Как поощрять ребенка за хорошие оценки? Стоит ли поощрять за оценки? Ваше мнение.

Нашла вот такую статью о поощрениях ребёнка за хорошие оценки.

Двойственные чувства: с одной стороны поощрять конечно нужно, с другой стороны - есть пример из жизни.

Знакомые награждали ребёнка за каждую хорошую оценку деньгами или подарками, в конце концов ребёнок хотел всё больше, а потом вообще потерял интерес к учёбе...

А каково ваше мнение?

Стоит ли поощрять за оценки?

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Как правильно поощрять ребенка?

Просто хвалить или дарить подарки?

А может, придумать целую систему бонусов, которая учитывает не только оценки, но и поведение ребенка?

Оценить по достоинству

Для одних родителей награждать ребенка за учебу - единственный способ спасти дневник от двоек, а для других - метод воспитания и приобщения к взрослой жизни. Тут, конечно, все зависит от самого школьника. Если его мотивируют хорошо учиться только деньги или подарки, то родители своей цели никогда не достигнут: знания в голове надолго не задержатся. Если же ты договорилась с ребенком, что учебный процесс -это работа, такая же трудная, как у родителей, только особая, детская, и ее результаты тоже оплачиваются, то подружить школьника с учебником будет чуть проще.

Система бонусов

Существует альтернативное решение проблемы, более интересное и продуктивное. Многие родители придумывают целую систему учета хороших и плохих оценок, превращая процесс обучения в игру. Вот как это выглядит.

1. За высокие оценки и хорошие дела (например, навел порядок в комнате, полил цветы, погулял с собакой, прочитал за неделю книгу, которая не входит в школьную программу, и т. д.) ребенку начисляются баллы.

2. За низкие оценки и оплошности баллы вычитаются.

3. Родители ведут учет результатов. Можно сделать базу данных в компьютере, прикрепить табличку магнитом к холодильнику или начертить ее на доске маркером.

4. Баллы, в свою очередь, приравниваются к каким-то поощрениям, например: 5 баллов меняем на 100 рублей, 10 - идем в выходные в кино, 15 - едем в развлекательный центр или покупаем новый спортивный костюм.

5. Если баллы уходят в минус за оплошности, то ребенок должен отработать долг, иначе никаких подарков и вознаграждений!

В итоге у ребенка есть собственный «банковский счет», только не с деньгами, а с баллами, которым он может распоряжаться, как хочет. Главное, что школьник понимает, что сам заслужил поощрение или наказание, и стремится вести себя лучше.

Ругать или хвалить?

Вирпи Рихтер, эксперт интернет-магазина детских товаров и игрушек myToys.ru:

«Дорогие родители, старайтесь анализировать проступки ребенка вместе с ним и ни в коем случае не ругайте его. Судить можно только о проделанной работе и ее итогах. Например: “Я знаю, что ты умный и сообразительный, но в этот раз ты недостаточно постарался, чтобы получить хороший результат”. В этом случае система ценностей ребенка не пострадает, зато у него появится желание что-то изменить, и он будет стремиться это сделать. Ведь даже если школьник говорит, что его не волнуют оценки и мнение одноклассников, на самом деле он все равно переживает по этому поводу»

Если твой малыш и так учится с удовольствием, то вряд ли поощрения заставят его учиться еще лучше. Система бонусов или просто постоянные подарки и вознаграждения уже не нужны для стимулирования - в этом случае они могут только избаловать ребенка. Главное, не забывай напоминать малышу о том, как ты гордишься его успехами. Почаще устраивай семейные праздники, чтобы вместе с ним порадоваться достижениям!

Нужно так поступать или нет – свободный выбор каждой отдельной семьи, однако в этой статье мы хотим дать некоторые рекомендации тем, кто считает, что необходимо поощрять ребенка за его успехи в учебе.

Мы опросили нескольких мам школьников «со стажем», и собрали их советы в один список. Может быть, нашим читателям пригодится какой-нибудь из описанных способов.

Наталья В., мама первоклассника:

«Мише (7 лет) пока достаточно моей похвалы и искренней радости. Даже если ему бывает тяжело заняться прописями сразу после школы, мы с ним делаем небольшой перерыв, а после хорошо выполненного задания я его хвалю, говорю, что очень им горжусь, и в следующий раз он старается с удвоенной силой, чтобы вновь получить от меня похвалу! Кроме похвалы на словах иногда выдаю ему конфетку – он у нас большой сладкоежка!»

Анастасия З., мама ученицы средних классов:

«Нашей Алене (11 лет) учеба дается нелегко. Особенно она не любит математику. Поэтому за каждую пятерку, которая дается ей только ценой больших трудов и усидчивости, мы с мужем придумываем ей какое-нибудь особое поощрение – совместную поездку в развлекательный центр, аквапарк или на пикник. После хорошо сделанного домашнего задания у нее есть время заняться любимыми делами – поиграть, посмотреть мультики, погулять во дворе с подружками. Если домашнее задание сделать к определенному времени она не успевает, потому что говорит, что уже устала и хочет сделать перерыв, что ж, тогда все развлечения отменяются. А бабушка за каждую пятерку в четверти (к сожалению, их пока не очень много) покупает Алене маленькие подарочки – красивую шапочку, конструктор, новый пенал или что-то еще, на ее выбор».

Мария К., мама двух школьников:

«Мои сыновья очень по-разному относятся к учебе. Старший, Кирюша (15 лет) – ответственный и серьезный, ему нравится учиться, а младший, Алеша (10 лет), часто ленится, и учит уроки только после многочисленных напоминаний. Он и учится похуже, чем старший, и успехи у него более редкие. Поэтому и поощрения у нас для них немного различаются. Если старшему за отличное окончание четверти и пятерки за контрольные мы часто позволяем всяческие послабления в режиме (подольше погулять с товарищами, попозже лечь спать перед выходными, посидеть за компьютером), то младшего приходится поощрять даже за четверки, особенно те, что ему даются с большим трудом. Когда он закончил четверть без троек, мы с мужем купили ему долгожданный планшет, а если он закончит год на четверки и пятерки, пообещали отправить в дорогой туристический лагерь, поэтому он сейчас очень старается – у него появился серьезный стимул».

Ольга Р., мама близнецов (9 лет):

«У нас школьные успехи отмечаются на специальном пробковом стенде, поделенном на две части – канцелярскими кнопками прикалываются бумажные пятерки и четверки. Если к концу недели у Романа больше пятерок, чем у Степана, то ему становится обидно, и на следующей неделе он прикладывает больше усилий, чтобы догнать брата. Здоровый дух соревнования и азарт помогает им обоим стремиться к успехам».

Оксана М., мама учащихся средних классов:

«Мы с мужем договорились с детьми (10 и 13 лет) о денежном поощрении. За каждую текущую пятерку мы выдаем им по 50 рублей, за четверку – по 20. За тройки и двойки у нас назначены «штрафы»: за тройку – минус 20 рублей, за двойку – минус 50. За пятерку в четверти – 100 рублей, за тройку – минус 100 рублей. Да, считать бывает трудновато, но у нас заведены специальные файлы, в которых мы ведем еженедельный подсчет, и суммарный подсчет в конце каждой четверти. Мы с мужем считаем, что учеба – это их работа, поэтому за хорошую работу поощряем, а за плохо и некачественно выполненную – штрафуем. Все абсолютно так, как будет потом и во взрослой жизни».

Итак, какие варианты поощрения за хорошую учебу мы можем рекомендовать:

  • активная похвала и радость родителя;
  • сладости;
  • подарки;
  • билеты в кинотеатр или развлекательный центр;
  • «стенд пятерок и четверок»;
  • послабления в режиме дня;
  • осуществление давнего желания – например, поездки;
  • увеличение времени пользования гаджетами;
  • семейное торжество по поводу окончания четверти или учебного года;
  • финансовое вознаграждение.

Как поощрять ребенка за хорошие оценки? Сначала давайте разберемся, какова цель таких поощрений? Родители хотят сказать любимому чаду «Молодец», «Мы гордимся тобой» и в то же время сильнее мотивировать его стремление учиться как можно лучше.

Как правильно выразить свою радость по поводу хорошей учебы?

Чаще всего детям дают за это деньги, объявляют устную благодарность, дарят подарки. Еще один нередко встречающийся вариант – родители не замечают успехи, негативно реагируют только на ухудшение уровня успеваемости.

Давать деньги, с одной стороны, кажется отличным стимулом. И логичным. Ведь взрослым за работу платят, почему бы не приравнять учебу к работе. Да и ребенку нужны же карманные деньги. Так пусть он их «зарабатывает» старанием в учебе, спорте, музыке (если ходит в музыкальную школу) и т.д. Захотел что-то купить – достаточно проявить себя как можно лучше на ниве образования и получить оговоренную сумму. И у родителей просить не нужно, и привыкает сам зарабатывать. Вроде бы и к самостоятельности приучается. С другой стороны, дети – гениальные манипуляторы. Об этом никогда нельзя забывать. Со временем любимое чадо понимает, что с родителями можно поменяться местами в вопросе кто кому предъявляет требования. И отношения будут строиться на уровне: вы мне определенную сумму – я вам хорошую отметку или радующие вас достижения в спорте, музыке и т.д. Нет денег – нет стараний. И что тогда делать?

Может лучше дарить подарки? Конечно, презенты являются приятным событием в жизни ребенка. Под подарками нужно понимать не только желаемую вещь, но и интересные поездки, посещение кино, театров, футбольных матчей и т.д. То есть что-то, что будет для ребенка радостным праздником.

Некоторые родители советуют просто выражать радость по поводу хороших достижений. И не приучать к чему-то большему. Ведь он учится для себя. Интересно, как ребенок может прочувствовать и осознать тезис: «Хорошая учеба нужна тебе. Сможешь поступить в вуз, получить престижную высокооплачиваемую работу». Для постижения всей глубины, мудрости и справедливости этих слов ему просто не хватает жизненного опыта. Удивляет вера родителей в то, что ребенок чувствует и понимает, что учеба нужна именно ему и от приложенных им сейчас стараний зависит его будущее. Любимое чадо учится для вас, чтобы … а далее варианты: чтобы вас порадовать, чтобы вы не злились на него, чтобы не выслушивать ваши надоевшие нотации… Каждый раз это «чтобы» будет разное. Но учится он для вас. Будь его воля, он, может быть, вообще не ходил бы в школу.

Но даже если бы и понимал, картина, скорее всего, существенно не изменилась бы. Почему? Приведем пример. Все родители прекрасно знают, что если они выучат, допустим, иностранный язык, в совершенстве освоят компьютер, то смогут получить еще более «престижную высокооплачиваемую работу» (заметили, это слова родителей, призванные вдохновить ребенка на учебные подвиги). И что? Родители самозабвенно учат и осваивают? Ничуть не бывало! А ведь они, в отличие от ребенка, понимают, насколько это улучшит качество их жизни. Дело в том, что кроме понимания нужны еще целеустремленность и огромная сила воли.

Если же родителям удалось воспитать у любимого чада непреодолимую тягу к новым знаниям, то, возможно, в качестве поощрения достаточно и улыбки, доброго слова. Ведь ребенок уже достаточно мотивирован, ему не нужны дополнительные стимулы для хорошей учебы. За что бы он ни взялся: школьные предметы, музыка, рисование и т.д. – ему все интересно. Для него узнать что-то новое – уже огромная награда, наслаждение. Ну а если и родители довольны при этом – отлично.

Так может быть самое правильное – использовать разные поощрения, неожиданные для ребенка: и деньги, и выражение радости и гордости за успехи любимого чада, и покупка чего-то очень желаемого им, и осуществление мечты (например, съездить на море, в другую страну и т.д.)? Как вы считаете?

Поощрять ребенка за хорошую учебу нужно обязательно. Это даст школьнику мотивацию, подарит ему уверенность в своих силах. Кроме того, так родители могут выразить свою гордость за сына или дочь.

Как поощрить ребенка за хорошую учебу

Поощрять ребенка за учебу можно разными способами. Кто-то из родителей хвалит за каждую отметку, кто-то переходит с ребенком на денежные отношения и платит за хорошую учебу. Некоторые родители покупают дорогие вещи, которые ребенок попросит, а кто-то отправляет сына или дочь на хороший отдых за границу. Способов поощрить детей существует множество, у каждого такого способа найдутся и положительные качества, и отрицательные.

Поощрения деньгами

Денежные поощрения за хорошие оценки известны многим семьям. Родители оплачивают ребенку получение четверок и пятерок или же платят какую-то определенную сумму за хорошие оценки в четверти. Это в самом деле повышает мотивацию ребенка, он начинает лучше стараться на уроках, повышается его успеваемость и улучшается поведение в школе. Такие родители считают, что учеба в школе служит для ребенка работой, а за хорошее выполнение работы положена премия.

Это мнение действительно справедливо, но нужно объяснять такому ребенку, что учится он не для учителей, родителей и не ради денег, а для себя. Полезно объяснять ему, для чего пригодятся полученные знания. Тогда мотивация ребенка не будет ограничена только желанием заработать. Кроме того, у таких детей может проявляться не просто мотивация получить хорошую оценку, а зависимость, когда они ходят в школу даже с температурой или заставляют себя учить нелюбимый предмет любой ценой, лишь бы им не поставили плохую отметку. А у некоторых школьников, которым платят родители, проявляется стремление к обману и скрытности, отстраненность от одноклассников, замкнутость.

Дарить подарки - это тоже одна из давних родительских традиций для поощрения школьников. Она достаточно эффективна как для мотивации ученика, так и для выражения родительской благодарности и похвалы за хорошую учебу. Когда ученик знает, что ему пообещали какую-то хорошую вещь, которую он давно хотел - компьютер, велосипед, планшет или телефон, он начинает стараться, чтобы закончить год с хорошими оценками. Часто таким подарком становится какое-то разрешение или отдых там, куда ребенок хочет отправиться. Но нужно договориться с ребенком на нечто приятное ему, чтобы он действительно хотел это получить, а также обговорить все условия такого соглашения заранее. Очень важно, чтобы родители обязательно выполнили это обещание, а не придирались в последний момент к какой-то мелочи и не отменяли своего решения. Иначе у ребенка может пропасть какая-либо мотивация к учебе.

Случайные статьи

Вверх