Расходы на армию по странам. Третьи в «гонке вооружений»: сколько Россия тратит на оборону

Общемировые расходы на оборону составили 1.65 трлн долл за 2016 год. Доля США в мире - 37.2% На все страны НАТО приходится 890 млрд военного бюджета, а США занимают почти 70% в НАТО! Военные расходы на США и союзников составляют 1.09 трлн или 2/3 от мирового.

С 2011 года наблюдается тенденция на снижение военных расходов, как от США, так и от союзников. Если снижение расходов в США обусловлено известными процессами свертывания активных наступательных операций в Ираке и Афганистане, то снижение расходов от союзников преимущественно связано с укреплением доллара.
Весь остальной мир вне зоны влияния США военные расходы наращивает. Основной вклад обеспечивают Китай, Россия и Индия.

В таблице красным цветом отмечены стратегические союзники США (что предполагает совместное участие в боевых операциях и безусловную поддержку действий США на международной арене), а синим цветом союзные государства к США.

В большинстве стран Европы военные расходы к ВВП не превышают 1.5%.


США выходят на усредненный уровень военной нагрузки на экономику - около 3.3% к ВВП. На этом уровне расходы были с 1995 по 2005. В Китае не более 2%, а в Индии в среднем 2.5%. Однако, Россия в 2016 установила рекорд по военным расходам к ВВП. Еще никогда в современной России расходы не были так высоки - 5.3%. Прошлый максимум 4.9% в 2014 и в момент распада СССР.

Чуть выше 5% - типичный уровень для Израиля последние 6-7 лет. В 2016 году Россия была на 7 месте по норме военных расходов к ВВП. Впереди Оман, Саудовская Аравия, Алжир, Кувейт, ОАЭ, Израиль и возможно Катар (по последнему данных нет).

В таблице сортировка для ведущих 50 стран мира.

По отношению на душу населения расходы России около 500 долларов, что весьма прилично, учитывая просевший курс. Это как в Германии и больше, чем в Италии, Канаде, Испании и даже в 2.3 раза больше Турции (которая находится в эпицентре войны).


Учитывая паритет покупательской способности и стоимость сопоставимой военной техники, расходы в России лишь в 1.5 раза ниже, чем в США (на душу населения), а не в 3.9, если считать по номиналу и буквально в разы выше, чем в ведущих странах Европы. Хотя быть может у России и паритет с США, тут смотря как считать ППС для военного сектора (он несколько отличается от гражданского).


По крайней мере, по формальным признакам интенсивность военных расходов в России сейчас на пределе. Относительно расходов гос.сектора выходит, как минимум на 50% выше, чем историческая норма для России.

Статистика от Sipri.

Запрос на безопасность​

Как в 2008 году, так и сейчас скачок в росте расходов обусловлен политикой США. «Администрация Дональда Трампа в свой первый год объявила о намерении увеличить финансирование Пентагона. Рост затрат должен обеспечить задачи боеготовности и подготовки военнослужащих, которые ранее стали жертвой секвестра», — пояснил один из авторов доклада, старший аналитик IHS Гай Истмен.​

12 декабря президент Трамп подписал оборонный бюджет на 2018 финансовый год. Общие расходы запланированы на уровне $692 млрд, из которых $626 млрд пойдут на основные расходы, оставшиеся $66 млрд — в так называемый фонд зарубежных чрезвычайных операций (OCO), из которого финансируется американское военное присутствие за пределами страны. В 2017 году американский оборонный бюджет составил почти $643 млрд.

Следом за США растут военные расходы их союзников по НАТО. Восточная Европа вообще станет, по расчетам аналитиков, регионом наиболее сильного роста оборонных расходов. Связано это с необходимостью выполнить условие НАТО о выделении на оборону не менее 2% ВВП стран-участниц, а также с опасениями перед российской угрозой, отмечается в докладе IHS. К началу 2017 года лишь пять из 28 стран альянса выполняли этот норматив: США, Греция, Великобритания, Эстония и Польша. Согласно анализу IHS, в следующем году к ним присоединятся Латвия, Литва, Румыния и Турция.

Страны Ближнего Востока и Северной Африки также повысили военные расходы из-за сложной обстановки в регионе, указывается в докладе. В пятерку мировых лидеров попала Саудовская Аравия — в 2017 году королевство увеличило свой оборонный бюджет на $0,9 млрд, до $50,9 млрд. По сравнению с 2016 годом возросли военные расходы Ирана — занимавший 18-е место по величине военного бюджета в 2016 году, Иран поднялся на 15-ю строчку рейтинга. «Мы ожидаем, что оборонные бюджеты продолжат расти, но рост будет ограничен осторожным подходом к государственным расходам», — считает главный аналитик IHS и соавтор доклада Крэйг Кэффри.

Фото: Faisal Al Nasser / Reuters

Против тренда

Расходы России на оборону продолжают падать второй год подряд, указывают авторы доклада IHS, объясняя это ухудшением экономической ситуации в стране. Согласно исследованию, в 2017 году Россия выбыла из пятерки стран с крупнейшими оборонными расходами, опустившись с четвертого на шестое место. Россию в этом рейтинге обогнали Великобритания и Саудовская Аравия ($51,2 млрд и $50,9 млрд в постоянных долларах 2017 года соответственно).

По данным IHS, оборонный бюджет России в 2017 году составил $47 млрд против $52,3 млрд годом ранее (в постоянных долларах 2017 года). Соавтор доклада Кэффри указывает на то, что в 2017 году оборонный бюджет России сократился на 10% по сравнению с пиковым 2015 годом. Эксперт прогнозирует дальнейшее падение российских оборонных расходов в 2018 году на 5%. Кэффри указывает, что Россия и дальше будет модернизировать свою армию, однако сокращение оборонного бюджета будет влиять на то, какими темпами идет модернизация.

В предыдущем ежегодном докладе HIS Markit, опубликованном в декабре 2016 года, Россия также с самыми высокими оборонными расходами. Тогда авторы исследования отмечали, что она впервые выбыла из пятерки лидеров, оказавшись на шестом месте — ее военный бюджет составил $48,45 млрд в постоянных долларах 2016 года. Однако при пересчете в постоянных долларах 2017 года Россию в новом докладе вновь поместили в пятерку лидеров за 2016 год с $52,3 млрд.

В апреле 2016 года другой аналитический центр — Стокгольмский институт исследования проблем мира (SIPRI) — представил иные данные. Российские военные расходы в 2016 году $69,2 млрд, и страна по этому показателю вошла в тройку лидеров, уступая лишь США и КНР. По версии SIPRI, Россия также пошла против тренда, но другого: сокращение военных расходов в нефтедобывающих странах. Методика SIPRI включает «все возможные расходы на военную деятельность» — от погашения задолженности предприятий ВПК перед банками (на сумму почти $12 млрд) до пособий ветеранам.

До 2017 года военные расходы России, особенно их инвестиционная составляющая, росли на десятки процентов в год, рассказал РБК заведующий лабораторией военной экономики Института Гайдара Василий Зацепин: «До тех пор пока страны Запада постепенно сокращали свои расходы на оборону, Россия их повышала». Но в уходящем году, по данным Зацепина, Россия снизила свои расходы на оборону почти на 25% по сравнению с предыдущим годом.

Перелом, по мнению Зацепина, был вызван конфликтами в Сирии и на Украине, участие в которых ударило по экономике страны, в том числе из-за международных санкций и «непосильных военных расходов». Как отмечает эксперт, России пришлось всё же сократить расходы на оборону, когда экономика страны «перестала демонстрировать признаки роста».

Российский президент Владимир Путин, выступая 14 декабря на ежегодной пресс-конференции, также отметил, что в 2018 году оборонные расходы должны составить 2,8 трлн руб. По текущему курсу это равняется около $47,7 млрд. В июне в интервью кинорежиссеру Оливеру Стоуну Путин рассказал о намерении снизить военные расходы в ближайшие три года.

Россия оказалась на третьем месте в списке стран с самыми высокими военными расходами по итогам 2016 года, следует из доклада Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI). В нем говорится, что в минувшем году Россия увеличила свои расходы до $69,2 млрд, что на 5,9% больше показателя 2015 года.

Страной с самыми высокими военными расходами традиционно остаются США: в 2016 году они потратили на оборону $611 млрд (на 1,7% больше, чем в 2015 году). Второе место в рейтинге занял Китай, чьи расходы на вооружения составили $215 млрд (рост за год на 5,4%).

Саудовская Аравия в 2015 году входила в тройку стран с самыми высокими расходами на оборону, однако в 2016 году с третьей позиции рейтинга ее потеснила Россия. Несмотря на постоянное участие в региональных конфликтах, по итогам прошлого года королевство сократило свои военные расходы на 30%, до $63,7 млрд, говорится в докладе. Его авторы связывают сокращение затрат Саудовской Аравии на оборону с падением цен на нефть. Это привело к сокращению нефтяных доходов и экономическим проблемам, в связи с чем многие страны — экспортеры нефти сократили свои военные расходы, объясняют в SIPRI.

В пятерку стран с наиболее высокими тратами на оборону также вошла Индия: в 2016 году на военные расходы она выделила $55,9 млрд из бюджета страны, это на 8,5% больше, чем в 2015-м.

Расходы на оборону ближневосточных стран, а также государств Африки к югу от Сахары в 2016 году сократились, в то время как в Азии, Северной Африке, а также Центральной и Восточной Европе, наоборот, продолжили свой рост, отмечается в докладе SIPRI. Так, именно в Центральной Европе было зафиксировано наибольшее относительное увеличение военных расходов: в 2016 году совокупные расходы стран в этом регионе на оборону увеличились на 2,4%.

«Рост расходов во многих странах Центральной Европы отчасти объясняется восприятием России как страны, представляющей возросшую угрозу», — заявил старший научный сотрудник Программы вооружений и военных расходов SIPRI Симон Веземан.

При этом он отметил, что военные расходы России в 2016 году составили всего лишь 27% от общего объема военных расходов европейских стран — членов .

Как ранее писала «Газета.Ru», с начала 2016 года Североатлантический альянс придерживается стратегии сдерживания России. В ее рамках в 2017 году в странах Балтии и в Польше планируется разместить четыре дополнительных батальона военных из США и Западной Европы. Ранее Латвия, Литва и Эстония просили увеличить присутствие НАТО на своей территории, указывая в качестве обоснования этого действия России, связанные с присоединением Крыма. Сейчас на территории этих трех стран на ротационной основе присутствуют три батальона альянса по 1 тыс. человек каждый.

Страны — члены НАТО должны отчислять на нужны альянса по 2% своего годового ВВП — эта цифра была неофициально согласована военным блоком в 2004 году на основе его собственных подсчетов среднего уровня необходимых затрат на оборону после окончания «холодной войны».

Однако, согласно данным SIPRI, в 2016 году из всех государств — членов НАТО только четыре страны выделили необходимую сумму на нужды альянса — США, Греция, Франция и Эстония.

Нежелание большинства членов НАТО отчислять на нужды альянса 2% ВВП было главной претензией в адрес блока со стороны президента США . «У НАТО должна быть возможность эффективно сдерживать любые авантюры России по отношению к странам Балтии. Но сдерживание, прежде всего, зависит от уверенности всех участников альянса в выполнении принципа коллективной обороны», — заявлял в интервью «Газете.Ru» экс-заместитель главкома альянса в Европе .

Наибольший уровень военных расходов США был зафиксирован в 2010 году, спустя шесть лет этот показатель снизился на 20%.

Рост трат США на вооружения в 2016 году может означать конец тенденции к сокращению расходов, которая была связана с экономическим кризисом и выводом американских войск из Афганистана, считают в SIPRI.

«Несмотря на сохраняющиеся законодательные ограничения на размер общего бюджета США, увеличение военных расходов было согласовано конгрессом. Будущее военных расходов остается неопределенным из-за меняющейся политической ситуации в США», — отметила директор Программы вооружений и военных расходов SIPRI Од Флеран.

Глава российского Сергей во время итоговой расширенной коллегии ведомства в конце 2016 года заявил, что НАТО под предлогом защиты от угрозы со стороны России увеличило свой военный бюджет на $26 млрд, до $918 млрд, сообщала «Газета.Ru». Министр обратил внимание на увеличение количества учений НАТО, а также возросшее за последние годы количество полетов разведывательной авиации западных стран у российских границ и интенсивность морской разведки рядом с российскими территориальными водами. Параллельно с этим более чем в полтора раза увеличилось количество вылетов российских истребителей для предотвращения нарушений воздушного пространства в Балтике, Черном море и Арктике.

Во время коллегии Минобороны Шойгу также обратил внимание, что американская система противоракетной обороны (ПРО) в Европе была выведена на уровень начальной оперативной готовности. После небольшой доработки в пусковых установках Мк-41 системы ПРО можно будет скрытно разместить крылатые ракеты типа «Томагавк» дальностью действия до 2400 км, каждая из которых может долететь до цели на российской территории менее чем за десять минут, отметил министр.

По его словам, Россия не может не реагировать на такие действия и продолжает выполнять принятую еще в 2012 году программу перевооружения армии и флота.

Глава Минобороны доложил, что по состоянию на конец 2016 года 99% пусковых установок Ракетных войск стратегического назначения () находятся в боевом состоянии, причем более 96% из них готовы к немедленному запуску.

С 2012 года на боевое дежурство заступили четыре ракетных полка, оснащенных современным ракетным комплексом «Ярс», авиационные стратегические ядерные силы пополнились двумя модернизированными Ту-160 и двумя Ту-95МС. В Вооруженные силы была поставлена 41 новая баллистическая ракета, а группировка морских стратегических ядерных сил Тихоокеанского флота была усилена ракетным подводным крейсером «Владимир Мономах».

Как заявил Шойгу, в 2017 году Минобороны будет прежде всего усиливать группировки войск на Западном, Юго-Западном и Арктическом стратегических направлениях. Ожидается, что на боевое дежурство будут поставлены еще три полка РВСН с современными ракетными комплексами и пять модернизированных самолетов стратегической авиации. Минобороны также планирует запустить в этом году второй спутник Единой космической системы, предназначенной для обнаружения пусков ракет вероятного противника, а также принять в эксплуатацию радиолокационные станции (РЛС) в Енисейске, Орске и Барнауле. Российские Сухопутные войска должны получить в этом году два бригадных комплекта ракетного комплекса «Искандер-М», а береговые войска — четыре ракетных комплекса «Бал» и «Бастион».

Общемировые расходы на оборону составили 1.65 трлн долл за 2016 год. Доля США в мире - 37.2% На все страны НАТО приходится 890 млрд военного бюджета, а США занимают почти 70% в НАТО! Военные расходы на США и союзников составляют 1.09 трлн или 2/3 от мирового.

С 2011 года наблюдается тенденция на снижение военных расходов, как от США, так и от союзников. Если снижение расходов в США обусловлено известными процессами свертывания активных наступательных операций в Ираке и Афганистане, то снижение расходов от союзников преимущественно связано с укреплением доллара.
Весь остальной мир вне зоны влияния США военные расходы наращивает. Основной вклад обеспечивают Китай, Россия и Индия.

В таблице красным цветом отмечены стратегические союзники США (что предполагает совместное участие в боевых операциях и безусловную поддержку действий США на международной арене), а синим цветом союзные государства к США.

В большинстве стран Европы военные расходы к ВВП не превышают 1.5%.

США выходят на усредненный уровень военной нагрузки на экономику - около 3.3% к ВВП. На этом уровне расходы были с 1995 по 2005. В Китае не более 2%, а в Индии в среднем 2.5%. Однако, Россия в 2016 установила рекорд по военным расходам к ВВП. Еще никогда в современной России расходы не были так высоки - 5.3%. Прошлый максимум 4.9% в 2014 и в момент распада СССР.

Чуть выше 5% - типичный уровень для Израиля последние 6-7 лет. В 2016 году Россия была на 7 месте по норме военных расходов к ВВП. Впереди Оман, Саудовская Аравия, Алжир, Кувейт, ОАЭ, Израиль и возможно Катар (по последнему данных нет).

В таблице сортировка для ведущих 50 стран мира.

По отношению на душу населения расходы России около 500 долларов, что весьма прилично, учитывая просевший курс. Это как в Германии и больше, чем в Италии, Канаде, Испании и даже в 2.3 раза больше Турции (которая находится в эпицентре войны).

Учитывая паритет покупательской способности и стоимость сопоставимой военной техники, расходы в России лишь в 1.5 раза ниже, чем в США (на душу населения), а не в 3.9, если считать по номиналу и буквально в разы выше, чем в ведущих странах Европы. Хотя быть может у России и паритет с США, тут смотря как считать ППС для военного сектора (он несколько отличается от гражданского).

По крайней мере, по формальным признакам интенсивность военных расходов в России сейчас на пределе. Относительно расходов гос.сектора выходит, как минимум на 50% выше, чем историческая норма для России.

Стокгольмский институт исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute -  SIPRI),  занимающийся вопросами разоружения и контроля над вооружением, выпустил интерактивную карту военных расходов стран мира за 2015 год.
Это довольно серьёзное учреждение было основано в 1966 году по предложению Шведской королевской комиссии как знак 150-летнего нейтралитета Королевства Швеция. Институт на протяжении почти 40 лет выпускает сборник, посвящённый военным конфликтам, гонке вооружений и другим проблемам, оказывающим влияние на глобальные мировые процессы.

Исследование SIPRI строится в соответствии с методикой института на основе собственной базы данных и оценивает общую сумму денег, которую каждая страна тратит на военные цели.

Таблицы расходов мы показываем в нашей собственной динамике, увязывая траты на вооружение с численностью населения и показателем ВВП, чего Стокгольмский институт не приводит.

Первые пять мест занимают США, Китай, Россия, Франция и Саудовская Аравия. Великобритания по военным расходам отстала от Франции совсем не намного.
Две эти страны всегда политически доминировали в Европе, и они похожи не только по своему ВВП, населению, истории, но и по желанию преобладать на континенте.

Интересно наблюдать, как Саудовская Аравия тратит на армию больше 10% ВВП, что является критичным для любой несырьевой экономики. Такие высокие траты на военный бюджет объясняются ничем иным, как стремлением доминировать не только среди стран Аравийского полуострова, но и на всём Ближнем Востоке. Расходы Саудитов на военные нужды постоянно растут. К примеру, в 2011-м они составляли 48,2 млрд долларов США, или 11,4% ВВП, а к 2015-му выросли почти вдвое.

При этом мобилизационные резервы страны составляют огромную цифру - 5,9 млн человек. Характерно, что основным поставщиком оружия для королевства традиционно являются США (85% всего вооружения).

К примеру, мы видим, что Пакистан (таб. № 3), признаваемый мировым сообществом как недемократическое государство, часто потворствующее террористам, при населении в 200 млн человек имеет военный бюджет меньше, чем у мирной Польши.

А Южная Корея с населением в 50 млн приближается в своих расходах к такому государству, как Германия, где живёт на 30 млн человек больше.
США, которые уже 70 лет боятся за свободу и демократию во всём мире, имеют военные расходы, которые превышают военные бюджеты почти всех стран в мире, вместе взятых. Как мы видим, поддержание демократии на планете стоит довольно дорого.
Следующие пять государств если и вызывают вопросы, то только в отношении Южной Кореи, которая с населением в два с лишним раза меньше, чем у Японии, умудряется тратить на вооружение почти ту же сумму.

Далее, за некоторыми исключениями, всё идёт довольно предсказуемо с точки зрения экономики государств, но не с точки зрения населения. Так, Израиль, к примеру, тратит на вооружение больше, чем все его воинственные соседи, вместе взятые. Оборонный бюджет того же Египта составляет чуть больше 5 млрд долларов при населении 93 млн человек.

Больше всего в третьей таблице впечатляют расходы Австралии и Польши. Польша имеет военный бюджет почти такой же, как и двухсотмиллионный Пакистан, а мирная Австралия тратит на вооружение, как Иран и Ирак, вместе взятые.
Но, разумеется, все рекорды бьёт Израиль. Государство с населением 8 млн человек тратит денег на армию больше, чем Иран и Аргентина с общим населением 123 млн человек.

Подчеркнём, что Саудовская Аравия, Польша, Австралия, Израиль, Япония и Южная Корея, выделяющиеся среди остальных стран своими непропорциональными расходами на оборону, являются наиболее преданными союзниками США.

Сухие цифры говорят сами за себя. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы, глядя на них, понимать амбиции государств и их претензии на роль в глобальном мире.
Очевидно и то, что ни Россия, ни Китай даже близко не могут претендовать на звание «сверхдержавы» по военным расходам.
Всё остальное, кроме цифр, -  это чистейшая пропаганда, откуда бы она ни исходила:  из Польши, России, Франции или Ирана.

Дмитрий Евсюткин, руководитель аналитической группы«Запад»

Случайные статьи

Вверх