Формирование доходной части бюджета Из каких частей состоят доходы бюджета
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с...
Отечественная система налогообложения характеризуется как многоуровневая, и представлена в виде федеральных, региональных и местных налогов. Самые значимые и трудоемкие бюджетные платежи, которыми являются федеральные налоги и сборы, устанавливаются в соответствии со ст. 12 НК РФ на территории всей нашей страны.
Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет устанавливается на основании раздела VIII ч. 2 НК РФ. Положения этого нормативного документа определяют налоги в федеральный бюджет (список представлен ниже).
Первым и наиболее значимым уровнем бюджетной системы России является федеральный бюджет. Одним из источников его пополнения выступают федеральные налоги и сборы. Вследствие этого, значимость платежей этого уровня нельзя недооценивать. Какие налоги идут в федеральный бюджет?
Федеральные налоги (перечень) в большинстве своем обязательны к уплате. Тем не менее, в ряде случаев физические и юридические лица могут быть освобождены от перечисления налогов федерального бюджета. К примеру, освобождены от уплаты группы федеральных налогов компании и предприниматели, ведущие свою деятельность на одном из утвержденных разделом VIII 1 Налогового кодекса специальных режимов.
Большая часть федеральных налогов и сборов зачисляется именно в федеральный бюджет. Однако есть и нюансы. Так, к федеральным налогам и сборам относят налог на прибыль, который в России установлен в размере 20% от полученной прибыли. Однако распределение этого платежа осуществляется следующим образом: федеральный бюджет получит лишь 2% от перечисленной суммы, тогда как в бюджет региона будет зачислено 18% налогового платежа.
В соответствии с налоговым законодательством к федеральным налогам и сборам относятся перечисления, финансирующие федеральный бюджет страны. Рассмотрим, общие характеристики федеральных налогов и сборов в виде таблицы:
Виды федеральных налогов |
|
Продажа товаров, работ и услуг; передача товаров для своих нужд; выполнение СМР; ввоз товаров в РФ (ст.146); |
|
Плательщик |
Компании и физические лица (в т.ч. ИП), а также лица, перемещающие товар через границу РФ (ст.143); |
0%, 10%, 18% (ст.164); |
|
Акцизы |
|
Реализация подакцизных товаров и иные операции с подакцизными товарами (ст.182); |
|
Плательщик |
Компании и физлица, а также лица, перемещающие товар через границу ЕЭС (ст.179); |
Различаются в зависимости от вида реализуемых товаров (ст.193); |
|
НДФЛ |
|
Доходы, полученные в России (ст.209); |
|
Плательщик |
Физлица, которые получили доход в России (ст.207); |
13%, 30%, 35% (ст.224); |
|
Налог на прибыль |
|
Прибыль, которая получена организацией (ст.247); |
|
Плательщик |
Отечественные и зарубежные компании, ведущие свою деятельность на территории России (ст.246); |
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
|
Животный и водный мир и его объекты (ст.333 2); |
|
Плательщик |
Компании и физлица (в т.ч. ИП), получившие согласие госорганов на добычу объектов животного и водного мира (ст.333 1); |
Ставка зависит от принятого объекта (ст.333 3); |
|
Водный налог |
|
Забор воды, использование акватории (ст.333 9); |
|
Плательщик |
Организации и физлица (в т.ч. ИП), осуществляющие пользование водными ресурсами страны (ст.333 8); |
Ставка определяется в зависимости от принятого объекта (ст.333 12); |
|
Государственная пошлина |
|
Обращение плательщика в госорганы всех уровней с целью совершения ими юридически значимых действий (ст.333 16); |
|
Плательщик |
Компании и физлица (ст.333 17); |
Размер госпошлины зависит от вида совершаемых операций (ст. 333 19 , 333 21 , 333 23 , 333 24 , 333 26 , 333 28 , 333 30 , 333 31 , 333 32.1 , 333 32.2 , 333 33); |
|
Налог на добычу полезных ископаемых |
|
Полезные ископаемые, добытые из недр (ст.336); |
|
Плательщик |
Юридические лица и ИП – пользователи недр (ст.334); |
Ставка зависит от объекта обложения (ст.342). |
Таким образом, к федеральным налогам и сборам относятся бюджетные платежи, прямо поименованные в разделе VIII ч. 2 Налогового кодекса.
Налоговое законодательство занимает важное место в механизме экономического развития любого правового государства.
Устойчивость государственной системы Российской Федерации определяется количеством налогов, поступивших в федеральный бюджет.
Федеральные налоги и сборы занимают решающее положение при формировании бюджета и потому устанавливаются исключительно на федеральном уровне, являясь обязательными к сбору во всех уголках РФ .
Их количество и размер определяется Налоговым кодексом РФ. Исключение составляет установление на отдельной территории специального режима исчисления налогов. В этом случае размер и количество отчислений в федеральный бюджет будет определяться в соответствии с существующим положением.
При внесении любых изменений в данное правило переработке подвергается также и указанный кодекс. Изменить, внести поправку либо отменить Федеральный закон вправе исключительно Правительство РФ.
Придание платежу статуса федерального не позволяет говорить об исключительной его направленности. Вполне вероятно, что в соответствующий бюджет уйдет только часть собранной суммы, остальное же станет существенным подспорьем при наполнении местного и регионального бюджетов.
Согласно НК РФ, законодательно определенными являются следующие федеральные налоги и сборы:
Объектами налогообложения не являются общедоступные полезные ископаемые, в том числе:
Рассматриваемый налог должен быть уплачен не позже 25 числа каждого месяца.
Подробнее о том, какие налоги относятся к федеральным, смотрите на следующем видео:
В отличие от местных и региональных, федеральные налоги устанавливает Налоговый кодекс, о чем уже говорилось выше.
Местные сборы определяются нормативно-правовыми актами, изданными представительными органами муниципальных образований , на территории которых они и подлежат оплате. Кроме того, установившие данные платежи органы определяют налоговые ставки, порядок и срок внесения оплаты, условия применения.
Региональные налоги устанавливаются законами субъектов РФ , на территории которых они действуют. Налоговые ставки, льготы, сроки и размер оплаты определяются региональными властями.
Сроки оплаты федерального налога зависят от его вида, но в большинстве случае оплата производится не позже 20 числа каждого календарного месяца . Исключение составляют случаи оплаты акцизных сборов и государственной пошлины. Некоторые виды платежей оплачиваются ежеквартально.
Кроме того, ежеквартально обязаны оплачивать налоги те субъекты налогообложения, общая выручка которых за 3 месяца не превышает 2 миллионов рублей. В последнем случае налоговые органы обычно требуют заполнения отдельной декларации специального образца.
Все виды федеральных налогов уплачиваются равными долями. Платеж поступает в бюджет по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика. В случае, если он оплачивается налоговым агентом, его могут принять по месту его фактического нахождения.
Согласно Налоговому кодексу РФ предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов РФ (далее - региональные); местные налоги и сборы.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории России. Это означает, что состав федеральных налогов и сборов, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов определяются на федеральном уровне и только в соответствии с Кодексом.
В рамках реализации основных направлений налогового реформирования достигнуто некоторое упрощение налоговой системы путем отмены «оборотных» налогов, налога с продаж, налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. С 1 января 2006 г. в налоговой системе РФ действует 14 налогов и сборов (в том числе 9 – федеральных, 3 – региональных, 2 – местных) и 4 специальных налоговых режима.
К федеральным налогам и сборам относятся следующие 9 налоговых платежей:
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 Кодекса);
Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К региональным налогам и сборам с 1 января 2005 г. относятся три налоговых платежа:
Положительным результатом реформирования в налоговой сфере также является введение специальных налоговых режимов, направленных на снижение налогового бремени для определенных категорий налогоплательщиков, упрощение процедуры налогообложения и администрирования. Во вторую часть Кодекса введены следующие специальные налоговые режимы:
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 Кодекса);
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 Кодекса);
Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам с 1 января 2005 г. относятся:
налог на имущество физических лиц;
Сведения о действующих местных налогах должны публиковаться в прессе региональными налоговыми органами не реже одного раза в год, сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях - ежеквартально.
На территории всей страны действуют разные налоги. К одним из них относят федеральные, которые считаются социально значимыми. Они входят в трехуровневую систему РФ, в которой еще есть региональные и местные сборы. Для проверки наличия задолженности есть официальный сайт Налоговой службы. Какие налоги относятся к федеральным?
Существует отличие между налогами и сборами. Первые оплачиваются на безвозмездной основе, а вторые за предоставление государством какой-либо услуги. Это регулируется Налоговым кодексом и Конституцией РФ.
У каждого вида взимания есть круг плательщиков. К ним относят юридических, физических лиц, частных предпринимателей. В законодательстве описано, какие лица оплачивают налоги.
Если оплачиваются в бюджет страны, то федеральные имеют несколько другие функции. Существуют платежи, которые для организаций разделяются на основные и косвенные. Последние не всегда оплачивает организация. Например, продавец создает декларации и предоставляет их в казенное учреждение, но НДС на товар оплачивает покупатель.
К федеральным налогам и сборам относятся:
Каждый вид платежа предусмотрен за определенную отрасль жизни. В обязанность граждан входит оплата необходимых налогов. Федеральные взимания оплачиваются на всей территории страны. Для граждан предусмотрены и льготы, которые зафиксированы в федеральных актах. устанавливается Федеральным Собранием, но на некоторые сборы это определяет правительство РФ. Налоговое законодательство основывается на финансовой политике страны.
К федеральным налогам относится налог на добавленную стоимость. Также есть много других платежей. Чтобы разобраться в этой системе, необходимо подробно рассмотреть особенности каждого. К популярным сборам относят НДС. По нему обложению налогом подвергается не вся цена продукции, а лишь часть.
НДС платят все предприятия, что регулируется государством. Причем ставка по ним одинаковая для всех. Это защищает от искажения структуры спроса.
В сравнении с другими типами этот налог обладает следующими особенностями:
При оплате НДС есть право уменьшения выплат на сумму установленных налоговых вычетов. Их применяют к тем платежам, которые были предоставлены плательщику после закупки товаров. К федеральным налогам относится налог за провоз продукции через таможню.
Для оплаты предоставляются счета-фактуры, которые передают продавцы при покупке товаров. Платежи являются обязательными для погашения, что закреплено законодательно.
К федеральным относится следующий налог - акциз. Покупатели платят за него с приобретением какой-либо продукции или при заказе услуги. Получается, что такие сборы существуют практически в каждой отрасли.
Подакцизным считается тот товар, изготовление которого монополизировано государством. Это относится к табачным изделиям, алкоголю, машинам, бензину, солярке, драгоценным украшениям. Акциз включен на транспортные и коммунальные услуги. Оплачивают его предприниматели, перевозчики товаров через таможню, компании.
К федеральным налогам относится налог - государственная пошлина. Ее оплата требуется в том случае, если частное лицо обращается в органы для совершения каких-то действий, обладающих юридическим значением. Обычно это касается выдачи документов, копий, дубликатов. Госпошлину оплачивают:
К федеральным налогам относится налог на прибыль. Это касается процента, который отчисляется от прибыли плательщика. Прибылью считается часть дохода, в которую входят расходы на покупку ресурсов.
Этот вид налога считается прямым. Его размер составляет 20 %. Для расчета применяется налоговая декларация. Налоговый период равен 1 году. Оплачивать его можно авансовыми платежами.
К обязательным сборам относят Это платежи, отчисляемые в Пенсионный фонд РФ. Сейчас есть и негосударственные организации, осуществляющие медицинское, социальное страхование. К таким налогам относят платежи, которые работодатель перечисляет за своих сотрудников.
Существует Оплачивают его физические лица и организации, осуществляющие специальное водоиспользование, за которое надо выплачивать процент на основе законодательства. Это касается использования акватории для получения прибыли.
Налог за добычу полезных ископаемых платят те лица, которые пользуются недрами земли для получения прибыли. К объектам относят все ископаемые, находящиеся в стране. Плательщик самостоятельно рассчитывает налоговую базу, которая вычисляется из стоимости товара.
К федеральным налогам РФ относятся и другие сборы. Вся система организована грамотно, что необходимо для эффективного привлечения ресурсов в бюджет. Все правила по расчету, оплате, срокам присутствуют в законодательстве.
Каждый вид платежа рассчитывается за определенный период, а универсального срока нет. производит расчет сбора самостоятельно, а оплатить его надо после получения уведомления. Если до этого была уплачена сумма больше, то в следующий раз придется платить меньше. При просрочках появляются штрафы и пени.
Оплачивать налоги можно любыми удобными способами. Сейчас этой работой занимаются банки, финансовые организации. Также есть возможность оплаты через интернет с помощью электронных систем. К своевременно погашавшему платежи гражданину никогда не будет претензий.
Федеральные региональные и местные налоги - это основные виды налогов, существующие в РФ. Нормы, правила и виды налогообложения установлены на законодательном уровне. От уровня законодательной власти, установившей ключевые правила применения фискальных обязательств, зависит их классификация.
Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.
Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ . То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства. Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства. В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам.
Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:
Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения.
Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России.
Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы.
Для сборов третьего, местного, ранга алгоритм и особенности налогообложения действуют только на территории муниципального образования. Следовательно, в отличие от местных налогов, федеральные налоги и порядок их применения не может быть изменен на муниципальном или региональном уровнях. Далее приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.
Итак, мы определили, что налоги бывают федеральные, региональные и местные. Также установили их ключевые отличия. Теперь определим, какие фискальные платежи следует относить к конкретному виду. Для этого распределим все действующие платежи и сборы в таблицу.
Федеральные, региональные и местные налоги, таблица:
Вид обязательства |
Наименование |
Федеральные |
|
Региональные |
|
|
Все налоговые обязательства разделены на три уровня в зависимости от того, в какой бюджет они зачисляются. Общие правила налогообложения регламентирует НК РФ, который является основной действующей фискальной системой России.
Для местных и региональных сборов характерные особенности применения налогообложения устанавливают власти соответствующего ранга. Однако отступить от общих норм, закрепленных в НК РФ, власти второго и третьего уровней не вправе.
Фискальные платежи формируют доходную часть бюджета, в который средства зачисляются напрямую. Для обязательств первого и второго уровней допустимо перераспределение между нижестоящими бюджетами. То есть предоставление средств в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.
Отметим, что данное распределение определяется в соответствии с действующим федеральным бюджетным законодательством. А именно Бюджетным кодексом России. Такое дробление обязательств используется для стимулирования развития регионов России.