обязанности организовать продажу электронных полисов у автостраховщиков появилась и другая – проводить осмотр попавших в ДТП машин максимум через 5 дней после дорожного столкновения. Ранее этот же срок отсчитывался с момента, когда страхователь оказывался готов предоставить своё транспортное средство для осмотра.

Есть ещё одно важное нововведение, которое уже было реализовано в 2016-м году. Согласно новому закону «Об ОСАГО» с октября 2016 года прекратили продавать полисы старого типа (зелёные) – в продаже остались только розовые, с повышенной защитой.

Закон «Об ОСАГО»: ключевые моменты

Несмотря на то что в закон «Об ОСАГО» внесли множество корректив, основные постулаты и структура нормативного акта остались неизменными. В преамбуле закона сказано, что целью ФЗ №40 является защита прав пострадавших в ДТП. Обратите внимание, что в ней ничего не говорится о защите прав страховщиков.

Закон состоит из 34-х статей, поделённых на 6 глав:

    Общие положения. Статьи этой главы рассказывают о том, что такое транспортное средство, компенсационная выплата, страховой тариф и прочее. Здесь же устанавливаются принципы автострахования в России – одним из главных является всеобщность: застраховаться должен каждый водитель.

    Условия и порядок осуществления страхования. Фактически именно во второй главе и приводится вся наиболее важная для автомобилиста информация – например, как определяется размер страховой выплаты, как следует спорить со страховщиком. Автомобилисту, у которого мало времени на изучение ФЗ №40, следует начать со второй главы и ею же закончить.

    Компенсационные выплаты. Целая глава закона выделена под то, чтобы рассказать водителям, в каких случаях они имеют право на компенсации и как этих самых компенсаций добиться. Глава достаточно короткая: прочесть её стоит хотя бы потому, что в ней говорится о лимитах сумм компенсационных выплат.

    Страховщики. Ещё одна короткая глава – её содержание едва ли будет интересно обывателям. Во-первых, здесь присутствует информация, полезная только для самих страховщиков, во-вторых, придётся приложить массу усилий, чтобы перевести текст главы с юридического на русский.

    Профессиональное объединение страховщиков. Эта глава, как можно догадаться, описывает цели существования, функции и обязанности союзов и ассоциаций страховщиков.

    Заключительные положения. В последней главе речь идёт о способах коммуникации страховщиков с государственными органами, а также о международных системах страхования.

Новый закон «Об ОСАГО» направлен на достижение нескольких целей: первая - повышение доступности полисов автострахования в России, вторая – установление контакта между страховщиками и страхователями. Государство хочет, чтобы эти две стороны нашли способ решать споры без обращения к судебным инстанциям и третьим лицам. Больше остальных недовольны новой редакцией ФЗ №40 автоюристы – ведь именно они и есть третьи лица, которые на конфликтах страховых компаний и автомобилистов зарабатывают деньги.

а) заявление о заключении договора обязательного страхования;

Б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);

В) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);

Г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);

Д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);

Е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона).

3.1. В заявлении о заключении договора обязательного страхования страхователь вправе указать станцию (станции) технического обслуживания, которая соответствует предусмотренным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и выбрана им из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания, либо при наличии согласия страховщика в письменной форме иную станцию технического обслуживания, на которой страховщиком, застраховавшим ответственность страхователя, при наступлении страхового случая будет организован и (или) оплачен восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства в рамках прямого возмещения убытков.

При подаче потерпевшим заявления о прямом возмещении убытков в случае отсутствия у страховщика возможности организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им при заключении договора обязательного страхования станции технического обслуживания потерпевший вправе выбрать возмещение причиненного вреда в форме страховой выплаты или согласиться на проведение восстановительного ремонта на другой предложенной страховщиком станции технического обслуживания, подтвердив свое согласие в письменной форме.

4. По соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования. В случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, указанные документы могут представляться в виде электронных копий или электронных документов либо посредством получения страховщиками доступа к сведениям, содержащимся в документах, указанных в подпунктах "б" - "е" пункта 3 настоящей статьи, путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

5. При заключении договора обязательного страхования владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и временно используемого на территории Российской Федерации, представляет документы, предусмотренные подпунктами "б", "г", "д" пункта 3 настоящей статьи, а также один из документов, указанных в подпункте "е" пункта 3 настоящей статьи, или документ о проведении технического осмотра, выданный в иностранном государстве и признаваемый в Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации.

6. Владельцы транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров по маршрутам регулярного сообщения, обязаны информировать пассажиров об их правах и обязанностях, вытекающих из договора обязательного страхования, в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

6.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 28.07.2012 N 131-ФЗ.

7. При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков. Страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора обязательного страхования вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности.

7.1. Страховщик обеспечивает контроль за использованием бланков страховых полисов обязательного страхования страховыми брокерами и страховыми агентами и несет ответственность за их несанкционированное использование. Для целей настоящего Федерального закона под несанкционированным использованием бланков страховых полисов обязательного страхования понимается возмездная или безвозмездная передача чистого или заполненного бланка страхового полиса владельцу транспортного средства без отражения в установленном порядке факта заключения договора обязательного страхования, а также искажение представляемых страховщику сведений об условиях договора обязательного страхования, отраженных в бланке страхового полиса, переданного страхователю.

В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего владельцем транспортного средства, обязательное страхование гражданской ответственности которого удостоверено страховым полисом обязательного страхования, бланк которого несанкционированно использован, страховщик, которому принадлежал данный бланк страхового полиса, обязан за счет собственных средств возместить причиненный вред в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для осуществления страхового возмещения, за исключением случаев хищения бланков страховых полисов обязательного страхования при условии, что до даты наступления страхового случая страховщик, страховой брокер или страховой агент обратился в уполномоченные органы с заявлением о хищении бланков. Принадлежность бланка страхового полиса обязательного страхования страховщику подтверждается профессиональным объединением страховщиков в соответствии с правилами профессиональной деятельности, предусмотренными подпунктом "п" пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Неполное и (или) несвоевременное перечисление страховщику страховой премии, полученной страховым брокером или страховым агентом, не освобождает страховщика от необходимости исполнения обязательств по договору обязательного страхования, в том числе в случаях несанкционированного использования бланков страхового полиса обязательного страхования.

В пределах суммы компенсации, выплаченной страховщиком потерпевшему в соответствии с настоящим пунктом, а также понесенных расходов на рассмотрение требования потерпевшего страховщик имеет право требования к лицу, ответственному за несанкционированное использование бланка страхового полиса обязательного страхования, принадлежавшего страховщику.

7.2. Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В случае, если страхователь выразил желание заключить договор обязательного страхования в виде электронного документа, договор обязательного страхования должен быть заключен страховщиком в виде электронного документа с учетом требований, установленных Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом указанный официальный сайт страховщика может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком, являющимся оператором этой информационной системы, и профессиональным объединением страховщиков, являющимся оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Перечень сведений, предоставляемых страхователем с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при создании заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, определяется правилами обязательного страхования.

Доступ к официальному сайту страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для совершения действий, предусмотренных настоящим пунктом, может осуществляться в том числе с использованием единой системы идентификации и аутентификации или официального сайта профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В случае, если предоставление страхователем при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа недостоверных сведений привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к страхователю, предоставившему недостоверные сведения, при наступлении страхового случая, а также взыскать с него в установленном порядке денежные средства в размере суммы, неосновательно сбереженной в результате предоставления недостоверных сведений, вне зависимости от наступления страхового случая.

При осуществлении обязательного страхования заявление о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, направленное страховщику и подписанное простой электронной подписью страхователя - физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя - юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Непосредственно после оплаты страхователем страховой премии по договору обязательного страхования страховщик направляет страхователю страховой полис в виде электронного документа, который создается с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". По желанию страхователя страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности, может быть выдан ему в офисе страховщика бесплатно или направлен страхователю за его счет посредством почтового отправления. При этом цена, по которой страхователем оплачивается услуга по направлению ему страхового полиса, оформленного на бланке строгой отчетности, указывается отдельно от размера страховой премии по договору обязательного страхования.

Одновременно с направлением страхователю страхового полиса в виде электронного документа страховщик вносит сведения о заключении договора обязательного страхования в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

8. В период действия договора обязательного страхования страхователь незамедлительно обязан сообщать в письменной форме страховщику об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования.

9. При получении от страхователя сообщения об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) предоставленных при заключении этого договора, страховщик вносит изменения в страховой полис обязательного страхования, а также в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, не позднее пяти рабочих дней с даты внесения изменений в страховой полис обязательного страхования.

10. При прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленном страховом возмещении и о предстоящем страховом возмещении, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховом возмещении и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования (далее - сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

10.1. При заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии случаев страхового возмещения, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

11. Банком России устанавливаются форма заявления о заключении договора обязательного страхования, форма страхового полиса обязательного страхования, форма документа, содержащего сведения о страховании, форма заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и форма бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии.

Требования к использованию электронных документов и порядок обмена информацией в электронной форме между страхователем, потерпевшим (выгодоприобретателем) и страховщиком при осуществлении обязательного страхования, в частности признание информации в электронной форме, подписанной простой электронной подписью, электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, устанавливаются Банком России с соблюдением требований Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".


Судебная практика по статье 15 ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ

    Постановление от 5 сентября 2018 г. по делу № А02-620/2018

    Седьмой арбитражный апелляционный суд (7 ААС)

    Ул. Неглинная, 12) о признании незаконным постановления от 27.03.2018 № ТУ-84-ЮЛ-18-3219/3110-1 о привлечении к административной ответственности по статье 15 . 34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Третье лицо: Киреев Николай Николаевич (Иркутская область, Усольский район, р.п. Тельма, ул. Лесная, 9). У С Т А...

    Постановление от 29 августа 2018 г. по делу № А40-22874/2018

    Девятый арбитражный апелляционный суд (9 ААС)

    На сайте Страховщика, что привело к незаключению договора ОСАГО в виде электронного документа, то есть нарушил пункт 22 Указания №4190-У, пункт 7.2 статьи 15 Федерального закона №40-ФЗ, пункт 1.11 Правил № 431-П; не осуществил сплошную непрерывную регистрацию и хранение информации о действиях страхователя (лиц имеющих намерение заключить договор) и...

Случайные статьи

Вверх