Долговая яма для губернаторов. Риа рейтинг Госдолг регионов

МОСКВА, 27 фев — РИА Новости. Объем государственного долга в 2017 году сократился в 49 регионах России, в 31 регионе — вырос, в пяти — не изменился, при этом в семи регионах объем госдолга превышает собственные доходы бюджета, свидетельствуют результаты исследования уровня долговой нагрузки регионов, которое подготовили эксперты рейтингового агентства "РИА Рейтинг " медиагруппы МИА "Россия сегодня".

По данным министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам прошлого года снизился на 1,6% и на 1 января 2018 года составил 2,315 триллиона рублей. Что касается структуры регионального госдолга, то по-прежнему большая часть приходится на бюджетные кредиты. На начало 2018 года доля бюджетных кредитов составила 44% против 42% годом ранее. Хотя количество регионов, в структуре которых бюджетные кредиты составляют более 90% от общего уровня задолженности, сократилось до семи.

Для составления рейтинга субъектов по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2017 году, эксперты "РИА Рейтинг" использовали данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах и доходах региональных бюджетов. В качестве меры долговой нагрузки применено отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2018 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета за 2017 год.

Общее снижение

Общий уровень долговой нагрузки регионов, свидетельствуют эксперты, продолжается снижаться второй год подряд. Отношение суммарного госдолга регионов на 1 января 2018 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2017 года составило 30,5%, что на 3,3 процентных пункта ниже, чем по итогам предыдущего года. Но разброс показателей между регионами велик и варьируется от 0% в Севастополе и Сахалинской области до 225,7% в Мордовии.

Положительные тенденции специалисты фиксируют в 61 российском регионе, и связаны они как с увеличением налоговых и неналоговых доходов, так и с сокращением объема государственного долга. Лидером по положительной динамике стала Астраханская область, где долговая нагрузка сократилась на 38,1 процентных пункта за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 30,9%, а также снижения госдолга на 5,9%. Кроме того, более чем на 20 процентных пунктов долговая нагрузка снизилась в Кемеровской, в Белгородской и в Вологодской областях. В 15 российских регионах долговая нагрузка сократилась на 10-20%.

Уровень долговой нагрузки вырос в 22 субъектах РФ, из них в семи — более чем на 10%. Самый существенный прирост показала Республика Мордовия, нарастив долговое бремя на 49,7 процентных пункта. В Кабардино-Балкарской Республике долговая нагрузка выросла на 39,8 процентных пункта, а в Чукотском автономном округе — на 20,4.

Аутсайдерская семерка

В целом количество регионов, в которых госдолг превышает налоговые и неналоговые доходы бюджета, сократилось с восьми до семи, свидетельствует исследование. Помимо Мордовии, Хакасии, Костромской области и Карелии, которые не первый год входят в замыкающую рейтинг группу, объем госдолга превышает собственные доходы также в Кабардино-Балкарии, Орловской и Псковской областях.

Мордовия продолжает устанавливать антирекорды, и уже не первый год замыкает рейтинг по долговой нагрузке регионов РФ. По данным составителей рейтинга, если годом ранее можно было отметить какие-то позитивные изменения, то по итогам 2017 года найти их не удалось. Долговая нагрузка на региональный бюджет выросла почти на 50 процентных пунктов, при этом объем госдолга увеличился на 24,3%, а налоговые и неналоговые доходы бюджета снизились на 3,1%.

В конце января 2018 года стало известно о том, что из-за высокой долговой нагрузки в Хакасии и Костромской области введено казначейское сопровождение, что должно помочь контролировать региональные расходы. По данным экспертов, фактически это первый практический случай признания неудовлетворительного качества управления региональными финансами, но, по их мнению, данная мера в полной мере не сможет помочь, так как необходимо решать проблему пополнения региональной казны.

Составители рейтинга отмечают, что за прошлый год в Хакасии произошли некоторые позитивные изменения. Во-первых, долговая нагрузка снизилась до 136,4% (-9.1 п.п.). Во-вторых, в долговой структуре произошли заметные изменения. Ранее эксперты отмечали перекос в сторону коммерческих кредитов и облигационных займов, но по итогам 2017 года региональные власти полностью расплатились по коммерческим займам и воспользовались возможностью кредитования по линии Минфина РФ, что в перспективе должно снизить нагрузку на региональный бюджет за счет более низкой стоимости обслуживания таких кредитов. В-третьих, налоговые и неналоговые доходы бюджета выросли на 14,7%, что выше прироста объема республиканского госдолга (+7,6%).

В Костромской области также фиксируют некоторые позитивные изменения: долговая нагрузка снизилась до 135% (-8,3 п.п.) за счет опережающего роста налоговых и неналоговых доходов бюджета (9,4%) относительно роста объема регионального госдолга (+3,1%).

В целом же в 47 регионах РФ государственный долг на 1 января 2018 года превышает 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 32 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов. По сравнению с предыдущим годом количество регионов в этой группе сократилось — на 1 января 2017 года в 54 регионах РФ госдолг превышал 50% налоговых и неналоговых доходов, из которых отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам составляло более 70% в 36 регионах.

Смена состава лидеров

По-прежнему в девяти российских регионах эксперты зафиксировали низкий уровень долговой нагрузки, но их состав по сравнению с прошлым годом немного изменился. В Сахалинской области и Севастополе государственный долг по-прежнему отсутствует. В лидирующую группу, где государственный долг составляет менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов, также входят Тюменская область, Москва, Ленинградская область, Алтайский и Приморский края, Санкт-Петербург, а также Республика Крым, которая заняла место Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Всем регионам в группе, за исключением Санкт-Петербурга, удалось сократить свою долговую нагрузку.

Время возвращать долги

Наступивший год станет годом реструктуризации бюджетных кредитов, выданных регионам в 2015-2017 годах. В зависимости от динамики доходов консолидированных бюджетов для каждого региона изменится срок их погашения, увеличившись на 7-12 лет. Данная мера позволит регионам высвободить ресурсы для покрытия своих бюджетных расходов без наращивания госдолга и снизить уровень дефицита бюджетов, что должно положительно сказаться и на динамике долговой нагрузки. С другой стороны, в 2018 году у регионов не будет возможности кредитоваться за счет средств федерального бюджета, а значит, в отдельных случаях не исключено наращивание доли коммерческих кредитов или облигационных заимствований.

Эксперты "РИА Рейтинг" по итогам 2018 года не ожидают существенного изменения объема государственного долга по сравнению с результатом прошлого года. При этом рост объема налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов не превысит 10%. В таком случае долговая нагрузка составит 28-30% и по сравнению с итогами 2017 года изменится незначительно.

Подробно с результатами исследования можно познакомиться на сайте riarating.ru .

Более того, нарастающие долги ставят под вопрос выполнение указов президента по увеличению зарплат бюджетникам. Ведь это повышение должно в основном обеспечиваться за счет казны регионов. Поэтому Минфину вместе с призывами повысить финансовую дисциплину и эффективность региональных расходов придется в любом случае находить способы облегчить долговое бремя регионов.

Согласно рассчитанному «РИА-Рейтинг» с использованием данных Минфина рейтингу регионов по уровню долговой нагрузки, на 1 января 2013 года соотношение совокупного долга регионов к объему их собственных доходов (без учета безвозмездной федеральной помощи) за 2011 год составило 26,1%. В абсолютных цифрах он составил 1,355 трлн руб., увеличившись за 2012 год на 15,6%. В 2011 году рост долга был скромнее — 7%.

Самое низкое соотношение регионального долга и собственных доходов в Ненецком АО — 0%, самое высокое — в Мордовии: 179%. В группе аутсайдеров — Республика Северная Осетия — Алания (108%), Вологодская область (92%), Рязанская область — 91%. Выше в рейтинге стоят еще десять регионов с объемом долга более 70% от их доходов. Регионов с долгами объемом от 50 до 70% их доходов — 19. Высокий уровень долга у регионов мог накапливаться годами. Минфин неоднократно обвинял некоторые регионы в безответственной финансовой политике. Регионы же указывают на свою специфику. Так, бывший глава Мордовии, а ныне глава Самарской области Николай Меркушкин огромный размер долга объясняет необходимостью развивать сельское хозяйство при отсутствии дотаций. По его словам, объем производства сельхозпродукции в республике вырос за последние годы в восемь раз.

Низкий уровень долговой нагрузки — меньше 10% от объема собственных доходов — имеют всего 11 регионов. В их число входят все основные нефтегазовые регионы страны: Тюменская область, ЯНАО, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Ненецкий АО, Сахалинская область. Как считают эксперты «РИА-Рейтинг», это в целом вполне объяснимо — мощные доходные базы бюджетов этих субъектов РФ позволяют не только обеспечивать собственные потребности, но и существенным образом питать бюджет страны.

Динамика долга в отдельных регионах в 2012 году существенно различалась. Как показал анализ, 63 субъекта нарастили его объем, 19 — снизили. Более чем в два раза долг вырос у семи регионов. Среди них лидер — Республика Ингушетия с ростом более чем в 15 раз, в основном за счет увеличения объема госгарантий. Лидерами по снижению госдолга в 2012 году являются Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Иркутская область и Пермский край. В 2012 году они снизили свои долги соответственно на 60,4, 42,3 и 40,1%. Еще у трех субъектов РФ долг снизился более чем на 30%.

Эксперты «РИА-Рейтинг» прогнозируют, что в 2013 году объем совокупного долга регионов может подрасти с 26 до 28-29% от их доходов. Причина — увеличение с 2013 года социальных обязательств регионов (указы президента по повышению зарплат и т.д.) при отсутствии возможностей наращивания налоговых поступлений.

В связи с возросшими социальными обязательствами регионов правительство отказалось от планов уже с 2014 года перестать предоставлять им бюджетные кредиты. Поэтому в 2013 году структура долгового портфеля регионов вряд ли существенно изменится в сторону роста доли ценных бумаг и коммерческих кредитов, как ранее полагали эксперты. Основным источником финансирования по-прежнему будет федеральный бюджет. Но дальше по мере сокращения бюджетных кредитов все большую роль будут приобретать ценные бумаги. Однако, как отмечает директор «РИА-Рейтинг» Валерий Третьяков, для многих регионов использование долговых бумаг может не решить проблему — ставки размещения могут быть достаточно высокими в силу большого объема долга при слабых бюджетных и экономических показателях. Он также указывает, что высокий уровень долга сам по себе не является однозначным свидетельством предбанкротного состояния региона. Ключевую роль играет не только абсолютное значение долга, но и его временная структура, а также соотношение текущих выплат и возможностей бюджета. По данным Минфина, российские регионы в 2013 году должны будут погасить перед федеральным бюджетом около трети общего объема своего долга, или 420,6 млрд руб., что составляет 8% от уровня объема доходов без учета безвозмездных поступлений в 2012 году.

Эксперты объяснили, кто виноват в нарастании региональных долгов и что с этим делать

Долг российских регионов за прошлый год вырос на 16% и достиг 1,36 трлн руб., причем в этом году темпы его роста снижаться не будут, говорится в исследовании, подготовленном экспертами «РИА-Рейтинг». Некоторые регионы наращивали свою задолженность особенно активно, в результате она выросла в разы и превысила их собственные доходы в несколько раз. Лидерами по наращиванию долгов стали Ингушетия (рост почти в 16 раз) и Тува (в 3,4 раза).

Опрошенные нами специалисты расходятся в оценке того, насколько серьезна долговая проблема регионов и как долго губернаторы смогут полагаться на федеральный центр, готовый протянуть руку помощи должнику.

Депардье Мордовии не помощник

Согласно рейтингу регионов, подготовленному «РИА-Рейтинг», самая высокая долговая нагрузка у Мордовии — в этой республике долг почти в два раза выше доходов ее бюджета. За ней, хотя и с отрывом, следуют Северная Осетия, Вологодская и Рязанская области, долги которых практически равны их доходам. В целом по России у 14 регионов объем долгов превышает 70% доходов их бюджета.

Ситуация у этих регионов непростая: с одной стороны, Минфин заставляет (согласно Бюджетному кодексу) «злостных» должников подписывать соглашения о финансовой дисциплине и планомерно снижать долг, а с другой — источников, чтобы добыть средства и самостоятельно выполнить все обязательства, у них тоже нет.

Единственным исключением могла бы стать Мордовия, которой удалось прописать в Саранске миллионера Депардье. Но знатоки налогового права разочаровали: прежде чем снимать 13% российского налога с его многомиллионных доходов, надо заставить актера жить в России 183 дня в году или принять его на работу в мордовский театр.

«Конечно, в случае съемок актера в российском фильме или при поступлении на службу, например, в Государственный русский драматический театр Мордовии налоги с его гонораров поступят в бюджет этого субъекта РФ», — отмечает адвокат, руководитель практики налогового и таможенного права юридической фирмы «ЮСТ» Максим Ровинский.

К сожалению, пока Депардье таких желаний не высказывал. Да и вряд ли его потенциальный заработок на мордовской сцене приблизился бы к гонорарам этого актера в Европе и Голливуде. А вот их-то Мордовии не видать. «Ни российское гражданство, ни факт регистрации в Саранске не делают г-на Депардье резидентом России, то есть не обязывают его уплачивать налог со всех его доходов, полученных по всему миру, именно в Мордовии», — поясняет Ровинский.

Большие долги — низкие зарплаты

Мнения экспертов об опасностях, связанных с долговой проблемой регионов, разделились. Например, заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики им. Егора Гайдара Владимир Назаров считает, что ничего страшного пока не происходит и вряд ли произойдет. «Только в случае кризиса у регионов могут быть некоторые проблемы, но тогда они будут у всей страны, и связаны они будут не только с долгами регионов. А 1,3 трлн руб. в абсолютном значении не такая большая величина», — говорит он.

Назаров напоминает, что региональный долг распределен по России неравномерно. Так, самый большой долг у Москвы — 188,3 млрд руб., за ней следуют Московская область и Татарстан. А эти регионы, по мнению эксперта, достаточно богаты, чтобы справиться со своими долгами.

С другой стороны, тенденция к постоянному росту долга вызывает опасения. «Пока ситуация некритична, но здесь важна не абсолютная цифра, а динамика. И эта динамика неприятная, особенно если сопоставить ее с тем, что происходит в экономике», — говорит глава департамента ФБК Игорь Николаев. Темпы роста замедляются, инвестиции ниже прогнозных, а инфляция, наоборот, выше. «Ситуация в экономике ухудшается, долги увеличиваются, одновременно мы должны помнить, что неснижаемого характера бюджетные обязательства, прежде всего социальные, были подняты на высокий уровень», — отмечает он.

По его прогнозу, регионы, стоящие на краю долговой ямы, могут балансировать еще год-другой. А вот в перспективе трех лет долговые проблемы ощутят на себе уже и жители субъектов-должников. «Сначала будут снижаться темпы индексации социальных обязательств, а потом и вовсе решат их заморозить. Перспектива именно такая, это дело не этого года, но в течение трех лет уже проявится», — считает эксперт.

Еще более пессимистично настроена замруководителя фракции «Справедливая Россия», первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. «Ситуация в регионах с долгами уже давно критична Задолженность связана с объективным недофинансированием субъектов. У нас по первичным доходам субъекты РФ получают 35% от плана, в 2013 году сокращается финансовая помощь регионам, а задачи повышаются», — отмечает она.

Дмитриева считает, что если регионы в полном объеме будут выполнять все свои социальные обязательства, то им придется это делать за счет сокращения других расходов — будут сокращаться инвестпрограммы и расходы на ЖКХ.

В числе пессимистов оказалась и Счетная палата. Ведомство уже который год предупреждает регионы, что нельзя бесконечно наращивать долги. Глава Счетной палаты Сергей Степашин в феврале сказал, что более половины российских регионов могут оказаться не в состоянии рассчитаться за долги перед федеральным бюджетом. А тогда ставится под сомнение, смогут ли регионы выполнить майские поручения президента — повысить зарплаты учителям и врачам, создать миллионы модернизированных рабочих мест, увеличить долю наукоемкой продукции.

Бюджетная игла

Давно стало расхожим выражение, что российский бюджет сидит на нефтяной игле, регионы же давно подсели на иглу бюджетную: большая часть долгов регионов — это бюджетные кредиты, которые они берут у федерального центра.

Возможность получать федеральные средства под небольшой процент появилась у регионов после кризиса-2008, когда на покрытие дефицитов из федерального центра в 2010 году щедрой антикризисной рукой были выделены бюджетные кредиты сроком на три года. Подразумевалось, что к 2013 году в регионах ситуация поправится настолько, что они долги смогут вернуть. Однако надеждам сбыться не удалось, как и не удалось отказаться от системы выдачи кредитов.

Алексей Кудрин, занимавший на тот момент пост министра финансов РФ, в начале июля 2011 года сообщал, что бюджетные кредиты с 2012 года будут предоставляться регионам только в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций. Кудрин министром быть перестал, а кредиты остались, и сейчас регионы вовсю просят о пролонгации и реструктуризации.

Что у них вполне успешно получается. Крик о помощи «старшим братом» был услышан — уже в 2012 году Минфин реструктурировал бюджетные кредиты для 36 регионов на 123 млрд рублей.

«Регионы все больше подсаживаются на бюджетную иглу. Причем допинг им нужен, чтобы выполнять те самые социальные обязательства. А бюджет небезграничен, его перспективы прямо связаны с тем, что происходит в экономике», — замечает Николаев.

Руководитель компании экспертного консультирования «Неокон» Михаил Хазин предостерегает, что с каждым годом долг будет становиться все более тяжкой обузой, и обвиняет в этом Минфин. «Политика Минфина привела к тому, что регионы увеличили свои заимствования Я думаю, что не всегда федеральный центр будет их прикрывать, у него тоже может не хватить денег. Регионы должны развиваться самостоятельно, но современная политика Минфина не дает им это делать», — говорит он.

Большинство экспертов разводят руками, пытаясь ответить на вопрос, как вывести регионы из этого порочного долгового круга: приемлемых для всех быстрых путей решения нет. Из всех вариантов, перечисленных аналитиками, только два имеют более-менее реальные шансы на реализацию — изменения в налогах и закручивание гаек финансовой дисциплины.

Долг региона — проблема налогоплательщика

«Речь может идти о повышении налоговой нагрузки. Мы будем реформировать налог на имущество физических лиц, потом перейдем на налог на недвижимость, который в большинстве стран является основой местных финансов», — отмечает ведущий научный сотрудник Института развития ВШЭ Андрей Чернявский.

Замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач ранее высказывал личное мнение о том, что регионам придется менять систему налогов, чтобы снизить дисбалансы в своей бюджетной системе. В частности, речь идет о ставках налога на имущество, земельного налога, планируемого налога на недвижимость. Кроме того, некоторое время назад активно обсуждался вариант введения для регионов налога с оборота на розничные продажи.

Правда, Владимир Назаров сомневается в эффективности повышения ставок уже существующих региональных налогов. «Я думаю, что это если и изменит ситуацию, то в очень незначительной степени. Кроме того, полномочия регионов в этой сфере невелики, тем более изменить что-то оперативно в системе налогообложения в рамках нынешних полномочий не удастся, а если и удастся, то негативный социальный эффект нивелирует этот небольшой приток финансов», — говорит эксперт.

Особой надежды на региональные налоги нет и потому, что их поступления в случае очередной волны кризиса сойдут на нет, как это уже происходило в 2008 году. «Состояние регионов-доноров в условиях кризиса будет ухудшаться еще быстрее, чем бедных регионов. Тот, кто на бюджетной подпитке, у кого налоговая база ввиду недоразвитости экономического потенциала небольшая, так и будет получать свой пай из бюджета. Несколько парадоксально, но сильные регионы больнее и острее почувствуют проблемы», — уверен Николаев.

Дмитриева видит источники не в изменении существующих ставок, а в перераспределении поступлений и расширении налоговой базы регионов. «Есть масса возможностей для перераспределения доходов, в частности введение прогрессивного подоходного налога или налога на роскошь, если его правильно введут. Сейчас же налоговую базу регионам фактически не расширяют, им предлагается отменять льготы и повышать ставки по тем налогам, которые у них есть, а это имущественный, земельный. Что повышает нагрузку прежде всего на малый бизнес», — говорит она.

Однако в Минфине полагают, что разговоры о перераспределении налогов чаще всего скрывают нежелание или неумение субъектов создавать условия для инвестиций. А там, где власти регионов этим реально занимаются, соотношение налоговых поступлений меняется именно в пользу субъектов РФ. «Это основной стимул для региона — если наращивать доходную базу, привлекать инвесторов, то большая часть (поступлений) придет в бюджет субъекта», — отметил глава министерства Антон Силуанов на заседании Госсовета в конце прошлого года. В качестве примера он привел Калужскую (распределение 70 на 30%), Тульскую (95 на 5%) и Ульяновскую (72 на 28%) области.

Наказать недисциплинированных

При этом Силуанов неоднократно призывал к ужесточению финансовой дисциплины. Так, в прошлом году Минфин заключил соглашения с пятью проблемными регионами России об ограничении уровня их долговых обязательств — в течение трех ближайших лет эти регионы будут долги сокращать, а не наращивать.

Другая мера, которую министр озвучил на заседании Госсовета, — решения о дополнительной финансовой помощи из федерального центра субъекту РФ должны приниматься только при условии, что рост региональной экономики достиг 5%.

«Чтобы был такой стимул. А то получается, что проще получить поручение (о дотации. — «МН») и абсолютно не заниматься экономикой, ростом производства», — сказал Силуанов. Раньше он высказывался еще более жестко: ставить вопрос о доверии губернаторам тех регионов, которые руководство довело до предбанкротного состояния.

«К сожалению, государство не допустит дефолта регионов, а надо. Пока мы выдаем бюджетные кредиты, потом их бесконечно пролонгируем, а иногда и прощаем, никакой финансовой дисциплины не будет», — уверен Назаров.

В общем, долги регионов растут из года в год, все понимают, что это плохо, но пока ни к одному «должнику», ни к его руководству жесткие меры так и не применили. А возможно, и никогда не применят. Ведь если даже случится новый кризис, государство вряд ли обанкротит попавшие в долговую ловушку регионы, скорее всего простит им долги и даст новые низкопроцентные кредиты.

Сергей Степашин , председатель Счетной палаты РФ (из доклада в Совете Федерации 6 марта 2013 года)

— Мы видим, что постоянное увеличение нагрузки на бюджеты субъектов федерации и муниципальные образования оборачивается и ростом заимствований. Мы все больше о внешних долгах последнее время говорим. Но очень большую озабоченность у Счетной палаты вызывает высокий уровень госдолга субъектов России, который на 1 января 2013 года составил 1,36 трлн руб., а сегодня еще и увеличился. Кстати, наибольший долг в абсолютном выражении имеют развитые регионы, как ни странно, имеющие мощный хозяйственный комплекс. Смотрите, Москва — долг 194 млрд руб., Московская область — 81 млрд руб., Татарстан — 85 млрд руб., Краснодарский край — 65 млрд руб., Нижегородская область — 35 млрд руб. Долг в этих регионах, конечно, не так опасен, так как они имеют значительную доходную базу, но в то же время его постоянный прирост вызывает у нас озабоченность. А вот в отдельных регионах госдолг почти равен объему налоговых и неналоговых доходов. В Костроме он составляет уже 97%, в Саратовской области — 91%, а в республиках Мордовия и Северная Осетия —Алания этот долг превысил этот объем на 182 и 117% соответственно (данные на февраль. — «МН») . Банкроты, по сути банкроты. Кстати, треть общего объема регионального долга приходится на банковские кредиты, что может отрицательно сказаться на устойчивости не только бюджетной, но и банковской системы России.

Александр Жуков , первый заместитель председателя Госдумы, — специально для «МН»

— Cуммарный по стране объем региональных долгов в 26% от их собственных доходов выглядит безопасно. У многих крупных регионов, которые являются донорами бюджетной системы, доля долгов к их доходам небольшая, учитывая их большие объемы ВРП, бюджета и т.д. Но есть много небольших регионов, у которых долг приближается к 100% собственных доходов бюджета. Это, конечно, говорит о том, что они находятся в не очень хорошей ситуации. Все регионы, у которых объем долга больше 50% собственных доходов, — это, как правило, регионы, которые большую часть своих бюджетов финансируют за счет трансфертов из федерального бюджета. Сами они вряд ли справятся с погашением своих долгов и так или иначе будут ставить вопрос о реструктуризации долгов, об их отсрочке. В общем, рассчитывать на федеральную помощь. И скорее всего речь пойдет о бюджетных кредитах. Вряд ли они будут свои ценные бумаги выпускать. Но надо отметить, что нагрузка на бюджеты регионов сейчас действительно высокая. Сейчас они должны повышать зарплату бюджетникам в соответствии с указами президента. Но у них собственной доходной базы не хватает. А объем трансфертов не увеличился или увеличился не в достаточной степени. Значит, дефицит бюджета им приходится покрывать опять за счет роста долга. Конечно, регионы должны оптимизировать свои бюджеты, повышать эффективность расходов. Но предстоящее увеличение зарплат бюджетникам требует очень больших расходов (по оценке Минфина, на исполнение указа президента по повышению зарплат регионы должны потратить в 2013 году 367 млрд руб., в 2014-м — 557, и в 2015-м — 789 млрд руб., хотя и доходы регионов, по мнению ведомства, вырастут: более чем с 1 трлн руб. в 2013 году до 1,9 трлн в 2014-м и до 3 трлн в 2015-м. — «МН»). Можно, конечно, полностью прекратить все инвестиционные проекты, но это тоже не вариант. У вас в рейтинге РИА Новости все проблемы правильно отражены.

Обзор ситуации с закредитованностью субъектов РФ

«Реальное время» изучило ситуацию с размером государственного долга регионов России и обнаружило, что Татарстан - один из самых закредитованных субъектов федерации. Максимальный долг, впрочем, у Краснодарского края, а вот столичные регионы стараются избавиться от задолженности. Санкт-Петербург, к примеру, за последний год отдал половину своего госдолга.

Госдолг начал медленно уменьшаться

Как показало исследование «Реального времени», государственный долг регионов России в среднем начинает уменьшаться - впервые за 10 лет. Правда, очень незначительными темпами. В частности, по данным на 1 июля 2017 года объем государственного внутреннего долга всех субъектов России составляет 2,23 трлн рублей, и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года эта сумма уменьшилась примерно на 2% или на 50 млрд рублей.

Основная масса долга приходится на бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы России. Таких долгов у регионов - 48%, или примерно 1,06 трлн рублей. Второй по величине вид долгов - кредиты от кредитных организаций и международных финансовых организаций, таковых чуть более четверти (28%), на сумму 619 млрд рублей. Еще 20% (453 млрд рублей) приходится на государственные ценные бумаги. Государственные гарантии составляют 4% долгов регионов, а прочие долги - примерно 0,3%.

Отметим, впрочем, что если сравнивать показатели не июля с аналогичным месяцем прошлого года, а января, то госдолг регионов растет. При этом самый значительный скачок был зафиксирован в 2013 году. К слову, указанные цифры включают долги только непосредственно регионов; долги муниципальных образований в них не входят.

Цена Олимпиады

Безоговорочным лидером среди регионов России по внутреннему государственному долгу является Краснодарский край. Здесь сумма составила 143,3 млрд рублей - это в полтора раза больше, чем у региона, находящегося на втором месте. Сумма эта примерно поровну распределена между бюджетными кредитами из других бюджетов (60,2 млрд рублей) и кредитами от кредитных организаций и международных финансовых организаций (55,2 млрд рублей). Еще 22,6 млрд рублей долга Кубани - государственные гарантии, а 5,3 млрд рублей - государственные ценные бумаги. Сумма долга действительно огромна - для сравнения, все регионы Уральского федерального округа задолжали «всего» 137,9 млрд рублей. При этом Краснодарский край старается уменьшать долг, но медленнее, чем многие другие регионы России, - за год он сократился лишь на 2,9%. Что тут скажешь, наследие Олимпиады дорогого стоит.

Второе место, с суммой чуть менее 100 млрд рублей, занимает Красноярский край. Интересно, что структура самого долга при этом значительно отличается от структуры у «лидера». Основная масса здесь накоплена не по кредитам от других бюджетов, а по государственным ценным бумагам - на них приходится 56 млрд рублей. Кредиты из других бюджетов составляют лишь 39,6 млрд рублей, а кредиты от организаций - незначительную сумму в 4,3 млрд рублей. Отметим, что Красноярский край - один из двух регионов в топ-5 по общей сумме госдолга, который, по сравнению с прошлым годом, не снизил, а увеличил этот показатель на 5,5%. Этот край, к слову, не избалован спортивными мероприятиями, но Красноярск готовится принять у себя зимнюю Универсиаду в 2019 году.

А вот замыкает тройку Татарстан, показатель которого равен 93,5 млрд рублей. У республики также довольно примечательная разбивка: здесь совсем нет долгов по государственным ценным бумагам и кредитам от организаций. Почти 85 млрд рублей приходится на бюджетные кредиты (здесь Татарстан вообще безоговорочный лидер), а 8,7 млрд рублей - на государственные гарантии. За год госдолг Татарстана снизился, но не очень значительно - на 2,9%. Напомним, недавно «Реальное время» писало , что РТ претендует на максимальный срок реструктуризации бюджетных долгов после того, как субъекты не смогут привлекать новые кредиты из федерального бюджета и уже сумел реструктуризировать частично долги по ЧМ-2015.

Краснодарский край старается уменьшать долг, но медленнее, чем многие другие регионы России - наследие Олимпиады дорогого стоит. Фото ru.wikipedia.org

Четвертое место и показатель, на 1,4 млрд рублей меньше, чем у Татарстана, - у Московской области. Здесь долги в основном приходятся на кредиты от организаций (47,8 млрд рублей), государственные ценные бумаги (25 млрд рублей), бюджетные кредиты (19,3 млрд рублей). За год Московская область сократила размер своего долга на 6,6%.

Замыкает пятерку еще один регион из Поволжья - Самарская область. Сумма государственного внутреннего долга региона составляет 75 млрд рублей. В основном она состоит из государственных ценных бумаг (41 млрд рублей), бюджетных кредитов (22,6 млрд рублей) и кредитов от организаций (11,4 млрд рублей). У области совсем нет долгов по государственным гарантиям. При этом она стала лидером топ-5 по увеличению суммы долга за год - здесь он вырос в целом на 10,7 млрд руб. (16,7%), в основном из-за долгов по государственным ценным бумагам (рост с 27,8 млрд до 41 млрд рублей).

Возможно, с показателем Самарской области по государственному долгу связан и один из мотивов недавней отставки губернатора области Николая Меркушкина. На 1 января 2012 года - года, когда он возглавил область, - госдолг составлял 33,4 млрд рублей. Через год показатель вырос до 36,8 млрд, к 2015-му достиг 53 млрд, к 2016-му – 62,6 млрд, а сейчас, напомним, составляет 75 млрд рублей. Таким образом, за время правления Меркушкина госдолг области вырос в 2,3 раза. Впрочем, напрямую связывать уход Меркушкина с увеличением госдолга, конечно, нельзя - в России очень много регионов, задолженность которых за прошедшие пять лет выросла выше (к примеру, в находящемся неподалеку Пермском крае - вообще, почти в 14 раз).

Среди регионов Поволжья лидерами по размеру государственного внутреннего долга также являются Нижегородская область (73 млрд рублей), Удмуртия и Саратовская область (51,5 млрд и 50,4 млрд рублей, соответственно), а также Мордовия с 44,6 млрд рублей. Для сравнения, у сравнимого с Татарстаном региона - республики Башкортостан - сумма внутреннего государственного долга составляет на июль 2017 года всего 23,6 млрд рублей - в три раза меньше, чем у Татарстана.

Отметим при этом еще три региона - Республику Крым, Севастополь и Сахалинскую область. У последних двух вообще нет государственного долга, а у Крыма он составляет всего 200 млн рублей, причем все они приходятся на бюджетные кредиты.

Субъект На 1 июля 2017 г. На 1 июля 2016 г. Изменение
государственные гарантии иные долговые обязательства Всего
Краснодарский край 5.280.000,00 55.210.581,90 60.245.637,25 22.605.009,39 0,00
Красноярский край 55.663.000,00 4.320.353,60 39.642.440,19 237.304,99 3.234,73
Республика Татарстан (Татарстан) 0,00 0,00 84.860.921,45 8.666.930,62 0,00
Московская область 25.000.000,00 47.800.000,00 19.262.495,22 43.466,86 0,00
Самарская область 40.940.000,00 11.363.270,00 22.631.657,52 0,00 0,00

Топ-5 по росту: депрессивные регионы увеличивают долговую нагрузку

За последний год (с 1 июля 2016 по 1 июля 2017 года) количество регионов, снизивших и увеличивших свой государственный долг, оказалось примерно равным. При этом пять субъектов РФ увеличили свой показатель более чем на четверть.

Безоговорочным лидером тут является Кабардино-Балкарская республика, сумма госдолга которой выросла в полтора раза - с 7,9 до 12,4 млрд рублей. В основном этот рост обусловлен увеличением кредитов от кредитных организаций - годом ранее показатель составлял 2,4 млрд, сейчас же он равен 9,7 млрд рублей. А вот основной прежде вид долга - бюджетные кредиты - здесь, напротив, снизились, с 5,1 до 2,3 млрд рублей.

Второе место по росту госдолга занимает Тюменская область - около 40%. Годом ранее госдолг составлял 1,34 млрд рублей, сейчас он вырос до 1,87 млрд рублей. Этот рост полностью обусловлен увеличением размера госгарантий - с 1,02 млрд до 1,55 млрд рублей.

Почти такой же рост госдолга - на 39% - и у Еврейской автономной области. За год он вырос с 3,86 до 5,37 млрд рублей. Тут примерно на одинаковую долю выросли оба основных видов долга региона - кредиты от организаций и бюджетные кредиты.

Четвертое место по росту - на 38% - у Курганской области. Тут сумма увеличилась с 11,7 млрд до 16,2 млрд рублей. Как и в случае с Еврейской автономной областью, увеличились кредиты и от организаций, и из других бюджетов России.

Замыкает пятерку Тамбовская область, где сумма долга выросла почти на 28% - с 12,2 млрд до 15,7 млрд рублей. При этом в регионе не изменилась сумма кредитов от организаций, но выросла сумма бюджетных кредитов (с 3,4 млрд до 5,5 млрд рублей), а также добавились государственные ценные бумаги на сумму 1,6 млрд рублей.

Объем государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, по видам долговых обязательств, тыс. руб. (рост)

Субъект На 1 июля 2017 г. На 1 июля 2016 г. Изменение
государственные ценные бумаги кредиты от кредитных организаций и международных финансовых организаций бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственные гарантии иные долговые обязательства Всего
Кабардино-Балкарская Республика 0,00 9.740.280,00 2.333.444,47 368.783,90 0,00
Тюменская область 0,00 0,00 321.322,42 1.551.392,59 0,00
Еврейская автономная область 0,00 2.651.882,21 2.718.146,00 0,00 0,00
Курганская область 0,00 10.909.162,60 5.289.559,84 0,00 0,00
Тамбовская область 1.600.000,00 8.552.234,50 5.510.622,77 0,00 0,00

Топ-5 по снижению долга: столицы избавляются от кредитов

Среди снизивших размер своих долгов регионов можно выделить также пять субъектов федерации - их показатели за год уменьшились более чем на треть. Почти все эти регионы - богатые и развитые.

Больше всего размер обязательств уменьшился в Санкт-Петербурге. Тут размер долга сократился почти в два раза - на 46%, с 14,7 млрд до 7,9 млрд рублей. Регион полностью погасил долги по государственным ценным бумагам (они составляли 5,9 млрд рублей), а также снизил сумму долга по кредитам бюджета - с 8,9 до 7,9 млрд рублей.

Похожая ситуация и с Ленинградской областью - сумма долга тут уменьшилась на 45%, с 9,5 млрд до 5,2 млрд рублей. За год область полностью погасила долги перед организациями на сумму в 4,1 млрд рублей, в два раза сократила обязательства по госгарантиям (с 1,5 млрд до 868 млн). Правда, немного увеличились бюджетные кредиты (с 3,7 млрд до 4,2 млрд).

Третье место по снижению долга - у Ямало-Ненецкого автономного округа. Здесь сумма снизилась на 39,5% - с 33,1 млрд до 20 млрд рублей. При этом любопытно, что регион полностью погасил госгарантии на 7,4 млрд рублей и кредиты организаций на 25,7 млрд рублей, но получил обязательства по государственным ценным бумагам на 20 млрд.

Объем государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, по видам долговых обязательств, тыс. руб. (снижение)

Субъект На 1 июля 2017 г. На 1 июля 2016 г. Изменение
государственные ценные бумаги кредиты от кредитных организаций и международных финансовых организаций бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственные гарантии иные долговые обязательства Всего
Камчатский край 0,00 0,00 3.317.332,94 0,00 0,00
г.Москва 34.347.558,00 0,00 13.449.074,58 0,00 0,00
Ямало-Ненецкий автономный округ 20.000.000,00 0,00 0,00 4.480,65 0,00
Ленинградская область 137.500,00 0,00 4.161.972,19 867.181,06 0,00
г.Санкт-Петербург 0,00 0,00 7.904.680,00 0,00 0,00

Четвертое место - у столицы России, Москвы. Ее государственный долг уменьшился на 39% - с 78,3 до 47,8 млрд рублей. Город-регион снизил долги по бюджетным кредитам с 21,5 млрд до 13,5 млрд рублей, по государственным ценным бумагам - с 56,9 млрд до 34,3 млрд рублей.

Замыкает пятерку Камчатский край, снизивший сумму долга на треть - с 5 млрд до 3,3 млрд рублей. Регион полностью погасил долги перед организациями (1,1 млрд рублей) и снизил сумму бюджетных долгов (с 3,9 млрд до 3,3 млрд рублей).

Объем государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, по видам долговых обязательств, тыс. руб.

Субъект На 1 июля 2017 г. На 1 июля 2016 г. Изменение
государственные ценные бумаги кредиты от кредитных организаций и международных финансовых организаций бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственные гарантии иные долговые обязательства Всего
Центральный федеральный округ 118.451.023,25 116.375.764,96 229.908.435,86 11.997.241,29 0,00
Белгородская область 17.925.000,00 4.662.500,00 10.654.014,09 10.988.845,28 0,00
Брянская область 0,00 2.241.092,76 8.686.004,79 0,00 0,00
Владимирская область 0,00 0,00 3.258.246,77 0,00 0,00
Воронежская область 7.028.465,00 1.400.000,00 19.388.266,24 0,00 0,00
Ивановская область 0,00 7.860.793,00 8.354.697,58 111.679,27 0,00
Калужская область 0,00 0,00 30.207.622,45 492.567,27 0,00
Костромская область 1.050.000,00 12.496.953,00 7.778.539,33 0,00 0,00

Максим Матвеев, аналитическая служба "Реального времени"

У каждого шестой республики или области страны задолженность составляет выше годового ее дохода

Россия по-прежнему остается империей в том смысле, что разница между отдельными регионами достигает нереальных величин. Не стали исключением и государственные финансы. Коэффициент долга к налоговым и неналоговым доходам у российских регионов находится в диапазоне от 0% почти до 200%.

В числе самых благополучных субъектов РФ (с долговой нагрузкой менее 10% годового дохода) Москва и Санкт-Петербург, где «прописано» большинство крупнейших компаний России, нефтегазовые регионы Сахалинская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ плюс недавно присоединенные Севастополь и Республика Крым. Причем у Сахалинской области и Севастополя на 1 января 2016 года долгов не было.

На противоположном краю 14 регионов, у которых долг превышает годовой доход. В их числе исконно русские, сейчас депрессивные регионы Нечерноземья Смоленская, Псковская и Костромская области, приволжские республики Марий Эл и Мордовия (последняя с долговой нагрузкой почти вдвое больше годового дохода является антилидером среди всех субъектов РФ), республики Северного Кавказа Ингушетия и Северная Осетия. А также несколько регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока Чукотский автономный округ, Забайкальский край и Еврейская автономная область.

Суммарный долг регионов на 1 января 2016 года превышал 2,3 трлн рублей (совокупные доходы около 6,3 трлн рублей). При этом около трети долга 809 млрд рублей составили бюджетные кредиты от федерального центра. Если из задолженности регионов вычесть бюджетные кредиты, то есть учитывать только «коммерческий» долг, то ни у одного региона России долговая нагрузка не превышает годового дохода.


Игорь Терентьев

ИА «РБК» , 05.12.16, «Чечня и Крым пошли на поправку»

Федеральные дотации Чечне и Крыму в 2017 году практически останутся на уровне 2016 года, хотя дотации остальным регионам вырастут более чем на 15%, следует из поправок правительства ко второму чтению бюджета.

Чечня после резкого выступления своего руководителя Рамзана Кадырова против сокращения финансирования республики получит из федерального бюджета в 2017 году дотации на 40,4 млрд руб. - почти столько же, сколько в 2016 году. Это следует из поправок правительства ко второму чтению бюджета на 2017–2019 годы. Их в минувшую пятницу без обсуждения одобрил комитет Госдумы по бюджету.

Дотации Республике Крым незначительно снизятся в 2017 году (до 37,2 млрд руб.), следует из тех же поправок.

Часть дотаций Чечня и Крым получат в общем порядке - так называемые дотации регионам на выравнивание бюджетной обеспеченности. Распределение дотаций на выравнивание представлено в приложении, одобренном комитетом вместе с соответствующей поправкой правительства. Эти дотации распределялись в конце ноября на заседании трехсторонней комиссии, куда входят депутаты, сенаторы и чиновники Минфина, поясняли ранее РБК депутаты комитета по бюджету. Согласно этому приложению Чечне в 2017 году предназначена сумма в 24 млрд руб., Крыму - 18,5 млрд.

Это крупные, но не самые выдающиеся суммы: к примеру, Дагестан в 2017 году получит 52,4 млрд руб., Якутия - 36,6 млрд руб., Камчатка - 37,16 млрд руб. Эти три региона и в 2016 году должны стать крупнейшими получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. В общей сложности на этот вид дотаций регионам федеральный бюджет выделит в 2017 году 614,6 млрд руб. - на 100 млрд руб. больше, чем в 2016-м.

Отдельной поправкой для Чечни, Крыма и Севастополя правительство решило выделить еще один вид дотаций - на сбалансированность их бюджетов. Согласно инициативе правительства Чечня получит на сбалансированность 16,4 млрд руб., Крым - 18,65 млрд, Севастополь - 5,17 млрд (дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности для Севастополя предусмотрена в размере 2,17 млрд руб.). Эта правительственная поправка также одобрена комитетом Думы по бюджету. Как распределятся дотации остальным регионам на сбалансированность бюджетов, в поправках не сказано.

В результате и Чечня, и Крым станут получателями одних из самых крупных федеральных дотаций в 2017 году: финансирование Чечни (без учета различных субсидий и субвенций, которые ей полагаются наряду с другими регионами) составит 40,4 млрд руб., а Крыма - 37,15 млрд руб. В 2016 году Чечня получит дотации примерно на 41 млрд руб., а Крым - на 37,8 млрд руб.

Никаких пояснений этим решениям ни представители правительства, ни руководство бюджетного комитета Думы не дали, у депутатов инициатива правительства вопросов не вызвала.

Общий объем дотаций из федерального бюджета регионам России запланирован на 2017 год в размере 738,3 млрд руб. - примерно на 97 млрд руб. (15%) больше, чем ожидается по итогам 2016 года, следует из материалов проекта федерального бюджета, который сейчас готовится ко второму чтению. Это значит, что дотации остальным регионам (кроме Чечни и Крыма) вырастут более чем на 15%.

Ранее в конце октября глава Чечни Рамзан Кадыров выступил против планов Минфина урезать финансирование бюджета республики. По его словам, раньше власти Чечни «соглашались на сокращение бюджета», но нынешний план федеральных властей грозит неисполнением социальных обязательств чеченскими властями. Министр финансов Антон Силуанов ответил на это, что опасения Кадырова преждевременны: глава Чечни не может знать, какую дотацию получит республика в будущем году, так как межбюджетные трансферы тогда еще не были распределены.

Кадыров выступил против планов Минфина урезать бюджет Чечни

Крымские и севастопольские власти публично об увеличении финансирования из федерального бюджета не просили. Однако для этих регионов правительство предусмотрело не только дотации, но и внесло ко второму чтению большой пакет поправок, который предусматривает их дополнительное субсидирование по всем направлениям.

Доходы бюджета Чечни на 85% складываются из безвозмездных поступлений из федерального центра (дотации, субвенции, субсидии и прочие поступления), а доходы бюджета Крыма - на 67%, следует из законов о бюджетах на 2016 год двух республик.

Какие еще поправки подготовлены ко второму чтению

Четверть бюджетных кредитов зарезервируют «на всякий случай»

Комитет по бюджету одобрил поправку единороссов о двукратном увеличении бюджетных ассигнований на кредиты регионам в 2017 и 2018 годах. Общий объем сверхдешевых бюджетных кредитов регионам будет увеличен со 100 млрд до 200 млрд руб. ежегодно. Однако пока между регионами будет распределено лишь 150 млрд руб. в виде кредитов, отметил председатель бюджетного комитета Андрей Макаров. 50 млрд руб. останется в резерве на случай, если каким-то регионам в течение года потребуется срочная помощь, пояснил депутат.

Депутаты нашли способ обойтись без повышения страховых взносов на медицину

Повышения страховых взносов с 5,1 до 5,9% в Фонд обязательного медстрахования (ФОМС) в 2019 году не будет. Комитет Думы по бюджету одобрил поправку своего председателя Андрея Макарова к бюджету этого фонда, согласно которой дефицит ФОМС будет компенсирован из федерального бюджета. Новый механизм балансировки, о намерении выработать который ранее заявляли РБК источники в правительстве и Думе, будет таким: если сборы ФОМС с работающего населения в 2019 году окажутся меньше 1,3 трлн руб., будет принято решение о повышении тарифа на обязательное медицинское страхование неработающего населения, следует из текста поправки Макарова. Повышение ставки взносов с неработающего населения будет означать рост расходов региональных бюджетов, так как за медицинскую помощь неработающему населению ФОМСу платят региональные власти. Однако поправка Макарова устанавливает, что одновременно с повышением ставки взносов на неработающее население федеральные власти введут специальную субсидию регионам, чтобы те могли расплатиться с ФОМСом.

Богатым регионам разрешат финансировать полицию

Регионам, которые не получают дотаций из федерального бюджета, разрешат субсидировать федеральный бюджет «в целях софинансирования исполнения расходных обязательств России по материально-техническому обеспечению деятельности полиции». Такую правительственную поправку 2 декабря одобрил комитет Думы по бюджету. В настоящее время регионов-доноров в России 13, говорил по другому поводу председатель комитета по бюджету Андрей Макаров. Ранее представители МВД на заседании комитета по бюджету заявляли о нехватке в 2017–2019 годах почти 500 млрд руб. на борьбу с преступностью. Ко второму чтению бюджета правительство нашло дополнительные средства на исполнение соответствующей госпрограммы, но далеко не в тех объемах, о которых просило МВД.

Правительство на 20 млрд руб. умерило ожидания по дивидендам «Роснефтегаза»

Правительство снизило на 20 млрд руб. минимальную планку по дивидендам, которые в 2017 году ждет от государственного «Роснефтегаза» (владеет 69,5% акций «Роснефти» и 10,97% акций «Газпрома»). Согласно принятому Думой в первом чтении проекту бюджета от компании ожидали 156,46 млрд руб. (все, что больше этой суммы, было обещано передать госкомпаниям, разрабатывающим самолет Ил-114 и модернизирующим Ил-96). Ко второму чтению правительство попросило сократить ожидаемый минимум дивидендов «Роснефтегаза» до 136 млрд руб. Объяснений такому решению чиновники депутатам не дали.

Светлана Бочарова

РИА Рейтинг - 2 мар. По данным Министерства финансов РФ, суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ по итогам 2016 года вырос на 1,5% и на 1 января 2017 года составил 2,353 триллиона рублей. Это самый минимальный прирост госдолга за последние несколько лет. Для сравнения, в 2015 году госдолг регионов РФ вырос на 11%, в 2014 году - на 20%, в 2013 году - на 28,6%. Снижение темпа роста региональных заимствований можно объяснить более консервативным подходом региональных властей к наращиванию долговой нагрузки на бюджеты субъектов РФ, что оправдано в условиях сохранявшейся нестабильной экономической ситуации. Кроме того, по оценкам экспертов Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня», определенное влияние на общий результат оказало сокращение на 78,6 миллиарда рублей госдолга Москвы, главным образом, за счет погашения внешней задолженности. Еще год назад Москва являлась одним из лидеров по абсолютному значению объема госдолга среди всех российских регионов. На начало 2017 года объем государственного долга столицы составил 61,9 миллиардов рублей.

Объем муниципального государственного долга по итогам 2016 года вырос на 6,7% и составил 364,3 миллиарда рублей. Суммарный объем государственного долга всех субъектов РФ и долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов РФ, на 1 января 2017 года составил 2,72 триллиона рублей, что на 2,2% больше, чем годом ранее.

Умеренное наращивание государственного долга проходило на фоне роста доходов бюджетов субъектов РФ. По итогам 2016 года суммарный объем налоговых и неналоговых доходов всех субъектов РФ вырос на 9,6%, при этом сокращение было зафиксировано только в семи регионах. На этом фоне объем суммарных расходов бюджетов всех субъектов РФ вырос на 5,6%.

Бюджетных кредитов все больше

В структуре регионального госдолга все большая доля приходится на бюджетные кредиты. В 2016 году регионы РФ активно замещали коммерческую задолженность дешевыми бюджетными кредитами. За счет этого доля бюджетных кредитов в суммарном государственном долге на 1 января 2017 года составила 42,1%, а на долю коммерческих кредитов приходится 34,9%. По итогам 2015 года соотношение было диаметрально противоположным. Активизация долгового рынка привела к росту региональных заимствований, что не могло не сказаться на росте доли государственных ценных бумаг в структуре долга с 18,7% в конце 2015 года до 19,4% в конце 2016 года. Доля государственных гарантий снизилась - с 4,4% до 3,8% в 2016 году. Информация о структуре государственного долга регионов приведена в таблице >>

В 14 регионах задолженность перед коммерческими банками полностью отсутствует. За исключением Москвы, Тюменской области и ХМАО-Югра, основными компонентами госдолга у этих регионов являются бюджетные кредиты. Такие регионы как Москва, Приморский край и Камчатский край за прошедший год полностью погасили свои коммерческие долги. В то же время, в ряде регионов в структуре долга наблюдается существенный перекос в сторону коммерческих кредитов, что может вызывать опасения, особенно если позиции региона в рейтинге по долговой нагрузке близки к замыкающей десятке.

Для определения уровня долговой нагрузки эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» медиагруппы МИА «Россия сегодня» составили рейтинг субъектов РФ по уровню долговой нагрузки, который отражает картину распределения региональных долгов и их динамику в 2016 году. В рейтинге использовались данные Федерального казначейства и Минфина РФ о долговых обязательствах и доходах региональных бюджетов. В качестве меры долговой нагрузки в рейтинге использовалось отношение государственного долга субъекта РФ на 1 января 2017 года к налоговым и неналоговым доходам регионального бюджета (собственным доходам) за 2016 год.

Долговая нагрузка на бюджеты регионов РФ снизилась

Общий уровень долговой нагрузки регионов за прошедший год снизился. Отношение суммарного госдолга всех регионов на 1 января 2017 года к суммарному объему налоговых и неналоговых доходов за 2016 год составило 33,8%, что на 2,7 процентных пункта ниже, чем годом ранее. Но при этом диапазон значений в региональном разрезе остается достаточно широким. Уровень долговой нагрузки варьировался от 0% в Сахалинской области и Севастополе до 176% в Республике Мордовия. По сравнению с результатами прошлого года, лидирующие и замыкающие рейтинг регионы не изменились.

Республика Мордовия уже не первый год замыкает рейтинг по долговой нагрузке регионов РФ, но стоит отметить, что и здесь наблюдаются позитивные изменения. По итогам 2016 года уровень долговой нагрузки уменьшился на 6,5 процентных пунктов, что обусловлено ростом на 15,7% объемов налоговых и неналоговых доходов региона. Сам же государственный долг Республики Мордовия вырос на 11,6% за счет бюджетных кредитов и облигационного займа объемом 5 миллиардов рублей, размещенного в сентябре 2016 года.

Количество регионов, госдолг которых превышает собственные доходы, сократилось

Помимо Республики Мордовия, еще в семи российских регионах объем государственного долга превышает собственные доходы бюджета, но, в сравнении с 2015 годом, их количество сократилось почти вдвое. На 1 января 2016 года таких регионов было 14. Кроме того, в этой части рейтинга есть позитивные тенденции: в пяти регионах из восьми долговая нагрузка за прошедший год снизилась, и во всех случаях это произошло за счет опережающего роста налоговых и неналоговых доходов в сравнении с увеличением госдолга.

Судя по долговой структуре, возможностями заместить более дорогие в обслуживании коммерческие займы на кредитование по линии Минфина РФ в замыкающей рейтинг группе регионов воспользовались не все. Если в структуре долга Смоленской области и Республики Карелия бюджетные кредиты занимают более половины, и их доля за 2016 год выросла до 58,8% и 51,7% соответственно, то в ряде регионов имеют место структурные перекосы в сторону коммерческих кредитов. Так, в Астраханской области доля коммерческих кредитов составляет 50,5%, в Костромской области - 52,6%, в Еврейской автономной области - 61%, Республике Марий Эл - 67,7%. Помимо того, в Республике Хакасии почти половина госдолга (49,8%) приходится на облигационные займы и еще 37,3% на коммерческие кредиты. Долговая нагрузка в Хакасии за 2016 год выросла на 28,7 процентных пункта и составила 145,5%. Если долговая политика в республике не претерпит каких-то кардинальных изменений, то в ближайшем будущем Республика Хакасия может сместить Республику Мордовию с позиции замыкающего рейтинг региона.

На 1 января 2017 года в 54 регионах РФ государственный долг превысил 50% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджета, из них в 36 субъектах РФ госдолг превышает 70% собственных доходов. По сравнению с предыдущим годом количество регионов в этой группе немного сократилось - на 1 января 2016 года в 57 регионах РФ госдолг превышал 50% налоговых и неналоговых доходов бюджетов, из которых отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам составляло более 70% в 44 регионах.

В группе лидеров проявились новые регионы

Низкий уровень долговой нагрузки наблюдается по-прежнему в девяти российских регионах, но их состав по сравнению с прошлым годом немного изменился. Менее 10% от объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов составляет государственный долг в Тюменской области, г. Санкт-Петербурге, г. Москве, Алтайском крае и Ханты-Мансийском автономном округе-Югре. Места, покинувших лидирующую группу Ненецкого автономного округа и Республики Крым, заняли Ленинградская область и Приморский край. В Сахалинской области и Севастополе государственный долг отсутствует. Пяти регионам в группе удалось сократить свою долговую нагрузку. В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Тюменской области долговая нагрузка увеличилась.

В большинстве регионов РФ долговая нагрузка снизилась

В 2016 году уровень долговой нагрузки сократился в 63 субъектах РФ. Положительные тенденции в основном связаны с увеличением налоговых и неналоговых доходов, но в отдельных регионах также отмечается сокращение объема государственного долга. Лидером по положительной динамике стала Республика Ингушетия, долговая нагрузка которой сократилась на 36,8 процентных пункта как за счет снижения госдолга на 26%, так и за счет роста собственных доходов на 9,4%. Кроме того, более чем на 20 процентных пунктов долговая нагрузка снизилась в Республике Северная Осетия - Алания, в Вологодской области, в Чукотском автономном округе и в Республике Алтай. В тринадцати российских регионах долговая нагрузка сократилась на 10-20%.

В 20 субъектах РФ уровень долговой нагрузки вырос, из них в шести - более чем на 10%. Республика Хакасия в очередной раз показала самый существенный прирост, нарастив долговое бремя на 28,7 процентных пункта. Кроме нее, в Ненецком автономном округе долговая нагрузка выросла на 25,2 п.п и в Астраханской области - на 24,1 п.п.

Объем государственного долга вырос в 49 регионах РФ

По оценкам экспертов Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», в 2016 году абсолютный объем государственного долга вырос в 49 регионах, во Владимирской области не изменился, и в 33 регионах снизился. В Севастополе и Сахалинской области государственный долг по-прежнему отсутствует.

Лидером по положительной динамике стала Москва, госдолг которой, в том числе за счет полного погашения коммерческих кредитов, сократился на 56%. Кроме того, более чем на 30% сократились объемы государственного долга в Ленинградской области и в Камчатском крае. Республика Крым, где еще недавно почти отсутствовала государственная задолженность, за 2016 год увеличила объем госдолга в 13 раз. В Ненецком автономном округе объем государственного долга вырос в 3 раза, а в Тюменской области - на 83%. Но отношение госдолга к объему налоговых и неналоговых доходов в указанных регионах далеко от рискованных уровней.

Краснодарский край по-прежнему лидер по абсолютному значению государственного долга и за прошедший 2016 год его объем увеличился на 3,3%, достигнув 150 миллиардов рублей. Но за счет роста налоговых и неналоговых доходов на 15,4%, уровень долговой нагрузки региона снизился на 10,3 процентных пункта, и по итогам 2016 года составил 88,2%. Еще в трех регионах - Республике Татарстан, Красноярском крае и Московской области - объем государственного долга превышает 90 миллиардов рублей, но ситуация с долговой нагрузкой на бюджеты регионов остается на приемлемом уровне.

В 2017 году темпы роста госдолга будут невысокими

В последнее время в Минфине РФ все чаще звучат призывы к регионам активнее пользоваться облигационными займами, обслуживание которых обойдется регионам дешевле, чем кредиты коммерческих банков, а также говорится о том, что бюджетные кредиты являются скорее временной, антикризисной мерой, которая не может существовать на постоянной основе. В качестве подтверждения этому, в Федеральном бюджете на 2017 году под бюджетное кредитование зарезервировано всего 200 миллиардов рублей против 338 миллиардов рублей, выданных в 2016 году, и, можно ожидать, их дальнейшего сокращения. К тому же бюджетные кредиты выдавались на срок 3 года, и в текущем году наступает срок возврата тех кредитов, которые были получены регионами в 2014 году в объеме 230 миллиардов рублей. Даже с учетом того, что объем дотаций, предназначенных в 2017 году на выравнивание региональных бюджетов, увеличен на 100 миллиардов рублей, денег Минфина всем не хватит. За счет бюджетного резерва в лучшем случае рефинансируют текущую задолженность перед Минфином РФ. Вероятно, в связи со стабилизацией финансовых рынков, можно ожидать всплеска активности регионов на долговом рынке и увеличения доли государственных ценных бумаг в региональной долговой структуре. Говоря об абсолютном объеме долга, можно предположить, что в условиях ожидаемого слабого экономического роста консервативная политика региональных властей в отношении заимствований сохранится, и ситуация в целом с региональными долгами продолжит улучшаться.

Эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», по итогам 2017 года ожидают роста объема государственного долга на 5-7%, а налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов в пределах 10%. В таком случае, долговая нагрузка составит 32-33%, и по сравнению с результатом 2016 года существенно не изменится.

РИА Рейтинг - это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня» , специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.

МИА «Россия сегодня» - международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. РИА Рейтинг в составе МИА «Россия сегодня» входит в линейку информационных ресурсов агентства, включающих также: РИА Новости , Р-Спорт , РИА Недвижимость , Прайм , ИноСМИ . МИА «Россия сегодня» лидирует по цитируемости среди российских СМИ и наращивает цитируемость своих брендов за рубежом. Агентство также занимает лидирующее положение по цитируемости в российских социальных сетях и блогосфере.

Случайные статьи

Вверх