Как сблизить списание стоимости ОС в бухгалтерском и налоговом учете? Как вести учет малоценных основных средств Основные до 100 тысяч в бухгалтерском учете.

Закупки малого объема по 44-ФЗ — это не конкурентный вид определения поставщика, при котором цена контракта не превышает 100 тысяч рублей (в отдельных случаях 400 тысяч рублей), а госзаказчик вправе заключать такие контракты, соблюдая определенные правила.

Законодательство регулирует все случаи, в которых госучреждение имеет право осуществлять малые закупки, и устанавливает требования к отчетности по таким процедурам.

Об этом подробно написано в п. 4 — 5, ч. 1 ст. 93 44 Федерального закона.

Малые закупки до 100 тысяч рублей

Все федеральные и муниципальные организации могут осуществлять госзакупки малого объема до 100 000 рублей.

Заказчик оценивает целесообразность такой процедуры, затем подготавливает проект контракта и предоставляет его для согласования с исполнителем. Если обе стороны все устраивает, то контракт подписывается.

В качестве основания проведения закупок малого объема — заказчик указывает п. 4, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Основания проведения малых закупок до 100 тыс. руб.

Единственное требование, которое устанавливает закон в данном случае относится к ограничению объемов таких процедур — п. 4, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Итак, заказчик вправе выбрать самостоятельно один из двух вариантов, которым будет руководствоваться при госзакупках до 100 тыс. руб:

    они не должны превышать 2 млн. руб. в год;

    они не должны превышать 5% от совокупного объема годовых закупок, и при этом быть меньше 50 млн. в год.

Особые условия касаются малых закупок для обеспечения нужд сельских поселений. Для таких муниципальных заказчиков снимаются вышеописанные требования к объему закупок до 100 тыс. руб. и они могут применять этот метод без каких-либо ограничений.

Учет закупок малого объема до 100 тысяч рублей

Публиковать малые госзакупки до 100 тысяч рублей в ЕИС заказчик не обязан. Но при этом он должен вести журнал регистрации заключенных контрактов и соответствующую документацию. В конце отчетного периода формируются отчеты, которые уже публикуются в ЕИС.

Но такие процедуры заказчик обязан включать в план-график закупок, вынося отдельной строкой.

Вести учет заказчик может как вручную, так и используя специальные программы, в которых будет отображаться вся информация: планируемые, проводимые и завершенные торги.

При этом, есть возможность недобросовестного использования закупок малого объема.

Некоторые заказчики намеренно разделяют более крупный контракт на несколько процедур до 100 тыс. руб. и заключают несколько контрактов с единственным поставщиком.

Такая сделка может быть признана как неправомерная, вследствие чего заказчик будет привлечен к административной ответственности.

Какое ограничение закупках малого объема лучше использовать?

Если говорить о вариантах использования ограничений для малых госзакупок до 100 тысяч рублей, то крупным государственным учреждениям, заключающим большой объем контрактов, будет выгоднее использовать метод — 5% от совокупного объема годовых закупок (далее СОГЗ).

Например , СОГЗ за год у муниципального учреждения составляет 300 млн. руб., в таком случае, используя метод “пяти процентов”, организация вправе осуществить закупки до 100 тыс.руб. на 15 млн. руб. — что соответствует ограничению в 50 млн. для таких сделок.

А организациям, у которых ежегодный объем не превосходит 40 млн. руб. намного выгоднее использовать ограничение в 2 млн. руб. Т.к. сумма в 5% от СГОЗ будет в любом случае меньше, чем указанные два миллиона.

Малые закупки до 400 тысяч рублей

Данные процедуры регламентированы п. 5 ч 1 ст 93 44-ФЗ.

Согласно законодательству, сделки до 400 тыс. руб. имеют право проводить государственные и муниципальные учреждения культуры, деятельность которых направлена на сохранение и использование объектов культурного наследия, а также иные учреждения, указанные в данной части.

Для закупок малого объема до 400 000 руб,. помимо ограничения заказчиков по деятельности, установлено ограничение по объему и сумме таких госзакупок — они не должны превышать 50% от СОГЗ организации и их сумма не должна превышать 20 млн. руб.

Такие процедуры также должны вноситься заказчиком в план-график закупок, но размещения в ЕИС не требуется. Заказчик самостоятельно ведет их учет и предоставляет отчет по ним в конце годового финансового периода.

Видеобзор материала по малым закупкам 44-ФЗ

Штраф за нарушения в закупках малого объема

Кодекс об административных правонарушениях в ч.1 ст 7.29 предусматривает ответственность должностных лиц за нарушение требований, установленных законодательством, при проведении закупок у единственного поставщика.

При выявлении ошибок в процедурах закупок до 100 / 400 тыс. руб., с должностного лица в организации заказчика будет взиматься административный штраф в размере 30 000 руб.

При соблюдении всех требований законодательства малые закупки являются очень простым и выгодным способом определения поставщика и заключения контракта.

Электронный магазин для закупок малого объема

С 1 июля 2018 года начал работать электронный магазин, функционал которого заключается в том, чтобы более просто проводить закупки до 100 тыс. руб и 400 тыс. руб. В регламенте работы сервиса указаны правила взаимодействия оператора, поставщиков и заказчиков.

Единый агрегатор торговли (ЕАТ) "Березка" доступен по адресу agregatoreat.ru. Для участия необходимо будет зарегистрироваться и предоставить необходимые документы. Он взаимодействует с единой информационной системой, а также различными региональными информационными ресурсами.

Цель создания данного сервиса - упросить процедур стандартных закупок (например канцелярии) для муниципальных нужд, а также для экономии бюджетных средств при проведении таких закупок.

У заказчика остается право провести закупку стандартным способом, если нужного товара не окажется в интернет магазине или он найдет предложение по более выгодной цене.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Может ли организация для целей налогообложения прибыли установить, что стоимость имущества до 40 000 рублей включительно списывается единовременно в полной сумме в момент ввода его в эксплуатацию, а имущество, стоимостью более 40 000 рублей (до 100 000 руб. включительно), списывается в качестве материальных расходов в течение срока их полезного использования, установленного в бухгалтерском учете?

До 1 января 2016г. амортизируемым имуществом признавалось имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей (п.1 ст.256 НК РФ). С 1 января 2016г. стоимостной критерий для признания имущества амортизируемым был увеличен на 60 000 рублей и теперь составляет более 100 000 рублей.

Таким образом, с 1 января 2016г. имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и стоимостью до 100 000 рублей включительно отражается в составе материальных расходов (пп.3 п.1 ст.254 НК РФ).

В то же время в бухгалтерском учете в ПБУ 6/01 никаких изменений внесено не было, и стоимостной критерий для признания имущества в составе материальных расходов по-прежнему составляет до 40 000 рублей включительно (конкретный размер устанавливается учетной политикой для целей бухгалтерского учета). Таким образом, у бухгалтеров появляются дополнительные проводки, связанные с необходимостью отражать , поскольку в бухгалтерском учете имущество стоимостью более 40 000 рублей отражается в составе основных средств и переносится на затраты посредством начисления амортизации (исходим из того, что учетной политикой установлен стоимостной критерий отнесения имущества к материальным расходам в размере 40 000 руб. включительно), а в налоговом учете такие объекты списываются как материальные расходы единовременно в полной сумме в момент ввода их в эксплуатацию.

Однако такие разницы могут и не возникнуть, если организация предпримет определенные действия, а именно, внесет изменения в учетную политику для целей налогообложения прибыли. Такое право ей представлено пп.3 п.1 ст.254 НК РФ, где сказано, что при списании имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, в течение более одного отчетного периода вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей. Таким образом, налогоплательщик вправе не признать стоимость такого имущество единовременно в полной сумме в составе материальных расходов, а списывать на материальные расходы в течение срока их полезного использования. Закрепить такой порядок необходимо в учетной политике.

Данная норма не запрещает одновременно сочетать разные варианты списания стоимости не амортизируемого имущества. То есть, организация вправе установить, что стоимость объектов, признаваемых основными средствами в бухгалтерском учете (имущество свыше 40 000 рублей), списывается в расходы для целей налогообложения прибыли в течение срока полезного использования, установленного, например, в бухгалтерском учете, а стоимость остального имущества (имущество до 40 000 рублей включительно) - единовременно признать в полной сумме в момент ввода его в эксплуатацию. Это позволит избежать возникновения временных разниц и сблизить бухгалтерский и .

Таким образом, в учетной политике для целей налогообложения прибыли организация вправе предусмотреть, что стоимость имущества до 40 000 рублей включительно списывается единовременно в полной сумме в момент ввода его в эксплуатацию, а имущество стоимостью более 40 000 рублей (до 100 000 руб. включительно) - в течение срока его полезного использования, установленного в бухгалтерском учете.

Действительно, начиная с 2016 года учет объектов основных фондов, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей, имеет свои особенности. Причем в налоговом и бухгалтерском учете они отражаются по-разному. В статье мы рассмотрим подробнее основные средства свыше 100000 в 2016 и позже. Рекомендации наших специалистов помогут избежать налоговых споров.

КонсультантПлюс попробуйте бесплатно

Получить доступ

Списание основных средств стоимостью до 100000 рублей

Прежде чем перейти к вопросу учета тех или иных объектов основных средств, следует определить, что считать их первоначальной стоимостью. По правилам ПБУ 6/01 такие объекты учитываются по стоимости фактических затрат. В налоговом же учете нормы для определения первоначальной цены объектов рассмотрены в статье 256 НК РФ об амортизируемом имуществе компаний.

Учет основных средств до 100000 рублей ведется не одинаково в налоговом учете и на бухгалтерских счетах. На Дебет 01 счета можно поставить актив, который способен приносить прибыль (ресурс компании), прослужит ей не менее года и стоимость которого не менее 40 000 руб. В налоговом же учете нижняя граница для амортизируемого имущества установлена в 100 000 руб.

Следует добавить, что вплоть до 31.12.15 г. нижняя планка для данных активом как в БУ, так и в НУ совпадала. Новые изменения в законодательстве приводят к необходимости отражать на счетах ОНО и ОНА – облагаемые и вычитаемые разницы в соответствии в ПБУ 18/02. Создавать их будут как раз основные средства от 40000 до 100000 по первоначальной стоимости признания.

40 000 МПЗ или ОС?

Если в компанию по документам поступил актив стоимостью не более 40 т.р., то в бухучете это может быть как основное средство, так и материально-производственный запас. Все зависит от срока полезного использования объекта и его способности генерировать доходы для владельца.

В налоговом же учете фирмы такие активы всегда однозначно МПЗ. Более того, с 2016 года даже ОС от 40 000 до 100 000 в НУ также материальные запасы, но никак не амортизируемое имущество в соответствии с нормами статьи 256 Кодекса.

Основные средства до 100000 налоговый учет

Федеральный закон 150 ФЗ утвержден 08 июня 15г. и применим к объектам, которые будут эксплуатироваться с 01.01.16г. Согласно нормам данного документа к амортизируемому по налоговым правилам имуществу относятся активы:

  • первоначальная стоимость которых свыше 100 000 руб.
  • срок полезного использования должен превышать 12 мес.

Обратите внимание: никогда не амортизируются земля, недра, вода и природные ресурсы.

Основные средства до 100000 в 1с

Автоматизированный учет в специализированной программе на базе популярного решения 1С позволяет избежать ошибок отражения операций. Правильно занесите данные в раздел «Учетная политика» в программе и система сама рассчитает амортизацию после принятия объекта на учет в качестве основного средства. В этом случае будут сделаны следующие проводки:

Дебет 01 Кредит 08 на сумму 70 000 рублей

Дебет 68.2 Кредит 19 возмещение НДС 12 600 рублей

Дебет 02 Кредит 01 Амортизация СПИ 37 мес. (70000/37)1 891.89 руб.

В налоговом учете вся сумма первоначальной стоимости объекта сразу будет включена в расходы, так как по новым правилам основные средства 100000 не являются амортизируемым имуществом. Получается, в БУ возникнут временные разницы, что усложнит работу бухгалтера.

Учет основных средств стоимостью менее 100000 рублей без ОНО/ОНА

Разниц можно избежать при ведении налогового и бухгалтерского учета подобных объектов, если воспользоваться нормами пп. 3 п. 1 ст. 254 Кодекса, которые вводят понятие для переходного периода, которое надо закрепить своей учетной политикой.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.12.2009 в удовлетворении заявления отказано, ввиду отсутствия правовых оснований для привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности за вменяемые ему нарушения о банкротстве.
суда кассационной инстанции от 15.03.2010 постановление суда апелляционной инстанции отменено, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Оспаривая судебные акты первой и кассационной инстанций, заявитель просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и нарушение единообразия правоприменительной практики. При этом арбитражный управляющий указывает на то, что действовал в соответствии с требованиями Закона о банкротстве. Кроме того, заявитель настаивает на том, что при продаже по отдельности каждого из 115 наименований объектов имущества, стоимость которых менее ста тысяч рублей, у арбитражного управляющего отсутствовала обязанность по соблюдению требований, предусмотренных , Закона о банкротстве.
Дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.
В соответствии с Закона о банкротстве имущество должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату составляет не менее чем сто тысяч рублей, должно продаваться на открытых торгах при условии, что иной порядок продажи не предусмотрен настоящим Федеральным .
В течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника ( Закона о банкротстве).
Как следует из обжалуемого решения, по результатам проведенной, конкурсным управляющим инвентаризации установлено наличие у должника 115 наименований имущества на общую сумму 539 942 рублей 30 копеек . Бездействие арбитражного управляющего, не осуществившего своевременно оценку имущества.
Несоблюдение арбитражным управляющим норм о банкротстве, регламентирующих порядок продажи имущества должника, повлекло необоснованное затягивание процедуры конкурсного производства. Указанное обстоятельство также установлено и вступившим в законную силу определением от 02.09.2009 по делу о банкротстве общества N А12-5962/2008.
Доводы управления о допущенном конкурсным управляющим нарушении о банкротстве и наличии в его действиях состава административного правонарушения, нашли подтверждения. В этой связи следует согласиться с выводами судебных инстанций о правомерности привлечения Гончарова В.П. к административной ответственности ответственность по КоАП РФ.
Выводы судов соответствуют позиции Конституционного суда Российской Федерации, содержащейся в определения от 21.04.2005 N 122-О, согласно которому назначение административного наказания за нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти, возможно лишь при наличии закрепленных в КоАП РФ общих оснований привлечения к административной ответственности, предусматривающих необходимость доказывания в действиях (бездействии) физического или юридического лица признаков противоправности и виновности.
Доводы заявителя направлены на переоценку надзорной инстанцией установленных фактических обстоятельств, не предусмотренную действующим арбитражным процессуальным законодательством.
С учетом изложенного, заявление о пересмотре обжалованных судебных актов в порядке надзора удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь

Федеральный стандарт «Основные средства», который был утвержден еще в 2016 году, применяется с 1 января 2018 года. Изменения коснулись основополагающих терминов, понятий, классификационных признаков, как и некоторых стоимостных показателей, принимаемых за основу, в том числе и при ведении налогового учета.

Статьи затрат, из которых складывается стоимость ОС по ПБУ 6/1, по-прежнему актуальны. Документ содержит и абсолютно новые понятия:

  • «обменные операции» — получение основных фондов в обмен на деньги, другие ценности, права либо товар или услуги, то есть возмездно;
  • «необменные операции», напротив, носят безвозмездный характер либо в них фигурирует стоимость значительно ниже рыночной.

Соответственно, в одном случае применяется привычная оценка по фактическим затратам, в другом возникает понятие «справедливая стоимость ОС».

Оценка ОС с помощью определенного показателя прописывается в учетной политике. Списание ОС стоимостью 10-40 тыс. рублей разрешается произвести сразу или пролонгировано в обеих учетных системах, а стоимостью ниже – вывести за баланс.

Федеральный стандарт «Основные средства» движется по пути приближения показателей бухгалтерского учета к аналогичным, рассчитанным по стандартам НК РФ. Цель — максимально упростить расчеты и учет как таковой.

Учет основных средств менее 100 тыс. рублей в налоговом учете

ОСНО

Налоговый кодекс (ст. 256, п. 1) с целью исчисления декларирует следующие объекты:

  • имущество;
  • результаты, а так же объекты интеллектуального труда.

Они должны быть использованы, чтобы получить доход, иметь срок полезного использования выше 12 месяцев и начальную стоимость от 100 тыс. рублей. В налоговом учете указанное имущество считается амортизируемым.

Отталкиваясь от изменений, продиктованных новым стандартом, основные средства меньше 100 тыс. рублей стоимости можно:

  • списать на затраты как только началась их эксплуатация;
  • списывать в течение определенного срока с учетом времени, на протяжении которого его собираются использовать, др. обстоятельств.

Отметим при этом, что в бухучете имущество от 40 до 100 тыс. рублей также нельзя будет списать сразу при вводе в эксплуатацию, как и ранее. Таким образом, при учете объектов основных средств стоимостью 40-100 тыс. рублей появляются временные разницы.

Рассмотрим пример. Предприятие общественного питания совершило покупку электрической промышленной мясорубки стоимостью 50 тыс. рублей (без ). В затраты включены — доставка сторонней организацией — в сумме 2 тыс. рублей без НДС, а кроме того, расходы по установке и наладке оборудования — 3 тыс. рублей (без НДС). Эксплуатировать агрегат начали 1.02.2018 г. согласно приказу руководителя. Выбран линейный метод амортизации.

Корреспонденции счетов (в феврале 2018 года):

  • Дт 08 Кт 60 – 55000,00;
  • Дт 08 Кт 60 – 2000,00;
  • Дт 08 Кт 60 – 3000,00;
    ____________________________
  • Дт 08 Кт 60 – 60000,00;
  • Дт 01 Кт 08 – 60 000,00 — ОС поставлено на учет.

Полезное использование, согласно классификации основных фондов (средств), установлено на срок 60 месяцев. Сумма амортизационных отчислений помесячно – 1000 рублей (60000/60). В налоговых регистрах учета зафиксировано единовременное списание стоимости мясорубки. Далее формируются проводки:

  • Дт 68 Кт 77 -12000 руб. (60000 руб.*20%) — отложенное обязательство (ОНО) по налогу на прибыль;
  • Дт 20 Кт 02 - 1000 руб. – начисленная амортизация, ежемесячная проводка.

Каждый месяц имеет место временная разница в 1000 рублей. При формировании проводки Дт 77 Кт 68 – 200 руб. (1000*20%) погашается в течение 60 месяцев: 200*60=12000 рублей.

Ст. 254 НК РФ (п. 1 пп. 3) говорит о правах налогоплательщика самостоятельно выбирать способ списания имущества, которое Налоговой кодекс к основным средствам не относит. Следовательно, возможно в НУ списывать стоимость ОС в течение определенного времени. Это позволяет обойтись без появления учетных разниц. Следует зафиксировать в учетной политике соответствующий способ списания основных фондов стоимостью 40-100 тыс. рублей в НУ.

Обратите внимание! Если имущество введено в эксплуатацию 1.01. 2016 г. и позднее, при чем стоимость оного выше 100 тыс. рублей, то такой объект подлежит амортизации. Более дешевые объекты есть возможность списать единовременно. Это следует из ст. 256 НК РФ.

Одновременно имущество, эксплуатирующееся ранее, принадлежит к объектом ОС, если стоит больше 40 тыс. рублей.

УСН «доходы минус расходы»

Ст. 346.17 НК РФ утверждает, что организация, применяющая и учитывающая при расчете оба показателя, признает расходную часть одновременно с погашением задолженности перед контрагентом. Следовательно, исходя из примера выше, покупка промышленной мясорубки уменьшит налоговую базу в 1 квартале.

Если стоимость агрегата оказалась бы выше лимита, мясорубка отразилась бы в учете как основное средство. Стоимость ее следовало распределить поквартально, равными частями, до конца года, что следует из п 2, пп. 4 ст. 346.17 НК РФ.

После произведенных расчетов делаются стандартные проводки:

  • Дт 99 Кт 68 - начисление налога;
  • Дт 68 К 51 — уплата налога.

УСН «доходы»

Приобретенное оборудование до 100 тыс. рублей учитывается как материальные запасы. Выбор налогового режима не позволяет организации уменьшать налогооблагаемую базу за счет МПЗ.

ЕНВД

Разграничение по стоимости объектов не играет роли при определении налоговых показателей. Однако в ситуации, когда налогоплательщик совмещает ЕНВД с другими режимами, придется вести налоговый учет ОС. Критерий отнесения объектов к основным фондам либо запасам прежний: стоимость в 100 тыс. рублей.

Совмещение с иными системами налогообложения, в частности, должно включать в себя все нюансы учета, присущие смежным налоговым режимам. Это имеет отношение и к налоговому учету основных фондов стоимостью до 100 тыс. рублей.

Итоги и выводы

Учет основных средств, начиная с 2018 года, подчиняется обновленным правилам, в частности, Федеральному стандарту, значительно сближающему нормы бухгалтерского и налогового законодательства. Имущественные объекты до 100 тыс. рублей не является по нормам НК РФ основными средствами, на которые необходимо начислять амортизацию.

Налоговый учет объектов в стоимостном интервале 40-100 тыс. рублей позволяет списать их двояко: целиком в момент ввода в эксплуатацию либо на протяжении определенного времени. Целесообразно избрать второй вариант, поскольку исключаются временные разницы и необходимость фиксировать их дополнительными проводками, если в организации применяется ОСНО.

Налоговый учет основных фондов организаций, использующих иные системы налогообложения, в основе своей остался прежним. При этом налогоплательщики учитывают лимит стоимости ОС, содержащийся в Налоговом кодексе.

Случайные статьи

Вверх