На что тратят деньги российские подростки. Карманные деньги

Многие родители задумываются о том, как научить детей обращаться с деньгами. Карманные деньги в 7 лет — не рано? Проверять ли, на что ребенок их потратил? С какого возраста можно пользоваться банковской карточкой? Об азах финансовой грамотности рассказывает Роман Потемкин, основатель и директор UPUP — Деньги детям.

Дети и деньги: когда начинать?

Познакомьте своего ребёнка с деньгами, когда ему исполнится три-четыре года — в игровой форме: вместе с малышом собирайте, меняйте, пересчитывайте купюры и монеты. Обратите его внимание на то, как и где их хранить (в кошельке или бумажнике). Простыми словами объясните, что мама и папа получают зарплату не просто так, а за определённую работу.

С четырёх-пяти лет ребёнок уже понимает, что игрушки и сладости не безграничны. В этом возрасте важно научить его чётко формулировать свои «хотелки». Дайте ему понять, что количество денег ограничено, и пусть запомнит: если хочется купить какую-то вещь, нужно на неё накопить. Заведите копилку и вместе откладывайте на приобретение желаемой игрушки.

Обязательно привлекайте дошкольника к походам в магазин. Вместе составляйте список продуктов, в магазине обращайте его внимание на ценники. Пусть ребёнок самостоятельно расплатится за покупку и получит от продавца сдачу.

С семи-восьми лет дети способны самостоятельно распоряжаться небольшой суммой. С этого возраста в жизни ребенка появляется школа и первые деньги на карманные расходы. Важно, чтобы к этому времени ребёнок умел считать и знал, как выглядят и какими бывают деньги (наличные и безналичные, купюры и монеты различного достоинства, банковские карточки).

Карманные деньги: 6 правил для родителей

С началом школы у многих родителей возникает вопрос: нужно ли давать карманные деньги? Однозначный ответ — нужно. Но прежде всего надо запомнить несколько простых правил:

  1. Перед тем, как давать карманные деньги, объясните, что это такое и зачем вы их даёте. Расскажите про необходимые расходы, на которые уйдёт основная часть суммы (проезд, питание) и про расходы дополнительные (игрушки, сладости, развлечения), на которые можно потратить оставшуюся часть.
  2. Сумма карманных денег не должна быть слишком большой, чтобы не привлекать внимание других детей. Соотносите её с потребностями ребёнка и возможностями вашей семьи. Например, в возрасте шести-восьми лет на неделю дети могут получить 100-300 рублей.
  3. Очень важно выдавать деньги согласно договорённостям: условленную сумму — в определённое время.
  4. Размер карманных денег не должен зависеть от настроения родителей, школьных оценок, поведения, помощи ребенка в домашних делах. Не нужно наказывать деньгами (точнее, их отсутствием).
  5. Постепенно расширяйте самостоятельность ребенка. Поначалу выдавайте ему деньги каждый день, потом — каждые два дня и так далее (до недели). По мере взросления ребенок сам научится распределять общую сумму.
  6. Показывайте личный пример финансового планирования. Пусть ребёнок послушает, как вы распределяете зарплату по разным статьям семейного бюджета (коммунальные услуги, продукты, одежда, отдых).

Соблюдая эти правила, не забывайте, что у ребёнка должно быть право на ошибку. Лучше он сейчас «спустит» свои 200 рублей на жвачку и поймёт, что так не накопит на игрушку, чем будет в тридцать лет тратить всю зарплату на чепуху, не понимая, куда уходят деньги.

Как контролировать расходы ребенка?

Если вы не знаете, на что были потрачены карманные деньги ребенка, и вас это беспокоит, воспользуйтесь банковскими картами или специальными мобильными приложениями. Банковскую карточку в дополнение к вашей можно оформить для ребенка от 6 до 14 лет. Также будут полезны специальные мобильные приложения, созданные для быстрого перевода денег от родителей и детям.

Существуют и другие способы обучить ребёнка финансовой грамотности. Пожалуй, самый увлекательный из них — настольные игры, такие как «Монополия», «Денежный поток» или «Игра в жизнь».

Особое внимание стоит обратить на появившиеся в последние годы , где дети участвуют в тренировочной симуляции — получают стартовый бюджет и затем распределяют его на образование, развлечения и благотворительность. В таких «городах» ребёнок не только тратит, но и преумножает свой капитал.

Тех, кто подходит к обучению основательно, заинтересуют специальные книги, например:

  • И. Липсиц «Удивительные приключения в стране Экономика»
  • Б. Шеффер «Пес по имени Money»
  • Е. Тончу «Большой бизнес для маленьких детей»
  • О. Гозман, В. Правоторов, Е. Шахова «Что такое бизнес?»

В книге «Дети и первые деньги» (Р.Потемкин, Е.Казакевич) перечислены 3 основных принципа обучения детей финансовой грамотности:

  • Безопасность. Начинайте с суммы, которой вы согласны рискнуть. Первые траты ребенка должны соответствовать традициям и правилам вашей семьи. Если вы обсуждаете денежные вопросы открыто, то начало будет простым и понятным для вашего ребенка.
  • Порядок. Формируйте у детей полезные привычки с помощью карманных денег (привычная сумма, в привычный день, привычный отчет). Это создаст надежную основу для гармоничного развития будущей уверенности и предприимчивости.
  • Доверие. Позволяйте детям самостоятельно принимать решения, связанные с карманными деньгами. Не бойтесь ошибок. Просто будьте внимательны ко всем движениям денег вашего ребенка и его отчетам. Помогайте делать выводы

Важно не только обучить ребёнка азам финансовой грамотности, но и выбирать правильные инструменты. Ребёнку, почувствовавшему ответственность за собственные расходы и покупки, будет проще адаптироваться в обществе.

Комментировать статью "Сколько денег давать ребенку? Карманные деньги: 6 правил"

Еще по теме "Карманные деньги для ребенка":

Поделитесь опытом о карманных деньгах.. Дети и родители. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ, подготовка в ВУЗ.

Я карманные деньги стала давать с 5.5 лет, как только ребенок научился считать и еще по причине, что меня давила жаба на покупку всякой ерунды ребенку, ерунды с моей точки зрения, а с его видимо это нужная была дешевая фигня, типа прыгунков и др. Давала где-то 150 руб в...

Карманные деньги есть, если с кино вопрос решается, то и тут. Его ж дело не рожать - алименты и ответственность как минимум на 18 лет тоже не предполагается? То что болячки есть тоже мимо? Старшему 22 года и то, напомнила что если не планируются дети, семья...

карманные деньги. Досуг, хобби. Ребенок от 10 до 13. Мамы здравствуйте! Подскажите пожалуйста, сколько вы даете детям карманных денег? Сыну 13 лет. Мы даем "по запросу" (когда идет в кино, гулять) и иногда просто так 100-200 рублей.

карманные деньги в нашем представлении это чаще всего деньги на питание или проезд но смысл карманных денег совсем не в этом. карманные деньги это определенная сумма которая регулярно поступает в распоряжение ребенка, например по 100 руб в неделю (ну или любая...

Карманные деньги: 6 правил. Воспитание. Ребенок от 7 до 10. карманные деньги в нашем представлении это чаще всего деньги на питание или проезд но смысл карманных денег совсем не в этом. карманные деньги это определенная сумма которая регулярно поступает в...

Мамочки, сколько денег даете студентам? 1 курс, даю 2 тыс. в неделю, утром ест дома, с собой даю питу или домашнюю шаурму, йогурт, шоколадку и т.д., берет, не отказывается, говорит, что в институте тоже ест, канцелярку сама всю купила, транспорт оплачивает, пока СКС нет.

Деньги карманные детям не даю. Школа и все секции во дворе, поэтому ежедневные траты на дорогу отсутствуют. Любой ребенок может брать оттуда деньги столько, сколько захочет - на ручки, шоколадки и прочие мелочи. Никто из детей в семье денег не копит, нет необходимости.

Например, вы рассчитываете, что на карманные деньги ваш ребенок будет ходить иногда в кафешки с друзьями (где каждый платит за себя), тратит на приятные себе мелочи или копит на что-то крупное. А он регулярно прогуливает все деньги с друзьями, приглашая их за свой счет.

карманные деньги. Мамы здравствуйте! Подскажите пожалуйста, сколько вы даете детям карманных денег? Сыну 13 лет. Карманные деньги: 6 правил для родителей. Как контролировать расходы ребенка? Многие родители задумываются о том, как научить детей...

Карманные деньги. Дети и родители. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе, профориентация, экзамены, олимпиады, ЕГЭ Карманные деньги. может пробегала тема, но некогда сейчас искать.

Или карманные деньги для наших детей - зло? В смысле, что не заработаны и развращают? У нас в семье Фаруху выдаётся 50 р. в неделю по пятницам + премиальные за пятёрки в триместре или в году. + папа премировал до недавнего времени за пятёрки по математике (20 р...

Ребенок 9ти лет и карманные деньги. Воспитание. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби.

Сколько денег давать ребенку? Карманные деньги: 6 правил. Сколько денег дать ребенку. Карманные деньги, банковская карта и мобильное приложение. С этого возраста в жизни ребенка появляется школа и первые деньги на карманные расходы.

карманные деньги. Мамы здравствуйте! Подскажите пожалуйста, сколько вы даете детям карманных денег? сколько брать денег? Едим в Болгарию в частный сектор. Во сколько примерно обойдется питание на двух детей и двух тетенек за 2 Карманные деньги: 6 правил.

Карманные деньги. Детско -родительские отношения. Детская психология. Дочка очень хорошо ориентируется в деньгах, может самостоятельно накопить на что-то, купить, высчитать сколько у нее останется после покупки и вообще деньги хорошо умеет считать...

Карманные деньги. Воспитание. Ребенок от 10 до 13. И возраст ребенка, пожалуйста, напишите. Мы вот сейчас созрели до этой процедуры, на самом деле какой-то особой нужды в этом нет, просто вроде надо чтобы учился с деньгами обращался.

Карманные деньги. -- посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. А зачем первокласснику карманные деньги и сотовый? Мой тоже пойдет в 1 класс. Сотовые попросили детям не давать.

Карманные деньги. Отношения с родителями. Ребенок от 7 до 10. Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия, хобби.

карманные деньги и курение. Девочки! Мы много здесь говорили уже о проблеме карманных денег, но вот у меня появился конкретный вопрос. Не заставляйте ребенка скрывать, не делайте сигареты запретным плодом - в результате всё наладится само собой.

Анна Котова

Семейный психолог

«Многие спрашивают, зачем деньги детям? Конечно, в этом возрасте ребенок еще не осуществляет покупки самостоятельно. Однако принятие решения купить за 50 рублей шоколадку или положить деньги в копилку может стать полезным навыком. Ребенок учится оценивать ситуацию и принимать несложные решения».

Деньги в начальной школе уже просто необходимы, они нужны, чтобы купить булочку в буфете, школьную газету или сувенир на экскурсии. Очень часто в школах устраивают благотворительные ярмарки, и отсутствие карманных денег поставит ребенка в затруднительную ситуацию. Школьникам начальных классов можно и не выдавать наличных денег, если в учебном заведении в ходу специальные карты для пропуска и оплаты питания. В этом случае проще положить деньги на счет ребенка и расплачиваться таким образом, например, в школьном буфете. Ребенок точно не потеряет деньги, а заодно привыкнет к безналичному расчету.

Больше денег - больше хлопот

Сколько денег давать ребенку на карманные расходы, каждая семья должна решить исходя из своих финансовых возможностей. Однако состоятельным родителям психологи не советуют выдавать детям на руки слишком большие деньги, чтобы не приучить их к «неиссякаемому волшебному кошельку». А семьям со скромным доходом не стоит винить себя за отсутствие лишних финансов и провоцировать комплекс неполноценности. Главное, объяснить ребенку, как деньгами распоряжаться. Дети всегда знают, сколько денег имеют их сверстники, и хотят столько же. Но если в семье нет возможности выдавать ребенку такие же суммы, то не стоит отказывать безапелляционно, лучше поговорить с ним о семейном бюджете, рассказать об обязательных платежах, предстоящих покупках или стоимости лекарств для бабушки. В этом разговоре обязательно нужно подчеркнуть, что стесненная финансовая ситуация это не приговор, что многие миллионеры вышли из небогатой среды, а богатые люди порой приходили к банкротству. Как правило, дети в состоянии оценить происходящее и правильно расставить приоритеты. В неполных семьях или в семьях, где родители почти все время уделяют работе, очень часто деньгами и подарками пытаются компенсировать недостаток внимания. Этого делать не стоит: деньги не должны заменять любовь.

Выдавать деньги детям лучше не каждый день или по первому требованию, а раз в неделю, причем заранее оговоренную сумму и в определенный день. Это покажет ребенку, что деньги не берутся из ниоткуда, ему придется самостоятельно решить, потратить ли деньги сразу или отложить. Также ребенку придется самому выбирать, на что он эти деньги потратит — на вредные сладости и газировку, на поход в кино, на новую игрушку или на подарок для мамы к празднику. И если ребенок поначалу потратит все в первый же день, не стоит его ругать, как не стоит поддаваться на уговоры и выдавать дополнительные деньги. Можно подсказать юному финансисту, чтобы он завел дневник расходов, который ему поможет понять, на что уходят деньги.

Денежки любят труд

Дети постарше, особенно подростки, требуют иного подхода. Часть родителей считают, что старшеклассники нуждаются в большем количестве денег, и в этом есть своя логика. Сколько денег давать подростку на карманные расходы — вопрос, зависящий не столько от финансовых возможностей семьи, сколько от умения ребенка деньгами распоряжаться. Высока ли вероятность того, что подросток, у которого всегда на руках довольно крупная сумма, часть ее потратит на спиртное, сигареты или наркотики. И здесь уже все зависит от воспитания и довериями между детьми и родителями.

Деньги подросткам рекомендуется выдавать не раз в неделю, а раз в месяц. И сумма может быть весьма солидная, ее должно хватать на проезд, питание в школе, оплату сотового телефона, на походы в кино, кафе и даже на непредвиденные расходы. Многие включают в этот список оплату кружков и репетиторов, считая, что так подросток быстрее узнает цену деньгам. Конечно, не все подростки демонстрируют высокий уровень осознанного распоряжения своими финансами, поэтому родителям стоит задуматься не столько о том, как приучить ребенка к деньгам, сколько о приучении его к работе. Лучший способ объяснить детям, как обращаться с деньгами, — показать, как они зарабатываются. Обычно лет в 14-15 лет у подростков появляются мысли о подработке, и родителям остается только поддержать их в этом начинании.

В нашей стране подростков неохотно берут на работу, но даже летние подработки, репетиторство, присмотр за детьми соседей или распространение листовок помогут почувствовать себя самостоятельной личностью. Поверьте, заработанные деньги ребенок потратит грамотнее. Ни в коем случае не следует благодарить ребенка деньгами за выполнение домашней работы или получение хороших оценок, он должен понимать, что это его обязанность. Кроме того, такой способ зарабатывания денег научит ребенка шантажу и манипулированию родителями. Пусть в семье в приоритете будут взаимовыручка и благодарность, а не товарно-денежные отношения.


По данным «Ведомостей», российские подростки в возрасте от 14 до 18 лет тратят около 180 млрд рублей в год.

Сейчас среднемесячные расходы подростка держатся на уровне 3 000 рублей в месяц. Зачастую в них не входят затраты на покупку одежды и учебных принадлежностей, которые оплачивают родители. Сами же дети тратят свои средства на фастфуд, компьютерные игры и различные гаджеты. При этом мальчики оказались более активными покупателями: за неделю они расходуют на 190 рублей больше, чем их ровесницы.


У меня не было карманных денег лет до 12. Если мне что-то было нужно, я просил мне это купить. Сейчас деньги на карманые расходы мне дает папа, или я зарабатываю сам за счет рекламы в блоге (весьма не мало для подростка). У меня все деньги уходят на оплату счетов за интернет, телефон и репетиторов. Около двух тысяч я трачу на еду и мелкие покупки.

Конечно, денег много не бывает, но мне хватает. Хотя у многих моих знакомых вечно стоит проблема недостатка денег, хотя они не из бедных семей. Первый вопрос для взрослых:


Фото из поездки во .

Хотя здесь другой вопрос: как эти деньги будут потрачены. У меня только одно занятие с репетитором 1400 р стоит. И интернет 800 р в месяц. А еще я иногда покупаю еду, тратя по 600-800 рублей за раз.

У нас около школы есть магазин, который, видимо, живет за счет школьников. Потому что после уроков там вечно очередь за шоколадками и лимонадом. У детей есть еще такая фишка — угощать одноклассников в столовой, если родители дали не 30 рублей, а 100. Стань королем на один день. Второй вопрос:


Вообще, считается, что карманные расходы — это как финансовое образование для ребенка. Деньги нужно не просто давать, но и учить, как их тратить. Не на мелкие бесполезные покупки (шоколадки, небольшие игрушки), а на долгосрочные и крупные (большой набор Лего, телефон).

У меня есть друзья, которым платят копейка дома за уборку и домашние дела. Типа как сложно зарабатывать. И 100 рублей тоже деньги.

У меня такого не было, я знаю, что деньги заработать не проблема, если приложить голову. Первые 3000 тысячи я заработал за три часа работы на компьютере в 14 лет. Сейчас я за одну статью (3-4 часа перед монитором) могу получить до 5000 рублей. И не говорите мне, что заработать сложно. И в лагере мне неплохо платили. Третий опрос:

Управляющий партнёр компании Watcom Shop Mechanics Дмитрий Неткач считает, что российские ритейлеры пока что не приспособились для работы с подростковой аудиторией. Тем временем дети гораздо раньше, чем 10 лет назад, становятся покупателями, лучше разбираются в брендах и довольно часто играют решающую роль в принятии решения о покупке. Кроме того, у подростков существенно отличается и сам алгоритм выбора товаров: сперва они изучают ассортимент магазинов в интернете, а затем не расстаются со своими гаджетами даже в торговых залах и примерочных, дожидаясь одобрения сверстников на ту или иную покупку.


<= Подписывайтесь на мой блог о школе и образовании. Мне 17 лет. Я посетил 9 стран, учился за рубежом. И сейчас делюсь своими впечатлениями и размышлениями. Этим летом я работал вожатым в детском лагере . Посты изнутри о жизни детей по тегу "

02.06.17 241 342 15

И они не стали наркоманами

«Я хожу без шапки, потому что у меня нет нормальной шапки! - говорила мне старшая дочь. - Мам, дай денег!»

Сейчас нашим дочерям, Ирине и Юле, 14 и 16 лет. Карманные деньги мы стали им давать лет пять назад, по 500 Р в месяц. Они тратили их на сладости и мелочи, а остальное просили у нас. Вот это постоянное: «Мне надо новую тушь купить», «Мам, можно я на « Алиэкспрессе« себе чехол закажу?», «У меня телефон глючит, как я с ним в школу ходить буду?» - и так далее.

Юлия Медведева

мама двоих подростков

Траты на детей всегда были для меня непредсказуемой статьей в бюджете: как ни пытайся заложить с запасом, всё равно потратишь больше.

Хуже всего были совместные походы по магазинам. Когда каждый вопрос: «С чем ты будешь это носить?» или «Ты уверена, что тебе это очень нужно?» - мог привести к ссоре и публичному скандалу.

Короче, я устала. А потом увидела в Фейсбуке чей-то пост о том, как родители дают детям-студентам месячную сумму на все расходы, и решила, что школьники ничуть не хуже студентов. Так я затеяла эксперимент.

Сколько мы даем и на что

В конце декабря я поговорила с обеими дочерьми и предложила им схему: мы высчитываем ежемесячные расходы и 1 числа каждого месяца я выдаю им эту сумму. Дальше они сами планируют свой бюджет, ходят на шопинг, откладывают на крупные покупки и не трогают родителей.

Мы решили, что питание и гигиена останутся на взрослых, а за всё остальное Ирина и Юля будут платить сами.

Валюта

Сейчас мы живем в Италии, поэтому считали все расходы в евро и по местным ценам. Для удобства читателей я пересчитала всё в рубли, но цены всё равно могут показаться необычными.

Чтобы высчитать необходимую сумму, мы разделили все траты на две категории: ежемесячные и все остальные. Все остальные траты за год мы сложили и разделили на 12 месяцев. Получившуюся сумму прибавили к ежемесячным тратам и так получили нужную цифру.

В ежемесячные траты на каждую дочь вошли: транспорт (22 €), связь (10 €), развлечения и сладости (10 €), косметика и мелкие траты на носки (18 €). Итого 60 € (4400 Р ).

Остальное мы считали за год: одежда (600 €), подарки друзьям и семье (240 €), гаджеты (240 €). Итого 1080 € в год = 90 € (6700 Р ), в месяц.


Чтобы посчитать, сколько мы тратим на одежду, мы прикинули, сколько и чего покупаем в течение года. Получился такой список: пальто, куртка, ветровка, 2 пары ботинок, пара туфель и пара босоножек, 3 пары кроссовок, 4 пары джинсов, около 6 джемперов, порядка 20 футболок, около 5 платьев, штук пять шортов и бридж, три комплекта школьной одежды, пара шапок и шарфов, перчатки, ремни, пара рюкзаков. Посмотрели цены в наших любимых магазинах, подсчитали примерную сумму и округлили в большую сторону на непредвиденные случаи.

Сумму на подарки высчитали так: умножили количество близких людей на примерную цену одного подарка и еще на два, потому что у нас принято дарить большие подарки на Новый год и день рождения.

Сумму на гаджеты высчитали исходя из прошлого опыта: примерно один телефон в 2-3 года. При этом договорились, что компьютеры, ноутбуки и другая крупная техника остаются в семейном бюджете.

Общая сумма на руки получилась 150 €, или 9560 Р , на одного человека в месяц. Эта сумма была похожа на то, что я реально тратила на детей из семейного бюджета, поэтому мы не торговались и договорились с первого раза.

Итоги первого месяца

1 января вместе с новогодними подарками дети получили по 150 €. Нам всем было немного страшно. Я боялась, что они потратят всё на наркотики, выпивку и покупки внутри приложений. Юля с Ириной боялись, что не смогут толково распорядиться деньгами и окажутся в трудной ситуации.

В первый месяц они почти ничего не покупали. Когда мы вместе пошли на традиционную распродажу, чтобы обновить гардероб, обе потратили примерно по 20 €. Зато в магазин для рисования они ходили раза три за месяц и накупили себе красок, холстов и каких-то особых маркеров, на которые мне всегда было жалко денег, а им они оказались очень нужны и важны.


Когда дочери пошли в школу после каникул, оказалось, что Ирине нужно купить что-то из канцтоваров и книжку для учебы. Она пришла ко мне и попросила добавить расходы на канцтовары и книги. Мы подумали и добавили 25 €. С февраля я выдаю им по 175 € (13 000 Р ).

В конце первого месяца у обеих осталось примерно по 50 €. За месяц я не услышала ни одной просьбы купить что-нибудь. Мы весело, как подружки, сходили на шопинг и платили каждая из своего кошелька. Младшая, Ирина, с чистой совестью купила кучу сладостей и угостила всех нас. Все остались довольны. Эксперимент продолжился.

Наши впечатления за 4 месяца

Я довольна в первую очередь тем, что отношения в моей семье улучшились. Больше нет никаких упреков в излишних тратах, обид за то, что кто-то кому-то что-то не купил. Походы по магазинам из пытки превратились в удовольствие, и у нас стало меньше поводов для конфликтов.

Мне стало легче планировать бюджет. Теперь у меня есть конкретная и фиксированная сумма трат на детей, и я знаю, что на меня не выскочит внезапно порванная куртка или сломанный телефон. Для таких случаев мы договорились о кредитовании, но обе дочери стали бережнее относиться к вещам.

Иногда мне кажется, что они делают всё неправильно, и я хочу вмешаться или хотя бы дать совет. Но я останавливаю себя, потому что понимаю, что это разрушит весь эксперимент. Труднее всего было первые два месяца. Потом я привыкла и перестала считать, сколько блесков для губ купила младшая дочь, и стараюсь не думать, зачем старшей нужен новый блок питания для компьютера и что стало со старым.

Вчера они купили машинку на пульте и новый домик для собаки, хотя их никто не просил и эта статья расходов не входит в их бюджет. На 8 Марта младшая подарила мне флакон духов.


За 4 месяца я ни разу не задержала «выплату» и считаю, что это одно из важных условий эксперимента. Так дети могут планировать свой бюджет и чувствуют себя спокойно.

Теперь, когда мы говорим о том, куда бы нам хотелось поехать на каникулы, они всерьез рассуждают, что поучаствуют своими деньгами в общих тратах на путешествие. Для меня это означает, что они стали серьезнее относиться к деньгам и в целом повзрослели за эти месяцы.

Вот что они сами говорят о нашем эксперименте.

Ирина, 14 лет: «Мне удобно, что не надо ничего просить у мамы. Я трачу в основном на одежду, телефон, развлечения, сладости. У меня стало больше одежды, я стала больше покупать того, что мне нравится. Просто раньше тратилось примерно столько же денег, но как-то реже и не так. Мама покупала то, что считала нужным, а не то, что было нужно мне. Я не ощущала, что вот я могу пойти и купить себе вкусняшек. А сейчас я могу. Я откладываю понемногу, и у меня есть минимум 100 € на всякий случай, и эта сумма постепенно растет».

Юля, 16 лет: «Мне нравится, что я сама распоряжаюсь своим бюджетом. Я трачу на что хочу: на компьютер, на еду, одежду, игрушки и на разные мелочи для интерьера. Откладываю 100 € каждый месяц на какие-нибудь крупные покупки. В этом месяце купила новый блок питания для компьютера. Сейчас коплю, чтобы сделать тату. Раньше я записывала все траты, а теперь просто слежу, чтобы не потратить всё сразу и стараюсь, чтобы во второй половине месяца у меня хотя бы 20 € были в кармане».

Весь эксперимент в четырех строках

  1. Обсудить с детьми их траты, выслушать их опасения и взвешенно принять решение, нужен ли вашей семье такой эксперимент.
  2. Вместе с детьми подсчитать все траты и вывести ежемесячную сумму.
  3. Договориться о дне «выплат», не задерживать и не переносить этот день.
  4. Не вмешиваться в то, как дети тратят свои деньги, если они не делают ничего криминального.

Альбер Камю: «Только тот богат, у кого есть карманные деньги».

Современные дети живут в мире ценников, они знают, что за все нужно платить, и что требуется много денег, чтобы ни в чем себе не отказывать. И время, когда была актуальна поговорка «Не в деньгах счастье», давно прошло, теперь главенствует совершенно иная – «Не в деньгах счастье, а в их количестве». Поэтому неудивительно, что дети, независимо от их возраста, стремятся иметь собственные средства. И прежде чем принять решение о том, выделять ли некую сумму ребенку, нужно все тщательно взвесить. И здесь перед родителями встает очень серьезная задача – правильно подготовить ребенка к длительным отношениям с деньгами.

Итак, карманные деньги: «за» и «против».

Рано или поздно в каждой семье возникает вопрос о том, давать ли ребенку карманные деньги и в каком размере? Безусловно, возможности у каждой семьи разные, но даже при условии стабильного дохода этот вопрос остается сложным и достаточно спорным.

Мнения психологов по этому вопросу расходятся. Некоторые убеждены в том, что давать деньги детям нужно, другие придерживаются противоположной точки зрения. Почему настолько разнятся мнения о том, нужны ли детям деньги и сколько нужно их давать?

Нужны ли карманные деньги детям?

Бертольд Авербах: «Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство».

Некоторые психологи считают, что подросткам нужно давать средства, другие, наоборот, выступают против выдачи карманных денег, приводя множество доводов, которые объясняют их точку зрения. Так что же такое карманные деньги: зло или возможность для детей повысить самооценку? На самом деле оба мнения имеют право на существование однако, и в той, и в другой интерпретации есть и обратная сторона.

Почему нужно давать детям карманные деньги:

Развивают самостоятельность

Карманные деньги предполагают, что ваш отпрыск своими силами будет составлять бюджет, в котором учтет все свои расходы. Лишив ребенка карманных денег, вы делаете его зависимым от своих решений и выбора покупок.

Повышают самооценку и придают уверенность в себе

Ребенок должен, прежде всего, комфортно чувствовать себя в мире взрослых. Регулярная выдача наличных средств даст ему возможность тратить их на необходимые вещи. Ведь отсутствие минимальных возможностей может развить у школьника комплекс неполноценности. А у большинства его сверстников наверняка имеются средства для покупки нужных вещей.

Вырабатывают ответственность

Регулярная выдача наличных средств будет формировать у ребенка чувство ответственности. Он будет планировать свои траты, а может даже начнет экономить и копить.

Почему карманные деньги не стоит давать детям:

В то же время специалисты, которые выступают против такого проявления самостоятельности, говорят о том, что пока ребенок маленький, все приобретения должны делать взрослые, поскольку ему будет сложно сделать правильный выбор. Кроме того, некоторые считают, что наличие денег у ребенка с малых лет может его испортить.

Дети быстро привыкают к постоянному финансированию

Регулярное получение карманных денег может стать привычкой. Если вначале ребенок будет рад даже незначительной сумме, то со временем она его уже не устроит. Кроме того, выдачу средств на личные расходы он будет принимать как должное.

Подросток должен сам себе зарабатывать средства на личные расходы

Стоит отметить, что многие противники карманных денег любят приводить в пример подростков из американских семей, в которых богатые родители вместо того, чтобы полностью всем обеспечить своих детей, учат, как заработать карманные деньги. Они отправляют своих отпрысков на работу, причем не престижную: посыльными, мойщиками машин. Американцы считают, что только таким образом они смогут привить своим детям понятие о том, что деньги нужно зарабатывать трудом.

Поскольку существует много «за» и «против» карманных денег, каждой семье придется искать золотую середину самостоятельно.

Светлана, мама Лизы 10 лет: «Лично я поддерживаю тех, кто говорит, что детям нужно давать карманные деньги. Еженедельно я выдаю дочери определенную сумму на расходы, они включают в себя: оплату за проезд в школу и обратно, покупку булочки, компота, а также приобретение сладостей. Кроме того, она получает столько же денег на свои потребности. Да, конечно, первоначально сложно было объяснить ребенку, что если деньги закончились раньше срока, я больше не выдам. Но каково было мое удивление, когда через некоторое время дочь не только стала следить за тратами, но и откладывать часть денег. И через некоторое время спросила, можно ли ей купить куклу на собственные средства, на что получила, конечно, положительный ответ».

Однако есть некоторые нюансы, которые нужно учитывать во время принятия решения о том, давать деньги или нет.

В каком возрасте можно давать средства на личные расходы?

Ребенку карманные деньги не нужны до тех пор, пока он не начнет ходить в школу. В детсадовском возрасте малыш должен думать об игрушках, а не подсчитывать доходы и прикидывать, на что можно потратить свои карманные деньги. Однако, если все же решение было принято в пользу выдачи наличных в дошкольном возрасте, нужно сделать так, чтобы финансы не были чем-то вроде уступки на шантаж малыша. В противном случае в подростковом возрасте ребенок будет пользоваться различными ухищрениями, чтобы заполучить желаемое.


Идеальный возраст для карманных денег - это 7-8 лет. В это время малыш уже начинает понимать, что за деньги можно приобрести все необходимое, он ими дорожит и бережет их. В то же время ребенок должен понимать, что деньги родителям не сыплются с неба, а достаются трудом. Иначе ваше желание привить малышу самостоятельность и повысить его самооценку приведет к потребительскому отношению.

Наталья, мама Сережи 9 лет: «Своему сыну я стала выдавать карманные деньги с 8 лет. С этого возраста он стала самостоятельно добираться до школы. По дороге он может купить что-то необходимое, например, на 8 Марта он приобрел красивую ручку своему учителю».

От чего должна зависеть сумма?

Прежде всего, сумма средств, выдаваемых школьнику, должна зависеть от возможностей семьи. Однако все же нужно учитывать некоторые факторы:

  • Каков возраст ребенка;
  • На что он может потратить деньги;
  • Сколько средств выдают сверстникам, одноклассникам;
  • Существует ли договоренность между ребенком и родителями.

Ирина, мама 6-летнего сына: «Мы живем возле школы и я каждый день наблюдаю, как дети, возвращающиеся из школы едят чипсы, пьют колу и прочие вредные продукты. Наверняка родители им это запрещают, иначе бы они не сидели тайком на нашей лавочке, а шли сразу домой. Я склоняюсь к мнению, что со своим сыном у нас будут строгие правила о том, на что категорически нельзя тратить деньги».

От чего сумма не должна зависеть?

По мнению многих психологов, очень важную роль играет договоренность между ребенком и родителями. Лучше всего, если выдача средств является обговоренным мероприятием. Однако сумма не должна зависеть от следующих факторов:

  • Полученных в школе оценок;
  • Помощи в домашних делах;
  • Настроения родителей.

Ни в коем случае нельзя советовать ребенку, как заслужить деньги. Он должен четко понимать, что это личные средства, которые он получит независимо от успеваемости в школе или поведения.

Сколько нужно давать денег?

Б. Франклин: «Человеку, у которого нет денег, трудно остаться порядочным».

Безусловно, многих родителей волнует вопрос о том, сколько давать денег? Сразу стоит сказать, что однозначного мнения здесь нет, поскольку это сугубо личное дело каждого. Цифра полностью зависит от расходов семьи и достатка. Но даже если возможности не ограничены, не нужно баловать чадо. Изначально необходимо выдавать незначительную сумму и увеличивать ее по мере взросления ребенка.

Сколько денег давать младшим школьникам

Итак, сколько нужно давать денег ребенку? Безусловно, отпрыску-семилетке ни к чему давать сумму с двумя нулями – что он будет покупать? Конечно, если это подарок – другое дело, но если такая сумма будет выделена ребенку на карманные расходы, он может купить что-то совсем ненужное, и, в конечном итоге, родители будут его ругать.

В случае, если ребенок ходит в школу (1-3 класс), размер суммы может высчитываться исходя из потребностей:

  • Средства, которые потребуются на проезд в общественном транспорте;
  • Деньги на покупку вкусностей, сока, компота в буфете;
  • Покупка необходимой канцелярии: ручек, линеек, карандашей;
  • Покупка мелких вещей или игрушек.

Как правило, сумма еженедельных карманных денег для младших школьников не превышает 300-500 руб. Конечно, она может варьироваться в зависимости от потребностей ребенка.


Карманные деньги для подростков

Когда ребенок взрослеет, соответственно, увеличиваются его потребности. Здесь уже нужно учитывать не только размер его каждодневных трат, но и запросы. И когда сумма выдаваемых наличных вырастает, желательно контролировать траты, если все в порядке, и бюджет позволяет выделить большие деньги, то размер карманных средств можно увеличить. Как правило, он может составлять в среднем до 800 руб.

Со временем, если ребенка не устраивает сумма, он может изъявить желание заработать. И здесь уже нужно объяснить ему, как это сделать. Очень хорошо, если отпрыск проявляет желание найти работу на каникулах.

Таким образом, ребенок научится не только правильно распоряжаться деньгами, но и планировать свои расходы. Все это зависит от родителей: не нужно потакать всем капризам ребенка, возмещать средства, если он их неправильно потратил или потерял.

Насколько часто нужно выдавать деньги?

Школьникам не стоит выдавать деньги раз в месяц, поскольку этот срок для них слишком большой. Лучше всего, если наличные будут выдаваться еженедельно, сумма должна быть достаточной, чтобы ее хватало на дорогу, покупку булочек и других продуктов в школьной столовой, а также разных сладостей и прочего.

Подросткам можно выдавать карманные деньги один раз в месяц. Такая периодичность будет приучать их к правильному распределению средств. Однако, сразу делать этого не стоит, лучше увеличивать период между выдачами постепенно.

Как проводить контроль выданных карманных средств?

Безусловно, контролировать средства необходимо, но это нужно делать с самого начала, когда дети еще не обладают навыками денежных отношений. Безусловно, с возрастом ребенку нужно объяснять, что такое карманные деньги и куда их можно тратить. Но нельзя в жесткой форме говорить о том, на что тратить деньги, иначе сам инструмент развития навыка распределения средств и ведения самостоятельного бюджета теряется.

Если все же ребенок был замечен в нерациональном расходовании средств, его необходимо наказать, но нельзя лишать карманных денег. Лучше будет, если отпрыску будет популярно разъяснено, в чем состояли его ошибки и как их избежать в будущем. Однако не нужно сильно заострять внимание на этом и постоянно упрекать его, ведь негативный опыт – это тоже опыт.

Важно научить подростка или школьника советоваться при покупке дорогой вещи. И даже если ребенок желает сделать серьезную покупку, но при этом вы понимаете, что это неправильно, нельзя запрещать, лучше найти аргументы, чтобы переубедить его. Голос родителей в этом вопросе должен быть исключительно советующим. Ведь финансовые потери – это часть науки о том, как правильно распоряжаться деньгами.

Правила, которых нужно придерживаться при выдаче карманных денег

Каждая семья должна самостоятельно корректировать их в зависимости от характера ребенка, его трат и потребностей. Однако есть ряд правил, которых стоит придерживаться:

Не меняйте правила

Если вы с ребенком оговорили, сколько будете выдавать карманных денег и к какие сроки, ни в коем случае не нужно менять эти правила. Игнорирование или отсрочка могут привить ребенку финансовую необязательность.

Карманные деньги принадлежат ребенку

Ребенку нужно доходчиво объяснить, по какой причине вы выделяете ему финансы и какие траты он должен возмещать ими. Однако не нужно давать подростку деньги и обязывать его приобретать себе продукты, одежду. Это все-таки карманные деньги, а не средства для проживания.

Нельзя уменьшать сумму

Если же по каким-либо причинам необходимо сократить размер карманных средств, нужно объяснить подростку, почему это происходит. Но ни в коем случае нельзя говорить что-то вроде этого: «Ты себя плохо вел и не заслужил!». Никогда нельзя наказывать ребенка сокращением количества карманных денег.

Нельзя увеличивать сумму

Если выданные деньги ребенок потратил раньше оговоренного срока, нужно объяснить ему всю ситуацию и указать на его ошибки. Если ситуация повторяется неоднократно, ни в коем случае нельзя выдавать никаких дотаций, иначе отпрыск будет воспринимать вас как банк с безграничным лимитом, и весь инструмент контроля финансовой независимости будет утерян.

Финансовое воспитание должно проводиться с самых малых лет. Только тогда ребенок поймет ценность денег и принципы их расходования. Если детей приучать к самостоятельности, они станут более практичными.

Случайные статьи

Вверх