Региональные банки развития функции и полномочия. Банки и их виды

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Янин Валерий Васильевич. Основы функционирования и устойчивость регионального банка: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10: Саратов, 2002 155 c. РГБ ОД, 61:03-8/2740-5

Введение

Глава 1. Теоретические основы функционирования регионального банка 10

1.1. Региональный банк: сущность, функции, роль 10

1.2. Закономерности и принципы функционирования регионального банка 27

Глава 2. Устойчивость регионального банка и способы её оценки 33

2.2. Способы оценки устойчивости регионального банка 45

Глава 3. Пути обеспечения устойчивости регионального банка в России 75

3.1. Инструменты воздействия Центрального банка РФ на устойчивость регионального банка 75

3.2. Мониторинг Банка России как средство управления устойчивостью региональных банков и регионов 90

3.3. Возможности региональных банков по обеспечению своей устойчивости... 107

Заключение 121

Список использованной литературы 131

Приложения 146

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Основной задачей в банковском секторе
» России в настоящее время является обеспечение долгосрочной устойчивости

банковской системы. Это объясняется не только тем, что устойчивость российской банковской системы создаёт условия для устойчивости экономики, но и тем, что устойчивость российских банков была нарушена в результате системного банковского кризиса 1998 года. До сих пор серьезной проблемой остается присутствие на рынке значительного числа банков, имеющих неудовлетворительное финансовое состояние и отрицательный капитал. Российские банки, понесшие огромные (2 - 3% ВВП) потери вследствие кризиса, не способны стать надежной опорой в возрождении российской экономики без кардинальных изменений банковской системы Российской Федерации, без ее модернизации.

В соответствии со Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации, принятой Правительством РФ и Банком России в 2001 году, поставлены задачи, направленные на модернизацию банковского сектора, а именно: укрепление финансового состояния действующих и выведение с рынка банковских услуг нежизнеспособных кредитных организаций, повышение уровня капитализации банков и качества их капитала, расширение деятельности по привлечению средств населения и предприятий, а также усиление взаимодействия банков с реальным сектором экономики, развитие конкурентных начал в деятельности кредитных организаций.

Переориентация банков на обслуживание реальной экономики, повышение доверия к банковской системе со стороны клиентов, кредиторов и вкладчиков немыслимы без решения задачи обеспечения устойчивости банков. Только финансово устойчивые банки способны выполнить возложенные на них функции, решить задачи по восстановлению экономики и обеспечению её - устойчивого развития на базе вливаний в неё банковских средств.

В сложившихся условиях высокие требования предъявляются к устойчивости региональных банков, роль которых в развитии экономики должна быть повышена, так как именно в регионах сосредоточены основные возможности развития производительных сил страны. Региональные банки ближе находятся к реальной экономике, их отношения с предприятиями имеют долгосрочную основу, они полнее учитывают интересы небольших производств, без которых сбалансированное экономическое развитие регионов невозможно. Поэтому основные направления деятельности и дальнейшая перспектива развития региональных банков прямо связана с их активным участием в кредитовании производства, малого и среднего бизнеса, финансового обеспечения программ экономического развития регионов.

Повышение устойчивости региональных банков предполагает проведение следующих мероприятий:

усиление банковского надзора на базе совершенствования методики анализа финансового состояния банков, развития системы «раннего предупреждения» возможных проблем в банках, приведения его инструментария в соответствие с международными стандартами;

развитие внутрибанковского управления устойчивостью банков;

консолидация усилий региональных органов управления, территориальных управлений Банка России и региональных банков по обеспечению устойчивости банковского сектора региона.

Квалифицированное качественное управление устойчивостью региональных банков по указанным направлениям невозможно без теоретического исследования сути региональных банков, их устойчивости и основ функционирования в соответствии с законами и научно-обоснованными принципами. Только знание теоретических основ может позволить найти достоверные методы оценки устойчивости региональных банков и подобрать инструменты воздействия на неё, определяемые региональными особенностями.

Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена: во-первых, значимостью для современной российской экономики региональных банков, обладающих устойчивостью и надёжностью; во-вторых, отсутствием комплексного исследования теоретических основ функционирования региональных банков, объединяющих их сущность, функции, роль, принципы и закономерности; в-третьих, неразработанностью проблем оценки и управления устойчивостью банков в региональном аспекте.

Степень разработанности проблемы. Региональный аспект исследования проблем банковского дела предопределяет использование знаний смежных наук: банковского дела и регионалистики.

По вопросам региональной экономики известны работы зарубежных и отечественных авторов: X. Армстронга, С.С. Артаболевского, А. Бендавид-Вала, О.П. Бурматовой, М.К. Бадмана, С. Вагенаара, B.C. Варламова, А.Г. Гранберга, С. Коэна, Т.Г. Морозовой, П. Нийкэмпа, Ф. Сникарса, Дж. Тейлора, М. Темпла и др. Но региональные банковские системы не являются предметом изучения региональной экономики.

Отечественная и зарубежная наука накопила систему знаний в области теории и практики банковского дела. Определённый вклад в разработку банковской теории внесли Г.Н. Белоглазова, М.З. Бор, Н.И. Валенцева, Д.Д. Ван-Хуз, Е.Ф. Жуков, А.Ю. Казак, В.И. Колесников, Ю.И. Коробов, Л.Н. Красавина, О.И. Лаврушин, И.С. Левчук, И.Д. Мамонова, Р.Л. Миллер, М. Озиум, А.В. Молчанов, М.А. Пессель, Д. Полфреман, Б.Х. Путнам, В.В. Пятенко, Ж. Ривуар, Э. Рид, П. Роуз, В.И. Рыбин, Дж. Ф. Синки мл., Н.М. Тавасиев, У.К. Тимоти, М.М. Титарев, В.М. Усоскин, М.М. Ямпольский и др. Но в рамках данной науки также не сформировалась как самостоятельная теория региональных банков и

региональных банковских систем. Известны лишь некоторые исследоваїшя отечественных авторов по проблемам региональных банков и региональных банковских систем: А.Ф. Бородина, С.Ю. Евсеева, О.Г. Иванченко, А.В. Колтырина, Ю. Карелина, P.M. Каримова, И.Р. Кощегуловой, СВ. Кугаева, М. Матовникова, Р.Х. Марданова, И.В. Пашковской, М.З. Позднякова, A.M. Полянцева, В.В. Попкова, В.В. Рудько-Силиванова, М.Ш. Сагитдинова, В.Ю. Тулиной, Е.Н. Чекмарёвой и др. Но ими не даются комплексные и развёрнутые характеристики региональных банков, а также основ их функциоїшрования, включающих, наряду с принципами, закономерности развития.

В отечественной литературе известны многочисленные исследования устойчивости и надёжности банков, представленные именами следующих учёных: Д.А. Артёменко, М.Х. Аушева, Л.Г. Батраковой, Л.П. Белых, А.В. Буздалина, П.В. Вержбицкой, И.В. Вишнякова, И.В. Волошина, М.Б. Диченко, В.Н. Живалова, В.В. Иванова, С. М. Ильясова, В. Карпенко, В. Кожинова, В. Коношенкова, В. Корнилова, В. Кромонова, И. Мамоновой, М. Матовникова, В.А. Москвина, В.В. Новиковой, B.C. Пашковского, А.Ю. Петрова, М.А. Помориной, В. Севриновского, И.М. Стребкова, В.Б. Тиханина, Г.Г. Фетисова, П.С. Чумакова, А. Юданова и др. Однако в них отсутствует региональный аспект изучения устойчивости банков: её оценки и путей обеспечения.

Актуальность и недостаточная научная разработанность теории региональных банков и проблем их устойчивости определили выбор темы, цели и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических основ функционирования региональных банков и путей обеспечения их устойчивости.

Задачи исследования. Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи, определившие логику диссертационного исследования и его структуру:

выяснить сущность регионального банка и отдельных его видов, опираясь на методологию исследования теоретического понятия, выделяющую общее, особенное и единичное в нём;

обосновать функции и роль регионального банка, сформулировать закономерности и принципы его функционирования;

основываясь на теории систем, раскрыть содержание устойчивости банка; определить региональные факторы и шшикаторы, влияющие на устойчивость банка; разработать подходы к её оценке с региональных позиций;

изучить сущность банковского мониторинга и опыт его организации в России в сравнении с зарубежной практикой, дать рекомендации по совершенствованию;

систематизировать знания о зарубежных и отечественных системах мониторинга устойчивости банка;

определить пути обеспечения устойчивости региональных банков с
позиций их самоуправления и внешнего воздействия на них со стороны
территориальных управлений Банка России.

Предметом исследования являются теоретические аспекты

функционирования региональных банков, система оценки и регулирования их устойчивости.

Объектом исследования выступают банки, официально зарегистрированные на территории субъекта РФ.

Методологической основой работы явились положения диалектической логики, системного и комплексного подходов. В работе использовались такие научные методы и приёмы, как научная абстракция, индукция и дедукция, анализ и синтез, методы группировки и сравнения, математическое моделирование.

Теоретическую базу диссертации составили законодательные акты, регулирующие банковскую деятельность в России, научные монографии, статьи в экономической периодике.

Информационной базой работы послужили статистические материалы Госкомстата России и Центрального банка РФ, информация территориальных управлений Банка России по Самарской и Саратовской областям, Сызранского ЗАО АКБ "Земский банк", а также вторичная информация из периодической печати.

Научная новизна полученных результатов определяется тем, что в настоящей диссертационной работе впервые проведено комплексное исследование теоретических основ функционирования региональных банков и реализован региональный аспект оценки и управления устойчивостью банков.

Конкретно это выразилось в следующих результатах:

о систематизированы признаки региональных банков с выделением двух главных, определяющих две трактовки региональных банков: 1) в широком аспекте - как официально зарегистрированных на территории субъекта РФ; 2) в узком - имеющих, в дополнение к этому, региональное значение, подтверждаемое наличием хотя бы одного из следующих признаков: учреждение региональными властями и муниципалитетами; преобладание средств местных органов власти в уставном капитале (ресурсах) банка; преимущественное обслуживание местных, муниципальных, бюджетных организаций, региональных (муниципальных) органов власти, местных внебюджетных фондов; ведение счетов бюджетополучателей местного бюджета;

с целью научно обоснованного формирования моделей региональных
банковских систем исследована сущность регионального банка и его видов
(муниципального, инвестиционного, ипотечного) с применением комплексного
подхода, который наряду с традиционным, учитывающим территориальный
признак и специфику банка как хозяйствующего субъекта, принимает во
внимание роль банка как органа экономического управления. В результате дана
авторская редакция понятия регионального банка в узком аспекте как официально

зарегистрированного на территории субъекта РФ хозяйствующего органа, имеющего признаки особой региональной значимости и потенциально способного оказывать полный комплект банковских услуг, а также как органа внешнего экономического управления управления, преследующего преимущественно интересы данного субъекта РФ при участии в управлении социально-экономическим развитием регионов в местах своего расположения;

разработана важная для формирования банковских систем конкретных
регионов типовая модель регионального банка в узком аспекте в форме его
характерных черт, выделенных по ряду критериев и отражающих особенности его
пассивов и активов, состава клиентуры, типа управления и т.д.;

о с целью более полного использования потенциала региональных банков обоснованы следующие теоретические положения:

а) в отличие от традиционного подхода разработана система функций
регионального банка как хозяйствующего субъекта и как органа экономического
управления регионом;

в) впервые в отечественной науке сформулированы закономерности
размещения банков по регионам и обоснован в качестве ведущего закон
самосохранения банков;

г) в дополнение к известным в отечественной литературе сформулированы и
обоснованы авторские принципы функционирования банков - принципы
саморазвития, целенаправленности, эффективности деятельности, максимального
использования экономического потенциала регионов региональными банками по
сравнению с инорегиональными филиалами;

впервые в отечественной науке разработан региональный аспект устойчивости банков: выявлены региональные факторы и индикаторы, подлежащие изучению при оценке устойчивости; предложен методологический подход к комплексной её оценке, включающей наряду с традиционным синтетическим коэффициентом устойчивости, определяемым по отчетности банка, оценку его конкурентоспособности в регионе, а также оценку рейтинговыми агентствами банка и региона, не выходящую за пределы рейтингов, соответственно - конкретного региона и страны;

дана более расширенная по сравнению с имеющимися интерпретациями авторская редакция понятия банковского мониторинга как совокупности форм управления (банковского самоуправления, управления экономикой со стороны банков, управления банковской деятельностью внешними органами управления), предусматривающей сбор и анализ информации для текущего управления и прогнозирования параметров банковской деятельности и экономики разных уровней;

предложены меры по совершенствованию мониторинга предприятий и мониторинга банковской политики, проводимых Банком России, доказана необходимость организации ежедневного мониторинга территориальными управлениями Центрального банка РФ устойчивости банков, особенно проблемных, ежеквартального мониторинга коммерческими банками деятельности своих клиентов на основе ведения их паспортов;

с целью использования возможностей конкурентоспособности в повышении устойчивости региональных банков в качестве нового для отечественной практики направления предложена их консолидация для организации системы оценки конкурентоспособности на основе конкретизированной информации банков данного консорциума;

рекомендована система мер по совершенствованию образования фонда обязательных резервов, предусматривающих его частичную "работоспособность" на банк, дифференцированный подход к регионам с различной степенью стабильности и к банкам, принимающим различное участие в реализации региональных программ;

разработан комплекс мер по усилению управленческого воздействия территориальных управлений Банка России на устойчивость банков региона: через создание региональных клубов банковских аналитиков, систему кураторства с ведением паспортов банков, лимитирование и регулирование лимитов риска на субъект РФ и муниципальные образования, установление эмпирических норм регулирования для банков региона, консолидацию банков в рамках федерального округа и др.;

для повышения конкурентоспособности и организации эффективного управления устойчивостью банков предложена как более оптимальная в условиях жёсткой конкуренции банков на территории региона модель дивизиональной организационной структуры регионального банка, ориентированной на клиента; обоснована целесообразность выделения в организационной структуре банка отдела, координирующего усилия разных служб банка по обеспечению его устойчивости.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что выполненное диссертационное исследование развивает недостаточно разработанную в экономической науке теорию региональных банков, включающую сущность, функции, роль, закономерности и принципы их функционирования, а также содержит пути решения проблемы оценки и обеспечения устойчивости региональных банков, имеющей важное народнохозяйственное значение.

Выдвигаемые в диссертации теоретические положения могут быть использованы при разработке в регионах концепций развития региональных

банковских систем. Рекомендации по оценке с региональных позиций устойчивости банка и по инструментам, её обеспечивающим, могут быть реализованы на практике как банками, так и органами надзора. Практическую значимость для органов банковского надзора имеют рекомендации по совершенствованию банковского мониторинга, объединяющего мониторинг предприятий, мониторинг банковской политики и мониторинг устойчивости банка, а для банков - разработанная модель дивизиональной организационной структуры, ориентированной на клиента.

Апробация работы. Наиболее существенные положения и результаты исследования нашли отражение в 3 публикациях автора объёмом 4,9 п.л., докладывались на конференции в Уральском государственном экономическом университете в 2002 году.

Ряд положений, содержащихся в диссертации и высказанных в опубликованных работах, используются в учебном процессе кафедрой денег и кредита Саратовского государственного социально-экономического университета при преподавании специальных дисциплин по банковскому делу.

Структура работы. Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, объектом анализа и теоретико-методологической базой.

В первой главе диссертации "Теоретические основы функционирования регионального банка" рассматриваются вопросы теории регионального банка, комплексно объединяющие сущность, виды, функции, роль, закономерности и принципы функционирования.

Вторая глава работы "Устойчивость регионального банка и способы её оценки" посвящена теоретическому обоснованию понятия устойчивости банка в рамках теории систем, обобщению мирового опыта по мониторингу устойчивости банков и способов её оценки, а также изучению опыта рейтинга региона.

Региональный банк: сущность, функции, роль

Изучение отечественной и зарубежной литературы показывает, что отсутствует должным образом разработанная теория регионального банка и его устойчивости. На наш взгляд, справедливым кажется высказывание Н.Г. Чернышевского: "Без истории предмета нет теории, без теории предмета нет мысли о предмете". Поэтому исследование в части регионального банка и его устойчивости следует начать с теоретических вопросов, прежде всего с выяснения сущности регионального банка.

При этом будем руководствоваться следующим методологическим приёмом: будем проводить исследование с применением критериев "всеобщности", "особенности", "единичности". Сам по себе этот приём не нов. В литературе известны установки такого рода: "понятие как таковое содержит три момента: момент всеобщности, момент особенности и момент единичности".1 Из этого исходит и системный анализ, который предполагает выделение элементов системы; того общего, что роднит элемент с системой и с другими её элементами; того, что отличает данный элемент; а также того, что единично, имманентно присуще только этому элементу и никакому другому. На наш взгляд, выделение трёх вышеуказанных моментов характерно для понятия категориального плана, а банк, по мнению большинства, - экономическая категория.

Известно, что региональный банк относится к разряду банков, а последние входят в состав региональной банковской системы, являющейся, в свою очередь, органичной частью национальной банковской системы. Поэтому как элемент банковской системы региональный банк может иметь с ней общее при своей специфичности и определённой степени самостоятельности и независимости.

Но что такое региональная банковская система? Существуют неоднотипные определения региональной банковской системы, различающиеся степенью полноты и разными подходами: институциональным (система структурируется по учреждениям и организациям), организационным (с выделением форм и видов кредита, в которых участвуют учреждения банковского типа), функциональным, иерархическим, ориентационным и т.д.

Узким и сформулированным с позиций институционального подхода является понятие, даваемое СЮ. Евсеевым: "Под региональной банковской системой следует понимать совокупность взаимодействующих банков региона, реализующих следующие основные функции:

Обеспечение потребности в наличных денежных средствах в необходимом объёме;

Бесперебойное ведение безналичных расчётов и платежей;

Кредитная поддержка социально-экономического комплекса региона;

Стимулирование привлечения средств граждан и мелких предпринимателей, а также эффективное их размещение;

Кредитование инновационно-инвестиционных проектов и социально экономических программ, развитие консалтинговых услуг и нетрадиционных

банковских операций."1

Более широким по сравнению с толкованием региональной банковской системы СЮ. Евсеевым, но также с институциональным аспектом, представляется понятие А.М. Полянцева. A.M. Полянцев определяет "региональную банковскую систему как совокупность субъектов банковской деятельности, обособившихся на территории региона под воздействием факторов внешней и внутренней организации банковской системы, выполняющих, каждый в отдельности, особые функции, вследствие чего реализуются все функции системы, и тесно взаимодействующих друг с другом и с внешней средой". Этим автором в состав региональной банковской системы включаются не только банки, но и другие субъекты банковской деятельности.

Ряд авторов в региональной банковской системе, наряду с субъектами, выделяют и функциональные элементы. По их мнению, "региональная банковская система представляет собой совокупность банковских институтов, банковскую инфраструктуру, банковское законодательство, действующее в отношении как региональных, так и филиалов национальных банков; банковскую корпоративную культуру"3. Имеются и более расширительные трактовки региональной банковской системы.

В рамках задач нашего исследования, а именно с целью выяснения сущности регионального банка, важен институциональный подход к структурированию банковской системы, т.к. он позволяет выделить в ней интересующий нас элемент -банки.

По принципу всеобщности банки действуют по законам, по которым функционирует банковская система, имея сходство с другими её элементами, но по критерию "особенного" отличаются от них. Отличаются банки и от других субъектов экономики. В чём же суть банка, его "родовые признаки" по сравнению с другими субъектами?

Существуют различные подходы к характеристике сути банка. Одни авторы определяют сущность банка как такового независимо от того, к какому уровню он относится (будь то центральный или коммерческий банк), что, на наш взгляд, методологически верно. Так, О.И. Лаврушин определяет банк как денежно-кредитный институт, регулирующий платёжный оборот в наличной и безналичной формах"1. Унисон ему В.В. Митрохин2 сущность банка видит "в его способности организации денежно-кредитного процесса и эмитирования денежных знаков". М.М. Ямпольский рассматривает банк "как предприятие или учреждение, призванное снабдить денежный оборот необходимыми платёжными средствами"3.

Большинство авторов характеризуют банк как предприятие, имея в виду прежде всего, видимо, коммерческий банк. Л.Н. Красавина призывает уточнить понятие банка как предприятие особого рода, работающего с денежным капиталом.4 В качестве аргумента для обоснования тезиса "банк-предприятие" приводят наличие у банка признаков предприятия, определённых российским законодательством. А Ю.И. Коробов считает банк предприятием в связи с тем, что право на существование имеет термин "банковская отрасль", первичным звеном в которой является предприятие (по аналогии с любой отраслью).

Критерий "особенного" следует применять не только при сравнении банка и предприятия, но и при сопоставлении банка с другими кредитными организациями, финансовыми институтами. Это позволяет выделить новые особенности коммерческого банка.

В качестве особенностей банка по сравнению с другими кредитными учреждениями называют:

1) его первичность и главенство на финансовом рынке из-за универсального характера деятельности и исключительного права выпускать и изымать деньги из обращения (А.В. Молчанов5);

2) неограниченную возможность предоставления коммерческих ссуд и законное право создавать чековые депозиты (Р.Л. Миллер, Д.Д. Ван-Хуз6);

3) потенциальную способность оказывать полный набор финансовых услуг любому предприятию в экономике (П. С. Роуз7).

Содержание устойчивости регионального коммерческого банка и факторы, её определяющие

Одним их наиболее дискутируемых в современной литературе вопросов является устойчивость коммерческого банка. Изучением этого вопроса занимались такие российские учёные, как В. Кожинов1, М.А. Помориш2, А.Ю. Петров3, А.В. Буздалин4, Л.П. Белых5, И.Д. Мамонова6, Т.М. Леонова7 и многие другие, на чьи мнения мы будем в дальнейшем ссылаться, не приводя сейчас в списке авторов.

В.Н. Живалов под устойчивостью коммерческого банка понимает "способность банка в динамичных условиях рыночной среды чётко и оперативно выполнять свои функции, обеспечивать надёжность вкладов и своих обязательств по обслуживанию клиентов"8. Опираясь на энциклопедические сведения и теорию систем, можно убедиться в том, что этот автор практически даёт определение надёжности банка. По теории систем, "надёжность системы - это свойство системы реализовывать заданные функции в течение определённого времени с заданными параметрами качества". А устойчивость в этом источнике трактуется как "способность возвращаться в исходное состояние после некоторых возмущающих воздействий, например, острых внешних экономических и социальных конфликтов".

Ю.С. Масленченков говорит об устойчивости банка как его равновесном состоянии. В своём глоссарии он характеризует устойчивость банка в двух планах9: 1) как равновесное состояние банка; 2) как механизм взаимодействия факторов, снижающих с течением времени последствия непредвиденных финансовых потерь. На наш взгляд, действительно о сохранении системы можно судить по соблюдению равновесия. Поэтому исходя из толкования Ю.В. Масленченкова и следуя терминологии теории систем, устойчивость банка - это его способность самосохраниться на основе обеспечения равновесия в изменяющейся среде.

Для выяснения вопроса, имеет ли понятие устойчивости банка нечто особенное применительно к региональному банку, следует установить категориальность данного понятия или её отсутствие. Сейчас дискутируется вопрос о том, является ли устойчивость коммерческого банка экономической категорией. Так, В.Н. Живалов считает её экономической категорией, а Г.Г. Фетисов отвергает это на том основании, что данное понятие не выражает общественные отношения. На наш взгляд, устойчивость банка не удовлетворяет требованиям категориальности, так как:

1) не выражает суть общественных отношений;

2) проявляет себя не через отдельные формы, а целиком, даже если характеризует состояние отдельных частей системы или отдельные виды устойчивости.

По нашему мнению, категорией может быть сущностное явление, а не его характеристика и свойство. А устойчивость, несомненно, - черта, свойство, качество функционирования банка (банковской системы)или другого объекта, представленного в виде открытой динамичной системы. Она как понятие не имеет нюансов применительно к различным видам банков. Поэтому ни особенного, ни единичного, характерного для регионального банка, понятие "устойчивость" не имеет. Мы можем говорить о понятии "устойчивость банка" вообще. Однако при оценке устойчивости, мерах по её поддержанию у регионального банка правомерно выделять "особенное". Так, экономический потенциал регионов может сказываться на устойчивости банков. Держание контрольного пакета акций банков региональными властями, что характерно для истинно региональных банков, предопределяет высокую степень ответственности последних за устойчивость таких банков и принятие ими мер по её обеспечению.

Устойчивость банка - сложное понятие. Оно объединяет ряд частных устойчивостей. Ю.С. Масленченков1 выделяет в качестве структурных составляющих устойчивости банка: финансовую устойчивость банка, организационно-структурную, функциональную, коммерческую и капитальную устойчивость. Приведём его суждения о содержании этих частных устойчивостей.

Инструменты воздействия Центрального банка РФ на устойчивость регионального банка

Обеспечение устойчивости банка является задачей, как самих банков, так и органов внешнего управления. Для решения этой задачи используется система инструментов:

1) внешнего и внутреннего порядка;

2) влияющих на систему банков или на отдельный банк;

3) воздействующих на отдельные (частные) виды устойчивости или на общую устойчивость банка.

Различаются инструменты воздействия на устойчивость любого банка и специфичные инструменты управления устойчивостью регионального банка.

Устойчивость банка регионального значения или расположенного на территории региона подвержена воздействию не только внутренних факторов, но и факторов макроэкономического и регионального характера. Поэтому инструменты регулирования его устойчивости подразделяются на инструменты внутреннего, общегосударственного и регионального управления. В связи с наличием множества органов внешнего управления региональным банком выделяются способы управления устойчивостью банка со стороны каждого субъекта управления.

Основным субъектом, воздействующим на деятельность банков, является Банк России и его территориальные управления на местах. Это предопределено функциями Банка России, который отвечает за развитие банковской системы РФ, ее устойчивость. В его руках большой арсенал инструментов управления, в т.ч. и выполняемые им функции организации и координации.

Территориальные банки России могут координировать некоторые виды деятельности коммерческих банков, используя для этого такую форму организации, как клубы, созданные по их инициативе и объединяющие профессионалов в разных областях банковского дела. Так, по инициативе территориального управления Банка России по Саратовской области для координации деятельности кредитных организаций региона, зашиты их прав и законных интересов, для оказания консультационно-методической и иной помощи организован Банковский клуб. Под эгидой клуба работают профессиональные секции: юристов; руководителей служб внутреннего контроля; служб безопасности и сотрудников пресс-служб банков.

Следует отметить, что клубная деятельность все больше становится средством управления банками, их устойчивостью. В сентябре 2000 года открылся в России Клуб банковских аналитиков. В число его учредителей входят Европейский трастовый банк, Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, Международное рейтинговое агентство «Thomson Financial Bank Watch» и Ассоциация российских банков. Члены клуба обязаны предоставлять в общую базу данных финансовую информацию в виде форм официальной отчетности. Эта общественная организация проводит семинары, где среди других проблем обсуждаются проблемы методического обеспечения оценки финансового состояния коммерческих банков, что направлено на обеспечение устойчивости банков и проведение ими эффективной политики.

Но сообщество банковских аналитиков в нашей стране только формируется. Да и в развитых странах считается, что профессия финансового и инвестиционного аналитика еще молода по сравнению, допустим, с сообществом бухгалтеров. В европейских странах сейчас развиваются сообщества финансовых и инвестиционных аналитиков. Объединяясь в национальные ассоциации аналитики выработали квалификационные стандарты для своей профессии, механизмы их обеспечения.

Уже несколько десятилетий как национальные общества финансовых аналитиков европейских стран объединились в международную организацию «Европейскую федерацию ассоциаций финансовых аналитиков» (EFFAS). С 1988г. Россия стала участвовать в работе этой международной организации. Она представлена там российским объединением специалистов-аналитиков, а именно Гильдией инвестиционных и финансовых аналитиков (ГИФА). В ГИФА входят и аналитики из российских банков. Своих членов ГИФА снабжает интересной для них профессиональной информацией. Это - поддержка Интернет сайта, проведение стажировок, семинаров, конференций.

Но региональные банки не принимают участия в ГИФА, как и в Клубе банковских аналитиков, хотя у них есть необходимость в обмене аналитической информацией. Поэтому представляется необходимым на региональном уровне при территориальных управления Банка России создавать клубы банковских аналитиков, которые координируют методическую работу банка по анализу деятельности региональных банков в целом и отдельных ее сторон. В этом случае в рамках региона может быть создано единое информационное пространство. Таким путем, возможно, удастся создать унифищгрованную методику оценки устойчивости регионального банка и использовать ее банками региона при предоставлении межбанковских кредитов, а также при организации банковского надзора.

Эффективность функционирования банков региона зависит от того, насколько плодотворно сотрудничество главных управлений Банка России в субъектах Федерации с аналогичными управлениями в других регионах, прежде всего с управлениями, входящими в состав банковской системы Федерального округа или экономического района, объединяющего несколько субъектов Федерации. Возьмем для примера Приволжский федеральный округ, объединяющий 12 субъектов РФ, в том числе Самарскую и Саратовскую области. Территориальные управления Банка России по регионам этого округа обмениваются информацией друг с другом. Ежеквартально готовится аналитический материал «Сравнительная характеристика регионов Приволжского федерального округа» о развитии округа в целом и входящих в него регионов, а также информация о состоянии банковского дела в субъектах Федерации.


Региональные банки развития: функции, роль и кредитная политика

Региональные банки развития созданы в 60-х гг. в Азии (Азиатский банк развития, АзБР (Asian Development Bank), Африке (Африканский банк развития, АфБР (African Development Bank), Латинской Америке (Межамериканский банк развития, МаБР (Inter-American Development Bank) для решения специфических проблем и расширения сотрудничества развивающихя стран этих регионов. Рассмотрим основные причины их создания и суть деятельности каждого банка:
Внутренние причины : 1. распад колониальной системы и завоевание политической независимости развивающимися странами, повышение их роли в мировом развитии; 2. необходимость решения региональных проблем, которые не всегда учитываются Всемирным банком ; 3. развитие регионального сотрудничества и экономической интеграции развивающихся стран.
В числе внешних факторов : 1. перемещение основных потоков иностранных частных инвестиций в развитые страны, что вызывает необходимость привлечения государственных и международных инвестиций; 2. политика «регионализма» развитых стран (стремление содействовать объединению развив, стран, находящихся в зоне их влияния).
1. Азиатский Банк Развития (Asian Development Bank ) АзБР - региональный межгосударственный банк по долгосрочному кредитованию проектов развития в странах Азии и Тихоокеанского бассейна. Основан в 1965 году. Штаб-квартира в Маниле (Филиппины). В АзБР входит 64 государства. Крупнейшие акционеры АзБР - Япония, США, Китай, Индия, Австралия, Индонезия, Канада (доля в пакете акций более 5%). Основные заемщики – Индия, КНР, Пакистан, Индонезия, Бангладеш. Основные сферы финансирования: транспорт и коммуникации, энергетические проекты, сельское хозяйство и природные ресурсы, финансы, социальная инфраструктура. Ежегодные объемы выдаваемых АзБР займов составляют около 6 млрд. долл. США, объемы оказываемой технической помощи – около 180 млн. долл. США.
Общее руководство АзБР осуществляют: Совет Губернаторов, Совет Директоров, Президент, три Вице-президента и руководители департаментов и отделений.
Функции АзБР
Стратегической целью функционирования АзБР является сокращение бедности в развивающихся странах. АзБР также продолжает выполнение программ по продвижению экономического роста, развитию человеческих ресурсов, изменению социального статуса женщин и защите окружающей среды. Прочие цели, такие как реформирование законодательства и политики, региональное сотрудничество, развитие частного сектора и социальной сферы также в большой степени содействуют достижению основной стратегической цели.
Членство в АзБР открыто для членов и ассоциированных членов Азиатско-Тихоокеанской Комиссии ООН по экономическим и социальным проблемам, а для других стран региона и развитых стран из других регионов - членов ООН или одного из ее специализированных агентств. 15 развитых стран из других регионов включают США, Канаду, Великобританию и западноевропейские страны.

Кредитная политика АзБР

Согласно Уставу АзБР, предоставляемые займы, вложения в акционерный капитал и предоставление гарантий не должны превышать размера выкупленных и подлежащих выкупу акций плюс обычный размер резерва и излишков. Банковские операции финансируются из двух главных источников: обычных источников капитала и специальных средств. Обычные источники капитала поступают как выплачиваемая доля капитала от стран - членов АзБР, как заимствования на мировом рынке капитала, а также как доход от инвестиций. Специальные средства поступают в виде взносов от развитых стран-членов, дохода от специальных фондов, ссуд и инвестиций, а также сумм, переводимых из обычных источников капитала по специальному решению совета директоров АзБР. Специальные средства АзБР составляют окно «льготных ссуд» по низким ставкам процента для удовлетворения потребностей небольших и более бедных стран-членов.
АзБР имеет право пополнять ресурсы через заимствования на финансовом рынке и привлечение частного капитала к своим проектам. АзБР предоставляет займы после проведения тщательного анализа всех условий. Это позволяет:
1. Поддерживать соответствующий чистый доход, сохранять ликвидность и резервы банка; 2. Проводить мониторинг кредитоспособности заемщиков; 3. Предъявлять к заемщикам требования подтверждать экономическую, финансовую и техническую жизнеспособность проектов, для выполнения которых необходимы займы АзБР.
АзБР обеспечивает займами проекты, удовлетворяющие следующим требованиям:
-экономическая жизнеспособность, техническая выполнимость и финансовая прочность;
- влияние реализации проекта на дальнейшее развитие страны;
- влияние на устранение «узких мест» в экономике;
- способность страны-заемщика обслуживать дополнительный внешний долг;
- внедрение новых технологий для повышения производительности;
- создание дополнительных рабочих мест;
- укрепление общества относительно критерия высокого уровня управления;
- включение в проекты АзБР разработок в сфере окружающей среды и социальной сферы;
- выполнение требований Положения об операциях АзБР 2002.

Роль в мировой экономике АзБР

В 1973 г. Банк создал Азиатский Фонд Развития (Asian Development Fund) для консолидации источников специальных средств на организованной и постоянной основе. Однако продолжает существовать отдельный фонд для финансирования операций по технической помощи. Азиатский Фонд Развития (АФР) обеспечивает поддержку устойчивого социального и экономического развития бедных стран, расположенных в Азии и на островах Тихоокеанского бассейна. АФР предоставляет «льготные ссуды» развивающимся странам-участницам с низким ВНП на душу населения и низкой вероятностью возврата долга.
В 1992 году при поддержке АзБР шесть стран вступили в программу субрегионального экономического сотрудничества Субрегион Большой Меконг (СБМ), созданную для усиления экономических взаимоотношений между странами. В состав СБМ входят: Камбоджа, Лаосская Народная Демократическая Республика, Мьянма, Таиланд, Вьетнам и Китай. Программа внесла вклад в развитие инфраструктуры, обеспечение развития и совместного использования ресурсной базы и содействие свободному перемещению товарных потоков и людей в субрегионе.
Программа, которая получала название Южно-Азиатское Субрегиональное Экономическое Сотрудничество (ЮАСЭС), помогает превратить проблемы в возможности в одной из самых бедных и плотно населенных областей мира.

Кроме того, имеют место стратегии развития для регионов «Треугольник роста «Индонезия – Малайзия – Таиланд» (ТР – ИМТ), Область Роста Восточной части АСЕАН «Бруней – Индонезия – Малайзия – Филиппины» (ОРВА – БИМФ), Центрально-Азиатское Региональное Экономическое Сотрудничество (ЦАРЭК)

Созданный по инициативе ООН для помощи странам азиатско-тихоокеанского региона, прежде всего, для борьбы с бедностью АзБР стремится вывести одним из самых бедных регионов мира в одного из лидеров экономического роста благодаря уникальным природным ресурсам.
2. Межамериканский банк развития (МАБР) – крупнейший региональный многосторонний институт развития в Латинской Америке. Вместе с Международным валютным фондом (МВФ) и Всемирным банком он входит в тройку наиболее крупных финансово-кредитных организаций мира. Банк был учрежден в 1959 г. со штаб-квартирой в Вашингтоне. На сегодняшний день МАБР насчитывает 47 стран-участниц, 26 из которых страны латиноамериканского региона, имеющие право на получение его кредитов и других услуг. Другие 21 страна-член являются донорами и не могут быть заемщиками. Высшим органом МАБР является Совет управляющих, в котором каждый участник МАБР имеет собственного представителя.
Функции МАБР
Приоритетными направлениями деятельности Банка являются: содействие экономическому развитию стран-участниц, включающее средне- и долгосрочное кредитование инвестиционных проектов в различных отраслях экономики и социальной сфере, стимулирование региональной экономической интеграции и сотрудничества, привлечение частных инвестиций, содействие реформированию государственных институтов, сотрудничество в деле рационального использования ресурсов, развитие транспорта и коммуникаций, здравоохранение, наука и образование, борьба с бедностью и загрязнением окружающей среды.
МАБР располагает различными категориями финансовых ресурсов, как собственных, так и привлеченных. Собственные средства состоят из основного капитала, Фонда специальных операций (ФСО) и различных доверительных фондов, которые создаются странами-донорами и передаются Банку в трастовое управление. Средства этих фондов идут в основном на финансирование затрат латиноамериканских стран по оплате научно-технической помощи, консалтинговых услуг, осуществление прединвестиционных исследований, а также программ и проектов по поддержке малых предприятий, модернизации систем образования, здравоохранения, социального обеспечения.
Кредитная политика МАБР
Фонд специальных операций (ФСО) был создан в 1960 году для предоставления займов наименее развитым странам региона с более низкими процентными ставками (1-4% годовых - в зависимости от уровня развития страны-реципиента, характера проекта и других условий), более длительным сроком погашения займов (до 40 лет), а также для финансирования специальных проектов. Его акционерный капитал составляет 16 млрд. долл. США. ФСО обладает самостоятельным балансом. Привлеченные средства МАБР формируются за счет заимствований на международных рынках капитала.
Основными направлениями распределения кредитного портфеля МАБР в 2007 г. стали: повышение конкурентоспособности и развитие инфраструктуры стран Латинской Америки (63,2%), в том числе в сфере энергетики (14,8%), транспорта и связи (23,1%); социальное развитие (32,2%), включая модернизацию городского хозяйства (6,4%), здравоохранение и образование (7,1%), улучшение санитарных условий (4,9%); реформирование и модернизация государственного сектора (4,5%), основная часть средств которых пришлась на финансовый сектор (2,1%).
В 2007 году МАБР принял решение о полном списании задолженности Боливии, Гайаны, Гаити, Гондураса и Никарагуа Фонду специальных операций на общую сумму 4,4 млрд. долл. США. Сэкономленные за счет выплат по этим кредитам средства страны-должники обязались использовать на развитие образования, здравоохранения и другие социальные программы.
Роль в мировой экономике МАБР
В рамках МАБР функционируют два автономных учреждения - Межамериканская инвестиционная корпорация (МАИК) и Многосторонний инвестиционный фонд (МИФ) . МАБР, МАИК и МИФ вместе образуют Группу МАБР. Задача МАИК – поддержка развития малых и средних предприятий в странах Латинской Америки и Карибского бассейна посредством привлечения инвестиций, предоставления средне- и долгосрочных займов и поощрения инноваций. МИФ играет ключевую роль в усилиях МАБР по сокращению бедности, содействию экономическому росту путем развития частного сектора, повышения его конкурентоспособности и предоставления ему технической помощи. Целью инвестиционных программ МИФ является принятие на себя определенных рыночных рисков, финансирование инновационных и пилотных проектов.
3. Африканский банк развития (African Development Bank) АБР основан в 1964 году как межгосударственный региональный банковский институт, предоставляющий кредиты африканским странам для выполнения проектов национального и регионального развития по субсидируемым процентным ставкам. Объективные причины создания этого регионального финансового института это распад колониальной системы на африканском континенте. Бывшие станы-метрополии, прежде всего Франция и Германия, стремились сохранить свое присутствие и влияние в Африке, и АБР стал одним из механизмов, с помощью которого развитым странам можно было вмешиваться в дела африканских стран и проводить нужную им политику. Благодаря членству в АБР нерегиональные члены-акционеры имеют право преимущественного участия в торгах на поставку товаров и услуг по объектам, сооружаемым с помощью займов АБР. Таким образом, развитые страны-члены банка стимулируют свой товарный экспорт в страны Африки. Все страны Африки – региональные члены Банка, это страны - получатели инвестиций. К ним относятся Нигерия, Алжир, Ливия, Марокко, ЮАР, Египет и Заир. В торую группу участников составляют нерегиональные члены - США, Япония, ФРГ, Франция, Канада, Великобритания, Италия.
Функции АБР
Основными функциями АБР являются:
- содействие экономическому и социальному развитию региональных стран-членов;
- финансирование инвестиционных программ и проектов;
- содействие государственным и частным инвестициям;
- организация финансирования, осуществляемого Банком совместно с двусторонними и многосторонними институтами развития;
- оказание технической помощи странам – региональным членам в подготовке проектов развития.
Кредитная политика АБР
Источники финансирования АБР включают: акционерный капитал Банка, формируемый путем подписки на акции государствами-членами; ресурсы Банка подразделяются на Обычные ресурсы и Специальные фонды.
Обычные ресурсы включают: 1) подписные доли уставного капитала, 2) средства, получаемые в счет платежей по займам АБР; 3) средства, привлекаемые путем заимствований на международных рынках капитала; 4) доходы, извлекаемые из займов, предоставляемых Банком. Расширение ресурсной базы осуществляется путем подписки на акции. В соответствии с Уставом АФБР все региональные страны-члены в принципе в равной мере располагают возможностью предоставления им кредитов Банка на цели развития. Однако, учитывая различные уровни экономического развития.
Банк выделил группу наиболее бедных стран как основной объект финансирования на льготных условиях из ресурсов Банка, Африканского фонда развития и Доверительного фонда Нигерии.

и т.д.................

Страница 1

Банковская деятельность - банковские операции, а также другие сделки, разрешенные действующим законодательством, для проведения кредитными организациями помимо банковских операций .

Банковские операции - сделки, являющиеся в соответствии с законодательством исключительным предметом деятельности кредитной организации на основании выданной им лицензии, к ним относятся:

Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады.

Размещение этих привлеченных средств от своего имени и за свой счет.

Открытие и ведение счетов физических и юридических лиц.

Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.

Инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц.

Купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах.

Привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.

Выдача банковских гарантий.

Осуществление переводов иностранной валюты по поручению физических лиц без открытия счета.

Помимо перечисленных, кредитная организация вправе осуществлять следующие сделки:

Выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме.

Приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме.

Доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами.

Предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или нахождение в них сейфов для хранения документов и ценностей.

Лизинговые операции.

Оказание консультационных и информационных услуг и т.д.

Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой (кроме рисков) деятельностью.

Для реализации своих функций банк:

Осуществляет разнообразные операции и сделки, разрешенные банковским законодательством;

Использует различные финансовые инструменты, отличающиеся друг от друга условиями, формой, сферой применения и т.д.

Все многообразие банковских операций и сделок можно разделить на следующие основные группы в зависимости от их содержания и ресурсов, задействованных при их осуществлении:

Пассивные операции - операции, посредством которых банки формируют и аккумулируют собственные и привлеченные финансовые ресурсы.

 Активные операции - операции банка по размещению от своего имени за свой счет привлеченных и собственных средств с целью получения дохода.

 Комиссионно-посреднические операции - операции, выполняемые банками по поручению клиентов, за их счет и за определенную плату (комиссионные), т.е. операции, дающие возможность банку получать доход без использования собственных и привлеченных ресурсов.

Пассивные операции являются исходными в деятельности коммерческого банка, поскольку банк сначала формирует свои ресурсы, а затем размещает их среди заемщиков на различных условиях. Это:

Формирование и увеличение собственного капитала банка

Акционерный капитал - уставный фонд;

Резервный капитал - служит для покрытия возможных убытков и не предусмотренных в планах банков расходов;

Фонд накопления - используется для дальнейшего развития банка;

Специальные фонды и резервы;

Депозитные операции

Депозиты до востребования - денежные средства, вносимые в кредитные организации без указания срока хранения, которые в любое время могут быть востребованы полностью или частично;

Срочные вклады - денежные средства, хранящиеся на счетах в течение определенного срока (до 3-х месяцев, от 3-х до 6-ти месяцев, от 6-ти до 9-ти месяцев, более года).

Существуют следующие разновидности депозитов:

Сберегательные вклады - служат для накопления или вложения денежных средств. Используют различные формы вкладов:

Выигрышные;

Срочные;

На предъявителя;

Рождественские;

До востребования и т.д.

Сертификат - письменное свидетельство банка-эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика (бенефициара) или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы депозита (вклада) и процентов по нему;

Полезные статьи:

Анализ кредитного портфеля банка ЗАО "Банк Город"
Повышение качества кредитного портфеля коммерческого банка позволяет решить самые важные проблемы в банковском менеджменте и обеспечивает надежное управление кредитным портфелем при одновременном понижение банковского риска. В этой связи изучение кредитного портфеля и разумное управление его структ...

Понятие и признаки банковской лицензии
Термин «специальное разрешение (лицензия)» применительно к осуществлению банковской деятельности, помимо специального банковского законодательства (гл. 2 Закона о банках; ст. 4 и 58 Закона о Банке России), употребляется в ст. 52 Закона о рынке ценных бумаг, ст. 172 УК РФ, ст. 9 Закона о валютном ре...

Перспективные виды потребительского кредитования
Самые распространенные виды договоров потребительского кредита и присущие им особенности: 1. Овердрафт -способ краткосрочного кредитования (его сроки обычно не превышают одного месяца), предусмотренный договором банковского счета, при котором платежные документы, предъявляемые к оплате с расчетного...

Несмотря на то что банки существуют давно, вопрос о сущности банка является дискуссионным. Выделяют следующие основные аспекты деятельности банков:

  • хранилище денег;
  • учреждение, организация;
  • орган экономического управления;
  • агент биржи;
  • кредитное предприятие.

В новой экономической энциклопедии дается следующее определение: «Банк — это:

  • система, служащая для накопления (денег, информации и т.д.);
  • кредитно-финансовая организация, аккумулирующая денежные средства и накопления, предоставляющая кредиты, осуществляющая денежные расчеты, выпуск и учет векселей и других ценных бумаг, эмиссию денег, операции с золотом, иностранной валютой и другие функции».

В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» понятие банка следующее: «Банк — это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц».

Современная экономическая теория рассматривает банки как особый вид финансовых посредников. Банки как особые финансовые посредники характеризуются следующими существенными признаками:

во-первых, как и всякие финансовые посредники они осуществляют обмен долговыми обязательствами, т.е. банки выпускают свои собственные долговые обязательства, а мобилизованные на этой основе средства размещают от своего имени в долговые обязательства, выпущенные другими эмитентами;

во-вторых, банки формируют собственные обязательства на основе высоколиквидных и фиксированных по суммам вкладов. Выступая в качестве финансового посредника, банки принимают на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами;

в-третьих, банки как депозитные финансовые посредники имеют высокий уровень «финансового рычага», т.е. доли заемных средств в структуре пассива. Банки формируют кредитные ресурсы главным образом за счет заемных средств, что делает их зависимым от внешних и внутренних факторов и вызывает необходимость особой системы надзора за банковской деятельностью со стороны центрального банка и других органов;

в-четвертых, банки имеют право открывать и обслуживать расчетные, текущие, валютные и другие счета, эмитировать безналичные платежные средства и на этой основе обеспечивать функционирование платежной системы.

Банки как финансовые посредники, принимая денежные вклады от разных субъектов экономических отношений, ссужают их другим субъектам на различные сроки. Первые могут вернуть деньги по требованию или без уведомления, последним деньги нужны обычно на длительный период. Есть субъекты, имеющие деньги, которые они готовы дать взаймы, но желающие также получить их назад тогда, когда им это нужно. В то же время есть субъекты, стремящиеся взять взаймы, но с условием выплатить деньги только через определенный период. Ясно, что эти две группы не могут напрямую вести дела друг с другом. Функция банка состоит из преобразования краткосрочных вкладов в долгосрочные ссуды. Банк действует как посредник, принимая вклады, выплачивая проценты по ним и выдавая ссуды, назначая заемщикам более высокие проценты. Таким образом, банк освобождает вкладчика от необходимости исследовать надежность заемщика.

Таким образом, можно выделить следующие функции банка:

  • аккумуляции денежных средств;
  • трансформации ресурсов;
  • регулирования денежного оборота.

Целыо банков при обслуживании заемщиков и вкладчиков является получение прибыли, и в этом качестве они схожи с любой коммерческой организацией. Чем больше денег банки могут ссудить, тем больше прибыли они получат. Однако банк не может ссужать все средства, получаемые по вкладам, так как он обязан удерживать достаточно средств в ликвидной форме, чтобы иметь возможность выполнять требования вкладчиков по выплатам. Именно здесь кроется дилемма банкира: чем более ликвидна форма, в которой хранятся средства, тем меньше норма дохода. Хранение наличных денег, например, т.е. самая ликвидная форма активов, не приносит банку прибыли.

Следовательно, банк должен соблюдать определенные пропорции в балансе между максимизацией кредитования и минимизацией ликвидности до самого низкого уровня, при котором можно безопасно работать. До некоторой степени эту задачу облегчают официальные органы контроля, и тем не менее у банков остаются достаточные возможности для работы. Конфликт требований прибыльности и ликвидности может рассматриваться как прямой результат столкновения интересов двух групп, даюших банку его финансовые ресурсы: акционеров и вкладчиков. Акционеры совместно владеют банковским имуществом и заинтересованы в получении дохода на вложенный капитал. Вкладчики обеспечивают основную массу фондов, используемых банком, и требуют безопасности и возможности снятия своих денег с вкладных счетов без уведомления. Хороший банк должен уметь примирять интересы этих групп, в противном случае он потеряет либо вкладчиков, либо акционеров.

Роль банков состоит в обеспечении концентрации свободных капиталов и ресурсов, необходимых для простого и расширенного воспроизводства, в упорядочении и рационализации денежного обращения.

Виды и формы банков

Банковская система как единство постоянно развивающихся и взаимодействующих финансово-кредитных институтов, выполняющих банковские операции как в полном объеме, так и частично, в зависимости от критерия оценки может быть классифицирована следующим образом:

  • по форме собственности выделяют государственные, акционерные, кооперативные и смешанные банки. В ряде стран капитал центрального банка принадлежит государству полностью (Россия, Франция), иногда государству принадлежит около 50% (Япония, Швейцария);
  • по организационно-правовой форме банки делятся на открытые и закрытые акционерные общества и общества с ограниченной ответствен ностью;
  • по функциональному назначению — эмиссионные (выпуск денег в обращение), депозитные банки — прием вкладов от населения является их основной операцией; коммерческие банки, занимающиеся всеми операциями, разрешенными законодательством;
  • по характеру выполняемых операций банки делятся на уни версальные и специализированные. Если универсальные банки больше характерны для Европы (снижение риска), то для США — специализированные, так как считается, что специализация повышает уровень обслуживания клиентов, снижает себестоимость банковских операций;
  • по числу филиалов — бесфилиальные и многофилиальные;
  • по сфере обслуживания — региональные, межрегиональные, национальные, международные; к региональным относятся и муниципальные банки,
  • по масштабам деятельности - малые, средние, крупные, консорциумы, межбанковские объединения.

Отдельно выделяются банки специального назначения , которые выполняют операции по указанию органов исполнительной власти, являются уполномоченными банками, финансируют государственные программы.

К элементам банковской системы относят также банковскую инфраструктуру - предприятия и службы, обеспечивающие информационное, методическое, научное, кадровое, коммуникационное обслуживание банков.

Банки являются центром финансовой системы.

Банк — особый кредитный институт, специализирующийся на аккумулировании денежных средств и размещении их от своего имени с целью извлечения прибыли.

Основное назначение банка — посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и в платежах. В результате свободные денежные средства превращаются в ссудный капитал, приносящий процент.

Работая в сфере обмена, банк осуществляет регулирование денежного оборота в наличной и безналичной формах.

Основные функции банков:

  • привлечение (аккумуляция) денежных средств и превращение их в ссудный капитал;
  • стимулирование накоплений в народном хозяйстве;
  • посредничество в кредите;
  • посредничество в платежах;
  • создание кредитных средств обращения;
  • посредничество на фондовом рынке (в операциях с ценными бумагами);
  • предоставление консультационных, информационных и др. услуг.

Банки не просто формируют собственные ресурсы, они обеспечивают внутреннее накопление средств для развития экономики страны. Стимулы к сбережению свободных средств населения и накоплению капитала обеспечиваются гибкой депозитной политикой банка при наличии благоприятной макроэкономической ситуации в стране.

Стимулирующая политика предполагает:

  • установление привлекательных процентных ставок по вкладам;
  • высокие гарантии сохранности денежных средств вкладчиков;
  • достаточно высокий рейтинг надежности банка и доступность информации о его деятельности;
  • разнообразие депозитных услуг.

Посредничество в кредите — важнейшая функция банка как кредитной организации. Она обеспечивает эффективное перераспределение финансовых ресурсов в народном хозяйстве на принципах возвратности, срочности и платности. Кредитные операции является главным источником доходов банка.

Посредничество в платежах — изначальная и основополагающая функция банков. В рыночной экономике все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности имеют расчетные счета в банках, с помощью которых осуществляются все безналичные расчеты. На банках лежит ответственность за своевременное выполнение поручений своих клиентов по совершению платежей.

Создание кредитных средств обращения представляет собой процесс производства денег банковской системой. Она способна расширять кредиты и депозиты путем многократного увеличения денежной базы. Такое расширение денежной массы называется эффектом мультипликатора .

Понимание этого процесса требует наличия представления об основных видах банковских операций. Все операции делятся на пассивные и активные, что находит отражение в балансе банка.

По пассиву банки отражают привлечение средств — образование депозитов, а по активу — их размещение путем выдачи ссуд или инвестирования, например, в ценные бумаги.

Все средства, мобилизованные банками на финансовом рынке представляют собой его ресурсы, та их часть, которая может быть использована для проведения активных операций называется свободный резерв (или кредитный ресурс).

Таким образом, деятельность банков имеет чрезвычайно важное общественное значение. Банки организуют денежно — кредитный процесс и эмитируют денежные знаки.

Конкретным результатом банковской деятельности является банковский продукт.

Банковский продукт — это особые услуги, оказываемые банком клиентам, и эмитируемые им наличные и безналичные платежные средства. Специфика банковского продукта состоит в его нематериальном содержании и ограниченности сферой денежного обращения.

Типы банков

Следует выделить следующие основные типы банков: эмиссионные банки, коммерческие банки (специализированные банки, учетные и депозитные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, кооперативные банки, коммунальные банки). В подавляющем большинстве стран эмиссионный банк — это центральный банк страны.

В современных банковских системах развитых стран существует два основных типа банков:

К группе коммерческих банков в разных развитых странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разным отношением собственности. Не одинаково трактуется в разных странах и само понятие «коммерческие банки». Главным их отличием от центральных являются права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков различают два типа: универсальные и специальные банки.

Универсальные банки осуществляют все или почти все виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами, прием вкладов всех видов, оказание всевозможных услуг и т. п.

Специальный банк , напротив, специализируется на одном или немногих видах банковских операций. В отдельных странах банковское законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять широкий круг операций. Тем не менее прибыли банков от отдельных специальных операций могут быть настолько велики, что деятельность в других сферах становится необязательной.

Преобладание одного типа банков в кредитной системе той или иной страны следует понимать как тенденцию. В отдельных странах, где господствуют, например, универсальные банки, существуют многочисленные специальные банки. И, наоборот, в странах с доминированием специальных банков, особенно в последние годы, все больше проявляется тенденция к универсализации. Это происходит как в результате либерализации банковского законодательства в отдельных странах, так и в результате обхода банками существующих законов. Примером может служить практика создания самостоятельных специальных банков, которые принадлежат крупным банкам и расширяют диапазон банковских операций последних. К странам, где преобладает принцип специализации банков, относятся Великобритания, Франция, США, Италия и с оговоркой Япония. Принцип универсализации доминирует в Швейцарии, Германии и Австрии. Однако во многих развитых странах отражаемые статистикой различия двух этих типов банков становятся все более расплывчатыми и спорными, так как даже в тех странах, где согласно статистике господствуют специальные банки, фактически многие из них уже превратились в универсальные. В любых преградах, выставляемых государственными властями на пути универсализации, находятся лазейки. В США — это банковские холдинги . Аналогичные примеры существуют и в других странах. Например, банковская система в Гонконге имеет три уровня, которые состоят из трех типов банковских учреждений, а именно: лицензированные банки, банки с ограниченной лицензией и изымающие вклады компании , которые уполномочены принимать вклады от населения.

Третий тип банковских учреждений по изъятию вкладов функционирует с различными ограничениями. Только лицензированные банки и банки с ограниченной лицензией могут называться банками.

Современные потребности экономики регионов в инвестициях обуславливают необходимость вовлечения кредитно-финансовой системы в формировании ресурсного потенциала для обеспечения развития экономической системы субъектов Федерации. По определению, функциональной особенностью деятельности банков является аккумулирование свободных денежных средств созданных в экономике страны в целом, и регионах в частности. Причем, если формирование доходной части бюджетов субъектов Федерации происходит в основном за счет налоговых отчислений и регулируется налоговой политикой государства, то коммерческие банки имеют способность формировать ресурсную базу согласно собственной депозитной политике. Обеспечить вкладчиков необходимой защитой их вложений является первостепенной задачей в расширении ресурсного потенциала кредитно-банковской системы региона. Далее, сформированные банками ресурсы от своего имени и за свой счет, согласно стратегическому плану, инвестируются ими в приоритетные отрасли отечественной экономики. В свою очередь, направление ресурсов, по мнению некоторых отечественных экономистов, следует осуществлять совместно с администрациями муниципальных образований. Таким образом, банки участвуют в воспроизводственном процессе приоритетных отраслей народного хозяйства. Для того, чтобы активизировать роль кредитно-банковской системы в воспроизводственном процессе региона, требуется создать механизм формирования качественной ресурсной базы для диверсифицированного ее использования с учетом особенностей развития экономики региона .

Обобщая опыт развития кредитно-банковской системы в России за последние несколько лет, целесообразно выделить основные проблемы функционирования банковской системы во главе с ЦБ:

недостаточно эффективное влияние последствий денежно-кредитного регулирования Банка России на развитие экономики;

не заинтересованность крупных столичных банков в развитии экономики территорий;

малая капитализация региональных банков;

отраслевая специализация коммерческих банков - обслуживание финансовых потоков предприятий, входящих в состав холдингов;

не способность коммерческими банками формировать качественную ресурсную базу;

низкое развитие банковской инвестиционной деятельности;

пассивная политика банков в области кредитования предприятий разных форм собственности и населения;

снижение воспроизводственной функции национальной валюты и использование физическими лицами иностранной валюты в качестве средства накопления.

Обобщая опыт работы коммерческих банков в России докризисный и посткризисный периоды, целесообразно изучить деятельность кредитно-банковской системы на территории одного административного образования. Это позволит оценить результаты деятельности банков на территории Тюменской области под воздействием экономических факторов, показать роль банковской системы в формировании ресурсного потенциала региона, и сформулировать концепцию развития инвестиционной деятельности банков на территории Тюменской области.

Экономика Тюменской области характеризуется высокой долей промышленного производства. Большую часть Тюменской области, на которой ведется основная нефте- и газодобыча составляют автономные округа - Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ. Они являются самостоятельными субъектами РФ и дают 94% всего объема товарной продукции и занимают 89% территории региона. Юг Тюменской области во главе со столицей региона первоначально концентрировал управленческие, финансовые функции и функции отраслевых штабов и перевалочной базы. В настоящее время, юг области с экономической точки зрения представляет регион с развитым агропромышленным комплексом. В экономической структуре Тюменской области преобладают предприятия топливно-энергетического комплекса, а многоотраслевая экономика региона нацелена на обслуживание ТЭКа .

Второй уровень банковской системы региона представлен коммерческими банками, зарегистрированными на территории Тюменской области, с наличием обширной филиальной сети внутри области и за ее пределами, а также филиалами банков не зарегистрированными в регионе, в том числе и отделениями Сбербанка РФ. В Территориальном Управлении Банка России по Тюменской области зарегистрировано и работают 28 региональных банков. Их совокупный капитал оценивается в 9019,9 миллионов рублей. Крупнейшими из них являются Ханты-Мансийский банк, Сургутнефтегазбанк, Сибнефтебанк и Запсибкомбанк. Одним из крупных отделений Сбербанка России в Тюменской области является Западно-Сибирский банк Сбербанка России. Западно-Сибирский банк Сбербанка России имеет на территории Тюменской области обширную сеть филиалов, обеспечивающих ресурсами Тюменское отделение. Филиалы банков других областей имеют незначительный совокупный капитал, состоящий из средств резервного и других фондов банков. Крупнейшими филиалами являются филиалы Урало-Сибирского коммерческого банка и Альфа-банка.

Основные направления деятельности банков составляющих банковскую систему региона базируются на различных целях, сформулированных в стратегических планах этих банков. Региональные банки целью деятельности считают обеспечение приоритетных отраслей экономики и население региона необходимыми банковскими продуктами. Стратегической целью Сбербанка России является упрочнение достигнутых позиций универсального коммерческого банка, сохраняющего специализацию и лидерство на розничном рынке банковских услуг, это значит что основной его деятельностью является предоставление услуг населению. Филиалы выполняют задачи, поставленные перед ними головными банками. В зависимости от объективных факторов функционирования деятельность филиалов подразделяется на:

обслуживание финансовых потоков предприятий, входящих в состав холдингов к которым принадлежит банк, либо является его учредителем;

мобилизация свободных денежных средств, созданных в регионе для формирования ресурсной базы головного банка;

участие в финансировании инвестиционных проектов и программ.

Функциональной особенностью кредитно-банковской системы является способность обслуживать финансовые потоки промышленных предприятий различных форм собственности и создавать собственные финансовые потоки. Это позволяет сосредоточить на банковских счетах денежные средства, составляющие ресурсную базу банковской системы. Именно от объема и качества ресурсной базы зависят потенциальные возможности банковской системы в воспроизводственном процессе региона.

Средства на счетах предприятий и организаций являются для банков стабильным источникам ресурсов, но в период отраслевых кризисов объем их снижается и это негативно сказывается на банковской ликвидности. Юридические лица редко накапливают денежные средства на депозитных счетах, их вложения носят краткосрочный характер.

В настоящее время проблемой формирования ресурсного потенциала коммерческих банков является снижение срочных вложений. Коммерческие банки накапливают излишнюю банковскую ликвидность на счетах в Центральном банке. Рост ресурсной базы банков Тюменской области сопровождается ростом свободных кредитных ресурсов. Доля перечисленных на счета в Банке России обязательных резервов составляет у региональных банков - 11.3% от общего объема вложений; филиалов - 3.41%; у ЗСБ Сбербанка России - 0. Накапливая в активе средства кредитных организаций, Центральный банк увеличивает золото - валютные резервы, учет векселей и ссуды кредитным организациям снижаются. Для расширения ресурсного потенциала кредитно-банковской системы особое значение имеет кредитная эмиссия Центрального банка. Механизм кредитной эмиссии через коммерческие банки обеспечивает предложение денег в реальный сектор экономики. Центральный банк способствует увеличению спроса на кредиты "банка банков" снижая ставку рефинансирования, вводя новые инструменты обеспечения кредита - векселя промышленных компаний и поручительство крупных коммерческих банков. Но, со стороны коммерческих банков, особенно региональных, не наблюдается активность в привлечении кредитов Центрального банка.

Депозитная политика региональных банков пассивна, но банковские операции для населения находятся в стадии непрерывного развития. Эпоха экстенсивного развития операций для населения уступает интенсивному росту комплексных проектов по обслуживанию физических лиц. Рост вкладов частных лиц обусловлен увеличивающимся доверием к банковской системе, тенденциями к укреплению курса национальной валюты, функционированием зарплатных проектов с использованием пластиковых карт. Имея данную положительную тенденцию к расширению ресурсной базы за счет депозитов и вкладов населения, следует страховать депозиты от обесценения. По нашему мнению, фонд страхования депозитов могут создать коммерческие банки, входящие в состав банковской системы региона .

На территории области обращаются эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги коммерческих банков. За счет их выпуска банк привлекает срочные ресурсы.

Формируя ресурсную базу, коммерческие банки сталкиваются с проблемой малого ее объема по сравнению с потребностями крупных клиентов в кредитовании их нужд и инвестирование в производство. Низкая капитализация ресурсной базы ограничивает многие региональные банки в расширении инвестиций и капитального финансирования. Остро стоит проблема краткосрочности банковских ресурсов это затрудняет реализацию ипотечных программ и долгосрочного инвестирования. Увеличивая ресурсный потенциал за счет средств созданных на территории округа, коммерческие банки их размещают в приоритетные отрасли экономики региона. Таковыми являются предприятия ТЭК, обслуживающие его малые предприятия, предприятия агропромышленного комплекса, субъекты РФ и население региона.

Активную деятельность в области кредитования и инвестирования осуществляют региональные банки. Доля кредитования и инвестирования составляет 62,07% от размещенных ресурсов региональных банков. ЗСБ Сбербанка России направляет в кредитование и инвестирование 46,14% от размещаемых им ресурсов. Банки других областей осуществляют кредитование и инвестирование только 27,20% от общего объема размещаемых ресурсов. Столь пассивная политика филиалов в области кредитования объясняется их несамостоятельностью в отборе потенциальных заемщиков и высокой долей межбанковских расчетов. Вместе с тем, свободные кредитные ресурсы у филиалов банков других областей составляют только 8,11%, у ЗСБ Сбербанка России 0,02%, а у региональных банков неиспользованные кредитные ресурсы составляют 38,17. Это значит региональные банки не используют в должной мере свой кредитно-инвестиционный потенциал .

В структуре кредитно-инвестиционных вложений филиалов банков других областей преобладают ресурсы направленные в кредитование, составляющие 88,94%. ЗСБ Сбербанка России направляет в кредитование 61,06% от объема кредитно-инвестиционных вложений. Особенностью формирования кредитного и инвестиционного портфелей является максимальная диверсификация, то есть присутствие в нем кредитов разнообразного спектра срочности. Доля краткосрочного кредитования - до 180 дней составляет 31,51%; от 180 дней до одного года - 24,76%; доля среднесрочных кредитов - от 1 года до 3 лет составляет 15%, свыше трех лет - 25,12%. Региональные банки увеличивают долю долгосрочного кредитования в общем объеме кредитных вложений, так Ханты-Мансийский банк имеет долгосрочные вложения - 47.8% от общего объема кредитных вложений, Сургутнефтегазбанк - 72,43% соответственно, Сибнефтебанк - Запсибкомбанк - 16.9%.

В общем объеме кредитных вложений региональных банков превалируют кредиты предприятиям и организациям реального сектора экономики их доля в общем объеме рублевых кредитов составляет 76,49%, и 82,53% в общем объеме валютного кредитования.

Малое предпринимательство переживает в Тюменской области высокий рост производства. Потребности малого предпринимательства в ссужаемых банками ресурсах удовлетворяются мелкими региональными коммерческими банками, ЗСБ Сбербанка России, Урало-Сибирским банком, Запсибкомбанком и так далее. Доля кредитования малого бизнеса не велика. Причины столь пассивной кредитной политики обусловлены отсутствием кредитной истории, некачественным обеспечением по кредитам и высоким риском вложений. Доля кредитования населения составляет всего около 10%. Если учитывать рост вкладов населения до 18,68% в общем объеме ресурсной базы, то столь пассивная политика региональных банков кредитования населения объясняется низким спросом на них со стороны потенциальных заемщиков.

Особо остро стоит проблема ипотечного кредитования и роли банков в этой системе. В Ханты-Мансийском автономном округе действует модель ипотечно-жилищного кредитования "с участием муниципалитетов", в которой роль банка ограничивается в предоставлении органам власти банковских кредитов для финансирования жилищного строительства. Доля кредитования региональными коммерческими банками строительства не велика и составляет в общем объеме всего 3.3%. Долгосрочным кредитованием сформированного субъектом федерации Фонда "Жилище" занимается Банк Ханты-мансийский, направивший на эти цели 600 миллионов рублей. Тем временем расходы на строительство из бюджета муниципальных образований с каждым годом увеличиваются. Особую роль в стимулировании долгосрочного кредитования, в том числе и ипотечного, приобретает экономическое сотрудничество региональных коммерческих банков и администраций муниципальных образований .

Деятельность участников банковской системы Тюменской области неоднородна по целям функционирования и методам достижения этих целей. В преодолении этих противоречий остро стоит проблема конкурентоспособности региональных банков на рынке ресурсов. Рынок ресурсов насыщен предложением, но источники их привлечения участников системы различны. Наблюдается специализация банков по источникам формирования ресурсной базы . От ее качества зависит потенциальная возможность банков инвестировать денежные средства в региональную экономику. До сих пор, инвестируя и кредитуя реальный сектор экономики банковская система не исчерпала своих возможностей в направлении ресурсов в социальную сферу. Региональное развитие должно финансироваться различными источниками, прежде всего за счет ресурсов банковского сектора, роль которого возрастает.

Случайные статьи

Вверх