Расчет утс онлайн по методике минюста. Как рассчитать утс (утерю товарной стоимости) по осаго и каско по автоэкспертизе? Основные условия для возможности выплат и в каких случаях происходит возмещение

Результатом столкновения автомобилей становятся многочисленные повреждения имущества, здоровью и жизни причиняется ущерб разной степени тяжести. По договору ОСАГО такой вред подлежит возмещению страховой компанией, если у виновника происшествия есть действующий полис. В таких случаях компенсируется и утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО. Как получить возмещение УТС по ОСАГО? Какие документы для этого необходимы и какое заявление подавать? Что делать, если страховщик откажется выплачивать требуемую сумму? Поможет ли суд?

Когда положена выплата УТС?

Утеря товарной стоимости автомобиля является следствием получения повреждений ТС в результате ДТП, снижения его эксплуатационных характеристик, ухудшения внешнего вида и т.п. То есть право на выплату имеет любой автовладелец, застрахованный по ОСАГО и признанный пострадавшим в ДТП. Утеря представляет собой разницу в рыночной стоимости авто, которое никогда не участвовало в авариях и стоимости машины, побывавшей в ДТП. Сравниваться должны цены на автомобили одинаковых марок, моделей и годов выпуска.

УТС по ОСАГО может быть рассчитана как до проведения ремонтных работ, так и после. Дата расчета роли в окончательном результате не играет. Для пострадавшего в ДТП автомобиля, который в ходе восстановления был окрашен (полностью, частично), УТС может быть рассчитана только, если это авто имело до аварии заводское покрытие и с момента его выпуска не прошло более 3 лет (для отечественного автопрома) или более 5 лет (для иномарок). Элементы таких транспортных средств на момент аварии не должны быть подвержены коррозии.

Как рассчитать УТС?

Расчетом размера УТС автомобиля по ОСАГО занимаются либо эксперты страховой компании при проведении осмотра транспортного средства, либо эксперты независимой экспертной организации, либо специалисты судебной экспертизы. Самостоятельно автовладелец, не имеющий должной квалификации, такой расчет без ошибок осуществить не сможет. Всего в российской практике существует 3 методики, которые эксперты используют для определения размера утраты товарной стоимости.

Методика ЦБ

В 2014 году вступило в силу Положение ЦБ №432-П, утверждающее Единую методику для расчета стоимости ремонта по ОСАГО. Все страховщики и независимые эксперты с указанного года стали обязаны производить расчеты размеров ущерба только в соответствии с предложенной методикой. Но она не учитывала порядок определения величины УТС по ОСАГО, поэтому в 2015 году был опубликован Проект Указания , которое вносило бы изменения в существующую методику, а именно дополнило бы ее главой 8 «О порядке определения величины УТС».

В п.8.2 указано, что УТС рассчитывается только для ТС, у которых обнаружена необходимость после ДТП устранить перекос кузова, осуществить ремонт его отдельных элементов, окрасить кузов, бампер или их части. В п.8.3 перечислены случаи, при которых расчет не проводится. К ним относится износ более 40%, возраст легковых автомобилей более 5 лет. П.8.4 и 8.5 также содержат ряд исключений, при которых нельзя рассчитывать УТС, в том числе незначительное повреждение детали, наличие перекрашивания кузова до момента ДТП и т.д.

Сами формулы расчета величины приведены в п.8.6 и 8.10. В основу расчета была заложена стоимость транспортного средства в момент получения повреждений и ряд коэффициентов. Представленная в Проекте методика отличается от повсеместно используемой методики Минюста только размером коэффициентов, применяемых для расчета. По состоянию на 2018 год методика ЦБ по расчету УТС в силу не вступила и в Положении №432-П по-прежнему 7 глав. И страховщики и независимые эксперты пользуются методикой Минюста.

Методика Минюста

Порядок расчета размера ущерба и восстановительного ремонта был принят Минюстом в 2013 году. Изначально Методика Минюста предназначался только для судебных экспертов, которые в интересах суда рассчитывали величину вреда, причиненного транспортным средствам в дорожно-транспортных происшествиях. Но по сути этой методикой пользовались и пользуются и страховые компании и независимые экспертизы. Рассчитывается УТС по формуле, приведенной в п.7.2.1:

С - цена автомобиля на момент совершения ДТП;

Кутс i - коэффициент, который используется для конкретного элемента или детали ТС.

Коэффициенты перечислены в Приложении 5 к Методике. Так, при замене пола салона авто используется коэффициент 3, при замене заднего крыла - 0,5 и т.д. Также в документе приведена отдельная формула для определения размера коэффициента при окрашивании отдельных деталей автомобиля (п.7.2.6.1). Величина УТС по ОСАГО в 2018 году полностью зависит от характера, вида и объема полученных транспортным средством повреждений.

Методика Хальбгевакса

По данной методике можно рассчитать только утрату товарной стоимости иномарки. Она предлагает перед началом основного расчета выяснить его целесообразность. Для этого необходимо рыночную стоимость авто на момент ДТП разделить на стоимость абсолютно нового автомобиля и разделить на 100%. Если полученный результат будет меньше 40%, то расчет не будет иметь смысла. Если будет больше, то для расчета использовать формулу и специальную таблицу. Их можно найти .

Как получить УТС по ОСАГО?

Поскольку потеря товарного вида автомобиля по ОСАГО была включена Постановлением ВС №58 от 2017 года в размер реального ущерба, страховые компании обязаны учитывать эту величину при выплате возмещения в виде денежных средств или при оплате ремонта на СТО. Если УТС не была включена в общую сумму страховки, то страхователь, пострадавший или владелец автомобиля имеет право подать претензию к страховой компании. В случае, если она останется без ответа, нужно будет обратиться в суд с заявлением.

Куда обращаться?

Возмещение УТС осуществляется только лицу, которое признано невиновным участником аварии. Обращаться за выплатой утраченной стоимости владелец авто должен в ту же страховую компанию, в которую подавал заявление на выплату страховой компенсации. Если страховка без учета УТС была получена по прямому возмещению убытков от страховщика, с которым был заключен договор ОСАГО, то и заявление на получение УТС нужно подавать туда. В случае, если страховка без учета УТС была получена от страховщика виновника ДТП, то и УТС необходимо требовать там же.

Необходимые документы и заявление

Законодательством не предусмотрена форма заявления для требования выплаты УТС от страховой компании. По сути такой документ является досудебной претензией, предъявляемой страховщику. Если страховая компания не включила потерю стоимости авто в сумму возмещения ущерба, то в тексте претензии обязательно нужно сослаться на разъяснения Верховного суда (п.37 Постановления Пленума №58) о причислении УТС к реальному ущербу. По устоявшимся правилам заявление на УТС по ОСАГО должно содержать:

  • Персональные данные;
  • Обстоятельства наступления страхового случая;
  • Суть требований;
  • Обоснование требований;
  • Расчет неустойки и требования ее выплаты;
  • Список приложений.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО 2018 года может быть выплачена при предоставлении тех же документов, которые утверждены Положением ЦБ №431-П в п.3.10. Всегда заявитель должен предъявлять паспорт, извещение о ДТП, полис ОСАГО. Если авария оформлялась не по европротоколу, то потребуются документы из ГИБДД (постановление, протокол). У заявителя должны быть основания для предъявления требований. В данном случае ими может стать заключение независимой экспертизы или личные расчеты величины по одной из действующих методик.

В каких случаях УТС не выплачивают?

Как методические рекомендации Минюста (п.7.1.4), так и Положения Центробанка предусматривают ряд исключительных случаев, когда утеря товарной стоимости машины не может быть возмещена. УТС не рассчитывается, если на момент ДТП:

  • Возраст легковой машины превышает 5 лет;
  • Возраст грузового ТС, автобусов отечественного производства превышает 1 год;
  • Возраст грузовых иномарок, которые используются в коммерческих целях, превышает 2 года;
  • Возраст автобусов иностранных марок, использующихся для перевозок пассажиров по определенным маршрутам, превышает 3 года;
  • Износ превышает 35%.

По сути такие исключения являются незаконными, так как ВС РФ относит утерю товарной стоимости к реальному ущербу. А такой ущерб страховая компания обязана возместить невиновной стороне в соответствии с нормами закона «Об ОСАГО» несмотря на размер износа автомобиля или его год выпуска. Но и страховщики, и даже некоторые судебные инстанции либо пренебрегают такими положениями законодательства, либо неверно их толкуют.

Отказ в выплате УТС

На законных основаниях страховая компания может отказаться в компенсации утраты товарной стоимости, если заявление подает виновник происшествия или иное лицо, не имеющее право на такое требование; если уже выплаченная страховка равна лимиту, установленному законом (400 тыс. руб.); если транспортное средство было отремонтировано собственными силами и не предоставлялось для осмотра страховой компанией и т.д. Таким образом, возмещение УТС может быть не осуществлено страховщиком по тем же законным причинам, что и вся выплата страховки.

В случае, если страховая компания не отвечает на претензию автовладельца в течение 10 дней или вовсе ее игнорирует, у последнего есть только один вариант взыскать принадлежащие ему по праву денежные средства. Для этого нужно обратиться в суд с исковым заявлением. К иску нужно приложить все документы, которые бы доказывали обоснованность требований пострадавшего водителя, а также письменный отказ страховой компании.

Судебная практика

Историю судебных решений по вопросам утраты товарной стоимости автомобиля можно считать неоднозначной, поскольку одни судьи толкуют нормы материального права верно, другие по каким-либо причинам не могут объективно оценить ситуацию, описанную в исковом заявлении. Но в последнем случае на сторону истца или ответчика может встать апелляционный суд. Так, один из пермских апелляционных судов встал на сторону ответчика, которым выступала компания «Альфастрахование».

Пример решения суда

Согласно Постановлению № 17АП-14654/2018-АК суд первой инстанции наряду с другими требованиями обязал взыскать со страховщика в пользу истца сумму 8 626 рублей в качестве утраты товарной стоимости автомобиля, который попал в аварию 22.10.2014 года. Но арбитражный суд при вынесении решения не учел факт пропуска срока исковой давности. Апелляционный же выяснил, что заявление на возмещение УТС было подано страховщику только 17.10.2017, а исковое заявление 8.05.2018, то есть спустя более 3 лет после происшествия. Это обстоятельство привело к невозможности достоверно определить размер убытков, в том числе и в виде утраты товарной стоимости. Поэтому апелляция была удовлетворена, а решение первого суда отменено.

По данным РСА за 9 мес. 2018 года недобросовестными автоюристами, перекупающими у пострадавших право требования, от страховых компаний было получено более 23 млрд руб. денежных средств взысканных через суд. Малая часть этой суммы относилась к действительно страховым расходам, остальной же объем составляли финансовые санкции и т.п. Но не всем автоюристам удавалось получить удовлетворение по исковому заявлению.

Пример решения суда

Так, Иркутский суд рассматривал дело № А19-14595/2018. Иск к страховой компании «Ангара» был подан ИП, получившим такое право по договору цессии, заключенному после выплаты страховщиком компенсации без учета УТС. Из материалов дела было известно, что дорожно-транспортное происшествие произошло 12.01.2016, а исковое заявление было подано автоюристом 20.04.2018. Договор цессии был заключен 29.03.2017 в день получения акта независимой экспертизы о размере утраты товарной стоимости, который составил 12 903 рубля. Суд выяснил, что истцом не были соблюдены правила досудебного урегулирования спора, то есть страховщик не был уведомлен о проведении экспертизы, ему не была направлена претензия на выплату утраченной стоимости автомобиля и т.д. Суд пришел к выводу, что само по себе проведение независимой экспертизы не порождает возникновения обязательств страховой компании по выплате такой компенсации. В иске на компенсацию по УТС транспортного средства за отсутствием оснований было отказано.

Ст. 65 АПК РФ указывает, что каждое лицо, участвующее в судебном разбирательстве обязано иметь доказательства и обоснования своих требований. Иначе в силу ст.71 того же кодекса суд признает иск необоснованным и откажет в удовлетворении. В деле № А19-14595/2018, рассмотренном в примере выше, несоблюдение положений федерального законодательства и порядка разрешения споров повлекло отказ суда взыскивать утрату стоимости автомобиля. После этого пропали права истца на получение компенсации юридических (представитель) и судебных (госпошлина) расходов, а также исчезли основания для получения неустойки за несвоевременное выполнение страховой компанией своих обязательств.

Заключение

Таким образом, по правилам страхования утрата стоимости автомобиля должна включаться в общий ущерб и выплачиваться на таких же основаниях, как и обычная страховка по ОСАГО, в том числе в виде оплаты ремонтных работ. Если страховщик выплатил компенсацию без учета утраченной стоимости, то пострадавший водитель должен обратиться к нему с досудебной претензией. Если она не будет удовлетворена, только судебная инстанция сможет разрешить возникший спор.

Под утратой товарной стоимости (УТС) подразумевается снижение действительной рыночной стоимости автомобиля в результате ухудшения его потребительских качеств. При расчете УТС предметом оценки является преждевременное ухудшение внешнего вида и эксплуатационных качеств транспортного средства по причине износа его отдельных деталей, защитных покрытий, узлов и соединений вследствие ДТП. УТС относится к реальному ущербу и учитывается при определении размера страховой выплаты.

Наиболее распространёнными методиками оценки автомобиля на предмет УТС на сегодняшний день являются:

Метод Минюста РФ;
- метод Хальбгевакса.
Методика Минюста РФ применяется для оценки УТС автомобилей иностранного и отечественного производства до 5 лет, с износом менее 35 %. Расчет УТС по методу Хальбгевакса производится только для автомобилей иностранного производства не старше 5 лет, с износом не более 40 %. УТС автомобиля может достигать 10 % по отношению к его рыночной стоимости.

Метод Хальбгевакса широко распространен среди европейских бюро независимой оценки и экспертизы. Согласно этой методике УТС рассчитывается по следующей формуле:

УТС = (К/100)*(ЦР+СО)

- УТС – утрата товарной стоимости;
- К – коэффициент, определенный по таблице Хальбгевакса;
- ЦР
- СО – общая стоимость ремонта.

Прежде чем приступить к расчету УТС, следует рассчитать его экономическую целесообразность по формуле:

(ЦР/ЦН)*100 %

- ЦР – рыночная цена подержанного автомобиля;
- ЦН – цена нового автомобиля на момент выпуска.
Если полученный результат ниже 40 %, то УТС рассчитывать нецелесообразно. При результате свыше 40 % УТС рассчитывается.

А = (СО/ЦР)*100 %

В = (СР/СМ)*100 %

- СР – стоимость работ;
- СМ – стоимость материалов и запасных частей.
При А < 10 % (т.е. когда стоимость ремонта значительно ниже цены подержанного автомобиля) УТС рассчитывается только в исключительных случаях.

При А > 90 % (т.е. когда стоимость запасных частей и материалов значительно превышает стоимость восстановительных работ) УТС рассчитывать нецелесообразно.

При В < 40 % (т.е. когда стоимость запчастей и материалов значительно превышает стоимость восстановительных работ) УТС также рассчитывается только в исключительных случаях.

Если произведённые вычисления подтвердили целесообразность расчета УТС, следует определить по таблице Хальбгевакса значение коэффициента К и подставить его в исходную формулу.Таблица Хальбгевакса для определения максимальной величины УТС для легковых автомобилей

А-соотношение В-соотношение до 2 месяцев до 6 месяцев до 12 месяцев до 24 месяцев до 36 месяцев до 48 месяцев до 60 месяцев
I 10-20% a >130 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00
b <130-100 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50
c <100-70 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00
d <70-50 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,10 0,50
e <50-40 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00 0,50 -
II 21-33% a >130 5,25 4,75 4,25 3,75 3,25 2,75 2,25
b <130-100 4,75 4,25 3,75 3,25 2,75 2,25 1,75
c <100-70 4,25 3,75 3,25 2,75 2,25 1,75 1,25
d <70-50 3,75 3,25 2,75 2,25 1,75 1,25 0,75
e <50-40 3,25 2,75 2,25 1,75 1,25 0,75 0,25
III 34-45% a >130 5,50 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50
b <130-100 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00
c <100-70 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50
d <70-50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00
e <50-40 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00 0,5
IV 46-65% a >130 5,75 5,25 4,75 4,25 3,75 3,25 2,75
b <130-100 5,25 4,75 4,25 3,75 3,25 2,75 2,25
c <100-70 4,75 4,25 3,75 3,25 2,75 2,25 1,75
d <70-50 4,25 3,75 3,25 2,75 2,25 1,75 1,25
e <50-40 3,75 3,25 2,75 2,25 1,75 1,25 0,75
V 66-90% a >130 6,00 5,50 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00
b <130-100 5,50 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50
c <100-70 5,00 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00
d <70-50 4,50 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50
e <50-40 4,00 3,50 3,00 2,50 2,00 1,50 1,00
Данный метод не применим для автомобилей, участвовавших в двух или более ДТП.

Утрата товарной стоимости автомобиля по страховому полису — это условная величина снижения рыночной стоимости транспортного средства, восстановленного по нормативным требованиям после повреждения, по сравнению с рыночной стоимостью подобного неповрежденного автомобиля.

Если говорить просто — это разница между стоимостью машины, которая была в дорожной аварии и аналогичной машины, что в аварии не попадала.

Вопросы, что касаются выплат страхового возмещения по утрате товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2020 году провоцируют довольно много споров.

Это объясняется тем, что значительно увеличилось количество требований от потерпевших к страховым компаниям, обращаясь за возмещением ущерба в результате УТС.

УТС установлена законодательно и водителям стоит обязательно ознакомится с этой темой . Так как они имеют возможность самостоятельно проконтролировать соблюдение всех своих прав.

Потеря товарного вида по ОСАГО — это ущерб, который наносится в результате ДТП. При этом стоимость автомобиля уменьшается в связи с ухудшением внешнего вида машины и долговечности отдельных его деталей.

В соответствии с Постановлением Верховного суда от 2015 года, все страховщики обязаны возмещать утраченную стоимость авто. Основой для определения УТС по ОСАГО является рыночная стоимость транспортного средства.

Из этого следует, что чем дороже стоимость машины, тем выгоднее отстаивать право на компенсацию.

В утраченную стоимость входит следующее:

  • потеря внешнего вида, нарушение лакокрасочного покрытия;
  • дополнительно учитывается снижение эксплуатационных характеристик;
  • ухудшение прочности технических узлов ТС из-за ремонта.

Для того, чтобы страховая компания компенсировала УТС транспортного средства по ОСАГО в 2020 году, должны соблюдаться следующие условия:

  1. Если авто иностранного производства, год его выпуска не должен превышать пяти лет. Для отечественного производства и стран СНГ — не больше трех лет.
  2. Виновником дорожной аварии не является водитель данного авто.
  3. Размер компенсации не должен превышать 400 тысяч рублей.
  4. Детали, которые рассматриваются в рамках УТС по произошедшему ДТП, не должны быть повреждены в результате предыдущих аварий. Так как утрата товарной стоимости авто по страховому полису предусмотрена только для новых деталей.

Все выплаты по УТС осуществляются на основании решения суда.

Видео: Утрата товарной стоимости авто. УТС

Любые повреждения, которые приводят к утрате товарной стоимости, после ее восстановления, имеют определенный коэффициент. На его значение оказывают влияние категории ремонтных работ и детали, что ремонтируются.

В некоторых случаях, после серьезного ДТП размер УТС может составлять более 10 % от общей стоимости транспортного средства.

Порядок возмещения УТС по ОСАГО в 2020 году регламентирует Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 от 29.01.2015 года.

В соответствии с данным документом, страховщики обязаны покрывать ущерб подобного рода.

Но несмотря на то, УТС подлежит возмещению по ОСАГО, практика показывает, что почти ни дона страховая компания не платит УТС добровольно. В большинстве случаев УТС компенсируется после подачи досудебной претензии или дополнительного заявления. По данным статистики, если досудебная претензия составлена правильно и грамотно, то 99% случаев страховщики выплачивают УТС в досудебном порядке. Таким образом, страхователь имеет право на возмещение УТС и покрытие убытков от ремонта поврежденной машины.

Для того, чтобы получить УТС по ОСАГО, если страховщик отказывается от выплат, необходимо следовать такой инструкции:

  1. Произвести расчет УТС и получить «Акт расчета стоимости утери товарного вида ТС». Экспертизу УТС можно провести в любой независимой организации, которая занимается определением стоимости восстановительного ремонта. Для этого экспертам нужно предоставить заверенную копию калькуляции проведенных ремонтных работ и акт осмотра поврежденного авто, если страховщик проводил данные действия.
  2. После этого следует написать заявление в страховую компанию на УТС по ОСАГО и приложить к нему имеющийся акт.
  3. Если страховщик все равно отказывает в выплате, нужно обращаться с исковым заявлением в суд. Оно составляется на страховую компанию виновника. В случае, когда она стала банкротом, или сумма страхового возмещения превышает лимит выплаты по ОСАГО за имущество, исковое заявление оформляется непосредственно на лицо, виновное в ДТП.

Заявление в страховую компанию на УТС по ОСАГО должно составляться в обязательном порядке. Оно подается на регистрацию в канцелярию страховой организации в двух экземплярах.

Первый, заверенный экземпляр, идет на рассмотрение руководства, а второй отдается заявителю.

Как правило, составляется исковое заявление, потому, что порядок возмещения УТС еще не разработан до конца. Таким образом, не все страховщики сразу бросятся удовлетворять данные просьбы.

Для решения проблемы важно знать, как заполнить заявление правильно.

Документ должен состоять из таких пунктов:

К документам, которые подаются вместе с заявлением, относятся следующие:

Расчет утраты товарной стоимости автомобиля можно осуществлять по разным методикам.

Но есть основные, которые чаще всего используются экспертами:

  1. Методика Министерства юстиции России.
  2. Методика руководящего документа.
  3. Методика Хальбгевакса.

Но важно понимать, что при использовании любого метода, в проведении расчета нет смысла, если уровень износа авто превышает 40%, а возраст более 5 лет.

Это объясняется тем, что стоимость УТС зависит от стоимости машины на тот момент, когда произошла авария.

Метод руководящего документа

Метод руководящего документа считается наиболее сложным порядком расчета. Выполнить его правильно могут только люди с отличными математическими способностями. Неточный расчет официальными структурами принят не будет.

Данный метод выполняется с применением такой формулы: Х общ.=Х кар.+Х эл.+Х окр.+Х куз.,

  • Х общ. — общая потеря товарной стоимости;
  • Х кар. — стоимость ремонта каркаса кузова;
  • Х эл. — стоимость ремонта съемных фрагментов кузова;
  • Х окр. — стоимость полного или частичного окрашивания кузова;
  • Х куз. — стоимость работ по смене кузова или ремонта тех частей, которые нарушают геометрию кузова.

Каждая составляющая формулы просчитывается отдельно. Х эл. можно определить по формуле:

Х эл. = К2×∑К1×Цi

  • К1 — коэффициент изменения УТС, что зависит от способа ремонтных работ или их характера;
  • Цi — цена детали в розницу, что подлежит ремонту;
  • К2 — коэффициент изменения КТС, что зависит от уровня износа детали;
  • m — количество деталей, которые подлежат ремонту.

Метод Хальбгевакса

Методика Хальбгевакса является наиболее простой в применении. В России используется не так часто, как в Европе. Под сомнение ставится его состоятельность.

При расчете учитывается общая стоимость ремонтных работ без определения вида ремонта, что привел к большой УТС.

Для расчета по данному методу применяется такая формула: УТС=(К÷100)×(ЦР+СО),

  • К — коэффициент максимальной утраты УТС, применяется с использованием таблицы Хальбгевакса;
  • ЦР — рыночная стоимость авто с учетом его износа;
  • СО — общая стоимость ремонта.

Для определения коэффициента максимальной утраты УТС из таблицы, нужно рассчитать еще два показателя:

  • коэффициент относительной стоимости ремонта — А;
  • коэффициент отношения стоимости работ к стоимости материалов и запчастей — В.

А=(СО÷ЦР)×100%;

В=(СР÷СМ)×100%,

  • СР — стоимость работ;
  • СМ — стоимость материалов и запчастей.

Большинство исков в судебной практике удовлетворяется в пользу требования страховщику оплатить УТС. Но случается и отрицательные результаты.

Это может быть связано с неверно заполненными документами, злоупотреблением в сумме и по другим причинам, которые суд сочтет неправомочными со стороны заявителя.

В таких случаях дела выигрывают страховые компании, а не их клиенты. Поэтому нет уверенности в том, что УТС автомобиля можно будет возместить через страховую организацию.

В судебной практике случалось так, что суды удовлетворяли просьбы, мотивируя свое решение Определением Верховного судебного учреждения РФ от 2013 года. Здесь главную роль играет соответствие авто всем параметрам по правилам начисления УТС.

Если машина слишком старая, то можно подать иск в органы суда против виновника ДТП. Возможно, что суд постановит виновнику аварии выплатить сумму сниженной рыночной стоимости авто потерпевшего.

Таким образом, страховая компания должна выплатить компенсацию по снижению реальной рыночной стоимости авто по полису ОСАГО. Но УТС после ДТП будет возмещена только тогда, когда будут соблюдены определенные условия.

Также важно учитывать, что если в договоре ОСАГО есть прямое указание на отказ в выплате УТС, то суд поддержит сторону страховой компании.

Скачать:

Вас заинтересует:


8 комментариев

    С мужем стали участниками ДТП, групповое столкновение 4-х автомобилей в пробке, один из участников- не имел полиса ОСАГО, таким образом в нашей компании (ИНГОССТРАХ) — нам отказано в возмещении убытков. Виновник ДТП застахован в компании СТЕРХ. Мы проживаем в станице Каневская, 120 км от Краснодара, где располагается ближайший офис ОСАГО — СТЕРХ. Я автовладелец, мой супруг-водитель на момент ДТП, возможно ли подать обращение в «СТЕРХ», без выезда в представительство г.Краснодар (мы являемся пенсионерами, автомобиль после ДТП не страхуем и не эксплуатируем, т.к не было экспертизы). В компании СТЕРХ на звонки не отвечают и на сообщения по электронной почте не реагируют, помогите, пожалуйста

    • Вам необходимо собрать полный пакет документов, заполнить заявление Стерх о страховом случае и отправить почтой в ближайший офис урегулирования убытков. Это Краснодар или Ростов-на-Дону. Вместе с документами нужно отправить телеграмму с вызовом эксперта Стерх для осмотра автомобиля с указанием даты и адреса осмотра, так же указать контактный номер телефона. С вами свяжутся, как только получат документы и либо отправят эксперта к вам, либо предложат предоставить авто для осмотра в ближайшее экспертное учережление.

      Если остались вопросы, звоните.

    «Порядок возмещения УТС по ОСАГО в 2019 году регламентирует Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 от 29.01.2015 года» — автор статьи и администрация сайта по всей видимости не в курсе, что Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 58 указанное выше постановление признано утратившим силу))

Контакты эксперта-техника Эксперт-техник Задать вопрос Телефон и адрес Нормативные акты, законы Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства
Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колёсных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки

Расчет утраты товарной стоимости (УТС)

Утрата товарной стоимости (УТС) обусловлена тем, что проведение отдельных видов работ по устранению повреждений (дефектов) транспортного средства сопровождается необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов, однозначно приводящих к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик, из-за чего восстановить доаварийное техническое состояние транспортного средства (и соответственно его стоимость) объективно невозможно. Вследствие этих работ владельцу транспортного средства будут нанесены производные убытки в виде реального материального ущерба.

УТС может быть рассчитана для автомобилей:

Находящихся как в поврежденном, так и в отремонтированном состоянии (при возможности установить степень повреждения) независимо от их принадлежности. УТС не связана с неудовлетворительным качеством восстановительного ремонта.

  • При осмотре которых выявлена необходимость выполнения одного из нижеперечисленных видов ремонтных воздействий, или установлено их выполнение :
  1. устранение перекоса кузова АМТС или рамы;
  2. замена несъемных элементов кузова АМТС (полная или частичная);
  3. ремонт отдельных (съемных или несъемных) элементов кузова АМТС (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
  4. полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова АМТС, бамперов. (УТС не рассчитывается: при полной или частичной окраске молдингов, облицовок, накладок, ручек, корпусов зеркал и других мелких наружных элементов; при замене элементов, поставляемых в запчасти окрашенными (кроме случаев их перекраски));
  5. полная разборка салона АМТС, вызывающая нарушение качества заводской сборки.

УТС не рассчитывается в случае, когда на момент повреждения величина эксплуатационного износа превышает 35% или прошло более 5 лет с даты выпуска легкового ТС ;

Согласно Постановлению Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г.: "...Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта..."

"...Из вышеизложенного следует, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запасных частей автомобиля, поскольку уменьшение его потребительской стоимости нарушает права владельца транспортного средства. Данное нарушенное право может быть восстановлено путем выплаты денежной компенсации..."

"Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац первый подпункта "б" пункта 63 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств , утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 года N 263 (в редакции Постановления от 18 декабря 2006 года N 775), в части, исключающей из состава страховой выплаты в случае повреждения имущества потерпевшего величину утраты товарной стоимости " (Решение Верховного Суда РФ от 24 июля 2007 г. N ГКПИ07-658 "О страховых выплатах при ДТП").

Утрата товарной стоимости может определяться для поврежденного транспортного средства до или после его восстановления при условии :

  1. Если при ДТП повреждены элементы каркаса кузова, несъемные детали кузова 1 , которые ранее не ремонтировались.
  2. Стоимость ремонта не должна быть менее 5% стоимости транспортного средства на момент аварии.
  3. Срок эксплуатации транспортного средства не превышает пяти лет;
  4. На момент аварии величина износа транспортного средства составляет не более 40%;
  5. Транспортное средство не имеет коррозионных разрушений.

УТС определяется коэффициентами зависящими от объёма ремонта, в % от стоимости автомобиля.

Коэффициенты ремонта зависят от вида ремонтных воздействий (замена или объём ремонта), от наличия перекоса кузова, от необходимости окраски наружных элементов кузова (0,5% за первый элемент, и 0,35% от стоимости автомобиля за каждый последующий наружный элемент) , также УТС возникает при необходимости полной разборки/сборки салона кузова.

УТС может составлять более 12% процентов от стоимости автомобиля. (Пример расчёта УТС)

Компенсационные выплаты по обязательному автострахованию возмещают пострадавшему лицу полученный ущерб во всех случаях, когда оформление такого повреждения прошло надлежащим образом. Но не все знают, что по ОСАГО можно еще и получить выплаты за утрату товарной стоимости автомобиля, но для этого необходимо знать, что такое УТС, при каких условиях можно ее компенсировать, каким способом рассчитать, каким образом оформить, а также возможные случаи отказа и способы защиты своих прав при таковых.

○ Условия для получения выплат УТС по ОСАГО.

Утрата товарной стоимости компенсируется СК при соблюдении следующих условий:

  • Получатель данной компенсации является пострадавшей в аварии стороной, а не виновной.
  • Выплата в совокупности с иным ущербом не превышает размер максимальной страховой выплаты.
  • Автотранспортное средство имеет износ или возраст, не превышающий установленные максимальные пределы.

Последнее условие требует более развернутого разъяснения.

○ Кто не может претендовать на выплаты по УТС?

При определении возможности получения компенсации утраты товарной стоимости следует исходить из ряда критериев:

  • Категория транспортного средства.
  • Ссрок его эксплуатации.
  • Фактический износ в ходе эксплуатации.
  • Цель использования.

При наличии износа, который превышал бы 35% по сравнению с состоянием нового автомобиля, в любом случае УСТ не рассчитывается и не компенсируется. В отношении других критерием существует конкретизация. В частности, не осуществляется рассматриваемая выплата для следующих получивших ущерб машин:

  • Легковушки возрастом более 5 лет.
  • Грузовики и автобусы российских производителей старше 1 года.
  • Зарубежные автобусы 3 и 5 лет при перевозках в качестве общественного транспорта и использовании в туристических целях соответственно.
  • Грузовые иностранцы возрастом более 2 лет, если они используются в коммерческих целях перевозки грузов.
  • Если указанная категория транспорта осуществляет вспомогательную деятельность и имеет срок эксплуатации более срока гарантии.

○ Расчет УТС.

Размер компенсации определяется с помощью определяемой договором или правилами страхования методик. Нельзя сказать, что какая-то из них более выгодна страхователю, а какая-то – страховщику, итоговые показатели индивидуальны в каждом конкретном случае.

✔ Метод Минюста.

Данный способ подсчета УТС закрепляется в правовом акте, но не носит характер обязательного, а используется лишь в оговоренных сторонами случаях.

  • П. 7.2.1 Исследования:
  • «Величина УТС С утс при повреждении АМТС определяется в процентах от его стоимости на момент повреждения:
  • С утс =С × ∑К утс i /100% [руб.], (8.27)
  • где С – стоимость АМТС на момент повреждения, руб.;
  • К утс i – коэффициент УТС по i-му элементу АМТС, ремонтному воздействию, %».

Все переменные высчитываются при помощи оценки и простых математических вычислений, за исключением последнего коэффициента, которые применяется на основе установленных приложением № 5 показателей.

✔ Способ ХАЛЬБГЕВАКСА.

Данная частная методика также имеет большую популярность, широко распространена в деловом обороте и страховом деле, является признанной на международном уровне. Имеет ряд схожих черт с исключительно российской методикой, но базируется несколько на иных показателях.

  • Методика Хальбгевакса:
  • «УТС= (К/100)*(ЦР+СО),
  • где: УТС – утрата товарной стоимости;
  • К – коэффициент определенный по таблице Хальбгевакса;
  • ЦР – рыночная стоимость автомобиля на момент ремонта;
  • СО – общая стоимость ремонта».

Если договором заранее не установлен иной метод подсчета утраты товарной стоимость, то данная методика вполне может применяться на практике.

○ Когда получить выплаты по УТС не получится.

Утрату товарной стоимости не всегда удастся компенсировать за счет полиса ОСАГО. На практике возможны такие случае, при наступлении которых компенсация выплачена не будет, в том числе:

  • Заявитель попал в аварию вследствие своих действий.
  • Автомобиль не соответствует установленным критериям (имеет большой срок эксплуатации или износ).
  • Лицо не обратилось за выплатой.
  • Пострадавшей стороной самостоятельно был выполнен ремонт, вследствие чего не может быть определен размер УТС, или УТС возникла вследствие такого ремонта.
  • В страховке прямо указано, что утрата товарной стоимости полисом страхования не компенсируется.
  • Лицо уже обращалось за выплатой страховой суммы, и ее совокупный размер превышает максимально возможный (400 тыс. руб.).

Во избежание финансовых потерь необходимо внимательно читать договор страхования при подписании и соблюдать все правила, установленные для получения страхового возмещения реальных убытков.

○ Порядок получения выплат УТС по ОСАГО.

Выплата компенсации УТС может быть получена страхователей при соблюдении установленного порядка, который предполагает следующие этапы:

  • Надлежащее оформление дорожного происшествия.
  • Написание заявления о компенсации УТС в страховую компанию.
  • Направления заявления вместе с прилагаемым пакетом обязательных документов.
  • Осуществление экспертизы по установлению и расчету УТС.
  • Непосредственное осуществление выплаты.

В качестве приложений к заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • Бумаги, оформленные в результате аварии.
  • Документы, подтверждающие проведение ремонтных работ по восстановлению автотранспорта.
  • Заключение экспертизы (при наличии).
  • Расчет размера УТС, если он осуществлялся по инициативе самого заявителя.

Если заявление оформлено правильно, собраны все необходимые приложения и нет иных препятствий, то выплата должна быть произведена. При этом не стоит забывать о лимите страховой суммы, который равен 400000 рублей. Свыше максимальной сумму утрату товарной стоимости по ОСАГО ни один страховщик выплачивать не будет.

Случайные статьи

Вверх