Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
В НК РФ налог на добычу полезных ископаемых трактуется как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. При этом налог должен быть установлен документом, имеющим юридическую силу закона.
Главой 26 в налоговую систему РФ введен налог на добычу полезных ископаемых.
НДПИ в 2016 году. Важным этапом анализа экономической природы налога является рассмотрение элементов налогообложения. К элементам налогообложения относятся: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, а также порядок и сроки уплаты налога.
Согласно статье 334 НК РФ плательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.
Согласно законодательству РФ о недрах пользователями недр являются субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица. Установлены ограничения при ведении работ по добыче радиоактивного сырья: в этом случае пользователями недр могут быть только юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и имеющие лицензии на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Пользователи недр должны встать на учет в качестве налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного им в пользование. При добыче полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ (на арендуемых территориях или используемых на основании международного договора) плательщики налога на добычу полезных ископаемых становятся на учет по месту своего нахождения (государственной регистрации). Порядок постановки на учет в налоговом органе плательщиков налога на добычу полезных ископаемых регламентирован приказом МНС России от 31.12.03 № БГ-3-09/731.
Согласно статье 336 НК РФ объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ (в том числе из залежи углеводородного сырья), а также за пределами РФ (на арендуемых территориях или используемых на основании международного договора), а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах.
Для правильного установления объекта обложения налогом на добычу полезных ископаемых в статье 337 НК РФ содержатся общее определение добытого полезного ископаемого и классификация добытых полезных ископаемых по видам.
Следует иметь в виду, что при определении продукции добывающих отраслей промышленности, впоследствии признанной полезным ископаемым, для каждого конкретного месторождения полезного ископаемого необходимо учитывать продукцию, которая в техническом проекте разработки данного месторождения полезного ископаемого определена как результат указанной разработки.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно отдельно по каждому виду полезных ископаемых в отношении всех добытых полезных ископаемых, включая попутные компоненты.
Применительно к налогу на добычу полезных ископаемых налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых в отношении всех полезных ископаемых кроме нефти, газа, газового конденсата, угля. В отношении нефти, газа, газового конденсата и угля налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Стоимость добытых полезных ископаемых определяется следующими способами:
Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. При этом применяется тот порядок признания доходов и расходов, который предусмотрен для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Для определения расчетной стоимости необходимо учитывать следующие виды расходов.
Прямые расходы - это материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизация и суммы страховых взносов. НДПИ 2016. Данные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода (1 месяца), распределяются между добытым полезным ископаемым и остатками незавершенного производства на конец налогового периода. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Косвенные расходы , они относятся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым. Это материальные расходы (за исключением относящихся к прямым), расходы на ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов, а также прочие расходы.
Суммы косвенных и внереализационных расходов относятся как к добыче полезных ископаемых, так и к другим видам деятельности (расходы, связанные с реализацией имущества, расходы на НИОКР, расходы на управление организацией, суммы налогов и сборов). Данные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов
Количество добытого полезного ископаемого определяется:
Налоговый период НДПИ по налогу на добычу полезных ископаемых согласно статье 341 НК РФ признается календарный месяц.
По налогу на добычу полезных ископаемых применяются следующие налоговые ставки: 0; 3,8; 4,0; 4,8; 5,5; 6,0; 6,5; 7,5; 8,0 и 16,5%.
Ставка по налогу определена по видам добытых полезных ископаемых, по отдельным добытым полезным ископаемым, а также по полезным ископаемым, обладающим определенными признаками. Например, конкретно по торфу установлена ставка 4%, по горнорудному неметаллическому сырью в целом - 6%, по полезным ископаемым, добываемым при разработке некондиционных запасов, - 0%.
При добыче нефти из нефтегазоконденсатных месторождений на период с 1 января по 31 декабря 2014 года налоговая ставка составляет 493 руб. за одну тонну. А на период с 1 января по 31 декабря 2015 года налоговая ставка составляет 530 руб. за тонну. Это базовая налоговая ставка, она применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, - Кц.
Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, определяется путем умножения среднего за налоговый период уровня цен нефти сорта "Юралс", выраженного в долларах США, за баррель, уменьшенного на 15, на среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, и деления на 261.
Пример 1
Средний за налоговый период уровень цен сорта нефти “Юралс” в долларах США за баррель составил 21,25 долл./барр.
Среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого ЦБ РФ - 31,35 руб./долл.
Значение Кц = (21,25 долл./барр. - 15) х 31,35 руб./долл. : 261 = 0,7507
493 руб./т х 0,7507 = 370,09 руб./т.
Налоговая ставка составит 370,09 руб. за 1 тонну нефти.
Среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого ЦБ РФ, определяется налогоплательщиком самостоятельно как сумма значений курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого ЦБ РФ за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде.
При отсутствии в официальных источниках информации об уровне цен нефти сорта “Юралс” на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля стоимости добытых полезных ископаемых.
При добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений сумма налога исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки, исчисленной с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, и налоговой базы, определяемой количеством добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Пример 2
Организацией в IV квартале 2014 года добыто 85 тонн нефти. Средняя за налоговый период цена нефти сорта “Юралс” на мировом рынке составила 21,25 долл. США/барр., средний курс доллара США составил 31,35 руб. за 1 долл. США. Коэффициент Кц равен 0,7507.
Налоговая ставка с учетом коэффициента составляет:
493 руб./т х 0,7507 = 370,09 руб./т.
Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, равна:
370,09 руб./т. х 85 т = 31 457,7 руб.
Налог исчисляется в отношении всех полезных ископаемых, добытых (извлеченных) из недр (отходов, потерь) в соответствующем налоговом периоде.
Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по видам добытых полезных ископаемых и представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисляемых по каждому добытому полезному ископаемому. Если сумма налога не исчисляется по каждому участку недр, на котором осуществляется добыча полезного ископаемого, сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида.
Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.
По итогам налогового периода налог уплачивается не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим месяцем. В те же сроки представляется налоговая декларация по налогу.
Экономическое содержание налогов обусловливает выполнение налогом следующих основных функций:
Для налога на добычу полезных ископаемых характерны все три вышеуказанные функции.
Так, с принятием главы 26 НК РФ внесены изменения в статью 50 Бюджетного кодекса РФ в части распределения налога на добычу полезных ископаемых по бюджетам разных уровней: сумма налога, подлежащего уплате по итогам налогового периода поступают в доход федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, соответствующего местного бюджета.
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется следующим образом:
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), добытым на территории автономного округа, входящего в состав края (области), распределяется в порядке, установленном соглашением между автономным округом и краем (областью).
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья, распределяется следующим образом:
При добыче общераспространенных на территориях соответствующих районов и городов полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов РФ.
При добыче любых полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ, а также при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, полная сумма налога зачисляется в федеральный бюджет.
В целях стимулирования добычи горючего природного газа из нефтяных месторождений, полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых, полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, согласно статье 342 НК РФ налогообложение указанных полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0%.
Оценка стоимости добытых полезных ископаемых
В соответствии со статьей 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:
Для определения стоимости добытых полезных ископаемых используется также стоимость единицы добытого полезного ископаемого, которая рассчитывается как отношение выручки от реализации (если реализация была) добытого полезного ископаемого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого.
При определении выручки учитываются все сделки налогоплательщика по реализации добытых полезных ископаемых, по которым цена сделки определялась в данном налоговом периоде. Выручка от реализации добытого полезного ископаемого определяется исходя из цен реализации, установленных с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, без учета НДС (при реализации на территории РФ и в государства - участники СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий договора.
При этом в сумму расходов по доставке включаются расходы на оплату таможенных пошлин и сборов при внешнеторговых сделках, на доставку (перевозку) добытого полезного ископаемого от склада готовой продукции (узла учета, входа в магистральный трубопровод, пункта отгрузки потребителю или на переработку, границы раздела сетей с получателем и т. п. условий) до получателя, а также расходы по обязательному страхованию грузов, исчисленные в соответствии с законодательством РФ.
К расходам по доставке добытого полезного ископаемого до получателя относятся расходы по доставке магистральными трубопроводами, железнодорожным, водным и другим транспортом, расходы на слив, налив, погрузку, разгрузку и перегрузку, на оплату услуг портов и транспортно-экспедиционных услуг.
Цена реализации уменьшается также на суммы государственных субвенций из бюджета в том случае, если налогоплательщик получает к ценам реализации своей продукции такие субвенции.
При отсутствии у налогоплательщика реализации добытых полезных ископаемых (например, при направлении добытых полезных ископаемых на переработку и т. д.) налог исчисляется исходя из расчетной стоимости, учитывающей расходы налогоплательщика на добычу полезного ископаемого, определяемые в соответствии с главой 25 НК РФ “Налог на прибыль организаций”. Стоимость добытого полезного ископаемого в этом случае исчисляется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со ст. 339 НК РФ, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого.
Основными видами платежей в мировой добывающей промышленности являются бонусы, ренталс, роялти и налог на доходы.
Бонусы являются разовыми платежами при наступлении определенных событий, зафиксированных государством в соглашении с добывающей компанией, и могут быть приурочены к различным этапам реализации проекта разработки месторождения. В ряде стран выплата бонусов закреплена в законодательном порядке, но чаще количество и размер бонусов являются предметом переговоров между государством и инвестором.
Ренталс - вид платежа, не зависящий от наличия добычи или прибыльности производства, дающий государству возможность получать систематический доход с момента заключения соглашения. Размер ренталс может быть установлен как за всю территорию разработки месторождения, так и за единицу ее площади. Могут устанавливаться прогрессивные ставки ренталс, увеличивающиеся с течением времени, с размером этой территории, или смешанного типа.
Роялти - налог, рассчитываемый как фиксированная доля стоимости произведенной продукции и взимаемый государством - собственником природных ресурсов за право разработки запасов. Этот платеж обеспечивает ранний и гарантированный доход государству. В нефтяной промышленности величина роялти колеблется от 0 до 50%.
Роялти может иметь как твердую, так и прогрессивную ставку. Исчисление роялти по скользящей шкале зависит от определенных факторов, например уровня добычи. Расчет роялти по скользящей шкале фактически служит для изъятия у производителя части ресурсной ренты. С другой стороны, изменением ставки роялти государство создает для компаний финансовые стимулы для работы в нужном для государства направлении. Так, зависимость ставки роялти от уровня добычи в определенной степени может регулировать деятельность компании по разработке месторождения, зависимость ставки от качества полезных ископаемых стимулирует освоение месторождений трудноизвлекаемых полезных ископаемых и месторождений пониженного качества и т. д.
В налогообложении добычи минеральных ресурсов применяются как обычный налог на прибыль компаний, так и специальные виды налогов, в частности рентный налог на природные ресурсы. Ставки обычного налога на прибыль компаний колеблются от 0 до 70%, ставки налога на прибыль нефтяных компаний, как правило, - от 50 до 85%. Более высокие налоги на прибыль в нефтяном секторе служат инструментом изъятия получаемой высокой ресурсной ренты.
Зависимость основных налоговых платежей в добывающей промышленности от цены продукции стимулирует производителей к занижению цены ее реализации с целью минимизации своих налоговых обязательств (трансфертное ценообразование). В связи с этим в большинстве стран при налогообложении добывающей промышленности для определения налоговой базы используются специальные справочные (рыночные) цены, определяемые тем или иным способом. В развивающихся нефтедобывающих странах в этих целях часто используют цены на нефть, сложившиеся на мировом рынке. В большинстве развитых стран при налогообложении добычи нефти применяются цены сделок, совершаемых на принципах отсутствия взаимозависимости между продавцом и покупателем и отсутствия взаимосвязи между продажей продукции и другими сделками.
Достаточно широкое распространение в мировой практике получили соглашения на добычу с разделом произведенной продукции (СРП). Произведенные затраты в таких контрактах компенсируются компании частью добытой нефти. Доля компенсационной продукции в добыче оговаривается в соглашении. Оставшаяся часть продукции подлежит разделу между государством и компанией. Раздел производится в пропорциях, отраженных в соглашении. При этом пропорции раздела с ростом добычи могут изменяться в пользу государства. Принадлежащая компании доля распределяемой продукции, как правило, является объектом налогообложения. Кроме того, во многих соглашениях о разделе продукции также включаются обязательства по уплате роялти. В одной и той же стране компании могут работать на совершенно разных условиях, по разным фискальных системам. Одновременно могут применяться и лицензионные соглашения, и соглашения о разделе продукции.
Вам предстоит перестроить свою работу из-за многочисленных поправок в Налоговый кодекс. Они коснулись всех основных налогов, включая налог на прибыль, НДС и НДФЛ.
Этого рода деятельности, нужно определить, кто ею занимается.
В российском законодательстве лица, занимающиеся добычей ПИ, называются недропользователями. Плательщикоми налога на добычу полезных ископаемых является именно они.
Недропользователями признаются компании или индивидуальные предприниматели как российские, так и иностранные, признанные пользователями недр.
Эти лица должны получить соответствующее разрешение от властей на разработку земель – лицензию.
Все природные ресурсы находятся в государственной собственности, поэтому и лицензию выдает правительство.
В течение месяца после получения такого разрешения, эти лица обязаны встать на учет в налоговом органе как налогоплательщики, выплачивающие налог НДПИ – это налог на добычу полезных ископаемых.
Как и любой другой налог, НДПИ регулируется Налоговым кодексом РФ, а именно 2 его частью, главой 26. Статья 336 определяет конкретный список объектов, подлежащих налогообложению.
Налоговый кодекс РФ. Статья 336. Объект налогообложения
Туда входят:
Та же статья описывает те объекты, которые не могут относиться к ПИ, подлежащим налогообложению:
Согласно Налоговому кодексу РФ, база определяется налогоплательщиком самостоятельно.
При этом необходимо учитывать следующие факторы:
Какие расходы включаются при расчете налога НДПИ? В соответствии с п. 1 ст. 318 НК РФ расходы на производство и реализацию продукции делятся на две группы — НДПИ расходы прямые или косвенные.
Налоговый кодекс РФ. Статья 318. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию
К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265. настоящего Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Чтобы определить объемы или количества добытых ископаемых, плательщики НДПИ самостоятельно производит измерения.
Это может быть прямой или косвенный метод определения. Обычно в качестве единицы измерения берут единицы массы или объема.
Применительно к нефти используют нетто. Причем нетто высчитывают именно самой нефти, за минусом всех примесей и газов.
Для расчета налога учитываются только те ископаемые, в отношении которых был пройден весь технологический цикл их добычи.
Стоимость также определяется самим разработчиком месторождения. Она берется из расчета стоимости, по которой происходит реализация полезных ископаемых, расчетной стоимости и цены реализации без субсидий.
Ставка НДПИ зависит от видов полезных ископаемых как специфические или как адвалорные. В некоторых случаях НК РФ предусматривает ставку НДПИ, равную 0% при расчете суммы.
Налог на добычу полезных ископаемых по такой ставке распространяется на:
В других случаях налоговые ставки НДПИ, прописанные в 342-й статье, равны:
Для некоторых видов полезных ископаемых, находящихся на определенных территориях и добытых до некоторых сроков устанавливаются свои процентные ставки налога на добычу: от 1 до 30%.
По НДПИ налоговым периодом признается календарный месяц.
Исходя из способов определения налоговой базы и типов применяемых ставок, выделяют четыре модели, по которым определяют размер налога.
Основная формула для расчета размера НДПИ имеет вид:
НДПИ = НБ*НС, где
НБ – налоговая база, а НС – налоговая ставка.
Для примера расчета НДПИ возьмем условную фирму «ФЕЛИКС», занимающуюся добычей такого полезного ископаемого как серебро.
За отчетный период было добыто 10 тысяч тонн серебряной руды. Цена за одну тонну на рынке составила 650 рублей. В том числе – 118 рублей ( ?).
Получается, что размер налоговой базы будет равен: 10 000*(650 – 118) = 5 320 000 рублей. Налоговая ставка на добычу серебряной руды равна 6,5%. Размер налога составит: 5 320 000*6,5% = 345 800 руб.
Как рассчитать НДПИ? Об этом говорится в видеоролике.
Для того чтобы уплатить НДПИ в казну, нужно сначала заполнить определенный документ, который называется налоговая декларация.
Заполнять и оплачивать ее необходимо по месту нахождения разрабатываемого месторождения или по адресу физического лица, если месторождение находится, например, не на территории РФ.
Бланк документа включает в себя три раздела и титульный лист, на котором указываются реквизиты налогоплательщика, сотрудник налоговой службы, принявший декларацию и количество приложений.
В разделах декларации необходимо прописать все издержки по добыче ископаемых, код того ископаемого, которое добывается, сумму налога, рассчитанную налогоплательщиком и сами расчеты.
Заполненная декларация НДПИ должна быть подана не позднее последнего дня месяца, следующего за прошедшим налоговым периодом. То есть отчитываться необходимо каждый месяц.
В случае если организация в отчетном месяце не занималась добычей ПИ, то допустимо отослать нулевую декларацию в электронном виде в ФНС.
Вопрос добычи полезных ископаемых достаточно сложен. Не менее трудоемким делом является расчет сумм НДПИ, которые необходимо уплатить в срок.
Много нюансов возникает в связи с определениями типов ресурсов, коэффициентами на налогообложение и даже получением лицензии на разработку.
Поэтому пробовать заниматься такого рода деятельностью лучше, окружив себя штатом из квалифицированных юристов.
Либо можно самому стать таким юристом и самостоятельно решать все возникающие вопросы и споры.
Добыча полезных ископаемых на континентальном шельфе, территории РФ, а также на договорных условиях за ее пределами, нуждается в обязательной постановке на учет в налоговых органах по месту регистрации предпринимателя, организации, физического лица. Обращение в налоговый орган должно состояться не позднее 30 дней с момента регистрации вида деятельности.
Объектами налогообложения являются все полезные ископаемые, добытые из недр земли на территории РФ, на установленном законом участке. Отходы производства, используемые для дальнейшей переработки и подлежащие лицензированию. Ископаемые, добытые за пределами России, но на территории находящейся в ее юрисдикции.
К таким объектам относятся:
Уголь, сланцы, торф, антрациты;
Нефть, газ и другие углеводороды;
Полезные компоненты руды, а так же составляющие черных, цветных и радиоактивных металлов. Сырье редких металлов;
Неметаллические компоненты (гипс, гравий, галька, песок и т.д.), а так же горно-химические составляющие (фосфоритовые руды, соли, сера и т.д.);
Продукт, используемый в радиоэлектронной и оптической промышленности (Пьезо - иоптический кварц, исландский шпат, оптический флюорит).
Драгоценные камни;
Соль природная;
Подземные минеральные воды.
Налоговая база исчисляется в зависимости от вида ископаемого, каждому из которых присвоены собственные ставки. Отчетным периодом является календарный месяц.
Ставка, % | Виды ископаемых |
---|---|
3,8 | Калийные соли |
4,0 | Апатит-нефелиновые,апатитовыеи фосфоритовые руды; Уголь каменный, уголь бурый, антрацит и горючие сланцы |
4,8 | Кондиционные руды черных металлов |
5,5 | Горно-химическое неметаллическое сырье (за исключением калийных солей), апатит - (за исключением нефелиновых и фосфоритовых руд); Соли природного и чистого хлористого натрия; Сырье радиоактивных металлов; Подземные промышленные и термальные воды; Неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии; Нефелины, бокситы |
6,0 | Горнорудное неметаллическое сырье; Битуминозные породы; Концентраты и другие полуфабрикаты, содержащие ; Иные полезные ископаемые, не включенные в другие группировки |
6,5 | Кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья; Концентраты и другие полуфабрикаты, содержащие драгоценные металлы (за исключением золота) |
7,5 | Минеральные воды |
8,0 | Природные алмазы, другие драгоценные и полудрагоценные камни; Кондиционные руды цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов); Многокомпонентные комплексные руды, а также полезные компоненты комплексной руды,за исключением драгоценных металлов. |
16,5 | Углеводородное сырье |
17,5 | Газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья |
135 рублей за 1000 куб.м. | Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья |
419 рублей за тонну с учетом коэффициентов Кц и Кв | Нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная |
К основным налоговым ставкам в 2020 году применяются следующие льготы:
Налог с добытых ископаемых с применением коэффициента 0,7 к основной ставке платят те организации, которые самостоятельно ведут разработку и поиск месторождений. Либо на 01.07.2001г полностью возместили их государству и освобождены от «налога на восполнение».
Налоговая льгота в 80% может быть предоставлена для выработанных участков, при условии предоставления данных по учету добытой нефти;
Нулевая ставка применима для добычи нефти объемом до 25 000000 тонн в республике Саха, Иркутском Красноярском крае.
НДПИ 0% применяется к вновь разрабатываемым месторождениям в части: нормативных отходов, попутного газа, прогнозируемых потерь. А так же добычи полезных ископаемых в отработанном сырье, отвалах и отходах;
Не облагаются налогом подземные воды: вне государственного баланса, используемые для сельскохозяйственных нужд, добытые при проведении контрольно-ревизионных работ, используемые в лечебных целях.
На основании декларации, утвержденной Приказом МНС РФ от 29.12.2003 N БГ-3-21/727, исчисляется сумма подлежащая уплате. Расчет производится по каждому ископаемому и по каждому мету добычи в отдельности. Платеж осуществляется не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным.
Соглашение о разделе продукции предполагает следующие особенности:
1. Уплата налогов возлагается на инвестора или оператора;
2. Налоговая база учитывает не только отдельные виды ископаемых и мест добычи, но и виды соглашений;
3. Ко всем добытым ресурсам, за исключением нефти и конденсата газа, применяется коэффициент 0,5;
4. По решению субъекта федерации инвестор может быть освобожден от уплаты местных налогов и сборов;
5. Часть налогов может быть уплачена в натуральной форме при разделе продукции;
6. Выдача лицензий, участие в конкурсах, геологические исследования и другая информация о полезных ископаемых оплачивается по средствам разовых и регулярных платежей.
Расчет налога на добычу полезных ископаемых проводится по правилам, регламентированным ст.340 НК РФ:
Ниже представлены использующиеся для расчетов НДПИ формулы:
НДПИ = Налоговая база × Налоговая ставка.
Платежи за добычу углеводородного сырья, а так же использование недр, производятся в соотношении 40:60 в Федеральный и местный бюджеты соответственно. Добыча общераспространенных полезных ископаемых полностью оплачивается в субъекта РФ. Добыча на шельфе и другой зоне, находящейся в юридическом владении РФ, оплачивается исключительно в Федеральный бюджет. При подписании соглашения о разделе продукции, учитывается дата документа, так как действуют правила на момент его подписания.
Ресурсные платежи составляют неотъемлемую часть налоговой системы.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
В связи с этим плата за использование природных ресурсов фактически занимает центральное место в экономических механизмах. По форме платежи могут быть прямыми, косвенными или целевыми.
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) относится к категории прямых федеральных налогов, которые взимаются с недропользователей.
Обычно НДПИ уплачивается по месту расположения участков недр, что были выделены налогоплательщикам в пользование. Продолжительность налогового периода для уплаты НДПИ составляет 1 календарный месяц.
Налогообложение полезных ископаемых регулируется нормами Налогового кодекса, в частности, этому вопросу посвящена .
Плательщикам НДПИ считаются пользователи недр, включая отечественные и зарубежные организации. По общим правилам полезные ископаемые являются государственной собственностью.
В качестве исключения выступают общедоступные горные породы:
Песок;
Мел;
Глина (Некоторые виды).
Для осуществления добычи полезных ископаемых нужно обязательно получить соответствующее разрешение.
Дополнительным требованием выступает постановка на учет в налоговых органах ().
Если добыча ископаемых будет производиться в зоне континентального шельфа, тогда пользователь должен стать на учет там, где находится добывающая организация.
Аналогичные требования выдвигаются к добыче природных ресурсов за пределами России, при условии, что территория пребывает под ее юрисдикцией или в аренде.
Налоговой базой считается совокупная стоимость добытых полезных ископаемых.
Определить стоимость можно следующим образом:
Определение налоговой базы, исходя из количества добытых природных ресурсов, происходит по таким видам полезных ископаемых:
В 2012 году правительством было принято решение, на основании которого налоговая база на газовый конденсат определяется по количеству.
Независимо от вида добываемых основных полезных ископаемых определение налоговой базы осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.
Эти требования также распространяются и на попутно извлеченные природные ресурсы. При этом есть два способа определения объема и веса добытых полезных ископаемых.
Прямой метод подразумевает использование специальных измерительных средств. Косвенное определение происходит тогда, когда невозможно использовать прямой метод.
В связи с этим плательщик налога должен определить налоговую базу на основании показателей содержания добытых природных ресурсов по отношению к извлекаемой сырьевой массе.
Любой используемый способ определения должен быть утвержден в учетной политике недропользователя. Применение методики будет происходить на протяжении всей добывающей деятельности.
Ее корректировка допускается только в том случае, если будут внесены поправки в проект по разработке месторождений, который применяется к полезным ископаемым.
Технические условия обычно редактируются в результате изменения технологического процесса добычи.
Распределение налоговых ставок происходит в зависимости от вида природных ресурсов. В отдельных случаях наблюдается нулевая ставка ().
Ставки условно можно разделить на два вида:
В первом случае законодательство предусматривает понижающие коэффициенты. Однако их применение, возможно, только после выполнения плательщиками НДПИ требований Налогового кодекса.
Твердые ставки применяются по отношению к налоговой базе исходя из количества добытых природных ресурсов. Адвалорные (процентные) ставки привязываются к их стоимости.
Как говорилось выше, процентные ставки установлены дифференцированно в зависимости от разновидности полезных ископаемых.
Нулевая ставка применяется в порядке, предусмотренном ст.342 НК РФ. Фактически ее можно классифицировать как налоговую льготу.
Ставкой НДПИ в 0 процентов облагается извлечение:
При добыче всех видов угля установлена единая ставка в размере 4%.
Стоит отметить, что на основании допускается уменьшение налога на расходы, которые связаны с обеспечением безопасных условий труда, в частности, путем использования налогового удержания.
Для природного газа установлены следующие ставки:
Твердая ставка в размере 788 руб. за 1 тыс. м³ газа действует с 01.01.2015. Необходимо подчеркнуть, что налогообложение происходит по ставке, умноженной, на коэффициент.
Для природного газа установлены следующие коэффициенты:
Коэффициент | Дата |
0,493 | до 31.12.2012 |
0,455 | до 30.07.2013 |
0,646 | до 31.12.2013 |
0,673 | до 31.12.2014 |
Начиная с 01.01.2015 при добыче природного газа, будет действовать коэффициент 0,701. Налоговая ставка с учетом коэффициента должна округляться до полного рубля.
Ставка НДПИ в отношении газового конденсата составляет:
Твердая ставка в размере 679 руб. действует с 01.01.2015 за 1 тонну газового конденсата. Как видно из приведенного примера, то ставка НДПИ зависит от того, когда именно осуществлялись расчеты (до или после 01.01.2012).
Налогообложение других природных ресурсов происходит по следующим ставкам:
Ставка | Полезное ископаемое |
3,8% | Калийные соли |
4% | Апатитовые и фосфоритовые руды, торф |
4,8% | Кондиционные руды черных металлов |
5,5% | Сырье радиоактивных металлов, нефелины, бокситы, природная соль, неметаллическое сырье, термальные воды |
6% | Горнорудное неметаллическое сырье, концентраты и полупродукты, которые содержат золото, битуминозные породы |
6,5% | Драгоценные металлы, а также полупродукты, которые их содержат, кондиционные продукты пьезооптического сырья |
7,5% | Минеральные воды |
8% | Многокомпонентные комплексные руды, кондиционные руды цветных металлов, природные алмазы, редкие металлы |
Что касается нефти, то с 01.01.2013 одна тонна сырья облагается налогом в размере 470 руб. К тому же стоит пояснить, что категория неметаллического сырья включает песок и гравий.
Поэтому по отношению к песку НДПИ составляет 5,5%, о чем детальнее можно посмотреть таблицу:
Адвалорной ставкой считается ставка таможенной пошлины, которая определяется в процентах по отношению к таможенной стоимости товаров.
НДПИ должны платить российские и иностранные организации, которые признаются пользователями недр. То есть организации, получившие лицензию на право пользования участком недр или заключившие соглашение о разделе продукции (ст. 334 НК РФ, ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1). Платить НДПИ нужно начиная со дня регистрации лицензии или вступления в силу соглашения о разделе продукции (ч. 7 ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, письма Минфина России от 18 сентября 2008 г. № 03-06-06-01/23, ФНС России от 6 декабря 2013 г. № ГД-4-3/22016).
Организации Республики Крым и г. Севастополя признаются пользователями недр как в соответствии с российским законодательством, так и на основании лицензий и других разрешительных документов, выданных ранее украинскими государственными органами (п. 2 ст. 334 НК РФ).
Применение спецрежима при выполнении соглашения о разделе продукции не освобождает от уплаты НДПИ инвесторов соглашения , предусматривающего раздел продукции в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ (п. 1 ст. 346.36, п. 7 ст. 346.35 НК РФ). В этом случае НДПИ рассчитывается в общем порядке с учетом особенностей, предусмотренных статьей 346.37 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.37 НК РФ).
Ситуация: кто из участников договора простого товарищества должен платить НДПИ? По договору одна организация занимается добычей полезных ископаемых на основании лицензии, другая ведет общие дела товарищества (бухгалтерский и налоговый учет).
НДПИ должны платить российские и иностранные организации, которые признаются пользователями недр, то есть получили лицензию на право пользования участком недр или заключили соглашение о разделе продукции (ст. 334 НК РФ, ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1). Следовательно, плательщиком НДПИ является тот участник договора простого товарищества, который занимается добычей полезных ископаемых на основании лицензии (письмо Минфина России от 7 декабря 2007 г. № 03-06-06-01/58).
В договоре простого товарищества может быть предусмотрено ведение общих дел конкретным участником такого соглашения (ст. 1044 ГК РФ). Поэтому организация - плательщик НДПИ может поручить участнику договора, на которого возложено ведение общих дел:
Для этого такая организация должна выдать доверенность участнику договора, ведущему общие дела (п. 1 и 3 ст. 29 НК РФ).
Такую позицию поддерживает Минфин России (письмо от 30 июля 2008 г. № 03-06-06-01/20) и некоторые суды (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 31 августа 2005 г. № А29-1942/2005а).
Объектами обложения НДПИ признаются все полезные ископаемые , которые:
Добыты из недр на территории России на участке недр, полученном организацией в пользование;
Добыты из недр за пределами России на территориях, находящихся под юрисдикцией России или арендуемых у иностранных государств (используемых на основании международного договора), на участке недр, полученном организацией в пользование;
Извлечены из отходов, потерь добывающего производства (если такая деятельность подлежит лицензированию).
Это следует из пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса РФ.
НДПИ не нужно платить:
Это следует из пункта 2 статьи 336 Налогового кодекса РФ и абзаца 3 пункта 1 Положения, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1.
Кроме того, для целей налогообложения не признается полезным ископаемым продукция, которая была получена в результате дальнейшей переработки (обогащения, технологического передела и др.) полезного ископаемого и является продукцией обрабатывающей промышленности (абз. 2 п. 1 ст. 337 НК РФ). Например, не нужно платить НДПИ со стоимости золота или серебра, полученных в результате аффинажа (очистки драгметаллов от примесей и сопутствующих компонентов). Аффинирование представляет собой самостоятельный технологический процесс, не связанный с процессом добычи полезного ископаемого. Поэтому полученные (очищенные) драгметаллы не рассматриваются как добытые полезные ископаемые и объектом обложения НДПИ не являются. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 30 августа 2013 г. № АС-4-3/15780.
Чтобы отнести деятельность к обрабатывающей или горнодобывающей промышленности и разработке карьеров, нужно руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) (письмо Минфина России от 14 августа 2007 г. № 03-06-05-01/36).
Ситуация: должна ли организация платить НДПИ при добыче общераспространенных полезных ископаемых?
Ответ: да, должна.
В подпункте 1 пункта 2 статьи 336 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение от уплаты НДПИ с общераспространенных полезных ископаемых. Однако эта льгота распространяется только на предпринимателей, использующих такие полезные ископаемые для личных нужд. Организация, которая имеет лицензию на использование участка недр и добывает общераспространенные полезные ископаемые, должна платить НДПИ в общем порядке. Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 20 июля 2009 г. № 03-06-06-01/16.
Организации, признаваемые пользователями недр, подлежат постановке на учет в качестве плательщика НДПИ. Для этого организации писать заявление не нужно. Налоговая инспекция по местонахождению участка недр, предоставленного организации в пользование, самостоятельно поставит организацию на учет. Сделает это она в течение 30 календарных дней на основании сведений, полученных от Росприроднадзора. Такой порядок установлен в пункте 1 статьи 335 Налогового кодекса РФ. О постановке на учет в качестве плательщика НДПИ организация узнает из уведомления по форме 9-НДПИ-1 (п. 4 особенностей, утвержденных приказом МНС России от 31 декабря 2003 г. № БГ-3-09/731).
По общему правилу организацию поставят на учет в налоговой инспекции того субъекта РФ, где находится используемый участок недр. Если участок недр полностью или частично занимает территорию нескольких субъектов РФ, то на учет поставят в каждом из них. Это следует из пункта 1 статьи 335 Налогового кодекса РФ.
Организацию поставят на учет в качестве плательщика НДПИ по месту ее нахождения, только если она добывает полезные ископаемые:
Такое правило установлено пунктом 2 статьи 335 НК РФ.
По реквизитам налоговой инспекции, в которой организация стоит на учете как плательщик НДПИ, организация будет перечислять этот налог (п. 2 ст. 343 НК РФ). Декларации по НДПИ нужно будет подавать в налоговую инспекцию по местонахождению организации (абз. 2 п. 1 ст. 345 НК РФ).
Особый порядок постановки на учет действует для организаций Республики Крым и г. Севастополя, которые признаются пользователями недр на основании лицензий или других разрешительных документов, выданных украинскими государственными органами. Такие организации должны представить заверенные копии лицензий или других документов с переводом на русский язык. Сделать это нужно в срок не позднее 1 февраля 2015 года. Подавать документы нужно:
В течение пяти рабочих дней со дня представления документов инспекция должна поставить организацию на учет в качестве плательщика НДПИ и отправить ей соответствующее уведомление.
Об этом сказано в абзацах 2-4 пункта 1 статьи 335 Налогового кодекса РФ.
Если организация добывает и реализует полезные ископаемые (за исключением общераспространенных), то она не вправе применять упрощенку (подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Однако переход на упрощенку при добыче общераспространенных полезных ископаемых не освобождает от обязанностей плательщика НДПИ (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
Ситуация: нужно ли платить НДПИ, если организация самовольно пользуется участком недр (без лицензии на недропользование или соглашения о разделе продукции) ?
Ответ: нет, не нужно.
НДПИ должны платить российские и иностранные организации, которые признаются пользователями недр, то есть получили лицензию на право пользования участком недр или заключили соглашение о разделе продукции (ст. 334 НК РФ, ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1). Платить НДПИ нужно начиная со дня регистрации лицензии или вступления в силу соглашения о разделе продукции (ч. 7 ст. 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, письмо Минфина России от 18 сентября 2008 г. № 03-06-06-01/23).
Если организация самовольно пользуется участком недр (без лицензии или соглашения о разделе продукции), платить НДПИ по данному участку недр не нужно (письмо ФНС России от 16 августа 2006 г. № ММ-6-21/816). Правомерность такого подхода подтверждают и некоторые суды (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 28 января 2005 г. № А09-8557/04-13).
Внимание: за самовольное использование недр организацию могут привлечь к ответственности. Кроме того, организации придется возмещать государству убыток.
За пользование недрами без лицензии Росприроднадзор и Ростехнадзор могут оштрафовать:
Это следует из статей 7.3 и 23.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пунктов 3, 4, 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293.
Кроме того, организации придется возместить государству убыток, причиненный в результате самовольного пользования участком недр. Размер убытка будет определяться исходя из ставки НДПИ (распоряжение Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1214-р). То есть размер убытка будет равнозначен сумме подлежащего уплате НДПИ.
Организация признается плательщиком НДПИ до прекращения права пользования недрами. То есть до момента, когда:
Это следует из статьи 334 Налогового кодекса РФ, статьи 9 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, подпунктов 15.1 и 15.2 пункта 15 Положения, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. № 3314-1.