Что такое uber в белоруссии. В Беларусь приходит Uber

В Минске появился сервис такси Uber. Старые таксисты его боятся, зато молодежь активно использует: одни надеются заработать, другие ездить дешевле.

Иллюстративное фото wikimedia.org.

Что такое Uber

Мобильное приложение для поиска такси или подвоза людей за деньги. Его создала международная компания, базирующаяся в Сан-Франциско (США). На сегодня приложение доступно в 375 городах 68 стран.

Каждый человек может посмотреть профиль водителя, марку его машины и их рейтинг, который выставили клиенты. При этом рейтинг имеет большое значение, так как если у водителя он очень низкий, Uber расторгает договор о сотрудничестве.

Это новая технология - люди «делятся услугами». Предсказывают, что таких сетей будет со временем все больше.

Как это работает

Если у тебя есть машина и нужные документы, ты можешь стать водителем Uber и получать 80% от цены каждой поездки, 20% идет Uber-у. Если ты клиент - выбирай самую близкую к тебе машину.

Оплачивать услуги машин Uber можно только банковской карточкой.

Чтобы пользоваться, надо скачать мобильное приложение - под Android или IOs . После нужно зарегистрироваться: ввести контактные данные и номер банковской карточки.

Деньги будут списываться со счета при пользовании, карточку с собой иметь обязательно. Для вызова такси должен работать интернет. Ваше местоположение определяется автоматически. Вы задаете адрес прибытия и выбираете класс автомобиля: в Беларуси это UberBLACK (автомобили представительского класса) и UberX (автомобили комфорт-класса).

Перед заказом такси можно посмотреть примерную стоимость поездки, так как в зависимости от класса авто будут соответствующие тарифы. Цена рассчитывается примерно: в зависимости от трафика, состояния погоды и других факторов сумма может колебаться.

После приложение разыскивает водителей рядом, вам остается выбрать таксиста и ждать его прибытия. По прибытии с вашей карточки снимется сумма проезда. Счет придет на электронную почту.


Если вы - водитель

Если вы имеете собственное авто премиум или комфорт-класса, вы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель - можете стать водителем Uber"а. Для этого нужно:

  • лицензия на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта
  • свидетельство о регистрации юридического лица или ИП
  • технический паспорт автомобиля
  • страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
  • полис о страховании ответственности перевозчика перед пассажиром

Если требования Uber будут соответствовать действительности, будет подписано партнерское соглашение. Каждый водитель может выставить собственный график работы или вообще работать в свободное от работы время. От каждой поездки водитель будет получать 75%. По окончании каждой поездки водитель должен выписывать заказ-наряд на фрахтование транспортного средства для перевозки пассажиров. Этот документ связан с законом «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», где сказано, что «автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении выполняются по договору об автомобильной перевозке пассажиров, а в нерегулярном сообщении - по договору о фрахтовании для автомобильной перевозки пассажиров или по договору о перевозке пассажиров автомобилем-такси (п. 29 Правил о перевозке пассажиров).

По сути, Uber в Беларуси ничем не отличается от обычной службы такси, так как только в некоторых странах законодательство позволяет Uber подписывать договоры с физическими лицами, которые имеют автомобили ниже комфорт-класса. Частным извозом в Беларуси имеют право заниматься только зарегистрированные таксисты.

Дешевле, чем обычное такси?

Многие из пользователей говорят, что такси обошлось им примерно во столько же или дешевле обычного. Действительно ли это так?

UberBLACK (автомобили премиум класса):

Подача авто - 45 000 рублей

Километр поездки - 7000 рублей

Такси «Пятница» (автомобили премиум класса):

Подача авто - 60 000 рублей

Километр поездки - 8500 рублей

UberX (автомобили комфорт-класса)

Подача авто - 27 000 рублей

Километр поездки - 5700 рублей

Такси «Алмаз»

Подача авто - 18 400 рублей

Километр поездки - 5500 рублей

Несмотря на цифры, UberX гарантирует машины комфорт-класса, такие как Skoda Rapid, Kia Rio, Volkswagen Polo, Hyundai Solaris младше 5 лет.

Протесты в Европе

Деятельность сервиса вызвала конфликтные ситуации и протесты во множестве стран, включая Францию, Германию, Италию, Нидерланды. В некоторых странах компания Uber получала штрафы, в других запрещались некоторые или все ее услуги. Проблема связана с несоответствием правил сервиса законодательству в ряде европейских стран (там, где на перевозку пассажиров нужно лицензия). Старых таксистов тревожат также низкие тарифы.

Протесты во Франции:


В Москве таксисты также высказывали недовольство деятельностью Uber, в частности, называя компанию «крупнейшим нелегальным перевозчикам». Департамент Транспорта Москвы и компания Uber договорились подписать специальное соглашение, ограничивающее услуги компании только легальными перевозчиками.

В Минске также недавно собралась стихийная встреча водителей такси.

Плюсы и минусы

  • упрощение заказа такси,
  • можно рассчитать стоимость поездки,
  • можно выбрать класс такси,
  • безналичный расчет,
  • вас не смогут обмануть по цене,
  • можно пользоваться за границей.
  • в Беларуси работает пока что только в Минске,
  • малое количество авто и водителей,
  • UberPOP (самое дешевое по классу такси) из-за законодательства не сможет работать в Беларуси.

Для того чтобы точнее разобраться в особенностях работы в Беларуси, НН побеседовала с Вадимом Можейко, экспертом «Либерального клуба», который после прихода UberX в Минск полностью отказался от других служб такси.


НН: Почему Вы перешли полностью на Uber? Какова была мотивация?

ВМ: Это удобно и качественно. Никаких непонятных переговоров с тетушками по телефону, никакого «ждите, ищу машину». Все видно на карте, прозрачно. Водители культурные, никаких мальчишек в трениках с шансончиком. Расчет по карточке, которую даже не нужно иметь при себе, чего не может предложить ни одна другая служба такси. Здорово, что нет момента расчета, когда тебя будут дурить с невключенным счетчиком, и надо как-то решать это - то ли ссориться, то ли переплачивать. А здесь все автоматизировано, нет субъективного фактора. К тому же, я много путешествую, а вызов такси в новом городе по непонятным тарифу - это всегда головная боль. А с убером я в Берлине открыл обычное приложение на своем планшете - и сразу увидел 4 различных варианта такси, с понятными ценами.

НН: А чувствуется разница между нашим Uber"oм и за рубежом?

ВМ: За границей тебе не выписывают бумажку после поездки, просто попрощался и ушел. У нас Uber работает согласно белорусскому законодательству.

НН: Многие из пользователей жалуются на малое количество водителей в Минске. Вы сталкивались с такой проблемой?

ВМ: Нет, водителей обычно хватает. Впрочем, если будет большой спрос - будут нанимать еще, разумеется.

НН: Вот недавно таксисты заявили, что Uber - последняя капля. Действительно ли есть некая угроза для них в Беларуси?

ВМ: Таксисты боятся конкуренции, так как индивидуальный водитель никогда не сможет построить такую модель, как мировая компания. Впрочем, можно идти на работу в Uber, однако на это способны не все: не хватит ни культуры, ни качества авто. Uber глобально меняет рынок, и это, конечно не нравится тем, кто чувствует: адаптироваться к таким переменам он не сможет.

Впрочем, не надо паники: да, Tesla i Uber в будущем безусловно победят, но ближайшие несколько лет такси «Алмаз» на Lada также будет востребованным в определенной аудитории. Как минимум потому что не все привыкли пользоваться мобильным интернетом и имеют хорошие смартфоны. Поэтому лучше бы протестующие таксисты работали над собственным качеством, учились переключать музыку для клиентов и не мухлевать со счетчиком, а не пугались Uber"a.

Никита Недаверков

На днях в Минске произошли серьезные изменения в сфере пассажирских перевозок: состоялся переход двух крупных сервисов - Uber и «Яндекс.Такси» - на единую платформу для водителей на базе «Яндекс.Таксометр». Клиенты при этом могут продолжать пользоваться тем приложением и тем сервисом, который им удобнее. Пассажирам пообещали сокращение времени ожидания и другие блага, а водителям - меньший холостой пробег. Хотя пока все работает не так четко, как хотелось бы.

Многие наши читатели, пользователи этих приложений, сообщают о том, что в последние дни сервисы работают со сбоями. В целом, проблемы у всех схожие.

Пассажиры: Uber не хочет принимать оплату с привязанной банковской карты, водители требуют наличные

У Uber появилось важное нововведение: теперь клиент может оплатить поездку наличными. «Автомобили, выполняющие заказы Uber и „Яндекс.Такси”, должны быть оснащены кассовыми аппаратами согласно требованиям законодательства для того, чтобы пользователи могли оплачивать поездки не только картой, но и наличными» , - пояснили ранее в Uber.

На практике система работает пока нестабильно. Читатели пожаловались корреспонденту Onliner.by, что приложение не оставляет выбора.

- Опция оплаты по карте не срабатывает, приложение автоматически переводит на оплату наличными. Это проблема, так как я зачастую не вожу с собой деньги - только карту. Терминалов в машинах Uber я пока не встречала. Неприятная неожиданность, когда после завершения поездки водитель начинает требовать деньги, которых у тебя с собой нет! - отметила наша читательница.

Другой пользователь рассказал, что тоже оказывался в такой ситуации.

- Я спросил водителя, получу ли от него чек об оказанной услуге. Он ответил, что кассового аппарата у него пока нет. О какой оплате наличными тогда может идти речь? И почему это должно быть моей проблемой? Если хотите наличные - выдавайте чек. Иначе - списывайте стоимость услуги с карты, - заявил пассажир.

Те, у кого проходит оплата банковской картой, обратили внимание на то, что сумма списывается уже тогда, когда поездка только началась, а не после ее завершения.

- У меня сегодня система не смогла снять деньги с карты, хоть они там и были. И тоже оплату на наличные поменяли. А денег с собой не было. Так водитель согласился ехать дальше только при условии заезда в банкомат - в машине не было банковского терминала. Я специально вызываю Uber, рассчитывая расплатиться картой. А они принудительно меняют способ оплаты - и крутись как хочешь, - пожаловалась еще одна клиентка сервиса.

Ответ Uber

«С 27 июня в Минске доступна новая версия приложения, чтобы совершать поездки, необходимо принять пользовательское соглашение. Когда происходит первый заказ, на карте может быть заблокирована и сразу же разблокирована определенная сумма для проверки работоспособности карты. Это обычная практика всех мобильных приложений, которые связаны с финансовыми транзакциями и банковскими картами. Если же система не авторизовала карту, то может пройти автоматическое переключение на оплату наличными. Если денежных средств на счету достаточно, а произошло переключение на оплату наличными, то необходимо обратиться в службу поддержки, отправив запрос в самом приложении или в соц. сетях. Эта информация оперативно поступает к разработчикам. Нам важно, чтобы приложение было удобным

Клиент как и раньше, может заказывать Uber по выгодным тарифам, но стоимость поездки зависит не только от них. В отдельных районах количество заказов периодически может превышать количество машин, работающих на линии и готовых выполнять поездки. В этом случае алгоритм автоматически формирует повышающий коэффициент – это вынужденная мера, которая помогает воспользоваться такси тем, кому важно уехать максимально срочно, даже в периоды высокого спроса».

Ответ «Яндекс.Такси»

«Карточные терминалы есть не у всех водителей „Яндекс.Такси”. В настоящее время тестируется возможность оплаты поездки с помощью банковской карты, привязанной к приложению „Яндекс.Такси”. Когда опция будет готова к полноценному запуску, мы обязательно об этом сообщим».

Пассажиры: увеличилось время ожидания машины

Другие клиенты жалуются на то, что время ожидания автомобиля не уменьшилось, как было обещано, а, наоборот, увеличилось. При этом некоторые водители ведут себя не вполне корректно по отношению к клиентам.

- Заказал машину через Uber, пришло подтверждение, время ожидания - 8 минут. Ок, меня это устраивает. Неожиданно звонок: «Алло, это водитель. Прошу прощения, но смогу быть у вас не ранее чем через полчаса. Вас это устраивает? Если нет - отменяйте поездку», - рассказал корреспонденту Onliner.by читатель. - Это что вообще такое было? Хорошо еще, что перезвонил сразу: я смог отменить поездку без последствий и не платил за отмену заказа. Вызвал другую машину, но сам себе думаю: «Где меня накололи?»

Еще один пользователь попал в другую курьезную ситуацию.

- Водитель принял заказ, а потом поехал на заправку. В общем, время ожидания с 4 минут увеличилось до 18. Наверное, это моя последняя поездка с Uber.

Многие отмечают, что стало гораздо труднее вызвать машину, причем как через Uber, так и с помощью сервиса «Яндекс.Такси». На ожидание подтверждения хоть от какого-нибудь водителя уходит по 15 минут.

Ответ Uber

«Среднее время подачи автомобиля за последние два дня работы нового приложения Uber составило не более 7 минут, рассчитываем, что в ближайшие несколько недель этот показатель будет еще меньше. Что касается описанного случая, то водитель не должен был принимать заказ, если ему надо было заправить автомобиль. Если такое происходит, рекомендуем писать в службу поддержки».

Ответ «Яндекс.Такси»

«Теперь все водители, подключенные к „Яндекс.Такси” и Uber, получают заказы пользователей обоих сервисов. Конечно, сейчас многие ринулись тестировать работу приложений после объединения платформ - поэтому и ждать иногда приходится дольше. К тому же еще продолжаются организационные и технические процессы. В скором времени все наладится».

Как стало известно сайт, совсем скоро в Беларусь придет инновационный сервис Uber, который еще называют «будущим городских перевозок». Мы встретились с региональными представителями компании, чтобы узнать, какие особенности будут у Uber в Беларуси, какие преимущества у него перед конкурентами и сможет ли сервис заменить белорусам личные автомобили.

Что такое Uber и как он работает?

Сервис Uber завязан на мобильное приложение. Программа определяет ваше местоположение по GPS и автоматически подбирает ближайшего водителя. Машина приедет, даже если вы не знаете точного адреса.

Сразу после заказа система подбирает машину и показывает ее местоположение на карте. Когда машина подъедет, вам придет уведомление. В приложении будут показаны данные автомобиля и имя водителя, которому, если что, можно отправить сообщение или позвонить.

Через приложение можно узнать тарифы для конкретного города. Если вы укажете начальную и конечную точки поездки, то будет рассчитана ориентировочная стоимость. Как только вы доберетесь до места назначения, стоимость поездки (рассчитывается системой) автоматически спишется с ранее привязанной карточки. А квитанция за поездку будет выслана на почту.


Какие преимущества у Uber по сравнению с обычными такси?

— Uber очень быстро растет, быстрее, чем Facebook и Google, — рассказали нам в компании. — За последние несколько лет мы приросли на 150 новых городов. Наша идея — сделать транспорт доступным и надежным.

Представители сервиса уверены, что у Uber есть преимущества, которых нет ни у одного существующего сервиса такси в Беларуси:

Во-вторых, с Uber можно легко разделить стоимость поездки. Если вы едете с компанией, у которой есть Uber-аккаунты, это делается в два клика.

В-третьих, это ценовая доступность. В Uber убирается промежуточное звено диспетчерских, что позволяет пассажиру платить меньше, а водителю, наоборот, зарабатывать больше (пока нам не раскрыли стоимость километра поездки по Минску, но пообещали, что она будет вполне доступной. - сайт).

В-четвертых, оптимальная система распределения заказов. С Uber машина приезжает максимально быстро. Даже в Москве средний срок подачи машины составляет 3−4 минуты.

В-пятых, это система рейтингов. После каждой поездки пассажир должен оценить водителя. Водители с рейтингом ниже 4,6−4,7 (в разных городах по-разному) попросту отключаются от системы, что стимулирует их быть максимально корректными и вежливыми. Точно так же и водители оценивают пассажиров, и если вы будете неоднократно вести себя неадекватно, придется вызывать обычное такси — в Uber вас заблокируют.


При этом схитрить и попытаться каким-либо образом обмануть систему рейтингов и комментариев, в том числе финансово, у водителей или пассажиров не получится, рассказали нам в компании. В Uber целая отлаженная система антифрода (борьбы со злоупотреблениями), которая не позволит этого сделать, в том числе опираясь на огромный опыт работы в крупнейших городах мира.

Возникновение спорных ситуаций также будет решаться очень быстро — этим будет заниматься русскоязычная служба поддержки. Как утверждают в Uber, почти 100% вопросов пассажиров и водителей решается после первого письма (встроенная опция в приложении).

— Таким образом, Uber — это саморегулируемая система, в которой защищен и пассажир, и водитель.

Какие особенности работы Uber в Беларуси?

— В Беларуси мы планируем внедрить исключительно лицензионные сервисы, такие как UberBLACK (машины представительского класса, более дорогие тарифы) или UberX (обычные автомобили, доступная стоимость).

Нам рассказали, что партнерами Uber будут только юридические лица или индивидуальные предприниматели, обладающие соответствующей лицензией на пассажирские перевозки.

— Оплата будет производится, как и в других городах, где работает Uber. Вы скачиваете приложение, регистрируете там свою банковскую карточку, а оплата производится автоматически по окончании поездки.

Если на карточке нет денег (например, вы забыли о том, что потратили средства), то водителю все равно компенсируется эта поездка, а аккаунт пользователя временно замораживается до зачисления на карту средств и последующего поступления оплаты.

Оплаты наличными не будет, что в Беларуси, в целом, не является серьезным недостатком, учитывая уровень проникновения банковских карт.

В первое время Uber будет работать исключительно в Минске. Компании интересны города с населением полмиллиона и более человек. Впрочем, не исключено, что в будущем сервис появится и в областных центрах.

О негативе

— За Uber в последнее время тянется шлейф негатива, какой-то неверно поданной информации, прежде всего, касающейся того, как работает компания, — замечает представитель компании. — К примеру, у Uber был такой шеринговый (sharing) продукт, как UberPop, который не менее инновационен, чем AirBNB. Во многих странах он отлично развивался, однако во Франции , и в итоге там был принят закон, сделавший UberPop незаконным.


Фото: Reuters

UberPop — ныне не работающий сервис заказа машин с непрофессиональными водителями, часто не имеющими лицензии. Стоимость поездки при этом была гораздо ниже, чем в традиционном такси, — это своеобразный лоукост Uber.

— Хочу сразу добавить, что никакого UberPop в Беларуси не будет. Мы стартуем с исключительно лицензионным продуктом, у нас будут партнеры — индивидуальные предприниматели или юрлица, получившие лицензии, которые будут платить налоги согласно законодательству страны, — рассказал представитель компании.

В Uber утверждают, что компания настолько стремительна и инновационна, что это вызывает крайне недоброжелательное отношение со стороны конкурентов. Раздутый скандал с UberPop, сверхвнимательное отношение к каждому негативному случаю, связанному с Uber, — к этому в компании уже привыкли.

И о конкурентах в Беларуси

После того как в начале года о скором приходе Uber, игроки рынка такси зашевелились. В страну сервис SayTaxi, многие службы такси мобильными приложениями, призванными упростить вызов машин. Как же с ними будет бороться Uber?

— Uber ни с кем не борется. У нас нет задачи выдавить кого-то с рынка. Мы являемся дополнением действующей транспортной инфраструктуры города и предоставляем дополнительный выбор пользователям.

Есть неправильное мнение, что мы забираем рынок у такси-служб. Это не так. В Сан-Франциско за последние четыре года количество такси не сократилось, а машин Uber стало в несколько раз больше, чем такси. Т. е. можно говорить, что создается альтернативный рынок.


Фото: wikimedia

Городские перевозки нового поколения?

— Сейчас у нас в Беларуси вызывают такси только в случае крайней необходимости, — уверены в Uber. — Если есть хоть малейшая возможность отказаться от такси, мы это делаем. И дело не только в деньгах — дело в потенциальном назойливом общении водителя, шансоне, возможно, неприятных запахах в салоне. Кроме того, вы часто не знаете, сколько будет стоить ваша поездка: включит ли таксист счетчик или нет, как и на сколько он посчитает поездку без счетчика. В Uber этого не будет.

— Мы видим, как меняется система использования транспорта в крупных городах, — людям часто проще и дешевле отказаться от собственного транспорта в пользу Uber. Возможно, так когда-нибудь будет и в Минске, — оптимистично заключил представитель компании.

А у вас был опыт поездок с Uber в других странах? Напишите о нем в комментариях.

Случайные статьи

Вверх