В чем основные отличия между самозанятым населением и ип. Самозанятые граждане в России – кто это

Государство пытается легализовать разные формы трудовых отношений. Одним из методов является внедрение самозанятости на законодательном уровне. После получения патента гражданин может официально работать в выбранной сфере.

Кто такие самозанятые лица

К категории относят граждан, осуществляющих некоторые виды коммерческой деятельности. Главная идея – физлицо оказывает услуги самостоятельно без привлечения других специалистов. К самозанятым относят:

  • фрилансеров;
  • внештатных специалистов, работающих с несколькими фирмами;
  • лиц, создавших собственный домашний микробизнес.

Нормативно-правовое регулирование

Закон о самозанятых начал разрабатываться с 2015 года. Основная цель правительства заключалась в легализации трудовой деятельности более 20 млн граждан. Законопроект был принят в 2017 г. Порядок ведения деятельности самозанятыми лицами регулирует три нормативных документа:

  • Приказ ФНС России №ММВ-7-14/270@ от 31.03.2017 г.
  • Статья №217 Налогового кодекса.
  • Статья №83 Налогового кодекса.

Отличительные особенности от ИП

Гражданам часто сложно выбрать между самозанятостью или регистрацией индивидуального предпринимательства. Чтобы выбрать форму трудовой деятельности, лучше посетить налогового консультанта. Специалист подробно расскажет об их преимуществах и недостатках. Отличия самозанятого лица от ИП:

Критерии

Самозанятые граждане

Индивидуальные предприниматели

Регистрация в ИФНС

Необходимо заплатить 20000 рублей за покупку патента.

Проходят полную процедуру регистрации в ФНС с составлением заявления, оформлением документов, оплатой госпошлины (800 р.).

Налоги и налогообложение доходов

Отсутствуют, т.к. при покупке патента оплачивается единый взнос. В 2019-2020 годах для самозанятых лиц действуют налоговые каникулы.

Необходимо выбрать одну из систем налогообложения:

  • общую (ОСНО) со ставкой до 30%;
  • упрощенную (УСН) со ставкой до 15%;
  • ПСН (патент) со ставкой 6%;
  • ЕНВД (единый налог) со ставкой до 15%.

Страховые взносы

Дополнительные отчисления отсутствуют. Взносы в бюджет ФОМС и ПФР уже включены в стоимость патента. По желанию можно делать дополнительные платежи в Пенсионный фонд для формирования страхового стажа.

32385 рублей

Наемные сотрудники

Запрет на привлечение к труду наемных специалистов.

Имеют право нанимать других специалистов.

Отчетность

Не предоставляется.

Зависит от выбранной системы налогообложения.

Ограничение дохода

1 млн рублей

Зависит от системы налогообложения. Например, при УСН лимит равен 111,5 млн рублей.

Виды деятельности, разрешенные для самозанятого населения в 2019 году

Список профессий, по которым физлица смогут работать индивидуально без набора штата сотрудников, постоянно обновляется. Виды деятельности для самозанятых граждан, определенные на федеральном уровне:

  • Услуги по обучению граждан. Сюда относятся репетиторы, персональные тренеры.
  • Ряд ремонтных работ. Эта категория охватывает мастеров по ремонту домов и квартир, бытовой техники, одежды, обуви, ювелирных изделий.
  • Клининговые услуги. Технички, уборщицы, домработницы могут получить патент для официального трудоустройства.
  • Уход за больными. Это сиделки, медицинские работники, присматривающие за лицами старше 80 лет.
  • Помощь в домашнем хозяйстве. К этому виду деятельности относят приготовление пищи, уход за животными, выполнение садовых и огородных работ.

Виды самозанятости разрешено дополнять субъектам РФ. На региональном уровне в перечень добавлены следующие профессии и занятия:

  • продавцы, реализующие продукцию, выращенную на собственном участке;
  • шоферы, автомобильные перевозчики;
  • фотографы, видеоператоры;
  • независимые журналисты, копирайтеры, переводчики текстов;
  • парикмахеры, мастера маникюра и педикюра.

Порядка двадцати миллионов россиян работают неофициально, предоставляя некоторые услуги. Государственные деятели уже давно задумались над вопросом, как определить и легализовать труд «самозанятых» граждан. Ведь такие работники, получая прибыль от своего вида деятельности, не стремятся платить налоги.

В законодательных кодексах нет точной трактовки, кто такой «самозанятый» гражданин. Но существует утверждение, что налоги в ФНС и страховые взносы в ПФР он уплачивать обязан самостоятельно. Пенсионный фонд дает такое понятие «самозанятого» человека:

«Это индивидуальный предприниматель или физическое лицо, ведущее определенную деятельность. К ним относят людей, ведущих ЛПХ, адвокатов и нотариусов, арбитражных управляющих и иных лиц, не являющихся ИП, но предоставляющих частные услуги населению».

Хотя в НК РФ такое понятие отсутствует, налоговой службой применяется несколько иная трактовка – «самозанятым» гражданином считается человек, не имеющий статуса ИП, но выполняющий работы и оказывающий услуги другому ФЛ в целях удовлетворения его личных потребностей за определенную плату.

На основании этого определения, «самозанятые» граждане, добровольно вставшие на учет и прошедшие регистрацию, освобождаются на два года от уплаты обязательных платежей в бюджет и страховых взносов. Для тех россиян, кто является «самозанятым гражданином», ФНС разработано специальное уведомление, заполнив которое можно предоставить информацию о своей предпринимательской деятельности за 2018 год.

Важно! Оригинал уведомления в ФНС подается при личном посещении регионального отделения инспекции.

На основании выше изложенного можно определить, что к «самозанятым» лицам относятся:

  • ФЛ, предоставляющие частные услуги.
  • Люди, работающие без образования ИП.
  • Официально не устроенные граждане, получающие доход от незарегистрированной деятельности.
  • ФЛ, оказывающие услуги и выполняющие работы лично, без привлечения наемного персонала.

Чем могут заниматься «самозанятые» граждане

Самой распространенной сферой деятельности, в которой находят своих работодателей «самозанятые», считается сегмент бытовых услуг. Найти клиента не сложно, ведь починить кран или посидеть с детьми в качестве няни – это обычная житейская ситуация. Такая помощь востребована у населения.

Реже можно встретить «самозанятых» в торговом сегменте экономики. Чаще всего они занимаются розничной продажей товаров на дому, в соцсетях или просто ходят по квартирам. Такая деятельность четко отслеживается налоговыми органами.

В Налоговом кодексе определены основные виды деятельности, которыми могут заниматься «самозанятые» граждане в 2019 году:

  1. Оказание помощи в присмотре и уходе за малолетними детьми, больными и пожилыми гражданами.
  2. Обучение на дому – репетиторство.
  3. Услуги по уборке квартир и частных домовладений, принадлежащих ФЛ.
  4. Помощь при осуществлении деятельности по ведению домашнего хозяйства.

Внимание! В отдельных регионах России на основании декретов местной власти перечень услуг, разрешенных для ведения деятельности «самозанятыми» гражданами, может быть расширен. Узнайте эту информацию в областной администрации.

В республике Тыва, Кемеровской, Саратовской и Рязанской областях с марта 2018 года органами местного самоуправлении список работ для самозанятых граждан и услуг, доступных ФЛ был дополнен. В него вошли:

  • выпас домашнего скота;
  • ремонт и пошив одежды для личного пользования;
  • мелкие отделочные и строительные работы;
  • парикмахерские услуги;
  • наладка бытовых приборов, садового инвентаря и техники;
  • фото и видео съемка.

Что значит быть «самозанятым» человеком

Что выбрать – регистрацию в качестве ИП или самозанятость, решать вам. Разберем подробнее, что значит быть самозанятым ФЛ в отличие от открытия индивидуального предпринимательства. Разъяснение прав и обязанностей, а так же понятия «самозанятости» произведено в статьях 217 пункт 70 и 422 пункт 3 Налогового кодекса.

Кто не может стать «самозанятым»

Понятие самозанятости исключает отнесение к нему определенных видов деятельности. К ним относят:

  1. Реализацию подакцизных и маркировочных товаров.
  2. Перекупку или перепродажу товаров и прав собственности, использованных в личных целях.
  3. Добычу полезных ископаемых.
  4. Выполнение работ и оказание услуг в интересах другого ФЛ (агентские, поручительские и договора комиссии).
  5. Индивидуальную предпринимательскую деятельность.
  6. Налогоплательщики с суммами годового дохода свыше 2,4 млн. рублей.

Реальная ситуация с «самозанятыми» в стране

Правительство выдвигает новые проекты и пытается подтолкнуть множество людей, осуществляющих свою деятельность не официально, легализовать ее. В их понимании многие российские граждане уклоняются от уплаты налогов. Разобраться в ситуации с самозанятой частью населения, означает повысить доходность бюджета. Так считают многие депутаты законодательного собрания.

Программа регистрации самозанятых граждан действует давно. В прошлые годы предпринималось несколько попыток легализовать их бизнес, но безуспешно. Первым, что было предпринято в Воронеже и других областях, это выдача патента на самозанятость сроком от одного месяца до года. Его стоимость составляла около 20 тысяч рублей. По этому документу самозанятый гражданин мог заниматься деятельностью, включенной в перечень допустимых услуг, только в регионе проживания.

После гражданам России было предложено на законных основаниях зарабатывать свои деньги, зарегистрировав свою деятельность в ФНС и получив отсрочку. Для них устанавливается определенный срок «налоговых каникул», который снимает с ФЛ обязанность по уплате налогов и сборов на протяжении двух лет.

Что ждет ФЛ после окончания «налоговых каникул»

По истечению предоставленного государством «самозанятому» гражданину срока налоговой амнистии, ему нужно будет определиться, как вести свою дальнейшую деятельность. ФНС предложено два варианта решения этого вопроса:

  1. По всем правилам зарегистрировать себя в качестве ИП.
  2. Перестать вести незаконную деятельность по оказанию частных услуг.

После введения двухгодовых налоговых каникул для вновь зарегистрировавшихся людей депутаты думали, что сейчас все «уклонисты» должны выйти из тени и начать вести честную деятельность. Но нет. В первые три месяца подали уведомление только сорок человек. И это по всей России, а в Воронеже и области вообще никто.

Видя столь низкое значение показателей, представители закона решили расширить условия регистрации таких предпринимателей. Чтобы дать им понять, что государство на их стороне. Что же принесут нам нововведения, вступающие в силу с 1 января 2019 года?

Что предлагает государство своим «самозанятым» гражданам

Для реализации проекта выбрано четыре субъекта РФ. В этот список попала Москва, Подмосковье, Татарстан и Калужская область. Регистрация новых налогоплательщиков будет происходить посредством специально разработанного мобильного приложения. Доступ в личный кабинет граждане получат после сканирования паспорта. К своей учетной записи будет необходимо совершить привязку расчетного счета или банковской карты.

В приложении можно будет учитывать все операции по движению денежных средств, выписывать чеки при наличном и безналичном расчете. Отчитываться по произведенной работе нужно будет также через него, без заполнения деклараций и сбора документов.

Налоговое обременение, которое было предложено Минфином, будет зависеть от суммы вырученных средств. Платить его будут обязаны все «безработные предприниматели» если сумма годового дохода, высчитанного нарастающим итогом, будет больше или равна двум с половиной миллионам рублей. Налог составит 3-4% для предпринимателей, оказывающих услуги ФЛ и 6% для тех, кто сотрудничает с ЮЛ, при условии, что общий годовой доход гражданина не достигнет 10 млн. рублей. Налоговой базой будет считаться сумма выручки, зафиксированная на карте, привязанном к аккаунту человека. Требуемый размер налога будет списываться со счета автоматически.

Как зарегистрировать себя в качестве «самозанятого» гражданина

Регистрация граждан в качестве самозанятых, происходит добровольно после подачи уведомления. Его вы можете получить в региональном отделении налоговой. Подать заявление о постановке на учет можно несколькими путями:

  • При личном посещении. Внимание! Советуют заполнить два экземпляра уведомления – на одном из них инспектор должен поставить отметку о принятии документа. Ведь выдача свидетельств, подтверждающих ваш новый статус, не предусмотрена.
  • В электронном формате через личный кабинет ФНС.
  • Через мобильное приложение – станет доступно только с 1 января 2019 года.

Бланк уведомления состоит из трех листов. Первые два обязательны для заполнения всеми регистрирующимися гражданами. Данные на третью страницу вносятся только при условии, что человек занимается деятельностью, внесенной в региональный перечень услуг. Вверху титульного листа укажите ваш личный ИНН, ФИО и код ФНС.

Шифровка «001» присуща всем самозанятым гражданам, его нужно проставить в соответствующем поле на первой странице. Далее следует указать, чем вы планируете заниматься, какие услуги оказывать. Справа напротив выбранной графы поставьте цифру «1».

Для оформления уведомления в ФНС вам потребуются:

  1. Паспорт.
  2. Выписку об отсутствии зарегистрированного предпринимательства.
  3. Свидетельство ИНН.
  4. Бланк уведомления о постановке на учет.

Как госорганы будут вычислять «уклонистов»

Закон о трудящихся «на себя» уже принят. Это случилось 25 октября 2018 года. Об этом сообщил местным новостям в своем докладе Медведев. Экспериментальный проект начнет действовать с первого января 2019 года. Всем, кто попадает под категорию «самозанятых» будет предложено трудиться официально и платить соответствующие взносы. Ставка будет определяться в зависимости от того, с кем сотрудничает гражданин – с ФЛ или ИП и ЮЛ.

Но ведь мы все понимаем, что на это пойдут единицы. Как же тогда госорганы будут определять «уклонистов». Планируется, что к концу наступающего года практически всегда оплата товаров и услуг будут осуществляться безналичным путем. Периодически через банковские предприятия инспекцией будет запрашиваться отчет о проведенных клиентами операциях со счетами, вкладами и картами. Если человек часто получает денежные переводы, но нигде не работает – это первый повод проверить источники его дохода.

Вторым способом выявления «безработных предпринимателей» является контрольная закупка товара через интернет и странички социальных сетей. Не оставят без внимания и «доброжелателей», которые при любой возможности готовы написать жалобу на соседа. Им может помешать запах химии, если вы оказываете парикмахерские или маникюрные услуги на дому, или слишком частые визиты ваших клиентов.

Последствия уклонения от регистрации

Каждому гражданину, ведущему нелегальный бизнес, нужно понять, что его ждет, если он продолжит свою деятельность без официальной регистрации. Правительство предлагает ввести штрафы в размере всего полученного дохода, но это будет не целесообразно. К основным видам наказания, которое может грозить «уклонистам» относят:

  1. Им запретят покидать страну и выезжать заграницу.
  2. Могут возникнуть трудности с оформлением пенсионного довольствия по достижению определенного возраста.
  3. Возможно наложение штрафа от 500 до 2000 рублей в зависимости от того, сколько раз было зарегистрировано нарушение. Если нелегальный бизнес приносит своему владельцу достаточно весомые прибыли, то сумма штрафных санкций будет достигать 20% от полученной прибыли.
  4. В отношении особо злостных неплательщиков может быть сформировано уголовное дело по факту уклонения от уплаты обязательных платежей в бюджет страны. А это может грозить реальным сроком лишения свободы и конфискацией имущества.

В новости все чаще попадают доклады Минфина и правительства о «самозанятых» гражданах. В их понимании это те люди, которые не хотят платить мзду государству. В этом разбирался В.В. Жириновский. Он предложил выдать таким лицам недорогой патент, а не запугивать их штрафами и лишением дохода. Ведь человек, скрывающий значимую часть своей прибыли от налоговой, при таких условиях не выйдет «из подполья» никогда.

Самозанятость - форма труда, за которую самозанятый человек получает оговоренную оплату непосредственно от заказчика. При этом необходимый объем и условия трудовой деятельности выбирает для себя самостоятельно.

На сегодняшний день данной деятельностью занимается около 15 миллионов граждан России. Со стороны государства существует льготная система налогообложения и упрощенная форма регистрации данного рода бизнеса.

Деятельность самозанятого населения насчитывает более тысячи специализаций, к которым относятся услуги:

  • нянь;
  • репетиторов;
  • сиделок;
  • таксистов;
  • портных;
  • уборщиков;
  • парикмахеров;
  • фрилансеров.

Это довольно не весь список востребованных профессий, к занятию которых прибегают самозанятое население. К общим критериям всех этих видов занятости можно отнести довольно несложные технологические действия, которые не требуют получения лицензии, а также специфика работы не имеющая возможности отслеживания объемов и графиков их выполнения. Соответственно и налоговый статус для данных физических лиц нигде не оформляется.

На самом деле данная ситуация, в которой находятся немалое количество людей, занимаясь своего рода микробизнесом, не вполне их устраивает. Неуплата налогов вынуждает прятаться, вести бизнес в тени, тем самым не получая возможность полноценной реализации. Государство в свою очередь социально ответственно перед данными гражданами, но не получает должных налогов, неся бюджетные убытки.

Какая разница между самозанятым гражданином и предпринимателем?

Самозанятый гражданин занимаясь, к примеру, флирансом, является для себя начальником и бухгалтером, платя при этом налоги лишь за себя. Но стоит ему увеличить штат, взяв хотя бы одного помощника, он сразу становится частным предпринимателем.

В отличие от предпринимателя, самозанятый гражданин не имеет право:

  • Совмещения патента с другими налогообложениями.
  • Нанимать штат сотрудников.
  • Соблюдать условия патента по специфике рода деятельности.
  • Не нарушать территориальные границы ведения бизнеса прописанного в документе.

К преимуществам, которые получает бизнесмен, при официальном оформлении относятся:

  • Не требуется представлять налоговые документы в соответствующие инстанции.
  • Отсутствия контроля ведения журналов регистрации приходных и расходных кассовых документов.
  • Льготная налоговая система.
  • Информационная огласка для улучшения ведения бизнеса.
  • Возможность обращения в суд для защиты своих законных прав и интересов.

Как оформить самозанятость?

Основными требованиями для официального оформления самозанятости являются следующие критерии:

  1. Сфера деятельности должна соответствовать Налоговому кодексу Российской федерации.
  2. Самозанятый гражданин не должен иметь государственной регистрации в качестве предпринимателя.
  3. Наличие у лица гражданства Российской Федерации.
  4. Безукоризненные соблюдения правил при оформлении патента.

При нарушении выше указанных требований налоговая инспекция вправе аннулировать разрешения на ведения самозанятости у граждан с дальнейшим административным привлечением к ответственности.

Также аннулирования патента возможно в случаях когда:

  • предельный объем дохода в течение года превышает миллиона рублей;
  • ведется штатный набор помощников;
  • нарушения рода деятельности;
  • при истечении срока действия патента без продлевающего заявления.

В случаи несогласия об оглашении недействительности патента гражданин имеет право обратиться в суд для обжалования решения, а также в письменной форме оформить прошения на приостановку аннуляции до результатов судебного решения.

При удовлетворительном исходе судебного дела действие патента продлевается с учетом дальнейшей его оплаты.

Что необходимо для получения патента?

Для правильного оформление необходимо:

  1. Подготовить пакет документов для налоговой службы.
  2. Составление и подача заявления на оформление и выдачу патента.
  3. Произвести уплату необходимых взносов и налоговых сборов.

Необходимый пакет документов для оформления включает в себя:

  • паспорт, идентификационный код;
  • документы, подтверждающие отсутствие статуса индивидуального предпринимателя на основании выписки из единого государственного реестра.

Оформление патента возможно лишь в том регионе, в котором имеется регистрация будущего претендента.

Нюанс! Регистрируя патент в налоговой службе, стоит уточнить у инспектора, попадает ли занимаемый вид деятельности под критерий, начисляемый налоговые каникулы. Тем самым неся преимущества нулевой ставки в начале деятельности.

Период действия

Каждый выданный патент имеет свои ограничения по сроку действия. Пользования предусматривается на период от 30 дней до 12 месяцев. Хотя государственные служащие утверждают, что патент можно оформить и на 1 день.

Преимущественной особенностью данного патента для самозанятых граждан является приостановка уплаты налогов по уважительной причине с предоставлением подтверждающего документа.

Затраты на оформления

Оформления патента влечет за собой денежные затраты, что пожалуй является единственным недостатком. Точная стоимость определяется в зависимости от территориальной расположенности и индивидуальной сферы занятости. Например, в больших городах, таких как Москва, стоимость патента будет выше, чем в Калининграде с коэффициентом спроса для расчета 1,5, учитывая пропорциональный срок пользования.

Предположительная стоимость из расчета на год будет составлять 10 тыс. рублей с учетом налоговых обязательств.

Как пример расчета стоимости патента. Гражданин Иванов А.В. занимается строительными работами. Основной период занятости составляет весенне-летний период. Данный человек приобретает патент на шестимесячный срок, который обойдется ему в стоимость, состоящую из следующих расчетов:

10 000/12·6 = 5 000 руб.

Для городов миллионников расчет составит:

10000·1,5/12·6 = 7 500 руб.

Патент является альтернативным решениям для людей не стоящих на бирже труда по правовому статусу безработных, но и не спешащих регистрировать имеющийся бизнес.

Минюст совместно с Минфин, Минтруд, Минэкономразвития активно работают над определением и закреплением в законодательстве понятия "самозанятый". Виды деятельности, которыми граждане с таким правовым статусом смогут заниматься, прорабатываются и в конечном итоге будут представлены единым полным списком. Посмотрим, что известно о самозанятых сегодня, и какие изменения в законе для них готовятся.

Самозанятые граждане - это кто?

Единого определения, кто такие самозанятые граждане, нет. На первый взгляд кажется очевидным, что это люди, кто работает сам на себя, оказывает услуги другим людям с целью получить прибыль. Но не понятно, какие виды деятельности дают гражданину право так себя называть. Ответ на этот вопрос ищут депутаты Государственной Думы.

Несмотря на то, что четкого определения для этой категории граждан пока нет, термином активно пользуются различные службы и ведомства. Так, на сайте ПФР http://www.pfrf.ru/strahovatelyam/samozaniatoe/kto_otnos/ читаем:

Становится понятно, какими видами деятельности может заниматься самозанятый гражданин.

У ФНС иные критерии, которые позволяют из всего населения выделить самозанятых https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6761597/ :

При внимательном прочтении очевидны различия в определении одного и того же понятия. В первом случае к самозанятым относятся ИП, во втором - нет. Соответственно будет отличаться и порядок организации рабочего процесса: с наемными работниками или без них.

В гражданском кодексе понятие самозанятый гражданин тоже отсутствует, не определены и виды деятельности для людей с таким статусом. Поэтому президент поручил Минюсту урегулировать этот вопрос и ввести в правовое поле самозанятых граждан, определив на законодательном уровне их статус и виды деятельности, которыми они смогут заниматься.

По данному поручению Министерство юстиции Российской Федерации разрабатывает проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу определения статуса самозанятых граждан». Речь об отдельном законе пока не идет.

Из проекта следует, что самозанятое население будет определяться по критериям:

  • физические лица старше 16 лет;
  • деятельность по оказанию услуг осуществляют самостоятельно "на свой риск" и только физическим лицам;
  • личное трудовое участие - обязательно;
  • наем рабочих - исключен;
  • не зарегистрированы в качестве ИП.

Следить за разработкой проекта закона можно на портале Нормативных правовых актов по ссылке https://regulation.gov.ru/projects#npa=80737.


Здесь также можно посмотреть текст проекта нормативного правового акта, а аткже поучаствовать в обсуждении.

Виды деятельности самозанятых в 2018 году

В поправках ничего не сказано о видах деятельности, которые станут доступны самозанятым. Точнее сказать, нет предпосылок для расширения уже имеющегося списка таких видов деятельности.

Обратимся к сайту ФНС, на июль 2018 года там зафиксированы:

  • присмотр и уход за детьми, больными, людьми, достигшими возраста 80 лет;
  • репетиторство;
  • ведение домашнего хозяйства.

Между тем, граждане, которые работают сами на себя, оказывают и другие услуги.

На сайте ФНС также сказано, что регионы вправе дополнять этот список. В нем могут появляться иные виды деятельности, которые также помогут гражданину получить статус самозанятый. Но пока такие случаи единичные и мастера по маникюру, фотографы, ремонтники и многие другие не всегда могут причислить себя к самозанятому населению в 2018 году.

На сайте налоговой службы в свободном доступе находится статистика по самозанятым в России за 2017-2018 гг. С данными можно ознакомиться, скачать, сохранить для личного пользования или изучения.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с данными, предоставленными ФНС на 01.07.2018 года по числу граждан, официально зарегистрировавших себя в качестве самозанятых.

Как зарегистрироваться как самозанятый гражданин

Узаконить свою деятельность просто. Достаточно уведомить налоговую службу по месту жительства о том, что вы няня, сиделка, репетитор, домработник, направив заявление по специальной форме.

Для официально зарегистрированного самозанятого населения в 2017-2018 годах государство ввело налоговые каникулы. Оплачивать какие-либо в этот период не требуется.

Специалисты и эксперты отмечают, что мотивации "выходить из тени" для самозанятого населения на сегодняшний день недостаточно.

Пока государство определяет, кого и по каким признакам считать самозанятым населением, у граждан есть время и возможность оценить ситуацию, в которой они находятся.

Стоит ли официально признавать свой статус и регистрироваться в Федеральной налоговой службе, что это дает?

Защиту на законодательном уровне. Оказывая услуги физическим лицам по найму, многие не придают значения отсутствию договора об обязательствах друг перед другом. Это может обернуться неприятностями:

  • ненормированный рабочий день;
  • тяжелые условия труда;
  • отсутствие выходных и отпусков;
  • навязанные обязанности и пр.

Верховный суд включился в проработку этих вопросов и постановил, что в случае разногласий между работодателем и работником, собирать доказательства придется первому (по данным RG.RU).

Социальные гарантии. Регистрируясь в налоговом органе под статусом самозанятый, гражданин дает согласие на самостоятельную уплату взносов за себя в социальные фонды. В будущем это повлияет на пенсию. Сегодня же это дает возможность пользоваться медицинскими услугами бесплатно и получать льготы от государства в установленном порядке.

В заключение

Кто такой самозанятый гражданин и виды деятельности, которыми он имеет право заниматься, в 2018 году только предстоит определить Минюсту вместе с другими ведомствами. Сегодня граждан, которые причисляют себя к таковым официально не спешат зарегистрировать свой статус. По данным ФНС заявления о самозанятости подали в 2018 году 800 человек, всего же таковых насчитывается около 20 млн. человек трудоспособного населения. Возможно активность повысится после того, как станет известно, какое налоговое бремя будет наложено на этих граждан после окончания налоговых каникул.

После многомесячных обсуждений проект закона №551845-7 о самозанятых гражданах 2018 года принят в третьем чтении 15 ноября 2018 года и подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 27 ноября. Официальное наименование документа – проект федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». Но в народе его уже давно называют – «закон о самозанятых гражданах РФ».

О том, когда вступит в силу закон, а также полный текст документа читайте ниже.

Последние новости

Проект закона о самозанятых 2018 года был внесен в Государственную думу 21 сентября. Подпись под законопроектом №551845-7 поставили сразу несколько депутатов: А.М.Макаров, Н.С.Максимова, В.М.Резник, Л.Я.Симановский, Г.Я.Хор, В.В.Бузилов, З.А.Муцоев, В.С.Скруг, А.Е.Загребин; Члены Совета Федерации Е.В.Бушмин, М.М.Ульбашев.

Спустя 3 дня после внесения документ обсуждался на заседании Совета Госдумы, который рекомендовал включить его в повестку осенней сессии парламента. Первое чтение законопроект успешно прошел 25 октября, второе – 13 ноября, третье – 15 ноября. Подробная информация о законопроекте содержится в карточки документа на официальном портале обеспечения законодательной деятельности. Закон подписан Президентом В. Путиным 27 ноября.

Статья 1. Территория и срок проведения эксперимента

1. В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации начать с 1 января 2019 года проведение эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – эксперимент) в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) (далее – субъекты Российской Федерации, включенные в эксперимент).

3. В течение десяти лет проведения эксперимента не могут вноситься изменения в настоящий Федеральный закон в части увеличения налоговых ставок и (или) уменьшения предельного размера доходов, установленного пунктом 8 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 2. Общие положения

1. Применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (далее также – специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент.

2. Физическое лицо указывает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, при переходе на специальный налоговый режим.

3. В случае ведения деятельности на территориях нескольких субъектов Российской Федерации для целей применения специального налогового режима физическое лицо самостоятельно выбирает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, и вправе изменять место ведения деятельности не чаще одного раза в календарный год.

4. В случае прекращения ведения деятельности на территории выбранного субъекта Российской Федерации физическое лицо для целей применения специального налогового режима выбирает другой субъект Российской Федерации, включенный в эксперимент, на территории которого физическим лицом ведется деятельность, не позднее окончания месяца, следующего за месяцем такого прекращения.

5. При изменении места ведения деятельности физическое лицо считается ведущим деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации начиная с месяца, в котором он выбрал этот субъект Российской Федерации.

6. Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

7. Профессиональный доход – доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

8. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (далее – налог).

9. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области).

10. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

11. Индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима.

Статья 3. Мобильное приложение «Мой налог»

1. Мобильное приложение «Мой налог» – программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Порядок использования мобильного приложения «Мой налог» размещается в сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе через мобильное приложение «Мой налог» или через кредитную организацию уполномочить на реализацию установленных настоящим Федеральным законом прав и исполнение обязанностей операторов электронных площадок и (или) кредитные организации, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами, включая получение от налоговых органов сведений, полученных налоговыми органами при применении такими физическими лицами специального налогового режима.

4. В целях настоящего Федерального закона операторы электронных площадок и кредитные организации осуществляют информационный обмен с налоговыми органами при условии соответствия таких операторов электронных площадок и кредитных организаций требованиям (критериям) и соблюдения ими порядка, указанных в протоколах информационного обмена, размещаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на его официальном сайте в сети «Интернет».

5. Операторами электронных площадок в целях настоящего Федерального закона признаются организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие с использованием сети «Интернет» услуги по представлению технических, организационных, информационных и иных возможностей с применением информационных технологий и систем для установления контактов и заключения сделок по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) между продавцами (исполнителями) и покупателями (заказчиками).

6. Перечень операторов электронных площадок и кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с налоговыми органами, размещается в мобильном приложении «Мой налог».

7. Датой представления (получения) лицами, применяющими специальный налоговый режим, документов (информации), сведений считается дата их получения (направления) налоговым органом.

8. Документы (информация), сведения, направленные налоговым органом физическому лицу, применяющему специальный налоговый режим, в соответствии с настоящим Федеральным законом через мобильное приложение «Мой налог», уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию, на бумажном носителе по почте не направляются.

9. В случае возникновения в информационных системах налоговых органов технологического сбоя, влекущего невозможность исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей налогоплательщиков, такие обязанности считаются исполненными без нарушения срока при условии, что они исполнены не позднее дня, следующего за днем устранения указанного сбоя.

Статья 4. Налогоплательщики налога на профессиональный доход

1. Налогоплательщиками налога на профессиональный доход
(далее – налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Не вправе применять специальный налоговый режим:

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

Налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Статья 5. Порядок и условия начала и прекращения применения специального налогового режима

1. Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

2. Постановка на учет в налоговом органе гражданина Российской Федерации в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет, сведений из паспорта гражданина Российской Федерации и фотографии физического лица, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Для граждан Российской Федерации, воспользовавшихся доступом к личному кабинету налогоплательщика для постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представление сведений из паспорта гражданина Российской Федерации, фотографии физического лица не требуется.

3. Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков граждан других государств – членов Евразийского экономического союза осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет при использовании доступа к личному кабинету налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Заявление о постановке на учет, сведения из паспорта гражданина Российской Федерации, фотография физического лица формируются с использованием мобильного приложения «Мой налог».

5. Граждане Российской Федерации и граждане других
государств – членов Евразийского экономического союза вправе уполномочить кредитную организацию на представление в налоговый орган заявления о постановке на учет и (или) снятии с учета. В таком случае соответствующее заявление представляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи кредитной организации. При этом фотография физического лица не представляется.

6. При выявлении противоречий между представленными физическим лицом документами (информацией), сведениями налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» уведомляет физическое лицо об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня направления заявления о постановке на учет.

7. При выявлении несоответствия документов (информации), сведений, представленных физическим лицом либо уполномоченной кредитной организацией, сведениям, имеющимся у налогового органа, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее шести дней, следующих за днем направления заявления о постановке на учет.

8. При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона или частью 11 настоящей статьи, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня, следующего за днем направления заявления о постановке на учет.

9. В случае, если обстоятельства, указанные в частях 6 – 8 настоящей статьи, не выявлены, налоговый орган в сроки, установленные данными частями, осуществляет постановку на учет физического лица в качестве налогоплательщика и уведомляет физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) о такой постановке.

10. Датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления.

11. Физическое лицо после снятия с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика вправе повторно встать на учет в качестве налогоплательщика при отсутствии у него недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам по налогу.

12. Снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется в случае отказа от применения специального налогового режима, а также в случаях, если физическое лицо прекращает удовлетворять требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, при представлении в налоговый орган через мобильное приложение «Мой налог» заявления о снятии с учета.

13. Датой снятия физического лица с учета в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган заявления о снятии с учета.

14. Не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщиком заявления о снятии с учета, налоговый орган уведомляет указанное лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о снятии с учета указанной кредитной организацией) о снятии с учета физического лица в качестве налогоплательщика.

15. При наличии у налогового органа информации об утрате налогоплательщиком права на применение специального налогового режима или о несоответствии налогоплательщика требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется по инициативе налогового органа при отсутствии заявления налогоплательщика о снятии с учета.

16. При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица на дату его постановки на учет в качестве налогоплательщика требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона постановка на учет такого физического лица аннулируется.

17. При снятии физического лица с учета в качестве налогоплательщика по инициативе налогового органа (аннулировании постановки на учет) налоговый орган уведомляет об этом такое физическое лицо через мобильное приложение «Мой налог» и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией).

18. Обязанность по уплате налога, исчисленного с даты, с которой физическое лицо по инициативе налогового органа снято с учета в качестве налогоплательщика (произведено аннулирование постановки такого лица на учет), прекращается на дату снятия с учета (аннулирования постановки на учет).

19. Лицо считается утратившим право на применение специального налогового режима со дня возникновения оснований, препятствующих его применению в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 6. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

2. Для целей настоящего Федерального закона не признаются объектом налогообложения доходы:

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

От оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

9) от деятельности, указанной в пункте 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, полученные лицами, состоящими на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 7 3 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Статья 7. Порядок признания доходов

1. В целях настоящего Федерального закона датой получения доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) признается дата получения соответствующих денежных средств или дата поступления таких денежных средств на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. При реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг, имущественных прав) на основании договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с участием посредника в расчетах доход считается полученным налогоплательщиком в последний день месяца получения посредником денежных средств.

3. Индивидуальные предприниматели, ранее применявшие иные специальные налоговые режимы в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, при переходе на специальный налоговый режим не признают в составе доходов при исчислении налога доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), оплата (частичная оплата) которых произведена после перехода на специальный налоговый режим в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае, если указанные доходы подлежат учету при налогообложении в соответствии с иными специальными налоговыми режимами в период до перехода на уплату налога.

Статья 8. Налоговая база

1. Налоговой базой признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения. Налоговая база определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

2. В целях определения налоговой базы доходы учитываются нарастающим итогом с начала налогового периода.

3. В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав), на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового периода, в котором получен доход.

4. Налогоплательщик вправе провести корректировку ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов, приводящих к завышению сумм налога, подлежащих уплате, в случае возврата денежных средств, полученных в счет оплаты (предварительной оплаты) товаров (работ, услуг, имущественных прав), или некорректного ввода таких сведений при представлении через мобильное приложение «Мой налог» или уполномоченных операторов электронных площадок и (или) уполномоченные кредитные организации пояснений с указанием причин такой корректировки.

5. При наличии оснований полагать, что доступ к информационному обмену при применении налогоплательщиком специального налогового режима имеют неуполномоченные лица, операции по корректировке в сторону уменьшения ранее переданных налоговому органу сведений о сумме расчетов могут быть ограничены налоговым органом до представления налогоплательщиком лично, в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика пояснений с указанием причин такой корректировки. Налогоплательщик также вправе представить подтверждающие документы.

6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика, погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения только по этому налогу или подлежит возврату в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статья 9. Налоговый период

1. Налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Первым налоговым периодом признается период времени со дня постановки физического лица на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика до конца календарного месяца, следующего за месяцем, в котором оно поставлено на учет.

3. При снятии налогоплательщика с учета в налоговом органе последним налоговым периодом признается период времени с начала календарного месяца, в котором осуществляется снятие с учета, до дня такого снятия с учета.

4. Если постановка на учет и снятие с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика осуществлены в течение календарного месяца, налоговым периодом является период времени со дня постановки на учет в налоговом органе до дня снятия с учета в налоговом органе.

Статья 10. Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

1) 4 процента в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;

2) 6 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.

Статья 11. Порядок исчисления и уплаты налога

1. Сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок – как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.

2. Налоговый орган уведомляет налогоплательщика через мобильное приложение «Мой налог» не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога. В случае, если сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, составляет менее 100 рублей, указанная сумма добавляется к сумме налога, подлежащей уплате по итогам следующего налогового периода.

3. Уплата налога осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности.

4. Налогоплательщик вправе уполномочить одно из лиц, указанных в части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, на уплату налога в отношении всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу. В этом случае налоговый орган направляет уведомление об уплате налога уполномоченному лицу в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи. Уплата налога уполномоченным лицом осуществляется без взимания платы за выполнение таких действий.

5. Налогоплательщик вправе через мобильное приложение «Мой налог» предоставить налоговому органу право на направление в банк поручений на списание и перечисление средств с банковского счета налогоплательщика в счет уплаты в установленный срок налога, исчисленного за соответствующий период, и получение от банка необходимой для реализации указанных полномочий информации. Такая информация представляется банком в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса налогового органа. В этом случае налоговый орган направляет в банк поручение на списание и перечисление суммы налога, подлежащей уплате по итогам соответствующего налогового периода, не ранее чем за десять дней и не позднее чем за три дня до дня истечения установленного срока уплаты налога.

6. В случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налога не исполнена в установленный срок, налоговый орган в срок не позднее десяти календарных дней со дня истечения срока уплаты налога направляет налогоплательщику через мобильное приложение «Мой налог» требование об уплате налога с указанием ссылки на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, сведений о сроке уплаты налога, о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на день направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Статья 12. Налоговый вычет

1. Лица, применяющие специальный налоговый режим, имеют право на уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета в размере не более 10 000 рублей, рассчитанную нарастающим итогом в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

2. Сумма налогового вычета, на которую может быть уменьшена сумма налога, определяется в следующем порядке:

1) в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, сумма налогового вычета определяется как соответствующая налоговой ставке в размере 1 процента процентная доля налоговой базы;

2) в отношении налога, исчисленного по налоговой ставке, указанной в пункте 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, сумма налогового вычета определяется как соответствующая налоговой ставке в размере 2 процентов процентная доля налоговой базы.

3. В случае, если физическое лицо снято с учета в качестве налогоплательщика, а впоследствии вновь поставлено на учет в качестве налогоплательщика, остаток неиспользованного налогового вычета восстанавливается. Срок использования налогового вычета не ограничен. Налоговый вычет, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, после его использования повторно не предоставляется.

4. Уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета осуществляется налоговым органом самостоятельно.

Статья 13. Налоговая декларация

Налоговая декларация по налогу в налоговые органы не представляется.

Статья 14. Порядок передачи сведений при произведении расчетов

1. При произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения, налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Состав передаваемых сведений о расчетах и порядок их передачи через мобильное приложение «Мой налог» устанавливаются порядком использования мобильного приложения «Мой налог».

2. При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в интересах налогоплательщика на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров с участием посредника в расчетах налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать в налоговый орган сведения о произведенных за налоговый период расчетах по каждому расчету с покупателем (заказчиком) или сводные сведения не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты с покупателями (заказчиками), если указанные сведения не переданы посредником в установленном порядке с применением контрольно-кассовой техники. Сведения об указанных в настоящей части расчетах, переданных посредником с применением контрольно-кассовой техники, отражаются налоговым органом в мобильном приложении «Мой налог». При реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в интересах налогоплательщика на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров с участием посредника в расчетах у налогоплательщика отсутствует обязанность по передаче покупателю (заказчику) чека по таким операциям.

3. Чек должен быть сформирован налогоплательщиком и передан покупателю (заказчику) в момент расчета наличными денежными средствами и (или) с использованием электронных средств платежа. При иных формах денежных расчетов в безналичном порядке чек должен быть сформирован и передан покупателю (заказчику) не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты.

4. Чек может быть передан покупателю (заказчику) в электронной форме или на бумажном носителе.

5. В электронной форме чек может быть передан следующими способами:

1) путем направления чека покупателю (заказчику) на абонентский номер или адрес электронной почты, представленные покупателем (заказчиком);

2) путем обеспечения покупателю (заказчику) возможности в момент формирования чека в месте продажи считать компьютерным устройством (мобильным телефоном, смартфоном или компьютером, включая планшетный компьютер) QR-код, содержащийся на чеке.

6. В чеке должны быть указаны:

1) наименование документа;

2) дата и время осуществления расчета;

3) фамилия, имя, отчество (при наличии) налогоплательщика-продавца;

4) идентификационный номер налогоплательщика продавца;

5) указание на применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;

6) наименования реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг;

7) сумма расчетов;

Идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или индивидуального предпринимателя – покупателя (заказчика) товаров (работ, услуг, имущественных прав) в случае осуществления реализации указанным лицам. Обязанность по сообщению идентификационного номера налогоплательщика возлагается на покупателя (заказчика);

9) QR-код, который позволяет покупателю (заказчику) товаров (работ, услуг, имущественных прав) осуществить его считывание и идентификацию записи о данном расчете в автоматизированной информационной системе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов;

10) идентификационный номер налогоплательщика уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);

11) наименование уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченной кредитной организации (в случае их участия в формировании чека и (или) осуществлении расчета);

12) уникальный идентификационный номер чека – номер записи в автоматизированной информационной системе налоговых органов, который присваивается чеку в момент его формирования.

7. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, вправе устанавливать дополнительные реквизиты чека и требования к их заполнению.

Статья 15. Особенности применения отдельных налогов, страховых взносов и специальных налоговых режимов при проведении эксперимента

1. В целях применения пункта 3 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, которые перестали быть налогоплательщиками, в том числе в связи с утратой права на применение специального налогового режима, датой начала расчетного периода для определения фиксированного размера страховых взносов будет являться дата утраты права на применение специального налогового режима, а в случае отказа от применения специального налогового
режима – дата снятия с учета в качестве налогоплательщика.

Выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении налоговой базы по налогу, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае наличия у таких плательщиков чека, сформированного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

2. Выплаты и иные вознаграждения, полученные налогоплательщиками – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, подлежащие учету при определении налоговой базы по налогу, не признаются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации.

3. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при условии соблюдения требований к налогоплательщикам вправе отказаться от их применения и перейти на специальный налоговый режим в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Физическое лицо обязано в течение одного месяца со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика направить в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) уведомление о прекращении применения упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) или подлежит снятию с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика.

5. В случае направления уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи, с нарушением установленного срока или ненаправления такого уведомления постановка данного лица на учет в качестве налогоплательщика аннулируется.

6. Лица, утратившие право на применение специального налогового режима в соответствии с частью 19 статьи 5 настоящего Федерального закона, вправе уведомить налоговый орган по месту жительства о переходе на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и (или) подать в налоговый орган по месту жительства (по месту ведения предпринимательской деятельности) заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в течение 20 календарных дней с даты снятия с учета в качестве налогоплательщика. В этом случае физическое лицо признается перешедшим на упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и (или) подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход с даты:

1) снятия с учета в качестве налогоплательщика – для физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями;

2) регистрации в качестве индивидуального предпринимателя – для физических лиц, которые на дату утраты права на применение специального налогового режима не являлись индивидуальными предпринимателями и зарегистрировались в течение 20 календарных дней с даты утраты такого права.

7. Индивидуальные предприниматели, ранее применявшие общий режим налогообложения, переходят на специальный налоговый режим с учетом следующих особенностей:

1) суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных до перехода на уплату налога в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на уплату налога, подлежат вычету в налоговом периоде перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на уплату налога при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям (заказчикам) в связи с переходом налогоплательщика на уплату налога, а в случае, если индивидуальный предприниматель переходит на уплату налога с начала квартала, в налоговом периоде, предшествующем переходу на уплату налога;

2) суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, не использованным для операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, подлежат восстановлению в налоговом периоде перехода на уплату налога, а в случае, если индивидуальный предприниматель переходит на уплату налога с начала квартала, в налоговом периоде, предшествующем переходу на уплату налога.

8. Организации, являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль организаций, при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у физических лиц, являющихся налогоплательщиками, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

9. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у лиц, применяющих налог, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

10. Индивидуальные предприниматели, исчисляющие налог на доходы физических лиц с доходов, полученных от ведения предпринимательской деятельности, при определении налоговой базы не учитывают расходы, связанные с приобретением товаров (работ, услуг, имущественных прав) у лиц, применяющих налог, при отсутствии чека, сформированного продавцом (исполнителем) в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона.

Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации В.Путин

Случайные статьи

Вверх