Импортозамещение список. Импортозамещение сошло на нет

Основным законом для экономического роста в стране является превышение экспорта над импортом товаров. Стимулирование импортозамещения применялось многими странами, и в настоящее время данная политика практикуется.

Импортозамещение представляет собой процесс замещения импортных товаров отечественными.

Для реализации программы импортозамещения правительством страны могут использоваться несколько методов, которые применяются как в отдельности, так и в комплексе:

  • тарифные методы — подразумевают повышения пошлин на ввозимый товар;
  • нетарифные методы, в рамках которых устанавливают квоты или вводят необходимость получения определенных лицензий для ввоза товаров;
  • стимулирование производства товаров на территории самого государства.

Путем импортозамещения двигались многие страны, и их опыт свидетельствует как о положительных сторонах импортозамещения, так и негативных.

Приведем сравнительную характеристику импортозамещения в таблице 1.

Таблица 1

Положительные стороны импортозамещения Отрицательные стороны импортозамещения
Рост занятости населения в условиях развития собственного производства; Эффективность национальных компаний снижается в результате смягчения конкуренции;
Повышение экономической безопасности страны; При небольших объемах внутреннего рынка, ограничение импорта приведет росту издержек производства;
Повышение уровня образования при необходимости развития инновационных отраслей для страны. Замещение высокотехничной продукции затруднительно при недостаточном развитии своей продукции.

Проблемы импортозамещения в России

Правительством России в 2014 году был взят курс на импортозамещение. В качестве основного метода его реализации было выбрано стимулирование отечественных производителей.

Необходимость импортозамещения в отечественной экономике назрела давно. Российская экономика долгое время имеет исключительно сырьевую направленность, что привело к импортозависимости в промышленности, торговле и иных отраслях.

Согласно оценке Правительства РФ, доля импорта в промышленности для станкостроения составляет 90%, для машиностроения – 70%, – 60%, для оборудования энергетической отрасли – 50%, сельхозмашиностроение от 50 до 90% (в зависимости от категории продукции). В фармацевтической отрасли доля импорта достигает 90%.

Импульсом для разработки программы импортозамещения послужили санкции западных стран в отношении России.

В начале 2014 года была подготовлена государственная программа №328 «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», период реализации которой рассчитан до 2020 года.

Программа импортозамещения в России: от слов к делу

Осенью 2014 года Правительство начало активно поддерживать инвестиционные проекты в рамках импортозамещения.

  • напрямую, а именно через субсидии, гранты и преференции;
  • косвенно — через повышение объемов коммерческих кредитов, которые предоставляют банки предприятиям на льготных условиях.

Основными секторами экономики, получившими возможность государственной поддержки в рамках программы импортозамещения являются:

Зависимость внутреннего рынка от зарубежных поставок имеет длинный перечень товаров, что усиливает это значение. Российская промышленность на сегодняшний день не может удовлетворять внутренний спрос и в количественном, и в качественном отношении.

Одной из причин этого является спад на рынке отечественной промышленности в последнем двадцатилетии.

Преодолеть импортную зависимость возможно, если отечественные заводы-изготовители будут способны выпускать конкурентоспособную продукцию, сопоставимую по цене и качеству с зарубежными аналогами.

Для реализации импортозамещения в российской промышленности существует два пути:

  • полная загрузка производственных мощностей и их расширение;
  • технологическое обновление производственного процесса.

Правительство разработало 20 отдельных программ по импортозамещению, которые включают более двух тысяч направлений производства, в том числе:

  • фармацевтическое производство;
  • химическое производство;
  • автомобилестроение;
  • станкоинструментальное и иные направления.

Для каждой отрасли определены предприятия, которые будут принимать участие в реализации программы, и для них разработаны меры по стимулированию, которые учитывают их специфику.

Для контроля деятельности по реализации данных программ созданы рабочие группы, которые подводят промежуточные квартальные итоги, а также помогают налаживать связь между производителем и покупателем.

Согласно итогам 3 кварталов 2016 года, наблюдается рост производства по следующим направлениям (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года):

  • паровые котлы, ядерные реакторы +17%;
  • станки +10%;
  • лекарства +11,8%;
  • чугунные и стальные трубы +6,9%.

Импортозамещение в IT-сфере

21 век – это век высоких технологий. Но положение, сложившееся на российском рынке программного обеспечения (ПО), оставляет желать лучшего. Зависимость страны от зарубежного ПО имеет высокую степень, как при бытовом использовании, так и на уровне крупных предприятий.

Вытеснить мировые бренды с рынка даже на 10% будет не простой задачей, так как массовая закупка IT-базы была произведена у западных поставщиков, и теперь находится на их обслуживании. Даже в банковской сфере применение западного программного обеспечения повсеместно.

Основной задачей при реализации программы импортозамещения в IT сфере является не отказ от иностранных программ, а создание таких условий в стране, при которых:

  • На территории страны будет разрабатываться качественное ПО;
  • В командах разработчиков ПО из разных стран не менее половины команды будет представлено российскими программистами;
  • Интеллектуальная собственность на разработанное ПО будет принадлежать отечественным предприятиям.

В таблице 2 представим результаты реализации импортозамещениея по направлению IT, которые должны быть достигнуты.

Таблица 2

Таким образом, при положительных результатах импортозамещения России удастся уйти от импортной зависимости во многих отраслях экономики. Стимулирование собственного производства позволит создать рабочие места и улучшить материальное положение населения страны.

Внимание!

Компания «VVS» оказывает исключительно аналитические услуги и не консультирует по теоретическим вопросам основ маркетинга (расчету емкости, методов ценообразования и др.)

Данная статья носит ислючительно информационный характер!

С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться .

Вконтакте

Одноклассники

С момента введения санкций 2014 года против Российской Федерации прошло три года. В самом начале стал вопрос о снижении зависимости экономики страны от западных производителей. Правительством была создана программа по импортозамещению, итоги которой сейчас можно оценить по кривой снижения ввоза импортных товаров. Самая высокая прибыль пришлась на определенные отрасли импортозамещения в 2016 году, анализ их проведем ниже.

Наиболее развитые отрасли импортозамещения в России

В десятке самых динамично развивающихся сегментов российской экономики, которые включены , машиностроение занимает последнюю ступень.

  • Место № 10. Машиностроение.

Фундаментальная отрасль экономики российского государства, к сожалению, более чем на 80 % была зависима от ввоза продукции извне. А значит, уязвима вся экономическая система страны. Отметим, что на данном этапе восстанавливается работа машиностроительных предприятий, приостановленная из-за ограничений. К примеру, возобновляет деятельность Саратовский завод тяжелых зуборезных станков, вновь производит комплектующие для горнодобывающей техники предприятие «Черновские ЦЭММ», новые модели гидравлических экскаваторов сходят с конвейера «Уралмашзавода».

  • Место № 9. Производство текстиля.

В различных отраслях сектора импорт составлял примерно от 30 до 50 %. Главные проблемы легкой промышленности, которые может решить импортозамещение: в стране недостаточно предприятий, занимающихся выработкой тканей, пошивом одежды, а также ограничено предложение на внутреннем рынке первичной продукции – хлопка, льна и др.

В этой отрасли импортозамещения уже начали работу новые или перенаправленные старые производства: модернизирована фабрика по пошиву одежды ООО «БТК Трикотаж» в Тульской области, открылась компания «Текстиль Индустрия» на территории Кабардино-Балкарии – один из крупнейших производителей трикотажа в стране.

Ведется селекционная работа по выведению устойчивых к холоду сортов хлопка для выращивания в прохладных аграрных регионах России. Так, Волгоградская область уже два года является поставщиком этого сырья на внутреннем рынке РФ.

  • Место № 8. Производство рыбной продукции.

Ранее проблема в этой отрасли импортозамещения не стояла, т. к. импорт здесь был сравнительно невелик. Но и тут, благодаря инвестициям, появились значительные изменения. ООО «Рыбная компания «Полярное море+» открыла в Мурманской области фабрику по переработке рыбы и морепродуктов с возможностью выпуска до 10 000 тонн готового продукта в год. Среди прочего здесь применяется технология суперзаморозки для производства мороженой рыбы.

Три года назад тилапию в Россию поставляли исключительно из-за рубежа, теперь эту рыбу растят в Астраханской области. Новое хозяйство даст до 1 000 тонн продукции в год. И Хабаровский край реализует программу импортозамещения – создает предприятие по переработке рыбы на основе старых цехов.

  • Место № 7. Туристические услуги.

Многие российские регионы до введения политики импортозамещения были мало интересны для туристической индустрии из-за отсутствия инфраструктуры, разработанных маршрутов и интересных для посещения объектов. На уровне региональных властей ведутся разработки новых туристических брендов, привлекаются инвесторы. В этой отрасли идет поиск направлений, привлекающих не только любителей активно отдохнуть и получить эмоциональную разгрузку. Упор делается на интеллектуальный, гастрономический и медицинский туризм, посещение новых уникальных культурных центров.

Новороссийск реализует новую для региона разновидность услуг – винный туризм. Внедряется ряд новых маршрутов, таких как «Серебряное ожерелье России», с курсом на импортозамещение расширяют существующие алтайские курортные зоны. Очень важно для развития внутреннего туризма введение национальной системы бронирования билетов.

  • Место № 6. Нефтегазовое производство.

Нефтегазодобывающая промышленность приносит наибольшие поступления в казну Российской Федерации. Ряд предприятий этого сектора активно включился в программу своей отрасли импортозамещения в 2016 г. и ранее. Оперативно отреагировал «Газпром» – он будет получать специфическое оборудование для газовой промышленности от отечественного завода «Трубодеталь».

Стратегия импортозамещения способствует развитию отечественных производственных баз посредством программ инвестиций. Благодаря им «Промприбор» стал выпускать оборудование для транспортировки сырья от самой скважины до места переработки.

  • Место № 5. Медицинская промышленность.

В этой отрасли импортозамещения ставку делают на фармакологические новшества и создание принципиально нового . Внедряются российские аналоги импортных препаратов. Дженерики лекарственных средств, которые ранее ввозились из-за рубежа, уже производят в Казани. Интеллектуальные протезы для детей изготавливают в Архангельске, инновационные препараты для борьбы с туберкулезом и атеросклерозом созданы в Иркутской области. В соответствии с новой промышленной политикой и ориентацией на импортозамещение в регионах внедряется кластеризация фармпроизводств, что поможет стабилизировать отрасль, произвести интеграцию научных разработок и широкого производства.

  • Место № 4. Производство транспорта.

Практически ключевое место импорт занимал в отрасли производства основных деталей для большинства видов транспорта. После внедрения новых экономических стратегий у целого ряда транспортных комплексов использование отечественных комплектующих возросло до 93 %. Россия, решая вопрос в этой отрасли импортозамещения, расширяет свои производства, и ОАО «Транспневматика» теперь будет производить на своей базе новейшее тормозное оборудование для поездов. В том числе и для «Газпрома» «Курганхиммаш» запустил производство оффшорных танк-контейнеров, которые до настоящего времени на территории нашей страны не выпускались. Улан-Удэнский ЛВРЗ освоил выпуск ранее ввозимых с Украины комплектующих для ремонта тепловозов.

  • Место № 3. Производство программного обеспечения для ЭВМ.

К сожалению, в стране до сих пор превалирует использование зарубежного программного обеспечения. Без офисных пакетов и специальных программ будет парализована работа крупных компаний и корпораций, даст сбой система госуправления. Перевод главнейших предприятий и государственных органов управления на российские программные разработки – одна из самых важных задач импортозамещения.

Для построения в каждой отрасли надежных информационных систем, закрытых от вторжений различного рода, создана собственная интеграционная платформа «Циркон». Завершена разработка Единого реестра российского программного обеспечения. Фактически исключили из своей работы западные программы «РЖД», «Ростелеком», «Сбербанк» и другие ключевые компании Российской Федерации. Активно ведется работа по импортозамещению в области мобильных операционных систем.

  • Место № 2. Химическая промышленность.

Перед ведущими химиками в рамках программы для этой отрасли импортозамещения поставлена задача синтеза веществ, способных открыть новые возможности для промышленности России. В результате исследований в Татарстане открыт первый в РФ завод по производству современной упаковки. Восстанавливает производство товарного латекса ПАО «Омский каучук». А «Нижнекамскнефтехим» начал выпуск полиэтилена для изоляционного покрытия кабелей, производимого ранее из зарубежных материалов.

  • Место № 1. Производство сельхозпродукции.

Санкции Запада вызвали заметные изменения в сельскохозяйственной отрасли страны. Требовал импортозамещения колоссальный пласт аграрной продукции – от мясных и молочных изделий до элитных семян. Несколько лет работы по насыщению внутреннего рынка такими товарами дали заметный результат.<

Например, Алтай по программе импортозамещения поставляет мраморную говядину, и производство растет. Для выращивания садовых культур в Дагестане заложено свыше 1 500 га площади. Группа «Черкизов» расширяет в Липецкой области птицеводческое хозяйство. «ТюменьАгро» благодаря постройке тепличного комбината стал крупнейшим поставщиком свежей растительной продукции в регионе. С каждым годом развитие всех направлений отрасли сельского хозяйства в РФ набирает обороты.

Передовая отрасль импортозамещения в 2016 году – сельское хозяйство

Одна из высокодоходных отраслей России – агропромышленный комплекс. Его ресурсов при соответствующем уровне технического обеспечения было достаточно для поддержки производств данного сегмента. Законы экономической конкуренции диктуют необходимость повышать эффективность всех субъектов рыночных отношений.

Но наши производители, к сожалению, оказались недостаточно готовы к зарубежной товарной экспансии, это отчасти послужило причиной реформации экономической политики. Импортозамещение стало наилучшим решением в этой непростой ситуации. Для российской отрасли сельского хозяйства оно призвано стать своеобразным мостом для перехода к новому в технологическом отношении уровню работы.

Концепция программы по импортозамещению в отрасли гармонично вписалась в основные идеи «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», утвержденной в 2010 г. Последний документ неоднократно дорабатывался, но его суть неизменна: на российском рынке необходимо создать условия, позволяющие отечественным производителям прочно встать на ноги, что сделает экономику отрасли практически независимой от ввоза товаров извне. Импортозамещение в итоге стало одним из путей реализации доктрины. Снижение ввоза импортных продуктов, кстати, привело к коррекции программы развития аграрной сферы России.

Но возникли вопросы и в области макроэкономики, технологической базы и агроэкологических факторов. Эти проблемы могут обостриться в случае значительного снижения импорта или полного отказа от зарубежной продукции. Специалисты рекомендуют не усердствовать в ограничениях и соблюдать баланс.

Задачи развития агропромышленного комплекса:

    Первоочередной задачей в этой отрасли импортозамещения становится поддержка интеграционного процесса, который направлен на улучшение взаимодействия хозяйствующих субъектов аграрной сферы на разных уровнях управления.

    Оптимизация эффективного контроля и управления агропромышленным комплексом, что будет способствовать повышению производительности фермерского хозяйства как базы всей отрасли.

    Стимулирование (в рамках импортозамещения) внедрения новых экономических инструментов для поддержки отрасли, оптимизация логистики в процессе взаимодействия партнеров, активное решение вопросов распределения и потребления готовой продукции и сырьевых ресурсов.

В результате исследования работы сельхозпредприятий выявлена их неэффективность в удовлетворении потребностей современных потребителей. Это касается и качества продукта, и второстепенных вопросов взаимодействия всех субъектов.

Стратегические цели, которые ставит перед аграриями государственная программа импортозамещения, реально достичь при условии разрешения ряда вопросов, давно возникших в этой отрасли. В том числе необходимо расширение потока инвестиций в сельское хозяйство, оптимизация эффективного землепользования, мелиорация земель, устранение производственного застоя в скотоводстве, стимуляция отечественного машиностроения для решения нужд сельского хозяйства и т. д.

Факторы и особенности развития сельского хозяйства в РФ:

    Эта отрасль еще частично зависима от поставок из-за рубежа. Не во всех ее сегментах возможно полностью обеспечивать своим продуктом соответствующие ниши. В результате наблюдается перекос и в эффективности производства в различных подотраслях.

    В аграрной отрасли импортозамещения все существенно зависит от государственной поддержки. Поэтому целый массив мероприятий, в том числе и программа развития частного фермерского хозяйства, разрабатывается на государственном уровне, ставка делается на регионы с большим агропромышленным потенциалом.

    Техническая и технологическая отсталость отрасли – важная проблема импортозамещения, которая становится на пути повышения эффективности работы сельхозпредприятий. Доходов производителей начального звена в сельскохозяйственном процессе недостаточно для модернизации технической базы.

Большую роль играет и доступность рынка для производителей. Препятствует решению поставленных программой импортозамещения задач в сельском хозяйстве отсталая инфраструктура. Ее неэффективность сильно влияет на саму отрасль и на экономическую ситуацию в целом. Это ярко отражается на малых предприятиях, которые и без того с трудом выдерживают конкуренцию с крупными сетями из числа российских товаропроизводителей.

На этой ступени реализации программы импортозамещения для зарубежных производителей российский рынок закрыт. Но отвергать заграничный опыт в аграрном секторе совершенно неразумно. Например, импортозамещение в сельском хозяйстве может привести к системе, опирающейся на принцип замкнутого производства внутри отрасли. Производители будут задействованы в логистических цепочках и поставках товара на прилавки. Но потребуется глубокая модернизация схем взаимодействия между участниками рынка на всех уровнях. Зато сами производители в значительной мере увеличат доход, а для потребителя цена товара будет существенно ниже.

Проблемы в развитии отрасли импортозамещения

Федеральная таможенная служба указала, что к середине 2017 г. показатели ввоза зарубежной продукции в Россию увеличились практически на 1/4. Выводы напрашиваются различные. К примеру, что процесс в любой отрасли импортозамещения пока для российской экономики – не более чем утопия. А может это результат повышения спроса, т. е. возросший процент закупок показывает, что кризисная ситуация для потребителей и инвесторов постепенно разрешается. Во всяком случае, курс рубля по-прежнему является ключевым стимулятором импорта.

В сравнении с благоприятными для страны временами показатели импорта невелики, невзирая на скачок этой цифры в начале 2017 года. Во втором полугодии докризисного 2014 года россияне закупили зарубежных товаров на 152 миллиарда долларов. А последний результат чуть превысил 1/2 данных этого периода.

Категория «машины и оборудование», несмотря на достижения отрасли машиностроения в импортозамещении, лидирует в зарубежных поставках. Май 2017 года – 52,2 % (от общего показателя импорта), июнь – 53 %. Июнь прошлого, 2016 года показал 49 %, и эти цифры могут стать доказательством положительных тенденций в экономике страны.

Но и импорт товаров народного потребления значительно возрос. Так, в июне обуви и изделий из текстиля было ввезено на 36,2 % больше. Общая сумма оказалась свыше миллиарда долларов. Импорт лекарственных препаратов также в незначительной степени стал выше.

Укрепления курса рубля оказалось достаточно для бурного роста закупок из-за рубежа. В начале 2016 года средняя стоимость доллара колебалась около 70 рублей, и 57-58 рублей в первом полугодии 2017-го. Приведенные примеры показали несостоятельность программ импортозамещения для большинства отраслей.

Исключение есть. Показатели импорта в аграрном секторе и в производстве продовольственных товаров продолжают снижаться. На фоне скачка импортных закупок в других отраслях снижение на 3,1 % кажется ощутимым. Задачи в этой отрасли импортозамещения все же постепенно реализуются.

Отчасти снижение ввоза связано с продолжением снижения расходов наших граждан. Почти до нуля упал спрос на продукты премиум-класса, чаще всего импортного происхождения. Да и отмены эмбарго в продовольственной отрасли пока не предвидится.

Но возможно возникновение крупной проблемы в макроэкономике: с ростом импорта начнется снижение роста ВВП (часть которого – чистый экспорт), в связи с тем, что сальдо платежного баланса сократится. Хотя, по мнению экспертов – это вопрос скорее отдаленного будущего.

События 2014 года, после которых западные страны ввели санкции, повлекли за собой потребность в срочном импортозамещении продукции. Рынок ВПК – не исключение. Однако полной победы отечественного производителя до сих пор не случилось. Одна из основных причин – бюрократия. Промышленники рассказали Mil.Press Военное, что объем сопроводительной документации для поставок в интересах оборонки для российских производителей и иностранных компаний несопоставим по объему.

Привычный поставщик лучше российского

Интересную ситуацию можно наблюдать в судовом машиностроении. Именно комплекты оборудования определяют функциональное назначение судна, его эксплуатационные характеристики, экономичность эксплуатации. С середины прошлого века до конца 1990-х годов практически все необходимое для строительства кораблей и судов производилось предприятиями Советского Союза, а после распада СССР - государствами, ранее входившими в его состав. Объем импорта был минимальным и касался специального оборудования. В основном закупали материалы для обустройства помещений, некоторые типы дизельных двигателей и движительных комплексов. С ликвидацией многих предприятий положение с поставками оборудования резко изменилось.


По многим позициям альтернативы импорту просто не было. При этом крутого крена после введения западных санкций, когда срочно был взят курс на импортозамещение, не случилось.

Аналогичная ситуация, по словам генерального директора Кингисеппского машиностроительного оборудования (КМЗ) Анатолия Русина, сложилась в судовом дизелестроении. "Исторически использовались только двигатели отечественного производства. В 2000-е был взят курс на импортные, которые в значительной степени вытеснили отечественных изготовителей", – отметил он.

В настоящее время оценки доли импорта в судостроении отличаются из-за разницы подходов к подсчету. Например, долю импортного оборудования, используемого при строительстве военных кораблей замдиректор машиностроительного завода "Винета" Виталий Макаров оценивает в 10%. В гражданских судах, по его мнению, она составляет 90-95%. Никита Максимов, руководитель проектов компании "МСС", которая недавно предложила заместить поврежденную американскую систему фильтрации сточных вод на ледоколе "Виктор Черномырдин", называет цифру в 50%.

Велика доля импорта до сих пор и в электронике.

"На рынке, который мы представляем, доля от 70 до 95% принадлежит иностранным компаниям. Такие фирмы как "Шнайдер Электрик" и "Сименс" играют весомую роль", – считает Семен Турицын, руководитель направления работы по ГОЗ Курского электроаппаратного завода (КЭАЗ).
Собеседники издания признались, что в последние годы их предприятия создавали импортозамещающую продукцию, но фактически так и не смогли окончательно потеснить зарубежных конкурентов из-за объема документации. По словам промышленников, необходимость создавать большое количество разрешительных документов обусловлена действующей системой стандартов, описывающих разработку и поставку на производство.
"При разработке нового изделия госиспытания и механизм постановки изделия на производство с принятием на снабжение занимают как минимум год. При выполнении всех этих норм и требований мы никогда не добьемся должных результатов в импортозамещении", – считает Виталий Макаров.
Собеседник издания указывает на то, что при принятии решения по поставке импортного оборудования ввиду отсутствия российского аналога первое считается серийным и не проходит весь комплекс испытаний, в отличие от отечественного.

С другой стороны, источник редакции в менеджмента компании по производству палубного оборудования не считает, что присутствие на рынке большой доли импортных комплектующих само по себе плохо.

"Это данность. Преференции в тендерах для отечественных поставщиков существенны, другой вопрос - насколько оперативно они предоставляются", – отметил он.

Чей пакет документов толще

Промышленники признались изданию, что по их ощущениям, они участвуют в соревнованиях по объемности пакета документов. О "явном дисбалансе" в сторону иностранных комплектующих рассказал Алексей Зюзин, заместитель генерального директора НПК "Морсвязьавтоматика". В сферу деятельности предприятия входит гидроакустика, обучающие тренажеры и морские беспилотники.
"Отечественный поставщик должен иметь военную приемку и большой пакет документов – руководство по эксплуатации, технические условия, паспорт, формуляр. Иностранные компании могут поставлять без инструкции и без приемки военными", – отметил Зюзин.
Собеседник издания считает, что было бы логично уравнять импортную продукцию с ОТК. "Получается, что российскую продукцию, прошедшую ОТК, но не прошедшую военную приемку, мы не можем применять, а импортные комплектующие без ОТК – можем", – резюмировал он.

Схожее мнение высказал и Анатолий Русин, заметив, что от иностранных поставщиков требуют минимум документации. "Это формуляр, свидетельство регистра, сертификат качества и руководство по эксплуатации. Что касается отечественных изделий, то должна быть разработана и согласована с заказчиком документация на соответствие всем ГОСТам, а также прописан буквально каждый шаг: от закупки сырья до сборки и проведения испытаний", – рассказал он корреспонденту Mil.Press Военное.


Гендиректор КМЗ также упомянул, что объем испытаний для российских и иностранных поставщиков существенно различается не в пользу отечественных предприятий, а на согласование цены от основных экономических показателей компании до договоров на закупку материалов и комплектующих уходит очень много времени.

Никита Максимов добавляет, что требования ГОСТ к документации отечественных производителей предполагают безраздельное пользование изделием вплоть до ремонта или модификации своими силами. Для этого нужны подробнейшие инструкции и описания. "Импортное оборудование построено на сервисной модели: что-то вышло из строя – звоните поставщику и все. Отсюда колоссальные разночтения в документации", – считает он.


Избыточность документации Алексей Зюзин иллюстрирует конкретным примером, когда деталь изготавливается в течение одного дня, а сопровождение ее документацией занимает неделю.

"Одно дело, когда это делается в рамках ОКР для Минпромторга или Минобороны, в этом случае объем документации должен быть максимально полным для того, чтобы любое предприятие могло его освоить. Но зачем мне делать такой пакет документов для внутреннего использования?" – недоумевает собеседник издания.
Анатолий Русин в свою очередь добавил, что требования руководящих документов очень забюрократизировали не только процесс изготовления, но и придание законности поставке продукции.
"Бывают случаи, когда документы необходимо согласовывать со своими прямыми конкурентами, а это уже конфликт бизнес-интересов, который заводит в тупик и не дает возможность поставлять изготовленную продукцию", – отметил он.
Представители некоторых предприятий придерживаются другого мнения. "Объем технической документации, поставляемой с изделием, определяется заказчиком судов и заводом-строителем. Данный объем примерно одинаков для всех поставщиков", – отметил Виталий Макаров.

Кто-то видит проблему не в самом объеме документов, а в различных требованиях к оборудованию проектантов и верфей. "По российским ГОСТам объем ЗИПа на изделие должен составлять 10 ящиков, а для иностранцев – две прокладки и один предохранитель" – рассказал источник издания в компании-производителе палубного оборудования.

Другие промышленники сталкиваются с медленным процессом внесения их предприятия в перечень от Минпромторга, подтверждающий, что продукция произведена на территории России. Семен Турицын сообщил, что, несмотря на поданные в феврале документы, разрешение предприятие получило только в мае. При этом по регламенту на эту процедуру должно уходить не более 10 дней. "Документ, подтверждающий отечественное происхождение продукции выдается на один год. Летом закончился срок его действия, из-за этого мы потеряли одного из наших заказчиков, которому наличие этого документа было необходимо", – подчеркнул Семен Турицын. По его мнению, приемлемо было бы выдавать сертификат на три года.

В такой ситуации оказываются и другие предприятия.

Перед заграницей стыдно

Еще одни реалии, про которые рассказывают отечественные промышленники – разный подход к авансированию для российских и зарубежных поставщиков. Виталий Макаров объяснил, что задержка выплат по спецсчетам в рамках гособоронзаказа - обычная практика, на которую пока никак нельзя повлиять.
"С иностранными поставщиками всё достаточно однозначно: нет денег – нет товара. Задержали платеж – платите неустойку, поэтому расчет по импортным поставкам производится практически всегда в сроки, оговоренные контрактом", – заметил он.
Ему вторит Алексей Зюзин, добавляя, что чаще всего импортный поставщик работает со стопроцентной предоплатой. По словам же Анатолия Русина, аванс для отечественных компаний редко превышает 50%. "Действие российского законодательства на иностранцев не распространяется, никакие спецсчета для них не действуют. Нашим же поставщикам нередко необходимо привлечение заемных средств, а это банковские проценты, и, как следствие, дополнительная нагрузка на предприятие", – рассказал он.


Эту мысль развивает Никита Максимов, говоря, что отечественные поставщики работают на тех условиях, на которые бы никогда не согласились иностранцы. "Среди них – предоставление конструкторской документации до аванса, а иногда и до контракта и поставка оборудования на постоплате до 100 %. Кроме того, гарантийные обязательства отечественные поставщики несут не с даты поставки, а с даты сдачи судна заказчику – промежуток между этими событиями может составить от двух до пяти лет",– резюмирует он.

Другим мнением поделился генеральный директор поставщика "Адмиралтейских верфей" – ООО "Инмор" – Антон Равлик. "В плане авансирования не вижу особой разницы. Порой задерживают и не платят что нашим, что иностранцам", – считает он.

Промышленники сходятся во мнении, что официальные письма и запросы в различные контролирующие органы не дают никаких результатов. "Мы обращались в Правительство РФ, дело пока не сдвинулось с места. Понятно, что процесс даже при самом позитивном раскладе не быстрый", – отмечает Семен Турицын.

"Прокуратура и ФАС могут контролировать ситуацию и наказывать нарушителей, но это не помогает", – считает Виталий Макаров.
"Надзорные органы осуществляют контроль на отсутствие нарушений. Не входит в их обязанности выступать арбитром в спорах, а из-за крайней бюрократии добиваться правды можно годами", – заключает Анатолий Русин.

Западный опыт и политическая воля

Собеседники издания сходятся во мнении, что быстро изменить ситуацию вряд ли получится. Один из способов – проведение квалификационного отбора, когда большой объем документов подается всего один раз, далее все идет по дополнительным соглашениям.

Антон Равлик назвал такой путь вероятным и приемлемым, предлагая обратиться к западному опыту и снять бюрократические барьеры сектора ВПК.

"Это было бы логично, если один раз факт применения российских комплектующих одобрен, то зачем каждой компании еще раз сертифицировать его в своей продукции? Получается повторение одного и того же пути для одного и того же конденсатора", – недоумевает Алексей Зюзин.
При этом, по словам некоторых промышленников, помимо вышеописанного "дня сурка", за последнее время получить разрешение на выпуск продукции двойного назначения стало гораздо сложнее. "Это непросто, даже имея на руках подписанные Минобороны техзадания, чуть ли не договора на поставку", – рассказал изданию один из собеседников, пожелавший сохранить анонимность.

"Увеличение числа ответственных министерств прямо пропорционально росту бюрократии. Если наладить определенный регламент работы с отечественными поставщиками, в том числе и в плане документации, то результаты по импортозамещению не заставят себя ждать", – утверждает Семен Турицын.


Порой в конструкторских бюро элементарно не знают, существует ли отечественная альтернатива импорту. По мнению промышленников, не хватает единого перечня российских поставщиков, собранного в одном месте. В рамках гражданской продукции этим по госконтракту от Минпромторга занимается ЦНИИ "Курс". Работа института представляет собой электронный портал, где собраны данные по каждой позиции судовых комплектующих. Также госконтракт подразумевает создание центра импортозамещения и локализации судового комплектующего оборудования (СКО).

"Работа над порталом началась меньше года назад. Начиная с нуля, мы формировали программный продукт. Потом работали над дизайном, это тоже заняло продолжительное время", – отмечает заместитель генерального директора по гражданской морской технике ЦНИИ "Курс" Дмитрий Стоянов.
Промышленники саму инициативу по формированию каталога оценили положительно, но признались, что исполнение вышло не идеальным. "Какую-то информацию оттуда можно почерпнуть, но не более. Данные обновляются медленно, а такая инфосистема, наоборот, должна быть живой", – считает Алексей Зюзин. Он добавил, что пока список отечественных поставщиков крайне скуден, а механизм появления в нем предприятий многим в отрасли непонятен. Стоянов возражает, что судить об эффективности портала рано, так как непосредственно формирование списка началось только в сентябре этого года и в данный момент заполнено лишь 300-400 позиций отечественного судового комплектующего оборудования, что составляет примерно 2% от его общего числа.

"Мы работаем напрямую с предприятиями и объясняем необходимость сбора такой информации для того, чтобы на ее основе строить госполитику в части импортозамещения, используя эти данные в судостроительных контрактах. Уже сейчас предприятия могут вносить информацию о себе, и она обновляется онлайн", – объясняет Дмитрий Стоянов.


По словам замдиректора ЦНИИ "Курс", новые поставщики судового оборудования дают о себе знать каждый день.

По данным отраслевых источников, в Минпромторге и Минобороны все-таки задумались, как снизить "бюрократическую нагрузку" на отечественных производителей.

Редакция послала в министерство промышленности и торговли журналистский запрос по поводу конкретных мер, которые прорабатываются ведомством для урегулирования ситуации. Mil.Press Военное публикует ответ Минпромторга полностью:

"Разработка и закупка образцов вооружения, военной и специальной техники (далее – образцы ВВСТ) осуществляется государственными заказчиками на российских предприятиях ОПК. По отдельным решениям государственных заказчиков в указанных образцах ВВСТ допускается применение импортных комплектующих изделий, узлов, агрегатов, электронных модулей, ЭКБ, сырья и материалов, которые относятся к категории элементов общепромышленного и межотраслевого применения.
Вместе с тем, для импортной продукции в настоящее время усиливается входной контроль. Также существует риск непоставки импортной продукции из-за санкций стран НАТО и ЕС – соответственно Минобороны России выставляет исполнителям штрафные санкции. Необходимо отметить, что процедура оформления применения в образцах ВВСТ импортных комплектующих изделий, узлов, агрегатов, электронных модулей, ЭКБ, сырья и материалов по срокам является длительным процессом. В отличие от применяемых импортных комплектующих изделий, узлов, агрегатов, электронных модулей, ЭКБ, сырья и материалов к разрабатываемой отечественной импортозамещающей продукции предъявляются более жесткие требования по использованию. Затраты предприятий ОПК на разработку и постановку на производство отечественных аналогов импортной продукции осуществляется как из собственных средств предприятий, так и средств из федерального бюджета в рамках ГП ОПК.
С целью минимизации зависимости от поставок импортной продукции Минпромторгом России совместно с государственными заказчиками по ГОЗ и предприятиями ОПК сформированы планы по импортозамещению продукции иностранного производства. Самое главное, для чего мы переходим на отечественную продукцию – вопрос национальной безопасности, а также повышения качества выпускаемых образцов ВВСТ.

В части выполнения работ по импортозамещению импортной общепромышленной продукции мы идем по пути создания и развития конкурентоспособной отечественной продукции. В целях совершенствования процедур импортозамещения во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в настоящее время Минпромторг России осуществляет подготовку проектов нормативных актов Правительства Российской Федерации и ведомственных документов, уточняющих порядок применения и обеспечения технологической независимости от использования иностранных комплектующих изделий, ЭКБ, сырья и материалов в отечественных образцах ВВСТ, включая находящиеся в стадии проектирования. Также Минпромторг России прорабатывает вопрос развития системы альтернативных поставщиков комплектующих изделий, узлов, агрегатов, электронных модулей, ЭКБ, сырья и материалов", – отметили в ведомстве.

Один из вариантов разрешения ситуация по мнению самих промышленников – полный аудит отрасли и создание межведомственной комиссии.

"Нужна довольно длительная работа, чтобы Минобороны с Минпромторгом, выслушав экспертные мнения, как-то облегчили бремя, связанное с пакетом документов. Надо собираться большой межведомственной комиссией и принимать взвешенное решение", – заключил источник редакции в менеджменте компании по производству палубного оборудования.
Вопрос в том, хватит ли у двух ведомств политической воли, чтобы решить этот нелегкий вопрос. Логично, если работу инициирует назначенный в 2018 году замминистра обороны Алексей Криворучко, регулярно посещающий оборонные предприятия и не понаслышке знающий их проблемы.

Импортозамещение - это уменьшение или прекращение импорта определённых товаров путём запуска собственного производства аналогичных товаров.

Наиболее перспективными для импортозамещения являются следующие отрасли :

  • станкостроение (доля импорта в потреблении по разным оценкам более 90%),
  • тяжелое машиностроение (60-80%),
  • легкая промышленность (70-90%),
  • электронная промышленность (80-90%),
  • фармацевтическая,
  • медицинская промышленность (70-80%),
  • машиностроение для пищевой промышленности (60-80%).

Импортозамещение в этих и других отраслях возможно только в случае наличия соответствующих свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, которые могут предложить качественную продукцию по рыночным ценам.

В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно за счет инноваций и стимулирования инвестиций в технические отрасли и создания новых производств.

Мнение: нельзя не заметить огромные успехи страны в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности. Задумайтесь – в 90х мы получали гуманитарную помощь, люди голодали. А теперь мы первые по экспорту пшеницы.

Курица, свинина, с некоторых пор говядина – страна полностью себя обеспечивает. Запретили турецкие помидоры, сразу все заметили что оказывается у нас есть отличные овощи из Ростова – куда более вкусные любых зарубежных. Кстати, Турция на своей территории поднимает сельское хозяйство запретом ввоза фруктов и овощей из других стран – и никаких к ним претензий.

Макаронные изделия – даже итальянцы, знающие в этом толк считают продукцию из России очень качественной.

Есть проблема с сырами. За несколько лет она продвинулась, но здесь есть над чем работать.

По одежде, то же Иваново отшивает полный ассортимент: да есть вопросы к фасонам, моде, но качество – выше того что массово везут из-за границы.

К сожалению есть провалы в сфере высоких технологий, робототехники, биотехнологиях – по крайней мере это заметно на основе анализа прессы.

Ещё из позитива: по статистике за лето 17 года значительно нарастили производство лекарств.

По оценке минпромторга, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70-90% до уровня 50-60%. А в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели.

Будучи страной открытой, интегрированной в международную экономическую систему, России затруднительно выпускать целый спектр товаров, по причине того что выпущенные у нас эти товары будут дороже. Это критикуется, поскольку в России есть нефть, электроэнергия дешевле чем у многих соседей, уровень зарплат не высокий – есть все условия, чтобы развивать свои промышленность и сельское хозяйство.

Большую опасность представляет то, что для нефтянной промышленности значительная часть комплектующих и услуг по обслуживанию техники, скважин – осуществляется зарубежными компаниями. В случае их демарша, уровень нефтедобычи будет падать. Но меры по замещению принимаются, в том числе, судя по СМИ и совместные с другими нефтедобывающими странами.

Определённо – после более 20 лет исключительно сырьевого характера экономики, когда продаём металлы, нефть, газ удобрения, а ввозим почти всю жизненно необходимую продукцию, очень сложно быстро перестроиться на новые рельсы, начать самостоятельно производить многие товары. Однако же рыночная экономика, спрос и большое количество предпринимателей – решают эту проблему (похожая ситуация была после войны с ).

Государство создаёт специальные отраслевые фонды, которые поддерживают крупные предприятия, работающие в сфере замещения.

Что стало поводом для программы импортозамещения

Санкционные ограничения западных стран затронули поставки в сфере оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов и новых технологий. Россия ограничила импорт ряда продовольственных товаров из стран, вводивших санкции.

Такое большое государство, как Россия, не может быть в зависимости от других стран. В период нестабильности 90х руководство страны решая текущие проблемы не могло оперировать планами на будущее. Сейчас же строятся на десятки лет вперёд, вычисляются .

Поднят дискурс социализма. Общество стало живо интересоваться экономикой и путями страны.

Нельзя сказать что причиной импортозамещения являются только санкции и напряжённые отношения с несколькими странами (обратите внимание, речь идёт всего лишь о нескольких странах, пусть и весьма развитых). Появились возможности, страна переосмыслила себя, своё место. Да, что-то будет дороже (сейчас практически любая продукция в любой стране будет дороже чем в Китае, Индии), но не производить своего – нам нельзя.

Импортозамещение в пищевой промышленности

  • Овощные консервы. «Астраханская консервная компания». Астраханская область.
  • Десерты. ООО «Макфа». Челябинская область.
  • Рыба теляпия. «Рыбоводный комплекс». Астраханская область.
  • Семга. «Мурманрыбвод». Мурманская область.
  • Переработка сыворотки. «Лианозовский молочный комбинат». г.Москва.
  • Полутвердый сыр с голубой плесенью. «Тбилисский маслосырзавод». г.Тбилисси
  • Сыр. Сыроварня «Русский пармезан». Московская область.
  • Подсолнечное масло. Агрофирма «Русь». Белгородская область.
  • Лизин. Агрохолдинг «Юбилейный». Тюменская область.
  • Кофе. «Сеть АЗС «Газпромнефть». Московская область.
  • Мясная продукция. Мясоперерабатывающий комплекс. Мордовия.
  • Мясо. Племзавод «Ладожский». Ленинградская область.
  • Куриное мясо, яйцо. ООО «Птицефабрика «Владимирская». Астраханская область.
  • Икра форели. Форелеводческий завод «Адлер». г.Адлер

Выставка Импортозамещение

Основу выставки составляют коллективные экспозиции регионов России, которые представят предприятия, организации и ведомства, занимающиеся производством импортозамещающей продукции. Московская область представлена как отдельными городами, так и предприятиями., Впрочем, интересно было посмотреть, что делают в регионах.

Рязанская область.


Воронежская область.


Вологодская область.


Липецкая область – очень ярко, представительно, один из лучших стендов.


Алтайский край – этот стенд всегда окружён вниманием – тоже весьма представительно и интересно.


Тульская область.


Краснодарский край – стильный, заметный.

Далее наша небольшая зарисовка по отдельным стендам.


Материнские платы отечественного производства и системы защиты информации.


Снегоходы.


Что-то невероятно большое и мощное, да и ещё с лодочным мотором сзади.


Выгребаем всё.


Решения для мобильной торговли.


Медицина.

Российская промышленность, как и вся российская экономика, после девальвации рубля декабря 2014 г. уже несколько лет «живет» при новом курсе национальной валюты и в условиях его свободного формирования. Эти годы позволили всем участникам процесса накопить практический опыт существования в таких условиях, на деле проверить прежние (теоретические) представления о пользе и последствиях девальвации рубля для российской экономики, адаптироваться к фактическому курсу национальной валюты и сформулировать свои представления о его желанном изменении. Однако количественная оценка этих процессов, выявление проблем и позиций экономических агентов оказались сложными задачами для отечественной статистики.

Традиционный подход к анализу импортозамещения, основанный на внешнеторговой статистике, позволяет проводить ограниченный анализ этих процессов в современных условиях. Понимание сложности измерения импортозависимости и импортозамещения и связанных с этим проблем при высокой востребованности в современных условиях реальных данных заставляет обратиться к более гибкому инструменту – опросам. Полученные таким способ результаты способны дать гораздо более полную и глубокую картину указанных проблем, чем общая внешнеторговая статистика.

Отношение российской промышленности к девальвации рубля

В начале 2015 г., с началом официального кризиса власти и аналитики начали разработку антикризисных мер. В рамках этой работы Лабораторией был проведен опрос промышленных предприятий с целью оценки эффективности обсуждавшегося тогда набора мер поддержки российской промышленности. В состав этого набора нами были включены и две «курсовые» антикризисные меры: «укрепление курса рубля» и «продолжение девальвации рубля».

Отечественные производители, которым положено было в соответствии с традиционными представлениями радоваться девальвации рубля по причине неизбежного переключения потребителей с подорожавшего импорта на российские аналоги, на первое место в числе рассматриваемых тогда чиновниками антикризисных мер поставили укрепление рубля. За него проголосовали 58% предприятий - столько же, сколько и за снижение налогов. А за продолжение девальвации в феврале 2015 г. выступили только 2% предприятий (см. рис.1). Этот на первый взгляд неожиданный результат вполне согласуется с докризисным отношением российских предприятий к девальвации рубля. Аналогичный мониторинг антикризисных мер 2012-2014 гг., запущенный нами в ходе обсуждения возможности так называемой «второй волны кризиса», продемонстрировал вполне определенное отношение российской промышленности к любым известным ей вариантам девальвации: и резкой (образца 1998 г.), и плавной (образца 2008-2009 гг.). Первый вариант всегда занимал последние места в рейтинге с 1-4% голосов, второй на 2-4 позиции выше с поддержкой 10-13% предприятий.

Таким образом, промышленность не теоретически, а практически столкнувшаяся в начале 2015 г. с девальвацией рубля, нуждалась, если использовать терминологию системных программистов, в «откате» курса рубля.

Спрос российской промышленности на крепкий рубль определяется высокой зависимостью последней от импортного оборудования и сырья. Наши опросы 2014 г. (апреля и декабря) показали критическую зависимость российских промышленных предприятий от импортного оборудования, комплектующих, сырья (см. рис.2). В апреле 2014 г., когда, напомним, термины «девальвация» и «импортозамещение» не входили в лексикон основной массы политиков, экономистов и производственников, 40% предприятия признали, что они не смогут отказаться от закупок импорта ни при каком повышении цен на него. Тогда этот результат воспринимался спокойно и имел больше академическое значение, чем политическое. По воле случая в точности такой же вопрос был включен и в декабрьскую (2014 г.) анкету и – что удивительно! – показал в точности такие же результаты: около 40% предприятий по-прежнему были не готовы отказаться от закупок импорта ни при каком повышении цен на него. Даже – в условиях самой сильной после августа 1998 г. девальвации рубля, когда скачок цен на импорт перешел из гипотетического сценария в реальность.

Проблемы импортозамещения в российской промышленности

Явное нежелание российских промышленных предприятий отказываться от закупок импортного оборудования и сырья даже в условиях неизбежного (что стало очевидно для всех в декабре 2014 г.) роста цен заставило нас начать в 2015 г. мониторинг помех импортозамещению. За четыре истекших года мы шесть раза задавали вопрос «Что мешает Вашему предприятию отказаться от закупок импортного оборудования и сырья в пользу отечественного?». Ответы дают достаточно полное представление о реальных проблемах импортозамещения в закупках предприятий.

Основной проблемой при отказе от импорта было и до сих пор остается банальное отсутствие российских аналогов любого качества. Оказалось, что январские (2015 г.) оценки барьеров импортозамещения не были эмоциональным всплеском, последовавшим за шоковой декабрьской девальвацией рубля. А четырехлетний мониторинг не выявил значимых положительных результатов в части создания на территории РФ производства нового (т.е. не производимого ранее) оборудования и сырья (см. рис.3).


Второе место в общепромышленном рейтинге помех импортозамещению стабильно принадлежит низкому качеству российских аналогов закупавшегося обычно импорта. Значительная часть предприятий (треть – в среднем за шесть опросов) постоянно указывает на эту проблему. Другие ограничения импортозамещения упоминаются российскими промышленными предприятиями гораздо реже. Формально третье место по итогам шести замеров промышленность отдала недостаточной поддержке властями выпуска отечественного оборудования и сырья – т.е. оценке политики властей в области импортозамещения. С одной стороны, неэффективность официальной политики не так уж и велика – максимум скромные 18%. С другой стороны – ее результат предприятиями до сих пор не обнаружен – основной проблемой импортозамещения предприятия устойчиво считают физическое отсутствие российских аналогов. Такое сочетание говорит о том, что российская промышленность не возлагает особых надежд на государство в области импортозамещения и рассчитывает в основном на свои силы, в том числе – в адаптации к новому курсу рубля. И в этом отечественная промышленность к концу 2017 г. демонстрировала явные успехи: негативное влияние на выпуск «ослабления курса рубля и удорожания импортного оборудования и сырья» (формулировка из анкеты ИЭП) в конце 2017 г. снизилось до 6%.

Оценки уже производимых российских аналогов импортного оборудования и сырья тоже вполне устойчивы и определенны. Претензии к неадекватным качеству ценам на российскую продукцию, способную заместить импорт, имеют в среднем 11% ее покупателей среди российских предприятий, и эти претензии за четыре года девальвации не изменили своих масштабов.

Особое внимание следует обратить на оценки способности российской промышленности увеличить выпуск в рамках импортозамещения. Проблема удовлетворения спроса на уже производимую на территории РФ продукцию упоминается в среднем 12% предприятий. Российская промышленность обладает достаточными резервными (простаивающими) мощностями для выпуска продукции в случае увеличения спроса на нее в рамках импортозамещения.

Таким образом, за годы существования российской промышленности в условиях девальвации и государственной политики импортозамещения, структура ограничений импортозамещения, по оценкам предприятий, принципиально не изменилась.

Успехи импортозамещения

Однако процессы импортозамещения идут и, судя по имеющимся на момент написания статьи политическим новостям, останутся актуальными для нашей экономики еще долго. В такой ситуации возникает необходимость их мониторинга, идеально, на наш взгляд, - в ежеквартальном режиме и не только фактических процессов, но и планов предприятий в этой области. Такую задачу решают новые индикаторы регулярных опросов промышленных предприятий Института экономической политики им.Е.Т.Гайдара.

Как показывает наш мониторинг 2015-2018 гг., российской промышленности почти всегда удавалось добиваться наибольших успехов в области импортозамещения при закупках машин и оборудования (см. рис.4). Максимальная интенсивность этого процесса была зарегистрирована во II кв. 2015 г., когда о сокращении физической доли или о полном отказе от закупок импортных машин и оборудования (по сравнению со II кв. 2014 г.) сообщили 30% промышленных предприятий. Возможно, результат I кв. 2015 г. имел более впечатляющие масштабы импортозамещения, но с другой был бы, наверное, первой и слишком эмоциональной реакцией на шок декабрьской девальвации, особенно – в части планов.


Однако в следующие тринадцать кварталов нашего мониторинга российская промышленность начинает снижать интенсивность фактического импортозамещения. И в IV кв. 2017 г. лишь 7% предприятий сообщают о снижении или о полном обнулении физической доли импорта в закупках машин и оборудования. От импортного сырья и материалов российская промышленность отказывалась менее интенсивно в силу меньшего потенциала импортозамещения в этой сфере. Максимальные масштабы импортозамещения по сырью составили 22% и к IV кв. 2017 г. снизились до 8%. Причинами таких скромных успехов стала, скорее всего, сформировавшаяся в предыдущие годы зависимость российской промышленности от импорта. Закупая привозное оборудование, российские предприятия вынуждены переходить на адекватное импортному оборудованию сырье и материалы, которые у нас не производятся, но поставляются зарубежными производителями, предлагающими обычно комплексные поставки и не упускающими возможность привязать российского покупателя к своей продукции на всех этапах его использования.

Еще одной причиной медленного импортозамещения импортного сырья и материалов стал вялотекущий характер кризиса 2015-2016 гг., который не привел к резкому сокращению спроса на отечественную продукцию и соответственно выпуска в российской промышленности. В такой ситуации не потребовалось и масштабного (одномоментного) отказа от подорожавшего импортного сырья и материалов, что поддержало спрос предприятий на используемое ими сырье и материал, в том числе – на импортные.

Рассмотрим теперь планы промышленности по импортозамещению (см. рис.5) с III кв. 2015 г. (опрос июля 2015 г.) по IV кв. 2018 г. (опрос октября 2018 г.).


Поквартальные планы импортозамещения показывают, что промышленность только в 2015 г. планировала менее интенсивное импортозамещение сырья и материалов, чем машин и оборудования. Планы на 2016-2017 гг. уже демонстрировали идентичность намерений российских производителей в этой области. Явный провал инвестиционных планов и совсем непровальные (некризисные) масштабы падения выпуска предопределили такое расхождение планов российской промышленности в 2015 г. Ситуация 2016 г. уже иная: российская промышленность смогла оценить особенности затяжного кризиса 2015-2016 гг., адаптироваться к новой условиям производства и к новой курсовой политике Банка России. В том числе – в области инвестиций. Планы последних стали утрачивать пессимизм первого кризисного года и начали показывать некоторые признаки возможного роста вложений в собственное производство. Укрепление же курса рубля и относительно неплохие финансовые результаты позволили предприятиям вновь обратиться к импортным машинам и оборудованию.

Особенностью планов импортозамещения всегда являлась безусловная скромность даже намерений производителей в этой области: масштабы планируемого ими импортозамещения всегда и по всем категориям закупок (и по оборудованию, и по сырью) уступали масштабам планируемого ими же импортосохранения. Т.е. промышленность предпочитала (или скорее, в силу выявленных помех импортозамещению – была вынуждена) сохранять прежнюю долю импорта в новом оборудовании и используемом сырье.

Инвестиционные предпочтения и инвестиционные планы российской промышленности

Политика импортозамещения, которая после вступления России в войну санкций в августе 2014 г. получила высокий приоритет, а с декабря 2014 г. – еще и универсальную поддержку в виде слабого рубля, в 2018 г. приобрела новые черты. В апреле Минпромторг РФ разработал уже меры принуждения к импортозамещению: подготовил обширный список техники, оборудования и материалов, которые госкомпании с 1 июля не смогут купить за рубежом без согласования с правительственной комиссией по импортозамещению.

В таких условиях российские промышленные предприятия проявляют (или вынуждены проявлять) высокий интерес к отечественным машинам и оборудованию. В пользу такого вывода говорят результаты двух опросов ИЭП: 2011 и 2018 гг. В ходе этих опросов, проведенных на выходе из двух последних кризисов, предприятиям задавались одинаковый набор вопросов о том, оборудование производства каких стран фактически закупалось в предыдущий период, планируется закупать в ближайшее время и было бы предпочтительней закупать.


Рассмотрим сначала какое (производства каких стран) оборудование фактически закупала российская промышленность в предшествующие двум опросам годы (см. рис.6). Основными поставщиками средств производства для отечественных предприятий всегда была Западная Европа и собственно Россия при небольшом, но все-таки преимуществе импорта. Двукратная девальвация рубля декабря 2014 г. и санкционная война 2014-2017 гг. мало повлияли на географию закупок машин и оборудования у основных стран-поставщиков. Западная Европа сохранила первое место в 2018 г. с 71% уровнем фактической популярности у российской промышленности после 77% уровня в 2011 г. Однако отечественные производители машин и оборудования не смогли прибрести новых покупателей на территории своей страны.

Но среди стран-поставщиков второго эшелона произошли более существенные изменения. Доля российских предприятий, закупавших американское и японское оборудование, сократилась между двумя опросами с 33 до 22%, что все-таки не так масштабно как можно было ожидать в условиях самой сильной со времен 1998 г. девальвации национальной валюты и административных запретов на поставки/закупки оборудования. Поставщики оборудования из Китая и Индии, наоборот, оказались в выигрыше от санкционной войны, в которую Россия вступила в августе четырнадцатого года. Они смогли добиться продаж своей продукции уже 35% российских промышленных предприятий после 19% семью годами ранее. Снижение распространенности закупок машин и оборудования, произведенных в странах СНГ, объясняется, скорее всего, свертыванием по политическим соображениям торговли между Россией и Украиной.


На следующем этапе рассмотрим инвестиционные предпочтения российских предприятий – т.е. какое оборудование отечественная промышленность хотела бы покупать в 2011 и 2018 гг. Как показывает график, предпочтения отечественных предприятий претерпели за истекшие 7 лет явные изменения (см. рис.7). Во-первых, предпочтительность (распространенность предпочтений) российского оборудования вышла на 2 место в рейтинге 2018 г. Сейчас уже половина российской промышленности предпочитает покупать отечественное оборудование. Во-вторых, самые сильные потери (с 40% уровня предпочтений до 27% уровня) в глазах российских предприятий и в условиях 2018 г. понесли производители США и Японии, откатившиеся в результате на 3 место. В-третьих, машины и оборудование западноевропейского производства остаются самыми желанными для отечественных предприятий – даже после ослабления рубля и многолетней санкционной войны. Последняя, возможно, ведется сторонами не очень последовательно, хотя порой и случаются громкие публичные «стычки». В результате сейчас 69% российских предприятий хотели бы приобрести машины и оборудование из Западной Европы. В-четвертых, оборудование из Китая и Индии имеет очень низкую предпочтительность в глазах российских предприятий. Максимум, которого смогли добиться производители из этих страны, составляет 8% и находится на одном уровне с предпочтительностью оборудования из стран СНГ. Последнее утратило несколько пунктов предпочтительности к 2018 г. вследствие, скорее всего, разрыва экономических связей России и Украины в предыдущие годы.

Рассмотрим теперь инвестиционные планы российской промышленности – машины и оборудование каких стран реально планируется закупать в ближайшие годы и какое оборудование планировали закупать отечественные предприятия в 2011 г. (см. рис.8). Ответы на эти вопрос показывают принципиальное изменение намерений российской промышленности. Если в 2011 г. в планах западноевропейское оборудование уверенно обгоняло российское (первое собирались приобретать 72% предприятий против 50% предприятий, намеренных покупать российское), то к 2018 г. планы сравнялись (приобретение и того, и другого оборудования входило в планы 65% предприятий). Таким образом, политика инвестиционного импортозамещения имеет явный успех. По крайней мере – в количественном аспекте.


Частичный ответ на вопрос о качестве замещенного западноевропейского оборудования дают данные об увеличении доли предприятий, в планы которых входит закупка оборудования производства Китая и Индии. Эта доля возросла в два раза и является, скорее, признаком перехода на более дешевое, доступное (в том числе – в условиях санкций) и все-таки менее качественное оборудование. И на уровне предприятий указанное обстоятельство прекрасно осознается. Если сравнить предпочтения и планы предприятий 2018 г., то планы закупок оборудования из Китая и Индии значительно превосходят предпочтения предприятий: 35% против 8%. Российская промышленность, таким образом, вынуждена сейчас в силу сложившихся обстоятельств переходить на не самое лучшее оборудование. В 2011 г. похожий переход тоже имел место, но был менее масштабным: о планах закупок китайского и индийского оборудования сообщали тогда 18% предприятий при желании его иметь только у 4% предприятий. Аналогичная ситуация складывается и в отношении российского оборудования. Его хотели бы (предпочитали бы) закупать около половины российских предприятий, но планируют (вынуждены будут) это делать в следующие годы 65% предприятий.

Политика импортозамещения, которая пришла на смену политики модернизации в 2014 г., определенно сталкивается с трудностями, о преодолении которых в 2015-2018 гг. говорить преждевременно. Преддевальвационные оценки предприятий 2014 г. показали критическую зависимость российской промышленности от импорта. А основной помехой на пути импортозамещения в закупках промышленности остается отсутствие производства на территории РФ нужного предприятиям оборудования, комплектующих и сырья. Даже – по истечению четырех лет активной реализации официальной политики импортозамещения. Второй проблемой импортозамещения является низкое качество отечественной продукции. При этом российская промышленность способна удовлетворить увеличение импортозамещающего спроса на ту продукцию, которая уже производится в стране, – т.е. обладает достаточными простаивающими мощностями. В такой ситуации отечественные предприятия вынуждены в абсолютном большинстве сохранять прежнюю долю импорта в своих закупках как фактических, так и в планах. Укрепление курса рубля и успешная адаптация промышленности к вялотекущему кризису 2015-2016 гг. позволили промышленности снизить в 2017 г. масштабы импортозамещения в свих закупках до минимума четырехлетнего мониторинга.

Случайные статьи

Вверх