Как избирается и какие задачи выполняет совет многоквартирного дома. Из кого состоит совет дома в многоквартирном доме и каковы права и обязанности его председателя

В домах №43, №45 и №48 в п. Развилка на основании решений собственников созданы советы многоквартирных домов. Для чего они созданы зачем, постараемся разобраться в этом вопросе.

Совет многоквартирного дома, является органом, представляющим интересы собственников помещений в многоквартирном доме. Совет дома избирается в каждом доме с количеством квартир более четырех, где не создано товарищество собственников жилья и дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (ч. 1 ст. 161.1 Жилищного Кодекса РФ).

Совет многоквартирного дома избирается на срок два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в доме (ч. 10 ст. 161.1 ЖК РФ). Количество членов совета многоквартирного дома устанавливается на общем собрании собственников помещений. Если иное не установлено решением общего собрания собственников помещений, количество членов совета многоквартирного дома устанавливается с учетом имеющегося в данном доме количества подъездов, этажей, квартир (ч. 4 ст. 161.1 ЖК РФ).

Решение об избрании совета нового многоквартирного дома должно быть принято в течение одного календарного года с даты ввода дома в эксплуатацию.

Если такое решение не принято либо принятое решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок должен созвать общее собрание собственников помещений для избрания совета многоквартирного дома и его председателя (ч. 2 ст. 161.1 ЖК РФ).

Совет многоквартирного дома имеет следующие полномочия:

  1. Обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
  2. Выносит на общее собрание собственников предложения о порядке пользования общим имуществом, планирования и организации работ по его содержанию и ремонту, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в доме в отношении общего имущества и предоставления коммунальных услуг, об избрании комиссий из числа собственников помещений в доме, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома.
  3. Представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования и организации управления многоквартирным домом, содержания и ремонта общего имущества.
  4. Представляет собственникам (до рассмотрения на общем собрании собственников) свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании.
  5. Осуществляет контроль за оказанием услуг и выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества, за качеством предоставляемых коммунальных услуг.
  6. Представляет на утверждение годового общего собрания собственников отчет о проделанной работе.
  7. Осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 161.1 ЖК РФ).

Совет может осуществлять и иные полномочия, входящие в его компетенцию, — например ведение информационной работы с собственниками помещений для проведения общих собраний собственников, проведение опросов для оценки качества работы управляющей организации.

Кроме того, совет является субъектом общественного жилищного контроля (ч. 8 ст. 20 ЖК РФ). Данная статья гласит, что: «В целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как видно из данной статьи жилищного кодекса, полномочия совета дома достаточно существенные, и в первую очередь права совета многоквартирного дома заключаются в защите прав собственников жилья перед управляющей организацией. У совета дома есть право фиксировать все факты ненадлежащего качества предоставляемых услуг и сообщать об этом самой УК с требованием предоставлять только качественные коммунальные услуги. Жители домов всегда могут обратиться в совет дома и получить необходимую поддержку в решении того или иного вопроса. Поэтому жителям домов нужно активно в этом вопросе работать с советом дома.

Пункт 8 статьи 161.1 устанавливает, что председатель совета многоквартирного дома избирается из членов избранного совета многоквартирного дома. В связи с этим к обязанностям председателя многоквартирного дома относятся следующие функции:

  • Он ведет переговоры с управляющей организации о проекте договора управления, о возможности внесения в него изменений, в условия, которые не удовлетворяют собственников жилья. Представляет условия договора управления общему собранию собственников; Если собственники передали полномочия по заключению договора управления председателю совета многоквартирного дома, то он имеет возможность от их имени заключить договор управления;
  • Непосредственно контролирует все обязательства, которые должна выполнять управляющая организация и подписывает акты приемки работ, которые она провела; Также на основание доверенности от собственников может выступать в суде по вопросам, связанным с управлением многоквартирного дома и поставкой коммунальных услуг.

Собственникам выгодно обращаться за помощью в совет дома, поскольку и совет дома и собственники дома имеют общие интересы, они связаны единой судьбой в отношении дома, в решении его проблем, в улучшении состояния дома, его имущества. Если собственники обращаются в совет дома, то выявляются проблемы, находятся оптимальные пути их решения. И не нужно стесняться в таком обращении, больше активности, это исключительно обоюдовыгодное сотрудничество!

Если в многоквартирном доме нет ТСЖ или ЖСК, то владельцы жилья должны создать совет из числа собственников помещений. Для этого организуется общее собрание по данному вопросу.

Это прописано в законодательстве. Назначение совета многоквартирного дома требуется для создания уполномоченного органа, который будет представлять права всех жильцов.

Избирается совет во время общего собрания. Если владельцы жилья не сделали этого самостоятельно, то местные власти за срок в 3 месяца обязаны организовать мероприятие по выбору уполномоченного органа. Вместе с этим избирается и председатель.

Организация совета является обязанностью каждого многоквартирного дома. Эти и подобные аспекты закреплены законодательно.

Функции органа

Функции совета многоквартирного дома:

  • Выдвигает предложения об использовании общего имущества, выполнении работ, содержании и ремонте имущества, составлении документации;
  • Представляет владельцам помещений идеи относительно содержания и ремонта имущества;
  • Выдвигает свое решение по условиям документов, представленных для рассмотрения на собрании;
  • Выполняет проверку предоставленных услуг и работ по содержанию жилища;
  • Представляет отчет о своей деятельности.

Зачем нужен председатель

На организуемом собрании владельцев избирается председатель многоквартирного дома. К его обязанностям относится руководство деятельностью совета и подчинение собраниям собственников.

Он выполняет следующую работу:

  • До принятия решения об оформлении договора управления может вести переговоры по условиям этого документа;
  • Информирует собственников о результатах переговоров по всем вопросам;
  • Благодаря доверенности, предоставленной собственниками, может заключать договор управления домом. На основе договора владельцы помещений обретают права и обязанности по отношению к недвижимости. Собственники могут требовать копию документа;
  • Контролирует обязательства по оформленным договорам относительно предоставленных услуг;
  • Должен регулярно проводить ремонт недвижимости в зависимости от ее состояния.
  • Подписывает акты приемки работ и документацию по предоставлению услуг ненадлежащего качества;
  • Посещает суды, как представитель собственников помещений, по вопросам, относящихся к управлению и предоставлению коммунальных услуг.

Переизбрание

Собственники имеют право организовывать выборы совета. Он работает до переизбрания или при инициативе создать ТСЖ. Любое решение закрепляется документально, после чего начинает работать новый орган.

Совет многоквартирного дома избирают на 2 года, если другой срок не определен на общем собрании. При ненадлежащем выполнении обязанностей жильцы имеют право переизбрать его на общем собрании.

Очное собрание

Сначала необходим сбор инициативной группы, например, собрание по 1 представителю с каждого подъезда. В одиночку действовать можно, но дела будут продвигаться долго. А группа людей быстро добивается своего.

На собрании нужно обсудить важные вопросы благоустройства многоквартирного дома и территории. На мероприятии затрагиваются вопросы ремонта, финансов и договоров.

Главной задачей нужно поставить создание совета. Необходимо составить перечень кандидатов. В итоге издается протокол инициативной группы, которая выражает намерения организовать общее собрание и решить нужные вопросы.

Важно оповестить всех жителей о своей инициативе. Для этого составляется список с гражданами и занимаемой площадью. Потом следует создать объявления с информированием о проведении собрания. Делать это надо минимум за 10 дней. На мероприятии решаются только те вопросы, которые указаны в объявлении.

Необходимо дождаться собрания, где будут рассматриваться важные вопросы. Составляется документ со списком пришедших. На мероприятии происходит обсуждение, ведутся споры.

Решение будет законным, если оно принято большинством голосов. В ходе собрания необходимо назначение совета многоквартирного дома и председателя. Он выбирается только из числа присутствующих на срок – 2 года. В конце составляется протокол по итогам мероприятия.

Заочное собрание

Выборы совета многоквартирного дома на срок 2 года могут проходить заочно. Орган выбирается из числа собственников. Для этого не требуется присутствие владельцев недвижимости. Свое решение жильцы передают с помощью бюллетеня по обозначенному в уведомлении адресу.

Сначала инициатору нужно принять решение об организации мероприятия. Также необходима повестка собрания. Требуется указание кандидатур создания совета многоквартирного дома на срок 2 года.

Потом необходимо изготовление уведомлений со всеми вопросами голосования. Образцы документов можно взять в управляющей компании. В этих бюллетенях каждый собственник жилья должен написать личные сведения, а также указать решение по всем аспектам.

Уведомления рассылаются заказными письмами или разносятся по квартирам. Их обязательно выдают под роспись. По законодательству жильцам предоставлено 10 дней для раздумий и за этот срок они должны принять решение.

После заполнения документ отправляется по указанному адресу. С получением всех бюллетеней происходит обработка и подсчет результатов. Итоги оформляются в форме протокола, в котором указываются все рассмотренные вопросы с решениями. О результатах жильцов надо оповестить не позже 10 дней с конца голосования.

С принятием решения требуется его исполнение. Если кто-то из жильцов видит нарушение своих прав, то он может обратиться в суд. Также можно выдвинуть протест по поводу итогов.

При отсутствии претензий совет начинает работу с управляющей компанией. Заочное собрание намного удобнее. Каждый собственник может в тихой обстановке подумать над каждой задачей.

Организаторы мероприятия спокойно выполняют обработку документации, считают голоса, составляют протокол. Время, предоставленное для голосования, позволяет тщательно обдумать решение.

Подсчет голосов

Для создания совета многоквартирного дома общее собрание должно выполнить следующую работу:

  • Принять решение о реконструкции;
  • Принять постановление об использовании земельного участка;
  • Разработать правила пользования общим имуществом;
  • Выбрать лиц, которые будут представителями собственников при составлении договоров.

Решение по таким вопросам будет законным, если за него проголосовало не меньше 2/3 голосов от всех собственников. По другим сферам достаточно 50% проголосовавших.

Работа ТСЖ

Для эффективного управления домом собственники имеют право создания другой административной формы – ТСЖ. В этом случае владельцы помещений несут ответственность за состояние недвижимости и сбор средств.

Тогда будут решаться насущные проблемы благоустройства жилья и территории. Поскольку все люди не могут заниматься бытовыми нуждами, то выбирается правление.

В его работу входит составление плана на год, в котором расписывается получение и расход средств. ТСЖ составляет договоры и защищает права граждан.

К их обязанностям относится организация собраний по важным вопросам, контроль за поступлением денежных средств. Ответственные лица должны подбирать персонал для выполнения хозяйственных работ. Вся их деятельность фиксируется в уставе товарищества.

Вся работа выполняется с председателем. Его права и обязанности прописаны в Жилищном кодексе РФ. Ответственное лицо назначается из собственников квартир.

Желательно выбирать гражданина с высшим образованием и опытом работы в административной сфере. С председателем заключается трудовой договор, в котором указываются условия и принципы работы.

Так как товарищество считается юридическим лицом, то при смене председателя нужно сообщать об этом в налоговую инспекцию. Деятельность ТСЖ находится под контролем устава, Жилищного кодекса и Законодательства РФ.

Устав создается по итогам собрания жильцов. В нем обязательно указываются условия и принципы управления домом.

Председателем должна обеспечиваться следующая работа:

  • Выполнение хозяйственных и коммунальных работ;
  • Обеспечение качественных услуг;
  • Рассмотрение жалоб и предложений.

Это требует от сотрудника знаний в административной работе, Ведь только с их наличием обеспечивается качественная работа по управлению жилищным хозяйством.

Управляющая компания

Для регулирования жилищных вопросов назначается управляющая компания. Если хозяева помещений не могут определиться с типом управления, то именно такая организация приступает к своей деятельности. Жильцы должны согласовать условия работы. Обязательно оформляется договор, в котором закрепляются все аспекты деятельности.

Выбранная организация на протяжении установленного времени берет на себя следующую деятельность:

  • Осуществление работ, благодаря которым помещения будут комфортны для проживания;
  • Предоставление коммунальных услуг;
  • Выполнение прочей деятельности, относящейся к дому.

Договор составляется на определенный период. Если качество услуг не устраивает жильцов, то они могут расторгнуть договор. Это прописано в Жилищном кодексе. У собственников есть право выбора другой компании. Также они могут изменять способ управления.

Преимуществом работы с управляющей компанией является рыночная основа взаимоотношений и удобство управления. Но не все положительные стороны реализуются. К тому же есть и недостатки.

Об этом свидетельствуют тарифы, которые постоянно повышаются. Собственники не могут контролировать оказываемые услуги и работы. Процедура смены достаточно сложная.

Какой бы орган управления ни был выбран, он должен ответственно относиться к работе. В его деятельность входит контроль за качеством предоставленных услуг.

Обычно к ним относят поставку и отведение воды, отопление, газ, электричество. Важное значение имеет уборка территории. В зависимости от времени года она выполняется со специальной техникой.

Это нужно не только для чистоты, но и для безопасности жильцов. Для этого нанимаются работники, которые будут следить за определенными сферами. Компания обязательно контролирует поступление оплаты, взносы за капитальный ремонт.

Все возникающие спорные ситуации тоже решаются с ее помощью. В работу учреждения входит контроль за многоквартирным домом и территорией, чтобы жизнь людей была комфортной.

1. В случае, если в многоквартирном доме не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры, собственники помещений в данном доме на своем общем собрании обязаны избрать совет многоквартирного дома из числа собственников помещений в данном доме. Регистрация совета многоквартирного дома в органах местного самоуправления или иных органах не осуществляется.

2. В случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, при условии, если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о создании в данном доме товарищества собственников жилья.

3. Совет многоквартирного дома не может быть избран применительно к нескольким многоквартирным домам.

4. Количество членов совета многоквартирного дома устанавливается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, количество членов совета многоквартирного дома устанавливается с учетом имеющегося в данном доме количества подъездов, этажей, квартир.

5. Совет многоквартирного дома:

1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;

3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;

5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;

6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе;

7) осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

6. Из числа членов совета многоквартирного дома на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избирается председатель совета многоквартирного дома.

7. Председатель совета многоквартирного дома осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме.

8. Председатель совета многоквартирного дома:

1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

2) доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей части;

3) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса. По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;

4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;

5) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг;

6) осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

8.1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера.

9. Совет многоквартирного дома действует до переизбрания на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме или в случае принятия решения о создании товарищества собственников жилья до избрания правления товарищества собственников жилья.

10. Совет многоквартирного дома подлежит переизбранию на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме каждые два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в данном доме. В случае непринятия в установленный срок на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о переизбрании совета многоквартирного дома полномочия совета многоквартирного дома продлеваются на тот же срок. При ненадлежащем исполнении своих обязанностей совет многоквартирного дома может быть досрочно переизбран общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

11. Для подготовки предложений по отдельным вопросам, связанным с деятельностью по управлению многоквартирным домом, могут избираться комиссии собственников помещений в данном доме, которые являются коллегиальными совещательными органами управления многоквартирным домом.

12. Комиссии собственников помещений в многоквартирном доме избираются по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или по решению совета многоквартирного дома.

13. Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято решение об использовании системы или иной информационной системы с учетом функций указанных систем в деятельности совета многоквартирного дома, председателя совета многоквартирного дома, комиссий собственников помещений в многоквартирном доме в случае их избрания, а также об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на обеспечение деятельности указанных совета, председателя, комиссий.

Комментарий к Ст. 161.1 ЖК РФ

1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме при всей своей значимости как единственный орган управления таким домом и как форма выражения воли указанных собственников не всегда является достаточно гибким инструментом для руководства текущей деятельностью по управлению многоквартирным домом. Часто предоставленные собственникам помещений права на создание своих объединений по разным причинам реализованы не в полной мере. Не редки случаи, когда собственники помещений в многоквартирном доме самостоятельно не осуществили выбор способа управления многоквартирным домом и отбор управляющей организации обеспечен органом местного самоуправления в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ без участия собственников помещений. Понятно, что собственники помещений ни при каких обстоятельствах не должны быть отстранены от решения текущих вопросов по обеспечению прежде всего надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома и его обслуживания.
———————————
По данным Росстата, в Российской Федерации на 1 января 2011 г. доля общей площади многоквартирных домов, которыми управляют товарищества собственников жилья, в общей площади всех многоквартирных домов составляет 19,8% (с учетом «многодомовых» товариществ собственников жилья).

2. Комментируемой статьей существенно расширены возможности собственников помещений, во-первых, в части более эффективного формирования и согласования собственниками помещений решений, направленных на повышение качества обслуживания и управления многоквартирным домом, и, во-вторых, закреплены конкретные полномочия в осуществлении контроля за оказанием услуг и (или) выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества такого дома, а также контроля за предоставлением коммунальных услуг надлежащего качества. Указанные возможности и права в соответствии с новыми правилами должны применяться в случаях, если собственники помещений не смогли объединиться в товарищество собственников жилья либо дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Поэтому при отсутствии в многоквартирном доме создаваемых собственниками помещений из своего состава объединений в форме юридических лиц такие собственники на своем общем собрании должны избрать совет дома, а из числа лиц данного совета избрать его председателя. При этом в состав совета дома могут входить только собственники помещений данного многоквартирного дома. Кроме того, в отличие от правил, допускающих в определенных случаях создание так называемых многодомовых товариществ (ч. 2 ст. 136 ЖК), т.е. объединений собственников помещений в форме юридических лиц для управления несколькими многоквартирными домами, избрание одного совета дома собственниками помещений нескольких многоквартирных домов не допускается. Для исключения такой возможности в ч. 3 комментируемой статьи установлен императивный запрет.

3. Жилищный кодекс РФ устанавливает для собственников помещений многоквартирного дома императивное требование о необходимости избрания ими в указанном случае совета дома. Исключение составляют только так называемые малоквартирные дома, число квартир в которых менее пяти.

Необходимо обратить внимание, что численный критерий, отражающий минимальное пороговое значение для необходимости избрания совета дома, ориентирован исключительно на число квартир. Поэтому в данном случае не имеют значения такие параметры, как количество нежилых помещений и количество собственников жилых и иных помещений, в том числе комнат. Используемый в ч. 1 комментируемой статьи численный критерий количества квартир разграничивает только исполнение собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по избранию совета дома, но не ограничивает собственников помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором менее пяти, также избрать на своем общем собрании совет дома и председателя такого совета. В данном случае собственники помещений в таких малоквартирных домах не связаны императивными рамками по обязательному избранию совета дома.

4. Создание собственниками помещений на своем общем собрании совета дома не влечет необходимости совершения действий по регистрации такого объединения в органах местного самоуправления или любых иных органах. Указание на отсутствие регистрации, как представляется, введено, с одной стороны, с целью подчеркнуть, что такая форма самоорганизации группы собственников помещений в многоквартирном доме не может являться юридическим лицом, с другой — для устранения препятствий и давления со стороны любых административных органов в процессе реализации права указанных собственников на создание совета дома. Вместе с тем следует признать, что отсутствие предписаний о необходимости хотя бы ведения органами местного самоуправления учета избранных в конкретных многоквартирных домах советов дома, а также председателей таких советов на практике не будет способствовать их легитимному восприятию во взаимоотношениях с третьими лицами, в особенности с управляющими организациями.

Практические сложности будут иметь место также во взаимоотношениях между советами дома и их председателями с органами местного самоуправления, учитывая, что на орган местного самоуправления возложена обязанность по организации проведения проверки деятельности управляющих организаций на основании обращений председателя совета соответствующего многоквартирного дома. В то же время орган местного самоуправления должен иметь актуальную информацию о действующих в многоквартирных домах советах дома и о председателях таких советов прежде всего потому, что выполнение возложенной ч. 2 комментируемой статьи обязанности по созыву органом местного самоуправления общего собрания собственников помещений при невыполнении обязанности по избранию совета дома в предусмотренных случаях может быть реализовано таким органом только при наличии необходимой информации от собственников помещений соответствующего многоквартирного дома.

Актуальная информация о советах домов и их председателях также необходима и жилищным инспекциям, учитывая, что данным органам субъектов Российской Федерации предоставлены права на обращение в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, если такое решение не соответствует положениям ЖК РФ, а также на проведение, с согласия собственников, обследования жилых помещений, исследований, испытаний, расследований, экспертиз и других мероприятий по контролю.

Следует признать, что предоставление информации об избрании общим собранием собственников помещений совета дома и его председателя прежде всего обеспечивает интересы собственников помещений, а сбор такой информации крайне необходим органам местного самоуправления для реализации возложенных на них обязанностей. Поэтому собственникам помещений следует незамедлительно уведомлять орган местного самоуправления об избрании совета дома и его председателя, а органам местного самоуправления необходимо организовать сбор и хранение соответствующих сведений, основываясь в том числе на исполнении предусмотренных ч. 3 ст. 165 ЖК РФ обязанностей по предоставлению гражданам информации, затрагивающей сферу жилищно-коммунальных отношений.

Необходимо обратить внимание на то, что орган местного самоуправления обязан организовать созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, если в предусмотренных комментируемой статьей случаях указанные собственники самостоятельно не осуществили избрание совета дома и его председателя. Для собственников помещений в многоквартирном доме установлен период, составляющий календарный год, в течение которого должно быть проведено общее собрание, на котором должен быть рассмотрен вопрос о выборе совета дома и его председателя. С учетом ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» отсчет календарного года осуществляется со дня вступления в силу названного Закона, который согласно его ст. 9 вступил в силу через 10 дней после опубликования. Принимая во внимание дату официальной публикации, начиная с 17 июня 2011 г. в течение календарного года собственникам помещений в многоквартирных домах необходимо в предусмотренных ЖК РФ случаях обеспечить избрание совета дома и его председателя.

Для органов местного самоуправления установлен специальный срок в три месяца, отсчет которого осуществляется по истечении указанного календарного года. При этом, если в предусмотренных ЖК РФ случаях в соответствующем доме не проведено общее собрание, на котором избраны совет дома и его председатель, орган местного самоуправления в период с 17 июня по 17 сентября 2012 г. должен организовать проведение общих собраний в таких домах. В повестку дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, организуемого при содействии органа местного самоуправления, включается вопрос либо об избрании совета дома и его председателя, либо о создании товарищества собственников жилья.

Возложение обязанности по организации проведения указанного собрания на орган местного самоуправления в сравнении с обязанностью по проведению данным органом открытого конкурса по отбору управляющей организации (ч. 4 ст. 161 ЖК) представляется не достаточно обоснованным. Если «пассивное» отношение собственников помещений в многоквартирном доме в вопросе выбора способа управления замещается административными процедурами по понятным причинам, в данном случае такая пассивность не должна приводить к разрушению жилищного фонда и влиять на безопасность условий проживания. Преодоление же пассивности таких собственников по инициативе органа местного самоуправления в вопросе избрания совета дома и его председателя нельзя объяснить необходимостью обеспечения непрерывного управления домом, в таком доме не создаются условия, приводящие к утрате управления домом. Если «формально» избранные при содействии органа местного самоуправления совет дома и его председатель не будут активно пользоваться предоставленными комментируемой статьей правами, то не произойдет никаких изменений в улучшении качества «жизни» дома, для обеспечения чего и предусмотрено создание совета дома.

5. Только общее собрание собственников помещений многоквартирного дома является единственным, постоянно существующим органом управления многоквартирным домом (см. комментарий к ст. 44 ЖК). Поэтому совет дома не следует рассматривать как самостоятельный орган управления многоквартирным домом. Конечно, совет дома не является альтернативным способом управления и не заменяет собой общее собрание.

Исходя из целей создания совета дома и его компетенции избираемый из числа собственников помещений в многоквартирном доме совет следует рассматривать как законодательно установленный вид самоорганизации собственников помещений в конкретном доме, посредством которого создается действующий на постоянной основе актив собственников такого дома.

Совет дома условно можно рассматривать как аналог действовавших в советский период домовых комитетов, которые также избирались на общем собрании жильцов или их представителей от домов, корпусов, подъездов (по нормам, устанавливаемым соответствующим исполкомом местного Совета народных депутатов, комитетом профсоюза предприятия, организации и учреждения) открытым голосованием сроком на два года в составе не менее семи человек. При этом цели создания совета дома и домового комитета с поправкой на имевшие место социально-экономические отношения практически совпадают.
———————————
Постановление Совмина РСФСР, ВЦСПС от 9 августа 1968 г. N 548 «Об усилении роли домовых комитетов в управлении государственным жилищным фондом» (СП РСФСР. 1968. N 15. Ст. 75).

Домовый комитет образовывался на общественных началах в каждой жилищно-эксплуатационной организации исполкома местного Совета народных депутатов, предприятия, организации и учреждения в целях широкого привлечения населения к управлению государственным жилищным фондом и для содействия жилищно-эксплуатационной организации в ее работе по обеспечению сохранности жилищ и их дальнейшего благоустройства, по улучшению жилищных условий трудящихся и образцовому содержанию квартир, домов, дворов, придомовых участков и объектов благоустройства.

Случайные статьи

Вверх