Как защищают российские деньги от подделки.  Основные элементы защиты банкнот и ценных бумаг

Первые бумажные деньги напоминали обычные долговые расписки, подлинность которых удостоверяла лишь подпись ответственного лица. Чем сильнее бумажные деньги проникали в мир, тем чаще их старались подделать, и тем жёстче относились банковские учреждения к вопросам защиты расчётных знаков. Рассмотрим основные способы защиты банкнот и проверим их на степенях защиты банковских билетах различных стран мира.

Физико-химические способы защиты банкнот

Защита купюр от подделок данными способами основывается на реакции отдельных элементов банкноты при облучении светом, находящимся за пределами видимого спектра (инфракрасное и ультрафиолетовое излучение), а также на поведение в магнитной среде. В основном, используются свойства краски, применяемой для печати современных банкнот. Наиболее надёжной из перечисленных является инфракрасная защита, для которой используется краска, обладающая метамерией. Подлинная и поддельная банкнота будут казаться одинаковыми при обычном освещении, но в случае изменения источника света продемонстрируют разительные отличия.


Применение ультрафиолетовой защиты обеспечивается наличием элементов на банкноте, чья краска обладает свойствами люминесценции. При внесении банкноты в источник ультрафиолетового излучения такие элементы приобретают ярко выраженное разноцветное свечение. В качестве примера можно привести цветные волокна на бумаге банкноты. Ферромагнитный пигмент краски создаёт магнитную защиту. Зелёные номера купюр Банка России выполнены краской с ферромагнитными свойствами.

Полиграфические способы защиты банкнот

Данные способы защиты основаны на применении скрытых приёмов полиграфии. Характерным примером может считаться соединение графических элементов на разных сторонах банкноты в единый рисунок, если смотреть банкноту на просвет. Обеспечиваются комбинацией различных способов печати. Например, серийные номера на банкноту наносятся высоким способом печати, а для фоновых сеток и микроузоров используется плоская печать. Не осталась в стороне и глубокая печать, которой достигаются кипп-эффекты. Это множество параллельных линий, но если взглянуть на них не под прямым, а острым углом, то сложится рисунок (например, символ рубля на банкнотах достоинства 200 и 2000 рублей).


Микротекст "КРЫМ" на памятной банкноте России 2015 года

Одним из наиболее используемых способов является микротекст, набранный шрифтом размером менее четверти миллиметра. Качественное воспроизведение такого шрифта затруднено на большинстве современной оргтехники, поэтому отделить фальшивку от оригинала легко можно, просмотрев подозрительные купюры под сильным увеличением. Способ зарекомендовал себя настолько хорошо, что им пользовались также при защите почтовых марок Российской Федерации (стандартные выпуски конца прошлого века).


Ирисовая печать, предполагающая плавный, практически незаметный переход одного цветового оттенка в другой, тоже обеспечивает достаточный уровень защиты. При копировании эта цветопередача сбивается, обнаруживая заметные глазу границы цветовых переходов. К сложновоспроизводимым методам относится и гильоширный рисунок (в литературе можно встретить термин "гильоширная розетка"), сплетённый в орнаменты и узоры из множества линий, расположенных по заранее просчитанной закономерности.

Технологические способы защиты банкнот

В основном, эти способы кроются в свойствах бумаги, на которой печатают расчётные знаки. Опытный кассир мгновенно отбракует подделку на ощупь, так как привык к определённой жёсткости банкноты, её шероховатости и характерным хрустящим звукам, когда её сгибают или мнут.


Кроме того, защиту обеспечивают цветные волокна, хаотично разбросанные по полю банкноты. Они не мешают восприятию графических элементов рисунка, но их отсутствие - резкий сигнал тревоги. Издавна для защиты применяется водяной знак. Он может быть общим (линии звёзд на мелких банкнотах позднего СССР) или локальным (портреты на современных банкнотах России крупного достоинства). Проявляется, когда банкноты смотрят на просвет. Обеспечивается различной плотностью бумажной подложки.


Большинство современных купюр обладают защитной нитью. Ранее превалирующая металлизированная полоса теперь часто уступает место полимерным материалам - прозрачная основа, на которой размещён микротекст. Для большей степени защиты нить часто делают ныряющей, когда на поверхности банкноты визуально заметны лишь её фрагменты. Она может обладать и свойствами свечения в ультрафиолетовом излучении.


К технологическим способам защиты относят и микроперфорацию. В бумаге пробивается множество миниатюрных отверстий, образующих заданную графическую композицию, видимую на просвет. Вручную сымитировать подобную перфорацию практически невозможно.

Степени защиты купюр Банка России

Современные обладают расширенным набором степеней защиты, позволяющим любому банковскому учреждению, обладающему проверочной аппаратурой, изобличить подавляющее большинство фальшивок. Разберём их на примере купюры самого крупного достоинства - пять тысяч рублей модификации 2010 года (ведь подделка мелких номиналов лишь введёт фальшивомонетчиков в убыток).


В глаза немедленно бросается полусантиметровая защитная нить, расположенная в толще бумаги. На поверхность выходят лишь округлые элементы (единичные или собранные в цепочку), на которых читается микротекст "5000" с оптическим эффектом перемещения. Если поставить купюру напротив источника света, мы увидим защитную нить целиком в виде непрозрачной полосы. На просвет станет заметна и микроперфорация, собирающаяся в число "5000". Проведя пальцем по фрагменту с микроперфорацией, мы не почувствуем каких-либо выступов или углублений. Ещё один элемент защиты, видимый на просвет, локальный водяной знак полутонового типа с портретом Муравьёва-Амурского. Позади него ещё один водяной знак, но уже филигранного типа, когда тёмные штрихи и светлые участки создают эффект объёма. С помощью данного водяного знака мы увидим номинал банкноты.

Полиграфические степени защиты здесь являют целый арсенал возможностей миниатюризма. Тонкие линии, которые видятся как однотонная поверхность, на самом деле представляют собой микроузор. Таким же свойством обладает скрытая муаровая полоса (MVC), однотонность которой при изменении угла зрения разбивается на разноцветные полосы. Кроме того, дальний берег Амура при большом увеличении также нам явится композицией отдельных графических элементов малого размера (надпись "ЦБРФ", силуэты медведей, рыб, тигров и деревьев). И не забудем о микротексте в виде повторяющегося числа «5000».


Защитные волокна, произвольно разбросанные по банкнотному полю, разбиваются на два типа: серые и переменного сечения, где чередуется красный и синий цвет. Степени защиты, определяемые на ощупь, можно обнаружить в разных местах. Наиболее привычный для продавцов участок - надпись «Билет Банка России», выполненная рельефно. Благодаря бескрасочному тиснению почувствовать объём можно у штрихов справа от данной надписи и у их аналогов возле левой кромки аверса.

KIPP-эффект - буквы «РР» - достижение металлографии, которой отпечатаны линии перпендикулярно линиям фона рисунка (участок ленты под изображением деревьев). Скрытое изображение проявится при изменении угла зрения. Оптический эффект есть и у оптически переменной краски OVI, которой выполнен герб Хабаровска. Наклоняя купюру, мы заметим, как по зелёному полю перемечается светлая линия.


Поместив банкноту в ультрафиолетовое излучение, мы увидим, что красные части волокон начинают светиться (серые волокна и участки синего цвета люминесцентными свойствами не обладают). Яркий свет будет и у выступающего на поверхность участка муаровой ленты. Отблеск явит и закрытая часть эмблемы Банка России. Все эти светящиеся элементы мы увидим лишь на аверсе. Перевернув банкноту, нам останется довольствоваться лишь красным люминесцентным цветом защитных волокон.


Куда менее скучным покажется нам аверс пятитысячной банкноты в инфракрасном излучении. Здесь царство миллионов оттенков серого, которые предстанут нам в виде видимой части рисунка, выполненной краской с метамерическими свойствами. Кроме того, мы увидим один из номеров банкноты, участки защитной нити возле него и герб Хабаровска, не утративший странствующую светлую линию. Отметим, что степени защиты новых купюр постоянно совершенствуются, а кроме явных степеней защиты российских банкнот существуют и скрытые, известные лишь специалистам.

Защита купюры евро

Одним из основных защитных элементов является внедрённый в бумагу голографический элемент, объёмное изображение которого меняется в зависимости от угла просмотра. Например, на старой банкноте 50 евро исчезает номинал, уступив место копии фрагмента архитектурной композиции, чей крупный план занимает правую часть расчётного знака. На модифицированной банкноте того же номинала голографическая часть занимает уже целую полосу.


Полезно будет взглянуть на просвет верхнего угла. Тогда отдельные части на аверсе и реверсе соберутся в число номинала банкноты старого образца. Для модифицированных купюр вместо этого защитного элемента использован номинал, выполненный оптически переменной краской. На той же белой полосе мы увидим водяной знак, в котором отражён номинал и копия архитектурного элемента, изображённого на аверсе. Однако для модифицированных банкнот к ним добавлен портрет финикийской царевны Европы.


Если взглянуть на просвет, то на внедрённой в бумагу тонкой защитной нити мы обнаружим светлый символ евро и номинал. Хорошую службу составит и металлографическая печать, благодаря которой главное изображение и некоторые реквизиты аверса легко воспринимаются на ощупь


Интересной особенностью является номер банкноты. Не всем известно, что его сумма цифр должна равняться числу "8" (первую литеру заменяем её порядковым номером в английском алфавите, складываем числа, при получении двузначной суммы складываем её числа). Но это правило действует лишь для старых купюр. Взглянув на номер модифицированной банкноты, мы увидим в его начале уже две буквы.

Защита долларовых купюр

Если в Америке наиболее ходовой является двадцатка, то в России, которую долго и безуспешно пытаются дедолларизировать, основной банкнотой для неофициальных расчётов выступает сотня. Поэтому разберём степени защиты именно банкноты сотенного номинала.


Чтобы увидеть микротекст, смотрим под увеличением на лацкан сюртука Бенджамина Франклина, чтобы разглядеть там надпись «THE UNITED STATES OF AMERICA». Более короткий текст «USA100» мы увидим внутри цифры номинала напечатанным в несколько рядов. Микропечать встретит нас и на защитной нити слева от портрета. На ней та же надпись, но в ином порядке - «USA 100», которую можно увидеть хоть с аверса, хоть с реверса. Ещё один Франклин проявится на просвет в виде локального водяного знака.

Полезно взглянуть и на основной портрет. Технологии печати делают его объёмным и контрастным, чего не могут передать многочисленные фальшивки. Металлография помогает повысить объём надписей «THE UNITED STATES OF AMERICA, ONE HUNDRED DOLLARS», благодаря чему они кажутся выпуклыми при проведении по ним пальцем. Высокая печать номера банкноты позволит ощутить его рельеф на обороте банкноты.

Если повернуть купюру, оптически переменная краска меняет цвет номинала в правом нижнем углу лицевой стороны с привычного зелёного на чёрный. При помещении в ультрафиолет, мы заметим, что защитная нить станет светиться красноватыми оттенками. Очень хорошую степень защиты обеспечивает сам рисунок банкноты, обладающий многими секретами. К примеру, фон для портрета из тонких концентрических линий на аверсе. Из тех же линий выполнен и фон для Дворца Независимости на обороте. Если просто скопировать банкноту, то аналог этих линий не получится: вместо них мы увидим муаровые оттенки (участки тёмного и светлого цветов). Тем же эффектом обладают изображения на печатях, ровные и острые зубцы которых мы видим на оригиналах. Фальшивки явят нам размытые или смазанные зубцы.

Банкноты меньшего достоинства обладают дополнительными средствами защиты в виде изменённых цветов (да-да, современные доллары уже не назовёшь полностью зелёными) и элементов, выполненных специальной краской. Для той же двадцатки это миниатюрный герб США справа от портрета Эндрю Джексона. Полезно помнить, что доллары вне зависимости от номинала одинакового размера. Поэтому всегда стоит проверять сомнительную купюру, положив на неё проверенный подлинник. Любые отклонения от нормы - уже сигнал задуматься.


Стодолларовые - это форпост изобретений в виде защиты от подделок. Нововведениями являются помимо привычной защитной ленты (слева от портрета) ещё одной (справа от портрета) - трёхмерной, на которой размещены колокольчики, уступающие место при наклоне банкноты числу "100". Если же поэкспериментировать с наклоном банкноты, можно заметить, как и колокольчики, и цифры "плавают" с места на место. Эффект достигается тем, что лента состоит из миллиона микролинз. Ещё один колокольчик мы обнаружим в золотой чернильнице рядом с лентой. Колокольчик выполнен оптически переменной краской, поэтому он то сливается с фоном чернильницы, то снова проявляется из неё. Той же краской выполнен номинал в правом нижнем углу и на обороте. Золотыми оттенками напечатаны фразы из Декларации независимости и перо на аверсе.

Графические способы защиты банкнот иностранных государств

Среди прочих стран можно выявить иные способы защиты банкнот от подделки. Красивым методом является "Конфетти". При изготовлении бумаги для денег в неё внедряют круглые элементы, имеющие люминесцентные свойства и проявляющие себя во всём великолепии при наличии ультрафиолетового света. Уже известная нам защитная полоса может быть выполнена методом горячего тиснения, правда, мастера изготовления подделок уже освоили это искусство. В состав бумаги можно внедрить химические элементы, которые под воздействием реагента меняют свойства, что сразу отличит подлинник от фальшивки. Очень интересен термохромный эффект. Здесь купюра изменит внешний вид при повышении или понижении температуры, чего не сможет сделать подделка. Интересным является метод "Созвездие Эвриона". Визуально это окружности, произвольно раскиданные по купюре. Однако алгоритм их расположения занесён в счётные машинки, которые и отделяют подлинники от имитаций, легко вычисляемых программой.


Фрагмент банкноты с тремя выделенными "Созвездиями Эвриона"

Самые защищенные деньги мира

Здесь нет чемпиона, раз и навсегда занявшего верхнюю ступеньку пьедестала. Технологии развиваются, изобретаются новые метода и материалы, и уже завтра Китай или Канада смогут предложить какой-нибудь революционный метод для защиты своих расчётных знаков. Есть очень хорошие отзывы о евробанкнотах нового образца, о купюрах Казахстана, Белоруссии и даже Украины.


Однако пока пальму первенства удерживают полимерные . Новинкой их не назовёшь, так как первая эмиссия десятидолларовых банкнот началась ещё в 1988 году. Оказалось, что новые деньги хорошо защищены не только от подделок, но и от агрессивной среды. Банкноты не меняли свойств ни после стирки, ни после кипячения, ни после извлечения из земли. Уже в 1996 году на полимерной основе выпускаются сто австралийских долларов, а затем и весь денежный оборот (за исключением монет) переводится на пластик. Качественных подделок австралийской валюты пока не выявлено.


Самыми защищёнными признают и . Они используют как проверенные способы защиты (голограмма, микротекст, оптически переменная краска и другие), так и новинки. Среди прочих можно отметить тонкую защитную нить, внедрённую в банкноту. На некоторых участках она выходит на поверхность. При смене угла обзора она переливается и меняет цвет. Эти переливы и цветовую гамму фальшивомонетчикам пока имитировать не удалось. По крайней мере, об успешных подделках этих банкнот пока ничего неизвестно.

Способы имитации элементов защиты банкнот

Тем не менее, фальшивомонетчики тоже не стоят на месте. Поэтому в заключении несколько слов о способах имитации элементов защиты банкнот, на которые стоит обратить внимание, чтобы вам не всучили подделку. Ведь способы имитации элементов защиты банкнот Банка России поражают разнообразием.


Наличие водяного знака не гарантирует подлинности, ведь при изготовлении фальшивки его просто печатают светлыми тонами. Сложнее операция, когда подобие водяного знака делается рельефом, образуя на "банкноте" выпуклости и вдавленности. Цветные волокна часто переходят на подделку при копировании, или их дорисовывают вручную. Современные технологии позволяют наносить краску, светящуюся в ультрафиолете, и мошенники этим пользуются. В любом случае волокна на оригинале можно удалить, чего не скажешь о волокнах подделки.


Кажется, что оптически переменную краску подделать нельзя. Но попытки не прекращаются. Поверх напечатанного герба наносят тонкий слой лака для ногтей. При освещении на поверхности герба теперь появляется блик, который "путешествует" по гербу при наклоне "банкноты". Иногда применяется металлизированная фольга. Однако полной имитации добиться не получается, достаточно взглянуть на герб подлинника и сравнить поведение бликов на нём и на фальшивке.


Особое значение придаётся микроперфорации. Её запросто наколоть иглой. Вот только отверстия получаются разного размера и выстраиваются не таким уж красивым рисунком. Кроме того, проведя пальцем по поверхности "банкноты" в месте перфорирования, можно на ощупь определить направление уколов.

Защитную нить имитируют приклеиванием фольги на нужные участки или рисованием краской-серебрянкой. Полного сходства с подлинником добиться сложно. О тексте на фольге нечего и говорить. В большинстве грубых подделок он отсутствует. Не забывают преступники и о рельефных элементах. Надпись «БИЛЕТ БАНКА РОССИИ» воспроизводят выдавливанием. Более ленивые фальшивомонетчики просто накалывают произвольный рельеф на буквах, обеспечивая ощущение шероховатости.

Ещё сложнее обмануть кассира, в арсенале которого есть источник ультрафиолета. В этом свете подлинная банкнота, напечатанная на специальной бумаге, останется тёмной (кроме вышеразобранных элементов), а вот обычная бумага в ультрафиолете будет светиться голубоватыми оттенками. Даже если мошенники обработают бумагу собственного "производства" реактивами, подавляющими свечение, общий тон подделки всё равно будет не таким, как у оригинальной банкноты.


Надеемся, что эти нехитрые советы помогут вам избежать случая стать владельцем поддельной купюры. Если же это всё же произошло, нельзя пытаться пристроить банкноту обратно в оборот. При попытке расплатиться фальшивкой преступником становитесь уже вы сами, какую бы степень недоумения вам ни удалось изобразить. Здесь следует смириться с финансовыми потерями и сдать поддельный расчётный знак правоохранительным органам для организации розыска и поимки настоящих преступников.

О новой 100-долларовой купюре, которая получила дополнительную защиту от подделки. Сегодня более подробно и детально рассмотрим, какие виды защиты бумажных купюр от подделки существуют в мире.

Напомним, на обновленной американской банкноте появится главный защитный элемент - синяя защитная 3D-полоса. Она позволит не только легко отличать новые купюры от старых визуально, но и значительно усложнит жизнь фальшивомонетчикам. А ведь они не дремлют.

Фальшивомонетчики, как утверждает история, появились одновременно с возникновением денег, причем не только бумажных, но и металлических.

Выпуск первых бумажных денег, например, в Российской империи в 1769 году сразу же открыл массу народных «талантов». Повод на первых порах дало само правительство. Не имея достаточного опыта, русские банкиры ввели в серию ассигнации номиналом в 100, 50, 75 и 25 рублей. То, чего сразу не предугадало правительство, быстро заметили злоумышленники. Ведь если в числе «25» искусно переделать двойку на семерку, то номинал знака сразу возрастет в три раза. Быстро нашлись «специалисты», которые не стали откладывать дело в долгий ящик и начали просто перерисовывать двадцатипятирублевые бумажки в семидесятипятирублевые. Это явление оставило отпечаток до наших дней, ведь до сих пор ни у нас, ни у наших соседей нет купюры, которая содержала бы число «75».

Во Франции, например во время правления Наполеона, существовали фальшивомонетчики, которые состояли на службе у императора и подделывали деньги России и Англии в промышленных масштабах: во-первых, чтобы расплачиваться за продовольствие и услуги с местным населением, а во-вторых, чтобы подорвать экономику той страны, с которой шла война. Такие деньги изготавливались в специальной типографии, на специальной бумаге, там же их «старили». Например, мсье Лаль, один из профессиональных фальшивомонетчиков, придумал такой способ. В специальной кладовке на толстый слой уличной пыли, которую предварительно сметали и приносили туда, бросали новенькие купюры, а затем особой кожаной метлой гоняли их из угла в угол. После такой обработки, писал Лаль, ассигнации выглядели так, словно прошли уже через многие руки.

Двинув «великую армию» на Россию, Наполеон забрал печатную машину с собой. Теперь уже никто не «старил» фальшивки, на это просто не было времени. Их печатали, упаковывали в тюки и везли за собой со специальной охраной. Таким образом, определенную часть затрат на содержание армии император Наполеон покрывал за счет ловкости рук людей особого отделения своего тайного правительства.

Российское правительство не сразу оценило масштаб нанесенного урона, так как данные подделки были выполнены на то время очень искусно. Отличить их можно было только по грамматическим ошибкам, так как французы владели русским языком не в совершенстве (это, например, как китайские товары на нашем рынке лет десять назад, когда в описании было много ошибок, отсутствовали «правильные» буквы).

Во время Великой Отечественной войны правительство Германии также массово подделывало деньги СССР и пускало их в оборот. До сих пор, как предполагают, на дне озера на территории Австрии затоплено оборудование, на котором печатались данные фальшивки.

В настоящее время в мире существует очень много поддельных купюр. Например, в коллекции Интерпола 30 тыс. образцов разного рода подделок со всех континентов, две трети из которых - доллары США, причем с номиналом «100».

Кстати, тот же Интерпол издает специальный бюллетень «Фальшивки и подделки», в котором дается описание наиболее заметных отличий фальсификатов от оригиналов. Причем включаются сюда описания не кустарных дешевых подделок, а только индустриальных, выполненных на самом высоком техническом уровне.

Все это заставляет правительства, которые выпускают бумажные деньги, идти на их защиту. Все знают о водяных знаках и защитных полосах, так как данные виды защиты присутствуют и на купюрах нашей страны, но существует еще ряд способов защиты банкноты от подделок. Давайте поподробнее рассмотрим, как можно защитить купюру.

«Увеличивающийся» серийный номер. Метод защиты, когда каждая последующая цифра серийного номера банкноты становится выше или толще либо одновременно и выше, и толще. Существуют варианты как горизонтального, так и вертикального увеличения цифр серийного номера. Такой способ, в частности, используется на купюрах Чехии, Словакии, Шотландии и других стран. Также данный способ практикуется в Замбии.

Цветные волокна. Способ защиты, при котором в купюру добавляют цветные шелковые или синтетические волокна, как правило, красного, зеленого или синего цвета, которые хорошо видны, если присмотреться к купюре. Данный способ довольно старый. Так, на бумаге, которая шла на производство знаков достоинством в два червонца СССР образца 1928 года, хорошо заметны микроскопические красные прожилки - это свидетельствует о том, что банкнота подлинные. Данный способ использовался также в Камбодже, Таджикистане.

Двусторонний оптический дизайн или совмещающееся изображение. Специальная техника нанесения изображения, когда одна его половина нанесена на одной стороне купюры, а вторая - на другой. При рассматривании банкноты на просвет неокрашенный элемент лицевой стороны заполняется цветом фрагментов оборотной стороны, образуя законченный единый рисунок. Данный способ применяется для защиты купюр нашей страны, Канады, Египта, Шри-Ланки, Конго и многих других государств.

Защитная нить. Данный тип защиты сейчас применяется практически на всех современных банкнотах в мире, в том числе и в Беларуси. На первом этапе на просвет они выглядели черными линиями. Теперь ленточки усложнились, стали «ныряющими», бывают нескольких видов, например нить, которую можно рассмотреть только на просвет. Бывает металлизированная нить с кинетическим эффектом, то есть при разных углах меняющая свое свойство либо цвет. Например, на 10 египетских фунтах используется сразу две нити, одна из них видна на просвет, вторая - с кинетическим эффектом: с одной стороны она выглядит как разорванная полоса, при просмотре на просвет полоса становится неразрывной.

На купюре Мадагаскара также присутствуют две нити, одна видна на просвет, вторая появляется, если смотреть на купюру под определенным углом.

На купюре Ирана при просмотре на просвет появляется черная нить, а при просмотре в УФ-излучении данная нить становится разноцветной.

Голограмма. Изображение в виде рисунка либо наклейки, которая меняет свое свойство (как правило, цвет) при просмотре купюры под разными углами. Примером может служить юбилейная банкнота в 20 000 рублей, про которую ранее.

Водяной знак. Невидимая печать. Метод защиты, когда на купюру наносится текст либо изображение, которые становятся видимыми только на просвет. В настоящее время в мире в качестве водяных знаков используются изображения и портреты правителей, животных, растений, национальных символов, цифр, номиналов и многого другого.

Металлографическая печать. Способ защиты, когда применяется специальный способ печати, из-за чего изображение становится более выпуклым и его можно почувствовать на ощупь. Хорошим примером являются банкноты США. Думаю, многие из поколения восьмидесятых сами не раз терли пальцами пиджаки американских президентов.

Микротекст. Сделанные очень мелкими буквами надписи для невооруженного глаза кажутся простыми линиями оформления. Как правило, микротекст, который образует сложный рисунок, просто не воспроизводится при копировании с использованием техники, и место, где он находится, становится очень размытым, что сразу выдает подделку. Микротекст можно увидеть, только если очень внимательно присмотреться либо через увеличительное стекло. Также может быть в виде так называемой антикопировальной сетки, когда вместо текста при помощи очень тонких линий образовываются узоры, геометрические фигуры, которые не сможет воспроизвести копировальная техника.

Люминесценция в УФ-лучах. Метод печати, когда на купюру наносится текст, изображение либо цифры, которые становятся видимыми, если купюру «просветить» в УФ-излучении.

При замене ценных бумаг (из золота или серебра) на их за­менители, т. е. банкноты (бумажные) или малоценные метал­лические деньги, особенно остро встает вопрос о подлинности денежных знаков, находящихся в обращении. В последние годы проблема подделанных банкнот в России приобрела исключи­тельную актуальность. Поданным МВД Российской Федерации, число преступлений, связанных с изготовлением и сбытом фаль­шивых денег, за последние 5 лет возросло в 4,5 раза.

История этого явления идет с древних времен: уже в VI в. до н. э. в законах древней Греции предусматривалась смертная казнь за изготовление фальшивых денег. В Риме таких пре­ступников бросали на растерзание диким зверям или сжигали на костре. Во Франции фальшивомонетчиков штрафовали, при­вязывали к позорному столбу, обваривали кипятком, отрубали руки, уши, клеймили.

В России к концу XVII в. подделка денег стала настоящим бедствием. В стране казнили 7000 фальшивомонетчиков, 1500 - были отрублены руки. При царствовании Анны Иоановны фаль­шивых денег было в ходу столько, сколько и настоящих. В 1811 г. по указанию Наполеона в одном из предместий Парижа печата­ли русские фальшивые ассигнации. Экономика России довольно сильно пострадала от этой акции.

Накануне первой мировой войны в России появились каче­ственно изготовленные ассигнации достоинством в 10, 25, 50, 100 и 600 руб. После гражданской войны эмигрантские органи­зации за рубежом изготовляли фальшивые советские рубли. С 1974 г. в нашей стране стало появляться все больше и больше случаев подделки денежных купюр.

Каждое государство, защищая свои денежные знаки от под­делки, осуществляет деятельность по следующим направлени­ям:

Техническая защита от подделок путем совершенствова­ния способов изготовления и защиты банкнот, ценных бумаг, документов;

Всесторонняя информированность населения о признаках отличия настоящих денег от фальшивых.

Большой опыт в этом отношении накоплен в зарубежных странах, координацию и обмен которым на международном уровне проводит Интерпол.

Международным правовым актом, регламентирующим борь­бу с подделкой денежных знаков, является Международная кон­венция, подписанная в Женеве в 1929 г., ратифицированная СССР в 1931 г. Основные положения конвенции таковы:

Все обманные действия по изготовлению денежных знаков должны быть наказуемы как уголовные преступления, в том чи­сле, их распространение как внутри страны, так и вывоз за ее пределы, обманные действия по изготовлению или приобретению орудий или иных предметов для производства денежных знаков, а также их изменения;

Поддельные денежные знаки должны быть отобраны и кон­фискованы и далее переданы по соответствующему требованию или правительству, или эмиссионному банку, после чего должны быть сделаны непригодными к употреблению.

Считается, что российские деньги образца до 1993 г. были хорошо защищены от подделок, обладая 12 степенями защиты, среди которых:

Особая бумага с характерным хрустом, которую подделать практически невозможно;

Локальный водяной знак (профиль В. И. Ленина) как самая надежная защита от подделок;

Спецкраски повышенной стойкости;

Ультрафиолетовые узоры;

Выполнение изображений четырьмя способами печати (ме­таллография, орловская печать, высокая, офсетная).

Подделать такие деньги было очень сложно, но исключением стал фальшивомонетчик Виктор Баранов, "деятельности" кото­рого посвящена большая экспозиция в центральном музее МВД России. Он самостоятельно научился делать из хлопка бумагу, по качеству не уступающую той, которая использовалась для пе­чати банкнот, а также сумел разгадать секреты водяных знаков. Изготовив станок, он в период 1977-1979 гг. напечатал 124925 рублевых купюр, из которых успел сбыть 851 купюру.

Примером эффективной защиты денежных знаков от поддел­ки служат операции по защите новых немецких марок, которые начались в 1981 г. В настоящее время это наиболее защищен­ные денежные знаки. После последовательного изучения банкнот различных стран, в том числе американских долларов, шведских крон, голландских гульденов и т. д., в качестве образцов наибо­лее защищенных от подделок денег были выбраны австралий­ский доллар и английский фунт стерлингов.

Но, несмотря на высокую защищенность, австралийский дол­лар был отвергнут по следующим причинам:

Он изготовлен из пластика, в связи, с чем его нельзя сло­жить, что вызывает неудовлетворенность граждан;

Отсутствующее обычное для денег характерное шуршание также непривычно для населения;

Производство пластиковых денег дорогостоящее, а уничто­жение их экологически небезопасно.

При изготовлении английского фунта внедрено изобрете­ние, называемое "окончательной нитью": через бумагу про­ходит нить, местами выходящая на поверхность. Аналогично и в немецкую банкноту вложили нить из алюминированного полиэфирного волокна, на которой через определенные ин­тервалы отпечатаны достоинства купюр (например: 100 DM, 100 DM.. .100 DM). Эта нить местами выступает на поверхно­сти бумаги, а преимущества защищенности банкноты наблюда­ются при большом увеличении: переменный блеск нити не может скопировать никакой ксерокс.

Кроме этого, существует целый ряд других элементов защи­ты:

Совмещающиеся изображения, элементы рисунка, отпеча­танные и просматриваемые с обеих сторон банкноты, но скла­дываемые в единое изображение при просвечивании;

Последняя цифра серийного номера рассчитывается из всех предыдущих по особой секретной формуле (зная эту формулу, можно определить достоверность банкноты), цифры номера под­даются чтению компьютером;

В углу купюры имеется скрытое изображение надписи DM, видимое только под определенным углом;

На одной из сторон банкноты есть узор, который не может быть воспроизведен компьютером;

    часть фрагмента рисунка имеет свечение при ультрафио­летовом освещении;

Различные участки банкноты по-разному пропускают ин­фракрасный свет, и при просвечивании их возникает определен­ный рисунок, не видимый человеком, но воспринимаемый денеж­ными автоматами;

К краскам подмешан ферромагнитный порошок, создаю­щий на поверхности определенный узор, выявляемый специаль­ными датчиками;

На купюры разных достоинств нанесены портреты выда­ющихся деятелей Германии (К. Гаусса, А. Хельшоффа, К. Шу­мана и др.).

На большинстве купюр различных государств помещены портреты, что тоже является своего рода защитой: обычно за­метны малейшие искажения черт знакомого лица, особенно при их изображении в анфас.

На немецкой марке есть, конечно, и еще целый ряд бо­лее сложных защитных средств, естественно, сохраняющихся в строжайшей тайне.

Российские деньги образца 1997 г. имеют также множество защитных средств, расположенных одновременно на обеих сто­ронах банкноты, а также в отдельности - на лицевой стороне банкноты (сторона, где расположен номер) и оборотной ее сто­роне.

Общие защитные средства на обеих сторонах банк­ноты:

- водяные знаки, расположенные на купонных полях де­нежных билетов и хорошо видные при рассматривании банкнот на свет: с одного края повторяют фрагменты рисунка лицевой или оборотной стороны, с другого - цифровое обозначение но­минала банкноты;

- защитная нить - видимая на просвет прозрачная по­лимерная полоса содержит текст, состоящий из букв "РЦБ" и числовых номиналов банкнот в прямом и перевернутом изобра­жении;

- совмещающееся изображение - красочный орнамент в виде вертикальной полосы, нанесенной на обе стороны банкно­ты.

Защитные средства на лицевой стороне банкнот:

- серебристая краска цифровые обозначения номиналов всех банкнот расположенных в левом нижнем углу имеют хорошо заметный серебристый блеск;

- метки для людей с ослабленным зрением: на левом купонном поле лицевой стороны расположены кружки и полосы, имеющие рельеф; предназначены для определения номиналов банкнот на ощупь;

- краска, меняющая свой цвет (только на банкноте в 500 руб.): эмблема Банка России при рассматривании банкно­ты под разными углами меняет свой цвет с желто-зеленого на красно-оранжевый;

- скрытое изображение: на узорной ленте банкнот при го­ризонтальном их расположении на уровне глаз под острым углом падающего света видны буквы "РР";

- рельефное изображение: в верхней части лицевой сто­роны банкнот текст "БИЛЕТ БАНКА РОССИИ" имеет рельеф, воспринимаемый на ощупь.

Защитные средства на оборотной стороне банкнот:

- микроузор: купонные поля банкнот запечатаны цветны­ми прямоугольниками, состоящими из мелких геометрических фигур;

- микротекст состоит из букв "ЦРБ" и числовых номина­лов банкнот.

Существуют следующие характерные признаки большин­ства фальшивок, которые можно обнаружить визуально:

Отсутствие водяных знаков и защитных волокон;

Некачественность бумаги;

Наличие явных цветовых искажений в изображении;

Нарушение совместимости изображения лицевой и оборот­ной сторон купюры;

Наличие белой полосы на линии изгиба из-за некачествен­ного красящего вещества;

Размытость красителя.

Простейшие способы определения достоверности валют на примере денежной купюры 100$ США. Визуальные способы:

1. На ощупь проверяется качество бумаги: подлинная купю­ра изготовлена из более плотного и утолщенного материала по сравнению с обычной бумагой, имеет плетенную волоконную структуру, вощеную поверхность.

2. Ощупью проверяется наличие высокой печати, проявля­ющейся в выпуклости букв и цифр на лицевой стороне, а на обороте четко должны просматриваться следы вогнутости пе­чати.

3. Проверка качества нанесенных красителей: признаком не­достоверности купюры является крошливость красителя в ме­стах изгибов. Это также проявляется в нечеткости рисунка наобороте купюры (очертания людей, часов, ограды), белесость рисунка (это относится и к портрету на лицевой стороне купю­ры).

4. Контроль изменения цвета числа 100 в правом нижнем углу. На подлинной купюре при осмотре спереди "100" ярко-зеленого цвета, при рассмотрении под углом - черно-матово­го.

5. При взгляде на купюру на просвет с правой стороны должно хорошо просматриваться скрытое изображение лица, со­впадающего с чертами портрета президента на лицевой сторо­не.

6. Определение цветных волокон. При внимательном рассмо­трении подлинной купюры видны цветные волокна с обеих сто­рон. На фальшивой купюре, как правило, с одной из сторон.

7. Контроль наличия магнитной ленты с повторяющимся текстом "100 USA"

С помощью линзы:

1. На воротнике портрета должен быть микротекст "100$ USA", на шевроне - четкие звездочки.

2. На цифре 100 в левом нижнем углу должен быть микро­текст 100$ USA.

3. Особо четко просматривается волоконное прямоугольное плетение, напоминающее тканевое переплетение.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗАЩИТЫ

Технологическая защита – комплекс визуально обнаруживаемых признаков, вносимых путём использования специальных технологических процессов (водяные знаки, скрытые изображения, защитные нити, микроперфорация, голограммы и др.).

Полиграфическая защита – использование различных способов и приёмов полиграфической печати (способы печати, комплект графических элементов, фоновые сетки, микропечать, совмещённые изображения, фоспринимаемые на ощупь элементы и др.).

Физико-химическая защита – использование в составах материалов добавок химических веществ (люминофоры, инфракрасные, магнитные материалы и краски с метамерным эффектом) наличие которых определяется специальными методами.

БАНКНОТНАЯ БУМАГА

При производстве банкнотов используется специальная, особо прочная, защищенная от подделки бумага. Бумага, как правило, не имеет собственного свечения в УФ-лучах. В некоторых странах банкноты изготавливаются на тонком пластике, на обе стороны которого наносится красочный слой в виде основы. Печать банкнота осуществляется по этой основе, как по бумаге. Для защиты бумаги от подделки применяются водяные знаки, защитные нити, волокна и конфетти.

Водяной знак – это изображение, полученное при отливе бумаги и образованное изменением ее плотности и толщины. В проходящем свете более плотные участки выглядят темнее, чем менее плотные. Бумага, используемая для производства банкнотов, обычно имеет один полутоновый водяной знак (иногда – два и более), расположенный в определенном месте (локальный в/з). Полутоновый водяной знак имеет участки с плавными границами перехода от темного к светлому. Банкноты некоторых стран изготавливаются на бумаге с однотоновым водяным знаком, непрерывно повторяющимся по всей площади листа (общим либо текущим в/з). Защитные волокна - это натуральные или синтетические окрашенные и бесцветные волокна длиной до 10 мм, которые вводятся в бумагу при ее отливе. В каждом реальном банкноте волокна располагаются в произвольном порядке. Их количество как на всем поле банкнота, так и на отдельных участках может незначительно варьироваться. Волокна могут иметь люминесценцию в УФ-лучах. Цвет защитных волокон при естественном освещении и цвет их свечения в УФ-лучах может быть различным.

Конфетти - это цветные бумажные или синтетические включения, обычно правильной геометрической формы, помещаемые в бумажную массу или на поверхность бумаги при ее изготовлении. Могут иметь радужное покрытие.

Защитная нить – это узкая (0,7-2,0мм) полимерная лента, внедренная в бумагу при ее производстве. Нить может полностью находиться в толще бумаги или периодически участками выступать на поверхность («ныряющая нить»). Она может быть прозрачной или окрашенной, иметь металлизированное или радужное покрытие, микротекст, а также свечение в УФ-лучах, магнитные свойства.

ПЕЧАТНЫЕ КРАСКИ

Печатные краски, как и бумага, – это основной полиграфический материал, создающий изображение на запечатываемой поверхности бумаги, обладающий необходимыми оптическими и печатно-технологическими свойствами. Краски состоят из пигмента и связующего. Пигменты – это тонко измельченные цветные порошки, которые придают печатным краскам цвет. Связующие – это жидкие вещества на основе олиф, смол, лаков, различных растворителей и др. В основном благодаря связующим, краски приобретают печатно-технологические свойства. Кроме того, краски могут содержать различные добавки. Специальные добавки позволяют изготовлять специальные краски: инфракрасная краска, люминесцентная краска, OVI-краска, магнитная краска, антикопировальная краска.

СПОСОБЫ ПЕЧАТИ

При изготовлении банкнотов используются различные способы печати: металлография, офсетная печать, печать с ирисовым раскатом, орловская печать, высокая печать, красочное или бескрасочное тиснение. Каждому способу нанесения изображения на банкнот соответствует оттиск с характерными для него особенностями.

Металлография – способ глубокой печати, когда краска, заполняющая углубления в печатной форме, под большим давлением переносится на бумагу. При этом бумага вдавливается в углубления. Рельеф, высота которого зависит от глубины формы, образуется с обеих сторон бумаги. Рисунок, выполненный металлографией, выступает над поверхностью бумаги, что определяется на ощупь и хорошо заметно при увеличении. Даже самые тонкие штрихи оттиска отличаются высокой четкостью. Многоцветная металлография характерна локальным изменением цвета линий без их разрыва и сдвига. При офсетной печати краска на бумагу наносится с промежуточного эластичного вала, поэтому бумага не деформируется, красочный оттиск окрашен равномерно, края оттиска менее четки, чем при прочих способах печати. При высокой печати краска переносится на бумагу с выступающих элементов печатной формы под значительным давлением. Красочный оттиск имеет по краям следы выдавливания краски, бумага деформируется. Чаще всего высокая печать используется для нанесения серийных номеров банкнотов и факсимиле подписей должностных лиц.

Ирисовый раскат – это плавное изменение цвета линий оттиска вдоль одной из сторон банкнота. При этом в местах изменения цвета линии не имеют разрывов или сдвига. Границы перехода (изменения) цвета на различных экземплярах одинаковых банкнотов четко не фиксированы и могут незначительно сдвигаться. Ирисовый раскат используется при офсетной и при высокой печати.

Орловская печать – это специальный способ печати, применяемый только при изготовлении высоко-защищенных ценных бумаг, при котором многокрасочный оттиск получают с одной печатной формы за один цикл. Основной признак такого оттиска – точное совмещение разноокрашенных элементов без разрывов и смещения линий. Орловская печать используется для нанесения орнаментов, защитных сеток, розеток и т.п. Этот способ требует использования очень сложного оборудования. В зависимости от вида применяемых печатных форм может быть отнесен к высокой либо офсетной печати.

Тиснение – это рисунок, образованный линиями остаточной деформации бумаги после воздействия на нее штампа под высоким давлением. Чаще всего выполняется без использования краски по незапечатанной или предварительно запечатанной поверхности – так называемое бескрасочное тиснение. Иногда тиснение выполняется с использованием специальной фольги. Бескрасочное тисненое изображение просматривается при увеличении, а также в косом отраженном свете. Может быть обнаружено на ощупь. Имеет четкие границы деформации бумаги, часто применяется для создания скрытых изображений.

Перфорация - это получение контурных изображений, надписей или цифр путем перфорирования микроотверстий в банкноте. Обычно микроотверстия выполняют с помощью лазера. Основными признаками подлинности этого элемента защиты являются ровные края отверстий и точность геометрии рисунка.

Нумерация - каждый банкнот имеет серийный номер. Нумерация, как правило, производится способом высокой печати, поэтому отпечатку номера присущи особенности именно этого способа печати. В качестве печатающих элементов используются нумераторы со специальными, применяемыми только данным изготовителем банкнотов, шрифтами, которые даже в случаях общей похожести на известные и общеприменимые шрифты отличаются от них начертанием символов.

ГРАФИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЗАЩИТЫ ДЕНЕЖНЫХ БИЛЕТОВ

Защитная сетка – это фоновый рисунок, образованный тонкими сплошными переплетающимися линиями. Широко используется наложение нескольких сеток разного цвета. При этом в точках пересечения линий этих сеток на подлинных банкнотах не допускаются узлы и утолщения. Защитные сетки часто выполняются офсетом в неярких пастельных тонах, что затрудняет их воспроизведение. Отдельные поля и зоны на банкнотах запечатываются прямыми, направленными под разными углами тонкими линиями. Такие поля при копировании с помощью цифровой техники воспроизводятся с «муаром» (антикопировальная защита), либо отдельные равноокрашенные поля на копии становятся темнее или светлее – в зависимости от направления штриховки.

Микротекст – это тексты, цифры, хорошо узнаваемые графические знаки, отпечатанные способом металлографии или офсетом с использованием очень мелких (с высотой 0,2-0,3 мм) букв, символов и тонких штрихов. Микротекст часто выполняют в виде строки повторяющегося текста. Такая строка невооруженным глазом воспринимается как сплошная линия. Микротекст практически не воспроизводится цифровыми копировальными устройствами: он разбивается на отдельные точки и становится неразборчивым.

Скрытое изображение (или КИПП-ЭФФЕКТ) становится заметным под острым углом зрения в отраженном свете. За счет специальной гравировки печатной формы для металлографии (разного наклона и толщины штрихов, размеров точек) скрытое изображение «теряется» на фоне видимого и «проявляется» при изменении условий наблюдения (угла наблюдения). Совмещенное изображение – это единое изображение, элементы которого отпечатаны на обеих сторонах банкнота с точным расположением одного относительно другого. При рассматривании на просвет фрагменты полностью совмещаются, образуя цельный, логически законченный рисунок.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

«VIP-ЭФФЕКТ» (ОПТИЧЕСКИ ИЗМЕНЯЮЩАЯСЯ КРАСКА «OVI») - изображение, нанесенное специальной краской, изменяющей свой цвет под разными углами зрения. Голограмма – радужный многоплановый рисунок на металлизированной фольге, припрессованной на банкнот. При рассмотрении под разным углом зрения может создаваться эффект трехмерного рисунка (движущегося рисунка – кинеграмма).

ПИК-ЭФФЕКТ ("PEAK") - печать и тиснение антикопировального кода. Принцип защиты заключается в нанесении способом бескрасочного тиснения рельефного изображения на рисунок подкладной сетки, выполненный офсетным способом. Распознается под определенным углом зрения, но значительно лучше, чем кипп-эффект.

УФ-ЛЮМИНЕСЦЕНЦИЯ - для защиты банкнотов от подделки широко используются материалы, обладающие вторичным свечением под действием УФ-лучей. Такое свечение могут иметь отдельные графические элементы и части рисунков, защитные волокна и нити, серийные номера. Важной особенностью подлинного банкнота является не только наличие свечения соответствующего элемента, но и цвет этого свечения.

ДЕНЕЖНЫЕ БИЛЕТЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА – ЕВРО

  • защитные волокна - бесцветные трех видов (в УФЛ люминесцируют красным, синим и зеленым цветом).
  • водяной знак –
    1. Локальный (на широком купонном поле) - многотоновое изображение фрагмента основного рисунка лицевой стороны банкноты и светлое цифровое обозначение номинала банкноты.
    2. Кодовый (на живописном поле) - в виде вертикальных светлых полос, размер и расстояние между которыми индивидуальны для каждого номинала
  • защитная нить - металлизированная с негативным текстом (в прямом и перевернутом изображении) «ЕURО» и номиналом;
  • способы печати - многокрасочная металлографская печать с орловским эффектом на лицевой стороне билетов, многокрасочная офсетная печать с ирисовым эффектом на лицевой и оборотной сторонах; двухкрасочная высокая печать двух одиннадцатиразрядных серийных номеров.
  • локальная кинеграмма - на узком купонном поле лицевой стороны банкнот достоинством в 50, 100, 200 и 500 евро, усилена перфорированным изображением евросимвола, негативным цифровым обозначением номинала и позитивным текстом «EUROЕYРW» по периметру кинеграммы.
  • полосовая кинеграмма - на узком купонном поле лицевой стороны банкнот достоинством в 5, 10, 20 евро, дополнительно защищена перфорированием
  • иридирующая краска - в печати широкой полосы с евросимволом и номиналом в негативном исполнении на оборотной стороне банкнот достоинством в 5, 10 и 20 евро (обнаруживается при рассматривании, банкноты в отраженном свете);
  • краска ОVI - печать номинала на оборотной стороне банкнот достоинством в 50, 100, 200 и 500 евро;
  • совмещающиеся изображения - отдельные элементы начертания номинала вверху слева лицевой и вверху справа оборотной сторон банкнот совмещаются на просвет, образуя цельное начертание номинала
  • УФ-люминесценция - (защитные волокна, отдельные фрагменты рисунков на лицевой и оборотной сторонах банкнот, бумага не светится);
  • магнитные краски - (правая сторона изображения основного рисунка лицевой стороны банкнот и черный верхний одиннадцатиразрядный номер - на оборотной);
  • микропечать;
  • антисканерные фоновые сетки и микроузоры.
ДЕНЕЖНЫЕ БИЛЕТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕЗЕРВА США
  • водяной знак - многотоновый портрет президента в уменьшенном (по отношению к портрету на лицевой стороне) масштабе.
  • защитная нить - расположенная в толще бумаги прозрачная полимерная полоса с нанесенным металлизацией текстом «USA» и номиналом в прямом и перевернутом исполнении.
  • защитные волокна - синего и красного цветов (не люминесцируют в УФЛ).
  • способы печати - высокий – на лицевой стороне – серийные номера, буквенно-цифровой индекс Федерального резервного банка под левым серийным номером и печать Казначейства США над правым серийным номером; металлографский – все остальные изображения.
  • краска ОVI - печать номинала в нижней правой части лицевой стороны банкнот. - УФ-люминесценция - защитная нить люминесцирует: в 100$ - розовым светом, в 50$ - желтым, в 20$ - зеленым, в 10$ - оранжевым, в 5$ - синим, бумага и защитные волокна не светятся).
  • магнитная защита - в состав черной краски изображения лицевой стороны введена ферромагнитная компонента.
  • микротекст.
ДЕНЕЖНЫЕ БИЛЕТЫ РОССИИ
  • водяные знаки - два локальных: на узком купонном поле – цифровое изображение номинала; на широком – многотоновое изображение одного из фрагментов сюжетного рисунка банкноты
  • защитная нить - прозрачная полоса шириной 1 мм с темным повторяющимся текстом «ЦБР» и номиналом наклонного начертания в прямом и перевернутом изображении
  • защитные волокна - фиолетового, красного и светло-зеленого цветов
  • способы печати - металлографский; офсетный с орловским эффектом; высокий: серийные номера банкноты с двумя литерами: слева – красного цвета, справа – темно-зеленого.
  • серебристая краска - на левом купонном поле напечатано числовое обозначение номинала; при копировании серебристый блеск краски исчезает, изображение выглядит серым;
  • краска "OVI" - (только на банкноте в 500 рублей): при рассматривании банкноты под разными углами цвет краски изменяется от желто-зеленого до красно-оранжевого;
  • скрытое изображение (КИПП-ЭФФЕКТ) - при рассматривании лицевой стороны банкноты в косопадающем свете на орнаментальной ленте видны буквы «РР»
  • совмещающиеся изображения - элементы орнаментальной полосы лицевой стороны совмещаются на просвет с аналогичными элементами оборотной стороны, образуя общий рисунок
  • металлографское изображение с повышенной рельефностью - вверху справа текст «БИЛЕТ БАНКА РОССИИ» и внизу слева кодовая метка для людей с ослабленным зрением в виде кружка и двух прямоугольников имеют повышенную рельефность, воспринимаемую на ощупь
  • УФ-люминесценция - красные и светло-зеленые защитные волокна люминесцируют красным и зеленым светом; отдельные участки защитной нити в УФ-лучах имеют зеленое свечение; отдельные фрагменты рисунков на лицевой и оборотной сторонах банкнот; бумага не светится
  • магнитная защита - серийный номер темно-зеленого цвета
  • микротекст - состоит из букв "ЦБР" и числовых номиналов
  • антисканерные микроузоры - купонные поля оборотной стороны банкнот запечатаны цветными прямоугольниками, состоящими из мелких линий с разными углами наклона; при копировании на участках микроузора образуется муар
FX Review

Если сегодня волнует, в основном, коллекционеров-нумизматов, то подделка бумажных купюр – вопрос совсем не праздный и вполне может коснуться каждого. Современные российские деньги имеют множество степеней защиты от подделки, в соответствии с достижениями технического прогресса – это водяные знаки и голограммы, микроотверстия и рельефные поверхности, специальные защитные волокна, микропечать и краска, меняющая цвет.

В настоящее время в России денежные купюры изготавливают из особо прочной бумаги с добавлением волокон хлопка – именно за счет них появляется характерный хруст при сгибании. Бумага для банкнот не тонируется и не отбеливается – поэтому она не светится в ультрафиолете, в отличие от обычной бумаги. Еще на этапе производства в бумажную массу добавляются красные, серые и зеленые волокна, хаотично расположенные по всей поверхности банкноты, а также специальные защитные волокна, светящиеся в УФ излучении разными цветами.

Защитные волокна

Тогда же вводят металлизированную пластиковую ныряющую полосу, образующую с обратной стороны купюры пунктирную линию, а также водяные знаки, видимые при просматривании купюры на просвет, с изображением номинала купюры и каким-либо знаковым для России местом или фигурой.

Например, на купюре достоинством 100 рублей изображено здание Большого театра, на 500 рублевой купюре – портрет Петра I, а на 1000-рублевой — Ярослава Мудрого.

Благодаря уникальному полиграфическому оборудованию, используемому для изготовления банкнот, изображения на них можно наносить несколькими способами. Например, орловская печать позволяет нанести рисунок разных цветов с резкими границами, но без видимой разницы красок, а так называемый кипп-эффект – сделать скрытое изображение, видимое только под определенным углом.

Также достижения современной печатной промышленности позволяют сделать так, чтобы различные части банкноты по-разному реагировали на магнитное поле, были видны в поляризационном фильтре или проявляли люминесцентный эффект в ультрафиолете. При этом защитные элементы купюры расположены по отношению друг к другу в строгом порядке, а некоторые из них, такие как микротекст или микроузор, можно увидеть только при большом увеличении.

После того, как купюра напечатана, на нее наносятся муаровые полосы, меняющие свой цвет в зависимости от угла зрения. На этом же этапе на банкноту наносят лазерную микроперфорацию, повторяющую ее номинал и заметную только при ярком освещении. Затем обозначаются рельефные поверхности, легко отличимые на ощупь – текст «билет банка России», а также полосы и точки в левом нижнем углу купюры. Они призваны не только защитить купюру от подделки, но и являются ориентиром для слабовидящих людей.

Ну и, наконец, специальной краской на каждую купюру наносится собственный индивидуальный номер, при этом одна из цифр этого номера наделяется диамагнитными свойствами.

В заключение добавим, что оборудование, на котором изготавливаются современные денежные купюры, держится в строжайшей секретности, а распространенность расходных материалов (красок, волокон и т.д.) строго лимитирована.

Журнал FX Review

Случайные статьи

Вверх