Что значит быть страной с открытой экономикой. Географическая картина мира Пособие для вузов Кн

Наверняка каждый согласится с тем, что ни одна страна в современном мире не является полностью изолированной от внешнеэкономических отношений. В конечном итоге государства потребляют все же больше, чем производят в одиночку. Такое положение дел ведет к стимулированию и последующему развитию международной торговли, причем в этом случае выигрывают одинаково все - и страна-экспортер, и государство-импортер. Более того, в последнее время наметилась тенденция перемещения капиталов между державами (инвестиции, трансферты, кредиты и т.д.). Именно поэтому макроэкономическая модель, безусловно, включает в себя операции как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Одним словом, она является примером открытой экономики.

Открытая экономика. Понятие

Открытая экономика считается среди специалистов широко интегрированной во всеобщую хозяйственную систему сферой. Отметим ее некоторые характерные черты. Прежде всего, это и, безусловно, участие в интернациональном разделении труда, и отсутствие препятствий на экспорт/импорт товаров, а также на движение капиталов между странами. Специалисты условно подразделяют данную на два типа: малая открытая экономика и большая открытая экономика. Первый тип на представлен лишь в малых долях. В этом случае на мировые цены и ставку процента практически не оказывается влияния. С другой стороны большая открытая экономика (к примеру, Германия, Соединенные Штаты Америки), а точнее принадлежащие к ней страны, обладают весомой частью мировых сбережений и непосредственно самих инвестиций, следовательно, оказывают непосредственное влияние на все мировые цены.

Основные показатели открытой экономики

  • Часть ввозимых грузов в потреблении.
  • Часть экспортируемых товаров в объеме производства.
  • Доля зарубежных инвестиций в сравнении с внутренними капиталовложениями.

Формирование открытой экономики

Основной тенденцией послевоенных десятилетий специалисты называют именно переход от замкнутых хозяйств к непосредственно самой экономике открытого типа, то есть направленной на внешний рынок. Именно первыми объявили тезис о становлении совершенно нового хозяйства, свободы торговли. Цель была исключительно одна - навязать другим государствам свои правила и стандарты общения на международном рынке. Действительно, после Второй мировой войны Америка вышла победительницей, а на практике доказала свою состоятельность и процветание, предлагая постепенно шаги совершенно иного нового экономического порядка. Такой призыв приняли многие государства. Приблизительно начиная с 60-х годов, такого рода процессы начинают продвигаться в ряде Уже в 80-е годы к их числу примкнул и Китай, а сам термин «открытость» вошел во многие словари. Постепенный переход держав к плану по открытой экономике был в значительной мере простимулирован и решениями которые по всему миру в целях освоения все новых рынков стремительно открывали и филиалы, тем самым, интермиттируя международный экономический обмен.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра: Экономической теории

Контрольная работа

по дисциплине «Мировая экономика»

Вариант - 12

Студентки

финансово-экономического факультета

заочного отделения

группы У06-ЭПз-1

Галай Натальи Михайловны

Преподаватель:

Зенькова И.В.

Новополоцк, 2008 г.

3. Лицензионные соглашения и франчайзинг

Список использованных источников

Приложения

1. Преимущества открытости экономики и международные требования к странам для их интеграции в мировую экономику

Открытая экономика - экономика страны, открывающей свои границы для проникновения товаров и капиталов из других стран и свободно экспортирующей свои товары и услуги в другие страны.

Открытая экономика предполагает целостность экономики, единый экономический комплекс, интегрированный в мировое хозяйство, мировой рынок. Открытая экономика - это ликвидация государственной монополии внешней торговли (по большинству позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

Одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и макроэкономическом уровнях). Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации, рабочей силы.

Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

Преимуществами открытой экономики являются;

· Увеличение возможности привлечения прямых иностранных инвестиций;

· Расширение ассортимента и номенклатуры товаров и услуг;

· углубление специализации и кооперации производства;

· рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

· распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

Интеграция (от лат. integer - целый) - объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. Различают вертикальную интеграцию и горизонтальную интеграцию компаний.

Международные требования к странам для их интеграции в мировую экономику:

1. Установление стабильного политического режима;

2. Развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям;

3. Всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата, соответственно требованиям открытой экономики с российской спецификой;

4. Проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортноориентированность производства с импортозамещением;

5. Стимулирование экономического развития по пути научно-технического прогресса.

Сегодня Беларусь продает за рубеж свыше 55% ВВП, 80% промышленного производства. Торгово-экономические отношения установлены более чем со 180 странами мира. Внешнеторговый оборот с 2000 по 2007 г. вырос втрое и составил 53 млрд. Br. При отсутствии сырьевых ресурсов, и в первую очередь энергоносителей, это, бесспорно, хороший показатель, подтверждающий открытость экономики РБ. В плюсах внешней торговли - снижение за последние 5 лет доли РФ с 58% до 49% и рост товарооборота со странами ЕС (с 18,9% до 31,9%).

Также, одним из главных критериев степени открытости стран мировому рынку является экспортная квота (Эк) – отношение объема экспортируемых товаров и услуг (Э) к ВВП/ВНП страны. В Беларуси в январе-октябре 2008 года Эк≈50-60% (ВВП в январе-октябре 2008 г. составил в текущих ценах 104987,1 млрд. рублей). Это свидетельствует о том, что экономика РБ относительно открыта.

Помимо этого, за 9 месяцев 2008 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 5,2 млрд. долларов США инвестиций, или на 37,4% больше, чем за 9 месяцев 2007 г.

Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в такие отрасли экономики, как промышленность (43,9% от всех поступивших инвестиций), общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (32,7%), торговля и общественное питание (7%). Данные о поступлении иностранных инвестиций по основным отраслям экономики приведены в Приложении 1.

Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (32,5% от всех поступивших инвестиций), Швейцарии (20,4%), Австрии (14,1%), Соединенного Королевства (12,4%), Кипра (7,8%).

За 9 месяцев 2008 г. наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в субъекты хозяйствования г.Минска (39,7% от всех поступивших инвестиций), Минской (22,5%), Гомельской (16,6%) и Витебской (15,3%) областей.

Структура иностранных инвестиций по областям Республики Беларусь за январь-сентябрь 2008 г. приведена в диаграмме:

На долю прямых иностранных инвестиций приходилось 35,8% от всех полученных иностранных инвестиций. По сравнению с январем-сентябрем 2007 г. поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось в 2,1 раза. Вместе с тем основными формами привлечения прямых инвестиций были кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов (69,4% от общего объема прямых инвестиций).

Организациями республики за 9 месяцев 2008 г. получено прочих иностранных инвестиций на сумму 3,4 млрд. долларов США, или на 15,6% больше, чем за 9 месяцев 2007 г. На их долю приходилось 64,1% от всех полученных иностранных инвестиций. Основной формой привлечения прочих иностранных инвестиций являются кредиты и займы.

Одной из форм внешнего финансирования являются портфельные инвестиции. Однако за январь-сентябрь 2008 г. в реальный сектор экономики поступило 1,7 млн. долларов США портфельных инвестиций, или на 16,3% меньше, чем за январь-сентябрь 2007 г. На их долю приходилось лишь 0,03% от общего объема поступивших иностранных инвестиций в республику.

2. Государственное регулирование внешней торговли

Развитие международной торговли тесно связано с выработкой мер ее регулирования на уровне национальных государств и международных организаций. Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы: непосредственно влияющие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и др.); ограничивающие количество поступающего товара (лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и др.).

Внешняя торговля - торговля с другими странами, экспорт товаров из страны и импорт товаров в страну.

На национальном уровне регулирование государством международной торговли осуществляется посредством регулирования экспорта и импорта, однако не всякий ввоз товара в страну означает импорт, а не всякий вывоз – экспорт. Так, товар может ввозиться, или вывозиться из страны для переработки, или перевозиться через территорию страны транзитом. Чтобы обеспечить дифференцированный подход к таким ситуациям, мировой практикой выработаны различные таможенные режимы, оговоренные в таможенных кодексах стран. Это режим экспорта, выпуска для свободного обращения, транзита, реэкспорта и реимпорта, свободной таможенной зоны и др. Регулирование импорта сводится в основном к его ограничению с помощью тарифных и нетарифных средств. Основным тарифным средством являются таможенные пошлины.

Регулирование импорта сводится в основном к его ограничению, которое проводится главным образом двумя путями:

а) через таможенный тариф;

б) нетарифные ограничения.

Оба пути широко практикуются во всем мире.

а) таможенный тариф - перечень товаров, подлежащих обложению пошлиной, т.е. налогом. Он включает тысячи торговых наименований, постоянно видоизменяется и отличается друг от друга числом облагаемых товаров и детализацией своих позиций. Пошлина вводится с целью получить доход, либо для защиты своих производителей. Пошлины ставят иностранного производителя в заведомо невыгодное положение при торговле на внутреннем рынке данной страны.

Таможенная пошлина поднимает отечественную цену импортного товара выше мировой, а отечественные производители расширяют выпуск. Поэтому тариф является средством защиты рынка, позволяя отечественным фирмам производить с предельными издержками, превышающими мировые.

Тариф представляет собой налог на импортные товары. Фискальный тариф накладывается на иностранные товары, которые не производятся в данной стране. Он идет на пополнение средств бюджета. Протекционистские тарифы защищают местных производителей. Различают запретительный и незапретительный тарифы . Величина первого высока, что перекрывает импорт. Этот тариф направлен на запрещение торговли. Второй тариф является более умеренным, поэтому он лишь тормозит торговлю, так как повышение цены на ввозимые товары уменьшает импорт и способствует росту национального производства.

Классификация стран по степени открытости мировому рынкуСтепень открытости мировому рынку обычно измеряется долей экспорта в ВНП. Мировой банк выделяет 5 групп стран, располагая соответствующей информацией лишь по 163 государствам. Условно выделяются:


  1. страны с относительно закрытой экономикой с долей экспорта в ВВП менее 10%. В эту группу входят 10 стран. Латинская Америка: Бразилия, Аргентина, Перу, Суринам. Африка – Судан, Уганда, Руанда. Азия – Бирма, Япония, Гаити;

  2. страны с относительно открытой экономикой с долей экспорта в ВВП более 35% (около 70 стран). К ним относятся Панама, Коста-Рика, Гондурас – Центральная Америка. Гайана – Южная Америка. Африка – Мавритания, Тунис, Сенегал, Габон, Конго, Ангола, Намибия, Ботсвана, Кения. Азия – Саудовская Аравия, Иордания, Израиль, ОАЭ, Бутан, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Папуа-Новая Гвинея, Монголия. Европа – Норвегия, Бельгия Нидерланды, Швейцария, Австрия, Чехия, Словения, Болгария. Страны бывшего СССР – Прибалтийские республики, Беларусь, Закавказские республики.

  3. 10-19% (27стран); США, Мексика, Колумбия, Боливия, Австралия Индия, Пакистан, Испания, Нигер, Чад, Эфиопия, Сомали,

  4. 20-24% (24 страны ). В том числе Украина, Франция, Италия, Греция, Германия, Турция, Сирия, Вьетнам, Лаос, Никарагуа, Африканские страны- ЮАР, Мозамбик, Нигерия, Мали, Алжир, Египет, Мадагаскар;

  5. 25-34% (32 страны). В том числе Россия, Среднеазиатские республики бывшего СССР, Молдавия, Румыния, Венгрия, Великобритания, Португалия, Китай, Иран, Канада, Скандинавские страны (Швеция, Финляндия), Венесуэла, Чили, Парагвай, Эквадор, Африка - Заир, Танзания и др.
Классификация Международного валютного фонда отражает относительную роль стран-участников МВФ в международной экономике посредством определения их места в мировом хозяйственном комплексе.

Место или роль отдельных стран в международной экономике определяется на основе нескольких ключевых показателей их экономического развития, объединенных некоторой взаимозависимостью. МВФ объединяет эти несколько показателей в Квоту стран-участниц, которая пересматривается 1 раз в 5 лет. Это такие показатели: объем производства, объем ВВП, размер официальных резервов страны, а также текущих платежей и поступлений. Затем делается поправка на экспертную оценку относительного политического влияния каждой из стран на мировую экономику.

В результате расчета в 1997 году в первой десятке места стран распределились следующим образом (удельный вес в %):


  1. США -18,8%, Италия - 3,1%

  2. Германия и Япония - по 5,6%, Канада и Россия - 2,9%,

  3. Франция и Великобритания - по 5%, Китай - 2,3%

  4. Саудовская Аравия - 3,5%, Остальные страны - 45,4%
Статистические вычисления для определения относительного места каждой из стран основываются только на экономических данных о размерах их ВНП, официальных резервов, текущих платежах и поступлениях и не учитывают размеры территории, демографические и социальные показатели. Расчетные удельные веса являются статистической основой последующего политического согласования относительных долей каждой из стран. Что позволяет учесть их экономическую и также политическую роль в международной экономике.

Критерии распределения стран по соответствующим им группам довольно многогранны.

Немаловажным критерием определения подсистем мирового хозяйства выступает тип экономического развития , выражающего не только количественные изменения в производстве товаров и услуг, но и определенные качественные сдвиги. При экстенсивном типе развития экономический рост достигается за счет количественного увеличения факторов производства при неизменной технической основе, что приводит к практически неизменной эффективности производства. Интенсивный тип экономического роста базируется на увеличении масштабов выпуска продукции путем качественного совершенствования факторов производства. Это предполагает совершенствование средств и предметов труда, повышение квалификации рабочей силы, улучшение организационных параметров производства, благодаря чему прирост производства обеспечивается преимущественно за счет увеличения общественной производительности труда.

В реальной действительности нет «чистых» типов экономического развития тем не менее применительно к отдельным подсистемам можно говорить о преимущественно экстенсивной или преимущественно интенсивной формах производства, сменяющих друг друга в течение послевоенных лет. Так, развитие экономики индустриальных стран мирового хозяйства до середины 60-х годов по многим признакам относится преимущественно к экстенсивному, а в последние тридцать лет – преимущественно к интенсивному типу развития.

Среди европейских стран Бельгия занимает сегодня первое место по доле прямых иностранных инвестиций в ВВП. Почему же это небольшое государство стало, по мнению экспертов, идеальным местом для капиталовложения и бизнеса? Этот вопрос "Российская газета" задала Послу Бельгии в РФ господину Бертрану де Кромбрюгге.

Господин посол, Бельгию часто называют перекрестком Европы. Что это, по вашему мнению, - красивая метафора, указывающая на географическое положение страны, или отражение той особой роли, которую Бельгия играет сегодня в экономике и политике единой Европы?

Бельгия действительно пользуется своим исключительно выгодным географическим положением: благодаря соседству с Северным морем, одним из самых судоходных в мире, и благодаря отсутствию резко выраженного рельефа. Бельгия находится в центре "срединно-европейского экономического и урбанистического хребта", соединяющего Лондон с Миланом через Эльзас, Рур и Швейцарию. Эта урбанистическая зона, или, если можно так выразиться, этот гигантский "мегаполис", составляет основную ось сообщения и обмена в Европе. Несмотря на малую протяженность своей береговой линии (всего 67 километров), Бельгия является настоящим перевалочным пунктом в западноевропейской транспортной системе и принимает весьма активное участие в экономической деятельности всей Европы.

Бельгия играет важную роль торгового перекрестка, для чего она создала одну из самых плотных транспортных сетей в мире. В ее распоряжении находятся 5 морских портов (Антверпен, Гент, Зеебрюгге, Льеж, Брюссель), из которых Антверпен причисляется к самым крупным портам мира (он занимает 4-е место в области контейнерных перевозок в мире и 2-е место в Европе). Страна стоит на пересечении важнейших авто- и железнодорожных магистралей, ведущих с севера на юг, с востока на запад и с северо-запада на юго-восток Европейского союза. Это делает ее положение уникальным. Европейский рынок на 60% сконцентрирован в радиусе 600 км, включая такие города, как Париж, Лондон и Амстердам. Моя страна - Бельгия - и в самом деле является воротами европейского рынка.

Статус "перекрестка Европы" накладывает особые требования на транспортную инфраструктуру страны. Известно, что Бельгия была первой страной европейского континента, построившей в 1835 г. железную дорогу. Эти традиции "пионеров" живы сегодня?

Новаторская традиция продолжается сегодня строительством сети железных дорог для сверхскоростных поездов в Западной и Восточной Европе. Находясь в Брюсселе, в сердце этой сети, можно добраться до Парижа за 1 ч 25 м и до Лондона за 1 ч 50 м. До Амстердама, Франкфурта и Кельна тоже рукой подать.

Бельгия продолжает свои усилия для развития все более быстрого и комфортабельного передвижения. Недавно был реконструирован и расширен Брюссельский аэропорт. Это пятый по величине европейский грузовой аэропорт. В 2007 году он обслужил почти 18 миллионов пассажиров. В аэропорту города Шарлеруа недавно открыли здание нового аэровокзала, и перед ним открываются радужные перспективы в области пассажирского и грузового транспорта.

С политической точки зрения Бельгия обязана своему центральному положению присутствием на своей территории штаб-квартир Совета Европы, Европейской комиссии и Европейского парламента, НАТО и других международных организаций.

Среднее значение экспорта и импорта товаров, выраженное в процентах от ВВП, достигает в Бельгии почти 83%. Из 27 стран-членов Европейского союза Бельгия по этим цифрам находится далеко впереди остальных. Что позволяет Бельгии быть столь сильно вовлеченной в европейскую экономику?

В первую очередь абсолютная открытость бельгийской экономики. Будучи маленькой страной площадью 30 500 кв. км с населением около 11 миллионов жителей, не имея собственных сырьевых ресурсов, моя страна самым естественным образом влилась в потоки свободного обмена. Еще в Средние века на территории современной Бельгии производились товары, ценившиеся во всем известном тогда мире. Сначала Брюгге, а потом Антверпен привлекали торговцев со всего мира для обмена своих товаров. Именно в городе Брюгге была создана первая в мире "биржа". А в XVI в. новые финансовые приемы были разработаны в Антверпене, где выдавались ссуды великим мира сего. В конце XIX - начале XX вв. бельгийские промышленники играли значительную роль в мировой экономике, повсюду продавая современные машины, строя железные дороги и крупные объекты инфраструктуры. Так было и в России, где активное присутствие бельгийцев было заметно как в плане их количества, так и в плане разнообразия и продолжительности их деятельности. Знаете ли вы, что более 20% иностранных капиталовложений в России того времени были из Бельгии? Инвестиции касались всех секторов местной экономики: торговый и военный флот, железнодорожные и трамвайные пути, электрификация, вооружение, добыча золота и угля - вот всего лишь несколько примеров.

Исторически сложившийся открытый характер бельгийской экономики только усилился в течение последних десятилетий. Вследствие значительного удельного веса внешней торговли в ВВП и притока иностранных инвестиций нашу страну снова можно назвать идеальным примером открытой экономики.

"Идеальность" открытой экономики подразумевает и привлекательную для инвестиций налоговую политику?

Бельгийские власти поддерживают выгодный для инвестиций налоговый режим. Недавняя реформа корпоративного налогообложения является важной новой мерой. Снижение установленной ставки налога с предприятий и налоговый вычет с доходов предприятий виртуальных процентных выплат по кредитам стали сильными шагами. Последняя мера позволяет всем компаниям, подпадающим под бельгийское налогообложение организаций, вычесть из своих налогооблагаемых доходов сумму, равную процентам по кредитам, которые они бы заплатили в случае долгосрочного кредитования.

В Бельгии также действует система "рюлинга" Любая бельгийская или иностранная компания еще до вложения средств в реализацию инвестиционного проекта может получить от налоговых органов юридически обязывающее решение по размеру будущего налогообложения, что сильно облегчает инвестиционное планирование.

Другие финансовые меры включают схемы налогообложения для экспатриантов и налоговые льготы для научно-исследовательской деятельности.

На региональном уровне местные налоговые органы также предоставляют ряд льгот, объем которых зависит от различных факторов, например, от количества созданных рабочих мест, местонахождения и др.

Для успеха проекта мало финансового капитала инвестора - страна должна обладать и значительным "человеческим капиталом". Есть ли в Бельгии квалифицированная, многоязычная рабочая сила?

Бельгия наверняка очарует вас своими людьми, говорящими на нескольких языках, и многокультурной средой. Мои соотечественники славятся высокой производительностью труда, гибкостью. Они часто очень способные, говорят на нескольких языках и привыкли работать в международном окружении. Университеты и другие научные институты связаны с предпринимательским сектором.

Благодаря богатству бельгийской культуры и разнообразию бельгийской кухни наши иностранные гости чувствуют себя как дома. Архитектура (например, таких городов, как Антверпен, Брюссель, Гент, Брюгге, Намюр и Льеж), живопись (Рубенс, Ван Эйк, Магритт, Энсор...), мода (Дельво, Биккембергс, Натан, Анн Демёлеместер и др.), театральное, балетное и кулинарное искусство являются лишь некоторыми аспектами, которые создают неповторимую атмосферу. В Бельгии русский гость не бывает далеко от дома благодаря скоростному Интернету и близости столиц: между Брюсселем и Москвой лишь 3 часа полета.

В целом экономический климат страны можно охарактеризовать как "чрезвычайно здоровый". Он соответствует демократической среде с экономической и социальной стабильностью, хорошо развитой финансовой инфраструктурой, высококвалифицированными работниками.

Досье

Бертран де Кромбрюгге родился 3 октября 1955 года. Получил высшее юридическое образование в Католическом университете Левена и окончил университет Намюра, Бельгия. Получил степень магистра гуманитарных наук в области международных отношений в университете Джона Хопкинса. В 1982-1986 гг. - адвокат в Брюссельской коллегии адвокатов. С 1986 года - на дипломатической службе. Занимал различные посты в посольствах Бельгии в Тунисе, в Вашингтоне, в постоянном представительстве Бельгии при ЕС, в министерстве иностранных дел Бельгии. В 2001 - 2003 гг. - советник в кабинете заместителя премьер-министра и министра иностранных дел Луи Мишеля, ответственный за вопросы общеевропейской внешней политики и безопасности. В 2003-2008 гг. - постоянный представитель Бельгии при ОБСЕ (Вена). С 2008 года - Посол Бельгии в Российской Федерации и в Республике Беларусь.

Женат на Терезе Херман, имеет троих детей. Владеет французским, нидерландским, английским, немецким и русским языками.

Открытая экономика – экономика интегрированная в мировую хозяйственную систему, участвующая в МРТ, в которой не существуют ограничения на перемещение товаров и услуг или эти ограничения минимальны.

Факторы, которые повлияли на открытие экономики:

· государство взяло на себя функции стимулирования экспортных производств, поощряя вывоз товаров, капиталов и услуг, содействовало кооперации с ТНК и создало стабильную правовую основу как гарантию инвестиций;

· укрепление ТНК, что позволило обходить барьеры национальных границ и укреплять международный обмен;

· прогресс транспортных и информационных технологий;

· увеличение мобильности населения.

Открытая экономика предполагает целостность экономики, доступность внутреннего рынка (т.е. эта страна сама участвует активно в МРТ и даёт участвовать другим странам в своей экономике). Антиподом открытой экономики является автаркия, которая предполагает опору на собственные силы и изоляцию от внешнего мира.

Преимущества:

1) происходит углубление специализаций и коопераций производства;

2) происходит распространение мирового опыта;

3) происходит рациональное распространение ресурсов в зависимости от их эффективности;

4) рост конкуренции между отечественными производителями, т.е. обостряется конкуренция между импортными и отечественными товарами, и между отечественными товарами.

Недостатки:

1) увеличивается угроза экономической безопасности;

2) опасность массового разорения собственных производителей, чья продукция не конкурентоспособна;

3) интенсивное использование природных ресурсов.

Показатели открытости экономики:

a) экспортная квота – доля экспорта в ВВП

Эк=ЭК/ВВП

если более 10%, то страна активно участвует в мирохозяйственных связях

если свыше 35%, то считается, что страна с открытой экономикой

b) импортная квота показывает как импортные товары участвуют в воспроизводственном процессе страны

Ик=ИМ/ВВП

c) внешнеторговая квота

ВТк=(ИМ+ЭК)/ВВП

d) коэффициенты эластичности экспорта и импорта показывают на сколько возрастает экспорт или импорт при возрастании ВВП на 1%, рассчитывается как отношение процентного изменения стоимости экспорта/импорта за определённый период времени к процентному изменению ВВП за данный период.

если коэффициент больше 1 – речь идёт об увеличении открытости.

Различают:

Малую открытую экономику - экономика небольшой страны; её модель включает счет движения капитала и счет текущих операций. Она представлена на мировом рынке небольшой долей и практически не оказывает влияния на мировую ставку процента, принимая последнюю как данную, поскольку её сбережения и инвестиции – лишь незначительная часть мировых сбережений и инвестиций.

Большая открытая экономика – это экономика большой страны (США, Японии, Китая, Германии и т.д.), оказывающие существенное влияние, как на международную торговлю, так и на мировые финансовые рынки. Большие станы обладают значительной долей мировых сбережений и инвестиций, поэтому оказывают взаимодействие на мировую ставку процента.

Случайные статьи

Вверх