Повышение сборов. Российские авиакомпании готовятся повысить топливный сбор

Первого апреля в России начнут действовать новые ставки утилизационного сбора на колёсные транспортные средства. Какие автомобили могут подорожать из-за этого, а какие будут предлагаться по прежним ценам? Мы попробовали разобраться в этом вопросе.

Утилизационным сбором облагаются как выпущенные на территории России автомобили, так и машины, импортируемые из-за рубежа. Однако местным производителям сборы компенсируются из бюджета, поэтому покупатели «нашемарок» и «иномарок» российской сборки за утилизацию не платят. А у импортируемых автомобилей утилизационные сборы закладываются в розничную цену, и с апреля этот «оброк» будет более заметным.

Утилизационный сбор для новых легковых автомобилей

Тип транспортного средства Сумма сбора до 01.04.2018, рублей Сумма сбора с 01.04.2018, рублей Изменение,
%
С электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой 28400 32600 +15
С рабочим объемом двигателя до 1000 см³ 28400 33000 +16
С рабочим объемом двигателя 1000-2000 см³ 44200 84000 +90
С рабочим объемом двигателя 2000-3000 см³ 84400 126000 +49
С рабочим объемом двигателя 3000-3500 см³ 114600 114600 0
С рабочим объемом двигателя от 3500 см³ 181600 181600 0
Ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя 3400 3400 0

Ставки сбора на новые машины с объёмом двигателя от одного до двух литров (в эту категорию попадают все массовые модели) увеличились сильнее всего - почти в два раза. Теперь за каждое транспортное средство придётся заплатить 84 тысячи рублей - на 39800 рублей больше чем прежде.

Сильнее всего это повышение ударит по немногочисленным «бюджетным» автомобилям, импортируемым из-за рубежа. Например, для популярного компактного хэтчбека узбекского происхождения увеличение сбора на 40 тысяч будет очень заметно, ведь цены на модель начинаются с 469 000 рублей. Та же участь ждёт и другие модели марки Ravon.

Ощутимым будет подорожание и для таких автомобилей, как (от 673 000 рублей) или (от 814 000 рублей). Те же 40 тысяч могут прибавить, например, или , но при их стартовой цене около миллиона рублей подорожание будет не столь заметным.

В категорию «до двух литров» попадут базовые версии многих более дорогих моделей, включая, например или , но их покупатели, вероятно, не будут сильно переживать о возможной 40-тысячной прибавке к цене.

Ставка утилизационного сбора на автомобили с двигателями от двух до трёх литров составляет 126 тысяч рублей, но апрельский прирост - почти такой же, как у машин с более скромными моторами, 41600 рублей. В эту категорию попадают даже стартовые варианты дорогих престижных моделей, таких, как или .

А вот на машины с моторами объёмом более трёх литров утилизационный сбор решили не поднимать. Поэтому те, кто собирается покупать, например, « » или могут не опасаться повышения цен.

Всё это не значит, что дилеры начнут переписывать ценники сразу после первого апреля. Как считает заместитель директора департамента продаж новых автомобилей ГК «АвтоСпецЦентр» Руслан Павлов, рост цен будет постепенным, увеличение утилизационного сбора было предсказуемо, поэтому многие автопроизводители заложили его в стоимость автомобилей еще в начале года. А те, кто этого не сделал, сейчас возьмут удар на себя, сдерживая цены, чтобы сохранить или нарастить долю рынка и удержать клиентов. Рост цен произойдет в два этапа, первая волна будет летом вместе со сменой модельного года, а вторая волна произойдет в начале 2019 года и смешается с инфляционным ростом цен.

Максимальный размер таможенных сборов может увеличиться с 30 тыс. до 60 тыс. руб. Это может ударить по малому бизнесу и интернет-торговле, говорят эксперты

Предельный размер таможенных сборов может вырасти с 30 тыс. до 60 тыс. руб., следует из новой версии федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Документ разработал Минфин, он опубликован на сайте regulation.gov.ru. Сейчас он находится на стадии публичного обсуждения.

«Размер таможенных сборов за таможенные операции, таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с отзывом таможенной декларации, ограничивается примерной стоимостью затрат таможенных органов на совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор, и не может превышать ‎60 тыс. руб.», — говорится в тексте закона. Он, по планам разработчиков, должен вступить в силу в 2018 году.

В предыдущей версии документа, которая была принята в 2010 году, предельный размер таможенных сборов установлен в размере 100 тыс. руб. Однако, как пояснили РБК в пресс-службе Минфина, после вступления России в ВТО «были приняты определенные обязательства, исходя из которых на тот момент была рассчитана цифра 30 тыс. руб.», а в законе осталась старая цифра. Федеральная таможенная служба (ФТС) в четверг не ответила на запрос РБК.

Нынешнее увеличение ставки «связано с ростом издержек таможенных органов на совершение таможенных операций — с 2011 по 2018 год произошла некоторая индексация цен», объясняют в Минфине. Накопленная инфляция в 2011-2016 годах составила 59,7%. По прогнозу Минэкономразвития, по итогам 2017 года цены вырастут на 3,8%.

Таможенные сборы — это обязательные платежи, которые взимаются за совершение таможенными органами операций, связанных с выпуском товаров (действие, которое позволяет пользоваться товарами в соответствии с заявленной таможенной процедурой).​ Заплатить таможенный сбор нужно будет и за таможенное сопровождение и хранение товаров. Сбор распространяется на юридических лиц, для физических лиц действует другой порядок, поясняет старший юрист «Пепеляев Групп» Александр Стрижов.

Необязательный максимум

В то же время рост предельного размера сбора по умолчанию не означает, что всем компаниям придется платить за таможенные операции по 60 тыс. руб. Дело в том, что ставки по сборам дифференцированы и зависят от стоимости товаров, проходящих через границу. Сейчас минимальная ставка составляет 500 руб., эти деньги компании обязаны уплатить за товары, таможенная стоимость которых в совокупности не превышает 200 тыс. руб. Максимальная ставка в 30 тыс. руб. применяется в отношении товаров совокупной стоимостью свыше 10 млн руб. Эти ставки прописаны не в законе о таможенном регулировании, а в отдельном постановлении правительства, которое было принято еще в декабре 2004 года. В новой версии закона о таможенном регулировании об изменениях в отношении ставок не говорится.

«Это (таможенный сбор. — РБК ) не особо большая сумма; как правило, импортеры на нее не обращают внимания. Конечно, это дополнительные расходы, издержки для них, — говорит Стрижов. — Для крупных импортеров это незначительно, для маленьких это может быть заметно». Он указывает, что 60 тыс. руб. — сумма за максимальный объем поставки, который осуществляется далеко не каждым импортером. Но логично предположить, что вслед за ней вырасти могут и другие ставки, рассуждает эксперт.

Интернет-торговля под ударом

Эффект от роста таможенных сборов для компаний будет «относительным», говорит член президиума генерального совета «Деловой России» Михаил Левчук. Крупный и средний бизнес хотя и не будет доволен ростом ставок, но в целом для него это не будет принципиальным, объясняет эксперт: эта сумма «растворится» в стоимости крупных покупок. Важной эта история может стать для интернет-торговли, весомую часть которой составляют «энтузиасты и малый бизнес», подчеркивает Левчук.

При этом рост сборов скорее важен для импортеров — он не должен повлиять на экспорт, объясняет представитель Российского экспортного центра (РЭЦ). «В настоящее время ставки таможенных сборов за совершение таможенных операций при экспорте товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, установлены в размере 750 руб. Данные ставки не зависят от стоимости экспортируемых товаров», — объясняет он.

Увеличение размера сборов выглядит незначительным, но сам прецедент важен, говорит директор Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. Все компании, связанные с интернет-торговлей, в России заточены на импорт; увеличение сбора, не сопровождающееся дополнительными льготами для отечественных производителей, станет для рынка ощутимым, уверен он. Цены для российских потребителей, по его мнению, «несомненно», вырастут. И дело не только в том, что в них будет заложен увеличенный сбор, говорит Иванов: нужно «учитывать психологический фактор», возможное повышение ставок может выступить для компаний обоснованием для дополнительного роста цен.

На автомобили, объем двигателя которых составляет до 1 литра, сбор повысится на 16% —до 33 тысяч рублей. На новые машины с моторами от 1 до 2 литров на 90% — до 84 тысяч рублей, а для автомобилей с объемом двигателя от 2 до 3 литров — на 49% — до 126 тысяч рублей.

По оценкам экспертов, рост цен будет соизмерим с повышением сбора, но он будет постепенным и не сильно отразится на продажах.

«Утилизационный сбор повысится по-разному для разных моделей. При этом на бюджетные машины он повысится сильнее, а на «премиум» и более мощные автомобили сбор в процентах повысится меньше. Сейчас ситуация на рынке достаточно шаткая. С одной стороны сейчас вроде продажи растут, происходит это за счет того, что в прошлом году реализовывались различные программы государственных поддержек, но уже весной он будет меньше относительно динамики прошлого года. Поэтому скорее всего производители утилизационный сбор в цену сейчас не будут закладывать, а, возможно, заложат его лишь в какой-то части на вывод последующих моделей, либо это будет постепенный рост в течение года. В принципе, при цене автомобиля в 400, 500, 600 тысяч рублей и стоимости дополнительного оборудования это повышение может быть, грубо говоря, завуалировано и на фоне всех остальных вещей будет незаметным», — говорит исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов .

По словам вице-президента Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Андрея Петренко , ситуация на рынке сейчас достаточно сложная, потому что она связана не только с повышением утилизационного сбора, когда меняется цена на определенные модели и марки, но и с тем, как производитель будет проводить свою маркетинговую политику — будет он оставлять в полном объеме линейку автомобилей или будет ее сокращать.

«У него получается два варианта — либо он может эти сборы размазать по стоимости всей гаммы, тогда процент увеличения, который все равно будет, будет не такой высокий. С другой стороны, он может отказаться от тех моделей, которые выбиваются у него из ценового ряда, и в этой ситуации для потребителя ситуация одинаково плохая, так как он или получает увеличение стоимости автомобиля, или уменьшение модельного ряда. Рецепт один — сейчас у дилеров на складах есть полутора двухмесячный запас тех автомобилей, которые еще пришли по старым ценам, и скорее всего, стоимость машин, которые уже поставлены в дилерскую сеть, пересчитываться не будет. Дальше будет только дороже и меньше выбор. Дело в том, что утилизационный сбор считается от кубиков и не зависит от цены на автомобиля. Если взять среднее значение повышения утилизационного сбора — 15% и пересчитать ее на стоимость автомобиля, то это процентов семь-восемь, если говорить в целом по рынку», — говорит Петренко.

На какие машины вырастут цены

Повышение утилизационного сбора не повлияет на стоимость автомобилей, выпущенных в России, поскольку правительство компенсирует им утилизационный сбор через программы господдержки. Цены могут вырасти только на импортируемые в Россию автомобили, для которых сборы закладываются в розничную цену. Конечная цена таких автомобилей складывается из нескольких цифр — это стоимость доставки, пошлина на ввоз автомобиля, установка кнопки ЭРА-ГЛОНАСС, утилизационный сбор, а также прибыль автодилеров.

«Для автомобилей, которые собираются в России, идет поддержка через другие статьи, и сбор этот будет возращен. По большей части сбор скажется на моделях, которые импортируются. Эта разница будет большей между импортируемой и машиной, собранной в России. Однозначно сказать, что на эти машины цены вырастут на столько, а на эти — на столько, точно нельзя», — говорит Удалов.

По словам независимого эксперта по автопрому Алексея Захарова , подорожание коснется не только малолитражных автомобилей, но и автомобилей с объемом двигателя 2-3 литра, которые ввозят в Россию. «Подорожают все автомобили, к которым эта ставка применяется. Оценка такого подорожания — примерно на 5-7%», -говорит Захаров.

В зарубежных автоконцернах отмечают, что рост цен может коснуться новых моделей. Так, группа BMW, в частности, рассматривает возможность повышения цен в России на новые автомобили BMW и Mini после повышения ставок утилизационных сборов. Об этом сообщает информационное агентство RNS со ссылкой на официального представителя группы. «Мы рассматриваем различные сценарии дальнейших шагов. Наше ожидание по рынку, что цена затронутых автомобилей в среднем увеличится на 50-60 тыс. рублей, таким образом, нагрузка ляжет на плечи клиентов», — сообщил представитель группы.

Повышение ставки утилизационного сбора а также других тарифов, по оценкам экспертов, запланированы с целью привлечь в бюджет максимальный объем налоговых и иных поступлений.

«Да, цена поднимется, но она и так регулярно растет, я уже не помню время, когда бы она снижалась. И продавцы, и производители несомненно заложат повышение ставки утилизационного сбора в цену. Но это не будет так ощутимо заметно. Утилизационный сбор сам по себе представляет небольшую долю от стоимости автомобиля. Например, была сумма 50 тысяч — на 15 % поднимут сбор — и это будет всего лишь 55-57 тысяч. Мы сегодня видим, что правительство ищет пути повысить доходную часть бюджета такими малыми мерами — ЖКХ —на 4%, подоходный налог с 13 до 15%. Вроде бы неощутимо, но по стране в целом сумма уже большая», — говорит аналитик «Финам» по авторынку Алексей Калачев .

Радость встречи нового 2019 года подпортит не только повышение НДС и акцизов. Cвою лепту в рост цен внесет увеличение экологического сбора.

Не все покупатели в курсе, что экологический сбор влияет на стоимость практически всех потребительских товаров. Полный их перечень есть в распоряжении Кабмина от 28.12.2017 № 2970-р. Налогом облагается одежда и другие изделия из ткани, тара и упаковка, бензин и солярка, масла, шины, продукция из пластмассы, стекло, техника, провода и проч.

Экологический сбор платят производители и импортеры продукции, исключение – компании, которые сами проводят утилизацию. Но этим редко кто занимается, поскольку дешевле заплатить налог.

Освобождены от экологического сбора посреднические организации, которые не продают товары конечным потребителям, а также компании, приобретающие продукцию для собственных нужд.

Технология расчета

Ставка экологического сбора рассчитывается исходя из расходов на утилизацию и сопутствующих трат (сбор товаров, транспортировка, обработка и т.п.). Конкретные цифры установлены постановлением Правительства.

Ставки исчисляются в рублях за тонну, зависят от наименования товара. Дешевле всего обходится утилизация бумаги и картона – 2 378 руб./т., дороже всего аккумуляторов – 33 476 руб./т. Ставка за утилизацию инструментов и оборудования – 26,5 тыс. руб./т.

Реальный налог с тонны значительно меньше, поскольку ставку нужно умножить на норматив утилизации. Этот параметр тоже зависит от вида продукции, его диапазон – 5-45 процентов.

Экологический сбор ввели сравнительно недавно. В 2017-ом он принес бюджету 1,3 млрд рублей, хотя в Минприроды рассчитывали получить 6,5 миллиардов. Результатом чиновники остались недовольны и теперь хотят наверстать упущенное.

Аппетиты Минприроды

Министерство подготовило документ, согласно которому сбор за бумажную тару предлагается поднять на 28,5%, за пластмассовую упаковку – почти втрое, за алюминиевые банки – в 8 раз, за свинцовые аккумуляторы – в 13,5 раза. В среднем повышение ставок планируется на уровне 11,4%.

Вроде мелочь, но чиновники изначально заложили в законодательство увеличение нормативов утилизации. В ближайшие 3 года они будут расти на 3-15% ежегодно. То есть, диапазон 5-45% уже в 2019 году будет увеличен.

Насколько вырастут цены?

Повышение экологического сбора приведет к росту цен почти на все товары. Даже если человек покупает минеральную воду, а ее нет в списке правительства, он платит налог, поскольку в стоимость пластиковой бутылки включен экологический сбор. В данном случае это копейки, рассмотрим более информативный пример с компьютером.

Сбор на системный блок составляет 26,5 тыс. руб./т, но будет увеличен до 29,4 тыс. руб./т. С нормативом утилизации аналогичная ситуация: сейчас – 5%, в 2019 году будет 10%.

Получается, что импортер с тонны компьютеров сейчас платит 1 325 рублей, а в 2019-ом будет платить 2 940 рублей. Если системный блок для игрового компьютера весит 10 кг, сбор с него сейчас – 13,25 рублей, а в 2019 году будет 29,4 рубля.

Суммы вроде бы совсем маленькие, но огорчает то, что подорожают практически все товары: от пластиковых бутылок и полиэтиленовых пакетов до одежды и автомобильных шин. К конечным розничным ценам добавка составит менее 1%. Однако производители могут воспользоваться повышением сбора как информационным поводом для более существенного увеличения цен.

Авиакомпания «Аэрофлот» объявила о том, что с 26 июля повысит топливный сбор на 200–400 рублей на внутренних рейсах, сообщает 25 июля ИА «Коммерсант».. «Мы в Biletix получили соответствующее письмо от «Аэрофлота», – подтвердил генеральный директор Biletix Александр Сизинцев.

Представители ряда чартерных перевозчиков, например, NordWind и Azur Air, пока заявили федеральным СМИ, что не планируют поднимать стоимость авиабилетов. Однако наблюдатели предполагают, что цепная реакция, как всегда бывает в таких случаях, пойдет по всему авиарынку и топливный сбор установится примерно на одном уровне у всех авиакомпаний.

Вырастет или упадёт спрос? Мнение эксперта

Рост спроса на туры в Объединенные Арабские Эмираты отмечают все участники рынка. Количество бронирований увеличилось в разы еще зимой 2017 года, когда у российских туристов появилась возможность получать визы по прилете и бесплатно.

По мнению экспертов, при сохранении такой динамики роста цен на авиационное топливо стоимость авиабилетов вырастет и у других российских авиакомпаний. Причем как на внутренних, так и на зарубежных направлениях. Удорожание может составить до 10 % от нынешней стоимости. Закономерно и увеличение цен на туры. Пока речь идет о внутренних направлениях, соответственно, подорожать могут поездки в Сочи и Крым. Впрочем, наблюдатели говорят, что впоследствии тенденция может распространиться и на зарубежные маршруты.

По мнению наблюдателей, динамика цен на авиатопливо довольно драматическая как раз на внутреннем рынке – цены опережающими темпами растут именно в российских аэропортах. В то время как по международной сети, которая обслуживается «Аэрофлотом», такого же динамичного роста не видно. Более того, у авиакомпаний, которые выполняют полеты в зарубежные аэропорты, есть возможность осуществлять танкирование – заправляться за рубежом, если там цены на керосин дешевле.

«Совершенно очевидно, что нынешний рост цен на авиатопливо очень негативно скажется на финансовом положении авиакомпаний. Поэтому единственная возможность компенсировать издержки – повышение тарифов или топливных сборов. Можно предположить, что это повлияет не только на карманы потребителей услуг «Аэрофлота», но и на других российских и, вероятно, некоторых зарубежных перевозчиков, которые тоже отреагируют повышением тарифов», – считает главный редактор «Авиапорта» Олег Пантелеев.

Он предполагает, что общая тенденция на повышение стоимости перевозок в 2018 году сохранится. Пока никаких предпосылок снижения цен нет. «Теоретически есть шанс, что будет подкорректирован или обнулен НДС. Еще более призрачный шанс, что Египет будет открыт для полетов напрямую на популярные курорты. Эти факторы теоретически могли бы положительно повлиять на экономику авиакомпаний, следовательно, и на тарифную составляющую. Но подтверждений, что это произойдет в этом году, к сожалению, мы не видим», – добавляет он.

Напомним, что весной этого года оптовые цены на нефтепродукты, в том числе на авиакеросин, выросли на 20 %. В начале июня в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта уже заявляли о возможном подорожании билетов из-за роста цен на авиационный керосин и бензин.

Случайные статьи

Вверх