Денисенко михаил борисович. Денисенко, Михаил Борисович - Демография: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Я.И. Кузьминов: Мы сегодня проводим заседание экспертной группы № 7 и обсуждаем очень важный вопрос, который часто упоминается в качестве одной из мер в новом перечне мер миграционной политики, это балльная система отбора мигрантов на получение вида на жительство, в конечном счете, на натурализацию. Не секрет, что эта мера, активно дискутируется, активно используется как сторонниками, так и противниками, как за, так и против. При этом, как ни удивительно, мы ни разу не обсуждали ее с точки зрения того, что она вообще из себя представляет и как она будет работать. Дьявол, как всегда, в деталях, поэтому мы решили посвятить целое публичное заседание, потому что, мне кажется, что граждане нашей страны должны знать все аргументы рассмотрения этого вопроса. У нас сегодня несколько докладчиков. Михаил Борисович Денисенко, заведующий кафедрой демографии нашего университета расскажет о том, каким образом балльная система работает в зарубежных странах. У нас докладчик Александр Анатольевич Аксенов от ФМС - начальник Управления организации визовой регистрационной работы. Александр Анатольевич доложит конкретные предложения Федеральной миграционной службы. И Екатерина Юрьевна Егорова, зам. руководителя Службы, она тогда сделает третий доклад или сообщение, не знаю, как это назвать. Значит, пожалуйста, Михаил Борисович.

М.Б. Денисенко: Мой доклад, как видно из названия, посвящен непосредственно представлению опыта использования балльной системы в ряде зарубежных стран. Конечно, эти страны вы прекрасно знаете - в первую очередь речь идет о Канаде и Австралии. На самом деле мы с вами увидим, какие еще страны используют эту балльную систему. Для нас, наверное, важно следующее замечание. Как ни странно, но большинство экспертов в области миграции практически из всех ведущих принимающих стран мира и из тех, в которых действует эта система, и в тех, в которых она еще не действует, считают ее действительно самой прогрессивной, самой эффективной. Самой прогрессивной и самой эффективной с точки зрения, как воздействия миграции на социально-экономическое развитие принимающих стран, так и на положение мигрантов, которые в эти страны прибывают. Хотя у этого утверждения достаточно много оппонентов. И, как правило, эти оппоненты представляют собой различные или политические круги, или отдельные школы экономической науки. Значит, поскольку мы говорим о балльной системе отбора мигрантов, важно следующее положение, что миграция часто - и в научной литературе, и, соответственно, в миграционной политике об этом говорят - представляется как некий отбор, как некая система отбора. Соответственно, когда мы говорим о миграционной политике, мы говорим уже об определенных сознательных системах отбора. Если не обращаться к миграционной политике, то так или иначе этот отбор осуществляют так называемые выталкивающие и притягивающие факторы. В мигранты попадают люди определенного склада, попадают в определенное время, направляются в определенную страну, выезжают из определенной страны. Факторы эти разнообразные. Но нас сейчас в большей степени интересует то, что вот этот потенциальный контингент мигрантов, который может направиться или в Россию, или в Соединенные Штаты, помимо вот этих объективных факторов, он определяется объемом, направлением потока, так называемыми миграционными каналами или миграционными фильтрами, которые задают эти каналы. Собственно, к этим фильтрам мы относим правила и процедуры въезда-выезда, обустройства на той или иной территории, лимиты, планы и квоты, которые в общем-то определяют количественные пределы мигрантов в той или иной стране. Ну, естественно, речь идет о тех странах, где эти лимиты и планы действуют.

Ну и, соответственно, система отбора мигрантов. По высказыванию одного исследователя - эксперта в области миграции, директора Миграционного института Соединенных Штатов (Demetrios Papademetriou ), - систему отбора он как раз назвал душой современной миграционной политики. И неслучайно, например, когда Николя Саркози пришел к власти, одним из первых его действий в области организации миграционного движения, внешней миграции во Франции в общем-то были предложения по реформе миграционного законодательства во Франции. Он сразу обратил внимание на то, что Франция в первую очередь нуждается как раз в реформировании системы отбора, которая позволяет изменить состав мигрантов, а состав мигрантов, как раз определяет успех или определяет тот позитивный эффект, который миграция оказывает на развитие. Ну и как раз, если говорить об этих правилах, процедурах и так далее, то мы можем выделить несколько категорий мигрантов, которые в принципе институционально задаются соответствующими миграционными каналами. Экономические мигранты, родственники или воссоединение семьи, репатрианты, студенты, беженцы или лица, ищущие убежища - для каждой этой категории существует определенная система отбора. И нас сегодня будут интересовать именно экономические мигранты. Мы с вами должны сразу запомнить, обратить сразу внимание на то, что миграция - это действительно процесс массовый, масштабный, и экономическая функция миграции, несомненно, важная. Но она этим только не ограничивается. И, скажем, те же самые перемещения родственников, для многих стран они более значимы. Я назову просто такую страну, как Соединенные Штаты. По семейной квоте, если обратиться как раз к делению на преференциальные группы, по семейной квоте в Соединенные Штаты въезжает почти 80% мигрантов, 75-80%. Остальные – это семейные, это как раз экономические преференции, и где-то 5% остается на остальные категории мигрантов, включая известную лотерею миграционную и так далее.

Нас с вами интересует сегодня категория экономических мигрантов, в первую очередь по одной простой причине, как раз экономические последствия миграции, развитие рынка труда и так далее у нас непосредственно связано, привязано к этой категории мигрантов. Хотя, конечно, когда мы изучаем миграцию в целом, те же самые лица, переехавшие по семейному предпочтению, они тоже попадают в категорию в конечном итоге занятых, работников и, естественно, в конечном итоге мы изучаем и глобальный эффект от миграции. Но экономическая миграция для нас сейчас самая важная и самая важная по одной простой причине - потому что балльная система, о которой мы с вами непосредственно будем говорить сегодня, как раз в первую очередь ориентирована на отбор именно экономических мигрантов. Я, единственное, здесь хочу отметить, что к экономической категории мигрантов, как правило, относят не только тех, кто переезжает с целью получения работы или более высокого заработка, по экономическим причинам, с целью реализации экономических целей, именно связанных с рынком труда, но также самозанятых, бизнес-мигрантов или инвесторов - то есть это категория на самом деле более широкая. Если говорить о системах отбора экономических мигрантов, мы здесь с вами тоже должны сразу вспомнить, что помимо балльной системы существуют и другие системы отбора мигрантов. И для нас, наверное, сейчас важно представить две основные системы, которые действуют, когда речь идет именно о селекции, об отборе. Это, собственно, система, ориентированная на накопление человеческого капитала, и вот к ним как раз относится балльная система.

Отличительная особенность этой системы заключается в том, что инициатор ее возникновения и непосредственно администратор, который управляет этой системой - это собственно государство или государственный институт. Как правило, это миграционные службы. И, соответственно, те системы, которые, как правило, в большинстве своем действовали и по-прежнему действуют во всех странах мира, это системы, ориентированные на текущие потребности экономики, на спрос, и инициатор функционирования этих систем - непосредственно работодатель. Работодатель, который приглашает на работу иностранных граждан. Помимо того, если говорить о системах отбора, приглашения на работу, мы знаем, сейчас получают все более широкое распространение такие системы отбора как списки востребованных и избыточных профессий. Отдельно следует выделить внутрифирменные перемещения, потому что по несколько иным правилам перемещаются мигранты из одной страны в другую, когда это перемещение осуществляется в связи с переводом на другую должность в рамках родной компании и так далее. Оргнабор, профессиональные программы - есть другие, в общем-то, программы привлечения экономических мигрантов. Но для нас сейчас видна специфика этой балльной системы. Да, неслучайно, например, оргнабор или списки дефицитных профессий связаны с межправительственными соглашениями, которые тоже являются, в общем-то, одной из форм этих программ, ориентированных на накопление человеческого капитала и инициаторами их тоже являются государственные институты. Балльная система в этом плане стоит совершенно особняком.

Если давать определение балльной системы, вы на самом деле прекрасно представляете эту процедуру, она удивительно простая и, в общем-то, любой из вас представляет, что стоит за словами «балльная система». Ну, я просто дам краткое определение, чтобы не было каких-то разночтений. Собственно, это форма отбора мигрантов, согласно которой он допускается в страну на постоянное проживание, для временного проживания или занятости в зависимости от набранных им баллов, измеряющих степень соответствия некоторых его личных характеристик определенным критериям. Соответственно, разрешение на работу получают те из потенциальных мигрантов, которые набрали достаточную сумму баллов. Значит, перечни этих характеристик, их критерии оценки, как я уже говорил, устанавливают государственные институты. И, как правило, эти критерии определяются возрастом, образованием, профессией, опытом работы, знанием языка. Помимо этого, в разных странах могут использоваться и другие критерии. Цели и задачи балльной системы на самом деле очень прозрачны. Главная задача - это отобрать среди потенциальных мигрантов тех, кто обладает наилучшими характеристиками с точки зрения развития страны и, соответственно, обладает хорошими возможностями при интеграции в принимающее их общество. Что касается целей балльной системы, то для нас постановка этих целей на самом деле очень важна. В том плане, что поскольку государство определяет эти цели, они в полной мере, как правило, интегрируются с целями развития той или иной страны.

Я.И. Кузьминов: Извините, пожалуйста, Михаил Борисович, а это все цели и задачи, у вас других нет?

М.Б. Денисенко: Основные.

Я.И. Кузьминов: Вот я хотел бы включить сюда дополнительные цели и задачи. Дело в том, что создание такой простой, прозрачной, понятной дорожной карты для мигранта о том, как ему надо себя вести для того, чтобы получить право на натурализацию в стране, в огромной степени изменит отношение мигрантов к выполнению законов Российской Федерации, в частности, по регистрации, их поведению в общественных местах. Это, в конечном счете, будет иметь позитивный эффект для самых разных сфер: от сбора взносов в системы социального, медицинского страхования и охраны труда до защиты российских трудящихся, потому что мигранты, соответственно, легализуясь в рамках этой системы, начнут предъявлять большие требования к своим нанимателям, которые сделают относительно более выгодный найм российских граждан в тех или иных случаях. То есть они не будут согласны работать в тех нелегальных условиях, в которых они сейчас работают, многие из них, вплоть до порядка на улице. Мне кажется, что нам обязательно нужно, когда мы говорим о целях и задачах балльной системы, как и миграционной политики, вот эту цель и этот набор задач тоже иметь в виду. Не только привлечение мигранта. Да, у нас, к сожалению, демографическая ситуация такова, что нам нужно привлекать мигрантов. И нам нужно хороших мигрантов привлекать. А к нам едут пока не очень хорошие. Но нам надо разбираться с той массой мигрантов, которая без всякой нашей политики сюда приехали. Они так, они здесь себя ведут определенным образом не всегда так, как нам нравится. Давайте, Михаил Борисович, мы дополним эту презентацию, если вы не против. Извините, что я вас прервал.

М.Б. Денисенко: Нет-нет, это важное дополнение. Совершенно верно. Действительно, здесь у каждой страны своя история и, понятное дело, что когда эта система начинала вводиться в Канаде, тогда сформировались одни задачи. Когда эта система появилась в Австралии, другие. У нас совершенно специфическая ситуация. И то, о чем вы говорите, здесь совершенно все основания есть для того, чтобы эту цель соответствующим образом сформулировать и, главное, о ней помнить постоянно. Значит, появление балльной системы: она впервые появилась в Канаде, это вы все прекрасно знаете, в 1967 году. Хотя, надо сказать, что формирование самой балльной системы, предложения по ее формированию, это начало 60-х годов. С чем это было связано? Как раз в начале 60-х годов Канада испытывала острый недостаток высококвалифицированных специалистов. Университеты Канады просто не успевали готовить в должном количестве инженеров и ученых. Значительная часть из тех, кого готовили канадские вузы, уезжали в Соединенные Штаты и, соответственно, для того чтобы привлечь мигрантов быстро и эффективно, то есть без дополнительных бюрократических процедур, собственно, эта балльная система была и предложена. И акцент в ней как раз делался на критерии отбора по образованию. Соответственно, когда мы говорим о канадской балльной системе, вот ее такая визитная карточка - ориентация на образованных людей, ориентация на накопление человеческого капитала во многом сформировалась. И это не только представление собственно о канадской миграционной системе, но и о самой балльной системе, которую по большому счету иногда называют канадской.

И второй важный момент, который как раз связан с балльной системой в Канаде. Канада явилась первой страной, в которой принципы миграционной политики были в корне изменены. То есть если до этого, скажем, в той же самой Канаде миграционный отбор осуществлялся по страновому принципу, ну то есть преференции создавались для выходцев из стран Европы, в первую очередь англосаксонских стран, то здесь поворот был сделан в направлении - личностные характеристики мигрантов становятся во главу угла. Не его происхождение, а именно личностные характеристики. И таким образом Канада оказалась самой первой страной западного мира, которая отказалась от так называемого отбора мигрантов по этническому или расовому признаку. Так политика «белой миграции», как сами канадцы говорят, прекратилась именно с введением балльной системы. На самом деле это отразило потребности современной экономики, а современная экономика нуждается действительно в первую очередь в высококвалифицированных специалистах независимо от их происхождения. И второй важный момент - это демографический спад, который в 60-х годах в западном мире тоже проявлялся в достаточно острой форме. Следующей страной была Австралия. Постепенно этот список стал расширяться, присоединилась Новая Зеландия.

Замечательным событием явилось присоединение к балльной системе, введение балльной системы в Великобритании. Почему знаменательно? Ну, во-первых, это первая европейская страна, во-вторых, Великобритания первой ввела балльную систему не для программ постоянной миграции. Если в Канаде, Австралии, Новой Зеландии эта программа была ориентирована именно на переселенцев, осуществлялся отбор тех, кто приезжает в страну на постоянное место жительство, то Великобритания ввела для тех, кто приезжает в страну на работу. Естественно, согласно законодательству, которое реформировалось Великобританией в начале XXI века, таким мигрантам, которые успешно интегрировались, получили работу, им в дальнейшем предоставлялся бессрочный вид на жительство. Чехия, Сингапур, Гонконг и Дания, в этих странах балльная система была ведена в последующие годы, здесь тоже важно отметить, что эти программы - именно отбор иммигрантов по баллам - они тоже применяются исключительно к временной трудовой миграции. Но эти временные трудовые мигранты со временем могут получить также бессрочный вид на жительство. Но все зависит от того, через какое время. Ну и, соответственно, количество мигрантов, которое отбирается по балльной системе, приведены в последнем столбике. Здесь важно отметить следующее. Когда в Соединенных Штатах ведутся дискуссии о неэффективности американской миграционной системы, то в пример приводится Канада, Австралия, Новая Зеландия. Вот эти 156 тысяч человек - это более половины мигрантов, которые приехали в Канаду именно по программе экономической миграции. То есть значительная часть мигрантов отбирается именно по личностным характеристикам. Соответственно, 61 тысяча мигрантов в Австралию - это только часть экономических мигрантов, в Австралии есть и другая программа привлечения экономических мигрантов, я на ней остановлюсь, но это примерно треть тех, кто приезжает в Австралию на постоянное местожительство.

Значит, если говорить о конструкции балльной системы, то это действительно государственная система, и эта система в полной мере должна отражать цели и задачи миграционной политики в целом и цели и задачи социально-экономической политики, которая строится в том или ином государстве. Если говорить о структуре балльной системы, то что, собственно говоря, мы можем в любой балльной системе увидеть. Во-первых, помимо того, что существует отбор по так называемым критериям, существуют так называемые предварительные требования. Предварительные требования определяют, может или не может тот или иной потенциальный мигрант участвовать в отборе. Об этих предварительных требованиях очень часто забывают, а они на самом деле в значительной степени формируют контингент будущих переселенцев или временных трудовых мигрантов в ту или иную страну. Дальше, соответственно, характеристики мигрантов и их оценки, то, что непосредственно формирует балльную систему. И еще один важный момент, это то, что вот эти оценки, характеристики мигрантов и их оценки могут варьироваться. Могут варьироваться по регионам и могут варьироваться по отдельным группам мигрантов. Это все определяется тем, какую региональную политику проводят те или иные страны, какую социальную политику они проводят. Если обратиться к предварительным требованиям. Что обязательно присутствует в предварительных требованиях? Это требования по состоянию здоровья, по отсутствию криминального прошлого и на самом деле одно важное требование, это финансовое состояние соискателей. Если как раз говорить об объеме денежных средств, здесь на слайде написано, что эти ресурсы должны обеспечивать проживание мигранта и его семьи в течение одного года на момент после подачи заявки. Многие специалисты отмечают, что это требование является важным с какой точки зрения? Мы, по сути дела, закладываем критерий, который предполагает, что переезжают в той или иной степени люди, обладающие определенным доходом. То есть это миграция не бедных. Экономический критерий миграции, связанный с доходом, закладывается как раз в предварительных требованиях. Есть на самом деле еще отдельные предварительные требования, которые присутствуют в балльных программах тех или иных стран, но я когда буду говорить о странах, я на них остановлюсь.

Когда мы строим с вами балльную систему, нам надо ответить на целый ряд вопросов: какие характеристики мы оцениваем, как мы выставляем баллы, как соотносятся баллы друг с другом, каким должен быть проходной балл. На первый взгляд, это очень простые вопросы, но на самом деле каждый ответ должен быть связан, как я уже говорил, с политикой не только миграционной, но и с политикой социально-экономической. Значит, вот оценки характеристик в разных странах - это Канада, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, Дания в 2011 году. Значит, как вы видите, присутствует то, о чем мы с вами уже говорили - возраст, образование, опыт работы, знание языка, предложения по работе, опыт работы в стране, куда мигранты направляются, характеристики супругов, родственников, профессии и заработная плата. Вот там, где стоит восклицательный знак - я просто обращаю внимание, вот именно на этот в первую очередь символ - Канада и Австралия. Это соответствие профессии, востребованности рынка труда в Австралии и в Канаде, эти две позиции вынесены именно в предварительные условия. Если, скажем, вы переезжаете, хотите переехать в Австралию, то вы должны, соответственно, посмотреть, соответствует ли ваша специальность так называемому списку профессий. И если этой специальности нет, то вы просто не допускаетесь к участию в балльном тестировании. Надо сказать, что балльная система эволюционирует, и в Австралии это требование перешло в так называемый список предварительных условий или требований совсем недавно, буквально в 2010 году. До этого соответствие профессии, востребованность профессии как раз оценивалось непосредственно балльным тестированием. И здесь надо заметить, что в тех странах, которые отбирают мигрантов на постоянное место жительство, использованных, оцениваемых критериев гораздо больше, чем, соответственно, в тех странах - Великобритания и Дания, - которые используют балльную систему для привлечения мигрантов ко временной трудовой деятельности.

Значит, если мы переведем баллы в проценты и попробуем посмотреть, какой вклад в итоговый балл вносит тот или иной критерий, то что мы с вами увидим? Вот внизу красным цветом выделяется тот минимум баллов, который надо сейчас набрать соискателям в разных странах. Он, как правило, не превышает 100%. Но что интересно: распределение для каждой страны баллов нам сразу задает ориентиры или приоритеты той или иной миграционной политики. Например, когда мы говорим о Канаде, мы видим, что сейчас большее количество баллов мигранты должны набрать по образованию, по знанию языка и по опыту работы. Акцент делается на накопление человеческого капитала и на успешную интеграцию мигрантов в канадское общество. Австралия - это возраст, образование и знание языка, и опыт работы в Австралии. Привлекаются молодые, образованные мигранты, обладающие достаточно высоким уровнем квалификации. Новая Зеландия - опыт работы, образование. В Великобритании акцент делается на уровень образования и уровень квалификации. Причем обратите внимание, что Великобритания – это единственная страна, в которой отбор осуществляется в том числе по величине заработной платы, которую соискатель получал в стране исхода. И соответственно, в Дании акцент делается в первую очередь на образование. Если говорить о балльной системе, то мне здесь хотелось лишний раз подчеркнуть, что в таких крупных странах, как Канада и Австралия, действуют региональные программы. То есть балльная система, которая разрабатывается на федеральном уровне, модифицируется и, соответственно, каждая провинция или каждый штат получают возможность разрабатывать специальные, вводить дополнительные бонусы для того чтобы привлечь мигрантов на свои территории, в том числе мигрантов, обладающих определенными профессиями.

Преимущества балльной системы. Как я уже говорил, дискуссий ведется много, но я здесь собрал позитивные оценки балльной системы, которые, как правило, представлены в научной литературе. В первую очередь это прозрачность и ясность. Для того чтобы понять, насколько это просто и ясно, достаточно войти на сайт любой миграционной службы той страны, где существует балльная система, и пройти тестирование. Если вы пройдете это тестирование, когда вы заполните все необходимые ячейки, вам сразу будет дан ответ, можете ли вы эмигрировать в Канаду или Австралию или не можете. То есть здесь никто на эту процедуру никак больше повлиять не может. Второй момент - ясность цели миграционной политики, когда непосредственно эта балльная система формируется. Мы с вами говорили, на что нам ориентироваться, на накопление человеческого капитала, допустим, или, как в Австралии – на привлечение мигрантов определенной специальности. Мы эти цели в принципе можем как раз этими параметрами в балльной системе непосредственно задать. Балльная система достаточно гибкая, это показывает, как раз, опыт последних лет. Фактически сейчас изменения в балльную систему в Канаде и Австралии вносятся в общем практически ежегодно. Эти изменения ведь, действительно, во многом связаны с тем, что достаточно значительные изменения происходят в мире, в первую очередь в третьих странах, там развивается система образования. Скажем, в 90-х годах выход на тот же самый канадский рынок труда или австралийский выходцев из Индии или Китая был минимальным. Сейчас он увеличивается. Конкурс, так скажем, среди потенциальных мигрантов на въезд увеличивается, приходится постоянно адаптироваться по этой причине. Соответственно, приходится адаптироваться и в связи с тем, что возрастают требования рынков труда. К этому особо чувствительно подходит Австралия, которая разрабатывает достаточно подробный перечень тех профессий, которые востребованы в этой стране и, соответственно, мигранты должны, как правило, найти свою профессию в этом перечне. В противном случае, они, как я уже говорил, не могут участвовать в отборе.

Балльная система, соответственно, как правило, ассоциируется с реализацией стратегических целей развития страны. Она ориентирована на долгий период времени. Балльная система позволяет достаточно оперативно реагировать на те прогнозы, которые произойдут в будущем в экономике и, например, вводить специальные преференции по тем профессиям, которые сейчас только появляются и в которых еще работодатель, скажем, может быть, в полной мере не заинтересован в связи с тем, что и отрасли формируются. С балльными системами связывают эффективную интеграцию мигрантов, это, как правило, подтверждают эмпирические исследования. Опять примеры Австралии и Канады показывают, что фактически в течение года те, кто въехал в страну, в среднем достигают тех же параметров уровня жизни и занятости, что и коренное население тех же самых социальных групп. То есть социальных групп, обладающих высоким уровнем образования. И, как я уже сказал, система эта позволяет адаптироваться к ожидаемым изменениям на рынке труда.

Что касается недостатков балльной системы. Главная критика балльной системы связана с тем, что она не учитывает текущей потребности рынка труда. И на самом деле, с одной стороны, это, конечно, хорошо, с другой стороны, это плохо. Но можно привести красноречивый достаточно пример: в период последнего кризиса канадское правительство категорически отказалось менять параметры приема мигрантов по как раз экономической программе. Другой важный момент: мигранты, которые приезжают, например, часть мигрантов, которые приезжают в Канаду, не может сразу найти работу. Нужны программы переквалификации и так далее, но самый, наверное, главный феномен, собственно, за что эту программу критикуют и в Канаде и, скажем, ее критикуют и американские эксперты - часть мигрантов не находит работу по специальности в Канаде. Потому что вот это ужесточение требований по связке образования, которое получил выходец из той или иной страны, профессии, которая у него была, с той профессией, по которой он будет работать в Канаде, ужесточение этой связки, по сути дела, в Канаде происходит только в последний год. А до этого, вы, наверное, тоже прекрасно знаете, особенно на примере наших мигрантов, когда инженеры, врачи и так далее, приезжая в Канаду, не могли найти работу по специальности по разным совершенно причинам и вынуждены были работать совершенно в других сферах деятельности. Критерии быстро устаревают и требуют частого пересмотра и как раз, по мнению многих критиков, даже этот частый пересмотр не успевает за теми изменениями, которые, во-первых, происходят в обществе, а во-вторых, частый пересмотр, он на самом деле лишает балльную систему одного важного позитивного момента: она перестает быть стабильной. Как правило, балльная система привлекает многих и специалистов, и чиновников, и мигрантов именно тем, что ее параметры на протяжении длительного времени не меняются. То есть и мигранты, и работодатели, и чиновники как бы адаптируются к этой системе, она становится понятной. Еще один недостаток - спорность оценок для выходцев из разных стран мира. Мы оцениваем уровень образования, допустим, берем Канаду. Есть лица, которые заканчивали университеты в Англии, есть которые в Китае, есть которые в Африке. И все, например, приезжают со степенью доктора. Как можно приравнивать, по мнению многих исследователей-практиков, вот эти докторские степени, давать за докторские степени один и тот же балл? Негативный эффект для третьих стран, как раз эта стабильность балльной системы, она приводит к тому, что те страны, которые являются, что называется, экспортерами рабочей силы, полностью начинают ориентироваться на те параметры балльной системы, которые установлены, например, в Канаде или Австралии. В этом плане примером являются хорошим или Филиппины, или Таиланд, которые самым тесным образом привязаны к миграции, привязаны к Австралии. Действительно, система образования в значительной степени начинает работать, готовить людей по тем специальностям, давать им ту языковую подготовку, которой в полной мере отвечает именно требованиям австралийской балльной системы.

Развитие населения и демографическая политика. Памяти А. Я. Кваши [Электронный ресурс] : сборник статей / под ред. М.Б. Денисенко, В.В. Елизарова; Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. - М.: Проспект, 2014. - 56 с. - («Демографические исследования». Вып. 25). - ISBN 978-5-392-18115-5. - Режим доступа: http://сайт/catalog/product/534113 читать

978-5-392-18115-5

Предлагаемый вниманию читателей сборник научных статей серии «Демографические исследования» — «Развитие населения и демографическая политика» посвящен видному российскому демографу, известному ученому, д. э. н., заслуженному профессору МГУ имени М. В. Ломоносова А. Я. Кваше. Авторами сборника являются коллеги и ученики А. Я. Кваши. работающие ныне в научных и учебных заведениях, в госструктурах и общественных органи- зациях в Москве, в ряде регионов России, в ближнем и дальнем зарубежье. Первая часть сбор- ника включает биографию А. Я. Кваши. перечень его основных научных работ и кандидатских диссертаций, выполненных под его руководством. Во второй части сборника представлены воспоминания учеников и коллег об А. Я. Кваше. В третьей части сборника содержатся статьи по тематике тех научных направлений, история возникновения и развития которых в нашей стране тесно связана с именем А. Я. Кваши: демографическому анализу и прогнозированию, демографической политике, экономической, социальной и военной демографии. Для научных сотрудников, аспирантов, студентов и всех интересующихся проблемами народонаселения.

Книга входит в коллекции:

  • Коллекция МГУ. Экономический факультет
Случайные статьи

Вверх