Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
В соответствии с российским законодательством, земельные участки граждан облагаются налогом. Оплачивают его как физические, так и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели. При этом ИП и юридические лица обязаны рассчитывать налоговую базу самостоятельно.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Требования законодательства в этой сфере постоянно подвергаются изменениям. Поэтому необходимо отслеживать все нововведения, чтобы разбираться в тонкостях данного вида обязательных платежей.
Все владельцы предприятий и частных домов, использующие для ведения хозяйственной деятельности землю, обязаны вносить за нее налог. При этом данные виды пошлин не распространяются на заповедники, леса, парки, территории расположения государственных предприятий.
Пример: Стоимость 1 кв. метра земли в МО составляет 18200 рублей. Размер участка ‒ 500 кв. метров.
Участок использует физическое лицо для садоводства, поэтому налоговая ставка равна 0,3%:
Налоговая ставка зависит от того, с какими целями будет использована земля. Для физических лиц ставки таковы:
Для юридических лиц и ИП действуют следующие ставки:
Пример № 1: Компания «А» эксплуатирует землю для выращивания овощей с целью последующей их реализации на рынке. Садоводство является целевым использованием, поэтому ставка по налогу составит 0,3%.
Пример № 2: Организация «Б» занимается грузоперевозками. Для паркинга автотранспорта она эксплуатирует небольшой арендованный участок земли. Поскольку здесь выявляется нецелевое использование, ставка по налогу составит 1,5%.
Налоговые органы присылают физическим лицам квитанции, в которых указаны рассчитанные суммы к оплате. Правдоподобность этих цифр граждане могут, в случае необходимости, перепроверить самостоятельно.
В квитанциях для физических лиц указывается вся необходимая информация для совершения платежа, в том числе, сроки и реквизиты. Гражданам необходимо лишь оплатить налог по квитанции. В предъявлении данной бумаги после оплаты каким-либо органам нет необходимости. Однако ее стоит оставить на хранение.
Налоговая инспекция за один месяц до начала периода выплат присылает налогоплательщикам соответствующее уведомление.
Полностью освобождаются от уплаты налога следующие организации:
Из физических лиц на 2019 год полностью освобождаются от необходимости уплаты взносов лица, живущие на территории Крайнего Севера. Перечень льготников постоянно пополняется новыми категориями.
Налоговое законодательство обязывает оплачивать налог на землю. При этом до 1.01.1999 данная категория была освобождена от выплат. Согласно принятым правилам, местные власти вправе устанавливать льготы для пенсионеров.
Поэтому решение вопроса о снижении или снятии выплат с пенсионеров полностью зависит от места нахождения земельного надела.
К примеру, в г. Королев (Московская область) пенсионеры могут оплачивать взносы со скидкой в 50% при условии того, что площади принадлежащих им участков менее 1200 кв. метров.
Ответственность за просрочку платежа, неуплату или частичную неуплату налога предусмотрена . Она предполагает начисление пени и штрафов.
Юридические лица могут быть оштрафованы только после проведения камеральной проверки Налоговой инспекцией.
Сумма штрафа на основании данных из налоговой декларации юридического лица (ИП), либо сведений ФНС:
Дополнительная мера наказания для юридических лиц ‒ заморозка их денежных счетов по истечению десяти дней после последней даты уплаты. Также налоговые органы могут приостановить денежные переводы предпринимателя или организации.
Земельный налог является местным налогом (ст. 15 НК РФ), и сроки его уплаты устанавливаются нормативными правовыми актами (НПА) представительных органов муниципальных образований, а также законами городов федерального назначения, к которым относятся Москва, Санкт-Петербург и Севастополь (п. 1 ст. 397 НК РФ).
Соответственно, чтобы организации понять, в какой срок ей нужно уплачивать земельный налог, она должна ознакомиться с НПА того муниципального образования (законом города федерального значения), на территории которого располагается принадлежащий ей земельный участок.
Представительные органы муниципальных образований, устанавливая срок уплаты земельного налога для юридических лиц, обязаны соблюдать одно правило: этот срок не может быть установлен ранее срока подачи декларации по земельному налогу (п. 1 ст. 397 НК РФ). То есть установленный срок уплаты налога по итогам года должен быть не ранее 1 февраля года, следующего за отчетным (п. 3 ст. 398 НК РФ).
Местные власти могут обязать юрлиц уплачивать авансовые платежи по земельному налогу в течение отчетного года. Эти же власти устанавливают и сроки уплаты земельных авансов (п. 2 ст. 397 НК РФ).
Например, в Москве организации должны заплатить земельный налог за год не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74). То есть срок уплаты земельного налога за 2016 год истекает 01.02.2017.
Кроме того, организации, имеющие земельные участки на территории г. Москвы, должны уплачивать авансовые платежи по земельному налогу. Перечислить их бюджет они должны не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 2 ст. 3 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74, п. 2 ст. 393 НК РФ). Получается, что уплатить авансы по земельному налогу в 2017 году организации должны в следующие сроки:
Налог на землю, является одним из важных налогов, который начинает свое действие на территории муниципальных образований. Общие принципы расчета земельного налога, а также особенности его уплаты, сроки уплаты регламентированы в Главе 31 НК РФ. Особое внимание юридическим лицам следует уделить соблюдения срока перечисления земельного налога в местный бюджет в 2018 году. Эту информацию мы приведем в нашей статье ниже.
В статье:
Отметим, что порядок расчета и уплаты земельного налога определяется главой 31 Налогового Кодекса РФ.
Земельный налог определяется как прямой налог, взимаемый с владельцев земельных участков.
Представим в виде таблицы основные характеристики рассматриваемого налога.
Вид характеристики
Норма законодательства
Плательщики земельного налога
организации и физические лица, которые обладают земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, и принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения
земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Кадастровая стоимость земельных участков
п. 1 ст. 390 НК РФ
п. 1 ст. 393 НК РФ
для юридических лиц — 1ый, 2ой, 3ий кварталы
п. 2 ст. 393 НК РФ
устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:
— 0,3% — для земель с/х назначения; занятых жилищным фондом; купленных для ведения ЛПХ; ограниченных в обороте по законодательству РФ.
— 1,5% — для прочих земельных участков.
п. 1 ст. 394 НК РФ
Рассчитывается по истечении налогового периода как процентная доля налоговой базы по соответствующей ставке
Организации — собственники земельного участка уплачивают налог независимо от того, какой режим налогообложения они применяют. При этом следует помнить, что в соответствии с Письмом Минфина от 29.12.2016 N 03-05-06-02/79371 арендаторы земли налог не платят.
Согласно п. 3 ст. 397 НК РФ земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, которые признаются объектом налогообложения исходя из положений ст. 389 НК РФ.
Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему, устанавливается местными органами власти. Это установлено п. 1 ст. 397 НК РФ. При этом сроки, установленные в каждом конкретном регионе РФ можно уточнить на сайте ФНС: http://www.nalog.ru/
Рассмотрим на примере г. Москвы особенности уплаты земельного налога с юридических лиц в 2018 году.
Здесь в первую очередь необходимо ориентироваться на положения Закона города Москвы «О земельном налоге» № 74 от 24.11.2004г. (в ред. от 12.07.2017).
Согласно Закону г. Москвы № 74, срок уплаты земельного налога за 2017 год, для юридических лиц устанавливается — не позднее 01.02.2018; авансовые платежи по указанному налогу вносятся — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Ставки земельного налога для юридических лиц, применительно к г. Москве приведем ниже.
Ставка земельного налога,%
земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства и дачного строительства, включая земли, относящиеся к имуществу общего пользования
земельные участки, занятые автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленные для жилищного строительства*
земельные участки, отнесенные к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Москве и используемые для сельскохозяйственного производства, а также земельные участки, предоставленные и используемые для эксплуатации объектов спорта, в том числе спортивных сооружений, при одновременном выполнении следующих условий:
1) в правоустанавливающихдокументахна участок должен быть определенвид разрешенного использования, указывающий на эксплуатацию спортнивного объекта;
2) уставная деятельность организации должна быть связана с эксплуатацией и использованием объектов спорта и спортосооружений;
3) документальное подтверждение фактического использования объектов спорта и спортосооружений по целевому назначению.
Использование земель в РФ регулирует Земельный кодекс, разграничивая их по различным критериям, например, по назначению. Плата за пользование этим природным ресурсом и является земельным налогом, относящимся к местным и пополняющим бюджет регионов. Поэтому решения по его введению принимают властные структуры субъектов РФ. Устанавливая ставки налога и сроки уплаты, они руководствуются гл. 31 НК РФ.
Налог платят компании, предприниматели и граждане, если пользуются землей, приобретают ее либо владеют на тех территориях, где он действует. Компании исчисляют налог сами, для частных лиц и предпринимателей расчет и пересылку уведомлений с суммой к уплате взяли на себя ИФНС.
Ставки налога зависят от назначения земель. К примеру, по ставке 0,3%, исчисляют налог и авансовые платежи по земельному налогу для угодий сельхозназначения, ЖС, садоводческих товариществ и нужд обороны страны. Для других категорий участков применяется ставка до 1,5%, являющаяся максимальной. Однако местными документами, принятыми властями регионов, она может быть снижена.
Законодательством РФ для предприятий предусмотрено дробление на авансовые платежи по земельному налогу, уплачиваемые поквартально. Обычно подобное условие подтверждается региональными законами. В них же утверждаются и сроки оплаты. Регионы вправе не вводить авансовые платежи, поэтому, выясняя характер и срок оплаты авансовых платежей по земельному налогу, руководствуются территориальными нормами.
Налоговый период – год. Базой выступает цена участка земли по кадастру, установленная на 1 января года, за который исчисляется и уплачивается налог. Справиться о кадастровой стоимости можно в органе Росреестра.
Годовая сумма налога исчисляется по формуле:
При приобретении или продаже земельного участка среди года налога вычисляется, исходя из числа полных месяцев владения в году.
На основе указанных формул рассчитывают авансовые платежи по налогу на землю. Если авансы предусмотрены местными законами, то начисляться и уплачиваться они должны по окончании 1-го, 2-го и 3-го кварталов. Формула расчета такова:
Авансовые платежи на участки, приобретенные или проданные на протяжении года, рассчитываются с учетом числа полных месяцев владения ресурсом. Полным в этом случае считают месяц, если право владения оформлено до 15-го числа включительно, регистрация объекта после 15-го числа исключает этот месяц из расчета аванса. Так, если регистрация права на владение участком произошла 20 октября, то в 4-м квартале число полных месяцев для расчета налога составит 2.
Теми же правилами руководствуются при прекращении прав собственности на землю: полный месяц составит регистрация этого действия до 15-го числа. К примеру, при реализации участка 15 октября, число полных месяцев владения составит равно 10, а 16-го октября – 9.
Сумма аванса за неполный год исчисляется по формуле:
Оплата авансовых платежей по земельному налогу компаниями осуществляется на основе региональных законодательных актов. Именно муниципальными законами устанавливается срок оплаты авансовых платежей по земельному налогу. С определенной долей уверенности можно ориентироваться лишь по срокам уплаты налога за год, поскольку властные структуры регионов следуют требованию федерального закона устанавливать срок уплаты налога за год не ранее срока представления декларации по земельному налогу, т. е. 1 февраля.
Итак, авансовые платежи по земельному налогу, сроки уплаты которых зависят от региональных законов, производятся в разных регионах в разные сроки. Например, московские компании обязаны уплатить земельный налог за 2016 год до 01.02.2017, а авансы перечислить до конца месяца, наступающего за отчетным кварталом.
Бюджеты местных образований наполняются из различных источников. В основном, это налогообложение и предоставление населению коммунальных услуг. Однако большинство налоговых денежных средств направляется в вышестоящие бюджеты. Это общероссийский федеральный бюджет или региональные.
В местных поселениях остаются денежные средства, полученные, в том числе и от выплат по земельному налогу. Именно указанные деньги и составляют основу формирования расходов на будущий год. Соответственно, налоговое законодательство относит вопросы сбора данных платежей к компетенции органов территориального самоуправления.
Налоговым кодексом установлено, что местная власть имеет полномочия по установления периодов уплаты указанного сбора. При этом помимо предельной даты, учреждения наделены правом требовать перечисления и авансовых платежей. Это означает, что срок уплаты будет дробиться в течение года.
Срок уплаты авансовых перечислений формируется каждым местным органом самостоятельно. Для урегулирования и закрепления сроков уплаты, органы власти принимают соответствующие правовые акты. Несмотря на свободу в определении сроков уплаты, имеется сложившаяся единообразная практика.
Согласно указанной практике, сроки уплаты разделяются поквартально. То есть, плательщик должен перечислить денежные средства за прошедшие три месяца до конца следующего.
Данное правило следует представить более наглядно:
Но это примерная практика. В каждом регионе могут быть определены несколько иные правила авансовых выплат.
Сроки уплаты земельного налога по 1, 2, 3, 4 кварталам для юридических лиц представлены выше. Но они могут изменяться. Обычно изменения не являются принципиальными и заключаются в переносе дат перечисления плательщиками сборов на несколько дней.
Допускается и перечисление сразу за весь истекший год. Установление предельных периодов также отнесено к компетенции местных учреждений. Муниципалитеты принимают целевые нормативно - правовые акты и устанавливают сроки уплаты земельного налога за прошедший год.
Законом предусмотрено только одно правило в отношении отдельных предприятий. Согласно указанному правилу, зачисление юридическим лицом земельного налога должно происходить до сдачи им декларации. Эта привязка прямо предусмотрена в налоговом законодательстве. Соответственно, все муниципалитеты стараются принимать акты и устанавливать время зачисления платежей максимально ближе ко времени сдачи декларации.
В большинстве случаев, указанные даты совпадают. Согласно положениям закона, время подачи декларации плательщиком установлено до 01 февраля следующего календарного года. Соответственно, декларация по 2018 должна быть сдана до 1 февраля текущего года.
К примеру, в городе федерального значения Севастополе указанные даты совпадают. То есть, землепользователи подают декларации до первого февраля и к указанному времени они обязаны выплатить земельный сбор.
Для физических лиц оплата осуществляется по стандартным правилам. Однако предельное время установлено несколько иное. Предельный срок уплаты налога на землю перенесен на окончание года, который следует за отчетным.
В большинстве российских регионов, оплата плательщиком сборов должна быть завершена до первого декабря следующего года. Это условие принципиально отличает оплату платежа юридическими лицами от оплаты физическими лицами. При этом до первого декабря должны зачислить средства и индивидуальные предприниматели, и частные лица.
Реквизиты для оплаты земельного налога в 2018 года для физических лиц следует узнавать в местной администрации. Обращаться в налоговую службу нет необходимости. Поскольку, средства поступают в локальные бюджеты, то занимается этим администрация города.
Действующее российское законодательство относит индивидуальных предпринимателей к категории физических лиц. Из этого следует, что они обязаны произвести уплату сборов до первого декабря следующего года.
Каких-либо исключений не предусмотрено. Но следует понимать, что местные власти располагают правом устанавливать и более позднее время. Но, как правило, оно не будет отличаться более чем на две недели.
Оплата пенсионерами земельного налога осуществляется на льготных основаниях. К числу льготных категорий граждан относятся и ветераны труда, лица, которые награждены государственными наградами, а также ветераны.
Перечисленные категории имеют льготы и должны заплатить половину от положенного размера перечислений. При этом местные органы власти вправе определять дополнительные льготы, а половина размера является базовой ставкой льгот.
Для этого предусмотрен специальный бланк. Это форма ПД-4 сб. Она представляет собой унифицированную форму. В ней отражаются сведения о плательщике и получателе средств.
Кроме того, обязательно указывается ИНН лица, БИК и КПП. Также в квитанции необходимо отразить наименование банковской организации. Готовые реквизиты имеются в Сбербанке.
Следует иметь в виду, что следование законодательным нормам в отношении выплаты необходимых сборов, является необходимым условием.
Земельный налог за 1 квартал 2018 года компании рассчитывают самостоятельно исходя из ¼ произведения кадастровой стоимости земли и ставки налога. При этом на сумму платежа могут влиять и иные факторы. Узнайте о них и об основных этапах расчета и уплаты налога из нашего материала.
Не забывайте, что в отдельных случаях сумма ЗН корректируется с помощью специальных коэффициентов (см. схему ниже).
Подробнее о применении коэффициентов при расчете ЗН узнайте из этой статьи.
Образец заполнения платежки возьмите здесь.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Платить налог нужно в бюджет того муниципального образования, где расположен участок (п. 3 ст. 397 НК РФ, письмо Минфина от 29.11.2017 № 03-05-05-02/79165).
Сдавать отчетность по земельному налогу за 1 квартал 2018 года не нужно. Она только годовая.
Как изменилась декларация по земельному налогу в 2018 году (с отчетности за 2017 год), узнайте из этого материала.
Рассчитаем земельный налог за 1 квартал 2018 года на примере.
ПАО «Атлант-Мега» имеет в собственности земельный участок, расположенный на территории сельского поселения Руч Усть-Куломского муниципального района Республики Коми.
Бухгалтер ПАО «Атлант-Мега», следуя нашему алгоритму (описанному в предыдущем разделе), собрал необходимые данные для расчета ЗН:
Сумма налога за 1 квартал 2018 года составила:
ЗН = ¼ × 5 679 370 руб. × 1,5% = 21 298 руб.
Оформить платежку на перечисление указанной суммы и передать ее в банк бухгалтеру компании необходимо не позднее 05.05.2018 (такой срок определен решением совета от 20.10.2017 № 1-2/7).
Для расчета земельного налога необходимо перемножить кадастровую стоимость земли (на 01.01.2018) и ставку налога, установленную местными властями. Квартальный платеж составляет ¼ часть годового налога.
В определенных случаях сумма налога может корректироваться (если землю купили или продали в течение квартала, земля предназначена для жилищного строительства и др.).
Платежное поручение на уплату земельного налога должно поступить в банк не позднее даты, указанной в нормативном акте местных властей. Квартальная отчетность не сдается.
Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях
Есть вопросы? Получите быстрые ответы на нашем форуме!
Многие индивидуальные предприниматели и коммерческие организации используют в своей коммерческой деятельности земельные участки. У юридических лиц они числятся на балансе и относятся к категории основных средств. Расскажем в статье, как начисляется и происходит уплата авансов земельному налогу, какие особенности нужно знать плательщику.
Индивидуальные предприниматели не ведут бухгалтерский учет в полном его понимании, поэтому им нет необходимости ставить на учет все активы. Такая категория субъектов предпринимательской деятельности может использовать в работе, как личные земельные наделы, так и участки, арендованные у других физических лиц.
Простым гражданам и физическим лицам – индивидуальным предпринимателям можно не переживать по поводу правильности и полноты начисления и уплаты налога на землю. Это обусловлено тем, что все исчисления за них выполнит контролирующий орган. По завершении отчетного года из налоговой службы на домашний адрес физических лиц будут по почте (заказными письмами) направлены уведомления, в которых указана сумма налога к уплате и стоит граничная дата проведения платежных операций.
Если в процессе исчисления налоговых обязательств были допущены ошибки, то в этом случае вся ответственность будет возложена на налоговиков.
Что касается коммерческих организаций, то они все расчеты проводят самостоятельно и за их достоверность несут ответственность в соответствии с Федеральным законодательством России. Если в процессе камеральной, комплексной, встречной или внеплановой проверки сотрудники контролирующих органов выявят недоплату в бюджет, то к нарушителям земельного законодательства будут применены штрафные санкции и пени.
Каждый субъект предпринимательской деятельности, который является плательщиком земельного налога, перед проведением исчислений своих обязательств должен обратиться в контролирующий орган по месту регистрации и узнать действующие ставки. Они установлены Федеральным законодательством России и отличаются друг от друга в зависимости от предназначения земель:
Ставка налога в размере 0,3% применяется к земельным участкам, которые используются для:
Контролирующие органы наделены Федеральным законодательством России широкими полномочиями. Они имеют право по своему усмотрению изменять коэффициенты, используемые субъектами предпринимательской деятельности при исчислении земельного налога.
Все земельные участки (исключения описаны в статье 389 Налогового Кодекса РФ), которые используются юридическими и физическими лицами для осуществления коммерческой деятельности, подлежат налогообложению. Индивидуальным предпринимателям и коммерческим организациям необходимо запомнить следующее:
Юридические лица в соответствии с Налоговым Кодексом России (статья 393) должны платить авансовые взносы.
Осуществление контроля за порядком уплаты земельного залога и авансовых платежей возлагается на муниципальные органы власти. Именно они должны на своем уровне принять соответствующий закон, в котором субъекты предпринимательской деятельности могут и освобождаться (Налоговый Кодекс РФ, статья 393, п. 3) от обязанности платить в бюджет аванс.
Если юридические лица несвоевременно оплатят авансовые взносы по земельному налогу, к ним не будут применяться штрафные санкции. В этом случае будет начислена только пеня за каждый день просрочки.
Физические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются владельцами земельных участков, обязаны уплачивать налог в установленные Налоговым Кодексом сроки. Для такой категории налогоплательщиков отсутствует необходимость делать авансовые платежи в бюджет. Все исчисления за них проводят сотрудники контролирующих органов, которые по окончании отчетного периода отправляют им по почте соответствующие уведомления.
Индивидуальные предприниматели обязаны:
В тех регионах Российской Федерации, муниципальные органы власти которых приняли на местном уровне законы об авансовых платежах по земельному налогу, в индивидуальном порядке определяются и сроки их перечисления в бюджет. Коммерческие организации обязаны:
Вопрос | Ответ |
В каком периоде рассчитываются авансовые платежи | Юридическое лицо самостоятельно проводит все исчисления по окончании каждого отчетного периода (в данном случае квартала) |
Как делается расчет аванса по земельному налогу | Юридические лица в процессе исчислений задействуют специальную формулу, посредством которой узнают величину налоговых обязательств. После этого результат умножается на ¼. Полученная в процессе этих исчислений сумма подлежит перечислению в местный бюджет |
Как узнать о том, полную сумму налога перечислила организация | В конце отчетного года каждая организация, которая является плательщиком земельного налога, определяет величину недоплаченных налоговых обязательств и после этого делает перечисление в бюджет |
При исчислении авансовых платежей задействуется специальная формула, где:
Физическим лицам и индивидуальным предпринимателям нужно помнить о следующих нюансах:
Физические лица и индивидуальные предприниматели не должны подавать декларацию по земельному налогу за 2016 год. Оплатить налог они обязаны не позднее 1 октября 2017 года. Основанием для перечисления налоговых обязательств будет являться уведомление из контролирующего органа. В этом документе будет указана вся информация, касающаяся технических сторон участка, сумма налога и граничный срок его уплаты в местный бюджет.
Юридические лица в отличие от индивидуальных предпринимателей обязаны платить авансовые взносы по земельному налогу.
После завершения 1 квартала компания должна сделать первый платеж в местный бюджет. Сумма налоговых обязательств будет представлять собой ¼ величины земельного налога, начисленного за отчетный год. Таким же образом коммерческие компании должны будут поступать по завершении 2 и 3 кварталов. После того как подойдет к концу отчетный год, юридическое лицо обязано будет сделать доплату налога и сдать по нему отчет (не позднее 1 февраля).
Для этого достаточно перемножить между собой стоимость земельного участка (кадастровую) ставку налога и площадь земельного надела.
Вопрос №2. Где и когда выдается кадастровый паспорт на землю?
После того как было проведено межевание земли владельцу участка должен быть выдан в кадастре соответствующий документ, который необходим для оформления его в частную собственность.
Вопрос №3. Что делать, если после уплаты земельного налога мы узнали, что стоимость участка была указана неверно?
В том случае, когда Росреестром была допущена ошибка, которая повлияла на величину земельного налога, нужно провести его перерасчет за все периоды, в которых применялись эти величины.
Вопрос №4. Если мы считаем, что контролирующие органы используют завышенную стоимость земельного участка при исчислении налога, что нам делать?
При возникновении такой ситуации нужно обратиться в суд с исковым заявлением. Если в процессе разбирательств вы сможете обосновать свою позицию, суд вынесет решение в вашу пользу. На его основании будет проведен перерасчет земельного налога.
Вопрос №5. Я являюсь владельцем небольшой компании, работаю на УСН. Мне нужно сдавать декларацию по земельному налогу?
Тем, кот использует упрощенную систему налогообложения, не нужно сдавать отчетность. Вам нужно только вносить авансовые платежи.
Физическое лицо 17 декабря 2015 года приобрело земельный участок у Иванова И. И. Его стоимость, согласно кадастровым документам, составляет 5 000 000 рублей. 23 января 2016 года Покупатель получил свидетельство о государственной регистрации земли. В конце марта 2016 года он принял решение о продаже этого объекта недвижимости. Он должен будет заплатить такие налоги.
После подачи декларации будет определен налоговая база (5 000 000 руб. х 0,7) 3 500 000 рублей. Налоговый обязательства (НДФЛ) физического лица составят 455 000 рублей (3 500 000 руб. х 0,13%). Земельный налог за период владения земельным участком, с 23.01.2016 по дату снятия с государственного учета. Для этого будет использоваться кадастровая стоимость земли 5 000 000 рублей. Все исчисления будут сделаны налоговиками, которые пришлют физическому лицу на домашний адрес соответствующее уведомление.
Кадастровая стоимость земельного участка составляет 20 000 000 рублей. Ставка налога, установленная на этот вид наделов, составляет 0,2%. Нужно определить сумму налога к уплате в бюджет. Первым делом определяется налоговая сумма: 20 000 000 рублей соответствует 100%, а нужно исчислить налоговую сумму, которая составляет 0,2% от базы. Результат исчислений: 40 000 рублей земельного налога, который необходимо заплатить в бюджет.
Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации должны в процессе проведения исчислений земельного налога учитывать стоимость участков, указанную в кадастровой документации на 1 января отчетного года. Те физические и юридические лица, которые в отчетном периоде только приобрели или арендовали земельные наделы, должны проводить расчет налоговых обязательств исходя из их оценочной стоимости.
Обязанность по периодическому внесению средств в казну государства возникает у тех, кто владеет либо пользуется им. Платить должны и организации, у которых земля находится на балансе. Те же правила действуют для участков, которые . Статьи в Налоговом кодексе РФ регулируют порядок перечислений, их общую сумму.
Начисляются штрафы или пени для тех, кто не отдал нужную сумму вовремя. Производство у судебных приставов открывается, если уклонение от уплаты продолжительное.
Если рассмотреть законодательство по состоянию на 2015-2016 года, то сильных изменений не произошло. Разве что определение ставки по налогу. Теперь этот вопрос находится в компетенции органов, имеющих отношение к муниципальным образованиям.
Но есть земли-исключения из правил, на них действие налога не распространяется:
Местные власти имеют право вводить свои ограничения на оплату по тем или иным объектам. Но чаще всего такими правами пользуются в отношении земель, принадлежащих предприятиям и имеющих ценность для города.
Земельный налог начисляется с учётом . Последняя определяется по состоянию на 1 января года , в который производят уплату. Расчёт с оценочной стоимостью проводит для тех, кто впервые занимается уплатой.
У физических лиц не должно возникать проблем, связанных с расчётом налогов. За них всё решают представители налоговых органов.
В форме заказных либо обычных писем присылают квитанции с необходимыми реквизитами, указанием точной суммы. В этом случае не наступает ответственности, если сумма определена неправильно.
А вот предприниматели и руководители организаций должны рассчитывать всё самостоятельно. Но в этом случае и за ошибки следуют штрафные санкции со стороны государства.
Применяются специальные коэффициенты, чтобы вычислить налог. Они бывают разными в зависимости от того, какое
В территориальной налоговой службе лучше заранее уточнить индивидуальный размер коэффициента. Ведь в законодательстве для муниципальных служб закреплено право менять его по своему усмотрению. Можно обратиться к официальному сайту организации.
Стандартная формула расчёта должна быть всегда под рукой у бухгалтеров. Проблемы могут начаться у тех, кто недавно приступил к работе.
Какие данные необходимо перемножить для нахождения правильной суммы?
Можно воспользоваться онлайн-калькуляторами. Они для расчёта требуют введения только данных из кадастрового паспорта. Его выдают после того, как на участке закончат . Этот документ необходим и тем, кто заинтересован в оформлении собственности.
Налоговым периодом признаётся один календарный год , согласно п. 1 ст. 393 НК РФ. Для земельных участков установлена общая ставка, равная 0,3% .
При расчёте налогов инспекция может применять льготы к определённым категориям граждан. Например, одному из налогоплательщиков могут предоставить скидку размером в 10 000 рублей и больше. Кому положена льгота?
На льготы так же могут рассчитывать в ряде организаций. Компании могут изучить статью 395 НК РФ, чтобы узнать о действующих правилах в их отношении.
Представительные органы муниципальной власти издают специальные указы, в которых выставляют сроки. За эти сроки налогоплательщики и должны перечислить все причитающиеся суммы. Законы Москвы и Санкт-Петербурга так же нужны для установки правил в этой сфере.
1 ноября, следующее за истекшим налоговым периодом – крайнее время для уплаты физическими лицами налога, у которых нет статуса индивидуальных предпринимателей.
Граждане перечисляют денежные средства согласно налоговым уведомлениям, направленным из ИФНС. Сами направления могут содержать информацию не более чем по трём налоговым периодам , предшествующим их заполнению. Все налогоплательщики получают такие уведомления не позднее, чем за 30 дней до крайнего срока уплаты .
Главное – помнить о том, что налоги рассчитываются только по кадастровой стоимости участков. Применение других налоговых баз недопустимо. Сведения об этой стоимости обычно хранятся в .
Необходимо обратиться в в случае отсутствующей кадастровой стоимости. Там подаётся заявление с просьбой прислать специалиста для проведения оценки. Документы на недвижимость вместе с копией паспорта – обязательные приложения к такой форме заявления.
Специалисты занимаются оформлением планов на недвижимость. Они выдают не только кадастровую схему, но и техническую. Сведения о стоимости необходимы для заключения любых сделок и наложения на конкретный участок. Например, без неё не обойтись тем, кто использует землю в качестве при общении с сотрудниками банка.
Некоторые нюансы уплаты налога раскрываются подробнее в теле-выпуске Налогового вестника.
Нюансы фискальных платежей за землю устанавливаются не только федеральным законодательством, но и нормами местных органов власти. Рассмотрим, чем определяется сама возможность авансов по земельному налогу, сроки уплаты их в бюджеты различных городов и сельских поселений, а также особенности их исчисления.
В главе 31 НК РФ определяет для законотворцев муниципальных образований право не только установить налог на землю на территории города или сельского поселения, но и сформировать регламент по его исчислению и уплате. Поэтому, чтобы выяснить, обязана ли организация перечислять авансовые платежи по земельному налогу, бухгалтер должен обратиться к решениям городских советов и земских собраний.
Существенная информация по каждому из таких решений (номер, дата принятия, название принявшего органа и т.д.) размещена на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации в разделе Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам.
Положения НК РФ определяют зависимость между установлением для землевладельцев отчетных периодов и обязательной уплатой авансов. Если представительные органы муниципалитетов установили квартальные отчетные периоды, организации - владельцы земли обязаны уплатить три квартальных авансовых платежа. Исключения из этого порядка закрепляются в решениях местных законотворцев.
В этих же нормативных актах фиксируются сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу, и они существенно различаются даже в различных районах одного региона.
НК РФ определено, что сумма каждого авансового платежа равна четвертой части годовой суммы налога. Величина же всего годового налогового обязательства рассчитывается как произведение налоговой ставки на величину стоимости земельного участка, зафиксированную в кадастре недвижимости на начало налогового периода.
Например, кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 740 112 руб., ставка – 1,5 %. Каждый из трех авансовых платежей составит одну четверть от годовой суммы налога, а именно:
¼ * (1 740 112 руб. * 1,5 %) = 6 525 руб.
Установление фискальной ставки – еще одна прерогатива муниципальных законодателей. Поэтому для определения ее величины бухгалтеру также следует обратиться к решениям городских советов и земских собраний тех территорий, на которых расположены земельные участки организации.
В этом случае сумма фискального аванса рассчитывается с применением специального коэффициента. Равен он отношению количества полных месяцев владения к количеству календарных месяцев в отчетном периоде. Полным месяцем считается месяц, в котором:
Например, земельный участок был приобретен 18 февраля. Коэффициент будет равен 1/3, т.к. февраль не считается полным месяцем. Сумма авансового платежа за первый квартал будет равна четверти годового налога на землю, умноженной на 1/3. Сумма авансового платежа за второй и третий кварталы будет рассчитана без применения коэффициента.
Если участок был реализован 18 февраля, коэффициент будет равен 2/3, т.к. февраль считается полным месяцем. Сумма авансового платежа за первый квартал будет равна четверти годового налога на землю, умноженной на 2/3. Суммы авансовых платежей за второй и третий квартал будут равны 0, т.к. участок продан в первом квартале.
Уточним, что несвоевременная уплата авансовых платежей по земельному налогу не является налоговым правонарушением. Поэтому контролерами в такой ситуации будут начислены пени, но не штрафы.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму земельного налога и авансовые платежи по нему самостоятельно. Сумма налога рассчитывается по истечении налогового периода как произведение кадастровой стоимости и налоговой процентной ставки (п. п. 1, 2 ст. 396 НК РФ). Налогоплательщики, для которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II, III кварталов текущего налогового периода как 1/4 произведения соответствующей налоговой процентной ставки и кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ). По истечении налогового периода сумма налога определяется как разница между суммой, начисленной за год, и суммами авансовых платежей в течение этого года (п. 5 ст. 396 НК РФ).
Заметим, что представительный орган муниципального образования и органы государственной власти г.г. Москвы и Санкт-Петербурга могут предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 9 ст. 396 НК РФ).
Пример 1. Учреждение является собственником земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования. Нормативным правовым актом органа местного самоуправления установлено, что данное учреждение является плательщиком земельного налога и обязано исчислять и уплачивать авансовые платежи по нему. Налоговая ставка определена в размере 1%. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2009 составляет 3 млн руб. Необходимо рассчитать сумму налога за 2009 г. и сумму авансовых платежей, подлежащих уплате в течение 2009 г.
Учреждению следует уплатить за I квартал, полугодие и девять месяцев авансовые платежи в размере 7500 руб. (3 000 000 руб. x 1% x 1/4). По истечении календарного года сумма налога составит 7500 руб. ((3 000 000 руб. x 1%) — (7500 руб. x 3 кв.)).
В случае если учреждение владеет земельным участком не с начала календарного года, для расчета налога применяют коэффициент использования земельного участка. Коэффициент рассчитывается как отношение количества полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности учреждения, к количеству календарных месяцев в отчетном периоде. Если право собственности возникло или прекратилось до 15-го числа месяца включительно, то за целый месяц принимают месяц возникновения прав, а если после 15-го числа, то за целый месяц принимают месяц прекращения права (п. 7 ст. 396 НК РФ).
Пример 2. Учреждение получило земельный участок в бессрочное пользование с 14.04.2009. Ставка земельного налога определена в размере 1,5%. Кадастровая стоимость участка на 01.01.2009 составила 2 млн руб. Необходимо рассчитать сумму авансового платежа за III квартал 2009 г.
Коэффициент владения земельным участком равен 0,7 ((6 / 9) мес.). Сумма авансового платежа за III квартал 2009 г. составит 5250 руб. (2 000 000 руб. x 1,5% x 1/4 x 0,7).
Из этого материала вы узнаете, как правильно сделать расчет авансового платежа по земельному налогу, который нужно ежеквартально отчислять в местный бюджет компаниям – владельцам соответствующих земельных участков.
Земельный налог имеет местный характер, поэтому ряд правил по нему устанавливают муниципальные власти, а также на своей территории Москва, Питер и Севастополь. Однако, как рассчитать авансовый платеж по земельному налогу, регламентирует Налоговый кодекс РФ. А именно – его пункт 6 статьи 396. Правила в отношении расчёта авансовых платежей по налогу на землю в 2017 году не поменялись.
Так, налоговый расчет авансовых платежей по земельному налогу делают по итогам каждого из первых трёх кварталов текущего года. А затем на основе общей суммы перечисленных авансов по налогу на землю в течение года, считают общий итоговый платёж.
Из указанной нормы НК РФ можно вывести общую формулу. Для каждого квартала она будет одинакова:
Сразу уточним, что в расчёт берут процентную долю стоимости земли согласно кадастру по состоянию на 1 января года. То есть – налогового периода.
В это случае смотрят, когда зарегистрирована собственность на землю:
А также когда организация де-юре перестала владеть участком:
Отметим, что аналогичный подход нужно применять в случае расчета суммы авансового платежа по налогу за землю при наличии льготы в течение квартала. То есть исчисляют аванс с учетом коэффициента.
ПРИМЕР
ООО «Гуру» владеет двумя участками земли в г. Москве (см. таблицу ниже на основе ст. 2 Закона г. Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2004 № 74).
Сроки уплаты авансовых платежей по земельному налогу необходимо знать всем собственникам земельных участков. Правильность начисления земельного налога и своевременность его оплаты позволят собственнику избежать споров с налоговиками и штрафных санкций.
Земельный кодекс, принятый законом от 25.10.01 № 136-ФЗ, предусматривает использование земли на платной основе. Им же устанавливается разграничение земель по их назначению, праву собственности и другим параметрам. Плата за использование земли подразумевает оплату земельного налога.
Впервые земельный налог был введен законом от 29.11.04 г. № 141-ФЗ. Этот закон ввел в НК РФ главу 31, посвященную земельному налогу, который относят к местным - муниципальные или городские власти принимают правовые документы по введению этого налога на своей территории. При этом они базируются на положениях Налогового кодекса, определяя ставки налога и сроки его уплаты. При определении льгот для плательщиков налога они исходят из местной специфики.
Земельный налог должны оплачивать организации и ИП, а также обычные граждане. Основными требованиями при возникновении необходимости уплаты являются:
Кто является плательщиками земельного налога, узнайте здесь.
Земельные участки становятся объектом налогообложения при выполнении вышеупомянутых требований. Не облагают налогом земли, указанные в ст. 389 НК РФ. Налоговым периодом является календарный год. Организации производят расчет налога самостоятельно, для физических лиц и ИП (начиная с налога за 2015 год) расчет и предоставление уведомления для оплаты осуществляет ИФНС.
Земельный налог за год рассчитывается по формуле:
НБ - налогооблагаемая база, равная кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января отчетного года;
Платить ли налог на землю, если кадастровая стоимость участка не установлена, узнайте из нашей статьи .
Ст - ставка налога, утверждаемая муниципалитетами в местном законодательстве.
Показатель Ст не может превышать пределы, установленные Налоговым кодексом:
Авансовый платеж равен ¼ от исчисленной за год суммы налога.
От налогообложения освобождены организации, перечисленные в ст. 395 НК РФ, и представители коренных народов Севера.
Об освобождении от уплаты земельного налога подробнее см. в статье «Кто освобождается от уплаты земельного налога?» .
В зависимости от того, находится ли участок земли в совместной или долевой собственности, определяют и налог. Для совместной собственности кадастровая стоимость участка делится поровну между всеми собственниками, для долевой - пропорционально долям.
Пример расчета налога на землю см. здесь.
Для организаций предусмотрена выплата авансовых платежей по налогу ежеквартально (п. 2 ст. 393 НК РФ). Это положение должно быть подтверждено в принятом на муниципальном уровне законе. Сроки оплаты авансов оговариваются в нем же. Но муниципальные власти могут и не вводить уплату авансовых платежей (п. 3 ст. 393 НК РФ).
Для выяснения подробностей по срокам и характеру оплаты налога и авансовых платежей нужно руководствоваться законодательными актами по месту нахождения земельного участка. На территории Москвы, например, для уплаты авансовых платежей установлен срок, не позднее последнего дня месяца, следующего за отчетным кварталом.
Подробности см. здесь.
При несвоевременной оплате авансовых платежей начисляется только пеня. Штрафы начисляют лишь при несвоевременной оплате налога по окончании года. По авансовым платежам штрафы не начисляют.
Окончательный срок оплаты налога тоже устанавливают местные власти. При этом он не может быть установлен ранее крайнего срока сдачи декларации, т. е. ранее 1 февраля следующего за отчетным года. Оплату налога организации осуществляют в ИФНС, в ведении которой находится этот участок земли.
Образец платежного поручения на уплату земельного налога можно скачать в нашем материале .
Для ИП и физических лиц предусмотрена оплата земельного налога после получения соответствующей квитанции (уведомления) от ИФНС. Для них авансовые платежи отсутствуют.
Для ИП обязанность оплаты земельного налога существует независимо от того, какой вид налогообложения он использует. Уплатить налог физлицам и ИП за 2016 год нужно в 2017-м до 1 декабря. В случае переоценки кадастровой стоимости участка налогоплательщик может обратиться в ИФНС с заявлением о пересмотре величины земельного налога.
Физические лица определенных категорий (ст. 391 НК РФ) имеют льготу в размере 10 000 руб., которая уменьшает налоговую базу.
Величину налога к уплате можно рассчитать на сайте ФНС. Подробности см. в материале «Физики» могут рассчитать земельный налог на сайте ФНС» .
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2015 года физические лица обязаны сообщать ИФНС о появившихся у них объектах налогообложения (недвижимость, автомобиль, земельный участок).
Форму сообщения можно скачать здесь.
В тех муниципальных образованиях, где приняты законы об авансовых платежах по земельному налогу, определены и сроки их выплаты организациями. Авансовые платежи по налогу рассчитывают по окончании каждого квартала.. В конце налогового периода определяют оставшуюся неуплаченной величину налога и производят оплату. До окончания года установить, переплачен ли налог, организация не может.
При смене владельца земельного участка приобретение права на него наступает в момент перерегистрации на нового владельца. Это право появляется только при внесении записи в Единый госреестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП). Уплата земельного налога зависит от даты перехода права собственности: если до 15-го числа, то налог платит покупатель, если после 15-го числа, то оплату налога осуществляет продавец.
Налогоплательщики должны получать сведения о пересмотре кадастровой стоимости земли от территориального органа Росреестра (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии).
Сроки уплаты авансовых платежей по налогу на землю для организаций устанавливают органы местного самоуправления. Налог оплачивается вне зависимости от применяемой системы налогообложения.
ИП и физлица перечисляют налог до 1 декабря года, следующего за отчетным. Авансовые платежи для данных категорий налогоплательщиков не предусмотрены. Расчет налога осуществляет ФНС.
Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по Налоговому кодекса РФ (НК РФ) признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (ст. 393 НК РФ). Организации исчисляют сумму налога и авансовые платежи по земельному налогу самостоятельно (п. 2 ст. 396 НК РФ). Сумма налога рассчитывается по истечении налогового периода как произведение кадастровой стоимости и ставки налога (п. 1 ст. 396 НК РФ).
Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 6 ст. 396 НК РФ). Фиксированная сумма авансового платежа рассчитывается в размере одной четвертой соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При расчете используем формулу:
Н = КС x Ст x Кф , где
КС – кадастровая стоимость;
Ст – ставка налога;
Кф – коэффициент, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде.
Практическая энциклопедия бухгалтера
Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.
www.buhgalteria.ru