Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) стал хорошей альтернативой основной системе налогообложения (ОСНО). Его поддержали большинство предпринимателей, так как он освобождал от уплаты НДС, НДФЛ и налога на имущество. Преимущества системы очевидны, но есть и оборотная сторона перехода ИП на ЕСХН.
Единый сельскохозяйственный налог был введен в России в 2004 году. Законодатели посчитали, что использование простой и понятной схемы снизит нагрузку на агробизнес.
Объектом налогообложения ЕСХН является разница между доходами и расходами. Процентная ставка составляет 6%. Формула расчета выглядит следующим образом: сумма налога = (выручка – расходы) × ставка налога.
Воспользоваться правом перехода на ЕСХН могут только те предприниматели, которые 70% выручки получили от сельхозпроизводства (ст. 26.1 НК РФ).
Виды деятельности, при которых можно применять ЕСХН:
Применять единый сельскохозяйственный налог можно . Также на него можно перейти с другой системы.
Если вы регистрируете ИП, то в течение 30 дней вы должны подать в налоговую уведомление (ст. 346.3.НК РФ). Если же вы уже ведете деятельность и решили сменить налоговую систему, то пользоваться ЕСХН вы можете начать только со следующего года (ст. 346.3. НК РФ), сообщить об этом в налоговую нужно до 31 декабря. Значит, чтобы перейти на ЕСХН в 2019 году, вам нужно отправить документ до конца 2018 года.
В январе 2018 года ситуация изменилась. Организации и ИП не будут платить налог на имущество только по объектам, используемым при производстве сельхозпродукции, первичной и последующей промышленной переработке и продаже этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями. Вся остальная собственность плательщиков ЕСХН будет облагаться налогом.
Организации и ИП, которые платят ЕСХН, с января 2019 года будут признаны плательщиками НДС. Пункт 8 статьи 346.1 НК РФ действовать перестанет. Делать вычеты и восстанавливать налог на добавленную стоимость плательщики ЕСХН будут как все. С того же времени перестанет действовать подпункт 8 п. 2 статьи 346.5 НК РФ, в котором прописано, что «входной» НДС относится к расходам.
Организации и ИП, которые платят ЕСХН, с января 2019 года будут признаны плательщиками НДС.
Но зато в 2019 году те, кто платит ЕСХН, получат право на освобождение от НДС в рамках статьи НК РФ. Правда здесь есть некоторые оговорки. ИП или организация должны заявить о своем праве работать без НДС в том же году, когда подал заявление о желании платить ЕСХН. Есть и альтернативное условие: в предшествующем налоговом периоде доход от видов деятельности, связанных с сельским хозяйством (без учета единого налога), не должен превышать установленного лимита: 100 млн рублей за 2018 год, 90 млн рублей за 2019 год, 80 млн рублей за 2020 год и т.д.
Сельхозпроизводители (ИП и ООО) в последние несколько лет неохотно используют ЕСХН. Разберемся, почему это происходит.
Во-первых, ЕСХН освобождает от уплаты налога на добавленную стоимость. Но, по статистике, большая часть контрагентов фермерских хозяйств – крупные компании, использующие ОСНО. Сделки между плательщиками и неплательщиками НДС становятся неудобными из-за сложной отчетности и невозможности сделать возврат НДС.
Во-вторых, ставка НДС на сельхозпродукцию сейчас составляет всего 10%. А возместить этот налог можно по общей ставке 18%. Например, фермер продает пшеницу с НДС 10% и покупает трактор с НДС 18%. Выгода использования ОСНО в этом случае очевидна.
В-третьих, налог на имущество весьма невелик, а с 2013 года действует еще одна льгота – нулевая ставка на движимое имущество. Поэтому выгода при использовании ОСНО в некоторых случаях перевешивает ее недостатки.
Конечно, использовать ЕСХН или остаться на ОСНО, решать вам, но не забудьте учесть особенности вашего бизнеса. Простота ЕСХН может показаться вам отличным бонусом, но стоит учитывать систему налогообложения ваших партнеров. Подойдите ответственно к своему делу, и бизнес пойдет в гору.
Среди специальных налоговых режимов в РФ есть один несправедливо недооцененный – единый сельхозналог. Несмотря на очевидные преимущества ЕСХН, работающие в аграрном секторе предприниматели и организации довольно редко переходят на эту систему, предпочитая упрощенную или даже общую, что приводит к значительной налоговой переплате. В этой статье речь пойдет об особенностях сельхозналога: мы расскажем, как производится расчет ЕСХН, кто может его применять и в каком виде предоставляется отчетность в инспекцию.
Единый сельскохозяйственный налог – особый режим, предназначенный для использования исключительно предприятиями, работающими в аграрном секторе. Причем главным видом бизнеса (составляющим 70% выручки и больше) у них должно быть производство сельхозпродукции. Порядок применения ЕСХН и расчет налоговых выплат регламентируется ст. 346 НК .
Помимо ЕСХН кодекс предлагает целый ряд режимов, подходящих для налогообложения описанных выше предприятий. Однако именно специализированный сельхозналог является для них наиболее выгодным в финансовом плане:
Система налогообложения | Ставка налога | Налоговая база |
ОСНО (общая) | 20% | Прибыль |
УСН (упрощенная) доходы | 6% | Доход |
УСН доходы минус расходы | 5-15% (в зависимости от региона) | Доходы минус расходы |
ЕСХН (сельхозналог) | 6% | Доходы минус расходы |
Как можно понять, по размеру выплат сельхозналог «выигрывает» у любого режима, в котором учитываются расходы, даже у весьма популярной среди предпринимателей «упрощенки». При этом плательщики ЕСХН освобождены от некоторых других видов налогов, например, НДС.
ЕСХН – это режим налогообложения, который подходит как ИП, так и организациям других форм собственности – единственным требованием является соблюдение требований к виду деятельности предприятия. Это льготная система, которая подразумевает освобождение налогоплательщика от обязанности выплачивать некоторые взносы в бюджет.
Так, ИП на ЕСХН не уплачивают :
Для ООО предполагается освобождение от :
При этом плательщики ЕСХН обязаны уплачивать страховые взносы за сотрудников – система их в себя не включает.
Изначально сельхозналог задумывался как система, которая призвана сделать бухучет и уплату взносов для сельхозпроизводителей простой и удобной. Поэтому для ЕСХН НК РФ предполагает ряд условий, который делают этот режим максимально щадящим:
При всех этих очевидных преимуществах недостаток у системы ЕСХН только один – жесткие требования, предъявляемые к сфере деятельности предприятия.
Итак, какие предприятия имеют право перейти на использование сельхозналога? Налоговый кодекс в ст. 346.2 четко определяет этот перечень:
Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Согласно НК, переход на ЕСХН могут произвести только предприятия, которые самостоятельно производят сельхозпродукцию и получают доход от ее реализации (не менее 70% от всей выручки), а именно:
При этом все описанные предприятия могут как реализовать сельхозсырье (выловленную рыбу, выращенные растения, плоды, скот), так и производить переработку собственной продукции на имеющихся производственных мощностях с целью последующей продажи.
Не имеют права на применение сельхозналога:
Если вы имеете право на уплату ЕСН, специалисты рекомендуют переходить на эту систему – она приносит налогоплательщикам реальную экономию и другие выгоды, при этом ведение учета максимально упрощено.
Как уже говорилось выше, основная форма отчетности для обсуждаемого режима – налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу. Официальная форма этого документа утверждена Приказом ФНС ММВ-7-3/384 .
Налоговым периодом по законодательству является год, а это значит, что сдавать декларацию ЕСХН нужно до 31 марта следующего года . Если же организация прекратила свою деятельность, то не позже 25 числа следующего месяца нужно сдать итоговую декларацию.
При этом стоит помнить – в отличие от сдачи декларации оплата по ЕСХН проходит не в один, а в два этапа:
Взносы можно производить как платежным поручением, так и в банк-клиенте. Просрочки в оплате налогов приводят к начислению штрафов и пеней, а также к отмене данного режима.
Так как базой для расчета при уплате сельхозналога является разница между доходами и расходами, то налоговой инспекции необходим доступ к отчетности клиента – именно так можно перепроверить отраженные в декларации данные и рассчитать сумму налога к оплате. Такой доступ дает ведение:
При этом сдача этих документов в инспекцию не требуется – достаточно налоговой декларации. Но ведение необходимой отчетности (а также соблюдение кассовой дисциплины и работа с ККТ) определены НК РФ и обязательны для исполнения. В ином случае сельхозпроизводителя ждут штрафы.
Если для ведения бухучета организации обычно привлекаются специалисты, то заполнение КУДиР не вызывают сложностей и предприниматели осуществляют его самостоятельно. Книга учета доходов и расходов на ЕСХН ведется следующим образом:
Таким образом, любой предприниматель на ЕСХН обязан иметь актуальную КУДиР в любом виде, подтверждающую операции первичную документацию, а также архив из КУДиР в «бумажном» формате за предыдущие налоговые периоды.
Переходящих на ЕСХН предпринимателей в первую очередь интересует вопрос – как рассчитать ЕСХН? Важность этого очевидна – ведь оплата налога производится до сдачи и проверки инспекцией налоговой декларации. Значит, для сельхозпроизводителя играет большую роль, насколько верно он подсчитает необходимую сумму.
Так как оплата происходит в два этапа, определим этапы расчета по каждому из них.
Практический пример . ИП Иванов выращивает на собственном участке овощи и реализует их на ярмарках и находится на режиме ЕСХН. За 2015 году у него образовались убытки в размере 15 тысяч рублей. Общий доход за 2016 год согласно КУДиР составил 480 тысяч, расходы – 212 тысяч, за 1 полугодие соответственно 165 и 132 тысяч рублей.
Исходя из этих данных, за 1 полугодие 2016 года ИП Иванов обязан уплатить (165-132)*6%=1,98 тысячи рублей, которые нужно перечислить не позднее 1 июля. Второй (итоговый) платеж рассчитывается следующим образом:
- Расходы минус доходы: 480-212=268 тысяч;
- Уменьшение на сумму убытков за 2015 год: 268-15=253 тысячи;
- Расчет суммы налога: 253*6%=15,18 тысяч;
- Учет авансового платежа: 15,18-1,98=13,2 тысячи рублей.
Таким образом, налог в сумме 13200 ИП Иванову необходимо оплатить до 31 марта 2017 г, в тот же срок предоставляется декларация ЕСХН за 2016 г.
Единый сельхозналог – весьма выгодный и довольно удобный для производителей аграрного сектора режим. Перейти на него имеют возможность любые предприятия, реализующие самостоятельно произведенные товары и сырье в сфере растениеводства, животноводства, рыболовства, охоты и т.д.
Налоговый период в этой системе составляет 1 год, по истечении которого предприятия обязаны уплатить взносы и сдать декларацию. Отчетный период – 6 месяцев, то есть требуется внесение авансового платежа по итогам полугодия.
Мы надеемся, что информация, представленная на нашем сайте, полезна нашим читателям. Если вам понравилась эта статья, советуйте нас друзьям, оставляйте свои комментарии!
Налоговая база
Налоговой базой по ЕСХН является разница между доходами и расходами в денежном выражении (п. 1 ст. 346.6 НК РФ).
Порядок определения налоговой базы по ЕСХН во многом совпадает с правилами, которые применяются при расчете единого налога при упрощенке (ст. 346.6, 346.17 НК РФ). То есть так же, как и при упрощенке:
Такой порядок предусмотрен пунктами 1 и 2 статьи 346.5, пунктом 4 статьи 346.6 Налогового кодекса РФ. Подробнее об этом см. Как рассчитать единый налог при упрощенке с разницы между доходами и расходами, С каких доходов нужно заплатить единый налог при упрощенке, Какие расходы можно учесть при расчете единого налога при упрощенке.
Так же как при упрощенке, доходы и расходы включаются в расчет единого налога только после оплаты (кассовым методом) (п. 5 ст. 346.5 НК РФ). Однако в отличие от упрощенки налоговую базу по ЕСХН организации формируют не по данным книги учета доходов и расходов, а по данным бухучета (п. 8 ст. 346.5 НК РФ).
Ситуация: должны ли организации – плательщики ЕСХН вести обособленный налоговый учет для расчета налоговой базы по единому налогу
Нет, не должны.
Обязанность вести обособленный налоговый учет для организаций – плательщиков ЕСХН главой 26.1 Налогового кодекса РФ не предусмотрена. Налоговую базу по единому налогу организации должны определять на основании данных бухучета (п. 8 ст. 346.5 НК РФ).
Сельскохозяйственные организации ведут бухучет с использованием Плана счетов, утвержденного приказом Минсельхоза России от 13 июня 2001 г. № 654. При ведении бухучета они руководствуются общим порядком, установленным Законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, и правилами учета отдельных видов активов и обязательств, установленными другими нормативными документами.
В бухучете доходы и расходы признаются методом начисления, то есть в тех периодах, в которых они возникли по условиям сделок, независимо от оплаты (п. 12, 16 ПБУ 9/99, п. 16 ПБУ 10/99). При расчете ЕСХН доходы и расходы признаются кассовым методом, то есть в тех периодах, когда доход (расход), возникший по условиям сделки, был оплачен (полностью или частично) (п. 5 ст. 346.5 НК РФ). Таким образом, для правильного формирования налоговой базы по ЕСХН из общей суммы доходов и расходов, отраженных на счетах бухучета, бухгалтеру придется отобрать только те, которые были оплачены в течение отчетного (налогового) периода по ЕСХН.
Способы систематизации данных бухучета для расчета ЕСХН налоговым законодательством не определены. Поэтому организация вправе разработать их самостоятельно и закрепить в приказе об учетной политике для целей налогообложения. На практике для этого можно использовать регистры бухучета в части доходов и расходов, оплаченных в течение отчетного (налогового) периода по ЕСХН. Например, оборотные ведомости по расчетам с покупателями и поставщиками.
Налоговый и отчетный периоды
Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год, отчетным периодом – полугодие (ст. 346.7 НК РФ). Поэтому в течение налогового периода налоговую базу по ЕСХН нужно определять дважды:
Такой порядок следует из положений пунктов 1–3 статьи 346.9 Налогового кодекса РФ.
Расчет ЕСХН
Налоговая ставка по ЕСХН составляет 6 процентов (ст. 346.8 НК РФ).
Сумму ЕСХН (сумму авансового платежа по ЕСХН) рассчитайте по формуле:
Если за полугодие организация получила убыток (расходы больше доходов), сумма авансового платежа по ЕСХН признается равной нулю.
Сумма авансового платежа засчитывается в счет уплаты ЕСХН по итогам года (п. 3 ст. 346.9 НК РФ). Поэтому по окончании налогового периода у организации может сложиться сумма налога не к доплате, а к уменьшению. Например, такое возможно, если уровень доходов организации к концу года снизится, а сумма расходов увеличится.
Полученную отрицательную разницу (налог к уменьшению) можно:
Порядок зачета (возврата) излишне уплаченных налогов установлен статьей 78 Налогового кодекса РФ. Подробнее об этом см. Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы).
Перенос убытков
Если за год у организации образовался убыток, то она имеет право перенести его на будущее (п. 5 ст. 346.6 НК РФ). Порядок переноса убытков прошлых лет для плательщиков ЕСХН аналогичен порядку, который применяется при упрощенке с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на сумму расходов». Подробнее об этом см. Как списать убыток, сложившийся в период применения упрощенки.
Пример формирования налоговой базы и расчета авансового платежа по ЕСХН
ЗАО «Альфа» выращивает и реализует плодовые и ягодные культуры собственного производства. В 2011 году организация применяет ЕСХН, платит взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (суммарный тариф – 20,2%) и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (тариф – 1,3%).
В декабре 2011 года «Альфа» приобрела и ввела в эксплуатацию производственное оборудование для использования в сельскохозяйственной деятельности. Первоначальная стоимость оборудования – 59 000 руб. (в т. ч. НДС – 9000 руб.). Оно было оплачено в феврале 2012 года.
По состоянию на 1 января 2012 года в учете «Альфы» отражен убыток за 2011 год в сумме 20 000 руб.
В первом полугодии 2012 года «Альфа» приобрела:
В первом полугодии 2012 года «Альфа» реализовала сельхозпродукцию на сумму 700 000 руб. Оплата от покупателей поступила в полном размере. Помимо этого, 60 000 руб. покупатели внесли в качестве авансов в счет предстоящих поставок.
В первом полугодии 2012 года «Альфа» понесла следующие расходы:
Хозяйственные операции, которые бухгалтер «Альфы» учел при формировании налоговой базы по ЕСХН за первое полугодие 2012 года, приведены в таблице.
Хозяйственные операции | Доходы, руб. | Расходы, руб. |
Поступила оплата от покупателей за реализованную продукцию | 700 000 | – |
Получены авансы от покупателей в счет предстоящих поставок продукции | 60 000 | – |
Оплачены минеральные удобрения и саженцы | – | 566 400 (94 400 + 472 000) |
Выплачена зарплата сотрудникам | – | 100 000 |
Перечислены взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний | – | 21 500 (16 000 + 2300 + 1900 + 1300) |
Расходы на приобретение основного средства (учитываются равными долями в течение налогового периода (п. 4 ст. 346.5 НК РФ)) | – | 29 500 (59 000: 2) |
Итого | 760 000 | 717 400 |
Налоговая база за первое полугодие 2012 года составила:
760 000 руб. – 717 400 руб. = 42 600 руб.
Сумма авансового платежа по ЕСХН за первое полугодие 2012 года равна:
42 600 руб. × 6% = 2556 руб.
Бухучет
В бухучете начисление ЕСХН (авансового платежа) отразите в последний день налогового (отчетного) периода на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 откройте субсчет «Расчеты по ЕСХН». При начислении налога сделайте проводку:
– начислен ЕСХН (авансовый платеж) по итогам налогового (отчетного) периода;
Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по ЕСХН»
– сторнирована излишне начисленная сумма ЕСХН по итогам года.
Перечисление налога в бюджет отразите проводкой:
Пример расчета и отражения в бухучете авансового платежа по ЕСХН и итоговой суммы налога за год
ЗАО «Альфа» – плательщик ЕСХН за первое полугодие 2012 года получило выручку от реализации сельхозпродукции в размере 3 000 000 руб. Сумма расходов за этот же период составила 2 000 000 руб.
По итогам 2012 года доходы «Альфы» составили 7 000 000 руб., а расходы – 6 500 000 руб.
Сумма авансового платежа по ЕСХН за полугодие равна:
(3 000 000 руб. – 2 000 000 руб.) × 6% = 60 000 руб.
30 июня 2010 года бухгалтер «Альфы» отразил сумму начисленного авансового платежа в бухучете:
Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по ЕСХН»
– 60 000 руб. – начислен авансовый платеж по ЕСХН за первое полугодие 2012 года.
27 июля 2012 года авансовый платеж по ЕСХН был перечислен в бюджет. В этот день в бухучете «Альфы» была сделана запись:
Дебет 68 субсчет «Расчеты по ЕСХН» Кредит 51
– 60 000 руб. – перечислен авансовый платеж по ЕСХН за первое полугодие 2012 года.
Сумма ЕСХН за 2012 год равна:
(7 000 000 руб. – 6 500 000 руб.) × 6% = 30 000 руб.
Поскольку сумма начисленного авансового платежа засчитывается в счет уплаты ЕСХН за год, по итогам 2012 года у «Альфы» образовалась переплата. В связи с этим в бухучете должна быть отражена сумма налога к уменьшению:
30 000 руб. – 60 000 руб. = –30 000 руб.
Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по ЕСХН»
– 30 000 руб. – сторнирована излишне начисленная сумма ЕСХН.
ЕСХН и ЕНВД
Организации, которые одновременно платят ЕСХН и ЕНВД, ведут раздельный учет доходов и расходов по каждому виду деятельности.
Доходы и расходы по деятельности, облагаемой ЕНВД, при определении налоговой базы по ЕСХН не учитывайте.
Расходы, которые одновременно относятся к разным видам деятельности, распределите пропорционально доле доходов от каждого вида деятельности в общем объеме доходов.
Такой порядок предусмотрен пунктом 10 статьи 346.6 Налогового кодекса РФ.
Долю доходов от деятельности, переведенной на уплату ЕСХН, рассчитайте по формуле:
Порядок определения доходов для распределения расходов, которые одновременно относятся к разным видам деятельности, организация вправе установить самостоятельно, закрепив его в учетной политике для целей налогообложения.
Сумму расходов, которая относится к деятельности организации, переведенной на ЕСХН, рассчитайте так:
При определении доли доходов и расходов по конкретному виду деятельности используйте показатели за месяц, в котором распределяются расходы. При определении налоговой базы за отчетный (налоговый) период расходы, которые относятся к деятельности организации на ЕСХН за месяц, суммируйте нарастающим итогом. Такой порядок соответствует разъяснениям, которые содержатся в письме ФНС России от 23 января 2007 г. № САЭ-6-02/31.
Пример распределения расходов при совмещении ЕСХН и ЕНВД
ЗАО «Альфа» одновременно занимается двумя видами деятельности, один из которых облагается ЕСХН, а второй – ЕНВД.
По итогам отчетного периода (полугодия) у «Альфы» сложились следующие показатели по доходам и распределяемым расходам (нарастающим итогом с начала года):
Период | Доходы от деятельности, облагаемой ЕСХН | Доходы от деятельности, облагаемой ЕНВД | Доля доходов от деятельности, облагаемой ЕСХН, в общем объеме доходов | Расходы, которые одновременно относятся к разным видам деятельности |
Январь | 200 000 | 50 000 | 200 000 руб.: (200 000 руб. + 50 000 руб.) = 0,8 | 40 000 |
Февраль | 350 000 | 55 000 | 350 000 руб.: (350 000 руб. + 55 000 руб.) = 0,864 | 45 000 |
Март | 400 000 | 60 000 | 400 000 руб.: (400 000 руб. + 60 000 руб.) = 0,870 | 50 000 |
Апрель | 450 000 | 45 000 | 450 000 руб.: (450 000 руб. + 45 000 руб.) = 0,909 | 55 000 |
Май | 300 000 | 50 000 | 300 000 руб.: (300 000 руб. + 50 000 руб.) = 0,857 | 60 000 |
Июнь | 250 000 | 65 000 | 250 000 руб.: (250 000 руб. + 65 000 руб.) = 0,794 | 60 000 |
Итого (первое полугодие) | 1 950 000 | 325 000 | – | 310 000 |
Сумма расходов, относящихся к деятельности, облагаемой ЕСХН, за полугодие равна 263 435 руб., в том числе:
Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей заменяет собой основной комплекс установленных обязательных бюджетных сборов. Данная система предусмотрена как для физических (ИП), так и для юрлиц.
Действующая редакция гл. 26.1 НК РФ устанавливает новые принципы системы обложения. В настоящее время она максимально приближена к упрощенной схеме. Применение единого сельскохозяйственного налога индивидуальными предпринимателями осуществляется вместо:
Для юридических лиц он заменяет:
Налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога должны соответствовать ряду требований. В частности:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) введен в 2001 году. Он может использоваться строго определенными субъектами. Общие понятия и условия расчета приводятся в НК. В специальной главе отражены все основные определения и правила. Кроме этого, в ней устанавливается порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога. Соответствующие положения приведены в специальной главе закона. В качестве одной из основных особенностей использования системы выступает обязанность субъектов вести учет показателей деятельности. Они будут использоваться для расчета налоговой базы и суммы единого отчисления. В качестве одного из требований выступает признание расходов и доходов по кассовому методу. В бухучете это осуществляется в соответствии с определенностью фактов деятельности во времени. В этой связи субъектам, в целях исполнения требований, содержащихся в гл. 26.1 НК РФ, следует корректировать показатели в отдельных регистрах.
Эти предприятия занимаются сбытом, переработкой и исполняют животноводческие, огороднические, садоводческие и снабженческие функции. Для них доля от реализации с/х продукции собственного производства участников кооперативов, товаров, выпущенных из сельскохозяйственного сырья своего изготовления членов объединения в общей прибыли должна также составлять не меньше 70%.
Требование о ведении бухучета и корректировки его показателей распространяется на юрлиц, фермерские (крестьянские) хозяйства, предпринимателей. Однако по ФЗ № 129 последние не обязаны это делать. Согласно подп. 2, ст. 4 указанного закона, им надлежит вести учет расходов и доходов в порядке, предусмотренном в НК. В данном случае законодательство требует, чтобы показатели, которые используются при расчете базы обложения, были определены в соответствии с информацией, присутствующей в бухгалтерской отчетности.
Процедура аналогична той, которая предусматривается для субъектов, использующих упрощенную систему. При определении объекта обложения единым сельскохозяйственным налогом организации учитывают прибыль от реализации продукции и имущественных прав, внереализационный доход. В расчет не принимаются поступления, предусмотренные в ст. 251 Кодекса. Индивидуальным предпринимателям следует учитывать только доход, полученный от их предпринимательской деятельности. Датой получения считается день, в который средства поступили в кассу или на счет в ослуживающей банковской организации. При этом Кодекс особо оговаривает признание отдельных видов дохода при изменении режима обложения теми юридическими лицами, которые определяли базу налога на прибыль методом начисления.
На дату, в которую произошел учет поступлений, таким предприятиям следует включить в прибыль авансовые суммы по договорам, которые предполагается исполнить в период использования специального режима. Вместе с этим такие субъекты не относят к доходам, по которому рассчитывается единый сельскохозяйственный налог РФ, некоторые поступления, исключенные из их состава законодательством. В частности, не включаются в них суммы, поступившие в период использования спецрежима по продукции (работам/услугам), прибыль от реализации которых входит в расчетную базу за время нахождения юрлица на общем режиме. У индивидуальных предпринимателей таких сложностей не возникает. Это обуславливается тем, что определение доходов этих субъектов осуществляется по кассовому методу до и после того, как был осуществлен переход на единый сельскохозяйственный налог.
В п. 2, ст. 346.5 Кодекса установлен их закрытый перечень. Указанные в списке расходы аналогичны тем, которые учитываются субъектами при использовании упрощенной системы. Однако перечень их несколько больше. Единый сельскохозяйственный налог рассчитывается с учетом расходов на:
Дополнительно также учитываются затраты в виде штрафов и пени за неисполнение либо ненадлежащее выполнение обязательств по договорам и сумм возмещения причиненного ущерба. Признание всех расходов осуществляется только после их уплаты. Затраты необходимо экономически обосновать и документально подтвердить.
Затраты на приобретение ОС и НМА учитываются и признаются почти так же, как и при упрощенной схеме. По этим средствам и активам, приобретенным после перехода на единый с/х налог, расходы учитываются в момент их ввода в эксплуатацию. Однако таким способом признать затраты можно не во всех случаях. Если налогоплательщик реализует (передает) объекты, приобретенные в период применения спецрежима, до истечения трех лет с момента их приобретения (а для объектов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения), то у него возникают негативные налоговые последствия. В соответствии с абзацем 8 подпункта 2 пункта 4 статьи 346.5 НК РФ налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период использования реализованных (переданных) объектов с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
В качестве нее выступают доходы, уменьшенные на сумму расходов. Они определяются нарастающим итогом с начала периода. Расходы/доходы, которые выражены в инвалюте, пересчитывается по курсу ЦБ, установленному на момент получения прибыли/осуществления затрат. Денежное выражение дохода в натуральной форме определяется в соответствии с рыночной ценой (за вычетом НДС) по положениям ст. 40 Кодекса. Если субъект обложения этого не сделает, надзорные органы вправе пересчитать поступления сами. Уменьшение базы осуществляется исключительно на сумму убытка, который был получен в прошлых периодах, в которых использовался единый сельскохозяйственный налог. Потери, понесенные в период осуществления расчетов по иным режимам, специальным в том числе, не признаются. Ставка единого сельскохозяйственного налога - 6%.
Отчетный период при рассматриваемом спецрежиме равен полугодию, а налоговый составляет календарный год. Данное положение устанавливается в ст. 346.7 Кодекса. По окончании периода субъекты обязаны рассчитать авансовую сумму. Это требование установлено в ст. 346.9, п.1. Авансовые суммы, уплаченные в течение года, будут включены в счет уплаты единого с/х налога по итогам периода. Срок перечисления Кодекс не устанавливает. Декларация по ЕСХН за полугодие сдается до 25 июля текущего (отчетного) года. Сроки представления отчетности по итогам периода совпадают с теми, что установлены для перечисления годовой суммы. Юрлица перечисляют единый сельскохозяйственный налог до 31 марта, а предприниматели - до 30 апреля следующего года.
В качестве них выступают сельскохозяйственные угодья, которые находятся во владении, собственности либо пользовании субъекта обложения. При определении объектов учитывают реализационные и внереализационные доходы. В них не включают поступления, приведенные в ст. 251, а также суммы дивидендов, обложение которых осуществляется агентом. Определяя объекты, доходы уменьшаются на расходы на:
Уменьшение также осуществляется на суммы:
Расходы на техническое перевооружение, реконструкцию, модернизацию, дооборудование, достройку, изготовление, сооружение, приобретение ОС и НМА принимаются в момент ввода в эксплуатацию. Затраты на получение имущественных прав на землю учитываются равномерно на протяжении срока, установленного субъектом обложения, но не меньше 7 лет. Суммы принимаются одинаковыми долями за налоговый и отчетный периоды. Признание расходов и доходов осуществляется на дату поступления средств в кассу либо банковские счета, получения имущественных прав или продукции (работ, услуг), а также при погашении задолженности прочими способами.
Определение налоговой ставки осуществляется с одного сопоставимого гектара с/х угодий. Размер рассчитывается в форме 1/4 от величины сборов, вмененных в предыдущий календарный год при работе по общей системе обложения. Выплата осуществляется по месту расположения с/х угодий не позднее 20-го числа того месяца, который следует за прошедшим периодом.
Для перехода на ЕСХН субъекты обложения должны подать соответствующее заявление в налоговый орган по месту своего расположения (жительства). Инспекторы рекомендуют использовать типовую форму. Подать заявление можно в определенный срок - с 20 октября по 20 декабря года, который предшествует тому, с которого субъект переходит на новый режим. Вновь сформированные юрлица и зарегистрированные предприниматели могут принять систему с даты постановки на учет. Для этого заявление о переходе на ЕСХН подается вместе с документами на госрегистрацию.
Они касаются одновременного использования других спецрежимов. Так, субъекты, применяющие ЕСХН, не могут изменить его на УСН и наоборот. Ограничения также предусмотрены для тех предприятий, которые для отдельных видов деятельности используют ЕНВД. Они не могут перейти на ЕСХН, но вправе использовать упрощенную схему.
Доля реализации сельхозпродукции, которая должна составлять 70%, определяется за 8 мес. того года, в котором субъект подает заявление об использовании единого с/х налога. Впоследствии необходимо подтверждение возможности осуществлять перечисления в рамках данного режима. Для этого субъекту следует определять удельный вес прибыли от реализации с/х продукции своего производства ежегодно по окончании периода. Переход на выплату ЕСХН не могут осуществлять организации, которые имеют представительства либо филиалы, осуществляющие выпуск подакцизных изделий. Ограничения распространяются на бюджетные учреждения. Не могут перейти на ЕСХН организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Сельское хозяйство – достаточно рисковый вид бизнеса. Сельхозпроизводители часто зависят от факторов, не зависящих от них. Это и неблагоприятные природные условия, и вредители сельхозкультур на полях, и инфекционные заболевания поголовья скота и птицы.
Еще одна серьезная проблема производителей сельхозпродукции – это ее сбыт. Прежде чем зерно, крупы, овощи и фрукты, молочная и мясная продукция попадут к потребителю, они должны пройти переработку. Если же сдавать продукцию в виде сырья, то производитель с трудом компенсирует затраты даже на ее выращивание.
При этом обеспечение населения полноценными продуктами питания – это основа жизнедеятельности любого государства. Именно поэтому во многих странах сельхозпроизводители получают гранты, субсидии, дотации и пользуются налоговыми льготами.
В России тоже действуют целевые программы помощи сельхозпроизводителям, особенно для крестьянско-фермерских хозяйств. Кроме того, существует специальный налоговый режим, предназначенный только для аграриев и рыбохозяйственных организаций — единый сельскохозяйственный налог или ЕСХН.
В уведомлении налогоплательщик указывает свои регистрационные данные и срок перехода на сельхозналог – с даты государственной регистрации или с начала нового года. Если сельхозпроизводитель уже какое-то время работал до перехода на спецрежим, то в уведомлении надо также указать долю доходов от реализации собственной продукции.
Заявление подается в налоговую инспекцию по месту прописки индивидуального предпринимателя или по юридическому адресу организации. Подготовьте два экземпляра уведомления и храните свой экземпляр с отметкой ИФНС.
От уплаты сельхозналога можно отказаться только с начала следующего года, для этого надо до 15 января подать форму № 26.1-3. После добровольного отказа от ЕСХН вернуться на него можно лишь после того, как пройдет не меньше одного полного года работы на других системах налогообложения.
Если получить освобождение о НДС, то на ЕСХН сдается всего одна годовая декларация – до 31 марта года, следующего за отчетным. Кроме того, индивидуальные предприниматели на этом режиме ведут специальную Книгу учета доходов и расходов (приложение № 1 к приказу Минфина от 11.12.2006 № 169н). Организации КУДиР не заполняют, все доходы и расходы они отражают в регистрах бухгалтерского учета.
Налоговым периодом по уплате единого сельскохозяйственного налога является год, поэтому крайняя дата его перечисления в бюджет – 31 марта года, следующего за отчетным.
Кроме того, по итогам полугодия (не позднее 25 июля) надо рассчитать и оплатить авансовый платеж, который учитывается при уплате годового налога. Положительное отличие ЕСХН от упрощенной системы в том, что здесь нет обязанности уплачивать минимальный налог.
Однако, несмотря на малое количество налоговой отчетности, этот льготный режим сложен для учета и вести его без бухгалтера или специализированных программ очень трудно. Проблема здесь заключается в учете расходов, потому что они должны попадать в перечень, указанный в статье 346.5 НК РФ, быть документально подтвержденными и направленными на получение прибыли.
Если же сельхозпроизводитель не получит освобождение от НДС, то без специалиста в учете точно не обойтись. Декларация по этому налогу — одна из самых сложных и объемных, сдается только в электронном виде. Сам налог платится в особом порядке, не похожем на другие платежи. Кроме того, огромное значение имеет подготовка документов, дающих право на зачет входящего НДС. Если не знаяться этим вопросом всерьез, можно получить значительные убытки.
Еще раз кратко повторим все особенности единого сельхозналога в 2019 году: