Этапы развития экономической теории. Основные экономические школы (теории)

ВОПРОС 15. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Экономические школы - возникшие в разные времена учения о построении экономики в государстве. Основные (представлены в порядке появления):

    Меркантилизм

    Физиократы

    Классическо-буржуазная

    Марксизм

    Немецкая историческая школа

    Кейнсианство

    Австрийская школа

    Монетаризм (Неоклассицизм)

    Институционализм

    Новый институционализм

    Меркантилизм (итал. mercante - торговец, купец) - система взглядов экономистов XV-XVII вв., ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Крупнейшие представители направления: Т. Ман, А. де Монкретьен, У. Стаффорд (1554-1612). Термин был предложен А. Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. В марксистской интерпретации выражал интересы крупных торговых монополий.

    Основные положения

    необходимость поддержания активного торгового баланса государства (превышения экспорта над импортом);

    признание пользы привлечения в страну золота и других драгоценных металлов с целью повышения её благосостояния;

    деньги - стимул торговли, поскольку считается, что увеличение массы денег увеличивает объём товарной массы;

    приветствуется протекционизм, направленный на импортирование сырья и полуфабрикатов и экспортирование готовой продукции;

    ограничение на импорт предметов роскоши, т.к. он ведет к утечке золота из страны.

    Физиократы (physiocrates) - французская школа экономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кёне и получившая название «физиократия» (physiocratie, то есть «господство природы»), данное ей первым издателем сочинений Кене, Дюпон де Немур ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу. Впрочем, это название могло бы характеризовать учение физиократов и в другом отношении, так как они были сторонниками «естественного порядка» (ordre naturel) в хозяйственной жизни общества - идеи, родственной понятиям естественного права или естественного закона в рационалистическом смысле философии XVIII в. Положения Физиократы решали вопрос о том, как должны складываться экономические отношения между людьми при свободном действии естественного порядка и каковы будут принципы этих отношений. Подобно школе А. Смита и притом раньше её физиократы высказывали убеждение, что предоставление полной свободы действию естественных законов одно только способно осуществить общее благо. В связи с этим находятся и требование уничтожения старых узаконений и учреждений, задерживающих беспрепятственное проявление естественного порядка, и требование невмешательства государственной власти в экономические отношения - желания, одинаково характеризующие и физиократов, и «классическую» школу. Наконец, в обоих случаях мы имеем дело с реакцией против меркантилизма, который односторонне покровительствовал только торговле и обрабатывающей промышленности; но физиократы впали в другую односторонность, которой избежала теория, созданная А. Смитом. Физиократы противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности сельское хозяйство как единственное занятие, дающее излишек валового дохода над издержками производства, а потому и единственно производительное. Поэтому в их теории земля (почва, силы природы) является единственным фактором производства, тогда как А. Смит рядом с этим фактором поставил два других, труд и капитал - понятия, играющие такую важную роль во всем дальнейшем развитии политической экономии как чистой науки. В этом последнем отношении физиократы скорее можно считать предшественниками, чем основателями политической экономии. Термин «физиократия» употребляется в двояком смысле, а именно чаще всего в более узком значении известной экономической доктрины, реже - в более широком смысле целой теории общества, с социальными и политическими выводами. Первый взгляд на физиократов господствует у иностранцев, второй свойственен французами. Нет сомнения, что главное значение физиократы имеют в истории политической экономии, но из-за этого не следует забывать их политические взгляды, делающие их наиболее видными представителями просвещённого абсолютизма во Франции.

    Марксизм

    Основным трудом Маркса в экономической сфере является «Капитал». Объектом критики Маркса являются меркантилистская, классическая и вульгарная школы. Основная ценность и научная новизна работы Маркса — в комплексном изучении специфического товара Рабочая сила. В результате анализа Маркс выделил и отдельно исследовал прибавочную стоимость как самостоятельное экономическое явление. Это позволило научно объяснить источник и природу прибыли на капитал, а также различные формы экономической эксплуатации.

    Товар

    Товар - это исходное производственное отношение капитализма, всеобщая форма капиталистических производственных отношений, которая генетически развивается в капитал - основное производственное отношение, характеризующее сущность капиталистического способа производства. Ленин в книге «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» дает такую характеристику капитализма: «Продукт принимает форму товара в самых различных общественных производственных организмах, но только в капиталистическом производстве такая форма продукта труда является общей, а не исключительной, не единичной, не случайной. Второй признак капитализма - принятие товарной формы не только продуктом труда, но и самим трудом, то есть рабочей силой человека.». Товар выступает как потребительная стоимость и как меновая стоимость. Потребительная стоимость означает свойство вещи удовлетворять человеческую потребность того или иного рода. Потребительная стоимость одного товара не похожа на потребительную стоимость другого товара. Меновая стоимость есть свойство вещей в той или иной пропорции обмениваться на другие, она возможна лишь в товарном хозяйстве. Как меновые стоимости товары однородны. Однородность товаров выражает однородность самого труда. Товары представляются как продукты одинакового человеческого труда. И стоимость как вещное выражение абстрактно человеческого труда, измеряется количеством этого труда. Меновая стоимость является единственно возможной и объективно необходимой формой выражения стоимости.

    Конкретный и абстрактный человеческий труд

    Конкретный труд: Разновидность конкретной деятельности, необходимой для производства конкретной вещи, которая обладает полезностью (потребительной стоимостью) Отличается от других видов труда, производящих другие вещи и напрямую с ними не сопоставляется Не связан ни с какой исторически обусловленной организацией труда и правом собственности Может осуществляться лишь в соединении с силами природы и опираясь на них Абстрактный труд: Качественно однородный человеческий труд, обезличенный и сопоставимый с трудом другого человека Происходит в виде физиологической затраты человеческой рабочей силы Является источником стоимости, которая проявляется исключительно в процессе эквивалентного обмена. В обществе, функционирующем на базе неэквивалентного обмена стоимость не проявляется, труд не принимает абстрактной формы. (примечание: термин «абстрактный труд» встречается у Маркса только в работе «Политико-экономические рукописи 1889 г.»)

    Деньги

    Функции денег:

    мера стоимостей (выражение стоимостей товаров как качественно одинаковых и

    количественно сравнимых);

    средства обращения (Кругооборот товара Т - Д - Т),

    средство накопления (параллельно движущимся денежным потокам существуют и

    денежные резервы и постоянно происходят переливы из одних в другие),

    средство платежа (кредит, который создает возможность распоряжаться ресурсами, которые

    не только ещё не превращены в деньги, но часто и не произведены).

    средство накопления сокровищ.

    всемирные деньги (опосредование мировой торговли).

    Прибавочная стоимость Источником прибавочной стоимости является продолжение потребления рабочей силы дольше того времени, в течение которого воспроизводится её стоимость. Прибавочная стоимость образуется, когда стоимость рабочей силы, которую получает рабочий в форме заработной платы, меньше новой стоимости, которая создаётся в процессе труда при производстве рабочим товаров. Прибавочная стоимость выступает в своих особых формах: предпринимательская прибыль, процент, рента, то есть как уже распределенная между всеми агентами капиталистического производства и вообще между всеми претендентами на участие в прибыли. Прибавочная стоимость является категорией только капиталистического хозяйства. Она создается исключительно в сфере производства, а не в сфере обращения. Прибавочная стоимость делится на абсолютную и относительную. Прибавочная стоимость, создаваемая путем удлинения рабочего дня, называется абсолютной, а та, что возникает посредством сокращения необходимого рабочего времени и изменения соотношения времени, которое тратится на необходимый и прибавочный труд, - относительной. Норма прибавочной стоимости есть, по словам Маркса, «точное выражение степени эксплуатации рабочей силы капиталом, или рабочего капиталистом». Она определяется формулой: т / v = прибавочный труд/необходимый труд.

    Капитализм Основными признаками капитализма могут быть названы следующие: производство, нацеленное на обмен, носит всеобщий характер рабочая сила является товаром стремление к прибыли - главная движущая сила производства извлечение прибавочной стоимости, отделение непосредственного производителя от средств производства, составляют внутреннюю экономическую форму следуя императиву экономического роста, капитал стремится к глобальной интеграции, посредством мировых рынков. основной закон развития — распределение прибыли пропорционально вложенному капиталу: П i = р х Кi или П i = р х (Сi + Vi) где: Пi — прибыль i -го предприятия, Кi — вложение капиталиста в производство товара i -го предприятия,

    Немецкая школа

    В период объединения Германских земель в единое государство, т.е. в середине XIX в., возникло еще одно альтернативное классической политической экономии направление экономической мысли, получившее название «историческая школа Германии» или, что одно и то же, «немецкая историческая школа». Эта школа по сути олицетворяет не столько историческое, сколько социально- историческое направление, потому что ее авторы, в отличие от классиков, включили в поле исследований политической экономии {предмет изучения) наряду с экономическими и неэкономические факторы, впервые начав тем самым одновременное рассмотрение в историческом контексте всего многообразия социально-экономических проблем, всей совокупности общественных отношений. В своей критике немецкие авторы единодушны в том, что классики чрезмерно увлекаются абстракциями и обобщениями и недооценивают значение фактов и наблюдений, связанных с прошлым и настоящим. Они также обвиняют классиков за абсолютизацию принципов экономического либерализма, приверженность некой универсальной экономической науке и узость индивидуалистских доктрин и настаивают на целесообразности исследования реального, а не мнимого изображения конкретной действительности. О характерной особенности исторической школы Германии свидетельствует то обстоятельство, что ее главные идеи были сформулированы теоретическими предшественниками данного направления экономической мысли - А.Мюллером и Ф.Листом. А суть этих идей, вытекающая из сочинений Адама Мюллера под названием «Основы искусства управления государством» (1809) и Фридриха Листа под названием «Национальная система политической экономии» (1841), сводится к таким положениям, как: особая и значительная роль для экономической науки исторического метода; характеристика политической экономии не как универсальной, а национальной науки; учет влияния на национальное хозяйство не только экономических, но и природно-географических, национально-исторических и других неэкономических предпосылок; признание общественного интереса нации выше личного интереса индивидуума. Экономические воззрения А. Мюллера и Ф.Листа близки друг другу в тех аспектах, в которых оба они критикуют классиков за их абстракции и либерализм, ратуют за сохранение протекционизма в хозяйственной политике государства и явно преувеличивают роль исторического метода анализа в экономической науке. В то же время их взгляды существенно расходятся, когда речь идет об идеале общественного устройства и роли экономической науки в его достижении. Так, А.Мюллер склоняется к идеализации хозяйственных отношений времен средневековья, потому что принципы на его взгляд, не могут соответствовать национальным, в том числе хозяйственным, традициям континентальных стран. Он убежден, что исключительно благодаря авторитету А.Смита на родине этого ученого - в островном государстве Англии смогли укорениться идеи ничем не ограниченной свободной торговли и конкуренции.

    Кейнсианство

    Кейнсианство - макроэкономическое течение, сложившееся как ответ экономической теории на Великую депрессию в США. Основополагающей работой была Общая теория занятости, процента и денег Джона Мейнарда Кейнса, опубликованная в 1936 году. Кейнсианство использует те же механизмы, что классическая и неоклассическая школы, но различается по ряду гипотез и приходит к совсем иным выводам и императивам. Появление экономической теории Кейнса называют кейнсианской революцией. В 1950-е и 1960-е многие положения кейнсианства были поставлены под вопрос представителями новой классической школы. Появление монетаризма, соответственно, называют монетаристской контрреволюцией. Развитые последователями Кейнса теории называют неокейнсианство и посткейнсианство. Суть кейнсианства Рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Причина тому - склонность сберегать часть доходов, что приводит к тому, что совокупный спрос меньше совокупного предложения. Преодолеть склонность к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности). Недостаток спроса компенсируется за счёт общественных работ и бюджетного финансирования. По данной схеме развитые страны успешно строили экономику в течение 25 лет. Лишь в начале 1970-х начали проявляться проблемы макроэкономической политики, обострившиеся в связи с нефтяным кризисом 1973 г. Кейнс выстраивал следующую цепочку: падение общего покупательского спроса вызывает сокращение производства товаров и услуг. Сокращение производства ведет к разорению мелких товаропроизводителей, к увольнениям наемных работников большими предприятиями, и крупномасштабной безработице. Безработица влечет снижение доходов населения, то есть покупателей. А это, в свою очередь, форсирует дальнейшее падение покупательского спроса на товары и услуги. Возникает замкнутый круг, удерживающий экономику в состоянии хронической депрессии. Кейнс предлагал следующий выход: если массовый потребитель не способен оживить совокупный спрос в масштабах национальной экономики, это должно сделать государство. Если государство предъявит (и оплатит) предприятиям некий крупный заказ, это приведет к дополнительному найму рабочей силы со стороны этих фирм. Получая заработную плату, бывшие безработные увеличат свои расходы на потребительские товары, и, соответственно, повысят совокупный экономический спрос. Это, в свою очередь, повлечет рост совокупного предложения товаров и услуг, и общее оздоровление экономики. При этом начальный государственный заказ, предъявленный предприятиям, может быть грандиозным и в той или иной степени даже малополезным.

    Австрийская школа (англ. Austrian school) - научное направление в рамках маржинализма.

    Особенности австрийской школы: отказ от использования математических методов исследований; акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей; акцент на гетерогенность и его временн?ую структуру капитала при изучении макроэкономических проблем, включая изучение природы денежного цикла.

    Маржинализм (фр. marginalisme, от лат. margo (marginis) - край) - направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории ценности; возникло в 70-е гг. ХIХ века в форме т. н. «маржинальной революции». Основателями школы (The Revolutionaries) являются К. Менгер, У. С. Джевонс и Л. Вальрас. Основными предшественниками данного направления (Main Proto-Marginalists) считаются французские ученые О. Курно и Ж. Дюпюи, а также немцы И. фон Тюнен и Г. Госсен.

    Монетаризм - макроэкономическая теория, одно из главных направлений неоконсервативной экономической мысли. Возник в 1950-е годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Ключевые положения:

    Регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем над денежным обращением;

    Рыночная экономика - саморегулирующая система. Диспропорции и другие отрицательные проявления связаны с избыточным присутствием государства в экономике;

    Денежная масса влияет на величину расходов потребителей, фирм. Увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей - к росту цен и инфляции;

    Инфляция должна быть подавлена любыми средствами, в том числе и с помощью сокращения социальных программ;

    При выборе темпа роста денег необходимо руководствоваться правилами «механического» прироста денежной массы, которое отражало бы два фактора: уровень ожидаемой инфляции; темп прироста общественного продукта.

    Основные представители: Милтон Фридман, Карл Бруннер, Алан Мельтцер, Анна Шварц.

    Классический институционализм зародился в начале ХХ века в США. Его основоположником считается Торстейн Веблен. Последователи институционализма стремились расширить рамки экономического анализа, привлекая подходы и методы смежных наук. Представители институционализма считали, что поведение экономического человека формируется главным образом в рамках и под воздействием социальных групп и коллективов.

    Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» — нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» — закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений. Институты – формы и границы деятельности людей. Они представляют собой политические организации, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений. Это налоговое и финансовое законодательство, организация хозяйственного обеспечения и многое другое, связанное с хозяйственной практикой. Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий, и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внешнеэкономические факторы.

    Отличия институционализма от других экономических школ

    Привычные для неоклассической школы категории (такие как цена, прибыль, спрос) не игнорируются, а рассматриваются с учетом более полного спектра интересов и отношений.

    В отличие от маржиналистов, которые исследуют экономику «в чистом виде», отбрасывая социальную сторону, институционалисты, напротив исследуют экономику лишь как часть социальной системы.

    С точки зрения классической политической экономии, экономика рассматривается как основа или «базис» для науки, культуры, политики, институционализм же считает эти понятия равноправными и взаимосвязанными.

    Отрицание принципа оптимизации. Хозяйствующие субъекты трактуются не как максимизаторы (или минимизаторы) целевой функции, а как следующие различным «привычкам» — приобретенным правилам поведения – и социальным нормам.

    Интересы общества первичны. Действия отдельно взятых субъектов в значительной мере предопределяются ситуацией в экономике в целом, а не наоборот. В частности, их цели и предпочтения формируются обществом. В маржинализме и классической политэкономии считается, что сначала возникают интересы индивида, и они являются порождающими по отношению к интересам социума.

    Отрицание подхода к экономике как к (механически) равновесной системе и трактовка экономики как эволюционирующей системы, управляемой процессами, носящими кумулятивный характер. Старые институционалисты исходили здесь из предложенного Т. Вебленом принципа «кумулятивной причинности», согласно которому экономическое развитие характеризуется причинным взаимодействием различных экономических феноменов, усиливающих друг друга. В то время как маржинализм рассматривает экономику в состоянии статики и динамики, а классики характеризуют какой-либо экономический подход как естественный.

Экономические школы.

Меркантилизм 16-18 вв.

От итальянского ʼʼmercanteʼʼ - торговля.

Представители: Томас Мэн (1571 – 1641), француз Антуан Монкретьен, А. Сера, У. Стаффорд, Ж-Б. Кольер, И. А. Посошков.

Меркантилизм выражал интересы торговой буржуазии. Его представители считали,что доход создается в сфере торговли.

В это время стало ясно, что самый надежный способ привлечь в страну деньги – развивать производство экспортный товаров и добиваться превышения вывоза над ввозом. По этой причине государственная власть стала покровительствовать мануфактурам и насаждать промышленное производство.

Физиократы 18 в.

От греческого – власть природы.

Представители: Франсуа Кенэ, Жак Тюрго (ʼʼЭкономические таблицыʼʼ 1758 ᴦ.)

Физиократы перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения (торговли) в сферу производства, и относили к ней только те отрасли, которые связаны с природой, ᴛ.ᴇ. сельское хозяйство и горно-добывающее производство.

Классическая политическая экономия (18 – 19 вв.)

Представители: Адам Смит, давидРикардо, Жан батист Сэй, Джон Стюард Милль, Уильям Петти.

Объектом исследования здесть стало материальное производство в целом, а не только сельское хозяйство. В 1776 ᴦ. вышла книга А. Смита ʼʼИсследование о природе и причинах богатства народовʼʼ.

Основные идеи А. Смита:

Государство не должно вмешиваться в экономику;

- (как следствие п.1) рыночное саморегулирование на базе свободных цен;

Анализ модели ʼʼэкономического человекаʼʼ: человека, который стремится к собственному богатству, способствующего накоплению богатства общества.

Он ввел понятие laissezfaire–невидимая рука (спрос и предложение). Цены на товары формируются только под воздействием спроса и предложения.

Марксизм 70-е ᴦ. 19 в.

Основоположники теории марксизма – Карл Маркс (Капитал, 1867 ᴦ.) и Фридрих Энгельс. Источник богатства – труд.

Другие представители: Лафарг, Ленин.

Маржинализм (теория предельного анализа) середина и конец 19 в.

Представители: Карл Менгер (1840 – 1921), Фридрих Визер (1851 – 1926), Евгений Бем-Бавек, Джон Бейтс Кларк, Леон Вальра, Вильфред Парето, У. Джевонс, О. Курно, И. Тюнен, Г. Госсен.

Внесли математику в экономику.начинают уделять внимание потребительскому спросу, а не только производству.

Неоклассическое направление (начало 20 в.)

Представители: А. Маршалл (книга ʼʼПринципы экономиксʼʼ, исследовал взаимодействие спроса и предложения, разработал теорию эластичности), Джон Кларк, А. Пигу, ВильфредоПаретто.

Объект исследования – поведение и субъективные мотивы ʼʼэкономического человекаʼʼ.

Школы данного направления:

- Монетаризм (Милтон Фридмен ʼʼКоличественная теория денегʼʼ, Ирвинг Фишер ʼʼПокупательная сила денегʼʼ). Предмет исследования – законы движения денежной массы.

Кейсианство 30 –е ᴦ. 20 в.

Джон Мейнард Кейс (1883 – 1946) ʼʼОбщая теория занятости, процента и денегʼʼ 1936 ᴦ., где он писал об активном вмешательстве государства в рыночную экономику. Он исследовал: национальный доход, инвестиции, потребление, сбережения и др.
Размещено на реф.рф
Решил проблему выхода из великой депрессии. Предмет анализа Кейнса – народное хозяйство в целом. Использовал макроэкономический подход.

Институционализм.

Представители: Т. Веблен, У. Митчел, М. Вебер, З. Зомбарт, Д. Гэлбрэйт, Г. Мюрдаль, Д. Коммонс, Дж. Кларк, А. Берли.

Экономическая система развивается под воздействием институтов (семья, государство).

Экономические школы. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экономические школы." 2017, 2018.

  • - Экономические школы.

    Общенаучные частные Общенаучные методы: Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Основными принципами систематизации понятий стали принципы взаимосвязи и развития. Материалистический подход. Метод... .


  • - Современные экономические школы.

    1)Теория постиндустриального общества как школа, выросла из институцианолизма в этой школе большое место, отводится современным воздействиям научно-технического прогресса на жизнь общества. Основание возможности существования смешанной экономики, где взаимодействуют... .



  • - Основные макроэкономические школы.

    В зависимости от понимания целей макроэкономики, их, путей и средств их достижения формируются современные школы макроэкономики. 1. Кейнсианцы, исходят из того, что рынок не обладает достаточной способностью к саморегулированию и не может обеспечить полную занятость.... .


  • - Общее макроэкономическое равновесие и его роль в экономике. Основные экономические школы о макроэкономическом равновесии и государственном регулировании экономики.

    В предыдущей теме было показано, что в в рыночной экономике существует макроэкономическая нестабильность, означающая нарушение равновесия в макроэкономике. Что же такое макроэкономическое равновесие? В микроэкономике под рыночным равновесием понимается... .


  • -

    Цели ценовой политики С помощью правильно разработанной политики ценообразования можно достичь нескольких целей. К основным целям предпринимательской деятельности относятся: 1. Дальнейшее существование фирмы.(25%) Ставится краткосрочная цель-выживание.... .


  • - Экономические школы, разрабатывавшие теорию цены

    Базовые экономические школы, разрабатывавшие теорию цены До настоящего времени не существует единого, сколь­ко-нибудь согласованного представления о сущности цены. Каждый исследователь определяет цену со своего угла зрения: Ø По признаку первопричины... .


  • - Экономические школы теории макроэкономики.

    Вопрос 14. Монетаризм. Если кейнсианство ознаменовало революцию в экономической теории, то появление монетаризма часто характеризуют как контрреволюцию, имея в виду вызов базовым положениям кейнсианской доктрины. Монетаризм, появление и развитие которого... .


  • - История развития экономической мысли. Основные экономические школы.

    Вопрос 3. Склонность потребителя предпочитать отдельные виды товаров наталкивается на весьма существенные преграды: цены товаров и доход самого потребителя. Построим бюджетную линию при определенных условиях. 1)месячный бюджет потребителя=300р. 2)на рынке... .



  • 1. Определите, какие виды деятельности Аристотель относил

    А - к экономике: Б - к хрематистике:

    1. крупная торговля - Б

    2. спекуляции - Б

    3. земледелие - А

    4. мелкая торговля - А

    5. ростовщичество - Б

    6. ремесло - А

    2. Расположите в правильной хронологической последовательности:

    1. появление трудовой теории стоимости - 3

    2. появление количественной теории денег - 2

    3. появление предельного анализа - 4

    4. возникновение неоклассической теории - 5

    5. возникновение теории и практики антициклического регулирования экономики - 6

    6. выделение двух сторон товара - 1

    3. Определите, что характерно для методологии экономической мысли в средневековой Западной Европе:

    1. оценка экономических явлений с позиций христианской морали - +

    2. схоластический метод - +

    3. нормативный метод - +

    4. институциональный метод

    5. статистические методы

    4. Расположите экономические течения и школы в порядке их возникновения:

    1. неоклассическая школа - 4

    2. физиократия - 1

    3. марксизм - 2

    4. неоклассический синтез - 6

    5. кейнсианство - 5

    6. маржинализм - 3

    5. Определите, что характерно для: А - раннего меркантилизма; Б - позднего меркантилизма

    1. политика активного торгового баланса - Б

    3. политика активного денежного баланса - А

    4. законы об истрачивании - А

    5. преобладание экономических (косвенных) методов воздействия на экономику - Б

    6. покровительство развитию отечественной промышленности - Б

    6. Определите, что из перечисленного относится к меркантилизму:

    1. исследование вопроса об экономических кризисах

    2. макроэкономический подход - +

    3. использование метода логической абстракции

    4. преимущественное исследование сферы производства

    5. исследование сферы обращения - +

    6. микроэкономический подход

    7. эмпирический метод исследования - +

    7. Расположите в правильной хронологической последовательности:

    1. обоснование антикризисного регулирования экономики - 5

    2. разработка основных положений экономического либерализма - 2

    3. формулирование законов рационального потребления ограниченного количества благ - 4

    4. появление идеи специфического развития разных стран - 3

    5. разработка основных положений политики протекционизма - 1

    8. Установите, что характерно для: А - меркантилизма, Б - классической школы

    1. в основном исследуется сфера обращения - А

    2. . богатство создается во всех сферах производства - Б

    3. активное вмешательство государства в экономику - А

    4. богатство - запасы драгоценных металлов - А

    5. фритредерство - Б

    6. каузальный метод исследования - Б

    7. протекционизм - А

    8. основная сфера экономики, способствующая увеличению богатства страны - внешняя торговля - А

    9. Определите, что из перечисленного относится к классической школе в целом:

    1. изучение несовершенной конкуренции

    2. универсальность экономических законов - +

    3. основное условие рыночного равновесия - равенство сбережений и инвестиций

    4. равенство договаривающихся сторон - +

    5. высокая подвижность уровня зарплаты - +

    6. экономика каждой страны развивается по собственным законам

    7. концепция общественно-экономических формаций

    8. полная информированность всех участников рынка - +

    9. поиски оптимального экономического поведения

    10. Расположите в правильной хронологической последовательности:

    1. превращение экономики в самостоятельную отрасль исследования - 2

    2. появление макроэкономики как раздела экономической науки - 5

    3. появление микроэкономики как раздела экономической науки - 4

    4. попытка соединения микро- и макроэкономики в одной теории - 6

    5. формирование экономической теории как науки - 3

    6. первые попытки осмысления хозяйственной деятельности - 1

    11. Расположите экономические течения и школы в порядке их возникновения:

    1. неолиберализм - 5

    2. историческая школа - 3

    3. меркантилизм - 1

    4. классическая школа - 2

    5. неокейнсианство - 6

    6. монетаризм - 7

    7. институционализм - 4

    12. Определите, что в целом характерно для маржинализма:

    1. поиски оптимального экономического поведения - +

    2. изучение средних величин

    3. использование предельного анализа - +

    4. обоснование необходимости государственного регулирования экономики

    5. микроэкономический подход - +

    6. активное использование математических методов - +

    7. исследование статики - +

    13 . Определите, что характерно для исходных позиций: А - классической школы, Б - неоклассической школы

    1. главная движущая сила экономического развития - накопление капитала - А

    2. основная проблематика - эффективность экономики - Б

    3. изучение предельных величин - Б

    4. экономический либерализм - Б

    5. установление жесткого контроля над выпуском денежной массы - А

    6. затратный принцип определения стоимости - Б

    7. активное использование методов точных наук - Б

    8. концепция автоматической самонастройки рыночного механизма - А

    9. приоритетное значение частной собственности и свободной конкуренции - Б

    14. Определите, что в целом характерно для институционального течения экономической мысли:

    1. междисциплинарный подход к исследованию экономики - +

    2. критика экономического либерализма - +

    3. государство не влияет и не должно влиять на экономическое развитие

    4. все институты (устойчивые структуры в обществе) влияют на экономическое развитие - +

    5. на экономическое развитие оказывают влияние только экономические институты

    6. критика теории рационального человека

    7. эволюционный подход к исследованию экономики - +

    8. необходимость государственного регулирования экономики

    15. Определите, что характерно для исходных позиций: А - неоклассики, Б - кейнсианства

    1. наибольшее внимание уделяется факторам спроса - Б

    2. изучение микроэкономических показателей - А

    3. необходимость государственного регулирования экономики - Б

    4. автоматическая саморегуляция рынка - А

    5. перераспределение доходов в пользу групп с основательно низкими доходами - Б

    6. изучение макроэкономических показателей - Б

    7. изучается статика - А

    8. оправдание и поощрение неравенства в доходах - А

    9. признается существование вынужденной безработицы - Б

    10. особое отношение к земле как фактору производства - А

    11. абсолютная гибкость цен - А

    16. Определите, что характерно для антикризисных программ: А - кейнсианства, Б - монетаризма

    1. активное регулирование экономики государством - А

    2. финансирование частных предприятий из средств государственного бюджета - А

    3. борьба с бюджетным дефицитом, уменьшение государственных расходов - Б

    4. государство должно только создавать необходимые условия для свободного развития рыночного механизма - Б

    5. жесткая долгосрочная денежная политика - Б

    6. главная проблема, с которой нужно бороться в экономике - инфляция - Б

    7. главная проблема, с которой нужно бороться в экономике - безработица - А

    8. широкие государственные расходы, бюджетный дефицит не страшен - А

    9. увеличение налогов - А

    10. гибкая краткосрочная денежная политика - А

    17. Определите, какие из указанных мероприятий государственной экономической политики рекомендовались Дж.М.Кейнсом (А), Л.Эрхардом (Б):

    1. защита мелкого бизнеса - Б

    2. сильная антимонопольная политика - Б

    3. широкие государственные расходы для улучшения экономической конъюнктуры - А

    4. перераспределение национального дохода в пользу групп с основательно низкими доходами - Б

    5. политика стабильной денежной единицы - Б

    6. политика “дешевых денег” - А

    18. Установите соответствие:

    1. Дж.М.Кейнс - 3. в задачи государства должно входить регулирование товарных рынков

    2. М.Фридмен - 2. главная задача государства - установить равновесие денежного рынка; равновесие товарных рынков установится автоматически

    3. Ф.Хайек - 1. государство не может и не должно влиять ни на денежный, ни на товарный рынки

    19. Определите правильность высказывания (да/нет):

    1. Легисты делили общество на «низших» и «высших» - нет

    2. С точки зрения П.Прудона и С.Сисмонди, необходимо развивать мелкое производство - да

    3. Представители экономической мысли в античных государствах особое внимание уделяли вопросам организации частного хозяйства - да

    4. . По мнению Д.Рикардо и К.Маркса, норма прибыли имеет тенденцию к снижению - да

    5. По мнению представителей исторической школы Германии, национальные особенности не оказывают воздействие на характер экономической системы - нет

    6.. Основоположниками классической школы считаются У.Петти и П.Буагильбер - да

    7.. Представители греческой экономической мысли считали, что основной целью производства должно быть получение прибыли - нет

    8. Акселератор показывает воздействие инвестиций на рост дохода - да

    9. М.Фридмен считал, что государство должно стремиться свести темпы инфляции к контролируемой величине - да

    20. Установите соответствие между экономическими направлениями, экономистами и их теориями:

    1. концепция «измерения без теории» - 7

    1. Ф.Хайек

    2. теория праздного класса - 3

    2. Э.Хансен

    3. теория современного монетаризма - 4

    3. Т.Веблен

    4. теория социального рыночного- 8 хозяйства

    4. М.Фридмен

    5. теория спонтанного порядка - 1

    5. В.Ойкен

    6. инвестиционная теория цикла - 2

    6. Дж.М.Кейнс

    7. У.Митчелл

    8. Л.Эрхард

    21. Установите соответствие между основными течениями западной экономической мысли и их идеями:

    1. институционализм - 2

    1. необходимость государственного регулирования экономики

    2. неоклассика - 4,6

    2. на экономическое развитие оказывают влияние не только экономические, но и политические, социальные, правовые, культурные, психологические факторы

    3. кейнсианство - 3,1,5

    3. неспособность рынка к саморегуляции

    4. автоматическая саморегуляция рынка

    5. важнейший фактор, влияющий на экономическое развитие - фактор спроса

    6. экономический либерализм

    22. Установите соответствие между экономическими направлениями (школами) и разработанными ими понятиями (теориями):

    1. институционализм - 9

    1. органическое строение капитала

    2. классическая школа - 5

    2. мультипликатор инвестиций

    3. меркантилизм - 4,8

    3. теория предельной производительности

    4. маржинализм - 3,6

    4. протекционизм

    5. кейнсианство - 2

    5. «экономический человек»

    6. марксизм - 1,7

    6. теория предельной полезности

    7. трудовая теория стоимости

    8. политика активного торгового баланса

    9. престижное (показное) потребление

    23. Определите правильность высказывания (да/нет):

    1. Фома Аквинский впервые в истории экономической мысли начал понимать прибыль как вознаграждение за труд и риск - да

    2. Основоположником неоклассической школы считают А.Маршалла - да

    3. С точки зрения Дж.С.Милля, законы распределения, как и законы производства, являются объективными и не могут быть изменены - нет

    4. По мнению П.Буагильбера, богатство создается во всех сферах производства - нет

    5. С точки зрения легистов, одной из важнейших задач государства в экономике является «уравновешивание хозяйства» - да

    6. В соответствии с законом рынков Сэя, общие кризисы перепроизводства невозможны - да

    7. Дж.М.Кейнс считал, что в условиях массовой безработицы можно не опасаться инфляции - да

    8. Впервые в истории экономической мысли вопрос о стоимости товара был поставлен Платоном - да

    24. Установите соответствие между экономическими школами, экономистами и их теориями:

    1. теория трех факторов производства - 9

    1. Т.Мальтус

    2. теория национальной экономии - 7

    2. Дж.Робинсон

    3. теория народонаселения - 1

    3. Й.Шумпетер

    4. . теория несовершенной конкуренции - 2

    4. Дж.Б.Кларк

    5. теория эффективной конкуренции - 3

    5. Э.Чемберлин

    6. теория «невидимой руки» - 6

    7. теория предельной производительности - 4

    8. модель равновесной цены - 8

    8. А.Маршалл

    9. теория монополистической конкуренции - 5

    25. Установите соответствие между экономическими течениями и разработанными ими понятиями:

    1. меркантилизм - 2 1. эффективный спрос

    2. классическая школа - 6,5,4 2. активный денежный баланс

    3. маржинализм - 8,3 3. промышленное воспитание нации

    4. кейнсианство - 1,7 4. закон рынков Сэя

    5. фритредерство

    6. экономический либерализм

    7. основной психологический закон

    8. законы Госсена

    26. Установите соответствие:

    1. теория прибавочной стоимости - 8

    1. Н.Д.Кондратьев

    2. теория экономики предложения - 5

    Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

    Если Тест, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

    ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

    Вопросы для обсуждения:

    1. Предмет и метод курса «История экономических учений».

    2. Функции, структура и периодизация истории экономической мысли.

    Контрольные вопросы:

    1. Что является предметом изучения истории экономических учений?

    2. На какие методы экономического анализа опирается история экономических учений как научная дисциплина?

    3. Какова логика, структуризации разделов, этапов, теоретических направлений и школ курса «История экономических учений».

    4. Какое объяснение можно дать тому факту, что экономическая теория, начавшись с греческих философов, дальнейшее развитие получила только в конце средневековой эпохи?

    Практические задания

    Задание 1. Развитие экономической теории идет путем взаимодействия двух процессов, с одной стороны, путем анализа новых фактов экономической жизни, а с другой стороны – путем критического осмысления того, что дали предшествен­ники. По мере развития объекта исследования (т.е. экономики), совершен­ствования методов усиливается процесс дифференциации экономической науки, возникают новые экономические направления и школы, нередко дающие различное истолкование одних и тех же экономических процессов.

    Заполнить недостающие элементы в развитии экономической теории на рисунке 1.

    Рисунок 1 – Развитие экономической теории

    Тестовые задания:

    1. Хронологический порядок возникновения экономических школ:

    а) меркантилизм;

    б) институционализм;

    в) историческая школа;

    г) австрийская школа;

    д) школа физиократов.

    2. На экономической теории как на междисциплинарной науке настаивают:

    а) неоклассики;

    б) неокейсианцы;

    в) представители исторической школы;

    г) институцианалисты;

    д) монетаристы.

    3. Историческая последовательность экономических школ:

    а) меркантилизм;

    б) маржинализм;

    в) классическая школа;

    г) физиократы;

    д) институционализм.

    4. Хронологическая последовательность экономических школ:



    а) классическая школа;

    б) кейнсианство;

    в) «молодая» историческая школа;

    г) институционализм;

    д) «старая» историческая школа;

    е) неолиберализм.

    5. Богатство в соответствии с эволюцией экономической мысли выражалось в хронологическом порядке

    а) в возрастании производимых материальных благ;

    б) в накоплении драгоценных металлов;

    в) в наращивании материальных и духовных благ;

    г) в положительном сальдо внешнеторгового баланса;

    д) в уровне развития с/х производства;

    е) в полном и всестороннем развитии производительных сил.


    ТЕМА 2. МЕРКАНТИЛИЗМ КАК ПЕРВАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПЕРИОДА ЗАРОЖДЕНИЯ РЫНОЧНЫХ

    ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

    Вопросы для обсуждения:

    1. Предмет и метод изучения меркантилистов.

    2. Этапы развития меркантилизма.

    3. Историческое значение меркантилизма.

    4. Особенности развития меркантилизма в России.

    Контрольные вопросы:

    1. Какие этапы в своем развитии проходит меркантилизм, и чем они отличаются друг от друга? Причины перехода от денежного баланса к торговому. Что понимается под протекционизмом и имеет ли он место в современных условиях?

    2. Почему объектом исследования меркантилистов была сфера обращения? Что понимается под металлической и номиналистической теорией денег? В чем видели меркантилисты источник прибыли и богатства? Почему?

    3. Выделить различия между ранним и поздним меркантилизмом, охарактеризовать вклад меркантилистов в обоснование методов государственной экономической политики.

    4. Раскройте суть концепции национального богатства и путей его приумножения в воззрениях ранних и поздних меркантилистов.

    5. В каких странах наиболее последовательно проводилась политика раннего и зрелого меркантилизма?

    6. Отразить причины перехода от денежного баланса к торговому.

    7. Что понимается под протекционизмом и имеет ли он место в современных условиях?

    8. Почему объектом исследования меркантилистов была сфера обращения? Какая роль отводилась промышленности?

    9. В чем видели меркантилисты источник прибыли и богатства и почему?

    10. Выделить недостатки экономических взглядов меркантилистов.

    11. Каково значение теории и практики меркантилизма? Отошла ли политика стимулирования внутреннего рынка, ограничения конкуренции со стороны более дешевой импортной продукции в прошлое? Для какой группы стран особенно характерно проведение этой политики?

    12. Изложить исторические особенности меркантилизма в Англии и во Франции.

    13. Объясните причины более позднего развития меркантилизма в России по сравнению с Западной Европой.

    14. В книге какого российского экономиста-теоретика обосновывалась необходимость проведения протекционизма в России?

    Практические задания:

    Задание 2. В развитии меркантилизма выделяются два этапа:

    – ранний (XV-XVI вв.), называемый монетарной системой, теорией денежного баланса:

    – развитой (поздний, зрелый) (XVII – XVIII вв.), называемый мануфактурной системой, теорией торгового баланса.

    Охарактеризовать различия между ранним и развитым меркантилизмом, результаты анализа представить в таблице 2.

    Таблица 1 – Характеристика различий между ранним и развитым

    меркантилизмом


    Продолжение таблицы 1.

    Тестовые задания:

    1. Согласно положениям меркантилистов источником денежного богатства является:

    а) заграничные инвестиции;

    б) внешняя торговля;

    в) положительное сальдо торгового баланса;

    г) превышение экспорта импортом.

    2. Меркантилисты исследовали отношения в сфере:

    а) торговли;

    б) производства;

    в) промышленности;

    г) транспорта;

    д) обращения.

    3. Политику протекционизма, базирующуюся на поощрении вв.оза сырья и экспорта готовой продукции, отстаивали:

    б) Ф. Кенэ;

    в) Д. Рикардо.

    4. Представители меркантилизма производительным трудом признавали труд:

    б) в сельском хозяйстве;

    в) в промышленности;

    г) в торговле;

    5. Основополагающим методом исследования у меркантилистов был:

    а) функциональный;

    б) причинно-следственный;

    в) эмпирический;

    г) эвристический.

    6. Политику протекционизма, базирующуюся на поощрении вв.оза сырья и экспорта готовой продукции, отстаивали:

    б) Ф. Кенэ;

    в) А.Л. Ордын-Нащокин;

    г) А. Монтекретьен;

    д) У. Петти;

    е) Д. Рикардо.

    7. Представители меркантилизма производительным трудом признавали труд:

    а) при добыче драгоценных металлов;

    б) в сельском хозяйстве;

    в) в промышленности;

    г) в торговле;

    д) в материальном производстве.

    8. Ранние меркантилисты:

    а) Фома Аквинский;

    б) У. Стаффорд;

    в) А. Монкретьен;

    г) Ф. Кенэ;

    д) Г. Скаруффи.

    9. Представителями позднего меркантилизма являются:

    а) Аквинский Фома и Блаженный Августин;

    б) Мен Т. и Монкретьен А.;

    в) Кенэ Ф.и Тюрго Ж.;

    г) Петти У. и Буагильбер П.;

    д) Локк Дж. и Ло Дж.

    10. Богатство отождествлялось с деньгами в трудах:

    а) У. Петти;

    б) Т. Мена;

    в) П. Буагильбера;

    г) А. Монкретьена;

    д) Ф. Кенэ.

    11. Основоположниками количественной теории денег являются:

    б) Р. Кантильон;

    в) Ж. Тюрго;

    д) А. Монкретьен.

    12. Основополагающим методом исследования у меркантилистов был:

    а) эмпирический;

    б) причинно-следственный;

    в) функциональный;

    г) эвристический.


    ТЕМА 3. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ.

    Школы, на-правления и их представители Период форми-рования Основные идеи
    Мерканти-лизм — первая школа экономики. Томас Мен (1571-1641), англичанин XVI-XVIII вв. 1. Главное богатство общества — это деньги (золото и серебро). 2. Источник богатства — сфера обращения (торговля и денеж-ный оборот). 3. Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо толь-ко сферу обращения
    Школа физиократов (природа и Власть). Франсуа Кснэ (1694- 1774), француз XVIII в. 1. Истинным богатством нации выступает продукт, произведен-ный в сельском хозяйстве. 2. Первыми попытались вывес-ти прирост богатства из процес-са производства, а не обраще-ния
    Английская классическая политэкономия . Уильям Нетти (1623 1687), Лдам Смит (1723-1790), Давид Рикардо (1772-1823), англичане XVII-XIX вв. 1. Богатство нации создается в материальном производстве, а не в сфере обращения. 2. Главный источник богат-ства — труд. 3. Политэкономика раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров. 4. Заложила основы трудовой теории стоимости
    Марксизм . Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), немцы С середины XIX в. 1. Разработаны теория стоимо-сти и теория прибавочной стои-мости. 2. Открыт закон стоимости как закон развития товарного произ- водства. 3. Разработана теория воспроиз- водства и экономических кризисов. 4. Открыты экономические зако-ны капиталистического способа производства

    Продолжение табл. 1.

    Окончание табл. 1.1

    Неоклассическое на-правление. Альфред Маршалл (1842-1924), англичанин С конца XIX в. 1. Частнопредприниматель-ская рыночная система, спо-собная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия. 2. Государство создает благо-приятные условия для функ-ционирования рыночной экономики
    Кейнсианство . Джон Кейнс (1883-1946), англичанин С 1930-х гг. 1. Разработана теория спроса и предложения, а также рав-новесной цены. 2. Государство должно актив-но регулировать экономику, т.к. рынок не способен обес-печивать социально-экономи- ческую стабильность об-щества. 3. Государство должно через бюджет и кредит регулиро-вать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая пол-ную занятость и высокий рост производства. 4. Разработаны теория эффективного спроса и теория эф-фективного инвестирования
    Неоклассический синтез . Джон Хикс (1904-1989), Пол Самуэлсон (1915), американцы С 1950-х гг. 1. В зависимости от развития экономики предлагается ис-пользовать либо кейнсианские рекомендации государственно-го регулирования, либо рецеп-ты экономистов, стоящих на позициях ограничения госу-дарственного вмешательства в экономику. 2. Лучший регулятор — де-нежно-кредитные методы. 3. Рыночный механизм спосо-бен сам устанавливать равно-весие между спросом и пред-ложением, производством и потреблением

    Но ни одна теория не может претендовать на абсолютную и веч-ную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции и определенной социальной группы и определенного периода.

    Краткие выводы

    1. Экономика изучает деятельность людей, связанную С производством, распределением, обменом и потреблением экономических благ, т.е. деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресур-сов с целью удовлетворения безграничных и постоянно ме-няющихся потребностей людей в экономических благах.

    2. Экономика и право тесно переплетены между собой. Правовые нормы создают необходимые предпосылки для нормаль-ною функционирования экономики. Сами нормы права, регу-лирующие хозяйственную жизнь общества, порождаются изменениями происходящими в экономике.

    3. Основные методы познания экономических процессов и явлений — это научная абстракция, индукция и дедукция, анализ и синтез (исторический и логический), экономико-ма-тематическое моделирование.

    4. Экономические явления и процессы изучаются на разных уровнях: микроэкономика — изучение деятельности отдель-ных экономических субъектов; макроэкономика — изучение экономики в целом.

    5. Позитивная экономика устанавливает реально сложившие-ся экономические связи, не давая им оценки. Она имеет дело с тем, что есть или может быть. Нормативная экономика — это субъективные оценочные суждения относительно того, что должно быть, какими должны быть экономные связи, какие ре-шения необходимо принимать.

    6. Экономические законы — это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся, типичные взаимоза-висимости и причинно-следственные связи в экономических процессах и явлениях. Знание экономических законов необхо-димо для принятия эффективных экономических решений.

    7. Исторический процесс развития экономической науки можно представить такими основными экономическими шко-лами и направлениями, как меркантилизм, физиократическая школа, классическая английская политэкономия, марксизм, неоклассическая школа, кейнсианство, монетаризм.

    Случайные статьи

    Вверх