Тройная спираль Милтона Эриксона (Рамочные метафоры). Ещё раз о тройной спирали Милтона Эриксона Тройная спираль

Концепция тройного партнерства университетов (науки), бизнеса и власти, известная как модель «тройной спирали» (Triple Helix Model), появилась в середине 1990-х годов - в виде синтеза институциональных воззрений социологов и биологической аналогии.

Кремниевая долина является классическим примером модели «тройной спирали». Она возникла в результате поиска наиболее эффективного способа преодоления последствий Великой депрессии 1930-х годов в США. Данные проблемы могли быть решены только при помощи всестороннего подхода, используя синергию бизнеса и науки. Массачусетский технологический институт послужил основой для этого взаимодействия. Первоначально модель включала в себя взаимодействия типа «предприятие - университет» и «университет - государство». В университете акцент был сделан на развитии не только фундаментальных, но и прикладных наук, ориентированных на производственную деятельность. Со временем двойные связи трансформировались в отношения «тройной спирали». Не последнюю роль в их становлении сыграли поправки к закону о торговых знаках и патентах (1980), которые предусматривали переход права интеллектуальной собственности на разработки к университетам и другим исследовательским учреждениям при финансовой поддержке государства. Касенов Р.Р Модель национальной инновационной системы // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 32 (323) Экономика Вып. 52-56 с. - с.55 URL: http://www.lib.csu.ru/vch/323/009.pdf (дата обращения 16.11.14)

В работе Л. Лейдесдорфа и Г. Ицковица взаимодействие власти, науки и бизнеса представляется в виде гибридной социальной конструкции, которая обладает достоинствами молекулы ДНК, а именно, сплетение спиральных структур и увеличенной адаптивностью к изменениям внешней среды. В 2000-е годы эта конструкция начала внедряться в экономики развитых стран как базис формирования региональных кластеров и генерирования инноваций, а так же как организационная модель НИС. Смородинская Н.В. Тройная спираль как новая матрица экономических систем. // Инновации. 2011а. Т. 150. №4. с 66-78 - с.66

Лейдесдорф считает, что Тройная спираль - это коллаборация минимум трех типовых игроков, представляющих науку, бизнес и государство. Катунков Д.Д., Малыгин В.Е., Смородинская Н.В. Институциональная среда глобализированной экономики: развитие сетевых взаимодействий // Научный доклад под ред. Н.В. Смородинской. - М.: Институт экономики РАН, 2012. 45 с. - с. 25

Ранее полагалось, что инновационный процесс представляет поэтапную, линейную структуру, что он берет начало с генерирования отдельных инноваций отдельными компаниями (incremental innovation) и базируется на трансферте технологий между фирмами. Однако постиндустриальная экономика знаменуется интерактивным процессом инноваций, т.е. непрерывными обновлениями технологий (discontinuous innovation). Для такой среды свойственна и иная модель создания знаний, когда инновации попадают в экономику из сферы науки (университетов). Более того, прямое включение фактора непрерывных инноваций в процесс производства резко увеличивает уровень неопределенности в движении экономических систем, что требует не только системной кооперации трех ведущих агентов развития, но и создания сетевого базиса построения их связей. Движение в сторону инновационной экономики связано с таким вариантом взаимодействий государства, науки и бизнеса, которое соответствует сетевому механизму тройной спирали.

В основе концепции тройной спирали лежит эволюционная теория, объясняющая модернизации в движении экономических систем траекторией развития технологий. В ходе этих изменений формы взаимодействия властей, бизнеса и науки всегда претерпевали эволюционные изменения - на каждом следующем этапе формирования технологий деятельность каждого из трех элементов инновационного процесса не приносила обществу эффективного результата. Эволюция моделей партнерских взаимоотношений в экономических системах проиллюстрирована рисунками 6-8.

Рисунок 6. - Командная экономика: отсутствие партнерства (статичная модель) Смородинская Н.В. Тройная спираль как новая матрица экономических систем. // Инновации. 2011а. Т. 150. №4. с 66-78 - с.69

Рисунок 7. - Индустриальная рыночная экономика: двойные спирали (с обратной связью) Там же стр. 69

Рисунок 8. - Постиндустриальная экономика: тройная спираль (сетевое переплетение функций) Смородинская Н.В. Тройная спираль как новая матрица экономических систем. // Инновации. 2011а. Т. 150. №4. с 66-78 - с.69

В командной экономике партнерские отношения трех игроков вообще отсутствовали - наука и бизнес полностью контролируются государством.

В индустриальной рыночной системе они вступают в парные взаимодействия с обратной связью, образуя двойные спирали (государство - бизнес, наука - бизнес, государство - наука).

В постиндустриальной онлайновой экономике парный формат отношений уже недостаточен: для принятия оптимальных управленческих решений требуется взаимодействие трех акторов в сетевом режиме, т.е. образование ими полноценной тройной спирали. Там же стр. 69

Основой для формирования тройной спирали может быть одна из двух противоположных концепций: рыночная модель или административно-командная модель.

В этих моделях есть стремление университетов и бизнеса к увеличению независимости от государства, тем не менее, с другой стороны увеличение взаимозависимости государства, науки и бизнеса. Базовая модель ТС находит свое отражение в модельных вариациях НИС.

Таким образом, модель "тройной спирали" сформирована в соответствии с принципами пересечения трех элементов инновационного процесса. В данной модели каждый из элементов обеспечивает систему создания знаний за счет формирования гибридных форм, которые снижают неопределенность.Дежина И., Киселева В. Тройная спираль в инновационной системе России // Вопросы экономики, № 12, Декабрь 2007, C. 123-135 - с. 126 URL: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/13309360 (дата обращения 15.11.14)

Когда каждый из трех элементов инновационного процесса способствует увеличению эффективности других элементов, тогда происходит зарождение модели ТС. Как правило, это происходит на региональном уровне, где складывается определенная специфика взаимоотношений промышленных и научных объединений, и отсутствие или наличие регулирования со стороны государства в первую очередь влияет на конфигурацию ТС.

Этапом зарождения ТС является начало взаимодействия структур в рамках инновационного процесса в их традиционных ролях. Там же стр. 124

Основными элементами теории Тройной спирали являются:

  • 1. Роль университетов усиливается по сравнению с ролями бизнеса и органов власти,
  • 2. Инновационный процесс регулируется не только государством, но и представителями науки и бизнеса.
  • 3. Дополнение основных функций элементов инновационного процесса, путем принятия на себя функций других элементов. Касенов Р.Р Модель национальной инновационной системы // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 32 (323) Экономика Вып. 52-56 с. - с.55 URL: http://www.lib.csu.ru/vch/323/009.pdf (дата обращения 16.11.14)

Рассмотрим каждый тезис теории Тройной спирали подробнее.

Основной тезис концепции "тройной спирали" заключается в том, что доминирующее положение в системе инновационного развития занимают представители науки. Причиной столь важной трансформации послужила логика развития науки, рождающей все больше синтетических направлений, которые включают как фундаментальные, так и прикладные исследования междисциплинарного характера и разработки. Дежина И., Киселева В. Тройная спираль в инновационной системе России // Вопросы экономики, № 12, Декабрь 2007, C. 123-135 - с. 124 URL: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/13309360 (дата обращения 15.11.14)

Традиционно бизнес и органы власти рассматривались как двигатели промышленной политики, однако, когда передовые знания стали быстрее реализовываться на практике, на передний план выходят представители науки. Если раньше путь от открытий до технологических прорывов занимал целые поколения, то сейчас этот цикл проходит в сроки, позволяющие изобретателям участвовать как в исследовательском процессе, так и на этапе внедрения инноваций. Это явление - главный аргумент для более глубокого вовлечения институтов, генерирующих знания, в инновационный процесс. Тройная спираль. Университеты -- предприятия - государство. Инновации в действии // Генри Ицковиц; пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. - Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. c. 238 - 23 стр.

Университеты являются генерирующим элементом в обществе, в основе устройства которого лежат знания, точно так же, как функционирование индустриального общества базируется на промышленности и властных структурах. Промышленность продолжает функционировать как совокупность производящих объектов, в то время как главной задачей власти становится предоставление гарантий стабильности и безопасности договорных отношений. Конкурентным преимуществом университетов является постоянный приток молодежи - студентов, которые неизбежно генерируют новые идеи. Контраст выглядит убедительно по сравнению с консерватизмом отделов исследований и разработок частных компаний и государственных, которые лишены непрерывного притока интеллекта, который обеспечивается в университетах за счет студентов. Там же стр. 27-28

Университеты и иные структуры, формирующие знания, должны участвовать в обновлении старой экономической деятельности или создании новой экономики на основе интеллектуального капитала. В то время как новые знания или комбинации старых и новых знаний становятся ядром для создания новых компаний, в модели ТС на первый план выходит спираль университетов и других структур, ответственных за создание нового знания, при этом бизнес и государство начинают играть вспомогательную роль в развитии научных исследований. В этом случае обычной стратегией является организация исследовательских центров и ускорение научных исследований, при этом университеты получают от государства и бизнеса дополнительные ресурсы для выполнения своей традиционной научно-исследовательской функции. Тройная спираль. Университеты -- предприятия - государство. Инновации в действии // Генри Ицковиц; пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. - Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. -238 с. - 37-38 стр.

Следующим шагом в развитии ТС является внутренняя модернизация институтов, когда они кроме своих традиционных функций принимают на себя функции других участников инновационного процесса. Если какая-то функция является ключевой для кого-либо из них, а другие институты принимают участие в ее выполнении как своей второстепенной задачи, то это можно считать инновационным вкладом данных институтов в развитие модели ТС.

Выполнение функций других институтов оказывать содействие более качественному выполнению первоначальных функций, точно так же, как участие в капитализации знаний ведет к созданию нового знания или появлению новых образовательных программ.

Тем не менее, при выполнении функций других институтов, каждый институт сохраняет свою первичную роль и свойственную ему уникальность. Для университетов ключевой задачей остается передача и сохранение знаний. Поэтому, несмотря на то, что они подсоединяются к выполнению некоторых функций бизнеса и государства, главной для них остается роль распространения знаний и социализации молодежи. Это касается и государства, выступающего гарантом социальных устоев, а также и бизнеса, являющегося производителем товаров и услуг. Фирмы продолжают оказывать услуги и производить товары, но в то же самое время занимаются и исследованиями. Обучая своих сотрудников и повышая их квалификацию, компании могут обзавестись собственными «университетами», по крайней мере, в области своей специализации. Государство устанавливает правила игры, но в то же время делает венчурный капитал доступным для развития новых компаний. Тройная спираль. Университеты -- предприятия - государство. Инновации в действии // Генри Ицковиц; пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. - Томск: Изд-во Томск, гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. -238 с. - 38-39 стр.

Высокая степень взаимодействия университетов с государством и бизнесом основывается на новых принципах - сетевых структурах, которые объединяют ранее обособленные инновационные центры в промышленных фирмах, научных и государственных учреждениях. Эти сети могут консолидировать интеллектуальные, финансовые и материальные ресурсы нескольких государственных научно-исследовательских центров, университетов и инновационных структур частных компаний, вне зависимости от расположения.

Качественно новый характер организационных форм и взаимодействия инновационных структур создает инкубационный эффект - университеты и научно-исследовательские организации государства и бизнеса превращаются в инкубаторы новых инновационных фирм и исследовательских организаций. Обязательными условиями для этого служат: отбор наиболее перспективных идей в области технологий, достаточный объем финансирования в виде грантов и беспроцентных кредитов, аутсорсинг, обучение персонала будущих фирм в ходе практической работы и включение вновь образованных фирм в общую сеть с потенциальными партнерами и инвесторами. Иванов Н. Социальный контекст инновационного развития // Мировая экономика и международные отношения, № 5, Май 2013, C. 17-30 - с. 18 URL: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/34773431 (дата обращения 20.11.14)

Эффективность сетевой организации любой деятельности состоит в том, что ее результат нелинейно повышается при росте масштабов сети. Каждый узел сети, будь то производитель или потребитель продукции, получает дополнительный эффект от простого увеличения количества узлов. Кравченко Н. А. К проблеме измерения и оценки национальных инновационных систем // ЭКО. Всероссийский экономический журнал, № 1, Январь 2010, C. 61-75 - с. 66-67 URL: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/21199841 (дата обращения 15.11.14) Поэтому эффективность Тройной спирали значительно выше, чем у модели с двойными взаимодействиями.

К преимуществам Тройной спирали относятся:

  • 1. Снижение уровня неопределенности и издержек при создании новых продуктов за счет взаимодействия трех акторов инновационного процесса;
  • 2. Расширение разнообразия инновационных продуктов за счет соединения в различных комбинациях активов и компетенций участников инновационного процесса;
  • 3. Повышение экономической эффективности за счет одновременного взаимодействия трех акторов инновационного процесса. Центральный сегмент наложения кругов спирали (рис. 8) иллюстрирует синергию этих трех элементов инновационного процесса. Катунков Д.Д., Малыгин В.Е., Смородинская Н.В. Институциональная среда глобализированной экономики: развитие сетевых взаимодействий // Научный доклад под ред. Н.В. Смородинской. - М.: Институт экономики РАН, 2012. 45 с. - c. 27

В странах Скандинавии инновационными объединениями могут считаться только те, где сформировалась тройная спираль, причем они могут формироваться как в любых секторах экономики. Главными критериями являются увеличение скорости создания новых продуктов. Там же cтр. 29

Концепция Тройной спирали имеет следующие недостатки:

  • · Отсутствие учета влияния различных социальных слоев на инновационный процесс,
  • · Отсутствие использование творческого потенциала общества.

Поэтому возникла потребность в формировании концепции, которая могла бы учитывать эти недостатки. В связи с этим была сформирована концепция Четверной спирали, которая базируется на концепции Тройной спирали, однако в ней нет недостатков выделенных выше.

«Сыт — бери с собой провиант,
ясно — бери с собой зонтик».
Китайская мудрость

И снова приветствую всех читателей и даже как показала наша секретная разведка - читательниц (их много!) нашего журнала!! В этот раз я расскажу подробно про такую технику НЛП, как «тройная спираль Милтона Эриксона» (для простоты - тройная спираль). Это одна из самых эффективных техник внушения, которые могут быть использованы в соблазнении.

Что же представляет из себя тройная спираль? Попытаемся разобраться в этом. Техника под названием «тройная спираль Милтона Эриксона» очень похожа на технику перекрывания реальностей, которая используется для введения человека в трансовое состояние. Собственно, для этих же целей она и используется. Структура техники такова: начинается рассказываться некая история №1, прерывается на каком то моменте, переходится к истории №2, она тоже прерывается, рассказывается история №3 полностью, в которую и встроено внушение (по сути, она сама может быть внушением). Затем заканчивается история №2 и история №1. Человеческая память устроена таким образом, что к концу вашего рассказа вся середина человеком уже забудется, однако внушение, если оно было сделано правильно, сохранится в подсознании. Безусловно, это внушение надо производить косвенно, желательно подкреплять невербаликой (какими-то жестами, касаниями и пр.). Несмотря на кажущуюся сложность, техника весьма проста в использовании. Главное, четко знать, какую именно команду вы собираетесь в нее заложить. Просто нужно придумать или вспомнить какую-то историю, от которой вы собираетесь оттолкнуться. По большому счету, между историями может и не быть особой логической привязки, но если она все же будет, то это хорошо и эффективнее. Теперь перейдем к примерам для лучшего усвоения)

Вариант 1 - «классика».

/Начало истории 1/

Знаешь, как-то еще в школе я возвращался домой с занятий довольно поздно вечером и увидел как в подворотне двое парней пристали к девушке. Естественно, я вступился за нее. Кто-то назвал бы это рыцарским поступком…

/Начало истории 2/

Ведь были же раньше рыцари, которые могли вступаться за слабых, не могущих за себя постоять. В особенности за женщин. В давние времена существовали целые ордена людей-рыцарей, посвятивших себя достижению какой-то цели.

/История 3 - внушение/

Ведь цель - это самое важное. Поставив перед собой цель и упорно стремясь к ее достижению, ты можешь быть уверен, что твои усилия не пропадут даром и ты получишь то, к чему так стремишься.

/Конец истории 2/

Эти рыцари умели добиваться того, что им было необходимо. Поэтому, наверное, их и называли рыцарями.

/Конец истории 1/

Конечно, я в тот момент, когда вступался за девушку, не думал ни о каких рыцарях, это был просто естественный порыв. Парни не стали особо артачиться и тихо свалили. А я был вознагражден за свое вмешательство благодарной спасенной). Вот такая история со мной была.

Собственно, эта история была скреативлена мной только что, по мере набирания слов на клавиатуре. В ней достаточно четко выделены рассказы, их начала и завершения. Сразу скажу, что восприятие подобной техники на бумаге и на слух различается очень сильно. Попробуйте рассказать подобное знакомым и увидите, как этот вроде бы коротенький и простенький текст может замотивировать человека к достижению какой-то цели.

Вариант 2 - «боевой».

Одного человека попытались наказать, обвинив его в том, что он грубо себя ведет с другими людьми, на что он отреагировал следующими словами:

/Начало истории 1/

“Не так давно про меня сказали, что я — довольно грубый человек. Видимо, кому-то не нравится мое поведение. Скажу прямо: на это я могу заметить, что многие другие считают меня человеком довольно добрым. Просто мой характер напоминает характер кота.

/Начало истории 2/

Дело в том, что кошки — довольно ласковые животные. У меня у самого дома постоянно жили кошки, и я прекрасно знаю их характер. Кошка — она добрая, но до тех пор, пока с ней обходятся хорошо и ее не трогают. А стоит ее обидеть, она пускает в ход когти. А когти у нее страшные. И царапает она страшно.

/История 3 - внушение/

Возможно страшное раздражение кожи.

/Конец истории 2/

И видимо, легко понять — не надо кошку обижать. А если будете с кошкой ласковым, то она вас никогда не обидит. Кошка просто никогда не позволяет себя обижать. Она не может этого позволить.

/Конец истории 1/

Я человек по натуре добрый. Я просто всегда действую в соответствии с тем, как ко мне относятся. Я не стараюсь нравиться всем. Я не червонец, чтобы всем нравиться. Добрые люди на меня не обижаются. Но и хамства я не терплю”.

От выговора нашего рассказчика такое заявление, естественно, не спасло (все было решено заранее). Как, впрочем, ничто не спасло и его обидчиков от очень сильной экземы, с которой они промучались несколько месяцев. ((с) С. Горин. Оборона и нападения с помощью Эриксоновского гипноза).

Вот пример боевого применения данной техники. Хотя сам не пробовал так делать, ибо по натуре человек миролюбивый:) И, наконец,

Вариант 3 - «усложненный».

Разумная глупость или глупый интеллект, подумай об этом - сказали ему давным-давно. Подумаю, подумаю - повторил эту фразу он про себя, и вспомнил самый прекрасный момент своей жизни… Жизни, в которой столько интересного можно увидеть или, например, запомнить, запомнить и услышать звуки вокруг и, например, почувствовать, как прекрасно это было, а было это прекрасно, и на прекрасной опушке необыкновенного леса, леса на опушке перед самым восходом солнца.. - Солнце, солнце - громко пело его сердце.- Солнце, Солнце - прошептало его тело замирая от радости: замирая и радостно вдыхая аромат цветов полной грудью, полной грудью тот аромат, который принес с собой ветер: ветер… хм… интересно, откуда дует ветер, подумало тело и повернуло голову в ту сторону, в которой удобнее, удобнее можно было представить или рассмотреть, как недалеко на траве.. траве необычной, яркой, цветной траве, лежала иссиня голубая прозрачная роса - обычная утренняя роса, - подумал он, он подумал, что стоит только посмотреть в каплю, и оказаться там… и там, оказывается, отражается безбрежно голубое небо, голубое небо без единого облачка, облачка. Нет… да, да… нет, есть только ясное небо, небо, где вдаль, может быть, улетают чайки, и чайки, может быть, летят в ту сторону... в ту сторону, где есть ясное небо, ясное небо где-то там встречается с морем, с морем, волнующимся всегда и всегда спокойным, спокойным всегда и в этот раз, и именно в этот раз солнце, как всегда, удивляло своим светом... светом, который падая на песок своем невидимым весом, искрится в бесконечности песчинок… да-да, песчинок необычных одинаковых размеров и разных по цвету... да-да, по цвету все песчинки одинаковые... одинаковые песчинки, которые так приятно зачерпнуть одной рукой на берегу моря и медленно или быстро, или с той скоростью, с которой нравится легко высыпать и высыпать, снова и снова, на искрящийся от солнечного света песок побережья… побережья, по которому гуляет ветер… ветер гуляет и подхватывает бережно песчинки своей силой и трепетно рисует узоры в воздухе, в воздухе, который наполнен ароматом или запахом, запахом или ароматом, который бывает после дождя... да, дождя или грозы хм…грозы. После грозы воздух наполнен звуками грома, грома где-то там, далеко, стихающие звуки грома, грома стихающего до пустой тишины, тишины в которой слышны слова.. Слова слышны совсем рядом или чуть дальше, хм… чуть дальше сказанные слова близкого человека… близкого человека, чей голос тоном и звучанием наполняет эти простые слова смыслом, смыслом проникающим в самые глубокие и далекие уголки нашего сердца. Сердце человека умеет любить, да любить.. и с восторгом удивляя быть счастливым всегда… - Навсегда, навсегда.. я тебя люблю - слова сказанные знакомым человеком, человеком самым главным на свете..- самым главным на свете повторил ветер.. ..-самым главным на свете повторил ветер, рисуя песчаные узоры в воздухе, в воздухе и песок искрится, искрится в лучах солнечного света, света разных цветов, который отражается на безбрежной иссяня голубой прозрачной воде… хм.. воде или воды прозрачной настолько, насколько прозрачна бывает вода, шумно падающая с большой высоты, например с высоты горного водопада, водопада, нарисованого моим воображением. Воображение придуманного водопада, в котором бесчисленное количество капель воды, капель воды разного размера и тяжести, тяжелых или легких капель воды разного цвета и качества. Капель воды, среди которых находится и та самая одна прозрачная капля, взглянув в которую, и выглянув обратно можно рассмотреть и уже четко увидеть как на траве, на траве необычной, яркой траве разных цветов лежит роса.. роса лежит на опушке леса, леса перед самым восходом солнца… Солнце, солнце - радостно запело сердце. Солнце, солнце - выдыхая аромат цветов, которые принес ветер выдохнул полной грудью он… Он продолжал сидеть на опушке, на опушке необыкновенного леса перед самым восходом солнца… - Разумная глупость или глупый интелект - подумай об этом, - сказали ему давным-давно. Подумаю, подумаю, - повторил эту фразу он про себя.

Спираль в спирали. Довольно сложный вариант, не для использования новичками. Но может давать потрясающий эффект, так как использует несколько уровней внушения. Внимание, вопрос любознательным читателям: сколько витков у этой спирали? И вопрос для совсем продвинутых: какие еще техники используются в этом внушении?

Ответы можно присылать мне в личку или на e-mail.

До новых статей! И с Новым Годом!

Когда вы занимаетесь воздействием на тех, с кем общаетесь, с помощью специальных трансовых технологий, вам необходимо не только поместить сообщение, которое содержит внушение, в подсознание собеседника, но и добиться того, чтобы он забыл об этом сообщении. Как мы уже говорили, забывание ваших внушающих сообщений способствует их защите от контроля со стороны сознания и увеличивает силу их воздействия. В этой главе мы рассмотрим отдельные эффективные техники воздействия, которые помогут вам в достижении этой цели.

Первая техника «Дурная бесконечность» получила серьезное развитие в рамках современных трансовых технологий. Она основана на том факте, что после того как сознание обработало сюжет какой-либо истории, необходимо некоторое время, чтобы оно извлекло из этого сюжета некоторый смысл. Закономерности организации работы сознания таковы, что когда речь идет о восприятии некоторого сюжета, наше сознание не может удовлетвориться просто некоторой последовательностью фактов и событий.

Для того чтобы эта история оказалась записанной в памяти, требуется извлечение из нее некоторых выводов, которые могут быть важными для обеспечения жизнедеятельности. В момент, когда извлекается некоторый смысл, как вы уже, надеюсь, догадались, сознание в достаточной степени занято этим, чтобы одновременно заниматься защитой подсознательных процессов. Именно это можно и нужно использовать для того, чтобы получить доступ к подсознанию тех, с кем вы общаетесь.

Как это сделать? Техника «Дурная бесконечность» это последовательность историй, которые вы рассказываете и в каждую из которых вложена другая. В последнюю историю вы можете вложить некоторое сообщение, содержащее внушение в соответствии с целями вашей беседы. Приведем пример.

    Петр Петрович, когда я смотрю на картины, которые висят в вашем кабинете, я сразу же вспоминаю свое недавнее посещение выставки в Эрмитаже, посвященной как раз этому направлению живописи. Когда я туда попал, я был совершенно восхищен буйством красок и фантазии, которая свойственна художникам этого направления. Я долго ходил по залам, любовался картинами, читал подписи под ними. И вот когда я стоял около одной из таких картин, ко мне подошел сотрудник музея и сказал: «Вижу, что вы интересуетесь живописью. Эта картина крайне замечательна. Ее только недавно доставили в Эрмитаж из Голландии. Я как раз был командирован в Голландию для того, чтобы сопровождать доставку этой картины в Санкт-Петербург. Когда я впервые пересекал границу Голландии, я был наполнен сомнениями относительно безопасности моей поездки. Я знал, что когда повезу картину назад, меня будут сопровождать только два охранника. А ведь стоимость картины превышает 3 000 000 долларов. Когда я приехал на место и обратился с этими сомнениями к начальнику охраны музея, он сказал мне: «Я тоже, когда раньше сопровождал это полотно, боялся нападения. Но один из искусствоведов сказал мне, что я зря волнуюсь, что можно расслабиться и почувствовать себя в безопасности, ведь это полотно много раз путешествовало по Европе и Америке, и никогда не было попыток нападения. После этого я понял, что, видимо, у этой картины есть какие-то защитные силы, которые отпугивают воров. Поэтому можете смело отправляться в путешествие, и все будет хорошо»». Вот, Петр Петрович, какая это интересная была выставка. По-моему, мы говорили о наших планах на будущий год...

Как видите, эта технология косвенного внушения основана на том, что само внушение вплетено в рамки одной из историй. Вы видите, что истории в изложенном примере как бы вплетаются одна в другую, что позволяет получить серьезный трансовый эффект на уровне сознания вашего собеседника, поскольку оно не успевает обрабатывать эти истории с такой же скоростью, с какой вы их рассказываете.

На протяжении истории, ведь если вы заметили, меняется 4 субъекта рассказа: вы сами, рассказывающий историю вашему собеседнику, смотритель музея, рассказывающий вам историю своего путешествия, его коллега из Голландии, и, наконец, искусствовед который произносит формулу внушения для вашего собеседника, которая соответствует цели вашей беседы (снять сомнения относительно планов на будущий год).

Такая схема вложенных историй оказывается обычно очень эффективной для реализации ваших внушений. Схему «Дурной бесконечности» вы можете применять на материале любых высказываний. Вот пример из коммерческой области.

    Вы, Иван Иванович, говорите о том, что некоторые пункты договора вам не нравятся. Когда год назад мы заключали договор с фирмой «Р» я приехал к генеральному директору этой фирмы. Перед тем как мы перешли к обсуждению проекта договора, он сказал: «Вы знаете, я очень ответственно подхожу к обсуждению договоров. Когда мы работали с фирмой «Л», они предложили мне достаточно подробно разработанный договор. Сначала некоторые пункты этого договора мне не нравились. Однако я вспомнил, что когда мы подписывали договор с фирмой «Н», все пункты этого договора, которые мне не нравились, директор этой фирмы предложил исключить. Я согласился, однако решил проконсультироваться со своим юристом. А он мне сказал: «Ты что, только что было принято Постановление №17 Правительства России. Вчера как раз выступал один известный юрист с комментариями этого постановления и сказал, что кажется, теперь некоторые пункты в договорах, которые не работали раньше, обретут реальную силу и окажут положительное влияние на деловую практику в нашей стране»». После этого мы вернулись к первоначальному тексту. И остались довольны этим.

Несмотря на то, что этот текст более прозрачен, его сила от этого не становится меньше, потому что сознание вашего собеседника все равно будет запутано в том, кто кому что сказал, и неминуемо последняя формула будет воспринята подсознанием. Даже такая прямолинейная тактика внушения, будучи подкреплена соответствующей степенью резонанса, а также выделением голосом, окажет сильное воздействие на тех, с кем вы общаетесь. И все это потому, что в искусстве воздействия форма высказывания безусловно превосходит по важности содержание.

Одна из наиболее интересных и известных техник косвенного внушения была разработана Милтоном Эриксоном и носит названий «Тройная спираль» . Она заключается в следующем: вы начинаете рассказывать первую историю, обрываете ее на самом интересном месте, начинаете рассказывать вторую, обрываете ее, рассказываете целиком третью историю, которая содержит косвенное внушение, после этого заканчиваете вторую историю, а потом заканчиваете первую. Вот пример использования этой технологии.

    Вот, Иван Иванович, слышал о планах реконструкции рынков. Конечно, это хорошая идея нашей администрации. Я был у нас на рынке две недели назад. Это совершенно странное место. Меня там особенно заинтриговал один торговый павильон. Кстати, я как раз вспомнил, что прошлым летом поехал отдыхать в Турцию. На второй день приезда проснулся и отправился на турецкий базар. Вы представляете, что такое турецкий базар? Это совершенно дикое место, в котором можно потеряться буквально через минуту. Между прочим, я однажды в детстве действительно потерялся. Мы с мамой и папой пошли за грибами, я спрятался за кустом, а они не заметили этого и пошли дальше. Когда я выглянул, никого не было. Я побежал за ними, но их уже не было. Тогда я лег под дерево и заснул. Когда я проснулся, мама держала мою голову на коленях и говорила: «Все хорошо, все будет хорошо. Ты можешь довериться мне». Так вот, на том турецком базаре мне очень понравился человек, который продавал кальяны. Он сидел и периодически курил из самого дорогого кальяна. К нему подходили люди, присаживались, тоже курили и говорили о чем-то. Меньше всего его интересовали покупатели. Но торговля у него, как я узнал у его соседей, была просто превосходная. Видимо, дело в какой-то восточной атмосфере. Нам не вникнуть в специфику их бизнеса. Кстати, павильон на нашем рынке, который я посетил, был действительно загадочным. Ни на один товар не было ценника. Причем, наряды милиции, которые проходили мимо, не обращали на это никакого внимания. Вот что творится на наших рынках.

Это пример «Тройной спирали» Милтона Эриксона. Суть ее заключается в том, что окончание первой и второй историй как бы накрывают собой третью историю, которая как раз содержит внушение, что приводит к проникновению внушения на уровень подсознания.

Для того чтобы использовать технологию «Тройной спирали» , вам необязательно придумывать какие-нибудь сложные истории. Вы можете просто вспомнить, например, как вы ехали на встречу к вашему собеседнику.

    Я, Иван Иванович, сегодня ехал к вам на маршрутке номер 5 и думал о нашей встрече. Вместо того чтобы идти по Литейному, она поехала по Невскому проспекту, мимо Дома книги.

    Кстати, я две недели назад заходил в Дом книги, чтобы купить книгу по гипнозу. Там было очень много книг по гипнозу. Я открыл одну из них и стал листать. То ли из-за жары, то ли из-за такого количества людей, то ли из-за шума я стал испытывать какое-то состояние ясности сознания. Когда-то в университете, на 5 курсе, один профессор читал нам курс лекций. Перед каждой лекцией он говорил нам: «Успокойтесь и расслабьтесь. Вы добьетесь всего, чего хотите, если будете слушать меня и делать то, что я говорю». Я помню, что это очень нам помогало в восприятии скучного материала его лекций.

    Так вот, в Доме книги, когда я почувствовал необыкновенную ясность сознания, я подумал: «Так ведь это и есть гипноз». Когда я проезжал в маршрутке сегодня мимо Дома книги, я подумал, насколько лучше там стало, потому что можно познакомиться с литературой, не ожидая, пока продавец даст тебе книгу, которая тебя интересует.

Данная история хорошо показывает нам, что совершенно необязательно иметь запас каких-то историй, для того, чтобы применять технику «Тройной спирали» Мил-тона Эриксона. Вы можете использовать любые факты, события, происшествия. Здесь важнее всего не содержание, а форма, которая позволяет вам осуществить косвенное воздействие. Две первые истории могут быть какими угодно, главное внушение, которое содержится в третьей истории.

4.3 Rating 4.30 (5 Votes)

После всех публикаций самая лучшая обратная связь это письмо(а) с вопросами. А так как есть косвенные признаки того,что эти вопросы от людей из нового "клуба", то оно того стоит вдвойне...

Традиционно, улетая на новогодние праздники, "гуру" даёт ученикам наставление: "На праздники будьте умеренными, молитесь,делайте практики,информацию лишнюю ниоткуда не черпайте, так как Я вам всё дал" .
То есть когда люди в нашей стране с прохладным климатом в нересурсный зимний сезон получают от государства н-ное количество дней прибавки к официальным отпускам им опять предлагается сконцентрировать своё внимание на сектантских делах.

Да да... Не встретиться с друзьями и родственниками, некоторых из которых они уже может быть долгое время не видели, а всё то же и всё туда же. Если и встречаться с кем-то, то хорошо бы между собой, в клубном кругу:
Цитата "Так как это ваша новая духовная семья".

Чтож, получив письмо в столь короткий после нашей публикации отрезок времени, да ещё в новогодние каникулы мы просто обязаны максимально чётко на него ответить. Людям прочитавшим наш недавний анализ "Поздравления президента международной академии" неясна пара вещей. Вместо ответа по e-mail можно дать пояснение всем, кто заинтересован этой темой, так как в других областях жизни это тоже может пригодиться.
В качестве примера будет взят нежимламовский материал, Вы сами потом сможете отследить подобные механизмы там, где они применяются. Это ютубовский, записанный с канала "рен тв", ролик, посвящённый ГМО:

;

Структура ролика один в один совпадает с новогодним обращением Ламыкина к пастве.

Первый открывающий контур:

  • "С новым годом и рождеством"
Второй открываюший контур:
  • Интервью с Ириной Ермаковой
Основной мыслевирус:
  • Интервью с Ириной Ермаковой
  • "В эти праздники служите друг другу, любите друг друга"
Первый закрывающий контур:
  • Возможное будущее, различные последствия
  • "С новым годом и рождеством"
Чтобы лучше понимать этот, один из многих применяемых Ламыкином, метод гипноза мы приведём описание с одного из сайтов:

Что же представляет из себя тройная спираль? Попытаемся разобраться в этом. Техника под названием «тройная спираль Милтона Эриксона» очень похожа на технику перекрывания реальностей, которая используется для введения человека в трансовое состояние. Собственно, для этих же целей она и используется. Структура техники такова: начинается рассказываться некая история №1, прерывается на каком то моменте, переходится к истории №2, она тоже прерывается, рассказывается история №3 полностью, в которую и встроено внушение (по сути, она сама может быть внушением). Затем заканчивается история №2 и история №1. Человеческая память устроена таким образом, что к концу вашего рассказа вся середина человеком уже забудется, однако внушение, если оно было сделано правильно, сохранится в подсознании. Безусловно, это внушение надо производить косвенно, желательно подкреплять невербаликой (какими-то жестами, касаниями и пр.). Несмотря на кажущуюся сложность, техника весьма проста в использовании. Главное, четко знать, какую именно команду вы собираетесь в нее заложить. Просто нужно придумать или вспомнить какую-то историю, от которой вы собираетесь оттолкнуться. По большому счету, между историями может и не быть особой логической привязки, но если она все же будет, то это хорошо и эффективнее. Теперь перейдем к примерам для лучшего усвоения)
Вариант 1 – «классика».
/Начало истории 1/ Знаешь, как-то еще в школе я возвращался домой с занятий довольно поздно вечером и увидел как в подворотне двое парней пристали к девушке. Естественно, я вступился за нее. Кто-то назвал бы это рыцарским поступком…
/Начало истории 2/ Ведь были же раньше рыцари, которые могли вступаться за слабых, не могущих за себя постоять. В особенности за женщин. В давние времена существовали целые ордена людей-рыцарей, посвятивших себя достижению какой-то цели.
/История 3 - внушение/Ведь цель – это самое важное. Поставив перед собой цель и упорно стремясь к ее достижению, ты можешь быть уверен, что твои усилия не пропадут даром и ты получишь то, к чему так стремишься.
/Конец истории 2/ Эти рыцари умели добиваться того, что им было необходимо. Поэтому, наверное, их и называли рыцарями.
/Конец истории 1/ Конечно, я в тот момент, когда вступался за девушку, не думал ни о каких рыцарях, это был просто естественный порыв. Парни не стали особо артачиться и тихо свалили. А я был вознагражден за свое вмешательство благодарной спасенной). Вот такая история со мной была.
Собственно, эта история была скреативлена мной только что, по мере набирания слов на клавиатуре. В ней достаточно четко выделены рассказы, их начала и завершения. Сразу скажу, что восприятие подобной техники на бумаге и на слух различается очень сильно. Попробуйте рассказать подобное знакомым и увидите, как этот вроде бы коротенький и простенький текст может замотивировать человека к достижению какой-то цели.
Вариант 2 – «боевой».
Одного человека попытались наказать, обвинив его в том, что он грубо себя ведет с другими людьми, на что он отреагировал следующими словами:
/Начало истории 1/ “Не так давно про меня сказали, что я — довольно грубый человек. Видимо, кому-то не нравится мое поведение. Скажу прямо: на это я могу заметить, что многие другие считают меня человеком довольно добрым. Просто мой характер напоминает характер кота.
/Начало истории 2/ Дело в том, что кошки — довольно ласковые животные. У меня у самого дома постоянно жили кошки, и я прекрасно знаю их характер. Кошка — она добрая, но до тех пор, пока с ней обходятся хорошо и ее не трогают. А стоит ее обидеть, она пускает в ход когти. А когти у нее страшные. И царапает она страшно.
/История 3 - внушение/ Возможно страшное раздражение кожи.
/Конец истории 2/ И видимо, легко понять — не надо кошку обижать. А если будете с кошкой ласковым, то она вас никогда не обидит. Кошка просто никогда не позволяет себя обижать. Она не может этого позволить.
/Конец истории 1/ Я человек по натуре добрый. Я просто всегда действую в соответствии с тем, как ко мне относятся. Я не стараюсь нравиться всем. Я не червонец, чтобы всем нравиться. Добрые люди на меня не обижаются. Но и хамства я не терплю”.
От выговора нашего рассказчика такое заявление, естественно, не спасло (все было решено заранее). Как, впрочем, ничто не спасло и его обидчиков от очень сильной экземы, с которой они промучались несколько месяцев. ((с) С. Горин. Оборона и нападения с помощью Эриксоновского гипноза).
Вот пример боевого применения данной техники. Хотя сам не пробовал так делать, ибо по натуре человек миролюбивый:) И, наконец, Вариант 3 – «усложненный(Спираль в спирали.)». можно прочитать самостоятельно.

Примечание:
Это классическое описание тройной спирали. Таким его давал ученикам сам Милтон Эриксон. Он покинул телесный мир уже более тридцати лет назад, но развитие и совершенствование его методов продолжается. И зачастую не для терапевтического эффекта.

Спирали можно крутить как на уровне историй, так и на уровне отдельных фраз(как в поздравлении). Более того если уровень отдельных фраз это уменьшение уровня, то возможно и укрупнение. Схожий приём можно применить по отношению ко всему тренингу, растянутому на несколько дней.

После стольких применений различных гипнотехник неудивительно, что оставшиеся там ученики говорят:

"Да, учитель не идеален, но мы от него столько получили, да и других альтернатив по Москве нет"

Тем, кто пытается их в чём-то убедить cледует помнить СКОЛЬКО таких тройных спиралей уже обёрнуто вокруг мировоззрения учеников.

Возьмите любой тренинг. Вам знакома следующая ситуация?

Описывается одна из практик или элемент "мировоззрения жим лам", на эту тему заводится живой, очень простой и образный рассказ, затем некая мысль .
Далее завершение рассказа, и фраза:

"Ой, а о чём это я? Так вот..."

И продолжение "жим-лам мировоззрения" или описания некой практики.

P.S. В довершение материала о гипнозе хотелось бы упомянуть роль состояния в котором люди воспринимают информацию . Внушаемость повышается в разы, если человек воспринимает что-то,только что совершив хорошую физическую нагрузку.

Та же фраза о "новой духовной семье".

Представьте - утомлённые множеством переездов и тренировок люди(выездные занятия клуба) .
Они сидят, собравшись в круг, а человек в центре вещает:
"Вот также Вы все сидели и в прошлый раз, в моё прошлое воплощение (поднимает глаза кверху, как бы вспоминая), 750 лет назад. Всё также косячили, упражнения не делали. Поэтому вы тут . В этот раз вы должны довести обучение до конца и вознестись..."

Таким образом основатель секты, параллельно внедряя слушателям чувство вины, распространяет контроль сознания и авторитет(власть) насколько можно в прошлое(в множество "предыдущих жизней"). Чувство вины как известно является самым крепким закрепителем и состояния и поведения.

А если гуру произносит фразу:
"Некоторые из Вас сидели у ног(Иисуса, Будды,...), и они вознеслись, а Вы до сих пор здесь..." и бросает 1-2 выразительных взгляда в толпу, то эти 1-2 человека уже с гарантией остаются в центре. Так как до этого никто и никогда им такого не говорил.
По их поводу руководитель "духовной школы" уже может быть спокоен.

Будьте внимательны. Будьте осторожны. Следите за собой. И за различными "гуру".

Предыдущий материал по теме

Случайные статьи

Вверх