Вид платежа в заявлении на зачет. Как составить и подать заявление для зачета переплаты по налогам

В каких случаях требуется подать в налоговую инспекцию заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога? В счет каких платежей могут зачесть переплату? Рассмотрим основные вопросы и приведем образец заявления, актуальный на 2017 год.

Зачет налоговой переплаты: вводная информация

Переплату по налогам (пеням, штрафам) вы можете направить:

  • в счет уплаты налогов в будущем (п. 4 ст. 78 НК РФ);
  • на погашение имеющейся задолженности по налоговым платежам (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Правила зачета

Организация или ИП вправе подать в инспекцию заявление о зачете с указанием, в счет какого налога (сбора, пеней, штрафа) зачесть переплату. Если недоимки по другим налогам (сборам, пеням, штрафам) у организации нет, переплату можно зачесть в счет предстоящих платежей в бюджет. В любом случае, до осуществления зачета инспекция вправе провести сверку расчетов с бюджетом.

Что требуется от налогоплательщика

В целях зачета излишних платежей требуется оформить и подать в ИФНС по месту своего учета соответствующее заявление. Заявления о зачете следует подавать по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14 февраля 2017 № ММВ-7-8/182.

Заявление о зачете излишне уплаченного налога в 2017 году можно подать (п.4 ст. 78 НК РФ):

  • на бумаге;
  • в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога можно передать в течение трех лет с момента уплаты «лишнего». ИФНС рассмотрим такое заявление; Решение по нему (о зачете) обязаны принять в течение 10 рабочих дней (ст. 78 НК РФ).

Пример заполненного заявления

Далее приведем образец заявления о о зачете суммы излишне уплаченного налога. Образец 2017 года составлен по актуальной форме и может быть примером для заполнения. Итак, предположим, что налогоплательщик желает зачесть переплату в счет предстоящих платежей. Заявление может быть таким.

Ситуации с возникшими переплатами по обязательствам субъектов хозяйствования в бюджет могут быть урегулированы путем подачи заявления в ФНС на возврат средств на расчетный счет или посредством проведения зачета обязательств. В последнем случае необходимо учитывать, что излишки по налогам могут быть направлены только на налоги с аналогичным уровнем принадлежности бюджета. Например, зачет средств по федеральным налогам (НДС, НДПИ, водный и т.д.) допускается в пользу других федеральных налогов, по региональным (на имущество юрлиц, транспортный и др.) – только в счет региональных. По страховым взносам зачет производится в пределах одного и того же вида взносов. При этом законом не предусмотрены ограничения для зачета средств на межрегиональном уровне (к примеру, при перерегистрации субъекта хозяйствования в другой территориальной ИФНС).

Заполняем заявление на межрегиональный зачет ИФНС: образец

Дополнительные разъяснения по вопросам применения правовых норм о зачете налоговых переплат (в том числе при отсутствии текущих недоимок по другим видам обязательств перед бюджетом) отражены в Письме Минфина от 12.07.2010 г. № 03-02-07/1-315. Так, при наличии у компании филиалов, можно произвести зачет переплаты по налогу между территориальными инспекциями головной компании и филиала, находящимися в разных регионах.

Порядок проведения процедуры зачета налоговых переплат регламентируется положениями ст. 78 НК РФ. Зачисление излишка средств на счет другого налога (или этого же вида налога) в другом регионе и отражение таких данных в карточке расчета налогоплательщика с бюджетом производится в заявительном порядке. Субъект хозяйствования при обнаружении переплаты должен обратиться в ИФНС по месту учета с заявлением. Форма заявительного бланка является унифицированной, она приведена в Приказе ФНС от 14.02.2017 г. № ММВ-7-8/182@ (Приложение 9).

В заявлении на зачет необходимо указать следующие данные:

    коды ИНН и КПП налогоплательщика, который составляет заявление;

    номер, присвоенный данному заявлению по порядку (учитываются все поданные ранее заявительные формы по зачету налоговых переплат);

    код налоговой инспекции, в которую направлено обращение;

    полное наименование налогоплательщика;

    указание номера статьи НК РФ, на основании которой необходимо произвести зачет платежей в бюджет;

    сумма, подлежащая зачету;

    расчетный период, по итогам которого образовалась переплата (например, по водному налогу излишек средств был перечислен в первом квартале 2018 года – период будет иметь вид «КВ.01.2018»);

    код КБК , которым обозначается налог;

    расчетный период, код ОКТМО и КБК по налогу, на который осуществляется переброска средств;

    шифром 1 обозначается покрытие недоимки, кодом 2 фиксируется зачет в счет будущих периодов;

    обязательно вписываются кодовые обозначения обеих ИФНС, по данным которых возникла переплата и недоимка;

    в нижней части первой страницы приводятся сведения о заявителе и дате подаче бланка.

Налогоплательщик заполняет только первый лист документа. Вторая страница оформляется физлицами (не ИП) в случае, когда не указан код ИНН.

Если налогоплательщиком не подано заявление о зачете налога, образец которого приведен далее, налоговый орган не вправе осуществлять самостоятельный зачет средств на другие типы налогов, если по ним отсутствуют непогашенные недоимки.

Заявительная форма может быть направлена в налоговую инспекцию в бумажном виде или в электронной форме (через ТКС или сервисы личного кабинета налогоплательщика, приведенные на ]]> сайте ]]> ФНС).

Срок актуальности права на подачу заявления по возврату или зачету налоговых переплат равен 3 годам. Решение о возможности или невозможности реализации просьбы налогоплательщика о межрегиональном зачете платежа принимается налоговиками в течение 10 дней после принятия такого решения (п.п. 4, 7 ст. 78 НК РФ).

После того, как налогоплательщик подал заявление на межрегиональный зачет, ИФНС рассматривает ходатайство и оформляет в письменном виде решение по результатам обращения субъекта хозяйствования. Если решение положительное, дальнейшие этапы зачета средств следующие:

    налоговый орган, выполняющий функции администратора средств, направляет уведомление в Федеральное казначейство о необходимости переброски излишне уплаченных налогоплательщиком средств по налогу на такой же или другой вид налогового обязательства в другую ИФНС;

    органами Федерального казначейства оформляется зачет переплаты;

    инспекцией, которая получает средства в порядке межрегионального зачета, вносятся корректировки в карточку расчетов с бюджетом налогоплательщика.

Форма заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога необходима для того чтобы перезасчитать средства в счёт будущих платежей или для оплаты штрафов или пеней. Поэтому реквизиты, представленные в документе, будут отличаться от тех, которые требуются при осуществлении возврата средств на счёт налогоплательщика. Скачать новый бланк заявления о зачете на 2017 – 2018 год и образец заполнения в word можно в статье ниже.

Если налогоплательщик желает осуществить возврат переплаты по налогу, то заполнять нужно другой бланк заявления – .

Заявление, представленное в данной статье, это новый бланк, введенный в действие с 2017 года. Данный бланк позволяет осуществить зачет переплаты не только по налогам, но и взносам, сборам, штрафам.

Подается заполненный образец в ФНС. На самом деле налоговая сама может произвести зачет без заявления от налогоплательщика, но правильно будет уведомить орган о желании именно произвести зачетную операцию, а не возвратную.

На основании представленного документ зачесть переплату может как физическое, так и юридическое лицо. Заявление можно заполнить электронно или вручную, передать в ФНС самостоятельно или через представителя. Во втором случае заблаговременно нужно оформить на представителя доверенность.

Актуальный на 2017 – 2018 год бланк заявления утвержден приказом ФНС от 14.02.2017.

Как заполнить заявление о зачете излишне уплаченного налога

Первым этап в оформлении будет внесение информации о самой компании или физическом лице. Здесь после шапки с идентификационными номерами плательщики указываются все регистрационные данные лица, как это прописано в уставных документах или паспорте.

Стоит отметить, что форма заявления заполняется только заглавными печатными буквами. Чернила при этом могут быть только чёрного цвета.

Дополнительно следует указать код основного реквизита, по которому указываться основания для перезачисления установленных излишне уплаченных средств. В эти поля должны быть вписаны статьи налогового кодекса, дающие основания для назначения перераспределения средств.

Далее нужно указать точную сумму налога до копеек, которая была переплачена и отметить период, за который была внесена излишняя сумма средств, чем требовалось. Левая часть справки налогоплательщиком не заполняется. Она будет оформлена только после получения бумаги сотрудником службы.

Первая половина

Кроме этого, на первой странице бланка заявления о зачете указываются данные о лице в виде налоговой службы, где находятся излишние зачисленные средства по налогу физического или юридического лица. Коды установки периода, за который нужно провести зачет налоговой суммы, заполняются по определённому правилу.

Здесь следует отметить, что вносится информация о периоде, который может быть:

  • Месяцем;
  • Кварталом;
  • Полугодием;
  • Годом.

Согласно этому указываются цифры по исчислению:

  • Месяц 1-12;
  • Квартал 1-4;
  • Полугодие 1-2
  • Год 1.

После этого отмечается полная дата отправки средств по налогу, которые были признаны переплатой и подлежат зачету. Представленные в следующих пунктах справки коды можно уточнить на официальном портале налоговой службы. Они отличаются в зависимости от места расположения физического либо юридического лица.

Сам код налогового органа следует перед заполнением уточнить у операторов службы. Следует определить, в каком именно учреждении располагаются излишне уплаченные суммы налога. Именно в него будет направляться запрос согласно представленному заявлению на перечисление излишних средств на будущий период оплаты.

Вторая половина

В этой части первой страницы заявления, следует заполнить информацию, в случае, если лицо совершает свои действия через доверенного представителя. В первом пункте отмечается ответственное лицо, которое подтверждает полноту и правильность заполненных в документе данных.

Ниже под эти пунктом отмечает полное ФИО этого лица построчно. Обычно здесь вносятся данные руководителя либо официального представителя организации действующего по доверенности, которая должна быть нотариально заверена.

В конце этого пункта прикрепляются сведения документа, на основании которого действует представитель. Обычно это номер доверенности, который регистрируется нотариусом и отправляется в установленную базу регистрационных номеров.

Также необходимо указать в соответствующем поле заявления о зачете номера контактных телефонов для связи. Это необходимо для того, чтобы проверяющий мог при необходимости уточнения данных связаться с ответственным лицом по городскому или мобильному номеру.

Последняя часть заявления о зачете налога используется для заполнения не ответственным лицом, а проверяющим. Эти пункты оформляются самим работником налоговой службы при получении заявления и его обработки.

Зачет в счет будущих платежей:

Зачет в счет недоимки:

Основные ошибки при заполнении заявления

Основной ошибкой, которую допускает большинство пользователей, является наличие исправлений в документе. Это категорически запрещено. Если в результате проверки будут обнаружены правки в самом документе информации, он будет возвращён обратно заявителю.

Пробелы в документе также недопустимы. Все поля подлежат строго указанному внесению данных. Под многие пункты выделено то количество клеток на запись, сколько она должна иметь цифр или других символов.

При переплате налоговых платежей (вольной или невольной), налогоплательщик имеет право обратиться в налоговые органы с заявлением о зачете суммы излишне уплаченного налога.

ФАЙЛЫ

По каким причинам происходят переплаты

Обстоятельства, в связи с которыми организации оплачивают налог сверх положенного, могут быть разными. Они могут быть вызваны банальными техническими ошибками специалистов отдела бухгалтерии, переплатами по авансовым платежам, неправильно рассчитанной налогооблагаемой базой и т.д. У предприятий в таких случаях есть два пути: либо запросить возврат денежных средств, либо написать заявление об их зачете.

Переплату может обнаружить как сам налогоплательщик, так и работники налоговой инспекции.

Зачет является наиболее предпочтительным вариантом решения проблемы чрезмерных налоговых перечислений.

Налоги, возможные для перезачета

Не все виды налоговых платежей могут корректироваться в случае переплаты по ним, и наоборот, не на все виды платежей можно эту переплату перенаправить. В таблице представлены виды разрешенных к корректировке переплат с соответствующими им возможностями направления средств.

Как видим, перезачет средств может происходить только между налогами одинакового уровня.

Нюанс перенаправления по НДФЛ

Подоходный налог рассчитывается налоговым агентом. В отношении него действуют различные ставки, это прямой платеж, поэтому есть определенные тонкости, касающиеся возврата или зачета по его переплате. Ее не может осуществить владелец этих средств - работник, а только его работодатель как налоговый агент, но по выражению воли сотрудника - письменному заявлению. Если переплата выявлена в отношении уже уволенного работника, это не освобождает от обязанности ее вернуть, если бывший сотрудник того пожелает.

Если декларацию-НДФЛ сдавал в ИНФС сам налогоплательщик, например, ИП, перезачет или возврат по выявленной переплате будет сделан инспекцией. При этом сроки считаются не от подачи заявления, а от времени проверки его декларации.

Контроль переплаты

Налогоплательщик, в первую очередь, заинтересован в правильности уплаты налогов и отсутствии переплат. Поэтому целесообразно следить за количеством уплаченных в бюджет средств и в случае обнаружения переплаты принимать меры.

Если факт переплаты будет установлен не самим плательщиком, а налоговиками входе проверки, они должны поставить его в известность об этом в течение 10 дней (рабочих, а не календарных).

ВАЖНО! Если у плательщика имеется недоимка по налогу того же уровня, что и излишне уплаченный, либо пеня или штраф по налогу соответствующего уровня, возврат переплаты невозможен, осуществляется исключительно перезачет.

Суть заявления

Заявление по своей сути является официальным обращением организации или ИП в государственную налоговую службу за предоставлением права на реализацию законных интересов налогоплательщика. Налоговики обязаны рассмотреть данное обращение и принять по нему правильное решение.

Следует отметить, что если данного заявления не будет, сотрудники налоговой имеют полное право самостоятельно распределить излишне уплаченную сумму налога.

Как правило, деньги уходят на погашение различного рода штрафов и пени. Именно поэтому налогоплательщикам не рекомендуется тянуть с подачей заявления, чтобы потом не пришлось долго и тягостно разбираться в том, куда ушли деньги и нельзя ли их перенаправить или вернуть.

Когда и куда надо написать заявление

Заявление о зачете «лишних» налоговых отчислений можно отправить налоговикам в любой день после отправки денежных средств, но не позже чем через три года после этого. Документ подается в территориальную налоговую инспекцию, в которой зарегистрировано юридическое лицо или ИП.

Период, в который деньги будут зачтены

В течение десяти дней после получения заявления специалисты налоговой принимают решение, которое оформляется в письменном виде и доводится до сведения налогоплательщика.

Если оно будет положительным, то в установленные законом сроки (обычно не более одного месяца, но если речь идет об уточненной декларации – то не менее трех) деньги будут зачтены. Они уйдут либо в счет погашения пени, недоимок и штрафов, либо в счет каких-то других обязательных платежей – по выбору налогоплательщика.

А если не перезачли?

Налоговики обязаны дать ответ по полученному заявлению на перенаправление средств по излишне уплаченному налогу. Ответ этот должен поступить в письменной форме в течение 5 дней - отказ либо согласие. Если налогоплательщик не согласен с мотивацией отказа, ему придется обратиться в арбитражный суд.

Если положительный вариант задержался с исполнением больше чем на месяц, организации полагаются проценты в качестве «неустойки». Каждый день просрочки возврата дополнительно оплачивается по ставке рефинансирования Центробанка, которая была актуальна на момент подачи заявления. Ставка делится на не реальное количество дней в расчетном году, а на условно принятое число 360.

Налоговики обязаны уплатить проценты за весь период просрочки, даже если средства по переплате в дальнейшем были перезачтены законным порядком или возвращены.

Что приложить к заявлению

Одного заявление на зачет излишне уплаченных сумм налога для проведения необходимой операции будет недостаточно. К нему требуется приложить

  • платежки, в которых зафиксирован факт излишней оплаты,
  • акт сверки с налоговой или справку из ИФНС о состоянии расчетов,
  • уточненную декларацию.

Особенности заявления, общие моменты

Заявление имеет стандартную унифицированную форму, обязательную к применению. При его заполнении следует придерживаться определенных норм, которые установлены для всех подобного рода документов, подаваемых в государственные органы.

Начнем с того, что вносить в бланк сведения допускается как в компьютере, так и от руки. Во втором случае нужно следить за тем, чтобы не было помарок, ошибок и исправлений. Если же без них обойтись не удалось, лучше не корректировать бланк, а заполнить новый.

Заявление обязательно должно быть подписано заявителем или его законным представителем. Печать на документе ставить надо только в том случае, если правило по применению штемпельных изделий для заверения исходящей документации указано в учетных документах фирмы.

Заявление рекомендуется писать в двух экземплярах , одинаковых по тексту и равнозначных по праву, один из которых следует передать специалисту налогового органа, второй, после проставления в нем отметки о принятии, оставить у себя. В дальнейшем такой подход позволит избежать возможных разногласий с налоговой службой.

Образец заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога

В начале документа указывается:

  • адресат, т.е. название и номер налоговой инспекции, в которую он будет передан;
  • наименование и реквизиты заявителя – ИНН, ОГРН, адрес и т.п. сведения.
  • просьба о зачете налога;
  • вид налога, по которому произошла переплата;
  • вид платежа, в зачет которого ее требуется перечислить;
  • сумма (цифрами и прописью);
  • код бюджетной классификации (КБК);
  • код ОКТМО.

В завершении документ датируется и заявитель ставит в нем свою подпись.

Как отправить заявление

Переправить заявление в налоговые органы можно несколькими путями:

  1. Самый простой и надежный – доехать до местной налоговой и отдать заявление инспектору лично, из рук в руки.
  2. Можно передать заявление с представителем, на которого будет написана заверенная должным образом доверенность.
  3. Отправить заявление через почту России с описью вложения заказным письмом с уведомлением о вручении.
  4. В последние годы, в связи с бурным развитием электронного документооборота, стала получать распространение отправка документации в государственные службы через Интернет. Заявление о зачете сумм излишне отправленного налога также можно отослать таким образом, но только при условии, что у предприятия есть зарегистрированная официально .

В любом случае инспекция принимает решение о зачете излишне уплаченных сумм в счет недоимки в течение 10 рабочих дней:

  • с момента обнаружения переплаты, если организация не обращалась в инспекцию с заявлением о зачете в счет конкретного платежа;
  • со дня получения заявления организации о зачете в счет конкретного платежа (если организация подала такое заявление);
  • со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом (если инспекция и организация провели сверку);
  • с момента вступления в силу решения суда (в т. ч. если организация добилась зачета через суд).

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

Зачет в счет предстоящих платежей

Если недоимки по другим налогам (сборам, пеням, штрафам) у организации нет, переплату можно зачесть в счет предстоящих платежей в бюджет. Такое решение налоговая инспекция принимает по заявлению организации. Предварительно могут назначить сверку расчетов с бюджетом .

Как заявить о зачете

Заявления о зачете подайте по форме, утвержденной приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.

В заявлении есть строка для указания суммы, направляемой в счет погашения недоимки. Однако на момент подачи такого заявления вы можете и не знать точную сумму недоимки, в счет которой предполагается зачет. Например, если подаете заявление до составления налоговой декларации.

Если сумму долга перед бюджетом не знаете, то сумму предстоящего платежа, в счет которого организация просит зачесть переплату, в заявлении можете не указывать (письмо Минфина России от 2 сентября 2011 г. № 03-02-07/1-315). После того как размер недоимки станет известен, инспекция направит всю сумму имеющейся переплаты на ее погашение.

В какую налоговую инспекцию обращаться

Заявления о зачете налогов, излишне уплаченных в региональные бюджеты по местонахождению обособленных подразделений организации, можно подавать как в налоговую инспекцию по местонахождению организации, так и в налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений (письмо ФНС России от 19 ноября 2010 г. № ЯК-37-8/15939).

Какими способами можно подать заявление

Заявление можно подать:

  • на бумажном носителе. Заявление должен подписать руководитель или представитель организации;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью .

Об этом сказано в пункте 4 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

В течение какого срока можно заявить

Заявление о зачете организация может подать в течение трех лет с момента уплаты излишней суммы налога. Налоговая инспекция должна принять решение о зачете в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации. Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

Совет: если планируете зачесть переплату в счет предстоящих платежей (по тому же или другому налогу), то заявление о зачете лучше подать заблаговременно. Как минимум за 10 рабочих дней до срока уплаты налога, в счет которого хотите зачесть переплату. В противном случае инспекция может начислить пени.

Налог считается уплаченным со дня вынесения инспекцией решения о зачете (подп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ). В свою очередь, инспекция принимает решение в течение 10 рабочих дней со дня, когда получит от организации заявление о зачете (п. 4 ст. 78 НК РФ). Если подать заявление слишком поздно (например, накануне или в последний день уплаты налога, в счет которого планируется зачесть переплату), то проверяющие могут не успеть с зачетом. И тогда у организации возникнет недоимка, а инспекция начислит пени за просрочку платежа до дня вынесения решения о зачете (подп. 4 п. 3 ст. 45, п. 3 ст. 75 НК РФ).

И что обидно, если инспекция примет решение о зачете своевременно (в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления), то оспорить пени не удастся. Ведь действия контролеров соответствуют действующему законодательству. Аналогичные разъяснения есть в письмах Минфина России от 2 августа 2011 г. № 03-02-07/1-273, от 12 февраля 2010 г. № 03-02-07/1-62.

Ситуация: как определить срок, начиная с которого отсчитывается трехлетний период для подачи заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных налогов?

Ответ на этот вопрос зависит от вида налога. Вернее, от того, предусмотрены ли авансовые платежи по этому налогу.

Общий срок для подачи заявлений о возврате или зачете излишне уплаченного налога - три года со дня уплаты данной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). Но что считать днем уплаты? Зависит как раз от того, есть ли авансы по налогу.

Переплата по налогу, по которому перечислять авансовые платежи не нужно

Например, по НДС, НДПИ, ЕНВД, налогу на игорный бизнес. В таком случае трехлетний срок для подачи заявления отсчитывайте со дня перечисления излишней суммы налога. Если переплата возникла в результате нескольких платежей, то срок для заявления определяйте отдельно по каждому из них. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 29 июня 2004 г. № 2046/04, определение ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № ВАС-1890/09, постановление ФАС Московского округа от 1 ноября 2008 г. № КА-А40/10257-08).

В бюджет переплатили налог, для которого предусмотрены авансовые платежи

Например, это налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог. Для них трехлетний срок для подачи заявления нужно отсчитывать:

  • со дня представления декларации за налоговый период - если организация сдала декларацию в установленный срок или досрочно. Например, если организация сдала годовую декларацию по налогу на прибыль 20 марта 2015 года, она может подать заявление о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога по этой декларации до 20 марта 2018 года;
  • с даты, установленной для подачи налоговой декларации, - если организация сдала декларацию с опозданием. Например, если организация сдала годовую декларацию по налогу на прибыль 15 апреля 2015 года, она может подать заявление о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога по этой декларации до 28 марта 2018 года.

Правомерность такого вывода подтверждается письмами Минфина России от 15 июня 2012 г. № 03-03-06/1/309, ФНС России от 21 февраля 2012 г. № СА-4-7/2807 и арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 17750/10, ФАС Московского округа от 16 февраля 2012 г. № А40-49892/11-116-139, Дальневосточного округа от 13 февраля 2012 г. № Ф03-45/2012).

Заметьте: даже если вы не успели подать заявление в трехлетний срок, вернуть или зачесть налог можно через суд.

Пример обжалования решения налоговой инспекции об отказе в возврате суммы переплаты по налогу

Организация «Альфа» 27 января 2016 года подала в налоговую инспекцию заявление на возврат излишне уплаченного транспортного налога за 2012 год. По декларации за 2012 год сумма налога составила 390 000 руб., по уточненной декларации - 375 000 руб. Переплата в размере 15 000 руб. образовалась из-за применения неверной налоговой ставки.

Транспортный налог за 2012 год «Альфа» перечисляла авансовыми платежами. Авансы были уплачены тремя платежными поручениями:
- 26 апреля 2012 года - 130 000 руб.;
- 19 июля 2012 года - 130 000 руб.;
- 25 октября 2012 года - 130 000 руб.

Инспекция отправила «Альфе» решение от 15 февраля 2016 года. В решении инспекция указала, что отказывает в возврате налога, потому что трехлетний срок для подачи заявления пропущен. День, начиная с которого отсчитывается трехлетний период для подачи заявления, инспекция определила как дату платежа, перечисление которого повлекло за собой переплату, а именно 25 октября 2012 года.

Бухгалтер принял решение обжаловать решение налоговой инспекции. 22 февраля 2016 года организация обратилась в региональное УФНС России с письменной жалобой .

Ситуация: можно ли зачесть (вернуть) переплату по налогу, если с момента уплаты излишней суммы прошло более трех лет ?

Да, можно.

Как правило, для этого нужно обратиться в суд. Дело в том, что трехлетний срок, о котором сказано в пункте 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ, установлен для внесудебного зачета (возврата) переплаты. Пропуск этого срока не лишает организацию права зачесть (вернуть) переплату через суд. Такие выводы содержатся в определении Конституционного суда РФ от 21 июня 2001 г. № 173-О.

Обращаться в суд есть смысл, если инспекция отказалась возвращать (зачитывать) излишне уплаченные суммы или вообще не ответила на заявление организации в установленный срок (п. 33 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, письмо Минфина России от 1 июня 2009 г. № 03-02-07/1-281). При этом надо учитывать, что в некоторых случаях инспекции вправе самостоятельно проводить зачет переплаты, возникшей более трех лет назад. Речь идет о ситуациях, когда помимо переплаты у организации есть недоимка по налогам, пеням или штрафам. Если такую недоимку можно взыскать, не обращаясь в суд, и если срок для взыскания не истек, то «старую» переплату инспекция вправе зачесть в счет погашения этой недоимки. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 22 апреля 2015 г. № 03-02-07/2/23112.

Срок исковой давности

При рассмотрении дела в суде срок исковой давности определяется по нормам гражданского, а не налогового законодательства. Суд будет отсчитывать срок исковой давности не с момента уплаты излишней суммы, а с момента, когда организация узнала (должна была узнать) об этом (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Таким образом, основная задача организации, которая намерена вернуть переплату в судебном порядке, - доказать, что между датой обращения в суд и датой, когда ей стало известно о наличии переплаты, прошло не более трех лет (п. 1 ст. 65 АПК РФ).

Чем подтвердить трехлетний срок

Прежде чем подавать исковое заявление, нужно оценить, располагает ли организация необходимыми доказательствами. Например, если организация получала из инспекции сообщение о переплате, то обращаться в суд целесообразно только в том случае, если с момента получения такого документа не прошло три года.

Универсальных доказательств для подтверждения начального срока исковой давности (даты, когда организации стало известно о переплате) нет. В каждом конкретном случае суды могут по-разному оценивать доводы, представленные как организацией, так и налоговой инспекцией (ст. 71 АПК РФ).

День получения разъяснений от ФНС России и Минфина России

Суд должен учитывать все обстоятельства, имеющие значение для дела (постановление Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2009 г. № 12882/08). Например, если организация обратилась в ФНС России или Минфин России с запросом по поводу определения налоговой базы, срок исковой давности может исчисляться с момента получения разъяснений. Ведь до получения разъяснений организация не могла правильно рассчитать сумму налога.

А вот дата подачи уточненной налоговой декларации, в которой организация показала уменьшение налога, не является точкой отсчета для исчисления срока давности. Решения, подтверждающие правомерность такого подхода, есть в окружной арбитражной практике (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2010 г. № А32-4895/2009-59/76).

День получения акта выездной проверки

Начальным моментом для отсчета срока исковой давности может быть получение акта выездной налоговой проверки. Обычно это происходит, если по результатам проверки организации доначисляют налог на имущество, транспортный, земельный и другие налоги, которые учитываются при налогообложении прибыли.

В такой ситуации у организации возникают дополнительные расходы, поэтому ранее перечисленные суммы налога на прибыль становятся излишне уплаченными. Уточнив свои налоговые обязательства, организация сможет зачесть эти суммы в счет текущих (будущих) платежей или вернуть на банковский счет.

Поскольку о возникновении переплаты по налогу на прибыль и о возможности зачета (возврата) этих сумм организация узнает только после получения акта налоговой проверки, отсчитывать срок исковой давности в этом случае нужно с момента получения акта (ст. 200 ГК РФ). Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 мая 2015 г. № Ф08-2175/2015, ФАС Уральского округа от 19 декабря 2007 г. № Ф09-10590/07-С3).

День составления акта сверки расчетов

Организация может сослаться на то, что узнала о переплате при составлении актов совместной сверки расчетов с бюджетом . В таких случаях срок исковой давности начинается с даты подписания акта сверки (см., например, определение ВАС РФ от 16 октября 2009 г. № ВАС-13453/09, постановления ФАС Уральского округа от 22 июня 2009 г. № Ф09-4077/09-С3, Дальневосточного округа от 11 июля 2011 г. № Ф03-2746/2011, от 23 апреля 2010 г. № Ф03-2351/2010, Московского округа от 22 марта 2010 г. № КА-А40/2210-10, от 9 ноября 2009 г. № КА-А41/11714-09, от 22 апреля 2009 г. № КА-А40/3293-09, от 6 февраля 2009 г. № КА-А41/188-09, Западно-Сибирского округа от 29 июля 2009 г. № Ф04-4570/2009(11952-А75-15)).

Прерывание срока давности

Следует отметить, что срок исковой давности может прерываться. Для этого необходимо, чтобы инспекция совершила какие-либо действия, свидетельствующие о признании долга (ст. 203 ГК РФ).

Однако воспользоваться этой нормой на основании акта сверки, выданного налоговой инспекцией, не удастся. Акты сверки расчетов, а также решения о проведении частичного зачета переплаты не являются признанием долга. Следовательно, они не могут быть основанием для прерывания срока давности для возврата (зачета) излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов.

Такой вывод подтверждается устойчивой арбитражной практикой (см., например, определения ВАС РФ от 22 февраля 2012 г. № ВАС-1345/12, от 24 января 2012 г. № ВАС-17660/11, постановления ФАС Московского округа от 12 апреля 2013 г. № А40-68277/12-90-445, от 20 марта 2013 г. № А40-120856/11-107-499, Северо-Кавказского округа от 26 сентября 2011 г. № А22-1389/2010, от 4 марта 2010 г. № А32-7594/2009-51/103, от 27 февраля 2010 г. № А32-12635/2008-70/98, Поволжского округа от 11 февраля 2010 г. № А65-11889/2009, Западно-Сибирского округа от 5 октября 2011 г. № А46-16162/2010, Волго-Вятского округа от 30 апреля 2009 г. № А17-2713/2008).

Ситуация: должны ли налоговые инспекторы начислить проценты, если зачитывают в счет недоимки по другому налогу излишне взысканные суммы налога (сбора, пеней) ?

Да, должны.

На сумму излишне взысканного налога (сбора, пеней) начисляются проценты (п. 5 ст. 79 НК РФ). Организация имеет право получить проценты и в том случае, когда она попросила зачесть излишне взысканный налог (сбор, пени) в счет недоимки по другому налогу (п. 9 ст. 79 НК РФ). Объясняется это тем, что проценты - это компенсация материальных потерь организации, которые были вызваны излишним взысканием сумм налога. И неважно, в какой форме деньги возвращаются организации - перечислением на банковский счет или зачетом в счет недоимки по другому налогу.

Аналогичная точка зрения отражена в письме ФНС России от 21 сентября 2011 г. № СА-4-7/15431.

Согласны с таким подходом и судьи (см., например, определение ВАС РФ от 24 ноября 2008 г. № 15129/08, постановления ФАС Московского округа от 5 мая 2011 г. № КА-А40/3771-11-П, от 20 августа 2009 г. № КА-А41/8136-09, Восточно-Сибирского округа от 21 июля 2008 г. № А19-18067/07-33-Ф02-3291/08).

Случайные статьи

Вверх