Почему я стала учителем (эссе). Эссе учителя

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе

любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.»

Лев Николаевич Толстой

Опираясь на цитату Льва Николаевича Толстого можно сделать вывод, что учитель-это профессия, которая объединяет в себе любовь к делу и к ученику.

Почему я стала учителем? Отвечая самой себе на данный вопрос, вспоминаю свои школьные годы. С ранних лет мне нравится эта профессия. Иногда приходя домой, я брала сборник диктантов по русскому языку, рассаживала моих бабушек за столом и диктовала им диктант, как настоящая маленькая учительница. Они подыгрывали мне, делая кучу ошибок в своих диктантах, а я с большим увлечением проверяла их и ставила оценки. Наверное, каждый из нас, выбирая свой дальнейший путь, свою профессию, ориентируется на тех людей, которые рядом, которые влияли на наше восприятие жизни и чей опыт и умения вызывали в нас хорошую зависть.

Свою первую учительницу я встречаю до сих пор и вспоминаю те минуты, которые она нам посвящала. Она была довольно таки строгой и рассудительной, достаточно требовательной и в меру доброй. Она воспитывала в нас любовь и доброту к миру, к людям. Для мне учителя нашей школы были образцом идеала, к которому нужно было стремиться. Они воплощали в себе мастерство своего дела и любовь к нам.

В моей жизни были переломные периоды, когда мечталось быть просто продавцом и парикмахером. Закончив 11 классов, я стала учиться на факультете иностранных языков в педагогическом институте. Сначала для меня выбор факультета не имел никого значения. Просто он основывался на то, что был рядом с домом и можно было продолжать совершенствовать свои знания в английском языке. На 4 и 5 курсе мы, как студенты, отправлялись на практику в школе. Это были незабываемые впечатления, так как мы возвращались в школу в новой должности- молодого учителя. К каждому уроку, который проводился, готовилась с большим интересом и особенным подходом. Мне помогали учителя в составлении моих первых уроков, что значительно помогало преодолевать страх и препятствия перед новому и неопробованному. После окончания института, устроилась работать в городскую школу. Для меня первый год выдался очень сложным. Пришлось преодолевать различные подходы в своей молодой учительской жизни. Самым интересным для меня было это подготовка материала для каждого урока и увидеть горящее глаза детей, стремившихся получить новые знания.

Закончив институт, я стала молодым педагогом школы. Авторитет приходил постепенно. Но «дорогу осилит идущий». Чтобы авторитет приобрести, педагогом надо быть 24 часа в сутки. Педагог - это образ жизни. Очень важно ощущение собственных изменений и возможностей.
Успех моего труда: желание стать Педагогом. Какими же качествами должен обладать настоящий учитель? Какими принципами должен руководствоваться настоящий учитель? Эти вопросы я не перестаю задавать себе и сейчас. И каждый раз повторяю: любовь к детям и бесконечное терпение. Учи, направляй, подсказывай, вдохновляй, но помни: «не навреди».

На уроке, как и в жизни, нужно быть искренним, живым. Но прежде всего надо позаботиться о том, чтобы было что выражать искренне, естественно и живо. Педагог вводит ребёнка в жизнь. И именно он должен ясно представлять, что это такое. Должен объяснить ребёнку, что такое жизнь, какое место в ней занимаем мы. Именно педагог должен научить ребёнка понимать себя, других. Опыт педагогической работы убеждает, что всему этому учит школьная жизнь.

Человек выбирает профессию на всю жизнь, и чтобы потом многие годы каждое утро хотелось идти на работу, нужно выбрать то занятие, к которому лежит душа, когда ты чувствуешь, что это дело именно для тебя, оно твое. Что же мне с собой поделать, если я твердо знаю, что профессия учителя - это мое счастье, без нее я не смогу прожить жизнь и сказать, что она прожита не зря. Словно мной что- то управляет, как будто я подчиняюсь какой - то невидимой силе, она толкает меня, движет к тому, что мне, действительно, дорого. Много раз я представляла себя инженером, врачом, экономистом, да кем только не была в своих мечтах, но постоянно (всегда) возвращалась к одному. Я - учитель! Учитель на всю жизнь!

Кто-то с юности понимает, чего хочет, и осознанно двигается по рельсам институт-практика-работа. Кого-то ведут те самые неисповедимые пути, которые невозможно просчитать и предвидеть.

Да и в самой профессии каждый обустраивается по-своему. Для одних она становится призванием на всю жизнь, для других - работой на несколько лет, с поспешной формулировкой «больше никогда».

Мы поговорили с пятью разными людьми, чьи судьбы объединяет только одно - так или иначе, все они посвятили себя школе.

О. В., учитель русского языка и литературы

Образование: Московский государственный педагогический институт им.В.И.Ленина

Стаж работы в школе: 35 лет. Сейчас на пенсии.

Мне было почти 30 лет, когда я пришла работать в школу. Учительница моего старшего сына как-то пожаловалась, что у них в школе никак не могут найти педагога по русскому языку, и я поняла, что судьба предоставляет мне долгожданный шанс. Ситуация осложнялась двумя вещами: во-первых, начинать мне предстояло не первого сентября, а первого апреля, то есть «подхватывать» класс в четвёртой, заключительной четверти, имея в перспективе годовые контрольные работы. Вторая сложность была не менее серьёзной: в школе, куда я выходила на работу, не только учились оба моих сына, её еще и закончил мой муж. Нашу семью тут знали как облупленную, что делало груз ответственности ещё более тяжёлым.

Так как в институте была в основном теория, а тут надо было к настоящим детям выходить, решила подготовиться - нашла себе «учительницу». Всю третью четверть ходила к знакомой на уроки в другую школу. Поняла, что класс надо сразу «ухватить», с первого раза завладеть их вниманием, тогда в дальнейшем все сложится нормально. Первый урок - самый важный.

Как сейчас помню: день такой яркий, солнечный, и сидят мои тридцать шесть деток, умненькие, с ясными глазками…

А через три дня ко мне на урок пришла директор школы.

Но на самом деле я не волновалась. Вообще старалась все волнения и заботы оставлять за стенами школы. Бывало, выходишь утром из дома и думаешь - надо купить то и это. Но ни разу в жизни не было, чтобы я выходила из школы и об этом помнила. Поэтому дома старалась сделать все заранее. Вот подходишь уже вечером к своей двери и думаешь «Какое счастье, что у меня в холодильнике суп готовый есть».

А ещё я детям всегда старалась помогать. На каждого в выпускных классах вела своего рода досье - кто какие доклады делал, кто что писал и какие стихи учил. Это чтобы потом на экзамене по литературе, если видела, что «плавает» по основным вопросам, задавала дополнительные, специально по темам, которые ребёнок точно знает. До сих пор не знаю, замечал это кто-то или нет. Но в то же время следила, чтобы программу целиком все освоили. Когда мой первый класс выпускался, они сделали стенгазету.

Меня изобразили стоящую на толстенной книге с надписью «Программа» и с пистолетом в руке. Зато завуча, странную женщину, зимой и летом носящую серый пуховый платок нарисовали под пляжным зонтиком и в бикини. Так никто и не понял, что они этим хотели сказать.

Т. Н., учитель французского языка

Образование: Московский государственный педагогический университет

Стаж работы в школе: 4 года.

Недавно поняла, что с семи лет я хожу в школу каждое 1 сентября. Сначала сама там училась, потом работала, потом отвела туда ребёнка. В мой первый настоящий рабочий год у меня получилось целых два первых сентября. Честно говоря, первое Первое сентября я плохо помню. Это была школа на далёкой и не самой благополучной окраине Москвы. Я была тогда еще совсем юной и вела довольно неформальный образ жизни, что в первую очередь отражалось на моей внешности.

На праздник начала учебного года я явилась в разноцветных брекетах, розовом пальто из европейского секонд-хенда, зеленых джинсах и жёлтых валенках. Даже не знаю, кто тогда больше удивился - я, учителя или дети.

В первый же день мне дали два шестых, один четвёртый и один третий класс. Сто детей, каждого из которых надо было, как минимум, запомнить. Дело осложнялось тем, что я преподавала второй иностранный язык. А в его важности не только дети сомневались, но и родителям зачастую было на него наплевать. Поэтому моей единственной заботой было мотивировать детей делать хоть что-нибудь. Мой предмет для них вообще был неважен - никаких экзаменов, ЕГЭ, даже контрольных срезов у меня никогда не бывало, что, кстати, сильно облегчало мою жизнь. Дети посообразительнее мне так и говорили: «Я и с английским везде справлюсь». А те, кто попроще, с детства были уверены, что никогда никуда не поедут. Почти у всех родители на рынке работали, какая там Франция.

Но своим настоящим Первым сентября я считаю 10 января, когда я вышла на работу уже в другую школу, где и произошла трансформация моей личности.

Из-за моего роста меня в принципе путали со старшеклассницами. В первой школе я так неуклюже и неловко притиралась, и в плане внешнего вида, и в плане поведения, поэтому во вторую школу я уже носила только юбки, пиджаки и шпильки. И сняла брекеты.

Курьёзов, конечно, было множество. Вот, например, однажды я на уроке заснула.

В те годы я работала по субботам и часто приезжала в школу прямо с пятничных вечеринок. Не было смысла ложиться спать с четыре утра, если в семь всё равно вставать. В тот раз я задала детям учить что-то наизусть. И как-то они, видимо, тихо и медленно рассказывали… Не знаю, заметили ли. Это пятый класс был, маленькие ещё.

Самое грустное в школе - это неадекватные родители. Иногда дети из-за развода родителей портились прямо на глазах. Был у меня один мальчик, натуральный хам. Грубил вообще всем. Когда его мама захотела ко мне прийти, я думала: ну всё, сейчас придёт такая же. А приходит такая мама, чуть не плачет и говорит, мол, знаю, что хамит. Это потому, что у него отец хамло. А отец там какой-то олигарх, постоянно брал сына с собой на всякие встречи и тусовки. В итоге пришлось сказать мальчику, что у меня есть мобильный его отца и только это смогло его приструнить.

А самая большая моя победа - один девятиклассник-двоечник. Меня его мама, бухгалтер школьный, попросила натянуть на тройку. И при этом так, чтобы учителям не было стыдно эту тройку ставить. От него отказались все наши пятнадцать учителей иностранных языков. Он пришёл и сказал, что он всех в этой школе довел и со мной тоже справится. Но я его измором взяла. Вместо часа приходилось заниматься три. Он ломал ручки, кидал их в стену, рвал тетради, жаловался на головную боль. Но я его из кабинета не выпускала, пока он не давал мне правильный ответ. В итоге сдал даже на четвёрку.

А. В., классный учитель вальдорфской школы

Образование: Московская финансовая академия

Стаж работы в школе: 6 лет

Я проработала менеджером клиентского отдела в рекламном агентстве восемь лет. Потом - управляющим директором в цветочном салоне. И чем дальше я продолжала свою менеджерскую карьеру, тем больше понимала, что не хочу всем этим заниматься. И тем тяжелей становилось день ото дня осознавать, что не вижу в работе никакого смысла, но при этом она отнимает очень много времени. Фактически, я не жила очень большую часть своей жизни.

Я не могу сказать, что хотела стать именно учителем. Я и сейчас не уверена, что я учитель. Но тогда я рассматривала разные варианты. Например, няней в детском садике. Или в детском доме - там я больше всего хотела работать.

Из бизнеса уходить было страшно, как вообще страшно кардинально менять жизнь. Но я общалась с друзьями, у которых были дети, смотрела вдохновляющие фильмы, читала книги, особенно Януша Корчака.

В какой-то момент подруга подкинула идею пойти менеджером в школу Монтессори, чтобы понять, надо мне это или нет. А потом я узнала про вальдорфскую школу.

Стала читать про вальдорфскую педагогику и поняла, что мне только туда. Одна из школ оказалась рядом с моим домом. Я, честно говоря, не думала, что меня возьмут учителем. Позвонила, а там как раз сложилась ситуация, что не было учителя 1 класса. И меня очень быстро взяли.

Сейчас я оцениваю весь свой учительский опыт как очень неоднозначный.

Я испытывала огромный страх. Это вообще основное чувство, которое сопровождало меня все шесть лет.

Еще накануне 1 сентября этот страх сковал меня полностью. Сейчас смотрю записи того дня, и вроде всё хорошо, и я живая, но на самом деле была замороженная. Позже на вопросы в учительской о том, как оно было, ничего не могла ответить - просто потеряла дар речи. Через несколько дней, когда стала приходить в себя, смогла заплакать. А потом уже и говорить начала.

Дети - это совершенно другие существа. Инопланетяне. Я до этого даже целый день с детьми не проводила, а тут им нужно всё время и энергию отдавать. Дети всегда внутренне резонируют, становятся такими же, как ты. Если учитель напряжен, то и класс пребывает в тревожности. А если от учителя идет уверенность и спокойствие, то это тоже сразу передается детям.

Однажды, в пятницу в конце дня один мальчик из моего класса воскликнул «Как же хорошо, что завтра выходной». Я вдруг тоже подумала, какое это счастье, что завтра суббота. И так как то расслабилась и успокоилась. А потом смотрю на ребят - все сосредоточенно работают, никто не хулиганит, не шумит. Им как будто моё состояние передалось, и всё стало мирно и гладко.

Не знаю, насколько принципиально, что у меня не было педагогического образования. Возможно, с одной стороны это мне бы помогло, но с другой, понадобилось бы время, чтобы отойти от стереотипов.

М. Г., учитель английского языка в частной школе

Образование: Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина

Стаж работы в школе: 23 года

Сразу после института я попала на работу в школу в отдаленном рабочем районе. Мне достался седьмой класс - трудные, но уверенные в себе подростки. В институте нас учили только учить, а про то, что придётся ещё и воспитанием заниматься, никто не говорил. Приходилось самой придумывать какие-то трюки, вспоминать, как с нами учителя обходились, чтобы мы не шумели и делали домашнее задание. В целом это был кошмар, от которого меня спасла беременность.

Тогда же я решила, что больше никогда не буду учителем.

Но так же, как ребенок спас меня от школы, он же туда и привёл. Когда пришло время, я стала искать для него школу, задавшись целью найти такую, где ему было бы не так плохо, как было мне. Поэтому искала что угодно, только не традиционную систему. Поскольку на фоне развала Советского Союза начали вырастать прекрасные цветы частных школ, очень скоро через знакомых я нашла подходящую.

Мне просто понравились там люди. Я настолько была ими очарована, что даже никаких вопросов не задавала. И когда меня спросили «А не хотели бы вы у нас работать?», я, недолго думая, сказала, что хочу.

Сначала было не страшно, хоть и волновалась. Мне дали первый и второй классы, и всё было похоже больше на игру, чем на работу. Я мало что понимала, но мне всё нравилось. Я тогда не осознавала сама себя и не понимала, что я делаю. Это сейчас я могу сказать, что мы, учителя, выходим в класс как на сцену, мы актёрствуем, мы немножко в маске. Но тогда рефлексии не было.

Волнение прошло, когда начались проблемы с дисциплиной. Вообще, когда перестаешь думать о себе - тогда волнение и проходит. Когда надо класс утихомиривать, придумывать какие-то фокусы, чтобы все глаза были на тебя, о себе не думаешь.

На самом деле волнение - это забота о том, как я сейчас выгляжу. Когда переключаешься на детей, на материал, становится не до того.

Сейчас всё по-другому. Это как игра в спектакле. Новички волнуются, нервничают. А потом, когда много играешь, волнение уходит. Приходит удовольствие, но и трепет остается. Сейчас я иду в каждый новый класс именно с трепетом, который окрыляет, придаёт энтузиазма, вдохновения. Это уже приятное чувство.

Негатив с опытом тоже накапливается. Когда из года в год повторяешь свои ошибки и осознаёшь это. Вот говоришь себе в начале учебного года: «Я очень строго должна следить вот за этим, у меня это не идёт, и я знаю, как это исправить». А к концу года смотришь и понимаешь, что не вышло. Может, это завышенные требования. Но нельзя сказать, что негативный опыт мешает. Любой опыт ценен, а негативный указывает, над чем ещё нужно работать.

Самое грустное - это когда дети уходят.

Не выпускники - там другая грусть, светлая, естественная. Жалко, когда срывают с процесса, а ты понимаешь, что рано и ещё много можно дать.

Грустно, когда родители не понимают, что ты делаешь, и ещё грустней, когда родители не понимают своего ребёнка. Бывают особенные дети. А родители не хотят видеть, что их ребёнок - другой. И тогда ничего не получается. Ты видишь проблему, а они нет. Возникает недовольство, ребёнка «форсируют», на самом деле загоняя в угол.

Часто родители не понимают, что ребёнок - это не маленький взрослый. Это даже пока не совсем человек. Когда мы говорим слово «человек», у нас возникает образ никак не ребенка. Есть такой образ - росток, бутон и цветок. То есть дитя, юноша/девушка и человек. Родители часто считают, что эти фазы выглядят как «маленький цветок, побольше цветок и совсем большой цветок». Это ошибка. И в этом бывает камень преткновения. Родители не учитывают возраста, а мы как раз с возрастом и работаем. Появилось у ребенка логическое мышление - пошли на логику работать. Потом из логики родилось мышление, собственное, а не из подражания - начинаем с мышлением работать. Но когда призывают к мышлению в возрасте младшей школы - это насилие. Мы, семья и школа, должны быть как два берега - надежные, ровные. А ребёнок течет между нами, как река. А если мы разваливаемся, ребёнку очень тяжело.

Очень важно каждого ребенка полюбить. Не как родственника, а вселенской любовью. Иначе ничего не получится. Это бывает трудно, и у меня даже бывало, когда не удавалось полюбить за все девять лет.

Собой лично я никогда не горжусь. Это всегда связано с классом. Если я чувствую гордость, это автоматически означает, что дети проявили себя хорошо. Успешный урок - это коллективная работа, и там не только мое участие.

В. Б., учитель физики

Образование: Ленинградский государственный университет, геологический факультет, кандидат геолого-минералогических наук

Стаж работы в школе: 18 лет

Лет за двадцать до прихода в школу где только не работал. И в отраслевой науке, и в академической, и на производстве. После распада СССР занимался охраной природной среды, да и другие были необычные занятия. Так что для меня круто менять жизнь - не ново. Не скажу, что легко, но и не невозможно.

Говорят: есть время собирать камни, и есть время их разбрасывать. Так вот я своих камней насобирал. Пусть теперь ловят.

Моим первым классом был восьмой. С одной стороны - подростки, сложно. А с другой - люди, они и есть люди. Если с ними по-человечески, то и они откликнутся. Только вначале недоумевал, как можно не понимать очевидных вещей? Потом научился: если человек заблуждается, нужно показать ему пагубность его заблуждений. Ведь ни один не хочет себе плохого.

Идеальный учитель - это человек, к которому можно обратиться с насущным вопросом. Учитель не учит, у него учатся. Вообще каждый учит себя сам. Насильно вбить что-то кому-то в мозг невозможно. Хороший учитель - это проводник в огромный мир возможностей и энергии, который нас окружает, но воспользоваться этим миром может только сам человек.

А ещё для учителя важно терпение. Обучение, познание - это долгий процесс, не имеющий отношения ни к педагогу лично, ни к области знаний, которую тот представляет. Надо только понять, что у нас впереди вечность, это и означает терпеть, ждать. Но не пассивно, а действуя. «Ждать, не ожидая», как говорили древние. А ещё быть бдительными, не дремать, быть готовыми практически ко всему.

Однажды у нас было собрание с классом, который вёл себя и учился совершенно отвратительно. На душераздирающий вопль одного из учителей - «И что же делать, по-вашему?» - один мальчик поднимает руку и говорит «Надо немножечко потерпеть». Он прав, хоть это и сложно.

Иногда, конечно, хотелось все бросить, уйти в науку. Но потом понимал, что того, что я там ценил, уже нет. И дело не в том, что я «залип» на преподавании. Просто пока не все камни выкинул. Пока кто-то ловит, покидаю. Камней-то запасено много.

И литературы

Почему я стала учителем

(эссе)

Работая в школе больше 30 лет, наверное, никогда не задавала себе вопрос, почему я стала учителем. Отчего мне не приходило в голову поразмышлять об этом раньше? Может быть, потому, что не хватало времени, может быть, потому, что для меня это так же естественно и органично, как дышать, видеть небо и солнце, может быть, потому, что это в какой – то степени предполагает подведение итогов. Сейчас, когда за плечами много лет работы в школе, наверное, можно осмыслить всю эту огромную школьную жизнь, которая пролетела так стремительно, но оставила столько впечатлений и незабываемых отметин на сердце,

Почему же я стала учителем, ведь до меня в нашей семье не было педагогов, кто сыграл бы определённую роль в выборе этой удивительной профессии. Наверное, надо вернуться в далёкие 60-е годы. Обычное село на Белгородчине, простая крестьянская семья, но как же почитали в ней книгу, знания! А знания тогда для меня, девчонки, ассоциировались только со школой. Я с завистью смотрела, как мои старшие сёстры и брат складывали в портфель книжки и тетрадки, ручки и карандаши и отправлялись в школу. Я торопила время. Когда же, когда я возьму в руки портфель, надену красивое коричневое платьице, нарядный фартучек и сяду за парту. И вот я в школе. На меня ласково смотрят глаза моей первой учительницы Чеботарёвой Евдокии Ивановны. Именно в тот момент я уже неосознанно, но точно знала, что в моей жизни сделан очень важный выбор - я буду учителем. Красивая, добрая, строгая, всегда спокойная, выдержанная. Хотелось подражать ей во всём: её голосу, её походке, особенностям её речи. Для меня моя первая учительница Евдокия Ивановна Чеботарёва – начало всех начал.

Почему я стала учителем? Может, потому, чтобы встретить моих первых учеников не здесь, в России, а там, на Кавказе, в Чечне. Мне никогда не забыть моих первых учеников. Стройная, грациозная, очень внимательная и прилежная Хава Шамсуева, целеустремлённый, уверенный в себе Руслан, Алихан, скромный, интеллигентный мальчик, потрясающий художник, очень горячий, своенравный Казбек. Я часто думаю, как сложилась жизнь моих мальчиков и девочек после всех тех трагических событий. Именно там, в Чечне, я поняла, что сделала правильный выбор – выбор на всю жизнь.

А может, я стала учителем потому, чтобы испытать вместе с моими ребятами глубокое духовное единение, когда мы с восторгом смотрели на сцене Белгородского академического театра имени Щепкина « Бешеные деньги» Островского и «Ромео и Джульетту» Шекспира. А потом возвращались домой и бурно обсуждали увиденное. Слушая своих учеников, я с удовлетворением отмечала про себя, что сегодня они поднялись на ступенечку выше в своём духовном развитии. И ничего, что мы возвратимся домой к двенадцати ночи, а завтра 6 уроков, и, значит, лечь придётся под утро, чтобы завтра прийти в класс и не обмануть ожидание пытливых глаз, устремлённых на тебя.

А может, я стала учителем потому, чтобы потом долго вспоминать удивительный поход с моими девятиклассниками после выпускных экзаменов, когда ночью вдруг разразилась гроза, ослепительно сверкала молния, а мы сидели, тесно прижавшись друг к другу, в протекающей палатке, взятой на прокат. При каждом раскате грома взвизгивали девчонки, а мальчики вели себя так солидно, по - мужски, подбадривали, и нам совсем не было страшно, потому что рядом были они, такие надёжные и смелые. А потом вдруг наступила такая удивительная тишина, мы откинули полог, и в палатку ворвался дурманящий запах разнотравья, чистого воздуха. И ребята, как малыши, бегали по мокрой траве и были так счастливы, как никогда на свете. Но больше всех счастлива была я за моих мальчишек и девчонок.

А может, я стала учителем потому, что ни в какой другой профессии нет того ощущения единения, сотрудничества со своими учениками, как в школе на уроке. Мне очень близки слова Януша Корчака из книги «Как любить ребёнка»: «Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договорённость, вера в сотрудничество, в совместную жизнь» должны определять наше общение с детьми. Именно учитель создаёт основу сотрудничества. Не забыть мне подготовку к интегрированному уроку по литературе в выпускном классе «Год великого перелома». Вместе с учителем истории мы определяли круг вопросов для обсуждения, отбирали исторический материал, художественные произведения, отражающие годы коллективизации , Это и роман Б. Можаева «Мужики и бабы», и повести В. Быкова «Облава» и «Овраги» Антонова, стихи Мандельштама. Многое открыли для себя ребята и в ходе подготовки к уроку, и на уроке. Никого не оставило равнодушным письмо Фёдора Раскольникова Сталину от 01.01.01 года. О многом заставило задуматься произведение В. Быкова «Облава», повествующее об облаве сына на собственного отца. Кажется, после этого урока ребята стали какими-то повзрослевшими, возмужавшими. Я видела это по их лицам, когда звучало стихотворение О. Алексеева «Вопрос»

С холодным ликом мертвеца

Сын отрекался от отца.

Отец молчал, он был не глуп.

Дышал махрою тесный клуб,

Да мужики судачили:

«Без дела раскулачили»

Отец в чужих краях гостил,

Но сыну после всё простил…

Спросил меня однажды дед:

«А ты б отрёкся или нет?»

На таких уроках идёт серьёзная работа мысли и чувства. Основой сотрудничества учителя и ученика становится стремление понять друг друга, и это понимание помогает молодым познать окружающий мир, жизнь. На таких уроках особый микроклимат, потому что здесь собрались люди, доверяющие друг другу, единомышленники.

Почему я стала учителем? Может, потому, чтобы вместе со всеми участвовать в реформе образования, ведь образование - это передача от поколения к поколению духовных богатств, знаний. В учебном году в нашу школьную жизнь ворвалась короткая аббривиатура-ЕГЭ. 3 июня 2004 года я так же волновалась и переживала за своих учеников, как и все мои коллеги на Белгородчине. Впервые за 30 лет работы рядом с моими учениками не было меня. Два выпускных класса. Очень волновалась за 11»Б», там было много проблемных учеников. Надеялась на 11»А», что не подведут, справятся со всеми заданиями. И вот тревожные ожидания позади. Получены результаты. Как же я была счастлива за моих ребят! Средний тестовый балл выпускников в обоих классах был выше 50%. Кажется, такие результаты в том году показали около 200 учителей Белгородской области . Было очень приятно получить от губернатора Белгородской области Савченко письмо.

И сотни других выпускников, замечательных тружеников, прекрасных родителей. Гордостью наполняется сердце, когда видишь, что твои мальчики и девочки уверенно шагают по жизни, преодолевая трудности, достигая определённых результатов.

Работа учителя не ограничивается только уроками, потому что учитель - это ещё и воспитатель. написал об этом глубоко, образно и точно: «Учительство-это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своим отношением к миру» И не будь я учителем, вряд ли состоялась бы у меня встреча с удивительным человеком. Я не только познакомилась с ним сама, я познакомила моих учеников с, ныне, к сожалению, ушедшим от нас. В нескольких километрах от города Бирюча раскинулось старинное русское село Казацкое, где и жил Иван Дмитриевич Мишуков. Тяжёлая болезнь приковала его к постели. Весь огромный мир замкнулся в рамках одной комнаты, постели, окна, за которым кипела жизнь. И надо было обладать сильным характером, чтобы не впасть в отчаяние, не замкнуться в себе, не ожесточиться. Иван Дмитриевич победил свою болезнь, нашёл своё место в жизни. Он писал очерки о своих земляках, прекрасные стихи и публиковал их в районной газете «Знамя труда». Наша встреча происходила весной. Уже пробивалась зелёная травка, на берёзках появились серёжки. Мы с ребятами подъехали к простому деревенскому дому. У калитки нас встретила невысокая хрупкая старушка, мама. Мы с тревогой в душе поднялись на крыльцо, прошли сенцы, прихожую и попали в комнату Ивана Дмитриевича. Мы так боялись увидеть несчастного человека, измученного болезнью, а увидели огромные голубые глаза, и столько в них было жажды жизни, интереса ко всему, уверенности, силы и бесконечной доброты. Мне сразу вспомнились его строки:

Когда мой свет качнётся за окном,

Готовясь прыгнуть в тёмную безбрежность,

Я пожалею только лишь о том,

Что не растратил без остатка нежность.

Уже через минуту вся скованность прошла. Мы говорили обо всём: о природе и экологии, о добре и зле, духовных ценностях. А потом были стихи… Возвращались домой все притихшими. Кто-то сказал: «Мы должны рассказать об этом человеке своим друзьям, родным, близким». Встречи с такими людьми, знакомство с их творчеством оказывают благотворное влияние на ребят.

2006 год. Это особый год в моей учительской жизни, в моей судьбе. Пройден большой профессиональный путь исканий, сложилась своя система работы на основе разумного использования инновационных технологий , достигнуты определённые результаты. Всё это и привело меня к решению об участии во Всероссийском конкурсе «Лучшие учителя России». Став победителем, я понимаю, что это меня ко многому обязывает. Я очень люблю свою профессию, потому что для меня «урок- общение, а не просто работа, искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании», вот почему я стала учителем.

Лазукина Надежда Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 59

Почему я стала учителем…

Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь…

М.Квинтилиан

Почему я стала учителем?

Многие, кто посвятил свою жизнь этой благородной профессии, или лучше сказать – ремеслу (за мастерство, ювелирность и тонкость огранки), на этот вопрос отвечают так: я с детства мечтала стать учителем, потому что положительным примером для меня была моя первая учительница – удивительный и замечательный человек. Или так: потому что мои мама и бабушка (или еще кто из членов семьи) были учителями с большой буквы, я просто не мыслила себя в другой роли.

У меня было не так. Да, я любила свою первую учительницу, Валентину Дмитриевну. Я сама уже 30 лет как учительствую, но имя своей первой учительницы помню! Спасибо ей и низкий поклон. Мне так не хотелось с ней расставаться, что, когда наша семья переехала в новый дом (тогда я училась во втором классе и была еще маленькой девочкой), я наотрез отказалась перейти в другую школу. Предпочла полтора года сквозь лютый мороз и стужу, под проливным дождем и порывистым ветром (да простят мне эти штампы) ходить три квартала пешком на уроки любимой учительницы. И только в четвертом классе я перешла в школу рядом.

У нас в семье нет учителей, только я – первая, да моя двоюродная сестра – вторая. И все. Это не династия, и уже никогда династией не станет: дети мои выросли, получили другое, не педагогическое, образование. Правда, в семье мужа три поколения учителей! Но это же в семье мужа!

Когда я училась в выпускных классах, в течение двух лет по воскресеньям ездила в Екатеринбург (тогда он был Свердловском) на подготовительные курсы в педагогический институт, что на Карла Либкнехта, тряслась в электричках по 2 часа 40 минут туда и обратно. И вовсе не потому, что решила стать дефектологом (занималась именно по этому направлению), а потому, что с подружкой решили испытать себя, попробовать найти свое дело жизни. «А вдруг педагогика – это наше призвание?» - думали мы. Подружка стала врачом, сейчас она – доктор медицинских наук, известный в стране и за рубежом специалист. А я…

А я решила поступить в УПИ на строительный факультет, правда в этом решении очень уж активно принимала участие мама (как же: престижный ВУЗ, да и специальность не оставит без своей отдельной квартиры). И ведь поступила! Всего по двум экзаменам (аттестат помог). А вот к учебе не приступила. В оставшиеся летние деньки, усевшись на подоконничке с вкусным бутербродиком в одной руке и интересной книгой – в другой, я читала. С упоением. По книге в сутки. Хотелось начитаться вдоволь, наперед…

И вдруг, совсем неожиданно для себя, открыла удивительный мир… Я всегда много читала, читала только хорошие книги (я так думала, и это было действительно так: вкус к хорошим книгам и потребность в них – это у меня в крови, свыше), читала всегда вдумчиво, медленно, смакуя каждое слово, каждую мысль. «Нет, это не то, не мое», - говорила я себе, отставляя книгу в сторону и вглядываясь в высокое звездное небо. – На меня затмение нашло». А в тот год, когда я окончила школу и сдавала вступительные экзамены в УПИ, 31 июля и в самом деле было солнечное затмение и мы его с девчонками, такими же абитуриентками, как и я, наблюдали через зеленое бутылочное стеклышко. Так вот, эта лунная, тихая ночь с книгой в одной руке и с бутербродом – в другой бесповоротно и навсегда перевернула мою судьбу. Я поняла: мое призвание не в строительстве, мое призвание – в филологии. Мне не интересны законы строительства архитектурных сооружений. Как построено слово, предложение, текст? Вот, что действительно мне интересно. Вспомнилось детство, когда я, сначала маленькая девочка, потом подросток, не пропускала ни одной вывески, ни одного ценника в магазине, все пыталась проникнуть в самую суть слова: а почему именно так называются эти предметы, явления, действия. Что вообще за этим кроется? Тогда я не могла найти ответы: библиотечный фонд не был переполнен энциклопедиями для детей, взрослые издания были мне, ребенку, совсем не понятны, а об этимологических словарях я не имела никакого представления; друг-Интернет тогда был не только мифом, о нем даже не подозревали, не мечтали о нем, о нем вообще не знали.

Решение было принято. И я оказалась в числе студентов филологического факультета Уральского государственного университета имени А.М.Горького. Так-таки окончила если не УПИ, то УрФУ: УрГУ и УПИ объединили. Вот и не верь после этого, что человек не возвращается к первоначальному замыслу, к истокам. Возвращается, и еще как!

«А причем здесь школа?» - спросите вы. А притом, что я еще в школе, да и после школы тоже испытывала сильнейший страх публичного выступления. Всегда боролась с ним. Успешно. Внешне никто даже и не догадывался о том, что со мной творилось, когда я увлеченно решала задачки у доски, как орешки их щелкала. Алгебра, геометрия, физика – вот набор любимых школьных и всегда пятерочных предметов. Парадоксально, не правда ли? Или когда я самозабвенно читала наизусть отрывок – письмо Татьяны к Онегину – из одноименного романа А.С.Пушкина. Это было в мои школьные, да чего греха таить, и в студенческие годы. Вот поэтому и созрело неординарное решение – пойти работать в школу, чтобы избавиться от этого страха, чтобы отточить мастерство устного выступления.

И ведь пошла. И огонь, и воду, и медные трубы прошла, когда меня, худенькую, хрупкую, совсем юную, поставили в девятый, выпускной, класс и закрыли за мной дверь. С тех пор прошло 30 лет… Шесть тысяч сто двадцать раз передо мной открывались утром и шесть тысяч сто двадцать раз за мной закрывались вечером школьные двери.

Да, у меня было так. Выбор был случайным. Случайным ли? Я не верю, что в жизни все случайности случайны. Нет, тут не случайность, тут каузальность, причинная взаимообусловленность событий. Это и необъяснимый интерес к жизни слов в детстве, и преданная, на всю жизнь, любовь к хорошей книге, и обостренное чувство справедливости, и вера в присутствие Добра во всех и во всем, и огромное желание множить это Добро и делиться с другими тем, чем овладел сам. «Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь…» Эти слова римского учителя красноречия Марка Фабия Квинтилиана стали моей путеводной звездой, стали первым постулатом в моей профессиональной деятельности.

Да. Я – Учитель! И это не случайно! В моей жизни были и другие возможности и перспективы, престижные, денежные. Но там, в них, Я была бы не Я.

Совсем недавно одна моя приятельница сказала: «Как хорошо, что ты стала учителем. Мир приобрел не одного хорошего человека, целые поколения хороших людей». И вот эти слова приятельницы, и слова бывших учеников, теперь уже профессоров, шоферов, врачей и просто мам, пап (кого только нет в этом бесконечном списке): «Могу с уверенностью сказать, что вы – удивительный человек и превосходная классная мама. В вас столько света, доброты, и это на самом деле удивительно, очень ценно и приятно. Я хочу сказать вам большое спасибо за то, что вы столько вложили в нас, и конкретно в меня. За то, что к вам всегда можно было обратиться за помощью, и за вашу безграничную заботу, за веру в нас. Вы видели в каждом положительные качества и старались развивать их путем нравственного воспитания…» (стиль, пунктуация автора не изменены), - вот эти и им подобные слова подтверждают не то, что я – первоклассный учитель, нет, они подтверждают другое, они подтверждают правильность и совсем не случайность моего выбора. Проработав в школе 30 лет, я с уверенностью могу сказать: «Я – Учитель. Я стала им, как только родилась. Просто я шла к этому неосознанно, но твердой и уверенной походкой. Ведь это – мое призвание! Это – моя жизнь!

Ты должен стать для меня родной матерью, - сказал Карлсон.

Как это? - удивился Малыш.

Очень просто. Я сделаю вид, что заболел, а ты станешь обо мне заботиться, - пояснил Карлсон.

«Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен

Почему я решил стать…педагогом ? Согласитесь, что это странно, чтобы в наше время молодой парень выбрал столь непопулярную профессию. Не возражайте. Я наслышался уже вдоволь высоких фраз о назначении и высокой миссии педагога. Да. Может, так оно и есть. Но пока я наблюдаю не слишком приятное. Учителя не пинает только безногий.

И всё же? Для моих одноклассников мой выбор понятен: у меня бабушка - преподаватель физической культуры, а мама - учитель начальных классов (хотя сейчас в силу некоторых обстоятельств она не работает). Наверное, этот факт тоже внёс некоторую лепту в мой выбор.

Но я ощущаю, что где-то в душе растёт и набирает силу некий протест. Чем он вызван? В школе, где я учусь, очень хорошие педагоги, больше половины коллектива - учителя высшей квалификационной категории. Но! Средний возраст - 50 лет. Самой молодой учительнице - 35. В школах района ситуация не лучше. Все эти милые женщины своим самоотверженным трудом продолжают неимоверное: сеют доброе, вечное. Кто будет учить тех немногочисленных ребятишек, которые ходят сейчас в наш садик?

Ты,- смеются мои одноклассники.

Да, я, - отвечаю им и прибавляю:

Вы ещё из пыльных и загазованных городов своих детей ко мне в школу повезёте.

Так что вырисовывается ещё одна причина, по которой я хочу стать педагогом: засилье в школах женщин-учителей. По моему мнению, им сегодня всё труднее всесторонне общаться с детьми и, если надо, проявить строгость к их поступкам. Мужчина-педагог научит не только проявлять силу характера, выдержку, но и научит проявлять заботу о своих близких и друзьях, испытывать любовь к окружающему миру. Я полагаю, что с педагогом-мужчиной ученики обретут силы для борьбы с кознями жизни, станут крепкими и, не глядя назад, будут идти к намеченной цели.

А теперь о профессии. Каким я себя вижу в ней. Вот тут-то, наверное,я буду себе противоречить, потому что без высоких фраз не обойтись.

Учитель. Это слово, как бы то ни было, является родным для большинства людей. С учителем ты начинаешь огромное, длиною в жизнь, путешествие по стране знаний. Если тебе повезёт, то он зажжёт в твоей душе огонёк, с которым тебе не страшны будут первые поражения и сладки первые победы. Так вот. Я замахиваюсь на многое: хочу, заполняя ум и сердце своих воспитанников, создать такие условия, чтобы они поверили в свои силы, чтобы научились преодолевать (такие огромные и непреодолимые в детстве) препятствия, чтобы научились мечтать и претворять мечту в жизнь. Порой мне кажется, что это неосуществимо, тогда я вспоминаю, что А. Макаренко было нелегко заниматься делом воспитания молодёжи в годы разрухи и голода. Он со своими единомышленниками старался вырастить из озлобленных и никому не нужных беспризорников достойных людей, граждан молодого государства.

Конечно, мне самому нужно ещё хорошо закончить школу и поступить в вуз… Мне в этом помогают мои педагоги. Они проявляют терпение, строгость по отношению к нам,выпускникам,дают полезные советы и …волнуются за наше будущее.

Вот эти качества я тоже постараюсь взрастить в себе, чтобы мои воспитанники в дальнейшем зарядились спокойной уверенностью в себе,приобщились к окружающему миру и не чувствовали себя одинокими и никому не нужными.

Вот поэтому я хочу стать педагогом.

Скорее всего, я буду в меньшинстве: не так уж много педагогов-мужчин. Я постараюсь сам стать Человеком и научить этому своих подопечных.

Вот поэтому я хочу стать педагогом.

Я хочу стать проводником маленьких душ в жизнь, потому что хочу сделать их хорошими, а значит - счастливыми.

Надеюсь, что мне это удастся!

Случайные статьи

Вверх