Налоговые приостановления по счетам. Приостановление операций по счетам налогоплательщика - юридическое бюро "вектор права"

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

Наверняка большинству из нас не понаслышке знакомо такое неприятное и весьма проблематичное для любого хозяйствующего субъекта явление как «блокировка» расчетного счета налоговым органом. Снять деньги для собственных нужд нельзя, оплатить услуги поставщику тоже не удастся, деятельность организации словно парализована. Как вести себя в такой непростой, но часто встречающейся ситуации налогоплательщику? Как не допустить ее возникновения? Какими эффективными способами можно «разблокировать» счета организации? Ответы на эти и многие другие вопросы вы сможете найти в данной статье.

1. Общие положения о приостановлении операций по счетам в банке

Все мы прекрасно знаем, что для обеспечения деятельности государства Конституцией РФ установлена обязанность своевременно уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции РФ). В свою очередь, в целях обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, законодатель установил меры государственного принуждения, которые призваны обеспечивать исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности.

В Налоговом кодексе конституционная обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы детализирована: в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а в соответствии с пп.4 той же статьи - представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты).

В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения возложенных на налогоплательщика обязанностей налоговый орган может привлечь его к ответственности, а также использовать механизмы принуждения к исполнению установленных Налоговым кодексом обязанностей.

Обеспечению исполнения обязанностей налогоплательщиков посвящена 11 Глава НК РФ. Так, в соответствии с п. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами:

  • залог имущества,
  • поручительство,
  • пеня,
  • наложением ареста на имущество налогоплательщика,
  • приостановлением операций по счетам в банке.
Среди всех вышеперечисленных способов, на практике налоговыми органами широко используется - приостановление операций по счетам в банке, поскольку для налогоплательщиков это самая неудобная с точки зрения ведения бизнеса мера, а значит самая действенная для налоговых органов.

Более того, ситуация становится весьма удручающей, когда счет «блокируется» совершенно неожиданно, в самый неподходящий момент, например, когда налогоплательщику срочно нужны денежные средства для заключения выгодного и важного договора.

Ввиду того, что приостановка операций по счетам для налогоплательщика является печальным известием, то для наилучшего понимания этого процесса, а также для того, чтобы иметь возможность оспорить действия налогового органа, следует подробнее рассмотреть процедуру приостановления операций по счетам, которую в обиходе принято именовать «блокировка счетов», «заморозка счета» или «арест счета».

2. Процедура приостановления операций по счетам

Порядок и сроки приостановления операций по счетам налогоплательщика в банках регламентированы ст. 76 НК РФ.

Для приостановления операций по счетам налогоплательщика налоговый орган, в лице руководителя или его заместителя, выносит решение о приостановлении операций и направляет его в банки, где у налогоплательщика открыты расчетные счета, причем копия этого решения должна быть в обязательном порядке передана налогоплательщику под роспись или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Передача решения в банк осуществляется на бумажном носителе или в электронном виде (п.4 ст.76 НК РФ).

Получив решение налогового органа о приостановлении операций по счетам, банк обязан исполнить его в безусловном порядке и приостановить операции по счетам налогоплательщика с момента получения решения (п. 7 ст. 76 НК РФ).

Кроме того, после получения решения о приостановлении операций по счетам банк обязан сообщить в налоговую инспекцию информацию об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика (п.5 ст.76 НК РФ).

«Разблокировать» замороженные счета банк сможет только после отмены налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам, ведь НК РФ устанавливает четкий срок действия решения (с момента его получения банком от налогового органа и до его отмены) и не предусматривает вариантов приостановления его действия (п.7 ст.76 НК РФ).

К сведению! Если у налогоплательщика на нескольких расчетных счетах имеются денежные средства в совокупности достаточные для погашения недоимки, штрафов, пени, указанных в решении о приостановлении операций по счету, то налогоплательщик вправе подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций по счетам в банке с указанием счетов, на которых имеется достаточно денежных средств для исполнения решения о взыскании налога. (п.9 ст.76 НК РФ).

К заявлению следует приложить банковские выписки, подтверждающие наличие денежных средств на счетах. Получив соответствующий пакет документов, налоговый орган в течение двух дней со дня получения заявления обязан принять решение об отмене приостановления операций по отдельным счетам налогоплательщика.

Если пакет документов недостаточен для подтверждения информации о предлагаемом налогоплательщиком банковском счете, то у инспекции может потребоваться некоторое время на проверку этой информации. После получения от банка информации о том, что денежных средств на указанных налогоплательщиком счетах достаточно, на решение о «разблокировке» отводится два дня (п. 9 ст. 76 НК РФ).

3.Причины, по которым налоговые органы «блокируют» счета

Налоговым законодательством предусмотрено три основания для блокировки счета:

Не сдана декларация;

Не уплачен налог;

Обеспечение исполнения решения налогового органа по результатам проверки.

Остановимся подробнее на каждом из них.

3.1. Не сдана декларация

Если налогоплательщик не сдал налоговую декларацию в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока ее представления, налоговый орган может принять решение о приостановлении операций по счетам (аб.1 п.3 ст.76 НК РФ).

Отменить приостановку, в этом случае, налоговый орган обязан на следующий день, после представления налогоплательщиком соответствующей декларации (аб.2 п.3 ст.76 НК РФ).

На практике бывают случаи, когда счета налоговым органом «заблокированы», а обязанности представить декларацию у налогоплательщика нет.

Как правильно указал суд (см. Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12.07.2006 по делу N Ф08-3078/2006-1320А, ФАС Московского округа от 02.12.2004 по делу N КА-А40/11311-04 ), ст. 23 НК РФ возлагает на налогоплательщика обязанность представлять налоговому органу по месту налогового учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать , если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Более того, этой обязанности корреспондирует ст.80 НК РФ, в соответствии с которой налоговая декларация представляется налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком. Таким образом, если у налогоплательщика отсутствует обязанность уплачивать налог, то и оснований приостанавливать операции налогоплательщика по его счетам в банке у налогового органа нет.

Кроме того, согласно судебной практики (см.Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.07.2009 по делу N А32-22251/2008-12/190; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.12.2005 N А33-12414/05-Ф02-6442/05-С1) неправомерным является приостановление операций по счетам в банке, если пропущен срок представления декларации в результате необоснованного отказа налогового органа принять декларацию по причине неверного ее заполнения.

Таким образом, отдельные нарушения в оформлении деклараций (например, ошибки в оформлении титульного листа, указание ошибочного налогового периода) не могут служить основанием для приостановления операций по счетам налогоплательщика либо для наложения штрафа по ст. 119 НК РФ за непредставление декларации.

3.2.Не уплачен налог

В соответствии с п.1 ст. 46 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

В данном случае взыскание налоговой задолженности за счет денежных средств налогоплательщика производится в результате принятия налоговым органом соответствующего решения о взыскании и путем направления в банк инкассовых поручений на списание задолженности (п.2 ст.46 НК РФ).

На основании п.7 ст.46 НК РФ налоговый орган на этапе взыскания задолженности с налогоплательщика путем обращения взыскания на его денежные средства имеет право приостановить операции по всем его счетам в банках в порядке, предусмотренном ст.76 НК РФ.

Таким образом, для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, налоговый орган также наделен правом приостанавливать операций по счетам налогоплательщика - организации в соответствии со ст. 76 НК РФ.

Процедура бесспорного взыскании налоговой задолженности является сложной и многостадийной, в связи с чем, на этапе ее реализации нередко налоговый орган допускает процессуальные нарушения, которые могут служить основанием для отмены решения о взыскании задолженности за счет денежных средств налогоплательщика и, как следствие, решения о приостановлении операций по счетам в банке.

Наиболее часто встречающимися нарушениями являются нарушение сроков предъявления требования об уплате налога, нарушение порядка или способа направления требования, на основании которого уже выносится решение о взыскании задолженности за счет денежных средств и «блокируются» счета в банках.

ВПостановлении от 4 мая 2005 года N КА-А40/3677-05, ФАС Московского округа указал, что налоговым органом нарушены нормы ст. ст. 69, 76 НК РФ, так как требование об уплате налога было вручено налогоплательщику после истечения срока уплаты, в связи с чем, налогоплательщику не представлялось возможным его исполнить в установленный срок. Более того, с налогоплательщика взыскивалась задолженность, сроки на взыскание которой, с учетом положений ст.70 НК РФ, налоговым органом пропущены.

Направление требования об уплате налога представляет собой не только ненормативный правовой акт, но и начальную стадию процесса принудительного взыскания налогов (ст. ст. 46, 47 НК РФ). Несоблюдение налоговым органом установленного законом порядка направления требования налогоплательщику существенно нарушает конституционные гарантии налогоплательщика на защиту прав и свобод.

Кроме того, следует обращать внимание на то, каким видом корреспонденции (простым или заказным письмом) вам направляются документы из налоговой.

Как указал ФАС Уральского округа в своем Постановлении от 12 июля 2010 года N Ф09-5181/10-С3, направление налогоплательщику требования об уплате налога (пени, штрафа) с нарушением положений п. 6 ст. 69 НК РФ (то есть, не заказной корреспонденцией) оценивается судом как существенное нарушение процедуры принудительного бесспорного взыскания налогов, пеней и штрафов и является самостоятельным и безусловным основанием для отмены решений о взыскании задолженности за счет денежных средств и решений о приостановлении операций по счетам.

3.3. Обеспечительная мера для исполнения решения по результатам проверки

Существует еще одно основание, когда расчетный счет налогоплательщика может быть заблокирован. Так, приостановление операций по счетам может применяться налоговыми органами как обеспечительная мера исполнения решений по проверкам (камеральным или выездным), в ходе которых начислены к уплате налоги, пени, штрафы.

В соответствии с п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности.

После вынесения решения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения (п.10 ст.101 НК РФ).

Однако обратите внимание, что принимать обеспечительные меры во исполнение решения по проверке налоговый орган вправе лишь в том случае, если у него есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. На практике, такими основаниями могут являться: наличие задолженности по лицевому счету налогоплательщика, неоднократное не исполнение обязанностей по уплате налогов, сокращение активов организации, совокупность обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 16.09.2010 по делу N А12-1588/2010).

Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит соответствующее решение, вступающее в силу со дня его подписания и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом.

К сведению! Приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения.

Итак, подведем итоги: НК РФ предусматривает три основания для приостановления операций по счетам:

а) неуплата налогов, сборов, пеней и штрафов;

б) не сданная вовремя налоговая декларация;

в) для обеспечения исполнения решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности.

Однако на практике налоговики зачастую злоупотребляют предоставленным им правом и используют приостановление операций по счетам налогоплательщиков как метод психологического воздействия. В связи с чем, полезной каждому бухгалтеру и руководителю будет следующая информация!

4.ВАЖНО ЗНАТЬ!

4.1. Налоговый орган не вправе «блокировать» счет, если не сдана бухгалтерская отчетность, не представлен авансовый расчет или не представлены запрашиваемые документы по проверке

Налоговый орган не имеет права «блокировать» расчетный счет, если налогоплательщик не сдал бухгалтерскую отчетность либо иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет , ввиду того, что ст.76 НК РФ не содержит в себе такого основания для приостановления операций по счетам. Эта позиция подтверждается судебной практикой (см. Постановление ФАС Московского округа от 05.10.2007 N КА-А40/9465-07) и мнениемМинфина России в письме от 12.07.2007 N 03-02-07/1-324.

Кроме того, суды признают незаконными «блокировку» счета, если не сдана статистическая отчетность (см.Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.01.2009. N КА-А40/13357-08 ), не представлены сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ (см.Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14.02.2008 N КА-А40/235-08 ), не сдан авансовый расчет по налогу (решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.02.2008 по делу N А40-1160/08-75-5 ). Суды, признавая незаконными действия налоговых органов в таких ситуациях, ссылаются на то, что приостановление операций по счетам, в соответствии с положениями п.3 ст.76 НК РФ может применяться только в случаях не сдачи налоговой декларации, расширительному толкованию данная норма закона не подлежит.

Также не может являться основанием для приостановления операций по счетам непредставление налогоплательщиком истребованных налоговым органом документов в ходе камеральной или выездной налоговой проверки (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.03.2005 N Ф04-1592/2005(9795-А46-35); Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.11.2005 N Ф04-760/2005(16440-А46-40)). При этом суды исходят из того, что в соответствии со ст.76 НК РФ приостановление операций по счету в банке является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, но никак не способом обеспечения исполнения требований налоговых органов при осуществлении ими контрольных функций.

4.2. Даже если счет заблокировали, вы можете пользоваться им!

В соответствии с аб.3 п.1 ст.76 НК РФ «заморозка» счета налоговым органом не означает прекращение всех расходных операций. Очередность списания денежных средств с расчетного счета в банке осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 855 ГК РФ.

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств происходит в порядке поступления платежных документов налогоплательщика, так называемая календарная очередность.

Приостановление операций не распространяется на платежи, очередность которых предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Таким образом, поступать на заблокированный счет налогоплательщика денежные средства могут, но расходуются только в порядке очередности, указанной в ст.855 ГК РФ:

В первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

Во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

В третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;

С учетом Постановления Конституционного Суда РФ N21-П от 23.12.1997, налоги и сборы должны взыскиваться в третью очередь.

Кроме того, списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления платежных документов.

Таким образом, налогоплательщик по заблокированному счету может осуществить платежи 1-й и 2-й очереди, а также платежей в бюджет и внебюджетный фонды из 3-й очереди, определенной законодательством (ст. 855 ГК РФ с особенностями, установленными Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год).

4.3. Не только налоговая инспекция может заблокировать счет!

Наша статья посвящена процедуре приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, которую осуществляют налоговые органы. Однако аналогичные права по «замораживанию» расчетных счетов предоставлены также таможенным органам при взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней (ст.34 НК РФ).

Порядок приостановления операций по счетам таможенными органами установлен Приказом ФТС от 3 декабря 2009 г. N 2184.

Аналогичные полномочия по приостановлению операций по счетам в банке вменены ст. 8 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» Росфинмониторингу.

Кроме того, обращаем внимание читателей на то обстоятельство, что если вы не уплатите вовремя страховые взносы или не представите в установленных законом срок расчеты по ним счета заблокированы не будут, поскольку законодатель не наделил внебюджетные фонды соответствующими полномочиями.

4.4. Не всякое решение о приостановлении операций по счетам должно быть исполнено

Неподлежат исполнению решения о приостановлении операции по счетам, в следующих случаях:

- решение принято неуполномоченным органом;

Решение принято в отношение счета в банке, которые в соответствии с определением счета, приведенным в ст. 11 НК РФ под данное понятие не подпадает.

Рассмотрим подробнее последнее основание, поскольку с первым все просто, раз решение принял неуполномоченный орган, то у банка отсутствуют правовые основания для его исполнения.

Итак, в соответствии со ст. 11 НК РФ, под счетом понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договоров банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства самими владельцами счетов.

Под данное определение подпадают: расчетные, корреспондентские, текущие, текущие валютные счета, «рублевые» счета типа «К» (конвертируемые) и «Н» (неконвертируемые) нерезидентов, счета, обслуживаемые с помощью корпоративных банковских карт.

Однако, приостановление операций не распространяется на счета налогоплательщиков, открытые на основании иных договоров и сделок, например: депозитные, ссудные, аккредитивные, валютные транзитные и валютные специальные транзитные счета.

Кроме того, приостановление операций по счетам налогоплательщиков-банкротов не правомерно (п.1 ст. 126 Федеральный закон от 26.10.2002 N127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

В случае если решение о приостановлении операций принято по не установленной форме, то оно также не подлежит исполнению банком, указанное вытекает из смысла п.4 ст.76 НК РФ.

4.5. Заблокировали счет - откроем новый?

Согласно п.12 ст.76 НК РФ банк не вправе открывать новые расчетные счета налогоплательщику при наличии решения о приостановлении операций по счетам.

Подтверждение вышеизложенному позиция Минфина РФ , изложенная в письме от 12.12.2005 N 03-02-07/1-336 , в котором финансовое ведомство указало, что закрытие банком счета налогоплательщика не является основанием для отмены решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, и, следовательно, открытие банком новых счетов налогоплательщику и исполнение по ним поручений налогоплательщика на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора, либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), является нарушением ст. 76 НК РФ.

С позицией Минфина РФ согласны и суды, так в Постановлении от 23.09.2003 N А29-1832/2003 ФАС Волго-Вятского округа указал, что согласно п. 9 ст. 76 НК РФ при наличии решения о приостановлении операций по счетам банку запрещено открывать какие-либо новые счета обозначенному в решении налогоплательщику. В Постановлении от 26.01.2006 N А42-4190/2005 ФАС Северо-Западного округа пришел к выводу о том, что закрытие банком счета налогоплательщика-организации, в отношении которого принято решение о приостановлении операций, не прекращает правовые последствия такого решения налогового органа в части запрета на открытие налогоплательщику-организации новых счетов в этом банке».

Более того, банки вряд ли пойдут на открытие нового счета при наличии решения налогового органа о приостановке операций или на не исполнение решения налогового органа, поскольку для кредитной организации это чревато последствиями виде штрафных санкций. Так, согласно п.1 ст.132 НК РФ при открытии счета банком, в котором уже есть решение о приостановке, влечет взыскание с него штрафа в размере 20 тысяч руб., кроме того за указанное деяние предусмотрена и административная ответственность для должностных лиц банка, согласно ст.15.7 КоАП РФ в размере от двух до трех тысяч рублей. Ст.134 НК РФ предусмотрены санкции для банков, в случае не исполнения ими решений налоговых органов о приостановлении операций по счету, в размере 20 процентов от суммы, которая будет перечисляться по платежным поручения налогоплательщика, но не более суммы задолженности и не менее 10 тысяч рублей. Административная ответственность за данное деяние влечет взыскание штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (ст.15.9 КоАП РФ).

Следует заметить, что выход из данной ситуации есть, поскольку невозможность открытия нового счета в том же банке, где заблокирован счет, не влечет за собой невозможность открытия нового счета в другом банке . В связи с чем, налогоплательщик может открыть счет в новом банке и провести необходимые денежные перечисления по нему. Однако обращаем ваше внимание, что эта возможность будет существовать только 5 дней, поскольку именно этот срок отводится банку на сообщение в налоговый орган информации об открытии налогоплательщиком счета (п.1 ст.86 НК РФ), после чего новый счет также будет «заблокирован» решением инспекции.

4.6. Если счет арестован, пеня не начисляется

В соответствии с аб.2 п.3 ст. 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции по счетам или наложен арест на имущество налогоплательщика. То есть данная норма исключает возможность начисления пени по неисполненным налоговым обязательствам в период, когда счет налогоплательщика заблокирован (см.Постановление Десятого Арбитражного Апелляционного суда от 11.01.2007 N . А41-К2-9953/06; Постановление ФАС Поволжского округа от 03.08.2010 по делу N А57-25579/2009).

4.7. Налоговый орган заплатит проценты за несвоевременную «разблокировку» счета

Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ в ст.76 НК РФ введен п. 9.2 , согласно которому в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-органи-зации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим при-остановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока. Поэтому, если налоговая не спешит «разблокировать» замороженный счет, вы вправе требовать проценты за нарушение сроков.

При этом, проценты будут исчисляться исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам.

4.8.Оспаривание незаконного приостановления операций по счету

Если налогоплательщик столкнулся с ситуацией, когда его счета незаконно «заблокированы» и переговоры с налоговым органом не дали положительного результата, остается лишь обратиться в суд для защиты своих прав и законных интересов.

Однако сразу обращаем ваше внимание, что процедура эта довольно длительная. Вместе с тем, существует метод, которые может позволить налогоплательщику на время судебного разбирательства пользоваться заблокированным счетом. Налогоплательщик на основании ч.3 ст. 199 АПК РФ может обратиться в суд с ходатайством о приостановлении действия решения о «блокировке» счета, в случае его удовлетворения судом это означает, что на период судебного разбирательства налогоплательщик имеет право без каких-либо ограничений осуществлять расходные операции по расчетным счетам и открывать новые счета в той же кредитной организации. По данному поводу существует Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 83, в соответствии с которым, под приостановлением действия ненормативного правового акта, понимается не признание акта, недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом.

Кроме того, в случае судебного обжалования решения налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке налогоплательщик должен обоснованно мотивировать свои требования, сославшись на то, что незаконная блокировка счета налоговым органом может привести к значительным финансовым потерям и подтвердить это документально.

Анализ судебной практики показывает, что имеются судебные акты в пользу налогоплательщиков. Например, Постановление ФАС Московского округа от 20.02.2008 N КА-А40/680-08 , в котором суд указал, что, решение налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке причинит организации значительный ущерб - лишит возможности исполнять обязательства перед поставщиками, на суммы несвоевременно выплаченной заработной платы работникам должны будут начисляться проценты, придется приостановить деятельность сотрудников до полного погашения задолженности по заработной плате, в связи с чем судом правомерно удовлетворено заявление налогоплательщика о приостановлении действия решения, которым заблокированы счета.

Еще одно положительное решение - Постановление ФАС Московского округа от 17.08.2007 N КА-А40/7894-07 . В этом судебном акте сделан вывод о том, что непринятие мер по обеспечению иска может нанести значительный ущерб заявителю, а именно, фактически делает невозможным исполнение обязательств перед работниками организации по выплате заработной платы и перед контрагентами по гражданско-правовым договорам, исполнение иных финансовых обязательств, поскольку все поступающие на расчетный счет заявителя денежные средства перечисляются в соответствии с представленным в банк инкассовым поручением в счет погашения недоимки и пени.

Итак, если вы уверены, что решение о приостановлении операций по счетам в банке вынесено необоснованно и можете подтвердить это документально, то существует реальная перспектива положительного исхода дела, с учетом складывающейся судебной практики.

Приостановление операций по счетам является одной из наиболее действенных мер, обеспечивающих исполнение организацией и индивидуальным предпринимателем обязанностей, предусмотренных НК РФ.

В 2018 году оснований для использования этой меры стало больше. Отдельным вопросам, связанным с приостановлением операций по счетам, посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

В чём заключается режим приостановления операций по счетам?

Приостановление операций по счёту - это особый порядок совершения расходных операций.

Все расходные операции по счёту запрещаются, кроме прямо разрешённых статьёй 76 НК РФ.

Зачисление средств на счёт происходит в обычном порядке.

Какие платежи исполняются в период действия решения о приостановлении операций?

Платежи в бюджеты в счёт уплаты налогов, страховых взносов и платежи, очерёдность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налога.

Очерёдность исполнения платежей установлена статьёй 855 ГК РФ.

К третьей очереди отнесено списание средств:

  • в оплату труда (исключение из общего правила о приоритете исполнительных документов),
  • по поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов, сборов, а также по поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов (в данном случае имеется в виду погашение в принудительном порядке задолженности по уплате обязательных платежей).
Четвёртая очередь - иные исполнительные документы.

Пятая очередь - иные платежи, в том числе, перечисление налога на основании поручений налогоплательщика.

Тем самым, в период действия режима приостановления операций по счетам, независимо от даты предъявления к счёту, не исполняются поручения налогоплательщика, за исключением его расчётов по оплате труда и налогам, страховым взносам.

Как исполняются требования, относящиеся к одной очереди?

В порядке календарной очерёдности поступления платёжных документов. Это означает, что если поручения налогового органа на списание средств в уплату налога к счёту не предъявлялись, платежи налогоплательщика на оплату труда исполняются без ограничений.

Поручение налогоплательщика на перечисление зарплаты будет иметь приоритет в исполнении перед поручением налогового органа на списание задолженности, если оно поступило в банк раньше, чем поручение налогового органа.

Но соответствующие платежи должны фактически относиться к расходам на оплату труда. Согласно определению Верховного суда № 309-КГ18-1269 от 23 марта 2018 года, если спорные перечисления выдачей зарплаты не являлись, банк, который должен был знать о действительном назначении денежных средств, будет нести ответственность по статье 134 НК РФ.

Банк в период режима приостановления операций станет осуществлять дополнительный контроль за назначением платежа, указанного налогоплательщиком, чтобы не допустить нарушений при списании денежных средств.

В какой очерёдности будут исполняться поручения налогоплательщика на уплату налога и поручения налогового органа на взыскание налога с этого же налогоплательщика?

Поручение налогового органа (то есть, платежи в принудительном порядке), подлежат исполнению в третью очередь. Платежи по налогам, производимые на основании распоряжений налогоплательщика, - в пятую очередь.

Исполнительные документы, предъявленные к счёту и предусматривающие списание средств в пользу коммерческого кредитора, имеют приоритет перед платежами налогоплательщика в бюджет?

Из разъяснений Минфина (в частности, письмо № 03-02-07/1/9544 от 5 марта 2014 года) можно сделать вывод, что под «платежами, предшествующими исполнению обязанности по уплате налогов» понимаются платежи по исполнительным документам 1 и 2 очереди, указанные в пункте 2 статьи 855 ГК РФ.

То есть, это те платежи, которые предшествуют исполнению поручений налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов.

Возможен второй подход к толкованию этого словосочетания. Он основан на том, что «поручение налогоплательщика на списание денежных средств в счёт уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации» - это тоже исполнение обязанности по уплате налога, а она отнесена к пятой очереди.

В предшествующей редакции пункта 2 статьи 855 ГК РФ, в статьях федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год списание средств по расчётным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, относилось к одной очереди (независимо от основания уплаты – добровольное или принудительное). Но впоследствии Федеральным законом № 345-ФЗ от 2 декабря 2013 года правовое регулирование очерёдности списания денежных средств со счёта было изменено.

Поэтому платежи, очерёдность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, - это платежи, отнесённые к первой-четвёртой очереди.

Встречается промежуточная позиция, согласно которой приостановление расходных операций по счёту налогоплательщика только по причине непредставления им налоговой декларации, при отсутствии документально подтверждённой задолженности перед бюджетом, не может препятствовать исполнению судебных решений, вступивших в законную силу (письма Минфина № 03-02-07/1/38928 от 6 июля 2015 года и № 03-02-07/1/15056 от 12 марта 2018 года).

Может ли организация открыть счёт в другом банке, если её счёт в обслуживающем банке заблокирован?

Банкам под угрозой штрафа запрещено открытие новых счетов тем лицам, в отношении которых принято решение о приостановлении операций (пункт 12 статьи 76, пункт 1 статьи 132 НК РФ).

Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам (переводов электронных денежных средств) установлен приказом ФНС России № ММВ-7-8/117 от 20 марта 2015 года.

Согласно приказу, информирование осуществляется путём обращения банка:

  • к интернет-сервису «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов»;
  • к единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
В них содержится информация из решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке, в частности, номер и дата принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке с указанием даты и времени (в часах, минутах по московскому времени) его размещения в интернет-сервисе или поступления в СМЭВ.

Можно ли закрыть счёт в период действия решения о приостановлении операций?

Согласно новому пункту 3 статьи 858 ГК РФ, расторжение договора банковского счёта не является основанием для отмены приостановления операций по счёту.

В этом случае меры по ограничению распоряжения счётом распространяются на остаток денежных средств на счёте.

Таким образом, даже при закрытии счёта остаток средств не будет выдан клиенту до отмены приостановления операций по счёту.

Также обратим внимание, что в соответствии с пунктом 8.5 Инструкции Банка России № 153-И от 30 мая 2014 года, в случае прекращения договора банковского счёта при наличии предусмотренных законодательством ограничений распоряжения денежными средствами на банковском счёте и при наличии денежных средств на счёте, внесение записи о закрытии соответствующего лицевого счёта в Книгу регистрации открытых счетов производится после отмены указанных ограничений не позднее рабочего дня, следующего за днём списания денежных средств с банковского счёта.

При каких условиях налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций по счетам?

Операции приостанавливаются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по семи основаниям, которые, в свою очередь, можно условно объединить в три группы.

К первой могут быть отнесены решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей взыскание налоговой задолженности.

Ко второй группе - решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей представление отдельных документов налоговой отчётности.

К третьей группе - решения, принимаемые в качестве меры, обеспечивающей электронный документооборот с налоговым органом.

Что относится к первой группе решений о приостановлении?

Решение, принимаемое в целях обеспечения исполнения собственно решения о взыскании налога (пункт 1 статьи 76 НК РФ). Следует отметить, что помимо решения о взыскании налоговым органом, также должно быть направлено налогоплательщику требование об уплате налога.

Поручение налогового органа на списание денежных средств в уплату налога и решение о приостановлении операций могут направляться к разным счетам налогоплательщика.

К данной группе также относится решение, принимаемое для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 10 статьи 101 НК РФ).

Последующая отмена решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) сама по себе не означает, что решение о приостановлении операций было принято незаконно. Незаконным оно становится в случае его несвоевременной отмены.

Какие основания приостановления операций можно отнести ко второй группе?

Прежде всего, это непредставление налоговой декларации.

Срок принятия решения о приостановлении операций по счетам за непредставление декларации с 2015 года составляет три года и десять рабочих дней со дня установленного НК РФ срока представления декларации.

Данное ограничение по сроку принятия решения распространяется и на декларации, не представленные в налоговый орган до 2015 года.

Могут ли приостанавливаться операции за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль по итогам отчётного периода?

Приостановление операций за непредставление декларации должно применяться при условии, что определённый документ является налоговой декларацией по содержанию, а не по названию.

За непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по итогам отчётного периода приостановление операций применяться не должно.

Указанный документ не отвечает понятию «налоговая декларация», установленному статьёй 80 НК РФ.

Подобное разграничение двух самостоятельных документов - налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчёта авансового платежа, представляемого по итогам отчётного периода, отражено в пункте 17 постановления Пленума ВАС № 57 от 30 июля 2013 года.

В связи с тем, что декларации по итогам отчётного периода не входят в перечень документов, приведённый в пункте 3 статьи 76 НК РФ, нарушение налогоплательщиком сроков их представления не порождает право налогового органа на приостановление операций по счетам в банке. Данный вывод подтверждается определением Верховного Суда № 305-КГ16-16245 от 27 марта 2017 года.

Правомерно ли приостановление операций по счетам налогового агента при непредставлении им отчётности?

Отчётность налогоплательщика и налогового агента статьёй 80 НК РФ разграничивается.

При этом в главах части второй НК РФ форма отчётности налогового агента может именоваться по-разному: не только расчёт, но и декларация, сведения и т.д.

Пунктом 11 статьи 76 НК РФ предусмотрено, что правила приостановления операций по счетам в банках применяются также в отношении налоговых агентов.

Действует тот же принцип: если налоговый агент не представил в налоговый орган документ, не являющийся налоговой декларацией, то приостановление операций по его счетам в качестве обеспечительной меры на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 76 НК РФ не применяется (пункт 23 постановления Пленума ВАС № 57 от 30 июля 2013 года).

Приостановление операций по счетам по такому основанию, как непредставление декларации, помимо налогоплательщиков возможно в отношении тех лиц, которые, не являясь налогоплательщиками, должны в соответствии с НК РФ представлять налоговые декларации.

Например, глава 21 НК РФ в установленных случаях обязывает представлять налоговые декларации по НДС налоговых агентов, не являющихся налогоплательщиками или являющихся налогоплательщиками, освобождёнными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога.

Непредставление каких ещё форм отчётности влечёт в качестве последствия приостановление операций?

Расчёта сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (пункт 1 статьи 80 НК РФ). Указанный расчёт налоговый агент представляет за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом. За год (налоговый период) - не позднее 1 апреля следующего года (пункт 2 статьи 230 НК РФ).

Если налоговый орган в течение десяти дней по истечении установленного срока не получит от налогового агента расчёт по форме 6-НДФЛ, то имеются основания для принятия решения о приостановлении операций по счетам налогового агента (пункт 3.2 статьи 76 НК РФ).

Приостановление операций по счетам не применяется, если независимо от численности физических лиц, получивших доходы от налогового агента, расчёт сумм НДФЛ представлен в установленный срок на бумажном носителе, а не в электронной форме.

Могут ли приостанавливаться операции по счетам за непредставление расчёта по страховым взносам?

Могут, формально, начиная с 31 августа 2018 года. Соответствующее дополнение включено в пункт 3.2 статьи 76 НК РФ Федеральным законом № 232-ФЗ от 29 июля 2018 года.

Плательщики, производящие выплаты физическим лицам, представляют расчёты по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчётным (отчётным) периодом.

Следует учитывать изложенные в пункте 7 статьи 431 НК РФ ситуации (ошибки, несоответствия, недостоверные персональные данные), при которых расчёт считается непредставленным.

О факте непредставления не позднее дня, следующего за днём получения расчёта в электронной форме (десять дней, следующих за днём получения расчёта на бумажном носителе), плательщику должно направляться соответствующее уведомление.

За непредставление каких расчётов будут приостанавливаться операции по счетам?

Возможно, что налоговые органы будут приостанавливать операции по счетам и за непредставление расчётов, срок представления которых наступил в период с 2017 года до 31 августа 2018 года.

Обратим внимание, что операции могут быть приостановлены и за непредставление расчёта с нулевыми показателями.

По мнению ФНС, отсутствие у плательщика страховых взносов выплат в пользу физических лиц в течение того или иного расчётного (отчётного) периода не освобождает его от обязанности представить в установленный срок в налоговый орган расчёт по страховым взносам с нулевыми показателями (письмо ФНС № БС-4-11/13691@ от 16 июля 2018 года).

Вместе с тем, с учётом судебной практики в отношении налоговых деклараций, смеем предположить, что указанная мера обеспечения может применяться к плательщикам страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, только при непредставлении ими расчёта по итогам расчётного периода (календарного года).

Также отметим, что решение о приостановлении операций направляется налоговым органом в банк в электронной форме.

Форма решения о приостановлении операций утверждена приложением № 14 к приказу ФНС № ММВ-7-8/179@ от 13 февраля 2017 года.

В связи с появлением нового основания для приостановления, изменений в данную форму и в соответствующий формат пока не внесено. Причём новый формат решения требует согласования с Центральным банком.

В течение какого срока налоговый орган может принять решение о приостановлении операций по счетам за непредставление расчётов по форме 6-НДФЛ и расчётов по страховым взносам?

В НК РФ нет пресекательного срока для принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам за непредставление формы 6- НДФЛ и расчёта по страховым взносам.

До введения в НК РФ пресекательных сроков для принятия решения о приостановлении операций за непредставление декларации, в судебной практике встречались примеры признания недействительным решения налогового органа, принятого спустя более, чем три года после возникновения оснований для его принятия.

Суд исходил из того, что превышение разумного срока принятия решения может означать его недействительность (постановление ФАС Московского округа № КА-А40/7460-07 от 8 августа 2007 года).

Налоговому агенту и плательщику страховых взносов можно рекомендовать использовать данный аргумент в том случае, когда налоговым органом было принято решение о приостановлении операций по счетам не сразу (по истечении десяти дней со дня установленного срока для представления расчёта), а спустя какое-то продолжительное время.

Что может быть отнесено к третьей группе оснований для приостановления операций?

Неисполнение обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приёме документов, направленных налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) через оператора электронного документооборота.

Решение о приостановлении операций принимается в отношении лиц, обязанных представлять налоговые декларации в электронной форме, которые в нарушение пункта 5.1 статьи 23 НК РФ не передали квитанцию о приёме следующих документов:

  • требования о представлении документов,
  • требования о представлении пояснений,
  • уведомления о вызове в налоговый орган.
Квитанция подлежит направлению не позднее шести дней со дня отправки документов налоговым органом.

Решение о приостановлении операций по счетам может быть принято в течение десяти дней после истечения срока, установленного для отправки квитанции.

Следовательно, решение о приостановлении должно приниматься не ранее седьмого дня и не позднее шестнадцатого дня после отправки документов налоговым органом.

Указанные сроки исчисляются в рабочих днях.

Операции не могут быть приостановлены, если налогоплательщиком исполнено полученное требование (уведомление) по существу: представлены документы, пояснения, осуществлена явка вызванного лица в налоговый орган.

Кроме того, налоговый орган не вправе принять решение о приостановлении операций по счетам при неполучении от налогоплательщика квитанции о приеме иных, направленных в электронной форме документов, не являющихся требованием о представлении документов, требованием о представлении пояснений или уведомлением о вызове в налоговый орган.

Что ещё относится к этой группе оснований приостановления операций по счетам?

С 1 июля 2016 года налогоплательщики, обязанные представлять декларации в электронной форме, должны обеспечить получение документов от налогового органа по месту учёта в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота (пункт 5.1 статьи 23 НК РФ).

Отсутствие подключения к электронному документообороту повлечёт приостановление операций по счетам (подпункт 1.1 пункта 3 статьи 76 НК РФ).

Решение об этом может быть принято в течение десяти дней со дня установления налоговым органом факта неисполнения такой обязанности.

Данная обязанность считается исполненной, если организация заключит договор с оператором электронного документооборота «на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота с налоговым органом по месту учёта этого лица» и получит квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи.

В каком объёме средства на счёте могут быть заморожены?

За непредставление декларации НК РФ допускает принятие решения о приостановлении операций на всех счетах налогоплательщика и на всю сумму средств на этих счетах.

В таком же объеме могут быть приостановлены операции:

  • с 2015 года - за непередачу налогоплательщиком квитанции о приёме направленных налоговым органом в электронной форме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений или уведомления о вызове в налоговый орган,
  • с 2016 года - за непредставление налоговым агентом формы 6- НДФЛ,
  • с 1 июля 2016 года - за необеспечение обязанности по получению документов от налогового органа по месту учёта в электронной форме,
  • с 31 августа 2018 года - за непредставление расчёта по страховым взносам.
В иных случаях приостановление операций ограничено суммой взыскиваемых средств.

Что делать, когда налоговым органом приняты решения о приостановлении операций в отношении всех счетов налогоплательщика?

Если операции приостановлены для обеспечения исполнения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, то блокируемая сумма определяется как разница между задолженностью и стоимостью имущества налогоплательщика, на которое уже наложен запрет на отчуждение (передачу в залог).

Поэтому превышение суммы на счетах, операции по которым приостановлены, над суммой рассчитанной разницы, может быть по обращению налогоплательщика устранено отменой налоговым органом действия решения о приостановлении в соответствующей части.

Решение о приостановлении, принятое в порядке обеспечения исполнения решения по результатам налоговой проверки, может быть отменено при замене налоговым органом приостановления на банковскую гарантию, залог или поручительство (пункт 11 статьи 101 НК РФ).

Налогоплательщиком может быть подано заявление, в котором указаны счета, на которых достаточно денег для исполнения требования, и содержится просьба отменить приостановление операций по другим счетам (пункт 9 статьи 76 НК РФ).

Налогоплательщик вправе обжаловать решение о приостановлении операций по счетам, если налоговым органом нарушена процедура взыскания. Например, не было вынесено решение о взыскании налога или был пропущен срок его вынесения (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-31156/2013 от 7 октября 2013 года).

Налогоплательщик вправе оспаривать расчёт суммы, в отношении которой принято решение об ограничении расходных операций.

Если решение арбитражного суда о признании незаконным решения инспекции о привлечении к налоговой ответственности вступило в законную силу, налоговый орган обязан отменить решение о взыскании налогов, а также решение о приостановлении операций по счетам.

Налогоплательщику следует обжаловать незаконное бездействие налогового органа, которое выражается в непринятии решения об отмене приостановления операций по счетам (постановление Арбитражного суда Московского округа № Ф05-14131/2014 от 8 декабря 2014 года).

Какие ещё защитные меры против приостановления операций возможно предпринять в судебном порядке?

Налогоплательщик может добиться отмены решения о приостановлении операций по счетам, заявив в арбитражном суде по спору с налоговым органом ходатайство о принятии обеспечительных мер.

После принятия судом обеспечительных мер инспекция должна отменить решение о приостановлении операций по счёту применительно к положениям статьи 76 НК РФ (постановление Президиума ВАС № 10765/12 от 25 декабря 2012 года).

Но каждое из оснований для приостановления операций по счетам является самостоятельным и может применяться независимо друг от друга.

Это означает, что если операции по счетам налогоплательщика были приостановлены по двум основаниям, одно из которых прекратило своё действие, то это не влечёт отмены или неисполнения обеспечительных мер, принятых по другому основанию.

Факт принятия судом обеспечительных мер, запрещающих налоговому органу совершать действия по принудительному взысканию налоговой задолженности, при наличии неотмененного налоговым органом решения, принятого в порядке пункта 10 статьи 101 НК РФ, не служит основанием возобновления расходных операций по счетам налогоплательщика.

Добрый день.

1. Прежде всего отмечу, что все блокировки карт физических лиц (также, как и блокировки расчетных счетов компаний/ИП) – это не какая-нибудь прихоть банка и не какая-нибудь случайность, которую невозможно предугадать, а последствия допускаемых Вами нарушений.

Если вкратце, то существует уже достаточно известный закон 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В самом законе конкретики достаточно мало, а именно там говорится о том, что контролируются операции на разовые суммы шестьсот тысяч рублей и они действительно контролируются, но это Вам никак не поможет разобраться в причинах блокировки карт, поскольку банки контролируют и множество других операций и по многим другим параметрам.

В целом в зоне риска находятся все, кто совершает большое количество операций по картам - фрилансеры, интернет магазины и иные компании, которые получают оплату за товары/услуги на карты физических лиц, те, кто получают незарплатные выплаты от юр. лиц/ИП, криптовалютчики, финансисты, те, кто играют на биржах, получают выплаты от букмекеров, те, кто использует онлайн обменники, кто получает большие суммы из-за рубежа и огромное количество других лиц, чья деятельность связана с совершением большого количества операций по картам.

Определенная конкретика изложена в Приложении к Положению Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» - там список на 18 листах, который содержит в себе те параметры, по которым банки должны выявлять подозрительные операции.

Как это выглядит на практике – ЦБ разработал критерии по выявлению подозрительных операций, банки на основании данных критериев разработали собственные автоматизированные системы, которые в автоматическом режиме отслеживают все операции по заданным критериям и в случае, если система распознает Ваши операции за определенный период как подозрительные – Вам приходит запрос по 115-ФЗ.

Из этого следует:

А) Запросы по 115-ФЗ формируются в автоматическом режиме автоматизированной системой. Многие думают, что это конкретный человек в банке сидит и сам выбирает до кого бы докопаться, кому бы запрос направить. Это не так! Все запросы направляются автоматически в случае, если Вы не соблюдаете те параметры, по которым работает автоматизированная система банка.

Б) Утверждения о том, что «банки обнаглели и блокируют кого хотят» - это все ерунда. Запросы формируются на основании строго определенных критериев, «случайных» запросов не бывает. Причем отмечу, что указанные критерии ЦБ одинаковы для всех банков, поэтому по моей практике истории в формате «сбербанк блокирует постоянно, а вот банк «ххх» никого не блокирует» – это также бред. Определенные отличия между банками действительно есть и порой достаточно существенные, но общий вектор для всех банков все равно один и риски есть при работе с любым банком.

С другой стороны, отмечу, что действительно много блокировок необоснованных и по моей практике значительную часть блокировок банков можно оспорить через суд, однако во всех случаях лучше не рассчитывать на оспаривание действий банка, а изначально работать так, чтобы Вам не приходили запросы.

В) Сам по себе факт получения запроса – это уже свидетельство того, что Ваши операции в банке распознаны как подозрительные и соответственно это уже значит, что так как Вы работали до запроса дальше работать нельзя, иначе запрос может прийти повторно даже если банк первый раз все претензии снимет (даже если все операции формально законны).

Г) Также дополнительно отмечу, что те же самые требования в равной степени распространяются и на платежные системы (кошельки Яндекс.Деньги, Киви, Вебмани и т.п., хотя по практике они в целом более лояльны).

2. Что касается процедуры блокировки. Порядок обычно следующий:

А) Вы не соблюдаете критерии ЦБ.

Б) Система автоматически формирует запрос, который Вам поступает, в нем банк у Вас запрашивает «экономический смысл проводимых операций» и ряд документов, которые должны помочь банку определить связаны ли Ваши операции с чем-то незаконным или нет. На этом этапе как правило банк уже ограничивает возможность пользоваться картой до тех пор, пока не будет принято решение по итогу предоставленного Вами обоснования и документов.

В) Вы предоставляете запрашиваемые документы.

Здесь по практике наиболее частыми ошибками являются следующие:

– человек начинает махать шашкой и заявлять, мол действия банка незаконны, я ничего не нарушил (см. п.1 и доводы о том, чтобы запросы просто так не приходят, хотя банки действительно часто запрашивают много «лишнего» и аналогично часто запросы приходят в ситуации когда Вы не совершали даже близко ничего противозаконного) и отказывается предоставлять документы. Подобными действиями Вы фактически отказываетесь от выполнения возложенных на Вас обязательств по предоставлению документов по 115-ФЗ и это влечет за собой весьма нехорошие последствия вплоть до включения Вас в черный список ЦБ (где уже находятся порядка 500000 человек и компаний, огромное количество их которых действительно не занимались никаким криминалом, а просто некорректно проводили операции, либо заняли неверную позицию после получения запроса об банка).

Также частая ошибка – человеку карта сильно не нужна (например, на ней уже нет денег и интереса в ее использовании уже тоже нет) и он решает, мол не буду ничего предоставлять, закрою ее и все, так как она мне не нужна.

Еще частая ошибка – рассчитывать на то, что Вы сможете отбить любые претензии предоставив договоры в подтверждение переводов независимо от характера переводов. Нужно понимать, что банк может заблокировать Вас не только тогда, когда есть прямые доказательства нарушения Вами закона, но и тогда, когда сам по себе характер операций дает основания полагать, что операции могут быть связаны с незаконной деятельностью даже несмотря на предоставленные Вами документы. Здесь большое значение имеет практика конкретных банков.

Также распространенная ошибка – давать ответ без предварительного анализа ситуации с юристом, так как есть очень много других мелких и часто формальных моментов по взаимодействию с банком на стадии получения запроса, при несоблюдении которых можно получить блокировку даже в ситуации, когда ее можно было избежать и когда действительно у Вас совершались исключительно законные операции.

Г) Конкретный сотрудник банка рассматривает документы и по итогу принимает решение по Вашей ситуации (соответственно на этом этапе уже есть определенная зависимость от конкретного сотрудника банка) и либо снимает все претензии и все ограничения по карте, либо оставляет блокировку в силе и как правило в этом случае Вас просят написать заявление о закрытии карты «по собственному желанию». Также на практике после получения документов иногда банк может запросить дополнительные документы.

3. Вы можете спросить – мол как так, у меня друг/знакомый проводит огромные суммы через карты и ему никто ничего не блокирует несмотря на все ограничения, а почему тогда меня заблокировали?

Ответ достаточно прост, возможны несколько вариантов:

А) Ваш друг/знакомый умышленно/неосознанно совершает операции таким образом, что они в банке/платежной системе не распознаются как подозрительные, поскольку при соблюдении критериев Вам не будет приходить запрос.

Б) Просто общая продолжительность операций еще не привела к признанию операций подозрительными и блокировке и рано или поздно это произойдет.

4. Последствия. Если ориентироваться на мою практику, то могу сказать, что:

А) В случае блокировки однозначное последствие – испорченные отношения с банком, который Вас заблокировал, то есть карты/счета Вам здесь уже больше не откроют. Хотя и здесь все-таки есть исключения.

Б) Более плохое последствие – внесение в черный список ЦБ. Если Вы будете реально заниматься криминалом или если Ваши операции не связаны ни с чем противозаконным, но при этом Вы займете неверную позицию в общении с банком – есть серьезные риски попасть в черный список ЦБ и в этом случае сотрудничать с Вами не захочет не только заблокировавший Вас банк, но и вообще любой другой банк, поскольку все банки будут видеть, что Вы в черном списке ЦБ.

В) Еще многие интересуются – мол отдаст ли банк деньги? Здесь лишь скажу, что по закону да, банк обязан отдать деньги, но по моей практике бывает не так просто получить свои деньги с банка, есть определенные нюансы.

Таким образом, если подводить итог:

1) Случайных блокировок не бывает, каждая блокировка – это ряд ошибок с Вашей стороны.

2) Очень важно занять правильную позицию в общении с банком, подготовить корректные разъяснения относительно экономического смысла проводимых операций, малейшие ошибки на этом этапе могут привести не только к блокировке счета и сложностям с возвратом денег с банка, но и ко внесению Вас в черный список ЦБ со всеми вытекающими.

3) Очень важно изначально работать так, чтобы Вы учитывали при проведении операций требования ЦБ и самих банков, не проводили сомнительных по критериям ЦБ операций, поскольку только это сможет уберечь Вас от блокировки.

Надеюсь мой ответ Вам помог.

С Уважением,

Васильев Дмитрий.

Проверка приостановления по счетам ФНС

В настоящее время все больше финансовых операций между партнерами по бизнесу осуществляется безналичным расчетом путем перевода денежных средств на банковские счета.

Такие операции производятся быстро и легко, однако, как и в любых других делах в осуществлении банковских операций могут возникать временные проблемы.

В случае проблем и задолженностей организации или юридического лица Федеральная налоговая служба может приостановить операции по счетам налогоплательщика. Денежные переводы и прочие операции с электронными средствами через банковские службы в этом случае запрещается.

Достигается выполнение банками требований ФНС наличием соответствующей статьи в законодательстве, запрещающей банкам производить какие-либо операции по приостановленным счетам организаций. Невыполнение банками этих условий чревато серьезными проблемами с законом, а потому обойти блокировку нельзя.

Во избежание заключения убыточных договоров с организациями, операции по счетам которых приостановлены решением ФНС, следует учитывать вероятность наличия такой блокировки. Прежде чем заключать сделку с организацией следует проверить работоспособность ее счетов. Ведь это не только временное неудобство, не позволяющее совершить банковскую операцию в данный конкретный промежуток времени, а еще и свидетельство того, что организация имеет финансовые проблемы и ненадежную репутацию налогового должника.

Проверка состояния счетов

Проверка приостановления по счетам ФНС необходима для выяснения наличия блокировки налогоплательщика в банках федерации. Также можно узнать об отмене блокировки.

Процедура может быть полезна как для проверки делового партнера перед заключением финансового соглашения, так и для личных целей, чтобы убедиться в благополучии своих счетов или своевременно узнать о приостановлении операций по счетам и его отмене.

Легко и быстро узнать текущее состояние счетов можно, обратившись за помощью в организацию, предоставляющую услугу такой проверки. Работники службы проверят состояние указанного счета в базах ФНС и предоставят клиенту информацию о проверяемом счете.

Если операции по счетам могут производиться без проблем, а, следовательно, у владельца счета нет проблем с ФНС, можно смело заключать любые договоры с уверенностью в правильном и своевременном исполнении взаимных обязательств. Если же у организации существуют проблемы с налоговыми органами, проведение некоторых операций стоит отменить или отложить.

Александр Зрелов , член экспертного совета при Торгово-промышленной палате РФ
по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, к. ю. н.

Рассмотрим особенности процедуры приостановления операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств, учитывая сложившуюся правоприменительную практику.

Приостановление операций по счету в банке в установленном законом порядке является допустимой формой ограничения прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете (ст. 858 ГК РФ). Цели и последствия такого ограничения разъясняет Налогового кодекса. Однако, пользуясь исключительно текстом указанной статьи, весьма сложно дать ответ на целый ряд вопросов, связанных с процедурой «блокировки счета» и ее отменой. Поэтому многие из них уже стали причиной судебных разбирательств. Мы обратим внимание на некоторые из принятых в результате таких разбирательств решений.

Основания для приостановления операций по счетам

Перечень оснований для принятия налоговой инспекцией решения о приостановлении операций по счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств налогоплательщика является исчерпывающим, и на сегодняшний день он состоит из следующих пунктов:

Не исполнено требование об уплате налога, пеней или штрафа (п. 2 ст. 76 НК РФ);

Требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ);

Уведомления о вызове в налоговый орган (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Решение о приостановлении операций будет принимать руководитель налоговой инспекции или его заместитель в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для передачи таких квитанций в электронной форме.

Отмена решения о приостановлении должна быть произведена не позднее одного дня после передачи квитанции или истребованных документов или явки вызванного в инспекцию представителя организации.

Еще раз обратим внимание на то, что обязанность по обеспечению получения документов, направленных налоговой инспекцией, распространяется и на лиц, которые, не являясь плательщиками налога, должны подавать налоговые декларации. Следовательно, порядок приостановления операций по счетам в банках распространяется и на них.

Особенности осуществления платежей в период ограничения пользования счетом

Для приостановления операций по счетам организации налоговый орган выносит соответствующее решение и направляет его в банк, где у нее открыт счет. Организации вручаются только копии, но не подлинники решений о приостановлении и об отмене приостановления указанных операций. Мотивированного обоснования необходимости «блокировки счета», а также обязательного предварительного наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика не требуется.

Приостановление операций по счетам в банках означает прекращение только расходных операций, за исключением категорий платежей, прямо предусмотренных Налоговым кодексом (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11). Действие режима приостановления операций распространяется и на денежные средства, внесенные на счет после введения процедуры приостановления.

Статьей 76 Налогового кодекса не предусмотрено правомочие банка по собственному усмотрению приостанавливать расходные операции по счетам организации (решение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-3674/11). Банк вправе производить списание денежных средств со счета организации по поручениям налогового органа в очередности, установленной гражданским законодательством.

Так, списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, а также перечисление или выдача денежных средств по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса в первую и во вторую очередь.

Налоговый кодекс не содержит ограничений для направления инкассовых поручений на взыскание задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам на счет, по которому приостановлены операции. Приостановление операций по счетам не препятствует и исполнению обязанностей по уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в том числе по оплате и перечислению:

Государственной пошлины;

Налогов, удержанных организацией в качестве налогового агента с ее работников;

Налогов в бюджетную систему РФ по исполнительным документам судебных приставов-исполнителей;

Страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию;

Страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Осуществление расходных операций по платежам, не предшествующим налоговым, в период исполнения банком решения о приостановлении всех расходных операций по счетам организации до полного погашения суммы задолженности по налогам является основанием для привлечения к ответственности (ст. 134 НК РФ). Форма осуществления расчетов (на основании платежного поручения или платежного требования) не влияет на принятие решения о допустимости исполнения платежей в условиях действия данной обеспечительной меры (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11).

Важно отметить, что на сумму налоговой задолженности в период действия приостановления операций и переводов налогоплательщика продолжают начисляться пени.

Приостановление распространяется, в частности, на операции по списанию банком денежных средств со счета клиента банка:

Для оплаты банковской комиссии;

По платежам, совершенным с использованием платежных карт до момента приостановления операций по счету;

По исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение денежных требований другой организации;

По оплате таможенных пошлин и сборов, исполнительского сбора, штрафов, налагаемых судебными приставами.

Допускается приостановление операций и переводов:

По счетам ликвидируемой организации;

По счетам, открытым банком в нарушение установленного запрета на открытие новых счетов налогоплательщику;

По банковским счетам, открытым в небанковской кредитной организации, по которым расчеты осуществляются в безналичном порядке.

При этом в случае ликвидации организации приостановление операций по ее счетам в банках не распространяется на расчеты по оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.

Также следует учесть, что при приостановлении операций по счетам в банке в связи с деятельностью управляющей компании возможно применение данного ограничения и к счетам, на которых учитываются денежные средства, принадлежащие управляющей компании, но приостановление не распространяется на счета доверительного управления, на которых учитываются и хранятся денежные средства третьих лиц.

Действующее законодательство вводит ряд ограничений на возможности приостановления операций и переводов организаций, имеющих признаки финансовой несостоятельности и рискующих стать банкротами.

Так, налоговая инспекция не вправе принимать решение:

Ограничивающее право должника с даты введения конкурсного производства (признания должника банкротом) распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами при наличии текущей задолженности, подлежащей взысканию вне рамок дела о банкротстве;

Ограничивающее право должника с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами;

О приостановлении в отношении любых средств (включая текущие платежи) на этапе введения в организации внешнего управления.

В случае приостановления расходных операций по счетам в банке допускается производить с этого счета платежи в целях погашения текущих требований (решение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-3674/11), относящихся к первой - третьей очередям и поименованных в абзацах втором - четвертом пункта 2 статьи 134 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» (Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

Налоговая инспекция вправе приостановить операции по всем известным ей расчетным счетам организации в различных банках. Согласно Налоговому кодексу приостановление осуществляется не для обеспечения исполнения направленного в банк инкассового поручения. Поэтому допускается принимать решения о приостановлении операций по тем счетам в банках, на которые не выставлялись (и не планируются к выставлению) инкассовые поручения. Допустимо и выставление инкассовых поручений к одному счету в одном банке и принятие решения о приостановлении операций по другим счетам организации.

Закрытие банком счетов, в отношении которых принято решение налоговой инспекции о приостановлении операций, не является основанием для признания этого решения утратившим силу или прекратившим действие, а также не отменяет запрет на открытие организации новых счетов в этом банке. Этот запрет действует до момента отмены решения о приостановлении операций организации по счетам в банке.

С 1 января 2014 года запрет на открытие новых счетов организации, в отношении которой действует решение о приостановлении операций, распространяется не только на тот банк, где уже имеется открытый счет данного клиента, но и на все остальные банки. Порядок информирования банков о приостановлении операций и об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика и переводов его электронных денежных средств в банке к этому моменту должен быть разработан ФНС России по согласованию с Банком России (п. 12 ст. 76 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 248-ФЗ).

Возобновление операций по счету

Действие решения о приостановлении операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денежных средств может быть прекращено только самим налоговым органом путем его отмены. Положения Налогового кодекса предусматривают возможность отмены указанного решения лишь в прямо предусмотренных случаях (п. 8 ст. 76 НК РФ). Отмена решения по иным основаниям не допускается. Выявленный факт нарушений при применении норм материального права не является достаточным основанием для отмены такого решения. Отзыв налоговой инспекцией принятого решения о приостановлении операций по счету налогоплательщика также не допускается.

В случае реорганизации или ликвидации инспекции, вынесшей решение о приостановлении, решение об его отмене вправе принять ее правопреемник, а также вышестоящий налоговый орган.

В случае исключения из ЕГРЮЛ организации, прекратившей деятельность, автоматическая (без решения инспекции) отмена приостановления операций по счетам в банке не допускается.

Следует учесть, что получение кредитными организациями определения суда о введении наблюдения также влечет прекращение действия имеющихся в данном банке решений о приостановлении операций и переводов в отношении данного налогоплательщика. Достаточным основанием для отмены решения о приостановлении операций по расчетному счету является и решение суда о признании должника банкротом и об открытии в его отношении конкурсного производства. В этих случаях для снятия приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке не требуется дожидаться дополнительного вынесения налоговой инспекцией решения об отмене приостановления.

Обязанность инспекции вручить решение об отмене приостановления операций по счету в банк считается исполненной только с момента, когда решение получено банком. Если налоговым органом нарушен установленный срок направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банке, проценты начисляются на сумму непосредственно заблокированных денежных средств за каждый календарный день нарушения срока (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Стоит отметить, что данные проценты подлежат обложению налогом на прибыль (письмо Минфина России от 14.02.2011 № 03-03-06/1/101).

Случайные статьи

Вверх