Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Одной из наиболее важных задач организации является правильное использование основных фондов. Для удобства бухучета каждой единице имущества присваивается инвентарный номер. Эти номера применяются на протяжении всего времени пользования имуществом.
Инвентарные номера должны составляться в соответствие с такими условиями:
Инвентарные номера присваиваются для таких видов активов:
Присвоение инвентарных номеров осуществляется в соответствие с такими правилами:
Законодательство не установило особых указаний по составлению инвентарных номеров. В связи с этим, организации должны сами установить порядок проведения данного процесса, и зафиксировать его в своей учетной политике.
В инвентарные номера следует закладывать те сведения, которые нужны компании для оперативного учета имущества.
К примеру, инвентарный номер может обладать следующей структурой:
Грамотный и правильно организованный бухгалтерский учет на предприятии позволяет в любой момент узнать о состоянии материального и финансового положения организации. Материальная часть собственности - это основные средства хозяйственной структуры. Необходим строгий контроль над использованием этих средств, их перемещением, сохранностью. Для этого служат инвентарные номера основных средств, которые присваиваются каждому объекту ОС. Мы постараемся кратко объяснить, что такое инвентарный номер и как присвоить инвентарный номер основному средству.
Бухгалтеры, работающие на предприятиях не один год, знают, что на балансе их организации имеются ОС, но не каждый на практике сталкивался с необходимостью принять новый объект основных средств. Некоторые работники бухгалтерии не имеют представления о том, как нужно правильно провести эту процедуру, зарегистрировать объект в бухгалтерских регистрах и отразить на счетах баланса. Существует немало причин, при которых инвентарный номер основных средств необходим:
Зная, как присваиваются инвентарные номера основным средствам, бухгалтер предприятия постоянно будет иметь оперативную информацию о состоянии учета ОС и своевременно предоставлять ее руководству организации и контролирующим органам.
Официальный документ, по которому необходимо ориентироваться при решении этого вопроса - Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ 13.10.2003 № 91 н, здесь мы лишь кратко изложим необходимые шаги и примерную последовательность процедуры.
В Приказе об учетной политике предприятия должен быть предусмотрен пункт - как присваивать инвентарные номера основным средствам. Здесь отражается порядок нумерации ОС, то есть инвентарный номер сколько цифр он может иметь регламентируется только этим документом. На предприятиях, где количество объектов незначительное, можно использовать простую нумерацию: 001, 002, 003 и т. д. При большом количестве объектов применяют более сложную систему, возьмем № 0104001, где:
01 - код в синтетическом учете (План счетов);
04 - код структурного подразделения организации (склад, цех, офис);
001 - порядковый № ОС в перечне предметов, сходных по назначению.
Инвентарный номер пример:
На склад № 2 поступил автопогрузчик, на этом же складе уже имеется один. Инвентарный № нового погрузчика можно установить по вышеуказанному способу:
В этом случае № будет таким - 0102002.
В практике бухгалтеров бывают случаи, когда на объект невозможно нанести нумерацию доступными способами, в таких ситуациях данные об ОС хранятся только на бухгалтерских регистрах. Объекты, подлежащие нумерации, можно маркировать любым возможным для организации методом:
Совет. Не стоит забывать, что нанося инвентарный № неправильно, можно испортить сам объект нумерации, тщательно обдумайте все нюансы прежде, чем начнете действовать.
Руководитель и главный бухгалтер организации должны постоянно контролировать правильное и своевременное оформление перемещения основных средств, это обеспечит их сохранность, позволит оперативно получать четкую информацию, поможет в организации всей работы предприятия.
Сохранность имущества предприятия, организации, учреждения обеспечивается комплексом организационных действий. В бухгалтерских ведомостях ведётся учёт имущественных ценностей, денежных средств, активов и пассивов. Объекты основных средств учитываются по инвентарным номерам.
Имущество организации в целях учёта состоит из инвентарных объектов. Инвентарный номер подтверждает, что объект оприходован и поставлен на учёт. Методические указания № 91н регламентируют общие требования к учёту инвентарных объектов и устанавливают правила присвоения инвентарных номеров. Название объекта, номер, местонахождение позволяют идентифицировать имущество, контролировать состояние активов, перемещение, срок использования.
Инвентарный номер сохраняется за объектом постоянно. Один номер всегда принадлежит только одному инвентарному объекту. Организация присваивает номера по порядку. Очерёдность устанавливается по журналу (книге) учёта инвентарных номеров. В инвентарной карточке объекта обязательно указывается инвентарный номер.
При заполнении инвентарной карточки по форме ОС-6 указывается место нахождения объекта, амортизационная группа, инвентарный номер При заполнении сведений об объекте ОС указывается первоначальная стоимость и срок полезного использования При заполнении данных о затратах на ремонт указываются сведения о ремонтных работах, фамилия ответственного за ведение карточки
Основные фонды, которые обязательно должны получить инвентарный номер:
Предметы стоимостью не выше 3 тыс. руб. используются без нумерации.
Структуру номера организация выбирает самостоятельно. К примеру, в приказе или учётной политике компании могут быть определены цифровые коды для филиалов, буквенные обозначения подразделений, четырёхзначные порядковые номера объекта внутри подразделения. Тогда инвентарный номер может иметь вид: 5БХ0037. Инвентаризационная комиссия по нему установит, что объект № 37 числится за бухгалтерией пятого филиала.
Руководитель приказом определяет, как именно распределяются номера между основными средствами.
Нумерация инвентарных объектов производится материально ответственным лицом. Нормы п. 46 инструкции № 157н предусматривают постоянство закрепления номера. Из этого следует, что инвентарные номера объектов не должны меняться. Требованиями этого же пункта закрепляется необходимость нумерации движимого и недвижимого имущества ценой более 3 тыс. руб. Инвентарный номер будет присвоен каждому объекту, который подпадает под указанный критерий.
Инвентарный номер закрепляется за объектами, задействованными в основной деятельности, а также теми, которые хранятся на складе или были законсервированы. Инвентарный номер указывается на каждом объекте учёта и записывается в учётных бухгалтерских документах. Номер наносится в том месте, куда легко обеспечить доступ: рабочая поверхность инструмента, внутренняя дверца шкафа, обратная сторона столешницы.
Инвентарный номер объекта:
На этикетку наносится номер, название объекта, логотип организации Инвентарный номер нередко наносится штрихкодированием Так номер наносится маркером - краской масляной В крупных компаниях номер маркируется лазером Иногда бирка с инвентарный номером просто прикрепляется к объекту
При необходимости проставить инвентарные номера на крупные партии объектов организация вправе заказать услугу нанесения номеров сторонней компании.
Присвоение номера в бухгалтерской программе требует внимательного внесения исходных данных. Ошибкой будет использование номера из 8 знаков, если в учётной политике предусмотрена шестизначная нумерация. В компьютерной программе инвентарный номер указывается отдельной колонкой, что облегчает поиск объекта среди однотипных основных средств. К примеру, в учёте числятся 5 компьютерных столов. У каждой позиции будет свой номер. Не будет 5 одинаковых столов под одним номером. Пример заполнения ведомости основных средств с указанием инвентарных номеров.
Инвентарный номер присвоен каждому инвентарному объекту из ведомости учёта имущества
В практике нумерации сложных объектов выделяются два подхода:
Задача инвентарного номера состоит в обеспечении контроля сохранности имущества внутри предприятия. При реорганизации имущество передаётся за пределы фирмы по передаточному акту. Организация передаёт основные средства, указывая инвентарные номера, принятые в учёте компании. Организация, которая принимает имущество, будет присваивать объектам инвентарные номера, руководствуясь собственными нормами и правилами.
Земельные участки и объекты недвижимости подлежат кадастровому учёту. На каждый участок и объект недвижимого имущества заводится кадастровое дело. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству района учитывает инвентарные номера кадастровых дел. Когда на участке построен жилой или дачный дом, формируется единое кадастровое дело на земельный участок и первичный объект недвижимости. Инвентарный номер присваивается один.
Инвентарные номера недвижимых объектов регистрируются по порядку в Книге учёта инвентарных дел. Форма Книги устанавливается приказом руководителя учреждения. В структуру номера кадастрового дела входит номер из Книги учёта и код района Комитета по земельным ресурсам и землеустройству.
Чтобы узнать инвентарный номер квартиры, достаточно заполнить форму на сайте Росреестра.
Форма заявки на получение сведений об инвентарном номере объекта заполняется онлайн
Процесс занимает 3 шага:
Использование инвентарных номеров приводит в порядок учёт основных средств. Нумерация, кодификация, использование компьютерных программ создают условия для чёткого понимания состава инвентарных объектов, их расположения и состояния.
Конкретная, понятная информация - это основа принятия взвешенных финансовых решений.
Учёт основных средств, инвентаризация имущества требуют внимательной и кропотливой работы. При соблюдении нормативных требований организация вправе исходить из практического опыта и устанавливать собственные правила относительно структуры и способов присвоения инвентарных номеров. Нумерация объектов избавляет от неразберихи и путаницы. Сведения по инвентарным объектам сохраняются в учёте, а присвоенный номер идентифицирует имущество в каждый момент времени.
Как отмечалось выше, до 1 января 2013 г. (в переходный период) положения Закона о кадастре недвижимости не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. В отношении этих объектов осуществляется государственный учет в порядке, установленном на 1 марта 2008 г., для государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (ч. 2 ст. 43 Закона о кадастре недвижимости). При этом здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства, учтенные ОТИ (БТИ) до 1 марта 2008 г. и учитываемые ими в переходный период (с 1 марта 2008 г. до 1 января 2013 г.) считаются учтенными в ГКН (ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
Ввиду особой социальной значимости жилых помещений предусмотрен государственный учет жилищного фонда, включающий технический учет жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и паспортизацию - оформление технических паспортов жилых помещений, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям (ч. 5 ст. 19 ЖК). Порядок государственного учета жилищных фондов всех форм собственности (частного, государственного, муниципального) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ (п. 1 ст. 12, ч. 4 ст. 19 ЖК). К компетенции органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления отнесено ведение учета соответствующего государственного и муниципального жилищного фондов (п. 1 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 14 ЖК). То есть законодательство субъекта РФ (либо муниципального образования) не может регулировать порядок технического учета (технической инвентаризации и паспортизации) жилых помещений всех форм собственности на территории данного субъекта РФ (муниципального образования).
В настоящее время порядок государственного учета и технической инвентаризации регулируют следующие нормативные акты:
Для государственной регистрации технический учет - не только описание характеристик недвижимости, но и подтверждение юридического факта создания (существования) объекта права.
Согласно п. 12 Положения о техническом учете и инвентаризации сведения ОТИ (БТИ), полученные при технической инвентаризации и государственном техническом
учете (далее - техническая инвентаризация и учет), используются при:
Пунктом 6 Положения о техническом учете, установлено, что техническая инвентаризация и учет подразделяются:
Техническая инвентаризация и учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц. По результатам инвентаризации оформляется технический паспорт объекта, который является основой для ведения ЕГРОКС.
По общему правилу технический учет проводится по результатам технической инвентаризации. Исключение - первичный технический учет многоквартирных домов и объектов капитального строительства (как с расположенными в них помещениями, так и без таковых), введенных в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., а также индивидуальных жилых домов, построенных после 1 марта 2008 г., на которые имеется проектная документация (п. 8 Положения о техническом учете и инвентаризации). В этих случаях по выбору заявителя первичный учет может быть осуществлен без проведения технической инвентаризации. К заявлению о проведении технического учета прилагаются:
В результате первичного учета выдаются кадастровые паспорта указанных объектов, а также помещений в многоквартирных домах и объектах нежилого назначения. Если на территории субъекта РФ действуют Правила ведения ЕГРОКС*(49), то для технического учета без первичной инвентаризации оформляются технические паспорта на основании представленных заявителем документов.
Техническая инвентаризация, а также выдача физическим и юридическим лицам документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливается законодательством РФ (п. 10 Положения о техническом учете и инвентаризации). Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 8 Положения об учете жилищного фонда).
Так, распоряжением Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 13.12.2005 N 50-Р "Об утверждении отпускных стоимостей на работы по технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности" (в ред. от 29.12.2009) утверждена стоимость работ по технической инвентаризации зданий, сооружений и земельных участков. Техническая инвентаризация в Москве стоит 20,3 руб. за кв. м (10,3 руб. за кв. м свыше 1000 кв. м.); технический паспорт квартиры - 890 руб.; кадастровый паспорт здания, сооружения - 443,24 руб., помещения - 140,24 руб. плюс графическая часть - 1,3 руб. за кв. м.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 615 установлен предельный максимальный размер платы за выдачу органом или организацией, осуществляющими хранение учетно-технической документации о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, государственный технический учет которых осуществлен до дня вступления в силу Закона о кадастре недвижимости (1 марта 2008 г.) или в переходный период его применения (до 1 января 2013 г.), кадастрового паспорта такого объекта недвижимости: для физических лиц - 500 руб., для юридических лиц - 1000 руб.
Согласно п. 16 Положения о техническом учете и инвентаризации сведения об объектах капитального строительства предоставляются по заявлениям (запросам):
а) собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности);
б) наследников по закону или завещанию;
в) правоохранительных органов и судов (по находящимся в них в производстве делам);
г) органов государственной власти и местного самоуправления (по объектам на соответствующей территории);
д) налоговых органов (по объектам на территории их ведения);
е) органов государственной статистики (сведения, включенные в формы федерального государственного статистического наблюдения);
ж) учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
з) иных органов и лиц, определенных законодательством РФ.
Если иное не установлено законодательством, сведения и документы об объектах технического учета и инвентаризации предоставляются в течение месяца со дня обращения собственника объекта (владельца, балансодержателя, наследника и их представителей) (п. 17 Положения о техническом учете и инвентаризации).
Правила выдачи технического паспорта объекта капитального строительства и кадастрового паспорта объекта недвижимости различаются по срокам и кругу лиц.
В переходный период, установленный Законом о кадастре недвижимости до 1 января 2013 г., ОТИ (БТИ) обязан выдать кадастровый паспорт ранее учтенного им здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства в течение 10 дней по запросу любого лица за плату, размер которой устанавливается субъектом РФ (ч. 9 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
При этом никто не вправе требовать от собственника ранее учтенного в ОТИ (БТИ) объекта недвижимости или от иного лица проведение плановой, внеплановой или иной технической инвентаризации (переучета, повторного описания, формирования и т.п.) в связи с выдачей кадастрового паспорта или в связи с регистрацией права на объект (ч. 10 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2004 N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" установлено, что:
1) техническую инвентаризацию осуществляют организации (органы),
аккредитованные Роснедвижимостью;
2) государственный технический учет должна осуществлять Роснедвижимость и ее территориальные органы (после принятия нормативных актов, определяющих порядок государственного технического учета).
В настоящее время Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Роснедвижимость упразднена, а ее функции переданы Росреестру.
В соответствии с п. 7.1.19, 7.1.40 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 05.10.2009 N 395*(51), территориальные органы Росреестра наделены функциями по аккредитации ОТИ (БТИ) и ведению государственного технического учета объектов капитального строительства (в регионах, в которых введены Правила ведения ЕГРОКС) (см. следующий подпараграф).
В тех субъектах РФ, на территории которых Правила ведения ЕГРОКС не действуют, техническую инвентаризацию и технический учет осуществляют ОТИ (БТИ). Учтенные ими объекты считаются учтенными в ГКН (ст. 45 Закона о кадастре недвижимости).
Как установлено п. 7 Положения о техническом учете и инвентаризации, при осуществлении технического учета объекту присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
Кадастровый номер зданиям, сооружениям, помещениям может быть присвоен только при постановке объекта на учет в ЕГРОКС (п. 10, 17 Правил ведения ЕГРОКС). Если объекту недвижимости (зданию, сооружению, помещению) кадастровый номер в установленном порядке не присвоен, то это не является препятствием для государственной регистрации. Регистрирующий орган в таком случае самостоятельно присваивает условный номер в соответствии с п. 3 ст. 12 Закона о регистрации прав и Инструкцией Минюста о присвоении условных номеров объектам недвижимости. Объекты, которым присвоен условный номер при государственной регистрации прав, считаются учтенными в ГКН (ч. 1 ст. 45 Закона о кадастре недвижимости). Таким объектам кадастровый номер присваивается без участия правообладателя при включении сведений о нем в соответствующие разделы ГКН:
Учет изменений характеристик объектов. В соответствии с п. 9 Положения о техническом учете и инвентаризации техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица. По результатам технической инвентаризации изменений осуществляется государственный технический учет в связи с изменением характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.