Порядок взыскания исполнительского сбора приставами. Исполнительский сбор судебных приставов: размер и взыскание

Исполнительский сбор является мерой финансово-правовой ответственности должника, которая означает возложение на него обязанности по оплате дополнительной платы в связи с принудительным взысканием. Что такое исполнительский сбор, каковы его размеры и порядок взимания – все это можно узнать из данной статьи.

Порядок взимания дополнительного платежа приставам определен ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» (далее - Закон No 229-ФЗ) и внутренними документами ФССП – Методическими рекомендациями.

Согласно содержанию ст. 30 Закона No 229-ФЗ, пристав обязан установить срок, в который гражданин может добровольно исполнить решение суда, поскольку это его законное право. Указание на временные рамки содержит само постановление о взыскании исполнительского сбора, в соответствии с п. 12 ст. 30 вышеуказанного нормативного акта – это 5 дней со дня получения письма от пристава. Если же гражданин, в отношении которого начато производство, самостоятельно не погасит долг, начинается процедура принудительного взимания. А поскольку на это тратится время и другие ресурсы, возмещение происходит за счет должника.

Исключение составляет ряд случаев, согласно ч. 5 ст. 112 Закона No 229-ФЗ:

  1. если исполнительное производство возбуждается приставом на основании поручения другого сотрудника службы, что может быть связано с необходимостью произвести мероприятия по взысканию задолженности на территории, где полномочия отдающего распоряжение не действуют;
  2. при повторном направлении исполнительного листа, в случае, если постановление о привлечении должника к финансовой ответственности не отменено;
  3. если исполнительный документ был выдан на основании определения суда об обеспечении исковых требований;

Также сбор не подлежит удержанию по постановлениям о взыскании самого сбора, расходов, связанных с принудительным исполнением, а также штрафов, накладываемых приставом.

Размер исполнительского сбора

Закон No 229-ФЗ определяет размер дополнительного платежа в адрес ФССП – 7% от суммы долга или стоимости имущества, подлежащего взысканию. При этом установлены минимальные размеры финансовой санкции:

  1. для граждан – 1 000 рублей при требованиях имущественного характера, 5 000 рублей – для неимущественного;
  2. для организаций – 10 000 и 50 000 рублей соответственно.

Если речь идет о солидарной ответственности по обязательству, например, в случае наличия условия о поручителях в договоре займа, то исполнительский сбор взимают с каждого лица в отдельности, в соответствии с положением п. 3.1. ст.12 Закона No 229-ФЗ, при этом минимальные суммы остаются прежними. При взыскании в форме периодических платежах (например, алиментных), то проценты начисляются на каждый из них поэтапно.

Если часть обязательства была выполнена в установленный в постановлении срок, то исполнительский сбор исчисляется лишь на оставшийся долг.

В случаях, когда пристав уже вынес соответствующее постановление, а должник произвел оплату самостоятельно и предъявил её доказательства, старший пристав должен уменьшить размер финансовой ответственности, внеся изменения в принятый акт.

Исчисление сбора в проценте от стоимости имущества происходит на основании указаний суда, согласно ст. 171 АПК РФ и ст. 205 ГК РФ. Если лист содержит указание по передаче имущества, то исчисление также производится из его стоимости (Определение ВАС No А60-11109/2008-С5 от 17 марта 2009 г.).

Порядок взыскания

Производство по взысканию долга перед ФССП является отдельным и исполняется в общем порядке, закрепленным Законом No 229-ФЗ. Однако оно может осуществляться как в рамках основного производства, так и вне его. В последнем случае финансовая санкция не применяется при:

  • окончании взыскания при фактическом исполнении, возвращении документы взыскателю, направлении листа работодателю, а также истечении срока давности;
  • прекращении производства в связи с принятием судом соответствующего решения, а также заключение мирового соглашения.

Информация о взыскании исполнительского сбора высылается вместе с данными о завершении производства по основному долгу.

Пристав не взыскивает сбор, если исполнение завершается в связи с:

  1. невозможностью узнать, где находится должник, его имущество или денежные средства;
  2. отсутствием ликвидного имущества;
  3. возвращением листа по решению суда или иному официальному акту;
  4. ликвидации юрлица, признании его банкротом.

Не исключается возобновление производства по ранее отозванному исполнительному документу.

Перед взысканием пристав обязан узнать, что должник был предупрежден о начатом в отношении него исполнительном процессе. Гражданин же обязан предоставить доказательства о том, что получение им письма было невозможным (например, больничный или командировочный лист). Также пристав выясняет, истек ли срок, данный для самостоятельного исполнения, сделал ли гражданин платеж, осуществил ли действия.

Учитывая положения ст. 110 Закона No 229-ФЗ, взысканное переводится на счет ФССП в третью очередь, то есть после погашения основной задолженности и возмещения расходов в бюджет, если же характер требований неимущественный, то во вторую.

Отсрочка, уменьшение и возврат

По указанию суда оплата исполнительного взноса может осуществляться отдельными траншами, отсрочиться, а также сам размер финансовой санкции может измениться в меньшую сторону, но более чем на 25%.

При принятии судом решения, пристав выносит соответствующее постановление, а сам судебный акт подлежит немедленному исполнению.

Если сумма сбора уменьшается, то отдельного постановления не требуется, пристав вносит лишь изменения в предыдущее. Если же происходит отсрочка, поэтапное погашение или возврат оплаченной суммы, приобщают копию решения.

Возвратить взысканное пристав может в нескольких случаях:

  1. при отмене акта суда или постановления пристава;
  2. при изменении взыскиваемой суммы в меньшую сторону;
  3. при освобождении от финансово-правовой ответственности (не платить исполнительский сбор имеют право лица, попавшие в крайние обстоятельства – при госпитализации и т.п.).

На вопрос о том, как не платить исполнительский сбор, существует один ответ: оплатить долг в добровольном порядке.

Разумеется, отсрочить оплату можно и искусственным образом: если есть основания полагать, что возбуждено исполнительное производство и пришло извещение, отследить отправителя можно по трек-номеру на сайте Почты России, а затем поинтересоваться у работников почты, каков крайний срок хранения письма. Получив конверт в последний день, можно быть уверенным, что в запасе есть ещё пять дней для совершения оплаты.

Если речь идет о штрафе ГИББД, и постановление уже было получено, а в базе приставов указана финансовая санкция, то произвести оплату стоит непосредственно по реквизитам органа, вынесшего акт о привлечение к административной ответственности.

В практике принудительного взыскания долгов через суд имеется такая мера воздействия на должника, как исполнительный сбор. Он накладывается на гражданина в том случае, если в течение определенного времени им не были предприняты меры по погашению имеющегося долга. Размер сбора установлен законом и составляет 7% от суммы взыскиваемой задолженности. Это довольно весомая цифра. Неудивительно, что вопрос «Как не платить исполнительный сбор приставам?» часто интересует граждан, столкнувшихся с ФССП. Попробуем в нем разобраться.

Порядок определения исполнительного сбора

Законодательство об исполнительном производстве описывает процедуру установления исполнительного сбора следующим образом:

  • гражданину по суду определяется обязанность погасить имеющиеся у него долги в определенный срок;
  • в случае бездействия гражданина дело передается судебным приставам;
  • пристав выносит постановление о взыскании долга;
  • постановление вручается должнику лично сотрудником ФССП либо отправляется по почте;
  • если в течение 5 дней с момента получения документа гражданин не оплатил долг, на него дополнительно накладывается обязанность по уплате исполнительного сбора.

Пример постановления судебного пристава о взыскании исполнительного сбора

Если хотя бы на одном из описанных этапов будет зафиксировано какое-либо нарушение, обязанность по выплате сбора можно оспорить. Кроме того, закон устанавливает вполне легальные основания для отказа от штрафных выплат.

Законные основания для отказа от сбора

Обязательно ли платить установленный сотрудником ФССП сбор? Далеко не всегда. Законом предусмотрено, что наложение на должника штрафных санкций возможно только в том случае, когда приставом доказано, что он не производил никаких действий для выполнения судебного решения. Если же вы оплатили вмененную вам задолженность (или хотя бы ее часть) в установленный срок, достаточно уведомить об этом специалиста, занимающегося вашим делом. Возможно, до него еще не дошли данные о погашении долга. На основании новой информации постановление о сборе можно отменить.

Кроме того, по закону сбор не должен налагаться на гражданина, который не мог выполнить наложенные на него по суду обязательства по причине форс-мажорных обстоятельств. К таковым относятся:

  • стихийные бедствия;
  • военные действия;
  • массовые беспорядки.

Что интересно – болезнь должника к категории форс-мажора не относится. Но если у вас есть документы, подтверждающие, что состояние здоровья не позволяло вам в срок произвести оплату, вы можете подать в суд иск об освобождении от исполнительного сбора.

Важно! Если судом установлена рассрочка на выплату основного долга, гражданин на весь период рассрочки полностью освобождается от преследований судебных приставов. В том числе и штрафной сбор ему выставлять не имеют права.

Кроме того, основанием для отказа от выплаты сбора может выступать затруднительное материальное положение должника. Естественно, оно тоже должно быть подтверждено документально. Здесь можно предъявить справки о доходах, документы, подтверждающие уплату алиментов, расходы на лекарства, содержание иждивенцев и т. д. Также в качестве доказательства могут быть использованы письменные показания свидетелей.

Ситуации, освобожденные от сбора

Согласно ФЗ «Об исполнительном производстве», штрафной сбор не может быть вынесен дважды по одному и тому же исполнительному листу. Иными словами – более одного раза по конкретному делу о задолженности гражданин его выплачивать не должен.

Помимо этого, от сбора освобождаются следующие ситуации:

  • судебные акты по обеспечительным мерам;
  • постановления, требующие компенсации расходов судебных приставов;
  • постановления о выдворении лиц без гражданства за пределы РФ;
  • запросы на розыск детей;
  • исполнительные документы, устанавливающие для должника обязанность принудительных работ.

Важно! Если по одному из перечисленных дел было вынесено постановление о взыскании штрафных выплат, гражданин имеет право оспорить его через суд. Также путем судебного разбирательства он может вернуть исполнительный сбор от приставов, если уже выплатил его, не вдаваясь в подробности.

Неправомерные действия приставов

Существует еще один способ, как отменить исполнительный сбор судебных приставов. Как было указано выше, обязанность по уплате долга возникает у гражданина только после получения им исполнительного листа. Этот документ может быть вручен ему лично под расписку либо направлен почтой. В случае отправки заказным письмом, дату получения документа устанавливают по почтовому извещению. Если же исполнительный лист был направлен обычным письмом, т. е. без уведомления о вручении, оно считается полученным спустя 5 рабочих дней после отправки. Именно с этого момента начинается отсчет срока, в который гражданин должен исполнить наложенные на него долговые обязательства.

Если приставы сообщают о задолженности путем личного визита (но без предъявления документа), с помощью телефонного звонка или через знакомых/соседей/родственников, то это не является основанием для каких-либо действий со стороны гражданина. В такой ситуации считается, что он не был уведомлен о возникшей задолженности. Следовательно, и исполнительные выплаты на него наложить не имеют права.

Как оспорить постановление пристава

Постановление о взыскании исполнительного сбора может быть обжаловано гражданином в течение 10 рабочих дней с момента его вынесения. Только после этого оно вступает в исполнительную силу.

Обжалование должно производиться только через суд. Обращение к руководителю сотрудника ФССП, вынесшему постановление, не даст никаких результатов. Кроме того, оно идет вразрез с законом. Поэтому:

  • если у гражданина есть основания для снижения или отмены исполнительного сбора – он обращается к ведущему его дело сотруднику ФССП с подтверждающими документами;
  • если гражданин считает, что сбор установлен для него противозаконно (в силу нарушений порядка уведомления или иных обстоятельств) – он должен обращаться с заявлением в суд по месту жительства.

Разбирательство по подобным делам обычно занимает несколько месяцев. Но именно оно, тем не менее, дает шанс избавиться от штрафных санкций.

Алексей Дудин

Опубликовано 15 июля 2014 года

Что такое исполнительский сбор, откуда он берется и каков его размер

Многих должников интересует, что такое исполнительский сбор, откуда он берется и каков его размер. Давайте вместе разберемся с этими вопросами.

Согласно правилу, установленному пунктом 11 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ (например, судебный приказ или исполнительный лист) впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель устанавливает должнику срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований.

Данный срок указывается судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства и составляет пять дней (со дня получения должником постановления).

Если в установленный приставом для добровольного исполнения срок должник не погасит числящуюся за ним задолженность, то служитель Фемиды вынужден начать процедуру принудительного исполнения требований исполнительного документа, тратя на это свои силы и время.

Исполнительский сбор, согласно положениям пункта 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

О возможности процедуры принудительного взыскания задолженности (в случае ее не погашения в установленный для добровольного исполнения срок), а также о взыскании исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительских действий (расходы на розыск должника и его имущества; расходы на перевозку, хранение и реализацию имущества должника и т.п.) должник информируется судебным приставом-исполнителем в тексте постановления о возбуждении исполнительского производства.

Согласно положениям пункта 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 000 рублей с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5 000 рублей, с должника-организации – 50 000 рублей.

В тех ситуациях, когда есть несколько должников, отвечающих солидарно перед одним взыскателем (например, как это бывает в случае с должником и поручителем, отвечающим перед банком) исполнительский сбор устанавливается с каждого из должников в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1 000 тысячи рублей с должника-гражданина или должника – индивидуального предпринимателя и 10 000 рублей с должника-организации. Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

Согласно положениям пункта 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

В том случае, если исполнительский сбор наложен в процессе исполнения исполнительного документа, то соответствующее постановление судебного пристава-исполнителя (по исполнительскому сбору) подлежит исполнению без возбуждения отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого оно вынесено. Такое правило закреплено в пункте 15 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В том же случае, если взыскание исполнительского сбора не было осуществлено в ходе основного исполнительного производства (в рамках которого взыскивалась задолженность перед взыскателем), то судебный пристав-исполнитель в cсоответствии с положениями пункта 16 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» возбуждает (после окончания основного исполнительного производства) отдельное исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора.


Уважаемые посетители HotDolg!
Во избежание рисков, перед принятием каких-либо решений с использованием информации, размещенной на сайте, необходимо обращаться за получением консультации или иной необходимой помощи (правовой, управленческой, психологической) по конкретной сложившейся у Вас ситуации к специалисту.
Если Вы хотите получить мнение юриста по Вашей проблеме или если Вы хотите получить иную правовую помощь (составление документа, представление интересов в суде и т.п.), то используйте сервис "Записаться на консультацию" в верхней правой части сайта. Обращаем Ваше внимание, что предоставлять ответы на задаваемые посетителями вопросы в комментариях к материалам проекта HotDolg (тем более оперативно), в связи с их большим количеством, не представляется возможным.

Показать обсуждения

За сайтами, как за цветами и автомобилями - нужен уход. Если сайт запустили и о нем никто не заботится, то рано или поздно он перестанет работать. А ведь сайт - это не просто текст и картинки, это лицо фирмы в интернете, канал продаж. И когда сайт перестает работать на первый взгляд ничего не происходит, но со временем звонков и клиентов становится меньше. Те, кто зайдет на ваш сайт подумают, что фирма закрылась - ведь ее сайт больше не работает. Те кто искал вашу фирму в интернете не смогут ее найти - опять же сайт не работает. Порадуются только конкуренты.

"Мы заказывали сайт в нашей местной веб-студии, все оплатили, а теперь наш сайт пропал. Веб-студия телефоны не берет, на письма не отвечает, приехали к ним в офис - оказывается они давно съехали." К сожалению - типовая ситуация. Бывает еще "нашим сайтом занимался программист, он уволился со всеми паролями" , "в фирме прошла реорганизация, пока разбирались с делами потеряли сайт" и конечно "я ничего не понимаю в этих ваших интернетах, помогите починить наш сайт".

"Моя компания, ООО "ЮгПодземКоммуникации" занимается прокладкой и обслуживанием наружных трубопроводов, сайт нам сделали местные краснодарские разработчики в далеком 2008 году и все было хорошо - следили за ним, обновляли, его легко было найти в яндексе. Но не знаю, что произошло - то ли кризис, то ли дело свое делать устали - ко мне сотрудник подходит и говорит - Андрей Юрьевич, сайт наш не работает, за сегодня второй клиент уже об этом сказал. Я программистам звоню - а там "телефон недоступен". Адрес сайта на визитках везде, на машинах служебных. Что делать-то. Позвонил знакомым - дали контакт питерских ребят, починили мне сайт и ведут его. Спасибо! С уважением, А.Ю. Мостовой." - сайт клиента ugpc.ru

ШАГИ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ САЙТА:

Позвоните нам по телефону 8-800-333-16-58 или напишите на e-mail [email protected] для уточнения стоимости и сроков работ. Восстановить домен и сайт недешево, но репутационные потери фирмы и затраты на создание нового сайта гораздо выше стоимости восстановительных работ. Базовый срок переоформления домена - 3 рабочих дня, восстановления сайта - 5 рабочих дней.

Заполняете анкету на домен для физического лица (скачать анкету) или присылаете реквизиты вашего юридического лица. Для работ, стоимость которых от 7000 руб. возможно заключение договора (скачать договор). Оплачиваете работы.

Что такое домен:

Домен - это адрес сайта в интернете, набор букв и цифр, как номер телефона. Адрес нашего сайта - dra.ru, адрес Вконтакте - vk.com, адрес Яндекса - yandex.ru. Домены регистрируются и обслуживаются регистраторами доменов. У каждого сайта в интернете есть свой домен. У вашего сайта тоже, только сейчас домен не работает и его нужно восстанавливать.

На кого оформляется домен:

На физическое лицо или на юридическое лицо по вашему желанию. Если вы - индивидуальный предприниматель, то с точки зрения правового статуса доменов, домен оформляется на вас как на физическое лицо. Для некоторых регистраторов доменов возможно оформление и на нерезидентов Российской Федерации (зарубежных частных лиц и компаний).

Кто владеет доменом:

Домен - это не объект имущественного права (как квартира или машина), поэтому с юридической точки зрения у него нет владельца. Домен - запись в реестре регистратора доменов, у которой есть Администратор, который по-сути и является владельцем (управляет доменом, продляет, может передать домен другому администратору). Проверить кто является администратором домена можно через сервис Whois у регистратора, например, в Axelname - если в поле Org: написано KreoBits или CreoBits - значит домен у нас, если Private person - значит домен у частного лица (в соответствии с ФЗ-152 о персональных данных, регистратор не имеет права указать ФИО в общедоступных данных и поэтому для всех физлиц пишется "Private person").

Мы создаем по вашей анкете физлица или реквизитам юрлица аккаунт (договор) у аккредитованного регистратора доменов и проводим оформление домена на вас. Создаем под сайт новый хостинг и пересобираем страницы сайта с текстом и картинками на современной системе управления сайтами MODx. В результате получаем полностью рабочий сайт, который выглядит и наполнен так же, как и сайт, который был у вас раньше. Передаем вам пароли на домен, редактор сайта и хостинг.

Что такое хостинг:

Для того, чтобы сайт был доступен через интернет, его необходимо разместить на интернет-сервере (специализированном компьютере). Эта услуга называется "хостинг " (от англ. hosting ). Технически - сайт это набор файлов, он размещается на хостинге и становится доступным с любого подключенного к интернету устройства. Если хостинг хороший, то сайт доступен всегда, работает быстро и не ломается. Если хостинг плохой - сайт будет работать медленно и с перебоями. Мы размещаем восстановленные сайты на оборудовании в дата-центре Селектел (Москва), это один из лучших хостинг-провайдеров на территории РФ.

Что такое MODx:

MODx - это система управления сайтомm от англ. Content Management System (CMS). Она нужна, чтобы сайт работал, проводя аналогию - как Windows - это система для управления компьютером, а Android - для смартфона и планшета, так и MODx - это тоже самое, только для сайта. Но в отличии от Windows и Android, для сайтов существуют сотни разных по назначению и сложности систем управления сайтами, самые распространенные из которых 1С-Битрикс, UMI.CMS, Wordpress, Joomla и MODx. Главная задача MODx, как и любой другой CMS - обеспечить работу сайта и удобные инструменты его редактирования программистом и редактором (например, менеджером вашей организации). CMS бывают платными и бесплатными, MODx - бесплатная, все управление на русском языке.

Что мы восстановим:

Все, что сможем восстановить, включая оформление вашего сайта, его наполнение (тексты, картинки), функционал - структуру, меню, поиск, каталог, форму обратной связи. Это как восстановление данных со сломанного компьютера (жесткого диска), если специалист хороший - восстановит все файлы как были.

КАКИЕ ГАРАНТИИ?

Мы небольшая компания, работаем с 2007 года, ценим каждого клиента и дорожим репутацией. Наши гарантии:

  • наша компания - не "однодневка", нам уже 9 лет, легко проверить, сделайте онлайн-выписку ЕГРЮЛ по ООО "КреоБитс" (ИНН 7840363309). еще можете посмотреть арбитражную практику ("дела в суде") по нашей организации, за 9 лет работы их всего два, по одному из которых мы выиграли, а второе в процессе.
  • работы на суммы от 7000 руб. выполняются по договору
  • DRA - это зарегистрированный товарный знак - .
  • благодарность нашей организации от органа власти - . С Комитетом по природопользованию мы работаем уже 7 лет, обслуживаем и развиваем их сайт.
Лучше всяких слов:

Просим вас проявлять бдительность, поскольку от нашего имени работают мошенники, которые не стесняются представляться сотрудниками КреоБитс/DRA.RU и обещать помощь в восстановлении сайтов и доменов за скромную (или совсем нескромную) плату. Помните, мы пишем только с адресов @dra.ru, например, с адресов [email protected], [email protected] и если вы получили письмо с какого-то другого адреса, к примеру, [email protected], то это мошенники. Просто позвоните нам на 8-800-333-16-58 и уточните все вопросы по восстановлению сайта. Наш сайт dra.ru

Комментарий к статье 112

Исполнительский сбор - это денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнител я о возбуждении исполнительного производства.

В отличие от государственной пошлины, которая в судах обычно взыскивается с истцов, заявителей, исполнительский сбор взыскивается с противоположной стороны - с должника.

Размер исполнительского сбора устанавливается законом в зависимости от характера исполнительного документа, либо пропорционально взыскиваемой сумме или стоимости имущества должника, либо в твердой денежной сумме.

Согласно ч. Зет. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор

устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 500 руб., с должника-организации - 5000 руб.

С должника исполнительский сбор взыскивается судебным приставом в максимальном размере, так как Закон об исполнительном производстве в этом смысле в ст. 112 содержит императивные нормы. В этом направлении развивается и правоприменительная практика. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 20 июля 2004 г. N А56-12632/04 отмечается, что, поскольку из материалов дела следует, что предприятием был пропущен срок добровольного исполнения исполнительного документа без уважительных причин, суд правомерно отказал в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с предприятия исполнительского сбора в максимальном размере.

Исполнительский сбор призван компенсировать расходы государства в исполнительном производстве, поэтому 100% от суммы исполнительского сбора отчисляются в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве (по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, или в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства в случаях немедленного исполнения), если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности.

Исполнительский сбор не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено:

1) по исполнительному документу, поступившему в порядке, установленном ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве;

2) при повторном предъявлении к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;

3) по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;

4) по судебным актам по обеспечительным мерам.

Должник вправе в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на 1/4 от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В случае принятия судом к рассмотрению указанных в ч. бет. 112 Закона об исполнительном производстве заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим об разом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объеме в случаях отмены:

1) судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;

2) исполнительного документа;

3) постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом

Правительством РФ. Однако в настоящее время такого нормативного правового акта не существует.

Изложенные правила о сущности, размере, порядке уменьшения или освобождения от уплаты исполнительского сбора вытекают и взаимосвязаны с Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский". В частности, в указанном Постановлении отмечается (применительно к ранее действовавшему законодательству об исполнительном производстве), что по смыслу ст. 81 указанного Закона во взаимосвязи с его ст. ст. 1, 7, 9, 44, 45, 77, 84, 85 и 87 предусмотренная в данной статье сумма, исчисляемая в размере семи процентов от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий). Эта мера представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В отмеченном Постановлении Конституционного Суда РФ подчеркивается, что исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.

Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.

В судебном порядке размер исполнительского сбора может быть уменьшен или должник вообще может быть освобожден от обязанности уплаты исполнительского сбора.

При применении такого вида юридической ответственности, как исполнительский сбор, суд должен учитывать смягчающие вину должника обстоятельства, а также наличие определенных уважительных причин. При этом уважительные причины не должны толковаться слишком широко. Именно в таком смысле понимается срок добровольного исполнения. Например, по одному делу ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 27 декабря 2004 г. N А05-10405/04-21 отметил, что отсутствие денежных средств на счетах должника, равно как и отсутствие возможности распорядиться имеющимися денежными средствами, притом что сведения о предпринимаемых должником действиях по исполнению исполнительного документа в добровольном порядке им не представлены, не может быть признано в качестве уважительной причины неисполнения исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Необходимо также учитывать, что ранее в соответствии со сложившейся практикой было невозможно взыскание исполнительского сбора в рамках отдельного исполнительного производства. Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21 июня 2004 г. N А66-225/04 отмечается следующее: поскольку материалами дела установлено, что в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление об окончании основного исполнительного производства, а взыскание исполнительского сбора в рамках отдельного самостоятельного производства не допускается, суд признал незаконными действия судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании с должника

Однако сейчас в ч. 6 ст. 30 Закона об исполнительном производстве прямо предусмотрено, что основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

МАТЕРИАЛЫ К СТАТЬЕ 112

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(Извлечение)

Как установлено судами, на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 18.06.2009, принятого в рамках исполнительного производства N 1/1/12476/3/2009, возбужденного на основании исполнительного листа от 09.10.2008 N 571487 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-15879/2008 о взыскании с торгового дома в пользу общества 2658267 рублей 35 копеек долга, с должника взыскан исполнительский сбор в размере 186078 рублей 71 копейки.

Оценив представленные сторонами доказательства с позиций статьи 71 Арбитражного

процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений частей 6 и 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, предусматривающих право суда по заявлению должника отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер не более чем на одну четверть, а также принимая во внимание тяжелое финансовое положение должника, установленное Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области при вынесении Определения от 02.07.2009 о предоставлении рассрочки исполнения решения от 09.10.2008, во исполнение которого выдан спорный исполнительный лист, суды пришли к выводу о возможности снижения размера подлежащего взысканию исполнительского сбора и предоставлении рассрочки по уплате исполнительского сбора.

Иная оценка заявителем обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права...

ВЫСШИМ АРБИТРАЖНЫМ СУД РОССИЙСКОМ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Извлечение)

Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.09.2009, оставленным без изменений Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2009 и Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.01.2010, в удовлетворении требований администрации отказано.

В заявлении о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора администрация просит их отменить, ссылаясь на неправильную оценку судами представленных доказательств, а также допущенны е нарушения норм материального права.

Как установлено судами, решением Арбитражного суда Приморского края от 04.03.2009 с администрации за счет казны Лесозаводского городского округа в пользу предприятия взыскано 402874 рубля 62 копейки долга и 9231 рубль 90 копеек государственной пошлины.

Во исполнение указанного решения взыскателю выдан исполнительный лист от 21.07.2008 N 118360, который 10.09.2008 направлен в Финансовое управление администрации Лесозаводского городского округа.

Поскольку в установленный статьей 242.2 Бюджетного кодекса РФ трехмесячный срок администрация не исполнила требования исполнительного листа, последний был возвращен взыскателю, в связи с чем предприятие предъявило исполнительный лист для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю, который 08.06.2009 возбудил исполнительное производство N 5/37/2591/7/2009.

Так как должником в установленный в постановлении от 08.06.2009 пятидневный срок требования исполнительного документа добровольно не исполнены, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 02.07.2009 о взыскании с администрации исполнительского сбора в сумме 28847 рублей 45 копеек.

Полагая, что указанным постановлением нарушены права должника, последний обратился в суд с данным заявлением.

Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Оценив представленные сторонами доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного

процессуального кодекса Российской Федерации, а также руководствуясь статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 242, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 30, 105, 112 Закона об исполнительном производстве, пунктами 1 и 3

Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", суды пришли к выводу о правомерности взыскания исполнительского сбора с должника, не исполнившего требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и не представившего доказательств наличия чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, препятствующих добровольному и своевременному исполнению.

Довод заявителя о том, что администрация не является должником по спорному обязательству, был предметом судебного разбирательства, ему дана соответствующая оценка судами нижестоящих инстанций, которая не подлежит переоценке в суде надзорной инстанции в силу положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судами не допущено.

Случайные статьи

Вверх