Таргетирование экономики. Монетарное и инфляционное таргетирование в республике беларусь в условиях еаэс

Таргетирование денежных агрегатов (money targeting) предполагает обеспечение стабильности цен путем контроля со стороны центрального банка за определенным денежным агрегатом. Денежными агрегатами являются денежная база, узкий агрегат М0 - наличные деньги в обороте, широкие агрегаты денежной массы - М1, М2, М3.

Таргетирование денежных агрегатов основано на теоретическом положении, что в долгосрочном периоде рост цен определяется предложением денег. Согласно количественной теории денег, эта переменная пропорциональна росту номинального объема производства. При рассматриваемом режиме монетарная политика направлена на обеспечение динамики соответствующего выбранного денежного агрегата прогнозируемому росту ВВП и других параметров ..

Диапазон возможных разновидностей реализации режима таргетирования денежных агрегатов определяются собственно выбором денежного агрегата и способами управления выбранным агрегатом. Конкретное формулирование целевых показателей зависит от условий страны. В большинстве случаев это коридор (границы) показателя в течение года. Монетарные цели также могут устанавливаться не только на следующий год, но и на несколько лет.

Режим таргетирования денежных агрегатов основан на теории о том, рост цен на товары определяется предложением денег в долгосрочном периоде. По теории монетаризма существует только прямая связь от денег к ценам на товары и к валовому внутреннему продукту (ВВП). Обратной связи нет. Следовательно, предложение денег пропорционально росту ВВП. Таким образом, посредством режима таргетирования денежных агрегатов центральный банк обеспечивает контроль роста выбранного денежного агрегата, контролируя при этом рост ВВП.

Основоположник современной количественной теории денег Милтон Фридман считает изменения в количестве денег, находящихся в обращении, определяющей функцией цен, доходов и занятости. При определении основных переменных функций спроса на деньги Фридман основывается на оптимизационной модели индивидуального поведения, в которой в качестве бюджетного ограничения выступает величина совокупного богатства, включающего и все виды активов, и "человеческий капитал". Различные виды богатства он рассматривает как субституты (заменители) денег.

W - запас богатства, который равен отношению общего потока дохода к процентной ставке. Согласно Фридману «богатство - это запас актива, который обеспечивает поступление дохода и потребительских услуг». Доход и потребительские услуги создаются благодаря обладанию активом. Под доходом понимается перманентный доход, который потребитель надеется получать в течение довольно продолжительного времени.

h - доля человеческого богатства к нечеловеческому богатству.

i m - отдача от денег (монетарная и в форме удобства и безопасности)

i b , - общий доход от держания облигаций (с учетом реального изменения цен)

i e , - общий доход от держания обыкновенных акций (с учетом реального изменения цен)

р e , - показатель ожидаемой инфляции

u - вкусы и предпочтения

Фридман подчеркивает функцию денег как средство обмена и не признает за деньгами роль средства сбережения, отрицает существование спекулятивного спроса на деньги. При изменении процентной ставки движения между ценными бумагами и деньгами практически не происходит. При этом кривая L неэластична.

По мнению Фридмана основная проблема денежно-кредитной политики - в обеспечении соответствия между спросом и предложением денег. Устойчивый спрос на деньги - главная предпосылка стабильности цен. Важным моментом является равномерный, непрерывный прирост денежной массы (должен составлять одно и тоже значение).

Из устойчивости функции спроса на деньги (не подверженной существенным сдвигам и потому точно оценивающей величину спроса на деньги) следует, что скорость обращения денег также предсказуема. Если можно прогнозировать скорость обращения денег в следующем периоде, то, имея данные об изменении денежной массы, можно получить прогноз относительно изменения роста цен.

Преимущества режима таргетирования денежных агрегатов состоят в возможности проведения центральным банком независимой монетарной политики и его адекватном реагировании на специфические проблемы национальной экономики.

В то же время данный режим не лишен недостатков . Для его эффективного использования необходима сильная и устойчивая связь между динамикой выбранного денежного агрегата и темпами инфляции. При этом центральный банк имеет возможности в большей мере контролировать узкие агрегаты (М 0 , денежная база), тогда как динамика изменения денежной массы (М 2 или М 3) зависит от деятельности многих экономических агентов. Наряду с этим, между воздействием на избранный денежный агрегат и инфляцией существует значительный и неопределенный временной лаг. Эти связи в условиях финансовых инноваций, компьютеризации рынка и глобализации становятся трудно предсказуемыми. Еще одна проблема состоит в возможности центрального банка управлять выбранным денежным агрегатом с достаточной точностью.

Опыт использования данного режима неоднозначен. Он применялся в странах в различных странах. Примерами успешного использования данного режима являются Германия и Швейцария. Результаты в США, Канаде и Великобритании были неудовлетворительны, так как жесткое управление денежной базой выразилось в избыточной волатильности краткосрочных процентных ставок. В начале 1980-х гг. США, Великобритания и Канада отказались от использования таргетирования денежных агрегатов, так как неустойчивость соотношения показателей динамики денежных агрегатов и характеристик целевых переменных не позволяла достигать макроэкономических целей.


Режим монетарного таргетирования основан на количественной теории денег, описанной подробно в предыдущей главе. Концепция данного режима была разработана монетаристами в 50-60-х гг. прошлого века, основной вклад в ее развитие внесли М. Фридман,
К. Бруннер и А. Мелтцер. Монетарное таргетирование апробировали большинство развитых стран после краха Бреттон-Вудской системы в 1973 г.
Режим монетарного таргетирования устанавливает в качестве таргета рост денежной массы, которой часто выбирается денежный
агрегат M3. Как уже упоминалось в предыдущем разделе, концепция
количественной теории денег предполагает следующее правило определения целевого значения данного таргета:
л * * ,ч * ,ч * ^ ч
M 3 = п + Y - Iа, (2.1)
/V *
где М3 - целевой уровень темпа роста денежной массы;
*
п - нормативный уровень инфляции, который из-за проблем
оценки инфляции посредством CPI не отличим от нулевого;
*
  • - темп роста потенциального ВВП;
*
  • - средний темп роста скорости обращения денег.
Соответственно, действия центрального банка можно выразить
таким образом:
/V ^ /V gt;|lt; /V ^ /V /V ^ /V х ^ ч
M3 - М3 = (п -п) + (Y - Y) - (V - Vа). (2.2)
Как видно из правила (2.2), если темпы инфляции превышают нормативные или если рост ВВП выше потенциального, то это должно отразиться на текущем темпе роста денежного агрегата, который
*
станет превышать целевой уровень M3 . В этом случае в соответствии с режимом монетарного таргетирования денежные власти должны сократить рост денежной массы до целевого, что в среднесрочной перспективе приведет к восстановлению темпа инфляции и росту ВВП на желаемых уровнях. Если же в экономике наблюдается рецессия, то согласно правилу (2.2) центральный банк должен, наоборот, расширять денежную массу.
Однако, как уже отмечалось, правило (2.2) адекватно только для среднесрочной перспективы, которая покрывает промежуток в несколько лет. Только для такого периода времени спрос на деньги является стабильным, и отклонения действительных темпов роста денежной массы от целевого всегда отражают инфляционное давление или рецессию. В краткосрочном же периоде из-за значительных колебаний денежной массы, которые не всегда обусловлены изменением показателей правой части уравнения (2.1), следование правилу (2.2) может привести к ошибкам.
Режим монетарного таргетирования не предполагает каких-то активных действий для компенсации краткосрочных шоков спроса и предложения, связанных с изменениями процентных ставок. Однако за счет поддержания постоянного роста денежной массы данный режим частично компенсирует их. Так, в случае негативного шока спроса на товарном рынке монетарное таргетирование приведет к понижению процентных ставок, что позитивно скажется на совокупном спро-
W W ТЛ
се, однако полной компенсации шока не произойдет. В случае же негативного шока предложения монетарное таргетирование не предполагает в ответ никакого сдвига кривой совокупного спроса. Это является не самым плохим ответом, поскольку попытка снизить уровень цен за счет ограничительной денежной политики приведет к еще большему падению выпуска.
Последнее, что еще необходимо рассмотреть в концепции режима монетарного таргетирования, это механизм, с помощью которого денежные власти достигают желаемого уровня темпов роста денежной массы. В настоящее время большинством экономистов и практиков ДКП признано, что объем денежной массы эффективнее всего регулировать с помощью изменения процентных ставок. Правило, которое при этом применяется, можно представить следующим образом:
/V /V *
it - it-1 = 2(мt -м),
где Лgt;0.
То есть при превышении роста денежной массы над целевым денежные власти должны повысить процентную ставку и наоборот. Как уже говорилось в предыдущем разделе, регулирование денежной массы сталкивается с рядом проблем, связанных с неполнотой информации относительно спроса и предложения на кредитных рынках, которые обладают достаточной степенью нестабильности.
Как показали многочисленные эконометрические расчеты (в том числе Г. Коенен и Дж. Вега), для денежной массы M3 (см. (1.24)) в качестве регулирующей ставки it в действительности выступает спрэд долгосрочных и краткосрочных ставок, т. е. направление эффекта от повышения краткосрочной ставки на денежный агрегат м3 не ясно. Снижение м3 при повышении краткосрочной ставки будет только в том случае, если долгосрочные ставки за счет сдвига кривой доходности возрастут еще больше, т. е. спрэд между двумя этими ставками увеличится.
Однако подобная зависимость прослеживается не всегда. К примеру, Бундесбанк, для того чтобы снизить темп роста денежной массы, в период 1992-1994 гг. прибегал не к повышению, а к снижению краткосрочной процентной ставки.

Еще по теме Монетарное таргетирование:

  1. В каких случаях таргетирование валютного курса целесообразно для развитых стран
  2. Монетарное таргетирование в Канаде, Великобритании, Японии, Германии и Швейцарии
  3. Врезка 21.2. Глобальный аспект Стратегия монетарной политики Европейского центрального банка
  4. Теоретические основы денежной политики: новокейнсианский монетарный режим
  5. Глава 2 РЕЖИМЫ ТАРГЕТИРОВАНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика -

Таргетирование денежных агрегатов предполагает обеспечение стабильности цен путем контроля со стороны центрального банка за определенным денежным агрегатом. Иногда используется термин «монетарное таргетирование», что не совсем точно, так как этот термин имеет более широкое значение и характеризует процессы в монетарной сфере.

Диапазон способов реализации режима таргетирования денежных агрегатов определяются выбором денежного агрегата, типом целевого коридора и способами управления выбранным агрегатом.

Конкретное формулирование целей зависит от условий страны. В большинстве случаев это не точка, а интервал на конец года или коридор на год или на несколько лет.

Преимущества режима состоят в возможности проведения центральным банком независимой монетарной политики и его адекватном реагировании на специфические проблемы национальной экономки.

Достоинством режима таргетирования денежных агрегатов является оперативное информирование рынка о текущем состоянии в денежной сфере, так как соответствующие статистические данные публикуются с запаздыванием всего в несколько недель. Это способствует стабилизации инфляционных ожиданий и помогает избежать проблем, связанных с непоследовательностью монетарной политики.

В то же время данный режим не лишен недостатков. Для его эффективного использования необходима сильная и устойчивая связь между динамикой выбранного денежного агрегата и темпами инфляции. При этом центральный банк имеет возможности в большей мере контролировать узкие агрегаты (М 0 , денежная база), тогда как динамика изменения денежной массы (М 2 или М 3) зависит от деятельности ряда экономических агентов. Наряду с этим, между воздействием на избранный денежный агрегат и инфляцией существует значительный и неустойчивый временной лаг. Кроме того, в условиях финансовых инноваций, компьютеризации рынка и глобализации эти связи становятся более волатильными и трудно предсказуемыми.

4.5. Инфляционное таргетирование

Инфляционное таргетирование направлено на снижение и поддержание на низком уровне цен, отражаемых общим или специально сконструированным индексом инфляции при высокой степени транспарентности и отчетности в формулировании и осуществлении монетарной политики. Цели по инфляции могут устанавливаться определенной величиной или как интервал в форме наклонного или горизонтального коридора.

В зависимости от жесткости обязательств центрального банка по достижению ориентиров по инфляции и наличия дополнительных целевых ориентиров монетарной политики различают три основных режима инфляционного таргетирования: полноценное, смешанное или облегченный его вариант.

Полноценное инфляционное таргетирование (ПИТ) предполагает высокую степень доверия к центральному банку, жесткую ориентацию монетарной политики только на показатель по инфляции, полную прозрачность политики центрального банка и его подотчетность.

Смешанное инфляционное таргетирование (СИТ) позволяет центральному банку наряду с инфляцией принимать ориентиры по другим показателям (как правило, по росту ВВП, а в отдельных случаях по снижению безработицы). Наличие одновременно двух (и более) целей монетарной политики предполагает меньшую степень ее прозрачности.

Облегченный вариант инфляционного таргетирования (ОИТ) используется преимущественно странами, подверженными экономическим шокам, не обладающими финансовой и макроэкономической стабильностью, развитыми финансовыми рынками. Политика центрального банка в таких странах, как правило, не обладает высокой степенью доверия. В этих условиях ориентир по инфляции не может являться единственной целью политики центрального банка. Как правило, эта разновидность инфляционного таргетирования используется для подготовки к переходу на одну из вышеназванных разновидностей таргетирования инфляции. В ходе применения ОИТ проводятся структурные реформы, направленные на развитие финансового сектора страны, обеспечение макроэкономической и финансовой стабильности.

Страны, использующие ПИТ и СИТ, имеют значительно более высокий коэффициент монетизации (являющийся обобщающим показателем развития финансовой системы страны), более высокую капитализацию рынка ценных бумаг и более низкие процентные ставки, чем страны, применяющие ОИТ. Высокий уровень развития финансовых рынков помогает проводить монетарную политику посредством косвенных инструментов с использованием краткосрочных процентных ставок в качестве операционных ориентиров.

Введение и использование полноценного режима инфляционного таргетирования предполагает наличие или создание определенных макроэкономических и институциональных условий, в качестве которых обычно указываются:

Законодательно установленная и реально осуществляемая независимость центрального банка;

Соблюдение фискальной дисциплины;

Наличие развитых финансовых рынков и их инфраструктуры, чтобы обеспечить эффективную трансмиссию мер монетарной политики.

В экономической литературе выделяют ряд потенциальных преимуществ инфляционного таргетирования в части ответственности центрального банка за ценовую стабильность, повышения адекватности оценки и прогноза инфляционных процессов, гибкого реагирования центрального банка на изменение ситуации в экономике и финансовой сфере, более высокой транспарентности монетарной политики, сокращения инфляционных ожиданий.

В то же время введение и использование режима инфляционного таргетировния требует решения ряда проблем, включая:

оценку зрелости всего комплекса экономических, институциональных и правовых предпосылок для введения данного режима;

необходимость учета и анализа большего числа факторов инфляции – импортных цен, цен производителей, соотношения номинальных и реальных процентных ставок, динамики оплаты труда и доходов;

формирование более сложного механизма управления инфляционными процессами на основе углубления сотрудничества между центральным банком и другими органами государственного управления.

Установление ориентиров роста денежной массы (таргетирование) является относительно новым инструментом денежно-кредитного регулирования. До 1970-х гг. под воздействием кейнсианской экономической теории, согласно которой, как уже излагалось, основная роль в инвестиционном процессе отводится проценту, центральные банки зарубежных государств в качестве ориентиров при определении направлений своей денежно-кредитной политики использовали, как правило, показатели, характеризующие уровень и динамику ставок процента.

В 1970-1980-х гг. в денежно-кредитной политике центральных банков произошли изменения. Под влиянием идей неоклассической теории они все большее внимание начинают уделять контролю за объемом и динамикой денежной массы. Согласно теории монетаризма причиной циклических колебаний рыночной конъюнктуры и инфляционных процессов являются беспорядочные изменения денежной массы, поэтому, если не единственным, то вполне реальным способом преодоления инфляции монетаристы считают регулирование количества денег. Руководствуясь данными положениями, В 1974-1976 гг. в США, ФРГ, Швейцарии и Канаде, в 1977 г. во Франции и Великобритании, в 1978 г. в Японии центральными банками стал применяться метод таргетирования денежной массы (от англ. "target" - цель). Он заключался в установлении таких количественных параметров изменения денежных агрегатов (низшего и высшего пределов) на планируемый период (квартал, год), которые соответствовали бы характеру и целям проводимой денежно-кредитной политики.

В принципиальном плане определение оптимальных ориентиров денежной массы исходит из предпосылки, что она растет из года в год по мере увеличения валового внутреннего продукта, в этом случае ориентиры роста денежной массы устанавливаются в соответствии с прогнозируемым ростом объема производства с учетом предполагаемого увеличения цен. В качестве ориентиров денежной массы может быть выбран "широкий" или "узкий" показатель денег. Так, в Швейцарии рассматривается "узкий" показатель - денежная база, в других странах, например США, Италии, используются более "широкие" показатели. В Швейцарии и Германии выбор "узких" ориентиров денежной массы аргументируется в основном высокой степенью контролируемости данного показателя со стороны центрального банка. Банк Англии выбрал агрегат МЗ в фунтах стерлингов, руководствуясь двумя причинами. Во-первых, исследования английских экономистов показали, что наибольшей устойчивости спроса на деньги можно добиться с применением именно этого показателя. Во-вторых, статистика в этой стране свидетельствовала о наличии стабильной связи между агрегатом МЗ и уровнем номинальных ставок процента.

Кроме того, "узкий" агрегат используется в тех странах, где сравнительно легко можно разграничить сферу налично-денежного обращения и кредит и, во-вторых, где обнаружена четкая связь между денежной базой и всей денежной массой (денежный мультипликатор стабилен). Выбор целевого показателя также зависит от конечной задачи, которую ставит перед собой центральный банк. Если он предполагает бороться в основном только с инфляцией, тогда выбор падает на "узкий" показатель. При решении же круга задач (борьба с инфляцией, сокращение бюджетного дефицита, улучшение платежного баланса) центральный банк обычно выбирает в качестве цели "широкий" показатель.

Ориентиры роста денежной массы как составная часть разрабатываемых направлений единой государственной денежно-кредитной политики рассматриваются и утверждаются в законодательном порядке. Так, в США в соответствии с поправкой от 1978 г. к Закону о Федеральной резервной системе Совет управляющих ФРС 2 раза в год представляет в Конгресс данные о планируемых пределах изменения денежных показателей. При этом, рассматривая агрегаты М2 и МЗ, Совет управляющих учитывает динамику номинального ВВП.

Осуществляя денежно-кредитное регулирование, центральные банки государств устанавливают контроль не только за принятыми целевыми ориентирами, но и за депозитно-ссудными операциями кредитных учреждений. Регулируя их, центральные банки воздействуют на кредитный потенциал коммерческих банков, что в свою очередь сказывается на динамике денежных показателей, так как кредит является важнейшим источником создания денежной массы. Несмотря на то что в течение контрольного периода таргетирования установленные ориентиры могут корректироваться, задача центральных банков и других органов, ответственных за проведение единой государственной денежно-кредитной политики, состоит в правильном, экономически обоснованном определении ориентиров денежной массы и стремлении к их достижению с использованием всех имеющихся в распоряжении средств.

Вместе с тем важно, чтобы цели денежной политики были ясны всем участникам рынка и населению. То, насколько экономические агенты в своих расчетах смогут учесть установленные параметры, служит одним из решающих факторов в достижении поставленных целей. Сам факт широкого освещения целей центрального банка по регулированию денежного обращения превращается в самостоятельный и далеко не маловажный инструмент реализации его политики. Это подтверждается опытом Японии. В настоящее время эту страну можно считать полигоном, где уже на протяжении десятилетия испытывается действие публичности таргетирования. Банк Японии не ответствен за выполнение цели и не может в принципе посодействовать этом)" с помощью других инструментов, имеющихся у него в распоряжении. Поэтому он широко использует инструмент публичности.

Важным условием эффективной денежно-кредитной политики является правильный выбор модели ее реализации. Выбор органами денежно-кредитного регулирования режима монетарной политики должен осуществляться в зависимости от приоритетов (стратегических) конечных целей денежно-кредитной политики и учитывать изменение денежного предложения, скорость обращения денег, реакцию экономических переменных на использование инструментария монетарного регулирования, т. е. инструменты прямого и косвенного регулирования сферы денежно-кредитных отношений.

Регулирование монетарных процессов - это комплексное, сложное понятие, которое включает в себя следующие важные составляющие:

  • 1) закрепленный законодательно и институционально порядок систематического воздействия монетарных властей на денежно- кредитный рынок, для чего устанавливаются промежуточные и конечные цели развития;
  • 2) использование инструментов и методов денежно-кредитного регулирования для достижения поставленных целей;
  • 3) трансмиссионный механизм проведения денежно-кредитной политики, позволяющий обеспечить ее положительное влияние на экономический рост.

Стратегия монетарной (денежно-кредитной) политики представляет собой метод долговременного действия, на основе которого принимаются решения относительно использования тех или иных инструментов для достижения поставленной цели.

Достаточно новым этапом в развитии методов и инструментов денежно-кредитного регулирования становится монетарное таргетирование, основанное на определенном монетарном режиме. Это означает, что должен быть определен денежный показатель, соблюдение либо достижение которого является целью проводимой денежно-кредитной политики. Чаще всего параметром, определяющим режим денежно-кредитной политики, является политика таргетирования определенной экономической переменной.

Монетарное таргетирование приобрело широкую популярность в промышленно развитых странах в начале 80-х гг. XX в., особенно после краха Бреттон-Вудской валютной системы.

Под таргетированием целесообразно понимать использование инструментов экономической политики для достижения количественных ориентиров целевой переменной, применяемых органами денежно-кредитного регулирования в стране.

В более широком значении таргетирование представляет собой экономическую, налоговую и денежно-кредитную политику государства, направленную на целевое управление основными макроэкономическими показателями на среднесрочную перспективу. Иными словами, это выбор той экономической «мишени», на которую необходимо воздействовать для достижения цели.

Выбор определенного режима таргетирования означает выбор монетарными властями целевого значения показателя (т. е. промежуточной цели) или таргета, реализация которого должна способствовать обеспечению конечной цели монетарной политики, а также механизма, с помощью которого возможно достижение целевого значения таргета. Изменение этого целевого значения показателя используется в качестве раннего индикатора нарушения пропорций в экономике, что позволяет центральному банку реагировать на них в оперативном режиме.

В более узком толковании таргетирование представляет собой установление целей денежной системы, регулирование денежной массы центральными банками, т. е. установление ориентиров роста денежных агрегатов и других показателей.

В основе режима таргетирования лежит монетаристская концепция, которая устанавливает в качестве основного инструмента денежно-кредитной политики государства усиленный контроль над агрегатами денежной массы, а другие вмешательства в экономическую жизнь рассматривает как нежелательные.

Режим таргетирования устанавливает конкретные цели государственного регулирования прироста денежных агрегатов. При этом выбор целей монетарной политики и используемых инструментов будет находиться в зависимости от макроэкономических и институциональных условий, а значит - от развитости финансового рынка, банковского сектора, внешнеэкономических отношений и др.

В качестве главной и единственной цели монетарной политики признается стабильность цен, тогда как изменение спроса и предложения денег и воздействие на их стоимость, являются инструментами достижения этой конечной цели.

Центральные банки стран не могут напрямую достичь конечной цели, а потому они вынуждены действовать опосредованно, через таргетирование промежуточных целей. Однако при отборе альтернативных промежуточных целей монетарной политики выбор конкретной цели должен учитывать особенности переходной экономики и стадию ее развития.

Следовательно, исходя из того, таргетирование какой именно переменной осуществляется, монетарная политика может функционировать в том или ином режиме. Традиционно выделяют следующие режимы проведения денежно-кредитной политики (табл. 4).

Таблица 4

Классификация режимов денежно-кредитной политики

Режим денежно-кредитной политики

Номинальный якорь

Таргетирование обменного курса (валютное таргетирование)

Курс национальной валюты (валютный комитет, традиционная фиксация, ползучая привязка, валютный коридор)

Монетарное таргетирование (таргетирование денежных агрегатов)

Темп роста денежных агрегатов (Ml, М2 или М3)

Инфляционное таргетирование

Целевые среднесрочные показатели инфляции

Денежно-кредитная политика без явно выраженного номинального якоря

Органы денежно-кредитного регулирования не принимают на себя выполнение обязательств по обеспечению достижения конкретных значений номинальных показателей

Современная монетарная политика несколько расширила эту классификацию и основана на применении следующих монетарных режимов: денежное таргетирование; таргетирование обменного курса; таргетирование процента; таргетирование номинального ВВП; инфляционное таргетирование. К примеру, политика таргетирования обменных курсов используется чаще всего развивающимися странами и странами с переходной экономикой, тогда как таргетирование денежных агрегатов и инфляционное таргетирование используется преимущественно развитыми странами и не всегда оказывается эффективным для стран с переходной к рынку экономикой.

Прямые инструменты денежно-кредитного регулирования показывают большую результативность на начальных этапах перехода к рынку, тогда как с развитием рынка и децентрализацией растет эффективность косвенных инструментов, в первую очередь, операций на открытом рынке и изменения процентных ставок.

Появление различных режимов регулирования денежно- кредитной сферы было обусловлено распадом Бреттон-Вудской валютной системы и стремлением разработки новых ориентиров монетарной политики. В начале 1990-х гг. в развитых и развивающихся странах центральные банки стремились более четко определить промежуточные цели денежно-кредитной политики (таргетирование инфляции, обменного курса, денежной массы). Основные преимущества и недостатки указанных режимов обобщены и представлены в табл. 5.

Практика использования различных режимов таргетирования показала, что если для развивающихся стран введение таких режимов было прогрессивным моментом и означало укрепление их финансовой стабилизации, то для развитых стран, напротив, это был регресс, который приводил к утрате самостоятельности органами денежно-кредитного регулирования, а, следовательно, доверия к ним субъектов экономики. Это привело к тому, что после непродолжительного использования режима валютного таргетирования развитые страны стали переходить к режиму инфляционного таргетирования, выбрав в качестве цели таргетирование инфляции. Названный режим характеризуется большей прозрачностью, максимальной независимостью центрального банка, высокой автономностью денежной системы страны.

Следовательно, монетарное таргетирование использует в качестве целевых показателей денежно-кредитной политики абсолютные значения тех или иных денежных агрегатов, либо их относительных приростов.

Преимущества и недостатки различных режимов кредитно-денежной политики

Таблица 5

Преимущества режима денежно- кредитной политики

Недостатки режима денежно- кредитной политики

Денежное (монетарное) таргетирование

  • 1. Дает возможность центральному банку использовать денежное таргетирование для решения внутренних проблем.
  • 2. Позволяет разрешить проблему временных лагов, т. е. временной несогласованности.
  • 3. Жесткий контроль над денежной массой плохо совместим с монетизацией долга, что оказывает определенное дисциплинирующее воздействие на фискальную политику, препятствуя монетизации долга
  • 1. Необходимо наличие сильной и устойчивой связи между ключевыми показателями - целевыми ориентирами.
  • 2. Динамику выбранного денежного агрегата должны полностью контролировать денежные власти.
  • 3. Темпы роста выпуска денег и занятости нестабильны

Валютное таргетирование

  • 1. Позволяет привязать внутренние темпы роста цен к темпам роста цен продаваемых товаров, что способствует снижению инфляции.
  • 2. Сокращает или ограничивает валютный риск, что приводит к расширению финансового рынка, росту инвестиций и экономическому росту.
  • 3. Позволяет решить проблему временного лага (временной несогласованности).
  • 4. Четкие и прозрачные цели.
  • 1. Определенная потеря независимости кредитно-денежной политики.
  • 2. Уязвимость к шокам в стране- якоре.
  • 3. Повышает вероятность спекуляции с национальной валютой.
  • 4. В случае низкого доверия к действиям центрального банка по удержанию национальной валюты увеличивает инфляционные ожидания, кроме жестких режимов привязки курса.
  • 5. Нет защищенности от валютного риска, невозможность хеджирования рисков из-за несоответствия валют активов и пассивов

Инфляционное таргетирование

  • 1. Позволяет центральному банку использовать монетарную политику для решения внутренних проблем.
  • 2. Стабильность взаимосвязи между денежной массой и инфляцией не имеет критического значения для достижения успеха.
  • 3. Прозрачные цели.
  • 4. Повышает ответственность денежных властей за проводимую политику
  • 1. Продолжительный временной лаг между действиями денежных властей и изменением темпов роста цен.
  • 2. Узкий круг целей

Таргетирование без выраженного номинального якоря

  • 1. Позволяет центральному банку использовать монетарную политику для преодоления внутренних проблем.
  • 2. Не предполагает стабильной взаимосвязи между инфляцией и денежной массой.
  • 3. Успешный опыт применения

в США и других развитых странах

  • 1. Отсутствие прозрачности в действиях денежных властей.
  • 2. Сильная зависимость от предпочтений руководства центрального банка.
  • 3. Невысокая степень подотчетности
Случайные статьи

Вверх