Наличие регулирования отрасли со стороны государства. Государственное регулирование туристской отрасли Уровень государственного регулирования отрасли


Современный промышленный комплекс России формировался в условиях централизованного управления экономикой. В этот период основные цели его развития устанавливались директивно. Гиперторофированный характер получила тяжелая промышленность и оборонный комплекс. Отрасли и предприятия, производящие потребительские товары развивались медленнее. Из-за нерациональной структуры экономики прирост валового общественного продукта составил в 1976-1980 гг. 4,2%, в 1981-1985 гг. - 3,3%, в 1986-1989 гг. - 2,8%. Прирост национального дохода, использованного на потребление и накопление, составил соответственно 3,3%, 3,0% и 2,8%\". Объемы производства не соответствовали потребностям, что проявлялось в дефиците товаров. Их качество значительно уступало зарубежным. Все это говорит о несоответствии системы управления экономикой потребностям общества. Вместе с тем, полностью отрицать попытки рационализации управления на основе научного подхода к формированию промышленной политики и отраслевой структуры производства было бы неверно. Так отраслевая структура производства регулировалась межотраслевым балансом. В 70-80 гг. XX века делались попытки сократить долю накопления в национальном доходе, предпринимались меры по развитию производства товаров народного потребления на оборонных предприятиях. Многое делалось по внедрению экономических методов управления и развертыванию хозяйственного расчета. Но все они не затрагивали основ централизованного управления, структуры экономики и не преследовали целей проведения радикальных мер, объективные предпосылки для которых созрели.
Вместе с тем первое десятилетие рыночных преобразований показало, что предоставленное само себе промышленное производство без государственного регулирования стагнирует. Исключение ныне составляют энергетические, сырьевые и некоторые другие отрасли, работающие на экспорт. Одновременно потребление производимых ими товаров на внутреннем рынке сократилось. Теоретически возможна структурная перестройка промышленности на основе исключительно рыночных механизмов. Однако на это потребуется достаточно длительное время. Россия по социальным и экономическим причинам не может пойти на такой вариант.
В настоящее время рыночные структуры в России не заинтересованы в долговременных инвестициях. Государственные инвестиции сократились. Идет хищническая эксплуатация созданной ранее производственной базы и природных ресурсов. Интересы крупного бизнеса не совпадают с интересами государства и общества. Поэтому структурная перестройка на рыночных условиях сначала ведет к стагнации невостребованного рыночной системой или неконкурентоспособного промышленного потенциала и затем к его медленному обновлению. Но этому препятствует недостаток инвестиций и международная конкуренция, что выражается в низких темпах развития экономики и повышения уровня жизни населения. Решение социальных проблем России требует проведения более эффективной экономической и промышленной политики.
Для сокращения периода экономической трансформации необходимо активное использование государственного регули- рования. Содержание управления промышленностью в современных условиях существенно либерализовано. Но экономические условия ее функционирования создаются государством. Оно формирует и промышленную политику. Методы государственного регулирования широко используются развитыми странами, особенно в периоды экономических спадов и кризисов. В их основе лежит разработка стратегии развития национальной промышленности, изучение внутренних и внешних рынков, эффективная с позиций государства утилизация природных ресурсов, использование и обновление технологического потенциала на основе стимулирующих экономических механизмов, и прямого финансирования крупных государственных инвестиционных программ.
Промышленное производство является основным источником создания ВВП, товарной массы для внутреннего потребления и экспорта. Доля промышленности при стабильно развивающейся экономике составляет в ВВП около 40%. В экономике СССР конца 80-х гг. она достигала около 60%. На предприятиях промышленности в период стабильного развития экономики занято, около 40% трудоспособного населения. Поэтому главная задача правительства состоит в сохранении, развитии и оказании поддержки отечественной промышленности. Исходя из объемов и роли в формировании ВВП, бюджета и занятости, в экономической политике России промышленность должна быть основным приоритетом.
Это не было соблюдено при переходе России к рыночной экономике. Перерабатывающая промышленность наиболее пострадала от экономического кризиса. За период 1990-1998 гг. спад промышленного производства составил более 60%, в том числе, в машиностроении более 80%. В 2000-2001 гг. наметилось оживление отечественной промышленности, но его темпы составляют 3,5-4% от достигнутого уровня. В 2002 г. прогнозируются темпы роста промышленности в 4%. Это составляет к уровню 1990 года около 1,5%. Если учесть масштабы экономического спада, можно утверждать, что потенциальные возможности промышленного потенциала используются недостаточно.
Промышленность России находится в таком состоянии, что ее самостоятельное возрождение невозможно. В период промышленного спада необходимы стимулирующие меры государственной поддержки и регулирования, разработка и проведение целенаправленной государственной промышленной политики, оптимально учитывающей сложившиеся экономические отношения, перспективные интересы России и участие в международном разделении труда.
Государственное регулирование (особенно сегодня) - главный фактор развития промышленности. Но выбор его направлений, оценка затрат и результатов в современных условиях должны строиться на рыночных механизмах. С их помощью необходимо реализовать принципы эффективности и увеличения объемов реализации, воспроизводственной направленности и эффективности инновационно-инвестиционной деятельности, социальных результатов и экологических ограничений.
В настоящее время система государственного управления России переходит от прямого управления к экономическим механизмам, создающим условия для самонастраиваемости производственных и реализационных процессов. В основу стратегии развития промышленности положен переход к рыночным методам регулирования, которые могут быть эффективно реализованы при соответствующей им маркетинговой концепции развития промышленности.
Основным функциональным звеном в рыночной экономике выступают промышленные предприятия. Все регулирующие воздействия призваны ориентироваться на поддержку и стимулирование их эффективной деятельности. Иными словами, государственное регулирование осуществляется для проведения общей эффективной промышленной политики на товарных рынках, для создания условий эффективного функционирования предприятий, адаптировавшихся к рыночным условиям. Оно необходимо также для селективной поддержки отраслей и предприятий товарной специализации промышленности России, создающих базу для экономического роста, удовлетворения перспективных внутренних и экспортных потребностей России в товарах и услугах. Эти потребности могут удовлетворяться непосредственно на основе производства и реализации потребляемых на внутреннем рынке товаров или через товарообмен на внешних рынках.
Национальная промышленность призвана успешно конкурировать с импортом. Для такой страны, как Россия, положительное сальдо внешнеторгового баланса должно формироваться не только на основе экспорта продукции энергетических и добывающих отраслей, но и с учетом развития экспорта продукции перерабатывающей промышленности производственного и непроизводственного назначения, втом числе, по отраслям промышленности, создающим наукоемкую продукцию.
Промышленная политика охватывает развитие всего товарного производства, но его участники находятся на различной ступени использования рыночных механизмов. Поэтому методы экономического воздействия на них должны быть неодинаковы. Для полностью адаптировавшихся к рыночным условиям необходимо создание общих экономических условий развития. Находящимся в депрессии нужна селективная поддержка в зависимости от их народнохозяйственной значимости.
Государственная долгосрочная программа развития промышленности, реализующая промышленную политику, должна осуществляться государственной комиссией при участии Министерств экономического развития и торговли, промышленности и науки, финансов. Важно также привлечь крупные промышленные корпорации и ресурсообеспечивающие производственные системы. Программа должна рассматриваться Правительством РФ и одобряться Государственной Думой, которые и осуществляют контроль за ее выполнением.

Еще по теме Государственное регулирование развития промышленности:

  1. 11.2 Межгосударственное регулирование общественной полезности транснациональных компаний
  2. Межгосударственное регулирование международных экономи-ческих отношений.
  3. 6.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  4. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
  5. Государственное регулирование занятости и рынка труда
  6. Государственное регулирование развития промышленности
  7. Государственное регулирование устойчивого развита АПК
  8. 2. Государственное регулирование регионального развития
  9. Государственное регулирование страховой деятельности
  10. 1.1. Государственный кредит как экономическая категория. Государственное регулирование экономики и государственный кредит
  11. § 3. Государственное регулирование отношений интеллектуальной собственности

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Сфера материального производства - важнейший объект государственного регулирования. К материальному производству относится совокупность отраслей, производящих средства производства и предметы потребления и оказывающих услуги производственного характера. Оно составляет основу жизни людей, создает условия для развития непроизводственной сферы - здравоохранения, просвещения и т.д. . Чем эффективнее труд в материальном производстве, тем выше уровень развития экономики, больше национальный доход. В отраслях материального производства создается продукт (промышленность, сельское хозяйство, строительство) или увеличивается стоимость произведенного продукта (транспорт, связь и др.).

Производство материальных благ возможно в различных организационных формах трудового процесса и типах предприятий и имеет, как правило, предпринимательский характер, т.е. является инициативным, самостоятельным и направлено на получение прибыли. Предпринимательство с привлечением наемного труда имеет форму предприятия, а без использования наемного труда - индивидуальной трудовой деятельности.

Предпринимательская деятельность (граждан и юридических лиц) осуществляется на свой риск с имущественной ответственностью в пределах, определенных организационно-правовой формой.

Предпринимательская деятельность осуществляется собственником имущества или управляющим, которому собственник предоставляет право хозяйственного ведения на основе договора (контракта). Необходимым условием предпринимательской деятельности являются ее государственная регистрация, соответствие законодательству и требованиям рынка .

Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, регистрируются в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности граждан применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. К индивидуальному предпринимателю может быть применен режим банкротства, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с предпринимательской деятельностью.

Частное предпринимательство базируется на частной собственности на обособленное имущество и осуществляется в форме зарегистрированной в установленном порядке организации (общества или товарищества). Уставный капитал организаций образуется из вкладов участников; произведенное и приобретенное в процессе деятельности имущество принадлежит ей на праве собственности .

Коллективное предпринимательство осуществляется в форме кооперативов. Производственный кооператив составляет добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном участии и объединении имущественных паевых взносов.

Государственное предпринимательство организуется на основе использования имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности. Организационной формой государственного предпринимательства являются унитарное предприятие, участие в деятельности хозяйственных обществ и товариществ, соглашения о разделе продукции.

Предпринимательство служит движущей силой экономики. Предприниматели организуют производство и сбыт, создают рабочие места, обеспечивают долгосрочную жизнеспособность предприятия, платежами в бюджет укрепляют финансы государства. Предприниматели нужны обществу, но и предпринимателям нужно государство, его поддержка и защита на внутреннем и внешнем рынках.

С начала экономических реформ государство проводит политику регулирования предпринимательства, чтобы создать миллионам граждан благоприятные условия для проявления инициативы и установить цивилизованные отношения между деловым миром и обществом. Государственное регулирование предпринимательства включает как поощрительные, так и контрольно-ограничительные меры, обеспечивающие соблюдение субъектами рынка определенных «правил игры», без которых ни какое хозяйствование невозможно. Государство регулирует как малый бизнес, так и крупные монополии .

В условиях рынка предприятия осуществляют расширенное воспроизводство за счет собственных доходов, инвестиционных счетов, аккумулирующих средства для накоплений. Государство воздействует на воспроизводственные процессы преимущественно косвенными методами (налоги, процентные ставки, производственные заказы и др.). Вместе с тем оно оказывает в различных формах и прямую финансовую поддержку в соответствии с избранными приоритетами развития.

Выбор приоритетов подчиняется общеэкономической стратегии, спросу и конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках. Наиболее общим приоритетом является обрабатывающая промышленность по сравнению с вывозом сырья, которое целесообразнее перерабатывать на месте. Исходя из этого, точками роста являются космос, авиастроение, нефтегазодобыча, дорожное строительство. Легкая промышленность, сельское хозяйство, малый бизнес могут развиваться на рыночной основе при эффективном кредитовании.

Средства республиканского бюджета предоставляются предприятиям, кроме предприятий с иностранными инвестициями, через государственные органы исполнительной власти, администрации субъектов РБ, банки и другие юридические лица, являющиеся агентами Правительства РБ.

Правительство РБ предоставляет также государственные гарантии (в рамках предела внутреннего долга) белорусским инвесторам под заемные средства в качестве страхования рисков проектов, кредитуемых банками. Это позволяет небольшими суммами поддерживать сразу множество проектов. На помощь государства могут рассчитывать те предприятия, которые не нарушают антимонопольное законодательство, не завышают издержки и цены, оплату труда, не снижают искусственно выпуск продукции, гарантируют получение дополнительных доходов .

Для государственной финансовой поддержки формируется бюджет развития как составная часть государственного бюджета, предназначаемая на капитальные расходы. Объемы денежных средств, направляемых в бюджет развития, устанавливаются законом о государственном бюджете на очередной финансовый год. Денежные средства бюджета развития аккумулируются на специальных счетах органов государственного казначейства.

Министерство экономики и торговли РБ проводит анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления денежных средств и государственных гарантий, обеспечивает согласованное финансирование инвестиционных проектов за счет средств инвесторов и средств, выделяемых из бюджета.

Предоставление средств осуществляется при условиях:

* более высокого уровня отдачи в республиканский бюджет на каждый рубль предоставляемых средств и гарантий по сравнению с другими инвестиционными проектами;

* наличия у заемщика собственных средств в размере не менее 20% полного объема финансирования проекта, а по крупным инвестиционным проектам (не менее 50 млн долл.) - не менее 10% указанного объема;

* разделения риска государства с частным капиталом (наличия у инвестора средств, не покрытых государственной гарантией, соинвесторов и кредиторов).

Выделение средств осуществляется в двух формах: а) кредитование отобранных на конкурсах инвестиционных проектов; б) прямые инвестиции в имущество коммерческих организаций при соответствующем увеличении доли государства в их уставных капиталах. Для каждого инвестиционного проекта разрабатывается индивидуальная схема его финансирования, в том числе график перечисления денежных средств, обеспечения их и возвратности. Правительство РБ может передавать органам исполнительной власти право проведения инвестиционных конкурсов Бюджета развития по отдельным категориям проектов .

Перспективной также является санация предприятий путем капитализации бюджетных долгов в их уставные капиталы. Это позволяет сосредоточить в руках государства 60-70% акций крупных предприятий. Впоследствии они могут быть переприватизированы под жесткую контролируемую программу инвестиций и гарантии занятости.

Местные органы могут влиять на развитие производства предоставлением налоговых льгот в пределах своей компетенции. На пример, в РБ сельское хозяйство освобождаются от уплаты местных земельных налогов, хозяйствующий субъект сам вправе выбирать систему налогообложения и др.

Для выявления предприятий - претендентов на оказание первоочередной государственной поддержки проводится анализ их финансово-экономического положения.

Предприятия ранжируются по показателям объема выпуска, доли на соответствующем товарном рынке, балансовой стоимости основных фондов, рентабельности, численности и доли занятых на предприятии от всей численности населения города, поселка, уровня развития производственной и социальной инфраструктуры, кредиторской и дебиторской задолженности. Органы исполнительной власти распределяют их на группы к зависимости от величины производственных фондов и уровня спроса на выпускаемую продукцию. Предприятия первой группы (износ ниже среднеотраслевого, высокий стабильный спрос) не могут быть претендентами на получение первоочередной государственной поддержки; предприятия четвертой группы (износ выше среднеотраслевого, спрос пониженный) подлежат выводу из числа действующих ввиду их неэффективности.

По предприятиям второй и третьей групп оценивается целесообразность и возможность проведения диверсификации, конверсии, введения новых методов управления, сокращения дебиторской задолженности, продажи незавершенных объектов и других мер для восстановления платежеспособности. Таким образом в РБ происходит государственное регулирование отраслей материального производства .

Во многих странах мира нередко туризм оказывался тем рычагом, использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм влияет на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально - экономического развития. Туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), он использует примерно 7% мирового капитала, с ним связано каждое 16-е рабочее место, на него приходится 11 % мировых потребительских расходов и он дает 5% всех налоговых поступлений. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования индустрии туризма. Развитый туризм называют одним из главных феноменов XX века.

На наш взгляд, перспективы развития туристского комплекса во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов. Государственное регулирование въездного туризма представляет целенаправленное воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов -- участников этого вида бизнеса и рыночную конъюнктуру для обеспечения благоприятных условий развития туризма, реализации государственных приоритетов. Оно включает в себя разработку государственной политики в этой сфере и выбор механизмов ее реализации.

Регулирование развития туризма представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя:

  • · координацию и содействие развитию туризма в глобальном масштабе, которое осуществляется посредством Всемирной туристской организации при участии международных финансовых организаций;
  • · согласованность туристской политики на межгосударственном уровне, которая достигается через региональные туристские организации и специальные органы межгосударственных объединений (например, Европейское Сообщество);
  • · согласованность политики в области туризма на национальном и региональном уровнях, которое осуществляется через специально созданные государственные органы и общественные ассоциации туристских организаций.

Государственное регулирование развития туризма - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Это - сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики регулирования развития туризма, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения (Рис. 4.).

В международной практике сложились три подхода к государственному регулированию въездного туризма.

Первый подход предполагает решение вопросов развития туризма на местах (самостоятельно субъектами хозяйствования) на основе принципов рыночной экономики.

Такой подход эффективен в развитых странах, где преобладают частные компании разной величины и специализации. Основное условие для такого подхода: страна должна быть привлекательна для иностранных туристов во всех отношениях и не нуждаться в особой рекламе ее туристского продукта на мировом рынке. В этом случае можно обойтись без специальных органов государственного регулирования туризма.

Второй подход предполагает создание специального государственного органа, наделенного значительными полномочиями и финансовыми ресурсами. Данный подход эффективен в случае, когда интересы въездного туризма требуют значительных средств для создания и поддержания на высоком уровне национального туристского продукта и туристской инфраструктуры, привлечения прямых иностранных инвестиций, поддержки мелкого и среднего бизнеса, обеспечения безопасности иностранных туристов.

Существует третий подход, когда функции государственного регулирования туризма возложены на многофункциональное министерство. В министерстве создается специализированное подразделение, которое занимается разработкой и совершенствованием нормативно-правовой базы, осуществляет координацию министерств, ведомств и региональных властей по вопросам развития международного туризма; налаживает связи с другими странами и международными организациями по вопросам развития туризма, занимается продвижением национального туристского продукта за рубежом; осуществляет информационное обслуживание туристского бизнеса.

Регулирование деятельности в туризме в большинстве зарубежных стран происходит при участии государственного и частного секторов.

Рисунок 4 - Методы государственного регулирования туризма

Результаты исследований, проведенных Всемирной туристической организацией (ВТО), показали растущее участие частных структур в процессе развития международного туризма при активной их поддержке со стороны государства.

Предполагается необходимым государственное регулирование в глобальном порядке осуществлять по двум основным обобщенным направлениям.

Первое направление связано с корректировкой рыночного саморегулирования путем составления планов (прогнозов) и государственных программ с учетом достаточно высокой степени стихийности осуществляемых сейчас соотношений в системах "спрос - предложение" на многие важные виды выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Второе направление обеспечивает осуществление социальных программ и социальное ориентирование рыночной экономики. Рыночное саморегулирование без должного государственного вмешательства приводит: к росту монополизации, ускорению расслоения населения страны на богатых и бедных, сокращению тех отраслей, которые не являются источниками получения моментальной прибыли (наука, культура, искусство, здравоохранение, просвещение и т.д.).

Таким образом, государственное регулирование в сфере туризма может осуществляться путем воздействия на расширение туристического рынка и осуществления соответствующей социальной политики.

Воздействие на расширение туристического рынка требует разработки рыночной стратегии продвижения туристического продукта. Стратегия представляет собой выбор долгосрочной оптимальной модели поведения на туристическом рынке, исходя из его особенностей. При любом стратегическом подходе соответствующие воздействия со стороны государственного и частного секторов обязательны.

Воздействие со стороны государственных органов различных уровней является определяющим в становлении организационно-экономического механизма управления отечественной сферой туризма.

Основными задачами государственного регулирования являются:

ѕ принятие решений по разработке организационно-экономической и социальной политики в области развития туризма, а также подготовка и принятие плана такого развития;

ѕ создание условий для решения проблем социального, адресного туризма;

ѕ разработка программ развития государственного и частного секторов, с учетом перечисленных только что направлений;

ѕ обеспечение эффективного инвестирования государственного и частного секторов;

ѕ обеспечение постоянного контроля за ходом и направлением развития туризма, учитывая его перспективность, как в экономике, так и в социальной жизни общества.

Государство регулирует туристский сектор непосредственно через Министерство по туризму или национальные туристские организации (НТО), а также косвенно с помощью правовых рычагов, поддержки своей инфраструктуры и международной политики. Государство влияет на туризм двумя путями: управляя спросом и доходами или управляя предложением и ценами. Для управления спросом государство использует следующие инструменты: маркетинг и продвижение, ценообразование и ограничение доступа. Составной частью маркетинга являются мероприятия по продвижению туризма, проводимые государством, и преследуют цель пробуждения спроса у потенциальных клиентов. Согласно рекомендациям ВТО эти мероприятия должны быть направлены на создание качественного имиджа страны, основанного на ее привлекательных символических характеристиках. Существуют разные способы создания качественного имиджа страны - это встречи специалистов с журналистами, приглашенными в страну, командировки отечественных специалистов за рубеж, выступления по телевидению и радио, бесплатное распространение брошюр, слайдов и видеоматериалов, а также участие в различных выставках-ярмарках, для чего приобретается стенд. Поскольку число организаций, включенных в мероприятия по продвижению туризма, велико, важную роль играет координация действий, которой обычно занимаются представительства государственных организаций за рубежом. Средства, выделяемые из бюджета на проведение мероприятий по продвижению туристского имиджа страны, могут превышать половину бюджета государственных организаций, причем большая часть бюджета идет на финансирование паблик рилейшнз (от одной трети до двух третей). Эффективность мероприятий по продвижению может увеличиться с помощью международных соглашений по кооперации между министерствами по туризму или организациями, ответственными за туризм. Цель этих действий - обмен или объединение усилий по продвижению (распространение плакатов, аудио- и визуальных материалов, совместное использование представительских офисов и т.д.). Существуют разные средства, с помощью которых государство может регулировать цены на туристскую продукцию. Во-первых, многие достопримечательности в стране находятся в сфере влияния государственного сектора, большинство авиакомпаний контролируется государством, а во многих развивающихся странах даже гостиницы принадлежат государству. Как правило, социальная инфраструктура и транспортные сети считаются естественными монополиями, и если они не принадлежат государству, то должны по крайней мере им контролироваться. Косвенно государство может повлиять на цену с помощью экономических рычагов (например, используя валютный контроль, который может привести к ограничению обмена валюты, в результате чего туристы вынуждены будут менять валюту по завышенной цене и тем самым увеличивать реальную цену путешествия); с помощью налогов от продаж, открытия магазинов в таможенных зонах и т.д. Государство, помимо вышеуказанных рычагов, может повлиять на спрос с помощью лицензирования или градации по качеству обслуживания. Эта мера особенно часто применяется в гостиничном бизнесе, когда количество предлагаемых номеров превосходит спрос и с помощью регулирования цен правительство не может устранить этот дисбаланс. Регулирование цен является очень непопулярной в рыночной экономике мерой, на которую правительства некоторых стран все-таки идут, чтобы сдерживать отечественные компании от соблазна получения сиюминутной выгоды в ущерб долгосрочным интересам туристского бизнеса страны. Кроме того, правительство, контролируя цены, может защитить интересы туристов, оградить их от сверхрасходов и, таким образом, поддержать репутацию страны.

Рисунок 5 - Система государственного регулирования развития туризма

Приоритетными направлениями государственного регулирования туристической деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

Государственное регулирование туристической деятельности осуществляется следующим путем:

ѕ создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристической индустрии;

ѕ содействия в продвижении туристического продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

ѕ защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

ѕ стандартизации в туристической индустрии, сертификации туристического продукта;

ѕ установления правил въезда в РФ, выезда из неё и пребывания на её территории с учетом интересов развития туризма;

ѕ прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

ѕ налогового и таможенного регулирования; представления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристической деятельностью на территории РФ и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом;

ѕ содействия кадровому обеспечению туристической деятельности;

ѕ развития научных исследований в сфере туристической индустрии;

ѕ содействия участию туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристических программах; обеспечения картографической продукцией.

Таким образом, масштабность и важность туризма свидетельствуют о его принадлежности к стратегическим отраслям экономики страны, что требует непосредственного государственного регулирования, с целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса.

Эффективному развитию туризма во многом мешает отсутствие четкого государственного регулирования развития туризма, неразвитость инфраструктуры, а также недостаточность изучения туризма с научной точки зрения.

Опыт различных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой. Любое цивилизованное государство для того, что бы получать от туриндустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий для оценки туристического потенциала, подготовки программ развития турбизнеса, проектов необходимой инфраструктуры курортных регионов и туристических центров, и в информационное обеспечение, и в рекламу.

Пояснительная записка к Контрольной точке № 3

Определение характерных черт рыночной и плановой экономики в экономической системе

(установление действующего процентного соотношения между рынком и планом )

Ответ на этот вопрос должен быть сведен к заполнению Таблицы 1.

Таблица 1.

Первичные данные для определения характерных черт рыночной и плановой экономики в экономической системе

Отрасль Доля отрасли в системе хозяйствования, % от ВВП Доля занятых в отрасли от общего числа занятых в экономике, % Наличие регулирования отрасли со стороны государства да / нет Описание действующей формы конкуренции в отрасли
Агропромышленный комплекс
Легкая промышленность
Топливно-энергетический комплекс
Химико-лесной и металлургический комплекс
Строительство
Машиностроительный комплекс
Военно-промышленный комплекс
Транспорт и связь
Другие отрасли сферы услуг

Отрасль

Список отраслей формируется, исходя из структуры народного хозяйства конкретной экономики. Представленный список, возможно, не является полным. По ходу выполнения контрольной работы Вы должны будете сформировать свой список по отраслям на основе полученных данных об экономике.

Доля отрасли в системе хозяйствования

Оценка отрасли в данном случае делается на основе показателя «ВВП по секторам (отраслям) экономики». Общая логика: даны данные по объему ВВП страны (принимаем как общее для всех отраслей) ® каждая отрасль производит некий объем продукции (также дано в денежном выражении) ® далее определяем, какой процент составляет эта часть в общем объеме ВВП страны, то есть % от ВВП. Это позволит определить какое именно место (по масштабу) занимает отрасль в экономике страны.

Преобладающий вид собственности

Так как речь идет об оценке соотношения между рынком и планом, то есть насколько система саморегулируема (децентрализована) или централизована, то мы устанавливаем соотношение по двум формам собственности: частной и государственной. ТОЛЬКО ПО НИМ!!! Никой личной, интеллектуальной и даже общественной не должно быть в изложении, даже если Вы можете их выявить по ходу описания системы (просто оставляете их без внимания).

Как выявить соотношение? Возможно, по отраслям будет изначально дано процентное соотношение частной и государственной собственности. Также, возможен вариант, указания процента государственных предприятий (они функционируют на базе государственной собственности) в общем объеме предприятий отрасли (тоже принимают за эквивалентный процент государственной собственности).

Доля занятых в отрасли от общего числа занятых в экономике

Скорее всего, будет указана численность занятых к абсолютных числах (то есть в тыс. человек). В этом случае алгоритм таков: если изначально не дана общая численность занятых в экономике, то суммируете все абсолютные величины по отраслям, то есть 100% занятых ® рассчитываете какой процент (долю) в общей численности составляет число занятых в конкретной отрасли ® после заполнения всей таблицы Вы сможете понять к какому сектору экономики относится та или иная отрасль, следовательно сможете найти, какая доля занятых приходится на частный и государственные сектора ® одна из характеристик для искомого соотношения рынок – план.

Наличие регулирования отрасли со стороны государства

Важно помнить, что государственное регулирование можно разделить на два вида: прямое и косвенное. При ответе на данный вопрос в таблице «да» в скобках необходимо указать вид регулирования с разъяснением. Например, да (прямое, 63% спроса в данной отрасли формируется за счет государственного заказа).

Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором поведение экономических субъектов основано не на самостоятельном выборе, а на четких предписаниях государства. Они предполагают прямое подчинение предприятий государству. К числу прямых методов относят: государственный заказ (если > 25% государственного заказа в системе спроса, то отрасль уже регулируема), целевые программы, огосударствление экономики (расширение масштабов государственной собственности), управление государственной собственностью и законотворчество.

С другой стороны, высокие по сравнению с мировыми аналогами цены на моторное топливо представляют собой угрозу социальной стабильности государства и конкурентоспособности отечественных производителей. С середины 2000-х гг. антимонопольный орган, отстаивая свою позицию в острых дискуссиях и спорах, проводит активную политику по сдерживанию внутренних цен нефтепродуктов, а с 2009 г. продвигает два законопроекта по нормализации уровня цен и по развитию конкуренции на внутренних рынках нефтяной отрасли. С применением статистических методов анали­за данных аргументирована позиция авторов в дискуссии о проводимой ФАС РФ политике.

Для России , позиционирующей себя как государство с социально ориен­тированной рыночной экономикой (статья 7 конституции РФ), постановка основной задачи государственной политики в отношении нефтяной отрас­ли должна заключаться в достижении двух конкурирующих целей. С одной стороны, - это экономическая эффективность функционирования самих не­фтяных компаний и отрасли; с другой, - социальная ответственность го­сударства за реализацию соответствующих общественных интересов.

Известно, что регулирование способно создавать искажения мотивации деятельности экономических субъектов и часто требует больших затрат с точки зрения его прямого осуществления. В связи с этим возникла и раз­вивается тенденция либерализации базовых отраслей экономики в разви­тых странах. Однако это не устраняет ответственность государства за эффективное с позиций всего общества экономическое развитие страны. В условиях либерализации отраслевых рынков разрабатываются и внедряют­ся новые системы экономических механизмов и юридических правил регу­лирования хозяйственной деятельности.

Действующими законами РФ не предусмотрено прямое государственное регулирование внутренних цен на нефть и нефтепродукты. Оно было от­менено в 1995 г. С тех пор в отношении отрасли применяются меры анти­монопольной политики, установление экспортных пошлин ; стимулирование биржевой торговли . При этом на внутренний рынок нефтепродукты постав­ляются по ценам, систематически превышающим паритетный уровень цен экспортных поставок . С 2004 г. по настоящее время антимонопольным ор­ганом проводится активная работа по ограничению роста внутренних цен нефтепродуктов.

Завышение внутренних цен связано с тем, как организовано функциони­рование отраслевых рынков. Структура этих рынков характеризуется оли­гополией с доминированием крупных вертикально интегрированных не­фтяных компаний (ВИНК) и высокой степенью рыночной концентрации во всех сферах от добычи сырой нефти до розничной реализации нефтепро­дуктов . Независимые от ВИНК участники рынков сталкиваются с та­кими проблемами, как ограничение доступа к мощностям по переработке и хранению нефти; ограничение возможности поставлять нефтепродукты в отдельные регионы; наличие у ВИНК административного ресурса ; высокие первоначальные издержки . Начиная с середины 2000-х годов, наблюдается устойчивая тенденция роста экономической концентрации во всех связан­ных по вертикали секторах производства . В этих усло­виях отказ ВИНК от конкуренции и поддержание ими высоких цен является типичным рыночным поведением крупных олигополистов. Кроме того, ВИНК, обладающие значительной монопольной властью на внутрен­нем рынке, в то же время являются конкурентами-ценополучателями на мировом рынке. Поэтому они стремятся к осуществлению ценовой дис­криминации третьей степени, которая также выражается в назначении на внутренних рынках более высоких цен, чем цены экспортных контрактов.

Структура отрасли оправдана тем, что большая часть российской нефти и нефтепродуктов реализуется на мировом рынке в условиях конкуренции с транснациональными нефтяными холдингами. Успешно противостоять им могут лишь крупные отечественные ВИНК. При этом генерируемые ВИНК до­ходы от экспортных поставок являются одним из основных источников фор­мирования бюджета РФ. Кроме того, как показывает анализ эмпирических данных, в странах с развивающейся рыночной экономикой вертикальная ин­теграция положительно влияет на экономический рост . Преимущества ВИНК - это способность аккумулировать и гибко перераспределять мощные производственные ресурсы; экономическая эффективность , обусловленная действием положительного эффекта масштаба производства; относитель­ная простота взаимодействия между органами исполнительной власти и не­большим числом крупных компаний. Вместе с тем ВИНК имеют и большие недостатки, связанные со злоупотреблениями рыночной властью.

Проблема государственного регулирования внутренних цен нефтепродук­тов в РФ заключается в том, что, с одной стороны, поведение ВИНК наце­лено на максимизацию чистой прибыли, и это соответствует не только их коммерческим интересам, но и фискальным целям государства. С другой стороны, высокие по сравнению с мировыми аналогами цены на моторное топливо представляют собой угрозу социальной стабильности государства и конкурентоспособности отечественных производителей.

Задача государственной политики - обеспечить одновременное достиже­ние эффективности функционирования ВИНК и удовлетворение внутренне­го спроса на нефтепродукты высокого качества по приемлемым для всех российских потребителей ценам. Субъектом решения этой задачи в со­временной российской экономике является Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ).

С середины 2000-х годов ФАС РФ проводит активную политику по огра­ничению монопольной власти ВИНК. За этот период крупнейшие нефтяные холдинги неоднократно обвинялись антимонопольным органом в коллек­тивном доминировании, в сговоре и назначении монопольно высоких цен, облагались крупномасштабными штрафами, исчисляемыми в процентах от оборота. С 2009 года по настоящее время ФАС РФ, отстаивая свою позицию в острых дискуссиях и спорах в политических и научных кругах, продвигает два законопроекта, нацеленных на нормализацию уровня вну­тренних цен нефтепродуктов и на развитие конкуренции в отрасли. Теку­щая версия этих документов была опубликована на сайте ФАС РФ в ноябре 2012 г..

В законопроекте «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродук­ты в Российской Федерации» предлагается методика определения обо­снованного уровня цен на бензин, базирующаяся на индексе внебиржевого внутреннего рынка, на биржевом индексе, а также на экспортном парите­те. Полагается, что арбитраж между ними позволит ориентировать цены на нормальный уровень и не допускать их завышения. Законопроект «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации» формулирует ряд требований структурного и поведенческого характе­ра, которые должны способствовать развитию конкуренции на внутреннем рынке. В частности, требуется, чтобы независимые АЗС покупали топливо на оптовом рынке на тех же условиях, что и дочерние сбытовые компании ВИНК. Предполагается, что ВИНК, владеющие нефтехранилищами, емкость которых превышает пороговое значение, должны будут предоставлять не­зависимым от них участникам рынка услуги по хранению нефтепродуктов на недискриминационных условиях. Установлены требования по организаци­онному обособлению оптовой и розничной реализации моторного топлива, а также по ведению раздельного учета затрат и доходов по основным видам деятельности. Кроме того, проектом закона предусмотрена обязательность публикации информации по остаткам нефтепродуктов в нефтехранилищах. Запрещаются сделки слияний и приобретений или выделения земельных участков под постройку АЗС тем компаниям, доля которых на региональном рынке уже превышает 35 процентов.

Описанные законопроекты критикуются оппонентами. Суть критики в отношении предложений по ценообразованию - это обвинение ФАС в «пол­зучем регуляризме», «дрейфе к прямому регулированию» цен с целью ре­шения актуальных социальных и политически задач. В основе - тезис, что прямое регулирование искажает рыночные стимулы и приводит к неэффек­тивности функционирования фирм . Из этого делается вывод, что един­ственно правильный путь для развития рынков нефтяной отрасли РФ - это их дерегулирование и либерализация.

Однако аргументация оппонентов ФАС фокусируется на необходимости создания условий для повышения эффективности функционирования ис­ключительно ВИНК, оставляя в стороне другие социально значимые интере­сы. Поскольку снабжение моторным топливом имеет большое общенацио­нальное экономическое значение, то государство несет ответственность за его поставки определенного количества и качества всем потребителям по доступным ценам. На наш взгляд, при отсутствии альтернативы для суще­ствующей организационной структуры отрасли в условиях низкого уровня экономического развития страны, слабости институтов рыночного хозяй­ства и социальной напряженности, а также с учетом рисков, связанных со вступлением России в ВТО, усиление позиций государства как регулятора рынков является закономерным, а инициативы ФАС обоснованными. При этом оба законопроекта дополняют друг друга. Требования структурного характера, взятые в отдельности от контроля уровня цен, могут привести к тому, что обеспечиваемое ими ограничение рыночной концентрации будет компенсировано сговором олигополистов.

Рассматривая тарифное регулирование, следует отметить, что в 2012 году, в отличие от большей части 2011 года, пошлины на светлые и темные нефтепродукты были унифицированы и ставка по ним составлял 0.66 от ставки экспортной пошлины на нефть. Правда, ставка на автомобильный и прямогонный бензин составляла 0.9. Повышенная экспортная пошлина на бензины была введена в 2011 году для предотвращения недостатка топлива на внутреннем рыке.

В связи с унификацией среднегодовая ставка экспортной пошлины на светлые нефтепродукты (исключая бензин) в 2012 году был ниже, чем в 2011 году на 2.7%. В то же время среднегодовая ставка экспортной пошлины на бензин за год выросла на 6.6%. Среднегодовая ставка экспортной пошлины на темные нефтепродукты из-за унификации выросла за год на 28.1%.

Предполагалось, что унификация ставок сделает менее выгодным экспорт темных нефтепродуктов, и более выгодным экспорт светлых нефтепродуктов и, соответственно, будет стимулировать нефтяные компании больше инвестировать в углубление переработки. Как уже говорилось выше глубина переработки в отрасли действительно повысилась, но доля мазута в общем объеме экспорта нефтепродуктов не только не снизилась в 2012 году, но достигла рекордного значения.

Таким образом, новая формула расчета экспортной пошлины на нефтепродукты пока не решила всех поставленных перед ней задач.

Помимо экспортных пошлин в 2012 году произошло увеличение акцизов на бензин и дизельное топливо, которое составляло по разным видам топлива от 30% до 60%. Индексация происходила в два приема - с 1 января и с 1 июля.

В 2013 году также предусмотрено повышение. Так, с 1 января по декабря 2013 года ставки акцизов на бензин класса «Евро-3» составят 9.750 тыс. руб. за тонну, что почти на 24% превышает акциз, действовавший с 1 июля 2012 года и составлявший 7.882 тыс. руб за тонну.

На дизельное топливо класса «Евро-3» в 2013 году ставки увеличиваются на 36% и составят 5.860 тыс. руб. за тонну. Ранее действовала ставка 4.300 тыс. руб.

Ставки на топливо четвертого и пятого классов будут индексироваться с 1 июля и повысятся они в меньшей степени, чем ставки топлива третьего класса.

Так, ставка на бензин класса «Евро-4» с 1 июля 2013 года повысится на 4.7% до 8.960 тыс. руб. за тонну. Ставка на бензин класса «Евро-5» повысится на 11.8% до 5.750 тыс. руб. за тонну.

Ставка акцизов на дизельное топливо класса «Евро-4» с 1 июля 2014 года повысится на 3.4% и составит 5.1 тыс. руб. за тонну, на дизельное топливо «Евро-5» - на 3.8% до 4.5 тыс. руб. за тонну.

Как указано в тексте Энергетической стратегии России на период до 2030 г., утвержденной правительством страны в ноябре 2009 г., основными составляющими государственной энергетической политики РФ являются недропользование и управление государственным фондом недр, развитие внутренних энергетических рынков, формирование рационального топливно-энергетического баланса, региональная энергетическая политика, инновационная и научно-техническая политика в энергетике, социальная политика в энергетике и внешняя энергетическая политика.

Главными механизмами осуществления государственной энергетической политики выступают:

Создание благоприятной экономической среды для функционирования топливно-энергетического комплекса (включая согласованное тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование и институциональные преобразования в топливно-энергетическом комплексе); введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость и стимулирующих реализацию важнейших приоритетов и ориентиров развития энергетики, включая повышение энергоэффективности экономики;

Стимулирование и поддержка стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной, энергосберегающей, экологической и других имеющих приоритетное значение сферах;

Повышение эффективности управления государственной собственностью в энергетике.

Литература:

1. Авдашева, С. Развитие и применение антимонопольного законода­тельства в России (по пути достижений и заблуждений) [электронный ре­сурс] / С. Авдашева, Н. Дзагурова, П. Крючкова, Г. Юсупова // Доклад к XII Междун. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. ИД ВШЭ. Москва, 2011. - URL: http://www.hse.ru/data/2012/03/27/1263337516/ A_D_K_Yu.pdf

2. Артемьев, И. Задача ФАС России - использовать лучшие мировые практики рыночного ценообразования[электронныйресурс] / И. Артемьев // Информационно-аналитический портал «Нефть России». - 26.10.2012. - URL: http://www.oilru.com/news/343710/

3. Богачкова, Л.Ю. Совершенствование управления отраслями россий­ской энергетики: теоретические предпосылки, практика, моделирование: монография [электронный ресурс]. - Волгоград: Волгоградское научное из­дательство, 2007. - 427 с. - URL: http://mtas.mtas.ru/search/search_results. php?publication_id=3202 . - С. 391.

4. ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» (за 2010 год) // Официальный сайт ФАС РФ. Режим доступа: http://fas.gov.ru/about/list-of-reports/list-of-re- ports_30042.html.

Случайные статьи

Вверх