Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Обновлено: 30.06.2018
3356Привет! Это Кулик Илья и сегодня тема: утеря товарной стоимости автомобиля ОСАГО.
Большая часть автомобилистов даже не догадывается, что по полисам ОСАГО и КАСКО можно получить не только обычное страховое возмещение, но и дополнительную вполне приличную выплату по утере товарной стоимости (УТС), вследствие каких-либо страховых случаев.
Интересно? Еще бы!
Но дело в том, что страховщики сами никогда не выплачивают подобные возмещения. Мало того, они всячески противятся этому. Но данный факт совсем не означает что закон на их стороне и если автомобилист готов побороться за свои деньги, то вероятность успешного исхода дела высока, хотя и не стопроцентна.
Ну судятся же водители по поводу недостаточных выплат и, хоть и не всегда, но большей частью выигрывают свои иски, получая доплату.
Итак, давайте начнем с самого начала и выясним, что же такое это самое УТС и с чем его кушают. Утрату товарной стоимости можно описать и в простом, и в более развернутом виде.
Простое для понимания определение гласит, что авто, восстановленное после аварии, в сравнении с его доаварийным состоянием, стоит дешевле.
Логичное заключение? Вполне!
Так вот, именно та разница в стоимости между битой и небитой машиной и есть УТС. Как раз ее, без привязки к страховому делу, с или без, «насобачились» определять опытные перекупы, последовательно снижающие цену за обнаруженные исправленные повреждения.
В принципе, подобного определение вполне достаточно для обычного водителя.
Более развернутое определение соответствует содержащемуся в специальной методичке «УТС», которую используют в своей работе судебные эксперты и оно несколько отличается своей сутью от «народного».
Вкратце его можно выразить так: УТС – это объективная констатация факта невозможности полноценного восстановления состояния машины до уровня, предшествующего страховому случаю.
Основывается это положение на том, что восстановительный ремонт не способен вернуть авто его прежние качества полностью, т. к. любые повреждения, являющиеся страховыми случаями, приводят к необратимым последствиям для отдельных элементов транспортного средства (ТС), его общей геометрии, работоспособности и качеств эксплуатации.
То есть, машину в любом случае невозможно восстановить до полного соответствия предаварийному состоянию, а разница между до и после и есть УТС.
Обратите внимание, что нанесение вреда ТС может произойти не только при ДТП, но и в других страховых или спорно-страховых случаях.
Но это еще не все. Существует еще одно официальное определение, которое было сформировано Верховным судом в 2007 г. при рассмотрении проблематики по данному профилю.
Определение ВСРФ гласит, что УТС автомашины есть снижение ее объективной стоимости из-за нанесенного транспорту преждевременного ущерба в результате аварий и восстановительного ремонта:
Что ж, с определениями термина мы разобрались, теперь давайте посмотрим, стоит ли эта «овчинка» вообще выделки, и что может на это повлиять.
Ранее, взыскать со страховщиков выплаты по УТС было делом весьма хлопотным, т. к. до 2007 г. строго определенных положений по данному вопросу не существовало. При обращении граждан за подобными возмещениями, страховые компании (СК) отказывались от компенсаций на основании ФЗ «Об ОСАГО» (№40, редакции 2002 г.), где статья 2 (п. 63) интерпретировалась ими как относящая УТС к разряду упущенной выгоды.
В 2007 г. ВС РФ в своем постановлении (№ГКПИ0-658) аннулировал ряд положений нормативных документов, ограничивающих выплаты гражданам по УТС, включая упомянутый пункт 63 закона об ОСАГО.
С этого момента иски более часто заканчивались положительным решением в пользу потерпевших водителей. В январе 2015 г. Пленум ВС РФ принял постановление (№2), приравнивающее УТС к полноценным убыткам владельцев авто. Соответствующие изменения в том же месяце были внесены и в методичку для судэкспертов.
Поэтому на данный момент страховщики законодательно обязаны удовлетворять запросы на возмещение УТС, но по традиции «тянут резину» и всячески противятся новым правилам, т. к. пока что их строго не наказывают за нарушение прав клиента по этой части.
Поэтому выплаты в большинстве случаев приходится по-прежнему получать через суд. Да и сами нововведения еще весьма сыроваты и требуют доработки, т. к. есть сигналы о фактах крючкотворства СК уже на основе новых правил.
У автомобилиста, желающего получить выплаты по утерянной стоимости, есть два пути решения вопроса: один простой и быстрый, другой более хлопотный и медленный.
Во втором случае, даже если вы будете нанимать юриста для ведения дела, вам все равно придется самостоятельно заниматься очень многим, и если вы желаете лично контролировать ход дела, тогда это как раз для вас.
Другой вариант предполагает обращение в специализированную юридическую компанию, которая практически все сделает за своего клиента, а вам останется лишь получить перечисленные на р/с деньги.
Неплохая возможность, не правда ли? Только имейте в виду, что выбирать компанию нужно осмотрительно, особенно в интернете, чтобы не стать жертвой мошенников.
Сумма выплат по утерянной стоимости может быть весьма значительна, если автомобиль не из дешевых. Расчет по данной компенсации проводится на основе рыночной цены аналогичного неповрежденного авто с учетом его остаточной стоимости.
В некоторых случаях, у дорогих марок, сильно пострадавших в ДТП, выплаты по УТС могут парадоксально превышать стоимость самого ремонта! То есть, чем более дорогая машина, тем более весома причина бороться за причитающиеся выплаты.
Что ж, давайте разберемся как это все нужно делать.
Право на получение выплат по утерянной стоимости возникает не всегда и для этого есть ряд оснований, по которым водитель получит правомерный отказ даже по судебному иску.
Какие это основания?
Со временем условия могут меняться, т. к. правила расчета по выплатам постоянно дорабатываются.
Итак, давайте приступим к главному – процедуре получения выплаты УТС. Но сперва я дам вам один общий совет: никогда не принимайте за результат просто слова – на разных этапах, разные служащие или должностные лица, по разным причинам могут наговорить вам чего угодно.
Но для вас всегда на первом месте должна стоять официальная документация! Сказать можно что угодно, но только официально заверенный документ имеет юридическую силу и только он способен двигать дело вперед.
Нужен пример? Пожалуйста: допустим, вы сами, прекрасно владеете экспертным ремеслом и можете точно что-то просчитать, но для дела нужны не только умения, но и лицо, юридически уполномоченное проводить подсчеты или экспертизы с правом выдавать официальное заключение.
Прежде всего убедитесь, что ваш случай соответствует необходимым критериям для возможности получения выплаты – их я перечислял выше.
Если тут все нормально, и вы видите, что имеете право на компенсацию, то напишите заявление (образец вам предоставят на месте) в свою страховую компанию о выдаче на руки вот каких документов:
Заполучив перечисленные бумаги, вам нужно найти заведение, которое проведет официальную независимую экспертизу на основе данной документации и пострадавшего автомобиля, или же, если страховой случай был давно, на основе документации о ремонтно-восстановительных работах.
С экспертом вы должны договориться о точной дате и времени экспертизы и за несколько дней (не менее 3-х рабочих) на адрес страховщика нужно отослать телеграмму с уведомлением о вручении, в которой вы должны указать время и место проведения экспертизы и предложить прислать своего сотрудника в качестве наблюдателя. Никто никого, конечно, не пришлет, но это потом потребуется для суда.
Как должен выглядеть полученный Акт? Он состоит из двух частей:
Срок готовности Акта экспертизы обычно составляет 10-15 дней.
Внимание! Выплаты по УТС возможно получить в течение срока до 3-х лет с момента повреждения авто – после этого в возмещении вам будет отказано.
Имея на руках Акт экспертизы со стоимостью возмещения, вам нужно подать страховщику второе заявление на выплату дополнительной компенсации по УТС, с приложением копии Акта проведенной экспертизы, заверенной специалистом ее проводившим.
Заявление составляется в 2-х экземплярах: один остается у страховщика, а другой остается у вас с датой, росписью, печатью и заверением в получении от принявшего документ служащего.
После этого возможны два варианта развития событий:
По новым законам на рассмотрение заявления и принятие решения страховщику отводится 20 дней. После, если ответ был отрицательным или его не последовало вообще, вы имеете право подать судебный иск.
Если страховщик отказал вам в выплате, то вы в полном праве подать на него в суд самостоятельно или с привлечением представителя-автоюриста. Я советую самодеятельностью не заниматься и на представителях не экономить, т. к. юристы страховщиков могут воспользоваться вашими ошибками и повернуть дело против вас.
Обычно такие дела заканчиваются решениями в пользу автомобилистов, т. к. все правовые нормативы для подобных решений имеются, да и сами судьи тоже люди, ездят на авто и едва ли станут лить лишнюю воду на мельницу страховщика.
Полные расчеты для подобных компенсаций сложны и требуют много времени, поэтому их должны выполнять специалисты. Но я опишу их вкратце, чтобы вы имели общее представление о том, как это делается, хотя сами формулы вам вряд ли когда-нибудь пригодятся.
На сегодня для вычисления утерянной стоимости применяются две методики:
От Минюста – это основной способ для РФ.
От Хальбгевакса – это немецкий дополнительный способ.
Этот способ использует следующую формулу:
Сутс = Сп * ∑ Кi / 100
Для расчетов здесь требуются такие данные:
Сразу высчитывается финансовая целесообразность возмещения по формуле:
ЦР / ЦН * 100%
Затем проводится расчет двух технических коэффициентов А и В по следующим формулам:
А = СО / ЦР * 100%
В = СР / СМ * 100%
При помощи коэффициентов А и В в спецтаблице значений определяется базовый коэффициент К. В итоге расчет производится по конечной формуле:
УТС = К / 100 * (ЦР+СО)
Подобным образом вычисления можно проводить лишь для одного ДТП, в котором побывал автомобиль.
Но, если кто-то захочет самостоятельно подсчитать сумму возмещения, то ему не нужно напрягаться со всей этой математикой. В сети есть специальные сервисы для этих целей, например, вот этот простой калькулятор , с помощью которого вы в один клик все просчитаете без головной боли.
В отличие от ОСАГО, получить дополнительные выплаты с КАСКО значительно сложнее, ведь этот вид страхования является добровольным и факт добровольного подписания контракта юристы СК используют в суде как очень веский аргумент к отказу в выплатах.
В их контрактах, специально для подобного случая, есть упоминание о невозможности выплат по утерянной стоимости. В подобных условиях, даже при имеющейся рекомендации ВС РФ судам выносить решения в пользу водителей и по делам КАСКО, далеко не все судьи ей следуют.
Ведь в данном случае имеется явный факт добровольного согласия на конкретно прописанные условия, оспаривание чего может бросать тень на основы процессуальных принципов.
Однако случаи успешных исков имеются, поэтому можно попробовать выигрывать и такие дела, но тут уже наличие грамотного юриста для ведения дела обязательно.
Что ж, думаю, статья помогла вам понять, что такое УТС, стоит ли хлопотать за данные выплаты и как это можно сделать самому или при помощи юридической компании. Владея подобным материалом, вам будет много легче ориентироваться в деле о возмещении и шансы на его получение существенно возрастают, т. к. вы уже не сделаете грубых ошибок.
А вам никогда не приходилось возмещать утерю товарной стоимости? Если да, то опишите это в комментариях. А если кому-нибудь что-то не ясно по материалу статьи – спрашивайте, не стесняйтесь, отвечу всем.
Видео-бонус для дочитавших до конца: 10 самых страшных кошмарных снов :
На этом всё. Жду всех своих читателей на страницах следующих публикаций. Если у вас не очень много лишнего времени, то не разбрасывайтесь им – оформляйте подписку на обновления блога, и вы будете всегда знать о появлении свежего материала. Если же эта статья вам понравилась, то поделитесь ею со своими друзьями через нижерасположенные кнопки социальных сетей.
Еще по теме:
Альфия
26.12.2016 | 19:58
Илья благодарю вас! за полную и полезную информацию
Светлана
05.05.2017 | 15:23
Здравствуйте. Если у автомобиля большой пробег, более 200000 рублей, это как то может сказаться на определегие утраты товпрной стоимости? Нам отказала страховая, ссылаясь на 35% износ авто... Нашему автомобилю почти 5 лет (Тойота Королла)
Евгений
19.07.2017 | 13:00
будьте любезны,дайте сслыку на основной бланк заявления в страховую по УТС
Надежда
Утрата товарной стоимости (УТС) подлежит возмещению страховой компанией совместно со страховой выплатой. Такое решение было принято Верховным судом РФ в 2007 году.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Однако многие страховые компании отказываются добровольно выплачивать УТС, и застрахованным лицам приходится обращаться в суд.
Возмещение производится на основании экспертного заключения, в котором специалистами определена конкретная сумма. По каким методикам производится расчет УТС, читайте далее.
Утрата товарной стоимости – это денежная оценка ухудшения состояния автомобиля после проведения ремонтных работ или дорожного происшествия.
Компенсацию УТС можно получить, если соблюдаются следующие условия:
Возмещение утраты товарной стоимости не производится, если:
Расчет УТС может быть произведен тремя способами:
Разберемся с каждой методикой более подробно.
Данный способ расчета является наиболее распространенным в Российской Федерации и используется большинством экспертных компаний.
Суть метода заключается в определении процентного соотношения стоимости авто после получения ущерба к рыночной стоимости аналогичного, но не поврежденного автомобиля.
Оценка УТС по методике Минюста производится в отношении следующих видов автомобильного транспорта:
Расчет возмещения товарной стоимости производится по следующей формуле:
Параметрами в указанной формуле являются:
При определении индивидуального коэффициента используются следующие правила:
Значения основных коэффициентов приведены в таблице, являющейся приложением 5 к методическим рекомендациях по применению данной методики.
С = 550 000*0,3/100 = 1 650 рублей.
При данных обстоятельствах и использования метода, разработанного Минюстом, владельцу поврежденного автомобиля будет выплачена компенсация в размере 1 650 рублей .
Метод Хальбгевакса широко используется в европейских странах, так как по сравнению с предыдущим способом является более простым.
Российские эксперты считают, что полученные результаты не соответствуют действительности, так как учитывают исключительно общие показатели.
Методика Хальбгевакса преимущественно используется для расчета УТС на автомашины, отвечающие следующим характеристикам:
Расчет утраченной товарной стоимости осуществляется по следующей формуле:
Значение коэффициента, требуемого для расчета утраченной стоимости движимого имущества, определяется в соответствии с дополнительно вычисленными показателями, зависящими от стоимости запасных частей и материалов (СМ), а так же стоимости ремонтных работ (СР):
Определять утраченную стоимость целесообразно, если:
Если стоимость ремонта составляет более 90% стоимости автомобиля, то целесообразнее получить страховое возмещение по риску «полная гибель».
Окончательной значение коэффициента К определяется по таблице:
Например, стоимость автомашины на момент аварии составляет 500 000 рублей (ЦР), а ее возраст 2 года.
По расчетам страховщика для полного восстановления автотранспорта потребуется вложить 80 000 рублей (СО), причем для ремонта потребуется приобрести деталей и дополнительных материалов на сумму 25 000 рублей (СМ), а все остальное составляет стоимость выполняемых работ (СР = 80 000 – 25 000 = 55 000 рублей ).
На первой стадии определим параметры А и В.
А = (80000/500000)*100% = 16
В = (55000/25000)*100% = 220
В соответствии с дополнительными показателями К = 3,5
УТС = (3,5/100)*(500000+80000) = 20300
То есть выплата по утрате стоимости автомобиля в данной ситуации составит 20 тыс. 300 рублей .
Самым сложным с точки зрения математики является расчет по методу руководящего документа.
Суть данной методики заключается в том, что общая сумма утраты товарной стоимости автомобиля состоит их утраты стоимости отдельных элементов, которые были повреждены в ходе дорожного происшествия или иного страхового случая и подлежат ремонту.
Порядок выполнения расчет следующий:
У общ = У1+У2+У3+…+Уn, где
У1…Уn – это стоимость ремонта отдельных элементов, поврежденных при страховом случае.
Показатели У1…Уn так же рассчитываются по отдельной формуле:
, где
Как правило, расчет по методу руководящего документа носит исключительно справочный характер, так как произвести расчет и проверить его точность достаточно сложно, а не проверенный расчет нельзя использовать в качестве основного доказательства.
Выплата утраты товарной стоимости предусмотрена любыми страховыми договорами и ОСАГО, и КАСКО, при этом не зависимо от вида страхового полиса, расчетные методики по определению размера параметра одинаковы.
Владелец движимого имущества так же может получить утрату стоимости поврежденного автомобиля с виновника аварии, но только в судебном порядке.
И в данной ситуации расчет размера выплаты будет производиться по одной из указанных методик.
Расчет утраты товарной стоимости мотоцикла производится по аналогичным методикам, но для определения коэффициентов, требуемых при проведении расчетов, применяются специальные таблицы, разработанные непосредственно для мототехники и скутеров.
Существенным условием проведения качественной экспертизы так же является наличие в компании квалифицированного специалиста, который может работать с мототехникой.
Результатом столкновения автомобилей становятся многочисленные повреждения имущества, здоровью и жизни причиняется ущерб разной степени тяжести. По договору ОСАГО такой вред подлежит возмещению страховой компанией, если у виновника происшествия есть действующий полис. В таких случаях компенсируется и утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО. Как получить возмещение УТС по ОСАГО? Какие документы для этого необходимы и какое заявление подавать? Что делать, если страховщик откажется выплачивать требуемую сумму? Поможет ли суд?
Утеря товарной стоимости автомобиля является следствием получения повреждений ТС в результате ДТП, снижения его эксплуатационных характеристик, ухудшения внешнего вида и т.п. То есть право на выплату имеет любой автовладелец, застрахованный по ОСАГО и признанный пострадавшим в ДТП. Утеря представляет собой разницу в рыночной стоимости авто, которое никогда не участвовало в авариях и стоимости машины, побывавшей в ДТП. Сравниваться должны цены на автомобили одинаковых марок, моделей и годов выпуска.
УТС по ОСАГО может быть рассчитана как до проведения ремонтных работ, так и после. Дата расчета роли в окончательном результате не играет. Для пострадавшего в ДТП автомобиля, который в ходе восстановления был окрашен (полностью, частично), УТС может быть рассчитана только, если это авто имело до аварии заводское покрытие и с момента его выпуска не прошло более 3 лет (для отечественного автопрома) или более 5 лет (для иномарок). Элементы таких транспортных средств на момент аварии не должны быть подвержены коррозии.
Расчетом размера УТС автомобиля по ОСАГО занимаются либо эксперты страховой компании при проведении осмотра транспортного средства, либо эксперты независимой экспертной организации, либо специалисты судебной экспертизы. Самостоятельно автовладелец, не имеющий должной квалификации, такой расчет без ошибок осуществить не сможет. Всего в российской практике существует 3 методики, которые эксперты используют для определения размера утраты товарной стоимости.
В 2014 году вступило в силу Положение ЦБ №432-П, утверждающее Единую методику для расчета стоимости ремонта по ОСАГО. Все страховщики и независимые эксперты с указанного года стали обязаны производить расчеты размеров ущерба только в соответствии с предложенной методикой. Но она не учитывала порядок определения величины УТС по ОСАГО, поэтому в 2015 году был опубликован Проект Указания , которое вносило бы изменения в существующую методику, а именно дополнило бы ее главой 8 «О порядке определения величины УТС».
В п.8.2 указано, что УТС рассчитывается только для ТС, у которых обнаружена необходимость после ДТП устранить перекос кузова, осуществить ремонт его отдельных элементов, окрасить кузов, бампер или их части. В п.8.3 перечислены случаи, при которых расчет не проводится. К ним относится износ более 40%, возраст легковых автомобилей более 5 лет. П.8.4 и 8.5 также содержат ряд исключений, при которых нельзя рассчитывать УТС, в том числе незначительное повреждение детали, наличие перекрашивания кузова до момента ДТП и т.д.
Сами формулы расчета величины приведены в п.8.6 и 8.10. В основу расчета была заложена стоимость транспортного средства в момент получения повреждений и ряд коэффициентов. Представленная в Проекте методика отличается от повсеместно используемой методики Минюста только размером коэффициентов, применяемых для расчета. По состоянию на 2018 год методика ЦБ по расчету УТС в силу не вступила и в Положении №432-П по-прежнему 7 глав. И страховщики и независимые эксперты пользуются методикой Минюста.
Порядок расчета размера ущерба и восстановительного ремонта был принят Минюстом в 2013 году. Изначально Методика Минюста предназначался только для судебных экспертов, которые в интересах суда рассчитывали величину вреда, причиненного транспортным средствам в дорожно-транспортных происшествиях. Но по сути этой методикой пользовались и пользуются и страховые компании и независимые экспертизы. Рассчитывается УТС по формуле, приведенной в п.7.2.1:
С - цена автомобиля на момент совершения ДТП;
Кутс i - коэффициент, который используется для конкретного элемента или детали ТС.
Коэффициенты перечислены в Приложении 5 к Методике. Так, при замене пола салона авто используется коэффициент 3, при замене заднего крыла - 0,5 и т.д. Также в документе приведена отдельная формула для определения размера коэффициента при окрашивании отдельных деталей автомобиля (п.7.2.6.1). Величина УТС по ОСАГО в 2018 году полностью зависит от характера, вида и объема полученных транспортным средством повреждений.
По данной методике можно рассчитать только утрату товарной стоимости иномарки. Она предлагает перед началом основного расчета выяснить его целесообразность. Для этого необходимо рыночную стоимость авто на момент ДТП разделить на стоимость абсолютно нового автомобиля и разделить на 100%. Если полученный результат будет меньше 40%, то расчет не будет иметь смысла. Если будет больше, то для расчета использовать формулу и специальную таблицу. Их можно найти .
Поскольку потеря товарного вида автомобиля по ОСАГО была включена Постановлением ВС №58 от 2017 года в размер реального ущерба, страховые компании обязаны учитывать эту величину при выплате возмещения в виде денежных средств или при оплате ремонта на СТО. Если УТС не была включена в общую сумму страховки, то страхователь, пострадавший или владелец автомобиля имеет право подать претензию к страховой компании. В случае, если она останется без ответа, нужно будет обратиться в суд с заявлением.
Возмещение УТС осуществляется только лицу, которое признано невиновным участником аварии. Обращаться за выплатой утраченной стоимости владелец авто должен в ту же страховую компанию, в которую подавал заявление на выплату страховой компенсации. Если страховка без учета УТС была получена по прямому возмещению убытков от страховщика, с которым был заключен договор ОСАГО, то и заявление на получение УТС нужно подавать туда. В случае, если страховка без учета УТС была получена от страховщика виновника ДТП, то и УТС необходимо требовать там же.
Законодательством не предусмотрена форма заявления для требования выплаты УТС от страховой компании. По сути такой документ является досудебной претензией, предъявляемой страховщику. Если страховая компания не включила потерю стоимости авто в сумму возмещения ущерба, то в тексте претензии обязательно нужно сослаться на разъяснения Верховного суда (п.37 Постановления Пленума №58) о причислении УТС к реальному ущербу. По устоявшимся правилам заявление на УТС по ОСАГО должно содержать:
Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО 2018 года может быть выплачена при предоставлении тех же документов, которые утверждены Положением ЦБ №431-П в п.3.10. Всегда заявитель должен предъявлять паспорт, извещение о ДТП, полис ОСАГО. Если авария оформлялась не по европротоколу, то потребуются документы из ГИБДД (постановление, протокол). У заявителя должны быть основания для предъявления требований. В данном случае ими может стать заключение независимой экспертизы или личные расчеты величины по одной из действующих методик.
Как методические рекомендации Минюста (п.7.1.4), так и Положения Центробанка предусматривают ряд исключительных случаев, когда утеря товарной стоимости машины не может быть возмещена. УТС не рассчитывается, если на момент ДТП:
По сути такие исключения являются незаконными, так как ВС РФ относит утерю товарной стоимости к реальному ущербу. А такой ущерб страховая компания обязана возместить невиновной стороне в соответствии с нормами закона «Об ОСАГО» несмотря на размер износа автомобиля или его год выпуска. Но и страховщики, и даже некоторые судебные инстанции либо пренебрегают такими положениями законодательства, либо неверно их толкуют.
На законных основаниях страховая компания может отказаться в компенсации утраты товарной стоимости, если заявление подает виновник происшествия или иное лицо, не имеющее право на такое требование; если уже выплаченная страховка равна лимиту, установленному законом (400 тыс. руб.); если транспортное средство было отремонтировано собственными силами и не предоставлялось для осмотра страховой компанией и т.д. Таким образом, возмещение УТС может быть не осуществлено страховщиком по тем же законным причинам, что и вся выплата страховки.
В случае, если страховая компания не отвечает на претензию автовладельца в течение 10 дней или вовсе ее игнорирует, у последнего есть только один вариант взыскать принадлежащие ему по праву денежные средства. Для этого нужно обратиться в суд с исковым заявлением. К иску нужно приложить все документы, которые бы доказывали обоснованность требований пострадавшего водителя, а также письменный отказ страховой компании.
Историю судебных решений по вопросам утраты товарной стоимости автомобиля можно считать неоднозначной, поскольку одни судьи толкуют нормы материального права верно, другие по каким-либо причинам не могут объективно оценить ситуацию, описанную в исковом заявлении. Но в последнем случае на сторону истца или ответчика может встать апелляционный суд. Так, один из пермских апелляционных судов встал на сторону ответчика, которым выступала компания «Альфастрахование».
Согласно Постановлению № 17АП-14654/2018-АК суд первой инстанции наряду с другими требованиями обязал взыскать со страховщика в пользу истца сумму 8 626 рублей в качестве утраты товарной стоимости автомобиля, который попал в аварию 22.10.2014 года. Но арбитражный суд при вынесении решения не учел факт пропуска срока исковой давности. Апелляционный же выяснил, что заявление на возмещение УТС было подано страховщику только 17.10.2017, а исковое заявление 8.05.2018, то есть спустя более 3 лет после происшествия. Это обстоятельство привело к невозможности достоверно определить размер убытков, в том числе и в виде утраты товарной стоимости. Поэтому апелляция была удовлетворена, а решение первого суда отменено.
По данным РСА за 9 мес. 2018 года недобросовестными автоюристами, перекупающими у пострадавших право требования, от страховых компаний было получено более 23 млрд руб. денежных средств взысканных через суд. Малая часть этой суммы относилась к действительно страховым расходам, остальной же объем составляли финансовые санкции и т.п. Но не всем автоюристам удавалось получить удовлетворение по исковому заявлению.
Так, Иркутский суд рассматривал дело № А19-14595/2018. Иск к страховой компании «Ангара» был подан ИП, получившим такое право по договору цессии, заключенному после выплаты страховщиком компенсации без учета УТС. Из материалов дела было известно, что дорожно-транспортное происшествие произошло 12.01.2016, а исковое заявление было подано автоюристом 20.04.2018. Договор цессии был заключен 29.03.2017 в день получения акта независимой экспертизы о размере утраты товарной стоимости, который составил 12 903 рубля. Суд выяснил, что истцом не были соблюдены правила досудебного урегулирования спора, то есть страховщик не был уведомлен о проведении экспертизы, ему не была направлена претензия на выплату утраченной стоимости автомобиля и т.д. Суд пришел к выводу, что само по себе проведение независимой экспертизы не порождает возникновения обязательств страховой компании по выплате такой компенсации. В иске на компенсацию по УТС транспортного средства за отсутствием оснований было отказано.
Ст. 65 АПК РФ указывает, что каждое лицо, участвующее в судебном разбирательстве обязано иметь доказательства и обоснования своих требований. Иначе в силу ст.71 того же кодекса суд признает иск необоснованным и откажет в удовлетворении. В деле № А19-14595/2018, рассмотренном в примере выше, несоблюдение положений федерального законодательства и порядка разрешения споров повлекло отказ суда взыскивать утрату стоимости автомобиля. После этого пропали права истца на получение компенсации юридических (представитель) и судебных (госпошлина) расходов, а также исчезли основания для получения неустойки за несвоевременное выполнение страховой компанией своих обязательств.
Таким образом, по правилам страхования утрата стоимости автомобиля должна включаться в общий ущерб и выплачиваться на таких же основаниях, как и обычная страховка по ОСАГО, в том числе в виде оплаты ремонтных работ. Если страховщик выплатил компенсацию без учета утраченной стоимости, то пострадавший водитель должен обратиться к нему с досудебной претензией. Если она не будет удовлетворена, только судебная инстанция сможет разрешить возникший спор.
Вопрос относительно выплаты страхового возмещения по утрате товарной стоимости (УТС) автомобиля в последнее время вызывает все больше споров. Связано это с увеличением количества требований, которые выдвигают потерпевшие к страховой компании, обращаясь за выплатой компенсации в результате УТС.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Владельцам авто важно знать, что УТС наступает не во всех ситуациях.
Его наличие зависит от таких параметров как:
По состоянию на начало 2020 года расчет данного показателя эксперты чаще всего проводили, основываясь на методике Минюста, которая определяет, что подобный ущерб может возникать у легковых авто, которые не пересекли 5-летний рубеж, и которых не более 35% .
Любое повреждение, которое приводит к уменьшению стоимости машины после ее восстановления, имеет определенный . Его значение зависит от категории ремонтных работ и детали, которая ремонтируется. Если речь идет о крупной аварии, размер УТС может быть более 10% общей стоимости транспортного средства.
Порядок возмещения УТС по ОСАГО в 2020 году регулирует Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 от 29.01.2015 г. Оно закрепляет обязательность покрытия подобного рода ущерба страховщиком.
Страхователь может воспользоваться своим правом на возмещение УТС и посредством урегулирования убытка за счет ремонта поврежденной машины.
Страховые компании часто пытаются увильнуть от произведения выплаты по УТС, однако в результате выдвинутых клиентом претензий или судебного разбирательства производят компенсацию ущерба.
В июле 2007 года под номером ГКПИ07-658 было опубликовано решение Верховного суда России, согласно которому утрата товарной стоимости автомобиля приводит к снижению его фактической цены. Ее относят к реальному ущербу, который делает хуже эксплуатационные характеристики машины, в результате чего данный показатель должен учитываться совместно с расходами на восстановление авто при определении размера страхового платежа.
Под убытками в Гражданском кодексе РФ подразумеваются расходы, утрата имущества или его повреждение, а также доходы, которые были недополучены, в качестве упущенной выгоды.
Статья 6 закона про ОСАГО приводит перечень случаев, которые исключаются из списка страховых рисков, среди них и УТС. Верховным судом данный факт признан как такой, который уменьшает права потерпевшей стороны на возмещение полученного ущерба.
Страховая компания обязана предоставить по требованию страхователя отчет эксперта или акт осмотра, а это упрощает расчет УТС
Правила ОСАГО устанавливают типовые условия заключения контракта. В них разъясняется, каким способом происходит определение страховых выплат, как осуществляется независимая экспертиза. Форма страховой выплаты, если есть согласие потерпевшей особы, может быть заменена на натуральную, а именно организацию ремонтных работ.
Правила ОСАГО определяют, что основной задачей независимой экспертизы является определение стоимости работ по ремонту и восстановлению без определения стоимости УТС.
Касательно размера страховой выплаты в правилах сказано о возмещении реального ущерба и прочих расходов, которые были понесены потерпевшей стороной (запчасти, оплата услуг СТО, расходы по транспортировке транспортного средства и вспомогательных материалов и т.д.).
Чтобы рассчитать утрату товарной стоимости машины, существует множество методик, но есть несколько, которые чаще всего используются экспертами. К ним принадлежат методика Минюста России, которая считается официальной, а также методика руководящего документа.
Какая бы методика не использовалась, проводить расчет не имеет смысла, если уровень износа машины превышает 40% , а возраст более 5 лет . Это связано с тем, что стоимость УТС прямо пропорционально зависит от стоимости авто на момент, когда произошло ДТП.
Самым сложным порядком расчета считается расчет по методике руководящего документа (МРД). Выполнить его самостоятельно практически невозможно, поскольку это под силу только людям с математическим складом ума. К тому же произведенный самостоятельно расчет будет иметь лишь справочный характер и не будет принят никакими официальными структурами.
Начинается расчет с применения следующей формулы:
Yобщ.= Yкар.+Yэл.+Yокр.+Yкуз
В свою очередь каждая составляющая формулы просчитывается отдельно, например, просчитать Yэл. можно по формуле:
m
Yэл.=K2 ΣK1 Цi
1
Самой простой методикой расчета УТС машины является метод Хальбгевакса. Данный метод широко используется в Европе, однако в России пользуется меньшей популярностью, поскольку под сомнение ставится его состоятельность. Это связано с тем, что при расчете учитывается общая стоимость ремонтных работ и делается это без определения вида ремонта, который привел к большей УТС.
Формула, которая используется для расчета:
УТС = (K÷100)х(ЦP+CO)
Существует ряд аспектов, которые следует учитывать страхователям при необходимости возмещения УТС:
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что чем дороже авто, тем выше уровень компенсации.
Важно понимать, что законодательство и правила ОСАГО не обязуют страховщика погашать УТС, поэтому страховые компании не спешат рассчитывать сумму возмещения ущерба по УТС.
В этом вопросе на защиту автовладельцев встает Верховный суд, который своим постановлением от 10.08.2005 года устанавливает, что УТС – это тот же ущерб, поскольку собственник машины не сможет ее продать по той же стоимости, которая была до аварии. Считается, что права собственника авто нарушены особой, которая инициировала ДТП, а потому ее страховая должна оплатить УТС.
Чтобы претендовать на получение компенсации, нужно обратиться за услугами оценщика, который поможет установить актуальную рыночную стоимость. Когда получено заключение, пострадавший может подать иск о взыскании выплаты с компании виновника аварии.
УТС рассчитывается и выплачивается не всегда.
Отказ страховой является обоснованным:
На рынке услуг есть компании, которые предлагают клиентам возможность 100% получения со страховой УТС. Важно помнить, что ответственность за решение этого вопроса целиком ложится на того, кто обратился в подобную структуру.
Если человек знает, что его ситуация подпадает под перечисленные выше пункты, он должен понимать, что позитивно решить его вопрос не сможет ни одна компания-посредник.
На практике редко встречаются случаи, когда выплачивается существенная сумма
Если страховщик отказывается относить УТС к реальному ущербу и соответственно выплачивать компенсацию автовладельцу при наличии у него законных оснований для этого, он имеет полное право защищать свои права в суде.
Для этого нужно:
Законодательство не определяет, кто должен производить оплату за УТС автомобиля. Этим фактом злоупотребляют страховые компании. Чтобы этого избежать, нужно знать, как происходит возмещение УТС по ОСАГО в 2020 году.
Первый шаг, который должен предприниматься, это произведение запроса на проведение экспертизы. Основанием для его осуществления является Постановление Правительства РФ №238, который определяет порядок проведения экспертизы транспортных средств любого типа. Цель данного шага – выявление технических повреждений и определение стоимости ущерба.
На практике процедура выглядит следующим образом: водитель сообщает страховщику о ДТП. В течение 5 рабочих дней компания назначает время проведения экспертизы.
Если этого не произошло, водитель должен подать заявление с требованием о проведении экспертизы. Чтобы не затягивать процесс, такое заявление может быть подано одновременно с документами о произошедшей аварии.
Собственник автомобиля может лично организовать независимую экспертизу. Это может быть вызвано его несогласием относительно выбора компании, времени или места проведения экспертизы.
Следующий этап, это проведение экспертизы. Важно помнить, что все устные комментарии эксперта должны быть зафиксированы в письменном виде. К сведению страховая примет исключительно те данные, которые будут указаны в акте.
Акт состоит из двух частей: в первой указаны результаты осмотра автомобиля, во второй – произведенный перерасчет с учетом выплаты.
В акте указывается модель авто, его государственные номера, VIN мотора, сведения о собственнике, повреждения, которые получены в результате ДТП. Особого внимания требует заполнение графы «скрытые повреждения», поскольку они могут быть упущены экспертом в результате проведения исключительно внешнего осмотра. Учитывая это, следует попросить сотрудников СТО зафиксировать все повреждения, которые не были вначале очевидны.
После того как акт готов, водитель должен ознакомиться с его содержанием и поставить свою подпись под выводами эксперта. Если человек считает, что экспертиза проведена не на должном уровне, он должен зафиксировать это в акте.
Последний шаг предполагает обращение в страховую с актом осмотра автомобиля с требованием возместить УТС автомобиля. В случае отказа со стороны страховой единственная возможность восстановить справедливость – это обращение в .
Возмещение компенсации по УТС осуществляется в рамках действующего законодательства. Водитель имеет право на такое возмещение, поскольку страховая компания должна компенсировать все виды понесенных убытков, среди которых и недополученная прибыль. А УТС приводит к потерям со стороны клиента в случае продажи машины, попавшей в ДТП.
Многие водители не владеют полной информацией о выплате компенсации за УТС, а страховые предпочитают умалчивать о ней, оплачивая исключительно стоимость повреждений автомобиля.
Когда же водитель может требовать выплату: