Предоставление дотаций предприятиям одна из статей. Что такое дотация, назначение и значение дотаций

Дотация - денежное пособие, предоставляемое государственным бюджетом безвозмездно.

Получить дотацию вправе местные органы власти, низкорентабельные компании, имеющие значение для экономики страны. Дотация предоставляется некоторым категориям работников на предприятии.

Дотации субъектам страны

Дотация - мера поддержки территорий страны государством. Порядок назначения выплаты, ее условия получения определяется бюджетным кодексом страны. Единая методика, разработанная правительством, обуславливает распределение пособия между субъектами страны.

Федеральное финансирование предоставляется для межбюджетных трансферов муниципальных образований. Основные виды дотации регионам:

  1. пособие для выравнивания бюджета;
  2. поддержка сбалансированности бюджета.

Дотация на выравнивание помогает регионам решить социально-экономические проблемы, обеспечить граждан необходимым уровнем жизни и предоставить социальные гарантии. Но регион не может постоянно получать пособия от государства. Правительством предусматриваются меры воздействия на субъекты.

Если в течение трех последних периодов отчета процент дотации из госбюджета составил выше 40% от объема собственного дохода государства, субъект вынудят принимать меры по повышению эффективности средств из выделяемого бюджета.

Целевое назначение у дотации отсутствует, но порядок расходования средств регулируется Счетной палатой страны. Регионы, нарушившие порядок, не вправе пользоваться пособием в будущем периоде.

Пособие для сбалансированности бюджета предоставляется при изменении расходов и доходов региона. Часть средств санкционируется законом о бюджете, а другая половина назначается комиссией, состоящей из депутатов Госдумы, Совета Федераций и участников правительства.

Пособия направляются не только на поддержку региона, но и на осуществление конкретных президентских программ и задач общегосударственного значения, которые реализуются в этом субъекте федерации.

Дотации производителям

Пособия государства направляются на отрасли хозяйств или отдельным производствам. Компенсирует издержки и нивелирует убытки организации. Поддержка идет предприятиям с большим значением для региона или страны с продукцией, входящей в потребительский минимум. И если удорожание товаров и слуг приведет к социальному коллапсу.

Дотациями государство защищает низкорентабельные компании от банкротства и поддерживает рост потребительских цен. Пособия предоставляются крупным предприятиям, малому и среднему бизнесу дотационная политика не предусмотрена.

Правительственная дотация предприятиям не служит панацеей. Пособия повышают нагрузку на госбюджет, может вызвать его дефицит и повысить уровень инфляции. В этом случае аналитиками предлагается оптимизировать производство, применять технологии и повысить инвестиции к бизнесу со стороны.

Организациям необходимо быть самофинансированным и самоокупаемым.

Получить дотации от государства могут и отдельная категория граждан. Для этого соблюдаются и документально подтверждаются условия: матери-одиночки, многодетные и малообеспеченные семьи, инвалиды и другие категории граждан.

Дотация направляется и студентом вузов, обучающимся за счет госбюджета: ученики-сироты, инвалиды.
Право на получение любой дотации подачи заявления и предоставления документов.

Дотация — это вид трансферт, переводимых между бюджетами для поддержки частных лиц и убыточных предприятий. Согласно действующему БК РФ финансовые операции осуществляются в рамках отечественной бюджетной системы безвозмездно и безвозвратно.

Законодательство обеспечивает возможность перечисления денежных средств из федерального бюджета в пользу субъектов РФ (областей, краев, в том числе автономных) в следующих формах:

  • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
  • субсидии (финансовые льготы) и субвенции (целевая материальная помощь);
  • иные трансферты.

Бюджетные средства могут предоставляться властями субъекта в пользу местных бюджетов. В этом случае финансирование поступает в поселения и муниципальные районы.

Дотационную помощь любого уровня можно заменять дополнительными нормативами отчислений от НДФЛ, действующими до 3-х лет.

Особенности приема федеральной дотационной помощи

Отдельные субъекты РФ, получающие дотации в сумме от 10% от доходов от 2-х отчетных периодов, не могут:

  • принимать и исполнять обязательства, не касающиеся их полномочий согласно действующему законодательству;
  • превышать нормативы расходов на содержание органов государственной власти, утвержденные Правительством РФ.

Если дотационная доля составляет более 40% от доходов, вводят следующие меры:

  • разработка, подписание и реализация соглашения с Минфином РФ для роста налоговых и неналоговых доходов, повышения эффективности использования бюджета;
  • контроль исполнения бюджета;
  • передача материалов для составления заключения о соответствии проекта бюджета субъекта требованиям законов РФ;
  • ежегодные проверки отчета, фиксирующего порядок исполнения бюджета.

Приостановление или сокращение перечисляемых межбюджетных трансферт происходит в случае, если:

  • власти субъекта РФ нарушают условия выдачи дотаций;
  • превышают предельные значения по расходам;
  • не выполняют обязательства, возложенные при перечислении средств на выравнивание местного бюджета.

Установление размера федеральных дотаций

Список получателей дотаций ежегодно утверждается уполномоченными органами Минфина РФ в срок до 15 ноября. Средства направляют в специализированный финансовый фонд. Окончательный размер дотационной помощи устанавливается с учетом бюджетной обеспеченности населения конкретного российского региона.

При установлении этого существенного показателя государственные власти учитывают:

  • структуру населения;
  • размеры налоговых доходов граждан;
  • факторы, действующие на стоимость государственных услуг (климатические, географические и социально-экономические).

До 1 августа должностные лица Минфина РФ передают в исполнительные органы субъектов информацию, необходимую для распределения дотационной помощи.

Между Минфином РФ и руководителем субъекта заключается соглашение об условиях предоставления дотаций. Целью принятия документа является оздоровление государственной финансовой системы, улучшение социального и экономического состояния российских регионов.

Особенности приема дотационной помощи от субъектов

Если сумма дотаций более 5% от общих доходов, то власти муниципального образования не могут превышать нормы по:

  • оплате труда депутатов;
  • расходам на выборных должностных лиц;
  • содержанию муниципальных служащих.

Если размер дотаций превышает 20% от дохода местного бюджета в течение 2-х лет, то властям запрещается иметь расходные обязательства, не отнесенные к их полномочиям.

При повышении доли дотаций до 50% осуществляются следующие дополнительные меры:

  • подписание соглашений с руководством субъектов РФ;
  • подача представления в исполнительные органы. Местная администрация представляет данные для формования заключения о корректности проекта принятого бюджета;
  • проверка контрольно-счетными органами бюджетной отчетности не реже 1 раза в полгода.

Расчет размера финансирования от субъектов

Дотации в пользу отдельных поселений РФ поступают из бюджета субъекта. Перечисление денежных средств социальной направленности происходит с целью стабилизации показателя бюджетной обеспеченности в:

  • городских округах;
  • внутригородских районах;
  • городских и сельских поселениях.

Выделенные финансы перечисляются в региональный фонд. Объем дотационных поступлений рассчитывается с учетом:

  • численности и структуры жителей;
  • степени развитости экономики;
  • налогового потенциала региона;
  • климатических, социально-экономических и географических предпосылок.

Дотации, выплачиваемые в пользу районов, закрепляются в бюджете субъекта. Объем и особенности распределения денежных средств отражаются в законе о бюджете, принятом властными органами на уровне субъекта.

Особенности приема дотаций из местных бюджетов

Социальная помощь из местных бюджетов поступают в районы, поселения и городские округа.

Финансы, полученные от муниципальных районов, составляют районный фонд. Денежные средства, переведенные из округов с внутригородским делением, зачисляют в окружной фонд.

Цель и последствия предоставления дотаций

Дотации вносятся без указания направлений и условий использования денежных средств. Местное законодательство может предусматривать выдачу дотаций на питание определенных категорий работников, на проезд, на выплаты в пользу несовершеннолетних детей.

В сферу дотируемых включаются такие направления государственной экономики как сельскохозяйственная промышленность и научно-исследовательская деятельность. Выплата дотаций в пользу убыточных компаний позволяет избежать банкротства или значительного повышения розничных цен на популярные товары и услуги.

Принятие решений о выдаче дотаций влечет за собой дефицитность государственного бюджета, дополнительную денежную эмиссию и инфляцию.

Дотация (Dotation, Grant, от лат. dotatio - дар, пожертвование)

Определение термина "дотация"

1. Денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки предприятиям, у которых доход от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта.

2. В российском законодательстве - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. (Бюджетный кодекс Российской Федерации: От 31.07.1998 № 145-ФЗ.-В ред. от 08.11.2007.-Ст. 6)

3. Дополнительные выплаты работнику, оговоренные трудовым договором или законодательным актом, например дотация на питание, на проезд к месту работы, выплаты на несовершеннолетних детей. (Словарь аудитора и бухгалтера / Л.Ш. Лозовский и др.-М., 2003)

Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой - не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации. Если бы не было дотаций , в "закрытой" экономике производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело бы к росту цен. Однако дотации увеличивают расходную часть государственного бюджета. В "открытой" экономике основной причиной дотаций является поддержка национального производителя с целью стимулирования внутреннего спроса. То есть увеличение занятости и уровня жизни населения, поскольку импортируемые товары имеют обычно более низкую цену. Для покрытия этого разрыва используют механизм дотаций. Кроме того, дотации используются для стимулирования производства социально значимых товаров, работ и услуг по низким ценам, доступным всем слоям населения.

Дотационные механизмы могут использоваться не только по отношению к субъектам предпринимательской деятельности. Это может касаться и физических лиц. Например, определенная часть населения государства может находиться по уровню своих доходов ниже уровня принятых в обществе социальных стандартов. Для того, чтобы поддержать эту часть своих граждан, государством может использоваться дотация на коммунальные услуги, товары первой необходимости и другие социально значимые товары и услуги. В этом случае дотация выступает инструментом социального обеспечения граждан, но, одновременно, позволяет поддерживать нормальный (рыночный) уровень цен на товары и услуги. Получателем дотации в этом случае выступает конкретное физическое лицо, получающее адресную социальную помощь. Такой механизм адресных дотаций позволяет государству расходовать значительно меньшие объемы финансовых ресурсов, чем, если бы дотировалось производство товара и услуги по стране в целом.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:

    принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;

    принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

    заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта Российской Федерации;

    принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;

    принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.

55. Понятия: дотация, субсидия, субвенция и источники их финансирования. Формы расходов бюджетов

Основными формами расходов бюджетов являются: ассигнования на содержание бюджетных учреждений; средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическим и юридическим лицами по государственным или муниципальным контрактам; трансферты населению; бюджетные кредиты физическим лицам, в т. ч. налоговые кредиты, отсрочки, рассрочки по уплате налогов, платежей и других обязательств; субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых предприятий; бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам; кредиты иностранным государствам; средства на обслуживание долговых обязательств, в т.ч. государственных или муниципальных гарантий.

Дотация -межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования

Субсидия - выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти. следует различать два вида субсидий:

субсидия - межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета

субсидия - денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам.Основные свойства субсидии:

    безвозмездная, безвозвратная передача средств (по субвенции возможен возврат средств, если средства ушли на другую цель)

    целевой характер

    софинансирование (на условиях долевого финансирования)

Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой - поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику). Сельскохозяйственное производство же дотатируется через компенсационные выплаты.

Субве́нция - вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в совокупности формирующих Федеральный фонд компенсаций), а также местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации (в совокупности формирующих региональный фонд компенсаций)

Многим людям приходилось слышать о таких понятиях, как субвенция, дотация и субсидия. Некоторые даже лично с этим сталкивались, когда возникала необходимость в денежной помощи. Однако не все знают точное определение этих терминов, а тем более различия между ними. Подобное знание может оказаться полезным, поэтому стоит разобраться в вопросе. На самом деле отличие субсидии и субвенции, а также дотации, очевидно. И нужно запомнить раз и навсегда, что же означают данные термины.

Определения

Перед тем, как разбираться, чем отличается субвенция от субсидии, необходимо прочитать и запомнить определения. Они уже о многом говорят.

Субсидия – это разновидность финансирования, которая приближена к пожертвованию. Однако денежная помощь выдаётся для конкретной цели. Применяется для того, чтобы поднять уровень жизни конкретного человека. Как правило, предназначается для малообеспеченных слоёв населения. В качестве источника может выступить местный или центральный бюджет. Полученные субсидии не потребуется возвращать, но тратить деньги можно только на определённую цель, например, на покупку недвижимости. Если человек, к примеру, решит купить на эти средства автомобиль, то подобное действие будет считаться незаконным.

Субвенция – выделяемые из бюджета деньги, которые даются на выполнение определённой цели. Средства не предназначаются для граждан. Они передаются исключительно из бюджета к бюджету. Выданы деньги могут быть, например, для финансирования строительства и развития дочерних компаний, представительств.

Дотация – это пожертвование, которое не подлежит возврату. Выдаётся не для выполнения определённой цели, поэтому использование средств не контролирует государство. Дотацией может быть как пожертвование в какой-либо фонд или организацию, так и выдача денег человеку от правительства или компании, фонда. Подобное практикуется во всех развитых государствах.

В чём разница?

Уже из определений можно сделать вывод, чем понятия отличаются друг от друга. Но можно рассмотреть данный вопрос подробнее. Уже стало ясно, что все термины обозначают передачу денег от бюджета к фирме или гражданскому лицу. Однако различия радикальны, и о них нельзя забывать.

Например, субвенция не предназначается для социальных выплат. Она передаётся исключительно из бюджета в бюджет, например, в помощь городу или району. Субсидии наоборот выдаются только людям и могут выражаться не только деньгами, но и, к примеру, лекарствами, учебниками.

Что касается дотации, то она отличается тем, что не имеет определённой цели. То есть, получивший её человек или фонд может распоряжаться средствами на своё усмотрение. А вот субсидия должна быть потрачена только на определённую цель, которая заранее обговаривалась.

Все перечисленные денежные выплаты не облагаются налогами. А решение об их выделении принимают уполномоченные лица. Но всегда, даже когда речь идёт о субвенции, помощь идёт от более крупного бюджета к меньшему.

Стоит отметить, что субвенция будет отличаться от субсидии ещё тем, что её обязательно потребуется вернуть в том случае, если деньги ушли не на ту цель или же не в нужное время. Тогда придётся восполнить полную сумму. А субсидия и дотация – это всегда безвозмездная передача денежных средств. Их возвращать не придётся. Однако, если выяснится, что выданные человеку средства пошли не на указанную цель, проблемы всё-таки могут возникнуть. Но за физическими лицами не так тщательно следят, как за компаниями и предприятиями.

Случайные статьи

Вверх