Перечень прямых и косвенных налогов. Какие налоги относятся к прямым

Классификация налогов - это распределение налогов и сборов по определенным группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации, а их встречается достаточное количество, лежит совершенно определенный классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определенному уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой-либо другой признак.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

1. По способу изъятия различают два вида налогов:

    прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);

    косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию налоги подразделяются на:

    пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;

    прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;

    дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения;

    твердые - это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы.

3. По назначению различают:

    общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);

    маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).

4. По субъекту уплаты выделяют:

    налоги, взимаемые с физических лиц;

    налоги, взимаемые с юридических лиц;

    смешанные налоги.

5. По объекту налогообложения разделяют:

    имущественные налоги;

    ресурсные налоги (рентные платежи);

    налоги, взимаемые от выручки или дохода;

    налоги на потребление.

6. По источнику уплаты существуют:

    налоги, относимые на индивидуальный доход;

    налоги, относимые на издержки производства и обращения;

    налоги, относимые на финансовые результаты;

    налоги, взимаемые с выручки от продаж.

7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:

    собственные (закрепленные) налоги;

    регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами.

8. По срокам уплаты:

    периодические (их еще называют регулярные или текущие) - это налоги, уплата кото­рых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки;

    срочные (их еще называют разовые) - это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия.

9. По принадлежности к уровню правления:

    федеральные;

    региональные;

Существуют три способа взимания налогов :

1. Кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям.

2. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком).

Прямые налоги

Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством конкретно с доходов (зарплаты, прибыли, процентов) либо с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг). В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком конкретно в казну. В Русской Федерации действует последующая система главных прямых налогов: - Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц, налог на прибыль предприятия (корпорационный налог), налог на имущество предприятия; земляной налог с предприятия.

Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (населения), - подоходный налог с населения; поимущественный налог с населения; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на хозяев тс. Важным прямым налогом, взимаемым с юридических лиц, является налог на прибыль компаний. Кто является плательщиком данного налога? Его плательщики - это предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Русской Федерации, также зарубежные компании, специализирующиеся предпринимательской деятельностью в Рф. Объектом обложения является валовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), главных фондов (основного капитала), другого имущества и доходов от внереализационных операции за вычетом суммы расходов по этим операциям.

Виды прямых налогов

1. Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов налогоплательщиков - физических лиц, как имеющих, так и не имеющих неизменного местожительства в Русской Федерации, включая зарубежных людей, так и лиц без гражданства. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет делается в конце его. Нормой налогообложения является налоговая ставка - размер налога на единицу налогообложения. В Рф малая ставка подоходного налога составляет 12%, наибольшая - 45%. Не подлежат налогообложению: муниципальные пособия по соц страхованию; все виды пенсий; доходы, приобретенные от физических лиц в порядке наследования и дарения; цена подарков, приобретенных от компаний, учреждений и организаций в течение года в виде вещей либо услуг, не превосходящая сумму 12-кратного установленного законом размера малой месячной оплаты труда. 2. Налог на прибыль компаний взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Этот налог составляет основную часть налоговых выплат компаний. Обложению налогом подлежит прибыль, незапятнанный доход. В Рф ставка этого налога близка к той, что действует в продвинутых странах - до 35%. Производственные объединения, предприятия, также собственники капитала уплачивают налог на основании предъявленных ими деклараций. Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика о размерах его доходов. Отдельные виды прибыли, получаемой юридическими лицами, облагаются особо. Так, прибыль от дивидендов, приобретенных по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, выпущенным в Русской Федерации, облагается по ставке 15%. Этот размер ставки применяется к прибыли от долевого роли в других предприятиях, сделанных на местности Русской Федерации. 3. Социальные взносы обхватывают взносы компаний на соц обеспечение и налоги на зарплату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются отчасти самими работающими, отчасти - их работодателями. Они направляются в разные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т. д. Правительство также участвует в финансирование этих фондов. Налоги на фонд зарплаты и рабочую силу выплачиваются только работодателями. 4. Поимущественные налоги - это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследие. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. 5. Налоги на продукты и услуги, сначала таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную цена. Налог на добавленную цена идентичен с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несёт конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют цена к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной цены. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в стоимость собственного продукта, который движется по цепочке прямо до конечного потребителя. Законом определен список продуктов (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот список является единым на всей местности РФ. Освобождаются от НДС услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом; услуги по уходу за нездоровыми и престарелыми; ритуальные услуги похоронных бюро; услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений; театрально-зрелищные, спортивные и другие развлекательные мероприятия. Освобождаются от платы НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет муниципального бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые учреждениями народного образования.

Косвенные налоги

Косвенные налоги - это налоги на продукты и услуги: налог на добавленную цена; акцизы (налоги, прямо включаемые в стоимость продукта, тариф либо услуги); на наследие; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они отчасти либо стопроцентно переносятся на стоимость продукта либо услуги. Обладатель продукта либо услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В этом случае связь меж плательщиком и государством опосредована через объект обложения. В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком конкретно в казну. При косвенном налогообложении сумма налога, приобретенная обладателем (торговцем) продуктов либо услуг при их реализации от покупателя, перечисляется государству. Как следует, формально косвенный налог уплачивает обладатель (торговец) продукта, реально - его клиент.

Виды косвенных налогов

Косвенные налоги по объектам взимания разделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины. В продвинутых странах преобладают акцизы – косвенные налоги на продукты и услуги, которые выполняются личными предприятиями. Акцизы инсталлируются на продукты внутреннего производства, в отдельных странах акцизами также облагается и импорт продуктов (Наша родина). Акцизы по методу взимания делятся на личные – устанавливаемые на отдельные виды и группы продуктов, и универсальные – взимаемые со цены всего валового оборота (НДС). Универсальные акцизы более прибыльны с фискальной точки зрения (с расширением ассортимента продуктов возрастает поступление универсального акциза в бюджет), ими облагаются все продукты, попадающие в реализацию. Сначало универсальный акциз взимался на одной стадии (употребления) в розничной торговле. После 2-ой Мировой войны был введен каскадный налог с оборота (т. е. взимался на всех шагах производства). Сейчас для него свойственна однократность обложения. Разновидность универсального акциза – НДС, который в отличие от налога с оборота взимается не со всей цены продукта, а только с той части цены, которая добавляется на определенной стадии производства. Добавленная цена включает: зарплату, амортизацию, проценты за кредитные ресурсы, затратные расходы. 2-ой вид косвенных налогов – фискальная монополия – монопольное право страны на создание и (либо) реализацию определенных продуктов, он преследует чисто фискальную цель. Ставки не инсталлируются, так как правительство является монополистом при производстве определенных видов продуктов (к примеру, винно-водочных изделий) и реализует продукт по очень высочайшей стоимости, которая содержит в себе и сам налог. Фискальная монополия может быть частичной (либо создание, либо реализация), или полной. 3-ий вид косвенных налогов – это налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они разделяются: 1. по видам - на экспортные, завезенные из других стран, транзитные; 2. по построению ставок – на специальные (инсталлируются в жесткой сумме), адвалорные (в процентах к цены) и сложные (сочетание специфичных и адвалорных ставок) ; 3. по экономической роли – на фискальные, протекционистские (для защиты внутреннего рынка от привезенных из других стран продуктов), антидемпинговые (завышенные пошлины на продукты, ввозимые по демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений - льготные пошлины на один ввезенный продукт, или на весь импорт).

С самых давних пор существовали некоторые сборы с народа. Те сборы ещё нельзя назвать государственными. Ведь государственной машины, которая существует за счёт народных отчислений, ещё не было. Однако роль государства, которое собирает отчисления с граждан, играл король. При переходе от средних веков к нынешнему времени, произошло множество революций в системе правления. Появились органы управления, которые стали заниматься развитием инфраструктуры и законов внутри государства. Количество таких отчислений стало увеличиваться. Сборы постоянно видоизменялись. В результате более современный вариант налогов стал появляться менее 200 лет назад.

Известно, что всю историю человечества, когда цивилизация развивалась до определённого уровня, не существовало государства, которое могло дальше развиваться и существовать без налоговых сборов. Однако как ни были высоки потребности в государственных средствах, обложение налогами не должны ухудшать интерес плательщиков хозяйственной деятельности. Это главный принцип налогообложения.

Налоги - такие обязательные платежи физических и юридических лиц в казну для обеспечения его функций. Налоги выполняют самую важную роль в государстве. Во-первых они представляют собой основной источник финансирования государственных потребностей. Во-вторых налоги позволяют регулировать экономику, стимулировать виды её деятельности. Это достигается благодаря налоговым льготам.

Например, государство хочет простимулировать какой-то вид хозяйства или какое-то предприятие, то оно предоставляет предприятию налоговые льготы.

Налогоплательщики они же физические лица - это люди, под которыми мы понимаем граждан РФ, а также людей, которые имеют другое гражданство, и лиц, которые не имеют гражданство.

Юридические лица - это такие организации, которые имеют обособленное имущество, отвечают обязательством и всем своим имуществом. Они могут покупать и реализовывать от своего имени имущественные и личные неимущественные права. А также нести обязанности, выступать пострадавшей стороной или в роли ответчика в суде.

Что такое налоговая система?

Налоговая система - это сочетание налогов, форм и методов её построения и взимания, которая определяется законодательством государства. Налоговая система должна быстро подстраиваться под новые обстоятельства, то есть быть гибкой. Она должна легко адаптироваться к экономическим изменениям страны. Она должна обеспечить перераспределение валового внутреннего продукта и играть роль эффективного инструмента в руках государственной экономической политики.

Налогов много. Как их различают? Есть несколько налогов. По первому основанию выделяют: декларационные, авансовые и кадастровые.

  • Декларационные - когда человек лично заполняет декларацию и информирует орган о сумме своего дохода.
  • Авансовые - это те, которые взимаются авансом, заранее. Например, подоходный налог, взимаемый с зарплаты.
  • Кадастровые - это те объекты, которые находятся на государственном учёте. Они облагаются налогом. Например, человек, владеющий участком земли, должен регулярно платить налог на участок земли, а собственник квартиры платит налог на квартиру.

В Российской Федерации введена система налогообложения, состоящая из трёх уровней. Что это значит? Это значит, что наши налоги можно поделить на налоги федерального уровня, регионального и местного. Западная система налогообложения отличается тем, что имеет два уровня.

Также налоги можно разделить на прямые и косвенные.

  • Прямые - это те, которые взимаются государством с заработков или имущества налогоплательщиков на прямую.
  • Косвенные - это налоги на товары или услуги, которые закреплены в них в виде добавления к цене.

Ниже рассмотрим эти две группы налогов подробнее.

Функции налогов

Они выполняют такие функции:

Социальное значение, так как способствуют перераспределению от богатых слоёв общества к бедным, от одних отраслей региона к другим. Особенно это характерно для прогрессивного налогообложения.

Что такое прямые налоги?

Один из них - это налог на доход - НДФЛ. Он измеряется в процентах от общей заработанной суммы физического лица, которое его платит. Для граждан, которые живут в России более 180 дней в году, эти налоги облагаются ставкой 13% от дохода. Помимо прямых доходов, под этот налог попадает также продажа имущества, которым продавец владеет менее трёх лет, сдача различного имущества в аренду, а также доходы от бизнеса, расположенного за границами России, и разного вида выигрышей. Если вы унаследовали имущество, то вы освобождаетесь от налога. Исключением являются вознаграждения, которые выплачивают наследникам, авторам произведений, науки, литературы, искусства, а также открытий и изобретений. За получение наследства вам нужно будет оплатить гос. пошлину за то, что вам выдадут свидетельство о праве наследства. Размер оплаты пошлины будет зависеть от степени родства. Есть ряд граждан, которые освобождаются от гос. пошлины.

Другой прямой налог - это налог на имущество. Объектами налогообложения здесь будут доли в праве собственности на объект и недвижимость: жилые дома, комнаты, квартиры, дачные постройки, гаражи. Есть также земельный и транспортный налоги.

Что такое непрямые налоги (косвенные)?

Непрямые - они же косвенные налоги, Это такие налоги на товары и услуги, которые извлекаются в виде добавления к цене товара. Получается, что такая система привязки налога к товару делает налогоплательщиком конечного потребителя. При этом налог не зависит от размера дохода предприятия или индивидуального предпринимателя, который произвёл товар.

Существует несколько разновидностей косвенных налогов:

  • Акцизы. Эти налоги имеют вид суммы, которая добавляется в стоимость товара. После как товар оплачен потребителем акциз взимается в бюджет. В РФ подакцизными считаются табак, топливо, автомобили.

Этот налог имеет вид косвенного, который взимается с товаров для массового потребления. Плательщиками акциза являются конечные потребители. Этот налог включён в цену товара. Процентное содержание акциза в конечной стоимости этого товара может быть выше 60% процентов в его цене.

Акцизы выполняют регулирующие и фискальные функции. Таким образом, акцизы создают равновесие между спросом и предложением. Одновременно с этим выступают важной статьёй бюджета.

Этим налогом облагаются объекты роскоши и товары, которые могут нанести вред обществу. Размер акциза и причина, по которой он добавлен, зависит от конкретного товара.

Например, на алкоголе большую часть времени существования государства существовал акциз. С одной стороны у некоторой части общества этот продукт формирует культурные и личностные традиции и является личным выбором каждого. Но, когда алкоголь употребляется в одиночестве, то это является тревожным симптомом. Чтобы избежать увеличения этой проблемы государство старается уменьшить производство алкоголя. Поэтому добавление акцизов является единственным целесообразным методом.

Сигареты облагаются налогом, потому что несут угрозу здоровью их потребителей. Болезни и другие проблемы со здоровьем, вызванные курением, приводят курильщиков в государственные учреждения здравоохранения. Это увеличивает государственные расходы на обслуживание в медицинских учреждениях, выплаты пособий из-за потери трудоспособности на некоторое время. Поэтому, добавление акцизных сборов в табачной продукции, является источником финансирования решения проблем со здоровьем, появившихся из-за потребления табачной продукции.

Автомобили также являются предметом продукции, которая облагается акцизом. Взимание налога с этого вида продукции происходит в интересах казны государства. Объясняется тем, что подавляющее большинство легковых автомобилей, которые имеют большие объёмы двигателей, производятся вне Российской Федерации. Получается, что акциз действует, как защита производителей легковых автомобилей, которые работают на территории России и сохраняют их конкурентоспособность.

Добавление акцизов к товарам выполняет следующие полезные задачи:

  1. влияние на производственные объёмы и объёмы потребления товаров, которые облагаются акцизами;
  2. влияние на устройство производства, а именно улучшение качества структуры и потребительских качеств продукции;
  3. регулирование объёма выручки подакцизной продукции;
  4. ограничение объёмов производства товаров, которые несут вред обществу;

У акцизов есть и недостатки. К ним относятся спорность некоторых налоговых ставок.

  • Налог на добавленную стоимость - сокращенно НДС. Это налог на потребление. Финансовые отчисления в бюджет от него не иссякнут, пока существует торговля. Ведь от производителя до потребителя товар проходит несколько стадий. На каждой стадии возникает добавленная стоимость, которая взимается в бюджет.

Этот налог играет роль одной из главных статей дохода гос. бюджета. По факту плательщиком НДС выступает конечный потребитель, покупающий для себя товары и услуги. Перечислять НДС обязаны предприятия и люди занимающиеся индивидуальным предпринимательством, которые применяют общую систему налогообложения.

Сбор НДС направлен на регулярное финансирование государства, чтобы его институты существовали постоянно. Отличительной особенностью добавленной стоимости является взимание при каждом движении от одного человека к другому. Что позволяет государству воздействовать на каждом этапе товарооборота. Таким образом, получать источник дохода. Налог хорошо подстроен под большинство товаров, поэтому играет роль универсального налога. Рост налоговых платежей зависит прямо пропорционально росту потребления и инфляции. Таким образом, увеличение уровня жизни населения а также инвестиции в производство, находящиеся на территории этого государства, приводит к увеличению роста потребления и производства. Это приносит дополнительные деньги в государственный бюджет. Этот налог носит нейтральный характер. Потому, что этот налог взимается независимо от реального дохода человека. Суммы НДС, которые уплачены, предусматривают право получить эти отчисления назад. Преимуществом НДС для государства является то, что покупатель заплатит его в любом случае. Так как цена товара, работ и услуг каждый раз становится больше на сумму налога, которую платит потребитель, когда совершает покупку нужного ему блага.

Всех налогоплательщиков НДС разделяют на такие группы:

  • Плательщики НДС, которые покупают у поставщиков товары или работу и услуги, в стоимость которых входил этот налог. Данные плательщики реализовывали собственные товары и услуги, следовательно в их цену включали НДС. Так как сумма НДС, которую получили от покупателей, будет больше суммы НДС, которую уплатили поставщикам. Поэтому на налогоплательщике есть обязательство перечислить разницу сумм в бюджет.

В государстве-есть плательщики, которые реализуют товары, работу и услуги при этом освобождены от уплаты НДС. К ним относятся образовательные учреждения, банки и организации, которые реализовывают услуги без НДС в своей конечной цене. У таких плательщиков нет обязанности уплачивать НДС.

  • Плательщики, у которых сумма НДС, которую они уплатили, оказалась больше суммы НДС, которую получили от покупателя. Этим плательщикам государство возмещает получившуюся разницу из гос. бюджета. То есть возвращает плательщику переплату. Данная классификация строится на принципе взаимного расчёта с государственным бюджетом.

Член каждой перечисленной группы имеют право покупать товары, работы и услуги, которые предоставляет любая группа.

Недостатком налога НДС является сложность административной работы. В эту работу входит в организация взаиморасчётов, подготовление пакетов документов, которые подтверждают уплату этого налога.

  • Таможенные пошлины. Обязательно взимается, если товары проходят через таможенные границы между государствами.
  • Налог на операции с ценными бумагами - это также один из видов непрямых налогов.

Прямые и непрямые налоги на примере

Например, когда покупается автомобиль, то сталкиваетесь не только с одноразовыми выплатами налогов, но и повторной выплатой того же самого налога через определённое время. Так при покупке авто вы платите 3% от стоимости в пенсионный сбор. Каждый год вы платите 13% от стоимости автомобиля. Это называется транспортным налогом. В большинстве регионов сумма этого налога неодинакова. Этот налог высчитывается по-разному. Кроме того такой налог имеет прогрессивный вид роста на мощность двигателя автомобиля.

При его продаже с вас взимается налог 15% от стоимости автомобиля.

При эксплуатации автомобиля мы заправляем его топливом, в конечную стоимость которого входит НДС. Он составляет 18%. До этого налога в стоимость товара включён налог на добычу полезных ископаемых из российских недр, который составляет примерно 12%. Также есть акцизный сбор. Он также составляет 12%. Итого получаем, что 58% в стоимости топлива, является цена за само топливо, а остальное - это налоговые сборы.

Кроме этих налогов, вы заплатите налоги за импорт автомобиля, если он полностью собран за границей. Это одна из причин, почему иномарки так высоки в цене.

Что не облагается?

Под обложение налогами не попадают государственные пособия, пенсии, стипендии, спортивные награды, а также начисления от банковских вкладов, которые расположены в РФ.

Можно сделать вывод о том, что система государственного налогообложения имеет очень развитую сеть сборов. Если вы работаете, покупаете, продаёте, наследуете или владеете чем-то или передвигаетесь на такси, то вы платите налоги.

Косвенные налоги - это налоговое обязательство, которое рассчитывается не напрямую к налоговой базе, а включается в стоимость реализованного или купленного товара, работы, услуги. Примеры рассмотрим в нашей статье.

Налоговые обязательства — это платежи в бюджетную систему, которые взимаются с доходов, имущества и иных объектов, признанных налогооблагаемыми. Все обязательства перед бюджетом можно разделить на прямые и косвенные налоги.

Общая характеристика

Ключевая группировка налоговых обязательств подразумевает разделение всех бюджетных платежей на две большие группы: прямые и косвенные налоги, перечень которых приведем ниже. Разберемся, с ключевыми понятиями.

Так, к прямым обязательствам следует относить все платежи, которые взимаются напрямую с имущественных активов налогоплательщика либо с полученных им доходов. Иными словами, налогоплательщик самостоятельно исчисляет и уплачивает транши в бюджет. Причем перечисления осуществляются за счет собственных средств собственника имущества или доходов. Примерами таких НО могут выступать: НДФЛ , ННО, обязательства по имуществу, транспорту, земельным участкам и прочим активам.

К косвенным налогам относится обязательство, которое рассчитывается не напрямую к налоговой базе, а включается в стоимость реализованного или купленного товара, работы, услуги. Простыми словами, продавец при определении конечной цены реализации товара закладывает определенный тариф налогового обязательства. Следовательно, косвенные налоги взимаются с покупателя при осуществлении расчетов за приобретенный товар. Именно покупатель оплачивает учтенный в цене дополнительный тариф. После чего этот тариф, оплаченный покупателем, продавец товаров перечисляет в бюджет.

Иными словами, ключевое отличие заключается в характере изъятия. То есть прямые сборы применяются именно к имущественным или доходным активам налогоплательщика. А непрямые исчисляются как определенная надбавка. В большинстве случаев надбавка устанавливается к стоимости реализуемых активов или услуг. Однако к КН можно отнести и фиксированные платежи, которые определяются независимо от налогооблагаемой базы.

Что такое косвенный налог: определение

Фактически, косвенным налогом является дополнительный тариф, который продавец включил в стоимость реализуемых ценностей или услуг. Однако оплачивать эту наценку приходится покупателю. Продавец — всего лишь посредник, который устанавливает наценку и уплачивает ее в бюджет по окончании расчетов.

Также можно сказать, что к косвенным налогам относят обязател2ьства на потребление. То есть такие платежи в бюджет уплачиваются с объектов, приобретаемых для собственных нужд, то есть для нужд потребления. Такие обязательства еще называют сборы за потребление.

Теперь определим, какой налог является косвенным?

Виды косвенных налогов

Согласно действующему фискальному законодательству, чиновники определили, какие налоги относятся к косвенным. Так, главы 21 и 22 НК РФ устанавливают ключевые нормы применения и акцизов. Именно эти платежи считаются косвенными налогами, обязательными для уплаты в бюджет.

Отметим, что все КН зачисляются в федеральный бюджет. То есть ставки и порядок налогообложения устанавливаются Правительством РФ.

Помимо НДС и акцизных платежей, в пользу государства уплачиваются другие КН: это таможенные сборы и косвенные налоги на бизнес. Рассмотрим особенности каждого НО подробнее.

НДС

Самое распространенное налоговое обязательство, которое устанавливается практически на все виды товаров, работ или услуг, реализуемых на территории нашей страты. Также НДС применяют при определении стоимости товаров при ввозе их на территорию России из других государств.

Ставка НДС имеет три ключевых значения: 0 % — льготная, 10 % — для определенного рода продукции, 20 % — распространяется на все остальные товары.

Как мы отметили выше, обязательства оплачивают покупатели реализуемых товаров, работ, услуг. Однако у данного НО имеется обязательное условие — наличие посредника между покупателем и государственным бюджетом. В роли этого посредника выступает продавец.

Акциз

Обязательство, которое распространяется только на определенные виды товаров и произведенной продукции. Например, включаются в стоимость:

  • бензина;
  • этилового спирта;
  • сигарет;
  • алкоголя;
  • легковых автомобилей;
  • спиртосодержащей продукции;
  • дизельного топлива.

Единой ставки по акцизам не существует, так как значение устанавливается в индивидуальном порядке. То есть отдельно для каждой группы подакцизной продукции. Причем значения утверждаются на календарный год и на 2 последующих.

Таможенные сборы

Платежи, которые уплачивают компании и индивидуальные предприниматели, осуществляющие ввоз товаров на территорию РФ. Для косвенного налога не характерно наличие фиксированной тарифной ставки. Объем платежей по таможенным пошлинам определяется исключительно из действующих условий соглашений, заключенных между РФ и странами-импортерами.

Расчеты осуществляются на основании деклараций, которые заполняют импортеры. Напомним, что при ввозе продукции в нашу страну необходимо подать декларацию в установленной форме не позднее 15 дней с момента ввоза.

Лицензирование бизнеса

Косвенные налоги, наряду с прочими, включают в себя лицензирование бизнеса. Что это такое? Определенный вид обязательств, который нельзя отнести к прямым. Так, например, для осуществления определенного рода деятельности компания обязана получить соответствующее разрешение. Простыми словами, пройти лицензирование.

Государственные пошлины

Данный вид сборов также можно отнести к непрямым платежам в бюджет. Почему? взимается за определенную юридическую услугу, которая оказывается госорганом. Платеж не является обязательным, то есть он оплачивается только тогда, когда налогоплательщику требуется оформить определенное юридическое действие. Значит, к прямым бюджетным траншам отнести госпошлину никак нельзя.

Также размер госпошлины имеет фиксированные значения, которые устанавливаются вне зависимости от имущественных и материальных характеристик экономического субъекта.

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Формирование эффективной налоговой системы для России -экономическая проблема общегосударственного зна­чения.

Налоговая система - важный элемент экономики государства - служит также мощным стимулирующим или, наоборот, угнетающим фактором деятельности любого экономического субъекта.

Налог это обязательный взнос, осуществляемый плательщиком в бюджет определенного уровня или во внебюджетные фонды. Порядок внесения и размер суммы взноса устанавливается законодательством. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Налоги призваны формировать финансовые ресурсы государства, в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.), в этом заключается их основная роль.
Градация налогов на прямые и косвенные напрямую зависит от порядка и исчисления и определения объекта налогообложения, при том именно косвенные налоги формируют большую часть российского налогового бюджета, что само по себе предопределяет пристальное внимание к проблемам механизма их функционирования и направлениям его совершенствования.
Целью настоящей работы является исследование косвенных налогов в РФ и перспектив их развития в условиях рыночной экономики РФ.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

Раскрыть сущность и значение косвенного налогообложения;

Рассмотреть ставки и порядок исчисления косвенных налогов;

Обоснование оптимизации косвенного налогообложения.

Теоретической и методической основой послужили постановления правительства РФ, Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, труды российских и зарубежных ученых по проблемам косвенного налогообложения.

1. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ

1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ.

Косвенные налоги - это налоги, перекладываемые путем надбавки в цене на потребителя товара, который становится окончательным плательщиком. Они не связаны с доходом или имуществом непосредственного плательщика - потребителя продукции - или услуги, и уклониться от него невозможно, так как практически весь объем продукции (услуг) широкого потребления содержит в себе косвенные налоги. Закон возлагает юридическую обязанность внесения этого налога в казну на предприятие после реализации продукции (услуг). К косвенным налогам относятся, например, налог на добавленную стоимость и налог с продаж;акцизы; таможенные пошлины и платежи и т. д.

Виды косвенных налогов представлены на рис.1.

Рис.1. Основные виды косвенных налогов.

К преимуществам косвенных налогов можно отнести следующее :

- анонимность налога, т.е. его изъятие связано с движением товаров (работ, услуг), а не с доходами физических и юридических лиц;

- простота взимания налогов;

- время реализации товаров (работ, услуг) и уплаты налога практически совпадает;

- за потребителем не остается права выбора платить или не платить налог.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Косвенные налоги выполняют две функции:

- по оперативной мобилизации доходов граждан в государственную казну;

- фискальную функцию - по регулированию экономики страны.

Эта функция осуществляется методом стимулирования или сдерживания производства продукции по тем или иным направлениям и таким образом регулирует потребление. При этом централизация управления обеспечивает быстрое реагирование на экономические процессы.

Косвенные налоги дают стабильный приток средств в бюджет.

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы - удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Применение косвенных налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

С помощью косвенных налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи косвенных налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

С помощью косвенных налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет них финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

2. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ.

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА НДС.

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг, и определяемый как разница между выручкой от реализации и стоимостью материальных затрат отнесенных на издержки производства.

В России НДС был введен в 1992г., взамен налога с оборота и налога с продаж в период экономического кризиса и по самой высокой ставке в размере 28%, что еще больше усилило инфляционные тенденции.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

Организации;

Индивидуальные предприниматели;

Лица, ввозящие товары на таможенную территорию РФ.

Постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков осуществляется налоговыми органами самостоятельно в течение 15 дней с момента их государственной регистрации на основании данных и сведений, сообщаемых налоговым органам органами, осуществляющими государственную регистрацию организаций, органами, осуществляющими государственную регистрацию физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо органами, выдающими лицензии, свидетельства или иные аналогичные документы частным детективам и частным охранникам, а также на основании данных, предоставляемых налогоплательщиками.

Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты налога, если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов налоговая база этих организаций и индивидуальных предпринимателей, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения, без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила 2 млн. рублей. Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, должны представить соответствующее письменное заявление и сведения, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные заявление и сведения представляются не позднее 20-го числа того налогового периода, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Российская налоговая система включает в себя определенный набор налоговых обязательств, подразделяющихся на прямые и косвенные. Данная классификация определяется порядком взимания налога:

  • Для прямых – налоговое бремя ложится на самого плательщика;
  • Для косвенных – налоговая нагрузка приходится на конечных потребителей, которые уплачивают налог государству через посредника.

Виды налогов (прямые и косвенные налоги)

Прямые налоги взимаются с имущества плательщика и его доходов. В качестве имущества выступают те объекты, которыми владеет плательщик – участки земли, недвижимые и движимые объекты, бумаги ценного характера, в качестве доходов – выплаты физлицам сотрудникам (например, в виде зарплаты), прибыль юрлиц, %-ты от различных операций.

То есть прямыми налогами облагается то, что имеется у плательщика. Считаются они в зависимости от стоимостного показателя имущества или величины дохода и подлежат перечислению в государственную казну плательщиком. Данный тип налоговой нагрузки представляет собой стабильное пополнение госбюджета, что составляет его основное достоинство.

Главным недостатком является их открытость для плательщика, что влечет за собой желание последних скрыть реальное положение дел путем занижения налоговой базы и скрытия доходов.

Косвенные налоги – это добавки к реализуемым ценностям, услугам различного характера и произведенным работам. При продажных операциях продавец выставляет покупателю стоимость, увеличенную на сумму дополнительного налога (акцизы, пошлины, НДС). Покупатель оплачивает всю предъявленную стоимость продавцу, в свою очередь, продавец осуществляет перечисления налога государству. Получается, что налоговая нагрузка приходится на конечного потребителя, но в бюджет налог перечисляется через продавца (поставщика), то есть косвенно через посредника.

Главным достоинством косвенных налогов можно назвать их закрытость для лиц, на которых возложено данное налоговое бремя. Потребители покупают товары, оплачивают услуги, уплачивая при этом косвенные налоги, зачастую даже не подозревая и не задумываясь об этом. Такая скрытость имеет важное значение в плане социального и политического положения в стране.

Недостаток косвенных налогов в несправедливости распределения налоговой нагрузки среди слоев населения с различным уровнем дохода. Так, граждане с низкими доходами ощущают сильнее повышение цен на величину косвенных налогов, в то время как для богатых граждан это не так значительно. Справедливым было бы применять пониженные ставки в отношении товаров широкого потребления и не облагать налогом вовсе товары, ориентированные на бедные слои населения. Одновременно с этим товары, предназначенные для обеспеченных граждан, нужно облагать более высокими ставками. Частично это и выполняется путем применения различных налоговых ставок (от 0 до 18%).

Еще одним недостатком можно назвать прямую зависимость величины добавляемого косвенного налога от текущей инфляции в стране. Рост цен влечет за собой и повышение налоговой нагрузки.

Отличия прямых налогов от косвенных

Показатель Прямые Косвенные
Носитель налоговой нагрузки Плательщик налога Конечный потребитель
Взаимосвязь с государством Прямая Через посредника (продавца или производителя)
Объект, облагаемый налогом Собственное имущество, доходы различного характера Реализуемые ценности, услуги, работы
Факторы, оказывающие влияние на величину налога Размеры доходов, полученной прибыли, вид деятельности, семейное положение и др. Цены товара, продукции, услуг, их разновидности, тарифы
Зависимость от финансовой и хозяйственной деятельности Зависят напрямую Не зависят
Сложность расчета Сложные Простые
Уровень собираемости Высокий Низкий
Участие в ценообразовании Включаются в цену на стадии производства Включаются в цену на стадии реализации
Степень открытости Открыты (плательщик осознает, что он платит и в каком размере) Закрыты (потребитель часто не осознает факт уплаты)

Таблица прямых и косвенных налогов

Примеры прямых налогов

Имущественные

  • на имущество юрлиц – вычисляется от среднегодового стоимостного показателя движимых и недвижимых объектов, имеющихся в собственности организации (в ряде случае для недвижимых объектов применяется кадастровая стоимость), подлежит перечислению в бюджеты российских регионов;
  • на имущество физлиц – определяется на основе стоимости имеющихся у граждан недвижимых объектов, относится к местным налогам;
  • на земельные объекты – взимается с юрлиц и физлиц при наличии в собственности земельных наделов в соответствии с определенной для них кадастровой стоимостью, подлежит перечислению в бюджеты местного типа;
  • на транспортные средства – еще один региональный налог, удерживаемый с владельцев ТС – конкретных граждан и организаций;
  • на водные объекты – налоговое бремя носит пользователь акватории и водозабора, налог платится в бюджет федерального значения;
  • на добываемые полезные ископаемые – вычисляется на основе их стоимостного или натурального показателя, относится к федеральным налогам;
  • на игорный бизнес – применяется к казино, букмекерским конторам, тотализаторам, лицам, имеющим игровые автоматы, относится к налогам регионального типа.

На доходы:

  • На прибыль организаций – берется с юрлиц (иностранных, действующих в РФ, и российских), ведущих деятельность с применением классической налоговой системы, вычисляется в зависимости от полученного соотношения доходов и расходов за определенный временной период в размере 20% от результата финансовой деятельности;
  • На доходы физлиц – удерживается с доходов различного характера, получаемых конкретными гражданами (российскими и иностранными), подлежит поступлению в бюджеты регионального и местного типа. Налог считается в процентной части от полученных доходов (от 15 до 35%), на величину ставки влияет характер полученного дохода, а также гражданство физлица.

Примеры косвенных налогов

НДС – налог, добавляемый к стоимостному показателю в отношении продаваемых товарных ценностей, продукции, работ, услуг различного назначения, относится к федеральным. Данный налог уплачивается потребителями продавцу (производителю), приобретающими продукцию, услуги, товары, в составе стоимости этих ценностей, после чего величина налога продавцом переносится в федеральный бюджет государства. Это основной источник финансирования бюджета, составляющий почти четвертую часть всех налоговых поступлений. Вместе с тем это один из самых сложных налогов, имеющий множество запутанных и проблемных нюансов, споры именно по этому виду налога составляет подавляющее большинство в общей доле судебных разбирательств.

Акцизы – представляют собой специальные налоги, которые добавляются к цене отдельных категорий ценностей, например, спирт, автомобильный транспорт, табак, топливо.

Таможенные пошлины – взимаются при помещении товаров на таможенную российскую территорию.

Государственные пошлины – взимаемые государством платежи при выполнении операций, определенных в законодательном порядке.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Данный показатель носит важную значимость для характеристики налоговой системы страны.

Для эффективной налоговой модели в РФ требуется установить оптимальное соотношение рассматриваемых видов налогов. Для устойчивого положения государству следует стремиться к такому долевому участию каждого типа налоговых обязательств, при котором будет достигнуто благоприятное положение и для налогоплательщиков, и для страны. При этом нужно учитывать реальные экономические приоритеты и потребности, а также уровень развития государства.

Сегодня в России наблюдается тенденция к формированию налоговой модели смешанного типа соотношения, при которой наблюдается множество разнообразных налоговых обязательств в примерно равном долевом участии. Такое равномерное распределение налоговой нагрузки позволяет исключить возможность влияние какой-то определенной разновидности налога на формирование госбюджета.

Сейчас прямые налоги, перечисляемые организациями, преобладают над налогами, уплачиваемыми физлицами. При этом доля косвенных налогов выше примерно в 2 раза, что обычно характерно для развивающихся стран. Развитые страны делают упор на прямое налогообложение.

Определяя подходящую модель соотношения косвенного и прямого налогообложения нельзя слепо использовать наработки зарубежных стран, необходимо учитывать экономическую и политическую ситуацию в стране, менталитет граждан, особенности российского законодательство в области налогообложения.

Случайные статьи

Вверх