В каких случаях проведение аудита обязательно. Срок сдачи аудиторского заключения в статистику Куда сдавать аудиторское заключение

Аудиторское заключение за 2016г составлено от 27.11.2017г. Мы его должны представить в статистику 1-В. не позднее 10 рабочих дней после 27.11.2017г. и 2-в не позднее 31.12.2017г. Вопрос: Т.Е срок предоставления мы выбираем по своему усмотрению или есть какие-то нюансы?

Отвечает Ваш персональный эксперт
Аудиторское заключение сдается в органы Росстата либо вместе с бухгалтерской отчётностью, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но в любом случае не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. Это следует из положений .

Годовая отчетность в органы Росстата сдается не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, то есть до 31 марта 2017 года. Так как аудиторское заключение в отношении Вашей организации составлено после 31 марта 2017 года, то Вы обязаны передать его в органы Росстата не позднее 10 рабочих дней после 27.11.2017 года, то есть не позднее 11 декабря 2017 года.

Дата 31 декабря — крайний срок для сдачи аудиторского заключения указан для тех организаций, у которых срок в 10 рабочих дней с момента составления аудиторского заключения истекает после 31 декабря.

За несвоевременное предоставление аудиторского заключения в органы статистики должностному лицу организации грозит штраф от 300 до 500 руб., а саму организацию могут оштрафовать на сумму от 3000 до 5000 руб.

Обоснование

В каких случаях организация обязана провести аудиторскую проверку

Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию

Когда подавать аудиторское заключение в Росстат

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:

 либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;

 либо отдельно не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, в любом случае не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Как сдать аудиторское заключение в Росстат

Аудиторское заключение сдайте в Росстат на бумаге или отправьте по электронной почте. Последний вариант согласуйте с сотрудниками своего территориального отделения Росстата.

Отправить документ в электронном виде вместе с не получится. Документ Росстат не примет.

Если вовремя не сдать в Росстат аудиторское заключение, будет предупреждение или штраф:
– для организаций – от 3000 до 5000 руб.;
– для должностного лица (руководителя) – от 300 до 500 руб.

Такие санкции предусмотрены Кодекса РФ об административных правонарушениях.

2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ О бухгалтерском учете

«Статья 18. Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности

1. Обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.

2. Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

3. Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторскими заключениями составляют государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к указанному государственному информационному ресурсу, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен.

4. Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением, а также правила пользования (включая плату за пользование, если иное не предусмотрено другими федеральными законами) государственным информационным ресурсом, предусмотренным , утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной статистической деятельности».

Федеральный закон от 28 ноября 2018 года № 444-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О бухгалтерском учете» Статья 1
Внести в Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» следующие изменения:
1) в статье 13:
а) дополнить частью 7.1 следующего содержания:
"7.1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в виде электронного документа.";
б) в части 8 слова "экземпляра на бумажном носителе" исключить;
(П.2 ст.1 вступает в силу с 01.01.2020).
2) статью 16 дополнить частью 4.1 следующего содержания:
"4.1. На последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность, указанную в части 4 настоящей статьи, не распространяются требования статьи 18 настоящего Федерального закона.";
(П.3 ст.1 вступает в силу с 01.01.2020).
3) статью 17 дополнить частью 5 следующего содержания:
"5. На последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность ликвидируемого юридического лица не распространяются требования статьи 18 настоящего Федерального закона.";
(П.4 ст.1 вступает в силу с 01.01.2020).
4) статью 18 изложить в следующей редакции: "Статья 18. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности
1. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - государственный информационный ресурс) - совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.
2. Государственный информационный ресурс формируется и ведется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
3. В целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - обязательный экземпляр отчетности) в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта, если иное не установлено настоящей статьей.
4. От представления обязательного экземпляра отчетности освобождаются:
1) организации бюджетной сферы;
2) Центральный банк Российской Федерации;
3) религиозные организации;
4) организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;
5) организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
5. Обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. В случае исправления экономическим субъектом ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательный экземпляр которой представлен в соответствии с частью 3 настоящей статьи, экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, в котором ошибка исправлена, представляется в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения исправления в бухгалтерскую (финансовую) отчетность либо за днем утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если федеральными законами и (или) учредительными документами экономического субъекта предусмотрено утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.
6. Центральный банк Российской Федерации обеспечивает передачу федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведений в электронном виде, содержащих годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций, представленную в Центральный банк Российской Федерации, а также аудиторские заключения о ней в случае, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту, по форматам, в порядке и сроки, которые определяются соглашением между Центральным банком Российской Федерации и указанным федеральным органом исполнительной власти.
7. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность представляется организациями, указанными в пунктах 5 и 6 части 4 настоящей статьи, в орган государственной статистики по месту их государственной регистрации в срок, установленный частью 5 настоящей статьи для представления обязательного экземпляра отчетности.
8. Форматы представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов, порядок представления обязательного экземпляра отчетности и аудиторского заключения о ней, а также правила пользования государственным информационным ресурсом утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
9. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе.
10. За предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, взимается плата, если иное не установлено настоящей статьей. Случаи, размер и порядок взимания указанной платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
11. Предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, государственным органам, органам местного самоуправления, Центральному банку Российской Федерации осуществляется без взимания платы.". Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 2 - 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.
2. Пункты 2 - 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2020 года.
3. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, не являющихся организациями государственного сектора (организациями бюджетной сферы), положения частей 7.1 и 8 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются с 1 января 2020 года.
4. Обязательный экземпляр отчетности за 2019 год представляется в срок, установленный частью 5 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в редакции настоящего Федерального закона):
1) субъектами малого предпринимательства на бумажном носителе или в виде электронного документа;
2) иными экономическими субъектами в виде электронного документа.
5. С 1 января 2020 года федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации:
1) осуществляет полномочия по обеспечению заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, а также аудиторскими заключениями о ней за отчетные периоды 2014 - 2018 годов до истечения установленного частью 1 статьи 29 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» срока хранения бухгалтерской (финансовой) отчетности;
2) прекращает осуществление полномочий по сбору обязательных экземпляров отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторских заключений о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 1 января 2018 года.

Обязательный аудит проходят организации, которые соответствуют определенным критериям.

Аудиторская проверка — это мероприятие, которое позволяет оценить правильность ведения бухгалтерского и налогового учета.

Аудиторское заключение — подтверждает правильное составление бухгалтерской и налоговой отчетности.

Какие организаций проходят обязательный аудит по закону № 307-ФЗ

Согласно Федеральному закону № 307-ФЗ от 30.12.2008г. обязательный аудит проводят следующие компании:

  • Акционерные общества — АО (ОАО, ЗАО, ПАО);
  • Кредитные организации;
  • Страховые компании;
  • Фонды НПФ (Негосударственные пенсионные фонды);
  • Компании с объемом выручки за предыдущий год свыше 400 млн. рублей;
  • Сумма активов по бухгалтерскому балансу (валюта баланса) за предыдущий год более 60 млн. рублей;
  • Компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

Обязательный аудит для компаний по другим Федеральным законам

  • Государственные корпорации (№ 7-ФЗ от 12.01.1996г., ст.7.1, п.2 и ст.7.2, п.8);
  • Микрофинансовые организации (№ 151-ФЗ от 02.07.2010г., ст.15, п.4);
  • Операторы лотереи (№ 138-ФЗ от 11.11.2003г., ст.23)
  • Организаторы азартных игр (№ 244-ФЗ от 29.12.2006г., ст.6, п.12);
  • Управляющие компании и специализированные депозитарии (№ 117-ФЗ от 20.08.2014г., ст.29, п.1-2);
  • Кредитные кооперативы с численностью свыше 2000 человек (№ 190-ФЗ от 18.07.2009г., ст.31, п.1);
  • Жилищные накопительные кооперативы (№ 215-ФЗ от 30.12.2004г., ст.54, п.1);
  • Организации-застройщики многоквартирных домов, привлекающие денежные средства участников долевого строительства (№214-ФЗ от 30.12.2004г., ст.3, п.5);
  • Туроператоры, осуществляющие продажу туров в сфере выездного туризма, если сумма от продажи таких туров за предыдущий год составила более 400 млн.рублей. (№ 132-ФЗ от 24.11.1996г., ст.17.7);
  • Другие прочие организации в случаях, установленных Федеральным законодательством.

Полный перечень случает для проведения обязательного аудита смотрите

Кто и когда проводит обязательный аудит

Согласно Федеральному закону № 307-ФЗ от 30.12.2018г. «Об аудиторской деятельности» проводить обязательный аудит могут:

  1. Аудиторские компании;
  2. Индивидуальные аудиторы.

Обязательный аудит проводится ежегодно. Аудиторское заключение должно быть готово к моменту сдачи бухгалтерской отчетности в срок до 31 марта следующего за проверяемым годом.

При выборе аудиторской компании (индивидуального аудитора) нужно:

  • Удостовериться в ее независимости (№ 307-ФЗ от 30.12.2008г., ст.8, ч.1)
  • Удостовериться в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов . У аудиторов должен быть документ, свидетельствующий о членстве в СРО. С государственным реестром саморегулируемых организаций можно ознакомиться на сайте Минфина РФ .

Аудит не может проводиться

В статье о независимости аудиторских организаций, аудиторов в Законе № 307-ФЗ от 30.12.2008г., ст.8 сказано, что аудит не может осуществляться в некоторых случаях, когда

Аудиторским организациями, руководители которых являются:

  1. Учредителями аудируемого лица;
  2. Близкими родственниками;
  3. Когда аудиторская служба выполняла восстановление бухучета этой компании;
  4. Когда аудиторы сами ведут бухучет этой организации на аутсорсинге.

Куда сдавать аудиторское заключение

Компания, которая обязана проходить аудиторскую проверку должна сдать заключение в налоговую инспекцию.

Срок сдачи Аудиторского заключения об отчетности компании, требующей обязательный аудит:

  1. Одновременно с бухгалтерской отчетностью;
  2. В течение 10 дней после составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря следующего за отчетным года (№ 402-ФЗ, ст.18, п.5)

Изменились правила сдачи бухгалтерской отчетности за 2019 год. Отменена обязанность сдавать бухгалтерскую отчетность за 2019г. и аудиторское заключение в статистику.

Штраф за отсутствие аудиторского заключения

Согласно штрафы составляют:

1. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.15.6 настоящего Кодекса), — (в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 113-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей .
2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Как рассчитать сумму активов по бухгалтерскому балансу для обязательного аудита?

Сумма активов по бухгалтерскому балансу для обязательного аудита — это валюта баланса (сумма активов), которая указана в строке 1600 бухгалтерского баланса.

Можно ли использовать свернутое сальдо по активно-пассивным счетам, чтобы избежать обязательную аудиторскую проверку?

Нет, так поступать нельзя. Например, нельзя из дебиторской задолженности вычитать кредиторскую даже по одному контрагенту (если у Вас нет акта взаимозачета задолженности). Все показатели в Дебете и Кредите баланса отражаются развернуто. Это прямо говорится в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» , пункт 34:

В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

За какой год нужно проводить обязательный аудит компании, если сумма выручки или активов превысила лимиты?

По Федеральному закону № 307-ФЗ критерием для проведения обязательного аудита являются превышение выручки в 400 млн. руб. или валюты баланса (активов) в 60 млн. руб. за предыдущий год.

Например, по итогам 2019 года произошло превышение. Значит, организации нужно будет проводить аудиторскую проверку за 2020 год, то есть в начале 2021 года и получить аудиторское заключение за 2020 год.

Нужно ли проводить обязательный аудит только что зарегистрированному ООО за первый год деятельности, если сумма выручки или активов превысила лимиты?

Для новых организаций существуют особые правила определения отчетного года. Первым отчетным годом вновь созданной организации является период (№ 402-ФЗ от 06.12.2011г., ст.15, ч.2 и 3):

  • С даты государственной регистрации по 31 декабря этого же года включительно, если организация создана до 30 сентября;
  • С даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно, если организация создана после 30 сентября.

В каких случаях организация обязана провести аудиторскую проверку. Когда проведение аудита обязательно.Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию.

Вопрос: В организации оборот 600 мл.р. за 2018 год. Обязана ли организация проводить аудит за 2018 год? Если да, то какая ответственность если его не проводить? И куда надо подавать аудиторское заключение?

Ответ:

По вопросу обязанности проводить аудит за 2018 год.

ООО обязано проводить аудит, если в ООО превышен любой из двух нижеперечисленных показателей.

В целях проведения обязательного аудита для ООО имеет значение либо сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года (более 60 млн руб.), либо объем выручки (превышает 400 млн руб.). То есть, если превышен любой из этих показателей, то аудит обязателен.

Если в 2017 году один из показателей превышен (это год, предшествующий отчетному), то аудит проводится по итогам 2018 года. Таким образом, аудит нужно будет провести в 2019 году.

По вопросу ответственности за непроведение обязательного аудита.

Важно знать, что при возникновении ответственности за непроведение обязательного аудита и наложении штрафных санкций законодатель не снимает с организации обязанность по предоставлению аудиторского заключения.

По вопросу подачи аудиторского заключения.

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:

либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;

либо отдельно не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, в любом случае не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

(Федресурс).

Обоснование

В каких случаях организация обязана провести аудиторскую проверку

Ситуация: нужно ли проводить обязательный аудит за первый год деятельности ООО. Финансовые показатели (выручка, сумма активов) превысили допустимые лимиты

Нет, не нужно.

Дело в том, что для решения вопроса об обязательном аудите оценивают показатели выручки и активов не за отчетный год, а за предыдущий.

Так, для организаций, созданных в форме ООО, аудит обязателен, если:
- объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 400 000 000 руб.;
- сумма активов баланса на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 000 000 руб.

Как сдать аудиторское заключение в Росстат

Аудиторское заключение сдайте в Росстат на бумаге или отправьте по электронной почте. Последний вариант согласуйте с сотрудниками своего территориального отделения Росстата.

Отправить документ в электронном виде вместе с бухгалтерской отчетностью через оператора связи не получится. Документ Росстат не примет.

Нужно ли подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию

Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности , обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724 и УФНС по г. Москве от 31.03.2014 № 13-11/030545 , от 20.01.2014 № 16-15/003855 .

Ответственность за уклонение от обязательного аудита

Какая ответственность грозит за уклонение от обязательного аудита

Если организация не провела обязательный аудит и у нее нет аудиторского заключения - это грубое нарушение требований к бухучету и отчетности. Штрафы предусмотрены КоАП. Сумма штрафа для должностных лиц - от 5000 до 10 000 руб. А при повторном нарушении - до 20 000 руб. или дисквалификация от года до двух лет.

Не опубликовали бухгалтерскую отчетность АО и аудиторское заключение, не представили аудиторское заключение акционерам - вас оштрафуют в соответствии с частью 1 статьи 15.19 и частью 2 статьи 15.23.1 КоАП. Сумма штрафа составит:
- для организаций - от 500 000 до 700 000 руб.;
- для должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификация до одного года.

Если вовремя не сдать в Росстат аудиторское заключение, будет предупреждение или штраф:
- для организаций - от 3000 до 5000 руб.;
- для должностного лица (руководителя) - от 300 до 500 руб.

Такие санкции предусмотрены КоАП.

Аналогичные штрафы будут, если опоздать со сдачей бухгалтерской отчетности или сдать ее в неполном объеме (письмо Росстата от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ).

Если аккредитованная организация по управлению правами на коллективной основе не раскроет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением, ее оштрафуют в соответствии с частью 1 статьи 15.42 КоАП. Сумма штрафа - от 100 000 до 200 000 руб. А если такая организация не опубликует отчетность вместе с аудиторским заключением созданного ею фонда и дочерних организаций, штраф составит от 50 000 до 100 000 руб. (ч. 2 ст. 15.42 КоАП).

Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Внесение сведений в госреестр

Нужно ли вносить результаты обязательного аудита в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц

Сведения о результатах обязательного аудита заказчик обязан внести в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (Федресурс). А именно:

данные аудируемого лица. ИНН, ОГРН, СНИЛС;

данные аудитора. Наименование (Ф. И. О.), ИНН, ОГРН, СНИЛС;

перечень аудируемой бухгалтерской (финансовой) отчетности и период, за который она составлена;

дату аудиторского заключения, мнения аудитора о достоверности отчетности;

обстоятельства, которые оказывают или могут оказать влияние на достоверность отчетности. Но только если это не государственная или коммерческая тайна.

За нарушение правил размещения сведений в Федресурсе предусмотрена административная ответственность:

Нарушение Ответственность
Несвоевременное внесение сведений в Федресурс Предупреждение или штраф на должностных лиц в размере 5000 руб. (п. 6 ст. 14.25 КоАП)
Непредоставление или предоставление недостоверных сведений в Федресурс Штраф на должностных лиц от 5000 до 10 000 руб. (п. 7 ст. 14.25 КоАП)
Повторное непредоставление или предоставление недостоверных сведений в Федресурс или размещение заведомо ложных сведений Штраф на должностных лиц от 10 000 до 50 000 руб. либо дисквалификация должностного лица на срок от одного года до трех лет (п. 8 ст. 14.25 КоАП)

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

С 28 ноября 2018 г. вступили в силу поправки в ст. 13 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ). Ведена часть 7.1 ст. 13, согласно которой бухгалтерская отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа с электронной подписью.

При этом, организация может формировать свою бухгалтерскую отчетность только в электронном виде, без составления бумажного экземпляра уже за 2018 год.

Если необходимо представить бухгалтерскую отчетность на бумажном носителе, например, в государственный орган или другому лицу, организация должна по их требованию изготовить (распечатать) бумажную копию этой электронной отчетности (п. 7.1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

Субъекты малого предпринимательства смогут сдать бухгалтерскую отчетность в налоговую за 2019 год в бумажном виде (подп. 1 п. 4 ст. 2 Закона № 444-ФЗ). А вот отчетность за 2020 г. и последующие периоды они, как и другие компании, будут обязаны сдавать в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Бухгалтерскую отчетность и АЗ за 2019 год сдаем только в налоговую

С 1 января 2020 года, т.е. с даты формирования бухгалтерской отчетности за 2019 год, будет действовать новая редакция ст. 18 Закона «О бухгалтерском учете» (Закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ).

Согласно этим поправкам, годовую бухгалтерскую отчетность 2019 организации будут сдавать не в органы статистики, как в настоящее время, а только в ИФНС по месту нахождения организации и обязательно в виде электронного документа.

Новая норма устанавливает, что государственный информационный ресурс будет формировать и вести Федеральная налоговая служба на основе:

    бухгалтерской отчетности организаций, обязанных ее составлять;

    аудиторских заключений об отчетности, подлежащей обязательному аудиту.

Форматы и порядок представления отчетности и аудиторских заключений (АЗ) в электронном виде будут утверждаться ФНС. Ведомство также будет обеспечивать доступ заинтересованных лиц к этому ресурсу.

Сроки представления годовой отчетности в ИФНС прежние: не позже 3 месяцев после окончания отчетного периода (календарного года), обычно последний день сдачи отчетности приходится на 1 апреля.

Аудиторское заключение об отчетности, требующей проведения обязательного аудита, за 2019 год также необходимо будет представить в ФНС в электронном виде одновременно с самой отчетностью или в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой заключения, но не позже 31 декабря следующего за отчетным года (п. 5 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

Таким образом, Росстат с 1 января 2020 г. прекращает полномочия по сбору комплектов бухгалтерской отчетности организаций, в том числе пересмотренной, и аудиторских заключений о ней за 2018 год и более ранние периоды (подп. 2 п. 5 ст. 2 Закона № 444-ФЗ). Поэтому при наличии такой пересмотренной отчетности организации должны будут сдавать ее в ИФНС.

Поскольку новая редакция ст. 18 Закона о бухгалтерском учете вступает в силу только с 2020 года, сдача бухгалтерской отчетности в 2019 году (за 2018 год) будет еще в органы статистики.

Штрафы за бухгалтерскую отчетность и аудиторское заключение в 2019 году вырастут

Минфин России подготовил проект изменений в КоАП РФ (новая ст. 15.11.1) об ответственности за несдачу в ИФНС обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения 2019 (если она подлежит обязательному аудиту) в целях формирования государственного информационного ресурса такой отчетности.

Размер штрафа будет зависеть от того, необходимо ли проведение обязательного аудита? Если да — то штраф существенно больше.

Вид нарушения В настоящее время в Росстат, штрафы, руб. Бухгалтерская отчетность 2019 в ИФНС, штрафы ст. 15.11.1 КоАП, руб.
Не сдали бухотчетность или сдали в неполном объеме На должностных лиц — 300-500 (ст. 19.7 КоАП) + 5-10 тыс. (п. 1 ст. 15.11 КоАП);

На юридических лиц — 3-5 тыс. (ст. 19.7 КоАП)

При повторном нарушении

На должностных лиц — 10-20 тыс. или дисквалификация на 1-2 года (п. 2 ст. 15.11 КоАП):

На должностных лиц — 50-70 тыс.;

На юридических лиц — 100-200 тыс.

Не сдали подлежащую аудиту отчетность и АЗ или сдали в неполном объеме

На юридических лиц — 300-500 тыс.

Не сдали бухотчетность до 31 декабря следующего за отчетным года На должностных лиц — 80-100 тыс.;

На юридических лиц — 200-300 тыс.

Не сдали подлежащую аудиту отчетность и АЗ до 31 декабря следующего за отчетным года На должностных лиц — 100-200 тыс.;

На юридических лиц — 500-700 тыс.

Таким образом, штрафы за аудиторское заключение в 2019 году (его непредоставление) значительно увеличатся. Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны и не забывайте своевременно проводить аудит!

Случайные статьи

Вверх