Постиндустриальное общество - что это такое и каким образом оно проявляется? Постиндустриальное (информационное) общество.

Здравствуйте, дорогие друзья! Вопрос о том, находимся ли мы сегодня в постиндустриальном обществе, волнует многие живые умы современности. Задаваясь этим вопросом, мы не заметили, что переступили грань еще одного типа социального устрйоства, о котором Вы узнаете из этой статьи. Также важно уяснить себе причины перехода к постиндустриальному обществу, чтобы понять, в России оно вообще есть, или его нет?

Итак, приступим!

Понятие

Постиндустриальное общество — это кратко уровень развития социума, в котором достигнут автоматизация производства, информация становится товаром, и сфера услуг больше сферы производства.

Впервые это понятие ввел в своем выступлении выдающийся американский ученый и футуролог Дэниел Белл. Выступал он на научной конференции в Зальцбурге. Он же автор монументального футурологического научного труда «Грядущее постиндустриальное общество». Наверное, прогноз Белла, описанный в этой книге, оказался самым правдивым в истории науки. К слову, родился Дэниел в 1919 году, а умер в 2011 — редко какому ученому удается посмотреть на реализовавшийся свой прогноз...

Итак, почему же случился переход к такому обществу и какие существуют его признаки?

Первая причина такого перехода — в том, что люди во второй половине прошлого века смогли преодолеть многовековую проблему: голода и смертности. Конечно, это случилось не для всех регионов планеты. Но все же страны и народы в мире голодают. Я имею в виду не Россию, конечно, а страны Востока и Запада: США, ЕС, Китай, Японию, Южную Корею и пр. Технология достигла в этих странах такого уровня, что голод им не грозит. Плюс медицина достигла потрясающих результатов, в результате чего фактически ликвидирована детская смертность.

Именно поэтому население Земли выросло за 100 лет с одного миллиарда до шести...

Вторая причина вытекает из первой. Научно техническая революция второй половины прошлого века позволила вывести общество на новый уровень развития, при котором производство роботизируется, а доля занятого там населения сокращается. Когда количество служащих больше количества людей занятых на производстве.

В таком социуме на первый план выходит вопрос не что произвести, а как это сделать? В силу этого информация и знания становятся ведущими ресурсами развития. Кто владеет информацией (как и что производить) владеет миром. Поэтому в таком обществе так развито патентное право, авторское право и т.д.

Все эти социальные эксперименты не удались. Нацизм — античеловечен, поэтому был истреблен. Коммунизм — утопия, поскольку если удовлетворяется одна — возникает куча других. К примеру, было у людей что поесть и что одеть в СССР, им захотелось видеомагнитофонов («видиков»), захотелось смотреть голливудские блокбастеры, захотелось больше свобод — вот и рухнул Союз.

То есть после 1991, после краха социалистической системы возник идеологический вакуум. Этот вакуум заполнили США предложив свою модель либеральной демократии. Эта модель была поддержана странами бывшего соцлагеря. Вот и получилось то, что мы сейчас имеем.

Признаки

К признакам постиндустриального общества можно отнести следующие.

Автоматизация и роботизация производства . Это очень важный признак, поскольку именно от него зависит удовлетворение базовых потребностей общества. А также многих вторичных.

Развитие знаний и науки. Этот показатель также очень важен. Что значит развитие науки и знаний? Это значит, в первую очередь, что зарплата ученого позволяет ему не заботиться о материальных вопросах, всецело уделив внимание научным вопросам. Именно поэтому везде в мире зарплата ученых находится на уровне бизнесмена средней руки. И тут еще можно подумать, стоит ли уходить в бизнес 🙂

Везде в развитых, любые научные коммандировки оплачивает университет. Более того, тебе покупаю билет на самолет в бизнес-класс, чтобы ты, пока летишь, подумал над научной статьей, или над научными проблемами.

Прямая связь науки и производства. Тоже крайне важный признак рассматриваемого общества. Между прочим, основная масса научных открытий производится не в университетах, как думает большинство, а в крупных , в которых существуют специальные научные отделы. Именно эти корпорации двигают сегодня науку вперед.

Информация становится товаром . Продается и покупается информации, сведения на материальном носителе.

К примеру, я знаю образовательную систему РФ, я знаю, как поступить в вуз на бюджет без проблем, я знаю, как именно надо готовиться к ЕГЭ любому выпускнику, чтобы он получил не меньше 95 баллов за историю или обществознание. Соответственно, это знание приобретено мной за 9 лет работы в образовании нашей страны, апробировано на моих учениках, и оформлено в форме пошаговой системы в специальном сервисе подготовки . Круто? Да! Любой желающий может воспользоваться этими сведениями, оплатив мои труды. Потому как мы живем не в коммунизме, а в рыночной системе хозяйствования, в которой все имеет свою цену и стоимость (кстати, это разные понятия).

Этот пример и иллюстрирует действенное постиндустриальное общество, экономику знаний.

Где находится Россия?

Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны — многие черты такого общества присутствуют: информатизация, мобилизация (рост мобильной связи), автоматизация ряда производств... С другой стороны, во многих регионах страны людям просто нечего есть.

О каком постиндустриальном обществе можно говорить? Наше государство без строительства собственного производства хочет скакнуть на этот уровень развития социума. Ну так не получится. Надо сначала хотя бы накормить население, дать доступное жилье и одежду, а уж затем требовать с него работать и еще раз работать. Осторожно, видео жесткое, но вполне допустимо для лиц, от 16 лет.

Из соображений этики видео можете посмотреть непосредственно на YouTube. Ссылка=>>

Как-то так.

Ну, а некой новой стадии в развитии общества после постиндустриального смотрите в видео в начале поста 🙂

Post Scriptum:

Чтобы скачать видео

Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными принципами или критериями, составляют типологию. Существует множество способов классификации обществ и соответствующих им типологий. Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общества делятся на дописьменные, то есть умеющие говорить, обладающие языком, но не имеющие письменности и письменные, владеющие алфави­том и фиксирующие слова в материальных знаках и носителях.

Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса : простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных (первобытные племе­на). В сложных обществах несколько уровней управления и несколько социальных слоев, расположенных сверху вниз, по мере убывания доходов. Здесь появляются противополож­ные страты: господствующая и зависимая. Возникшее стихийно социальное неравенство закрепляется юридически, экономически, политически, религиозно.

Стимулом для зарождения сложных обществ является появление государства. Простые общества совпадают с дописьменными, с доцивилизационными, а сложные совпадают с письменными обществами.

В основе третьей типологии лежит способ добывания средств существования. Основателями такой классификации являются Дж. Ленски и Г. Ленски . Согласно их классификации, все общество можно разделить на три типы:

1. Общество, живущее охотой и собирательством . Они ведут кочевой образ жизни, имеют самые примитивные ору­дия труда, их имущество ограничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей и состоит из локальных родственных групп - триб. В этом обществе каждый знает, кто кому приходится близким или дальним родственником. Политической структуры почти не существует, во главе его обычно стоят старейшины или вождь, другие властные структуры в этом обществе еще не сложились. Это ранний период существования человечества и называется он протообществом. По времени существования - это самый продолжительный этап и соответствует перво­бытному обществу.

2. Садоводческие, земледельческие общества. Они впервые возникли на Ближнем Востоке приблизительно за четыре тысячи лет до н.э. В дальнейшем получили распространение от Китая и до Европы. В настоящее время сохранились главным образом в Африке на юге Сахары. Садоводческие общества не производят прибавочного продукта. Люди, которые трудятся, используя лишь мотыгу, не могут создать высоко продуктивную систему сельского хозяйства. Политические структуры в простых садоводческих обществах имеют до двух социальных слоев, но в некоторых случаях, она доходит и до четырех слоев. Система родственных связей также является основой социальной структуры, но здесь она значительно усложняется. Иногда общества состоят из многих кланов отличающихся сложными взаимосвязями. Брачные отношения между представителями различных родов регулируются. Эти примитивные общества можно также отнести к первобытно-общинному строю.


3. Аграрные общества. Они впервые возникли в Древнем Египте, благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства. Эти общества могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Появление прибавочного продукта создало предпосылки для возникновения городов, развития ремесел и торговли. Переход к аграрным обществам означает переход от кочевого образа жизни к оседлому. На основе аграрных обществ возникло государство, которое сформиро­вало бюрократический аппарат и армию. Была изобретена письменность, появились первые денежные системы, и расширился культурный и торговый обмен между на­ родами. Стали складываться более сложные формы политической организации, поэтому система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. В земледельческом обществе семья по-прежнему остается основной про­изводственной единицей.

4. Промышленные, индустриальные общества. Они возникли лишь в современную эпоху в конце 18 века, под влиянием индустриализации Великобритании. Самые передо­вые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе, Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг, Южная Корея). Промышленное произ­водство связано с применением научных знаний, необходимых для управления про­изводственным процессом. В этих обществах уже осуществляется использование сначала тепловой, а в дальнейшем электрической и атомной энергии.

В середине 19 века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Общества, разли­чающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками: способом производства и формой собственности, составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно Марксу, чело­вечество последовательно прошло четыре формации: первобытную, рабовладельческую, фео­дальную и капиталистическую. Он считал, что пятой формацией развития человечества долж­на будет выступить коммунистическая формация, а первой фазой ее развития выступает со­циализм, основанный на общественной собственности на средства производства.

Другая типология социальных систем в качестве основы также рассматривает экономическую сторону жизни, но акцент делает на характере труда, выделяя доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный труд и соответствующие ему типы обществ. Наиболее видные ее представители - американские социологи и политологи Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Тоффлер и фран­цузские социологи, и политологи А. Турэн и Ж. Фурастье . Эта концепция была создана Д. Беллом как футурологическая, когда он возглавлял комиссию по 2000 году Американской Академии искусств и наук.

Согласно данной теории, общество в своем поступательном развитии проходит три основные стадии:

1) доиндустриальную (аграрную);

2) индустри­альную;

3) постиндустриальную.

Бжезинский третью стадию назы­вает технотронной, а А. Тоффлер - сверхиндустриальной.

Доиндустриальные общества в современном понимании - это отсталые в своей основе сельскохозяйственные, примитивные, консервативные, закрытые, несвободные общества. К такому типу он отнес слаборазвитые страны, которые находятся на стадии экономического развития между каменным веком и первой промышленной революцией. Сюда же он относит и страны, в которых идут процессы индустриализации, но они еще не завершены, а также общество, находится на переходном этапе развития. Доиндустриальные общества - подготовка к капитализму.

Индустриальные общества имеют развитую промышленную основу. Это динамические, гибкие, свободные и открытые по организации социальной жизни общества (капиталистические страны).

Постиндустриальные общества - это общества наиболее развитых стран, производственную основу которых составляет использование достижений научно-технической и научно-технологической революций, и в которых в связи с резким возрастанием роли и значения науки и информации, произошли существенные структурные социальные изменения. Он считает, что США и Япония находятся на пороге постиндустриального общества.

На первой стадии преобладает первичная сфера экономической деятельности - сельское хозяйство, на второй - вторичная сфера - промышлен­ность, на третьей стадии - третичная - сфера услуг.

Основная за­дача этой стадии - индивидуализация производства и потребления.

В доиндустриальном обществе главная цель - власть.

В индустри­альном - деньги, в постиндустриальном - знание, обладание кото­рым является главным, престижным фактором.

Каждой из этих трех стадий присущи специфические формы социальной организации:

в аграрном обществе - это церковь и армия,

в индустриальном - кор­порация,

в постиндустриальном - университеты.

В соответствии с этим находится и социальная структура: в аграрном обществе господствующую роль играют священники и феодалы, в индустриаль­ном - бизнесмены, в постиндустриальном - ученые и менеджеры-консультанты.

Когда одна стадия приходит на смену другой, то изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения и социальная структура общества.

Характерные черты постиндустриального общества:

1. В постиндустриальном обществе добыча и переработка природных ресурсов сменяются добычей и переработкой информации и развитием сферы услуг.

2. Информационные технологии захватывают важнейшие сферы общественной жизни:

промышленную, политическую, военную и культурную.

3. Смена технологического базиса (прогресс прикладного знания и совершенствование средств производства) – это сказалось на организации всей системы социальных связей.

4. Меняются структура занятости, соотношение профессионально-квалификационных групп, т.к. структура социальной позиций определяется социальными статусами, которые зависят от профессиональной деятельности человека, его образования, опыта, таланта и т.д.

Переход от индустриального общества к постиндустриальному обществу сопровождает­ся превращением товаропроизводящей массы экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Это:

1. Введет к сокращению числа занятых в сфере промышленности и в сельском хозяйстве и к преобладанию работников умственного труда.

2. Изменяется и социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение и решающим становится уровень образования и знания.

3. Отсюда вытекает особенность постиндустриаль­ного общества, в котором основным принципом развития выступает центральное положение теоретических знаний как источника нововведений и определения политики.

4. Постиндустриальное общество характеризует ориентация на будущее, контроль над техникой и оценка последствий технических нововведений, принятие решения на основе новой интеллектуальной технологии и использование ее методов в теории управления.

В русле социального эволюционизма на основе противопостав­ления традиционного и современного общества сформировалась тео­рия стадий роста. Теория «стадий роста» У.Ростоу описывает посту­пательное развитие общества как переход от аграрного «традицион­ного» общества к современному «индустриальному», как прохождение 5 важнейших ступеней - стадий.

Первая стадия - традиционное общество, основу которого со­ставляет примитивное сельскохозяйственное производство. Накоп­ления здесь незначительны и расходуются непроизводительно.

Вторая стадия - «переходное общество» - на этой стадии создаются предпосылки для «сдвига»: рост производительности сельскохозяйственного труда, увеличение капиталовложений в расчете на душу населения, возникновение централизованного государства и т.д.

Третья стадия - период «промышленной революции», характеризующийся мобилизацией внутренних накоплений и инвестиро­вания более 10% национального продукта в производство, быстрым ростом основных отраслей промышленности и радикальным измене­нием методов производства.

Четвертая стадия - «путь к зрелости»- формирование ин­дустриального общества. Этот процесс отличается бурным разви­тием промышленности, возникновением новых отраслей произ­водства, повышением уровня капиталовложений до 20%, бурным ростом городов.

Для индустриального общества характерны:

1) развитая и сложная система разделения труда в обществе в целом, при сильной его специализации в конкретных сферах производства и управ­ления;

2) массовое производство товаров на широкий рынок;

3) меха­низация и автоматизация производства и управления;

4) научно-техническая революция. Следствием этих процессов является высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности и урбанизации, качественные сдвиги в струк­турах национального потребления. С точки зрения данной теории, основные характеристики крупной промышленности - индустрии обусловливают форму поведения не только в сфере организации и управления производством, но во всех других сферах обществен­ной жизни.

Следующая типология основана на характере взаимосвязи социальной системы и сферы. По этому критерию выделяются открытые и закрытые социальные системы. В данном случае социологи используют понятия, которые разрабатываются в естественных науках. В естественных науках открытыми системами являются незамкнутые системы, которые постоянно обмениваются с внешней средой и находятся в состоянии подвижного равновесия с ней. За­крытые системы изолированы, замкнуты, не взаимодействуют с внешней средой и постепенно приходят в состояние «застоя» и состояния наиболее низкой организованности. Аналогичным образом социальные системы, находящиеся в изоляции от внешней окружающей среды, неизбежно начинают переживать процессы, свойственные закрытым системам, что может привести к социальным кризисам.

Английский философ и социолог Карл Поппер использовал понятие открытого и закрытого общества для описания культурно-исторических и политических систем на разных этапах их развития. Закрытым он назвал магическое, племенное или коллективистское общество, застывшее на достигнутой ста­дии развития догматическое и авторитарное. Примерами такого общества могут служить античная Спарта, Пруссия, нацистская Германия, СССР в эпоху сталинизма. Открытое об­щество - такое общество, в котором индивиды вынуждены принимать личные решения. Оно сравнительно легко изменяется и приспосабливается к обстоятельствам внешней среды. Для его граждан характерно рациональное постижение мира, критицизм, индивидуализм, ответ­ственность за свои поступки. Примером является западные демократии. Переход от закрыто­го общества к открытому является одной из глубочайших революций, через которые прошло человечество и которое остается магистральным путем развития человечества.

Постиндустриальное общество, зарождающееся в данный момент, имеет существенные отличия от индустриального. Вместо максимального развития промышленности, первостепенное значение получают информация, технологии и знания, а сфера обслуживания значительно обгоняет сферу промышленности.

Наука и постиндустриальное общество

Сейчас не наблюдается такой неоглядной веры во всесилие науки. Негативные последствия человеческой деятельности на планете заставили выйти на передний план чисто экологические ценности. Это не только отношение к природе, но и к гармонии, и к равновесию вообще, которые так необходимы для того, чтобы индустриальное и постиндустриальное общество развивалось адекватно существованию планеты.

Основой является информация, которая породила новый тип социума, названный информационным. Вместо централизации здесь имеет место регионализация, вместо бюрократизации - демократизация, разукрупнение сменило концентрацию, а индивидуализация - стандартизацию. Это как раз те самые процессы, которые обуславливает информационное постиндустриальное общество с рождёнными посредством его возникновения технологиями.

Об услугах

Как было сказано выше, сфера обслуживания развивается гораздо мощнее промышленности, поскольку все люди либо предоставляют информацию, либо её используют, то есть либо пользуются услугами, либо их потребляют. Это касается практически всех профессий: преподаватель обслуживает студента, ремонтник - технику, а в результате - клиента, так же происходит с врачами, юристами, банкирами, лётчиками, дизайнерами и так далее.

Все они продают свои знания и умения - законов или анатомии, финансов или аэродинамики и оперирования цветовыми гаммами. В отличие от фабричных или заводских рабочих, которых объединяло индустриальное и постиндустриальное общество, они не производят ничего. Происходит простая передача знаний и оказание услуг, за которые платят клиенты.

Посттрудовая виртуальность

Современный тип общества подпадает под описание виртуального, которое развивается под мощным воздействием интернет-технологий. Этот мир - виртуальный или "возможный" - сделался новой реальностью посредством компьютерного бума, который охватил всё общество целиком. Виртуализация - симуляция или образ общества - явилась тотальной, а все её элементы, из которых социум состоит, виртуализируясь, существенно меняют свой облик, свою роль и свой статус.

Постиндустриальный тип общества постэкономичен, он является и посттрудовым, поскольку экономическая система утратила своё первоначальное значение как определяющее. Труд перестал быть основой социальных отношений.

Постиндустриальное общество лишило человека его экономической сущности, ориентировав на другие, постматериалистические ценности. Акценты смещаются на гуманитарные, социальные проблемы, приоритетами становятся качество и безопасность жизни, а также самореализация каждого индивида в разнообразных социальных сферах. Поэтому формируются совершенно новые критерии социального благополучия и благосостояния как характерные черты постиндустриального общества.

Теория

Научная традиция, идущая от эпохи Просвещения, получила воплощение и развитие в том самом ключе, какой предлагает концепция постиндустриального общества. Тогда общественный интерес связывался с поэтапным улучшением условий материальной жизни человека. Позитивистская философия и экономические исследования 19 века продиктовали самые важные методологические принципы этой концепции, положили в основу периодизацию социального развития в связи с особенностями технологической оснащённости производств, распределения и обмена общественного продукта.

Это почти абстрактная идея, предполагающая вычленение стадий в технологическом процессе, была со временем богато дополнена институциалистами в экономической теории, посвященной структуризации секторов производства в обществе, выявлению закономерностей хозяйственного развития, которые не зависят от политической системы и социальной сферы страны. Эти труды мыслителей от 18-го до начала 20 века и стали основой, на которой было построено постиндустриальное развитие общества.

Модели

Политологические, социальные, экономические концепции этого столетия занимают главенствующее место в теории, на принципах которой выстраивается новая жизнь. Черты постиндустриального общества узнаются по представлению трёхсекторной модели производства, которая ещё в 50-х годах прошлого века разграничила национальную экономику на секторы.

  • Первичный сектор - добывающие отрасли и сельское хозяйство.
  • Вторичный сектор - обрабатывающая промышленность.
  • Третичный сектор - сфера услуг.

Таким образом, был получен значительный экономический рост к началу 60-х годов, но отождествлять секторы экономики с этапами развития цивилизации всё-таки не нужно. Формирование единства индустриального общества было весьма популярной идеей в 60-х среди многочисленных технократов. Также ими рассматривалась и теория конвергенции, в которой с унифицированных позиций представлялось противостояние восточного и западного блоков. Черты постиндустриального общества в то время ещё не были достаточно прояснены.

Рождение понятия

Профессор Белл из Гарварда в 1959 году впервые употребил этот термин в том значении, которым он наполнен сегодня. Он обозначил данным понятием переход к постиндустриальному обществу, где социум отодвигает роль индустриального сектора на второй план посредством возросшей технологизации, выводя на первый план науку как производительную силу. Поэтому потенциал общественного развития всё более стал определяться теми масштабами знаний и информации, которыми общество располагает.

В середине 70-х годов появились более частные термины, которые подчёркивали важнейшие тенденции социального развития. Наиболее широко стали использоваться определения, характеризующие постиндустриальное общество как информационное, конвенциональное, организованное и даже программируемое. Полное и комплексное установление характера этого понятия научно определить не удалось, все попытки отличались частностью и не стали научно состоятельными, хотя их было (да и сейчас) необычайно много: постиндустриальное общество называли и активным, и справедливым. Это, в принципе, правдой не является.

Постиндустриальный тип общества

Итак, всесторонний и качественный анализ новой ситуации, появившейся в развитых индустриальных странах к 70-м годам прошлого века, сформировал теорию постиндустриального общества. Характерные черты были выявлены в течение следующих десятилетий:

  • Радикально ускоряется технический прогресс.
  • Роль материального производства снижается.
  • Уменьшается доля материального производства в совокупности общественного продукта.
  • Широкое развитие информации и сектора услуг.
  • Мотивы и характер деятельности индивидума изменяются.
  • Появляются новые вовлекаемые в производство ресурсы.
  • Существенно модифицируется вся социальная структура.

Современное общество

Оно в целом уже вполне постиндустриальное, если рассматривать основные параметры, предложенные теорией. Главное - полный переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. Проведение исследований, повышение качества жизни, организация системы образования - тоже характерные черты постиндустриального общества.

Класс техников-специалистов сделался главной профессиональной группой общества, где любое внедрение нововведений прежде всего зависит от количества и качества теоретических знаний. В постиндустриальном обществе возник новый - интеллектуальный класс, чьи представители выступают даже в качестве политических консультантов, а также экспертов и технократов.

Важнейшие параметры

Современное общество не только может, но и должно рассматриваться как постиндустриальное, поскольку всё более укрепляется анализ логики цивилизационного развития, что подтверждается теорией постиндустриализации. Ясно видны три эпохи - доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная как периодизация социального прогресса. Параметры совершения такого перехода следующие:

  • Основной производственный ресурс. Доиндустриальное общество - сырьё, первичное производство, индустриальное - энергия, постиндустриальное - информация.
  • Тип производственной деятельности. Последовательная обработка (процессуальность) - в постиндустральном обществе, тогда как ранее это были добыча и изготовление.
  • Характер базовых технологий. Постиндустриальное общество - наукоёмкие технологии, индустриальное - капиталоёмкие, доиндустриальное - трудоёмкие.

По этой схеме можно формулировать старинное положение о трёх обществах, которое предполагает базирование доиндустриального общества на синтезе человека и природы, индустриального - на преобразовании природы, а современное постиндустриальное общество базируется на взаимодействиях между людьми.

Становление концепции

Всё началось с оценок явлений, кардинально изменивших западный мир. И по сей день эта теория сохраняет свой материалистический характер, изучая конкретные факты и тенденции. Концепция постиндустриального общества представляет эмпирический материал как первичный относительно теоретических постулатов и общеметодологических конструкций, тем и отличается от других обществоведческих теорий, которых придерживаются марксисты.

Однако нельзя не отметить, что эта доктрина представлена рядом аспектов излишне объективистски, поскольку не даёт инструментов для анализа причин именно такого развития, пришедшего к становлению сначала индустриального, а затем постиндустриального общества. Рассматривая этот переход, скорее, как данность, а не процесс с противоречиями и внутренней логикой, объясняются лишь социальные трансформации современности, не применяя полученных результатов для выстраивания глобальной теории в области социологии, что и придаёт некоторую поверхностность учёным изысканиям в их выводах и положениях.

Введение

постиндустриальный культура общество

С конца 60-х годов ХХ века в науке утвердилось понимание происходящих в наиболее развитых странах мира хозяйственных и вызываемых ими социально-политических перемен как провозвестников качественно нового этапа общественного прогресса. К настоящему времени за рубежом выдвинуто немало оригинальных концепций, в которых обобщаются фундаментальные закономерности хозяйственного развития и на этой основе делаются попытки осмыслить глобальные перспективы человечества.

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Доминирующим производственным ресурсом является информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Актуальность темы заключается в рассмотрении постиндустриального общества в целом и перехода приоритета от производства товаров к производству услуг.

Цель данной работы - дать определение постиндустриальному обществу и рассмотреть всю специфику культуры данного общества.

Для написания данной контрольной работы, нами была использована разнообразная литература, затрагивающая различные сферы деятельности человека.

Постиндустриальное общество

Постиндустриальное общество - это стадия развития общества, начавшаяся в последней четверти XX века в результате научно-технической революции, характеризующаяся развитием энергосберегающих технологий, созданием высокотехнологичных производств, информатизацией общества, развитием науки и техники, увеличением уровня образования, медицины, качества жизни людей.

В середине XX века развертывается современная научно-техническая революция, представляющая собой переворот в технике и технологии производства на основе новейших достижений науки. Ее основные направления: освоение новых источников энергии, автоматизация производства, его химизация и биологизация.

Развертывание научно-технической революции привело к трансформации индустриального общества в постиндустриальное в последней четверти XX столетия. Переход к энергосберегающим технологиям как следствие энергетического кризиса 70-х годов, создание и широчайшее использование синтетических материалов, информатизация общества на основе массового производства и использования персональных компьютеров, роботизация привели к изменению структуры занятости населения, изменили сам облик общества. В постиндустриальных странах доля занятых в традиционных отраслях производства (в добывающей и обрабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве, в строительстве) не превышает трети населения. Изменился характер труда. Так, в США в конце XX века доля занятых физическим трудом не превышает 10%, а столетие назад составляла 90%. А две трети заняты в информационном бизнесе, предоставляют финансовые, консультационные, бытовые, туристические, медицинские, образовательные и другие услуги, работают в индустрии развлечений. Этот сектор экономики называют третичным.

В постиндустриальном обществе его основой стал средний класс - основа стабильности общества.

Можно выделить следующие критерии принадлежности к этому классу:

· владение семьей собственностью, эквивалентной 20-50 среднегодовым доходам одного работника;

· получение дохода, обеспечивающего семье достаток не ниже прожиточного минимума;

· уважение законов и традиций страны, умение и желание защищать свои права и свободы, взятие на себя доли социальной ответственности за будущее страны.

Средняя семья владеет коттеджем или квартирой, одним - двумя автомобилями, полным набором современной бытовой техники, одним и более телевизором, телефоном и т.д. Деревня как понятие исчезло. Высокий уровень потребления продуктов питания обеспечивается небольшим слоем фермеров.

На первый план в постиндустриальном обществе выходит качество жизни, под которым понимается возможность жить в гармонии с природой. обществом, самим собой. О высоком качестве жизни свидетельствуют поголовная грамотность, и высокий уровень образования значительной части населения, высокая продолжительность жизни, доступность и хорошее качество медицинских услуг, увеличение времени досуга и возможность рационального распоряжения им, уменьшение преступности и т.д.

К началу третьего тысячелетия н.э. в постиндустриальную стадию развития вступило примерно два с половиной десятка стран, где проживает более пятой части населения планеты.

Но анализ мирового развития за 70-90-е годы свидетельствует, что разрыв между высокообразованными странами и периферией планеты сокращается. Наиболее результативны усилия стран, где придерживаются курса на открытость экономики, сокращение госсектора, привлечение иностранного капитала, государственную заботу об образовании. Это открывает путь к благосостоянию даже наименее отсталым странам.

Близкими к постиндустриальной теории являются концепции информационного общества, постэкономического общества, постмодернизма, «третьей волны», «общества четвёртой формации», «научно-информационного этапа принципа производства». Некоторые футурологи считают, что постиндустриализм - это лишь пролог перехода к «постчеловеческой» фазе развития земной цивилизации.

Термин «постиндустриализм» был введён в научный оборот еще в начале XX века учёным А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значении этот термин впервые был применён в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Д. Белла, а затем развита в работах других ученых, в частности А. Турена.

В современном значении термин постиндустриальное общество получил широкое признание после выхода в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество», которую сам Белл назвал «попыткой социального предсказания», он проводил мысль, что в послевоенном американском обществе происходит переход от «долевой цивилизации» (индустриальной экономики, основанной на корпоративном капитализме), к постиндустриальному обществу, основанному на знании, которое характеризуется быстрым развитием компьютерных технологий, растущим авторитетом научных сообществ, а также централизацией принятия решений.

Машины как наиболее важная форма капитала вытесняются теоретическим знанием, а корпорации как центры социального авторитета - университетами и исследовательскими институтами; основным условием социального продвижения становится не обладание собственностью, а владение знаниями и технологией. Все эти изменения влекут за собой глубокую трансформацию политического ландшафта: традиционное влияние экономических элит сменяется влиянием технократов и политических экспертов.

В своей книге «Становление постиндустриального общества» Белл обосновывал прогноз трансформации капитализма под воздействием НТР в новую социальную систему, свободную от социальных антагонизмов и классовой борьбы. С его точки зрения, общество состоит из трех независимых друг от друга сфер: социальной структуры (прежде всего технико-экономического), политической системы и культуры. Эти сферы управляются противоречащими друг другу «осевыми принципами»:

· экономика - эффективностью,

· политическая система - принципом равенства,

· культура - принципом самореализации личности.

Для современного капитализма, считает Белл, характерно разобщение этих сфер, утрата прежнего единства экономики и культуры. В этом он видит источник противоречий в западном обществе.

В основу своей концепции Белл положил идею, что новое общество будет определяться в своих главных чертах развитием науки, знания, причем сама наука, знание будут приобретать со временем все более возрастающее значение.

В 60-е годы ХХ века Ален Турен высказывается от том, что постиндустриальное общество действует более глобально на управленческом уровне, используя для этого две главные формы. Во-первых, это нововведения, т.е. способность производить новую продукцию как результат инвестиций в науку и технику; во-вторых, самоуправление становится проявлением способности использовать сложные системы информации и коммуникаций.

А. Турен - активный сторонник концепции постиндустриального общества, которое он характеризует как общество, определяемое социальными и культурными, а не экономическими факторами.

Для него постиндустриальное общество - это классовое общество с глубокими социальными конфликтами, проявляющимися, прежде всего, в борьбе между господствующим классом, технократией и профессионалами.

Придавая большое значение в развитии общества социальным действиям, Туре создал их своеобразную типологию. Те конфликтные действия, которые представляют собой попытку защитить, реконструировать или адаптировать некоторый слабый элемент социальной системы, будь то ценность, норма, властные отношения или общество в целом, он называл коллективным поведением. Если конфликты представляют собой социальные механизмы для изменения систем принятия решений и являются вследствие этого факторами изменения структуры политических сил в самом широком смысле слова, то речь должна вестись о социальной борьбе. Когда же конфликтные действия направлены на изменение отношений социального господства, касающихся главных культурных ресурсов (производство, знания, этические нормы), они могут быть названы социальными движениями.

Негативной стороной постиндустриального общества, по его мнению, является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению. Люди, используя социальные достижения, вынуждены защищаться от вторжения экономики и государства в свою личную жизнь.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, кратко отметим, что Постиндустриальное общество - обозначение новой стадии общественного развития, следующей за индустриальным обществом, выдвинутых в конце 60-70-х гг. 20 века в развитых странах. Ведущую роль в «постиндустриальном обществе» приобретают сфера услуг, наука и образование, корпорации уступают главное место университетам, а бизнесмены - ученым и профессиональным специалистам; в социальной структуре ведущая роль переходит к ученым и профессиональным специалистам; теоретическое знание служит источником нововведений и формирования политики; производство, распределение и потребление информации становится преобладающей сферой деятельности общества.

POST-INDUSTRIAL SOCIETY) Это понятие впервые использовал Д. Белл в 1962 г. Идея постиндустриального общества позднее развивалась им в работе «Грядущее постиндустриальное общество» (Bell, 1974) для описания экономических и социальных изменений в конце ХХ в. Белл утверждал, что в обществах эпохи модерна теоретическое знание составляет «осевой принцип» общества и является источником инновации и формирования политики. Отражением этого в экономике являются упадок производства товаров как основной формы экономической деятельности и замена его производством услуг. Что касается классовой структуры, то новый осевой принцип отдает приоритет профессионалам и техническим специалистам, составляющим новый класс. Во всех сферах - экономической, политической и социальной - определяющее влияние на принятие решений оказывают новые интеллектуальные технологии и новый интеллектуальный класс. Другие авторы также занимались анализом того, что воспринималось ими как растущая власть технократов в экономической и политической жизни. Дж.К. Гэлбрейт (Galbraith, 1967) утверждал, что власть в экономике Соединенных Штатов и, следовательно, во всем американском обществе находится в руках технической бюрократии или «техноструктуры» крупных корпораций. А. Турен (Touraine, 1969) выдвинул положение о сходном технократическом контроле над французской экономической и политической жизнью. Эти подходы критиковались за преувеличение власти и значения профессионалов и технических специалистов нового типа, поскольку данных о том, что они составляют отдельный социальный класс, эффективно контролируют корпорации в сфере бизнеса или обладают значительной политической властью, нет. Хотя представление о том, что теоретическое знание на протяжении двадцатого столетия постепенно приобретало все большее значение в качестве одной из производительных сил, является верным, это не означает изменения в распределении власти ни в экономике, ни в обществе в целом. Сходные аргументы выдвигались в отношении новых профессиональных менеджеров в связи с идеей менеджеров революции. Впоследствии было показано, что эти аргументы не имеют серьезных оснований. Другими авторами было выдвинуто положение о том, что центральная роль знания в современных экономиках привела к возникновению нового рабочего класса технических служащих. Однако в связи с интересом к знанию и информации, характерным для дискуссии о постмодернизме, в настоящее время прогнозы Д. Белла, касающиеся значения знания в условиях постиндустриализма, пользуются гораздо большим признанием. См. также: Информационное общество.

На основе этих изменений происходит переосмысление всех базовых характеристик индустриального общества, фундаментальная смена теоретических ориентиров. Так, постиндустриальное общество определяется как общество "постэкономическое", "посттрудовое", т.е. такое общество, в котором экономическая подсистема утрачивает свое определяющее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. Человек в постиндустриальном обществе уже не рассматривается как "человек экономический" по преимуществу. Доминирующими для него становятся новые, "постматериалистические" ценности. Первым "явлением" такого человека считают молодежный бунт конца 60-х гг., который означал конец протестантской трудовой этики как моральной основы западной индустриальной цивилизации. Экономический рост перестает выступать в качестве основного, тем более единственного ориентира, цели общественного развития. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы. В качестве приоритетных встают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида. Формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.

Постиндустриальное общество определяется также как общество "постклассовое", что отражает распад устойчивых социальных структур и идентичностей, характерных для индустриального общества. Если прежде статус индивида в обществе определялся его местом в экономической структуре, т.е. классовой принадлежностью, которой были подчинены все остальные социальные характеристики, то теперь статусная характеристика индивида определяется множеством факторов, среди которых возрастающую роль играет образование, уровень культуры (то, что П.Бурдье назвал "культурным капиталом"). На этом основании Д.Белл и ряд других западных социологов выдвинули идею нового "сервисного" класса. Ее суть состоит в том, что в постиндустриальном обществе не экономической и политической элите, а интеллектуалам и профессионалам, составляющим новый класс, принадлежит власть. В действительности принципиального изменения распределения экономической и политической власти не произошло. Утверждения о "смерти класса" также кажутся явно преувеличенными и преждевременными. Однако существенные изменения в структуре общества, связанные в первую очередь с изменением роли знания и его носителей в обществе, несомненно, происходят (см. информационное общество).

Таким образом, можно согласиться с утверждение Д.Белла, что "изменения, которые фиксируются термином постиндустриальное общество, могут означать историческую метаморфозу западного общества".

Отличное определение

Неполное определение ↓

Случайные статьи

Вверх